Вячеслав гордеев — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Советский и российский солист балета Вячеслав Гордеев: биография, личная жизнь, творчество

Перечисление наград Вячеслава Михайловича Гордеева займет печатный лист, а перечень исполненных им партий и поставленных балетных миниатюр и спектаклей – еще три. Звезда мирового балета, основатель и руководитель театра «Русский балет», педагог и хореограф всех призов, званий, наград и должностей добился сам, своим трудом и талантом.

Молод и сейчас

В балете Вячеслав Гордеев состоялся полностью. Человек огромной жизненной энергии, он и сейчас остается востребованным активным членом общества. По его собственным словам, самое страшное для него состояние – «доживать».

Детство обычного московского мальчика

Родился Вячеслав Михайлович 3 августа 1948 года. Он коренной москвич. Родители будущей звезды мирового балета защищали Родину на войне 1941-1945 гг. Отец Михаил Васильевич получил ранение, а мать Любовь Николаевна, женщина очень одаренная, прекрасно играющая на нескольких музыкальных инструментах, сообщение о капитуляции Германии встретила в Берлине. После войны родители трудились в конструкторском бюро, в котором собирались «Бураны». Вячеслав Гордеев рос гиперактивным мальчиком и занимался всеми доступными видами спорта (футбол, волейбол, бокс, позднее — теннис и восточные единоборства).

Первое потрясение

Но в десятилетнем возрасте он увидел по телевизору трансляцию балета «Ромео и Джульетта» с легендарной Г. Улановой в главной роли. Сам спектакль, его трансляция по телевизору был событием общегосударственного значения. Оно и определило судьбу впечатлительного мальчика. Слава Гордеев стал заниматься в самодеятельной балетной студии при клубе «Красный октябрь». Но мама не мыслила тогда категориями «солиста Большого театра» и решила связать будущее своего ребенка с более конкретной и мужской профессией.

Случайность, определившая дальнейшую жизнь

Благодаря усилиям мамы мальчика принимают в Суворовское училище, попасть в которое было очень трудно. Документы собраны, ребенок острижен, и Вячеслав Гордеев с мамой идут оформляться в престижнейшее учебное заведение.

«Золотой мальчик»

Еще будучи студентом училища В. М. Гордеев выезжал за рубеж. В Париже и Лондоне он танцевал па-де-де (одна из основных балетных форм) из балета «Пламя Парижа». Успех был ошеломляющий. «Золотой мальчик» — прозвище, которое Гордеев получил за рубежом, — прикрепилось к нему не только из-за золотого костюма: западная публика по достоинству оценила молодого танцора.

Осуществившаяся мечта

По окончании училища уже признанный выпускник мог выбирать, с каким театром связывать свою судьбу. Его настойчиво, вплоть до беседы с тогдашним министром культуры Е. А. Фурцевой, приглашали во вновь создаваемый «Молодой балет» (он задумывался как лицо советского балета, предъявляемое западу). Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко тоже предлагал молодому артисту сразу же ведущие партии и оклад выше 200 рублей. Вожделенная мечта молодого танцовщика — Большой театр — тоже брала его в свою труппу, но только в кордебалет с окладом в 98 рублей. Он с восторгом принимает последний вариант. Чуть позднее Гордеев становится солистом главного театра страны и служит там до 1989 года. Репетировал роли в БТ Гордеев под руководством Алексея Варламова.

Талантливый и удачливый

В 1971 году Гордеев стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов балета, а в 1973-м ему достались золотая медаль и первая премия Московского международного конкурса, на котором обладательницей гран-при становится Надежда Павлова. Этот конкурс принято считать местом рождения знаменитого дуэта — Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев. К этому времени молодой солист Большого театра — уже признанная звезда советского балета, известный за рубежом и обласканный правительством. Хотя 5 раз он становился невыездным, всегда вмешивались или власти, или проведение, и Вячеслав Михайлович догонял в столицах мира свою труппу.

По-прежнему гиперактивный

Вячеслав Гордеев, личная жизнь которого к тому времени обрастала легендами, ничего не отрицал и ни за что не оправдывался. Ему приписывали связи с десятками жен миллиардеров и даже президентов, да и невыездным он два раза становился из-за любви к нему иностранок. Надо сказать, что Гордеев обладал удивительной энергией и работоспособностью. И в силу этих природных данных его хватало и на любовь, и на работу. Он и ученикам своим говорит о том, что, если достаточно у них сил на все, хорошо, не хватает, необходимо делать выбор.

Первый брак

Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев стали знаменитой советской парой, которые представляли стиль Большого театра 70-х годов. В 1975 году «золотой мальчик» и «чудо-девочка» поженились, а в 1986-м развелись.

Второй брак и создание собственного театра

Второй брак Гордеева тоже распался, хотя длился более 20 лет. Женой была Майя Саидова (Руденко), в браке родились двое детей. Гордеев Вячеслав Михайлович – счастливый человек. Все, за что он берется, у него получается. Звание народного артиста СССР он получил в 1984 году в возрасте 36 лет. Театр «Русский балет», который он создал на основе ансамбля «Классический балет», признан и у нас, и за рубежом, а в 2005 году Гордеев открывает при театре школу-студию современного классического танца, которая пользуется очень большой популярностью.

Заслуженные звания и награды

Награды Гордеев получал и как танцовщик, и как постановщик, и как балетмейстер. В 1983 году он окончил факультет журналистики МГУ, а в 1987-м – балетмейстерский факультет ГИТИСа, в котором с 1993 по 1998 год вел курс балетмейстеров-педагогов.

Третий брак

После 60 лет Вячеслав Гордеев, личная жизнь которого опять изменилась, женился в третий раз. В этом браке у него родились и подрастают двое сыновей. Надо ли говорить, что он в восторге от своей нынешней жены – замечательной пианистки Оксаны (с отличием окончила Московскую консерваторию). Последняя жена Вячеслава Гордеева младше мужа на 26 лет. Сыновья Никита и Саша пошли в отца – даже он считает их гиперактивными.

Хороший русский человек

В круг увлечений Вячеслава Михайловича входит и архитектура, которой Гордеев В. М. довольно успешно занимается. Человек он напористый и удачливый. Кроме того, во всех своих интервью он ни о ком не отозвался плохо и отношения поддерживал даже с Нуриевым и Барышниковым.

Патриот и жизнелюб

Он любит свою Родину и любит Большой театр, несмотря на обиды, нанесенные этим скандальным учреждением: с ним дважды без видимых причин расторгали контракты. Может быть, потому что жизнь баловала его, Вячеслав Михайлович, судя по его интервью, — большой оптимист и жизнелюб.

Вячеслав Гордеев, балет для которого был смыслом всей его жизни, предан ему и сейчас. Его стараниями «Русский балет», несущий просветительскую миссию, имеет высокопрофессиональную труппу, насчитывающую более 100 человек, замечательное театральное здание в Кузьминках и прекрасные отзывы.

Вячеслав Гордеев: «Павлова меня предала!»

«Золотой мальчик» и «чудо-девочка» — так называли Вячеслава Гордееву и Надежду Павлову. Они выступали вместе, танцуя все главные партии в Большом, потом стали мужем и женой… Сегодня, спустя 30 лет после громкого развода, Гордеев рассказал всю правду о своих романах и женах.

— Вячеслав Михайлович, у вас в свое время было одно из самых больших «министерств» при Большом театре (так назывались сообщества поклонников). А отношения с поклонницами были?

— Конечно, бывали. Если они едут за тобой по стране на гастроли, то как не завязаться каким-то контактам? Что касается романов, то первый серьезный случился у меня в 19 лет. В тот год между Большим театром и Ла Скала состоялся культурный обмен.

Мы отправляли к ним свою оперную труппу, а они к нам — балетную. И я влюбился в итальянскую балерину. На людях позволял себе много лишнего, не скрывал свою любовь, проводил с девушкой много времени, ездил провожать в аэропорт. В итоге меня сделали невыездным. Это в первый раз.

Потом меня лично пригласили на гастроли в Европу и, дабы не портить международные отношения, за границу меня выпустили. В Италии снова встретился с той самой балериной, мы гуляли, в гостинице я почти не появлялся. Коллеги о таком «аморальном» поведении сообщили куда следует, и мне опять прикрыли выезд из страны. Ну а в третий раз мне запретили выезжать после развода с Павловой.

«ЦЕЛАЯ КАМПАНИЯ БЫЛА, ЧТОБЫ НАС РАЗВЕСТИ»

— Вот как Надежда Павлова вспоминала ваши годы жизни с ней: «Мы прожили со Славой 10 лет, но семья в привычном смысле слова у нас не сложилась. На людях мы всегда держались за руки, улыбались и выглядели идеальной парой. Но это был просто творческий союз. Нас искусственно «спарили». Так правда, что вас поженил КГБ по аналогии со знаменитой парой космонавтов — Николаевым и Терешковой?

— В 1973 году нас объединили в дуэт для участия во Втором международном балетном конкурсе в Москве. Павлова там взяла гран-при, я — «золото». В 4-м управлении Минздрава у меня работала знакомая, которая сделала нам две путевки в сочинский санаторий. Ну а в Сочи, вы понимаете, темные ночи (смеется)…

Мне было 25, ей – 18, и в этом возрасте все чувства обострены максимально. По-моему, между нами были и любовь, и страсть, и искренняя нежность. Кстати, именно при моем участии Павлову взяли в Большой театр, где она станцевала «Жизель», а на следующий день мы сочетались браком.

Гуляли в «Метрополе», куда пришли 80 гостей. Хотя, признаться, в принципе я был против женитьбы — у неженатого человека больше творческих возможностей. Я танцевал со всеми балеринами, а потом стал выступать только с Павловой. Был период, когда мы танцевали и все новогодние «Щелкунчики», и все главные спектакли…

Читайте также  Валерия новодворская - биография знаменитости, личная жизнь, дети

— Наверняка у многих в Большом театре ваша пара вызывала чувство зависти — вы были на виду и слишком успешны. А почему разошлись в итоге?

— Целая кампания была, чтобы нас развести, — ну и развели. Нас долго держала профессия — хотелось быть самыми лучшими. Профессия же нас и разлучила — безумно тяжело оказалось постоянно быть вместе и на сцене, и дома. Наша жизнь была как натянутая струна, и стоило чуть задеть — она лопнула.

У Нади случился роман с психотерапевтом, у которого она лечилась от депрессий (Константин Окулевич. — Ред.), и она заявила мне, что на небе соединена с этим человеком, поэтому должна быть лишь с ним и на земле. Я даже не стал разбираться и предложил разойтись, раз она с ним соединена. Но самое печальное было, что Павлова меня предала.

Дело в том, что в этот период у меня была возможность выехать в Аргентину — эти гастроли для ансамбля «Московский балет» я долго пробивал. Поэтому попросил Надю не сообщать в театре о разводе, пока мы не уехали. А она сразу все доложила. Поездку отменили, а у меня в тот день в первый раз схватило сердце. Я понял: если человек может предать в этом, то и в остальном на него тоже нельзя положиться.

«ЖАЛЕЮ, ЧТО У НАС С НАДЕЙ НЕ БЫЛО ОБЩИХ ДЕТЕЙ»

— Имущество как делили?

— У меня есть принцип: если человек что-то требует, надо ему это отдать, потому что мне это счастья не принесет. Так что единственное, за что я держался при разводе, была квартира, которая мне дорога как память о маме — она много сил вложила в ее ремонт и, возможно, на нем подорвала свое здоровье. Но Павловой грех жаловаться — я был рукопожатный во всех слоях общества и смог сделать ей квартиру на Третьяковке.

— После Павловой вы еще дважды были женаты. Ваша третья супруга Оксана на 26 лет вас младше. Это не мешает отношениям?

— Я всю жизнь с молодежью — в театре, со студентами в ГИТИСе. Для меня это — не новость. Для нее — тоже (смеется). Работал в Уфе, ставил спектакль «Золушка», а она там была концертмейстером, аккомпанировала. Так и встретились. Оксана знакома с моей второй супругой Майей — они вместе работали в театре «Русский балет». К тому времени отношения с женой были практически исчерпаны, на пустом месте родилось новое чувство. О наших с Оксаной отношениях стало известно. Тогда и начались скандалы, разрыв — все пошло своим обычным ходом.

Но о предыдущих женах сегодня ничего плохого сказать не могу. Единственное, о чем жалею, так это о том, что с Павловой не было общих детей — я хотел, а она была не готова. Майя же мне подарила дочь и сына, два сына есть и от Оксаны. Я себя ни в чем не виню, уверен, что по жизни сделал все правильно…

Вячеслав Гордеев – биография, фото, личная жизнь, новости, балет 2018

Вячеслав Гордеев: биография

Жить балетом – это о Вячеславе Гордееве. В начале блистательного творческого пути будущий артист жадно вгрызался в гранит хореографической науки. Дни и ночи напролет проводил в Большом театре, доводя пластику до совершенства, впитывал каждое слово наставника, отказывался от любимых хобби.

Вячеслав Гордеев

Такую фанатичную преданность делу и редкую работоспособность оценила в нем сама Майя Плисецкая. Мозоли на спине, гвоздь, впившийся в ногу во время выступления на сцене, изнурительные тренировки, тяжелая травма, уход, депрессия – ничто не остановило его в служении искусству.

Детство и юность

Вячеслав Гордеев родился 3 августа 1948 года в семье конструктора и инженера знаменитого машиностроительного завода в Тушино. Родители, пережившие Великую Отечественную, мечтали, чтобы сын обладал «твердой» профессией. Дирижер военного оркестра оказался наиболее подходящим вариантом. Мальчик постигал музыкальные азы и не без успеха исполнял маленькие пьесы на трофейном аккордеоне из Берлина, где мать встретила победный 1945-й.

Вячеслав Гордеев в молодости

Гордеевы жили возле стадиона, поэтому увлечения ребенка были предопределены – хоккей, бокс, баскетбол. Первое знакомство с фильмом-спектаклем с Галиной Улановой в главной партии привело в самодеятельную студию «Красный Октябрь», а объявление о наборе в хореографическое училище по пути в Суворовское – к зачислению из 600 претендентов и большому балету.

Балет

Первое место учебы закрепило в своем талантливом воспитаннике важные качества – целеустремленность, полную отдачу, организованность, способность преодолевать физические и эмоциональные нагрузки. Позднее это помогло ему за полгода восстановиться после тяжелейшего разрыва ахиллова сухожилия и не оставить добровольную «каторгу в цветах».

Артист балета Вячеслав Гордеев

1000 прыжков в день, авторитет педагогов, уроки звезд советского балета, первые турне за рубежом, где получил прозвище «золотой мальчик», позволили сбыться заветной мечте начинающего танцовщика – попасть в Большой театр. Здесь он дебютировал в сложнейшей по пируэтам и прыжкам роли Арлекина в «Щелкунчике». Уже после первого появления о Гордееве заговорили как о новой звезде.

Позже сложился театральный и семейный дуэт с «чудо-девочкой» Надеждой Павловой, которому рукоплескали русские и зарубежные зрители. На гастролях в Венской опере завязались приятельские отношения с великим Рудольфом Нуреевым.

«Запомнил его лояльным и милым, совсем не заносчивым. Если ему нравился человек, то он был абсолютно открыт. Когда мы пересекались в какой-нибудь стране, он всегда звонил, предлагал посидеть вечером в ресторане. Однажды в Америке подарил мне огромную коробку, где лежали несколько сотен виниловых пластинок: все оперы Моцарта, он знал, что мной они любимы, и записи той музыки, которую, по его мнению, надо знать», – вспоминает Гордеев.

За 20 лет Вячеславу Михайловичу посчастливилось исполнить множество партий, редко выпадающих на долю одного артиста. Среди них – Принц-Щелкунчик, Альберт, Ромео и Спартак. Последняя главная роль – в «Лебедином озере».

Вячеслав Гордеев и Надежда Павлова в балете «Лебединое озеро»

В 1981 году попробовал себя в качестве балетмейстера. Параллельно учился в МГУ, по окончании поступил в ГИТИС, куда позже вернулся преподавать в статусе профессора. На пике творческой карьеры возглавил «Русский балет», объездивший весь мир и отмеченный большим количеством наград:

«Я родил «Русский балет», и для меня он ноша не тяжелая. Сейчас ребенок подрос, на руках не нянчу, иду рядом и не чувствую усталости».

За время руководства Большим театром в репертуар вернулись «Ромео и Джульетта», «Раймонда», «Паганини», впервые прошел вечер современной хореографии и концерт к юбилею Ольги Лепешинской. С 1999 года являлся официальным представителем Фонда Рудольфа Нуреева в России.

Личная жизнь

Вячеслав Гордеев был трижды женат и, по собственному признанию, каждый раз руководствовался исключительно чувствами. Первый брак и творческий союз с Надеждой Павловой (несмотря на фамилию, никаких родственных связей с величайшей балериной XX века Анной Павловой не выявлено) просуществовал более 10 лет.

Свадьба Вячеслава Гордеева и Надежды Павловой

Как отметила народная артистка балета в интервью «АиФ», семья создавалась в угоду публике и поэтому не принесла личного счастья. Ее бывший муж считает, что «если вместе танцуете, лучше не жениться», а развод спровоцировала зависть людей, желавших разрушить символ советской эпохи.

Вячеслав Гордеев и его вторая жена Майя Саидова с детьми

Второй супругой стала Майя Саидова, после свадьбы заведовавшая музыкальной частью его театра. В 1993 и 1995 годах появились дети. Однако длительные отношения не сложились. Сейчас дочь Любовь, благодаря отцу, находится на учебе в Лондоне, а сын Дмитрий получает второе высшее образование в Московском государственном университете.

Вячеслав Гордеев и его третья жена Оксана Золотарева с сыновьями

Третья жена – пианистка Оксана Золотарева – на 26 лет моложе избранника, но это не помешало привнести долгожданное спокойствие в личную жизнь. Пара воспитывает двоих сыновей. Никита родился в 2005-м, Саша – спустя 4 года. Старший учится в Кадетском корпусе, младший увлекается теннисом.

Кстати, современная писательница и историк Людмила Гордеева – всего лишь талантливая однофамилица Вячеслава Михайловича, никак к его биографии не относящаяся.

Вячеслав Гордеев сейчас

Он активен, неутомим, спортивен и подтянут. И хотя Интернет не располагает точными сведениями о росте и весе, глядя на фото, не верится, что танцовщик летом 2018-го отметил 70-летие. А все потому, что день начинается у балетного станка и продолжается в постоянных репетициях и уроках. Теперь это нужно не для выхода на сцену, а для примера ученикам.

Вячеслав Гордеев в 2018 году

Увлекается архитектурой. В 2016-м, не дождавшись финансирования, самостоятельно занялся строительством на дачном участке детской школы искусств по своему проекту. Впоследствии туда смогут попасть все желающие без экзаменов.

Большой театр к юбилею артиста приготовил «Баядерку», а в Сергиевом Посаде, где Вячеслав Михайлович почти 5 лет был депутатом Московской областной думы, запланирован праздничный концерт.

Вячеслав ГОРДЕЕВ

С Вячеславом Гордеевым, известным танцовщиком, балетмейстером и создателем театра «Русский балет», я встретилась в самый разгар репетиций его нового балета «Золушка». До премьеры — 20 ноября — оставались считанные дни.

Читайте также  Дарья донцова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вячеслав ГОРДЕЕВ

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

— Вячеслав Михайлович, а вам не жалко, что балетная карьера очень быстро заканчивается?

— К сожалению! Мы все это очень сильно переживаем, переживаем по-разному, но всегда очень болезненно. Всегда это какой-то жизненный слом. Если каждое утро привык делать класс, а однажды просыпаешься и вспоминаешь, что тебе его делать не надо, что ты на пенсии, а тебе при этом только сорок лет, ты еще молодой мужик.

— А для себя потренироваться?

— Для себя можно, но профессионально уже не нужно. и впереди никакой цели нет. И вот танцовщики сразу начинают набирать вес, меняются внешне. У нас даже бывают нервные срывы.

— Если честно, вы боитесь старости?

— Конечно, боюсь! Нет таких людей, которые ее не боятся. Те, кто говорит, что не боятся, просто играют.

— А ужас старости для вас в чем — в физической немощи?

— Да во всем! У нас в балете шутили: если ты проснулся и у тебя ничего не болит, значит, ты уже умер. Так вот в старости, я думаю, у меня должно ВСЕ болеть. Особенно при нашей такой тяжелой работе. Я, например, рвал ахилл, у меня сплошные миозиты, я выворачивал оба плеча, ломал себе пальцы на ногах и руках, я рвал себе мениски. И со временем, наверное, все это «богатство» будет реагировать даже на погоду. Плюс ко всему перегрузки влияют и на внутренние органы. По-другому работают сердце, почки, печень. Постоянные диеты, поддержание себя в форме обязывает временами жить на таблетках — это же все не остается для организма без последствий.

— А смерти вы боитесь?

— А вы видели жизнь после смерти?

— А я видел! На американском небоскребе я потерял сознание и умер. Было очень жарко, а у нас была экскурсия вокруг Нью-Йорка по Гудзону на пароходике. И я свою кепочку отдал девушке, а сам ходил с непокрытой головой. К вечеру мы с моим приятелем стали подниматься на Эмпайр-стейт-билдинг. Он взял напрокат большую кинокамеру, видеокамер еще не было, а кинокамеры были дорогие — они тогда стоили семь тысяч долларов. Мы стояли в лифте, и я ударился локтем, по всему телу стала распространяться покалывающая боль. Я упал и вдруг увидел свое тело, распростертое внизу, увидел, как вокруг тела начали суетиться артисты. Кто-то закричал: «Давайте стул!» Кто-то: «Давайте воду!» Достали воду и стали брызгать. И от каждого попадания водой мне, парящему, становилось очень плохо, потому что это состояние полета было очень приятным. Я видел и тоннель, и свет в конце тоннеля. Мне хотелось сказать: «Да оставьте меня, мне так хорошо!»

Но тут я, парящий, вижу, как к камере моего приятеля, о которой он в суматохе забыл, подходит негр, спокойно надевает ее на плечо и двигается к лифту, чтобы спуститься. И тогда я, лежащий, говорю приятелю: «Леня, твою камеру сейчас стащат!» Он выбежал и действительно в последний момент успел сдернуть ее у негра с плеча и вернулся ко мне. Потом меня привели в чувство, и это было мучительно. Состояние было ужасное. Но я действительно видел всю сцену сверху, потому что снизу я просто не смог бы — народ вокруг меня стоял плотным кольцом, я просто не увидел бы кражи. Душа потребовала вмешательства и навела порядок.

У меня, кстати, был еще один странный случай. Я страшно устал после занятий. Училище тогда только переехало в новое здание, и мы не успели еще обойти все комнаты. А нашими соседками были девочки-итальянки. Благодаря им я выучил итальянский язык — стихи на нем писал.

— Да вы романтик.

— Меня называют последним романтиком Большого театра. Ну, вот. я так устал — ни рук ни ног не чувствую. И решил расслабиться по йоге: нужно, чтобы тело осталось внизу, а душа воспарила, тогда тело максимально отдыхает. И вот я лег, расслабился, и раз. у меня начали раздваиваться руки, потом и все тело, я завис сам над собой, потом мне стало интересно, а как там итальянки, чем занимаются?! Форточка была открыта, и мой дух вылетел через форточку на улицу, залетел в соседнюю комнату и осмотрелся: комната, как наша, только стоит большой шкаф, а на шкафу какая-то скульптура, прикрытая тряпкой. Естественно, я не мог, будучи бесплотным, сам ее развернуть. Там были еще кое-какие нюансы, я не буду о них рассказывать: в общем, проснулся я через час отлично отдохнувшим. А на следующий день пошел в комнату к итальянкам и обнаружил этот большой шкаф, и на шкафу стоял бюст Ленина, прикрытый материей. Вот вам сейчас смешно, а я был просто в ужасе, значит, я действительно прилетал к ним и все это видел?! Но это было со мной только один раз и больше не повторялось.

— А вы серьезно занимались йогой?

— Как и всем другим, чем я занимался. Когда я первый раз приехал в Индию, я потребовал, чтобы меня отвезли в школу йогов. Организаторы не знали, где их найти, но мы попали-таки к настоящим йогам. И они показали нам все свои трюки — промывание и медитацию. Я вообще очень упорный в достижении цели. Например, в балетном училище мне казалось, что я толстый. Сейчас я смотрю на свои фотографии и вижу, какой был худой, но мне казалось иначе. И кто-то мне посоветовал применять водный массаж. Струей разбивать мышцы и убирать жир, который появляется между ними. И я каждый день в душе откручивал распылитель и сильной струей массировал по часу каждую ногу. Потом один старший товарищ сказал мне, что не ел пять дней и сбросил энное количество килограмм. Я решил, раз он может, я тоже смогу! Когда я проголодал пять дней, мне показалось этого мало. А дело было зимой, я ходил весь синий и мерз даже в помещении. Притом я не сбавлял оборотов в работе. И вот я до Нового года дотянул — это было десять дней, а на праздновании Нового года съел яблоко и понял, что все нарушил. и стал есть. А так я, может быть, и умер бы от голода. Я вообще многое делал, чего не следовало. В училище я начал серьезно заниматься дыханием и плаванием. В шесть утра вставал, шел в бассейн, с семи до восьми я плавал. И с мокрой головой садился в автобус, особенно «хорошо» это было зимой, когда сосульки висели на волосах, и ехал к девяти часам в училище заниматься классом. Целеустремленный очень был. Тогда у меня были амбиции — стать лучше всех. И не только в балете. Я учился в простой школе и занимался французским языком, за один год выучил столько, что в хореографическом училище языком не занимался, а сразу пришел на госэкзамен.

— А зачем вам понадобилось, уже будучи народным артистом СССР, поступать на журфак?

— Я хотел издавать профессиональный балетный журнал, которого не было. И для этого решил поступить на журфак. У нас в то время были гастроли в Новосибирске, и оттуда я летал сдавать экзамены. Отучился на вечернем отделении шесть лет вместо пяти, потому что очень много ездил с гастролями.

— Вы к любому делу так основательно подходите: задумав издавать журнал, оканчиваете факультет журналистики?

— Так для того чтобы делать дело хорошо, нужно в него основательно войти. Например, сейчас, ставя балет «Золушка», я слушаю музыку практически 24 часа в сутки — и в машине, и в кабинете, и на репетициях, естественно. И эта музыка звучит для меня каждый раз по-другому. А Прокофьева надо именно многократно слушать, чтобы эта музыка стала тебе доступной.

— А после журфака вы еще окончили ГИТИС.

— Ну, это по прямой моей специальности, после того как у меня произошел один казус. На всесоюзном конкурсе балетмейстеров я выставил два своих номера. Они прошли с оглушительным успехом. Один из номеров назывался «Гусляр».

Пару, которая танцевала этот номер, вызывали 13 раз. И, естественно, я рассчитывал на первую премию, а получил только диплом. В списке лауреатов меня не было. Я очень разозлился и довольно резко сказал об этом одному из членов жюри. А он мне извиняющимся тоном ответил: «Мы хотели дать вам премию, но потом выяснилось, что у вас нет даже балетмейстерского образования. » И после этого я поступил в ГИТИС, а так как у меня уже было одно высшее образование, мне многие предметы перезачли, я сдал специальность и за полтора года окончил институт.

— А жена у вас чем занимается?

— Она у меня пианистка. Майя окончила и консерваторию, и аспирантуру, и вообще уникальная женщина во всех смыслах. У нее феноменальная память, она может любой рассказ пересказать строка в строку. Феноменальная зрительная память — Майя может посмотреть, например, на английский текст в пол-листа и пересказать его. Или пишет мне факсы на итальянском языке без единой ошибки. И, несмотря на то что знаем мы его примерно на одном уровне, я делаю пару ошибок в словах, а она пишет абсолютно правильно. На итальянском ли, на немецком — на любом языке. Как она это делает, мне непонятно.

Читайте также  Билл мюррей - биография знаменитости, личная жизнь, дети

— Но ваша семья все же строится вокруг вас?!

— Ну я надеюсь! Ну а как по-другому? Сейчас, правда, центр внимания уже перемещается на детей. Сыну исполнилось шесть. Он родился со мной в один день — 3 августа. Такой замечательный подарок мне жена на день рождения сделала. А дочери восемь лет, она уже учится во втором классе и сейчас пошла в подготовишки в хореографическое училище.

— А вы не против? Это же адский труд!

— Дочь стала танцевать с четырех лет под видеомагнитофон. И на сегодняшний день она знает весь балетный репертуар и вариации. И может станцевать любую.

— И как вы относитесь к такой династийности?

— Когда моя дочка поступала на подготовительное отделение в хореографическое училище, несмотря на то что они с женой отсидели во всех очередях и последними просматривались на отборочных турах, все равно не избежали пересудов. Пошел шумок среди родителей: «А-а! Вот гордеевская дочка! Она наверняка блатная. Нам здесь делать нечего, раз таких детей приводят!» И я боюсь, что и дальше по жизни ей это будет скорее мешать, чем помогать. А данные у нее очень хорошие. И у нее и у сына абсолютный слух, можно сказать, абсолютная выворотность, абсолютная координация. А сын у меня по-детски дирижирует. С двух с половиной лет он в лицо знает Каррераса, Паваротти, Доминго. Я думаю, что редкий ребенок в два с половиной года знает такие имена. Его любимый дирижер — Джеймс Левайн.

— А вы не считаете, что лишаете своих детей детства?

— Что делать?! Но это такое увлечение! Притом увлечение не на один год или месяц. Это увлечение на всю жизнь. Балет — это болезнь! Это творчество! Здесь ничего нельзя сказать заранее. Но если у человека призвание, то, конечно, игра стоит свеч. Да, это очень тяжело. Да и ритм жизни сейчас совсем другой. Я, сравнивая со своим детством, учебой в школе, помню, что у меня было свободное время. Я и по двору гонял, и дрался, и играл в разные игры. А сейчас у детей времени свободного нет. Вот сын занимается в подготовительном классе в школе, ходит к логопеду и в музыкальную школу, и получается, что три дня в неделю он занят с утра до вечера. Но. Плох тот родитель, который не желает славы для своих детей.

Конечно, я хочу, чтобы они были лидерами в любой области, которую изберут.

Наталья ДЮКОВА

В материале использованы фотографии: Александра БАСАЛАЕВА

ВЯЧЕСЛАВ ГОРДЕЕВ: «ЛУЧШИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ Я ПРОВЕЛ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ»

Легендарный танцовщик, балетмейстер, педагог, худрук Московского государственного театра «Русский балет», народный артист СССР Вячеслав Гордеев отметил не только 70-летие, но и 50 лет творческой жизни. По этому поводу 3 ноября в его честь в Большом театре, где он прослужил почти 25 лет, состоится балет «Баядерка», и Гордеев лично будет принимать поздравления.

Танцевал в паре с женой

— Вячеслав Михайлович, восхищаюсь вами. В немалые лета вы столько работаете, что впору спросить – откуда черпаете силы?

— Когда речь идет о любимой работе, она не может надоесть, она может только радовать и придавать сил.

— У танцоров век короткий. Вы долго танцевали?

— Долго. Последний раз на творческом вечере, посвященном 55-летию. Если говорить о Большом театре – 23 года. В целом моя жизнь делится на несколько этапов: первый – Большой театр, где выходил на сцену со своей первой женой Надеждой Павловой, потом жизнь без Большого театра и с другой женой.

— Вторая жена тоже танцовщица?

— Она пианистка, у меня все жены, кроме Павловой – пианистки. Еще этап – это «Русский балет», которым руковожу до сих пор, ставлю спектакли. Был период — с 1995 по 1997 годы, когда являлся худруком балетной труппы Большого театра.

— Какой из периодов был самым счастливым?

— Когда танцевал в Большом. Это были лучшие годы, ни о чем другом я не думал. Только творчество – репетиции, выступления, гастроли.

— Не просто так критики на заре карьеры называли вас «золотым мальчиком».

— И последним романтическим принцем. Статья вышла в «New-York Times» после нашего выступления с Павловой в балете «Ромео и Джульетта». Тогда американцы написали: «Они пришли, мы их увидели, и они нас победили!». Мне повезло: в Большом театре я танцевал весь репертуар в один период с такими выдающимися танцовщиками, как Васильев, Лавровский, Владимиров. Они были старше меня, а сзади наступало другое поколение — Годунов, Богатырев, Кондратов, Цивин. И в этом оазисе меня заметили, отметили и вывели на передовые позиции.

— И это несмотря на то, что в балет вы пришли чуть позже своих сверстников?

— В хореографическое училище при Большом театре я пришел в 12 лет, хотя принимали 10-летних. Но в тот год набирали курс «для особо одаренных детей». Я шел по Пушечной улице с мамой, и мы увидели объявление о приеме в хореографическое училище. Конкурс — 600 человек на три места. Одно оказалось моим.

— Когда в 26 лет вы порвали ахиллово сухожилие, многие решили, что это конец карьеры. А вы через полгода вышли на сцену.

— Для этого пришлось невероятно много трудиться. Каждый день в больнице с костылями стоял у окна, как у станка, разрабатывал ногу. Когда вышел на работу, все элементы стал переделывать на другую ногу — вращения, прыжки и т.д. И через 5 месяцев с Большим театром поехал на гастроли, поддержки делал, хотя толком ходить не мог.

Майя ни в чем себе не отказывала

— Несмотря на возраст, вы до сих пор занимаетесь у станка.

— Движение для меня — потребность, хотя усилия приходится прилагать, выносливость уже не та. Но я работаю с молодежью, и распускаться нельзя. Поэтому ежедневно вместе с артистами «Русского балета» делаю класс у станка, как минимум, полтора часа. Даже во время отдыха в Турции занимался в тренажерном зале, ходил на «качалки», обязательно вставал к станку. В море проводил от 3 до 5 часов. Активно плаваю на дистанцию брасом и кролем.

— Диет не придерживаетесь?

— Когда танцевал, придерживался, хотя мужчине особо диета не нужна. Женщинам – может быть. Плисецкая, например, всегда говорила, что «режимит». При этом я видел, что она себя не истязала, как другие девочки, всегда хорошо ела. Она себе ни в чем не отказывала – ни в еде, ни в удовольствиях. И была очень естественной в общении. У нас были замечательные отношения. Я гостил у нее на даче в литовском Тракае, она брала меня в свои поездки. Майя меня выделяла, уважала как танцовщика. Я отвечал ей взаимностью.

— В самом начале разговора я призналась, что восхищаюсь вами. Вдвойне потому, что на собственные средства на своей загородной земле достраиваете школу искусств, где будете заниматься с детьми. Невероятно!

— Больше скажу: я сам делал проект будущего здания, ровно также, как делал проекты своей квартиры и дачи, активно участвовал в строительном процессе. И еще на начальном этапе проектирования школы искусств купил в Китае четыре бронзовые статуи «Времена года» и скульптуру «Три грации». Планирую сделать интерьер, воспевающий красоту человеческого тела. Чтобы дети, которые будут ходить в эту школу, видели хоть и копии, но образцы высокого искусства.

— Большой участок отвели под школу?

— Порядка пяти соток. Земли у меня хватает, но разрешение у родственников всё равно спрашивал. У меня большая семья, четверо детей.

— К слову, о детях. Мужчина должен вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Первые два пункта вы выполнили. А последний?

— У меня приличная часть участка была занята лесом. Но короед его загубил. Пришлось спилить сто десять деревьев. На месте уничтоженного леса посадил ели, много яблонь, груш и смородину. Пересадил три дуба, которые росли на месте, где будет строиться школа. Я люблю дубы, в них есть необъяснимая сила, и листья у этого дерева чистые. Вот клен – вроде красивое дерево, но когда листья опадают, превращаются в кашу. А у дуба лист висит до морозов, и падает уже на снег. Я люблю природу, много гуляю, и для меня природный интерьер очень важен.

Беседовала Наталья Анохина
Фото из личного архива Вячеслава Гордеева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: