Виктор пелевин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Жизнь замечательного Пелевина. Неизвестная биография автора «Generation П»

Пелевин — самая закрытая и секретная фигура современной русской литературы. Впрочем, тут палка о двух концах: надо понимать, что эту таинственность во многом раздувает сам Пелевин. То есть, собственно говоря, сам Пелевин не делает ничего — просто ничего. Только раз в год выпускает по книжке. Он не дает интервью, в сети висит лишь несколько его старых фотографий — словом, затворник, отшельник. По этой причине его сравнивают с Сэлинджером — хотя другие бы сказали, что их объединяет больше то, что оба мужчины или что оба едят суп.

Тайну, которую своим бездействием в области самопиара создает Пелевин, находит живой отклик в народе. Непривыкшие к такому поведению, мы и окрестили его загадочным. А может, ему просто нечего сказать? Или жизнь у него не особенно интересная?

Интересная или нет, но о ней российским и зарубежным почитателям Пелевина почти ничего не известно. Однако не так давно в свет вышла книжка, которая по непонятным причинам прошла почти незамеченной и сенсацией не стала, — «Пелевин и поколение пустоты» (изд-во «Манн, Иванов и Фербер»). Журналисты Сергей Полотовский и Роман Козак скрупулезно вытащили на свет божий все, что только можно было найти о Пелевине, опросили его друзей, знакомых и даже учителей.

В день рождения автора «Омон Ра», «Чапаев и пустота» и других культовых романов AиФ.ru публикует любопытные факты из жизни Виктора Пелевина, собранные для книги «Пелевин и поколение пустоты».

— В 1998 году журнал New Yorker назвал Пелевина в числе лучших молодых (около 35 лет) писателей планеты. О Пелевине там было написано три предложения, в которых он сравнивается со знаменитым американским писателем, сатириком-абсурдистом и ветераном Второй мировой Джозефом Хеллером. А в 2009 популярный портал openspace.ru прозвал Пелевина главным интеллектуалом России.

— Виктор Пелевин не ведет блогов, сайтов и аккаунтов. Сайт www.pelevin.ru представляет из себя одну страницу с изображением недостроенного Дворца советов (с громадным Лениным на макушке) и обращением: «Витя! Когда найдется время, позвони мне, чтобы доделать сайт. А то люди ждут, и ничего не происходит. Мой телефон: Тема». Речь идет об Артемии Лебедеве.

— Мама Пелевина — директор гастронома № 8 (Пятницкая, 52) Зинаида Ефремова, папа — преподаватель военной кафедры МГТУ им. Баумана Олег Пелевин. В детстве он жил с родителями в крошечной квартирке на Страстном бульваре и ходил в школу в Леонтьевском переулке. Позже отцу по военной линии дали трехкомнатную квартиру в Чертаново, где писатель жил очень долго, а недавно купил еще одну квартиру в том же районе.

— После школы поступил в Московский энергетический институт на факультет электрооборудования и автоматизации промышленности и транспорта. Известно, что учился там на отлично и получал стипендию в 45 рэ. Кроме того, писал выделявшиеся по форме и содержанию фантастические рассказы в институтскую стенгазету.

— В перемещался по Москве, ходил в модной кожаной куртке, читал Кастанеду и изучал дзен-буддизм. Его друг тех времен Сергей Москалев вспоминает в своей книге «Словарь эзотерического сленга»: «Когда в начале появилась в Москве уринотерапия, первыми адептами ее стали несколько мистиков. Витя П. очень бравировал тем, что пил свою мочу. Во время одного из вечерних сборищ с застольем он сказал, что не будет пить вина, но, если ему позволят, он тяпнет мочи. Все, естественно, согласились, он принес полстаканчика мочи, пристроил его между угощением, искоса глядя на реакцию окружающих, но вдруг вспомнил, что ему понадобится запить, вышел на кухню за водичкой. Когда он вернулся, то увидел смеющегося NN в окружении восхищенных лиц: оказалось, тот „махнул“ Витину мочу. Витя понял, что акции его крутизны резко упали, и стал капризничать, мол, что же он будет теперь пить и т.д. Тогда NN невинно так говорит: „Хочешь, я тебе своей налью?“».

Впрочем, тот факт, что под Витей П. имеется в виду именно Пелевин, еще надо доказать.

— После института и аспирантуры работал над проектом электропривода городского троллейбуса с асинхронным двигателем, а по распределению попал в троллейбусный парк на улице Лесной. В то же время начал писать статьи для журналов.

— Первой популярной работой Пелевина стал перевод английской книги «Гадание по рунам» Ральфа Блюма, опубликованный в журнале «Наука и религия» тиражом около миллиона экземляров. Любители гаданий писали в редакцию письма с вопросами и предложениями. А первая художественная публикация — крошечный рассказ «Колдун Игнат и люди», опубликованный в «дырке» в одном из номеров этого журнала за 1989 год.

— В 1988 году поступил в Литературный институт на заочное отделение — семинар прозы. Тот самый институт, который недавно признали неэффективным. Бросил спустя три года. Биографы писателя нашли один из отзывов на рассказы Пелевина, которые обсуждались на семинарах его мастера Михаила Лобанова. «Авторские поиски, идущие скорее от отвлеченного философствования, а не от подлинного духовного опыта». Надо сказать, именно из-за отвлеченного философствования сегодня не приемлют Пелевина те читатели, которые не причисляют себя к его поклонникам.

— Повесть «Омон Ра», написанная в и вышедшая в в получила две литературные премии созданного под патронатом Бориса Стругацкого объединения фантастов «Интерпресскон».

— В своей книге «Хрониках российской Саньясы» Владислав Лебедько («академик странных академий», психолог, маг, эзотерик) намекает, что именно он стал прототипом образа Чапаева. Кроме того, он вспоминает: «Один раз мы с П-ным нажрались грибов так, что П-н вышел из Васиного дома на четвереньках, укусил грозную собаку овчарку так, что она забилась в будку, потом пошел в другой домик, лег спать и всю ночь толкал кого-то. Потом утром проснулся — он, оказывается, с другой грозной овчаркой спал».

— Фраза Чапаева «Вот вам моя командирская зарука» из романа «Чапаев и пустота» ушла в народ как крылатая. Еще одна из самых известных пелевинских цитат: «Антирусский заговор, безусловно, существует — проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России».

— Рок-музыкант Сергей Шнуров: «В „Чапаеве“ есть такой х. который поет жопой. Прочитав Пелевина, я понял, что нужно делать группу „Ленинград“. Через год это и случилось».

— Действительно широкую популярность Пелевин получает в когда издается, а потом переиздается «Чапаев и пустота». К концу десятилетия он становится вполне высокооплачиваемым писателем. «В 1999 году Пелевин мог заработать почти 10 тысяч долларов».

— По словам критика Татьяны Москвиной, в текст «Поколения П» включены слова, сказанные однажды Борисом Березовским. Их встреча произошла в 1998 году в помещении верхнего буфета Театра имени Моссовета после спектакля «Горе от ума», где Олег Меньшиков, режиссер-постановщик и исполнитель главной роли в этом спектакле, праздновал свой день рождения.

«Березовский был таким же, как на экране телевизора, — маленький, аутичный, кажущийся печальным, ничего не излучающий, — пишет критик Татьяна Москвина. — Он поблагодарил Меньшикова за доставленное сегодня удовольствие. «Я даже не заснул, как обычно, — признался олигарх. — Вы, Олег, уносите нас в прекрасное, фантастическое царство, где мы забываем, насколько мерзка жизнь. — Тут Березовский саркастически и скорбно засмеялся: — Вы даже не представляете, насколько она мерзкая, эта жизнь. ».

По словам Москвиной, на встрече присутствовал и Пелевин. «Автор «Чапаева и Пустоты» держал Меньшикова за руки и, почему-то поминутно целуя его то в левую, то в правую щеку, пытался рассказать буддийскую притчу про ад цветных металлов, который предназначен специально для актеров, — вспоминает Москвина . — А Борис Абрамович сказал тост в честь артиста, запомнившийся, кстати, Пелевину, потому что тот вставил кое-что из этого текста в свой роман «Поколение П».

— Популярная реклама «Квас не кола, пей „Николу“» растет ногами из романа Пелевина — в «Generation «П» возник слоган «Спрайт — не кола для Николы».

«Слоган „Квас не кола, пей „Николу“!“ навеян произведением «Generation П» Виктора Пелевина, — признавался в интервью газете „Деловой Петербург“ Никита Волков, директор по маркетингу „Деки“. — Мы зарегистрировали наш товарный знак в марте, и все права на него принадлежат нам. Все время хотим поблагодарить Пелевина, но контактов нет“. Производители якобы пытались выйти на Пелевина, чтобы выкупить у него права на слоган, но не достигли успеха. Поэтому решили использовать его на свой страх и риск».

— В 1997 году несколько завсегдатаев «Клуба чайной культуры», в число которых входил и Пелевин, отправились в тур по даосским монастырям. синолог Бронислав Виногродский и художник Гермес Зайгот вспоминают эпизод, связанный в запиской, которую как-то утром они обнаружили в одном из монастырей: «Я, Виктор Пелевин, начинаю трехдневный ритрит (обет — В.К.) молчания. Просьба меня не беспокоить. Все вопросы в письменном виде».

— Практически во всех пелевинских произведениях в том или ином виде упоминается кокаин.

— По словам разных друзей, в «тусовочные» годы в среде любителей эзотерики курили и употребяли все, что только можно было найти, включая грибы (хотя именно кокаин был редок). Есть свидетельства того, как Пелевин интересовался таблетками экстази и использовал другие наркотики. Но сейчас, говорит Зайгот, «он ничего не употребляет, катается на велосипеде и ведет очень здоровый образ жизни, занимается тай-чи. Прется на чае».

— Легенда гласит, что, перейдя из издательства «Вагриус» в «Эксмо», Пелевин запросил миллион долларов авансом в обмен на обязательство каждый год выдавать по книге, и очень высокие роялти — один доллар с каждой отпечатанной книги.

— По словам Гермеса Зайгота, у Пелевина есть «одно пространство — квартира в Чертанове под квартирой его мамы, так там одна комната — это жесткая лежанка, маленький столик с Playstation и громадный телевизор; абсолютно белые стены и зеркальный шкаф, в котором десять одинаковых черных костюмов.

— Громкий скандал в 2006 году, когда за месяц до публикации романа «Empire V» черновой текст книги попал в интернет, до сих пор не раскрыт — был это пиар-ход или правда. Было заведено уголовное дело, злоумышленник, выложивший рукопись в сеть, был найден, но не был привлечен к ответственности за недостаточностью улик.

— По выходу фильма «Generation P» Пелевин написал режиссеру отзыв: «Фильм мне нравится». В написании сценария и съемках не участвовал никак.

— «Когда я о нем тогда писал, мне Глеб Успенский дал его домашний номер (мобильные были еще не в ходу), — вспоминает Алексей Беляков. — Звоню: „Алло, здравствуйте!“. Отвечает глухой мужской голос: „Ты звонил. Ты звонил-звонил-звонил. Звонил. “ и так монотонно бормочет несколько минут, словно находясь в иной реальности. Я понял, что контакт невозможен, и повесил трубку. Больше по этому номеру уже никто не отвечал.

Впрочем, нельзя исключать и того, что Беляков просто ошибся номером».

Виктор Пелевин

Биография

Виктор Пелевин – культовый российский писатель, автор романов, которые стали бестселлерами и переведены на многие языки мира. Он редко дает интервью и не появляется на публике. Кажется, что Пелевина окружает пустота, к которой он, любитель буддизма и мистики, стремится. Но от того и интереснее читать его произведения, каждое из которых можно разобрать на цитаты.

Читайте также  Фенимор купер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Детство и юность

Виктор Пелевин родился 22 ноября 1962 года в Москве. Отец, Олег Анатольевич Пелевин, был преподавателем на военной кафедре МГТУ им. Н. Э. Баумана. Мать писателя, Зинаида Семеновна Ефремова, преподавала английский язык в школе. Детские годы Виктора прошли в Москве. Сначала его семья жила на Тверском Бульваре, а через некоторое время переехала в Чертаново, южный район столицы.

Пелевин получил образование в престижной школе № 31 с углубленным изучением английского языка, располагавшейся в центре Москвы. Сегодня она изменила формат и стала гимназией № 1520 им. Капцовых. В то время вместе с будущим писателем учились дети представителей высшего общества и партийной элиты СССР.

По воспоминаниям журналиста Андрея Трушина, дружившего тогда с будущим литератором, Виктора можно было охарактеризовать как человека «трогательного». Он уделял много внимания собственному внешнему виду: одежда на нем всегда соответствовала моде. Во время прогулок Пелевин импровизировал целые рассказы, где абсурд, жизнь и фантазия переплетались в единое художественное произведение, выражающее отношение молодого парня к школе и учителям.

В 1979 году Пелевин поступает в Московский энергетический институт, где учится на факультете электронного оборудования автоматизации промышленности и транспорта. После окончания учебы его приняли инженером на кафедру электротранспорта. В 1987-м Виктор поступил в аспирантуру МЭИ, где написал диссертацию на тему электропривода троллейбуса с асинхронным двигателем. Защита этой работы так и не состоялась, поскольку Пелевин решил изменить сферу своей деятельности.

Каких-то два часа остается до завершения трансляции документального фильма, поднимающего культурный слой в поиске.

В 1989-м он поступает на заочное отделение в Литературный институт им. А. М. Горького, на курс прозы под руководством Михаила Лобанова. Через 2 года студент был отчислен. Позже писатель сказал, что потраченные на институт годы были напрасны. По его словам, единственной целью во время учебы в этом вузе было налаживание связей, которые Виктору так и не понадобились.

В институте будущий автор познакомился с Альбертом Егазаровым – молодым прозаиком, который в свободное время торговал крайне редкими в Москве той эпохи компьютерами. Некоторые эпизоды его биографии Пелевин вплетает в свою собственную, а также в сюжетные линии своих персонажей. Так, например, в биографической справке, которую Виктор заполнял в журнале «Знамя» накануне публикации романа «Омон Ра», писатель указал: «Род занятий – компьютерный спекулянт».

На деньги, вырученные с продажи компьютеров, Альберт решает открывать собственное издательство. В это же время к компании присоединяется студент дневного отделения, эксцентричный секретарь комсомольской организации Виктор Куллэ, ставший позднее известным литературным критиком. Именно он договорился с ректором института о предоставлении помещения для будущего издательства взамен на ежегодную публикацию произведений, написанных студентами.

Так было создано издательство «Миф», главой которого стал Альберт Егазаров, а его редакторами и заместителями по делам прозы и поэзии выступили Пелевин и Куллэ. На этой должности Виктор подготовил к изданию трехтомное собрание сочинений Карлоса Кастанеды, перевод которого стал гораздо легче читаться после редакторских правок Виктора.

Личная жизнь

Писатель создал вокруг своей личности огромное количество слухов и мистификаций, известнейшей из которых является гипотеза о том, что под псевдонимом Виктор Пелевин работает группа людей. Существованию этого мифа способствуют все факторы, начиная от тематики творчества и заканчивая тем, что сам литератор ведет крайне закрытый образ жизни, не дает интервью и не появляется в обществе. Поэтому информация о личной жизни Пелевина сохранена им в тайне. Известно только, что у прозаика нет жены и детей.

Долгое время авор не создавал персональных аккаунтов в социальных сетях. Но с 2017-го от его имени начала действовать страничка в «Инстаграме», где за год появилось несколько фото. Также у писателя в разработке находится официальный сайт.

Виктор – приверженец буддизма. Он неоднократно посещал страны Востока: Непал, Южную Корею, Японию и Китай.

Литература

В начале 90-х Пелевин начинает публиковаться в серьезных литературных издательствах. Зимой 1991 года он пришел в редакцию журнала «Знамя» с рукописью романа «Омон Ра». Редакционной коллегии произведение понравилось и было утверждено к публикации. В марте 1992-го там же выходит «Жизнь насекомых» в жанре романа, героями которого стали типичные представители общества переходного периода. За это произведение писатель удостоился премии журнала «Знамя». Годом позже за сборник рассказов «Синий фонарь», ранее неизвестный критикам, Пелевин номинируется на Малую Букеровскую премию.

В 1993-м писатель был принят в Союз журналистов. Тогда же выходит эссе «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма», опубликованное в «Новой газете». Эта работа была достойной реакцией литератора на критические отзывы о его творчестве, которые тот остро переживал.

В это же время берет свое начало миф о том, что писателя Пелевина не существует, а есть только цепочка сообщений на экране. Так писал о нем Александр Вяльцев, выступая с разгромной критикой произведений в статье «Заратустры и мессершмидты».

В 1996 году журнал «Знамя» публикует работу, позднее охарактеризованную как «первый дзен-буддистский роман», под названием «Чапаев и пустота». Книга получила литературную премию «Странник», а в 2001-м вошла в список престижнейшей Дублинской литературной премии.

В 1999 году выходит легендарный роман Виктора Пелевина «Generation П», ставший культовым и принесший автору особый статус в русской литературе. Сюжет произведения повествует о поколении людей, чье становление пришлось на время слома эпох – время, когда СССР перестал существовать, а прежние ценности рушились.

Эту работу можно отнести к литературе постмодерна, где реальность встречается с фантастическими образами, смешиваясь в театр абсурда. Хотя сам Пелевин в интервью удивлялся: откуда в стране мог появиться постмодернизм, когда долгое время существовал только советский реализм? Особое место в жизни персонажей романа занимают наркотические вещества, которые порой действуют в качестве движущей силы сюжета.

«В наше время люди узнают о том, что они думают, по телевизору» Виктор Пелевин, писатель.

В 2004 году на прилавках книжных магазинов появляется 6-й роман Пелевина «Священная книга оборотня» о любви лисы-оборотня по имени А Хули и волка-оборотня, генерал-лейтенанта ФСБ Александра Серого. Сюжет произведения перекликается с сюжетными линиями «Generation П» и рассказа «Принц Госплана».

Следующий роман, который пополнил библиографию Пелевина, – Empire V, также известный под названием «Повесть о настоящем сверхчеловеке». Он вышел в 2006 году. Примечательно, что в работе присутствует персонаж из «Generation П». Создание таких перекрестных линий характерно для стиля Пелевина.

В 2009 году издательство «Эксмо» выпускает роман «t», в котором смешивается русская история и восточный мистицизм, где путешествие графа «t» (намек на Толстого) в Оптину Пустынь приравнивается к поиску Шамбалы. В 2011-м выходит постапокалиптический роман Пелевина S.N.U.F.F. Работа отмечена премией «Электронная книга».

Спустя 2 года появился «Бэтман Аполло», а в 2014-м писатель порадовал читателей новым произведением «Любовь к трем цукербринам» об атрибутах современного общества. В 1-м томе романа «Смотритель», который Виктор Пелевин назвал «Орден желтого флага», автор обратился к личности императора Павла I. По сюжету книги Павел попадает в иной мир благодаря воздействию алхимии и получает в проводники учителя.

Желания — они как крысы, скребущиеся в темноте. Только включишь свет, только удостоверишься в их действительном присутствии, как они тут же убегают прочь. Виктор Пелевин | Из интервью.

В 2016 году увидел свет роман «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», созданный из 4 частей. Бытовой сюжет, повествующий о жизни семьи Можайских, переплетается с фантасмагорическими элементами.

В 2017 году из-под пера писателя вышел 15-й роман iPhuck 10, главным героем которого стал цифровой алгоритм с именем Порфирий Петрович. Компьютерная программа занимается расследованием преступлений, а на досуге пишет книги. За эту работу Виктору Пелевину вручили литературную премию Андрея Белого. А по мнению издания «Форбс», роман попал в рейтинг самых продаваемых книг года наряду с произведениями Татьяны Устиновой, Дины Рубиной, Пола Хокинса, Джоджо Мойеса и других писателей.

27 сентября 2018 года увидел свет 16-й роман Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи». В нем гармонично переплетены блестящая сатира, тонкая ирония, потрясающий гротеск. В основе сюжета – история бизнесмена Федора, пресыщенного жизнью. Однажды он знакомится с молодым человеком Дамианом, который продает богатым людям счастье.

Книги Виктора Пелевина по традиции выходят в конце лета. В августе 2019 года в продажу поступил сборник «Искусство легких касаний». Он состоит из двух повестей и одного рассказа. В «Иакинфе» друзья-хипстеры бродят по Северному Кавказу, в «Искусстве легких касаний» русские хакеры внедряют толерантность на Земле, в «Столыпине» речь идет о столыпинском вагоне, в котором перевозят заключенных.

Виктор Пелевин сейчас

Новый роман «Непобедимое солнце», выпущенный издательством ЭКСМО, был презентован читательской аудитории 27 августа 2020 года. Пелевин расписал его на 700 страниц, чем, конечно же, обрадовал преданных поклонников. Читается юмористическое фэнтези легко и динамично. Но без философских размышлений, которые стали визитной карточкой писателя, не обошлось.

В центре сюжета – девушка по имени Саша, типичная «миллениалка», прогрессивная москвичка, феминистка. Вируса еще на горизонте нет, поэтому она отправляется в путешествие, которое было обещано ей Шивой на индийской горе Аруначала.

В своем соло-трипе Саша столкнется с интересными персонажами, а также прикоснется к глобальной тайне. После поездки она изменится, а как именно, можно узнать, прочитав роман.

Сейчас идут съемки фильма «Ампир V», основанного на сюжете произведения Empire V. Его выход запланирован на 2021 год. В картине Виктора Гинзбурга, уже работавшего с прозой Пелевина ранее, главного героя сыграет Павел Табаков. Еще занимаясь экранизацией «Generation П» в 2011 году, режиссер задумал «Ампир V». Тем более что первый фильм оказался успешным по кассовым сборам и был тепло принят кинокритиками. В главных ролях также появятся Мирон Федоров, Вера Алентова, Марина Зудина.

Цитаты

«Чте­ние — это об­ще­ние, а круг на­ше­го об­ще­ния и де­ла­ет нас тем, чем мы явля­ем­ся.»

«Милосердие в том, что вместо крематориев у вас телевизоры и супермаркеты. А истина в том, что функция у них одна.»

«Не ищи во всем символического значения, а то ведь найдешь. На свою голову.»

«Я с детства считал, что отношениям мужчины с женщиной не хватает той доверительной и легкомысленной простоты, которая существует между друзьями, решившими вместе принять на грудь.»

«Миром управляют финансисты. Финансистами управляют масоны. Масонами управляют рептилоиды. А кто управляет рептилоидами?»

«Истина настолько проста, что за нее даже обидно.»

Виктор Пелевин – биография, фото, книги, личная жизнь писателя


Имя: Виктор Пелевин (Victor Pelevin)

Дата рождения: 22 ноября 1962 года

Возраст: 55 лет

Место рождения: Москва

Рост: 170 см

Деятельность: писатель

Семейное положение: не женат

Виктор Пелевин — биография

Писатель Виктор Олегович Пелевин является редактором Wikipedia. Все считают его человеком загадочной судьбы. Некоторые факты его биографии можно считать мистическими.

Детские годы, семья Пелевина

Родился мальчик в Москве в семье преподавателя военной кафедры и заведующей гастрономом. Всё детство прошло в районе Чертаново. Виктора определили в школу с английским уклоном, в которой он полюбил не только иностранный язык, но и филологию. Языкознание не стало приоритетом в выборе профессии после школы. Виктор подал документы в столичный энергетический институт.

Читайте также  Артур бесчастный - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Пелевин считался лучшим студентом, после окончания вуза его с удовольствием оставили при институте. О писателе мало воспоминаний, но некоторые его учителя и те, кто учился в школе и в институте, говорят, что Пелевин обладал очень замкнутым характером, был весьма эрудированным молодым человеком, но дружить ни с кем не желал.

Будущий писатель окончил аспирантуру и поступил в Литературный институт. Бросил учёбу, но подружился с Альбертом Егазоровым и Виктором Куллэ, которые открыли своё издательство. Пелевин устроился к ним в качестве редактора, потом его взяли в издание журнала «Наука и религия». Пелевин увлёкся восточным мистицизмом.

Виктор Пелевин — литературная биография, книги

Самой первой литературной работой автор считает удачный рассказ о колдуне Игнате. Пелевин не сразу ворвался в литературу, первый его сборник рассказов был встречен критиками с недоверием. Только чуть позже сборник «Синий фонарь» был удостоен Малой букеровской премии. Все очередные произведения, принадлежащие перу писателя, не стали залёживаться на полках магазинов.

Так было с романами «Омон Ра», «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота». Пелевин был удостоен премии «Странник» за своего Чапаева, а потом номинировали на премию International Impac Dublin Literary Awards. Произведения автора ожидают с нетерпением. Его очередной роман «Generation П» разошёлся по всему миру огромным тиражом. Виктор Олегович самый известный автор современности, в творчестве которого прослеживаются философские мотивы совместно с эзотерикой и сатирой.

Произведения этого автора переведены на много языков мира, несколько романов экранизированы. Иногда становится странным рождение идей всех романов писателя. В «Омоне Ра» ведётся рассказ о курсантах лётного училища. Учебное заведение носит имя Маресьева. Курсанты пережили ампутацию ног, а потом, как и лётчик-герой войны заново обучаются ходьбе и танцу. Попутно заходит разговор ещё об одном военном заведении. Имя ему дал ещё один герой Павел Корчагин. Выпускники, выходящие из его стен, инвалиды по зрению. Пелевин очень часто ставит своих героев в экстремальные и чрезвычайные ситуации.

Он проверяет характер своих персонажей. Писатель не отдаёт предпочтение какому-то одному периоду времени. Для него нет таких границ и рамок. Революция и Великая Отечественная война, современная жизнь и далёкое будущее. Иногда происходит просто игра слов, имён и названий. Дивизия носит имя Чапаева, а главный герой имеет странную фамилию – Пустота. Что хотел сказать этим автор, о какой пустоте идёт речь? Нужно прочесть и философски поразмышлять вместе с автором над всеми вопросами, которые он задаёт себе и читателям.

Виктор Пелевин — биография личной жизни

Писатель не женат. Он не распространяется о своих любовных романах, не даёт интервью средствам массовой информации. Эта страница биографии пока пустует. Предпочитает интернет-общение, что вызывает целую бурю кривотолков. Литераторы, критически настроенные на творчество писателя, злорадствуют по этому поводу, говоря о том, что автор вымышленный. Высказывается мнение, что над романами работает целая группа авторов.

Пелевин ещё ни разу не присутствовал лично ни на одной церемонии вручения премий. Виктор не пытается развенчать все мифы о биографии своей личности, не общаясь с журналистами. Ни одна телевизионная программа не может похвастаться тем, что Виктор Пелевин принял приглашение и явился перед взором пытливых зрителей и поклонников. В некоторых случаях, показываясь перед публикой, он предстаёт в чёрных очках.

Особенности книг Пелевина

Чтобы прочесть романы Пелевина, нужно обладать знаниями и воображением. У автора много отсылок, много загадок. Наряду с философичностью построения его произведений, язык лёгкий, чтение становится увлекательным. Главные герои характерные, яркие. А жанр порой нельзя определить однозначно. Чаще всего смешивается несколько жанров, что делает развитие сюжета самым необычным.

Герои романов часто употребляют наркотики, что становится очень странным и непонятным: откуда эти ощущения известны самому писателю. Но тут Пелевин категоричен: наркотики ему неведомы. Иногда современного автора сравнивают с Гоголем и Булгаковым из-за его мистичности сюжетных линий. Пелевин и его произведения не нуждаются в рекламе.

Виктор Пелевин — биография, информация, личная жизнь

Виктор Пелевин

Виктор Олегович Пелевин. Родился 22 ноября 1962 года в Москве. Русский писатель, автор романов «Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Generation «П»» и «Empire V». Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993) и «Национальный бестселлер» (2004).

Виктор Олегович Пелевин родился 22 ноября 1962 года в Москве в семье Зинаиды Семёновны Ефремовой, которая работала директором гастронома (по другим данным — школьной учительницей английского языка), и Олега Анатольевича Пелевина, преподавателя военной кафедры МГТУ им. Баумана.

В детстве жил в доме на Тверском бульваре, затем переехал в район Чертаново.

В 1979 году Виктор Пелевин окончил среднюю английскую спецшколу № 31 (сейчас гимназия им. Капцовых № 1520). Эта школа находилась в центре Москвы, на улице Станиславского (теперь Леонтьевский переулок), считалась престижной.

После школы поступил в Московский энергетический институт (МЭИ) на факультет электрификации и автоматизации промышленности и транспорта, который окончил в 1985 году. В апреле того же года Пелевин был принят на должность инженера кафедры электрического транспорта МЭИ. Упоминалось также, что он служил в армии, в Военно-воздушных силах, однако годы его службы не назывались.

В 1987 году (по другим данным — в апреле 1985 года) Пелевин поступил в очную аспирантуру МЭИ, в которой проучился до 1989 года (диссертацию, посвященную проекту электропривода городского троллейбуса с асинхронным двигателем, не защищал).

В 1989 году Пелевин поступил в Литературный институт им. Горького, на заочное отделение (семинар прозы Михаила Лобанова). Однако и здесь он проучился недолго: в 1991 году его отчислили с формулировкой «за отрыв от института» (сам Пелевин говорил, что его отчислили с формулировкой «как утратившего связь» с вузом). По признанию самого писателя, учёба в Литературном институте ничего ему не дала.

Во время учёбы в Литинституте Пелевин познакомился с молодым прозаиком Альбертом Егазаровым и поэтом (позднее — литературным критиком) Виктором Куллэ. Егазаров и Куллэ основали свое издательство (сначала оно называлось «День», затем «Ворон» и «Миф»), для которого Пелевин как редактор подготовил трёхтомник американского писателя и мистика Карлоса Кастанеды.

С 1989 по 1990 год Пелевин работал штатным корреспондентом журнала «Face to Face».

Кроме того, в 1989 году он стал работать в журнале «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму. В том же году в «Науке и религии» был опубликован рассказ Пелевина «Колдун Игнат и люди» (в Сети можно найти также информацию, что первый рассказ писателя был опубликован в журнале «Химия и жизнь» и назывался «Дед Игнат и люди»).

В 1992 году Пелевин выпустил первый сборник рассказов «Синий фонарь». Сначала книга не была замечена критиками, однако спустя год Пелевин получил за неё Малую букеровскую премию, а в 1994 году — премии «Интерпресскон» и «Золотая улитка».

В марте 1992 года в журнале «Знамя» был опубликован роман Пелевина «Омон Ра», который привлёк внимание литературных критиков и номинировался на Букеровскую премию.

В апреле 1993 года в том же журнале был опубликован следующий роман Пелевина — «Жизнь насекомых».

В 1993 году Пелевин опубликовал в «Независимой газете» эссе «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма». Это эссе, бывшее ответом писателя на неодобрительную реакцию некоторых критиков на его творчество, впоследствии стало упоминаться в СМИ как «программное». В том же году Пелевин был принят в Союз журналистов России.

В 1996 году в «Знамени» был опубликован роман Пелевина «Чапаев и Пустота». Критики говорили о нём как о первом в России «дзен-буддистском» романе, сам же писатель называл это своё произведение «первым романом, действие которого происходит в абсолютной пустоте». Роман получил премию «Странник-97», а в 2001 году вошёл в шорт-лист самой большой в мире литературной премии International Impac Dublin Literary Awards.

Виктор Пелевин — интервью 1996 года

В 1999 году вышел роман Пелевина «Generation П». Во всём мире было продано более 3,5 миллионов экземпляров романа, книга получила ряд премий, в частности, немецкую литературную премию имени Рихарда Шёнфельда, и приобрела статус культовой.

В 2003 году, после пятилетнего перерыва в публикациях, вышел роман Пелевина «Диалектика переходного периода. Из ниоткуда в никуда» («DПП. NN»), за который писатель получил премию Аполлона Григорьева в 2003 году и премию «Национальный бестселлер» в 2004 году. Кроме того, «DПП (NN)» вошёл в шорт-лист премии Андрея Белого за 2003 год.

В 2006 году издательство «Эксмо» выпустило роман Пелевина «Empire V», который вошёл в шорт-лист премии «Большая книга». Текст «Empire V» появился в Интернете ещё до публикации романа. Представители «Эксмо» утверждали, что это произошло в результате кражи, однако некоторые предполагали, что это был маркетинговый ход издательства.

В октябре 2009 года вышел роман Пелевина «t». Автор книги стал лауреатом пятого сезона Национальной литературной премии «Большая книга» (2009-2010, третий приз) и стал победителем читательского голосования.

В декабре 2011 года Пелевин выпустил в издательстве «Эксмо» роман «S.N.U.F.F.». В феврале следующего года это произведение получило премию «Электронная книга» в номинации «Проза года».

Пелевин неоднократно подчёркивал: несмотря на то, что его герои принимают наркотики, сам он наркоманом не является, хотя в молодости и экспериментировал с расширяющими сознание веществами.

Пелевин не женат. По данным на начало 2000-х годов, он жил в Москве, в районе Чертаново.

Виктор Пелевин

Литературные критики, помимо буддистских мотивов, отмечали склонность Пелевина к постмодернизму и абсурдизму. Упоминалось также и влияние на творчество писателя эзотерической традиции и сатирической научной фантастики.

Книги Пелевина переведены на основные языки мира, включая японский и китайский. По некоторым данным, French Magazine включил Пелевина в список 1000 самых влиятельных деятелей современной культуры.

По результатам опроса на сайте OpenSpace.ru в 2009 году Пелевин был признан самым влиятельным интеллектуалом России.

Как отмечали СМИ, Пелевин известен тем, что не входит в «литературную тусовку», не появляется на публике, очень редко дает интервью и предпочитает общение в Интернете. Всё это стало поводом для разных слухов: утверждалось, например, что писателя вообще не существует, а под именем «Пелевин» работает группа авторов или компьютер.

Например, Александр Гордон в программе «Закрытый показ» (эфир 17.02.2012) высказал сомнение в самом существовании такого человека, как писатель Пелевин.

В мае 2011 года появилась информация, что Пелевин будет лично присутствовать на церемонии вручения премии «Супер нацбест». Особо отмечалось, что это должно было быть первое появление писателя на публике. Но вопреки ожиданиям Пелевин на церемонию не пришёл.

СМИ указывали, что Пелевин часто бывает на Востоке: например, он был в Непале, Южной Корее, Китае и Японии. Отмечалось, что писатель не называет себя буддистом, однако занимается буддистскими практиками. По свидетельствам людей, знающих писателя лично, свое увлечение буддизмом Пелевину удается сочетать с практичностью «в денежных вопросах».

Романы Виктора Пелевина:

1992 — Омон Ра
1993 — Жизнь насекомых
1996 — Чапаев и Пустота
1999 — Generation «П»
2003 — Числа (в составе сборника ДПП (NN))
2004 — Священная книга оборотня
2005 — Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре
2006 — Empire V
2009 — t
2011 — S.N.U.F.F.
2013 — Бэтман Аполло
2014 — Любовь к трём цукербринам
2015 — Смотритель

Читайте также  Сергей супонев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Повести Виктора Пелевина:

1990 — Затворник и Шестипалый
1991 — Принц Госплана
1993 — Жёлтая стрела

Рассказы Виктора Пелевина:

1989 — Колдун Игнат и люди (Сказочка)
1990 — Оружие возмездия
1990 — Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка)
1991 — Вести из Непала
1991 — Встроенный напоминатель
1991 — Девятый сон Веры Павловны
1991 — День бульдозериста
1991 — Жизнь и приключения сарая Номер XII
1991 — Луноход (отрывок из повести «Омон Ра»)
1991 — Мардонги
1991 — Миттельшпиль
1991 — Музыка со столба
1991 — Онтология детства
1991 — Откровение Крегера (Комплект документации)
1991 — Проблема верволка в средней полосе (Верволки средней полосы)
1991 — СССР Тайшоу Чжуань. Китайская народная сказка (Правитель)
1991 — Синий фонарь
1991 — Спи
1991 — Ухряб
1991 — Хрустальный мир
1992 — Ника
1993 — Бубен Нижнего мира (Зелёная коробочка)
1993 — Бубен Верхнего мира
1993 — Зигмунд в кафе
1993 — Полет над гнездом врага (глава из романа «Жизнь насекомых»)
1993 — Происхождение видов
1994 — Иван Кублаханов
1994 — Тарзанка
1995 — Папахи на башнях
1996 — Водонапорная башня
1996 — Святочный киберпанк, или Рождественская Ночь-117.DIR
1997 — Греческий вариант
1997 — Краткая история пэйнтбола в Москве
1999 — Нижняя тундра
1999 — Явление героя (отрывок из романа «Generation П»)
2001 — Time Out (Тайм-аут, или Вечерняя Москва)
2003 — Акико (в составе сборника «ДПП (NN)»)
2003 — Гость на празднике Бон (в составе сборника «ДПП (NN)»)
2003 — Запись о поиске ветра (в составе сборника «ДПП (NN)»)
2003 — Македонская критика французской мысли (в составе сборника «ДПП (NN)»)
2003 — Один вог (в составе сборника «ДПП (NN)»)
2003 — Фокус-группа (в составе сборника «ДПП (NN)»)
2004 — Свет горизонта (дополнение к «Жизни насекомых»)
2005 — Who by fire
2008 — Ассасин (в составе сборника «П5»)
2008 — Зал поющих кариатид (в составе сборника «П5»)
2008 — Кормление крокодила Хуфу (в составе сборника «П5»)
2008 — Некромент (в составе сборника «П5»)
2008 — Пространство Фридмана (в составе сборника «П5»)
2010 — Тхаги (в составе сборника «Ананасная вода для прекрасной дамы»)

Эссе Виктора Пелевина:

1990 — Гадание на рунах, или Рунический оракул Ральфа Блума
1990 — Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии (Зомбификация советского человека)
1993 — ГКЧП как Тетраграмматон
1993 — Джон Фаулз и трагедия русского либерализма
1993 — Икстлан — Петушки
1996 — Ultima Тулеев, или Дао выборов
1998 — Имена олигархов на карте Родины
1998 — Последняя шутка воина
2001 — Код Мира
2001 — Мост, который я хотел перейти
2001 — Подземное небо
2002 — Мой Мескалитовый Трип.

Стихи Виктора Пелевина:

1993 — Осень (стихотворение из романа «Чапаев и Пустота») 2003 — Элегия 2 (в составе сборника «ДПП (NN)») 2005 — Психическая атака. Сонет.

Его боялись даже масоны: самый таинственный писатель современной России Виктор Пелевин

Виктор Пелевин – самый засекреченный из современных писателей. Объяснять это можно по-разному: маркетинг, мизантропия, лень

Виктор Пелевин – самый засекреченный из современных писателей. Объяснять это можно по-разному: маркетинг, мизантропия или просто лень.

Другие писатели презентуют книги, ходят на радио и на ТВ, чтобы, как говорится, помнили, а Пелевин не дает интервью, не ведет блогов, не появляется вообще нигде, только ровно раз в год, по осени, выдает нам откуда-то из параллельных миров новую книгу. Это интригующе и практично: творцу не приходится растолковывать свои идеи (которые от разъяснений чаще всего становятся скучными), и книжку раскупают влёт.

Известно, что Пелевин любит перемены. «Как только в моей жизни появляется что-то похожее на расписание, я переезжаю на новое место», – написал он еще 10 лет назад.

Последний раз его видели относительно живьем – на видео и в черных очках – в далеком 1996 году. Виктор, если это был он, казался сильно проще, чем его произведения. Два года назад Юрий Дудь записал видео-обращение к писателю: «Виктор Олегович! Если вы когда-нибудь это увидите, свяжитесь с нами – ну, пожалуйста, подайте знак! Любая точка мира, Антигуа, Барбуда, Тонга, любая страна в Океании – мы будем там через два дня. Даже просто чтобы блокнот ваш снять! Мы готовы поговорить как угодно – без лица, просто с телом человеческим!» Это был зов в пустоту.

«В наше время люди узнают о том, что они думают, по телевизору».

«Я снюсь золотой рыбке»

Виктор Олегович родился 22 ноября 1962 года в Москве. Но с нулевых годов в России бывает только наездами. Обитал в Непале и Китае, жил в буддистском монастыре в Южной Корее, путешествовал по Каппадокии. Жил в Италии и Франции, в Германии и Англии, в Японии и Таиланде.

Где живет сегодня – непонятно, но в Москве у него до сих пор есть трехкомнатная квартира на 16-м этаже дома на улице Чертановской, оставшаяся ему от родителей (обоих давно уже нет). В Чертаново его давным-давно никто не видел. Ходила легенда, что он владел сетью ларьков на Юго-Западной, но это были ларьки его друзей, к которым он захаживал в гости, в том числе и за кайфом. Но Пелевин давно открестился от «употребления». При этом он сообщает нам: «…последние годы я снюсь золотой рыбке, которая живет в круглом аквариуме с серебряным ободком по краю». Учитывая удаленность от родины, многие удивляются, насколько точно Пелевин препарирует нашу здешнюю жизнь. Профессор Валерий Соловей объясняет это так: Пелевин общается с членами могущественной тайной организации (читай: с масонами), знает об их влиянии на российскую властную верхушку и вообще много знает всякого тайного.

Дом Пелевина в Северном Чертаново // фото: Андрей Струнин

«Антирусский заговор, безусловно, существует – проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России».

Детство

Виктор Пелевин учился в престижной школе с английским уклоном – она рядом с домом на Тверском бульваре, где жили Пелевины. Отчего-то считалось, что мама писателя Зинаида Семеновна Ефремова преподавала английский у него в школе, но на самом деле она была директором гастронома на Добрынинской площади, как следует из рассказа ее сослуживицы Ильды Евсеевны, хорошо знавшей семью будущего писателя.

Тогда Пелевины жили вчетвером – родители, Виктор и бабушка по отцу – в сорокаметровой комнате с высокими потолками. И только потом семья получила квартиру в Северном Чертаново.

Отец Пелевина был военным, в звании подполковника. После отставки преподавал курсантам, потом устроился на хозяйственную работу. Виктора воспитывала по большей части бабушка, дама светская, со скрытностью в характере, как видно, передавшейся внуку, у которого никогда не было близких друзей – даже в школе.

– Витя всегда замкнутым был – в бабушку. Он рос хрупким, славным мальчиком, – рассказывает Ильда Евсеевна. – Умным и себе на уме. Любил глазированные сырки и манговый сок. Я его все время поила этим соком. Витя похож больше на отца. Мне кажется, он не очень-то уделял родителям внимание. Зинаида оправдывалась: «Ну ты же знаешь, у нас бабушка многое решает, а Витечка у нас добрый». Витя и правда был под влиянием бабушки, самого близкого ему человека. Повзрослев, вечно возился с какой-то аппаратурой. А когда говорил по телефону, так все время по-английски. Потом уехал жить за границу, кажется, в Италию.

«Особенность нашего бытования: каким бы мерзотным ни казался текущий режим, следующий за ним будет таким, что заставит вспоминать предыдущий с томительной ностальгией».

Латынину сравнил с Гиппиус

По словам знакомых Пелевина, он всегда заботился о матери (отца уже не было в живых, а мама Пелевина умерла в 2007-м). Всегда снабжал ее деньгами, всё покупал, даже еду привозил ей из-за границы.

Зинаида Семеновна говорила: «Я, наверное, внуков и не буду иметь никогда. Иногда явится дама какая-то приходящая – жизнь-то требует свое, мужик же. Я ее и не вижу, они не выходят из Витиной комнаты». Пелевин никогда не был женат, хотя хорошие партии ему подворачивались. Однажды его пригласили в дом к Юлии Латыниной. Как рассказывала критик Виктория Шохина, «он зашел поменять доллары на Центральный телеграф и встретил там Лёню Латынина, а у них девушка на выданье – Юля. Витю привели в гости… вышла «невеста» и начала, как автомат, сыпать цитатами. Но Витя просёк, что его пытаются охомутать, и сказал: «Юлия, вы похожи на Гиппиус». Она решила, что это оскорбление. Его это настолько потрясло, что он купил бутылку водки».

В общем, со временем Пелевин о любви стал высказываться цинично: «Важнейшим условием современного женского оргазма является высокий уровень материальной обеспеченности» («Священная книга оборотня»). Да и вообще к роду человеческому он относится без симпатии (и кто его за это осудит?)

Пелевину со школы ничего не стоило кого-нибудь высмеять. Было время, когда ему очень мало платили за книжки (в пересчете семь центов за экземпляр), и когда он узнал, сколько тот же издатель платит Донцовой и Акунину… Нет, Пелевин не скандалил, он просто едко обрисовал этого издателя в романе «Числа», дав ему прозвище Ослик Семь Центов. Ну а известного писателя Павла Басинского он за критику поместил в сцену, где критик Бесинский проваливается в деревенский сортир.

«Я, Василий Иванович, совершенно не понимаю, как это человеку, который путает Канта с Шопенгауэром, доверили командовать дивизией!»

Деньги

Пелевин – человек практичный в денежных вопросах. В 2018 году он зарегистрировался в ФНС как индивидуальный предприниматель в Северном Чертаново. Теперь он платит в России подоходный налог не 13, а 6%.

Довольно давно уже Виктор Пелевин подписал контракт с издательством «Эксмо» на выпуск одной книги в год. Когда еще не было электронных подписей и автору все-таки приходилось изредка приезжать в издательство, его визит был покрыт тайной и мраком: никто не знал, когда писатель приедет, а в случае ажиотажа и излишнего внимания он грозил штрафами и разрывом контракта.

Впрочем, даже на тему договоров его литературный агент темнил: нет, мол, жесткого контракта, да и как можно заставить творческого человека писать по распорядку. «Хотя тут я не могу ручаться, – признавался агент, – может, и есть такой секретный договор. Моя забота – хороший контракт о гонорарах составить. Пока на семечки Пелевину хватает. На тыквенные».

Материал вышел в издании «Собеседник+» №12-2020 под заголовком «По следам Виктора Пелевина».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: