Victor hugo — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Виктор Гюго

Биография

Виктор Гюго – французский писатель, произведения которого вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Любитель готики и представитель романтизма всю жизнь презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Самую популярную книгу «Отверженные» Гюго написал в момент творческого кризиса, но, тем не менее, этот роман стал любимым произведением поклонников автора во всем мире.

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец Наполеон Бонапарт вселял надежду на светлое будущее.

Портрет Виктора Гюго

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.

Виктор Гюго в детстве и юности

Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.

Виктор Гюго в молодости

Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или Декарта, но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.

Виктор Гюго в 1853 году

Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.

Писатель Виктор Гюго

Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.

Виктор Гюго писал не только романы, но и стихи

Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу.

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.

Автограф Виктора Гюго

Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.

Книги Виктора Гюго

Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

«Отверженные»

Роман «Отверженные», написанный Гюго в 1862 году – вершина творчества французского писателя, по мотивам которого позже был снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.

Протагонистом произведения является Жан Вальжан, который ради голодающей семьи украл в булочной буханку. Из-за несерьезного преступления мужчина получил в общей сложности 19 лет лишения свободы, а после выхода на волю стал изгоем, которого лишили права на спокойную жизнь.

Козетта. Иллюстрация к книге Виктора Гюго «Отверженные»

Несмотря на плачевное положение в обществе, у героя романа присутствует цель – сделать бездомную девочку Козетту счастливой.

По мнению биографов французского писателя, книга основана на реальных событиях: в 1846 Гюго лично увидел, как из-за куска буханки арестовали человека.

Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго «Отверженные»

Также Виктор описывает жизнь задорного мальчишки – сироты Гавроша, который погибает в ходе июньского восстания, прошедшего в 1831 году.

«Собор Парижской Богоматери»

Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году, а сама книга публикуется в 1831. После издания романа Гюго становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом.

Виктор опирался на опыт всемирно известного писателя-историка Вальтера Скотта. «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.

Иллюстрация к книге Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Поэтому готический собор в Париже, который власти собирались снести, стал главным героем произведения. Роман рассказывает о человеческой жестокости и вечном противостоянии добра и зла. Эта книга носит драматический характер и повествует о несчастном уродливом Квазимодо, влюбленном в красавицу Эсмеральду – единственную жительницу Парижа, которая не насмехалась над бедным служителем храма. После смерти Гюго произведение экранизировалось: на его основе снят знаменитый «Горбун из Нотр-Дама» (1996).

Личная жизнь

Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.

Виктор Гюго и его жена Адель

Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.

Виктор Гюго и Жюльетта Друэ

У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.

Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.

Смерть

Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.

Похороны Виктора Гюго

Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.

Виктор Гюго — биография, фото, личная жизнь писателя


Имя: Виктор Гюго (Victor Hugo)

Дата рождения: 26 февраля 1802 года

Дата смерти: 22 мая 1885 года

Возраст: 83 года

Место рождения: Безансон, Франция

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: французский писатель

Семейное положение: был разведен

Виктор Гюго — биография

Писатель – романтик, покоривший не только французских, но и советских читателей. Необычный слог, граничащий с простотой изложения понятен всем, человек интересной судьбы Виктор Гюго известен многим.

Детство, семья Виктора Гюго

Полностью имя известного французского поэта, прозаика и драматурга звучит, как Виктор Мари Гюго. В семье кроме него было два брата, Виктор был самым младшим. Родился очень маленьким и часто болел. Жили Гюго богато, имели трёхэтажный дом. Глава семьи был родом из крестьян, но сумел добиться много в своей жизни. В его биографическом послужном списке наблюдается огромный скачок, он дослужился до чина генерала в армии Наполеона. Мать была по тем временам дочерью знатного судовладельца.

С детства будущему писателю знакомы Марсель и Корсика, Эльба и Италия, Мадрид и Париж. Эти путешествия сформировали мировоззрение мальчика как романтика. Вся биография маленького путешественника подвигла его на описание тех мест, которые навсегда пленили своей красотой и изяществом, простотой и невероятным трудолюбием местных жителей. В каждом месте, где, по долгу службы отца, останавливалась семья, мальчик находил свои прелести жизни.

Хотя к детям в семье относились с большой любовью, мать и отец часто ссорились из-за своих несхожих политических взглядов. Родители разошлись по причине новой влюблённости матери, сына женщина забрала и уехала на постоянное местожительство в Париж. В этом городе Виктор Гюго получил образование. В четырнадцатилетнем возрасте он уже начинает зарабатывать деньги своей писательской деятельностью.

Читайте также  Борис титов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Взрослая жизнь писателя

Резкий поворот в личной жизни родителей повлиял на дальнейшую биографию Виктора Мари. По желанию отца, Виктор должен был поступить в Политехнический институт. Действительно, мальчик показывал хорошие способности в области точных наук. Но Виктор предпочёл литературу, и вскоре убедил всех в правильности своего выбора. Когда Гюго проходил обучение в Лицее, он часто сочинял пьесы для импровизированного школьного театра. Костюмы делали сами из бумаги и картона, а сцену сооружали, сдвинув столы. Почётный отзыв за стихотворение, две премии за поэмы – это его первые награды за сочинительский труд.

Один из романов «Ган Исландец» был встречен читательской аудиторией довольно сдержанно. А критик Шарль Нодье дал молодому литератору несколько дельных советов. Виктор стал активно общаться со своим отцом и посвящает ему несколько своих сочинений. Гюго дружен с Мериме и Мюссе. В последующих произведениях у писателя звучат политические нотки, он, не боясь осуждения, выказывает своё негативное отношение к смертной казни.

Почти тринадцать лет автор вплотную работает с театром, он пишет драматические произведения и выступает за новое в искусстве и литературе, чем вызывает массу споров вокруг своего имени. Гюго, не стесняясь, входит в переписку с высшими кругами, занимает несколько значимых постов во Французской академии и Национальном собрании. Почти двадцать лет находится в изгнании по указу императора Наполеона III.

Взгляды Гюго

Писатель активно пропагандирует романтизм в литературе, он республиканец в политике. Первые работы уже принесли славу Гюго в 20 лет, для писателя выделяют писательское жалование. Его мастерство оценивается достаточно высоко, он становится мастером лирики и песни. Некоторые работы послужили отправной точкой для таких писателей, как Ч.Диккенс и Ф.М.Достоевский.

«Собор Парижской Богоматери»

Роман «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго стал настоящим шедевром в мировой литературе, его переводили на многие языки. В Париж стремились туристы, стали возрождать старые здания, проявлять к ним должное уважение.

Виктор Гюго — биография личной жизни

Знаменитый писатель был постоянен не только в своих взглядах, но и в личной жизни. Он женился один раз, потому что нашёл в лице Адель Фуше свою единственную любовь. Это был счастливый брак, в котором родилось пятеро детей. Супруга не читала произведений писателя и не разделяла восторга почитателей его таланта. Есть сведения, что жена Гюго изменяла ему с его же другом.

Зато сам Виктор хранил верность жене, хотя некоторые источники утверждают, что Гюго был знаменит не только как великий писатель, но и своей любвеобильностью. К сожалению, не всё шло гладко с рождением продолжателей рода Гюго. Первый ребёнок умер ещё в младенческом возрасте. Остальные дети, кроме последней дочери Адель, не пережили своего знаменитого отца. Потерю детей Виктор переживал очень сильно.

Болезнь, последние годы писателя

Гюго заболел воспалением лёгких. Его можно было вылечить, будь он не в преклонном возрасте. В 83 года организм уже ослаблен и неадекватно реагирует на медикаменты и усилия врачей. Похороны были очень пышными, проститься с великим автором «Собора Парижской богоматери» пришло почти миллион человек, целых 10 дней длилось прощание с писателем. Правительство разрешило эту церемонию, не стало препятствовать этой процедуре, так как понимало, насколько был популярен писатель среди французского населения.

Известные люди: Виктор Гюго — Документальный фильм

Виктор Гюго — библиография, книги

• Отверженные
• Собор Парижской Богоматери
• Человек, который смеется
• Последний день приговоренного к смерти
• Девяносто третий год
• Козетта
• Труженики моря
• Гаврош
• Клод Ге
• Эрнани

Две страсти Виктора Гюго: Равнодушие жены и 50 лет преданной рабской любви куртизанки

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Гений великого Гюго

Совсем немногие писатели с мировым именем имели такую удачную творческую судьбу, как у Виктора Гюго. Как поэт, он был популярен в своей стране, как писатель имел славу мировую, в театрах ему аплодировали как великому драматургу, а в историю изобразительного искусства он вошел как великолепный иллюстратор-график. В политике его знали как публициста, миротворца и непримиримого борца с несправедливостью.

Не жилец

В конце зимы 1802 года увидел свет малыш, который по всем прогнозам акушерки вряд ли мог дотянуть до утра. Из всех младенцев, которых она приняла за свою немалую практику, он был самым хилым, издающим не детский плач, а едва слышный писк. Его голова была невероятно огромной по соотношению к тощему синему тельцу.

Однако предположение акушерки не оправдалось. Это маленькое непропорционально сложенное создание пережило не только тяжелую ночь, но и осталось в этом мире еще на долгие годы. Отец считал сына особенным, и не без основания. Так как зачат он был на высокой горе Донон, на самой ее вершине, среди облаков, то есть над всем миром. Об факте зачатия поведал как-то сыну сам отец, который гордился своим отпрыском, третьим сыном в семействе Леопольда Гюго.

Однако жилось маленькому Виктору не сладко. Постоянные распри родителей на почве политических взглядов, а позже и их развод оставили в его жизни тягостные детские воспоминания и наложили свой отпечаток на характер будущего писателя, сделав из него довольно своенравного, честолюбивого юношу с весьма неустойчивой психикой.

Первая любовь

Со своей будущей женой, жившей по соседству, Гюго был знаком с девяти лет. Соседская девчушка не вызывала у Виктора никакого интереса, пока однажды, будучи уже 17-летним парнем, он не пригляделся к ней и не влюбился. Юношеские чувства оказались взаимными, однако о свадьбе и речи не могло идти. Мать Гюго категорически воспротивилась этому союзу: гордая аристократка, свободолюбивая вольтерьянка не могла позволить сыну бракосочетаться с девушкой из буржуазной семьи.

История повторялась. Ведь именно из-за политических взглядов расстались его родители. Что поделать. дух времени. Франция в те времена была полностью погружена в политические распри и революционные события. И Виктор не посмел ослушаться свою родительницу. Он просто продолжал самозабвенно любить возлюбленную, писал ей трогательные послания, ходил по пятам, изнурял своей дикой ревностью.

Виктор боготворил целомудрие во всем, а в своей избраннице особенно. Будучи полным мужского здоровья и чрезмерной страсти, он пылал к ней вожделенной любовью. При том эти чувства в себе подавлял всеми фибрами, так как их проявление считал низменным.

Всю свою сознательную жизнь великий Гюго будет ценить целомудрие и бороться с непреодолимой похотью. И что интересно: сам он эту борьбу проиграет, однако всех своих знаменитых литературных героев и героинь представит читателю непорочными. И нравственной чистоты он будет требовать от всех женщин, которых будет любить в будущем. А таковых в его донжуанском списке окажется несметное количество.

Разбитые надежды на семейное счастье

Адель Фуше — так звали любимую девушку писателя, оказалась роковой женщиной для их семьи. Как выяснилось старший брат писателя Эжен, также был влюблен в красавицу соседку. Будучи отвергнутым, он не смог пережить несчастной любви и сошел с ума. А после скоропостижной смерти матери Гюго, Адель все же стала его женой, при том единственной, и родила ему в течение десяти лет пятерых детей. Хотя семейное счастье в их дом так и не вошло.

Красавица Адель измученная постоянными беременностями и материнством, охладела к мужу и стала избегать близости с ним, отказывая в плотском удовольствии. На ряду с этим она никогда не принимала его литературное творчество, не прочла ни единой строчки из его произведений, да и талантом она его также не считала. Отдушину женщина нашла в близком друге супруга Сент-Беве, который из-за физической неполноценности не мог претендовать на близость с ней, зато сумел завладеть сердцем женщины, культивируя в нем «любовь возвышенную». И хотя эти отношения сложно было назвать изменой, Виктор бешено ревновал и злился. Мужчине полному сил и неуемной страсти ничего не оставалось, как пойти во все тяжкие.

50 лет рабской преданной любви куртизанки на грани отчаяния

К своему тридцатилетию Гюго, достигший популярности как поэт и драматург, имел немало поклонниц своего таланта, а в лице некоторых и вожделенных страстных любовниц. Жюльетту Друэ, ставшей его самой верной и преданной поклонницей, любовницей, «истинной женой», он встретил в театре, на подмостках которого ставили спектакль по его пьесе. Ей было двадцать шесть, ему — тридцать два, а впереди было 50 лет, которые принесут и безмерное счастье, и горечь предательства, и разочарование, и расставания, и воссоединения двух любящих сердец.

А тогда в 1833 году, когда Гюго впервые увидел Жюльетту в театре, она играла крохотную роль в его пьесе, заключающейся в нескольких репликах. В разговоре с драматургом актриса, остроумно и не без гордости заявила, что «в пьесах господина Гюго маленьких ролей не бывает», чем основательно покорила его сердце. Между писателем и актрисой вспыхнула искра чувств, переродившихся в безмерную любовь.

Ради Виктора ей пришлось отказаться от своего прошлого, которое было не таким уж безоблачным. Рано оставшись сиротой, Жюльетта воспитывалась в пансионе при монастыре и чуть было не стала монахиней. Однако архиепископ, решающий судьбу девушек пансиона, счел, что в монахини она не годится. И оказавшись за стенами монастыря, юное создание с прелестной фигуркой волею судьбы оказалось в мастерской скульптора Жан-Жака Прадье. Девушка стала не только моделью для скульптора, а и его любовницей. Позже родила ему дочь Клер. Но ни жениться на ней, ни признавать ребенка скульптор не собирался. Дал лишь бедной девушке дельный совет, которым она и воспользовалась.

Жюльетта стала актрисой, правда весьма посредственной, но зато получила репутацию известной куртизанки, которую брали на содержание богатые и знатные мужчины. Список их имен сохранила история, и он был не так уж и мал. Последним из них был богатый русский князь Анатолий Демидов.

И как бы ни порочно было тело этой женщины, ее душа всегда стремилась к возвышенной любви, она мечтала стать «страстно любящей подругой честного человека». И этого героя она встретила в лице именитого писателя, став его рабой до конца своих дней. Первая же ночь стала для неизбалованного женской лаской Виктора Гюго ночью откровений. В его постели оказалась не только редкая красавица с изумительным телом, а и опытная женщина, искушенная в сексуальных играх. Он хоть и был пылким и неутомимым любовником, но никогда не испытывал такого сладострастия со своей холодной супругой и с теми немногими женщинами, с которыми имел связь на стороне.

И влюбленность Гюго к Жюльетте стала перерождаться в ревнивую страсть собственника, она же этому не противилась, готова была отдать любимому себя без остатка. В то время весь Париж гудел, осуждая связь Гюго с куртизанкой. А он совершенно не раскаивался в своем грехопадении, просто был счастлив.

Подчиняясь деспотичной любви, Жюльетта вынуждена была оставить театр и роскошную жизнь, отказаться от роли содержанки, тем самым погрузившись в нищету.
Сам же Гюго считал невозможным просто так давать возлюбленной деньги на жизнь. В его понимании это было безнравственным, так как его любимая вновь бы оказалась на постыдном содержании. Гюго презирал продажных женщин, поэтому и решил «нанять» свою любовницу в качестве секретарши, чтобы та переписывала набело рукописи его романов.

Женщина сочла это за огромную честь и восприняла с восторгом возможность иметь причастность к творчеству гения, обсуждать с ним сюжеты будущих литературных трудов и просто быть рядом. Однако совсем скоро Жюльетта, принесшая в жертву любви свое материальное благополучие, стала ее заложницей, не имеющей право одной выйти из дома, тратиться на наряды и еду. Отныне ее уделом были поношенные полотняные платья, хлеб и вода, что никак не приуменьшало ее благоговения и преданной любви к Гюго. Ради него она могла стерпеть почти все, но не измены.

Читайте также  Матрена распутина (матрена григорьевна распутина) - биография знаменитости, личная жизнь, дети

А Гюго, спустя годы, не видя в ней уже тех прелестей, что раньше, распрощался со своим целомудрием, которое культивировал и в себе и погряз в «опасных связях» с привлекательными доступными женщинами. По некоторым подсчетам за два года гений сменил около двухсот сексуальных партнерш. Да и не мудрено — Жюльетта в затворничестве, экономя даже на элементарной еде, сильно постарела, поношенные платья совсем не украшали ее, великолепные волосы ее поседели, а ревность и тоска полностью овладела ее душой. Она совершенно перестала волновать Гюго как женщина, но по-прежнему должна была хранить чистоту и принадлежать только ему — властелину ее души.

Но каждый раз именитый писатель и знатный герой-любовник возвращался к ней, к своей Жюльетте, клянясь, что только одну ее он любит, ради нее и живет. А она верила как прежде и готова была на любые испытания ради него. Ведь именно Жюльетта Друэ, а не законная жена, проведет с Гюго долгие годы в изгнании. Она стерпит все его похотливые связи с девицами легкого поведения непосредственно в их доме. Всю до капельки себя отдаст и ни в чем не воспротивится. Воистину. любовь — зла.

За два года до смерти Гюго Жюльетта умерла от рака. Он даже и подумать не мог какими тяжким бременем ляжет на его душу смерть дорогой ему женщины, прошедшей с ним рядом жизненный путь длиною в 50 лет.

Виктор Гюго был героем Франции еще при жизни, поэтому его удостоили государственных похорон, его останки погребены в Пантеоне — рядом с Вольтером и Руссо. А катафалк с гробом провожала двухмиллионная процессия.

Бонус

Мало кто знает, что творец слова Виктор Гюго ко всем своим литературным талантам имел незаурядные способности иллюстратора-графика. С 8 лет начал рисовать и возвращался время от времени к этому занятию, уже будучи знаменитым. Большую часть из четырех тысяч работ, он нарисовал, когда занялся политикой и отошел от литературной деятельности.

Чернильные и карандашные наброски хранятся во многих галереях и крупных коллекциях и стоят не малых денег. Степень талантливости писателя можно определить высказыванием Делакруа: «Если бы Гюго стал художником, то затмил бы всех живописцев современности».

Многие считают, что иллюстрации мрачны, как и его романы, и в этом есть доля правды.

Любовные перипетии русского классика Николая Некрасова так же заставляют задуматься о двойственности человеческой натуры.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Тайная любовь Виктора Гюго и трагедия его детей

Сама жизнь одного из идеологов французского романтизма, создателя «Собора Парижской богоматери», «Человека, который смеется», «Марии Тюдор», могла бы лечь в основу захватывающего романа или фильма, ведь в ней нашлось место и сумасшедшей славе, и запретной любви длиною в 50 лет, и трагедии дочери Адель, безответно влюбленной в офицера и потерявшей рассудок от своего чувства…

Автор статьи: Ольга Храбрых

Одним из моих любимых фильмов является сериал «Отверженные» Тома Шэнкланда по мотивам одноименного произведения Виктора Гюго , который я посмотрела в этом году. Это тот самый случай, когда кинокартина хотя бы частично сумела передать величие и дух романа. Известно, что это знаменитое произведение Гюго писал на протяжении… 20 лет в интерьерах особняка, который впоследствии стал музеем автора.

Кто стал прототипом одного из самых великих романов писателя

Что и говорить, Виктор Гюго был баловнем судьбы. Первые свои трагедии он написал в 14 лет. Своим кумиром Гюго считал драматурга Франсуа Шатобриана, он говорил, что в литературе нужно быть либо Шатобрианом, либо никем. Он даже и не предполагал, что его собственная слава намного опередит известность его любимого драматурга.

Настоящую любовь публики Гюго принес роман «Собор Парижской богоматери», написанный им в 29 лет и вышедший в 1831 году. В тот период знаменитый готический собор, описанный в произведении, хотели снести, но после выхода романа об этом не могло быть и речи. Посмотреть на собор, в стенах которого разворачивалась печальная история любви горбуна Квазимодо к цыганке Эсмеральде, бился в страстях инфернальный священник Клод Фролло и которым любовался златокудрый офицер Феб, приезжали туристы со всего мира. Поэтому материальное благополучие Парижа в ту эпоху явно выросло, равно, как и увеличивалось благосостояние Виктора Гюго.

Кадр из фильма «Отверженные»

В эти же годы Виктор Гюго делает первые наброски будущего романа «Отверженные». Его замысел возник после того, как писатель услышал историю о епископе французского города Динь, который помог каторжнику Пьеру Морену, осужденному на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Именно с подачи епископа, поверившего в Пьера Морена и оказавшего ему помощь в устройстве на работу, произошло духовное перерождение несчастного заключенного. Он стал смелым солдатом и впоследствии геройски погиб в битве при Ватерлоо.

Читавшие роман поняли, что речь шла о главном герое романа «Отверженные» — каторжнике Жане Вальжане. Еще одним возможным прототипом персонажа Вальжана называли шефа криминальной полиции Видока, также бывшего каторжника. (Кстати, в российский прокат выходит фильм «Видок», главную роль в котором играет Венсан Кассель — бывший муж Моники Белуччи). Известен случай, когда Видок своими руками сумел приподнять повозку, под которой застрял мужчина. Подобный эпизод, когда Жан Вальжан спасает дедушку Фошлевана, которого также придавила повозка, есть и в романе «Отверженные».

Интерьеры особняка Виктора Гюго

Свой роман Гюго писал в интерьерах старинного особняка, построенного в 17 веке, где он жил на протяжении 16 лет. Сюда приходили Александр Дюма, Проспер Мериме и многие другие знаменитые посетители.

И первое же место, куда они попадали, была прихожая, оформленная в лаконичном стиле. Напротив входа было установлено огромное зеркало-трюмо, украшенное резьбой. На стенах можно было увидеть картины батальных сцен, а также портреты родных и близких Виктора Гюго. С потолка свисала массивная люстра.

Затем гости писателя оказывались в красной комнате.

И шторы, и обои, и мебель в ней были красного цвета, а центральным элементом интерьера являлся массивный стол, где находились записи писателя. Возможно, их могли видеть и Александр Дюма, и Проспер Мериме. Кстати, именно в этой комнате располагался выход на балкон, откуда открывался вид на площадь Парижа.

Отдельного упоминания заслуживает китайская комната, где все было оформлено в стиле этой восточной страны. И здесь как нигде проявился дизайнерский талант Гюго. Он сам декорировал некоторые комнаты своего дома.

Например, на одной из стен можно было увидеть стеллажи с китайскими фарфоровыми тарелками, дизайн которых тоже разработан Виктором Гюго.

Вам может быть интересно:

А вот в спальне автора романа «Собор Парижской богоматери» самым интересным «экспонатом» являлась широкая кровать… с крышей, с высоким и резным изголовьем, оформленная в английском стиле.

Но большую часть времени Гюго, конечно, отдавал своему творчеству. Существует байка, что он даже писал свои великие романы без одежды, поскольку считал, что бесконечные переодевания только съедают его время.

Любовь длиною в пол века

Личная жизнь великого писателя просто била ключом. Он женился на подруге своего детства Адели Фуше, которая впоследствии родила ему пятерых детей. Однако сердце Гюго на протяжении почти 50 лет было отдано другой женщине — актрисе Жюльетте Друэ. Кстати, Адель Фуше об этом знала и закрывала на похождения мужа глаза, потому что он ей был безразличен. Известно, что за всю жизнь Адель не прочла ни одной книги своего знаменитого супруга. Поэтому какое дело ей было до Жюльетты, равно как и до других случайных интрижек Гюго?

Конечно, репутация Жюльетты была отнюдь не безупречной. Ей приписывали романы со скульптором Жан Жаком Прадье, русским князем и еще множеством влиятельных мужчин, но так было до ее встречи с Гюго. А после…все изменилось.

Они познакомились, когда Виктор Гюго, недавно выпустивший роман «Собор Парижской богоматери», находился в зените своей славы. Тогда в одном из парижских театров ставилась и его пьеса «Лукреция Борджиа», в которой Жюльетте досталась эпизодическая роль. И когда писатель спросил девушку, не обидно ли ей, что главная партия будет отдана другой актрисе, Жюльетта Друэ ответила, что в произведениях Виктора Гюго не может быть маленьких ролей. Такой ответ, конечно, покорил писателя и стал точкой отсчета их романа.

После знакомства с Гюго Жюльетта практически перестала выходить в свет и вела затворнический образ жизни. Привыкшая к роскоши, в этот раз Друэ довольствовалась малым: Гюго тратил на нее немного. Однако это не смущало влюбленную женщину. Все свое время она посвящала любимому мужчине, который стал для нее и кумиром. Она восхищалась творчеством Гюго, и как преданная фанатка, читала все его рукописи, иногда стенографировала и пробовала давать какие-то ценные советы. А в письмах к возлюбленному Жюльетта называла его Великим писателем и своим Богом. При этом сам Гюго время от времени поглядывал на других женщин и заводил мелкие интрижки, но со своей Музой не расставался. И так продолжалось… 50 лет! Практически накануне смерти Жюльетты Гюго подарил ей свою фотографию с надписью «50 лет любви — вот самое прекрасное супружество»…

Трагедия Адель

Казалось бы, всю свою жизнь Гюго был окружен только счастьем. Но в его жизни случались и настоящие трагедии, которые не под силу вынести слабому человеку. Его первый сын Леопольд умер еще в младенчестве, дочь Леопольдина погибла в возрасте… 19 лет. А младшая дочь Адель сошла с ума от… безответной любви. Это была очень красивая, нежная и трепетная девушка с тонкой душевной организацией, зачитывающаяся романтичными романами отца и грезившая о великом чувстве. Многие состоятельные и достойные мужчины просили ее руки, но она никого так и не смогла полюбить. В 30 лет Адель влюбилась в английского офицера Альберта Пинсона. Девушку не смущало, что Альберт не отвечал ей взаимностью, офицер пробовал разными способами вразумить несчастную влюбленную, но все было безрезультатно.

Когда Пинсона отправили служить в Канаду, Адель, выкрав драгоценности матери, поехала вслед за ним. Через некоторое время офицера перевели в Вест-Индию, и девушка снова увязалась за объектом своей страсти. Окружающим она рассказывала, что является женой Пинсона. С каждым днем положение Адели только ухудшалось. Ее описывали как странную женщину, которая появляется на улице в темное время суток в растрепанном виде. Мальчишки кидали в нее камни. В конце концов, Адель сошла с ума, и ее поместили в психиатрическую больницу. Гибель старшей сестры и невозможность быть вместе с любимым человеком окончательно омрачили ее рассудок.

В завещании своему внуку Гюго писал: «Ищи любви… Дари радость и сам стремись к ней, люби, пока любится».

Виктор Гюго — биография, информация, личная жизнь

Виктор Гюго

Виктор Мари Гюго (фр. Victor Marie Hugo). Родился 26 февраля 1802 года в Безансоне — умер 22 мая 1885 года в Париже. Французский писатель, поэт, драматург, глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие — Абель, (1798-1865) и Евгений, (1800-1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) — дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

Читайте также  Джамала - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

С 1814 по 1818 год учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет начал творческую деятельность. Пишет свои неопубликованные трагедии: «Yrtatine», которую посвящает своей матери, и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия, в 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в 1819 — две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri III), положившие начало его «Легенде веков»; затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur littéraire, литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur. Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803-1868), в этом браке родилось пятеро детей:

Леопольд (1823-1823)
Леопольдина, (1824-1843)
Шарль, (1826-1871)
Франсуа-Виктор, (1828-1873)
Адель (1830-1915).

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d’Islande), получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала, — колыбели романтизма, — которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго. Их дружба продлится с 1827 по 1830 годов, когда Шарль Нодье станет всё более критично высказываться по поводу произведений Виктора Гюго. Примерно в этот период Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père, 1823), «Два острова» (1825) и «После битвы» (Après la bataille). Его отец скончался в 1828 году.

Пьеса Гюго «Кромвель» (Cromwell), написанная специально для великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и опубликованная в 1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма, особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа. С 1826 по 1837 год семья часто проживает в Шато де Рош, в Бьевре, поместье Бертьена л’Эне, редактора Journal des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales, 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831). Тема «Восточных мотивах» — Греческая война за независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера. В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Dernier Jour d’un condamné), в 1834 — «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в 1831 году.

С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра, тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений: «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831), «Песни сумерек» (Les Chants du crépuscule, 1835), «Внутренние голоса» ( Les Voix intérieures, 1837), «Лучи и тени» (Les Rayons et les Ombres, 1840). В «Песнях сумерек» Виктор Гюго возвеличивает с великим восхищением Июльскую революцию 1830 года.

Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу «Эми Робсарт». 1829 — это год создания пьесы «Эрнани» (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом литературных баталий между представителями старого и нового искусства.

Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, c воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под названием «битва за „Эрнани“». «Марион Делорм», запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; «Король забавляется» — в «Комеди Франсэз» в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, возобновлена только спустя 50 лет); эта пьеса была также запрещена, что побудило Виктора Гюго написать следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так: «Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства.

На следующий день после первого представления автор получил записку от мсье Жуслена де ла Саля, директора сцены в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра». Это было 23 ноября. Тремя днями позже — 26 ноября Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты «Le National», в котором говорилось: «Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся молодежи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король забавляется“, а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года».

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра. В 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан, известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся фигура Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем», и что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет иметь весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку благодаря своим политическим позициям.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ Гюго принесли ему успех и славу на ранних годах его жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Хотя стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости, за этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» — Odes et Ballades, написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Odes et Ballades представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы «Последний день приговорённого к смерти» была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский. Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные. Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведён на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

Гюго умер 22 мая 1885 года в возрасте 83 лет от пневмонии. Церемония похорон продолжалась десять дней. В его похоронах участвовало около миллиона человек. После пышных национальных похорон его прах был помещён в Пантеоне.

Поэзия Виктора Гюго:

Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822)
Оды (Odes, 1823)
Новые оды (Nouvelles Odes, 1824)
Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826)
Восточные мотивы (Les Orientales, 1829)
Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831)
Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835)
Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837)
Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840)
Возмездие (Les Châtiments, 1853)
Созерцания (Les Contemplations, 1856)
Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865)
Грозный год (L’Année terrible, 1872)
Искусство быть дедом (L’Art d’être grand-père, 1877)
Папа (Le Pape, 1878)
Революция (L’Âne, 1880)
Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881)
Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883)
Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886)
Бог (Dieu, 1891)
Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893)
Мрачные годы (Les années funestes, 1898)
Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941)
Океан (Océan. Tas de pierres, 1942)

Драматургия Виктора Гюго:

Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
Кромвель (Cromwell, 1827)
Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889)
Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829)
Эрнани (Hernani, 1829)
Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832)
Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833)
Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833)
Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835)
Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838)
Бургграфы (Les Burgraves, 1843)
Торквемада (Torquemada, 1882)
Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (Théâtre en liberté, 1886).

Романы Виктора Гюго:

Ган Исландец (Han d’Islande, 1823)
Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829)
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831)
Клод Гё (Claude Gueux, 1834)
Отверженные (Les Misérables, 1862)
Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866)
Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869)
Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Публицистика и эссе Виктора Гюго:

Этюд о Мирабо (Étude sur Mirabeau, 1834)
Литературные и философские опыты (Littérature et philosophie mêlées, 1834)
Рейн. Письма к другу (Le Rhin, 1842)
Наполеон Малый (Napoléon le Petit, 1852)
Письма Луи Бонапарту (Lettres à Louis Bonaparte, 1855)
Вильям Шекспир (William Shakespeare, 1864)
Париж (Paris-Guide, 1867)
Голос с Гернси (La voix de Guernsey, 1867)
До изгнания (Avant l’exil, 1875)
Во время изгнания (Pendant l’exil, 1875)
После изгнания (Depuis l’exil, 1876, 1889)
История одного преступления (Histoire d’un crime, 1877-1878)
Фанатики и религия (Religions et religion, 1880)
Мой сын (Mes Fils, 1874)
Архипелаг Ла Манш (L’Archipel de la Manche, 1883)
Что я видел (Choses vues, 1887, 1900)
Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrénées, 1890)
Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892)
Послесловие к моей жизни (Post-scriptum de ma vie, 1901).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: