Вера марецкая — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вера Марецкая: биография, дети, фото актрисы

Шестьдесят лет назад Театр Моссовета был, скорее всего, первым в СССР по звездным именам — Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Любовь Орлова и, конечно же, Вера Марецкая. Все они были яркими и неповторимыми.

Когда театр был на гастролях в Париже, Ве-Пе (Марецкая) сидела в гримерке Сары Бернар. Перед спектаклем у нее схватило сердце. Она прилегла на кушетку, успев подумать: «Как было бы здорово умереть на кушетке самой Бернар». Но в этот раз врачи ее спасли.

Детские годы великой актрисы

Одна из лучших актрис Советского Союза появилась на свет в Барвихе у родителей, не имевших никакого отношения к миру кино. Возможно, только очень тонкой нитью идет такая связь. Ее папа, Петр Григорьевич, спустя шесть лет после рождения дочери начал арендовать в цирке Никитиных буфет. А после окончания революции он решил остаться там работать продавцом. Все дети — Вера, ее два брата и сестра — постоянно помогали папе.

Вере очень нравилось бывать в цирке, ее пленял мир искусства. Она часто стояла за кулисами, внимательно наблюдая за представлением. А закрыв глаза, девочка представляла себя то воздушной гимнасткой, то смелой наездницей.

Родителям хотелось для своей дочки совсем иного будущего, они не были уверены, что мечты девочки сделают ее счастливой. Родители хотели, чтобы их дети получили серьезное образование, поэтому, подчинившись их настоятельным уговорам, юная Вера Марецкая, фото которой вскоре были почти в каждом советском журнале, начала сдавать экзамены на философский факультет в Московском университете. Но мир искусства не оставил ее, пленяя и восхищая. Поэтому, ничего не сказав родителям, девушка подает документы одновременно в три театральных студии. Поступить удалось в две, из которых она выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова из-за того, что он был учеником самого Станиславского. Философия была забыта навсегда.

Ее довоенные работы в театре

После окончания Школы-студии в 1924 году Вера Марецкая, поддержав Юрия Завадского, решившего создать свою театральную студию, стала одной из первых его актрис. Она, несмотря на свою молодость, начинала с характерных ролей. Ей удавалось (и очень талантливо) перевоплощаться в странных и смешных старушек — фрау Шнютхен, мадам Соковитину и других.

На выбор дальнейшего репертуара актрисы значительное влияние оказали ее удивительное чувство юмора и неуемная фантазия. Ей доводилось играть лицемерку Глафиру, беспризорницу Степку, проститутку Бетти Дорданж (одна из лучших ее ролей). Завадский писал о Марецкой, что она очень умна, всегда знает, что она делает, зачем и почему, но главное — как.

Их отношения были непростыми. Именно Завадский стал для Марецкой истинным учителем, открывшим ее как актрису. Постепенно рабочие отношения стали личными. Они поженились, у них родился сын Женечка. Все было хорошо, но потом Завадский испытал чувство всепоглощающей любви к Галине Улановой и ушел из семьи. Другая женщина в знак протеста ушла бы из театра. Другая, но не Вера Петровна. Она, несмотря на то, что ее приглашали многие режиссеры, не оставила своего теперь уже бывшего мужа и проработала в этих стенах всю жизнь, оставаясь ведущей актрисой его театра.

Синема ее жизни

Хотя в театре у нее был постоянный успех, именно кинематограф принес Марецкой всенародную любовь и признание. Ее дебют состоялся, когда ей было 19 лет. Это была маленькая роль в драме «Его призыв». В этом же, 1925, году тот же режиссер — Яков Протазанов — опять пригласил молодую красавицу в свой новый фильм — в комедию «Закройщик из Торжка», гд е Вера Марецкая, фильмы которой вошли в золотой фонд советского кинематографа, воплотила роль работницы Кати. Этот образ запомнился всем зрителям.

Ее партнер по фильму Игорь Ильинский говорил о ее работе, что главное очарование молодой актрисы составили ее естественность и простота.

Постепенно начали поступать предложения от разных режиссеров. За три года она сыграла в пяти замечательных фильмах, где сумела продемонстрировать как настоящую искренность и лиризм, так и яркую характерность.

Живой образ в идеологической фальши

Начало творческой карьеры у актрисы было очень бурным, но потом наступило некоторое затишье. Она была очень занята в театре. Следующая ее роль случилась только в 1935 году. Персонажем была активная шахтерка Вера, которая сумела подбить женщин сражаться в бою против белых. С этой картины именно женский характер, его формирование стало определяющим стержнем ее дальнейшей работы в кино.

Почти все ее экранные работы были пронизаны идеологией коммунизма. Но в те годы эта идеология была в любом виде искусства, в умах и сердцах людей. Но даже в такой ситуации Вера Марецкая сумела создавать реальные, очень искренние и настоящие образы женщин, простых русских баб. Критики говорили, что на Марецкую-крестьянку, произносившую пламенные слова, хотелось смотреть ежеминутно, настолько она была мудра и по-настоящему народна.

Личная жизнь прославленной актрисы

У нее было все: благосклонное отношение официальных властей, народная любовь. И все же практически никто не знал, что за всей этой феерией остается огромная трагедия. Оба ее брата были партийными деятелями, почти правыми руками Бухарина, что и послужило причиной их гибели — их расстреляли в 30-е годы.

Ее младшая сестра пропала через сутки после начала войны. Сначала Вера Павловна обзванивала знакомых, потом больницы и морги. Потом сообразила обратиться в соответствующие органы. Никакая популярность не помогла ей вытащить сестру из тюрьмы: Таня вышла оттуда только через два года, до 60-х ей запрещали жить в столице.

Личная жизнь Веры Марецкой оказалась полосатой: то случались счастливые взлеты, то грустные падения. После развода с Завадским она снова создала семью — с актером Георгием Троицким. У них родилась дочь Маша. Троша в основном занимался домашними делами и дочкой. А все творческие вопросы Марецкая, как и прежде, решала в тандеме с Завадским.

Дети Марецкой Веры Петровны всегда были вместе с ней и не только в детстве. Много позже, когда она долгие недели лежала в больнице, они были рядом, сын даже записывал на магнитофон стихи, которые она читала.

Треть столетия — целая эпоха

Сороковые годы были лучшими как для Марецкой — театральной актрисы, так и для Марецкой — актрисы кино. Именно в это время были сняты ее лучшие фильмы («Свадьба», «Сельская учительница») и поставлены лучшие спектакли («Трактирщица», «Машенька», «Любовью не шутят»). Омрачало эти годы только одно известие: в самом начале войны погиб ее второй муж, ушедший на фронт добровольцем. Больше Вера Марецкая замуж не выходила.

В 50-60-е годы съемок в кино было намного меньше. Интересные работы были в фильмах «Мать», «Легкая жизнь». В Театре Моссовета спектаклей и ролей было намного больше — «Враги», «Кража» и другие. Она очень любила театр и всегда работала с особой самоотверженностью.

До конца своей жизни Марецкая была для своего первого мужа актрисой номер один. Но ему приходилось аккуратно лавировать еще и между Орловой и Раневской, разделявшими ту же сцену. А это было непросто.

Марецкая продолжала играть. Ее дочь Маша вышла замуж, но спустя несколько лет ее муж повесился. Актриса поддерживала дочь всеми силами, несмотря на мучившую ее почти постоянно головную боль. Ростислав Плятт и Юрий Завадский чуть ли не силой заставили ее пройти обследование, результат которого был неутешителен: рак головного мозга.

После озвучивания диагноза Завадский решил отдать ей роль миссис Сэвидж, которую до этого играла Раневская, а потом — Орлова. Но случилось так, что и Орлова тогда тоже болела, поэтому она сражалась за эту роль.

Марецкая теперь часть времени проводила в театре, а часть в больнице — лечение, операции. Вскоре там же оказалась и Орлова. Вера Петровна писала ей маленькие записки в другую палату, но Орлова, все еще обижаясь на нее из-за роли миссис Сэвидж, отвечала молчанием.

Она умерла первая, в январе 75-го. Марецкая была на панихиде. После, будучи уже почти без сил от болезни, она продолжала работать и в больнице. Вскоре в этих же стенах оказался и Завадский. Как и прежде, они с бывшей женой обменивались записками, приветами и рисунками. Он умер в 1977 году. Марецкой сообщили об этом первой. Она пережила его всего на год, уйдя из жизни 17 августа 1978 года.

Вера Петровна Марецкая

Фото Все

Видео Все

Вера Марецкая. Легенды мирового кино

«Чтобы помнили. Вера Марецкая» Леонид Филатов 2003 г.

Вера Марецкая / Острова / Телеканал Культура

Вера Марецкая — биография

Судьба Веры Марецкой сложилась очень удачно – она имела успех в кино и театре, имела деньги и многочисленные награды. К сожалению, ее авторитета не хватило, чтобы вступиться за своих родных, им довелось столкнуться с произволом властей и пройти через многие испытания. Марецкая пользовалась большой любовью зрителей, картины, в которых она снималась много лет назад, до сих пор с интересом смотрят уже новые поколения телезрителей, и каждый находит в них что-то важное для себя.

Первая слава и узнаваемость пришли к актрисе Вере Марецкой после выхода картины «Закройщик из Торжка», в которой она сыграла простую девушку Катю.

Детство и юность

Родилась Вера Марецкая 31 июля 1906 года в Барвихе под Москвой. Ее родители были выходцами из крестьян, но достаточно зажиточными как для того времени. Отец Петр Марецкий был буфетчиком Введенского народного дома, потом перешел на такую же должность в цирк Никитиных. После Октябрьской революции служил в буфете Государственного цирка. Мама Мария Марецкая была домохозяйкой, растила детей. Кроме Веры в семье росли сыновья Дмитрий и Григорий и дочь Татьяна.

Читайте также  Анатолий чубайс - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Молодая Вера Марецкая

Родители были не очень богатыми людьми, но приличное воспитание всем детям дать смогли. Сыновья учились в Институте красной профессуры и стали журналистами. Дочь Татьяна выучилась на педагога. Вера отлично знала французский и немецкий языки. В 30-х годах братьев Марецкой арестовали и расстреляли как последователей Бухарина. Татьяну исключили из рядов КПСС, она отсидела в тюрьме несколько лет, а потом не имела права жить в столице.

Любовь к искусству проснулась в Вере благодаря отцу. Так как он работал буфетчиком в цирке, дети часто приходили ему помочь. Но работали они только в антракте, а все остальное время могли спокойно наблюдать из-за кулис за происходящим на арене. Вера уже в то время начала мечтать о сцене, однако родители настаивали на получении серьезного образования. Девушка не ослушалась своих родных, поступила на философский факультет Московского университета.

Однако проучилась она там всего год. Творческое начало взяло верх, и она попытала счастья в трех актерских студиях. После вступительных экзаменов, Вера нашла себя в списках поступивших сразу в два из них, и уже сама стояла перед выбором, куда пойти учиться. Она выбрала школу-студию Вахтанговского театра.

Фильмы

Театральная биография Веры Марецкой началась сразу после получения диплома вуза. Юрий Завадский, который тогда еще служил актером в театре Вахтангова, решил основать свой театр. И к моменту выпуска Веры из вуза в 1924 году его театральная студия как раз начала работать. Завадский позвал Марецкую к себе, и она с радостью согласилась. Буквально сразу ей начали доверять сложные возрастные роли. Несмотря на сложность, начинающая актриса легко перевоплощалась в добропорядочных матрон или комедийных старушек.

Театральная сцена принесла актрисе первую узнаваемость, у нее появился свой зритель, который ходил «на Марецкую». Многочисленные поклонники пытались раздобыть фотографию актрисы, чтобы пополнить ею свои коллекции. Но настоящая слава ждала Веру впереди.

Вера Марецкая в филььме «Закройщик из Торжка»

1925 год стал годом дебюта Марецкой в кино, ей тогда только исполнилось 19. Режиссер Яков Протазанов пригласил молодую актрису на съемки драмы «Его призыв», в которой она сыграла малозаметную роль. Буквально сразу за этим фильмом она снова стала работать с Протазановым в его новой ленте «Закройщик из Торжка». На этот раз роль девушки Кати принесла Вере первую известность и любовь зрительской аудитории. После этого фильма актрису буквально засыпали предложениями.

С каждым годом копилка ее работ становилась все полнее. На протяжении трех лет она снялась в четырех картинах, которые принесли ей настоящую славу – «Земля в плену», «Стыдно сказать», «Живой труп», «Дом на Трубной».

Яркую роль Марецкая сыграла в 1935 году в ленте «Любовь и ненависть». Сюжет развивается вокруг событий 1919 года, когда героиня Марецкой – шахтерка Вера, подняла женщин на бой с белогвардейцами. Картина показывала, как постепенно женщина вырабатывает характер и силу воли, и перестает быть «слабым полом». С этого времени такая тенденция прослеживалась практически во всех лентах с участием Марецкой.

Время было такое, когда нужно было прославлять коммунизм, воспевать коммунистическую пропаганду, а иначе фильмам была уготована жизнь на полке. И это в лучшем случае. Но Марецкая сталась по мере возможности «оживить» свои персонажи, чтобы они проявляли естественные чувства, свои радости и печали. Особенно удачными в этом плане получились картины «Член правительства» и «Поколение победителей».

При всей своей занятости в кинематографе, Вера не бросала службу в театре. Она умудрялась успевать везде.

Вера Марецкая в фильме «Она защищает Родину»

В 1942-м Марецкая получила Сталинскую премию за постановку «Надежда Дурова», в которой она сыграла главную героиню. Второй раз аналогичную награду актриса получила после выхода картины «Она защищает Родину», в которой перевоплотилась в Прасковью Лукьянову. Достаточно часто актрису приглашали на роли второго плана или вообще на эпизоды. Но это совсем не означало, что Марецкая играла их спустя рукава. Напротив, даже самую незначительную роль она обыгрывала так, что зрители помнили именно ее. Лучшим доказательством тому стала комедия «Свадьба».

Настоящий звездный час наступил в карьере актрисы Веры Марецкой после съемок в картине «Сельская учительница». Она сыграла главную роль, которая запала в душу зрителям и вызвала положительные отклики кинокритиков.

Сама Марецкая говорила впоследствии, что в первую очередь фильм получился успешным благодаря сценаристу Марии Смирновой. Именно она смогла написать такой образ – русская женщина, скромная и чистая, готовая жертвовать собой и терпеть неудобства, жить с верой и любовью к своему делу.

Вера Марецкая в фильме «Легкая жизнь»

За этот образ Марецкая снова получила Сталинскую премию. Потом фильмография актрисы продолжала пополняться дальше, лучшими фильмами последних лет стали «Ночной звонок», «Мать», «Легкая жизнь». В этих лентах она сыграла свои последние роли, причем во всех из них ей достались ключевые образы.

Марецкая перестала сниматься в кино, но театр не бросила. Она перешла в театр им.Моссовета, в котором выходила на сцену несмотря на смертельную болезнь.

Личная жизнь

У артистов часто случается так, что их личная жизнь тесно переплетается с профессиональной деятельностью. Так вышло и с Верой Марецкой. Первый раз она вышла замуж за Юрия Завадского, в театре которого она и состоялась, как актриса. Он многому ее научил и постоянно поддерживал во всем. В этом браке у Веры родился сын Евгений.

Вера Марецкая с Юрием Завадским

Когда сыну исполнилось 4 года, супруги расстались, однако они продолжали общаться на протяжении долгих лет. Вера всегда считала Завадского своей опорой и надеждой, и старалась сохранить с ним хорошие отношения.

Вера Марецкая с детьми

Второй раз актриса попытала счастья с актером Георгием Троицким. Этот брак снова принес ей счастье материнства – у супругов родилась дочь Мария. Мария продолжила семейную династию и стала актрисой театра и кино Из Георгия не получилось известного артиста, зато он стал очень хорошим папой для двоих детей. Вера могла спокойно работать, зная, что дети всегда присмотрены. Но и этот брак не принес ей женского счастья. Его оборвала война — Георгий погиб в 1943 году. Больше Марецкая замуж не выходила.

Смерть

После смерти мужа Вера с головой погрузилась в работу. Она пропустила тот момент, когда у нее начались постоянные головные боли. Марецкая долго терпела и не шла в больницу. Согласилась на обследование только по настоянию коллег, и диагноз ее просто убил. Доктора обнаружили у нее онкологию. Актриса держалась только благодаря сеансам химиотерапии, преодолевала боль и продолжала работать в театре.

Могила Веры Марецкой

Ее сердце остановилось 17 августа 1978 года. Причина – рак головного мозга, который мучил ее на протяжении нескольких лет. Местом упокоения великой актрисы стало Новодевичье кладбище столицы. Ее могила всегда в цветах, их несут благодарные поклонники.

Избранная фильмография

  • 1925 — Его призыв
  • 1925 — Закройщик из Торжка
  • 1928 — Дом на Трубной
  • 1929 — Простые сердца
  • 1930 — Стыдно сказать
  • 1936 — Зори Парижа
  • 1939 — Член правительства
  • 1941 — Дело Артамоновых
  • 1943 — Она защищает Родину
  • 1955 — Мать
  • 1956 — Полюшко-поле
  • 1964 — Лёгкая жизнь
  • 1975 — Странная миссис Сэвидж

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Вера Завадская, она же Марецкая. Нелёгкая жизнь актрисы

— Голубушка, будьте чуть смелее. Что вы собираетесь читать? — голос Вахтангова гулко прозвучал в полупустом зале небольшой студии. — «Пир во время чумы»? Что ж, начинайте.

Невысокая, скромно одетая девушка с то и дело выбивающимися из-под косынки прядями волос вышла на середину зала и задорно начала декламировать Пушкина. Во время чтения стихов ноги и руки поступающей против ее воли выделывали какие-то то ли акробатические, то ли клоунские движения.

— Откуда эта забавная девчонка? — повернулся Вахтангов к сидящему рядом с ним молодому красивому человеку. — Случаем не циркачка?

— Вы почти угадали, Евгений Багратионович. Мариц. Мареуц. А-а, Марецкая, вот. Вера Петровна. действительно подрабатывала в цирке. Только не на манеже, а в буфете. Помогала отцу торговать конфетами.

— Я думаю, из нее может получиться хорошая актриса. И ты, Юрочка, поможешь Вере Петровне ею стать.

На лице Юрия Завадского, любимого ученика Вахтангова, единственного из студийцев, кому режиссер позволил присутствовать на вступительных экзаменах, появилась счастливая улыбка. Даже если бы и не поручение учителя, молоденькую девушку, мечтающую о сцене, он бы без внимания не оставил.

Вера и Юрочка

О своей первой встрече с Завадским Вера Петровна вспоминать не любила. Почему, она и сама не знала. Может, из-за того, что Юрочка в тот момент видел ее беспомощность? Куда приятнее были воспоминания об их свадьбе. Впрочем, произошедшее в тот день сложно назвать свадьбой — они зашли в загс в арбатском переулке по дороге в театр и тихо, без цветов и шампанского зарегистрировались. У нее даже ни одной свадебной фотографии нет. Единственное напоминание о судьбоносном событии — запись в трудовой книжке: «Завадская Вера Петровна».

Это была их с Юрочкой тайна: о том, что Вера поменяла фамилию, в театре так никто и не узнал. Для миллионов поклонников она навсегда осталась Марецкой.

Тишину больничного утра («Надо же, за окном совсем рассвело, а я опять так и не уснула.») нарушил скрип открывающейся двери в палату.

— Доброе утро, Вера Петровна. Как вы себя чувствуете? Нормально? Ну и хорошо. Скоро принесу завтрак. Что? Какие записки? Нет, вам никто ничего не передавал.

Ну да, правильно. От кого она еще надеется получить послание, если Юрочки больше нет? Странная все-таки вещь — судьба. Странная и страшная. Всю жизнь они были рядом — Завадский и его актриса, «Хозяйка», как ее называли в театре, — и в молодости, и в пору славы, и в самом конце, когда даже их палаты располагались на соседних этажах Кунцевской больницы. Была среди пациентов Кунцевской и другая знаменитая актриса из их с Юрочкой театра, ее вечная соперница — Любовь Петровна Орлова. Но о ней Вера Петровна в последние дни предпочитала не вспоминать. Тем более что и Орлова демонстративно делала вид, что не знакома с Марецкой.

Читайте также  Станислав лем - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ну что ж, это театр. Ей ведь передавали, что говорила Орлова о спектакле «Странная миссис Сэвидж», в который Марецкая ввелась вместо нее: «Не могу смотреть на эту домработницу!» И это о ней! Откуда только у людей берется такая злость? Может, Любовь Петровна обиделась, что у нее забрали роль? Ну так с кем не бывает? Это же театр, и незачем при людях говорить о коллеге, пусть и нелюбимой (можно подумать, Орлову кто-то обожает), всякие гадости.

Все будет хорошо?

Дверь в палату снова открылась. На большом подносе медсестра внесла завтрак — манную кашу, белый хлеб («Сколько раз можно повторять, что мучное она не ест?»), масло и кофе.

— Вера Петровна, приятного аппетита! Вы непременно должны позавтракать. Вот увидите, все будет хорошо. Вы обязательно поправитесь.

Ага, поправится. Первый раз ей об этом сказали в 69-м, когда она попала в больницу с диагнозом «мастопатия». Опухоль была злокачественной. Но после пятичасовой операции врачи успокоили, что все будет нормально. Успели. И первое время действительно все вроде бы было хорошо. Но в 73-м, садясь в машину, она сильно ударилась головой. Появилась шишка, которая стала расти. И страшно болела! Во время одной из репетиций боль стала такой невыносимой, что она потеряла сознание и упала в обморок. Это был, пожалуй, второй случай, когда Юрочка видел ее беспомощной. «Теперь у тебя в театре есть падшая женщина», — придя в себя, улыбнулась она, глядя ему в глаза.

Врачи и тогда пообещали, что ничего страшного больше не произойдет. Пообещали и. фактически поселили в больнице — месяц разрешали выходить на сцену, а потом месяц держали в палате. Потом снова на месяц отпускали играть и вновь клали в больницу. И при этом все время говорили, что она поправляется, поправляется, поправляется.

Юрочку тоже успокаивали, и он тоже поначалу верил. И она вместе с ним верила. Пока. Пока, почти как сегодня, не скрипнула дверь палаты и профессор, старась не смотреть ей в глаза, сообщил, что Юрий Александрович Завадский скончался. Первой о его смерти почему-то сообщили ей, хотя мужем и женой они не были уже больше сорока лет. Хотя что за глупое «почему-то»?! Разве могло быть как-то иначе?

Вся ее жизнь была связана с Завадским, его именем, его спектаклями, его радостями и его проблемами. Он требовал ее к себе (где бы она ни была) даже тогда, когда у него просто болела голова. Ей потом передавали, что Раневская, приходя в театр, передразнивает «Ве-Пе»: «Ребенку требуется мамочка!»

Странная вещь — судьба. Странная и страшная. Первый раз она подумала об этом в 37-м, когда стало известно об аресте и расстреле двух ее братьев — Мити и Гриши. Первый работал в «Правде», второй — в «Комсомолке», оба — ученики Бухарина. Как она умоляла лубянских начальников дать ей хотя бы возможность повидать братьев! Куда там! Единственное, что позволили, — усыновить Шурку, племянника. Сын с дочерью нормально приняли нового брата.

Другой раз свою несправедливость судьба продемонстрировала ей в сорок первом. Только-только закончились съемки фильма «Она защищает Родину». После первого показа, на котором были все свои, ни один человек не сказал ей ни одного доброго слова. Все почему-то смотрели мимо. «Неужели я завалила роль?» — терзалась всю ночь Марецкая. Все выяснилось утром следующего дня: за час до премьеры на студию пришла похоронка. Погиб ее второй муж — Георгий Троицкий, Троша.

«. живучая»

Единственным близким человеком остался Юрий Завадский. Помогал с продуктами, с одеждой для детей, советовал, как лучше хлопотать за младшую сестру. Танюшу арестовали после того, как на экраны вышел фильм «Член правительства». Но успех Марецкой-старшей не помог. Тюремное начальство заметило лишь фильм «Она защищает Родину». После премьеры Татьяну вызвал начальник тюрьмы: «Так вы и есть сестра Марецкой? А что, очень похожи. Идите».

Да, вот такая вот жизнь. Сейчас опять придут врачи и начнутся ужасные про цедуры. Зачем? Конец-то все равно один, и она знает, что он не за горами. Как бы ей хотелось всегда в жизни говорить только одну реплику ее королевы Анны из «Стакана воды»: «Я так хочу, я так приказываю, я королева». И все препятствия и проблемы после этого отступали бы. Но все, как всегда, происходит наоборот. И девизом ее, отнюдь не королевской, как думали многие, жизни, оставались слова другой хрестоматийной героини: «Вот стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная — живучая».

Роман длиною в жизнь. Ростислав Плятт и Вера Марецкая

Вера Марецкая и Ростислав Плятт. Народные артисты СССР. Герои СоцТруда. У них еще множеств наград и премий, перечислять не имеет смысла, моя статья не об этом. Всю жизнь проработали вместе в театре Моссовета. Они его создатели.

Ростислава Яновича не приняли в студию МХАТ, кто-то из студийцев его знакомит с Юрий Александровичем Завадским. На всю жизнь он станет его учителем и другом. Завадский являлся учеником Вахтангова, красивый, умный, высокий мужчина. Эстет. Человек серебряного века.

Завадский знакомит Ростислава со своей второй женой — актрисой Верой Марецкой. Вера Петровна была беременна. Это была первая встреча, которая перевернула жизнь Ростиславу Яновичу. Плятт мог любоваться ею часами. Красавица, игривая кошка и фурия, всегда разная… Иногда ему казалось, что и Вера смотрит на него как-то не так, как на всех. Но нет! Ничего нет и не может произойти.

Это была середина 30-х готов прошлого века. Москва.

Начинаются закрывать театры, студии…

Студию Завадского отправляют в Ростов, якобы укреплять культуру в регионе. На самом деле как говорила Ф.Раневская, чтобы спасти Веру. Дело в том, что у В.П. родные братья занимали по тем временам расстрелянные должности. Старший брат главредактор Правды, а младший историк и журналист «Московского комсомольца». Они поддерживали Бухаринцев. В общем в одночасье, Вера Петровна потеряла братьев и стала сестрой врагов народа. Такие были времена. Ростислав Плятт к тому времени женился на актрисе. Нина Бутова, была склонна к эскападам, шумным выяснениям отношений. Она была в молодости хороша собой рыжекудрая, но с годами тяжелый характер изменил ее лицо, придав ему выражение капризности. Она не умела хозяйничать, купленный молодыми холодильник вечно был пуст, что Плятта не смущало в театральном буфете отлично кормили! Он не отказывал ей ни в чем, не ссорился из-за ее прихотей, они даже по своему любили друг друга. Чувства к Марецкой, впрочем, никуда не девались.

А вот брак Марецкой и Завадского треснул! 4 года всего жили вместе. У них родился сын Евгений, в честь Вахтангова. Брак закончился, но дружба осталась на всю жизнь…

После Марецкой, Завадский ушел к Галине Улановой. После развода Вера стала многодетной мамой. Она усыновила родного племянника, сына старшего брата и вышла второй раз замуж и родила дочку, от актера из студии Завадского. Пока она работала в театре и кино, ее муж сидел с детьми, у него были золотые руки, он всё делал по дому…

Идет во всю война, муж Веры отправляется на фронт. В тот же день, когда была премьера фильма «Она защищает Родину» приходит похоронка. Муж погиб под Орлом. Вера остается одна с тремя детьми. Родную сестру Татьяну Марецкую отправляют в Сибирь-ссылка, на всякий случай т.к. братья были врагами народа. Ее отпустят из тюрьмы благодаря сестре, через 2 года. Но до 60-х ей нельзя будет жить в Москве.

Плятт во время войны работал на радио в Москве. А Вера Петровна была в эвакуации в Алмате вместе с остальными киношниками. Она приходила в себя, когда слышала по радио его голос. Это означало, что налет кончился и началась очередная вечерняя передача: Плятт всегда читал в этот час антифашисткую публицистику. Спокойный родной голос, потом не раз еще помогал ей овладеть собой: у нее даже выработался рефлекс: если Славик читает – становится легче дышать.

Ю.А. Завадский становится главным режиссером театра Моссовета, а Марецкая В.П. становится главной его актрисой. Ее уже знает весь СССР, у нее уже звания и награды…Именно благодаря Марецкой появилось здание театра Моссовета.

Говорят поклонников было много у нее, а кто-то даже говорит, что женщина она была любвеобильной. Вот и Станислав Садальский недавно рассказал, что первой его любовью и женщиной была Вера Марецкая…

Плятт и Марецкая начинают покорят театральную Москву. На них идут в театр. Они выступают вместе на радио, на капустниках…

Когда их чувство переросло в нечто большее, не знает никто. Они тщательно пытались скрывать свой роман, но вся театральная столица о нем знала. Трудно было не догадаться…Везде вместе. Даже гримерка одна на двоих. Жена Ростислава Плятта переходит в театр Моссовета, муж ей не пробивает никаких ролей, она просто актриса массовки. Она естественно узнает о романе мужа. Плятт пытался уйти несколько раз из-дому, но жена угрожала покончить с собой и это были не пустые слова.

Читайте также  Борис корчевников - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В Плятте Вера нашла идеального партнера, с такой же страстью к лицедейству, жаждой импровизации, с таким же чувством смешного и прекрасного. Один из первых учеников Завадского, он свыше двадцати лет был с ней рядом- даже в эвакуации, куда отказался поехать, но постоянно напоминал о себе выступлениями по радио. Для всех в театре Плятт вошел в жизнь Марецкой как-то незаметно, но для них самих была некая «точка отсчета»: какой-то 60-й спектакль «Госпожи министерши», сыгранный уже после того, как она вернулась из творческого отпуска, предоставленного ей в связи со съемками фильма «Сельская учительница». Спектакль шел уже второй сезон, публика принимала его с восторгом, актеры чувствовали себя свободно и раскованно, все понемногу импровизировали и озорничали. А больше всех – Марецкая с Пляттом. Свою сцену каждый раз они играли по-разному.

— Мне на каждом представлении надо хоть одно местечко сыграть по-новому, не так, как в прошлые разы,- сказала как-то она ему. –Иначе у меня роль вянет, сохнет, дохнет, я ее чувствовать перестаю, разлюбляю…

— Что верно, то верно, — отозвался он. – Я уже давно себе говорю: с ней все время надо быть начеку, в напряжении. Ведь если она свою реплику иначе скажет, то и отвечать нужно иначе. Она- с сюрпризами. Вчера чуть усмехнулась, сегодня почти расхохоталась, вчера сказала с ленцой, сегодня- с подковырочкой. Благодаря этим сюрпризам, по-моему, наши спектакли и сохраняют свежесть.

— Мои сюрпризы!- фыркнула она. – А сам такое творит, зазеваешься – и пропала, навек в дурах оставит!

— Это я о тебе забочусь, чтобы ты не дай бог не соскучилась, чтобы у тебя роль не завяла.

Никому он больше так не улыбался – заботливо и бережно. Иногда она нарочно подпускала какое-нибудь соленое словцо, но его улыбка от этого не менялась.

Завадский любил и уважал Марецкую до последних своих дней. Очень оберегал ее. Конечно он знал о их романе и очень злился, когда на связь не выходили ни Марецкая ни Плятт. Они могли на месяц снять номер в гостинице. Уезжали вместе на творческие вечера, отдыхали вместе в санаториях и работали тоже вместе. Готовили роли у нее дома, а вечерами гуляли по Тверской. Иногда приходили в дом Актера посидеть послушать анекдоты, выпить. Когда поклонники Веры Петровны пытались ее проводить домой, тут же вставал из-за стола Плятт со своим практически 2-х метровым ростом и поклонники сразу стихали.

В 1971 году Вере Петровне ставят страшный диагноз-рак головного мозга. Операции и химии ей продлят жизнь на 7 лет. Именно столько она будет бороться…ни разу никому не пожалуется ни в театре ни дома. Она не умела жаловаться. В 1975 году будут снимать на пленку спектакль «Странная Миссис Сэвидж» в заборе в больнице будет дыра, она будет врачам говорить, что пошла гулять, а в это время к дыре в заборе будет подъезжать машина из театра…так будет снят этот спектакль. Последний раз она выйдет на сцену в январе 1976 года именно в этом спектакле. За кулисами будут плакать Плятт и Завадский. Все всё знают. Все прощаются.

В марте 1977 года умирает Ю.А. Завадский. Говорят, после того как не стало Завадского, Плятт собрал вещи и ушел к Марецкой и сделал ей предложение. Но она сказала: «Поздно Славик»

В июне 1978 года не станет жены Плятта, она скончается от сердечного приступа. А в августе не станет и самой Веры Петровны. Проститься с ней придут тысячи поклонников, с ней будет прощаться Страна, Москва и ОН.

Когда гроб с телом стоял в церкви, к нему подошел Славик, как называла его Вера Петровна. Нагнувшись к ней он разрыдался, он прощался с той, которую всю жизнь любил. На панихиде были только близкие люди. Ростислав Плятт скажет: «ты всегда была сильнее меня, а уходишь первая!»

Через год Плятт жениться на жене своего друга. Разница в возрасте между ними будет 20 лет.

Евгений Ст:)в: «пришел в гримерку к себе слышу Ростислав Янович зовет. Говорит Женя, вы видели вчера по телевизору показывали «Члена правительства»? Правда Вера Петровна хороша?! И у него покатились слезы из глаз.»

Виталий Вульф: «гуляли по парку с Пляттом, говорили о кино, театре и вдруг Ростислав Янович начал рассказывать о Вере Петровне…»

Она так и осталась в его сердце…

Однажды в интервью Валентина Талызина скажет, что Вера Петровна хитрая женщина. Держала двух мужиков на коротком повадке. Так они вместе и ходили по высоким кабинетам. Завадский-режиссер и бывший муж, В.П. и Плятт, тот который любил ее всю жизнь.

Славик уйдет к Вере в 1989 году.

Никто в театре и за его пределами их не осуждал, никто не шушукался, даже острая на язык Фаина Раневская молчала. Их все любили и уважали.

Нам же осталось смотреть их фильмы и слушать их ГОЛОСА.

Во время съемок фильма «Легкая жизнь» с участием Плятта и Марецкой сбегался весь Мосфильм. Говорят это была сплошная импровизация, но к сожалению многое было вырезано.

Последнее появление Веры Марецкой в театре. Как всегда за спиной Ростислав Плятт

Ну и конечно же ГОЛОСА Марецкой и Плятта


Последний спектакль с Верой Марецкой

Вера Марецкая

фотографии >>

биография

Марецкая Вера Петровна

Родилась 31 июля 1906 года в деревне Барвиха (ныне Одинцовского района Московской области).

Советская актриса театра и кино.

Окончила Школу-студию при театре имени Евгения Вахтангова (1924).
В 1924-1940 годах — актриса Театра-студии (затем — Театра) под руководством Юрия Завадского в Москве и Ростове-на-Дону.
С 1940 года — ведущая актриса театра имени Моссовета.
В театре Марецкая начинала как актриса неожиданностей. Неуклюжая, взлохмаченная, темпераментно читавшая трагические стихи Пушкина и Верхарна — такой она появилась перед экзаменаторами московских театральных студий, коих в начале 1920-х годов было превеликое множество.

Дебют Марецкой в кино состоялся в фильме Протазанова «Закройщик из Торжка» ещё в 1925 году. Марецкая была одной из самых популярных киноактрис страны, её имя было известно и в других странах. Образы, созданные Марецкой в кинофильмах «Член правительства», «Она защищает Родину», «Сельская учительница» — одни из самых интересных и значительных в истории советского кинематографа. В кино она играла почти в трёх десятках фильмов.

В 1944 году была награждена «За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин» — за роль Прасковьи Лукьяновой в фильме «Она защищает Родину».

Замуж за Ю.А. Завадского вышла в 1924 году, от брака с которым у Марецкой родился сын Женя, также актёр театра имени Моссовета. Даже после развода Вера Петровна оставалась другом и верным помощником Завадского, её называли «хозяйкой театра».
Второй муж Марецкой, Георгий Петрович Троицкий погиб в бою под Орлом в 1943 году. Он был характерным актёром и театральным педагогом. Это случилось, когда Вера Петровна снималась в фильме «Она защищает Родину». Фридрих Эмлер не сразу сказал Марецкой о трагедии, чтобы она смогла сыграть веселую сцену игры героини со своим сыном. В их браке родилась Машенька.

Она была уже смертельно нездорова, перенесла несколько тяжелейших операций, практически жила в больнице, и даже самые близкие её и родные не надеялись на возвращение актрисы хотя бы домой. А уж о работе никто и не думал. Кроме самой Веры Петровны.
Прячась от врачей и сестёр «кремлёвской» больницы, нахлобучив парик и прикрыв голову платочком, чтобы не беспокоить швы, оставшиеся после нескольких тяжелейших операций, она никому не ведомыми путями пробиралась за больничную ограду, где её ждал автомобиль, и, как ей казалось, тайком от всех уезжала в Дом звукозаписи на тогдашнюю улицу Качалова, 24, где под руководством главного режиссёра литературно-драматического радиовещания Эмиля Верника записывала на плёнку стихи своих любимых поэтов.
Эти стихи вошли в «золотой фонд» художественного радиовещания в России.

Заслуженная артистка РСФСР (1935).
Народная артистка РСФСР (1943).
Народная артистка СССР (1949).
Герой Социалистического Труда (1976).

Ушла из жизни 17 августа 1978 года в Москве. Похоронена актриса на Новодевичьем кладбище столицы (2 участок, 35 ряд).

Когда Веры Петровны не стало, когда смертельная болезнь всё-таки сломила её мужество и любовь к жизни, в зале Театра имени Моссовета, где она проработала почти всю свою жизнь, над урной с её прахом звучал её голос — стихи, записанные на плёнку в последние месяцы и недели её земной жизни.

Лауреат Государственных премий СССР:
1942, 1951 — за театральную работу;
1946 — за роль Прасковьи Лукьяновой в фильме «Она защищает Родину»;
1948 — за роль Варвары Мартыновой в фильме «Сельская учительница»

Орден «Знак Почета» (1940)
Три ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1947, 1960)
Два ордена Ленина (1967, 1976)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «Ветеран труда»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: