Валентина гарцуева — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Валентина Гарцуева

Биография

Валентина Гарцуева является представительницей знаменитой творческой династии. Из-за этого она с самого начала карьеры чувствовала ответственность, боясь подвести родных. Но артистка не только стала достойной продолжательницей рода, но и прославила его, играя заметные роли в кино и на сцене.

Детство и юность

Валентина Александровна Гарцуева родилась 8 апреля 1986 года в Минске, Беларусь. Она была единственным ребенком в семье актрисы Зои Белохвостик и художественного руководителя Театра белорусской драматургии Александра Гарцуева. Ее дедушка Валентин Белохвостик был знаменитым белорусским актером, а прадед Глеб Глебов — народным артистом СССР.

Ранние годы биографии звезда провела за кулисами, наблюдая за работой знаменитых актеров. Но воспитанием девочки занималась преимущественно бабушка, которая решила отдать внучку в музыкальную школу. В качестве инструмента Валя выбрала флейту, но очень быстро разочаровалась. Следующие 5 лет исполнительница пыталась убедить родителей, что великим музыкантом ей не стать, и в итоге они согласились.

В подростковом возрасте Гарцуева была своенравной и часто поступала наперекор матери и отцу. Образумилась, только когда поступила в театральную школу. Высшее образование девушка получила в Белорусской государственной академии искусств на кафедре. Она училась на курсе Лидии Алексеевны Монаковой.

Театр

После получения диплома Валентину приняли в труппу Национального академического театра имени Янки Купалы в Минске, где служили ее родители. Зоя Валентиновна передала дочери главную роль в спектакле «Павлинка», которую играла на протяжении 20 лет.

На становление молодой исполнительницы повлиял отец, приобщавший ее к участию в своих постановках. Он с самого начала был требователен к артистке, чем выработал в ней стремление к самосовершенствованию. Это пригодилось знаменитости как на сцене, так и в кино.

Зоя Белохвостик и Валентина Гарцуева. Любой ребенок похож на маму или на папу. И дети звезд не исключение. Но так ли уж схожи они во всем? Узнавайте по ссылке! http://www.kp.by/daily/26390.3/3266416/

Ярким примером семейного творчества стал спектакль «Дети Ванюшина», который поставил Александр Федорович. В нем Валентина сыграла главную героиню Людмилу, а Зоя Валентиновна — ее старшую сестру. По словам Гарцуевой, эта роль помогла ей вырасти как в творческом, так и личностном плане.

Удалось звезде проявить себя и играя в спектакле «Не мой», в основу которого лег рассказ Алеся Адамовича. Он был отмечен театральной премией, а молодая актриса удостоилась хвалебных отзывов критиков. Не осталась без внимания и ее мятежная Франка из постановки «Хам».

В 2020 году на сцене Театра имени Я. Купалы состоялась премьера пьесы «Женщины без границ», где Валентина воплотила Веру. Но вскоре после этого стало известно, что Гарцуева, как и множество других артистов, уходит из театра в независимую труппу «Купаловцы». Причиной стало увольнение директора Павла Латушко, который публично выразил недовольство по поводу результатов выборов в Беларуси.

Фильмы

Первую роль в кино Валя получила еще студенткой, в 2005 году. Она сыграла секретаря директора комбината во 2-м сезоне сериала Сергея Боброва «Мужчины не плачут». Затем последовал перерыв на три года, которые Гарцуева посвятила учебе и театру.

С 2008 года Валентина регулярно появлялась на экранах. Зрителям запомнилась ее героиня из мелодрамы «Ой, ма-моч-ки!» о жизни персонала и пациенток роддома. В отличие от других будущих мам, Светлана в исполнении звезды поначалу кажется бездушным человеком, поскольку всеми силами пытается избавиться от ребенка. Но по ходу сюжета она меняется в лучшую сторону, вызывая сочувствие и понимание.

Это далеко не единственная отрицательная роль в фильмографии звезды. В военном фильме «Смерть шпионам. Лисья нора» она тоже сыграла злодейку — немецкую шпионку, которая выдает себя за русскую девушку. В интервью актриса призналась, что в театре ей достаются преимущественно положительные образы, поэтому всегда интересно примерять маску антигероя на экранах.

«Тогда почти не знала языка». Необычная история любви звезды Купаловского театра и немецкого актера

Актриса Купаловского театра Валентина Гарцуева и немецкий актер Жан-Марк Биркхольц понимают друг друга без слов. Их взгляды говорят сами за себя. О том, как образовалась одна из самых красивых актерских пар Беларуси, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Разные языки, культуры и менталитет, расстояние в тысячу километров и одна профессия на двоих — ничто не может помешать быть вместе, если двое по-настоящему любят друг друга. В начале их отношений Жан-Марк приезжал в нашу страну всего на пять дней в месяц по безвизу. Потом, как и обещал перед свадьбой, перебрался в Минск. Вынужденная самоизоляция стала для одной из самых красивых актерских пар Беларуси хорошей возможностью проводить вместе больше времени.

Чувства вспыхнули спустя годы

Любви с первого взгляда не случилось. Они познакомились в 2012-м, когда снимались в сериале «Смерть шпионам. Лисья нора». Она ему понравилась сразу: трогательная блондинка с огромными глазами. Он ей тоже. Но оба были в тот момент в отношениях, к тому же мешал языковой барьер.

Фильм «Снайпер. Офицер СМЕРШ», 2017

— Первое, что заметил, это Валины бездонные карие глаза. Она была очень тихой, застенчивой. Но в ее глазах, казалось, так много историй, которые я хотел бы услышать, — вспоминает Жан-Марк. Это ощущение не отпускает меня до сих пор.

Валентина в перерывах между съемками читала книгу, сейчас и не помнит какую. Жан-Марк попытался заговорить с ней на английском.

— Тогда почти не знала языка, к тому же так растерялась, что вообще ничего не смогла ответить. Но я все же влюбилась в него, платонически. Знаете, когда понимаешь, что ничего дальше не может быть. Он мне показался не таким, как все. Светящимся, недосягаемым. С безумно положительной энергетикой. Невозможно было выбросить его из головы, — говорит девушка.

Фильм «Снайпер. Офицер СМЕРШ», 2017 год

Совместная работа закончилась. Разъехались, но стали немного общаться в соцсети. Поздравляли друг друга с праздниками — вот, собственно, и все. А спустя пять лет случайно встретились, и снова на съемочной площадке. Это была картина «Снайпер. Офицер СМЕРШ», премьера которой состоялась не так давно.

— Выбрались в выходной в кафе, разговорились. С английским было уже получше, и я чувствовала себя не такой скованной. Это стало отправной точкой, — Валентина старается избегать в беседе слов «любовь», «чувства». Но они сквозят между строк, вернее взглядов. Мы поняли, что наши жизни, наши психотипы схожи. Почти одинаковое представление о работе. Цели и желания во многом совпадают, да и профессиональная карьера у Жан-Марка начала также здесь складываться.

Брак оказался необходимым шагом. Если они хотели быть вместе, нужно было закрепить это официально, потому что в развитие отношений неизменно вмешивался визовый вопрос.

Есть такая профессия

В подростковом возрасте иногда в качестве своеобразного протеста Валентина заявляла, что не хочет становиться актрисой: слишком уж все окружающие были уверены, что у нее нет иного пути. Предопределенность раздражала. Но при этом в глубине души она мечтала об этом. И о Купаловском театре.

Однако вхождение в профессию не было простым.

— Постоянно казалось, что от меня чего-то ждут, сравнивают с моими знаменитыми родными. Жила с оглядкой: а вдруг не смогу? Подведу семью. На самом деле близкие никогда не давили на меня, всегда поддерживали. Это были мои внутренние страхи, — уверена девушка. — Но в какой-то момент сказала себе остановиться в самоедстве. Хочешь быть актрисой — будь!

В свою очередь Жан-Марк долгое время и не подозревал, что актер — это вообще профессия. Семья у него не творческая.

— У меня с детства были способности: слух, голос, пластика. Моя учительница неоднократно обращала на это внимание и говорила, что стану актером. Но я осознал, что действительно этого хочу, только после получения первого образования, — поясняет он.

В юности Жан-Марк занимался установкой водо- и газопроводных систем. Попробовал работать по специальности, но быстро понял: не его. Так в 21 год решил стать актером. Долго служил в театре, но в итоге выбрал путь фрилансера. В Германии непросто быть свободным актером, но для него все сложилось удачно.

— И это заслуженно. Жан-Марк очень трудолюбивый, таких еще поискать. Я вижу, как он работает над ролями и учит текст, все продумывает, — делится наблюдениями Валентина.

Каждое лето Жан-Марк неизменно проводит в Германии на фестивале в Эльспе — городке недалеко от Кельна, куда съезжаются десятки тысяч поклонников творчества Карла Мая, немецкого автора вестернов, придумавшего знаменитого вождя апачей Виннету. На самой большой открытой сцене Европы разыгрывается представление по одной из книг писателя. Роль Виннету уже много лет подряд исполняет Жан-Марк.

— Это серьезный драматический спектакль. В прошлом году для постановки выбрали книгу, где вождь апачей погибает. Зрители плакали: сцена смерти была очень сильной, — вспоминает Валентина.

Остальное время Жан-Марк в Минске. Играет в российских и белорусских фильмах и сериалах. Однако ему достаются не только такие персонажи, как фашисты и иностранцы. Появляются и другие роли. Например, в одной из картин он играл шпиона, который выдавал себя за русского. Актер может выучить русский текст и произнести его почти без акцента.

Читайте также  Lea michele - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Валентина и Жан-Марк трепетно относятся к достижениям друг друга.

— Если между мужем и женой встает профессиональная ревность, то, думаю, о настоящих чувствах речь не идет, — рассуждает девушка. Я поддерживаю его, радуюсь его успехам, как и он моим. Если у него происходит что-то хорошее, это и моя личная победа тоже.

Маленькие домашние радости

В самоизоляции пара занялась тем, на что раньше не хватало времени.

— Стали готовить дома, — говорит Валентина. Я очень часто ем всякую ерунду. Но сейчас мое питание улучшилось. Жан-Марк — прекрасный кулинар. Это большая удача, что он не из тех, кто будет сидеть и ждать, когда жена придет домой и накормит. Может приготовить и что-то сложное, с интересными сочетаниями. Всегда получается вкусно. Вчера, к примеру, это была замечательная рыба. Мною же приготовленная еда простая, домашняя. Когда гости на пороге и нужно соорудить что-то беспроигрышное, проверенное годами, делаю фрикадельки под соусом.

Свободное время позволяет супругам выбираться на прогулки в лес. А также изучать языки. До сих пор они общались в основном на английском. Немецкий язык Валентина считает очень красивым, но сложным для восприятия. Жан-Марк учит отдельные русские фразы, слушает песни, пытается на слух отделять слова в предложениях. Оба много читают.

— Мне нужно, чтобы ничего не отвлекало. Мама как-то дала почитать прекрасный роман «Щегол» Донны Тартт. Он долго ждал своего часа, потому что я понимала: в рабочем ритме просто не смогу им насладиться. Сейчас прочла и получила огромное удовольствие, — отмечает Валентина.

Но вообще ей самоизоляция далась сложно. В основном из-за любви к театру.

Спектакль «Чайка»

— Тяжело не только финансово, но и психологически. Актер должен быть на сцене. Дома форму поддерживать невозможно. Необходимо взаимодействовать со зрителем, чувствовать его, — поясняет девушка.

Тем не менее актеры и режиссеры делали все, что могли, чтобы не потерять профессиональную форму. Проводили читки онлайн и выкладывали записи в YouTube и Instagram. А Николай Пинигин, который взялся за постановку «Тутэйшых» Янки Купалы, организовал онлайн-репетиции в Zoom.

Сейчас жизнь постепенно входит в нормальное русло: Жан-Марк приглашен в Хорватию на тур читок, репетиции в Купаловском возобновились, спектакли идут, хотя и с обязательной безопасной рассадкой зрителей. Начались съемки в фильмах. Есть и совместные творческие планы, которые Валентина и Жан-Марк пока держат в секрете: актеры — народ суеверный.

Фото из архива Валентины Гарцуевой и Жан-Марка Биркхольца

Валентина Гарцуева – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография 2018

Валентина Гарцуева: биография

В мире искусства династии, когда дети наследуют родителей в течение нескольких поколений, явление распространенное. Таким примером стала российская актриса белорусского происхождения Валентина Гарцуева.

Актриса Валентина Гарцуева

Валентина Александровна Гарцуева родилась в Минске (Белоруссия) 8 апреля 1986 года, девочка росла единственным ребенком в семье. Мать Валентины Зоя Белохвостик – знаменитая белорусская актриса театра, отец — художественный руководитель Театра белорусской драматургии, дедушка Валентин Белохвостик носил звание народного артиста Беларуси, а прадед Глеб Глебов – народный артист СССР. Таким образом, у маленькой Вали не оставалось другого выхода, кроме как идти по стопам семьи.

Валентина Гарцуева вместе с родителями

Детство девочка провела на сцене, выглядывая из-за кулис и наблюдая за игрой актеров, в том числе своей матери. Когда Валя, повзрослев, выразила желание стать актрисой, родители поддержали решение дочери. Хотя в интервью девушка говорит, что, взбреди ей в голову стать врачом, родители не противились бы.

Учеба в школе интересовала девочку гораздо меньше, чем театральное искусство. Иногда Валя приходила в школу с невыученными уроками, ссылаясь на то, что присутствовала на премьере у матери в театре. С раннего детства девочка училась в музыкальной школе (играла на флейте), но только два года, поскольку душа рвалась на сцену, а разучивать скучные этюды не хотелось. Валя помнит себя трудным ребенком и своенравным подростком: мечтала сделать тату и выкрасить волосы в зеленый цвет, но вовремя образумилась.

Валентина Гарцуева в театре

Высшее образование девушка получила в Белорусской государственной академии искусств на театральном факультете. На кафедре актерского мастерства Валентина прослушала курс народного артиста Беларуси Лидии Алексеевны Монаковой.

Окончив академию, Валентина устроилась в Национальный академический театр им. Я. Купалы в Минске, где выступает и Зоя Белохвостик. Начинающая актриса выходила на сцену в главной роли пьесы Я.Купалы «Павлинка», играла Барбару в «Черной панне Несвижа» А.Дударева, Клариче в «Слуге двух господ» К.Гольдони и другие заметные роли.

Фильмы

Первую роль в кино Валя получила еще студенткой в 2005 году: сыграла эпизодическую роль секретаря директора комбината во второй части телевизионного сериала Сергея Боброва «Мужчины не плачут». Затем последовал перерыв на три года, которые Валентина полностью посвятила театру.

Валентина Гарцуева в сериале «Мужчины не плачут»

С 2008 года Валентина Гарцуева стабильно появляется на телеэкранах в 1-3 кинолентах в год, как правило, это второстепенные роли в сериалах. И только в 2013 году в карьере Гарцуевой произошел переворот – девушка получила главную роль в мелодраме Сергея Гиргеля. Год спустя, в 2014 году, Валя снова снялась в главной роли – сыграла Александру Смирнову в мелодраме Екатерины Шагаловой «Мой близкий враг».

Валентина Гарцуева в сериале «Мой близкий враг»

В 2015 году после нескольких второстепенных ролей Гарцуева сыграла Нину в мелодраме Максима Демченко «Эхо греха». Через несколько месяцев в прокат выходит криминальный детектив Игоря Четверикова «Черная паутина» с Валей в главной роли. Девушка сыграла Карину Бартош – молодого и неопытного следователя, расследующего дело об убийстве и торговле наркотиками.

Валентина объединяет работу на сцене театра в Минске и съемки в фильмах (чаще всего российско-белорусского производства). На 2017 год фильмография актрисы составляет два десятка ролей.

Личная жизнь

О личной жизни, как и других фактах своей биографии, актриса говорить не любит. Из интервью в прессе стало известно, что о принцах Валя перестала мечтать еще в далеком детстве. Во взрослой жизни у девушки случались неудачные отношения, а сейчас Валентина одна.

Девушка подчеркивает свою самостоятельность и независимость, но о муже и детях задумывается на будущее. Личная жизнь девушки, романтика и отношения реализуются только на сцене театра: в роли Павлинки или Франки из спектакля «Хам».

Валентина Гарцуева

Зоя Белохвостик, как и другая мать взрослой дочери, намекает Валентине на желание понянчить внуков, но Валентина замуж пока не торопится. Сама девушка тоже хочет детей (ей в детстве не хватало братика или сестрички для совместных игр), но считает, что время еще не пришло.

В свободное от съемок и игры на сцене театра время Валентина с удовольствием готовит и занимается домом. Девушка говорит, что домашнему хозяйству ее научила мать, несмотря на занятость в театре.

Валентина Гарцуева сейчас

В 2017 году Валентина занята на съемках мелодрамы Сергея Гиргеля «Хочу быть счастливой». Какую конкретно роль сыграла в фильме актриса, прессе пока неизвестно. Параллельно с работой над «Хочу быть счастливой» Гарцуева снимается в российско-белорусской мелодраме Алексея Карелина и Анны Ерофеевой «Черная кровь», где играет роль дочери колдуньи Глафиры.

Валентина Гарцуева в 2017 году

Несмотря на невысокую зарплату актера театра, Валентина Гарцуева выкладывает на своей странице во «ВКонтакте» фото, где девушка обедает в парижском ресторане. В интервью Гарцуева рассказывает журналистам, что зарплаты в театре едва хватает на аренду квартиры, поэтому съемки в кино – единственный способ обеспечить себе желаемый образ жизни.

В день рождения матери, Валентина призналась, что мечтает заработать много денег, чтобы подарить матери дом в лесу подальше от людей. В виде альтернативы Валентина Гарцуева мечтает о собственном семейном театре имени прославленной в Белоруссии династии актеров Гарцуевых.

Валентина Гарцуева: Я стала доверять своей интуиции

Александр Кива

Главный редактор, руководитель журнала «Теленеделя»

Эксклюзивное интервью с Валентиной Гарцуевой.

Расскажите о проекте «Летний снег»… О чем он для вас?

Он, в первую очередь, об уникальности Оксаны Байрак, уникальности ее подхода к работе. И это отправная точка и ключ ко всему: к рабочему процессу, к самому проекту. Это, конечно, что-то особенное в моей жизни. И съемочный период, и проект, и сама история. Кино, в котором ты занимаешься чувствами. У Оксаны все настолько отточено и точно, начиная с первого съемочного дня и заканчивая озвучиванием фильма, до каждого вздоха.

Иногда, на первый взгляд, Оксана предлагала странные для меня вещи. А теперь я вижу, как это получилось талантливо и гениально в итоге. Еще это для меня история доверия. Я, возможно, в первый раз доверилась кому-то на 100%, и я счастлива. Всегда были сомнения по поводу себя, насколько ты убедителен в кадре. У Оксаны не может быть ничего неубедительного. Если мы сняли сцену, то можно быть уверенным, что она снята хорошо. Так, как ее задумала режиссер.

Читайте также  Ив сен-лоран - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ваша героиня, Елена, какая она? Близка ли вам?

Могу сказать, что она странная, она очень странная (улыбается). Это очень особенный человек. Елена – загадка, может быть, даже для себя самой. Очень тонкая, чувственная и чувствительная. И какой-то странностью я с ней похожа. Моя героиня сильная внутри, со стержнем.

Героиня каждого фильма из цикла «Знаки любви» рождена под определенным знаком зодиака. Елена – Дева по гороскопу, вы же родились под знаком Овен… В жизни обращаете внимание на знаки зодиака? Интересовались астрологией?

Я обращаю внимание, иногда читаю об этом. Не лезу специально в гороскопы, чтобы что-то узнать, но, если вижу, с удовольствием читаю. В этом, безусловно, что-то есть. Все Овны все-таки похожи, все Девы – тоже похожи. И я уверена, что есть характерные черты для каждого знака. Перед съемками я читала про Дев. Поняла, что в них есть глубина. Если принимается решение, мне кажется, для них это на всю жизнь.

А в знаки судьбы верите? Доверяете своей интуиции?

Да. Я стала доверять своей интуиции. Донедавна я была не очень уверенна в себе. И когда моя интуиция что-то подсказывала, я думала, что стоит послушать ее и сделать наоборот (улыбается). В последнее время я провела небольшую внутреннюю работу над собой. Работаю над тем, чтобы доверять себе в жизни и в профессии. Слушать себя, слушать, что подсказывает сердце. Потому что оно никогда не врет. Ты сам себе друг. И я этому пока учусь.

Что вам в этом помогает? Вы работаете сами или, возможно, с психологом?

У меня замечательный муж, с которым мы много разговариваем. Он меня привел к этому. Когда у нас есть возможность провести время вместе, мы просто общаемся. Меня такие разговоры с ним лечат. Это также момент доверия. Очень важно, чтобы доверять другим людям и любить других людей, в начале довериться себе, не врать себе. И тогда окружающий мир тебя принимает на 100%. Это прописные истины, но одно дело их слышать, а другое – понять. Вот так мы часто с супругом разговариваем (улыбается).

Есть ли сцена в фильме, которая запомнилась вам больше остальных?

Запомнилось большое количество сцен. Например, я запомнила первую проходку моей героини. Это был мой первый съемочный день и моя первая сцена. В ней ничего такого нет. Моя героиня просто идет на работу. У меня была внутренняя неуверенность, я только познакомилась с командой, никого не знала, чувствовала себя не совсем в своей тарелке. До этого момента я в Киеве не снималась. Оксана говорила, как моя героиня должна идти. Что она плывет, думает о своем, ее мысли где-то далеко. Я очень волновалась и запомнила первый съемочный день до мелочей.

Как вам съемки в Киеве? Как проводили свободное время здесь?

Прекрасные съемки, прекрасные и замечательные люди. Мы похожи. Я себя уже чувствую здесь почти как дома. Люди очень гостеприимные и мягкие, счастливые и свободные, в хорошем смысле этого слова. Красивейший город, все время хотелось гулять, но времени было не так много. Еще совпало, что у мужа здесь были съемки. Гуляли с ним много вдвоем. Он немец и интересуется этой частью Европы.

Как любите восстанавливать силы дома?

Люблю читать книги, смотреть фильмы или сериалы. Я люблю думать, быть сама в себе, в своем домике. Мне комфортно проводить время с семьей или одной, меня не тянет встретить больше друзей или куда-то пойти.

Что любите смотреть?

Мой муж – немецкий актер, после свадьбы он переехал в Минск. Дома мы говорим на английском, пока плохо владеем языками друг друга и поэтому выбор кино – загвоздка для нас. Нам нужно выбрать фильм на русском или на немецком с субтитрами. Поэтому круг сериалов и фильмов значительно сужается. В итоге мы выбираем из того, что есть. На самом деле, нам важнее смотреть что-то вместе, а что именно – это уже на втором месте.

Как еще любите проводить время вдвоём? Возможно, готовите вместе?

Так случилось, что или он готовит, или я. Мы почти никогда не готовим вместе. Если решаем готовить вдвоем, то я делаю какую-то мелочь, и он меня выгоняет, или наоборот (улыбается). Мы разделяем: он готовит полноценное блюдо, или же я. Плюс у нас часто несовпадающие графики. У него съемки, а у меня может их не быть. И наоборот.

А вообще любите готовить?

Под настроение. Не могу сказать, что я хозяйка, которая каждый день стоит у плиты. Я готовлю, зачастую, хорошо знакомое и проверенное, простые блюда. Борщи, котлеты, салаты, рис. А муж выготавливает из головы, он художник: того бросил, того… Я так не умею (улыбается).

Напомним, уникальный киноцикл «Знаки любви» – это 12 самостоятельных 4-серийных фильмов о любви, в каждом главная героиня – женщина, которая родилась под определенным знаком Зодиака. Первой на экраны вышла работа о женщине-Львице («Виновата любовь»), дальше зрителей увидят премьеры фильмов «Ломаные линии» (женщина-Овен) и «Летний снег» (женщина-Дева).

Смотрите повтор фильма «Летний снег» 8 мая с 11:00 на СТБ.

Как пытками делали из советской девочки вундеркинда: Страшное детство знаменитой пианистки

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В восьмидесятых Советский Союз сходил с ума по вундеркиндам. На талантливых детей обрушивалась тонна внимания, за их судьбами и карьерой пристально следила пресса – и усердно раздувала вокруг них шумиху. Неофициально их звали «детьми Индиго», термином, пришедшим с запада. Официально восхваляли как успех советских педагогических экспериментов – частного, конечно, порядка. Но по-настоящему частного в СССР, как подразумевалось, не было ничего, и умение ставить такие эксперименты считалось результатом всей системы обучения, через которую прошли родители.

В 1981 году начала выступать на сцене одна из любимиц прессы и публики, шестилетний вундеркинд Полина Осетинская. Её публика приветствовала особо горячо. Всем нравился факт, что Полину обучает собственный отец, Олег Осетинский, киносценарист, которого публика любила за «Звезду пленительного счастья». Олег с удовольствием рассказывал, что обучает дочь по собственной уникальной методике. Правда, результат критиковали профессиональные музыканты – мол, девочка сильно упрощает пьесы, пропускает ноты, к тому же напряжённая игра может искалечить ей не поставленные как следует руки – но эти возражения тонули в похвалах и аплодисментах.

В 1988 году Советский Союз всколыхнула новость: тринадцатилетняя пианистка-вундеркинд сбежала от отца. Она рассказала журналистам, что её избивают, над ней издеваются, от неё требуют невозможного. Руки у неё были уже в таком состоянии, что станет ли она когда-то профессиональной пианисткой, было неясно. Нет, физиологически они были в норме. Но из-за нагрузки и неправильной постановки они не могли воспроизводить именно правильных, нужных для профессиональной игры движений.

Окровавленный рояль

В 2006 году уже взрослая Осетинская написала книгу о своём детстве, и подробности в ней были страшнее, чем те, что раскрывала советская пресса. Просто потому, что о некоторых вещах Полина тогда сочла невозможным сказать. Книга называется «Прощай, грусть». Она моментально стала бестселлером. Можно было бы сказать, что она окончательно испортила отношения отца и дочери, но дальше на тот момент было некуда.

Эта книга начинается со страшного воспоминания. Но не самого страшного. Двенадцатилетняя Полина, с уже начавшей формироваться фигурой, вышла к гостям отца, пяти интеллигентным мужчиной, в нарядном платье. Она была маленькой хозяйкой вечера, подливала всем чай. Вдруг отец потребовал от неё играть Шопена. Быстрее! Ещё быстрее!

Девочка пожаловалась, что у неё заболела рука. Тогда отец разодрал на девочке с уже оформляющейся грудью платье, нанёс несколько беспорядочных ударов, швырнул головой в батарею. От батареи голой, в одних трусах, протащил обратно до рояля и снова заставил играть. Ни один интеллигентный, тонкий гость, ни один из пяти мужчин не сказал Осетинскому ни слова. Все продолжили пить чай. Клавиши рояля покрывались красными размазанными пятнами.

Это происшествие было одним из событий, подтолкнувших девочку к побегу из дома. Но оно не было первым актом издевательства. Олег Осетинский похвалялся каким-то особым дубль-стресс-методом, который сделал из его ничем не примечательной дочери вундеркинда. Но никто не задавался вопросом, в чём точно заключается метод с таким названием и тот ли это стресс, который безопасен для ребёнка.

Инфаркт и голодные обмороки

Одно из самых ранних воспоминаний Полины – о том, как папа снова крадёт её у мамы. Родители развелись, когда она была совсем малышкой. Они по очереди выкрадывали и прятали девочку. В конце концов, как известно, она осталась с отцом. Но тогда никто ещё не знал, что это будет означать годы издевательств.

До Полины у Осетинского уже было две дочери. Одна из них сбежала из дома после очередного скандала – впрочем, фактически, скандалил только сам отец. В этот же день, в день ухода дочери-школьницы, Олег привёл жить к себе будущую маму Полины, свою фактически шестую жену. Почему от Осетинского сбегают жёны и дочери, она тогда себя не спрашивала.

Читайте также  Алла вербер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В их доме музыка звучала постоянно, и Полину, что неудивительно, в пять лет отдали в музыкальную школу: у неё был абсолютный слух. Правда, методика преподавания учительницы настолько не нравилось полининому папе, что как-то раз он сходил с ней поговорить, и преподавательницу увезли в больницу с инфарктом. А отец с этого момент взялся учить Полину сам. Большим пианистом он не был, но считал это для преподавания излишним.

Чтобы вырастить супердочь, прежде всего, Олег почти прекратил её кормить. Завтрак девочки часто состоял из подкисленной уксусом воды и нескольких витаминок. На обед могло быть немного сыра и мёда, или недожаренный антрекот – но в гордом одиночестве. Ужином мог послужить стакан кефира. В школе девочка падала в голодные обмороки, но это никого особенно не тревожило. В дополнение отец ставил ограничения на время еды: ровно две минуты. Всё, что Полина не успевала заглотить в это время, объявлялось излишним. В общем, отец фактически пытал девочку голодом.

По счастью, у Осетинского была привычка ещё с совсем малых полининых лет брать её с собой в ресторан и просиживать там всю ночь. Это не давало возможности выспаться, зато всегда можно было тишком урвать какой-нибудь пищи. Надо сказать, ещё меньше кормили брата Полины. Из него делали чемпиона по боксу, а потому, по мнению отца, мальчик должен был стойко переносить ещё более суровые лишения.

Осетинский подыскивал дочери педагогов по музыке, и очень сильных, но всё в итоге упиралось в то, что педагогам очень не нравилась манера отца говорить с ними. В любом случае ходила к ним девочка для галочки, иначе нельзя было организовывать концерты. На деле её курсом музыки были домашние многочасовые дубль-стресс тренировки на голодный желудок. Музыка – разминка ради осанки и расслабления рук – снова музыка. Расписание было составлено поминутное, и в него практически не входила еда.

Папа-гестапо

К игре Полины требования были жёсткие. Сложную музыку предполагалось играть всё быстрее и быстрее, куда быстрее, чем это было заложено композиторам – просто для тренировки. Партитуры не предназначались для детских коротких пальцев. Возражать, однако, было нельзя – за это отец бил. Полина, пользуясь музыкальной малограмотностью отца, приспособилась упускать часть нот и по-своему арранжировать музыку, перенося ноты так, чтобы общая гармония сохранялась, а пальцы доставали.

В какой-то момент, под предлогом необходимости разгружать нервную систему девочки, отец добавил ей нагрузки. Физической. Полину заставляли бегать несколько километров день, заниматься коньками и танцами. Танцы ей, впрочем, нравились. А вот бегать на голодный желудок было чистым мучением. Интересно, что в те годы любимой, перечитываемой книгой Полины были «Узники Освенцима».

Как-то раз девочка – по просьбе отца – осталась ночевать у очередной своей преподавательницы, Веры Горностаевой. Выглядела она не очень опрятно, и дочь Горностаевой решили искупать и постирать ей вещи. Стоило Полине раздеться, и женщине стало чуть ли не дурно – девочка выглядела жутко грязной, вся в потёках. Но, как ни отскребали эти потёки, они не отмывались. Это были почерневшие синяки. Полина под одеждой была покрыта ими чуть ли не сплошь. И снова у этого открытия не было последствий.

Пожаловаться маме было практически невозможно. Полина боялась, что тогда даже той связи, которую им удалось установить, больше не будет. Девочка тайком от отца звонила маме с вечерних пробежек, из автомата. Плюс к тому мама устроилась в музыкальную школу, где училась Полина, работать, чтобы почаще её видеть. Тем не менее, работать приходилось по-настоящему, и встречи были короткими.

Обычных побоев и голода Осетинскому казалось мало, как и бесконечных оскорблений в адрес дочери. Девочку ставили перед стеной, и отец брал в руки теннисную ракетку и мячик. После этого со страшной скоростью принимался запускать мяч в Полину, метясь в лицо или грудь. Увернулась – молодец. Не увернулась – виновата, наказала сама себя. Папа просто пускает мяч. Не подставляйся. Удар у папы был поставлен хорошо.

Правда, один из ударов спас Полине жизнь. Отец проворонил у дочери серьёзное воспаление в ухе. Когда оно стало уже сильным, в ярости приложил её головой об скамейку. Воспаление лопнуло, наружу хлынула разбавленная гноем кровь. Отец ушёл смотреть футбол. Чужая женщина вызвала «Скорую». Врачи сказали: если б не ударилась о скамейку, умерла бы через несколько дней. Было бы излияние в мозг. Женщина, которая была свидетельницей удара, так никому и не сказала, что это сделал отец.

Всё для папы

Естественно, одним удовольствием от славы дочери, которая постоянно концертировала, дело не ограничивалось. Каждый концерт приносил деньги, и немалые. Осетинский не жадничал – пил на эти деньги сам и угощал других, творческих личностей. В том, чтобы выпить с кем-то относительно известным, был особый шик. Полина тем временем выходила концертировать в драных спортивных штанах – зашить было некогда, новые покупать папа счёл излишним.

Но это не единственная выгода, которую он получал. Тем, кто был в восторге от известности Полины, он предлагал и их дочь выучить по своей методике. Только, конечно, придётся таскаться с Полиной по концертам, графики у девочки плотные… Потом в темноте номера Полина слушала, как её отец насилует очередную девочку-подростка.

Девочки плакали и… никаких последствий. Осетинский умел запугать, нажать, надавить, лишить ребёнка воли. Сама Полина слишком его боялась и слишком боялась оставаться с ним наедине, чтобы предупреждать девочек и их родителей. Через много лет она попросит прощения у тех девочек. Но в чём она виновата, маленький ребёнок возле страшного взрослого преступника?

А внешне всё продолжало оставаться идеальным. В каждом интервью девочка рассказывала о невероятном единении с отцом – и тем убедительнее, чем сильнее во рту был вкус крови о пораненные зубами губы после удара по ним мужской рукой. На сцене она выученно улыбалась. Села за рояль – и сразу улыбка, что бы ни играла. Новость о побеге, когда Полина достигла того возраста, который, похоже, интересовал её отца самым пугающим образом, была шоком для всей страны.

Построить себя с нуля

Что дело неладно, подозревали многие и давно (а кое-кто знал конкретно, но молчал). Когда мама пришла за документами в школу, директор, отдавая ей абсолютно пустой табель дочери, рекомендовал вписать туда любые оценки, и… поздравил. К тому моменту у Полины было уже два десятка хронических заболеваний, включая проблемы с желудком, сосудами и сердцем. Из-за того, что незадолго до побега она попала с предъявенным состоянием в больницу, отец начал её кормить, притом по расписанию. Но желудок пострадал всё равно сильно. Девочку также давно одолевали суицидные мысли.

Именно когда Полина сказала о них, её очередная учительница предложила бежать. Вместе с мамой был разработан план. Выполнить его оказалось нелегко, но они это сделали. Женщине с девочкой пришлось искать, где скрыться. У отца было достаточно много друзей, которые верили каждому его слову. Помог знакомый священник – поселил за городом у своей матери. Оттуда написали заявление в милицию. Там, конечно, указывалось не всё. Изнасилования других девочек скрыли за туманным словом «разврат». Полине помогла информационная поддержка журналиста Александра Невзорова.

Карьера пианистки отныне была под угрозой. Руки Полины были страшно испорчены, даже повреждены перегрузкой. Психологическое её состояние тоже было тяжёлым. Но за неё взялась талантливая преподавательница, и в наше время Осетинская стала знаменитой, без фокусов, пианисткой. У неё сложилась впоследствии и личная жизнь.

Отец Полины раздал множество интервью, в которых обвиняет её в клевете и говорит, что своей взрослой карьерой она обязана тому, как эффективно он работал с ней в детстве. Он эмигрировал в США и там, пользуясь именем дочери, поначалу тоже пытался готовить пианисток. Из этого ничего не вышло. Можно только надеяться, что готовил он их не так же, как девочек, которых брал с Полиной на гастроли. Умер осенью 2020 года.

Увы, есть те, кто использует её биографию как оправдание жестокости с детьми. И не только её: Выдающиеся люди прошлого, пережившие насилие родителей и ставшие знаменитыми

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: