Огюст ренуар — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Огюст Ренуар

Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) – французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Признанный мастер светского портрета. Был первым из импрессионистов, кто обрел успех у зажиточных парижан. В середине 1880-х годов он фактически ушел от импрессионизма, возвратившись к линейности классицизма, к «энгризму».

В биографии Огюста Ренуара есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Пьера Огюста Ренуара.

Биография Огюста Ренуара

Огюст Ренуар появился на свет 25 февраля 1841 года во французском городе Лиможе. Он рос и воспитывался в семье портного Леонарда Ренуара и его супруги Маргариты. У своих родителей он был шестым из 7 детей.

Когда Огюсту было около 3-х лет он вместе с семьей переехал в Париж. Здесь его отдали в церковный хор при соборе Сент-Эсташ. Мальчик обладал настолько красивым голосом, что хормейстер начал уговаривать его родителей, отдать их сына учиться музыке.

Однако в скором будущем у Ренуара обнаружились художественные способности. Уже в 13-летнем возрасте он стал помогать семье материально, когда устроился к мастеру, у которого обучился росписи фарфоровой посуды. Тогда же он начал посещать школу живописи.

Живопись

В 1862 г. Огюст Ренуар начал обучаться живописи в Школе изящных искусств при Академии художеств, где его наставником был Марк Габриэль Шарль Глейр, который придерживался академической системы рисования.

В данный период биографии Ренуар познакомился с Сислеем, Клодом Моне, Сезанном, Писсарро и другими живописцами, которые в будущем создадут костяк общества импрессионистов. Через пару лет Глейр закрыл свою мастерскую, вследствие чего Огюст продолжил самостоятельно совершенствовать свои навыки.

Вскоре Ренуар предоставил Салону свое первое полотно «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Картина была принята администрацией, но когда ее вернули Огюсту, тот решил уничтожить ее. После этого он стал пробовать свои силы в разных жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет и обнаженная натура.

В 1872 г. Ренуар вместе с единомышленниками основал «Анонимное кооперативное товарищество», дебютная выставка которого состоялась через пару лет. На ней были представлены 6 полотен Огюста, включая картины «Танцовщица» и «Ложа».

«Портрет Жанны Самари»

Однако соотечественники художников крайне негативно отнеслись к творчеству молодых мастеров. Боле того, участников данного товарищества оскорбительно прозвали – «импрессионистами». И хотя Огюст Ренуар испытывал серьезные материальные трудности, он продолжал писать картины.

Именно в данный период биографии француз создал такие шедевры, как «Прогулка», «Обнаженная», «Качели», «Первый выезд» и многие другие. Со временем у Ренуара пропал интерес к участию в выставках импрессионистов.

В 1879 г. Огюст представил в Салон свой знаменитый «Портрет актрисы Жанны Самари», а также «Портрет госпожи Шарпантье с детьми». Эти работы были очень высоко оценены знатоками искусства, вследствие чего их автор добился большого признания.

Помимо этого, популярность помогла Ренуару существенно поправить свое финансовое положение. В 1880-е годы от написал такие известные полотна, как «Бульвар Клиши», «Завтрак гребцов» и «На террасе». Тогда же он посетил Алжир и Италию, где близко ознакомился с творчеством художников Возрождения.

Это привело к тому, что Огюст пересмотрел свои взгляды на художественное искусство. Окружающая среда на его картинах начала изображаться в жанре импрессионизма, тогда как фигуры приобретали четкие очертания.

Самым известным полотном Ренуара, того периода биографии, стали «Большие купальщицы». Художник изобразил героинь в сдержанной и холодной манере, отойдя от ярких и насыщенных красок. 1890-е годы жизни Огюста принято называть «перламутровым периодом» – в его творчестве появилась переливчатость цвета.

В 1892 г. с большим успехом прошла крупная выставка работ Ренуара. В частности, его полотно «Девушки за фортепьяно» было приобретено госчиновниками для Люксембургского музея. Позднее мастер побывал в Испании, где ознакомился с творчеством Веласкеса и Гойи.

Начиная с 1903 г. и вплоть до самой смерти Огюст Ренуар писал картины, на которых преобладали красные и розовые оттенки. В связи с этим, заключительный этап его творчества принято называть «красным периодом». Среди его заказчиков было множество состоятельных людей, а его работы выставлялись в европейских столицах, а также на седьмой Международной выставке в Париже.

Личная жизнь

Ренуар отличался особой любвеобильностью, по причине чего в его биографии было большое количество женщин. В 1865 г. он познакомился с 16-летней Лизой Трео. В итоге девушка стала его возлюбленной, а также самой любимой моделью.

Через 5 лет у пары родилась девочка Жанна Маргерит. Любопытно, что официально Огюст не признал своего отцовства. Влюбленные состояли в отношениях до 1872 г., после чего Трео ушла от художника к другому мужчине.

В 1890 г. Ренуар взял в жены белошвейку Алину Шариго, которая была младше его на 18 лет. Еще до свадьбы у пары родился сын Пьер. После того как они узаконили свои отношения, у супругов появились еще 2 мальчика – Жан и Клод.

В 1897 г., находясь на пике своей популярности, Огюст сломал правую руку, неудачно упав с велосипеда. В итоге, у него развился ревматизм, от которого ему так и не удалось излечиться. За несколько лет до своей кончины он перенес приступ паралича.

По этой причине мастер мог передвигаться только в инвалидной коляске. Когда он садился за мольберт, сиделка вкладывала ему между пальцев кисть, поскольку он уже имел серьезные физические ограничения.

Смерть

В последние годы биографии художник имел невероятное признание в обществе. Одним из последних его шедевров стала картина «Зонтики», которая представлялась в Лувре и в Лондонской Национальной галерее. Огюст Ренуар умер 3 декабря 1919 года от воспаления легких, в возрасте 78 лет.

Пьер-Огюст Ренуар: секс, краски и мучительная смерть живописца, одержимого женским телом

Любовницы Пьера-Огюста Ренуара становились его моделями, а модели — любовницами. Каждым мазком кисти он делился с холстом страстью, и картины начинали светиться. Родоначальник импрессионизма родился 25 февраля 1841 года — 180 лет назад.

Ренуар обливался слюнями и нахально разглядывал голых женщин, — возмутился в 2019 году американский критик Питер Шелдаль. — Секс и искусство представлялись ему взаимозаменяемыми наградами за жизнь.

Тем летом, когда великий импрессионист был уже 100 лет как мертв, его картины раздули скандал в США. Небольшая выставка «Ренуар: тело и чувственность» заставила страдать автора журнала The New Yorker:

— Я будто корчился на булавке. Картины — миазмы, — критикан чуть не договорился до того, что шедевры стоит судить.

Вслед за стенаниями Шелдаля подтянулась либеральная пресса. Журналисты укоряли мертвого француза в сексизме, объективации и использовании женщин. Сам Ренуар не скрывал одержимости женским телом:

— Художник, который влюблен в грудь и ягодицы, спасен, — полагал он.

Кстати, ярые феминистки не смогли договориться. То ли Ренуар рисовал женщин некрасивыми — многие его модели полненькие, то ли это очень прогрессивно — бодипозитив XIX века. Забавно, что обнаженные красавицы Коро и Пикассо в соседних залах критику, наоборот, понравились. Как говорится, «каждый [онанирует], как хочет». Мужчин привлекает разный тип красавиц. Пьер-Огюст любил жизнь и обожал женщин. Об этом и писал картины, исполненные радости, которые сияют даже во тьме.

— Я еще не умел ходить, а уже любил женщин! — изрекал он.

Живопись с трупными пятнами

В 1874 году выставка Ренуара сотоварищи провалилась. Критик Луи Леруа обозвал молодых и непонятных художников «впечатлистами», которые хватаются за сиюминутную эмоцию. И придумал байку, что посетители сошли с ума, увидев картины Клода Моне. Художники сделали оскорбительное «импрессионисты» своим названием. Сегодня их знает весь мир. По Пьеру-Огюсту прошелся Альберт Вольф:

— Попытайтесь объяснить месье Ренуару, что женский торс — это не масса гниющей плоти с зелеными и пурпурными пятнами разложения.

Даже став известным, Ренуар тяжело переносил замечания. Он вырос в бедной семье и всю жизнь сомневался в собственном таланте. Шестой ребенок из семи в семье портного и швеи, будущий мастер с 13 лет расписывал фарфоровые тарелки. Студентом ютился по парижским комнатушкам без окон. Однажды, чтобы озарить жилище светом, рисовал прямо на грязной штукатурке:

— Картины ведь придумали, чтобы украшать стены? — спрашивал он друзей.

А перед смертью высказался наивно и трогательно:

— Картина для меня должна быть чем-то радостным и красивым. Да, просто красивым.

Дедушка свободной любви

— Зачем видеть в природе греховное? Если бы ваша матушка не познала любовь, вас не было бы на свете, — успокоил скульптор Аристид Майоль художницу Жанну Бодо. 25-летнюю ученицу Ренуара смутила толпа обнаженных натурщиц, окруживших Майоля. Возможно, ради этих слов Ренуар и привез ее в гости к скульптору. Модели, любовницы, жена — все они в жизни импрессиониста нередко менялись ролями.

«Я рисую членом» и «При помощи кисти и красок я занимаюсь любовью» — самые известные изречения гения. Дамы отвечали ему взаимностью. Жан Ренуар, сын художника, разделивший с отцом одну из женщин, намекал, что тот предвосхитил сексуальную революцию ХХ века:

— Улицы наших городов сейчас полны Ренуарами: девушками, детьми с искренним взглядом и кожей, которая не отталкивает света. Та планета, которая была ранее населена существами длинными и бледными, благодаря отцу наполнилась маленькими пухленькими созданиями с румянцем во всю щеку.

Руки-когти

— Меня снова царапал хирург. По правде говоря, нет ни малейшего улучшения, я все больше становлюсь калекой, — писал Пьер-Огюст другу.

Около десяти операций не остановили прогрессирующий артрит. Целебные ванны лишь ненадолго притупляли боль. В 1897 году Ренуар упал с велосипеда и сломал кисть. После того как кости срослись, припухлость на суставах не ушла. Болезнь распространялась по телу. Стоять, ходить, сидеть — все причиняло боль. Согнутый хворью в дугу, Ренуар передвигался при помощи двух деревянных клюк. После 1910-го перестал ходить самостоятельно, а вскоре не смог толкать обручи инвалидного кресла. Но он продолжал рисовать. Слуги поднимали его на носилках в мастерскую. Усаживали на надувную подушку — от жесткого сиденья боль становилась нестерпимой. Туго бинтовали руки: скрюченные пальцы впивались в ладони, и ногти рассекали кожу. Кисточку просовывали между сведенных судорогой пальцев. Писал он быстро, пока хватало сил: каждый мазок, как укол шпагой. Однажды, увлекшись, проткнул холст. Засыпая под специальной клеткой, которая не давала одеялу давить на больное тело, Ренуар повторял:

— Я счастливчик. Ничего другого не могу делать, как только писать картины.

Любовница отца и сына

— Деде обожала отца, который платил ей той же монетой, — вспоминал Жан Ренуар. — Утром она влетала в ателье. Готовясь к позированию, распевала какую-нибудь уличную песенку. Это восхищало Ренуара, который считал, что дом без песен — могила.

Впервые он увидел Андрэ Гесслинг 16-летней красавицей незадолго до смерти жены. И до последних дней любовался рыжеволосой Деде, мучительно переживая любовь двух юных сердец, расцветающую на его глазах. Андрэ и его 24-летний сын Жан, герой Первой мировой, летчик, полюбили друг друга с первого взгляда. Ренуар завидовал молодым и был счастлив. Жан и Андрэ поженились 24 января 1920 года, лишь только закончился траур по умершему 3 декабря Ренуару. Жан шутил, что стал кинорежиссером только для того, чтобы сделать из жены звезду. Для экрана она стала Катрин Гесслинг и блистала в немых фильмах.

Она не стала звездой первой величины. Критики называли ее игру слишком театральной и жеманной. В 1931 году продюсеры не дали ей роль в «Суке». Этот фильм считается первым киношедевром Жана Ренуара. Неудачи в кино привели к разладу в семейной жизни. Супруги расстались. Катрин снялась еще лишь в трех картинах, последней стала экранизация «Преступления и наказания» в 1935-м. И удалилась от общества. А Жан уехал покорять Голливуд. В 1975-м ему вручили «Оскара» за вклад в развитие киноискусства.

Читайте также  Галина польских - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Имей в виду!

В 1990-м «Бал в Мулен де ла Галетт» продали за $78 млн. В 1872-м, когда будущие классики объединились в товарищество, созданное Ренуаром, им иногда нечего было есть. Редкие коллекционеры ценили новое искусство. Меценат Иван Морозов щедро платил французам за каждое полотно. Благодаря ему в России одна из самых больших коллекций импрессионистов. Но чтобы это оценить, должны были пройти годы. Когда Павел Третьяков купил в 1888 году картину Валентина Серова, ему заметили:

— С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис?

Кстати

В 2015 году американский активист Макс Геллер придумал движение «Ренуар отстойно рисует». С друзьями он бойкотирует музеи с плакатами: «Эстетический терроризм», «РеНЕТуар» и «Бог ненавидит Ренуара». Последний — пародия на знаменитый лозунг баптистской церкви Вестборо «Бог ненавидит геев». Нетрудно догадаться, что деятельность Геллера — не искренняя критика художника, а собственный арт-проект. Шутка удалась. Возмущенные статьи в защиту Ренуара написала даже британская The Guardian.

Единственные и неповторимые

Каждую из возлюбленных Пьер-Огюст Ренуар рисовал обнаженной. Были и обратные истории: лишь только модель скидывала одежду, он влюблялся.

Лиза Трео

18-летнюю красавицу художник встретил, когда ему было 24 года. Страстные портреты даже его друзья называли бесстыдными. Роман продлился семь лет и закончился, когда живописец отказался жениться.

Марго Легран

Рыжие сводили мастера с ума. 20-летняя Марго стала героиней шедевров, в которых Ренуар довел до абсолюта умение изображать свет. В 1877 году она заболела туберкулезом. Ренуар не скупился на врачей, но ему же пришлось оплатить похороны.

Сюзанна Валадон

Художники Монмартра прозвали ее Страшной Мари за взрывной нрав. Бывшая циркачка громила студии обидевших ее живописцев. Любовница Тулуз-Лотрека и композитора Эрика Сати могла нагишом прийти в парижское кафе и кормить кошку икрой. Сама прекрасно рисовала и стала первой женщиной во Французском союзе художников.

Алин Шариго

— Она приминает траву не ломая, — сказал Ренуар о жене. 14 апреля 1890 года состоялась свадьба. Сыну Пьеру уже было пять. Их роман длился почти 35 лет.

— Я знала, что Огюст создан, чтобы писать, — как виноградник, чтобы давать вино, — говорила Алин. В 1914-м, когда началась война, она скрыла начавшийся диабет. Смертельно больная поехала в госпиталь ухаживать за сыном, у которого началась гангрена.

Габриэлла Ренар

Алин пригласила двоюродную сестру, когда Ренуар почти перестал ходить. Она стала няней для племянников и часто водила их в новомодный кинематограф. Экран заворожил детей настолько, что все трое связали жизнь с кино, а Жан дважды удостоился «Оскара». Для Габриэллы Пьер-Огюст заказывал полупрозрачные платья, в которых и рисовал ее. За них же приревновавшая Алин чуть не прогнала ее.

Андрэ Гесслинг

16-летняя рыжеволосая красавица — последняя муза Ренуара. Он воспевал ее рубенсовскую красоту и, не в силах обладать ею физически, рисовал обнаженной. На его глазах разгорелся роман между Андрэ и вернувшимся с войны сыном.

Пьер Огюст Ренуар — биография, информация, личная жизнь

Пьер Огюст Ренуар

Пьер Огюст Ренуар (фр. Pierre-Auguste Renoir). Родился 25 февраля 1841 года в Лиможе — умер 3 декабря 1919 года в Кань-сюр-Мер. Французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, он первым из импрессионистов сыскал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара.

Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции.

Ренуар был 6 ребёнком из 7 детей небогатого портного Леонара Ренуара (1799-1874) и его жены Маргариты (1807-1896).

В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.

В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Вскоре они подружились с Сезанном и Писсарро, так сложился костяк будущей группы импрессионистов.

В ранние годы Ренуар находился под влиянием творчества барбизонцев, Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе.

В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. Ренуар начал писать свои первые полотна и тогда впервые представил в Салон картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Её приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил.

Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж — «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), бытовые сцены — «Лягушатник» (1869), «Понт Неф» (1872), натюрморт — «Весенний букет» (1866), «Натюрморт с букетом и веером» (1871), портрет — «Лиза с зонтиком» (1867), «Одалиска» (1870), обнаженная натура — «Диана-охотница» (1867).

В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью.

В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргерит, хотя Ренуар отказался признать своё отцовство официально. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.

Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.

В 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».

Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа» (обе — 1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты».

Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Обнажённая» (1876), «Обнажённая в солнечном свете» (1876), «Качели» (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высокой траве» (1877).

Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости.

Он продолжил писать новые полотна — в частности, ставшие знаменитыми «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881), «На террасе» (1881). Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения, после чего его художественный вкус изменился. Источником вдохновения в этот период был Энгр, поэтому искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским».

Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи: окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями.

Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы» (1884/1887). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Линии рисунка стали четкими и определенными. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее. Для данного произведения позировали: Алина Шариго — жена художника и Сюзанна Валадон — модель Ренуара и художница, мать Мориса Утрилло.

В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.

К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.

В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников — картина «Девушки за фортепьяно» (1892) была закуплена для Люксембургского музея.

Ренуар ездил в Испанию, где познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи.

В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым».

В это время Ренуар написал такие картины как «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901). Он путешествовал в Нидерланды, где интересовался полотнами Вермеера и Рембрандта.

«Перламутровый» период уступил место «красному», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов.

Ренуар по-прежнему писал солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создал «Прогулку» (1906), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908), «Габриэль в красной блузе» (1910), «Букет роз» (1909/1913), «Женщину с мандолиной» (1919).

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.

После приступа паралича, случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи».

Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё. 2 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.

Огюст и Жан Ренуары. Любовь по наследству

В последнее время Ренуар-младший все чаще вспоминал слова отца: «Если надумаешь жениться, помни, настоящая профессия жены — ты и твои дети. Держи ее дома! Лично я люблю женщин неграмотными и подмывающими задок младенцев».

Катрин не могла поверить своим ушам и раз за разом переспрашивала мужа:

— Хочешь сказать, что не будешь за меня бороться?

Читайте также  Елена серова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

— Как ты не поймешь. — оправдывался Ренуар. Они прожили в любви и согласии больше десяти лет, Жан снял жену в шести фильмах. Но на сей раз дирекция студии стояла насмерть: в первой его звуковой картине сыграет другая артистка. — Ты просто слишком хороша для них.

— Что значит «слишком»? Вот для твоего отца я была просто хороша! Патрон Огюст — действительно великий человек, даже в немощи — скрученный артритом, парализованный. Ты ему и в подметки не годишься!

— Не смей меня так называть!

Она ненавидела это имя, напоминающее о временах, когда Андре Мадлен была всего лишь пятнадцатилетней простушкой-натурщицей, а не кинодивой Катрин Гесслинг с афиш, которыми увешан весь Париж. Жан начал заводиться: он считал жену хорошей актрисой, но не мог понять, почему та не любит вспоминать свое модельное прошлое у «самого Ренуара». Впрочем, раздражение быстро улеглось: уничижительное сравнение с отцом не обижало, Жан никогда не чувствовал себя живущим в его тени. Да, возможно, он не унаследовал дарования Огюста, но жизнелюбие и легкий нрав перенял точно. «Надо дать Деде остыть, — подумал Жан. — Уверен, у нее хватит благоразумия не жертвовать семьей ради карьеры».

Но даже надеясь на лучшее, в последнее время Ренуар-младший все чаще вспоминал слова отца: «Если надумаешь жениться, помни, настоящая профессия жены — ты и твои дети. Держи ее дома! Лично я люблю женщин неграмотными и подмывающими задок младенцев».

Такой была Алина — его мать. Родители Жана встретились в конце 1879 года. За спиной почти сорокалетнего Пьера Огюста Ренуара, шестого ребенка из небогатой семьи лиможского портного с рано проснувшимся художественным даром, к этому времени были Школа изящных искусств, борьба с академизмом, дружба с Сислеем, Базилем, Клодом Моне, Писсарро и первая совместная выставка, завершившаяся провалом, после которой их назовут импрессионистами. К моменту знакомства с будущей женой он еле сводил концы с концами: картины не продавались, заказов почти не имел. Помимо кистей, красок и мольберта Огюст только и нажил, что три поношенных костюма да две пары ботинок.

Ренуару было почти сорок, когда он встретился с Алиной
​​​​​Фото: www.bridgemanimages/fotodom/фото репродукции портрета Пьера Огюста Ренуара работы Фредерика Базиля, 1867 Г. Музей Орсе, Париж

Дочери булочника Алине Шариго из деревни Эссуа исполнилось двадцать. Малышке не было и двух лет, когда отец сбежал от семьи на другой конец света — в Северную Дакоту. Мать-портниха, вынужденная податься на заработки, возвращалась домой лишь раз в год, на Пасху, и Алина считала родителями дядю с тетей, на попечение которых ее оставили. Она окончила школу для девочек, где монашки помимо прочего обучали воспитанниц рукоделию — впоследствии это станет ее профессией. В пятнадцать лет Алина перебралась к матери в Париж: Мелани Шариго пристроила дочь ученицей модистки. Угол сняли у подножия Монмартра, обедать ходили в кафе-молочную «У Камиллы». Там в закутке за перегородкой кормили простой деревенской едой с обязательным бри на десерт — «королем сыров» по мнению Ренуара, который, живя напротив, тоже здесь столовался.

Полнотелая, но с необычайно легкой походкой, Алина будто сошла с его картин. «Хочется погладить ее по спинке и почесать за ушами!» — признался он друзьям и тут же уговорил аппетитную девушку попозировать: на облюбованном богемой Монмартре это считалось обычным делом. Иногда, делая набросок, Огюст откладывал в сторону кисти и восхищенно разглядывал модель, думая: «К чему мучиться?» Женщина, которую он мечтал написать, была из плоти и крови — только протяни руку.

Довольно скоро они стали любовниками, Алина практически поселилась в мастерской. Ренуар водил подругу на танцы и вывозил на пикники за город. Как-то незаметно мадемуазель Шариго стала важной частью его жизни. Но когда она предложила перебраться к ее родне в деревню, где жизнь стоила куда дешевле, чем в столице, Огюст запаниковал. Подставлять шею под хомут и ограничивать свою свободу он не собирался.

Конечно, в жизни Ренуара и раньше случались романы, как правило, необременительные. Первым увлечением стала некая Берта, содержанка богатого старика. А первой настоящей любовью — юная дочка станционного смотрителя Лиза Трео, с которой Огюст написал множество портретов. Они познакомились весной 1866 года у парижского архитектора и коллекционера независимых от Академии художников Ле Кера. Его вилла в Марлотт располагалась неподалеку от Фонтенбло, куда импрессионисты часто приезжали поработать.

Фото: Fine Art Images/Legion-media/фото репродукции картины «Большие Купальщицы» работы Пьера Огюста Ренуара. Художественный музей Филадельфии

Летом 1870 года мадемуазель Трео родила Жанну, которую отдали в семью некоей вдовы в дальнюю деревушку, — Ренуар отцовства не признал и под венец молодую мать не позвал. Впрочем, не отказывался помогать дочери и даже пообещал в будущем оплатить ее приданое. Лиза Огюста не простила и порвала отношения, а спустя пару лет вышла замуж за архитектора. Забегая вперед: Алина о внебрачной дочери мужа никогда не узнала. Хотя когда Жанна овдовела, Огюст ее поддержал, а в написанном в 1908 году завещании установил «мадам Жанне, вдове Робине, булочнице в Мадре (Мейен)» пожизненную ренту.

Были и другие прелестницы. Например разбитная Маргерит Легран по прозвищу Малышка Марго, неожиданно скончавшаяся от оспы. Да и в кафе «Лягушатник» Ренуар захаживал не только ради прекрасного вида на Сену, но и, собственно, из-за «лягушек», как называли собиравшихся там девиц легкого поведения. Он не скрывал, что всегда любил женщин, но счастливо избегал любовных оков и связанных с ними трагедий. Как-то Огюст пригласил Алину в «Комеди Франсез», где в пьесе Мольера блистала одна из его любимых моделей Жанна Самари. После спектакля актриса за кулисами подошла к девушке и, окинув ее оценивающим взглядом, протянула: «Какая вы миленькая. Но должна предупредить, Ренуар не создан для брака. Он идет под венец с каждой, кого пишет, — через прикосновение кисти».

Актриса Жанна Самари, блиставшая на сцене «Комеди Франсез», была одной из любимых моделей Ренуара. Но романа не случилось: живописец не любил самостоятельных женщин…
Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom …оттого и взял в жены Алину Шариго, которая обеспечила мужу мир и покой
Фото: Fine Art Images/legion-images/фото репродукции картины «Материнство» работы Пьера Огюста Ренуара. Музей Орсе, Париж

Алина выдавила подобие улыбки. А ночью, не выдержав, задала Огюсту извечный женский вопрос:

— У тебя с этой Жанной что-то было?

— Дурочка, — Ренуар закрыл ей рот ладонью. — Знал я художников, которые вместо того, чтобы писать женщин, их соблазняли, — они не создали ничего значительного.

Импрессионисты старались запечатлеть реальный мир в его изменчивости. Оттого рисовали, как правило, с натуры. Моделью для картины Ренуара «Обнаженная в солнечном свете» стала Анна Лебер
Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom/фото репродукции картины «Обнаженная в солнечном свете» работы Пьера Огюста Ренуара, около 1876 г. Музей Орсе, Париж

Понимая, что все глубже увязает в отношениях, Огюст испугался и под предлогом того, что хочет набраться новых впечатлений, отправился путешествовать. Хотел вдали от подруги решить, не пришла ли пора оставить ее? Но воспоминания о возлюбленной неотвязно преследовали, наполняя душу тоской. На Капри он написал «Белокурую купальщицу» — портрет Алины, а перед возвращением послал ей сухую телеграмму с сообщением о дне и времени прибытия поезда. Та, ни словом не попрекнув, встретила его на Лионском вокзале. Больше они не расставались.

Алина с матерью переехали к Огюсту. Ведение хозяйства взяла на себя мадам Шариго. Готовила Мелани отлично — потчевала кавалера дочери телятиной под белым соусом, суфле и кремами по особому рецепту. Но характер у нее оказался несносным. Мадам Шариго постоянно пилила художника, напирая на нехватку денег: «Вы не берете еще телятины? Наверное, захотелось гусиного паштета? Ни гроша за душой, а требуют паштета!» Громко возмущалась, когда он, погруженный в мысли о незаконченной картине, вдруг молча вставал из-за стола и шел к мольберту: «И это называется хорошим воспитанием?» Творчество Ренуара Мелани не нравилось. Увидев впервые его работы, она разочарованно заметила: «И этим вы зарабатываете на жизнь?»

Со временем Огюст даже стал испытывать симпатию к неведомому отцу Алины — за то, что сбежал от зануды-жены. Она, например, будучи маниакально чистоплотной, заставляла месье Шариго разуваться перед тем, как пройти в комнаты с навощенным паркетом! С Огюстом этот номер у нее не проходил. Более того, художник просто ненавидел, когда в доме затевалась уборка, полагая, что беспокоить пыль вредно для легких.

Славу богу, Алина в отличие от матушки не была столь требовательна и вообще оказалась идеальной женой, которая видит свою миссию исключительно в том, чтобы обеспечить мужу мир и покой, старалась по мере сил облегчить ему жизнь, не выдвигала условий и ни во что не вмешивалась. А ворчащую мать задабривала глазированными каштанами, которые та обожала. И пусть в живописи мадемуазель Шариго, как и ее родительница, ничего не понимала, она во всю силу своей простодушной натуры почувствовала: избранник создан для того, чтобы рисовать, как виноградные лозы из Эссуа — давать вино. И неважно, принесет ли это занятие успех и достаток.

Их первенец, Пьер, появился на свет в 1885-м. Врачу, принимавшему роды, было нечем заплатить, и Ренуар расписал цветами карниз над его квартирой. Впрочем, очень скоро дела его медленно, но верно пошли в гору, и отправляясь к торговцу картинами Дюран-Рюэлю, он все чаще насвистывал какую-нибудь арию из любимой оперетты «Прекрасная Елена».

Расписались Огюст и Алина только спустя пять лет — столько времени потребовалось художнику, чтобы решиться на этот ответственный шаг. В сентябре 1894-го родился Жан, через семь лет — Клод, которого в семье звали Коко. Тещу к тому моменту отселили: Алина считала, что та излишне балует внуков, и перед рождением младшего сына настояла, чтобы мастерскую снимали отдельно от квартиры. Дескать, пусть новорожденный орет сколько душе угодно, не мешая мужу творить. Ренуары наняли кухарку — ее нарекли Большой Луизой — и служанку, получившую благодаря профессии одного из женихов прозвище Булочница. После рождения Жана мадам Ренуар выписала из Эссуа себе в помощницы шестнадцатилетнюю кузину Габриэль Ренар, которая стала одной из любимых моделей Огюста.

Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom

В его доме царили женщины. Бывало, ворча, Огюст обзывал их дурехами, но совет приятеля нанять лакея мужчину отверг с недоумением: с дамами он чувствовал себя вольготнее. Они щебетали и хлопотали вокруг художника, будто разбитные служанки Мольера. Огюст любил искрометного автора «Тартюфа» прежде всего за то, что не прикидывался интеллектуалом. Ценя живую жизнь, Ренуар вообще не признавал пустого умничанья. К слову, сильно разгневался, когда одну из его картин на выставке подписали «Размышление»: «С какой стати? Я хотел изобразить очаровательную молодую девушку, которая никогда не размышляла. Жила как птичка, ничего более».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Талантливый художник Огюст Ренуар — интересные факты из жизни

Огюст Ренуар – один из тех редких художников, кто сумел передать в своих работах свет, трепет и нежность в изображении женщин, снискав славу самого комплементарного по отношению к дамам художника. Радостные и чувственные работы Ренуара делают его творчество понятным и востребованным во все времена.

Рождение и семья

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 г. во французском городе Лимож. Его отец Леонард работал портным, мать швеей. Многодетная семья была небогатая, но дружная и любящая.

Читайте также  Андреас везалий - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Огюст с детства был одарен множеством талантов. Один из которых – прекрасный голос. Когда мальчику было 3 года, семья переехала в Париж. Здесь Огюст поступил в церковный хор, регентом которого был Шарль Гуно. Известный композитор был поражен красотой детского голоса, и предложил родителям Ренуара отдать сына в музыкальную школу. Но мальчик предпочел пению живопись.

Чтобы помогать семье, в 13 лет, после обучения в школе христианских братьев, юный Огюст Ренуар поступил на службу на фабрику фарфора «Леви Бразерс», где расписывал тарелки, горшки и вазы. Вечером мальчик посещал школу искусств, изучая там живопись.

Когда в 1858 г. предприятие разорилось, Огюст нашел другие способы заработка:

  • расписывал жалюзи;
  • стены кафе;
  • навесы.

Работы он проводил, копируя манеру мастеров эпохи Рококо. По мнению искусствоведов, в будущем этот опыт существенно повлиял на творчество живописца. Считается, что именно у художников XVIII века он позаимствовал веселое, беззаботное отношение к жизни и теплые, яркие краски.

Уже в зрелом возрасте Ренуар писал, что, родись он в интеллектуальной семье, годы пришлось бы потратить на то, чтобы увидеть вещи такими, какие они есть. «Да еще руки ничего не умели бы делать» – шутил художник.

Портрет мадам Ренуар, 1860 г.

Учеба

Самой лучшей школой живописи для себя Ренуар считал Лувр. Туда он, будучи подростком, бегал в обед, работая на фарфоровой фабрике. Важное значение Огюст придавал насмотренности, которая, по его мнению, возникает лишь тогда, когда ты обладаешь суммарным опытом просмотра огромного числа картин.

Часть заработков юноша откладывал на учебу, мечтая идти дальше простого копирования чужой манеры письма. В 1862 году Ренуар поступает в Парижскую школу изящных искусств и в студию известного живописца Шарля Глейра, сторонника академической традиции, доминирующей тогда во Франции. Суть этой традиции в том, что картины должны быть большими, темными по тону, сюжет позаимствован из мифологии или истории.

В студии Глейра Ренуар учился с Фредериком Базилем и Клодом Моне. Позже к ним присоединился Альфред Сислей. Одаренные и яркие личности, которые в своих рассуждениях они стали ниспровергателями всего прошлого.

Вопреки канонам классической школы и мнению Глейра, молодые художники выходили на улицу и рисовали под открытым небом. Излюбленным их местом стал лес Фонтенбло.

Художник Жюль ле Кер гуляет с собакой в лесу Фонтенбло, 1866 г.

В 1864 году студия Глейра прекратила работу. В этот же год закончилось обучение художника в школе изящных искусств.

Творчество

Творчество мастера принято делить на периоды. Так, 60-е годы XIX века – для Огюста это время поиска своей манеры письма. Огромное влияние на него оказывает реалистичная манера Жана Гюстава Курбе. В те годы в художественной среде активно обсуждались проблемы искусства. Ренуар мало участвовал в подобных дискуссиях, считая, что основная задача художника – рисовать.

Мечтая выставляться, в начале своей карьеры Огюст Ренуар стремится, чтобы его картины соответствовали формату Салона – официальной, организованной государством выставки. Но не найдя места в системе Салона, он понял, что идеи ведут его в другую сторону. И в конце 60-х годов художник оказался в лагере импрессионистов.

Летом 1869 г. Огюст Ренуар и Клод Моне, работая вместе, стали применять фрагментарные отрывистые мазки, наполнявшие их работы ощущением жизни и движения. Художники много экспериментируют с цветом, светом и тенью на полотнах.

Многие историки искусств называют 1869 год датой рождения импрессионизма.

В 1870 г. почти на год Ренуар был мобилизован на фронт, где, к счастью, не получил ранений. Уже на следующий год он вернулся к живописи.

В 1874 году в Париже состоялась независимая Первая выставка импрессионистов, на которой наравне с работами Моне, Писсарро, Сислея, Дега и Сезана были выставлены картины Огюста Ренуара. Работы импрессионистов вызвали негативную реакцию критиков, но мастеру все же удалось продать 3 картины. Среди них была «Ложа», сейчас одна из самых известных картин художника.

В течение нескольких лет работы импрессиониста подвергались жестокой критике. Он не отчаивается и продолжает творить. В эти годы Огюст предлагает новую импрессионистскую палитру цвета, известную как «Радуга». Прекрасно демонстрируют ее использование работы «Обнаженная в солнечном свете» и «Качели».

В 1877 г. на 3-й выставке импрессионистов Огюст Ренуар выставляет полотно «Бал в Мулен де ля Галет». Картина стала главным выражением идей импрессионизма и новым этапом в творческой жизни художника.

После картины «Мадам Шарпантье со своими детьми» такие портреты вошли в моду. Художник становится самым востребованным портретистом того времени. Его особенностью была способность очень быстро писать. Именно поэтому Огюсту прекрасно удавались портреты детей.

В 1881 году Ренуар посетил Италию, впервые познакомившись с работами мастеров Возрождения. Художник понял, что его картинам не хватает технического совершенства. Это понимание повлияло на его работы, что заметно по более четким линиям и мелким мазкам на полотнах.

Так как источником вдохновения для живописца тогда служили работы Жана Энгра, этот период его творчества некоторые искусствоведы называют «Энгровским».

Известные картины, написанные в это время:

  • «Зонтики»;
  • «Большие купальщицы»;
  • «Танец в городе».

Большие купальщицы, 1884-1887 гг.

Начало 1890-х годов было успешным для Огюста Ренуара. Состоялась его персональная выставка, музей Люксембурга приобрел его картину. В это же время художник снова несколько меняет свою живописную манеру, добавляя переливчатость цветов. Потому период его творчества с 1891 по 1903 гг. называют «перламутровым».

В это время были написаны «Весна», «Сын Жан», «Спящая женщина».

Последним периодом в творчестве Огюста стал «красный», который ознаменовался пристрастием мастера к теплым красным и розовым оттенкам. Были созданы:

  • «Прогулка»;
  • «Габриэль в красной блузе»;
  • «Анемоны».

Прогулка, 1906 г.

Всю свою жизнь, независимо от живописной манеры, Огюст Ренуар называл себя абсолютно французским художником и продолжателем традиций французской живописи.

Личная жизнь

Худощавый, с тонкими чертами лица, немного нервный и очень подвижный Огюст Ренуар всегда пользовался успехом у женщин. Молва приписывала ему романы с большинством позировавших для его картин моделей.

Серьезных и длительных романов в судьбе художника было два. В 1865 г. Огюст Ренуар знакомится с 16-летней Лизой Трео. Девушка очень скоро стала любимой моделью художника и его возлюбленной. Их роман длился 7 лет. В этот период Лиза родила дочь, но Ренуар отказался признать отцовство. В итоге мадемуазель Трео оставила художника.

Лиза с зонтиком, 1867 г.

В 1880 г. живописец встречает Алину Шариго. Она младше Огюста на 18 лет, но в искренности чувств влюблённых ни у кого не возникало сомнений.

Алина не разбиралась в живописи, но обожала наблюдать за работой любимого мужчины. Прожив вместе 10 лет, пара вступила в официальный брак. У Алины и Огюста родилось трое сыновей: Пьер, Жан и Клод.

Мадам Ренуар была замечательной хозяйкой, прекрасно готовила и встречала друзей мужа. Даже в те годы, когда семья испытывала финансовые трудности, двери дома Ренуаров были открыты для многочисленных гостей. К супруге художника тепло относились все его друзья, включая даже известного женоненавистника Дега. Алина окружила мужа уютной заботой, создав идеальные условия для работы.

В 1903 г. семья переехала в имение «Колетт» в небольшом городе Кань-сюр-Мер, где Алина организовала супругу настоящий творческий оазис.

Алина Шариго, 1885 г.

Но даже при такой замечательной жене Ренуар умудрялся заводить романы с моделями. Слишком увлекающейся он был натурой, любил жизнь и прекрасное в ней. Художник не раз признавался, что не может писать модель, если не влюблен в нее.

На его отношения с женой эти мимолетные связи никак не влияли.

Алина Шариго скончалась на 4 года раньше мужа, в 1915 году. На ее ранний уход повлияли переживания за участвующих в войне сыновей, двое из которых были тяжело ранены.

Последние годы жизни

В 1897 г. при падении с велосипеда Огюст Ренуар сломал руку. Перелом спровоцировал ревматизм. С этого времени жизнь художника омрачилась болезнями. В 1912 г. у Ренуара случился приступ паралича. Несмотря на 2 операции, до конца дней он остался прикованным к инвалидному креслу. Но, постоянные физические страдания не отразились на настроении его картин, по-прежнему излучающих счастье и солнечный свет.

Художник работал до последних дней жизни. Будучи парализованным 78-летним стариком, Ренуар писал одним пальцем, к которому прикрепляли кисти. Не стало «живописца счастья» 3 декабря 1919 г. Работа была смыслом существования художника с детства и до кончины. Последнюю картину Ренуар закончил за несколько часов до смерти. Написанные не с натуры «Вальдшнепы», пожалуй, единственная трогательно-грустная картина великого мастера кисти.

Интересные факты

Из жизни Огюста Ренуара можно выделить несколько интересных фактов.

Ренуар очень долго добивался встречи с великим немецким композитором Рихардом Вагнером, желая написать портрет последнего. Однако Вагнер, на просьбу Ренуара позировать, отмахнулся, недовольно ответив, что у него всего 25 минут свободного времени. Ренуар согласился и приступил к работе. Через 25 минут композитор увидел свой живописный портрет.

Портрет Рихарда Вагнера, 1882 г.

Художник питал милую слабость к дамским шляпкам. Он специально заказывал их в больших количествах, чтобы украшать этим аксессуаром своих моделей. На многочисленных женских портретах Ренуара можно увидеть шляпки самых разных форм и видов.

Слава героя-любовника однажды сыграла с художником злую шутку. Мать известной и любимой во Франции актрисы Жанны Самари очень боялась, как бы в процессе написания портрета (речь о картине «Портрет Жанны Самари» 1877 г.) между ее дочерью и Ренуаром не случилось романа.

Портрет Жанны Самари. 1877 г.

Чтобы предотвратить нежелательное сближение, дама не оставляла художника и модель наедине. При этом мадам Самари закармливала не склонного к перееданию Ренуара сладостями, чем очень раздражала его, мешая работать. Однако на качество картины это не повлияло. Портрет считается лучшим среди нескольких изображений актрисы кисти Ренуара.

Свой художественный талант Огюст Ренуар передал сыновьям: Пьер стал популярным актером, а Жан – кинорежиссером, фильмы которого входят в число лучших кинокартин всех времен и народов.

Известный, прежде всего, как один из родоначальников импрессионизма, Огюст Ренуар за свою жизнь сменил несколько художественных направлений. Но, в каком бы стиле он не писал, магия художника в невероятной солнечности его картин, излучающих свет и счастье. Ренуар считал, что картина должна быть приятной, радостной и красивой. “В жизни достаточно неприятных вещей. Почему мы должны создавать такие же?” – писал художник.

Согласны ли вы со взглядами Ренуара на живопись? Какие чувства вызывают у вас картины художника? Напишите в комментариях.

Пьер Огюст Ренуар – фильм о жизни и творчестве:

О других величайших художниках читайте в наших статьях:

  1. Портреты Ренуара. М. С. Лебедянский, М.: Изобразительное искусство, 1998.
  2. Ренуар. С. П. Бонафу, М.: Молодая гвардия, 2010. (серия «Жизнь замечательных людей»).
  3. Огюст Ренуар. Н. В. Бродская, СПб .: Бурнемут, Аврора — Паркстон, 1996.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: