Николай баталов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Николай Баталов

Биография

Николай Петрович Баталов – советский актер театра и кино, снявшийся в главной роли в первом звуковом советском кинофильме «Путёвка в жизнь». Артист приходится братом театральному актеру Владимиру Баталову и дядей Алексею Баталову, исполнителю роли Гоши в двухсерийной мелодраме «Москва слезам не верит».

Николай Баталов появился на свет в дореволюционной Москве. День его рождения пришелся по старому стилю на 24 ноября 1899 года. По новому стилю актер родился 6 декабря. У Николая был младший брат Владимир, который появился на свет в 1902 году.

Николай Баталов

Творческий путь Баталова начался, когда в возрасте 17 лет он попал в Московский Художественный театр к Константину Сергеевичу Станиславскому. В 1919 году он привел туда и своего брата Владимира. Первую роль в театре Николай исполнил в постановке «Зеленое кольцо» в 1916 году. В это же время он появился в тургеневском «Нахлебнике» и в драме Горького «На дне». С 1914 по 1923 годы Николай Баталов был задействован в пятнадцати спектаклях.

Николай Баталов | Театр

Он играл в постановках по мотивам произведений Достоевского, Горького, Чехова, Тургенева и других русских классиков. О работе Баталова на сцене в тот период положительно отзывался Анатолий Васильевич Луначарский. Перерыв в театральной карьере актеру пришлось сделать из-за болезни. Николай полгода залечивал туберкулез и успел сняться в кино, а потом снова вернулся на театральные подмостки.

Николай Баталов

Наиболее яркой работой за всю карьеру Баталова в театре принято считать роль Фигаро в комедии Бомарше «Безумный день». Впервые в этом образе Николай появился в 1927 году. Критики с восторгом отнеслись к работе 27-летнего артиста в этой постановке. Через 10 лет неунывающий Фигаро стал последним персонажем, которого представлял Баталов на сцене. Он завершил свою театральную карьеру спектаклем «Безумный день» 18 февраля 1935 года.

Фильмы

Дебют Николая Баталова в кино состоялся в 1918 году. У него была эпизодическая роль в черно-белой ленте «Девьи горы», которая также известна под названием «Легенда об антихристе». Фильм демонстрировался только один раз в 1921 году в Санкт-Петербурге.

Николай Баталов в фильме «Аэлита» | Кино-Театр

Первой заметной работой Николая Баталова в кино стала роль красноармейца Гусева в ленте «Аэлита», вышедшей в 1924 году. В то время актер уже был болен туберкулезом и около 6 месяцев не играл в театре. Синематограф стал для него возможностью вернуться к любимой профессии, несмотря на состояние здоровья. Картина «Аэлита» была снята по мотивам одноименного романа Алексея Толстого. По сюжету герой Баталова отправляется на Марс, где помогает инопланетному пролетариату в борьбе с узурпаторами.

Фильм имел недолгий успех в столице, его даже вывезли за границу, но иностранцы советскую ленту проигнорировали. Стоит отметить, что в картине превосходной игрой отличился также Игорь Ильинский, известный российскому зрителю по роли директора Дома культуры Серафима Огурцова в новогодней комедии «Карнавальная ночь».

Николай Баталов в фильме «Мать» | Кино-Театр

В 1926 году на экраны вышла картина «Мать», в которой Баталов играл сына главной героини Павла Власова. Сюжет фильма выстроен вокруг семейной драмы в условиях предреволюционной лихорадки в России. Лента в 1958 году была признана шестой в списке лучших картин всех времен и народов, по итогам открытого голосования съезда молодых режиссеров в Брюсселе. Данная лента стала первой из революционной трилогии режиссера Всеволода Пудовкина. В конце фильма герой Баталова погибает. Успех фильма превзошел ожидания сценаристов, и они жалели, что не сохранили образ Павла Власова и не провели его через все три фильма к победе Революции.

Николай Баталов в фильме «Путёвка в жизнь» | Кино-Театр

После успеха фильма «Мать» Николай Степанович снимался много. В 1927 году с его участием вышло сразу три картины. Баталов появился в роли товарища Антона в социальной драме «Жена», в качества земляка Марии в ленте «Земля в плену», в образе Коли в фильме «Третья Мещанская».

В 1931 году вышла самая известная картина в фильмографии Николая Баталова. «Путевка в жизнь» – первый звуковой советский фильм. Баталов исполнил в нем главную роль. Актер сыграл Николая Ивановича Сергеева, организовавшего коммуну в которой трудились беспризорные дети. Картина рассказывает о первых годах советской власти и имеет заметный агитационный флёр.

Николай Баталов в фильме «Третья Мещанская» | Кино-Театр

Через год после показа первого звукового фильма с Николаем Баталовым вышла лента «Горизонт», в которой актер снова предстал в качестве главного героя. Сюжет данной картины был выстроен вокруг судьбы еврейского эмигранта, вернувшегося в советскую Россию из Америки. Роль еврея Лёвы Горизонта раскрыла в Баталове способность не только к внешним, но и к внутренним перевоплощениям.

В 1934 году появилась короткометражка «Пастух и царь», рассказывающая о биографии простого пастуха, ставшего красным командиром. И снова главная роль досталась Николаю.

Николай Баталов в фильме «Три товарища» | Кино-Театр

Последние работы Баталова в кино датируются 1935 годом. В ленте «Сокровища погибшего корабля» Николай сыграл водолаза Алексея Панова. Герой Баталова оказался перед искушением, но справился с ним. Подводные кадры в этом фильмы были сняты на дне Черного моря в Крыму. К съемкам под водой были привлечены специалисты Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Также в 1935 году вышел фильм «Три товарища», ставший последним в фильмографии актера.

Личная жизнь

Личная жизнь Баталова похожа на личную жизнь многих его современников. Актер всю жизнь прожил с одной женщиной. Николай Баталов женился в 1921 году в возрасте 22 лет на актрисе МХТ Ольге Шульц (Андровской). Жена родила Баталову дочь в 1923 году, девочку назвали Светланой, она была единственным ребенком в семье.

Николай Баталов с семьей | Энциклопедия театра

У Николая Петровича был брат Владимир, который тоже стал известным театральным актером. Вместе они работали в Московском Художественном театре. Сын Владимира Баталова стал известным артистом. Зрители помнят его по ролям в картинах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Москва слезам не верит».

Алексей Баталов — племянник Николая Петровича | Кино-Театр

Алексей Баталов, племянник Николая Петровича, в интервью поделился воспоминаниями о том, какую роль дядя сыграл в его судьбе. В 1916 году Константин Сергеевич Станиславский пригласил Николая Баталова в Московский Художественный театр. Именно благодаря обаянию артиста в театр со временем попал и его младший брат Владимир. Родители Алексея Баталова познакомились в театре, и хотя семья распалась очень быстро, в ней успел появиться ребенок. Не без протекции дяди юный Алексей попал в кино, а позднее – в театр.

Причина смерти

В 1923 году, еще до съемок в своем первом фильме, Баталов заболел туберкулезом. Эта болезнь мучила актера всю жизнь. Его театральная карьера могла быть более длительной, если бы не плачевное состояние здоровье. Баталов лечил легкие в Польше, в Италии, на Северном Кавказе. Он проводил время в санаториях, пил воду из целебных источников. В 1935 году Николай Петрович предпринял последнюю попытку лечения своей застарелой болезни в польском санатории, но положительного результата это не принесло. Немного не дожив до своего тридцать восьмого дня рождения, актер умер.

Николай Баталов

Это случилось в ноябре 1937 года. Причина смерти – туберкулез. Похоронили Николая Петровича Баталова в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1975 году рядом с актером была похоронена его жена Ольга Шульц (Андровская). Весной 2011 года рядом с родителями упокоилась и Светлана Баталова.

Николай Петрович Баталов. Актёр, стоявший у истоков советского кинематографа

Сегодня Николая Петровича Баталова можно было смело назвать кинозвездой, хотя в советской России 1930-х годов такого слова просто не существовало. За свое мастерство он уже в 1933 году был удостоен высокого звания Заслуженного артиста РСФСР. Его карьера развивалась достаточно ярко, но оборвалась можно сказать на взлете, российский и советский актер театра и кино преждевременно ушел из жизни 80 лет назад, 10 ноября 1937 года. Причиной смерти актера стал туберкулез.

Николай Баталов родился в Москве 24 ноября (6 декабря по новому стилю) 1899 года. При этом его родители были обычными крестьянами из Ярославской губернии, перебравшимися в Москву в поисках лучшей жизни. Про детские годы Баталова известно немного. По всей видимости, родители будущего артиста хотели дать сыну хорошее образование, с 1910 по 1915 год он обучался в Москве в торговой школе имени Александра III. Также известно, что в детстве и в юношеские годы Николай увлекался футболом, особенно отдыхая на даче. Он даже выступал за команду поселка Никольское (в настоящее время город Балашиха). Спортивная компания, которая подобралась в этом поселке, была достаточно сильной. Считается, что одним из партнеров Баталова по футбольной команде был Петр Исаков, который в дальнейшем профессионально выступал за команды «Красная Пресня» и «Дукат» и даже сыграл два матча за советскую сборную.

В 16-летнем возрасте после окончания торговой школы Николай Баталов решил связать свою дальнейшую жизнь с искусством. У него появилось желание стать актером, и он успешно поступил в Школу драматического искусства, которая с 1916 года стала Второй студией МХТ. На протяжении восьми лет своей жизни с 1916 по 1924 год он был актером Второй студии Московского Художественного театра, на театральной сцене которого и произошел его актерский дебют. Здесь он сыграл свои первые роли, главным образом молодых людей — Петю-переплетчика в пьесе Зинаиды Гиппиус «Зеленое кольцо», Ваську-казачка в спектакле по произведению Тургенева «Нахлебник» и Алешку в знаменитом спектакле по произведению Горького «На дне». Уже тогда на его работы в театре обратили внимание критики, отмечавшие талант молодого актера.

Тогда же произошло важное событие в личной жизни актера, в театре он познакомился со своей будущей женой, также актрисой Второй студии МХТ Ольгой Андровской. В 1921 году они поженились, уже в браке у них родится дочь. В начале 20-х годов прошлого века произошло и второе важное в жизни Баталова события, вот только оно имело для него трагические последствия. В 1923 году он заболел туберкулезом, который стал для него роковым, окончательно вылечить болезнь не удалось. Из-за болезни ему даже на полгода пришлось оставить работу в театре.

После выздоровления состоялся дебют актера в кино, при этом его первые картины относились еще к эпохе немого кино. В 1923 году Николая Баталова пригласили сняться в фантастической картине «Аэлита» по роману Алексея Толстого. Снимал фильм режиссер Яков Протазанов. В картине Баталову досталась роль красноармейца Гусева, с которой он отлично справился, хотя это была его первая работа в кинематографе. После премьеры «Аэлиты» в советской печати появились восторженные отзывы и статьи, в которых Баталова называли антиподом «писаным красавцам» западного кинематографа и тем актером, который сможет воплотить на экране образ нового советского человека.

Читайте также  Mayim bialik - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Спустя два года после достаточно громкой премьеры «Аэлиты» зрители увидели Николая Баталова в фильме «Мать» Леонида Пудовкина, в нем он сыграл Павла Власова. Данная роль только утвердила его в амплуа героя, который борется за права представителей трудового класса. При этом если после картины «Аэлита» его начали узнавать в СССР, то после съемки в фильме «Мать» он получил и некоторую мировую известность. Сам Пудовкин называл работу Баталова в своем фильме грандиозным подарком. Фильмы был снят в 1926 году и вышел на советские экраны в марте 1927 года. В том же 1927 году Николай Баталов сыграл одну из своих самых ярких ролей на театральной сцене, он сыграл Фигаро в пьесе Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро», одним из режиссеров этого спектакля был знаменитый и непревзойденный Константин Сергеевич Станиславский.

Так получилось, что Николай Баталов стал и одним из первых советских актеров, который заговорил со зрителем с большого экрана. В 1931 году он снялся в первом советском звуковом фильме. Это была легендарная картина «Путевка в жизнь» режиссера Николая Экка. Режиссер картины принял решение о том, что в роли руководителя трудовой коммуны, которой предстоит успешно перевоспитывать беспризорников в «настоящих советских людей», правдоподобнее всего будет выглядеть именно Николай Баталов. Актер отлично справился с поставленной перед ним задачей, которая усложнялась тем, что до этого он снимался исключительно в немых картинах. В то же время богатый театральный опыт игры на сцене московских театров позволил Баталову перестроиться и справиться с ролью в звуковом фильме, перестав выражать эмоции исключительно мимикой и жестами, как это приходилось делать до совмещения в кино картинки и звука.

В фильме «Путевка в жизнь» московских беспризорников, которые сбивались в банды и шайки, решают перевоспитывать не в исправительной колонии, а в трудовой коммуне, где из них делают плотников, столяров, сапожников, помогая подросткам получить нужные в обществе рабочие профессии. Такой подход меняет судьбу каждого из беспризорников. Данный советский фильм, премьера которого состоялась 1 июня 1931 года, в следующем году ждало международное признание, он получил награду I международного кинофестиваля в Венеции. Картина принесла известность советскому кинематографу и была куплена 26 странами. В 1933 году за свои успехи в работе в театре и в кино актер Николай Баталов был представлен к званию Заслуженного артиста РСФСР. В том же 1933 году он начал свою педагогическую деятельность, преподавал актерское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе.

После фильма «Путевка в жизнь» Николай Баталов, судьба которого была неразрывно связана с главными вехами в истории становления отечественного кинематографа, играл исключительно главные роли. В 1932 году он сыграл Леву Горизонта в драме Льва Кулешова «Горизонт» про еврейского юношу, который принимает решение эмигрировать в Америку. А в художественном фильме Владимира Брауна и Исаака Менакера «Сокровище погибшего корабля» он сыграл Алексея Панова краснофлотца ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения). Фильм, который вышел на экраны в 1935 году, рассказывал зрителям про находку клада золотых монет на борту затонувшего английского корабля. Подводные съемки проходили на дне Черного моря в районе Балаклавы при непосредственном участии и консультации ЭПРОНа. В СССР эта государственная организация занималась подъемом затонувших кораблей и подводных лодок, существовала с 1923 по 1942 год.

Из-за перенесенного в 1923 году туберкулеза и последствий болезни иногда актер вынужден был отказываться от ролей, следуя совету врачей, которые запрещали ему переутомляться. Плохое самочувствие мужа часто огорчало его супругу Ольгу Андровскую. Эта талантливая актриса, начиная с 1930 года, когда состояние здоровья Николая Баталова резко ухудшилось, почти полностью отказалась от своей театральной карьеры, сосредоточившись на доме и ухаживании за мужем, она занималась этим до самой его смерти.

Последним художественным фильмом, в котором успел сняться Николай Баталов, была знаменитая советская комедия «Три товарища» режиссера Семёна Тимошенко. В ней он исполнил роль начальника лесосплава Лациса. Фильм был снят в 1935 году, тогда же в феврале 1935 года актер в последний раз в жизни вышел на театральные подмостки, в своем последнем выступлении он играл никогда не унывающего Фигаро.

После 1935 года большую часть времени актер тратил на лечение, посещение санаториев, больниц, а также различных здравниц. Он пытался поправить свое здоровье на польском курорте Закопане, лечился в Италии на территории Северного Кавказа, но все безрезультатно. Болезнь не отступала. В мае 1937 года уже тяжело больной Николай Петрович Баталов получил почетную награду — орден Трудового Красного Знамени, однако яркие положительные эмоции от награждения не могли ничего исправить, в ноябре 1937 года актер скончался, не дожив до своего 38-летия. Он был похоронен в Москве на территории Новодевичьего кладбища. Несыгранные им в кино роли сыграет позднее его племянник знаменитый актер Алексей Владимирович Баталов, который навсегда запомнился зрителям по ролям в картинах «Летят журавли», «Девять дней одного года» и «Москва слезам не верит».

Николай Баталов — биография, фото, личная жизнь, фильмография и последние новости

Николай Баталов: биография

Николай Петрович Баталов – советский актер театра и кино, снявшийся в главной роли в первом звуковом советском кинофильме «Путёвка в жизнь». Артист приходится братом театральному актеру Владимиру Баталову и дядей Алексею Баталову, исполнителю роли Гоши в двухсерийной мелодраме «Москва слезам не верит».

Николай Баталов появился на свет в дореволюционной Москве. День его рождения пришелся по старому стилю на 24 ноября 1899 года. По новому стилю актер родился 6 декабря. У Николая был младший брат Владимир, который появился на свет в 1902 году.

Николай Баталов

Творческий путь Баталова начался, когда в возрасте 17 лет он попал в Московский Художественный театр к Константину Сергеевичу Станиславскому. В 1919 году он привел туда и своего брата Владимира. Первую роль в театре Николай исполнил в постановке «Зеленое кольцо» в 1916 году. В это же время он появился в тургеневском «Нахлебнике» и в драме Горького «На дне». С 1914 по 1923 годы Николай Баталов был задействован в пятнадцати спектаклях.

Николай Баталов | Театр

Он играл в постановках по мотивам произведений Достоевского, Горького, Чехова, Тургенева и других русских классиков. О работе Баталова на сцене в тот период положительно отзывался Анатолий Васильевич Луначарский. Перерыв в театральной карьере актеру пришлось сделать из-за болезни. Николай полгода залечивал туберкулез и успел сняться в кино, а потом снова вернулся на театральные подмостки.

Николай Баталов

Наиболее яркой работой за всю карьеру Баталова в театре принято считать роль Фигаро в комедии Бомарше «Безумный день». Впервые в этом образе Николай появился в 1927 году. Критики с восторгом отнеслись к работе 27-летнего артиста в этой постановке. Через 10 лет неунывающий Фигаро стал последним персонажем, которого представлял Баталов на сцене. Он завершил свою театральную карьеру спектаклем «Безумный день» 18 февраля 1935 года.

Фильмы

Дебют Николая Баталова в кино состоялся в 1918 году. У него была эпизодическая роль в черно-белой ленте «Девьи горы», которая также известна под названием «Легенда об антихристе». Фильм демонстрировался только один раз в 1921 году в Санкт-Петербурге.

Николай Баталов в фильме «Аэлита» | Кино-Театр

Первой заметной работой Николая Баталова в кино стала роль красноармейца Гусева в ленте «Аэлита», вышедшей в 1924 году. В то время актер уже был болен туберкулезом и около 6 месяцев не играл в театре. Синематограф стал для него возможностью вернуться к любимой профессии, несмотря на состояние здоровья. Картина «Аэлита» была снята по мотивам одноименного романа Алексея Толстого. По сюжету герой Баталова отправляется на Марс, где помогает инопланетному пролетариату в борьбе с узурпаторами.

Фильм имел недолгий успех в столице, его даже вывезли за границу, но иностранцы советскую ленту проигнорировали. Стоит отметить, что в картине превосходной игрой отличился также Игорь Ильинский, известный российскому зрителю по роли директора Дома культуры Серафима Огурцова в новогодней комедии «Карнавальная ночь».

Николай Баталов в фильме «Мать» | Кино-Театр

В 1926 году на экраны вышла картина «Мать», в которой Баталов играл сына главной героини Павла Власова. Сюжет фильма выстроен вокруг семейной драмы в условиях предреволюционной лихорадки в России. Лента в 1958 году была признана шестой в списке лучших картин всех времен и народов, по итогам открытого голосования съезда молодых режиссеров в Брюсселе. Данная лента стала первой из революционной трилогии режиссера Всеволода Пудовкина. В конце фильма герой Баталова погибает. Успех фильма превзошел ожидания сценаристов, и они жалели, что не сохранили образ Павла Власова и не провели его через все три фильма к победе Революции.

Николай Баталов в фи
льме «Путёвка в жизнь» | Кино-Театр

После успеха фильма «Мать» Николай Степанович снимался много. В 1927 году с его участием вышло сразу три картины. Баталов появился в роли товарища Антона в социальной драме «Жена», в качества земляка Марии в ленте «Земля в плену», в образе Коли в фильме «Третья Мещанская».

В 1931 году вышла самая известная картина в фильмографии Николая Баталова. «Путевка в жизнь» – первый звуковой советский фильм. Баталов исполнил в нем главную роль. Актер сыграл Николая Ивановича Сергеева, организовавшего коммуну в которой трудились беспризорные дети. Картина рассказывает о первых годах советской власти и имеет заметный агитационный флёр.

Николай Баталов в фильме «Третья Мещанская» | Кино-Театр

Через год после показа первого звукового фильма с Николаем Баталовым вышла лента «Горизонт», в которой актер снова предстал в качестве главного героя. Сюжет данной картины был выстроен вокруг судьбы еврейского эмигранта, вернувшегося в советскую Россию из Америки. Роль еврея Лёвы Горизонта раскрыла в Баталове способность не только к внешним, но и к внутренним перевоплощениям.

В 1934 году появилась короткометражка «Пастух и царь», рассказывающая о биографии простого пастуха, ставшего красным командиром. И снова главная роль досталась Николаю.

Николай Баталов в фильме «Три товарища» | Кино-Театр

Последние работы Баталова в кино датируются 1935 годом. В ленте «Сокровища погибшего корабля» Николай сыграл водолаза Алексея Панова. Герой Баталова оказался перед искушением, но справился с ним. Подводные кадры в этом фильмы были сняты на дне Черного моря в Крыму. К съемкам под водой были привлечены специалисты Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Также в 1935 году вышел фильм «Три товарища», ставший последним в фильмографии актера.

Читайте также  Joaquin phoenix - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Личная жизнь

Личная жизнь Баталова похожа на личную жизнь многих его современников. Актер всю жизнь прожил с одной женщиной. Николай Баталов женился в 1921 году в возрасте 22 лет на актрисе МХТ Ольге Шульц (Андровской). Жена родила Баталову дочь в 1923 году, девочку назвали Светланой, она была единственным ребенком в семье.

Николай Баталов с семьей | Энциклопедия театра

У Николая Петровича был брат Владимир, который тоже стал известным театральным актером. Вместе они работали в Московском Художественном театре. Сын Владимира Баталова стал известным артистом. Зрители помнят его по ролям в картинах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Москва слезам не верит».

Алексей Баталов — племянник Николая Петровича | Кино-Театр

Алексей Баталов, племянник Николая Петровича, в интервью поделился воспоминаниями о том, какую роль дядя сыграл в его судьбе. В 1916 году Константин Сергеевич Станиславский пригласил Николая Баталова в Московский Художественный театр. Именно благодаря обаянию артиста в театр со временем попал и его младший брат Владимир. Родители Алексея Баталова познакомились в театре, и хотя семья распалась очень быстро, в ней успел появиться ребенок. Не без протекции дяди юный Алексей попал в кино, а позднее – в театр.

Причина смерти

В 1923 году, еще до съемок в своем первом фильме, Баталов заболел туберкулезом. Эта болезнь мучила актера всю жизнь. Его театральная карьера могла быть более длительной, если бы не плачевное состояние здоровье. Баталов лечил легкие в Польше, в Италии, на Северном Кавказе. Он проводил время в санаториях, пил воду из целебных источников. В 1935 году Николай Петрович предпринял последнюю попытку лечения своей застарелой болезни в польском санатории, но положительного результата это не принесло. Немного не дожив до своего тридцать восьмого дня рождения, актер умер.

Николай Баталов

Это случилось в ноябре 1937 года. Причина смерти – туберкулез. Похоронили Николая Петровича Баталова в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1975 году рядом с актером была похоронена его жена Ольга Шульц (Андровская). Весной 2011 года рядом с родителями упокоилась и Светлана Баталова.

Алексей Баталов

А лексея Баталова называли главным интеллигентом СССР. С самого детства его окружали знаменитые писатели и артисты, а с 16 лет он уже снимался в кино. Баталов сыграл десятки ролей, которые вошли в классику отечественного кинематографа. Но больше 40 лет он посвятил ВГИКу, где преподавал актерское мастерство.

Довоенное детство и эвакуация

Алексей Баталов родился в творческой семье: отец Владимир и мать Нина Ольшевская служили во МХАТе, там же работали дядя и тетя. Много времени мальчик проводил в театре среди декораций и актеров.

В начале 1930-х родители развелись. Мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова, между отчимом и пасынком сложились хорошие отношения. Семья жила в доме на Большой Ордынке, куда часто приходили в гости Анна Ахматова, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Михаил Зощенко.

Как говорил сам Алексей Баталов, его первое детство закончилось в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Их с матерью и двумя братьями эвакуировали в «одноэтажный керосиновый городок» Бугульма. Там Нина Ольшевская самостоятельно организовала небольшой театр для местных жителей. 14-летний Алексей проводил там много времени: управлял занавесом, подавал реквизит, топил печи в зале, расставлял лавки, а после и сам начал играть в труппе из эвакуированных артистов.

После войны театр, организованный матерью Баталова, продолжил работать. Его труппа путешествовала по всему Советскому Союзу. С 2008 года Бугульминскому государственному русскому драматическому театру присвоено имя Алексея Баталова.

Первые роли и Школа-студия МХАТ

В Москву семья вернулась после окончания Великой Отечественной войны. Алексей возобновил занятия в школе. Однажды к ним в класс пришли люди из киностудии, чтобы отобрать ребят для съемок в фильме «Зоя» режиссера Лео Арнштама о партизанке Зое Космодемьянской. Важным условием были хорошие отметки. Баталов сразу подтянулся в учебе и «добыл» себе эту первую роль.

После окончания учебы Алексей Баталов подал заявление в Школу-студию МХАТ на курс театрального режиссера Виктора Станицына. Поступил со второго раза, хотя мать могла похлопотать за сына. Юноша хотел полагаться только на собственные силы.

После окончания Школы-студии в 1950 году его в числе лучших молодых актеров командировали в Центральный театр Советской армии (сегодня — Центральный академический театр Российской армии). Через три года он вернулся во МХАТ. Больших ролей в спектаклях не было, в основном массовки и выходы. Например, в постановке «Анна Каренина» Баталов выходил только в сцене бала в роли арапа. Артисту хотелось играть значимые роли, поэтому он тайком репетировал с молодыми артистами пьесу «Ложь на длинных ногах» итальянского драматурга Эдуардо Де Филиппо. Спектакль так и не дошел до зрителя.

Успех ждал Алексея Баталова не в театре, а в кино. В 1954 году он сыграл в фильме «Большая семья» Иосифа Хейфица. «Снявшись у Хейфица в роли младшего сына Журбиных, я был как в тумане. Я толком не мог вспомнить, как все это произошло: много лет не годился и вдруг попал в кино, да еще в цветное, рядом с такими китами, как Андреев, Лукьянов, Кадочников!» — вспоминал артист. Позднее Баталов еще не раз снимался у Хейфица — в кинолентах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья». В 1955 году также были съемки в фильме «Мать» Марка Донского, где он играл Павла Власова. Алексей Баталов гордился этой ролью и возможностью поработать с Хейфицем и великой актрисой Верой Марецкой.

Настоящей знаменитостью актер стал в 1957 году. Вместе с Татьяной Самойловой он снялся в военной мелодраме Михаила Калатозова «Летят журавли». Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, став единственной советской полнометражной картиной, удостоенной этой премии.

Спустя четыре года Баталов сыграл физика-ядерщика Дмитрия Гусева в картине Михаила Ромма «Девять дней одного года». По опросу журнала «Советский экран» фильм признали лучшим в 1962 году, а исполнителя главной роли Алексея Баталова — лучшим актером года. В 1964 году ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.

Личная жизнь. «Пышной свадьбы не устраивали…»

Еще в детстве Баталов подружился с Ириной Ротовой — дочерью художника Константина Ротова, который работал с отчимом. Они поженились в 1948 году, через семь лет у них родилась дочка. Баталов строил карьеру, и времени на семью не хватало. В 1958 году пара распалась.

Больше 50 лет прожил Алексей Баталов со своей второй женой Гитаной Леонтенко. Они познакомились в 1953 году в цирке, куда Баталов с напарником отправились после съемок в фильме «Дело Румянцева». Там он впервые увидел Гитану, которая танцевала и выполняла сложный акробатический трюк на лошади. 10 лет они встречались и в 1963 году расписались. Пышной свадьбы не устраивали, поздравить молодоженов пришли только друзья-актеры Баталова из «Современника». В этом браке родилась дочь Мария.

Актер, режиссер, преподаватель

С начала 1960-х актер занялся режиссурой. Первый опыт Баталова-режиссера — фильм «Шинель» на Ленфильме, где он проработал с 1957 по 1975 год. В киносказке «Три толстяка» 1966 года Алексей Баталов был и постановщиком, и актером: в роли канатоходца-революционера Тибула без дублера и страховки выполнял опасные трюки. Критики отмечали в его экранизациях строгую постановочную культуру и бережное отношение к оригинальным текстам. Последняя режиссерская работа артиста вышла в свет в 1972 году — фильм по роману Федора Достоевского «Игрок» с Николаем Бурляевым и Любовью Добржанской в главных ролях.

Много времени Баталов уделял радиопостановкам. «Прошло несколько лет, забитых чисто кинематографической работой, прежде чем мне довелось по-настоящему заняться серьезным «радийным» делом», — признавался актер. Благодаря ему появились радиоспектакли «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Казаки» Льва Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. С 1974 года артист озвучивал известные советские мультфильмы: «Ёжик в тумане», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени», «Приключения пингвиненка Лоло».

С 1975 года Баталов начал преподавать во ВГИКе. Через пять лет получил профессорскую степень, а в 1989 году возглавил кафедру актерского мастерства. Алексей Баталов выпустил семь актерских мастерских для кино Грузии, Белоруссии, Азербайджана и Узбекистана. Также он вел специальный курс в Канаде и США. В 1976 году Баталову присвоили звание народного артиста СССР.

Никто, кроме Баталова

В 1979 году Баталов снялся в самой известной картине в своей актерской карьере — мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». На роль слесаря Гоши пробовались и Виталий Соломин, и Леонид Дьячков, но убедительнее всех оказался именно Алексей Баталов.

«Москва слезам не верит» занимает второе место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского проката — его посмотрели 84,5 миллиона зрителей, а в 1981 году лента получила премию Американской киноакадемии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. На этой киноработе Баталов практически завершил актерскую карьеру.

В 1990-е актер снялся еще в нескольких фильмах: «Досье человека в мерседесе», «Похороны Сталина», «Полтергейст-90». Всё остальное время он посвящал преподаванию, даже в преклонном возрасте. В 2002 году Баталов получил главную российскую кинонаграду — «Нику» в номинации «Честь и достоинство», а через шесть лет на кинофестивале ВГИКа ему первому в истории института вручили приз «Признание поколения». Также он занимался благотворительностью и был президентом многих кинематографических советов и фестивалей.

2017 год стал последним для Алексея Баталова: 15 июня актера не стало. Артисту было 88 лет. Похоронили Баталова на Преображенском кладбище.

Интересные факты об Алексее Баталове

1. У Алексея Баталова дворянские корни: прабабушка по материнской линии была польской аристократкой, графиней Понятовской. Прадед Баталова происходил из небогатой дворянской фамилии Ольшевских. Родители не хотели отдавать Понятовскую замуж за обедневшего юношу, поэтому молодые люди решили сбежать из Польши в Россию. Они поселились во Владимире, где и обвенчались.

2. В 1916 году дядю Баталова, Николая, пригласил во МХАТ сам Константин Станиславский. Так в театр попал и отец Алексея Баталова, который позднее стал помощником Станиславского.

3. Алексея Баталова с детства окружали представители культуры XX века. В своих мемуарах он писал: «Когда вместе с мамой я переехал в дом, где поселились писатели, вокруг нас появилось столько людей, связанных с событиями литературной жизни, с поэзией и непосредственно с Анной Андреевной [Ахматовой], что в моем ребячьем сознании она сразу заняла особое, даже несколько таинственное, вроде инопланетянское место. Конечно, тогда эти люди были для меня просто дяди и тети; и только много лет спустя я начал осознавать их настоящие места и вспоминать лица, совмещая хмурого дядьку, жившего на последнем этаже по нашей лестнице, с Мандельштамом, а доброго и тоже в очках — с Ильфом, веселого сказочника — со Светловым, папу Сережи — с Булгаковым, а хозяина замечательных игрушек — с Мате Залкой. И хотя я знал о Залке только то, что он живет на четвертом этаже и обладает заводным танком, все-таки и он, и они все уже были и какая-то особенная неповторимая атмосфера их жизни наполняла дом».

4. На дипломном спектакле во МХАТе Баталов играл две роли в спектакле «Разлом»: матроса-анархиста и полковника Ярцева. Когда он исполнял драматическую роль, его увидела Ольга Книппер-Чехова. После этого она сказала отцу Баталова: «Твой сын — настоящий мхатовский актер».

5. В 1997 году при поддержке Баталова и академика Дмитрия Лихачева был основан некоммерческий благотворительный фонд «Мир искусства». Он помогает музыкально одаренным детям с проблемами в развитии, сиротам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям из многодетных, неполных и малообеспеченных семей.

Читайте также  Оскар кучера - биография знаменитости, личная жизнь, дети

6. Алексей Баталов писал стихи, сценарии, детские сказки и увлекался живописью. В 1975 году вышла его книга «Диалоги в антракте», а через девять лет — мемуары «Судьба и ремесло». Вместе с братьями Михаилом и Борисом Ардовыми Баталов написал главы об Анне Ахматовой в сборнике воспоминаний «Легендарная Ордынка» 1995 года.

Жена Алексея Баталова

Алексей Баталов – советский артист, который покорил киноиндустрию как талантливый актер, режиссер и сценарист. Картины с участием мужчины нравятся многим зрителям, а его собственные работы не раз признавали выдающимися.

Биография Алексея Баталова

Жизнь Баталова была яркой и насыщенной, роли в кино давались ему легко, мужчина умело перевоплощался в любой образ и играл его с особой достоверностью. Поклонники считали Алексея по-настоящему талантливым артистом, а коллеги видели в нем маэстро.

За время работы в кино мужчина получил много опыта, которым желал поделиться с окружающими. С этой целью, прекратив сниматься, Баталов устроился на работу во ВГИК, войдя в блестящий педагогический состав.

Годы жизни Алексея Баталова

Актер отдал жизнь кино, имел большой творческий стаж, потому многих фанатов интересует дата рождения Алексей Баталова.

У Алексея было два единоутробных брата, которых звали Михаил и Борис Ардов

Эта информация не скрыта от любопытной публики. Мужчина появился на свет 20 ноября 1928 года. По знаку зодиака он – Скорпион. Баталов всю жизнь радовал требовательных зрителей своим творчеством, потому общество было потрясено новостью о смерти маэстро. Алексей скончался 15 июня 2017 года, на тот момент ему было 88 лет.

Алексей Баталов в детстве

С детства Баталов был окружен творческими людьми. Даже после развода родителей Алексей находился в кругу деятелей искусства, благодаря проживанию в квартире отчима. Частыми гостями семьи Баталовых были Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Борис Пастернак и другие. Все они оказали неоценимый вклад в развитие юного Леши.

Счастливые годы детства были омрачены войной 1941 г. Алексей пережил эвакуацию, страх, голод и многие другие лишения, однако не потерял веру в лучшее.

Благодаря влиянию окружения Баталов вырос интеллигентным, воспитанным человеком

Родители Алексея Баталова

Своими творческими способностями Алексей обязан не только упорному труду, но и генам. Родители Баталова были талантливыми людьми, на которых он с раннего детства равнялся.

Отца Алексея Баталова звали Владимир, а мать – Нина. Они посвятили всю свою жизнь театру, прослужив долгое время во МХАТе. Даже в годы войны Нина Ольшевская, мама актера, не забывала о творчестве. Она организовала собственный маленький театр, в котором Алесей часто выступал в роли помощника. Здесь же он начал пробовать себя в качестве артиста.

Брак Владимира и Нины не удалось сберечь, пара развелась, и мать нашла себе нового супруга. Отчимом Алексея стал писатель Виктор Ардов. Повзрослев, мужчина с теплотой вспоминал о муже матери, который во многом восполнил нехватку отцовского внимания.

Некоторое время в новой семье Алексея возникали конфликты на почве того, что в соседней квартире проживала бывшая жена его отчима

Брат Алексея Баталова

За время совместной жизни матери Алексея с Виктором Ардовым у Баталова появились два брата – Михаил и Борис. Повзрослев, мужчины выбрали для себя разный путь. Михаил стал священником и положил жизнь служению Богу. Борис же по примеру старшего брата реализовался в творческой среде и стал известным актером, режиссером и художником мультипликационных фильмов.

Борис ушел из жизни в 2004 году, задолго до дня кончины Алексея. Михаил продолжил заниматься служению церкви, параллельно создавая книги о вере.

Национальность Алексея Баталова

История происхождения Алексея Баталова и его семьи не является тайной. Мужчина при жизни никогда не скрывал своей принадлежности к русскому народу. Однако в крови Алексея присутствовали и другие корни.

Помимо талантливого отца, у Баталова также был дядя Николай, который служил при МХТ

В то время как отец был чистокровным русским, предки матери имели связь с поляками. Однако Алексей редко учитывал эту особенность. На протяжении всей жизни он считал себя русским.

Рост и вес Алексея Баталова

Работа в кино и постоянные съемки не могли не требовать от Алексея хорошего внешнего вида. Потому мужчина поддерживал себя в тонусе. За время его карьеры в киноиндустрии внимательные зрители не отмечали особых изменений фигуры артиста. Практически всю жизнь вес актера при росте 182 см составлял около 98 кг.

Семья и дети Алексея Баталова

В судьбе Баталова имели место два женских имени – Ирина и Гитана. Обе возлюбленные оставили отпечаток в сердце актера, о котором он не мог забыть на протяжении всей жизни.

Первая жена Алексея Баталова – Ирина Ротова

Первой возлюбленной Баталова стала Ирина Ротова. Отношения с ней развивались стремительно, потому Алексей решился взять девушку в жены.

Первая супруга Алексея была дочерью знаменитого художника – Константина Ротова

Возраст жениха смутил публику. На тот момент парню было всего 18 лет. Вскоре после свадьбы новоиспеченные супруги стали родителями дочери Надежды, однако ее появление на свет совпало с моментом карьерного подъема Баталова. Не имея возможности совмещать работу и семью, Алексей расстался с Ириной, оставив ее одну с дочерью.

Жена Алексея Баталова — Гитана Леонтенко

Брак с Гитаной Леонтенко был намного крепче, чем с первой женой. В 1963 году влюбленные официально заключили брачный союз. Счастье супругов было омрачено серьезной болезнью их дочери Маши. У девочки диагностировала ДЦП. Родители малышки предполагали, что виной ее недуга стала врачебная ошибка при родах.

Гитане пришлось оставить свою карьеру ради воспитания дочери. Сам Алексей также отгородился от внешнего мира и стал поддержкой и опорой для своей семьи. Благодаря трудам Баталова Мария выросла не только счастливой, но и активной девушкой.

Гитана, вторая супруга Баталова, работала в цирке, выполняя сложные и опасные акробатические трюки

Дочь Алексея Баталова — Надежда

После расставания родителей Надежда практически не поддерживала контакт со знаменитым отцом. Из-за отсутствия связи со старшей дочерью Алексей нередко ощущал чувство вины. Юная Надя повзрослела и решила не продолжать дело отца.

Старшая наследница Баталова выбрала для себя профессию переводчика и проработала им практически всю жизнь

Дочь Алексея Баталова — Маша

Мария реализовалась в жизни, невзирая на поставленный диагноз. У женщины развиты многосторонние интересы, она владеет несколькими иностранными языками, пишет книги и рассказы, занимается добровольчеством. Несмотря на инвалидность, она окончила курс сценариста в ГИТИСе.

После смерти Алексея Марии досталась недвижимость знаменитого отца, а в качестве ее опекунов выступили мать и сестра.

За сценарий работы «Дом на Английской набережной» Мария получила премию, которую ей вручил Эльдар Рязанов

Фильмография Алексея Баталова и главные роли

Дебют Баталова в кино произошел в годы обучения в школе. В 1944 его пригласили на роль в фильме «Зоя», который повествовал о советской партизанке. Затем в творческой биографии Алексея последовал долгий перерыв, который длился десять лет. После ухода из театра Советской армии, которому он служил по окончании вуза, Баталов появился в ленте «Большая семья», где сыграл образ рабочего. Фильм был снят под руководством Иосифа Хейфица, с которым Алексей сотрудничал в последующем. Режиссер приглашал актера в такие свои картины, как «Дело Румянцева», «Дама с собачкой» и «День счастья».

Также в фильмографии актера выделяют работу «Москва слезам не верит» и картину «Летят журавли», которая был удостоена «Золотой пальмовой» ветви на Каннском фестивале.

Отец Алексея был помощником Станиславского, театру которого служил его дядя Николай

Однако помимо заслуг в сфере актерского мастерства, Баталов также отличился в режиссуре. В его фильмографии есть работы собственного производства. Мужчина снял всего три ленты: «Шинель», «Три толстяка» и «Игрок». Тем не менее, поклонники оценили труды любимого артиста.

Причина смерти Алексея Баталова

Точная причина смерти Алексея не была оглашена публике, однако близкие отмечают, что артист погиб от остановки сердца в стенах больницы. Состояние мужчины ухудшилось в результате травмы, перелома шейки бедра, из-за которой он был госпитализирован. Звезда отечественного кино ушел из жизни 15 июня 2017 года во сне.

Где похоронен Алексей Баталов

Родные Алексея быстро определились с местом захоронения знаменитости. Могила Баталова располагается на Преображенском кладбище, где была захоронена не одна отечественная звезда.

При поддержке Баталова был организован фонд «Мир искусства», который занимался поддержкой одаренных детей с проблемами со здоровьем

Жена и дочери Баталова тяжело переживали расставание с Алексеем, долгое время пребывая в скорби.

Фото Алексея Баталова в молодости

У Алексея есть дворянские корни, т. к. его прабабушка была польской графиней Понятовской

Помимо кинематографа и режиссуры, Баталов увлекался написанием стихов и живописью

С актера был срисован образ Дяди Степы для детской сказки, работу выполнял его зять – Константин Ротов

Благодаря харизме, Алексею удалось убедить родителей Натальи Вавиловой разрешить дочери сняться в фильме «Москва слезам не верит»

Ради роли в картине «Три толстяка» вторая жена актера учила супруга ходить по канату

Заключение

Алексей Баталов стал для многих зрителей кумиром. Поклонники признают, что творчество мужчины вдохновляет, потому они часто пересматривают картины с участием любимого артиста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: