Мольер — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Мольер

Биография

Жан-Батист Поклен — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, снискавший популярность под театральным псевдонимом Мольер. Жан-Батист Поклен родился 15 января 1622 года, в столице Франции – Париже.

Портрет Мольера

Глава семейства, Жан Поклен, и оба деда драматурга были обойщиками. Судя по тому, что отец писателя купил себе должность королевского обойщика и камердинера короля, проблем с финансами у него не было. Мать, Мари Крессе, умерла от туберкулеза еще в молодости.

Жан Поклен видел в первенце преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж.

Памятник Мольеру

В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность. Этих знаний будущему автору комедии «Мизантроп» хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».

Он получил диплом преподавателя, имеющего право читать лекции. Из биографии писателя известно, что в его жизни также присутствовал опыт выступления в суде в роли адвоката. В итоге ни юристом, ни придворным обойщиком Мольер не стал.

Мольер

Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он пошел на поводу у желания стать трагическим актером и начал осваивать лицедейскую стезю. Как раз в тот период театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов, отказываясь от состряпанных на скорую руку фарсов в пользу высокой литературы.

Литература

Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. Стоит отметить, что «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.

«Блистательный» театр Мольера

За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.

Карта гастролей Мольера

Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) — о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год). Следующие комедии — «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) — считаются вершинами творчества Мольера.

Портрет Мольера

В образе главных героев работ выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.

Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь.

Книга комедий Мольера

Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали святотатца-автора сжечь на костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.

«Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.

Мольер на встрече с королем Людовиком XIV

«Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.

После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны.

Иллюстрация к пьесе Мольера «Мнимый больной»

Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую Гете называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств — «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).

Иллюстрация к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»

Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины». Последние значительные произведения Мольера — «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) — написаны как комедии-балеты.

Личная жизнь

Первой и единственной супругой Мольера стала сестра его бывшей любовницы Мадлен Вежар — Арманда, которая была вдвое моложе драматурга. Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлен, и осуждали «безнравственность» Жана-Батиста, взявшего в жены своего ребенка.

По воспоминаниям современников, как это часто бывает с писателями комедийного жанра, Мольер был склонен к меланхолии, легко разражался и часто ревновал избранницу. Известно, что в брак автор произведения «Мещанин во дворянстве» вступил уже пожилом возрасте, а Арманда же была юной, очаровательной и кокетливой.

Мольер и его жена Арманда

Помимо прочего, эта простая история усугублялась сплетнями и эдиповыми намеками. Всему положил конец король. Людовик XIV, который в ту пору был влюблен в мадемуазель Луизу де Лавальер, а значит, великодушен и широк во взглядах.

Самодержец взял под защиту пьесы вольнодумца и, кроме того, согласился стать крестным отцом первенца Мольера и Арманды, что было красноречивее любого указа о неприкосновенности творца. Известно, что сын писателя умер спустя год после рождения.

Смерть

Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актерам. В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли кашляющего кровью писателя домой, где он и скончался через пару часов.

Могила Мольера

Известно, что архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, так как артист был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Исправить ситуацию помогло вмешательство короля Людовика XIV.

Церемония захоронения именитого комедиографа состоялась ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где по традиции хоронили самоубийц и некрещеных детей. Позднее останки Жана-Батиста Мольера были с большим пиететом и пышностью перезахоронены на кладбище Пер-Лашез. Творческое наследие основоположника комедийного жанра сохранилось в книгах, содержащих собрание его лучших произведений.

В 2007 году режиссер Лоран Тирар снял фильм «Мольер», в основе сюжета которого лежит история жизни Жана-Батиста Поклена. Кроме того, в разное время были экранизированы такие произведения писателя, как «Скупой», «Тартюф, или Обманщик», «Школа жен» и «Дон Жуан, или Каменный пир».

В сентябре 2017-го, в театре «Ленком» состоялась премьера спектакля «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош», прогон которой был еще в июле. Известно, что Жана-Батиста сыграл актер Игорь Миркурбанов.

Георгий Милляр

Имя: Георгий Милляр (Georgy Millyar)

Отчество: Францевич

День рождения: 7 ноября 1903

Кто родился в этот день: 15 чел.

Место рождения: Москва

Дата смерти: 4 июня 1993 (89 лет)

Причина смерти: узнать воспаление лёгких

Где похоронен: узнать Москва, Троекуровское кладбище

Карьера: актер

  • Детство
  • Театр
  • Работа в кино
  • Личная жизнь Георгия Милляра
  • Смерть
  • Лучшие фильмы

Биография Георгия Милляра

Детство

Георгий Милляр появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве, в Российской империи. Отец, Франц де Милье, происходил из марсельского аристократического рода. По профессии был инженером, консультировал русских по вопросам строительства мостов. Мать, Елизавета Алексеевна Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника.

Семья была богатой, имела огромную квартиру в центре Москвы и две дачи — в Подмосковье и Геленджике.

Франц де Милье умер в 1906 году в Ялте. Но детство будущего актера, лишившегося отца в три года, все же было счастливым.

Георгий был домашним ребенком, изучал французский и немецкий, музыку (особенно любил Шаляпина), много читал. Тетя, известная театральная актриса, водила мальчика в театр.

В 7 лет мальчик впервые проявил склонности к актерству. Разрисовав лицо, он вышел в таком виде к домашним и попытался напугать их. Но вместо этого все развеселились.

С приходом советской власти эта идиллия подошла к концу. В Москве начались волнения, и мать от греха подальше увезла ребенка в Геленджик. Французскую фамилию оба сменили на более приземленное «Милляр».

Театр

Но образования Георгию все же не хватало, поэтому он вернулся в Москву и обнаружил, что их подмосковная дача экспроприирована в пользу государства, а в просторной московской квартире им оставили всего одну комнату. В этой комнате актер жил до 1973 года.

Он поступил в актерскую школу при театре Революции (сейчас это театр им. Маяковского), в котором прослужил до 1938 года. Среди его театральных работ — аптекарь в «Ромео и Джульетте» и Граф Людовико в «Собаке на сене». Из-за проблем с дикцией Георгию не доверяли главных ролей, но страсть к актерству и врожденный талант превращали в феерию даже короткие выходы на сцену.

Работа в кино

Но настоящей легендой его сделало многолетнее сотрудничество с режиссером Александром Роу. В каждом его фильме Милляр играл по 2, а то и по 3 главные роли, всего же сыграл 30 ролей в 16 сказках.

Первые пробы у Роу Милляр провалил — переволновался. Зато в следующий раз получил роль Царя Гороха в киносказке «По щучьему веленью» (1938).

Личная жизнь Георгия Милляра

В 1925 году он женился на театральной актрисе. Очевидно, Милляр питал к жене слабый интерес, поскольку на каком-то этапе у него возникла мысль, что с ним не все в порядке. Он проверился у врача, и тот сказал: «Как мужчина, дружок, ты в полном порядке. А вот детей у тебя никогда не будет». Вскоре после этого жена забеременела. Актер понял, что ему изменяют, и подал на развод. Почти всю жизнь он прожил с мамой.

Когда Елизавета Алексеевна умерла, Роу подыскал ему жену — 60-летнюю Марью Васильевну, одинокую женщину с двумя детьми. После загса молодожены поехали на съемки фильма «Варвара-краса, длинная коса» (1969). Вдоль реки выстроились накрытые столы, съемочная группа чествовала молодых. Режиссер понимал, что женить актера нужно быстро и решительно — без женщины он пропадет.

Милляр не занимался партийной работой, не ходил на заседания. Дружил не с начальством, а с работниками студии: осветителями, гримерами, костюмерами. Советская власть Милляра тоже особо не почитала. Ему не дарили машин, не приглашали на торжества. Но и угрозы в нем тоже не видела, а потому не преследовала. Зато простые люди обожали актера.

Читайте также  Leslie bibb - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Только в 1973 году ему с женой дали двухкомнатную квартиру на 18 этаже, далеко от метро. Звание Заслуженного артиста Милляр получил в 1988 году, к 85-летию.

Смерть

Когда в 1999 году ушла из жизни Марья Васильевна, многие личные вещи Милляра были выброшены на свалку. Лишь небольшую часть удалось передать в Музей кино.

Через 10 лет после смерти Милляра свет увидел документальный фильм «Георгий Милляр – и в сказке, и в жизни».

Подробная биография Мольера

Биография Мольера (настоящая фамилия Поклен) окутана множеством легенд и тайн. Самые смелые из них – предположения о том, что он не был автором своих пьес. Но в этом грехе обвиняли многих писателей, начиная от Шекспира и заканчивая Шолоховым. И серьезное литературоведение давно смотрит на подобные необоснованные заявления сквозь пальцы. Зато доподлинно известно, что пьесы драматурга повлияли на развитие театрального искусства всей Европы, включая Россию. Поэтому не будем очернять имя великого мастера и сомневаться в его таланте.

Ж. Б. Мольер: биография. Происхождение и ранние годы

Драматург родился 13 января 1622 года в древней буржуазной парижской семье, которая веками славилась своими ремесленниками-драпировщиками. Отец Жана Батиста служил при дворе Людовика XIII камердинером и обойщиком. Место было очень доходным, поэтому семья не бедствовала.

Маленький Мольер был отдан на воспитание в иезуитскую школу, носившую название Клермонский колледж. Это заведение в те годы было крайне популярным. Здесь Жан Батист в совершенстве освоил латынь и довольно неплохо учился по другим дисциплинам.

В 1639 году юноша окончил колледж и выдержал экзамен в Орлеане на звание лиценциата права. Однако никакого стремления делать юридическую карьеру, как и продолжать семейное дело, у него не было. Тогда Жан Батист решил попробовать себя как актер. На этом поприще ему улыбнулась удача, и в 1643 году он уже возглавлял «Блистательный театр». В это же время он взял себе псевдоним Мольер. Но вскоре труппа распалась, и актер решил попытать счастья с бродячими комедиантами.

Первые пьесы

Биография Мольера в годы скитаний по стране (1645-1658) была наполнена невзгодами и опасностями, так как в это время шла гражданская война. С 1650 года Жан Батист становится главой труппы, с которой путешествовал. Актер быстро понял, что его театру необходимы новые пьесы, это и побудило его взяться за перо. Он начал писать фарсовые пьесы, которые практически не дошли до нас. Однако многие тенденции подобных классических комедий сохранились и в зрелых произведениях Мольера.

С этих небольших работ начала расти популярность драматурга. Широкую известность уже в столице ему принесли две комедии: «Любовная досада» и «Шалый». Основной акцент в них был поставлен на интриги и комические положения, а сами характеры персонажей практически не разрабатывались автором.

Внимание короля

24 октября 1658 года дебютировал на сцене Лувра в присутствии Людовика XIV Мольер. Краткая биография и не обошлась без описания этого судьбоносного события. Драматург представил на суд монарха фарс «Возлюбленный доктор», текст которого, к сожалению, не сохранился. Пьеса имела необычайный успех и во многом предопределила судьбу автора и его труппы – Людовик разрешил актерам выступать в придворном театре Пти-Бурбон. Здесь Мольер проработал до 1661 года, пока не ушел в театр Поле-Рояль, верность которому сохранил до конца своих дней.

После невероятного парижского успеха Мольер начинает усердно и напряженно работать. Страсть к писательству не покидала его до самой смерти. Почти 15 лет он ставил свои новые пьесы, которые вызывали восторг публики и критику со стороны коллег и недоброжелателей. Но завистливые нападки не смогли погасить славу драматурга.

Парижский этап творчества

Биография Мольера этого периода сосредоточена на его театральной деятельности. Открывает новый этап творчества комедия «Смешные жеманницы», которая считается первым самобытным произведением писателя. В этой пьесе автор делает выпад против манерности и вычурности речи, которая была популярна в аристократическом обществе. Комедия имела невероятный успех, но серьезно уязвила жеманниц. У драматурга тут же нашлись враги, которые добились двухнедельного запрета на показ пьесы. Это только усилило интерес к произведению. После отмены запрета количество желающих увидеть комедию утроилось.

Мольер, биография которого представлена в этой статье, как видим, еще не отошел от приемов фарса, что придает его пьесам площадную яркость и сочность. Однако это же делало его произведения популярными среди простого народа.

Воспитательная комедия

Однако недолго простым развлекателем толпы пробыл Мольер. Биография писателя говорит о том, что в 1661 году он резко сменил направленность своих произведений. Теперь Жан Батист стал писать социально-психологические комедии воспитания. Он поднимает вопросы брака, любви, проблемы отношения к женщине. Теперь все его внимание сосредотачивается на характере персонажей, они утрачивают свою односложность и становятся психологичными. Мольер (краткая биография является тому подтверждением) делает огромный шаг от примитивного схематизма фарса к пьесе нового уровня. Примерами таких комедий стали «Школа Жен», «Школа Мужей», «Версальский экспромт».

Семейная жизнь

Решение жениться писатель принял в 1622 году. Жан Батист Мольер (биография, дошедшая до нас, сохранила мало сведений о его личной жизни) выбрал себе в жены Аманду Бежар. Эта девушка была сестрой комедиантки Мадлены, с которой драматург познакомился еще в начале своей карьеры. Именно муж этой женщины помог ему стать руководителем театра.

Разница в возрасте между супругами составляла 20 лет. То есть Мольеру на момент заключения брака было сорок, а его возлюбленной всего двадцать. Торжеству не придали большой огласке, и на свадьбе присутствовали только родственники и самые близкие друзья. Родители девушки вообще были против этого брака и до последнего пытались отговорить дочь. Вскоре после замужества Аманда прекратила с ними всякие отношения.

В браке у Мольера родилось трое детей. Однако существует множество свидетельств о том, что в этом союзе несчастливы были оба супруга. Слишком большая была между ними разница. И здесь сказался не только возраст, но и интересы. Мольер буквально «дышал» театром, в то время как Аманда не могла полностью разделить его страсти.

Комедия-балет

Биография Мольера – это история актера и писателя, для которого не было в жизни ничего важнее профессии. Не удивительно, что слава его росла. Немаловажным был и тот факт, что его все чаще приглашали ко двору на праздники и торжества. Именно для таких случаев Мольер и создал уникальный жанр – комедию-балет.

Балет был придворным видом искусства, и в подобных постановках принимали участие даже члены королевской семьи, но долгое время он не менялся. Поэтому задумка немного преобразить привычное действо имела головокружительный успех. Мольер подчинил танцевальные этюды сюжету, обрамляя их небольшими сатирическими стихами. К таким пьесам относятся:

  • «Несносные»;
  • «Брак поневоле»;
  • «Принцесса Элидская»;
  • «Мнимый больной»;
  • «Комическая пастораль»;
  • «Психея» и пр.

При этом драматург не боялся избирать объектом своей сатиры верхушку аристократического общества, включая и духовенство.

Последний этап творчества

С возрастом начинает обращаться к все более серьезным темам Жан Батист Мольер. Краткая биография невозможна без упоминания пьесы «Мизантроп». Комедия оказалась слишком серьезной для зрителей, искавших лишь развлечения, поэтому не имела успеха. Чтобы спасти положение, писатель соединил это произведение с фарсом «Лекарь поневоле». Удивительно, но чем сложнее и серьезнее становились комедии Мольера, тем чаще ему приходилось возвращаться к первоначальной простоте, чтобы привлечь публику. Социально-психологические пьесы были слишком сложны для простого народа, который обычно и посещал театр.

За такое возвращение к буффонаде Жан Батист Мольер (биография доподлинно это подтверждает) был осмеян критиками-современниками, в том числе и Буало, который считал, что нельзя потакать толпе во вред искусству. Тем не менее именно эти «низкие» комедии позднее были очень высоко оценены литературоведами и стали классикой жанра.

Своеобразие

Биография Жана Мольера говорит о нем как об удивительном человеке, который никогда не считал театр простой забавой для плебса. Поэтому он с одинаковой страстью писал как серьезные социальные пьесы, так и фарсы. Это говорит о нем как об одном из самых передовых представителей своей эпохи, который видел смысл жизни в одном – максимально познать действительность, чтобы укрепить господство человека на земле. Мольер был классическим материалистом. Он не признавал бога, но считал, что в мире существует некое сознание материальной действительности, которое и формирует человеческое миропонимание и является для людей источником добра и истины. Тех же, кто считал иначе, он нещадно высмеивал в своих пьесах. Все эти педанты, ученые-буквоеды, жеманницы, врачи-шарлатаны, святоши слишком субъективно смотрят на мир и считают, что познали его. В этом и заключается их комичность.

Художественный метод

Обладал своим уникальным художественным методом Ж. Мольер. Биография писателя убеждает нас в том, что даже человек низкого происхождения и работы (актеры в то время принижались в высшем обществе) может оставить свой след в истории и изменить мир, если он наделен талантом и упорством.

Наша статья подходит к своему завершению, но напоследок хотелось бы перечислить характерные черты художественного метода писателя:

  • Схематизация образов, особенно в ранних пьесах. Эта черта была унаследована Мольером от комедии Dell’arte. Однако в поздних произведениях он все чаще уделяет внимание психологической составляющей своих персонажей.
  • Четкая граница между отрицательными и положительными героями, постоянное противопоставление пороков и добродетели.
  • Конфликт его пьес строился на столкновении активных внешних сил с пассивными внутренними, то есть обстоятельств с моральными принципами героев.
  • Высокий динамизм комедии проявляется только внешне, персонажи остаются неизменны и не способны эволюционировать.

Смерть актера

Биография Мольера (краткое содержание не может этого не помянуть) обрывается 17 февраля 1673 года. Именно в этот день умер великий комедиант. Незадолго до смерти, уже будучи больным, Жан Батист написал комедию «Мнимый больной». И вот, когда пьесу ставили в четвертый раз, а Мольер играл одну из главных ролей, драматургу стало плохо, и он не смог доиграть спектакль.

Родные перенесли больного домой, где он и скончался через несколько часов. Архиепископ Парижа сначала вовсе запретил хоронить Мольера, так как актер был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Только вмешательство короля позволило исправить ситуацию. И то великого писателя погребли ночью за оградой кладбища, как хоронили только самоубийц. Так окончил свою жизнь Жан Батист Мольер. Краткая биография писателя обязательно должна содержать этот момент его жизненной истории.

Семейная жизнь

Уже пять лет пьесы следуют одна за другой. Играют трагедии, потом вдохновенный, сумасшедший, игривый фарс. В то время труппа становилась сплоченнее с каждым днем. В начале 1650 года Жан Батист и Катрин де Бри (под именем Катрин де Розе) окрестили чьего-то сына. Шесть дней спустя Мольер стал крестным Жана, сына Анны. Больше об этом ничего не известно. Крестный отец или родной? По поводу Мольера такие вопросы будут возникать постоянно.

А про себя скажу, что красота восхищает меня всюду, где бы я ни нашел ее, и бороться с ее обаянием выше моих сил [45] .

Сердце Мадлены навсегда было отдано графу Моденскому. Ее привязанность к Мольеру не была неверностью ни тому ни другому.

Мольер не был циничным развратником, каким он предстанет в образе вольнодумца Дон Жуана. Он «часть природы» в том смысле, какой Гассенди вкладывал в уважение к чужим вкусам и человеческой свободе, и в чем он полностью соответствовал Мадлене. Когда чей-то рот представляется лакомым плодом, а чей-то взгляд вспыхивает огнем, когда просто необходимо сжать кого-то в объятиях, а болезненное ощущение пустоты парализует тело и не выходит из головы, не лучше ли обрести свободу и счастье, любя?

Читайте также  Роман фад - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Не жестоко ль было склонность

К красоте нам воспретить.

И природе не противно ль,

Что любить мы не дерзаем

То, что хочется любить.

Я завидую вам, звери,

Что, не ведая запретов,

Отдаетесь вы влеченью

Ваших любящих сердец! [46]

Или же следует придерживаться «карты страны Нежности»[47] из книги мадемуазель де Скюдери?

Если поклонник желает понравиться, он должен уметь изъяснять возвышенные чувства, быть нежным, кротким, страстным — одним словом, добиваясь руки своей возлюбленной, он должен соблюдать известный этикет. Хороший тон предписывает поклоннику встретиться с возлюбленной где-нибудь в церкви, на прогулке или каком-нибудь народном празднестве, если только волею судеб друг или родственник не введет его к ней в дом, откуда ему надлежит выйти задумчивым и томным. Некоторое время он таит свою страсть от возлюбленной, однако ж продолжает ее посещать и при всяком удобном случае наводит разговор на любовные темы, предоставляя обществу возможность упражняться в остроумии. Но вот наступает час объяснения в любви; обычно это происходит в укромной аллее сада, вдали от общества. Признание вызывает у нас вспышку негодования, о чем говорит румянец на наших ланитах, и на короткое время наш гнев отлучает от нас возлюбленного. Затем он всё же изыскивает средство умилостивить нас, приохотить нас понемногу к страстным излияниям и, наконец, вырвать столь тягостное для нас признание. Вот тут-то и начинаются приключения: козни соперников, препятствующих нашей прочной сердечной привязанности, тиранство родителей, ложные тревоги ревности, упреки, взрывы отчаяния и, в конце концов, похищение со всеми последствиями. Таковы законы хорошего тона, таковы правила ухаживания, следовать которым обязан светский любезник [48] .

Мольер не привык загонять себя в какие-то рамки. Когда столько сказано глазами, само сердце призывает объятия. И зачем мешкать? Почему не допустить других способов любить, например сожительства? Раз каждая любовь особенная, разве нельзя выдумать или вызвать ее по-разному? Мольер будет выдумывать для самого себя.

Он станет крестным пятнадцати детей, из которых тринадцать были детьми актеров. Он обладал такой харизмой, такой жизненной гибкостью, таким талантом обучать простым вещам, что ему доверяли судьбу малышей. В записях о крещении всегда указывали имена отца и матери. Если этого нет, можно предположить, что крестный был и родителем. Одна из его многочисленных од любви, разбросанных по его пьесам, похожа на список побед Дон Жуана из оперы Моцарта, который Лоренцо да Понте напишет веком спустя:

И в том, кто сердцу мил, всё милым он находит.

Пороки выдает за совершенства он

И рад им надавать ласкательных имен.

Бледна ль красавица — она жасмина ветка;

Черна до ужаса — прелестная брюнетка;

Худа — так можно стана легкость превознесть;

Толста — так в поступи величественность есть;

Гигантский рост ей дан — богиня по фигуре;

А карлица — небес вся прелесть в миньятюре;

Нечистоплотную, чтоб вкус утешить свой.

Влюбленный назовет небрежною красой;

Гордячка для него — душой царям подобна,

Плутовка — так умна, а дура — так незлобна;

Болтунья — в обществе пленительна весьма,

А бессловесная — из скромности нема.

И так везде, во всем: нам даже недостатки

Любимого лица пленительны и сладки [49] .

Его любовные приключения, которые вскоре будут воссозданы письменно для сцены, не омрачали жизнь труппы, жившей в ритме представлений, репетиций, создания костюмов и декораций.

Жан Батист вернулся в Париж в апреле. Чтобы уладить дела с отцом (впоследствии обнаружится долговая расписка на 1965 ливров, выданная Жану Поклену) или потому, что граф Моденский, освобожденный испанцами после двух лет заключения, скорее всего, за выкуп, вернулся к Мадлене? Когда Жан Батист снова примкнул к труппе, Катрин Леклер вышла замуж за Эдма Вилькена, господина де Бри. Она стала де Бри — главным лицом в труппе. Высокая, прекрасно сложенная, необычайно хорошенькая, она навсегда сохранила одушевлявшую ее молодость. «Природа наделила ее даром выглядеть всегда молодой», — писали о ней. Жан Батист Поклен возглавил труппу под именем Мольера, которое теперь уже пристало к нему навсегда.

На город Дрё обрушилась чума или пятнистая лихорадка. Жан де Ротру умер там в сорок один год.

В то время как в 1651 году тринадцатилетний король впервые предстал на сцене в «Балете Кассандры», Мольер играл в Вьене, потом в Каркасоне. Труппе недоставало покровительства, которое позволило бы ей надолго задержаться в каком-нибудь месте, чтобы собрать благожелательную публику и обкатать репертуар, которым она обзаводилась.

По мнению Мольера, стремиться надо в Лион. Второй город Франции, близкий к Италии, крупный торговый центр, не знавший потрясений Фронды. В квартале Грифонов уже десять лет как есть водопровод, и в городе один за другим появляются фонтаны. Возводят ратушу, дома выстраивают по струнке. Религиозные общины ведут строительство между Белькуром и Энэ для процветания архиепископства, которым управляет Ришелье — брат кардинала. Братство Святого Причастия ведет там активную борьбу с непристойностью и в особенности с театром, который переживает настоящий расцвет: на холме Фурвьер есть театр и одеон, семь залов для игры в мяч, в которые порой набивается тысяча зрителей, самый известный из них на Бычьей улице в квартале Сен-Поль. Холмы Фурвьер, Круа-Русс и Сен-Жюст становятся частью городского пейзажа. Торговля процветает, ярмарки проводятся одна за другой, буржуа богатеют. Поклен хорошо знает этот народ и может проникнуть в общество благодаря своим связям с обойщиками и на фабриках шелка в Бургнефе и Сен-Жорже.

Труппа Мольера повстречала там другие группы актеров, в том числе труппу Метила, он же ла Суре, которая имела шумный успех и с которой ей часто придется соперничать. Там был еще Джакомо ди Горла, называвший себя «лейб-хирургом короля в его городе Лионе» и выступавший с номером, на который стоило посмотреть, главным образом, из-за его партнерши — девушки лет семнадцати-восемнадцати, высокой, тонкой, со стройными ножками, которые она показывала из-под юбки с большим разрезом, высоко взлетавшей, когда она раскачивалась на качелях. Жан Батист, Шарль, Гро-Рене, Эдм просто остолбенели. Она звалась Тереза, но сама себя называла Маркизой или Маркизой Терезой. К великой радости актеров Мольера, она оказалась дочерью Джакомо, который не мог помешать ей уйти с ними.

Маркиза очень быстро подружилась с Катрин Леклер. Обе девушки составят великолепный дуэт для Мольера и — почему бы нет? — потрясающее трио с Мадленой. Маркиза, де Бри и Бежар делили между собой роли и благосклонность директора. В тридцать лет тот легко поддавался на козни актрис, требовавших себе роль изо всех сил, то есть раскрывая всё, чем обладали, вплоть до самых интимных мест. Разве можно устоять? Нет ничего проще товарищеских отношений, преобладающих над запретными нравами: Жан Батист торжествует, живет, как ему хочется, без принуждения. Он любит Мадлену, которая, однако, возобновила отношения с графом Моденским; играет с Маркизой, которая вовсе не возражает, если он захочет вернуться к де Бри.

В феврале 1653 года Маркиза Тереза вышла замуж за Рене Вертело по прозвищу Дюпарк, или Гро-Рене. Горла теперь стала Дюпарк. Ну и праздник! Толстяк Вертело весь создан из округлостей, он сочный, верный, пышущий здоровьем и добродушием. Кто сказал, что рассмешить уже значит соблазнить? Он женился на самой красивой девушке, которая когда-либо выступала на сцене. Маркиза — чувственная брюнетка, от красоты которой захватывает дух. Эта свадьба — прославление юности, жизни, театральной семьи.

В это время в Париже Людовик XIV праздновал возвращение Мазарини, в частности, постановкой «Балета ночи», в котором он исполнил роль Солнца — эта роль была настолько точным его воплощением, что стала его судьбой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ГЛАВА 2 ЖИЗНЬ СЕМЕЙНАЯ

ГЛАВА 2 ЖИЗНЬ СЕМЕЙНАЯ Начало семейной жизни принято ознаменовывать первой брачной ночью. Честно признаться, я совершенно не помню, что тогда происходило. Скорее всего, ничего особенного, потому как «первой» эта ночь была лишь условно. Но тем не менее она отличалась. И

Глава пятая СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Глава пятая СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ 10 февраля 1831 года состоялось бракосочетание Александра Сергеевича Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой. В мае 1831 года поэт с молодой женой переехал из Москвы в Царское Село, а затем в Петербург. В связи с переездами Пушкину пришлось

Глава двенадцатая. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Глава двенадцатая. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ I Прошла молодость. Пушкин женат. Поэт еще два года назад написал «Когда для смертного умолкнет шумный день!»[977]. Воспоминанье развило перед ним свой длинный свиток. Он сделал тогда свое странное признанье: И с отвращением читая жизнь

Семейная жизнь

Семейная жизнь Несколько слов о жизни семьи Шмеманов в эти годы. Дмитрий Николаевич наконец — то осознал и признал, что большевики укрепились в России надолго. Он потерял все, что до этого считал своей жизнью, и теперь переживал глубокий кризис. «Мы должны выучить наших

Семейная жизнь и творчество

Семейная жизнь и творчество Амброзу Бирсу, замечательному американскому писателю и старшему современнику О. Генри, принадлежит высказывание: «Стремясь в объятия женщины, мы оказываемся у нее в руках». Бирс, конечно, был женоненавистником, но это не сильно влияло на

Семейная жизнь

Семейная жизнь Уже пять лет пьесы следуют одна за другой. Играют трагедии, потом вдохновенный, сумасшедший, игривый фарс. В то время труппа становилась сплоченнее с каждым днем. В начале 1650 года Жан Батист и Катрин де Бри (под именем Катрин де Розе) окрестили чьего-то сына.

НОВЫЕ ДРУЗЬЯ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ БЕЛИНСКОГО

НОВЫЕ ДРУЗЬЯ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ БЕЛИНСКОГО Белинский в то время жил у Аничкова моста. Его квартира помещалась во втором этаже большого дома. Просторная комната с двумя окнами служила ему кабинетом, — направо от окон стоял его письменный стол и конторка. Стена перед столом

ГЛАВА IX. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

ГЛАВА IX. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ “Вернувшись от башкир, – продолжает свой рассказ Л. Толстой, – я женился. Новые счастливые условия семейной жизни совершенно отвлекли меня от всякого искания общего смысла жизни. Вся жизнь моя сосредоточилась за это время в семье, детях и потому в

Семейная жизнь

Семейная жизнь Но вернемся назад. Неожиданно для всех в мае 1994 года Майкл женился на Лайзе-Марии Пресли. Секретная церемония бракосочетания короля поп-музыки и дочери короля рок-н-ролла прошла в Доминиканской Республике. Еще два месяца после этого молодожены отрицали,

Семейная жизнь

Семейная жизнь Мы с Кириллом жили раздельно. Он продолжал жить в семье, в очень стесненных жилищных условиях. Даже я в это время в общежитии была в лучшем положении, чем он. Всем дипломникам теперь уже до сдачи дипломного проекта полагалась отдельная кабинка, вместо второй

Семейная катастрофа

Семейная катастрофа 2001–2002 гг.Уважаемый читатель! В своей жизни я много размышляю о смерти, но достойно описать смерть близкого человека, не просто последовательность угасания физиологических процессов — практически неподъёмная задача. Трудно понятный феномен, когда

II Университет Ольга Александровна Охтерлони У старца Варнавы «На скалах Валаама» Семейная жизнь «Распад» Литературные объединения «Человек из ресторана» Между Толстым и Горьким

II Университет Ольга Александровна Охтерлони У старца Варнавы «На скалах Валаама» Семейная жизнь «Распад» Литературные объединения «Человек из ресторана» Между Толстым и Горьким В детстве Шмелев любил церковные праздники. Как все в семье, соблюдал посты, всенощные,

Семейная жизнь с фарфоровыми чашками

Семейная жизнь с фарфоровыми чашками Настал момент рассказать о частной жизни Ивана Николаевича. В ней нет никаких любовных похождений и приключений. Весь темперамент художника ушел на художническую и организаторскую деятельность. Выражаясь фрейдистским языком, все в

Читайте также  Жан дюжарден - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Глава 13 В Шотландии. Смерть матери. Женитьба и семейная жизнь

Глава 13 В Шотландии. Смерть матери. Женитьба и семейная жизнь 12 июля 1877 года мой родной город Данфермлин преподнес мне почетное гражданство. Это было величайшей честью, оказанной мне в жизни. В книге почетных граждан города Данфермлина кроме моего стояло еще три имени.

Сегодня о жизни и творчестве Мольера бытует много легенд: Что в них правда, а что вымысел?

Роль Мольер отыграл блестящее, но спустя несколько часов после спектакля его состояние ухудшилось, и он внезапно умер…

Жан-Батист Поклен (1622-1673) известен нам больше под своим театральным псевдонимом — Мольер. Актер по профессии, этот человек стал одной из самых загадочных и эксцентричных личностей XVII века во Франции, а его афоризмы давно превратились в крылатые выражения. Например:

— Умрем лишь раз, но это уж надолго.

— Кто хоть раз в жизни не терял рассудка!?

— Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением.

— Кто не знал любви, тот все равно, что не жил.

— Лицемерие — модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели

— Нет ничего настолько дерзкого и смешного, чего нельзя было бы проглотить, приправив похвалами.

— Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

— От книжной мудрости глупец тупее вдвое.

— Кто время выиграл — все выиграл в итоге.

Мольер почему-то приложил все усилия все для того, чтобы о его личности осталось крайне мало сведений. Большинство своих работ он уничтожал. Для нас оказались навеки потерянными свыше 50 его пьес…

Сегодня о жизни и творчестве писателя-драматурга бытует много легенд. Что в них правда, а что вымысел? Большинство исследователей биографии Мольера до сих пор не могут прийти к однозначному решению, каким человеком он был в жизни. Так же, как и в случае с Шекспиром, литературоведы полагаются на переданные из уст в уста рассказы и легенды, на первоисточники и уже на их основе пытаются с помощью психологических методов определить его характер.

Однако, по воспоминаниям современников, Мольер был весьма почитаемым человеком во Франции. К его мнению прислушивалось большинство придворных и даже несколько особ из царской семьи. Писатель был крайне свободолюбив, писал произведения о свободе личности и нравственных ценностях, правда, ни в одном из них о свободе не говорится в прямом контексте, ведь такой шаг в то время мог быть расценен как призыв к бунту и гражданской войне.

Известно, что в 1662 году Мольер венчался с юной актрисой своей труппы Армандой Бежар, младшей сестрой Мадлен Бежар, другой актрисы его труппы. Однако это сразу вызвало целый ряд пересудов и обвинений в кровосмешении, так как существовало предположение, что Арманда была дочерью Мадлен и Мольера и родилась в годы их скитаний по провинции. Так ли это было на самом деле, и что сделал король, чтобы прекратить подобные пересуды?

В 1808 году в парижском театре «Одеон» был сыгран фарс Александра Дюваля «Обои», предположительно обработка мольеровского фарса «Казакин». Считается, что Дюваль уничтожил мольеровский оригинал или копию, чтобы скрыть явные следы заимствования, а имена персонажей изменил, только их характеры и поведение подозрительно напоминали мольеровских героев. Драматург Гийо де Сэ попытался реставрировать первоисточник и в 1911 году на сцене театра «Фоли-Драматик» представил этот фарс, вернув ему оригинальное название.

7 ноября 1919 году в театральном журнале «Комедия» была опубликована статья Пьера Луиса «Мольер — творение Корнеля». Сравнивая пьесы Мольера и Пьера Корнеля, он делает вывод, что Мольер лишь подписывал текст, сочинённый Корнелем. Несмотря на то, что Пьер Луис сам был мистификатором, идея, известная сегодня, как «Дело Мольера-Корнеля», получила большое распространение, в том числе в таких трудах, как «Корнель под маской Мольера» Анри Пулая (1957), «Мольер, или Воображаемый автор» адвокатов Ипполита Вутера и Кристины ле Виль де Гойе (1990), «Дело Мольера: великий литературный обман» Дени Буасье (2004) и др. Стоит ли им верить?

Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант», активистами ее Литературного клуба «Прикосновение» попробуем чуть ближе прикоснуться к биографии французского комедиографа, посмотрим документальный фильм о нем, попробуем ответить на эти вопросы.

В школе при дворе короля

Родился Жан-Батист в 1622 году в аристократической семье, принадлежавшей к очень древнему буржуазному роду драпировщиков. В то время такой род занятий считался достаточно прибыльным и уважаемым. Отец будущего комедиографа являлся почетным советчиком короля и создателем специализированной школы для придворных детей, которую впоследствии и стал посещать Мольер.

В этом учебном заведении Жан-Батист усердно изучал латынь. Древний язык помогал ему с легкостью понимать работы знаменитых римских авторов. Именно Мольер перевел на родной французский язык поэму «О природе вещей» древнеримского философа Лукреция. К сожалению, рукопись с переводом вскоре исчезла, вероятнее всего, она сгорела во время пожара в мастерской Мольера.

По воле своего отца Жан-Батист получил престижную на то время ученую степень лиценциата правоведения.

Провинциальные гастроли

В молодости Мольер был ярым поклонником и представителем эпикуреизма — популярного тогда философского движения. Благодаря такому интересу он завел полезные знакомства среди обеспеченных и влиятельных людей.

Карьера юриста для Мольера была не столь важна, точно так же, как и отцовское ремесло. Он хотел достичь мировых высот в театральном искусстве, выбрал псевдоним, и постепенно этим именем его стали называть не только в рамках театральной деятельности, но и в повседневной жизни.

Встреча с очень известными тогда французскими комедиантами Бежарами перевернула жизнь Жана-Батиста с ног на голову, и впоследствии он стал руководить театром. На тот момент ему был всего лишь 21 год. В состав труппы входили десять начинающих актеров, и перед Мольером стояла задача — улучшить дела театра и вывести его на более профессиональный уровень.

К сожалению, театр Мольера вскоре был закрыт — другие французские театры оказались более конкурентоспособными. После этой первой жизненной неудачи Жан Батист с бродячей труппой актеров стал ездить по провинциальным городкам в надежде получить признание хотя бы там. Кроме того, нужны были деньги для дальнейшего развития и постройки собственного здания для выступлений.

В провинции Мольер работал около 14 лет. Бесконечные переезды давались труппе тяжело, потому что все это время во Франции шла гражданская война. Но именно в период гастролей Жан-Батист сочинил большое количество собственных пьес и театральных сценариев, хотя из работ того периода мало что сохранились. До нашего времени дошли только несколько: «Ревность Барбулье» (этой пьесой сам Мольер очень гордился), «Летающий лекарь», «Доктор-педант», «Три доктора», «Притворный увалень» и «Горжибюс в мешке».

Неравный брак

В 1622 году Мольер женился на своей возлюбленной Аманде Бежар. Она была родной сестрой той самой комедиантки Мадлены, с которой встретился Жан-Батист в начале карьеры и благодаря мужу которой стал руководить театром из десяти человек. Разница в возрасте между Жаном-Батистом и Амандой составляла ровно 20 лет. На момент женитьбы ему было 40 лет, а ей — 20. Свадьба была скромной, широкой огласке не предавалась, на торжество были приглашены только самые близкие друзья и родные люди.

Родители невесты выбор дочери не одобряли и всячески пытались заставить ее расторгнуть помолвку. Однако девушка не поддалась на уговоры родных, и вскоре после свадьбы прекратила общение с матерью и отцом.

На протяжении супружеской жизни Аманда родила мужу троих детей, крестным первого ребенка стал сам король. Но счастья и лада в семье не было — сказывалась разница в возрасте и разные интересы. Мольер практически не общался со своей семьей, предпочитая путешествовать по миру без их сопровождения. Пьесы Мольера в этот период жизни отражали, в основном, истории, приближенные к его собственным семейным ситуациям.

Сатира, комедия и пьеса — балет

Весь творческий путь Мольера можно разделить на определенные этапы. Они не имеют четких временных рамок, однако отображают разные направления и своеобразную смену приоритетов.

Во время парижского периода Жан-Батист пользовался популярностью у короля и элиты страны, благодаря чему и получил признание. После продолжительного кочевания по стране, труппа возвращается в Париж и выступает в театре Лувра с новым репертуаром. Теперь профессионализм налицо: затраченное время и практика дают о себе знать.

На спектакле «Влюбленный доктор» присутствовал сам король, по окончании представления он лично поблагодарил драматурга. После этого случая в жизни Жана Батиста началась белая полоса. Следующая пьеса — «Смешные жеманницы» — также снискала успех у публики и получила положительные отзывы критиков. Да и все постановки Мольера в то время собирали аншлаги.

Второй этап в творчестве Жана-Батиста начался с представления «Тартюфа». Пьеса имела острый сатирический и в какой-то степени комедийный характер. В ней драматург высмеивал духовенство, которое среди жителей Франции никто не любил из-за постоянных поборов. Пьеса вышла в 1664 году и проигрывалась на сцене театра на протяжении пяти лет.

В следующем своем произведении — «Дон-Жуан» — Мольер сатирически отобразил законы жизни людей, их поведение и моральные устои, которые, по мнению автора, были очень далеки от идеала и приносили миру только негатив и разврат. С этой постановкой театр объездил практически всю Европу. В некоторых странах был такой аншлаг, что представление проигрывалось два-три раза. Во время путешествия по Европе Жан-Батист завел много полезных знакомств.

Пьеса «Мизантроп», в которой драматург еще больше высмеивал средневековые устои жизни, по сей день является самым удачным образцом высокой комедии XVII века.

Выступления труппы и самого автора, которой практически всегда участвовал в постановках, вызывали шквал эмоций у зрителей. Жан-Батист никогда не пропускал свои роли, он не отказывался выступать, даже когда был болен. В своих произведениях он представил много интересных и эксцентричных личностей — Сганареля, Жеронта, Гарпагона. Слава о представлениях Мольера распространилась по всей Европе. Игра актеров отличалась профессионализмом, и театр Мольера был чрезвычайно популярен и востребован далеко за пределами Франции.

Благодаря упрочнившимся связям со двором драматург создал новый жанр — пьесы в форме балета. Первая комедия-балет имела название «Невыносимые», была написана и представлена широкой публике в 1661 году. Такое нововведение в средневековой Франции стало настоящей сенсацией.

Написанная смертельно больным Мольером комедия «Мнимый больной» (1673) — одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. Перед четвертым представлением пьесы автор был болен, однако все рано решил выйти на сцену. Роль актер отыграл блестящее, но спустя несколько часов после спектакля его состояние ухудшилось, и он внезапно умер.

Парижский архиепископ запретил хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц. Зато впоследствии в честь Мольера была названа улица в Париже и построено множество мемориальных памятников по всей Европе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: