Михаил яншин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Михаил Яншин: Народный Артист и его три женщины

Михаил Михайлович Яншин — актер театра и кино, актер озвучки, Народный Артист СССР (1955). Он прожил очень насыщенную жизнь, в которой были и взлеты и падения. Сыграл множество ролей в кино и театре, последними из которых стали — профессор Волосюк из фильма «Большая перемена», и Чебутыкин в спектакле «Три сестры», трижды был женат, его супруга Нонна Мейер была с ним до последней минуты жизни. В этой статье о Народном Артисте и его три женщины.

Михаил Яншин в молодости

Михаил Яншин родился в городе Юхнов Смоленской губернии:

«Я родился в небольшом городке Юхнове бывшей Смоленской губернии, а ныне Калужской области. Здесь я впервые познакомился и с театральным искусством. В Юхнове действовало добровольное пожарное общество, состоявшее в основном из местной интеллигенции. Члены этого общества, большею частью – молодёжь, были участниками художественной самодеятельности. При обществе был духовой оркестр, драматический кружок. Играли спектакли в самом большом здании города – пожарном сарае. Так вот, детский спектакль в пожарном сарае – самое первое и самое яркое воспоминание детства. И может быть, именно тогда мне самому захотелось стать артистом».

Его родители по роду своей деятельности никак не были связаны с театром. Отец — бухгалтер, мама — домохозяйка, но по духу они были заядлыми театралами, ни пропускали ни одной премьеры. Этим заразился и сын. Но Михаил Яншин мог пойти совершенно по другой дороге. Он уже стал студентом Высшего техучилища, получал профессию инженера, когда грянула революция. Не зря говорят «все, что ни делается — все к лучшему» — Михаил Яншин стал одним из добровольцев Красной Армии.

После демобилизации, решил все-таки вспомнить о своем увлечении театром. Отправился подавать документы во Вторую студию МХАТа — читал трагическое стихотворение «Человек», а члены приемной комиссии смеялись. Думая, что провалился, на следующий день увидел нашел себя в списках зачисленных.

После окончания был принят в труппу МХАТа, где служил до конца своих дней — более 50 лет.

За это время он воплотил в жизнь множество образов, а знаменитым стал фактически сразу, исполнив роль Лариосика в постановке по Булгакову «Дни Турбиных». Интересный факт — именно Михаил Яншин открыл талант великого актера Евгения Леонова, который также прославился благодаря Лариосику. Михаил Яншин переиграл, можно сказать, всю «классику».

Параллельно был занят в Театре им. Станиславского (в котором также был режиссером) и «Ромэн». В «Ромэне» он также занимал режиссерское кресло. Ставил спектакли «Кровавая свадьба», «Цыганы», «Макар Чудра», причем актерами были настоящие цыгане, без специального образования, играли сами себя.

В кино Михаил Яншин дебютировал через несколько лет после начала театральной карьеры. В фильме «Каторга» ему досталась небольшая роль телеграфиста. В немом фильме «Комета» он сыграл Савву Севрюжкина. Главная же роль ему досталась в историческом фильме «Поручик Киже», где он сыграл императора Павла I.

Кадр из фильма «Ревизор»

Много конечно в его фильмографии эпизодических ролей, но нельзя не отметить его образ Артемия Земляники в фильме «Ревизор». В том же проекте снимались Юрий Толубеев, Анастасия Георгиевская, сыгравших Городничего и его супругу, а образ Хлестакова воплотил Игорь Горбачев.

Последней его киноролью стал профессор Волосюк в фильме «Большая перемена».

Кадр из фильма «Большая перемена»

Михаил Михайлович Яншин знаком не только взрослому поколению, но и детям. Как актер озвучания, он работал в таких мультипликационных шедеврах: «Дюймовочка» (Крот), «Пропавшая грамота» (Казак Василь), «Девочка в цирке» (Фокусник), «Про бегемота, который боялся прививок» (Бегемот), «Вовка в Тридевятом царстве» (Царь). Он сыграл Айболита в фильме «Как мы искали Тишку».

А вот у самого Михаила Яншина детей не было. Артист трижды был женат. Его первая супруга — Вероника Полонская, актриса. Вместе они прожили около 7 лет, пока не стало известно об отношениях актрисы с культовым поэтом XX века Владимиром Маяковским. Известно, что именно Вероника была с ним в день его самоубийства. Вот выдержка из посмертной записки Маяковского:

«Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. – Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо».

Вторая супруга Михаила Яншина — Надежда Киселева, более известная как Ляля Черная. Женщина также оставила Михаила Михайловича в угоду отношениям с Николаем Хмелевым.

Сверху-вниз, слева-направо: Михаил Яншин, Вероника Полонская, Ляля Черная, Нонна Мейер

Третья супруга — Нонна Мейер, актриса, вместе прожили более 20 лет.

Известно, что у Михаила Яншина был рак. Несмотря на это, за несколько месяцев до смерти он играл в спектакле «Три сестры», роль Чебутыкина, которая стала для него последней. До самой последней минуты с ним рядом была жена. Ушел из жизни Михаил Михайлович Яншин 17 июля (по некоторым данным на день раньше) 1976 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Что рассказывал его друг, футболист клуба «Спартак» Старостин о последних днях жизни Михаила Михайловича Яншина, читайте на сайте!

Ставьте «палец вверх», оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал!

Родословная актёра Михаила Яншина

… Краеведческо-генеалогический центр .
Уважаемые читатели и потомки! Просим внести поправки и дополнения. Приглашаем принять участие в краеведческо-генеалогических семинарах!
Контакты: 89262371485@mail.ru Пажитнов Евгений.

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА!
Хотелось узнать.
У М.М. Яншина была дочь. Интересно узнать как сложилась её жизнь. Как сложилась жизнь его сестры Евдокии. Может знает кто?
Моя бабушка ( в девичестве — Малофеева Л.И.) была двоюродной сестрой Яншина М.М.

Оглавление.
1. Биография.
2. Родословная роспись.
3. Письма.

1.Михаил Михайлович Яншин родился 20 октября (2 ноября) 1902 года в городе Юхнове Смоленской губернии. «Моя бабушка когда-то рассказывала, что в самый патетический момент моего появления на свет вдруг заиграл музыкальный будильник, — пишет в своих воспоминаниях Михаил Яншин. — Он исполнял популярную песню «По улице мостовой шла девица за водой». И под этот самый мотив я появился на свет. Вокруг роженицы было суматошно, волнительно, и вместо того, чтобы остановить будильник, бабка сунула его под подушку, и он продолжал там играть уже вместе с моим первым криком.

Через шестьдесят с лишком лет я эту песню «По улице мостовой. » напевал на спектакле «Нахлебник», играя роль Кузовкина. Вот видите, какая образовывается дуга от рождения до одной из последних моих ролей в театре.

Родился я в Юхнове Смоленской губернии, но вырос, воспитывался и постоянно жил в Москве. Отец — Михаил Филиппович — был бухгалтер. Я всегда с гордостью вспоминаю свою мать — Александру Павловну, которая воспитала меня и сестру Евдокию. Родители, ни в коей мере не принадлежавшие к миру искусства, трепетно относились к музыке, театру, знали многих певцов и актеров. У них были постоянные абонементы в Художественный театр, в Оперный театр Зимина, где часто пел Федор Иванович Шаляпин. На некоторые спектакли родители брали меня с собой, и это всегда носило торжественный характер. В детстве, пожалуй, самое сильное впечатление произвел на меня Иван Михайлович Москвин в роли царя Федора. Меня поразила его мягкость, необыкновенная внутренняя чистота и прозрачность. Весь он был как иконописный.

Читайте также  Лорен коэн - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Когда я учился в школе, меня тянуло к театру, я участвовал в струнном оркестре и в драмкружке. Но будучи сравнительно небольшого роста, круглолицый и курносенький, я получал исключительно женские роли. Самые значительные среди них — Агафья Тихоновна в гоголевской «Женитьбе» и Мария Антоновна в «Ревизоре». Способностей актерских во мне никто не находил.

Из школы я перешел в среднее техническое училище в Благовещенском переулке, а в 1919 году был уже студентом первого курса бывшего Императорского Высшего Технического училища (теперь — МВТУ имени Баумана). Готовился стать инженером, специалистом по двигателям внутреннего сгорания».

Но когда в 1917 году произошла революция, Яншин с первого же курса института ушел добровольцем в Красную Армию, в которой прослужил два года. Был рядовым, участвовал в подавлении антоновского восстания, был ранен. В армии он пристрастился к клубной работе, занимался чем угодно, но как актер на сцене не выступал. Армейской самодеятельностью тогда руководили будущие известные артисты Рубен Симонов и Андрей Лобанов.

В самодеятельности Яншин писал афиши, рисовал декорации, стоял «на занавесе». «Должен сознаться, — вспоминает Михаил Михайлович, — что и «на занавесе» я не отличался способностями. Помню, шел спектакль «Революционная свадьба» С. Михаэлиса. Рубен Симонов играл главную роль — французского патриота, которого приговаривает к смертной казни австрийский герцог. Это происходило в первом акте. Стоя «на занавесе», я так увлекся сценой и игрой Симонова, что совсем забыл про свои обязанности. Приговор подписан — акт кончился, занавеса нет. Тогда после герцога приговор подписали один за другим австрийские офицеры — занавеса нет. Наконец, в полном отчаянии бумагу подписывает сам приговоренный. Нет занавеса! Здесь кто-то подбежал ко мне и закричал «Занавес давай!» Только тут я очнулся и закрыл занавес.

Но на этом дело не кончилось. На аплодисменты я открыл занавес тогда, когда из суфлерской будки поднимался Осип Абдулов. В нашем спектакле он в тот вечер исполнял обязанности суфлера и выползал из своей будки, когда пошел занавес. Конечно, это вызвало неудержимый хохот у зрителей, а я был опозорен».

Демобилизовался Яншин в 1921 году. В то время был у него товарищ — Владимир Баталов — младший брат известного актера Николая Баталова. Баталов был помощником режиссера во Второй студии МХАТа и одновременно выступал в ней как актер. Михаил Яншин однажды признался другу, что хочет тоже стать студийцем-актером. На это Баталов расхохотался «Помилуй, какие у тебя данные для того, чтобы стать актером»

2. Родословная роспись: Яншин Филипп .

___ Поколение 1 ___

1. Яншин Филипп .
Пол: мужской.
• Родился Михаил (2-1)
Супруга: .

___ Поколение 2 ___

2-1. Яншин Михаил Филиппович
Пол: мужской. Бухгалтер.
• Родился. Отец: Яншин Филипп . мать: .
• Родилась Евдокия (3-2)
• 1902: Родился Михаил (4-2)
Супруга: . Александра Павловна.

___ Поколение 3 ___

3-2. Яншина Евдокия Михайловна
Пол: женский.
• Родилась. Отец: Яншин Михаил Филиппович, мать: . Александра Павловна.
• Вышла замуж
Муж: .

4-2. Яншин Михаил Михайлович (1902-1976)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 74.
• Умер
• Женился. Жена 1.
• Женился. Жена 2.
• Женился. Жена 3.
• 1902: Родился. Отец: Яншин Михаил Филиппович, мать: . Александра Павловна.
• 1976: Умер
Жена 1: Полонская Вероника Витольдовна.
Жена 2: Ляля Чёрная.
Жена 3: Мейер Нонна Владимировна.

Дата построения отчета: 10.09.2014

3. Родословная роспись: Яншин Филипп .

___ Поколение 1 ___

1. Яншин Филипп .
Пол: мужской.
• Родился Михаил (2-1)
Супруга: .

___ Поколение 2 ___

2-1. Яншин Михаил Филиппович
Пол: мужской. Бухгалтер.
• Родился. Отец: Яншин Филипп . мать: .
• Родилась Евдокия (3-2)
• 1902: Родился Михаил (4-2)
Супруга: . Александра Павловна.

___ Поколение 3 ___

3-2. Яншина Евдокия Михайловна
Пол: женский.
• Родилась. Отец: Яншин Михаил Филиппович, мать: . Александра Павловна.
• Вышла замуж
Муж: .

4-2. Яншин Михаил Михайлович (1902-1976)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 74.
• Умер
• Женился. Жена 1.
• Женился. Жена 2.
• Женился. Жена 3.
• 1902: Родился. Отец: Яншин Михаил Филиппович, мать: . Александра Павловна.
• 1976: Умер
Жена 1: Полонская Вероника Витольдовна.
Жена 2: Ляля Чёрная.
Жена 3: Мейер Нонна Владимировна.

Яншин, Михаил Михайлович

Михаил Михайлович Яншин

20 октября (2 ноября) 1902 ( 1902-11-02 )

Михаи́л Миха́йлович Я́ншин (1902—1976) — выдающийся советский актёр театра и кино, режиссёр.

Народный артист СССР (1955). Лауреат Государственной премии СССР (1975). Один из самых ярких представителей «второго поколения» артистов МХАТа.

Содержание

Биография

Михаил Яншин родился в 20 октября (2 ноября) 1902 года в городе Юхнов (ныне — в Калужской области). В юности работал столяром, затем занимался в Высшем техучилище. В 1919 году пошёл добровольцем в РККА.

В 1922 году поступил в школу Второй Студии МХАТ; в 1924 году вместе с другими молодыми студийцами (в частности, с Н. П. Хмелёвым, М. Н. Кедровым и Б. Н. Ливановым) был принят в труппу МХАТа, актёром которой он оставался до конца жизни.

Первыми заметными ролями Яншина в Художественном театре стали Добчинский в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и лакей Петрушка в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Но звёздной для него оказалась роль Лариосика в пьесе «Дни Турбиных» М. А. Булгакова.

Впоследствии Яншин, оставаясь актёром МХАТа, работал в других театрах — с 1934 по 1939 год был художественным руководителем Московского театра лесной промышленности, с 1937 по 1941 год руководил театром «Ромэн», с 1950 по 1963 год был главным режиссёром МДТ имени К. С. Станиславского. По инициативе Яншина в МХАТ был приглашен О. Н. Ефремов.

Наряду с работой в театре Яншин, начиная с 1920-х много снимался в кино.

Один из любимейших артистов «Союзмультфильма», озвучивший героев множества мультфильмов. Часто работал с сёстрами Брумберг, написал для них сценарий фильма «Ночь перед Рождеством».

Михаил Михайлович был трижды женат. В ноябре 1926 года он вступил в брак с ученицей школы МХАТ В. В. Полонской, с которой разошёлся в 1933 году. В 1934 году Яншин женился на Н. С. Киселёвой (Ляле Чёрной) – актрисе театра «Ромэн». В 1942 году они развелись и Ляля Чёрная стала женой Николая Хмелёва. Третьей супругой Михаила Яншина в 1955 году стала актриса Драматического театра имени К. С. Станиславского Н. В. Мейер [1] .

М. М. Яншин скончался 17 июля 1976 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Своим любимым актером Яншина назвал Владимир Высоцкий [2] .

Память

  • На московском доме, где в 1955—1974 годах жил Яншин, установлена мемориальная доска.

Театральные работы

  • «Три сестры»А. П. Чехова — Иван Романович Чебутыкин
  • «Дядя Ваня»А. П. Чехова — Илья Ильич Телегин
  • «Чайка»А. П. Чехова — Пётр Николаевич Сорин
  • «Школа злословия»Р. Б. Шеридана — сэр Питер
  • «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Маргаритов
  • «Нахлебник» И. С. Тургенева — Василий Семёнович Кузовкин
  • «Соло для часов с боем»О. Заградника — Абель
  • «На всякого мудреца довольно простоты»А. Н. Островского — Нил Федосеевич Мамаев
  • «Дни Турбиных»М. А. Булгакова — Лариосик
Читайте также  Анатолий цой - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Фильмография

Актёрские работы

  1. 1928 — Каторга — телеграфист
  2. 1929 — Комета — Савва Севрюжкин
  3. 1929 — Простые сердца — Пётр, паромщик
  4. 1930 — Праздник святого Йоргена — эпизод (нет в титрах)
  5. 1931 — Шторм
  6. 1933 — Окраина — солдат
  7. 1933 — Чёрный барак — рабочий
  8. 1934 — Поручик Киже — Павел I
  9. 1935 — Последний табор — Иван Лихо
  10. 1936 — Заключённые — Макс
  11. 1938 — Человек с ружьём — офицер (нет в титрах)
  12. 1941 — Боевой киносборник № 7. Приёмщик катастроф
  13. 1941 — Первая конная (не закончен) — комендант станции
  14. 1944 — Свадьба — Андрей Андреевич Нюнин
  15. 1946 — Глинка — Пётр Андреевич Вяземский
  16. 1946 — Каменный цветок — приказчик Северьян
  17. 1950 — Секретная миссия — Шульц
  18. 1951 — Незабываемый 1919-й — полковник Буткевич
  19. 1952 — Ревизор — Артемий Филиппович Земляника
  20. 1952 — Школа злословия (фильм-спектакль) — сэр Питер Тизл
  21. 1954 — Мы с вами где-то встречались — начальник станции
  22. 1954 — Шведская спичка — Евграф Кузьмич
  23. 1955 — Двенадцатая ночь — сэр Тоби Белч
  24. 1956 — На подмостках сцены — Фёдор Семёнович Борзиков
  25. 1957 — Сапоги (к/м) — Муркин
  26. 1959 — Накануне — Увар Иванович
  27. 1960 — Мёртвые души — Иван Андреевич, почтмейстер
  28. 1960 — Месть (к/м) — Лев Саввич Турманов
  29. 1961 — Вольный ветер — Амброзио, мэр
  30. 1963 — Внимание! В городе волшебник! — доктор Кракс
  31. 1970 — Как мы искали Тишку — доктор Айболит
  32. 1970 — Серебряные трубы — врач
  33. 1971 — Телеграмма — Николай Пятипал
  34. 1972 — За всё в ответе — Михаил Иванович
  35. 1973 — Большая перемена — профессор Волосюк
  36. 1974 — Соло для часов с боем (фильм-спектакль) — Франтишек Абель
  37. 1976 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) — Нил Федосеевич Мамаев

Оозвучивание мультфильмов

  • 1945 — Пропавшая грамота
  • 1948 — Сказка о солдате
  • 1948 — Федя Зайцев — Человечек
  • 1949 — Чудесный колокольчик
  • 1950 — Девочка в цирке — фокусник
  • 1951 — Ночь перед Рождеством — Чуб
  • 1953 — Полёт на Луну — профессор Бобров
  • 1955 — Стёпа-моряк — Михал Михалыч, боцман
  • 1960 — Человечка нарисовал я — Человечек
  • 1963 — Внимание! В городе Волшебник! — доктор Кракс
  • 1964 — Дюймовочка — Крот
  • 1964 — Жизнь и страдания Ивана Семёнова
  • 1964 — Лягушонок ищет папу — Бегемот
  • 1965 — Вовка в Тридевятом царстве — Царь
  • 1965 — Лягушка-путешественница — лягушонок Кваня
  • 1965 — Пастушка и Трубочист — Оле-Лукойе
  • 1966 — Про бегемота, который боялся прививок — Бегемот
  • 1967 — Заяц-симулянт
  • 1967 — Зеркальце — Крот
  • 1967 — Сказки для больших и маленьких — Бегемот
  • 1968 — Козлёнок, который считал до десяти — Бык
  • 1968 — Самый большой друг — Бегемот
  • 1969 — Украденный месяц — от автора
  • 1970 — Волшебные очки — дедушка Сова
  • 1971 — Огонь — Часы

Награды и премии

  • заслуженный артист РСФСР (1933)
  • народный артист РСФСР (1947) [3]
  • Государственная премия СССР (1975) — за исполнение ролей Мамаева и Абеля в спектаклях «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского и «Соло для часов с боем» О. Заградника
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1970) — за исполнение роли Кузовкина в спектакле «Нахлебник» И. С. Тургенева
  • народный артист СССР (1955)
  • два ордена Ленина (1948, 1972)
  • орден Трудового Красного Знамени (1971)
  • орден «Знак Почёта» (1937)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)

Библиография

  • Е. Полякова. Яншин. К 70-летию со дня рождения, «Театр», 1972, No 11.
  • М. М. Яншин. Статьи, воспоминания, письма, М., 1984

Примечания

  1. Михаил Яншин
  2. Володимир Висоцький: зустрічі, інтерв’ю, спогади. Відділ документів з мистецтва. Херсонська обласна універсальна наукова бібліотека ім. О. Гончара
  3. Яншин Михаил Михайлович — Киносозвездие — авторский проект Сергея Николаева

Ссылки

  • Аниматор.ру
  • Могила актёра

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Московский государственный университет путей сообщения
  • Разрозненные страницы

Смотреть что такое «Яншин, Михаил Михайлович» в других словарях:

Яншин, Михаил Михайлович — Михаил Михайлович Яншин. ЯНШИН Михаил Михайлович (1902 76), актер. С 1922 во 2 й Студии Московского Художественного Академического театра, с 1924 в Московском Художественном Академическом театре. Яншину присущи добрый, лукавый, поэтичный юмор,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЯНШИН Михаил Михайлович — (02.11.1902, город Юхнов (Калужская область) 17.07.1976), актер, народный артист СССР (1955). Лауреат Государственной премии СССР (1975); Лауреат Государственной РСФСР имени К.С.Станиславского (1970 , за театральную работу). В 1919 окончил… … Энциклопедия кино

Яншин Михаил Михайлович — [20.10(2.11).1902, Юхнов, ныне Калужской области, ‒ 17.7.1976, Москва], русский советский актёр, режиссёр, народный артист СССР (1955). Воспитанник 2 й Студии МХТ, Я. в 1924 вместе с группой молодых актёров (Н. П. Хмелев, М. Н. Кедров, Б. Н.… … Большая советская энциклопедия

ЯНШИН Михаил Михайлович — (1902 76) российский актер, режиссер, народный артист СССР (1955). С 1924 в Московском Художественном академическом театре. Среди ролей: Лариосик ( Дни Турбиных М. А. Булгакова), сэр Питер ( Школа злословия Р. Шеридана), Абель ( Соло для часов с… … Большой Энциклопедический словарь

Яншин Михаил Михайлович — (1902 1976), актёр, режиссёр, народный артист СССР (1955). С 1924 во МХАТе. Яншину были присущи добрый, лукавый юмор, отмеченный своеобразной поэтичностью, умение показать нелепую комическую ситуацию с серьёзной, даже драматической стороны. Среди … Энциклопедический словарь

Яншин Михаил Михайлович — Михаил Яншин Имя при рождении: Михаил Михайлович Яншин Дата рождения: 20 октября (2 ноября) 1902(19021102) … Википедия

Яншин Михаил Михайлович — (1902, Смоленск — 1976, Москва), актёр, режиссёр, народный артист СССР (1955). В 1922 поступил в школу ; в 1924 вместе с основным составом студии был принят в . Открытием таланта Яншина стал спектакль «Дни Турбиных» , где он сыграл Лариосика … Москва (энциклопедия)

ЯНШИН Михаил Михайлович — (2.11.1902—17.7.1976), советский актёр. Народный артист СССР (1955). Воспитанник 2 й Студии МХТ, Яншин с 1924 до конца жизни работал во МХАТе. Первая роль в кино — Телеграфист в фильме «Каторга» (1928). Комедийное и сатирическое… … Кино: Энциклопедический словарь

Михаил Михайлович Яншин — Михаил Яншин Имя при рождении: Михаил Михайлович Яншин Дата рождения: 20 октября (2 ноября) 1902(19021102) … Википедия

Яншин, Михаил — Михаил Яншин Имя при рождении: Михаил Михайлович Яншин Дата рождения: 20 октября (2 ноября) 1902(19021102) … Википедия

Михаил Михайлович Яншин

Портретное фойе

(20 октября [02 ноября] 1902, Юхнов Смоленской губ.- 16 декабря 1976, Москва)

Родился в семье банковского служащего. Учился в Комиссаровском техническом училище (Москва), в Высшем техническом училище (один год). В августе 1922 г. поступил в школу Второй студии, а осенью 1924 г. вместе с основным составом студии принят в МХАТ и его школу. Во Второй студии и в первые годы в театре Яншин в основном вводился на эпизодические роли, участвовал в массовых сценах. Так было до октября 1926 г., когда Яншин сыграл в «Днях Турбиных» роль Лариосика — кузена Турбиных, приехавшего из Житомира в охваченный бурями революции Киев.

Читайте также  Дита фон тиз - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Накануне премьеры И. М. Москвин сказал безвестному молодому человеку:»Завтра ты проснешься знаменитым артистом». Так это и произошло. Когда встал вопрос о необходимости введения дублеров, Станиславский написал в протоколе заседания Репертуарно-художественной коллегии МХАТ: «Бывают роли (такова роль у Яншина), которые так сливаются с данной индивидуальностью, что становятся неотделимыми одно от другого. Роль Лариосика — такова в исполнении Яншина. Таких ролей трогать нельзя». При всем своеобразии дарования и ярко очерченной индивидуальности Яншин сполна принадлежал школе русского психологического реализма. Он достигал на сцене полного органического слияния с образом, о котором мечтал Станиславский, самыми простыми средствами, внешне почти не меняясь. При этом в его творчестве естественно сосуществовали комедийное и трагическое, ему не чужды были гротеск, ирония, фантастика и бытовая правда, задушевность.

В МХАТ Яншин сыграл 50 ролей. Для артиста Художественного театра это цифра немалая. Но из этих 50 более 20 были вводами и далеко не все они могли стать событием к жизни артиста. Свое место в истории театра Яншин определил фактически немногими ролями. Это трогательный и чудаковатый, поэтичный и смешной, бесконечно добродушный Лариосик; истый диккенсовский англичанин, детски доверчивый, темпераментный, по уши влюбленный в свою молодую жену, сэр Питер Тизл в «Школе злословия»; очень серьезный и деловитый садовник Антонио в «Женитьбе Фигаро»; мудрый, лукавый, реальный и совершенно сказочный доктор Гаспар в «Трех толстяках»; скромный провинциальный борец за справедливость Терентий Бублик в «Платоне Кречете». Подлинного внутреннего драматизма Яншин достигал в ролях Маргаритова в «Поздней любви» и Кузовкина в «Нахлебнике». Он вносил неповторимое в роли, исполнение которых до него уже имело в Художественном театре традицию, — так он играл «тихого», по-своему умного самодура Градобоева в «Горячем сердце», Вафлю в «Дяде Ване», Симеонова-Пищика в «Вишневом саде». Свою последнюю роль — Франтишека Абеля в пьесе «Соло для часов с боем» — Яншин (по выражению О. Ефремова) «играл исповедально». Здесь было то, что Станиславский называл «я есмь».

В жизни Яншин был очень азартным человеком, увлекался спортом, участвовал в конных соревнованиях и даже занимал призовые места. Среднего роста, рано располневший, со своеобразной хрипотцой в голосе, он обладал громадным актерским и мужским обаянием. Был три раза женат — на очаровательной Веронике Полонской, потом на известной актрисе театра «Ромэн» Ляле Черной (Н. С. Киселевой), с 1955 г. до конца жизни был мужем замечательной женщины — актрисы Театра им. Станиславского Н. В. Мейер.

С участием Яншина снято более 20 фильмов. Сам он считал созданные им колоритные образы в чеховских миниатюрах — «Свадьбе» (Нюнин), «Шведской спичке» (становой пристав), «Беззаконии» (Мигунов), «Мести» (Турманов), «Сапогах» (Муркин) — или Землянику в «Ревизоре», Борзикова в фильме «На подмостках сцены» — лишь отголоском своей актерской деятельности в МХАТ.

Около пяти лет Яншин возглавлял театр «Ромэн» (1937-1941). За этот короткий срок он повернул труппу от любительства к профессионализму. С 1950 по 1963 т. Яншин — главный режиссер Театра им. Станиславского. Но при всей широте деятельности и увлечений Яншина главная, определяющая линия его творческого и жизненного пути — артист Художественного театра.

Михаил яншин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Михаил Михайлович Яншин — выдающийся советский актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР. Родился 20.

  • 30 фильмов
  • Биография

Любовь к театру Михаилу привили его родители, которые часто посещали спектакли и интересовались новыми постановками. С 1909 по 1916 год Яншин учился в Ольховском городском реальном училище. Затем посещал драмкружок, в котором играл преимущественно женские роли. Так он сыграл Агафью Тихоновну в «Женитьбе» и Марию Антоновну в «Ревизоре».

Окончив реальное училище, Яншин поступил в Комиссаровское техническое училище, где проучился три года. В 1919 году стал студентом МГТУ имени Н. Баумана (когда-то Высшего технического училища). Но начавшаяся гражданская война не позволила молодому человеку доучиться, и он ушел добровольцем в Красную Армию. В армии артист принимал участие в художественной самодеятельности.

Демобилизовавшись в 1921 году, Яншин решил посвятить себя сцене. И уже через год он поступил во Вторую студию МХТ. Поначалу артисту доставались роли в массовке: он исполнил дворника в постановке «Младость», арапчонка – в «Узоре из роз», посла – в «Сказке об Иване-дураке и его братьях» и других. В 1924 году Михаила Яншина приняли в труппу МХАТа. На этой сцене артисту снова доставались небольшие роли – он сыграл в эпизодах в таких спектаклях, как «Ревизор», «Битва жизни» и «Горе от ума».

В 1926 году артиста утвердили на роль, ставшую для него звёздной, – Лариосика в постановке «Дни Турбиных».

В кино Яншин начал сниматься ещё в 1928 году. Его первой работой стала картина Юлия Райзмана «Каторга». В 1934 году Яншину досталась роль царя Павла Первого в комедии Александра Файнциммера «Поручик Киже».

Среди наиболее заметных киноработ Михаила Яншина стоит отметить роли в таких фильмах, как «Большая перемена», «Телеграмма», «Как мы искали Тишку» и «Двенадцатая ночь». Также Яншин запомнился зрителям, как актёр озвучения мультипликационных картин, среди которых «Дюймовочка», «Лягушка-путешественница» и «Вовка в Тридевятом царстве».

Михаил Яншин скончался 17 июля 1976 года в Москве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: