Михаил барышников — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Михаил Барышников: биография, семья, личная жизнь, творчество, фото

Биография Михаила Барышникова должна быть хорошо знакома всем знатокам отечественного балета. Он считается величайшим артистом этого направления искусства в XX веке, повлиявшим на судьбу и развитие всего мирового балета. Его карьера началась в Советском Союзе, но в 1974 году во время гастролей в Канаде он превратился в «невозвращенца», решив остаться за океаном. Годом ранее ему было присвоено звание Заслуженный артист РСФСР, а 1978 году он стал номинантом на премию «Золотой глобус» и «Оскар» за главную роль в мелодраме Герберта Росса «Поворотный пункт».

Детство и юность

Рассказывать биографию Михаила Барышникова начнем с 1948 года, когда он родился в Риге. Его отец был советским офицером с крутым и жестким нравом. Отношения с сыном и женой у него складывались непросто.

Мать героя нашей статьи была его полной противоположностью. Она обожала искусство, постоянно ходила с Мишей в филармонию и театр. Юный Барышников был к ней очень привязан. Поворотный момент в биографии Михаила Барышникова произошел в 10-летнем возрасте, когда он заявил родителям, что записался на экзамен в балетную школу. Отец к этой перспективе отнесся скептически, а вот мать была в восторге.

После школы Михаил поступил в хореографическое училище в Риге. С детства он мечтал солировать на сцене, серьезной проблемой для него стал невысокий рост. Однажды его педагог Хелена Тангиева прямо сказала мальчику, что ему необходимо подрасти, чтобы рассчитывать на серьезные успехи в балете. Михаил Барышников, фото которого есть в этой статье, проявил небывалую целеустремленность и упорство. Ежедневно он выполнял тяжелейшие упражнения, превозмогая сильную боль в суставах. Результатом стали четыре сантиметра, так, рост будущей звезды мирового балета составил 1,68 м.

Когда Мише было 12 лет, мать отвезла его к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Латвию. Ребенок тогда не понял, зачем она это сделала. Приехав обратно в Ригу, мать Михаила покончила жизнь самоубийством. Причина этого поступка остается загадкой до сих пор. Сын какое-то время жил вдвоем с отцом, но тот вскоре женился во второй раз. В новой семье мальчику не нашлось места.

Спустя несколько непростых лет он уехал в Ленинград, с тех пор с отцом больше не виделся и не общался.

Счастливый случай сыграл определенную роль в биографии Михаила Барышникова. В 1964 году Латвийская национальная опера находилась с гастролями в Северной столице. Барышников уже тогда был задействован в нескольких постановках как молодой и подающий надежды танцор. Один из артистов посоветовал ему продолжить творческое образование и отвел в хореографическое училище. Его приняли в школу русского балета, откуда для Барышникова открылась дорога в знаменитый Мариинский театр.

Карьера танцора

В 1967 году, сразу после окончания хореографического училища, Барышников оказывается в Мариинском театре. За последующие семь лет он становится главной звездой русского балета. Зрители и специалисты отмечают его уникальное мастерство и талант, идеальную координацию движений, безупречное выполнение всех элементов.

При этом нужно отметить, что внутри самого театра в то время царил застой. Его развитие откровенно тормозили советские чиновники, которые стремились курировать и цензурировать культуру. Поэтому новаторы хореографии на сцену Мариинки попасть просто не могли.

Необычных постановок, в которых артист мог развиваться и расти над собой, в то время было только две, вспоминал позже сам Барышников. Это «Сотворение мира» и «Вестрис». Михаил стремился в них играть, но этого было мало для его таланта.

Эмиграция

В 1973 году на творческом вечере артисту позволили в качестве исключения самому выбрать репертуар, который он будет представлять. Пригласив современных хореографов, он приступил к изнурительным репетициям. На том вечере Барышников исполнил «Дивертисмент», «Блудного сына», «Дафнию и Хлою». До сих пор считается, что это было вершиной его творчества.

Однако он понимал, что не сможет развиваться в СССР. Решающий момент в биографии Михаила Барышникова, фото которого представлено в этой статье, наступил в 1974 году. Он не вернулся с гастролей из Канады, став для Советского Союза осуждаемым «невозвращенцем».

За океаном он попросил политического убежища. Сам он признается, что решение навсегда уехать из страны далось ему сложно.

В Америке его пригласили присоединиться к местной труппе в театре балета. Он сразу стал примой коллектива, а вскоре и его руководителем. Уже в июле того же года он впервые выступил в Нью-Йорке, исполнив партию в балете «Жизель» на сцене «Метрополитен-оперы». Зрители были в восторге.

Выступления за океаном

Достаточно быстро Барышников превратился в одного из самых популярных танцоров Америки. Он принимал участие в классических и современных постановках, представил на суд публике собственную версию «Щелкунчика», работал во всевозможных хореографических направлениях.

В Америке ему удалось создать сильную балетную труппу, поставить оригинальные версии таких знаменитых произведений, как «Золушка» и «Лебединое озеро». Работу он начал в «Американском театре балета». В 1989 году дебютировал на Бродвее в драматическом спектакле «Превращение», поставленном по мотивам одноименной повести Франца Кафки.

«Белый дуб»

В результате из «Американского театра балета» он был вынужден уйти, так как не захотел постоянно согласовывать свои творческие планы с руководством и дирекцией.

В 1990 году он создает совместно с хореографом Марком Моррисом проект «Белый дуб» во Флориде. Он начинает специализироваться на постановках и изысканиях в области современного танца, окончательно распрощавшись с классическим балетом.

Он начинает проповедовать в своем творчестве модерн, который вскоре находит отклик у публики, в Америке его начинают ценить не меньше классического балета. В этой сфере Барышников превосходит себя, наполняя мужской танец невероятной красотой и эстетикой.

Он ставит на сцене сольные балеты, которые превращаются в настоящие монологи-исповеди, языком танца он говорит о неизбежности смерти, скоротечности жизни, размышляет о творчестве.

Фильмография

Его карьера в кино началась еще в Советском Союзе. Это были фильм-концерт «Город и песня», телеспектакль «Фиеста» по роману Хемингуэя. В Америке Барышников раскрывается с новой и необычной для себя стороны. Он становится еще и драматическим актером.

Михаил играет в нескольких полнометражных художественных фильмах. Например, «Динозавры», «Танцоры», «Кабинет доктора Рамиреса». В драме Тэйлора Хэкфорда «Белые ночи» он появляется на экране в образе советского танцовщика Николая Родченко, который бежит на Запад в поисках свободы. Особенно зрителям запомнился его танец под песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые».

«Поворотный пункт»

Его самой успешной работой в кино стала драма «Поворотный пункт». Это история про двух подруг, которые вместе когда-то начинали заниматься балетом. Сегодня одна из них стала звездой, а вторая — учительница и домохозяйка. Но теперь ее дочь собирается начать балетную карьеру, достигнув высот, которые не покорились ее матери.

Барышников исполнил роль хореографа Юрия Копейкина. За эту работу он был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, но уступил Джейсону Робардсу.

«Секс в большом городе»

В 2000-е Барышников стал востребован еще и в телепроектах. В 2004 году он сыграл в сериале «Секс в большом городе» в роли Александра Петровского.

Также снимался в картинах «Мой папа Барышников» и «Джек Райан: Теория хаоса».

Личная жизнь

В биографии Михаила Барышникова личная жизнь всегда была важной частью. Об этом он сам неоднократно заявлял. Но поначалу он был настолько увлечен учебой и балетом, что времени на то, чтобы завести семью просто не оставалось.

Известно, что незадолго до того, как остаться в Канаде, в жизни Михаила Барышникова появилась балерина Татьяна Кольцова. Их отношения не были зарегистрированы, некоторое время они состояли в гражданском браке. В Канаде Кольцова остаться не решилась, поэтому несколько первых месяцев в эмиграции сложились для Михаила очень непросто. К тому же, он практически не знал английского языка, что значительно осложняло его пребывание за океаном. Однако скоро все наладилось.

В 1976 году в биографии, личной жизни Михаила Барышникова происходит важное событие. Он знакомится с актрисой Джессикой Лэнг. Она была американской знаменитостью, которая в том году как раз дебютировала в приключенческом фантастическом фильме Джона Гиллермина «Кинг-Конг». В начале 80-х она стала одной из самых популярных актрис Америки, выиграв сразу две премии «Оскар». Статуэтки она получила за лучшую женскую роль второго плана в комедии Сидни Поллака «Тутси». В 1995 году она еще раз выиграла «Оскара» за лучшую женскую роль в мелодраме Тони Ричардсона «Голубое небо». Еще четыре раза она была номинантом это престижной кинопремии.

Лэнг и Барышников официально отношения не оформляли, но жили, как семья. В биографии Михаила Барышникова важное событие произошло в 1981 году, когда Джессика родила ему дочь Александру. Стоит отметить, что страсти бушевали в этом союзе с самого начала, поэтому он был обречен рано или поздно распасться. Журналисты постоянно писали об изменах и интрижках Джессики на съемках очередного фильма, а американка жаловалась, что Михаил постоянно требует от нее готовить классические русские блюда и принимать по ночам гостей. В результате их брак распался.

Официальная свадьба

В биографии Михаила Барышникова семья, фото которой вы найдете в этой статье, официально появилась, когда он встретил балерину Лизу Райнхарт. Вместе они зажили счастливо, родили троих детей. В 1989 году появился сын Питер, в 1992 и 1994 году дочери Анна и София.

После этого, как часто признавался Михаил Барышников, личная жизнь для него удалась. Он и сейчас остается вместе с Райнхарт.

Вдали от Родины дела хореографа вскоре наладились, он нашел свое место в Америке, его ценили, публика обожала. Известно, что Барышников дружил с Иосифом Бродским, был лично знаком с принцессой Дианой и Жаклин Кеннеди. Сейчас ему принадлежит популярный ресторан русской кухни под названием «Самовар», который находится в самом центре Нью-Йорка. Также ему принадлежит завод по производству одежды для балета и пуантов, продаются его именные духи.

Интересно, что балет не единственное творческое занятие, которым он увлекается. Барышников — страстный фотограф. Его работы даже выставлялись в Москве в музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Отношения с Россией

Сегодня он по-прежнему остается жить в США. В 2016 году в средствах массовой информации даже появилась скандальная новость о том, что хореограф с ненавистью относится к России. Позже выяснилось, что журналисты неверно интерпретировали его слова.

В последние годы он все больше времени уделяет занятиям фотографией. А недавно он и сам стал главным персонажем выставки фотографа Роберта Уитмена, которая называлась «Метафизика тела», ее открытие состоялась в Центре фотографии братьев Люмьер.

В 2017 году Барышникова включили в сотню самых влиятельных русских в XX столетии. Также он получил латвийское гражданство.

Михаил Николаевич Барышников

Фото Все

Видео Все

Точка невозврата: Нуреев, Барышников, Годунов — 2011 avi

Годунов и Барышников. Победителей не судят

Михаил Барышников выступил против Дональда Трампа

Михаил Барышников — биография

Михаил Барышников – известный танцовщик балета, актер, балетмейстер, фотограф, коллекционер. В 1974 году не вернулся в СССР после гастролей в Канаде, и стал одним из «невозвращенцев». В 1973 году получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1978-м номинирован на премии «Золотой глобус» и «Оскар».

Читайте также  Олег кондраков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«Бог танца», «Самый успешный невозвращенец» — это лишь немногие характеристики величайшего артиста балета Михаила Барышникова. Он стал одним из тех, кто оказал большое влияние на судьбу и развитие мирового балета. О выдающихся людях часто говорят, что они сделали себя сами, так вот в случае с Барышниковым это аксиома, не требующая доказательств. Шансы стать мировой знаменитостью у мальчика из самой обычной семьи были призрачными, но он сумел воспользоваться теми крохами, которые подарила ему судьба и оказаться на вершине славы.

Детство

Родина Михаила Барышникова – Латвия. Именно в ее столице – Риге, 27 января 1948 года и родился будущий прославленный танцовщик балета. Его отца звали Николай Барышников, он был кадровым офицером Красной Армии. Мама – Александра Григорьева (в первом браке Киселева), не работала. В Ригу они переехали из-за нового назначения отца по службе. Отец был достаточно жестким человеком со сложным характером, поэтому отношения в семье не складывались, воспитанием сына он практически не занимался. Мама была прямой противоположностью отца, любила искусство и эту любовь прививала маленькому Мише. Они вместе бывали в филармонии, посещали театр.

Миша очень любил маму. В десятилетнем возрасте он заявил родителям, что поступает в балетную школу, и что скоро у него экзамен. Мальчик видел себя на сцене в качестве солиста, но тут внезапно образовалась проблема – маленький рост.

Михаил Барышников в детстве

Учитель танца Хелена Тангиева сказала, что он должен хоть немного подрасти, и Миша приложил массу усилий, чтобы стать чуточку выше. Ежедневно он мучил себя сложнейшими упражнениями, от которых сильно болели суставы, но занятия не бросал. В итоге ему удалось стать выше на 4 сантиметра. В настоящее время рост Барышникова 168 см, вес – 65 кг.

Когда Мише исполнилось 12, мама отвезла его на Волгу, к бабушке. Если бы он знал, чем это закончится, может быть попытался что-то исправить, но Миша радовался теплу, лету, речке, а мама в это время наложила на себя руки в их рижской квартире. Причину такого поступка выяснить не удалось. Прошло немного времени, отец привел в дом мачеху. Им не было никакого дела до мальчика, и Миша переехал жить к своему однокласснику Андрису Витиньшу. На протяжении двух лет он жил практически в чужой семье, учился в школе № 22.

Михаил Барышников в молодости

Балетом он занимался с ранних лет. Вначале поступил в Рижское хореографическое училище, где его педагогами стали Юрий Капралис и Валентин Блинов. В 16 лет переехал в город на Неве и поступил в Ленинградское хореографическое училище. С этого времени прекратил общаться с отцом. Это училище считалось школой настоящего русского балета, в свое время там учился «неистовый татарин» Рудольф Нуреев, прославившийся на весь мир. Наставником Барышникова, как и когда-то Нуреева стал Александр Пушкин, известный педагог. Такое стечение обстоятельств привело к отличному результату – свою творческую биографию Барышников начал в прославленной «Мариинке».

Балет

В Мариинском театре Михаил оказался в 1967-м, сразу после выпуска из училища. Этим подмосткам он отдал семь лет своей жизни, причем популярность пришла к артисту с первых выступлений. В 1973-м Михаил получил разрешение на проведение творческого вечера, причем репертуар можно было выбрать по своему усмотрению. По его приглашению современные хореографы поставили одноактные балетные танцы. В рамках этого мероприятия Барышников исполнил партии «Дивертисмент», «Блудный сын», «Дафнис и Хлоя», ставшие вершиной его профессионализма в СССР.

Летом 1974-го танцовщик отправился на гастроли в Канаду, и не вернулся обратно в СССР. Таких тогда называли «невозвращенцами». Барышников попросил политическое убежище, хотя этот выбор дался ему с трудом. Михаила тут же пригласили в Американский театр балета, где он стал солистом, а вскоре занял место руководителя.

Барышников танцевал классику и современные постановки, был автором собственной версии балета «Щелкунчик», сотрудничал с различными хореографами, причем во многих направлениях. Под его руководством собралась сильная труппа, которая участвовала в постановке оригинальной версии балетов «Лебединое озеро» и «Золушка». В 1990 году Барышников и хореограф Марк Моррис создали совместный проект, получивший название «Белый дуб». После этого Михаил оставил классический балет.

Следующим этапом в его творческой биографии стал модерн, который в Штатах приравнен к классическому балету. И в этом направлении Барышникову удалось покорить все вершины, он открыл всю красоту мужского танца, его непревзойденность и эстетичность. Сольные балеты Барышникова – это не просто танец, это исповедь, монолог, с помощью которого он хочет подчеркнуть быстротечность жизни и неизбежность смерти.

Фильмы

С 1974-го по 2002-й годы Михаил сотрудничал с кинематографом. С его участием вышло шесть художественных лент, среди которых «Это танец!», «Танцовщики», «Динозавры», «Кабинет доктора Рамиреса», «Поворотный момент». За последнюю картину, которая вышла на экраны в 1977-м, артиста номинировали на престижную премию «Оскар», как лучшего исполнителя роли второго плана.

Михаил Барышников в фильме «Белые ночи»

Зрители тепло приняли фильм «Белые ночи», где Барышникову довелось танцевать под композицию «Кони привередливые» Владимира Высоцкого.

В новом веке Михаила позвали на съемочную площадку сериала «Секс в большом городе». Он появился в конце шестого сезона и перевоплотился в художника Александра Петровского, в которого влюблена Кэрри Брэдшоу (ее сыграла Сара Джессика Паркер). После этого фильмография танцовщика пополнилась ролью в картине «Джек Райан. Теория хаоса».

Личная жизнь

Темпераментный и страстный на сцене, Барышников был таким же и в личной жизни. Ходили слухи о его многочисленных романах с партнершами, например с Гелси Киркланд. Поговаривали, что его любовницами были Изабелла Росселлини и Шэрон Стоун. Сам Барышников старался меньше распространяться с журналистами на эту тему, за что ему дали прозвище «человек в футляре».

Михаил Барышников и его первая жена Джессика Лэнг

Свою первую жену – актрису Джессику Лэнг, Михаил встретил весной 1976-го, на светской вечеринке. Ее называли «девушкой Кинг-Конга», за участие в фильме о гигантской обезьяне. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда, несмотря на то, говорили на разных языках. Михаил знал французский, и первое время они изъяснялись только на нем. В 80-е годы супруга подарила Михаилу дочь Александру.

Семейная жизнь проходила бурно, страсти не утихали, и поэтому такой брак долго не продержался. Михаил не был образцовым семьянином, у него и дальше случались романы. Вначале любовные отношения связывали танцовщика и Лайзу Миннелли, потом в его жизни появилась Ума Турман.

Михаил Барышников и Лиза Райнхарт

Второй женой Барышникова стала его коллега – балерина Лиза Райнхарт. Михаилу всегда казалось, что с американкой он не сможет найти общий язык, слишком разные менталитеты, однако он ошибся. Отношения получились длительными, Лиза бросила сцену и посвятила себя семье. Она родила Барышникову трех детей – Петра, Анну и Софию.

Жизнь Барышникова в Штатах сложилась более чем успешно, не так как у многих эмигрантов. Среди его знакомых были принцесса Диана, Жаклин Кеннеди, Иосиф Бродский. Михаил владеет популярным рестораном «Самовар», в котором подают русскую кухню. Заведение располагается на главной улице Нью-Йорка, в доме, где когда-то жил прославленный Фрэнк Синатра. В этом ресторане часто пел друг Михаила – Иосиф Бродский, а сам танцовщик ему аккомпанировал. В их исполнении часто звучали русские романсы.

Михаил Барышников с Иосифом Бродским

Еще Барышников владеет заводом, который выпускает пуанты и одежду для балета. Производит именные духи, которые пользуются не меньшим спросом, чем билеты на его постановки.

В августе 2017-го издание Форбс составило список «ТОП-100 влиятельных русских столетия», и Михаил тоже оказался в этом списке. В Америке его знают в лицо и зовут просто Миша. В 2017-м на голосовании латвийского сейма стоял вопрос о предоставлении Барышникову латвийского гражданства, и все проголосовали единогласно.

Михаил Барышников сегодня

В настоящее время Михаил Барышников – успешный руководитель центра искусств под названием Baryshnikov Arts Center. Кроме этого, он куратор многочисленных бизнес-проектов. При этом находит время для регулярных репетиций у балетного станка, мэтр старается сохранить отличную физическую форму. В планах на ближайшее время расставания со сценой нет.

Михаил Барышников сейчас

Михаил Барышников и Алвис Херманис, режиссер нового Рижского театра, работают над балетом «Белый вертолет». Это уже не первая совместная работа двух творческих людей, до этого они представили зрителям совместную постановку «Бродский/Барышников», которую тепло приняли во всем мире.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Михаил Барышников

Биография

Он не стремится танцевать лучше других, но хочет танцевать лучше самого себя — в этом весь Михаил Барышников. Его назвали величайшим артистом балета прошлого века. Он один из избранных русских, который повлиял на судьбу мирового балета. Его эмиграция стала для США приобретением — в СМИ заговорили о том, что теперь страна может по праву называться балетной державой мира. Поклонники называли его просто Misha, а критики заявляли, что Барышников — единственный русский в США со стопроцентной узнаваемостью.

Детство и юность

Барышников родился 27 января 1948 года в Риге. Семья переехала в Латвию, куда отца Михаила, советского офицера, направили проходить службу. Барышников-старший был человеком жестким, с крутым нравом. Отношения с женой и сыном у него были сложные. Мать Миши, напротив, старалась привить сыну любовь к искусству, ходила с ним в театр, филармонию.

Мальчик был очень привязан к матери. Когда ему было 10 лет, Барышников уже определил собственную биографию — заявил, что хочет заниматься в балетной школе и уже записался на экзамен. Михаил Барышников мечтал солировать на сцене, но проблемой был его маленький рост.

Как-то педагог Хелена Тангиева сказала ученику, что ему нужно дорасти. Каждый день Барышников выполнял сложнейшие упражнения, превозмогая боль в суставах, и подрос почти на 4 см. Сегодня рост танцора составляет 168 см при весе 65 кг.

В 12 лет мать отвезла Мишу к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Ригу. Там она покончила с собой. Причина самоубийства так и осталась загадкой. Сын одно время прожил с отцом, но тот вскоре женился во второй раз, Мише в новой семье места не нашлось.

Через несколько лет Барышников переехал в Ленинград, с того времени с отцом он не общался. В 1964 году Латвийская национальная опера была на гастролях в Ленинграде. В некоторых спектаклях был занят и Михаил Барышников.

Один из артистов привел его в Ленинградское училище хореографии. Так он стал учеником знаменитой школы русского балета, где обучался под руководством педагога Александра Пушкина, бывшего наставника Рудольфа Нуреева. Результат не заставил себя долго ждать: вскоре перед ним распахнула свои двери прославленная «Мариинка».

Читайте также  Jamie fox - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Балет

В Мариинский театр Михаил Барышников поступил сразу после училища, в 1967 году. Здесь он работал на протяжении 7 лет. Барышников моментально стал знаменитым. В 1973 году артисту позволили организовать творческий вечер и самостоятельно выбрать репертуар. Он пригласил современных хореографов для постановки балетных танцев в одном акте. На вечере танцовщик исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Дафниса и Хлою» — это была вершина его творчества в России.

Летом 1974 года Михаил Барышников не вернулся с гастролей по Канаде и стал невозвращенцем. Артист попросил политического убежища, хотя решение остаться на Западе далось ему сложно. Барышников сразу получил приглашение присоединиться к труппе Американского театра балета, где стал премьером коллектива, а затем и руководителем.

Он танцевал в классических и современных постановках, поставил собственную версию «Щелкунчика», работал со многими хореографами в разных направлениях. Ему удалось создать сильную труппу, поставить оригинальную версию «Золушки» и «Лебединого озера». В 1990-м совместно с хореографом Марком Моррисом во Флориде создал проект «Белый дуб» и ушел и из классического балета.

Его следующим этапом стал модерн, который в Америке ценится так же, как классический балет. И здесь он превзошел себя, показав новый уровень мужского танца, наполнив его эстетикой и красотой. Его сольные балеты — это монологи-исповеди, в которых на первый план выходят темы скоротечности жизни, неизбежности смерти, размышления о творчестве.

Фильмы

В 1974–2002 годах Михаил Барышников снялся в шести художественных фильмах. За роль в картине «Поворотный момент», снятой в 1977 году, актер был номинирован на «Оскар» как лучший исполнитель второго плана. Он также сыграл в картинах «Танцовщики», «Это танец!», «Кабинет доктора Рамиреса», «Динозавры».

Михаил Барышников и Сара Джессика Паркер (кадр из сериала «Секс в большом городе»)

Зрителям запомнилась роль Михаила Барышникова в картине «Белые ночи», популярность получил фрагмент фильма, где артист танцует под песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые».

В начале 2000-х Барышников снимался в телесериале «Секс в большом городе», исполнив роль художника Александра Петровского, возлюбленного Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) в последних сериях 6-го сезона. Затем в фильмографии артиста появилась роль в киноленте «Джек Райан. Теория хаоса».

Личная жизнь

Яркий темперамент артиста не мог не отразиться на личной жизни Михаила. Ему приписывали романы не только с партнершами по сцене, такими как Гелси Киркланд, но и с яркими представительницами кинематографа и шоу-бизнеса — Шэрон Стоун и Изабеллой Росселлини. Сам танцовщик был сдержан в разговорах с репортерами на личные темы, за что его даже прозвали человеком в футляре.

Misha and Liza Minelli at Studio 54

Весной 1976 года на одной из светских вечеринок Михаил познакомился с актрисой Джессикой Лэнг. Яркую красавицу артисту балета представили как «девушку Кинг-Конга». Чувства вспыхнули между молодыми людьми мгновенно, несмотря на языковой барьер. Влюбленным приходилось изъясняться на французском, которым, в отличие от английского, владел Михаил. В начале 80-х у них родилась дочь Александра.

В союзе страсти бушевали с самого начала, поэтому он был обречен. Танцовщик не стремился к образцовым отношениям: у него случился бурный, но короткий роман с Лайзой Миннелли, позднее — с Умой Турман.

Во второй раз мужчина женился на балерине Лизе Райнхарт. Михаил заявил, что никогда не сможет понять американку, но с коллегой у него сложились длительные отношения. Женщина оставила карьеру и посвятила себя мужу и детям. В этом браке родились трое наследников — сын Петр и дочери Анна и София.

Его жизнь в Америке не похожа на страдания эмигранта. Михаил Барышников лично знал Жаклин Кеннеди, принцессу Диану, дружил с Иосифом Бродским. Ему принадлежит популярный ресторан русской кухни «Самовар», который расположен на центральной улице Нью-Йорка, в доме, где ранее жил Фрэнк Синатра, а вокруг были расположены джазовые клубы. В ресторане Барышникова нередко можно было услышать и пение его друга Иосифа Бродского под аккомпанемент самого танцовщика. Друзья любили исполнять русские романсы для своих друзей.

Молчаливый сердцеед: Чем эмигрант из СССР Михаил Барышников покорял звезд Голливуда

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Балетом Михаил Барышников начал заниматься с 10 лет, правда, поначалу педагоги, отмечая его талант и трудолюбие, все же сомневались в том, что он когда-нибудь сможет стать солистом. Главной проблемой был его небольшой рост и неприметная внешность. Но когда Барышников выходил на сцену, он преображался – в его танце была такая мощь и энергия, что вместо застенчивого юноши зрители, и в первую очередь зрительницы, видели брутального мужчину, перед которым невозможно устоять.

Михаил Барышников был звездой Мариинского театра на протяжении 7 лет, но там он не видел перспектив развития и не имел возможности танцевать в тех постановках, о которых мечтал. 45 лет назад, летом 1974 г. он не вернулся с гастролей в Канаде и стал «невозвращенцем». Его близкий друг, поэт Иосиф Бродский, на вопрос о том, что было бы с танцовщиком, если бы он остался в СССР, отвечал коротко и емко: « Спился бы ». А сам Барышников признавался, что это решение далось ему очень непросто: « Сбежать от них было не самое трудное. Гораздо тяжелее было во время спектакля. Я пришел в театр и танцевал весь вечер, прекрасно зная, что решение необратимо. А когда побежал, просто не чуял под собой ног, были только страх и пустота в желудке. Я уже почти спасовал, когда прыгнул в машину. Не нужно сворачивать с твердой, ровной дороги в топь. Я понял, что не хочу жить в России, танцевать в Кировском. Мне не нравилось все время изображать то, чем на самом деле я не был ».

Вскоре после переезда в США Барышников стал премьером Американского театра балета и стал невероятно популярными артистом в США. Барышников добился немалых успехов и в классическом балете, и в модерне, где он показал новый уровень мужского танца. На данный момент его называют одним из самых известных и успешных в США выходцев из СССР, добившихся всемирной славы и узнаваемости.

С момента переезда в США танцовщик снялся в 9 художественных фильмах, в 4 из которых сыграл главные роли. За работу в «Поворотном пункте» в 1977 г. он был номинирован на «Оскар» за роль второго плана, а образ русского художника Александра Петровского, возлюбленного главной героини в сериале «Секс в большом городе», принесла ему всемирную популярность как актеру. Барышников вращался в кругу звезд, был знаком с первыми красавицами Голливуда, и со многими из них артисту приписывали романы. В числе его избранниц называли Лайзу Миннелли, Шэрон Стоун, Изабеллу Росселлини. Но сам он никогда не подтверждал этой информации. Изабелла Росселлини утверждала: « Если у нас и была какая-то любовь, то разве что «при посредничестве» наших собак: его сучка-такса родила от моего кобеля шесть щенков. Так что правильнее сказать, что отношения были у наших собак, а нам с Мишей удалось избежать проблем ».

До переезда в США танцовщик не был женат, но жил в гражданском браке с балериной Татьяной Кольцовой. Конечно, он переживал по поводу расставания с ней, но его позицию объясняет одна его фраза: « Нельзя быть счастливым в семейной жизни, будучи несчастливым в работе ». В США он заслужил репутацию молчаливого сердцееда – о его романах говорили все, кроме него самого. Единственное, что он позволял себе сказать о своих знаменитых любовницах, это: « Они прекрасные женщины. Мы очень уважаем друг друга ». А когда ему задавали вопрос о том, как ему живется в статусе секс-символа, танцовщик смущался и отвечал: « Это абсурдно. Секс-символ? Да мне приятнее чаю выпить. Секс – это большое преувеличение. Правда. Забудьте об этом. Партия в гольф на хорошем поле, задушевная беседа с друзьями куда приятнее ». Из-за такой закрытости Барышникова прозвали «человеком в футляре».

Через 2 года после своего побега из СССР Михаил Барышников познакомился с голливудской актрисой Джессикой Лэнг, и у них начался бурный роман. На тот момент она уже была звездой – мировую популярность ей принесла роль в фильме «Кинг-Конг». На вечеринке, где они познакомились, Барышникову ее именно так и представили – «девушка Кинг-Конга». Почти сразу они стали жить вместе, и как только журналисты узнали об их романе, они стали объектом самого пристального внимания прессы. Поскольку «загадочный русский» никак не комментировал этих отношений, они тут же обросли слухами: в газетах писали, что танцовщик издевается над актрисой, заставляет ее мыть пол на коленях (как это принято в СССР), готовить ему блюда русской кухни и не дает ей спать по ночам из-за постоянных визитов его друзей.

Они провели вместе около 6 лет. Все это время внимание к их паре не ослабевало. Джессике Лэнг приписывали романы с режиссерами и актерами, танцовщика уличали в неверности, когда его партнершей в мюзикле «Барышников на Бродвее» стала Лайза Миннелли. Звезда культового «Кабаре» действительно стала для него больше, чем близким другом. По слухам, инициатором отношений стала Миннелли. Артист традиционно умалчивал об этом романе, а вот актриса была более словоохотливой. Она говорила, что « он милый, обаятельный гений и человек потрясающей красоты », « мускулистый и безукоризненный в любви друг ».

Правда, этот роман продлился недолго – американская звезда так и не смогла понять «загадочную русскую душу». Он мог часами читать ей Бродского, ставил записи Высоцкого и Окуджавы. По легенде, однажды Лайза Миннелли спросила у Марины Влади: « Скажи, а твой тебе тоже только стихи читает да о высоких материях разговаривает? » Впрочем, есть версия, что слухи об их романе они сами распустили ради шутки.

Как бы то ни было, Барышников вернулся к Джессике Лэнг, и в 1981 г. у них родилась дочь Александра. Но и это не спасло их отношения. вторая попытка снова оказалась неудачной, после чего артист заявил: « Я не могу жить с американками! Сколько я ни пытался убедить себя, что это возможно, – но нет. Я не в состоянии понять их, они не в состоянии понять меня ». Тем не менее паре удалось сохранить дружеские отношения, они продолжали общаться, а однажды Михаил сказал: « Это останется со мной на всю жизнь. Она одна из очень немногих женщин, которых я любил ».

После расставания с Джессикой Лэнг Барышников нашел свое счастье в браке с Лизой Райнхарт – не актрисой и не американкой. Ее предки были родом из Австрии и Германии, она, как и Михаил, посвятила свою жизнь танцам, но оставила сцену ради семьи. Как показало время, именно ей и удалось обуздать «молчаливого сердцееда» и дать ему то, что он искал давно, – тихое семейное счастье и надежный тыл. У пары родилось трое детей, воспитанию которых и посвятила свою жизнь Лиза.

Читайте также  Элизабет бэнкс - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ради искусства Михаил Барышников бросил невесту и сбежал из СССР. Как артист стал секс-символом и легендой мирового балета?

В Советском Союзе у него было все, кроме свободы творчества. В погоне за мечтой Михаил Барышников решился на побег в Канаду, а оттуда уехал в США. Ему удалось не только стать величайшим артистом балета прошлого века, но и устроить за границей личную жизнь.

Михаил Барышников вошел в число избранных танцовщиков, сумевших повлиять на судьбу мирового балета. Сейчас упоминание его имени вызывает у окружающих волну восхищения, но в середине 70-х Барышникова называли предателем и «невозвращенцем».

Решение покинуть Ленинград далось артисту нелегко. Хорошая зарплата, квартира, невеста, ждущая дома — все это он перечеркнул ради стремления заниматься современным танцем за рубежом. О смелом поступке Михаил не пожалел ни разу.

Сегодня Барышникову исполняется 72, и больше половины жизни он провел в США. Звезда балета чувствует себя полноценным американцем, но для местного населения остается человеком с загадочной русской душой. Вспоминаем, через что пришлось пройти танцовщику на пути к славе и личному счастью.

«НЕВОЗВРАЩЕНЕЦ» И ЛЕГЕНДА

Николай Барышников был офицером и по долгу службы переехал с женой в Латвию. В Риге у супругов родился сын Миша. С отцом у ребенка отношения складывались сложно: военный с крутым нравом имел слабое представление об общении с детьми. Зато маму мальчик обожал — именно она привила ему любовь к искусству через походы в театр и филармонию.

Родительница поддержала и желание наследника заниматься хореографией. Но увидеть грандиозный успех сына ей было не суждено: подростку едва исполнилось 11, когда мама внезапно покончила с собой. Два года Михаил прожил в семье одноклассника Андриса Витиньша. Друга Барышников не забыл и спустя много лет: изредка наведывался к нему в Латвию.

Барышников-старший недолго оставался вдовцом и женился во второй раз, но в новой семье места для его сына не нашлось. Михаил не унывал и направил все силы на обучение хореографии. Первым преподавателем подростка был Юрис Капралис, а на гастролях в Ленинграде его переманил к себе известный педагог Александр Пушкин. Переезд в Северную столицу открыл танцовщику двери в знаменитую школу русского балета, а затем и в «Мариинку».

Юноша моментально обрел авторитет и популярность. В 1973-м Барышников организовал собственный творческий вечер, где исполнил три программы за один акт, что стало вершиной его творчества в России.

«Не нужно стремиться быть лучше всех, надо становиться лучшим каждый день в своей области», — уверял Барышников в видео-интервью Яну Брауну.

Казалось, в Советском Союзе у артиста все шло как по маслу: зарплата в несколько раз выше обычной ставки, трехкомнатная квартира, автомобиль «Волга». Но гастроли по Европе дали ему возможность сравнить условия жизни в разных странах, увидеть современный танец, тогда как в СССР все строилось на классике. А летом 1974-го во время тура по Канаде Михаил получил приглашение от Александра Минца в труппу Американского театра балета и отказался вернуться на Родину.

«Он явно ничего не планировал, оставил здесь все. Я думаю, его там хорошо обработал тот, кто был заинтересован в нем и в его таланте. Ведь единственное, чего у нас не хватало, — это творчества. Чего уж скрывать, творческие люди мучились. Миша никогда не добился бы здесь того, что получил там», — рассуждала одна из партнерш Барышникова Светлана Ефремова.

О скандальном побеге Михаила ходили легенды: вот он раздавал на улице автографы, а в следующую минуту уже мчался по дороге к машине канадских друзей, которые увезли его в новую жизнь. Это было сложное решение и огромный стресс — артист переживал за судьбу труппы, партнершу Ирину Колпакову, которой ничего не рассказал о своем плане. Приехав на ферму и подписав необходимые бумаги, первым делом Барышников напился, чтобы хоть как-то заглушить тоску.

Поступок, после которого в России его годами считали предателем и «невозвращенцем», Михаил называл шагом артистическим, не связанным с политикой. Говорил он и о том, что всегда чувствовал себя чужим: в Латвии сына русского офицера воспринимали как врага, в Ленинграде — окрестили «рижским франтом». Только в США танцовщик обрел дом и спокойствие.

Уже через месяц он вышел на сцену «Метрополитен-оперы» с «Жизель». Почти 10 лет Барышников возглавлял Американский театр балета, оказав огромное влияние на мировую хореографию, изменив ее в корне. Стартовала и кинокарьера артиста: он дебютировал в картине «Поворотный пункт», за что получил номинацию на «Оскар». В фильме «Белые ночи» Михаил сыграл танцовщика, сбежавшего из СССР, а позднее выступал со спектаклями на Бродвее.

Барышников мечтал открыть нечто новое в области современного танца и организовал во Флориде проект «Белый дуб», а в 2005-м создал Центр искусств в Нью-Йорке. С этим городом его связывали и съемки в сериале «Секс в большом городе»: в последнем сезоне артист исполнил роль возлюбленного Кэрри Брэдшоу, русского художника Петровского.

Изобразительным искусством Барышников интересовался и в реальности — занимался фотографией и коллекционированием живописи. Знают танцовщика и как бизнесмена: вместе с близким другом Иосифом Бродским он открыл в Нью-Йорке ресторан. Кроме того, в 90-е Михаил выпустил собственный парфюм и бренд одежды. Неудивительно, что артиста называют «единственным русским в США со 100-процентной узнаваемостью».

В России у звезды балета немало поклонников, однако с момента эмиграции он ни разу не возвращался туда, признаваясь, что испытывает ностальгию по людям, но не по месту на географической карте.

ЛЮБВЕОБИЛЬНЫЙ АРТИСТ

Барышникова давно прозвали секс-символом, с чем он оказался категорически не согласен. Но факт налицо: танцовщик небольшого роста благодаря обаянию и талантам пользовался огромным успехом у противоположного пола.

«Я не бабник, не секс-маньяк и не красавец. Не герой, не мачо, не двух метров роста. Кто вообще затеял эти разговоры на тему секс-символа?» — возмущался Михаил.

Мог ли танцовщик противостоять соблазнам, когда его с юности окружали красивые женщины? В первую очередь, это касалось партнерш по сцене. В молодости с большой компанией художников, журналистов и звезд хореографии Михаил кочевал из квартиры в квартиру. На вечерних застольях поющий композиции Окуджавы Барышников всегда оказывался в центре внимания, девушки мечтали закрутить с ним роман. А балерине Светлане Ефремовой он даже предлагал руку и сердце.

«У нас был серьезный роман. Но это все в прошлом», — делилась танцовщица много лет спустя.

Серьезные отношения были у Барышникова с Татьяной Кольцовой. Звезды балета жили в гражданском браке, когда Михаил принял решение эмигрировать. Творчество он поставил на первое место и скрепя сердце бросил невесту.

Только танцовщик поселился в Америке, как ему начали приписывать романы с каждой новой партнершей по сцене. Позднее пошли слухи о связи Барышникова с Изабеллой Росселлини и Шэрон Стоун, однако сплетни он не комментировал. Доподлинно известно лишь об отношениях Михаила с Джессикой Лэнг.

С «девушкой Кинг-Конга» артиста познакомил на одной вечеринке Милош Форман. Тогда Барышников еще слабо владел английским, но даже языковой барьер не помешал паре понять друг друга. Михаил говорил, что это была любовь с первого взгляда. Почти сразу они с Джессикой съехались и создали семью.

Русского танцовщика называли «человеком в футляре» за нежелание афишировать личную жизнь. Когда он начал отношения с Лэнг, в американской прессе появилось множество фейковых статей: как артист унижает голливудскую звезду, заставляет ее готовить борщи и мыть полы, ползая на коленях. Над домыслами влюбленные только посмеивались.

Вместе звезды провели шесть лет, но нельзя сказать, что все это время в их доме царила гармония. Джессике приписывали роман с режиссером Бобом Рейфелсоном, а Михаил дал избраннице повод для ревности из-за проекта «Барышников на Бродвее», где его партнершей стала Лайза Миннелли. Танцовщик хранил молчание о характере общения с Лайзой, а вот она оказалась не столь осторожной: в интервью рассказывала, как восхищена загадочным и мускулистым русским.

Если романтическая связь с Миннелли и существовала, к премьере мюзикла она закончилась. Барышников получил второй шанс в отношениях с Джессикой Лэнг. В 1981-м у пары родилась дочка Александра, однако, даже несмотря на этот факт, сохранить союз надолго Михаилу не удалось. После расставания бывшие влюбленные остались друзьями.

СЕМЬЯ

Окружающие считали Барышникова вечным холостяком, но в конечном итоге он сумел найти женщину, с которой готов провести жизнь. Американки, по мнению артиста, слишком далеки от русского менталитета, другое дело, европейцы. Так, женой танцовщика стала австрийско-немецкая балерина Лиза Райнхарт. Избранницу Михаил ласково зовет Лизаветой.

Женщина танцевала в труппе Мэрса Каннингема, но ради возлюбленного бросила карьеру и стала домохозяйкой. В 1989-м она подарила супругу сына Питера, а через несколько лет — дочерей Анну и Софию.

Лиза дала Барышникову именно то, о чем он давно мечтал — тихую гавань, лишенную страстей и интриг. Семейную идиллию имели возможность увидеть родственники Михаила из Воронежа: только со сводным братом Владимиром Киселевым танцовщик сохранил связь. В 1992-м артист пригласил Владимира с супругой в гости в Нью-Йорк.

«Это были незабываемые две недели, — делился Киселев. — Днем мы просто гуляли по шумному Манхеттену, а вечером за нами заезжал Миша, и мы шли в театр, музей. А в выходные гостили у семьи Барышниковых в огромном загородном доме в Нью-Джерси. Там с распростертыми объятиями нас встречала его очаровательная жена Элизабет».

Райнхарт во всем поддерживала мужа и была рядом, когда он потерял близкого друга, Иосифа Бродского. В доме Барышниковых поэт считался членом семьи. Хотя Иосиф Александрович умер в 1996-м, Михаил не забывал его долгие годы. В 2015-м он отправился в Ригу с программой «Бродский/Барышников».

«Мы знакомы уже сто лет. Он читает стихи своего товарища Бродского не театрально, а как старый добрый друг. Это очень органично», — делился со «СтарХитом» Андрей Макаревич, присутствовавший на спектакле.

В этом весь Барышников: талантливый и скромный, трогательный и сильный, холодный и притягательный. Став звездой мирового масштаба, он никогда не кичился достижениями. Главными в жизни танцовщика остаются забота о близких и творчество, прочее — лишь мишура, не имеющая значения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: