Людвиг ван бетховен — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Людвиг Бетховен

Людвиг Бетховен — биография

Людвиг ван Бетховен — самый необычный композитор, обучившийся игре на скрипке и пианино, сумевший дирижировать целому оркестру, будучи абсолютно глухим.

Детство, семья

Людвиг ван Бетховен был рождён в Германском Бонне суровой зимой. С музыкой была связана судьба и деда, и отца, поэтому вся биография продолжателя рода Бетховенов была заведомо определена. Старшие мужчины из рода знаменитого композитора обладали прекрасными вокальными данными, что они использовали в своей работе. Мужчины нашли применение своему таланту в капелле при дворе. Отец будущего музыкального гения часто приходил домой пьяным, пропивая половину того, что заработал. А остальных денег не хватало на то, чтобы обеспечить семью.

В так называемой детской комнате мальчика не было мебели, кроме железной кровати и старого клавесина. Да и сама комната была расположена на чердаке дома. Отец добирался и туда, чтобы избить сына, хотя добрая часть побоев доставалась всегда матери. Мария Бетховен горячо любила своего сына, он был не единственным ребёнком в семье, родилось семеро, но в живых осталось только трое. Мать как могла, делала их детство счастливым.

Музыка

Отец Иоганн сразу заметил, что у ребёнка прекрасный музыкальный слух и есть определённые способности. Амадей Моцарт стал мерилом для завистливого главы семейства. Он задумал из своего сына сделать гения. Каждодневно мальчик занимался скрипкой и фортепиано. Отцу надо было знать, к какому музыкальному инструменту природа, одарив его сына талантом, отдала предпочтение. У Людвига был богатый выбор: орган, клавесин, альт, скрипка и флейта. Наказания следовали за каждой ошибкой в музицировании. Учителя, которых нанимал Иоганн, были бездарностями.

Отец жаждал лёгкой наживы за счёт одарённого ребёнка. В капелле ему повысили жалование, но все старания были напрасны, так как все деньги тратились на спиртное. Людвиг дал свой первый концерт в 6 лет. Его игра понравилась кёльнским слушателям, но денег с концерта выручили немного.

Мать, в отличие от отца, была мудрее и дальновиднее. Её сын начал сочинять мелодии, которые он вместе с мамой конспектировал. Мальчик был поглощён музыкой, иногда требовалось постороннее вмешательство, чтобы вывести его из погружённого состояния. Биография композитора упорно вела юного Бетховена по проложенному пути.

Во вновь назначенном директоре капеллы Луи обрёл учителя. Кристиан Готлобу заметил одарённость мальчика и стал его обучать всему, чем владел сам. Одной музыки мало для написания хорошей музыки, необходимо черпать чувства и эмоции из литературы, из древних языков с их певучестью, и философией. Людвиг зачитывался Гёте и Шекспиром, слушает Баха, Генделя, Моцарта.

Всё же Бетховен приехал в Вену и познакомился с великим гением музыки. Вольфганг заслушался импровизациями юноши. Моцарт предсказал Луи всемирную славу. Композитор пообещал дать несколько уроков. Неожиданно заболела мать, и Людвиг спешно покинул того, к кому стремился всю свою молодость.

Мать скончалась, оставив детей и пьяницу отца. Людвиг вынужден был обратиться за помощью к принцу. Семья стала получать пособие. Юноша сумел добиться разрешения на посещения музыкальных собраний. Будущий композитор давал частные уроки. Одна из таких семей помогала Бетховену. Их дочь была ученицей у талантливого музыканта.

Тяжело давалось молодому музыканту общение с австрийскими светилами науки. Гендель не смог найти общего языка с Людвигом. Антонио Сальери с удовольствием занимался с юным Бетховеном и даже познакомил его с титулованными музыкантами и знатными особами.

Людвиг пишет музыку для произведения Шиллера, которую услышали и оценили только через 39 лет. В 25 лет к музыканту пришла слава самого модного пианиста. Через три года начинает развиваться тиннитус. Десять лет никто не догадывался о наличии у маэстро этого заболевания. Глухоту Бетховена приписывали рассеянности композитора.

Боязнь оглохнуть окончательно развила у композитора невероятную работоспособность и взлёт творчества. Написана вторая симфония, «Пасторальная симфония». В этот период Бетховен стал чаще бывать на природе, уезжая в отдалённые места. В этом уединении с природой рождались настоящие шедевры музыки. Дирекция театра предложило композитору написать музыку к драме Гёте. Музыка создавалась, а попутно шли репетиции спектакля, на которых присутствовал маэстро.

Личная жизнь

Людвига никогда не принимала знать, значит, жениться на девушке из высшего общества он не мог. Молодой человек горячо влюбился в молодую графиню, которая не разделяла его чувств и вскоре вышла замуж за человека своего круга. Гимном всем невысказанных и неразделённых чувств стала «Лунная соната» композитора.

Следующая любовь Бетховена к вдове графа Дейма тоже закончилась неудачей, в порыве чувств делает предложение третьей девушке – и снова отказ. Композитор разочаровался и решает остаток жизни не предлагать никому руку и сердце. Людвиг решает взять на воспитание ребёнка умершего брата. Ребёнок унаследовал от своей матери пристрастие к алкоголю, чем доставляет немало хлопот своему родному дяде.

Болезнь и смерть

Слух начинает пропадать полностью, но гениальный музыкант не теряет надежду слышать и сочинять музыку. Он узнаёт звук по вибрации. Но 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет Бетховен умирает.

Смерть композитора наступила в результате воспаления лёгких, отягчённого болями в желудке из-за ошибки доктора. Врачеватель увеличил дозировку лекарственного препарата. Полгода страдал Бетховен в окружении своих друзей. Заключительной страницей истории жизни великого музыканта стали его похороны, на которые пришли двадцать тысяч человек во главе с Францем Шубертом.

У Бетховена была дочь. Так ли это?

В юбилейный для Бетховена год интерес к его личной жизни — особенно высокий. И одна из тайн, которая многим не дает покоя, — это рождение ребенка. Была ли у композитора внебрачная дочь?

Минона фон Штакельберг и Людвиг ван Бетховен

8 апреля 1813 года в Вене родилась девочка. При крещении ей было дано имя Мария Терезиа Сельма Арриа Корнелия Минона (Maria Theresia Selma Arria Cornelia Minona). И вряд ли судьба этой женщины заинтересовала бы кого-нибудь спустя два столетия, если бы не одно обстоятельство. Существует предположение, что Минона фон Штакельберг (Minona von Stackelberg) была дочерью знаменитого композитора. И чем ближе надвигается 250-летний юбилей Людвига ван Бетховена (Ludwig van Beethoven, 1770-1827), тем острее желание разгадать, каким же он был на самом деле, этот легендарный композитор.

Письмо, с которого все началось

Сенсацией это, конечно, не назовешь. Еще весной 1827 года его биограф и близкий друг Антон Шиндлер (Anton Schindler, 1795-1864) нашел это письмо в ящике письменного стола после смерти Бетховена, вместе с акциями и миниатюрными портретами двух неизвестных дам. Это было письмо «Бессмертной возлюбленной». Потребовалось приложить немало усердия, чтобы расшифровать почерк немецкого композитора. И вот содержание письма стало доступным музыковедам, а позднее и широкой общественности. Но кому были адресованы строки страсти, написанные карандашом на десяти страницах: «Ангел мой, жизнь моя, мое второе я… Разве любовь может существовать без жертв, без самоотверже­ния; разве ты можешь сделать так, чтобы я всецело принадлежал тебе, ты мне, боже мой!»

Ответить на этот вопрос не так просто. Сам Бетховен был небольшого роста, статностью и безупречной красотой не обладал, но это не мешало ему постоянно влюбляться. И любовь его была не безответной. Бетховен был не только любвеобильным, но и любимым женщинами. Для него любовь была потребностью, источником вдохновения, и дамы это чувствовали. Поэтому до сих пор так и неизвестно, к кому было обращено это страстное послание. Среди возможных адресатов исследователями указывались настоящие красавицы того времени, которые еще при жизни стали претендентками на звание «бессмертной возлюбленной» великого композитора.

В венском обществе Минона слыла дамой со странностями

История с возлюбленной покрыта тайной. Неизвестно, было ли письмо отправлено и получал ли его адресат. Из неразборчивого почерка композитора удалось установить следующее. Письмо было датировано утром и вечером понедельника 6 июля. Несмотря на отсутствие года, можно предположить, что оно было написано в 1812 году, когда Наполеон начал свое наступление на Россию, а 41-летний Бетховен находился в санатории в Теплице. Он был заездом и в Карлсбаде (сегодня — Карловы Вары). Поблизости в то же самое время могли находиться две дамы из ближайшего окружения Бетховена — Антониа Брентано (Antonia Brentano) и графиня Жозефина Брунсвик (Josephine Brunsvik). Обе выступали как предполагаемые кандидатки на роль таинственной «бессмертной возлюбленной». Ученые долго спорили о том, кому же на самом деле было адресовано послание, разбившись на два лагеря. «Сторонники» Жозефины со временем одержали верх.

Однако ни ту, ни другую версию нельзя назвать однозначной. Жозефина Брунсвик де Коромпа очаровала немецкого композитора, когда ей было 19 лет. В Вене Бетховен преподавал ей и ее сестре Терезе, которая в него тоже успела влюбиться, игру на фортепиано.

Читайте также  Хаяо миядзаки - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Когда Жозефина вышла замуж за графа, Бетховен сильно переживал. Страсть между композитором и графиней вспыхнула вновь после смерти ее мужа графа фон Дейм в 1804 году (Graf von Deym). В 1970-е годы была обнаружена любовная переписка между композитором и вдовой. Письма были написаны в период с 1804 по 1809 годы и по стилю очень напоминали письмо «бессмертной возлюбленной». Вскоре Жозефина разорвала отношения с Людвигом, но, возможно, влюбленные не смогли окончательно порвать все связи и сошлись вновь спустя какое-то время.

Чей был ребенок?

Жозефина Брунсвик была женщиной любвеобильной. Она прожила 42 года. У нее было восемь детей, от разных мужчин. Два ребенка родились вне брака: ее дочери Мари Лаура и Эмилия. Любопытно, что отцами девочек были преподаватели, которые обучали детей в семье Брунсвик: Кристоф фон Штакельберг (Christoph von Stackelberg) и Карл Эдуард фон Андреан (Karl Eduard von Andrehan). Как и Бетховен, смеем заметить. В 1812 году Жозефину покинул ее второй супруг. Она находилась в крайне растерянном состоянии, писала ее сестра Тереза.

Девять месяцев спустя после того, как было написано уже упомянутое письмо, в начале апреля 1813 года на свет появилась Минона, седьмой по счету ребенок Жозефины. Официально отцом ребенка стал Кристоф фон Штакельберг, с которым на тот момент Жозефина состояла в браке. Но девочкой она совсем не интересовалась. Она фактически «подарила» ее своей сестре Терезии. Позже отец забрал Минону вместе с ее сестрой Мари у матери и воспитывал их в строгости в Эстонии. Девочки росли в изоляции от общества. И только после смерти Штакельберга Минона смогла вернуться в Вену, где она прожила до самой смерти. Женщина скончалась, когда ей было 84 года. Ее отличительной чертой был балтийский акцент. И в венском обществе она слыла дамой со странностями.

Сцена из оперы «Минона» в Регенсбурге

Печальная судьба Миноны вдохновила живущего в Германии эстонского композитора Юрия Рейнвере на создание оперы. В январе 2020 года в немецком городе Регенсбурге состоялась премьера оперы «Минона». Юрий Рейнвере, собирая материал для своей работы, наткнулся на интересные детали. Оказывается, Минона была одаренным музыкальным ребенком. И у девочки был своенравный характер. Она пыталась противостоять суровым методам воспитания своего отца, но ее характер был сломлен. Эстонский композитор показывает печальную историю жизни Миноны, на которую оказали влияние двое мужчин-идеалистов — Штакельберг и Бетховен.

И кто же все-таки был отцом Миноны? На ее детских фотографиях исследователи находят сходство с великим композитором. Но эта тайна, похоже, так и останется тайной и для будущих поколений.

Тайм-менеджмент великих людей

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Строго придерживаться определенного режима дня было одним из главных правил немецкого композитора и пианиста Людвига ван Бетховена (Ludwig von Beethoven). Так, ежедневно после обеда он в любую погоду отправлялся на прогулку, причем всегда брал с собой лист бумаги и карандаш. Пребывание на свежем воздухе давало возможность лучше концентрироваться и еще более продуктивно работать.

Тайм-менеджмент великих людей

Уильям Фолкнер (1897-1962)

Для продуктивной работы распорядок дня очень важен. Очередное свидетельство тому — книга американского журналиста и писателя Мейсона Карри «Режим гения: Распорядок дня великих людей». В ней описаны особенности образа жизни людей, зачисленных историей в разряд гениев. Американский писатель и нобелевский лауреат Уильям Фолкнер, например, во время работы никого не пускал в свой кабинет.

Тайм-менеджмент великих людей

Марк Твен (1835-1910)

Американский писатель, журналист и общественный деятель Марк Твен тоже не позволял никому тревожить его во время работы, иначе он просто не мог сконцентрироваться. Он строго-настрого запрещал даже членам семьи не только переступать порог своего кабинета, но и приближаться к нему. В случае если Твен был по какой-то причине срочно нужен, домашним следовало трубить в горн.

Тайм-менеджмент великих людей

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Австрийский психолог, психиатр, невролог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) придумал рецепт, позволявший ему сосредотачивать внимание исключительно на работе и не отвлекаться по мелочам. Секрет был прост: каждое утро жене Фрейда, Марте (Martha Freud), следовало подбирать для супруга костюм и аксессуары, вплоть до носовых платков, и даже выдавливать пасту на его зубную щетку.

Тайм-менеджмент великих людей

Серен Кьеркегор (1813-1855)

Датский философ, теолог и писатель Серен Кьеркегор начинал свой день с того, что садился за письменный стол, а в полдень отправлялся на длительную прогулку. На свежем воздухе ему лучше думалось. Чтобы не забыть осенившие его мысли, сразу же по возвращении домой Кьеркегор, даже не снимая плаща и шляпы и не отложив в сторону зонтик, бросался записывать свои оригинальные идеи.

Тайм-менеджмент великих людей

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Австрийский композитор и музыкант-виртуоз Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart) всегда вставал не позднее шести часов утра. Его день был заполнен до предела: сочинение музыки, уроки детям богатых горожан, концерты, общественная деятельность. Ложиться спать приходилось очень поздно. Но иной жизни Моцарт себе не представлял.

Тайм-менеджмент великих людей

Эрнест Хемингуэй (1899-1961)

Американский писатель, журналист, нобелевский лауреат Эрнест Хемингуэй каждый день поднимался с постели с рассветом и тут же принимался за работу. По утрам, когда воздух был особенно чист и прохладен и никто не беспокоил, ему писалось лучше всего. Хемингуэй придумал таблицу, в которую в конце дня вносил количество написанных за прошедший день слов — «чтобы самого себя не обманывать».

Тайм-менеджмент великих людей

Густав Малер (1860-1911)

Австрийский композитор и дирижер Густав Малер (Gustav Mahler) просыпался с первыми петухами, на скорую руку завтракал и брался за творчество. Он не выносил, когда его что-либо отвлекало от работы. И супруга Малера, до замужества сама сочинявшая музыку, не осмеливалась садиться за фортепиано, а еще она предлагала соседям билеты в оперу, если они будут держать своих собак взаперти.

Тайм-менеджмент великих людей

Энди Уорхол (1928-1987)

Художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель, кинорежиссер — в одном лице. Американец Энди Уорхол отличался удивительной работоспособностью. Каждое утро он начинал с того, что звонил своему другу и соавтору Пэт Хэкет и сообщал о сделанном за прошедшие сутки. «Устный дневник» отнимал порой два часа. Пэт записывала сказанное, а потом распечатывала текст на пишущей машинке.

Тайм-менеджмент великих людей

Пабло Пикассо (1881-1973)

Испанский художник, скульптор, график и дизайнер Пабло Пикассо поздно ложился спать и поздно вставал. За работу принимался после обеда, а заканчивал трудиться затемно. В студию, где он творил, без разрешения нельзя было входить никому. От бытовых проблем Пикасо предпочитал отгораживаться. В пищу потреблял только овощи, рыбу, рис и виноград, а пил лишь минеральную воду.

Личные и семейные проблемы. Борьба за опеку

Личная жизнь Бетховена осложнялась тем, что будучи представителем артистической элиты и вращаясь в аристократических кругах, он оставался простолюдином по происхождению. В конце 1801 года через семейство Брунсвик, где он давал уроки фортепьяно сестрам Терезе и Жозефине, композитор познакомился с их кузиной, юной графиней Жюли (Джульеттой) Гвиччиарди. В ноябре этого года он пишет другу детства Францу Вегелеру о своей новой привязанности: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною.» Однако, вероятно, Бетховен понимал, что он никогда не сможет сделать предложение своей возлюбленной из-за сословных предрассудков (в 1803 году она вышла замуж за графа фон Галленберга). В том же 1801 году композитор посвятил Джульетте фортепианную сонату №14, известную как «Лунная соната». См. также.

В свою очередь, отношения Бетховена и Жозефины Брунсвик наполнились новым звучанием после смерти в 1804-м году ее первого мужа, графа Йозефа Дейма. В период с 1804-го по 1810-й год композитор отправил ей пятнадцать страстных любовных писем; дама ответила взаимностью его чувствам, однако в 1807-м году под давлением семьи была вынуждена разорвать эти отношения. Графиня была обязана соблюсти реноме и рисковала потерять право опеки над детьми, рожденными в браке с Деймом, если бы вышла замуж за простолюдина. После того, как в 1810 году Жозефина обручилась с бароном фон Стакельбергом, Бетховен делал предложение Терезе Мальфатти, которой, по некоторым данным, он посвятил багатель «К Элизе», но также получил отказ по причине своего неблагородного происхождения.

Весной 1811 года Бетховен тяжело заболел: его мучила лихорадка и головные боли. По совету врача он провел шесть недель на курорте Теплиц. Следующей зимой, во время работы над Седьмой симфонией состояние композитора опять ухудшилось, и лето 1812 года он также провел в Теплице, где написал знаменитое письмо «Бессмертной возлюбленной». Кто был его адресатом – Джульетта Гвиччиарди, Терезае Мальфатти, Жозефина или Антония Брентано – остается загадкой для биографов.

Читайте также  Диана крюгер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Осенью этого же года он нанес визит своему брату Иоганну с целью настоять на прекращении его незаконного сожительства с Терезой Обермайер – женщиной небезупречной репутации, уже имевшей одного незаконнорожденного ребенка. Бетховену не удалось уговорить брата расторгнуть этот «неприличный союз», однако, ссылаясь на авторитет церкви и общественного мнения, получилось склонить его к заключению брака, что и произошло 9 ноября.

В начале 1813 года Бетховен пережил эмоциональный и творческий кризис, негативно отразившийся и на его финансовом положении. Тем не менее, он продолжал заботиться о брате Карле, больном туберкулезом, и поддерживать деньгами его семью, вопреки давней ссоре и обещанию оставить брата без гроша.

Моментом душевного возрождения для композитора стало сообщение о сражении при Ватерлоо (или по европейской традиции — при Виттории), где наполеоновская армия была разбита войсками коалиции под командованием герцога Веллингтона.

Батальная симфония «Победа Веллингтона» и Седьмая Симфония были представлены слушателям 8 декабря 1813 года на благотворительном концерте в пользу жертв военной кампании. Сочинение пользовалось успехом у широкой публики, благодаря не только идеологической подоплеке, но и простой композиции, патетическому и возвышенному настрою. «Победа Веллингтона» (или «Битва при Виттории»)неоднократно повторялась в следующих концертах — в январе и феврале 1814 года. На фоне укрепления композиторской репутации и роста популярности, Бетховен получил заказ на возобновление и доработку оперы «Фиделио», которая также успешно была представлена публике в июле 1914 года. Тогда же, впервые за пять лет он вернулся к созданию фортепьянных сонат — сонату №27 Oр.90, написанную летом 1814 года, можно считать важной точкой в развитии этого жанра в творчестве Бетховена. Кроме того, он вошел в число композиторов, получивших заказ на создание патриотических музыкальных произведений, приуроченных к Венскому Конгрессу, который начался в ноябре 1814 года и привлек в австрийскую столицу глав государств и дипломатических представителей разных стран.

В период между 1815-м и 1817-м творческая продуктивность композитора вновь пошла на спад. Отчасти причина была в длительной болезни – хроническое воспаление и лихорадка не отпускали его более года, но большее влияние имели негативные факторы его личной и общественной жизни: неразделенные сердечные увлечения, жесткая цензура со стороны австрийского правительства, а также болезнь и смерть от туберкулеза брата Карла.

В период болезни брата Бетховен оказывал финансовую помощь его семье, а после его смерти в ноябре 1815-го года оказался втянутым в долгое судебное разбирательство по поводу опеки над своим девятилетним племянником Карлом. Бетховен заявил свои единоличные права на опекунство, поскольку считал мать ребенка, Джоанну недостойной исполнять родительские обязанности (помимо финансовой несостоятельности женщина имела проблемы с законом и репутацией – помимо Карла у нее был старший незаконнорожденный сын, а также судимость за воровство). В то же время, согласно последней воле усопшего Людвиг и Джоанна получали равные права на опеку над ребенком. Решением суда в феврале 1816-го года права на опеку были признаны за композитором, но вплоть до 1820-го года вдова брата отсылала повторные иски, и следователи регулярно докучали ему требованиями подтвердить благополучие мальчика, которого Бетховен отправил учиться в частный пансион.

Тяжба по поводу опеки усугублялась сложностью австрийской системы правосудия. В стране действовали несколько судов для разных общественных сословий: отдельный суд для дворян, земский суд и несколько судов для простолюдинов, в том числе – гражданский суд при венском магистрате. При выборе судебной инстанции Бетховен скрыл тот факт, что голландская частица «ван» не является эквивалентом германской частицы «фон», указывающей на дворянское происхождение гражданина. Благодаря этой уловке Бетховену удалось добиться рассмотрения дела об опеке в земском суде и рассчитывать на решение в свою пользу. Однако во время слушания показаний сторон композитор случайно обмолвился о своем неблагородном происхождении, и в декабре 1818-го года дело было передано в гражданский суд магистрата, который, в свою очередь, отказал Бетховену в единоличной опеке над ребенком.

Композитор подал апелляцию и восстановил опекунство, тогда как протест Джоанны не смог изменить судебного решения. Все следующие годы Бетховен был крайне озабочен тем, чтобы юный Карл вел достойный и высокоморальный образ жизни. Как известно, композитор не отличался обходительностью и тактом, и нередко грубо вмешивался в дела и личную жизнь племянника. Постоянное нервное напряжение довело молодого человека до попытки самоубийства – 31 июля 1826-го года он выстрелил себе в голову. К счастью, рана оказалась не смертельной, и после выписки из больницы Карл вернулся в дом своей матери. Он простил своего дядю, однако после восстановления здоровья записался в армию и оставил семью. В последний раз он виделся со своим опекуном в начале 1827-го года.

42 примечательных факта о жизни Людвига ван Бетховена (5 фото)

1. Людвиг ван Бетховен родился в Бонне (Германия) в декабре 1770 года. Только тогда это называлось Кёльнское курфюршество, Священная Римская Империя. Фактическая дата его рождения неизвестна.

2. Отец Бетховена был певцом, но карьера его не задалась. Поэтому он возлагал на сына собственные надежды, заставляя его репетировать по несколько часов подряд каждый день. Отец часто бил Бетховена, когда тот ошибался и брал не те ноты.

3. Бетховену пришлось бросить школу в 11 лет, чтобы содержать семью. Из-за этого он так и не выучил умножение и деление.

4. В детстве Бетховен играл на скрипке и часто наслаждался музыкальной импровизацией, а не игрой по партитуре. Его отец однажды сказал: «Я не могу этого вынести — играй по нотам, иначе твоя игра не будет много значить!»

5. У Бетховена было еще 6 братьев и сестер. Четверо из них умерли при его жизни.

6. Отец Бетховена был алкоголиком — черта, которую Бетховен тоже со временем перенял.

7. К 18 годам Бетховен стал основным источником дохода для своей семьи.

8. Отец сказал Бетховену, что тот родился в 1772 году, а не в 1770 году. Это должно было создать иллюзию, что он моложе, чем был на самом деле, а следовательно, выпятить его таланты еще сильнее. Сам Бетховен узнал правду только спустя годы.

9. Впечатляет то, что Бетховен опубликовал свое первое сочинение, когда ему было 12 лет. Вдобавок оно было написано в тональности до минор — странный выбор для того времени и довольно сложно играть.

10. После смерти Моцарта в 1791 году венский граф Вальдштейн сказал молодому Бетховену, что если он будет достаточно много работать, то получит «дух Моцарта через руки Гайдна».

11. Бетховен вел дневник, когда жил в Вене с 1792 года, и благодаря этому у нас есть представление о его повседневной жизни — от поиска нового производителя париков до поиска места для покупки пианино.

12. К сожалению, Бетховен был предрасположен к болезням и провел большую часть своей жизни, страдая от множества заболеваний, таких как колит, ревматизм, ревматическая лихорадка, тиф, кожные заболевания, абсцессы, ряд инфекций, офтальмия, воспалительное перерождение артерий, желтуха, хронический гепатит и цирроз печени.

13. Когда Бетховен переехал в Вену в возрасте 20 лет, он брал уроки у Йозефа Гайдна — другого очень известного и влиятельного композитора.

14. Интересно, что эти двое часто теряли терпение и выходили из себя, поэтому дружеское общение между ними не сложилось. И впоследствии отношения между ними оставались натянутыми.

15. Когда Людвиг ван Бетховен начал сочинять музыку, клавесин был доминирующим инструментом. Однако Бетховен сосредоточился на сочинении произведений для фортепиано, для которого еще никто не писал полных пьес.

16. Бетховен ненавидел давать уроки игры на фортепиано, если только его ученики не были привлекательными женщинами или исключительно талантливыми.

17. К 1793 году, в возрасте 22 лет, Бетховен уже часто выступал в салонах венской знати, играя на пианино. Он быстро зарекомендовал себя как пианист-виртуоз, исполняя прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» Баха.

18. Бетховен исполнил свою первую симфонию в возрасте 30 лет. До того симфонии считались беззаботными и легкими произведениями, но Бетховен быстро изменил эти представления.

19. В 1802 году во время отдыха в Гейлигенштадте за пределами Вены отчаявшийся Бетховен написал: «Я бы покончил с собой — меня удерживало только мое искусство. Ах, мне казалось невозможным покинуть этот мир до тех пор, пока я не принесу на свет все, что, как я чувствовал, было внутри меня». Этот текст теперь известен как Гейлигенштадтское завещание (Heiligenstadt Testament); оно было опубликовано в 1828 году.

20. Считается, что ранний период творчества композитора закончился в 1802 году, после Гейлигенштадтского завещания, и включает в себя его первую и вторую симфонии, набор из шести струнных квартетов, фортепианный концерт No. 1 и 2, а также около десятка сонат для фортепиано, включая сонату «Pathétique» («Патетическую»).

Читайте также  Алексей климушкин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

21. Печальная «Лунная соната» была посвящена любовному увлечению Бетховена и его ученице, Джульетте Гвиччарди.

22. «Героический» средний период творчества Бетховена очень эмоциональный, весь про героев и борьбу. Этот период включает в себя Симфонию № 3, последние три фортепианных концерта, пять струнных квартетов, единственную оперу Бетховена, «Фиделио», и фортепианные сонаты, включая «Лунную сонату», «Вальдштейн» и «Апассионату».

23. Поздний период творчества, который включал Симфонию № 9 с хоровым финалом, Missa Solemnis, поздние струнные квартеты и некоторые из величайших фортепианных произведений, включая сонаты и вариации Диабелли, считается самым гениальным и интеллектуальным периодом.

24. «Лунная соната» — одно из самых известных произведений Бетховена, но при жизни композитора она была известна исключительно как фортепианная соната № 14, а название «Лунная» получила только в 1832 году, через 5 лет после смерти композитора. Немецкий поэт Людвиг Реллштаб сказал, что первая часть сонаты звучит как лунный свет, сияющий на озере Люцерн, и название прижилось.

Биография Бетховена кратко: жизнь и творчество композитора

Биография Бетховена и его творчество: YouTube / Полезные заметки

Галантный XVIII век подарил человечеству немало гениев, музыка которых и поныне вселяет восторг в людей. Одно из почетных мест среди них занимает Бетховен, чьи произведения составляют теперь общечеловеческое наследие. Биография Бетховена наполнена сложными моментами, взлетами и сокрушающими ударами судьбы. Подробнее о жизни композитора читайте в статье.

Биография Бетховена: детство, образование

Бонн — город, носивший несколько веков титул культурной столицы Германии, к XVIII веку его окончательно утратил. В этот период угасания Бонна родился будущий автор знаменитой «Лунной сонаты».

Когда родился Бетховен? Случилось это событие в 1770 году, холодным зимним днем — 16 декабря. Мальчика окрестили на следующий же день.

Краткая биография Бетховена окажется неполной, если не упомянуть его родителей:

  • Мария-Магдалина — мать композитора — происходила из семьи Кеверих. Отец ее работал главным поваром при дворе курфюрста в Кобленце.
  • Иоганн — отец. Певец (тенор) дворцовой капеллы. Эту должность получил по протекции своего отца Людвига, который к тому времени стал уже капельмейстером.

Биография Бетховена — ранние годы: YouTube / Полезные заметки

В том, что Людвиг ван Бетховен пойдет по отцовской стезе, родители не сомневались. Потому он проходит интенсивное обучение игре на двух популярных салонных инструментах той поры — скрипке и клавесине.

Публике предоставили возможность понять, кто такой Бетховен в 1778 году: мальчик впервые выступил перед публикой. Биография Бетховена, возможно, осталась бы вполне заурядной, если бы в 1782-м в Бонн не перебрался Кристиан Нефе. Этот композитор и виртуоз-органист понял, что Людвиг талантлив, и взялся его учить.

Юноша успел в школе отлично овладеть языками:

  • французским;
  • латинским;
  • итальянским.

Особую слабость Бетховен, биография которого интересна не только поклонникам классической музыки, питал к поэзии. Его любимыми авторами стали:

  • Шекспир.
  • Шиллер.
  • Гёте
  • Гомер.

С намерением продолжить образование Бетховен в 1787 году отправляется в Вену. Однако планы разрушает кончина матери, случившаяся 17 июля. В следующие годы происходит несколько событий:

  • В 1789 году юноша идет в местный университет. Здесь под влиянием Французской революции Людвиг сочиняет «Песнь свободного человека», яро критикующую сословное общество.
  • В 1792-м юноша встречается в Бонне с Гайдном. Бетховен, музыка которого ярко демонстрирует его талант, становится учеником Гайдна. Занятия, впрочем, скоро прекратились. Ученик и учитель разочаровались друг в друге. Образование Бетховена завершил Антонио Сальери.
  • В 1796 году Людвиг заболевает и теряет слух. Глухой композитор склоняется к самоубийству, но слуховые трубки, подаренные ему механиком Мельцелем, спасают отчасти ситуацию.

Биография Бетховена — молодые годы: YouTube / Полезные заметки

Людвиг ван Бетховен: творчество

Сочинительством музыки Людвиг начал заниматься, еще живя в Бонне. Считая первые произведения слабыми, он их несколько раз переделывает. Произведения Бетховена юношеской поры немногочисленны. Самое знаменитое из них — «Сурок».

По-настоящему известным композитор стал после переезда в Вену. Период с 1792-го по 1802-й ознаменовался относительной успешностью:

  • Поначалу Бетховена ценили как пианиста-виртуоза, ловко использовавшего в игре крайние регистры инструмента.
  • Позже начали пользоваться популярностью произведения, особенно камерные — квартеты, сонаты и пр.

Биография Бетховена — творческий путь: YouTube / Полезные заметки

После начала болезни Бетховен некоторое время проводит в Хайлигенштадте. Здесь пишет первые страницы Героической (Третьей) симфонии. Она изначально посвящалась Наполеону. Однако, когда тот назначил себя императором и тем уничтожил все завоевания революции, это посвящение автор перечеркнул. С того момента симфония стала «Героической».

Творчество Бетховена рано обрело стилистическую узнаваемость. Уже первые сонаты автора раскрывают его талант и самобытность. Причем, по мнению Петра Ильича Чайковского, только Третья симфония смогла полностью раскрыть гений Бетховена.

Став глухим, Бетховен пишет свои лучшие произведения, в том числе единственную оперу. Называется она «Фиделио». Ее считал Людвиг самым дорогим своим произведением, потому что опера:

  • отняла много сил;
  • причинила массу мучений;
  • доставила больше всего огорчений.

Популярной опера стала лишь в 1814 году, а написал ее композитор в 1804-м.

Бетховен, произведения которого знают многие, оставил весомое музыкальное наследие:

  • девять симфоний;
  • пять концертов для фортепиано с оркестром;
  • восемь увертюр симфонических;
  • шестьдесят пьес для фортепиано;
  • музыкальное оформление для трех постановок («Король Стефан», «Эгмонт», «Кориолан»);
  • более пятнадцати струнных квартетов;
  • шесть трио.

Написал Бетховен также много сонат:

  • юношеских;
  • для скрипки и фортепиано;
  • для фортепиано;
  • для виолончели и фортепиано.

Особое место занимают в наследии композитора единственные в своем роде:

  • «Творения Прометея» (балет).
  • «Торжественная месса».
  • «К далекой возлюбленной» (вокальный цикл).
  • «Фиделио».

Биография Бетховена — творческое наследие: Wikipedia

Людвиг ван Бетховен: факты, личная жизнь, последние годы

Бетховен слыл весьма эпатажной личностью. Он не следил за внешностью, появлялся в обществе с растрепанными волосами, небрежно одетый. Это и обусловило повышенное внимание людей к его, как виделось окружающим, «скандальной» персоне.

При жизни слухи о нем часто распространялись в форме анекдотов, а Бетховен интересные факты о себе не отрицал, чем лишь подогревал интерес общества. Так, например:

  • Будучи в гостях у князя Лихновского, Бетховен отказался выступать и закрылся в комнате. Князь велел взломать дверь, и оскорбленный композитор уехал из поместья. После в письме он сообщил, что князей — тысячи, а Бетховен — один.
  • В курортном городке Теплице во время прогулки с Гёте Бетховен повстречал императора Франца со свитой. Немецкий поэт поклонился монарху, а Людвиг лишь слегка притронулся пальцами к полям шляпы.

Композитор никогда не был женат, но неоднократно влюблялся. Трижды Людвиг ван Бетховен, биография которого не может не впечатлять, просил о взаимности и всякий раз неудачно:

  • Первой была Джульетта Гвиччарди — певица и пианистка. Она предпочла композитору графа Галленберга. «Лунная соната» написана именно для нее.
  • Позднее была Тереза Мальфатти, дочь купца, которую не впечатлил багатель «К Элизе», подаренный ей Бетховеном.
  • Жозефина фон Брунсвик — ученица композитора — наотрез отказалась от близости с ним, причем дважды.

В итоге Бетховен отказался от идеи женитьбы. Он забирает к себе сына скончавшегося от пьянства брата. Мальчик получает хорошее образование, но азартные игры приводят его к полному падению. Воспитанник влезает в долги, пытается застрелиться и всем этим сильно расстраивает дядю.

Бетховен, годы жизни которого уже сочтены, страдает от тяжкого заболевания печени. Причем, как выяснили в 2007 году патологоанатомы, ускорило смерть лечение. Дело в том, что для откачки собиравшейся в брюшной полости Людвига жидкости врач Андреас Ваврух регулярно делал в его животе проколы, а после прикладывал к ним свинцовые примочки. Частицы металла скапливались в организме и отравляли его.

Бетховен скончался в 1827 году, 26 марта. Ему на момент смерти было неполных 57 лет. Похоронен композитор на Верингском кладбище под «Реквием», сочиненный Луиджи Керубини.

Биография Бетховена — последние годы: Wikipedia

Биография Бетховена весьма противоречива. С одной стороны, она рассказывает об успехе — композитор был признан еще при жизни. С другой — повествует о его несчастливой личной жизни.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: