Георгий седов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Георгий Седов

Биография

Имя Георгия Седова известно большинству советских путешественников. Первый российский гражданин, поставивший цель покорить Северный полюс, увековечил свою фамилию в учебниках. Скромный, но амбициозный деревенский парень стал известен во всем мире, несмотря на трагичный финал предпринятой им экспедиции.

Георгий Седов

Пройдя всего 200 км в сторону заданной точки, к которой на тот момент уже добрались другие первопроходцы, отважный исследователь погиб. Но этот поступок отметили как подвиг. Именем Седова сегодня названы географические объекты, корабли, улицы, учебные заведения.

Детство и юность

Биография Георгия Седова интересна. Младший сын в семье, где было 9 детей, родился 5 мая 1877 года на хуторе Кривая Коса, в Донецкой области. Отец мальчика был рыбаком и не всегда имел возможность прокормить семейство. Мать подрабатывала прачкой. Безденежье, отцовское пьянство и загулы, длящиеся годами, побудили Георгия и пятерых его братьев наниматься рабочими к местным богачам.

Морской офицер Георгий Седов

Дети работали за гроши, добывая себе пропитание. Говорить о получении образования в такой ситуации не приходилось. Седов научился читать только к 14 годам. Это произошло благодаря решению родителей отдать подростка в церковно-приходскую школу, недавно открывшуюся в селе. Там и выявились его незаурядные способности.

Спустя 2 года у Георгия на руках оказался похвальный лист, выданный за освоение 3-летней программы. Парень обучился грамоте, но это не способствовало его развитию. Никто не отменял необходимость много и тяжело работать. Поначалу он был ключником в конторе, затем приказчиком в магазине.

Георгий Седов в молодости

В жизни намечались перспективы, но Георгию их было мало. Отдушиной для Седова стало чтение. Узнав о разнообразных государствах и странах, он лелеял мечту стать капитаном дальнего плавания. Его идея пришлась не по нраву родителям, да и скорее походила на фантазию. Упорство помогло добиться цели.

В 1894 году втайне от родных парень отправился в Ростов-на-Дону поступать на мореходные курсы. Бесплатно получать образование на них мог тот, кто до этого поработал матросом.

Георгий Седов

Первым судном, на котором молодой человек вышел в море, стал пароход «Труд», курсировавший по Азовскому и Черному морю. Так Георгий Седов получил первый опыт хождения на корабле. Спустя 2 года он сдал экзамен на штурмана каботажного плавания, а еще через год стал штурманом дальнего плавания. Теперь он мечтал об экспедициях.

Участие в подобных проектах требовало прохождения военной службы. Для этого Седов поехал в Севастополь и в 1901 году сдал экстерном выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе. Получение профильного образования вселило уверенность в талантливого молодого человека. Он обрел необходимые навыки на суднах «Березань» и «Султан».

Экспедиции и научная деятельность

С 1902 года Георгий Седов работал гидрографом в управлении при Адмиралтействе. Свою роль сыграло полученное звание поручика, а также сопроводительное письмо от контр-адмирала Анатолия Дриженко, инспектора мореходных курсов. Теперь путь к исследовательской деятельности был открыт.

Моряк Георгий Седов

В том же году экспедитор стал участником путешествия по Северному Ледовитому океану, посетил острова Вайгач. Душа начинающего исследователя жаждала открытий и изучения географии на практике. В апреле того же года на судне «Пахтусов» Седов исследовал берега Новой Земли и Карское море.

Знакомство с капитаном корабля «Америка» Энтони Фиалой спровоцировало появление идеи о покорении Северного полюса. Препятствием к преодолению новых широт стала Русско-японская война. Служба в Сибирской флотилии и участие в боевых действиях заняли продолжительное время.

Энтони Фиала

По окончании сражений Седов оказался помощником лоцмейстера в крепости в Николаевске-на-Амуре. Еще 2 года Седов находился в Тихом океане, занимаясь научной деятельностью. Благодаря этому свет увидели статьи «Северный океанский путь» и «Значение Северного океанского пути для России».

В 1908 году Седов участвовал в экспедиции по Каспийскому морю, а в 1909-м изучал устье реки Колымы. Его исследовательские труды оценила Академия наук. Георгия Седова признали членом Русского географического общества.

Георгий Седов выверяет секстан и хронометр

Выходец из обычной русской деревни получил в качестве награды за заслуги Орден Святого Станислава 3-й степени. Его вклад в оптимизацию судоходства на Амуре оценило вышестоящее начальство. В этот период лейтенант Георгий Седов стал супругом Веры Май-Маевской. Социальный статус жены из высшего общества открыл военному моряку двери в свет.

Предвзятое отношение теперь виделось Седову от любого собеседника, ведь ему казалось, что окружающие пренебрегают его происхождением. Самолюбие мужчины страдало все чаще и тем самым провоцировало на необдуманные действия и авантюры.

Георгий Седов с участниками экспедиции

Приключением, на которое отважился Седов, стало путешествие для покорения Северного полюса. С 1912 года велась подготовка к экспедиции. Первооткрывателем Седов быть не мог, так как на тот момент в этой точке уже побывали два американских путешественника. Поездка становилась вызовом самому себе и обществу, которое, по мнению экспедитора, не желало его принимать.

В 1913 году планировалось проведение ряда торжественных мероприятий в честь 300-летия дома Романовых. Седов считал установку российского флага на самой крайней точке Севера идеальным подарком государю. Чтобы завоевать славу и авторитет, приходилось торопиться: времени на покорение обледенелых земель оставалось немного.

Георгий Седов с командой исследовательского судна

Добиваться финансирования проекта Седов стал через Главное гидрографическое управление и Совет министров. На прошение пришел отказ. Спешка, отсутствие технических ресурсов и должной подготовки заставляли ученых и чиновников сомневаться в задумке Седова. Он расценил это как высокомерие.

Спортивный интерес заменил собой рвение к научно-исследовательской деятельности. Энергичный авантюрист обратился к общественности через газету «Новое время» и получил необходимую материальную помощь. Даже император Николай II пожертвовал на проект 10 тыс. руб., что составило 20% от всех взносов.

Георгий Седов на Северном Полюсе

Георгий Седов приобрел парусно-паровое судно «Святой великомученик Фока» и второпях занялся ремонтом. Компанию гидрографу в путешествии составляли географ Владимир Визе и исследователь Георгий Брусилов. Сбор экипажа стал проблемой, равно как и поиск ездовых собак. Место последних заняли архангельские дворняги, выловленные в городе. Малая грузоподъемность шхуны регламентировала ограничение по пищевым припасам.

14 августа 1912 года судно вышло из порта Архангельска и отправилось в море. 2 года экипаж противостоял волнам и зимовал среди льдов в полярной ночи. Первая зимовка прошла у Новой Земли. Путешественники составляли карты и описывали увиденное ими побережье.

Зимовка судна Георгия Седова у Новой Земли

Результаты исследований были отправлены в Географическое общество Петербурга вместе с просьбой о подкреплении в виде провианта. С каждым днем условия жизни становились все суровее. Отсутствие радиосвязи делало положение моряков гибельным. Запасы путешественникам не отправили, так как их сочли погибшими.

Вторая зимовка прошла у берегов Земли Франца-Иосифа в Тихой бухте. В этот период команда начала болеть цингой. В феврале 1914 года зараженный Седов с двумя матросами предпринял вылазку в попытках дойти до Северного полюса и погиб во время похода.

Личная жизнь

В 1910 году Георгий Седов сочетался браком с племянницей генерала, Верой Май-Маевской. Между молодыми людьми вспыхнула любовь, но в обществе поговаривали, что положение жены было удобным Седову. Его карьера в этот момент пошла на спад, и предположение казалось правдоподобным.

Георгий Седов и его жена Вера

Исследователь был одним из немногих офицеров, не имевших дворянства. Любое появление в свете было связано с упоминаниями об этом. Счастливая личная жизнь омрачалась интригами на службе. Его как будто намеренно отстраняли от интересных проектов и задач. Вместо экспедиции по неизученным восточным морям Арктики лейтенанта отправили на изведанный Каспий.

Смерть

Георгий Седов встретил последние часы жизни, штурмуя Северный полюс. 2 февраля 1914 года он вышел в его направлении с собачьей упряжкой и двумя сопровождающими. Ослабленный цингой, Седов чувствовал ухудшение состояния здоровья, но не сдавался. В планах исследователя к преодолению значились 2 тыс. км. Из них удалось пройти только 200 км.

Памятник Георгию Седову

По официальной версии, причиной смерти ученого стала цинга. Историки сомневаются в том, что стало с телом Седова. По одному из предположений, его похоронили во льдах, отметив могилу крестом, сложенным из лыж. По второму – труп командира был скормлен голодным собакам, чтобы те не обессилили и доставили матросов обратно к судну.

Память

Сейчас фото путешественника и гидрографа Георгия Седова размещены на страницах учебников. Достижения исследователя оценили при жизни. Сын простого рыбака стал обладателем нескольких наград, получил звание члена Русского географического и астрономического общества. Интересные факты, описанные им, легли в основу российской географии.

Ледокол «Георгий Седов»

В честь Георгия Седова названы архипелаг и поселок, ледник и мыс, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде, пик и 2 залива на Новой Земле. Его имя носят набережная в Архангельске, мореходное училище в Ростове-на-Дону и улицы в советских городах. В честь исследователя получили название гидрографический ледокол, ледокольный пароход и самолет компании «Аэрофлот».

Игорь Ледогоров в роли Георгия Седова

В 1974 году Борис Григорьев снял одноименный фильм о Георгии Седове, главную роль в котором исполнил Игорь Ледогоров.

Георгий Седов – исследователь северных морей

Северный морской путь – кратчайший маршрут между европейской частью нашей страны и Дальним Востоком. В последние годы Россия и другие страны проявляют повышенный интерес к развитию перевозок по Арктике, так как Южный морской путь через Суэцкий канал намного длиннее. СМП в нашем законодательстве определяется как исторически сложившаяся транспортная коммуникация России в Арктике. Почему же РФ считает свои права на арктический маршрут грузоперевозок исключительными? Это обусловлено его географическим положением и богатой историей исследований.

Содержание

Освоение северных морей началось еще во времена Российской империи. Одним из исследователей был Георгий Седов, выходец из бедноты, проведший множество экспедиций и трагически погибший в погоне за мечтой – покорением Северного полюса.

Ранние годы

Георгий Яковлевич Седов родился на хуторе Кривая Коса в 1877 году. Тогда это была Область Войска Донского, а сегодня – Новоазовский район Донецкой области, большая часть которого контролируется самопровозглашенной Донецкой Народной Республикой. В семье Седовых было 9 детей – 4 сына и 5 дочерей. Отец зарабатывал на жизнь тем, что пилил лес и ловил рыбу. Когда он работал, семья чувствовала себя вполне сносно, а когда уходил в запои и пропивал имущество, ей приходилось жить впроголодь.

С 8 лет Георгий ловил с отцом рыбу и выходил на поденную работу в поле. Когда отец на три года бросил семью, обеспечивать пропитание стало особенно тяжело. Один из братьев Георгия умер от воспаления легких, а самого его отдали в батраки богатому казаку, где мальчик работал за еду.

В 1891 году Георгий отправился учиться в церковно-приходскую школу и за два года прошел в ней трехлетний курс. Он был лучшим учеником, помогал учителю, водил строй на военной гимнастике и в конце обучения получил похвальный лист.

Читайте также  Александр балуев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Мечты о море

После окончания церковно-приходской школы Седов поработал батраком и приказчиком в магазине на родном хуторе. Кривая Коса стоит на берегу Азовского моря, и юноша к тому времени понял, что хочет стать капитаном дальнего плавания. Родители не хотели, чтобы сын уехал учиться в мореходную школу. Георгию приходилось прятать свое метрическое свидетельство и полученный в церковно-приходской школе похвальный лист. Он тайно копил деньги и готовился уйти из дома.

В 1894 году Седов сбежал от родителей и направился в Ростов-на-Дону, где поступил в мореходные классы. Когда мать и отец узнали об успехах сына в учебе, они поменяли свое отношение к его отъезду. В 1899 году Георгий стал штурманом дальнего плавания, немного поработал на гражданских судах и перешел на службу в военно-морской флот.

Исследователь северных морей

В 1902 году Седов отправился в гидрографическую экспедицию, которая изучала остров Вайгач (граница Карского и Баренцева морей), а также окрестности Новой Земли и устье реки Кары. Георгий Яковлевич был назначен помощником начальника экспедиции. Руководитель исследовательской миссии гидрограф Александр Иванович Варнек отзывался о Седове как о человеке энергичном, острожном и хорошо знающем свое дело. Именно ему поручались трудные, ответственные и зачастую сопряженные с серьезной опасностью задачи.

В перерыве между научными экспедициями Седов участвовал в Русско-японской войне. Он был сначала ревизором, а затем и капитаном миноноски в составе Сибирской военной флотилии.

В 1909 году Георгий Яковлевич отправился в Чукотскую экспедицию, где руководил исследованием устья реки Колымы и удобных морских подходов к ней. Экспедиция была высоко оценена, поэтому Седова приняли в члены Русского географического общества.

Непокорный полюс

В 1911 году Седов планировал новую экспедицию в восточную часть Арктики, но его направили исследовать Каспийское море. Георгий Яковлевич принял это распоряжение с неудовольствием – его манили холодные широты. Однако задание он выполнил с привычной добросовестностью и по возвращении получил чин капитана.

В 1912 году Седов решил отправиться на Северный полюс. Несколько лет назад о его покорении объявили американцы Фредерик Кук и Роберт Пири, но заявления обоих исследователей были подвергнуты сомнению. Для Георгия Яковлевича почему-то было принципиально важно опередить великого норвежца Рауля Амундсена, хотя тот неудачно попытался добраться до Северного полюса лишь в 1918 году.

Седов считал, что Амундсен хочет идти к полюсу в 1913 году. Он оказался в созданном собственными руками цейтноте и даже опубликовал в «Синем журнале» очерк под названием «Как я открою Северный полюс».

Изначально экспедиция была поддержана правительством, но при детальном рассмотрении комиссия отказалась выделять государственные средства. Она посчитала замысел нереальным и абсолютно фантастическим. Вместо 50 000 рублей из казны Седов собрал более 40 000 рублей добровольных пожертвований и арендовал старую парусно-паровую шхуну под названием «Святой великомученик Фока». Раньше это судно было норвежским зверопромысловым барком «Гейзер».

Времени на подготовку не хватало, поэтому течь в корпусе шхуны не была полностью отремонтирована. На судне имелась радиостанция, но Седову не удалось найти радиста, и бесполезную аппаратуру оставили в Архангельске.

Ошибок было слишком много. На борт планировалось взять 85 ездовых собак, но удалось купить только 35. Остальные были дворнягами, которых ловили прямо на улицах Архангельска. Многие из этих собак не перенесли суровых условий и быстро погибли. Грузоподъемность «Святого великомученика Фоки» оказалась недостаточной, и экспедиции пришлось оставить на берегу часть топлива, провизии и снаряжения, включая примусы. Незадолго до отплытия капитан, его помощник, боцман, штурман, первый и второй механик отказались выходить в море из-за явной неготовности к столь серьезному путешествию. Седову пришлось в спешке набирать новую команду.

Выход в море состоялся 14 августа 1912 года. На борту шхуны был запас угля примерно на 25 дней хода. По пути судно, переименованное Седовым в «Михаил Суворин», попало в шторм и потеряло часть груза. 15 сентября оно натолкнулось на непроходимые льды. Георгий Яковлевич понял, что Земли Франца-Иосифа в этом году достичь не удастся, и приказал оставаться на зимовку. У экипажа не хватало теплой одежды, закупленные в спешке треска и солонина оказались испорченными.

Зимовка продолжалась 352 дня, в ходе которых члены экспедиции исследовали Северный остров Новой Земли.

В июне 1913 года капитана корабля Захарова вместе с четырьмя членами экипажа (трое из них заболели цингой) отправили в Архангельск. Они должны были передать просьбу о высылке провизии, но из-за позднего прибытия группы и отсутствия средств в кассе комитета помощи экспедиция не получила.

3 сентября 1913 года «Михаил Суворин» смог высвободиться из льдов и добрался до острова Нортбрук, относящегося к Земле Франца-Иосифа. Не получив необходимых припасов, экспедиция направилась дальше, но уже 19 сентября была вынуждена остановиться на вторую зимовку у острова Гукера. Топлива и продовольствия не хватало, почти все члены экипажа заболели цингой. Избежали ее только 7 человек, которые ели мясо собак и добытых моржей, а также пили горячую медвежью кровь. Седов был в числе тех, кто отказался от подобного рациона.

2 февраля 1914 года уже серьезно больной Георгий Яковлевич с двумя матросами направляется к Северному полюсу на собачьих упряжках. За 18 дней пути он смог добраться до острова Рудольфа, самого северного из островов Земли Франца-Иосифа. Здесь Седов и скончался среди льдов. Его тело обернули двумя парусиновыми мешками, в могилу положили флаг, который исследователь хотел установить на полюсе, а крест сложили из лыж. Собака по кличке Фрам осталась у могилы. Отправившиеся в обратный путь матросы надеялись, что пес догонит их, но он не вернулся.

Наследие Седова

Несколько членов экспедиции умерло от цинги, но «Михаил Суворин» все же смог вернуться на материк, хотя из-за нехватки топлива он добрался до него в полуразрушенном состоянии. В паровой машине пришлось сжигать не только мебель, но и палубные надстройки с переборками.

Критики Седова считают неправильным, когда его поход почтительно и даже восторженно называют «Первой русской экспедицией к Северному полюсу». От Архангельска до Северного полюса около 2 000 километров, а исследователь с жертвами и потерями не прошел и 200 километров.

И все же Седов, трагически погибший из-за недостатка опыта в организации подобных экспедиций, по духу был настоящим первооткрывателем. Это легко понять, просто глядя на карту русского севера. Его имя увековечено в названиях группы островов в составе архипелага Северная Земля в Карском море, острова в Баренцевом море, мыса и ледника на Земле Франца-Иосифа, двух заливов и пика на Новой Земле и мыса в Антарктиде.

Георгий Седов — биография, экспедиции, личная жизнь, причина смерти

Георгий Седов: биография

Имя Георгия Седова известно большинству советских путешественников. Первый российский гражданин, поставивший цель покорить Северный полюс, увековечил свою фамилию в учебниках. Скромный, но амбициозный деревенский парень стал известен во всем мире, несмотря на трагичный финал предпринятой им экспедиции.

Георгий Седов

Пройдя всего 200 км в сторону заданной точки, к которой на тот момент уже добрались другие первопроходцы, отважный исследователь погиб. Но этот поступок отметили как подвиг. Именем Седова сегодня названы географические объекты, корабли, улицы, учебные заведения.

Детство и юность

Биография Георгия Седова интересна. Младший сын в семье, где было 9 детей, родился 5 мая 1877 года на хуторе Кривая Коса, в Донецкой области. Отец мальчика был рыбаком и не всегда имел возможность прокормить семейство. Мать подрабатывала прачкой. Безденежье, отцовское пьянство и загулы, длящиеся годами, побудили Георгия и пятерых его братьев наниматься рабочими к местным богачам.

Морской офицер Георгий Седов

Дети работали за гроши, добывая себе пропитание. Говорить о получении образования в такой ситуации не приходилось. Седов научился читать только к 14 годам. Это произошло благодаря решению родителей отдать подростка в церковно-приходскую школу, недавно открывшуюся в селе. Там и выявились его незаурядные способности.

Спустя 2 года у Георгия на руках оказался похвальный лист, выданный за освоение 3-летней программы. Парень обучился грамоте, но это не способствовало его развитию. Никто не отменял необходимость много и тяжело работать. Поначалу он был ключником в конторе, затем приказчиком в магазине.

Георгий Седов в молодости

В жизни намечались перспективы, но Георгию их было мало. Отдушиной для Седова стало чтение. Узнав о разнообразных государствах и странах, он лелеял мечту стать капитаном дальнего плавания. Его идея пришлась не по нраву родителям, да и скорее походила на фантазию. Упорство помогло добиться цели.

В 1894 году втайне от родных парень отправился в Ростов-на-Дону поступать на мореходные курсы. Бесплатно получать образование на них мог тот, кто до этого поработал матросом.

Георгий Седов

Первым судном, на котором молодой человек вышел в море, стал пароход «Труд», курсировавший по Азовскому и Черному морю. Так Георгий Седов получил первый опыт хождения на корабле. Спустя 2 года он сдал экзамен на штурмана каботажного плавания, а еще через год стал штурманом дальнего плавания. Теперь он мечтал об экспедициях.

Участие в подобных проектах требовало прохождения военной службы. Для этого Седов поехал в Севастополь и в 1901 году сдал экстерном выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе. Получение профильного образования вселило уверенность в талантливого молодого человека. Он обрел необходимые навыки на суднах «Березань» и «Султан».

Экспедиции и научная деятельность

С 1902 года Георгий Седов работал гидрографом в управлении при Адмиралтействе. Свою роль сыграло полученное звание поручика, а также сопроводительное письмо от контр-адмирала Анатолия Дриженко, инспектора мореходных курсов. Теперь путь к исследовательской деятельности был открыт.

Моряк Георгий Седов

В том же году экспедитор стал участником путешествия по Северному Ледовитому океану, посетил острова Вайгач. Душа начинающего исследователя жаждала открытий и изучения географии на практике. В апреле того же года на судне «Пахтусов» Седов исследовал берега Новой Земли и Карское море.

Знакомство с капитаном корабля «Америка» Энтони Фиалой спровоцировало появление идеи о покорении Северного полюса. Препятствием к преодолению новых широт стала Русско-японская война. Служба в Сибирской флотилии и участие в боевых действиях заняли продолжительное время.

Энтони Фиала

По окончании сражений Седов оказался помощником лоцмейстера в крепости в Николаевске-на-Амуре. Еще 2 года Седов находился в Тихом океане, занимаясь научной деятельностью. Благодаря этому свет увидели статьи «Северный океанский путь» и «Значение Северного океанского пути для России».

В 1908 году Седов участвовал в экспедиции по Каспийскому морю, а в 1909-м изучал устье реки Колымы. Его исследовательские труды оценила Академия наук. Георгия Седова признали членом Русского географического общества.

Читайте также  Владимир зайцев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Георгий Седов выверяет секстан и хронометр

Выходец из обычной русской деревни получил в качестве награды за заслуги Орден Святого Станислава 3-й степени. Его вклад в оптимизацию судоходства на Амуре оценило вышестоящее начальство. В этот период лейтенант Георгий Седов стал супругом Веры Май-Маевской. Социальный статус жены из высшего общества открыл военному моряку двери в свет.

Предвзятое отношение теперь виделось Седову от любого собеседника, ведь ему казалось, что окружающие пренебрегают его происхождением. Самолюбие мужчины страдало все чаще и тем самым провоцировало на необдуманные действия и авантюры.

Георгий Седов с участниками экспедиции

Приключением, на которое отважился Седов, стало путешествие для покорения Северного полюса. С 1912 года велась подготовка к экспедиции. Первооткрывателем Седов быть не мог, так как на тот момент в этой точке уже побывали два американских путешественника. Поездка становилась вызовом самому себе и обществу, которое, по мнению экспедитора, не желало его принимать.

В 1913 году планировалось проведение ряда торжественных мероприятий в честь 300-летия дома Романовых. Седов считал установку российского флага на самой крайней точке Севера идеальным подарком государю. Чтобы завоевать славу и авторитет, приходилось торопиться: времени на покорение обледенелых земель оставалось немного.

Георгий Седов с командой исследовательского судна

Добиваться финансирования проекта Седов стал через Главное гидрографическое управление и Совет министров. На прошение пришел отказ. Спешка, отсутствие технических ресурсов и должной подготовки заставляли ученых и чиновников сомневаться в задумке Седова. Он расценил это как высокомерие.

Спортивный интерес заменил собой рвение к научно-исследовательской деятельности. Энергичный авантюрист обратился к общественности через газету «Новое время» и получил необходимую материальную помощь. Даже император Николай II пожертвовал на проект 10 тыс. руб., что составило 20% от всех взносов.

Георгий Седов на Северном Полюсе

Георгий Седов приобрел парусно-паровое судно «Святой великомученик Фока» и второпях занялся ремонтом. Компанию гидрографу в путешествии составляли географ Владимир Визе и исследователь Георгий Брусилов. Сбор экипажа стал проблемой, равно как и поиск ездовых собак. Место последних заняли архангельские дворняги, выловленные в городе. Малая грузоподъемность шхуны регламентировала ограничение по пищевым припасам.

14 августа 1912 года судно вышло из порта Архангельска и отправилось в море. 2 года экипаж противостоял волнам и зимовал среди льдов в полярной ночи. Первая зимовка прошла у Новой Земли. Путешественники составляли карты и описывали увиденное ими побережье.

Зимовка судна Георгия Седова у Новой Земли

Результаты исследований были отправлены в Географическое общество Петербурга вместе с просьбой о подкреплении в виде провианта. С каждым днем условия жизни становились все суровее. Отсутствие радиосвязи делало положение моряков гибельным. Запасы путешественникам не отправили, так как их сочли погибшими.

Вторая зимовка прошла у берегов Земли Франца-Иосифа в Тихой бухте. В этот период команда начала болеть цингой. В феврале 1914 года зараженный Седов с двумя матросами предпринял вылазку в попытках дойти до Северного полюса и погиб во время похода.

Личная жизнь

В 1910 году Георгий Седов сочетался браком с племянницей генерала, Верой Май-Маевской. Между молодыми людьми вспыхнула любовь, но в обществе поговаривали, что положение жены было удобным Седову. Его карьера в этот момент пошла на спад, и предположение казалось правдоподобным.

Георгий Седов и его жена Вера

Исследователь был одним из немногих офицеров, не имевших дворянства. Любое появление в свете было связано с упоминаниями об этом. Счастливая личная жизнь омрачалась интригами на службе. Его как будто намеренно отстраняли от интересных проектов и задач. Вместо экспедиции по неизученным восточным морям Арктики лейтенанта отправили на изведанный Каспий.

Смерть

Георгий Седов встретил последние часы жизни, штурмуя Северный полюс. 2 февраля 1914 года он вышел в его направлении с собачьей упряжкой и двумя сопровождающими. Ослабленный цингой, Седов чувствовал ухудшение состояния здоровья, но не сдавался. В планах исследователя к преодолению значились 2 тыс. км. Из них удалось пройти только 200 км.

Памятник Георгию Седову

По официальной версии, причиной смерти ученого стала цинга. Историки сомневаются в том, что стало с телом Седова. По одному из предположений, его похоронили во льдах, отметив могилу крестом, сложенным из лыж. По второму – труп командира был скормлен голодным собакам, чтобы те не обессилили и доставили матросов обратно к судну.

Память

Сейчас фото путешественника и гидрографа Георгия Седова размещены на страницах учебников. Достижения исследователя оценили при жизни. Сын простого рыбака стал обладателем нескольких наград, получил звание члена Русского географического и астрономического общества. Интересные факты, описанные им, легли в основу российской географии.

Ледокол «Георгий Седов»

В честь Георгия Седова названы архипелаг и поселок, ледник и мыс, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде, пик и 2 залива на Новой Земле. Его имя носят набережная в Архангельске, мореходное училище в Ростове-на-Дону и улицы в советских городах. В честь исследователя получили название гидрографический ледокол, ледокольный пароход и самолет компании «Аэрофлот».

Игорь Ледогоров в роли Георгия Седова

В 1974 году Борис Григорьев снял одноименный фильм о Георгии Седове, главную роль в котором исполнил Игорь Ледогоров.

Седов Георгий Яковлевич

(1877-1914) русский полярный исследователь

Георгий Яковлевич Седов родился далеко от Арктики в небольшом рыбацком поселке Кривая Коса, расположенном на побережье Азовского моря. Его отец был простым рыбаком, и Георгий, старший из четырех детей, помогал ему с раннего детства. Когда мальчику исполнилось семь лет, он уже выполнял обязанности матроса на отцовской лодке.

Потом отец стал уходить в отхожий промысел, а у мальчика появилось время для того, чтобы учиться в церковноприходской школе. Он закончил ее с похвальным листом и был принят на казенный кошт (т. е. за государственный счет) в мореходные классы, открывшиеся в Ростове-на-Дону.

Когда Георгий учился на втором курсе, классы были преобразованы в мореходное училище. В 1898 году Георгий Седов закончил училище одним из первых и получил диплом штурмана дальнего плавания.

Уже тогда молодой моряк хотел служить на Севере, но сначала ему пришлось плавать на торговых судах по Черному морю. В то время всеми экспедиционными работами на Севере занимались только военные моряки. Чтобы стать военным, Седову пришлось сдать экзамены за курс военного Морского корпуса. Получив диплом инженера-гидролога, он поступил на службу в Главное географическое управление Генерального штаба.

Георгий Седов был направлен в Архангельск, где базировалась часть, которая занималась уточнением существовавших мореходных карт. За четыре года, проведенных на Севере, он совершил несколько плаваний по прибрежным районам Северного Ледовитого океана — исследовал часть архипелага Новая Земля, изучал районы устья реки Колымы.

Тогда у Седова и возник замысел экспедиции, которая должна была отправиться на Северный полюс. Однако начавшаяся в 1904 году русско-японская война перечеркнула планы исследователя. Его направили на Дальний Восток, где он стал служить на Амуре, командовал миноносцем.

После окончания войны, Георгий Яковлевич Седову удалось вернуться в Архангельск, и он практически сразу же начал хлопотать о возобновлении подготовки экспедиции. Его поддержало несколько ученых, среди них был и Петр Семенов-Тян-Шанский, которого привлекла идея первой русской экспедиции на Северный полюс.

Однако научное обоснование экспедиции, предложенное Седовым, было признано неудовлетворительным. Исследователь планировал добраться до полюса со стороны Земли Франца-Иосифа. Этот маршрут считался одним из самых опасных и труднопроходимых, поскольку его основная часть проходила по ледяным просторам Баренцева моря, которые нужно было преодолеть пешком.

Ученые рекомендовали Георгию Седову двигаться со стороны Гренландии, где льдов было значительно меньше, и длина пешего пути оказывалась вдвое короче. Но этот маршрут практически повторял путь, который за несколько лет до Седова прошел норвежский исследователь Руаль Амундсен.

Честолюбивый Георгий Седов настаивал на своем. Ему удалось добиться поддержки императора Николая II. Узнав о планах отважного моряка, тот прислал ему иконку и десять тысяч рублей. Для организации экспедиции Седову требовалось собрать не менее 100 тысяч рублей. Исследователю пришлось обратиться к частным спонсорам. Несколько крупных промышленников дали деньги на патриотическое начинание.

В 1911 году Георгий Яковлевич Седов уже вплотную приступил к подготовке экспедиции. Собранных средств оказалось недостаточно, но исследователь не собирался отступать. Он нанял судно «Святой Фока», не приспособленное для ледового плавания. Кроме того, пришлось купить не рассчитанные на длительное хранение продукты, поскольку они стоили дешевле. Как специалист-полярник, Седов не мог не понимать, насколько сильно он рискует. Но честолюбие оказалось сильнее здравого смысла. Весной 1914 года судно вышло из Архангельска, держа путь на север.

На пути к полюсу Георгий Седову пришлось перенести две ледовые зимовки: одну на полуострове Новая Земля, а вторую — на Земле Франца-Иосифа. За это время почти все участники экспедиции переболели цингой и сильно ослабли. Матросы уговаривали Седова вернуться обратно. Но он был полон решимости плыть дальше.

Ледовая обстановка оказалась слишком тяжелой, и Седов смог продвинуться всего на сто километров. Корабль оказался в ледовом плену, и двигаться дальше было невозможно. Но Георгий Яковлевич Седов все еще не потерял решимости покорить полюс.

5 марта 1914 года вместе с матросами Г. В. Линником и А. М. Пустошным он отправился к полюсу пешком. Они прошли чуть более ста километров до побережья острова Рудольфа и там остановились, пережидая надвигавшуюся пургу. От недоедания и постоянного переохлаждения у Седова началось воспаление легких, и через несколько дней он умер на руках у своих спутников.

Они похоронили отважного исследователя на берегу острова Рудольфа, а затем вернулись на корабль. Только в конце июля судно освободилось изо льда и двинулось в обратный путь.

Несколько недель потребовалось морякам, чтобы добраться до Архангельска. На судне не осталось топлива, поэтому часть пути пришлось пройти под парусами.

В Архангельске моряки сдали результаты экспедиции. Но до них никому не было дела: началась Первая мировая война, шла повальная мобилизация. Гидрографическое управление практически прекратило работу.

Собранные Георгием Яковлевичем Седовым материалы несколько лет пролежали в архиве, о них вспомнили лишь в двадцатые годы. Он оказался единственным русским исследователем, пытавшимся добраться до Северного полюса. Его объявили национальным героем, его именем названы два залива и пик на Новой Земле, остров в Баренцевом море, мыс, возле которого зимовал «Святой Фока», и ледокольный пароход.

Полярный исследователь Георгий Седов: биография, открытия

Все, кому довелось жить в советский период, помнят восторженные эпитеты в адрес первого российского путешественника, поставившего своей целью покорение Северного полюса, — Г. Я. Седова. Ему, выходцу из беднейших слоёв общества, ставили в заслугу энергию и целеустремлённость, позволившие деревенскому парню получить мировую известность. О результатах же его экспедиции старались не говорить, так как она закончилась трагически, продемонстрировав пример необдуманного и легкомысленного подхода к решению сложнейшей научной задачи.

Читайте также  Остап ступка - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сын рыбака из бедной семьи

Будущий лейтенант военно-морского флота Георгий Седов был младшим сыном в многодетной семье Якова Евтеевича — рыбака с хутора Кривая Коса Донецкой области. Родился он 5 мая 1877 года. Седовы жили в крайней нужде, причиной которой были частые запои отца. Не спасало положение и то, что братья, а их было пятеро, нанимались на подённую работу к сельским богатеям – платили мальчишкам жалкие гроши.

Учиться Георгий начал поздно. Лишь когда ему исполнилось четырнадцать лет, родители отдали его в церковно-приходскую школу, где у него проявились незаурядные способности. Трёхлетний курс обучения подросток окончил за два года, получив при этом похвальный лист. Однако никаких светлых перемен в его жизни не наступило. Так же приходилось батрачить с утра до поздней ночи.

Дерзкая мечта

Освоив грамоту, Георгий увлёкся чтением, и у него родилась мечта стать капитаном дальнего плаванья – желание абсурдное и недостижимое для деревенского парня. Даже родители, узнав об этом, были категорически против подобной затеи. И вот тут ярко проявилась одна из основных черт его характера – необыкновенное упорство в достижении поставленной цели.

Втайне ото всех молодой человек стал готовиться к поездке в Ростов-на-Дону, где были открыты в то время мореходные курсы. Когда после длительных мытарств он, наконец, достиг цели своего первого в жизни путешествия, инспектор отнёсся к нему весьма доброжелательно, но в качестве испытания направил на несколько месяцев матросом на пароход «Труд», совершавший рейсы по Азовскому и Чёрному морям. Получив таким образом морское крещение, Георгий начал учёбу.

Капитан торгового судна

Через три года из стен училища вышел дипломированный штурман каботажного плавания Седов Георгий Яковлевич. Это был уже не прежний придавленный нуждой деревенский мальчишка, а специалист, знавший себе цену и имевший основания для гордости. В течение ближайшего времени он прошёл дополнительную подготовку и вскоре уже ходил капитаном на судне «Султан». Но хотелось большего. Стоя на капитанском мостике, Георгий Седов думал о морской науке и экспедиционной деятельности. Цель достижимая, но для этого требовалось перейти в военный флот.

Из гражданского флота в управление картографии

Расставшись со своим сухогрузом, молодой капитан отправился в Севастополь, где и поступил вольноопределяющимся в учебную команду. Вскоре ему присваивают звание поручика, и с рекомендательным письмом от инспектора мореходных курсов контр-адмирала А. К. Дриженко Георгий едет в Санкт-Петербург для работы в Главном картографическом управлении Адмиралтейства. Здесь открылся широкий простор для его исследовательской деятельности. В 1902 году формируется экспедиция по изучению Северного Ледовитого океана. Вместе с другими её участниками к островам Вайгач и устью реки Колымы отправляется и Георгий Седов.

Биография его с этих пор выходит на совершенно иной уровень. Георгий Седов уже не просто моряк, каких множество на российском флоте, он — страстный исследователь, человек, одержимый жаждой открытий. На следующий год он в качестве помощника начальника экспедиции изучает Карское море и, познакомившись там с капитаном судна «Америка» Энтони Фиала, заражается от него идеей покорения Северного полюса. Но в скором времени начинается русско-японская война, и столь амбициозные планы приходится отложить.

Военная служба и женитьба

Вместо дальних путешествий жизнь уготовила ему в военные годы службу в Сибирской военной флотилии, а по окончании боевых действий — работу помощником лоцмейстера Николаевской-на-Амуре крепости. Здесь за заслуги в работе по улучшению условий судоходства на Амуре старший лейтенант Георгий Седов был пожалован Орденом Святого Станислава третьей степени.

В 1909 году в его личной жизни происходит радостное событие. Вернувшись в Санкт-Петербург, он вскоре знакомится со своей будущей женой Верой Валерьяновной Май-Маевской, которая приходилась племянницей видному военачальнику тех лет генералу В. З. Май-Маевскому. На следующий год в Адмиралтейском соборе столицы совершилось таинство венчания, ставшее не только началом счастливой супружеской жизни, но и открывшее ему двери в высшее общество.

Болезненное самолюбие, требующее удовлетворения

Биографы путешественника расходятся во мнении насчет того, в этот период в нём начала с особой отчётливостью проявляться черта, послужившая впоследствии одной из причин его трагической гибели. Поднявшись из самых социальных низов общества и оказавшись среди столичной аристократии, Седов постоянно был склонен видеть в отношении к себе со стороны окружающих некоторое пренебрежение как к выскочке и человеку не их круга. Были ли к тому реальные предпосылки, или подобное суждение явилось плодом больного самолюбия — сказать трудно, но все, кто его знал лично, отмечали в его характере излишнюю ранимость и амбициозность. Говорили, что ради самоутверждения он способен был на самые необдуманные действия, которых было немало.

Экспедиция Георгия Седова к Северному полюсу стала одним из звеньев этой цепи. Работы по её подготовке начались в 1912 году. К тому времени уже два американца объявили о покорении полюса, и Седов не мог претендовать на лавры первооткрывателя, но такое путешествие, совершённое именно в этот год, он счёл для себя необходимым. Дело в том, что в 1913 году должны были состояться торжества, связанные с трёхсотлетием Дома Романовых, и российский флаг на крайней северной точке земного шара мог явиться прекрасным подарком государю, а сам путешественник заработал бы непререкаемый авторитет и славу.

Резонное мнение учёных-гидрографов

Чтобы уложиться к предстоящему юбилею, нужно было спешить, так как времени оставалось крайне мало. Прежде всего для подготовки экспедиции требовались деньги, и немалые. Подав заявку в Главное Гидрографическое управление, Седов получил вежливый, но категорический отказ. Учёные мужи тактично указывали ему на всю авантюрность задуманного плана, ссылаясь на то, что при отсутствии достаточных технических средств, академических знаний и специалистов в этой области одного энтузиазма недостаточно.

Отказ был расценён как проявление высокомерной чванливости к выходцу из народа и ещё больше возбудил в нём желание во что бы то ни стало доказать всем «кто есть кто». О несерьёзности задуманного свидетельствует его статья, опубликованная в одном из столичных журналов. В ней Седов пишет, что, не ставя перед собой каких-либо «особых научных задач», желает просто достичь полюса, как будто речь идёт о спортивном достижении.

Поспешные и бестолковые сборы

Но если природа отказала ему в благоразумии, то с лихвой наделила энергией. Обратившись через печать к широкой общественности, Седов сумел в короткий срок собрать требуемые средства среди добровольных жертвователей. Идея была настолько захватывающей, что даже государь сделал частный взнос в десять тысяч рублей, что составило двадцать процентов от требуемой суммы.

На собранные деньги была куплена старая парусно-паровая шхуна «Святой великомученик Фока», которую пришлось ремонтировать и приводить в надлежащий вид. Спешка – плохой помощник, и с самого начала это сказалось на подготовке экспедиции. Не удалось не только собрать профессиональный экипаж моряков, но не смогли даже найти настоящих ездовых собак и уже в Архангельске ловили на улицах бездомных дворняг. Выручило то, что в последний момент прислали их из Тобольска. Купцы, пользуясь случаем, подсунули самые негодные продукты, большинство из которых пришлось выбросить. В довершение всех бед выяснилось, что грузоподъёмность судна не позволяет взять на борт все запасы провианта, часть которого так и осталась на причале.

Два года среди полярных льдов

Так или иначе, но 14 августа 1912 года судно вышло из Архангельска и взяло курс в открытое море. Их путешествие длилось два года. Дважды безрассудные смельчаки совершали зимовки среди ледяных торосов, погружённых во мрак полярной ночи. Но даже в таких условиях они не теряли времени даром и составляли географические карты и описания всех участков побережья, где им довелось побывать. Во время второй зимовки была отправлена в Архангельск группа моряков с бумагами для пересылки в Географическое общество Петербурга. В них содержались результаты исследований и просьба прислать судно с запасом продовольствия и другого провианта, что так и не было выполнено.

Трагический конец экспедиции

Решающий штурм Северного полюса начался 2 февраля 1914 года. В этот день русский исследователь Георгий Седов и два матроса из его команды вышли из бухты Тихой и на собачьей упряжке направились на север. Ещё до начала пути все они страдали цингой, а через несколько дней состояние Георгия Яковлевича резко ухудшилось. Он не смог идти, приказал привязать себя к нартам, а 20 февраля 1914 года умер. Из предстоявших им двух тысяч километров санного пути к этому моменту было пройдено лишь двести.

По официальной версии, матросы, прежде чем повернуть назад, похоронили его, сделав в снегу могилу и поставив на ней крест из лыж. Но есть и другая версия происшедшего, опирающаяся на вполне достоверные сведения. Её в свое время изложил директор музея истории Арктического Морского института Г. Попов. Чтобы матросам добраться живыми до берега, им нужны были работоспособные ездовые собаки, которые к тому времени уже падали от голода. Находясь на грани смерти, матросы расчленили труп своего командира, и его останками кормили собак. Сколь бы кощунственным это ни казалось, но так им удалось выжить.

Память, оставшаяся потомкам

В историю науки путешественник Седов Георгий Яковлевич вошёл как неутомимый гидрограф и исследователь Северного Ледовитого океана. Сын бедного рыбака, он стал офицером флота, членом Русского географического и астрономического общества, был награждён несколькими орденами. В советский период Георгий Седов, открытия которого легли в копилку отечественной науки, являлся символом освоения Севера. Его память увековечена в названиях улиц многих городов. На карте можно увидеть географические объекты, названные в честь Георгия Седова. Его имя носил знаменитый ледокол. Когда-то дрейф «Георгия Седова», затёртого во льдах океана, оказался в центре внимания не только общественности нашей страны, но и всего мира.

Сегодня многие герои прошлых лет отошли на второй план, уступив веяниям нового времени. Однако Седов Георгий Яковлевич останется в нашей истории как самоотверженный путешественник, человек непреклонной воли и несгибаемого характера. Он всегда ставил перед собой сверхзадачи, и не его вина, что последняя стоила ему жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: