Эльдар рязанов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Эльдар Рязанов

Биография

Еще в 80-е Эльдар Рязанов мечтал снять «Мастера и Маргариту», но в то время при нелюбви Михаила Булгакова к Союзу писателей и при наличии Христа и сцен с отрубанием головы никто бы этого не позволил. Однако и без экранизации такого масштабного произведения режиссер оставил потомкам незабываемые работы. Он любил снимать фильмы, хотел, чтобы его творчеством интересовались как можно больше.

«Для художника высшая похвала, как говорили раньше: от колхозника — до академика. Не всегда удается, но это высшее счастье, когда так. Желание поделиться с огромным количеством людей естественно, его не надо стыдиться. И если тебя сейчас не посмотрели 100 млн зрителей, это очень плохо».

Детство и юность

Мэтр советского и российского кино Эльдар Рязанов появился на свет в Самаре. Будущий режиссёр родился 18 ноября 1927 года в семье высокопоставленных торговых работников. Папа Александр Семенович Рязанов и мама Софья Михайловна Шустерман работали в советском торговом представительстве в Тегеране, и раннее детство Эльдар Рязанов провёл там. Через 3 года семья вернулась в Москву. Отца назначили начальником винного главка.

Еврейская национальность матери, как позже говорил Рязанов, не создавала проблем ни в личной жизни, ни в творчестве. А на создание фильма-сказки «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара подтолкнула деталь биографии писателя: последние 15 лет тот прожил в доме у богатых евреев Мельхиоров. Главную роль режиссер хотел предложить Иннокентию Смоктуновскому, потом Эдриану Броуди. В итоге снялся Сергей Мигицко.

Вскоре после переезда в столицу родители Рязанова разошлись. Мальчик остался с мамой. Когда Эльдару исполнилось 7 лет, мама вышла замуж. Отчим и занялся воспитанием мальчика. Отношения сразу же сложились хорошие. Родного отца Эльдар Рязанов почти не помнит. Когда тот ушёл из семьи, сыну было 5 лет. Вскоре отец женился во второй раз, и у него родилась дочь. А в 1938-м Александра Рязанова осудили на 17 лет. Жизнь его окончилась трагически.

С раннего детства мальчик любил читать и мечтал о дальних странствиях. Поэтому для себя он выбрал два пути: или стать писателем и самому создавать интересные книги, или выучиться на мореплавателя и путешествовать. Эльдар даже написал письмо в Одесскую мореходку, попросив рассказать, что нужно для осуществления мечты. Но в это время грянула Великая Отечественная война. Мечты о странствиях пришлось надолго отложить. Да и любимая домашняя библиотека была распродана или обменена на продукты.

После школы Эльдар Рязанов поступил во ВГИК. Он не мечтал стать режиссёром, просто отнёс документы в вуз за компанию с другом. На режиссёрском факультете наставником курса Рязанова стал знаменитый Григорий Козинцев, снявший на то время легендарные картины «Шинель», «С. В. Д.» и «Новый Вавилон». Эльдару, когда он стал студентом, было 16 лет.

Учиться юноша поначалу не очень хотел, да и жизненного опыта не хватало. Это едва не стало причиной отчисления. Проявив находчивость, парень остался и вскоре оправдал и даже превысил ожидания педагогов. Сам Сергей Эйзенштейн, работавший в то время преподавателем ВГИКа, отметил Рязанова как одного из самых способных студентов.

В 1950-м Эльдар Рязанов с отличием окончил институт. Дипломный фильм назывался «Они учатся в Москве».

Фильмы

Творческая биография Эльдара Рязанова началась сразу же по окончании ВГИКа. Молодой режиссёр первую пятилетку делал документальные фильмы. В эти годы он успел объездить Дальний Восток, отчасти осуществив давнюю мечту о путешествиях. Документалист снимал фильмы о ловцах крабов в Охотском море, о китобойцах и о нефтяниках Кубани, о рыбаках и пограничниках, оленеводах и писателях. Побывал на Курилах, Командорских островах, Сахалине и Камчатке. Опыт и впечатления оказались огромнейшими.

С 1955-го Рязанов перешёл на работу в «Мосфильм». Первой картиной Эльдара на новом месте становится снятый вместе с Сергеем Гуровым полудокументальный фильм «Весенние голоса». Ленту увидел режиссёр Иван Пырьев и настоятельно порекомендовал Рязанову снять комедию, предложив взять за основу сценарий Бориса Ласкина и Владимира Полякова «Карнавальная ночь».

Эльдару Рязанову эта идея не понравилась, но совету Пырьева он последовал. Работа оказалась трудной, ведь для молодого режиссёра это был незнакомый жанр. Но все усилия оправдались: фильм «Карнавальная ночь» в одно мгновение сделал Рязанова популярным режиссёром.

Известность получили и главные герои комедии: Людмила Гурченко, Юрий Белов и Игорь Ильинский. Фразы из фильма стали крылатыми, а песни «Пять минут» и «Песенка о хорошем настроении» превратились в настоящие хиты, которые перепевают и сегодня. Новогодняя комедия становится лидером проката 1956-1957 годов — в кинотеатры пришли свыше 45 млн зрителей. Кроме того, картина получила ряд наград – первых для режиссёра Рязанова.

Почти такой же успех ждал и вторую картину Эльдара. «Девушка без адреса» с Николаем Рыбниковым и Светланой Карпинской в главных ролях собрала на просмотре 36,5 млн зрителей и закрепила популярность Рязанова.

В конце 1960-х у фильмов Эльдара Александровича Рязанова начал прослеживаться собственный стиль. Его картины в своём большинстве — лирические трагикомедии.

Эльдар Рязанов, Олег Басилашвили, Андрей Мягков на съемочной площадке фильма «Служебный роман». СССР. 1977 г.

В этот период начал вырисовываться костяк кинематографической группы Рязанова. Это композитор Андрей Петров, сценарист Эмиль Брагинский, оператор Владимир Нахабцев и плеяда блистательных артистов — Андрей Миронов и Юрий Яковлев, Валентина Талызина и Евгений Евстигнеев, Лия Ахеджакова и Людмила Гурченко, Олег Басилашвили и Андрей Мягков, Валентин Гафт, Светлана Немоляева и Георгий Бурков.

А в 1966 году на экранах появился один из лучших фильмов Эльдара Рязанова – «Берегись автомобиля». Яркий актёрский ансамбль и талантливая режиссёрская работа превзошли все ожидания. Сценарий картины написан Рязановым вместе с Эмилем Брагинским.

С конца 1960-х до начала 1970-х Эльдар Рязанов поставил картины, ставшие золотым фондом советского кинематографа. Среди лучших – «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России».

Памятник в сквере Эльдара Рязанова

А 1 января 1976 года советские зрители впервые увидели картину, ставшую культовой и без которой не обходится ни один Новый год в странах бывшего Советского Союза. Это, конечно же, «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». В 1977 году творческая группа кинофильма получила Государственную премию СССР.

Дальше последовали новые бестселлеры мэтра. «Служебный роман», появившийся в 1977 году, становится одним из самых успешных фильмов режиссёра. В 1978-м авторский коллектив «Служебного романа» удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. В это же время Эльдар Александрович поставил фильмы «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих». Каждый стал хитом.

Мелодрама «Жестокий романс» — лучший, по мнению читателей специализированного издания «Советский экран», фильм 1984 года. Картина сделала звездой исполнительницу главной роли Ларису Гузееву. Ее героиня проникновенно исполняла романс «Любовь – весенняя страна», эту строку Рязанов позже взял как название сборника стихов собственного сочинения.

Тот факт, что стихи к песням, звучащим в кинофильмах, написаны им самим, Рязанов скрывал от Андрея Петрова. И все потому, что композитор – человек деликатный, и Эльдар понимал, что друг постесняется сказать прямо, что текст плох, если очередное произведение ему не понравится.

В 1980-х фильмография Эльдара Рязанова пополнилась двумя картинами на злобу дня под названием «Забытая мелодия для флейты» и «Дорогая Елена Сергеевна». В эфир вышла документальная картина «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», приуроченная к 50-летию певца.

Трагикомедия «Небеса обетованные», снятая в 1991 году, немного вышла за привычные рамки рязановских фильмов. Но это ничуть не умалило популярность картины. Продолжил режиссёр эту линию новыми проектами «Старые клячи» и «Тихие омуты».

Почти во всех картинах режиссёр появляется в крохотной эпизодической роли. Это похоже на автограф художника на полотне.

Личная жизнь

Эльдар Александрович был в браке трижды. Первая супруга Зоя Фомина училась вместе с Рязановым и тоже была режиссёром. В этом браке у Рязанова появилась дочь Ольга. Она окончила МГУ и является филологом и киноведом. Внук Дмитрий – журналист, редактор на телеканале «Россия 24».

Вторая супруга – Нина Григорьевна Скуйбина, работала редактором на Мосфильме. Она умерла от тяжёлой неизлечимой болезни.

Эмма Валериановна Абайдуллина и Эльдар Александрович Рязанов

Последняя жена Эльдара Александровича — Эмма Абайдуллина, киноредактор. С ней режиссёр прожил до последних дней жизни. У Эммы было двое детей от первого брака, Олег и Игорь Бердюгины. Пасынок Олег по образованию дизайнер и режиссер, возглавлял медиагруппу «Коминтер», выпускавшую передачи общественно-политической и социальной направленности. Умер в ноябре 2017 года.

Смерть

Жизнь мастера российского кинематографа Эльдара Рязанова оборвалась в ноябре 2015 года. Режиссер неоднократно попадал в больницу то с нарушением мозгового кровообращения, то с воспалением легких.

Тревожные вести о состоянии здоровья Эльдара Александровича опять появились в СМИ 21 ноября. Медики оценивали состояние режиссёра как крайне тяжёлое, ввиду чего подключили к аппарату искусственной вентиляции лёгких. Но спасти мужчину не удалось. Причиной смерти названа сердечная недостаточность.

Последним пристанищем Рязанова стало Новодевичье кладбище, где покоятся люди, внесшие неоценимый вклад в культуру, образование, науку и оборону страны. По словам актера Станислава Садальского, Эмма нарушила последнюю волю Эльдара Александровича: якобы режиссер хотел быть погребенным рядом с могилой Нины Скуйбиной. Вторая жена тоже похоронена на Новодевичьем, но на другом участке.

К третьей годовщине смерти Рязанова на его могиле установлен памятник, выполненный по широко узнаваемому фото, где режиссер сидит верхом на стуле.

Власти Москвы установили памятную табличку на доме, где жил Женя Лукашин, главный герой из «Иронии судьбы». Кроме этого, в столице на Ленинском проспекте работает основанный Эльдаром киноклуб, названный его именем. В состав заведения входят 3 кинозала, театрально-концертная площадка и 4 экспозиции, посвященные создателю, Алле Суриковой, Леониду Гайдаю и Георгию Данелии. Еще в «Эльдаре» есть буфет «Братья Люмьер», ресторан «Жестокий романс» и кафе «Берегись автомобиля».

На родине Эльдара Александровича, в Самаре, в доме по улице Фрунзе открыт музей. Там кинематографист провел первый месяц жизни, и туда же семья вернулась в эвакуацию. На первом этаже восстановлена комната Рязановых, выставлены предметы той эпохи, причем часть подарена друзьями и родственниками мэтра. На втором – экспозиция, посвященная лично режиссеру. На третьем – кинозал на 100 мест и интерьеры снятых Рязановым фильмов.

Эльдар Александрович Рязанов

Фото Все

Видео Все

Эльдар Рязанов. Линия жизни / Телеканал Культура

Сегодня вечером. Памяти Эльдара Рязанова. Выпуск от 18.11.2017

Эльдар Рязанов — биография

Фильмы режиссера Эльдара Рязанова — душевные и ироничные, трогательные и простые. Они уже много лет сопровождают по жизни несколько поколений зрителей, они согревают душу и наполняют ее романтикой. Уже стало хорошей традицией провожать уходящий год вместе с «Иронией судьбы» или «Карнавальной ночью». Жаль, что больше такого кино не снимают, жаль, что режиссер уже покинул этот мир. Он прожил длинную и достойную жизнь, и ушел в 88, оставив после себя огромное наследие. Многие боятся смерти, Рязанов относился к этому философски, и воспринимал это как должное.

Эльдар Рязанов один из самых известных отечественных режиссеров. Прославился своими незабываемыми комедиями – «Ирония судьбы, или С легким паром», «Карнавальная ночь», «Служебный роман», «Гараж».

Детство и юность

Родился Эльдар Рязанов 18 ноября 1927 года в Самаре. Папа Александр Рязанов и мама Софья Рязанова(Шустерман) были работниками советского торгового представительства в Иране, поэтому первые три года своей жизни Эльдар провел в Тегеране. Родители еще до рождения сына решили назвать его Эльдаром, что в персидском языке звучит, как владеющий миром. Может именно это имя помогло ему впоследствии действительно владеть любовью миллионной зрительской аудитории.

На фото Эльдар Рязанов в детстве

Читайте также  Татьяна казанцева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1930-м семья переехала в Москву, отца назначили руководителем в винный главк. У них была огромная квартира в центре столицы и достаточно обеспеченная жизнь. Отец вскоре пристрастился к алкоголю, бросил семью, женился второй раз, и даже успел снова стать отцом. В 1938-м за ним пришли, дали пять лет лагерей, но он решился на побег. Его поймали, и добавили еще 12 лет. Он пробыл в лагерях семнадцать лет, и смог разыскать Эльдара только в 60-х. Александр пришел к сыну попросить денег, Эльдар отдал все, что у него было, и отец снова пропал на несколько лет – ему нельзя было находиться в столице. Через несколько месяцев его не стало, Эльдар ездил к нему на похороны.

После того, как семья развалилась, мама вышла замуж за инженера Льва Коппа, вдовца с ребенком. Он принял Эльдара как родного, и относился к нему со всей душой.

Родители особо не занимались воспитанием сына, вкус сигарет он узнал примерно в восемь лет, и с тех пор не бросил эту вредную привычку. Он любил гонять голубей и часто пропадал во дворе с такими же мальчишками.

Мама научила сына всегда говорить правду, и привила любовь к чтению. Он читал классику и приключения, и даже собирался после школы в мореходное училище в Одессе. Рязанов даже послал туда запрос, но ответа не получил.

В годы войны семья эвакуировалась в Куйбышев, и этот период стал самым тяжелым в жизни мальчика. Он всю жизнь помнил этот жуткий холод и голод, бесконечные очереди за продуктами и полуобморочное состояние. Поэтому, когда отменили карточки на продукты, и появилась возможность лучше питаться, он ел, не переставая, и вскоре стал сильно прибавлять в весе.

Эльдар Рязанов в молодости

Не получив ответ из Одессы, Рязанов решил не терять времени, и ради интереса попробовать пройти в театральный. Он не думал, что из этой затеи что-то выйдет, ведь у сына врага народа и еврейки перспектив было немного. Однако после завершения всех экзаменов, он с удивлением нашел свою фамилию в числе студентов режиссерского факультета ВГИКа. Его наставником стал Григорий Козинцев, который уже в те годы был известным режиссером.

Поначалу учеба совершенно не заинтересовала Эльдара, ему ведь только недавно исполнилось 16. После второго курса Козинцев даже пригрозил ему отчислением, по причине молодости, на что Рязанов ответил, что при поступлении он был моложе на два года, и тогда ему никто не сказал, что он не проходит по годам.

Одним из педагогов курса был Сергей Эйзенштейн, который сразу рассмотрел в Эльдаре большие способности. Именно благодаря ему из Рязанова получился отличный режиссер. Диплом с отличием Эльдар получил в 1950-м, и снял свою дипломную картину «Они учатся в Москве».

Фильмы

Первые пять лет своей биографии Эльдар Рязанов посвятил документальному кино. За эти годы он много путешествовал, побывал на Дальнем Востоке, Камчатке и Сахалине. Героями его фильмов были самые простые люди – оленеводы, рыбаки, пограничники, ловцы крабов. Он набрался колоссального опыта.

Кадр из фильма Эльдара Рязанова «Весенние голоса»

В 1955-м Рязанов начал работать на «Мосфильме», где и создал свою первую картину «Весенние голоса». Фильм очень понравился режиссеру Ивану Пырьеву, и он настоятельно рекомендовал Рязанову начать снимать комедии, и даже предложил обратить внимание на «Карнавальную ночь», сценарий к которой написали Ласкин и Полякова.

Нельзя сказать, что Рязанов с большим воодушевлением принял совет известного режиссера, но решил попробовать. Жанр был незнакомый, работа продвигалась с большим трудом, но после выхода картины стало понятно – комедии ему под силу. После выхода ленты Эльдар мгновенно стал известным режиссером.

Картина заняла лидирующие позиции в прокате, и принесла Рязанову первые в его жизни награды.

Таким же успехом пользовалась и следующая лента Рязанова – «Девушка без адреса», которую пришли посмотреть 36,5 миллионов зрителей. Популярность режиссера росла с каждым новым проектом.

В 60-е годы у Эльдара сформировалась особая манера создания кино. Его ленты получили название лирических трагикомедий. В те годы режиссер создал и свою постоянную группу, которая участвовала во всех его проектах. Сценарии к его фильмам принадлежали Эмилю Брагинскому, музыкальное сопровождение создавал Андрей Петров, обязанности оператора лежали на плечах Владимира Нахабцева. Ну и конечно же актерский состав, в который входили известные советские артисты.

Эльдар Рязанов во время съемок

В 1966-м режиссер снял одну из самых лучших своих комедий — «Берегись автомобиля», которая была очень тепло встречена зрителями. Рязанов стал соавтором сценария к этому фильму.

В 60-70-е годы Эльдар Рязанов плодотворно работал, выпуская каждый год по несколько новых работ. Самыми значимыми проектами того времени стали «Старики-разбойники», «Зигзаг удачи», «Невероятные приключения итальянцев в России».

В первый день 1976 года на экраны вышла лента, которая стала бессменным атрибутом Нового года – комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!». В следующем году вся творческая группа была удостоена Госпремии СССР.

В 1977-м на экраны страны вышла лента «Служебный роман», ставшая одним из самых успешных проектов Рязанова. Спустя год авторы этого фильма были награждены Государственной премией РСФСР им.братьев Васильевых. После этого была целая череда картин, которые стали настоящими хитами, и пользуются успехом у зрителя и в настоящее время – «Вокзал для двоих», «Гараж», «Жестокий романс».

Эльдар Рязанов в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

В 80-е режиссер отошел от своего амплуа, и снял серьезное кино – «Дорогая Елена Сергеевна» и «Забытая мелодия для флейты». В это же время выходит и документальный проект режиссера – «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», посвященный пятидесятилетию барда.

В 1991-м Эльдар Рязанов выпустил картину «Небеса обетованные», которая немного отличалась по стилю от предыдущих его работ. Но от этого она совершенно не утратила свою ценность, наоборот, подчеркнула многогранность таланта мастера. В таком же стиле вышли и «Тихие омуты» и «Старые клячи».

Эльдар Рязанов засветился практически в каждом своем проекте, в небольших эпизодах. Это как автограф великого художника на своем холсте.

Личная жизнь

В личной жизни Эльдара Рязанова было три официальных брака. Первый раз он женился на Зое Фоминой, своей однокурснице, с которой он потом вместе снимал картины. В 1951 году у них родилась дочь Ольга, которая получила диплом МГУ по профессии филология и киноведение.

Эльдар Рязанов и Нина Скуйбина

Второй женой режиссера стала Нина Скуйбина, редактор киностудии «Мосфильм». Она умерла в молодом возрасте от неизлечимого недуга.

Эльдар Рязанов и его жена Эмма Абайдуллина

Третий раз Эльдар Рязанов женился на Эмме Абайдуллиной, которая работала редактором на «Мосфильме». Этот брак длился до самой смерти великого режиссера.

Смерть

Здоровье Эльдара Рязанова резко пошатнулось осенью 2015 года, хотя до этого на протяжении семи лет он часто проходил лечение в разных клиниках Москвы. 29 ноября стало известно, что его подключили к дыхательному аппарату, а 30 ноября 2015-го Рязанова не стало. Причиной смерти названа сердечная недостаточность, и доктора оказались не в силах ему помочь.

Похороны Эльдара Рязанова

Местом упокоения Эльдара Рязанова стало Новодевичье кладбище.

Режиссерская фильмография

  • 1950 Они учатся в Москве
  • 1954 Остров Сахалин
  • 1956 Карнавальная ночь
  • 1957 Девушка без адреса
  • 1961 Человек ниоткуда
  • 1968 Зигзаг удачи
  • 1971 Старики-разбойники
  • 1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром!
  • 1977 Служебный роман
  • 1979 Гараж
  • 1984 Жестокий романс
  • 1988 Дорогая Елена Сергеевна
  • 1993 Предсказание
  • 1996 Привет, дуралеи!
  • 2000 Старые клячи
  • 2003 Ключ от спальни
  • 2006 Андерсен. Жизнь без любви
  • 2007 Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя
  • 2007 Ирония судьбы. Продолжение

Фильмография актера

  • 1957 Цель его жизни
  • 1965 Дайте жалобную книгу
  • 1970 Один час с Козинцевым, или Семь мнений
  • 1971 Старики-разбойники
  • 1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром!
  • 1996 Привет, дуралеи!
  • 2000 Старые клячи
  • 2007 Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя
  • 2007 Ирония судьбы. Продолжение

Ссылки

  • Персональный сайт
  • Полная фильмография
  • Интервью Эльдара Рязанова на Эхо Москвы
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Жена Эльдара Рязанова

Эльдар Рязанов – режиссер, на фильмах которого выросло не одно поколение преданных фанатов. Смерть знаменитости была с горечью воспринята публикой, которая потеряла настоящего мастера своего дела.

Биография Эльдара Рязанова

История жизни Эльдара не менее увлекательная, чем творческая биография. Мужчина прошел через множество испытаний, начиная от развода родителей и заканчивая тяжелой смертью возлюбленной. Неизменным в жизни режиссера оставался лишь факт – он появился на свет талантливым человеком, который по-настоящему полюбил свое дело.

Настоящая фамилия Эльдара Рязанова

В Сети нередко можно встретить людей, которые пытаются найти данные о настоящей фамилии Эльдара. Однако мужчина заранее облегчил поклонникам задачу, не взяв для себя никакого творческого псевдонима. Фамилия Рязанов досталась режиссеру при рождении от отца, и именно она является настоящей.

Родители Эльдара расстались вскоре после его рождения, т. к. отец нередко позволял себе поднимать руку на супругу

Информация есть лишь о происхождении имени мужчины. Родители режиссера еще до появления сына на свет приняли решение о том, что назовут его Эльдаром. Это имя на Востоке имеет значение «хозяин страны».

Сколько лет Эльдару Рязанову

Судьба дала Эльдару возможность долгое время радовать публику своим творчеством. Мужчина появился на свет 18 ноября 1927 года в городе Самара. Режиссер сменил не одно место жительства, однако последним пунктом в его биографии стала Москва.

Артист ушел из жизни в ноябре 2015 года, на тот момент ему исполнилось 88 лет. Смерть режиссера стала ударом не только для близких людей, но и для всего мира отечественного кино.

Рост и вес Эльдара Рязанова

Рязанов был талантлив во всем, потому, помимо режиссерского поприща, он также реализовывал себя в актерской среде. Успешной карьере Эльдара благоволила его выразительная внешность, которая часто подходила для ролей главных героев.

Помимо написания сценариев для кино, Эльдар увлекался созданием пьес для драматических представлений

Мужчина имел относительно небольшой рост – 170 см, но не терялся на фоне более высоких коллег. Вес артиста достоверно неизвестен.

Семья и дети Эльдара Рязанова

В биографии Эльдара сложно найти провокационные факты и скандальные истории, связанные с личной жизнью. В судьбе Рязанова ключевую роль играли лишь три женских имени – Зоя Фомина, Нина Скуйбина и Эмма Абайдуллина. Все они были супругами Эльдара на разных этапах жизни.

Жена Зоя Фомина

Свою первую супругу, недоступную и строгую Зою Фомину, Эльдар встретил, будучи студентом ВГИКа. Девушка покорила его своей харизмой и внешностью. Расположения Зои не могли добиться даже однокурсники, которые были значительно старше Рязанова, но это не помешало ему рассказать о своих чувствах и посвятить возлюбленной первые стихи.

Известно, что первая супруга, Зоя Фомина, была старше Эльдара на три года, но разница в возрасте не смущала влюбленных

Настойчивость Рязанова покорила Фомину, и она ответила ему взаимностью. Оканчивали ВГИК влюбленные вместе, у них была одна дипломная работа на двоих. После свадьбы у молодоженов появилась дочь Ольга. Режиссер души не чаял в ней и супруге. Брак с Зоей продлился более 20 лет, после чего пара распалась. Отношения между бывшими супругами не испортились, а в более поздних письмах к женщине режиссер сравнил их расставание со «сдиранием кожи».

Жена Нина Скуйбина

Следующей в жизни Эльдара стала Нина Скуйбина, с которой мужчина был знаком со времен студенчества. На момент судьбоносной встречи пары женщина занимала должность редактора «Мосфильма». Между Ниной и Эльдаром завязался роман, переросший в брак. Мужчина принял сына Скуйбиной от прошлых отношений и воспитывал Николая как родного.

Читайте также  Сьюзи кортес - биография знаменитости, личная жизнь, дети

На момент расставания режиссера с первой женой Скуйбина потеряла мужа и стала вдовой

Влюбленных разлучила страшная болезнь Нины – онкология. Женщину называли первой и единственной музой режиссера, потому ее смерть подкосила здоровье и самого Эльдара. Поддержкой и опорой в сложной жизненной ситуации стала третья жена Рязанова – Эмма Абайдуллина.

Жена Эмма Абайдуллина

Эмма была гораздо младше Эльдара на момент их знакомства, однако ее неиссякаемая жизненная энергия помогла мужчине вновь встать на ноги. Женщина работала журналисткой и актрисой, однако не имела такой славы, как ее звездный муж. Она во всем поддерживала супруга и ценила его творчество. У женщины было двое сыновей от прошлого брака, с которыми Эльдар смог найти общий язык. Эмма не оставила возлюбленного в период ухудшающегося состояния и сохранила верность до конца жизни Рязанова.

Сыновей Эммы зовут Олег и Игорь, с ними Эльдар часто общался на непринужденные темы

Дочь Ольга

Ольга – единственная родная дочь Рязанова, которая появилась на свет в браке с Зоей Фоминой. Девушка с ранних лет проявляла способности к гуманитарным наукам, потому по окончании школы она поступила в МГУ на филолога. Также дочь знаменитости имеет образование киноведа.

Ольга подарила отцу талантливого внука, которого назвали Дмитрием. Повзрослев, парень выбрал для себя профессию журналиста и стал редактором «России 24».

Фильмография Эльдара Рязанова

Дебютом Рязанова в киноиндустрии часто считают его дипломную работу под названием «Они учатся в Москве». Ее он презентовал совместно с Зоей Фоминой и получил высокую оценку преподавателей.

Исследователи творчества Рязанова выделяют отдельный этап, который длился до 1955 года, в течение него режиссер снимал документальные картины.

Проект «На первенство мира по шахматам» стал первым фильмом, над которым Рязанов работал самостоятельно

В их числе отмечают такие работы, как «Дорога имени Октября», «На первенство мира по шахматам», «Твои книжки», «Недалеко от Краснодара», «Остров Сахалин».

Многие зрители знают Рязанова по комедиям, потому неотъемлемой частью его творческой биографии являются картины «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Человек ниоткуда», «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля». Лучшие работы из года в год транслируются в сотнях домов по всей стране. Среди них выделяют две самые выдающиеся картины — «Служебный роман» и «Ирония судьбы, или С легким паром!», которые стали настоящим достоянием советского народа.

Причина смерти Эльдара Рязанова

30 ноября 2015 года – траурная дата для тысяч поклонников режиссера по всех стране, т. к. в этот день жизнь Эльдара Александровича оборвалась.

В переломный для здоровья Эльдара момент за его самочувствием следили тысячи поклонников из разных уголков страны

Долгое время мужчина страдал от нарушения мозгового кровообращения, а также неоднократно попадал в больницу с воспалением легких. В ноябре СМИ вновь осветили информацию о состоянии здоровья режиссера и поделились тем, что артист находился в госпитале на искусственной вентиляции легких. Врачи долго боролись за Рязанова, но спасти его не удалось. 30 ноября мужчина ушел из жизни по причине сердечной недостаточности.

Где похоронен Эльдар Рязанов

Тело Рязанова было погребено на Новодевичьем кладбище. Спустя три года после смерти мужчины вместо надгробия был установлен массивный памятник, на котором изображена скульптура режиссера, сидящего на стуле.

Последним желанием Эльдара было погребение рядом с могилой своей второй жены, Нины Скуйбиной, однако воля мужчины не была исполнена.

Фото Эльдара Рязанова в молодости

В каждую из своих картин Эльдар вкладывал подтекст, понятный лишь образованному зрителю

Отец Рязанова в возрасте 16 лет приник к большевистскому движению, а спустя три года стал комиссаром

После развода с родным отцом Эльдара мать вышла замуж за Льва Коппа, который стал для мальчика любящим отчимом

С ранних лет Рязанова интересовали книги и творчество русских классиков, потому он мечтал стать писателем в детстве

В юношестве Эльдар хотел стать моряком, чтобы больше путешествовать и в последующем писать об этом в книгах

В годы Великой Отечественной войны Рязанову приходилось отдавать любимые книги в обмен на еду

Заключение

Эльдар Рязанов – талантливый режиссер, из-под чьей руки вышел не один успешный фильм. Многие из работ мужчины до сих пор пользуются большим спросом у зрителей, которые ценят вклад артиста в мир советского кино.

Эльдар Рязанов: биография и личная жизнь

Биография

Эльдар Александрович Рязанов остался в народной памяти ироничным, решительным, смелым и безумно талантливым человеком. Он успешно работал в те времена, когда многие творческие натуры страдали от политического давления и цензуры.

Биография Эльдара Рязанова – это отражение смены эпох в нашей стране. Он пережил многие беды и трудности, но всегда оставался самим собой, а его лучшие фильмы помогают нам жить и сегодня.

Детство и юность, годы войны, учеба во ВГИКе

Детство будущего знаменитого режиссера было далеко не безоблачным. Родился он в 1927 году, в Самаре. Его родители некоторое время прожили в Тегеране, где отец служил в советском торгпредстве. Когда мальчику было три года, семья вернулась на родину. Отца, Александра Семеновича Рязанова, перевели на работу в Москву. Там он стал руководителем винного главка, но вскоре запил. Мать, Софья Михайловна Шустерман, недолго терпела загулы и грубость мужа. Бросив Александра, она забрала сына и спешно уехала. Вскоре Софья вторично вышла замуж – за инженера Льва Коппа.

Отчим не обижал приемного сына, напротив, Лев Михайлович стремился воспитать пасынка правильным человеком, но никогда не ругал. Мальчик любил книги, хотел стать путешественником, мечтал покорять моря. Когда началась война, ему было только 13 лет, поэтому он не попал на фронт. Семью Копп эвакуировали в Куйбышев (прежнюю Самару). В эвакуации жизнь была непростой: постоянно не хватало еды, топить печь было нечем, они мерзли и голодали.

Юный Рязанов хотел поступить в Одесскую мореходку и даже отправил туда документы, но училище тоже было эвакуировано и не принимало курсантов. С 16 лет юноша изменил свои планы. Сдав экстерном все экзамены за среднюю школу, отнес документы во ВГИК. Его приняли на режиссерский – на курс Г.М. Козинцева. Одним из наставников талантливого студента был легендарный Сергей Эйзенштейн. Рязанов окончил институт в 1950 году, получив диплом с отличием.

Первые работы в кино – от документальных лент до «Мосфильма»

После ВГИКа Эльдар Рязанов стал режиссером ЦДСФ. Пять лет он проработал в документальном кино, объездив с экспедициями весь Союз – от Кубани до Сахалина. Снимал фильмы о жизни оленеводов и рыбаков, выходил на промысел с китобоями, рассказывал зрителю о пограничниках и нефтяниках. Так исполнилась его детская мечта о путешествиях.

С 1955 года перешел на «Мосфильм» (киностудией тогда руководил Иван Пырьев). Первой самостоятельной работой в художественном кино стал музыкальный кинофильм «Весенние голоса», где было немало веселых моментов. Пырьев оценил комедийный талант молодого постановщика. Он посоветовал серьезно обратиться к жанру комедии, даже предложил перспективный сценарий. Это была «Карнавальная ночь», авторов Полякова и Ласкина.

Эльдар Рязанов это предложение принял без восторга: материал не понравился, жанр музыкальной комедии был для него совершенно новым. Однако он подобрал актерский состав и начал работу. Надежды Ивана Пырьева оправдались: «Карнавальная ночь» стала народным хитом с 1956 года и на все времена, хотя критики вначале высказывались о ней негативно. Через год вышла вторая очень известная картина Эльдара Рязанова – «Девушка без адреса». О режиссере заговорили, он стал популярным, в его картинах хотели сниматься многие советские звезды.

Неповторимый стиль Рязанова – лирическая трагикомедия

В шестидесятые-семидесятые годы его кинофильмы выходили один за другим. Работы Эльдара Александровича Рязанова знала и любила огромная страна. Его считали режиссером с узнаваемым стилем: в основном, он снимал лирические трагикомедии. Жанры пробовал разные: от героического эпоса до откровенной сатиры и буффонады. Не все работы успешно выходили в прокат, некоторые долго пролежали на полке. Так случилось с лентой «Человек ниоткуда», запрещенной советской цензурой и представленной широкому зрителю только после 1988 года.

Эльдар Рязанов справлялся с любыми трудностями, игнорируя злобную критику, переубеждая цензуру. Он подобрал актерский состав, с которым потом сотрудничал много лет. В кинематографическую группу входили Миронов, Яковлев, Евстигнеев, Голубкина, Мягков и Гафт, Немоляева, Талызина и Бурков, другие звезды, впоследствии составившие золотой фонд нашего кино.

Один за другим на экраны выходили рязановские шедевры:

романтическая «Гусарская Баллада»;
история советского Робин Гуда «Берегись автомобиля»;
комедия-фарс «Зигзаг удачи»;
трагикомедия «Старики-разбойники»;

В 1973 г. Рязанов работал совместно с итальянской творческой группой. Вместе с Франко Проспери они сняли яркий фильм-буффонаду о приключениях итальянцев в России. Картина отличалась множеством сложных трюков; к съемкам привлекали даже пилотов и дрессировщиков. Успех был оглушительным, очереди к кассам кинотеатров – бесконечными.

«Ирония судьбы»: советский культовый фильм, запрещенный горбачевской цензурой

Звездный час бывает в жизни каждого режиссера. Для Эльдара Александровича он наступал не раз: Рязанов снял ряд культовых кинофильмов, которые и сегодня «морально» не устарели. И все же именно «Ирония судьбы или с легким паром» стала легендой. Простая и немного сказочная история буквально заворожила зрителей. До сих пор, более 40 лет, она считается главным новогодним фильмом – неформальным символом нашего любимого праздника. Картина была награждена Госпремией СССР, но в годы горбачевской перестройки попала под запрет, вместе со многими другими шедеврами кинематографа. Антиалкогольная компания тогда была беспощадной: на телевидении вырезали даже «Застольную» из «Травиаты». Кампания завершилась, фильмы, любимые народом, были реабилитированы.

Вслед за «Иронией судьбы» вышла легендарная комедия «Служебный роман». Зритель познакомился с еще одной гранью таланта Эльдара Александровича: в «Служебном романе» Рязанов выступил как поэт, написав тексты песен. Затем были сатирический «Гараж», трагикомический телефильм «О бедном гусаре. », лирический «Вокзал для двоих», в котором вновь снималась блистательная Людмила Гурченко.

Три любви Эльдара Рязанова: личная жизнь мэтра кинематографа

Впервые кинорежиссер женился еще в годы студенчества, на своей однокурснице – Зое Петровне Фоминой. Они прожили вместе двадцать счастливых лет, вырастили дочь Ольгу, а потом развелись. У Рязанова появилась возлюбленная – Нина Скуйбина, редактор «Мосфильма». Зоя Петровна, гордая женщина и успешный режиссер-документалист, не захотела терпеть двойную жизнь мужа. Развод состоялся в середине семидесятых. Бывшие супруги поддерживали дружеские отношения до самой смерти Зои в 1999 г. Их дочь Ольга стала филологом, киноведом.

Свадьба с Ниной Скуйбиной состоялась в 1979 г. Эльдар Рязанов переехал к любимой женщине с одним чемоданом, они начали заново обустраивать дом. Это была долгая и счастливая история любви. Рязанов в эти годы снимал замечательные кинофильмы. К сожалению, в 1993 году Скуйбина заболела – у нее нашли рак. Муж лечил Нину у самых известных российских и зарубежных врачей, но она быстро угасла.

После смерти Нины наступил тяжелейший период жизни режиссера. Эльдару Рязанову помогла справиться с потерей его давняя подруга – журналистка Эмма Абайдуллина. В трудную минуту она оказалась рядом. Эмма поддерживала и утешала старого друга, и тоска стала не такой острой. Они поженились, в личной жизни мэтра наступил новый светлый этап. Однако в кабинете Рязанова, на его рабочем столе, всегда стояла фотография Нины.

«Жестокий романс», некомедийные фильмы и другие работы Эльдара Рязанова

Новые грани таланта знаменитого постановщика кинозрители оценили в 1984 году, после выхода двухсерийной ленты «Жестокий романс». Этот фильм, снятый по классической пьесе Островского «Бесприданница», стал предметом осуждения многих критиков, но был восторженно принят зрителями. Трагедия Ларисы Огудаловой в рязановском прочтении была созвучна меняющейся эпохе. В 1984-м уже рушились незыблемые идеалы СССР, и на первый план выходили деньги. Для этого кинофильма Эльдар Рязанов вновь написал замечательные стихи. Музыка и песни из «Жестокого романса» звучали на радио, были изданы на виниловом диске-гиганте.

Читайте также  Сергей супонев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Следом за «Жестоким романсом» режиссер выпускает на большие экраны «Забытую мелодию для флейты», драматическую ленту «Дорогая Елена Сергеевна», трагикомедию «Небеса Обетованные». Он создает авторские программы для телевидения, ведет «Кинопанораму», преподает, пишет сценарии. Снимает масштабный музыкально-публицистический фильм о Владимире Высоцком, где сам выступает в роли ведущего.

Творчество режиссера после распада СССР

Эльдар Рязанов остался верен своей профессии. Он возглавил Российскую киноакадемию и открыл собственный кинематографический клуб, где проходили показы новых фильмов, творческие встречи, концерты.

В 1996 году, когда российское кино почти не снималось, студии были разорены, а актеры бедствовали, Эльдар Рязанов сумел выбить средства для отрасли у министра финансов РФ. Часть денег была выделена и на рязановский новый кинопроект. После долгого перерыва он вновь снял комедию – «Привет, дуралеи!» Это был, по большому счету, «социальный заказ»: народ, измученный затянувшейся эпохой перемен и пресыщенный примитивным американским юмором, скучал по веселому отечественному кино.

Фильм, действительно, получился веселым и легким, но не было уже глубины, свойственной более ранним рязановским работам. Были шутки, лирика и романтика, но зрители не заметили ни знаменитой иронии, ни острой сатиры, ни трагикомической грусти. Исполнители главных ролей выглядели бледно на фоне второстепенных персонажей, сыгранных «старой гвардией» – Догилевой, Ширвиндтом, Щербаковым. Критики холодно приняли премьеру, назвав этот кинопроект слишком коммерческим.

В 2000–2007 гг. вышло еще несколько фильмов, в том числе, криминальная комедия «Старые клячи», где вновь появился звездный состав: Гурченко, Ахеджакова, Купченко, Гафт. Был ремейк «Карнавальной ночи» – новогодний мюзикл 2007 года. В телевизионном проекте режиссер играл сам себя. Вообще, это всегда было рязановской «фишкой»: сыграть в своем фильме эпизодическую роль, иногда даже без слов. Киноведы и критики сравнивают такой прием с автографом, который художник оставляет на полотне.

Последняя работа мэтра

В 2009 г. вышел двухсерийный телефильм необычного музыкально-поэтического формата – «Музыка жизни». Рязанов выступил в качестве сценариста, постановщика, автора-исполнителя. На экране шли фрагменты разных фильмов, звучала музыка из лучших рязановских киноработ, российские актеры пели романсы и песни. Сам автор рассказывал об этапах своей творческой биографии и читал стихи: некоторые из них были известны зрителям, другие ранее никогда не печатались и не звучали с экрана.

«Музыка жизни» стала последней масштабной работой Рязанова – двадцать седьмой в его фильмографии. После этого режиссер ничего не снимал. В последние годы он тяжело и часто болел. Вместе с Эммой Абайдуллиной они иногда посещали концерты, когда позволяло самочувствие, принимали гостей, но на большие светские мероприятия не ходили и с журналистами почти не общались. В 2014 году режиссер перенес инсульт, через год – инфаркт, кардиологическую операцию.

30.11.2015 г. большое сердце талантливого человека остановилось. Похоронили Эльдара Александровича на Новодевичьем.

В Самаре, на его малой родине, теперь открыт дом-музей. Он находится на улице Фрунзе: там семья Копп жила в годы эвакуации. Внутри восстановлены небогатые семейные интерьеры, собраны предметы быта, переданные для экспозиций друзьями и родственниками. Еще один музей создан при московском киноклубе «Эльдар»: он работает на Ленинском проспекте. Кроме выставок, посвященных памяти режиссера, там обустроены три кинозала, открыты концертная площадка, буфет и кафе. Эмма Абайдуллина входит в число руководителей клуба, организует тематические мероприятия.

Дмитрий Трояновский, родной внук режиссера, тоже вырос творческим человеком. Он пишет прозу в жанре детектива, приключений и фэнтези, работает тележурналистом. Дочь Ольга Эльдаровна с мужем Виталием живут в Москве.

Эльдар Рязанов получил множество кинематографических и государственных наград. С 1984 года был Народным артистом СССР.

Эльдар Рязанов

К инорежиссер, драматург, поэт, публицист, телеведущий — в каком бы амплуа он ни выступал, его искренность и непосредственность подкупали зрителя и читателя. Непревзойденный автор комедий, который каждый раз находил новую формулу смеха, — Эльдар Рязанов.

Мечты и планы: писатель, моряк, документалист

Эльдар Рязанов родился в Самаре. Его отец Александр Рязанов, бывший комиссар дивизии, разведчик, служил в то время в торговом представительстве СССР в Тегеране. Сыну дали восточное имя, которое в переводе с персидского означает «хозяин страны». Вскоре Рязанова-старшего перевели в Москву на должность начальника винного главка. Когда Эльдару едва исполнилось три года, родители расстались, а в 1938 году отца Рязанова осудили.

Вторым мужем матери — Софьи Шустерман — стал инженер Лев Копп. Эльдар Рязанов писал в автобиографии: «…меня с семилетнего возраста воспитывал отчим. Это был совершенно потрясающий человек. У меня есть сводный брат, и никогда в жизни я не чувствовал разницы отношений отчима к родному сыну и ко мне… Меня не пороли и не ставили в угол, но выговаривали так, чтобы я запоминал».

Во время войны семья год провела в эвакуации под Нижним Тагилом. Отчим работал на оборонном заводе, а маленький Эльдар ходил в школу, читал взахлеб и мечтал стать писателем:

Вернувшись в Москву, Эльдар сдал экзамены за 10-й класс экстерном. Юноша хотел стать моряком: он считал, что прежде, чем писать книги, надо получить богатый жизненный опыт. Он отправил документы в Одесское мореходное училище, но учебное заведение находилось в эвакуации — ответ не пришел. За компанию с товарищем 16-летний Рязанов пошел на вступительные испытания во ВГИК, где его приняли на режиссерский факультет.

В 1944 году курс набирал Григорий Козинцев — тогда еще молодой, но уже известный кинорежиссер, автор фильмов «С.В.Д.», «Юность Максима», «Возвращение Максима». В 1950 году Эльдар Рязанов снял дипломный документальный фильм «Они учатся в Москве». Соавтором выступила его однокурсница и жена Зоя Фомина. После выпуска супруги начали работать на Центральной студии документальных фильмов, вскоре родилась их дочь Ольга.

Рязанов много путешествовал по стране, снимал Сахалин и Кубань, спортивные соревнования и сюжеты для новостных сборников. В книге «Неподведенные итоги» режиссер писал: «Документальное кино тех лет не имело никакого отношения ни к жизни, ни к документу, ни к правде. Обожествлялся великий вождь, воспевалась зажиточная жизнь народа, всячески создавалось на экране ощущение постоянного всенародного праздника». В 1955 году Эльдар Рязанов ушел на «Мосфильм», чтобы снимать игровое кино. Директора «Мосфильма» Ивана Пырьева он позже называл своим третьим учителем после Григория Козинцева и Сергея Эйзенштейна, который читал во ВГИКе теорию кинорежиссуры.

Хрупкий мир комедии

В 1955 году в соавторстве с Сергеем Гуровым Рязанов снял первый советский фильм-ревю (фильм-ревю — один из жанров музыкального кино) «Весенние голоса». Иван Пырьев — мастер музыкальной комедии — тут же предложил Рязанову взяться за сценарий «Карнавальной ночи»… и услышал отказ. Молодой режиссер хотел заниматься «серьезным» кино. Но Пырьев был уверен: мелодрамы снимают многие, а создавать хорошие комедии могут единицы. Под нажимом всесильного директора «Мосфильма» Рязанов сдался.

Деньги, отпущенные на картину, заканчивались, сроки поджимали, съемочная группа испытывала начинающего режиссера на прочность. И все-таки фильм вышел на экраны.

После премьеры на Рязанова и исполнительницу главной роли Людмилу Гурченко обрушилась всесоюзная слава. Режиссер стал работать в комедийном жанре, по его мнению «хрупком и беззащитном», требующем особенно бережного отношения. Вышли картины «Девушка без адреса» (1957), «Человек ниоткуда» (1961), «Дайте жалобную книгу» (1965). В фильме «Дайте жалобную книгу» Эльдар Рязанов и сам сыграл небольшую роль главного редактора газеты. Впоследствии он нередко снимался в своих картинах в эпизодах.

В 1963 году Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский написали сценарий «Угнали машину». Так родился их многолетний творческий дуэт. Но снимать картину не разрешили: вор Деточкин не мог быть положительным героем. Авторы переработали сценарий в повесть, и журнал «Молодая гвардия» опубликовал ее под названием «Берегись автомобиля». В 1966 году Рязанов все же снял фильм по написанному ранее сценарию. Главного героя должен был играть Юрий Никулин, но во время съемок он уехал на гастроли с цирком, в котором работал, — и настойчивый режиссер убедил сниматься Иннокентия Смоктуновского. Музыку для «Берегись автомобиля» написал композитор Андрей Петров, будущий соавтор многих рязановских фильмов.

Как бывший кинодокументалист, Эльдар Рязанов стремился к достоверности. С одной стороны, он считал, что комедия должна быть «без зауми, с легкой поступью». С другой стороны, режиссеру были чужды красивость, «зализанность» и легковесность. Он не боялся затрагивать в картинах острые социальные темы, из-за чего каждая новая лента рисковала не пройти цензуру. Даже «Гусарская баллада» (1962), чистый образец героической комедии, оказалась под угрозой запрета. Роль Кутузова сыграл выдающийся комический актер Игорь Ильинский — Огурцов из «Карнавальной ночи», в чем чиновники усмотрели издевательство над отечественной историей.

«Для меня всегда на первом месте — реальность»

Работы Рязанова 1970–80-х годов все больше раздвигали рамки комедийного жанра. Появились философская комедия «Старики-разбойники» (1971), захватывающая буффонада «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), лирическая «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), производственная комедия «Служебный роман» (1977) и, наконец, «Гараж» (1979) — фильм-сатира о социалистическом обществе, где человек человеку волк. В работе над этими картинами активно участвовала вторая жена режиссера, редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина. Картина «Ирония судьбы, или С легким паром!» по пьесе Брагинского и Рязанова была удостоена Государственной премии СССР в 1977 году. В 1984 году Эльдар Рязанов стал народным артистом СССР.

В 1982 году Рязанов прочитал пьесу Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Трагическую историю о крахе идеологии шестидесятников, к поколению которых принадлежала учительница Елена Сергеевна, удалось перенести на экраны лишь в 1988 году. Еще до перестройки Рязанов обращался к ряду произведений — «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова, «Самоубийце» Николая Эрдмана, роману Владимира Войновича об Иване Чонкине, «Дракону» Евгения Шварца. Но разрешений снимать так и не получил. Тогда его внимание привлекла классика. В 1984 году вышла экранизация «Бесприданницы» Александра Островского — картина «Жестокий романс», удостоенная главного приза кинофестиваля в Дели. Символом новой эпохи стала трагикомедия «Небеса обетованные».

В 1992 году на кинофестивале в Мадриде «Небеса обетованные» получили Гран-при «За лучший фантастический фильм». Рязанов вспоминал об этом казусе: «Картина, с болью и горечью рассказывающая о наших бедах, о тяжелой жизни, о нищих, об обиженных системой людях, была воспринята на Западе как элегантная фантазия русского режиссера».

В это же время возобновилась работа режиссера на телевидении: в 1980-е Эльдар Рязанов вел передачу «Кинопанорама». В эпоху независимого ТВ он снимал телеинтервью с известными людьми, творческие вечера и авторские программы. Стали издаваться его книги — пьесы, стихи, художественная проза, мемуары и публицистика. В тяжелый для отечественной киноиндустрии период спонсоры вкладывали деньги в его фильмы. После 1991 года режиссер снял около 15 лент для кино и телевидения.

Эльдара Рязанова не стало 30 ноября 2015 года. Его именем названа улица в Москве. В октябре 2017 года в Самаре был торжественно открыт памятник кинорежиссеру рядом с домом, где он родился.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: