Джон фаулз — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Джона Фаулза

Джон Роберт Фаулз – английский писатель, романист и эссеист; один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе – родился 31 марта 1926 года в Ли-он-Си, графство Эссекс, в семье преуспевающего торговца сигарами Роберта Фаулза и его жены Глэдис (урождённой Ричардс).

Джон окончил престижную школу в Бедфорде, где был старостой класса и проявил себя хорошим спортсменом, играя в крикет. Затем он прошёл подготовку к флотской службе при Эдинбургском университете, окончив курсы 8 мая 1945 года — в День Победы в Европе — и был распределён в Королевскую морскую пехоту. После двух лет службы там он отказался от военной карьеры и поступил в Оксфордский университет, специализируясь на французском и немецком языках.

В 1950-1963 Фаулз преподавал в университете города Пуатье во Франции, затем в гимназии на греческом острове Спецес (послужившем прообразом места действия в романе «Волхв»), и в лондонском Колледже Святого Годрика. На острове Спецес он начал писать, ещё не публикуясь. Впоследствии он называл Грецию своей второй родиной. В 1956 он женился на Элизабет Кристи, предыдущий муж которой тоже был учителем на острове. Элизабет стала его спутницей на 35 лет, она оказала огромное влияние на личность Фаулза и стала прообразом главных героинь его романов.

В 1963 Фаулз опубликовал роман «Коллекционер». История пустого и никчёмного молодого человека, похитившего девушку, рассказанная от лица обоих героев, стала бестселлером. В 1965 роман был экранизован Уильямом Уайлером. Успех первой книги позволил Фаулзу оставить преподавание и целиком посвятить себя литературной деятельности. Фаулз настоял, чтобы следующим (в 1964) вышел сборник эссе «Аристос», в котором писатель попытался объяснить значение «Коллекционера» и раскрыть свои этические установки. В «Аристосе» автор представил себя публике как экзистенциалиста, атеиста и социалиста. Одной из главных проблем своего времени Фаулз видел неравенство в обществе, из которого проистекает понятие «немо» — осознание человеком собственной незначимости, которое и толкает человека на преступления, являющиеся попыткой самоутвердиться. Другая выдвинутая Фаулзом идея — объективно существующее противостояние Немногих и Многих, интеллектуального меньшинства и всех остальных. По мнению Фаулза, это неизбежное зло, являющееся следствием того, что люди неодинаковы, и порождающее неравенство в обществе. Решение Фаулз видит в осознании Немногими своей ответственности, что можно рассматривать как утопию в силу общих закономерностей человеческого бытия. «Коллекционер» был создан Фаулзом как иллюстрация конфликта между Немногими и Многими, которых олицетворяют два героя романа, и бунта «немо».

В 1965 был издан «Волхв» — дебютный роман Фаулза, написанный ещё до «Коллекционера», который писатель долго не публиковал. Эта история, в которой смешаны мистика, мотивы шекспировской «Бури» и гомеровской «Одиссеи», закрепила успех автора.

В 1968 Фаулз поселился в небольшом городке Лайм-Риджис на юге Англии. Большую часть жизни он провёл в своём доме на берегу моря и снискал славу замкнутого человека. Там Фаулз написал роман «Женщина французского лейтенанта» (1969) — своё самое коммерчески успешное произведение. В нём Фаулз использовал сюжетную канву викторианского романа для своеобразного литературного эксперимента, по его собственным словам, он писал «не книгу, которую забыл написать кто-то из романистов-викторианцев, но книгу, которую никто из них не смог бы написать». Автор рассказывает читателю свою историю не с позиции романиста XIX века, а с позиции своего современника, которому известны теория психоанализа, сексуальная революция и постмодернистские трактовки роли самого автора. По этому роману также был снят фильм Карела Рейша по сценарию Гарольда Пинтера с Мерил Стрип и Джереми Айронсом в главных ролях.

Ещё студентом в Оксфорде Фаулз испытал сильнейшее влияние французских экзистенциалистов — Сартра и Камю. Их идеи о несовершенстве мира, о свободе личности, которая одновременно является выдающимся благом и тяжким бременем, и о необходимости самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них и искать своё предназначение, глубоко повлияли на Фаулза и проходят сквозь его романы 1960-х.

В 1970-х Фаулз стал пересматривать свои взгляды на экзистенциализм. Главный герой его повести «Башня из чёрного дерева» (1974), столкнувшись с необходимостью выбора между экзистенциальной свободой и продолжением обычной жизни, выбрал второе. Проблема поиска идентичности определяет сюжет и следующего романа Фаулза — «Дэниел Мартин». Киносценарист Дэниел Мартин, по словам Фаулза, — это повзрослевший герой «Волхва» Николас Эрфе — и во многом сам Фаулз.

Интерес к истории, особенно отразившийся в романах «Женщина французского лейтенанта» и «Червь» (1986, прообразом главной героини стала Анна Ли, основательница религиозной протестантской секты «шейкеров»), был присущ Фаулзу не только за письменным столом, поскольку в 1979 писатель возглавил городской музей и занимал этот пост в течение десяти лет.

Здоровье Фаулза основательно подорвал инсульт, поразивший его в 1988. В 1990 умерла его жена Элизабет. Позже Фаулз женился во второй раз.

Джон Фаулз умер 5 ноября 2005 года в Лайм-Риджис, графство Дорсет.

Произведения:

Романы и повести:
«Коллекционер» (The Collector, 1963)
«Волхв» (The Magus, 1965, переработан в 1977)
«Женщина французского лейтенанта» (The French Lieutenant’s Woman, 1969)
«Башня из чёрного дерева» (The Ebony Tower, 1974)
«Дэниел Мартин» (Daniel Martin, 1977)
«Мантисса» (Mantissa, 1982)
«Червь» (также «Куколка»; A Maggot, 1986)

Эссе:
«Аристос» (The Aristos, 1964, переработан в 1969) — сборник философских размышлений;
«Кораблекрушение» (Shipwreck, 1975) — текст к фотоальбому;
«Острова» (Islands, 1978) — текст к фотоальбому;
«Дерево» (The Tree, 1979) — текст к фотоальбому;
«Кротовые норы» ( Wormholes — Essays and Occasional Writings, 1998);
«Дневники», том 1 (2003);
«Дневники», том 2 (2006);
«Высокогорные вершины знания» (The high ridges of knowledge, 2000)

Поэзия:
«Два стихотворения»

Фаулзу также принадлежат сборник стихотворений (1973) и ряд переводов с французского языка, в том числе переложение сказки «Золушка», переводы романа Клер де Дюра «Урика» и средневековой повести «Элидюк».

Джон Фаулз: биография, личная жизнь, книги, фото

Джон Фаулз – известный британский писатель-постмодернист. Знаменит своими романами «Волхв», «Коллекционер» и «Любовница французского лейтенанта». Работал в жанре реализма с небольшим допущением фантастических элементов, постоянно поддерживал высокую интеллектуальную планку. В творчестве Фаулза огромное значение имеют вопросы об искренности человеческих отношений и о природе реальности. Кроме романов Фаулз писал рассказы, новеллы, эссе и стихотворения. «Волхв» по праву занимает место в сотне самых читаемых английских романов.

Фаулз обладал уникальным слогом и чувством стиля, умело вплетал в выдуманную ткань произведения точные исторические факты, глубокий психологизм и искренность душевных исканий героев.

Детство

Биография Джона Фаулза не содержит в себе тех умопомрачительных поворотов, которые переживали герои его романов. Но некоторые интересные события, вызванные проблемой экзистенциального выбора, в его судьбе все же были.

Родился Фаулз 31 марта 1926 года в небольшом городке Ли-он-Си, расположенном в устье Темзы, недалеко от Лондона. Его отец, Роберт Фаулз, – потомственный торговец сигарами. Это был человек, всю жизнь которого определила Первая мировая война, яростным плугом прошедшая по Европе и изменившая судьбы всех невольных свидетелей этой катастрофы. В своих дневниках, Джон Фаулз, вспоминая этого человека, говорил, что он мог построить себе укрытие из любых попавшихся под руку материалов. Его умение выживать и приспосабливаться было потрясающим. Эту способность унаследовал и будущий писатель.

В школьные годы, а учился Фаулз в престижной Бедфорд-скул, он мог похвастаться блестящей успеваемостью, успехами в спорте и общественной работе. Он был руководителем школьного комитета и отвечал за всеобщую дисциплину. Ему приходилось придерживаться тонкой грани между ответственностью перед руководством и собственным чувством справедливости. Свою деятельность в школьном комитете он уже тогда, в юности, рассматривал как некую маску, скрывающую и защищающую его от реальности. В то время формировались и совершенствовались качества, столь необходимые в предстоящем творчестве Фаулза-писателя.

Военная карьера

Сразу после школы Джон окончил военно-морские курсы и отправился в лагерь в Дартмуре, где обучал специалистов диверсионных групп. Новое дело настолько понравилось Фаулзу, что он задумал связать свою будущую жизнь со службой в армии. Но, отслужив два года, в 1947 году, он, по совету своего нового знакомого Айзека Фута, покидает воинскую службу и поступает в Оксфордский университет.

Читайте также  Группа "5sta family" - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Фут, утонченный филолог, знаток древнегреческого языка, социалист, вовремя разглядел в Фаулзе интеллектуала и гуманитария. Последний потом вспоминал в дневнике ответ Фута на свои размышления по поводу службы – «Если ты дурак, то выбирай военную карьеру, если умный, то иди учись».

Оксфорд

В Оксфорде Джон Фаулз изучал французский язык и, познакомившись с трудами философов-экзистенциалистов Альбера Камю и Жан-Поля Сартра, подверг сомнению некоторые жизненные установки и стремления. Это выразилось в бунте против общественных устоев и более серьезном осмыслении своего места в жизни. Он глубоко осознал все несовершенство мира и тотальное одиночество человеческого существования. Открыл для себя заброшенность и экзистенциальный ужас. Понял, что тяжкое бремя свободы воли лишает думающего человека счастья, и он не видел никакого выхода из сложившейся ситуации.

Все эти размышления подтолкнули Фаулза задуматься о писательском ремесле. Перед ним открылся новый неведомый путь, и он отправился в долгое путешествие по закоулкам собственной души.

Учитель

По окончании колледжа, с 1950 по 1963 гг., Джон Фаулз преподавал английский язык и литературу во французском университете города Пуатье и в гимназии на греческом острове Спецес.

Греция произвела на Фаулза настолько ошеломляющее впечатление, что стала для него второй родиной, как он впоследствии отмечал в дневнике. Здесь, в Греции, произошло его рождение как писателя, и здесь же он познакомился со своей будущей женой, которая в то время была замужем за другим учителем литературы.

Любовный треугольник просуществовал недолго, и в 1956 году Джон Фаулз и Элизабет Кристи поженились в Англии. Их брак продлился целых 35 лет, до самой смерти Элизабет. Супруга оказала большое влияние на все творчество Фаулза, она была музой и другом писателя. Ниже представлено фото Джона Фаулза с женой Элизабет.

Основные произведения

  • «Коллекционер» (1963). После издания роман моментально стал бестселлером, и этот факт придал автору творческой смелости и сил. Фаулз смог оставить работу и профессионально заняться писательством. В «Коллекционере» он изображает простого серенького человека, способного на любое преступление ради самоутверждения, ради того чтобы ощутить себя живым.
  • «Аристос» (1964). Сборник философских размышлений в форме эссе.
  • «Волхв» (1965). Первый роман Фаулза, написанный еще до «Коллекционера». Самое экзистенциальное и самое загадочное произведение автора, в котором анализируется реальность, ее понятие и ее влияние на сознание человека.
  • «Женщина французского лейтенанта» (1969). Псевдоисторический роман в викторианском стиле. Фаулз изображает отношения людей XIX века с позиции современного человека, изучившего теории Карла Юнга и живущего в мире постмодерна.
  • «Башня из черного дерева» (1974). Снова экзистенциальный выбор человека между свободой и спокойной автоматической жизнью в социуме.
  • «Дэниел Мартин» (1977). Автобиографический роман, позиционируемый автором как вольное продолжение истории героя «Волхва» Николаса Эрфе.
  • «Мантисса» (1982). Роман о том, в каких муках рождается литературное произведение.
  • «Червь» (1986). Исторический роман, действие которого происходит в XVIII веке.

В своих книгах Джон Фаулз пытается разобраться в отношениях человека и общества. Ищет ответы на вопросы детерминации и свободы воли, любви и расчета, жизни и смерти.

Джон Фаулз. Отзывы читателей

Отзывы читателей на произведения Фаулза можно условно разделить на две группы. В первую группу, немногочисленную, входят читатели разочарованные. Они сетуют на некоторую недосказанность, абстрактность романов. Этим читателям изначально не понятны мотивы героев и их дальнейшие действия. И, естественно, в финале им трудно осмыслить некоторую открытость концовки. Не все для них разжевано и сказано. Они не привыкли к такой авторской манере.

Но есть и другие читатели — благодарные. Такие пребывают в восторге от замысла романов и открытых концовок. Им не привыкать додумывать авторский сюжет, размышлять над выбором героев и предполагать новые, неизвестные даже Фаулзу, развязки. Эти читатели любят чувствовать сопричастность к созданию романа.

Экранизации

Кинематограф редко отзывается на творчество Фаулза, что вполне объяснимо. Основное действие романов происходит в сознании героев, в их внутреннем мире. Воспоминания, рефлексия, грезы, самоанализ, исповедь – вот главные действующие лица произведений Фаулза. Поэтому чрезвычайно трудно языком кино передать все нюансы и тонкости сложнейшей для понимания прозы писателя, но некоторые режиссеры все же пытаются.

Не считая малобюджетных короткометражек, фильмов по книгам Джона Фаулза всего четыре:

  • «Коллекционер» Уильяма Уайлера 1965 года.
  • «Волхв» Гая Грина 1968 года. В этом фильме Фаулз сыграл небольшую роль капитана судна.
  • «Женщина французского лейтенанта» Карела Рейша 1981 года.
  • «Башня из черного дерева» Роберта Найтса 1984 года.

Отшельник

После инсульта, случившегося в 1988 году, Фаулз уже не писал больших произведений, его здоровье сильно пошатнулось. В 1990 году от рака неожиданно скончалась его любимая жена Элизабет, и это стало еще одним сильным ударом. Фаулз окончательно уединился в своем доме в маленьком приморском городке Лайм-Риджисе. Он не встречался с общественностью и журналистами, совсем не давал интервью, не принимал гостей. Не интересовали Джона Фаулза отзывы, комментарии и дискуссии на темы написанных им романов. Он даже испытывал недовольство, когда его просили что-либо разъяснить в поступках героев. Его творчество ограничилось написанием эссе, фотографией и изданием дневников, в которых он подробно описал всю свою жизнь.

В 1998 году он женился вторично на Саре Смит и прожил с ней до самой своей смерти. 5 ноября 2005 года Джон покинул этот мир. Причина его смерти — сердечная недостаточность.

Джон фаулз — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Джон Фаулз — английский писатель, романист и эссеист. Один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе.

Родился в семье преуспевающего торговца сигарами в 1926 г. Закончил престижную школу в Бедфорде, где во время учёбы проявил себя хорошим спортсменом и способным учеником. Вскоре поступил в Эдинбургский университет, однако в 1945 г., незадолго до окончания Второй мировой войны, оставил его ради военной службы. После двух лет в морской пехоте Фаулз отказался от военной карьеры и поступил в Оксфордский университет, специализируясь во французском и в немецком языках. В 1950-1963 гг. Фаулз преподавал в университете города Пуатье во Франции, затем в гимназии на греческом острове Спецес, послужившем прообразом места действия в романе «Волхв», и в лондонском Колледже Святого Годрика.

В 1963 г. успех первой книги Фаулза позволил ему оставить преподавание и целиком посвятить себя литературной деятельности. В 1968 г. Фаулз поселился в небольшом городке Лайм-Реджис. Большую часть жизни он провёл в своём доме на берегу моря и снискал славу замкнутого человека. Интерес к истории, особенно отразившийся в романах «Любовница французского лейтенанта» и «Червь», был присущ Фаулзу не только за письменным столом, поскольку в 1979 г. писатель возглавил городской музей и занимал этот пост в течение десяти лет. Здоровье Фаулза основательно подорвал инсульт, поразивший его в 1988 г. Фаулз был дважды женат, его первая жена Элизабет умерла в 1990 г. Живя в уединении, писатель в последние годы редко появлялся на публике. Умер в 2005 г.

Основные произведения Фаулза получили мировое признание, а снятые на их основе кинофильмы способствовали популярности и коммерческому успеху книг писателя.

1963 — Коллекционер / The Collector
1965 — Волхв ( Маг ) / The Magus
1969 — Любовница французского лейтенанта ( Женщина французского лейтенанта ; Подруга французского лейтенанта ) / The French Lieutenant’s Woman
1974 — Башня из чёрного дерева /The Ebony Tower,
1977 — Дэниел Мартин / Daniel Martin
1979 — The Magus Revised
1982 — Мантисса / Mantissa
1985 — Червь ( Куколка ) / A Maggot

1974 — Башня из черного дерева / The Ebony Tower
1974 — Элидюк / Eliduc
1974 — Бедный Коко / Poor Koko [Бедняжка Коко]
1974 — Энигма / The Enigma [Загадка]
1974 — Туча / The Cloud [Облако]

1978 — Steep Holm: A Case History in the Study of Evolution
1980 — The Enigma of Stonehenge
1982 — A Short History of Lyme Regis
1984 — Thomas Hardy’s England
1990 — Lyme Regis Camera
1994 — Behind the Magus

2003 — Дневники: Том I / The Journals, Volume I: 1949-1965
2006 — Дневники: Том II / The Journals, Volume II: 1966-1990

Читайте также  Миранда керр - биография знаменитости, личная жизнь, дети

1964 — Аристос / The Aristos: A Self-Portrait in Ideas
1973 — Poems
1974 — Башня из чёрного дерева / The Ebony Tower: Collected Novellas
1997 — Кротовые норы / Wormholes — Essays and Occasional Writings

Издания на украинском языке
2003 — Арістос /The Aristos: A Self-Portrait in Ideas
2015 — Колекціонер /The Collector

«Коллекционер» / «The Collector»
Жанр: триллер, драма
Режиссёр: Уильям Уайлер
В ролях: Теренс Стэмп, Саманта Эггар
Страна: США, Великобритания
Год: 1965
Награды: Серебряная премия Каннского кинофестиваля (Лучшая мужская роль — Теренс Стэмп; Лучшая женская роль — Саманта Эггар), Золотой глобус (Лучшая женская роль — Саманта Эггар)

«Маг» / «The Magus»
Жанр: драма, детектив
Режиссёр: Гай Грин
В ролях: Майкл Кейн, Энтони Куинн
Страна: Великобритания
Год: 1968

«Женщина французского лейтенанта» / «The French Lieutenant’s Woman»
Жанр: драма, мелодрама
Режиссёр: Карел Рейш
В ролях: Мэрил Стрип, Джереми Айронс
Страна: Великобритания
Год: 1981
Награды: Британская академия (Лучшая женская роль — Мэрил Стрип; Лучший звук; Премия им. Энтони Эскуита), Золотой глобус (Лучшая женская роль — Мэрил Стрип)

«Башня из чёрного дерева» / «The Ebony Tower»
Жанр: драма
Режиссёр: Роберт Найтс
В ролях: Лоуренс Оливье, Роджер Рис
Страна: Великобритания
Год: 1984

«Bilanggo sa dilim»
Жанр: триллер, драма
Режиссёр: Майк Де Леон
В ролях: Джоэл Торр, Шери Джил
Страна: Филиппины
Год: 1986

Джон Фаулз — о писателе

Информация

Биография

Джон Фаулз — английский писатель, романист и эссеист. Один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе.

Родился в семье преуспевающего торговца сигарами в 1926 г. Закончил престижную школу в Бедфорде, где во время учёбы проявил себя хорошим спортсменом и способным учеником. Вскоре поступил в Эдинбургский университет, однако в 1945 г., незадолго до окончания Второй мировой войны, оставил его ради военной службы. После двух лет в морской пехоте Фаулз отказался от военной карьеры и поступил в Оксфордский университет, специализируясь во французском и в немецком языках. В 1950-1963 гг. Фаулз преподавал в университете города Пуатье во Франции, затем в гимназии на греческом острове…

Джон Фаулз — английский писатель, романист и эссеист. Один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе.

Родился в семье преуспевающего торговца сигарами в 1926 г. Закончил престижную школу в Бедфорде, где во время учёбы проявил себя хорошим спортсменом и способным учеником. Вскоре поступил в Эдинбургский университет, однако в 1945 г., незадолго до окончания Второй мировой войны, оставил его ради военной службы. После двух лет в морской пехоте Фаулз отказался от военной карьеры и поступил в Оксфордский университет, специализируясь во французском и в немецком языках. В 1950-1963 гг. Фаулз преподавал в университете города Пуатье во Франции, затем в гимназии на греческом острове Спецес, послужившем прообразом места действия в романе «Волхв», и в лондонском Колледже Святого Годрика.

В 1963 г. успех первой книги Фаулза позволил ему оставить преподавание и целиком посвятить себя литературной деятельности. В 1968 г. Фаулз поселился в небольшом городке Лайм-Реджис. Большую часть жизни он провёл в своём доме на берегу моря и снискал славу замкнутого человека. Интерес к истории, особенно отразившийся в романах «Любовница французского лейтенанта» и «Червь», был присущ Фаулзу не только за письменным столом, поскольку в 1979 г. писатель возглавил городской музей и занимал этот пост в течение десяти лет. Здоровье Фаулза основательно подорвал инсульт, поразивший его в 1988 г. Фаулз был дважды женат, его первая жена Элизабет умерла в 1990 г. Живя в уединении, писатель в последние годы редко появлялся на публике. Умер в 2005 г.

Основные произведения Фаулза получили мировое признание, а снятые на их основе кинофильмы способствовали популярности и коммерческому успеху книг писателя.

Библиография

1963 — Коллекционер / The Collector
1965 — Волхв ( Маг ) / The Magus
1969 — Любовница французского лейтенанта ( Женщина французского лейтенанта ; Подруга французского лейтенанта ) / The French Lieutenant’s Woman
1974 — Башня из чёрного дерева /The Ebony Tower,
1977 — Дэниел Мартин / Daniel Martin
1979 — The Magus Revised
1982 — Мантисса / Mantissa
1985 — Червь ( Куколка ) / A Maggot

1974 — Башня из черного дерева / The Ebony Tower
1974 — Элидюк / Eliduc
1974 — Бедный Коко / Poor Koko [Бедняжка Коко]
1974 — Энигма / The Enigma [Загадка]
1974 — Туча / The Cloud [Облако]

1978 — Steep Holm: A Case History in the Study of Evolution
1980 — The…

1963 — Коллекционер / The Collector
1965 — Волхв ( Маг ) / The Magus
1969 — Любовница французского лейтенанта ( Женщина французского лейтенанта ; Подруга французского лейтенанта ) / The French Lieutenant’s Woman
1974 — Башня из чёрного дерева /The Ebony Tower,
1977 — Дэниел Мартин / Daniel Martin
1979 — The Magus Revised
1982 — Мантисса / Mantissa
1985 — Червь ( Куколка ) / A Maggot

1974 — Башня из черного дерева / The Ebony Tower
1974 — Элидюк / Eliduc
1974 — Бедный Коко / Poor Koko [Бедняжка Коко]
1974 — Энигма / The Enigma [Загадка]
1974 — Туча / The Cloud [Облако]

1978 — Steep Holm: A Case History in the Study of Evolution
1980 — The Enigma of Stonehenge
1982 — A Short History of Lyme Regis
1984 — Thomas Hardy’s England
1990 — Lyme Regis Camera
1994 — Behind the Magus

2003 — Дневники: Том I / The Journals, Volume I: 1949-1965
2006 — Дневники: Том II / The Journals, Volume II: 1966-1990

1964 — Аристос / The Aristos: A Self-Portrait in Ideas
1973 — Poems
1974 — Башня из чёрного дерева / The Ebony Tower: Collected Novellas
1997 — Кротовые норы / Wormholes — Essays and Occasional Writings

Издания на украинском языке
2003 — Арістос /The Aristos: A Self-Portrait in Ideas
2015 — Колекціонер /The Collector

Джон Фаулз John Fowles Биография

NB Полную версию биографии, фотографии, видео — смотрите на сайте www.biodata.narod.ru

Джон Фаулз (1926-2005)

Английский романист и эссеист, мастер полифоничного повествования, намеренно двойственной концовки. Среди самых известных романов Фаулза — «Женщина французского лейтенанта» (1969), экранизированный в 1981 году, и «Волхв» (1965), который стал уже культовым. Герои Фаулза встречаются со своим прошлым, с иллюзиями и стереотипами, разрушив их, они обретают свободу и покой мысли.

Джон Фаулз родился в деревне Лей-он-Си на юго-востоке Англии (графство Эссекс), в семье Роберта Фаулза, преуспевающего торговца сигарами, и Гледис Ричардс Фаулз. «Ряды почтенных маленьких домов, в которых живут маленькие люди — все это оказывало на меня депрессивное воздействие» — напишет он позже. Фаулз учился в школах Алейн Корт и Бедфорд. Он вспоминал с сожалением, как в школе издевался над младшими школьниками. «Быть старше других — это давало зловещий опыт» — говорил Фаулз — «Я избивал в среднем двух-трех мальчишек в день. Это было жестоко, но такова была система» Во время Второй Мировой войны его семью эвакуировали в небольшую девонширскую деревню возле Дартмура.
В 1944 году он поступает в университет Эдинбурга. В 1945-1946 годах Фаулз служит на флоте. В Оксфорде, в Нью-колледже, он изучает французский и немецкий язык, а также историю литературы этих двух стран. Во время учебы в Оксфорде Фаулз испытал влияние французского экзистенциализма, самого модного на тот момент философского течения.

После получения в 1950 степени бакалавра гуманитарных наук, Фаулз работает преподавателем в университете г.Пуатье во Франции, а позже в гимназии для мальчиков в колледже Анаргириос на греческом острове Спетцай. Там же он встретил свою будущую жену Элизабет Уиттон, в 1956 году они поженились. В Англии Фаулз преподает в колледже Эшбридж (1953-54) и в колледже Сент-Годрик (1954-63). В это же время он работает над несколькими романами, в том числе над «Волхвом», который он переписывал в течение 13 лет.

Дебютным романом Фаулза стал триллер «Коллекционер», вышедший в свет в 1963 году. Джуд Кинберг и Джон Кон, сценаристы с телевидения, выкупили права на сценарий книги до ее публикации. Вильям Вайлер согласился снимать фильм. Он признавался: «Когда читал, я удивился, что не могу оторваться»

Читайте также  Михаил хмуров - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«Коллекционер» принес Фаулзу большой успех, с тех пор он посвящает себя сочинительству целиком. Фреди Клег, от чьего лица ведется повествование — молодой человек, потерявший родителей, коллекционер бабочек. Выиграв в национальной футбольной лотерее, он покупает заброшенный особняк в стиле тюдор, с подвалом как в настоящей крепости. Он похищает и заключает в него молодую женщину, Миранду Грэй, симпатичную студентку-художницу. Миранда ведет дневник, куда заносит все разговоры с преступником и планы побега, в то время как Клег надеется завоевать ее «уважение». Ей удается одержать не одну маленькую победу, но не свободу, в конце концов, она умирает от воспаления легких.
У этого сюжета два источника возникновения. Во-первых, Фаулз видел оперу Бартока «Замок герцога Синяя Борода», в которой мужчина заточал в подвале замка женщин, а во-вторых, он читал реальную историю о том, как лондонский мальчишка несколько месяцев держал в бомбоубежище девочку.

Во втором романе («Волхв») Фаулз использовал элементы пьесы Шекспира «Буря» (1623). Черновым названием романа было название «Godgame» — букв. «Игра Бога», в нем заметно влияние Карла Юнга и таких романов Генри Джеймса и Диккенса как «Поворот винта» и «Большие надежды».

«Женщина французского лейтенанта»
Место действия романа — Лайм Регис в 60-е годы 19 века, в нем воссоздана романтика викторианской эпохи, мира Томаса Гарди. Палеонтолог-любитель Чарлз Смитсон, богатый человек и последователь эволюционной теории Дарвина, влюбляется в Сару Вудруф, темпераментную гувернантку, которую якобы бросил французский лейтенант.

В 1966 году Фаулз вместе с женой Элизабет переезжает в графство Дорсет. Сначала они живут в Унерхилл-Фарм, а затем селятся в доме, стоящем на скале, на берегу моря в южном городке Лайм-Регис. В 1978 году писателя назначают почетным хранителем Музея Лайм-Регис, и с 1979 по 1988 году он — единственный почетный хранитель. Элизабет Фаулз умерла от рака в 1990 году.

Фаулз опубликовал несколько публицистических очерков и брошюр о г. Лайм-Регис, а также стихи, короткие рассказы и эссе.

_____
ФАУЛС (Fowlеs) Джон (р . 1926), английский писатель. Роман с детективной интригой «Коллекционер» (1963) об одиночестве человека в мире отчуждения. Сатирический роман «Волхв» (1966) обличает мораль «вседозволенности», которой в романе «Женщина французского лейтенанта» (1969) противопоставлены духовные ценности эпохи «викторианцев». В повести «Башня из черного дерева» (одноименный сборник) (1974) — неприятие «массовой культуры».

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат . exsistentia — существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.

ПУАТЬЕ (Poitiers) , город во Франции, административный центр департамента Вьенна и главный город исторической области Пуату. 103 тыс. жителей (1982, с пригородами). Машиностроение, текстильная, химическая, кожевенная, пищевая промышленность. Университет. Баптистерий Сен-Жан (4 в.), романский собор Сен-Пьер (12-13 вв., достройки 13-15 вв.). Около Пуатье в 507 король франков Хлодвиг разбил вестготов, что обеспечило захват франками Юго-Зап. Галлии. 4.10.732 при Пуатье франкская тяжелая конница Карла Мартелла нанесла поражение арабам, заставив их отойти к Пиренеям. 19.9.1356 около Пуатье во время Столетней войны английские войска «Черного принца» (главным образом лучники) разгромили французское рыцарское войско Иоанна II Доброго, который попал в плен.

Tudor style — стиль архитектуры тюдор — поздний перпендикулярный стиль, отличается плоскими арками, мелкими карнизами и деревянной обшивкой стен. Конец 15- начало 17 вв.

БАРТОК (Bartok) Бела (1881-1945) , венгерский композитор, пианист, музыкальный фольклорист. В произведениях Бартока сочетаются элементы народного мелоса с современными приемами письма. Опера «Замок герцога Синяя Борода» (1918), балеты «Деревянный принц» (1917), «Чудесный мандарин» (1926; все — даты постановки), инструментальные концерты, детский педагогический репертуар. Труды по методике музыкального воспитания.

ЮНГ Карл Густав (1875-1961) , швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).

ДЖЕЙМС (James) Генри (1843-1916) , американский писатель. Брат У. Джемса. Социально-психологические повести и романы («Дейзи Миллер», 1878; «Женский портрет», 1881; «Послы», 1903) о трагедийных поисках любви и понимания на фоне сопоставления американских и европейских культурных традиций. Тема художника («Письма Асперна», 1888; «Урок мастера», 1892). Психологизм на грани «потока сознания» и изощренная повествовательная техника поздних романов («Крылья голубки», 1902; «Золотая чаша», 1904). Теоретик литературы (кн. «Мастерство романа», 1934). Пропагандировал творчество И. С. Тургенева.

_____
Selected works:

THE COLLECTOR, 1963 — film 1965, dir. by William Wyler, starring Terence Stamp and Samatha Eggar
THE ARISTOS: A SELF-PORTRAIT AND IDEAS, 1964
THE MAGUS, 1965 (rev. ed. 1977)
screenplay: THE MAGUS, 1968 — film 1968, dir. by Guy Green, starring Michael Caine, Anthony Quinn, Candice Bergen, Anna Karina. — «This near-miss is not without many notable virtues. Fowles’s script sustains interest in its convolutions, direction is resourceful and sensitive, Caine is far more dynamic than usual and Quinn and the two femme stars register strongly.» (from Variety Movie Guide 2000, ed. by Derek Elley, 2000)
THE FRENCH LIEUTENANT’S WOMAN, 1969 — film 1981, dir. by Karel Reisz from a screenplay by Harold Pinter, starring Meryl Streep and Jeremy Irons. — «The film’s frequent mirror shots are not only a reference to the illusions of the Victorian age, or the way Victorian fiction is mirrored by events in the modern story. They also relate to Sarah Woodruff as conscious performer, a woman of imagination with a flair for lurid self-dramatization.» (from Neil Sinyard’s essay, quoted in The Meryl Streep Story by Nick Smurthwaite, 1984)
POEMS, 1973
SHIPWRECK, 1974 (photographs by the Gibsons of Scilly)
THE EBONY TOWER, 1974 — television film 1984
translator: CINDERELLA by Charles Perrault, 1974
DANIEL MARTIN, 1977
translator: OURIKA by Claire de Durfort, 1977
ed.: STEEP HOLM, 1978
CONDITIONAL, 1979
ISLANDS, 1979 (photographs by Fay Godwin)
THE TREE, 1979 (photographs by Frank Horvat)
THE ENIGMA OF STONEHENGE, 1980 (photographs by Barry Brukoff)
DON JUAN, 1981 (adaptation of the play by Moliere)
A BRIEF HISTORY OF LYME, 1981
ed.: MONUMENTA BRITANNICA by John Aubrey, 1981-82 (with Rodney Legg)
MANTISSA, 1982
A SHORT HISTORY OF LYME REGIS, 1982
LORENZACCIO, 1983 (adaptation of the play by Alfred de Musset)
ed.: THOMAS HARDY’S ENGLAND by Jo Draper, 1984
A MAGGOT, 1985
LAND, 1985 (photographs by Fay Godwin)
MARTINE, 1985 (adaptation of a play by Jean Jacques Bernard)
LYME REGIS CAMERA, 1991
TESSERA, 1993
WORMHOLES: ESSAYS AND OCCASIONAL WRITINGS, 1998 (with Jan Relf)
JOHN FOWLES AND NATURE, 1999 (ed. by James R. Aubrey)
CONVERSATIONS WITH JOHN FOWLES, 1999 (ed. by Dianne L. Vipond)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: