Артюр рембо — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Артюр Рембо. Поэт, который обменял счастье на славу

20 октября 1854 года родился французский поэт Артюр Рембо. Человек, чья жизнь со стороны выглядит лихим детективом, просмотренным в ускоренном режиме.

В 1985 году в Париже состоялось важное и помпезное событие. Президент Франции Франсуа Миттеран открывал в центре города памятник, на создании которого ранее лично настаивал. Памятник посвящен Артюру Рембо — человеку, который существенную часть своей жизни занимался нелегальной продажей оружия и людей. Однако прославился он совсем не этим. Этот человек успел стать знаменитым поэтом, еще не достигнув 20 лет, имея за душой буквально пару опубликованных произведений.

За 37 лет жизни Артюр Рембо повидал и пережил то, чего обычный человек достигает порой годам к 50, если не больше. Сам он говорил, что некоторые старики — дети по сравнению с ним. И действительно имел основания так считать.

Артюр родился в 1854 году в деревне на северо-востоке Франции в семье военного и строгой, но заботливой зажиточной крестьянки. Франция XIX века — котел социальных катаклизмов, эпоха бесконечных перемен. Одна революция следует за другой, империя сменяется республикой, потом снова империей и снова республикой. Эта бурная эпоха не могла не повлиять на становление молодого таланта.

Отец ушел из семьи через 6 лет после рождения будущего поэта. Мать одна воспитывает четверых детей. Со вторым по старшинству, Артюром, приходится особенно тяжело. Имея выдающиеся сообразительность и талант, он считает школу психушкой, мечтает стать журналистом и несколько раз пытается сбежать из дома. Так однажды, добравшись до Парижа, он попадает в тюрьму, потому что его принимают за шпиона.

В попытке найти славу самонадеянный подросток Рембо посылает свои произведения разным известным людям — даже принцу. На удивление, этот прием срабатывает — в 15 лет за стихи, написанные на латыни и понравившиеся престолонаследнику, Артюр награждается премией. Среди его адресатов оказываются и другие литераторы. Стихи молодого человека очень понравились уже известному на тот момент поэту Полю Верлену, жизнь которого Рембо изменит навсегда.

Получив одобрение Верлена, Рембо приезжает в Париж. Он хочет стать сверхпоэтом или революционером, для него это примерно одно и то же. Поэзия, которая не инициирует перемен, его совершенно не интересует. При этом он не просто начинает дружить с Верленом, он едва ли не подчиняет его себе. Рембо младше на 10 лет, но именно он в этой паре — лидер. Он делился мировоззрением с Полем и наставлял его на свой путь, считая, что Верлен сделан из глины, и принимает ту форму, какую захочет сделать из него «мастер».

В это время впервые публикуется стихотворение Артюра «Пьяный корабль», ставшее затем его визитной карточкой.

Верлен со своей беременной супругой приютили начинающего поэта, но Рембо не поладил с женой Поля. Он считает ее глупой, а она его — грубым и нечистоплотным. Жена Верлена выгоняет Рембо из дома. Но к ее ужасу Поль уходит вслед за ним. Друзья отправляются путешествовать по Европе, где они будут зарабатывать написанием стихов и преподаванием французского языка.

Талант к стихосложению и возрастающая известность делают Рембо уверенным в своем гении. Его творчество становится одной из основных вех символизма: свободная поэзия, в которой любые чувства воплощаются любыми образами. Артюр даже объявляет себя ясновидящим, желая быть посредником между человеком и вселенной.

До сих пор он и так вел не самый примерный образ жизни: курил трубку еще будучи подростком. Теперь же он фанатично истязает себя голодовками, бессонницами, алкоголем и наркотиками. Во всем этом ему сопутствует верный друг Верлен. В Брюсселе Поль в пьяном бреду выстрелом ранит Рембо в руку. Верлена сажают в тюрьму — друг не навещает его и встречает только через два года.

Буйный нрав Артюра толкает его на очередной непредсказуемый шаг. Не достигнув 20 лет, он решает, что не хочет больше быть поэтом. Несмотря на то, что количество опубликованных произведений можно пересчитать по пальцам, они достаточно успешны. Рембо даже пишет об этом свою первую небольшую книгу в прозе «Одно лето в аду», которую издает в 1873 году.

Наконец, находят отклик детские мечты стать журналистом. Желая писать статьи о географических исследованиях, Рембо отправляется в путешествие — на этот раз на другой континент. Позже его доклад опубликует Географическое общество в Париже.

«Я погружался в мечты о крестовых походах, о пропавших без вести открывателях новых земель, о республиках, не имевших истории, о задушенных религиозных войнах, о революциях нравов, о движении народов и континентов: в любое волшебство я верил», — написал Рембо.

Сначала бывший поэт идет добровольцем в голландскую колониальную армию, позже устраивается переводчиком в цирк и путешествует с труппой по Скандинавии, а затем уезжает жить в Африку. Там Рембо начинает торговать оружием и людьми и даже управляет факторией в Эфиопии, пока у него не обнаруживают рак. Будучи больным, Артюр возвращается во Францию, где ему ампутируют ногу, но саркома приковывает его к постели. Болезнь убила писателя в возрасте 37 лет.

Поэт так и не постиг любви, обвиняя во всем под конец жизни свою трусость не только в поступках, но и в мыслях. Рембо, как и хотел когда-то, стал великим французским поэтом. Но наибольший успех пришел к его произведениям после смерти автора. В XX веке Рембо становится необычайно популярным. Настолько, что спустя 100 лет после его смерти лично президент Франции курирует установку памятника, посвященного Артюру Рембо.

РЕМБО, АРТЮР ЖАН НИКОЛА

(1854-1891) французский поэт

Артюр Рембо является одной из самых загадочных фигур во французской литературе XIX в. Он прожил все­го 37 лет, причем последние 18 лет жизни не занимался творчеством, но мало найдется поэтов, творчество кото­рых оказало такое же сильное влияние на мировую куль­туру. Крупнейшие французские поэты Г. Аполлинер, Л. Арагон, П. Элюар называли Рембо своим учителем. Его стихи переводили И. Анненский. В. Брюсов, Н. Гумилев, Ф. Сологуб. Даже Горький, более чем критически отно­сившийся к символистам, считал стихи Рембо литератур­ным явлением.

Рембо родился в маленьком городке Шарлевиль, рас­положенном на северо-востоке Франции. Его детство было омрачено разрывом родителей. Отец Артюра, офи­цер, покинул семью, оставив жену с четырьмя малолет­ними детьми. Мать так и не вышла замуж, посвятив свою жизнь детям. Феноменальную одаренность мальчика за­метили еще в школе. Уже в восьмилетнем возрасте он писал стихи, которые читали на уроках. Когда Рембо ис­полнилось шестнадцать лет, преподаватель риторики Ж. Изамбар посоветовал ему поступать в университет.

Но страсть юноши к литературному творчеству натол­кнулась на жесткое сопротивление со стороны матери. Она была суровой и властной, происходила из патриар­хальной семьи и не понимала людей свободной профес­сии. Желая доказать свое право на самостоятельную жизнь, в августе 1870 г. Рембо убегает из дома и отправ­ляется в Париж. Там он пытается заработать журналис­тикой, но ему так и не удается пристроить в печать ни одного своего стихотворения. Несовершеннолетнего Ар­тюра задерживает полиция, но через полтора месяца он направляется уже в Бельгию, откуда его снова возвраща­ют домой к матери.

В свободное время Рембо продолжает писать. Пока еще он подражает приемам В. Гюго и Ш. Бодлера. Для стихот­ворений «Сидящие», «На музыке», «Приседания» характер­ны мотивы тоски и разочарования, чувство яркого неприя­тия мещанского мира, который окружает поэта.

Хотя и с опозданием, но все же до Шарлевиля дохо­дят новости о нарастающем революционном напряжении в Париже. В мае 1871 г. Рембо не выдерживает диктата матери и вновь отправляется в столицу. Он везет с собой несколько стихотворений, в которых прославляет подвиг коммунаров. Добравшись до Парижа, юный поэт участву­ет в революционной борьбе, но вскоре становится свиде­телем разгрома восстания. Он видит, как правительствен­ные войска очищают город и расстреливают защитников свободы. Поражение Коммуны вызывает у него приступ пессимизма, он возвращается домой, где пишет одно из лучших своих стихотворений «Пьяный корабль», в кото­ром отождествляет себя с судном, потерявшим управление.

Рембо послал несколько своих стихотворений извест­ному французскому поэту П. Верлену. Прочитав их, Верлен прислал автору приветственное письмо, в котором пригласил приехать в Париж. Рембо сразу же отправил­ся в столицу, где познакомился с жизнью богемы и стал вести дерзкий и вызывающий образ жизни. В литератур­ных кругах его не приняли и не поняли, только Верлен смог распознать в презрительном юноше будущего вели­кого поэта. Слишком пылкая привязанность к Рембо рас­сорила Верлена с женой.

Весной 1871 г. вокруг Верлена и Рембо складывается кружок молодых поэтов, называющих себя зютистами. Они собираются в кафе, читают друг другу свои стихотворения. Поэтам удается скопить немного денег, и летом 1872 г. Верлен и Рембо отправляются в путешествие. Сначала они едут в Бельгию, а оттуда на пароходе в Лондон.

В декабре 1872 г. Рембо на несколько дней приезжает на родину, чтобы получить свою долю наследства, пере­данную ему матерью, а затем вновь уезжает в Англию. В это время он пишет свою книгу стихотворений в прозе «Озарения», где разрушает основы традиционной систе­мы стихосложения. В течение некоторого времени поэт живет в Лондоне, а весной 1873 г. вместе с Верленом воз­вращается во Францию. Ему наконец удается напечатать сборник стихотворений «Одно лето в аду». Это книга-исповедь, полная горьких сожалений, упреков и самокри­тики. Поэт как бы прощается с бунтарством, с «озарения­ми», с поэтическим «ясновидением». Сборник отличает тщательность отделки каждой фразы, точность ритма, тонкий лиризм.

Читайте также  Хаяо миядзаки - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Постепенно отношения между Рембо и Верленом ухуд­шаются. В июле 1873 г. во время пребывания в Брюсселе Верлен стреляет в Рембо, ранит его и попадает в тюрьму.

Потрясенный поступком Верлена, Рембо возвращается в Шарлевиль. Поэт чувствует свою отъединенность от мира, ищет пристанища и не находит его. В последующие де­сять лет он переезжает из города в город, живет в Герма­нии, Австрии, Голландии, Италии, нигде подолгу не за­держиваясь. Он перебивается случайными заработками, поступает в голландскую армию, но, прибыв на остров Ява, дезертирует и. преодолев бесчисленные трудности, доби­рается до Европы. В последующие годы он меняет множе­ство профессий: служит надсмотрщиком на кипрских ка­меноломнях, ездит с бродячим цирком, но к литературно­му творчеству более не возвращается.

В 1880 г. Рембо уезжает в Африку, где начинает рабо­тать торговым агентом. Он ездит по туземным деревням и скупает слоновую кость и черное дерево. Постепенно ему удается скопить немного денег. Рембо поселяется в Аде­не, небольшом городке на Аравийском полуострове, где приобретает дом. Он мечтает об обеспеченной жизни среднего буржуа, поэтому сознательно не возвращается в Европу. Рембо практически порывает со своим бунтарс­ким прошлым и оставляет без ответа приглашение дру­зей (они хотели, чтобы он посетил Париж). Он не отвеча­ет даже Верлену, написавшему о нем яркую статью. Рем­бо как бы не принимает того факта, что на родине его счи­тают известным поэтом. «Артюр Рембо променял литера­туру на Африку, а богатство рифм — на слоновую кость и золото», — с горечью писал о нем М. Волошин.

Во время поездки в Эфиопию Рембо упал с лошади и получил травму ноги. Начавшаяся гангрена вынудила его в 1891 г. отправиться на лечение во Францию. Он еще не знал, что был смертельно болен. В Марселе Артюр встре­тился со своей матерью. Но примирение их было недолгим. Через несколько недель после приезда врачи ампутиру­ют Рембо ногу. Несколько месяцев он находился у мате­ри, но из-за быстро развившейся болезни — саркомы — его снова перевезли в Марсель, где поэт умер в одной из больниц.

Творчество поэта отличается неровностью (наряду с великолепными стихотворениями встречаются и откро­венно подражательные произведения), в нем четко про­слеживаются две линии — гражданские стихотворения и изысканные лирические стихи. Рембо блестяще пере­дает широчайшую гамму чувств лирического героя — от острой сатиры до горького разочарования. Поэт изобре­тает особую систему толкования слов, основанную на так называемом мистическом алфавите. В стихотворении «Гласные» он приводит поток ассоциаций, связанный с каждой из букв.

Поэт считал себя ясновидящим и стремился найти собственную истину в современном мире. Подхватив и развив бодлеровскую мысль о всеобщем соответствии, он видит природу как нагромождение картин, подчиненных лишь сознанию поэта. Подлинное творчество, по его мне­нию, возможно только, когда на поэта нисходит озаре­ние. Поэтому тщательно описанные пейзажи соседству­ют у него с картинами катастроф, а лирические пассажи — с пессимистическими выводами.

Развитие французской поэзии XX в. прошло, по мет­кому замечанию Луи Арагона, «под знаком определяюще­го влияния Рембо». С одной стороны, он смог объединить две противоположные тенденции европейской поэзии — романтическую устремленность вовне и бодлеровскую обостренность чувств. С другой стороны, Рембо утвердил взгляд на поэзию как на высшую реальность. Многие счи­тали его «символистом до символизма». Но на самом деле он просто опередил свое время, его творчество приобрело актуальность, когда поэта не стало.

Артюр Рембо

Открыть его подлинное лицо мы можем только через поэзию

150 лет Артюру Рембо.
В среду исполняется 150 лет со дня рождения одного из величайших поэтов в истории Франции и Европы в целом — Артюра Рембо. О том, как эта дата празднуется на родине поэта, Антону Долину рассказал главный хранитель дома-музея Артюра Рембо в городе Шарлевиль-Мезьер Ален Турнё.

— Как отмечается 150-летие Артюра Рембо?

— 2004 год во Франции — Год Артюра Рембо, и эта дата особенно важна для нашего небольшого городка Шарлевиля, в котором сегодня проживает около 60 тысяч человек. Весь год мы будем отмечать эту дату в разных формах, но общая идея одна: покинуть тесные стены музеев и библиотек и выйти на улицы. В нашем городе мы устроим парад с праздничной иллюминацией — на фасады домов XVII века на центральной площади (напоминающей, кстати, парижскую площадь Вогезов) будут проецироваться строки из стихотворений поэта. На этой же площади выставлены 800 бюстов Рембо. Между тем, разумеется, мы проводим много выставок, посвященных его жизни и творчеству, — например, мы подготовили экспозицию ста пятидесяти иллюстраторов стихов Рембо. Будут проводиться и конференции, в том числе — посвященные Африке Артюра Рембо, то есть самому позднему и наименее исследованному периоду жизни поэта. Но нельзя забывать, что именно в нашем городе, в наших Арденнах начался путь Рембо.

— В торжествах принимают участие родственники Рембо?

— Да, у его старшего брата Фредерика было две дочери, у них тоже были дети, и сегодня во многих мероприятиях участвует правнучатая племянница самого поэта. Например, завтра она поможет открыть кинофестиваль, посвященный памяти Артюра Рембо, а сегодня она же перережет ленточку на открытии нового пространства дома-музея Рембо. Там, в частности, будут представлены некоторые рукописи, которые до сих пор не выставлялись. Между прочим, эти до сих пор закрытые для публики тридцать квадратных метров дома на набережной реки Мёз, где прошло детство Артюра, и есть то место, где он задумывал свои первые стихи. Может, он и не писал их здесь, ведь для нас он остается прежде всего поэтом-путешественником, но первые замыслы родились определенно в этом доме.

— Какая публика сегодня более всего интересуется творчеством Рембо? Вы, как хранитель музея, должны это знать.

— Артюр Рембо остается поэтом молодым и поэтом для молодых. Это образ, символ. Он умер молодым, самые знаменитые фотографии показывают нам юного Рембо, и он был совсем молод, когда перестал писать. Однако еще важнее актуальность его стихов и прозы, которая делает его поэтом не только ХХ-го, но и ХХI века. Сборники его стихов переведены на 37 языков, это почти Библия! Мы, кстати, знаем, как много поклонников гения Рембо живет в России.

— «Проклятые поэты» были культовыми для эпохи модернизма — сегодня же даже постмодернизм считается вышедшим из моды. Что делает Рембо «поэтом XXI века»?

— Не все стихи так уж известны и популярны сейчас — все-таки многие его ранние работы были вдохновлены классикой, «парнасской» школой. Однако главной задачей Рембо, по его собственным словам, было изобретение новых слов, нового языка, новых метафор. Музыка его поэзии была абсолютно новаторской, он предвидел ХХ век. Он догадывался о многом, что еще только должно было произойти. Артюр Рембо — еще и поэт-предсказатель.

— Что дает образу Артюра Рембо тот факт, что сравнительно недавно его роль в фильме Агнешки Холланд «Полное затмение» сыграл невероятно популярный голливудский актер — Леонардо Ди Каприо?

— Я бы сказал, что для нас, подлинных и даже одержимых поклонников поэта, не существует актера, достойного сыграть роль Артюра Рембо. Дело тут не в таланте актеров — будь то Ди Каприо или Терренс Стэмп, — и даже не во внешнем сходстве. Этот номер не проходит! Сам персонаж Рембо отказывается от возможного воплощения в кино. Выбирая любого актера на его роль, мы совершаем предательство по отношению к поэту. Артюр прежде всего был литератором, и открыть его подлинное лицо мы можем только через поэзию, а не через образ юнца, который читает «Пьяный корабль», стоя на столе в кабаке, или блуждает по туманным улицам Брюсселя в компании с Верленом. Это, простите меня, какая-то карикатура, в которой отношения двух поэтов важнее, чем творчество.

Пьяный школьник

Жан Никола Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года во французском городке Шарлевиль в семье военного. В школе Артюр был одним из самых блестящих и прилежных учеников. Первые строчки Рембо срифмовал в восемь лет, а в четырнадцать уже увидел свои стихи опубликованными. В том же возрасте меняется характер Рембо. Он сбегает из дома, попадает в тюрьму, начинает себя вести экстравагантно и грубо. Именно таким узнал Артюра поэт Поль Верлен, которому в августе 1871 года Рембо отправил письмо с рукописью ‘Пьяного корабля’. У них начинается бурный роман, из-за которого Верлен бросает семью. В 1873 году во время обычного для них скандала Верлен ранит Рембо из пистолета и попадает в тюрьму. После разрыва с Верленом Рембо больше не писал стихов. Он много путешествовал, добрался даже до Африки, где и заболел саркомой. В мае 1891 года Рембо ампутировали правую ногу, но это его не спасло и 10 ноября он умер. Похоронен Артюр Рембо в Шарлевиле.

Читайте также  Группа «технология» - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Артюр Рембо

Жан Николя́ Артю́р Рембо́ (фр. Jean Nicolas Arthur Rimbaud [aʁtyʁ ʁɛ̃ˈbo] ; 1854—1891) — французский поэт.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Произведения, опубликованные при жизни автора
  • 3 Рембо в современной культуре
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Биография

Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в Шарлевиле на северо-востоке Франции. Он был вторым ребёнком в семье Фредерика Рембо (1814—1878) [6] и Мари-Катрин-Витали Рембо (1825—1907) [7] . Его отец по профессии военный, провёл большую часть своей военной карьеры за границей [8] , служил в Алжире (1844—1850), а в 1854 году был награждён орденом Почётного легиона [8] «по указу императора» [9] . Капитан Рембо был описан как «вспыльчивый, спокойный и щедрый» [10] с длинными усами и бородкой офицера егеря [11] . Мать, урождённая Куиф, была из зажиточной крестьянской семьи. Когда мальчику исполнилось четыре года, отец оставил семью; с тех пор Артюра воспитывала мать. Начальное образование Рембо получил в Шарлевильском лицее. Вскоре после публикации первого стихотворения в 1870 году, в возрасте 16 лет Рембо отправился в путешествие по северу Франции и югу Бельгии.

В возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом и на некоторое время становится его близким другом и любовником [12] . Верлен приглашает Рембо в Париж и оплачивает ему дорогу.

Прибыв в Париж, Рембо поселяется в доме у Верлена, но вскоре изгоняется оттуда 17-летней беременной женой Верлена Матильдой Моте за грубость и нечистоплотность. Рембо живёт по очереди у литератора и критика Теодора Банвиля, поэта и шансонье Шарля Кро, композитора Жана (Эрнеста) Кабане, художника Жана-Луи Форена. Верлен и Рембо принимают участие в собраниях литературных кружков «Дрянные мальчишки» и «Чертыхатели», дружат, пьянствуют, дискутируют, ссорятся и мирятся.

В конце октября из-за Рембо возникла первая ссора Верлена с Матильдой, которая негодует, когда Рембо, не приемлющий «мещанскую обстановку» семейства Моте, пытается вырвать Верлена из этой среды.

В конце декабря на очередном обеде «Дрянных мальчишек» Рембо устраивает скандал и легко ранит тростью-шпагой фотографа Каржá; Рембо изгнан из кружка; Верлен снимает для него комнату на улице Кампань-Премьер в XIV округе Парижа, в районе Монпарнаса.

В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны.

В 1872 году Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. Некоторое время прожив там, они путешествуют по Европе и расстаются в Брюсселе, после того как Верлен в жарком споре под действием абсента простреливает Рембо запястье. Верлен был осуждён на два года тюрьмы. После расставания с Верленом Рембо возвращается домой, на ферму Роше.

После этого Рембо перестаёт писать и путешествует по свету до 1880 года. Затем в Африке (в основном в Египте и Эфиопии), а также в Йемене он занимается торговлей кофе, пряностями, шкурами и оружием.

В феврале 1891 года в Адене (Йемен) Рембо начинает ощущать боль в правом колене. Поначалу ему кажется, что это артрит. Лечение не приносит никакого результата, и в марте того же года боль становится настолько сильной, что он готовится к тому, чтобы отправиться во Францию на лечение. Перед отъездом Рембо консультируется с одним из британских врачей, который по ошибке ставит Рембо диагноз «туберкулёзный синовит», и рекомендует прибегнуть к срочной ампутации. Рембо остаётся в Адене вплоть до 7 мая, чтобы уладить свои финансовые дела, после чего на пароходе L’Amazone отправляется в 13-дневное путешествие назад во Францию. По приезде в Марсель его доставляют в госпиталь («Hôpital de la Conception»), где спустя неделю, 27 мая, ему ампутируют правую ногу. Послеоперационный диагноз показывает, что у него рак кости, вероятно, остеосаркома.

После короткого пребывания на семейной ферме с 23 июля по 23 августа Рембо предпринимает попытку отправиться назад в Африку, но по пути его здоровье настолько ухудшается, что его снова доставляют в тот же госпиталь, где Рембо навещает его сестра Изабель. Боль становится невыносимой, и 10 ноября 1891 года, после обряда соборования, он умирает в возрасте 37 лет.

Рембо похоронили в его родном городе Шарлевиле.

Произведения, опубликованные при жизни автора

  • (1870) Январь. «Подарки сирот к Новому году» в la Revue pour tous
  • Август. «Три поцелуя» («Первый вечер») в La Charge
  • (1872) Сентябрь. «Вороны» в La Renaissance littérature et artistique
  • (1873) Октябрь. «Одно лето в аду» / Une Saison en Enfer
  • (1878) Январь. «Маленькие бедняки» («Заворожённые») в The Gentle-man’s Magazine
  • (1882) Июнь. «Искательницы вшей» — два четверостишия в Champsaur, Dinah Samuel; переиздано в сентябре 1889 года
  • (1883) Октябрь. «Сидящие», «Пьяный корабль», «Искательницы вшей», «Заворожённые», «Вечерняя молитва», «Гласные», фрагменты «Вечность», «Париж заселяется вновь», а также «Первые причастия» опубликованы Верленом в Lutèce
  • (1884) Апрель. Перечисленные выше стихотворения опубликованы Верленом в сборнике Les Poètes mauditis («Проклятые поэты»)
  • (1886) Апрель. «Первые причастия» в La Vogue
  • Май-июнь. «Озарения», включая некоторые из Последних стихотворений в La Vogue. Также опубликованы отдельно
  • (1888) Июнь. «Шкаф», «Уснувший в ложбине» и «Заворожённые» в Poètes lyriques français du XIXe siècle (Антология Лемерра)
  • Октябрь. Переиздание сборника «Проклятые поэты» с добавлением фрагмента из «Украденного сердца» и стихотворением «Голова фавна»
  • (1889) Февраль-январь. «За музыкой», «Богема», «Зло», «Предчувствие» в La Revue indépendante
  • (1890) Февраль. «Шкаф» и «Предчувствие» в Le Petit Ardennais
  • Март. «Гласные» в книге Мопассана «Бродячая жизнь» и «В зелёном кабаре» в La revue d’aujourd’hui
  • Май. «Шкаф», «Предчувствие» в La Plume (перепечатано из Le Petit Ardennais)
  • Сентябрь. «Парижская оргия, или Париж заселяется вновь» в La Plume
  • (1891) Ноябрь. «Бал повешенных», «Венера Анадиомена» в Mercure de France

Рембо в современной культуре

В XX веке наследие Рембо было предметом полемики. Общепризнанными последователями Рембо во французской поэзии являются Гийом Аполлинер и Поль Элюар. Мировоззрение и поэзия Рембо оказали влияние на творчество Генри Миллера, отразившего своё духовное родство с поэтом в эссе «Время убийц».

Во второй половине XX века Артюр Рембо обретал всё большую популярность. Так, его образ неоднократно был использован в кинематографе. Наибольшую известность получил фильм Агнешки Холланд «Полное затмение» (1995), созданный по одноимённой пьесе Кристофера Хэмптона (1967), в котором роль поэта исполнил Леонардо Ди Каприо (фильм не претендует на историческую достоверность образа Рембо), а также Верлена в исполнении Дэвида Тьюлиса.

Дэвид Моррелл вдохновлялся образом Рембо при создании Джона Рэмбо. В предисловии к книге «Первая кровь» автор упоминает Артюра Рембо, который запомнился Морреллу сложностью своей фамилии и несоответствием между её звучанием и написанием. «Имя французского автора и имя яблока совпали, я почувствовал в этом отзвук силы [провидения]», — пишет Моррелл [13] . Позже он добавлял, что самым известным произведением Артюра Рембо является «Одно лето в аду» (Une Saison en Enfer), название которого было подходящей метафорой для страданий, перенесённых Джоном Рэмбо во вьетнамском плену [14] .

Посвящённая Артюру Рембо и выполненная Жан-Робером Ипустеги по заказу президента Франсуа Миттерана скульптурная композиция — «Путник в башмаках, взлетевших кверху» (фр. l’Homme aux semelles devant ), установлена в 1985 году перед зданием библиотеки Арсенала (фр. Bibliothèque de l’Arsenal ) на улице Сюлли (фр. Rue de Sully ) в Париже. В названии скульптуры перефразировано прозвище, которое Поль Верлен дал Артюру Рембо — «Путник в башмаках, подбитых ветром» (фр. l’Homme aux semelles de vent ) [15] . Портретный этюд «Лицо Рембо» (фр. Visage Rimbaud ) принадлежит Культурному центру Ипустеги (фр. Centre Culturel Ipoustéguy ) в городе Ден-сюр-Мёз (фр. Dun-sur-Meuse ) [16] .

В 1991 году вышел фильм Arthur Rimbaud — Une biographie режиссёра Ришара Диндо. В фильме снялись актёры Бернар Блош, Кристиана Коэнди, Мадлен Мари, Альбер Дельпи, Жан Дотремай, Бернар Фрейд, Ханс-Рудольф Тверенболд, Жак Боннаффе (голос).

Певица и поэтесса Патти Смит, на творчество которой сильно повлиял Рембо, не раз упоминала и цитировала его в своих работах.

Поэма Юрия Сопова «Артюр Рембо» (1919)

В произведении Жан-Поля Сартра «Детство хозяина» главный герой сравнивает себя с Рембо — «Нужно бы убивать себя в двадцать лет», теперь Люсьен часто смотрелся в зеркало и постепенно научился любоваться своей угловатой молодой грацией. «Я Рембо» , — думал он по вечерам, снимая одежду мягкими движениями, и начинал верить, что у него будет короткая и трагическая жизнь слишком красивого цветка.»

Книгу стихов Рембо читает главный персонаж кинофильма «Теорема» Пьера Паоло Пазолини.

В альбоме «Талисман» Павла Кашина есть песня «Пьяный корабль» по одноимённому стихотворению Рембо с авторским переводом исполнителя [17] .

В 2004 году известный немецкий художник-концептуалист Оттмар Хёрль в честь 150-летия французского поэта установил на площади родного города Рембо 800 посвящённых ему скульптур [18] .

Читайте также  Даниил спиваковский - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 2015 году вышел документальный фильм «Артюр Рембо, роман с Хараром / Rimbaud, le roman de Harar» (реж. Жан-Мишель Джиан / Jean-Michel Djian)

Новаторство Артюра Рембо в пяти тезисах

20 октября 1854 года в Шарлевиле, на северо-востоке Франции, родился Артюр Рембо. Его творческая деятельность продолжалась с января 1870 по март 1874 года – всего три года и три месяца. За это время он успел не только стать «скрепляющим камнем поэзии двух разделенных глубокой эстетической пропастью столетий», как написал о нем исследователь Н. Балашов, но и во многом предопределить развитие модернистских и авангардистских течений XX века.

Многообразие накопившихся за полтора века исследований поэзии Рембо, нередко вступающих друг с другом в дискуссию, может легко запутать читателя, вместо того чтобы помочь представить масштабы его поэтического дарования. Попытаемся лаконично продемонстрировать новаторство французского поэта в пяти основных тезисах.


Анри Фантен-Латур «Угол стола»,1872 год (Рембо – второй слева). На картине изображены французские литераторы, собравшиеся в кафе в годовщину смерти Бодлера.

1. Рембо обновил сложившуюся романтическую традицию.

В ранних стихотворениях Рембо чувствуется влияние романтизма. Ключевым для романтиков было строгое разграничение поэтического, «возвышенного» мира и реального. Бросая вызов существовавшим правилам, Рембо возвращает поэзию «на землю», утверждая, что для неё нет запретных тем, что ей позволено использовать «низменный» или сатирический сюжет, развивать эстетику безобразного. В то же время поэт обогащает французский литературный язык разговорными оборотами, вульгаризмами и диалектизмами (в полной мере мы можем это оценить, конечно, только в оригинале). Стремление к обновлению традиции подкреплялось также антибуржуазными и антиклерикальными идеями, которые Рембо был готов активно отстаивать.

Одним из наиболее скандальных произведений 1870 – 1871 гг., воплотившим все вышеперечисленные черты, стал сонет «Вечерняя молитва»:

Вечерняя молитва

Прекрасный херувим с руками брадобрея,
Я коротаю день за кружкою резной:
От пива мой живот, вздуваясь и жирея,
Стал сходен с парусом над водной пеленой.

Как в птичнике помет дымится голубиный,
Томя ожогами, во мне роятся сны,
И сердце иногда печально, как рябины,
Окрашенные в кровь осенней желтизны.

Когда же, тщательно все сны переварив
И весело себя по животу похлопав,
Встаю из–за стола, я чувствую позыв…

Спокойный, как творец и кедров, и иссопов,
Пускаю ввысь струю, искусно окропив
Янтарной жидкостью семью гелиотропов.

(Перевод Б. Лифшица)

2. Рембо стал одним из основателей символизма – и предсказал его кризис

Поэты-символисты, объединившиеся в поэтическое движение во Франции в 1880-х, стремились передать трансцендентальные идеи с помощью символов, которые по определению непознаваемы до конца. Почти за десять лет до этого, в мае 1871 года, Рембо в письме к Полю Демени излагает основы теории ясновидения, позволяющей поэту «передавать неясное неясным»: «Поэт превращает себя в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств. Он идет на любые формы любви, страдания, безумия. Он ищет сам себя. Он изнуряет себя всеми ядами, но всасывает их квинтэссенцию. Неизъяснимая мука, при которой он нуждается во всей своей вере, во всей сверхчеловеческой силе; он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым – и ученым из ученых! Ибо он достиг неведомого. Так как он взрастил больше, чем кто–либо другой, свою душу, и так богатую! Он достигает неведомого, и пусть, обезумев, он утратит понимание своих видений, – он их видел. »

Согласно своей теории, Рембо создаёт несколько поэтических циклов – «Последние стихотворения» (1872) и «Озарения» (1872 – 1873), в которых приближается к символистской эстетике мистицизма. Он наполняет произведения зрительными ассоциативными образами, звуковыми и ритмическими сочетаниями, стремясь с их помощью передать метафизический смысл.

Примером «разрушения всех чувств» может послужить стихотворение «Слеза» (май 1872), о котором сам Рембо высказался следующим образом: «Я писал молчание и ночь, выражал невыразимое, запечатлевал головокружительные моменты».

Однако, реализовав теорию ясновидения на практике, поэт был разочарован результатом: литературный смысл некоторых текстов оказался неуловим из-за бессвязности, разрушения логики. В итоге Рембо обрушивается с критикой на собственное творчество и порывает с ясновидением, символистскими идеями и искусством в целом, выражая свою позицию в последнем произведении – «Одно лето в аду» (1873).

Слеза (из цикла «Последние стихотворения»)

Вдали от птиц, от пастбищ, от крестьянок,
Средь вереска коленопреклонённый,
Я жадно пил под сенью нежных рощ,
В полдневной дымке, тёплой и зелёной.
Из этих жёлтых фляг, из молодой Уазы,
Немые вязы, хмурость небосклона –
От хижины моей вдали, что мог я пить?
Напиток золотой и потогонный.
Дурною вывеской корчмы как будто стал я.
Затем всё небо изменилось под грозой.
Был чёрный край, озёра и вокзалы,
И колоннада среди ночи голубой.
В песок нетронутый ушла лесная влага,
Швырялся льдинками холодный ветер с неба…
Как золота иль жемчуга ловец,
Желаньем пить объят я разве не был?

(перевод М.П. Кудинова)

3. Творчество Рембо как мощный импульс для авангарда.

В творческом наследии Рембо многое, на первый взгляд, может указать на родственную связь поэта с сюрреалистами. Это и шокирующие образы ранних стихотворений (люди-стулья в «Сидящих»: «Они в припадочном соитии привили / К скелетам стульев свой немыслимый каркас»; описание жилища монаха в «На корточках»: «Скамейки–жабы притаились по углам, / Шкафы раскрыли пасть молящейся старухи, / И алчный аппетит прилип к их смутным снам»), и сконцентрированность позднего Рембо на грёзах и галлюцинациях в «Озарениях».

Процесс «ясновидения» не следует приравнивать к исследованию подсознания и автоматическому письму – ключевым составляющим сюрреализма. Однако, в целом, феномен Рембо заложил прочный фундамент для формирования сюрреалистической традиции во французской поэзии. Возможно, поэтому Андре Бретон в «Манифесте сюрреализма 1924 года» назвал его «сюрреалистом в жизненной практике».


Портрет Артюра Рембо, Жан-Луи Форен, 1872 год.

4. Рембо стёр границу между поэзией и прозой

Стихотворения в прозе, представленные в цикле «Озарения», расширили возможности французской поэзии, освободив поэта от необходимости строго придерживаться устоявшихся в литературе форм. Как удачно выразился писатель Э. Дюжарден, Рембо постепенно освобождается от «рационалистической» мысли и приходит к мысли «музыкальной». По его словам, «проза «Озарений» сгущается в единицы, которые ещё, очевидно, не стихи, но всё больше и больше к этому стремятся».

В приведённом ниже фрагменте цикла чётко улавливается ритм, присутствуют повторы и членение на абзацы-строфы – черты поэтического текста:

Вульгарный ноктюрн (из цикла «Озарения»)

Одно дуновенье пробивает брешь в перегородках, нарушает круговращенье изъеденных крыш, уничтожает огни очагов, погружает в темноту оконные рамы.

У виноградника, поставив ногу на желоб, я забираюсь в карету, чей возраст легко узнается по выпуклым стеклам, по изогнутым дверцам, по искривленным виденьям. Катафалк моих сновидений, пастушеский домик моего простодушия, карета кружит по стертой дороге, и на изъяне стекла наверху вращаются бледные лунные лица, груди и листья.

Зеленое и темно–синее наводняет картину. Остановка там, где пятном растекается гравий.
Не собираются ль здесь вызвать свистом грозу, и Содом, и Солим, и диких зверей, и движение армий?

(Ямщики и животные из сновиденья не подхватят ли свист, чтоб до самых глаз меня погрузить в шелковистый родник?)

Исхлестанных плеском воды и напитков, не хотят ли заставить нас мчаться по лаю бульдогов?
Одно дуновенье уничтожает огни очагов.

(перевод М.П. Кудинова)

5. Рембо стоял у истоков теории верлибра во Франции

Считается, что термин vers libre (свободный стих) был придуман в 1884 году символистом Густавом Каном. Теоретическому оформлению верлибра предшествовало явление во французской литературе, получившее название vers libere (освобождённый стих). Как следует из названий, главным отличием верлибра является то, что он свободен от полемики с традиционными формами поэзии изначально, с момента своего появления, в то время как экспериментальные образцы верлибере появились в процессе борьбы с устоявшимися жанрами. Среди «озарений» Рембо, написанных в 1872 –1873 гг., всего два произведения могут быть условно названы «освобожденными» стихотворениями из-за характерного деления текста на строки – «Морской пейзаж» и «Движение». К ним, однако, можно отнести и первую часть «Бдений»:

Бдения (I) (из цикла «Озарения»)

Это – озаренный отдых, ни лихорадка, ни слабость, на постели или на поле.

Это – друг, ни пылкий, ни обессиленный. Друг.

Это – любимая, ни страдающая, ни причиняющая страданий. Любимая.

Мир и воздух, которых не ищут. Жизнь.

Так ли это все было?

И сновидение становится свежим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: