Аристофан — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Аристофан

Биография

Древнегреческий драматург и комедиограф Аристофан по прозвищу Комик оставил после себя литературное наследие, созданное в лучших традициях античной сцены. Из 44 комедий до наших времен дошли 11, в том числе «Лисистрата», «Облака», «Лягушки», «Мир». В произведениях события разворачиваются на фоне древнего мира, но проблематика понятна и современному читателю.

Судьба

Аристофан родился около 446 года до н.э. в Афинах. Современники драматурга отказывались причислять его к гражданам этого полиса, потому что его отцу, Филиппу, принадлежал участок на острове Эгина, а образование Комик получал в древнем территориальном округе Кадафина, откуда происходил семейный род. Мать Аристофана звали Зенодора.

Биография древнегреческого комедиографа полна белых пятен, и те факты, которые известны, черпались из написанных им пьес. В комедиях того времени в лирических отступлениях (парабазисах) было принято говорить от первого лица, и благодаря этому в произведениях Аристофана имеются реальные интересные факты. В основном они связаны с литературным творчеством, но вычленяются и недвусмысленные подсказки о личных убеждениях и жизненных событиях писателя.

Аристофан родился в эпоху, когда каждый поэт являлся дидаскалом, буквально — учителем: преподавал в хоре, ставил спектакли для праздников. Эта работа воспитала в писателе умение обращаться к людям с требующими решения вопросами. Писатель утверждал, что сочинял произведения для умной аудитории, но также подчеркивал, что «в другие времена» мир будет судить общество по тому, как воспринималось искусство.

Клеон

Аристофана можно охарактеризовать как человека консервативного. В пьесах «отец комедии» высказывал мысли, которые расходились с общепринятыми, искажал образы мыслителей – Еврипида, Клеона, Сократа, высмеивая их за тягу к новому. Злейшим врагом писателя считался Клеон – политический деятель, стратег периода Пелопонесской войны. Он трижды вызывал Аристофана на суд, но не смог пресечь творчество Комика: карикатуры на Клеона появлялись и после смерти политика.

Историки утверждают, что Аристофан писал пьесы для увеселения публики, а также – чтобы побеждать в литературных состязаниях. Хор, для которого он писал пьесы, содержался хорегом – состоятельным гражданином, который брал на себя расходы по его содержанию (оплачивал декорации, костюмы, афиши) в виде общественной повинности или почетной обязанности.

Платон

Считалось, что быть хорегом – высшая почесть, но нередко гражданские обязанности воспринимались как наказание, наложенное демагогами и популистами вроде Клеона. Взгляды хорега передавались и Аристофану, потому в пьесах присутствует враждебный консерватизм.

В 385 году до н.э. Платон выступил с диалогом «Пир» («Симпосий») о разновидностях любви. Одна из частей посвящена Аристофану и называется «Эрот как стремление человека к изначальной целостности». От имени Комика Платон рассказал об андрогинах – третьем поле человечества, среднем между мужским и женским. Философ говорил, что эти существа слеплены,

«рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых».

Зевс ненавидел этих уродцев, а потому в порыве гнева разрезал андрогинов пополам, и они стали обычными женщинами и мужчинами. С тех пор при встрече половинки некогда одного существа охватывает

«удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время».

Мораль Платон выразил цитатой:

«Наш род достигнет блаженства тогда, когда мы вполне удовлетворим Эрота и каждый найдет соответствующий себе предмет любви, чтобы вернуться к своей первоначальной природе».

В речи Платон указывал, что Аристофан стремится удовлетворить Эрота. Описывая товарища, философ пишет, что он «делит свое время между Афродитой и Дионисом», то есть между вином и плотским удовольствием. Известно, что Аристофан рано полысел, об этом свидетельствуют упоминания в пьесах «Облака» и «Мир», но в факте можно усомниться, глядя на бюсты писателя.

Бюсты Аристофана

Много пробелов и в личной жизни комика. Доподлинно известно, что у него было двое детей – сыновья Арарос и Филипп, оба продолжили дело отца и писали комедии. Имеются предположения о том, что у Аристофана был третий сын, Никострат или Филетер. Упоминания по последнему имени дважды появляются в каталоге победителей литературного праздника Ленеи. Не сохранились сведения о женах Аристофана.

Аристофан пережил Пелопонесскую войну, два олигархических переворота и две попытки восстановления демократии. Ни в одном военном сражении Комик не принял участия. Предположительно, состоял в Совете пятисот, высшего органа управления в Древних Афинах. Умер писатель между 387 и 380 годами до н.э., причина смерти неясна.

Творчество

Предположения о том, что Аристофан писал ради победы, подтверждаются. Дебютная пьеса «The Banqueters» (утрачена) на Дионисии 427 года до н.э. заняла 2-е место, а год спустя «The Babylonians» удостоилась главной награды, как и первая дошедшая до нынешнего времени пьеса «Арханяне». Стоит отметить, что формально автором этих трех пьес выступил Каллистрат, уже известный комедиограф, друг Аристофана.

Портрет Аристофана

«Арханяне» поставлена на Ленеях в 425 году до н.э., призыв пьесы – прекратить Пелопонесскую войну во славу мира. Главным героем в повествовании становится Дикеополис, который из-за сражений вынужден покинуть родной дом и приехать в Афины. Он пытается вразумить местных жителей, что мир лучше бесконечной войны, но демагоги переманивают граждан на свою сторону.

Решив действовать в одиночку, Дикеополис отправляет в Спарту человека, способного заключить мир от его имени. Поход успешен: спартанцы даруют Афинам 30 лет без войны. Довольный Дикеополис устраивает праздник, в разгар которого в город вступают арханяне, «люди грубые и твердые, как дубы», заклятые враги спартанцев. Они гневаются на героя за то, что посмел вмешаться в установленный порядок вещей.

Бюст Аристофана

Дикеополис просит последнее слово и отправляется за помощью к Еврипиду, чтобы тот одолжил отрывок из речей. Слова, произнесенные героем, убеждают арханян отступить, и в Афинах устанавливается мир. Дикеополис открывает рынок для прихожан и живет в мире.

Успех «Арханян» убедил Аристофана выпустить следующую пьесу под своим именем – в 424 году до н.э. свет увидели «Всадники». Произведение было поставлено в период, когда Клеон, злейший враг Комика, сиял в лучах славы за достижения в Пелопонесской войне.

Иллюстрация к пьесе Аристофана «Всадники»

Разворачивающиеся между Афинами и Спартой события способствовали заключению мира, но Клеон подстрекал жителей на продолжение сражений. Обозлившись на политика, Аристофан создал обличающую пьесу. Ирония против врага оказалась настолько злой, что актеры отказывались от роли Клеона, и его пришлось играть Аристофану.

В центре сюжета – старик Демос, в чьем образе отражен афинский народ, и Пафлагонец, прототипом которого выступил Клеон. Демос, находясь у Пафлагонца в плену, обнаруживает предсказание, согласно которому безродный торговец сосисками Агоракрит свергнет наглого и хитрого рабовладельца. Демос и двое товарищей, Демосфен и Никий, подстраивают состязание между колбасником и Пафлагонцем. Агоракрит оказывается наглее соперника и побеждает. Пафлагонец, приняв поражение, униженный, становится добропорядочным гражданином.

Иллюстрация к пьесе Аристофана «Облака»

Годом позднее, в 423 до н.э., Аристофан поставил комедию «Облака», ирония в которой направлена против софистов, в том числе Сократа. В произведении показано, что софистика — враг религиозных и семейных ценностей, нравственности.

Герой пьесы – старик Стрепсиад, который из-за разгульного образа жизни сына Фидиппида оказывается по уши в долгах. Прознав, что софисты обучают жителей юриспруденции и ораторскому искусству – тому, что поможет выбраться из бедственного положения, Стрепсиад отправляет Фидиппида на учебу. Мальчик становится лучшим учеником софиста Сократа. Окончив курсы, Фидиппид возвращается к отцу и избивает его, красноречиво доказывая, что имеет право на жестокое обращение с родителями. В ужасе от поведения сына, Стрепсиад сжигает мастерскую Сократа, в который тот портит умы молодых людей.

Комедия Аристофана «Птицы»

Лучшим произведением Аристофана считается пьеса «Птицы», поставленная в 414 году до н.э. Тогда Афины находились на пике могущества, война миновала, а жители строили воздушные замки. В произведении возгордившиеся граждане возводят мир между небом и землей и, забыв о богах, начинают поклоняться птицам. Зевс, удивившись высокомерию людей, позволяет им управлять государством. Как итог – бесконечные беды и кровопролитные войны.

Несмотря на то, что взгляды Аристофана консервативны, его творчество поднялось на высокий уровень. По количеству зрителей и почитателей Комик обогнал предшественников. Смелые выражения, ирония и желание говорить правду — возможно, именно эти черты творчества «отца комедии» и сделали его великим.

Цитаты

Умный многому сумеет научиться у врага.

Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно.

Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ.

Когда мне должен кто, отлично помню я, но если должен я, не помню, хоть убей.

Биография ​Аристофана

Аристофа́н (др.-греч. Ἀριστοφάνης) родился около 446 года до н.э. в Аттике в состоятельной семье. Филипп, отец Аристофана, владел участком земли на острове Эгина, что дало повод современникам считать, что Аристофан не афинского рода, хотя он был афинским гражданином. Образование поет получал в древнем территориальном округе Кадафина, откуда происходил семейный род. Мать Аристофана звали Зенодора.

Аристофан родился в эпоху, когда каждый поэт являлся дидаскалом, буквально — учителем: преподавал в хоре, ставил спектакли для праздников. Эта работа воспитала в писателе умение обращаться к людям с требующими решения вопросами. Писатель утверждал, что сочинял произведения для умной аудитории, но также подчеркивал, что «в другие времена» мир будет судить общество по тому, как воспринималось искусство.

Первые свои пьесы Аристофан не мог выставлять под собственным именем, так как был неизвестен и не имел возможности оплачивать хор. Большинство комедий Аристофана было впервые представлено в годы Пелепонесской войны (431-404) и отличались политической остротой, присущей школе античной комедии, отражали кризис афинской демократии.

Предположения о том, что Аристофан писал ради победы, подтверждаются. Дебютная пьеса «The Banqueters» (утрачена) на Дионисии 427 года до н.э. заняла 2-е место, а год спустя «The Babylonians» удостоилась главной награды, как и первая дошедшая до нынешнего времени пьеса «Арханяне». Стоит отметить, что формально автором этих трех пьес выступил Каллистрат, уже известный комедиограф, друг Аристофана.

Читайте также  Борис михайлов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Под чужим именем была представлена и первая комедия Аристофана «Пирующие» (427), судя по сохранившимся фрагментам — сатира на софистическое воспитание и «модную» философию. В 426 на Великих Дионисиях поставил комедию «Вавилоняне», посвященную взаимоотношениям афинян и их союзников. За эту пьесу Аристофан был привлечен вождем афинского демоса, взяточником и демагогом Клеоном, высмеянным в комедии, к суду за оскорбление народа и его представителей перед союзниками. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:

Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю:

Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно.

Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники». Влияние этого демагога было столь велико, что никто не согласился делать маску для Пафлагонца, напоминающую Клеона, а образ Пафлагонца был рисован настолько отталкивающим, что эту роль вынужден был играть сам Аристофан. Нападки на Клеона появляются и в последующих комедиях.

Комедии Аристофана первых лет его творчества («Ахарняне», 425; «Всадники», 424; «Осы», 422; «Мир», 421) отображают взгляды крестьянства Аттики, которое особенно страдало от военных действий. Протест против войны сочетается у комедиографа с критикой афинских правителей. В значительной степени благодаря Аристофану древнегреческое слово «демагог», означавшее «предводитель народа» приобрело современное одиозное значение.

«Арханяне» поставлена на Ленеях в 425 году до н.э., призыв пьесы – прекратить Пелопонесскую войну во славу мира. Главным героем в повествовании становится Дикеополис, который из-за сражений вынужден покинуть родной дом и приехать в Афины. Он пытается вразумить местных жителей, что мир лучше бесконечной войны, но демагоги переманивают граждан на свою сторону.

Причины пороков общества Аристофан видит в войне и представителях новой философии (софистах) и литературы (комедии Еврипида), расшатывающих традиционные устои общества. В образе шарлатана, лжемудреца и наставника в пороках в «Облаках» (423) он выводит Сократа. Облака — хор из 24 девушек — символ неясности и расплывчатости языка представителей новой философии.

На Великих Дионисиях 411 года Аристофан ставит «Женщин на празднике Фесмофорий», где высмеивает Еврипида и его младшего современника драматурга Агафона. Политических выпадов в комедии нет, в целом она представляет пародию на трагедии Еврипида «Елена» и «Андромеда». Хор состоит из женщин, собравшихся, чтобы осудить порочащего их Еврипида. Переодетый в женское платье друг последнего должен защищать его, но обман раскрыт, и герой, спасаясь у алтаря, пытается найти выход и вспоминает для этого сюжетные ходы еврипидовских трагедий.

В 405 на Ленеях была поставлена комедия «Лягушки», которая не только получила первую награду, но даже была представлена дважды, что случалось крайне редко. Тема этой комедии, написанной после смерти в 406 Софокла и Еврипида, — судьба трагической поэзии. Бог театра Дионис отправляется в подземное царство, чтобы вывести оттуда Еврипида, так как на земле перевелись трагические поэты. Однако после состязания Еврипида с Эсхилом, во время которого драматурги объясняют достоинства своих произведений и даже взвешивают фразы, Дионис забирает на землю Эсхила, герои которого благородны, а трагедии воспитывают доблесть и возвышенные гражданские чувства. Комический эффект путешествия Диониса по аиду и состязания усиливается еще и тем, что хор в комедии представлен в виде лягушек.

По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор для сатиры, а смелость и фантазия Аристофана сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время Пелопоннесской войны на неё были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. был проведён закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и её представителей, тогда как в более поздних его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил (под именем своего сына) пьесу «Кокалос» (Κώκαλος), в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние, Аристофан положил начало новой комедии.

К жанру утопии относятся комедии Аристофана «Птицы» (414), «Женщины в народном собрании» (392), «Богатство» («Плутос») (388). В «Птицах», написанных в форме сказки, наряду с людьми действуют и птицы (хор), которые между небом и землей создают свое царство, город Тучекукуевск; господство богов низвергнуто, миром правят пернатые. В «Женщинах в народном собрании» афинянки под предводительством Праксагоры (она напоминает Лисистрату) начинают управлять государством, что приводит его к процветанию, мужчины бездельничают, жизнь полна пиров и наслаждений. Пьесы «Богатство» и «Женщины в народном собрании» сильно отличаются от написанных во время Пелопоннесской войны. Сатира в них смягчена, нападок на отдельных политических деятелей нет; сокращена роль хора, многие партии заменены музыкальными интермедиями. Последние комедии Аристофана «Эолосикон» и «Кокал» были представлены уже после смерти драматурга его сыном Араром.

Много пробелов и в личной жизни комика. Доподлинно известно, что у него было двое детей – сыновья Арарос и Филипп, оба продолжили дело отца и писали комедии. Имеются предположения о том, что у Аристофана был третий сын, Никострат или Филетер. Упоминания по последнему имени дважды появляются в каталоге победителей литературного праздника Ленеи. Не сохранились сведения о женах Аристофана.

Аристофан пережил Пелопонесскую войну, два олигархических переворота и две попытки восстановления демократии. Ни в одном военном сражении Комик не принял участия. Предположительно, состоял в Совете пятисот, высшего органа управления в Древних Афинах. Умер писатель между 387 и 380 годами до н.э., причина смерти неясна.

Аристофан был мастером стихосложения; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium). Этот размер употребляется в страстной, возбуждённой речи. В комедии «Женщины в народном собрании» Аристофан придумал неологизм, который является самым длинным из известных древнегреческих слов (состоит из 171 буквы) : λοπαδοτεμαχοσελαχογαλεο- κρανιολειψανοδριμυποτριμματο- σιλφιοκαραβομελιτοκατακεχυμενο- κιχλεπικοσσυφοφαττοπεριστερα- λεκτρυονοπτοκεφαλλιοκιγκλοπε- λειολαγῳοσιραιοβαφητραγα- νοπτερύγων

Библиография

Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли 11:

  • 425 до н.э. – «Ахарняне»
  • 424 до н.э. – «Всадники»
  • 423 до н.э. – «Облака»
  • 422 до н.э. – «Осы»
  • 421 до н.э. – «Мир»
  • 414 до н.э. – «Птицы»
  • 411 до н.э. – «Лисистрата»
  • 411 до н.э. – «Женщины на празднике Фесмофорий»
  • 405 до н.э. – «Лягушки»
  • 392 до н.э. – «Женщины в народном собрании»
  • 388 до н.э. – «Плутос»

Аристофан

(ок. 446-ок. 385 г. до н. э. ) древнегреческий драматург

Комедии великого древнегреческого драматурга входят в золотой фонд мировой культуры наравне с другими величайшими памятниками античности — трагедиями Эсхила, Софокла и Еврипида, историческими повествованиями Геродота и Фукидида, философией Демокрита и Аристотеля, скульптурами Фидия и Поликлета. Аристофан — единственный представитель древней комедии, произведения которого (правда, только 11 из приписываемых ему 44) дошли до нас почти целиком. От комедий других драматургов остались лишь небольшие отрывки.

Творческое наследие «отца комедии» Аристофана всегда высоко оценивалось выдающимися деятелями культуры. Они называли его величайшим мастером сатиры, обличителем всего косного и отживающего. Значение творчества Аристофана для нашей современности с наибольшей полнотой раскрывается в решении, принятом ЮНЕСКО о праздновании 2440-летия со дня рождения Аристофана.

Одиннадцать комедий драматурга да несколько отрывков из несохранившихся пьес его самого и его современников — вот все, что дошло до нас от первого в истории мировой литературы комедийного жанра — так называемой древнеантической комедии.

Комедиография Аристофана и его современников называется аттической потому, что она возникла и расцвела в греческой области Аттика, центром которой были Афины. «Древней» ее назвали уже сами античные ученые, для того чтобы подчеркнуть резкое отличие произведений Аристофана и других комических поэтов его времени от комедий, созданных позднее, в период, когда Афины уже утратили свое политическое первенство в Греции и стали одной из «периферийных» областей Македонской империи.

Античные свидетельства о жизненном пути Аристофана не отличаются полнотой. Так, только путем косвенных расчетов удалось установить время его рождения — около 446 года до нашей эры.

Аристофан был афинянином. Родители его — люди свободнорожденные, но, по-видимому, не очень состоятельные. Хотя отец будущего драматурга имел небольшой земельный участок на соседнем с Аттикой острове Эгине, Аристофан, судя по его комедиям, значительную часть своего времени проводил в Афинах: он великолепно знал и каждодневную политическую жизнь, и все городские слухи об известных общественных деятелях, и правила судебной процедуры, и быт своих сограждан.

Писать он начал рано: первая его пьеса была поставлена в 427 году до н. э. и получила вторую премию. С самого начала театральной деятельности Аристофан принял на себя роль мудрого наставника, заступника своих сограждан. Его комедии и сейчас поражают бесстрашием сатиры.

Самой существенной чертой творческого облика Аристофана является общественная активность автора. Уже вторая его комедия «Вавилоняне», поставленная с огромным успехом на Великих Дионисиях 426 года, была посвящена такому злободневному политическому вопросу, как взаимоотношения между афинянами и их союзниками. Критика деятельности афинских должностных лиц, содержавшаяся в комедии, была настолько острой, что глава радикального крыла демократии Клеон даже пытался привлечь поэта к судебной ответственности.

Читайте также  Илья прусикин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Аристофан в своих комедиях поднимает самые разнообразные вопросы современной ему действительности. В ряде произведений он выступает против Пелопоннесской войны и призывает к заключению мира со Спартой. При этом поэт хорошо знал, что не все его зрители были убежденными сторонниками заключения мира со Спартой или хотя бы ведения мирных переговоров.

В совершенно необычном освещении тема мира предстает в комедии «Лисистрата», где инициатива прекращения войны исходит от женщин, возглавляемых афинянкой Лисистратой. При этом основное средство для достижения цели по-аристофановски смелое: женщины всей Греции отказывают своим мужьям в любовных ласках и таким путем доводят изнуренных воздержанием мужчин до полной капитуляции.

Анализ проблематики войны и мира, занимающей такое большое место в творчестве Аристофана, открывает путь к пониманию и других проблем, поднимаемых в творчестве драматурга. Прежде всего это вопрос о судьбах афинской демократии.

Аристофан писал в то время, когда уже наступил кризис античной рабовладельческой демократии. В обществе стали развиваться такие отрицательные явления, как продажность и взяточничество должностных лиц, стремление поживиться за счет казны, деятельность сикофантов (доносчиков). Сатирическое изображение отрицательных сторон политической жизни находило живой отклик у афинских зрителей, и комедии Аристофана пользовались громадным успехом.

Нападки его на демократическую систему никак не свидетельствуют о том, что он ее не приемлет. Он не берет под сомнение сущность демократических порядков — он хочет только устранить из афинских государственных учреждений бесчестных демагогов и вернуть в Афины тот дух гражданского единства, какой был в героические времена Марафона и Саламина.

Положительный герой комедий Аристофана — мелкий сельский труженик, обрабатывающий землю с помощью одного-двух рабов. Аристофан восхищается трудолюбием земледельца, его здравым смыслом, проявляющимся как в домашних, так и в государственных делах, его приверженностью к традиционной религии и к обычаям прошлых героических лет.

Взаимоотношения различных слоев демоса, вопросы руководства государством, оценка лидеров радикальной демократии — вот главные проблемы, которые получают разрешение в одной из самых острых в политическом отношении комедий Аристофана «Всадники». Остро подмечая и высмеивая пороки общественной нравственности, Аристофан вместе с тем убежден, что причиной их является война и бедственное положение земледельцев.

Он не мог не видеть грозных симптомов социального расслоения, грозившего гибелью афинскому демократическому полису. Наблюдательным глазом художника драматург видел, что угрозу полису составляет именно концентрация частной собственности в руках немногих представителей рабовладельческой верхушки. Ее политическими представителями и являлись те демагоги, лидеры радикальной демократии, которые в результате неизбежного развития рабовладельческой экономики пришли к власти в первые годы Пелопоннесской войны.

Не боясь показать афинскому демосу его слабости и заблуждения, видя в народе защитника идей демократизма, Аристофан не смог в полной мере осмыслить ограниченность афинской демократии. Как истинный сын своего времени, гражданин рабовладельческой республики, он считал совершенно естественным и закономерным такие явления, как эксплуатация рабского труда, взимание податей с союзников, привилегированное положение «исконных» афинских граждан по отношению к неполноправным чужеземцам. С наибольшей ясностью эти взгляды раскрываются в комедии «Осы».

Из всех современников Аристофана наиболее ожесточенным нападкам комедиографа подвергались, кроме Клеона, Сократ и Еврипид. Почему драматург с такой ненавистью высмеивал Сократа в «Облаках»? Причина кроется в непримиримом отношении Аристофана к идейному кризису афинской демократии, выразителями которого явились софисты. Самого Сократа сближал с софистами метод доказательств, которым он стремился обосновать относительность общепринятых представлений. Идейная направленность философии Сократа противоречила моральным нормам афинской демократии, патриархальной нравственности крестьянства. Аристофан не ограничился карикатурным портретным изображением Сократа, а создал собирательный тип лжемудреца, шарлатана и наставника в пороках.

Непримиримость Аристофана по отношению к ряду новых явлений, порожденных идейным кризисом афинской демократии, ярко раскрывается и в его оценке Еврипида. Еврипид по своим политическим взглядам не являлся противником афинской демократии. В некоторых трагедиях он изображал Афины прибежищем гонимых и притесняемых, оплотом свободы в Греции. Его общественный идеал — «крестьянская» демократия, независимые земледельцы, живущие честным трудом. Но, как честный художник, он отразил в своем творчестве наиболее существенные признаки разложения полисной нравственности: падение старинного благочестия, кризис гражданской морали, развитие индивидуализма и скептицизма.

В то же время Аристофан всю жизнь боролся за сохранение патриархальных устоев афинской демократии. Поэтому на протяжении двадцати лет — от первой дошедшей до нас комедии «Ахарняне» (425 г. до н. э. ) и до «Лягушек» (405 г. до н. э. ) — он не оставляет в покое своего современника. Иногда выступления Аристофана против Еврипида носят характер личных нападок, но в основе их лежит различие этических и эстетических принципов обоих драматургов.

В поздних произведениях Аристофана все более отчетливо возникает тема социальной утопии. Наиболее ярким образцом жанра комедии-утопии являются «Птицы», поставленные в 414 году до н. э. , когда Афины переживали волнующие и тревожные месяцы Сицилийской экспедиции. Последняя из сохранившихся комедий Аристофана — «Плутос» («Богатство») — также представляет вариант социальной утопии: прозревший бог богатства Плутос в корне меняет распределение материальных благ среди членов общества. Всевозможные ораторы, доносчики, паразиты и т. п. , которые раньше, пользуясь слепотой Плутоса, бессовестно обогащались, теперь обеднели, а богатство и довольство перешло к честным и благочестивым земледельцам.

Комедии Аристофана, как и древняя аттическая комедия в целом, связаны с народными формами театра. Персонажи его комедий обычно носители какой-либо человеческой черты, показанной в крайне заостренном, преувеличенном виде. Очень силен в его комедиях элемент буффонады.

Творчество Аристофана отличается как богатством идейного содержания, так и театральной выразительностью. Это одновременно и вершина древней аттической комедии, и ее завершение. В IV веке до нашей эры, когда в Греции сильно изменились социально-политические условия, древняя комедия утратила питающую ее почву. Потому-то В. Г. Белинский говорил, что Аристофан — «последний великий поэт Греции».

Мудрость Человечества

Биография

Первую свою комедию Аристофан поставил в 427 г до н.э , но ещё под чужим именем. Когда год спустя (426) он осмеял в своих «Вавилонянах» могущественного демагога Клеона, назвав кожевником, последний обвинил его перед советом в том, что он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:

Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю:
Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно.

Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники». Влияние этого демагога было столь велико, что никто не согласился делать маску для Пафлагонца, напоминающую Клеона, а образ Пафлагонца был рисован настолько отталкивающим, что эту роль вынужден был играть сам Аристофан. Нападки на Клеона появляются и в последующих комедиях. Вот почти всё, что известно о жизни Аристофана; древние называли его попросту Комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем Поэта.

Литературное наследие

Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11:

  • «Ахарняне»,
  • «Всадники»,
  • «Облака» (в позднейшей неоконченной поэтом переработке),
  • «Осы»,
  • «Мир»,
  • «Птицы»,
  • «Лисистрата»,
  • «Женщины на празднике Фесмофорий»,
  • «Лягушки»,
  • «Женщины в народном собрании»
  • «Плутос» (тоже во второй, но оконченной переработке, в которой она была поставлена на сцену).

Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени; только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова. Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит: «музы устроили себе в нём приют». Гёте отзывается о нём несколько иначе, называя комедиографа «неблаговоспитанным любимцем муз», и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно. Остроты Аристофана часто казались читателям Нового времени грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы образованные люди некоторых последующих эпох, с их чувством изящного, не подкупленные красотою языка, могли находить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубость принадлежала не лично Аристофану, а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничего не стесняясь. Но таким образом комедии Аристофана дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни.

По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия Аристофана сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время Пелопоннесской войны на неё были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. был проведён закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и её представителей, тогда как в более поздних его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил (под именем своего сына) пьесу «Кокалос» (Κώκαλος), в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние, Аристофан положил начало новой комедии. Как и во всём, что касалось формы, Аристофан был мастером стихосложения; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium). Этот стих употребляется в страстной, возбуждённой речи.

Читайте также  Любовь попова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Аристофан — биография, комедии, личная жизнь, творчество

Аристофан: биография

Древнегреческий драматург и комедиограф Аристофан по прозвищу Комик оставил после себя литературное наследие, созданное в лучших традициях античной сцены. Из 44 комедий до наших времен дошли 11, в том числе «Лисистрата», «Облака», «Лягушки», «Мир». В произведениях события разворачиваются на фоне древнего мира, но проблематика понятна и современному читателю.

Судьба

Аристофан родился около 446 года до н.э. в Афинах. Современники драматурга отказывались причислять его к гражданам этого полиса, потому что его отцу, Филиппу, принадлежал участок на острове Эгина, а образование Комик получал в древнем территориальном округе Кадафина, откуда происходил семейный род. Мать Аристофана звали Зенодора.

Портрет Аристофана

Биография древнегреческого комедиографа полна белых пятен, и те факты, которые известны, черпались из написанных им пьес. В комедиях того времени в лирических отступлениях (парабазисах) было принято говорить от первого лица, и благодаря этому в произведениях Аристофана имеются реальные интересные факты. В основном они связаны с литературным творчеством, но вычленяются и недвусмысленные подсказки о личных убеждениях и жизненных событиях писателя.

Аристофан родился в эпоху, когда каждый поэт являлся дидаскалом, буквально — учителем: преподавал в хоре, ставил спектакли для праздников. Эта работа воспитала в писателе умение обращаться к людям с требующими решения вопросами. Писатель утверждал, что сочинял произведения для умной аудитории, но также подчеркивал, что «в другие времена» мир будет судить общество по тому, как воспринималось искусство.

Клеон

Аристофана можно охарактеризовать как человека консервативного. В пьесах «отец комедии» высказывал мысли, которые расходились с общепринятыми, искажал образы мыслителей – Еврипида, Клеона, Сократа, высмеивая их за тягу к новому. Злейшим врагом писателя считался Клеон – политический деятель, стратег периода Пелопонесской войны. Он трижды вызывал Аристофана на суд, но не смог пресечь творчество Комика: карикатуры на Клеона появлялись и после смерти политика.

Историки утверждают, что Аристофан писал пьесы для увеселения публики, а также – чтобы побеждать в литературных состязаниях. Хор, для которого он писал пьесы, содержался хорегом – состоятельным гражданином, который брал на себя расходы по его содержанию (оплачивал декорации, костюмы, афиши) в виде общественной повинности или почетной обязанности.

Платон

Считалось, что быть хорегом – высшая почесть, но нередко гражданские обязанности воспринимались как наказание, наложенное демагогами и популистами вроде Клеона. Взгляды хорега передавались и Аристофану, потому в пьесах присутствует враждебный консерватизм.

В 385 году до н.э. Платон выступил с диалогом «Пир» («Симпосий») о разновидностях любви. Одна из частей посвящена Аристофану и называется «Эрот как стремление человека к изначальной целостности». От имени Комика Платон рассказал об андрогинах – третьем поле человечества, среднем между мужским и женским. Философ говорил, что эти существа слеплены,

«рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых».

Аристофан и Менандр

Зевс ненавидел этих уродцев, а потому в порыве гнева разрезал андрогинов пополам, и они стали обычными женщинами и мужчинами. С тех пор при встрече половинки некогда одного существа охватывает

«удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время».

Мораль Платон выразил цитатой:

«Наш род достигнет блаженства тогда, когда мы вполне удовлетворим Эрота и каждый найдет соответствующий себе предмет любви, чтобы вернуться к своей первоначальной природе».

В речи Платон указывал, что Аристофан стремится удовлетворить Эрота. Описывая товарища, философ пишет, что он «делит свое время между Афродитой и Дионисом», то есть между вином и плотским удовольствием. Известно, что Аристофан рано полысел, об этом свидетельствуют упоминания в пьесах «Облака» и «Мир», но в факте можно усомниться, глядя на бюсты писателя.

Бюсты Аристофана

Много пробелов и в личной жизни комика. Доподлинно известно, что у него было двое детей – сыновья Арарос и Филипп, оба продолжили дело отца и писали комедии. Имеются предположения о том, что у Аристофана был третий сын, Никострат или Филетер. Упоминания по последнему имени дважды появляются в каталоге победителей литературного праздника Ленеи. Не сохранились сведения о женах Аристофана.

Аристофан пережил Пелопонесскую войну, два олигархических переворота и две попытки восстановления демократии. Ни в одном военном сражении Комик не принял участия. Предположительно, состоял в Совете пятисот, высшего органа управления в Древних Афинах. Умер писатель между 387 и 380 годами до н.э., причина смерти неясна.

Творчество

Предположения о том, что Аристофан писал ради победы, подтверждаются. Дебютная пьеса «The Banqueters» (утрачена) на Дионисии 427 года до н.э. заняла 2-е место, а год спустя «The Babylonians» удостоилась главной награды, как и первая дошедшая до нынешнего времени пьеса «Арханяне». Стоит отметить, что формально автором этих трех пьес выступил Каллистрат, уже известный комедиограф, друг Аристофана.

Портрет Аристофана

«Арханяне» поставлена на Ленеях в 425 году до н.э., призыв пьесы – прекратить Пелопонесскую войну во славу мира. Главным героем в повествовании становится Дикеополис, который из-за сражений вынужден покинуть родной дом и приехать в Афины. Он пытается вразумить местных жителей, что мир лучше бесконечной войны, но демагоги переманивают граждан на свою сторону.

Решив действовать в одиночку, Дикеополис отправляет в Спарту человека, способного заключить мир от его имени. Поход успешен: спартанцы даруют Афинам 30 лет без войны. Довольный Дикеополис устраивает праздник, в разгар которого в город вступают арханяне, «люди грубые и твердые, как дубы», заклятые враги спартанцев. Они гневаются на героя за то, что посмел вмешаться в установленный порядок вещей.

Бюст Аристофана

Дикеополис просит последнее слово и отправляется за помощью к Еврипиду, чтобы тот одолжил отрывок из речей. Слова, произнесенные героем, убеждают арханян отступить, и в Афинах устанавливается мир. Дикеополис открывает рынок для прихожан и живет в мире.

Успех «Арханян» убедил Аристофана выпустить следующую пьесу под своим именем – в 424 году до н.э. свет увидели «Всадники». Произведение было поставлено в период, когда Клеон, злейший враг Комика, сиял в лучах славы за достижения в Пелопонесской войне.

Иллюстрация к пьесе Аристофана «Всадники»

Разворачивающиеся между Афинами и Спартой события способствовали заключению мира, но Клеон подстрекал жителей на продолжение сражений. Обозлившись на политика, Аристофан создал обличающую пьесу. Ирония против врага оказалась настолько злой, что актеры отказывались от роли Клеона, и его пришлось играть Аристофану.

В центре сюжета – старик Демос, в чьем образе отражен афинский народ, и Пафлагонец, прототипом которого выступил Клеон. Демос, находясь у Пафлагонца в плену, обнаруживает предсказание, согласно которому безродный торговец сосисками Агоракрит свергнет наглого и хитрого рабовладельца. Демос и двое товарищей, Демосфен и Никий, подстраивают состязание между колбасником и Пафлагонцем. Агоракрит оказывается наглее соперника и побеждает. Пафлагонец, приняв поражение, униженный, становится добропорядочным гражданином.

Иллюстрация к пьесе Аристофана «Облака»

Годом позднее, в 423 до н.э., Аристофан поставил комедию «Облака», ирония в которой направлена против софистов, в том числе Сократа. В произведении показано, что софистика — враг религиозных и семейных ценностей, нравственности.

Герой пьесы – старик Стрепсиад, который из-за разгульного образа жизни сына Фидиппида оказывается по уши в долгах. Прознав, что софисты обучают жителей юриспруденции и ораторскому искусству – тому, что поможет выбраться из бедственного положения, Стрепсиад отправляет Фидиппида на учебу. Мальчик становится лучшим учеником софиста Сократа. Окончив курсы, Фидиппид возвращается к отцу и избивает его, красноречиво доказывая, что имеет право на жестокое обращение с родителями. В ужасе от поведения сына, Стрепсиад сжигает мастерскую Сократа, в который тот портит умы молодых людей.

Комедия Аристофана «Птицы»

Лучшим произведением Аристофана считается пьеса «Птицы», поставленная в 414 году до н.э. Тогда Афины находились на пике могущества, война миновала, а жители строили воздушные замки. В произведении возгордившиеся граждане возводят мир между небом и землей и, забыв о богах, начинают поклоняться птицам. Зевс, удивившись высокомерию людей, позволяет им управлять государством. Как итог – бесконечные беды и кровопролитные войны.

Несмотря на то, что взгляды Аристофана консервативны, его творчество поднялось на высокий уровень. По количеству зрителей и почитателей Комик обогнал предшественников. Смелые выражения, ирония и желание говорить правду — возможно, именно эти черты творчества «отца комедии» и сделали его великим.

Цитаты

Умный многому сумеет научиться у врага.

Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно.

Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ.

Когда мне должен кто, отлично помню я, но если должен я, не помню, хоть убей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: