Арета франклин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Арета Франклин: титул королевы ношу по праву

Американская певица, Королева соула, первая женщина, чье имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла.

Первой сценой стала церковь

Арета Луиза Франклин родилась в семье баптистского священника и домохозяйки. Ее отец, Кларенс Лавон Франклин, всячески поощрял занятия детей музыкой. В семье их было шестеро – Франклины воспитывали как общих детей (Арета была третьей), так и отпрысков от предыдущих браков.

Арета появилась на свет 25 марта 1942 года в Мемфисе, штат Теннеси. Спустя пять лет семья переехала в Детройт. Вся жизнь певицы будет связана именно с этим городом. А когда Арете исполнилось десять, Кларенс и Барбара Франклин развелись. Арета осталась с отцом, ее воспитывала бабушка.

Первой сценой для маленькой Ареты стала церковь, первой публикой – прихожане ее отца. Выступала она с концертами и в других городах. Готовилась стать звездой госпелов – особого жанра, который возник в XIX веке в США.

Несовершеннолетняя мать-одиночка

Первый раз дочка пастора забеременела в 12 лет, кажется, от одноклассника. Сын, названный в честь отца Ареты, появился на свет 28 января 1955 года. Второй мальчик, Эдвард, увидел свет 22 января 1957 года.

Для многих девочек две подряд ранние беременности были бы катастрофой, для многих родителей – поводом если не выгнать блудную дочь из дома, то серьезно осложнить ей жизнь. Арете с семьей повезло – бабушка и сестра заботились о детях, а она сама могла заниматься карьерой. Уже к тому времени было ясно, что заниматься этим стоит. Уникальный голос певицы нравился не только слушателям, но и боссам музыкальной индустрии.

Первый альбом – с госпелами – Арета записала в 14 лет, в 1956 году. А спустя три года мать-одиночка, не достигшая совершеннолетия, окончательно оставляет детей на родных и отправляется в Нью-Йорк.

Лицо черной Америки

Первоначально карьера Арета складывалась не слишком удачно (хотя многие могли бы ей позавидовать). Она благополучно подписала контракт с Columbia Records, но прорыва не получалось. Позже этот период назовут временем упущенных возможностей. Качество записей было крайне неровным, записи тривиальными. Изредка песни Франклин попадали в чат, но в целом это было типичное «не то».

Было очевидно, что Франклин – певица, которой просто необходим продюсер, способный направить стихию ее всеми признаваемого таланта в нужное русло. И такой человек появился. Джерри Уэкслер помог певице перейти в 1966 году Atlantic Records, и она стала главной звездой лейбла, а всего год спустя – кумиром Америки. Композиция «I Never Loved a Man (The Way I Love You)» буквально перевернула мир тогдашнего ритм-энд-блюза. Хиты следовали один за другим. В 1968 году Франклин получила первую в своей карьере премию «Грэмми» (всего их в ее активе 18).

Франклин сплавила соул с госпелом, и ее исполнение соула было признано эталонным. Работала она и в стиле ритм-энд-блюз, записала еще одну пластинку госпелов, которую приняли на ура, пела и композиции, написанные для нее, и каверы на песни других исполнителей – зачастую выходило лучше, чем в оригинале. Ее называли Королевой соула.

«Я не чувствую тяжести этого титула, — говорила Франклин. По крайней мере до тех пор, пока ношу его по праву». Оспорить этот титул никто так и не сумел.

Арета Франклин с невероятной эмоциональностью пела о любви – и не только о ней. Ее называли лицом черной Америки, символом борьбы за гражданские права. Она пела на похоронах Мартина Лютера Кинга и инаугурации Барака Обамы. А песня Отиса Реддинга «Respect» в ее исполнении становится гимном феминистского движения.

Королева соула и наших душ

Кавер песни Стиви Уандера «Until You Come Back to Me», выпущенный в 1974 году, стал последним крупным успехом певицы в чартах. Для большинства музыкантов это было бы началом конца. Арета Франклин была выше чартов, выше успеха, — истинное воплощение звания «живая легенда».

Она выступала с многими популярными исполнителями, считавшими это честью, и ее большее число вдохновляла на собственные свершения. Королева соула и наших душ, отозвался о ней другой поистине легендарный музыкант, Пол Маккартни.

В 1987 году Арета Франклин стала первой женщиной, вошедшей в Зал слава рок-н-ролла. А в 2005 году она была удостоена Президентской медали свободы США – это одной из высших американских наград для гражданских лиц, которые внесли существенный вклад в безопасность и защиту национальных интересов США, в поддержание мира во всём мире, а также в общественную и культурную жизнь США и мира.

Никогда ни на кого не кричала

«Сейчас, в семьдесят, я пою тем же голосом, каким пела в двадцать пять, и здесь нет никакого секрета. Просто я никогда ни на кого не кричала», — сказала как-то певица. Однако счастья в личной жизни это достаточно редкое и ценное качество ей не принесло.

Первым мужем Ареты стал Теодор Уайт. Свадьбу сыграли в 1961 году, когда Арете исполнилось 19 лет. Знакомы они были уже несколько лет, но кое-чего, как выяснилось, Арета о возлюбленном не знала – его склонности к насилию. Некоторое время она терпела, потом подала на развод. Это случилось в 1969 году. В этом браке в 1964 году родился третий ребенок Ареты, названный в честь отца, Тед Уйат-младший.

Четвертый мальчик, Кекалф Каннингем, появился на свет в 1970-м. Отцом ребенка стал дорожный менеджер певицы.

Во второй раз уже признанная звезда вышла замуж в 1978-м. Ее избранником стал Глинн Термен, известный американский актер. Брак распался через шесть лет.

В третий раз Арета собралась замуж, когда ей было уже почти 70. Однако в итоге свадьбу отменили – как пояснила певица, они с Уильямом Уилкерсоном, давним другом, несколько поторопились с решением.

Астероид Арета

В 2010 году у певицы обнаружили одно из страшнейших онкологических заболеваний – рак поджелудочной железы. Арета сумела прожить с этим диагнозом не так уж мало времени – восемь лет. Но в итоге болезнь одержала верх.

Арета Франклин скончалась в родном для нее Детройте. Ей было 76 лет. Несмотря на то, что незадолго до смерти СМИ стало известно, что дни Королевы соула сочтены, известие все равно потрясло коллег и поклонников по всему миру. С ней ушла целая эпоха.

Специалисты НАСА увековечили ее имя в названии одного из астероидов, вращающихся вокруг Марса. Небольшое небесное тело назвали просто — Арета.

Sevastopol Jazz

  • Саксофоны Севастополя
  • Jazz Quintet В. Никулина
  • Fusion Orchestra
  • Yalta Jam
  • История джаза
  • Лексикон джаза
  • Течения джаза
  • Инструменты
  • Звёзды джаза
  • Фестивали

Материалы

Франклин Арета

Арета Франклин – вокалистка, автор песен, которую называют «Королевой соула» или «Леди соул». Стала первой женщиной, чьё имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. В ноябре 2008 года журнал Rolling Stone объявил её величайшей вокалисткой эпохи рок-н-ролла. «Я не считаю себя джазовой вокалисткой, — говорит сама Арита Франклин, — мне ближе ритм-энд-блюз и просто блюз». Песни Франклин — Dr. Feelgood, A Natural Woman и другие — признаны литературными шедеврами, а песня Respect была провозглашена журналом Ebony национальным гимном цветного населения США.

Биография

Арета Луиза Франклин (Aretha Louise Franklin) родилась в семье священника 25 марта 1942 в Мемфисе, штат Теннеси, США. Ее мать была весьма уважаемой и популярной госпел-певицей. Отец, Reverend C.L. Franklin, один из наиболее харизматичных священников «черной» церкви, обладал блестящим ораторским талантом. О нем говорили, что его голос стоит миллион. С девяти лет Арета играла на фортепиано и вместе с сёстрами пела в баптистском хоре, которым руководил ее отец.

Через несколько лет Арета Франклин превратилась в настоящий феномен госпел-музыки. Ей пророчили славу второй Махалии Джексон (Mahalia Jackson). Свою первую госпел-запись Арета сделала уже в 14 лет, через год ее школьное образование и музыкальные занятия прервались — у нее родился ребенок. К 17 годам она была уже матерью двоих сыновей и ждала третьего.

Молодым талантом заинтересовался детройтский лейбл «Motown», но в 1959 году контрабасист Мэйджор Холли привез ее в Нью-Йорк и договорился с продюсером Джоном Хэммондом о контракте для молодой певицы. Франклин подписала контракт с компанией Columbia Records.

Период до 1966 года, когда Франклин записывалась на этом лейбле, считается временем упущенных возможностей. Её песни изредка попадали в чарты и среди тривиальности коммерчески ориентированных записей этого периода иногда проскальзывали нотки настоящего соула, но в целом ранние пластинки Франклин отличаются крайне неровным качеством. Очевидно отсутствие человека, который направлял бы талант певицы в определённое русло.

Читайте также  David beckham - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1960 году Арета Франклин пела с оркестром Каунта Бэйси, а также с трио Лэмберт — Хендрикс — Росс и Джо Уильямсом. В 1963 году выступала на Ньюпортском фестивале.

И тогда и впоследствии руководство Columbia Records нередко критиковали за недооценку таланта Ареты Франклин и использование не по назначению ее великолепных вокальных данных. Из нее пытались сделать многофункциональную поп-артистку, вместо того чтобы оттачивать мастерство соул-певицы. Тем не менее лейбл спродюсировал и опубликовал десять вполне пристойных альбомов Франклин. Они отмечались в американских поп-чартах, но расходились скромными тиражами. С хитами дело обстояло совсем туго, относительно популярной оказалась разве что пластинка «Rock-a-bye Your Baby with a Dixie Melody«.

В конце 1966 года Франклин познакомилась с продюсером Джерри Уэкслером и после этого полностью посвятила себя соул-музыке. Уэкслеру удалось превратить отдельные ноты задушевного, «знойного» соула в самую основу исполнительской манеры Франклин. Певица переходит на лейбл Atlantic Records и становится его главной звездой. Для записи перевернувшего мир ритм-энд-блюза своей беспрецедентной эмоциональностью сингла «I Never Loved a Man (The Way I Love You)» Джерри Уэкслер привёз её в Алабаму.

Вообще-то Уэкслер планировал запись нескольких блюзовых пластинок в городе Масл Шоулз, штат Алабама, в известной студии Music Emporium. Арете предстояло работать с талантливыми музыкантами Кисси Хьюстон (Cissy Houston), Дуэйном Оллманом (Duane Allman), Эриком Клэптоном (Eric Clapton), но едва студийные сессии успели начаться, как неожиданная пьяная ссора между ее тогдашним мужем и менеджером Тедом Уайтом (Ted White) и одним из музыкантов закрыла перед ней двери студии. Единственная композиция, которую она успела закончить, «I Never Loved a Man (the Way I Love You)«, неожиданно произвела сенсацию на госпел-сцене и стала хитом из первой десятки поп-синглов. Это убедило артистку закончить альбом уже в Нью-Йорке, пригласив в студию сессионную ритм-секцию из Music Emporium. Пластинка «I Never Loved a Man (the Way I Love You)» вышла в 1967 году, поднялась на вторую строку национального чарта, возглавила рейтинг «черных альбомов» и открыла эпоху Ареты Франклин в соул-музыке.

На 18 месяцев с начала 1967 до конца 1968 гг. приходится прорыв Ареты в поп-чартах: за это время десять её песен — и среди них такие жемчужины классического соула, как «Chain of Fools» и «(You Make Me Feel Like) A Natural Woman» — попадают в лучшую десятку Billboard Hot 100, а её страстная перепевка песни Отиса Реддинга «Respect» становится гимном феминистского движения и возглавляет национальный хит-парад продаж. В том же 1968 году Арете Франклин присуждают первую в её карьере премию «Грэмми».

Певица, сплавившая в своих записях соул с госпелом, становится лицом чёрной Америки, осознавшей свою силу в годы борьбы за гражданские права. Её резкий, уверенный вокал в сопровождении с новаторскими аранжировками был принят за эталон классического соула.

Энергичная реплика в защиту социального прогресса, трек «Respect» принес Франклин две первые премии Grammy — за лучшую запись и лучший женский вокал в жанре ритм-н-блюз. Специальную награду вручил ей также Мартин Лютер Кинг, глубоко почитаемый ею человек, которому она посвятит позднее приподнятую версию молитвы «Дорогой Господь». Статистика ее достижений в рейтингах продаж вызывает восхищение: всего за полтора года, с начала 67-го до конца 68-го, десять ее синглов попали в американский Тор 10.

С 1968-го по 74-й годы Арета Франклин неизменно — восемь раз подряд! — уходит победительницей с церемонии вручения Grammy. Семь раз ее награждают за «лучшее вокальное исполнение в жанре ритм-н-блюз», и однажды — в 1973 году — называют лучшей вокалисткой в жанре соул и госпел с треком «Amazing Grace«. За это время она успевает подарить жизнь еще одному сыну (не выходя замуж), познакомиться с представителями правящей верхушки и даже выступить на церемонии инаугурации президента Джимми Картера.

Хотя Арета Франклин в первую очередь прославлена как выдающаяся вокалистка, мало кто знает, что на многих записях она сама играет на клавишных. Еще в 1970 году, готовя LP «Spirit in the Dark«, Франклин попробовала свои силы как композитор, записав пять собственных песен (максимальное число для одного альбома). Этот в общем-то недооцененный альбом был тем не менее достаточно качественной работой с интересным, хоть и эклектичным материалом.

Самой главной проблемой «королевы соула» был репертуар. В отсутствие постоянного автора песен ей приходилось перерабатывать под себя уже известные шлягеры других исполнителей — The Drifters («Spanish Harlem»), Дайон Уорик («I Say a Little Prayer»), The Rolling Stones, The Beatles, Simon & Garfunkel, Сэма Кука. Особо эмоциональная подача, свойственная Франклин, сделала многие записанные ею кавер-версии более успешными, чем те записи, на которых они были основаны.

Последним крупным успехом Ареты Франклин в чартах стал кавер песни Стиви Уандера «Until You Come Back to Me» (1974). Эта запись закрывает суперзвёздную эпоху в жизни Франклин. «Золотой век» соул-музыки был уже в прошлом, и его «королева» не могла не осознавать этого.

Новая страница в биографии Ареты Франклин открылась в 1980 году, когда она снялась в знаменитой картине «The Blues Brothers». Ее партнерами по роли, которая ей необыкновенно удалась, стали Джон Белуши (John Belushi) и Дэн Экройд (Dan Aykroyd). В том же году певица подписала новый контракт с компанией Arista и запустила в радиоэфир несколько свежих треков. А вскоре узнала о смерти отца — он погиб от пулевых ранений, когда в его дом проникли вооруженные грабители. Потерю одного из самых близких и дорогих людей Арета перенесла стоически, направив все силы на запись новых песен, которые в 1980 году объединила в альбом под названием «Aretha«. Эта пластинка вернула ее имя на верхние строки хит-парадов и стала самой успешной работой начиная с 1972 года. Трек-лист «Aretha» включал соул-версию классики Doobie Brothers «What A Fool Believes». Следующий релиз, «Love all The Hurt Away» 1981 года, включавший дуэт с легендарным артистом Джорджем Бенсоном (George Benson), имел более скромный успех, но все-таки отметился в Тор 40 поп-чарта.

И тогда опекавший артистку Клайв Дэвис (Clive Davis) решил привлечь звездный тандем Лютера Вандросса и Маркуса Миллера (Luther Vandross & Marcus Miller) к продюсированию нового лонг-плея Ареты «Jump To It» (1981). Он сделал абсолютно правильную ставку, и альбом благополучно возглавил R&B-чарт. На первой строке рейтинга «черных синглов» отметился и заглавный трек. Запись понравилась не только меломанам, она снова привлекла к творчеству певицы внимание профессионалов и принесла ей очередную награду Grammy как лучшей исполнительнице ритм-н-блюза (за трек «Hold оn I’m Comin’«). Руководство Arista, которому в общем-то нужно было одно — побольше хитов, через два года снова пригласило Вандросса и Миллера, доверив им очередную запись артистки. Альбом 1983 года «Get It Right«, выполненный по уже опробованной формуле, был принят слушателями с таким же интересом.

С возрастом эмоциональный пыл записей Франклин охлаждается, и вместо страстного соула она переключается на исполнение традиционных поп-шлягеров, особенно в дуэтах с молодыми исполнителями вроде Лютера Вандросса. Дуэт Франклин с Джорджем Майклом в 1986 г возглавил хит-парад Великобритании, а её наиболее успешный сингл 1990-х, «A Rose Is Still a Rose» (1998), был записан вместе с Лорин Хилл из The Fugees.

Записанные в разные годы дуэты «королевы» с её крестной дочерью Уитни Хьюстон, Мэрайей Кэри, Энни Леннокс, Мэри Джей Блайдж, Фрэнком Синатрой, Глорией Эстефан, Кристиной Агилерой и другими исполнителями были в 2007 г выпущены отдельным диском «Jewels in the Crown: All-Star Duets with the Queen». За два года до этого ей была вручена высшая награда США — Президентская медаль Свободы.

Арета Франклин — безусловная прима мировой соул-сцены, а в истории американской «черной» музыки ее творчество сыграло не менее важную роль, чем, скажем, открытия и нововведения отца соула Джеймса Брауна (James Brown). В 2002 году журнал «Rolling Stone» в специальном выпуске «Женщины в рок-музыке» поместил рейтинг самых важных — по мнению редакции — женских альбомов 20 века. Возглавила список Арета Франклин с альбомом 1967 года «I Never Loved a Man the Way I Love You».

Читайте также  Йоахим лев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Aretha Franklin — Natural Woman

Aretha Franklin — Respect

Aretha Franklin’s 18 Grammy Award Wins

1 1968 Best Rhythm & Blues Recording R&B Respect
2 1968 Best Female R&B Vocal Performance R&B Respect
3 1969 Best Female R&B Vocal Performance R&B Chain Of Fools
4 1970 Best Female R&B Vocal Performance R&B Share Your Love With Me
5 1971 Best Female R&B Vocal Performance R&B Don’t Play That Song For Me
6 1972 Best Female R&B Vocal Performance R&B Bridge Over Troubled Water
7 1973 Best Female R&B Vocal Performance R&B Young, Gifted and Black (album)
8 1973 Best Soul Gospel Performance Gospel Amazing Grace (album)
9 1974 Best Female R&B Vocal Performance R&B Master Of Eyes
10 1975 Best Female R&B Vocal Performance R&B Ain’t Nothing Like The Real Thing
11 1982 Best Female R&B Vocal Performance R&B Hold On. I’m Comin’ (album track)
12 1986 Best Female R&B Vocal Performance R&B Freeway Of Love
13 1988 Best Female R&B Vocal Performance R&B Aretha (album)
14 1988 Best R&B Performance – Duo Or Group with Vocals R&B I Knew You Were Waiting (For Me) (with George Michael)
15 1989 Best Soul Gospel Performance – Female Gospel One Lord, One Faith, One Baptism (album)
* 1991 Living Legend Award Special
* 1994 Lifetime Achievement Award Special
16 2004 Best Traditional R&B Vocal Performance R&B Wonderful
17 2006 Best Traditional R&B Vocal Performance R&B A House Is Not A Home
18 2008 Best Gospel-Soul Vocal Performance by a Duo or Group Gospel Never Gonna Break My Faith (with Mary J. Blige)

Франклин, Арета

Аре́та Луи́за Фра́нклин (англ. Aretha Louise Franklin ; 25 марта 1942 [1] [2] [3] […] , Мемфис , Теннесси [7] — 16 августа 2018 [4] [5] [6] […] , Детройт , Мичиган [4] ) — американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел. Наибольшего успеха достигла во 2-й половине 1960-х и начале 1970-х гг. Благодаря исключительно гибкому и сильному вокалу её часто называют королевой соула (англ. The Queen Of Soul ) или Леди Соул (англ. Lady Soul ). 3 января 1987 года [18] она стала первой женщиной, чьё имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. В ноябре 2008 года журнал Rolling Stone объявил её величайшей певицей в истории [19] . [20]

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Золотой период
  • 3 Поздние годы и смерть
  • 4 Дискография
    • 4.1 Студийные альбомы
    • 4.2 Концертные альбомы
  • 5 Фильмография
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Ранние годы [ | ]

Арета Франклин выросла в Детройте (штат Мичиган) в семье священника, с сёстрами пела в церковном хоре. Уже в 14 лет были сделаны первые записи её вокала. Молодым талантом заинтересовался детройтский лейбл «Motown», но благодаря хваткости агента Джона Хэммонда контракт она заключила с компанией Columbia Records.

Период до 1966 года, когда Франклин записывалась на этом лейбле, считается временем упущенных возможностей. Её песни изредка попадали в чарты и среди тривиальности коммерчески ориентированных записей этого периода иногда проскальзывали нотки настоящего соула, но в целом ранние пластинки Франклин отличаются крайне неровным качеством. Очевидно отсутствие человека, который направлял бы талант певицы в определённое русло.

Золотой период [ | ]

В конце 1966 года такой человек появился — это был продюсер Джерри Уэкслер. Ему удалось превратить отдельные ноты задушевного, «знойного» соула в самую основу исполнительской манеры Франклин. Певица переходит на лейбл Atlantic Records и становится его главной звездой. Для записи перевернувшего мир ритм-энд-блюза своей беспрецедентной эмоциональностью сингла «I Never Loved a Man (The Way I Love You)» он привёз её в Алабаму, где она записывалась с лучшими музыкантами американского Юга.

На 18 месяцев с начала 1967 до конца 1968 гг. приходится прорыв Ареты в поп-чартах: за это время десять её песен — и среди них такие жемчужины классического соула, как «Chain of Fools» и «(You Make Me Feel Like) A Natural Woman» — попадают в лучшую десятку Billboard Hot 100, а её страстная перепевка песни Отиса Реддинга «Respect» становится гимном феминистского движения и возглавляет национальный хит-парад продаж. В том же 1968 году Арете Франклин присуждают первую в её карьере премию «Грэмми».

Певица, сплавившая в своих записях соул с госпелом, становится лицом чёрной Америки, осознавшей свою силу в годы борьбы за гражданские права. Её резкий, уверенный вокал в сопровождении с новаторскими аранжировками был принят за эталон классического соула. В 1972 г. она записала альбом чистого госпела «Amazing Grace», который продавался не хуже её ритм-энд-блюзовых пластинок. И хотя Арета Франклин в первую очередь прославлена как выдающаяся вокалистка, мало кто знает, что на многих записях она сама играет на клавишных.

Самой главной проблемой «королевы соула» был репертуар. В отсутствие постоянного автора песен ей приходилось перерабатывать под себя уже известные шлягеры других исполнителей — The Drifters («Spanish Harlem»), Дайон Уорик («I Say a Little Prayer»), The Rolling Stones, The Beatles, Simon & Garfunkel, Сэма Кука. Особо эмоциональная подача, свойственная Франклин, сделала многие записанные ею кавер-версии более успешными, чем те записи, на которых они были основаны.

Поздние годы и смерть [ | ]

Последним крупным успехом Ареты Франклин в чартах стал кавер песни Стиви Уандера «Until You Come Back to Me» (1974). Эта запись закрывает суперзвёздную эпоху в жизни Франклин. «Золотой век» соул-музыки был уже в прошлом, и его «королева» не могла не осознавать этого. Дополнительным ударом стал для неё паралич отца, раненного грабителями при нападении на его усадьбу.

С 1978 по 1984 год была замужем за известным актёром Глинном Тёрменом, но этот брак окончился разводом.

С возрастом эмоциональный пыл записей Франклин охлаждается, и вместо страстного соула она переключается на исполнение традиционных поп-шлягеров, особенно в дуэтах с молодыми исполнителями вроде Лютера Вандросса. Дуэт Франклин с Джорджем Майклом в 1986 году возглавил хит-парад Великобритании, а её наиболее успешный сингл 1990-х, «A Rose Is Still a Rose» (1998), был записан вместе с Лорин Хилл из The Fugees.

Записанные в разные годы дуэты «королевы» с её крёстной дочерью Уитни Хьюстон, Марайей Кэри, Энни Леннокс, Мэри Джей Блайдж, Фрэнком Синатрой, Глорией Эстефан, Кристиной Агилерой и другими исполнителями были в 2007 году выпущены отдельным диском «Jewels in the Crown: All-Star Duets with the Queen». За два года до этого ей была вручена высшая награда США — Президентская медаль Свободы.

Умерла 16 августа 2018 года в Детройте на 77-м году жизни. Причиной смерти стал рак поджелудочной железы, с которым исполнительница боролась ещё с 2010 года [21] . Похоронена в Детройте [22]

25 июня 2019 года The New York Times Magazine ru en назвал Арету Франклин среди сотен исполнителей, чей материал, как сообщается, был уничтожен во время пожара в Universal Studios Hollywood ru en 2008 года [23] .

Как Арета Франклин заставила себя уважать? Ко дню рождения певицы

Думаю, ни для кого не секрет, что популярное выражение «Респект и уважуха» звучит, как «масло масляное», ведь слово «respect» и означает то самое «уважение». В поп-музыке же это слово, в первую очередь, ассоциируется с Аретой Франклин. В карьере этой афроамериканки было немало хитов, но именно «Respect» стал её «визитной карточкой».

Данная песня продемонстрировала не только завидные вокальные качества певицы (за что её прозвали «королевой соула»), но и её творческий подход к материалу. Именно благодаря Франклин, «Respect» стал восприниматься как гимн феминизма, и даже чуть ли не как призыв к борьбе за права чернокожих. Недаром вскоре после выхода песни Мартин Лютер Кинг собственноручно вручил певице награду за её вклад в правозащитное движение.

Скан обложки журнала «Time»

А ведь поначалу смысл, заложенный в «Respect», было прямо-таки противоположным. Ведь сочинил и впервые записал эту песню мужчина — ещё один классик музыки соул по имени Отис Реддинг. Собственно, и пелась она от лица мужика, который приходит с работы уставшим, а жена, судя по всему, то ли мозги ему полоскает, то ли в ласке отказывает.

Пишут, что источником вдохновения послужили дрязги в семье самого Реддинга. Однажды после тяжёлого турне певец излил душу барабанщику, а тот сказал: «Ты всё время в дороге. Поэтому, приходя домой, ты заслуживаешь хотя бы чуточку уважения». Так на свет родились строчки:

Эй, девчонка, ты слаще меда,
И я отдаю тебе все деньги,
Но всё, что я прошу взамен —
Немного уважения, когда я прихожу домой…

Песня получилась вполне в духе Реддинга — музыкально несложной, но при этом очень драйвовой. Сначала он планировал отдать песню другому исполнителю по имени Speedo Sims, но результат записи ему не понравился. В результате Реддинг записал «Respect» сам, и в 1965 году его сингл попал на 35-е место американского чарта.

Читайте также  Хосе каррерас - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Казалось бы, песня вполне состоялась. Да и сам автор считал её одной из своих самых удачных и любимых. Однако через два года Арета Франклин записала свою версию «Respect», которая полностью затмила оригинал и уже сама стала образцом для последующих каверов. Не случайно, выступая в 1967 году на Монтерейском фестивале, Реддингу пришлось напомнить, что сейчас он исполнит песню, которую у него «похитила девчонка».

Надо сказать, что версия Франклин затмила оригинал вполне заслуженно. Певица огранила «сырую» и «дикую» песню Реддинга, как ювелир — алмаз. Автор одной англоязычной статьи даже написал:

Я уверен, что в то время некоторые люди даже не осознавали, что эти две записи были одной и той же песней.

Во-первых, Арета сделала аранжировку роскошнее и изысканнее (да ещё и сама сыграла на ф-но). Она ввела в песню женский хор, а бэк-вокалистками выступили её сёстры — Кэролин и Эрма. Там, где у Реддинга играют духовые, мы слышим хоровое «just a little bit» («просто немножечко (уважения)»).

Также в песню были добавлены припев (где хор пропевал слово «Respect» по буквам — «R-E-S-P-E-C-T») и дополнительные строчки. Например, «sock it to me» — «дай это мне». Судя по всему, данная фраза имеет в оригинале гораздо больше оттенков — недаром кое-кто подозревал, что здесь есть скрытый сексуальный подтекст. Сама певица это отрицала, утверждая, что просто взяла клише, расхожее в среде домохозяек.

То же касается и другой придуманной строчки — «Take care, TCB», где «TCB» — популярная среди афроамериканцев той эпохи аббревиатура, означающая «Taking Care (of) Business» («Займись делом»).

И хотя текст песни по большей части остался прежним, Франклин коренным образом сместила смысловые акценты. Вместо привычных жалоб мужика на неблагодарную бабу, мы услышали требование сильной и уверенной женщины. Особенно непривычно звучала строчка «Я готова отдать тебе все свои деньги…», учитывая, что в ту эпоху основным добытчиком и распорядителем семейных финансов оставался мужчина.

Впрочем, Франклин могла себе это позволить. К тому времени она уже была успешной певицей, а после выхода в 1967 году сингла «Respect» и вовсе достигла статуса суперзвезды. Песня возглавила американский топ, а Франклин стала второй чернокожей женщиной, чьё лицо украсило обложку журнала «Time» (первой там засветилась в 1946 году оперная певица Мариан Андерсон).

На этом рекорды не закончились — в 1987 году Арета стала первой женщиной, чьё имя занесли в «Зал славы рок-н-ролла».

Когда певицу спрашивали, в чём секрет успеха этой песни, она отвечала предельно просто: «Все хотят, чтобы их уважали».

Из множества каверов, записанных на «Respect», самым креативным, наверное, можно назвать ТВ-постановку, которую устроил в 1968 году глава лейбла «Motown» — Барри Горди. Песню одновременно исполняли два «звёздных» вокальных коллектива «Motown» — мужской The TEMPTATIONS и женский The SUPREMES (с Дайаной Росс во главе). В итоге получился настоящий гендерный «баттл», где каждый пол поочерёдно взывал к уважению. Забавно, что сама ТВ-программа носила уже знакомое нам название — «TCB».

Об огромной популярности песни свидетельствует и сцена из комедии «Аэроплан» (1980), где монахиня в салоне самолёта поёт «Respect», доводя чернокожих парней буквально до тошноты.

Ну, и на закуску ещё одна необычная версия «Respect», исполненная Дженнифер Баттен в стиле хард-рок.

«А что же Отис Реддинг? — спросите вы. — Смог ли он записать собственный музыкальный хит № 1?» Об этом — отдельный разговор.

Умерла Арета Франклин: причина смерти, биография

Сегодня, 16 августа 2018 года умерла королева музыкального стиля соул Арета Франклин. Артистка, ставшая первой женщиной в истории, чье имя было занесено в «Зал славы рок-н-ролла», длительное время боролась с онкологией и именно это заболевание стало причиной смерти гениальной исполнительницы.

Ее биография и фото будут запечатлены в истории музыки, ведь она первая в мире сумела соединить соул с госпелом. Но ее личная жизнь останется тайной за семью печатями, о которой певица уже никому не расскажет.

Музыка, которой она дышала

Арета Луиза Франклин родилась 25 марта 1942 года в Мемфисе, США, но родители очень быстро сменили место жительства. Именно поэтому детство будущей «Леди соула» прошло в Детройте, штате Мичиган, где как дочь священника она часто выступала в церковном хоре.

Арета Луиза Франклин

[stextbox очень быстро обратили внимание на уникальные вокальные данные Ареты и еще в детстве стали записывать ее голос, чтобы показать известным музыкальным компаниям.[/stextbox]

Так, когда девочке исполнилось 14 лет при записи очередной пластинки в американской Motown Records на нее обратил внимание менеджер Джон Хэммонд. Благодаря его удивительному умению договариваться Франклин подписала контракт с Columbia Records, одной из старейших среди звукозаписывающих компаний, основанной еще в 1888 году.

Арета Франклин в молодости

[stextbox даже работа с известной компанией не принесла девушке желаемой славы и признания. Ее песни крайне редко попадали в чарты и не пользовались спросом среди поклонников музыки. Но она не сдавалась и уверена шла навстречу своей мечте, считая, что способна на большее.[/stextbox]

Признание и слава

В 1966 году девушку с сильным голосом заметил владелец грамзаписи «Атлантик», журналист и продюсер Джерри Уэкслер. Он ухватился за Арету и не прогадал. Уже через пару месяцев записанная в начале 1967 года в Алабаме песня I Never Loved a Man (The Way I Love You) взлетает на верхнюю строчку чартов. И на следующие полтора года Франклин прочно заняла позицию одной из лучших певиц Америки:

Арета Франклин и Уитни Хьюстон

  1. Хиты Chain of Fools и (You Make Me Feel Like) A Natural Woman, а также еще несколько песен Ареты попадают в ТОП-10 Billboard Hot 100.
  2. Кавер на песню Respect Отиса Реддинга становится официальным гимном феминистского движения того времени.
  3. В 1968 артистке вручают первую премию «Грэмми».

Королева соула на сцене

[stextbox Франклин великолепная исполнительница. А на многих записях она еще и лично играла на клавишных. Но постоянного автора для своих песен она так и не нашла. Поэтому большая часть репертуара звезды — это каверы, которые зачастую обретали большую популярность, чем оригинальные песни.[/stextbox]

Арета Франклин в фильме Blues Brothers

Закат соула

В 1972 году «королева соула» записала альбом в другом направлении — госпеле. Это знаменитый Amazing Grace. Спустя 2 года она выпустила свой последний кавер Until You Come Back to Me. К этому времени эпоха соула, как направления, подошла к концу.

Арета Франклин в фильме Blues Brothers

Арета Франклин это прекрасно осознавала и со временем переключилась на более лирический лад, появляясь на сцене в дуэтах с новыми звездами. Запись этих выступлений была издана в виде отдельного альбома в 2007 году под названием Jewels in the Crown: All-Star Duets with the Queen.

Последние фото легендарной певицы

[stextbox в 2005 году певица получила высшую награду США — Президентскую медаль Свободы. А в 2010 году она узнала о том, что больна раком поджелудочной железы. Несмотря на почтенный возраст, Арета Франклин не привыкла сдаваться и несколько лет боролась за жизнь.[/stextbox]

Но 16 августа 2018 года болезнь все же победила, хотя и здесь не обошлось без сюрпризов, ведь фанаты соула узнали о том, что именно онкология стала причиной смерти только сегодня. Именно такой запомнится поклонникам величайшая женщина, чья биография и личная жизнь украсит историю музыки, а пластинки — ее лучшие фото.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: