Жак-ив кусто — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Жак-Ив Кусто

Имя: Жак-Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau)

День рождения: 11 июня 1910

Кто родился в этот день: 10 чел.

Место рождения: г. Сен-Андре-де-Кюбзак, Франция

Дата смерти: 25 июня 1997 (87 лет)

Причина смерти: узнать сердечный приступ

Где похоронен: узнать Франция, Сен-Андре-де-Кюбзак, кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак

Карьера: путешественник, режиссер, исследователь океана, изобретатель

  • Детство, юность, семья
  • Исследования морских глубин
  • Личная жизнь Жака-Ива Кусто
  • Смерть и память
  • Важные события в жизни

Биография Жака-Ива Кусто

Детство, юность, семья

Жак-Ив родился летом 1910 года в семье Даниэля Кусто и Элизабет Дюрантон во французской коммуне Сент-Андре-де-Кюбзак. На момент рождения родители уже воспитывали его старшего брата Пьера-Антуана. Отец, известный во Франции адвокат, еще в юности получил степень доктора права. Мама, дочь фармацевта, не стала продолжать аптечное дело, занималась домом и детьми.

Доход от практики Даниэля давал семье возможность путешествовать. Маленький Жак-Ив с восторгом учился плавать и нырять во время отдыха на побережье. Морская вода словно приворожила его, но на некоторое время о нагрузках пришлось забыть: в когда мальчику было 7, врачи диагностировали ему хронический энтерит, причину неестественной худобы малыша.

Во время Первой Мировой войны отец потерял работу, и семья перебралась в Штаты, где ему предложили место в адвокатской конторе. Сыновей отдали в школу, где они волей-неволей начали осваивать английский язык.

Кусто исполнилось двенадцать, когда все семейство снова вернулось на родину. Жак-Ив поступил в престижный по тем временам парижский колледж «Станислас» и увлекся изобретательством. Самостоятельно он построил электромобиль, а на скопленные карманные деньги купил кинокамеру Pathe и увлеченно снимал все, что, по его мнению, заслуживало внимания.

Давнюю мечту о море он решил воплотить в двадцать лет, поступив в мореходное училище «Эколь Наваль», где готовились офицеры для военного флота Франции. Через два года группа, в которой учился Жак-Ив, совершила кругосветное путешествие на судне «Жанна д’Арк».

Во время остановки во Вьетнаме внимание юноши привлекли ловцы жемчуга. Без каких-либо приспособлений рыбаки ныряли с лодок в море и ловили рыбу голыми руками. Кусто заинтересовался, как такое может быть, и ему объяснили, что и у рыб бывает сиеста, во время которой ее легко ловить. Позже исследователь океана расскажет, что именно этот разговор был поворотным в его судьбе.

Исследования морских глубин

Маленькая команда, возглавляемая Кусто, не брезговала никакими заработками: расчищали заливы от неразорвавшихся немецких бомб, вели разведку в Персидском заливе на наличие месторождений углеводородов. Все это неуклонно вело к основной цели – развитию океанографии.

В 1950 году Жак-Ив получил в свое распоряжение списанный тральщик британских союзников. Выкупить и переоборудовать корабль ему помог миллионер из Ирландии Томас Гиннесс, заинтересовавшийся деятельностью Кусто. Корабль был назван «Калипсо» и вскоре стал бороздить океан под руководством его капитана и хозяина.

На протяжении жизни Жак-Ив побывал в десятках экспедиций, особенно запомнилась «Подводная одиссея команды Кусто». Фильм выходил на экраны всех стран мира в течение двадцати лет. А в 1975 году исследователь был признан «человеком года» по версии BAFTA, стал обладателем множества государственных и кинематографических наград.

Кусто приезжал и в СССР – в 1977 году, чтобы рассказать о важности защиты океана и его флоры и фауны. Исследователя с радостью приняли на советском телевидении. Беседовал с Кусто Николай Дроздов. Также француз прочитал лекцию в Институте океанологии. Но вот в воды Чёрного моря его не пустили из-за большого количества военных объектов.

Созидание и разрушение: Гражданин подводного мира Жак-Ив Кусто и две его женщины

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Симона Мельхиор

Жак-Ив Кусто ещё в детстве влюбился в море. После окончания школы поступил в Военно-морскую академию, но планировал пройти обучение ещё и в Академии морской авиации, однако автомобильная авария на горном серпантине внесла коррективы в его планы. После автокатастрофы он долго восстанавливался, а паралич правой руки закрыл ему путь к управлению самолётами.

Жак-Ив Кусто, к тому времени влюблённый в дочь адмирала Симону Мельхиор, с грустью думал о том, что девушка вряд ли теперь захочет связать свою жизнь с физически неполноценным юношей. Однако для Симоны это оказалось неважным. Она уже видела в субтильном юноше огромный потенциал и верила в его силы. Тогда впервые она помогла ему. Во время совместных прогулок Жак-Ив и Симона много общались, строили планы на будущее. Именно тогда в сознании будущего исследователя четко сформировались цели, которые были связан с морем.

В 1937 году они стали мужем и женой. В 1938 году родился их первенец Жан-Мишель, ещё через два года – Филипп.

Верная подруга

Когда Жак-Ив работал над своими изобретениями, Симона неизменно была рядом. Она занималась домом, воспитывала сыновей. Когда же мужа одолевали сомнения в правильности выбранного пути, она передавала ему свою уверенность в его силах и таланте.

Для исследований, о которых мечтал Жак-Ив Кусто, требовались немалые деньги. Ирландский миллионер Томас Лоел Гиннес предоставил в аренду исследователю бывшее военное судно «Калипсо» за годовую плату всего в 1 франк, но корабль требовалось ещё переоснастить, собрать надёжную команду, обеспечить всем необходимым ещё до выхода в море. На это требовались немалые деньги, которых у учёного просто не было.

Но у него была верная Симона. Она давно увлеклась его идеями и готова была на всё, чтобы мечты его осуществились. Что значили какие-то украшения в сравнении с будущими открытиями? Она собрала свои фамильные драгоценности и на вырученные от них деньги на «Калипсо» закипела работа. Когда судно было полностью готово, Жак-Ив Кусто счел, что первой на его палубу должна ступить его жена, благодаря усилиям которой его мечта воплотилась в жизнь.

Симона стала верной помощницей знаменитого исследователя. Когда он занимался поисками спонсоров для финансирования своих проектов, она неизменно оставалась на корабле, руководила всеми работами, организовывала съемки. Он разрабатывал новые приборы, она следила за подготовкой их к испытаниям. Она была в курсе всего, что происходило в команде, фактически взяв на себя руководство на время отсутствия супруга, за что получила ласковое прозвище «Пастушка».

Жак-Ив и Симона всё больше отдалялись друг от друга. Гибель младшего сына Филиппа в авиакатастрофе еще больше увеличила трещину в их отношениях. Старший сын постарался заменить младшего на его месте в семейной команде. Будучи архитектором по образованию, он стал рисовать эскизы для отца, всячески поддерживал мать.

Франсина Триплет

Жак-Ив Кусто познакомился со стюардессой Франсиной Триплет во время очередного перелёта. Ему было уже почти 70, но он влюбился, как мальчишка. Симона, узнав об увлечении мужа, не стала устраивать сцен и скандалов, попросив только об одном: дать ей возможность и дальше находиться на «Калипсо», ставшей для неё вторым домом.

Впрочем, Жак-Ив не склонен был афишировать отношения со своей возлюбленной. Появляясь с ней в обществе, он неизменно представлял её своей племянницей, а о наличии у него двоих детей от этой женщины все узнали лишь много лет спустя.

Симона угасла от онкологического заболевания. После смерти жены Жак-Ив развеял её прах над морем, как она того хотела. И вскоре оформил отношения с Франсиной, представив в этот же день общественности своих детей Диану и Пьера, которым у тому моменту исполнилось уже 13 и 10 лет соответственно.

Франсина была младше своего мужа на 36 лет, но так и не стала для него такой же верной помощницей, как когда-то Симона. Биографы Кусто утверждают: Франсина попыталась медленно разрушить всё то, что создавалось благодаря её предшественнице.

Читайте также  Дмитрий дюжев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Отношения между исследователем и его старшим сыном Жаном-Мишелем и так были довольно натянутыми, теперь же перешли в открытую конфронтацию. Наследник был обижен на отца из-за его предательства по отношению к матери, отец считал сына не в праве решать свои финансовые вопросы, пользуясь его фамилией.

В 1996 году «Калипсо» получил пробоину в результате столкновения с баржей и затонул. Через 17 дней судно подняли со дна моря и отбуксировали в Марсель, где оно стояло ещё два года. Позже его переправили в следующий порт.

На волнах памяти

Жак-Ив Кусто скончался в июне 1997 года после перенесенного респираторного заболевания, приведшего к инфаркту. Франсина обещала супругу восстановить «Калипсо» и продолжить дело всей жизни мужа. Однако по факту судно до сих пор не восстановлено. Лишь в 2016 году вдова Кусто объявила о заключении договора с турецкими судостроителями о реконструкции корабля. Но в 2017 на верфи случился пожар и все работы пришлось начинать сначала.

Франсина остается руководителем организации «Команда Кусто», но фактически продолжателем дела исследователя стали его сын и внуки от первого брака. Жан-Мишель создал свою организацию, в которой теперь трудятся его дети Фабьен и Селин, а также сын и дочь погибшего младшего брата, Филипп и Александра.

К сожалению, наследники гражданина океана так и не смогли найти общего языка и через 20 лет после смерти Жак-Ива Кусто.

Когда-то Жак-Ив Кусто мечтал заселить океан людьми. Он даже начал строительство подводной деревни и принял участие в эксперименте по длительному нахождению под водой. Сегодня же его идеи постепенно находят воплощение, но пока в индустрии отдыха и развлечений. Немало туристов уже смогли посетить подводный ресторан, а ещё существуют подводные отели, в которых можно любоваться морскими глубинами, лежа в номере.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Жак-Ив Кусто

Фото Все

Видео Все

«История жизни». Жак Ив Кусто

Жак Ив Кусто или ВСЕМИРНЫЙ ЗАГОВОР

Жизнь известных людей: Жак-Ив Кусто

Жак-Ив Кусто — биография

Жак-Ив Кусто прославил свое имя во всем мире и на все времена. Это французский исследователь Мирового океана, не имевший специального образования, книгами которого зачитывалось не одно поколение. Научно-популярные фильмы режиссера под названием «Подводная Одиссея команды Кусто» надолго приковывали к себе внимание телезрителей. Отважный исследователь «голубого континента» многое сделал для того, чтобы секреты и тайны Мирового океана стали доступными для всех жителей планеты.

Детство

Жак-Ив Кусто родился в маленьком городке Сент-Андре-де-Кюбзак (предместье Бордо) 11 июня 1910 года. Он был вторым сыном у своих родителей, старшего мальчика звали Пьер-Антуан. Отец будущего океанографа был адвокатом, самым молодым юристом во Франции, получившим докторскую степень. Мама малыша, Элизабет, представительница известной династии фармацевтов, вела домашнее хозяйство, занималась воспитанием сыновей.

Жак-Ив Кусто в молодости

Семейство Кусто было состоятельным. Они жили в Париже, однако много времени и средств тратили на путешествия. Во время очередного отдыха на морском побережье маленький Жак научился плавать, и с тех пор вода стала его любимой стихией. Родители старались всеми силами укрепить здоровье малыша, с семи лет он страдал хроническим энтеритом, однако болезнь оказалась неизлечимой. Проблемы с желудком повлияли на внешний вид исследователя, на протяжении всей
жизни он отличался болезненным видом и худобой.

Когда окончилась Первая Мировая война, адвокат вместе с супругой решил перебраться в Соединенные Штаты. Подросток Жак в это время сильно увлекся механикой, изобретательством. Вода все также манила его, именно в этой стране он совершил свое первое погружение. Когда семья возвратилась в Париж, 13-летний мальчуган нашел себе новое занятие.

Он построил действующую модель автомобиля, работающего от батарейки. Помимо этого, юноша стал активно осваивать собственную кинокамеру, делал снимки окружающего мира.

Жак настолько увлекался своими занятиями, что ему просто некогда было готовить уроки. Эту проблему родители решили простым, но очень действенным образом. Они отправили своего сына в интернат закрытого типа, и он в положенное время окончил учебное заведение с отличием. После этого Кусто учился в Военно-морской академии, по окончании которой его направили служить в Шанхай.

Во время учебы в академии молодой человек открыл для себя новую, еще неизведанную им стихию. Он страстно увлекся небом, и даже сделал попытку перевестись в военно-морскую авиацию. Но этой мечте не суждено было осуществиться. Кусто попал в автомобильную аварию, получил серьезные травмы. Кроме многочисленных переломов, у молодого человека была парализована рука.

О небе пришлось забыть навсегда, нужно было срочно восстанавливать здоровье. Плаванье всегда помогало ему, этим видом спорта он и стал заниматься каждый день. В придорожном магазинчике молодой пловец приобрел очки для подводного плавания. Он опробовал их, увидел подводный мир и навсегда влюбился в него. Теперь молодой человек знал, чем бы он хотел заниматься всю свою жизнь.

Кусто занялся экспериментами со специальной экипировкой для погружения. Так, в 1943 году он изобрел автономный акваланг, позволявший долгое время находиться под водой, опускаясь на глубину, о которой раньше можно было только мечтать. Через три года его изобретение поступило в промышленное производство. После такого технического прорыва Кусто занялся изобретением подводных осветительных приборов и телекамер. С помощью этой серьезной техники ученый вплотную занялся исследованием Мирового океана.

Фильмы и книги

В самом начале 50-х голов океанограф взял в аренду списанный тральщик Британских Королевских ВМС. Судно получило красивое название – «Калипсо», Кусто занялся исследованиями. Итогом первой экспедиции стал научно-популярный труд, названный «В мире безмолвия». Книга была издана в 1953 году, она принесла исследователю мировую славу. По мотивам этого произведения был снят одноименный фильм, сразу же превратившийся в легенду документального жанра. Кинолента получила сразу две престижные награды – «Золотую пальмовую ветвь» и «Оскара».

Жак-Ив Кусто с книгами

После первого фильма были сняты киноленты «Золотая рыба» и «Мир без солнца». Затем режиссер занялся съемкой сериала под названием «Подводная одиссея команды Кусто». Этот фильм выходил на экраны в течение двадцати лет. Кроме сериала, Жак-Ив снял еще несколько фильмов о Мировом океане и его обитателях. К ним относятся киноленты «Амазонка», «Повторное открытие мира», «Оазис в Космосе» и другие фильмы.

Картины пользовались невероятным успехом, они давали возможность обыкновенным зрителям узнать о тех местах, которые были им недоступны. При этом многие специалисты критиковали фильмы Кусто, называли их псевдонаучными работами, обвиняли исследователя в жестоком обращении с подводными обитателями.

Коллега Кусто, Вольфганг Ауэр, выступил с заявлением, что многие жестокости и убийства рыб были тщательно спланированы французским океанографом. Его главной целью были качественные кадры, а сохранность подводной фауны для Жак-Ива имела второстепенное значение. Исследователя упрекали и в поддельных кадрах. Это касалось выхода океанографов из батискафа в подводную пещеру, где атмосфера чаще всего непригодна для дыхания.

Изобретения

Погружаясь в воду при помощи маски и трубки, Кусто скоро понял, насколько это неэффективно и неудобно. Вместе со своим другом Эмилем Ганьяном исследователь разработал акваланг, устройство, с помощью которого можно глубоко дышать под водой. Он испытал первый в мире акваланг уже в 1938 году, и этот прибор стал настоящим прорывом в изучении подводного мира.

Съемки под водой в настоящее время благодаря Кусто уже давно не кажутся фантастикой. Именно этот человек изобрел водонепроницаемую фотокамеру и осветительный прибор. Позже он стал изобретателем первой телевизионной системы, предназначенной для съемок на большой глубине.

Кусто был автором теории о феноменальных способностях морских свиней. Он утверждал, что эти животные умеют находить краткий путь через водные просторы благодаря своей особой чувствительности.
Впоследствии теорию, казавшуюся неправдоподобной, доказали ученые-биологи.

Читайте также  Сергей макаров - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Научно-популярные фильмы и книги Кусто стали причиной для возникновения нового способа телевизионной коммуникации. Этот способ получил название дивульгационизма, он представляет собой обмен мнениями представителей двух целевых аудиторий – профессионалов и обычных людей. И здесь Кусто стал новатором – на основе его технологии построены многие современные телевизионные проекты.

Личная жизнь

В 27 лет Кусто женился на Симоне Мельхиор. Эта женщина, дочь знаменитого французского адмирала, была ему настоящим другом и соратницей. Во многих экспедициях своего мужа она принимала самое деятельное участие. На «Калипсо» супругу Кусто ласково звали Пастушкой. Супруги воспитали двух сыновей – Жан-Мишеля и Филиппа.

Жак-Ив Кусто с женой

В 1979 году Филипп погиб в результате крушения самолета «Каталина». Этот самолет, бывший патрульный бомбардировщик, исследователи использовали для работы. Гидросамолетом управлял Филипп, сумевший посадить машину на воду. Но «Каталина» она внезапно и очень быстро стала тонуть.

От крыла оторвался двигатель и со страшной силой вонзился в кабину пилота. Все члены экипажа остались живы, однако тело Филиппа найти так и не удалось. Эта трагедия стала причиной для разлада между супругами. Они долгое время жили отдельно, но не разводились.

Жак-Ив Кусто с сыновьями

Затем у Кусто появилась новая избранница, Франсина Триплет. Он жил с этой женщиной в гражданском браке, у них родилось двое детей – Диана и Пьер. Законная супруга, Симона, скончалась от онкологического заболевания в 1991 году. Став свободным, Кусто женился на Франсине. Жан-Мишель не одобрил поступка отца, старший Кусто, в свою очередь, через суд запретил сыну использовать их общую фамилию в коммерческих целях.

Причина смерти

Летом 1997 года великий исследователь и изобретатель скончался от инфаркта. Он похоронен на своей малой родине, на фамильном участке кладбища городка Сен-Андре-де-Кюбзак.

Дело всей жизни океанографа продолжили его соратники, «Команда Кусто» работает до настоящего времени.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Страсти на глубине. Как две женщины делили Жака-Ива Кусто

Авария

Семья адвоката Даниэля Кусто много путешествовала. Двое его сыновей обожали плавать и играть в воде, а у родителей была возможность обеспечить им такой досуг. Особенно увлекся младший: скоро он стал совершать короткие погружения, а получив свои первые очки для подводного плавания, понял, чему посвятит жизнь.

Окончив военно-морскую академию, он хотел освоить еще и морскую авиацию, но судьба жестоко дала понять: две стихии для него — это слишком. Управляя автомобилем на горном серпантине, Кусто попал в аварию и получил серьезные травмы. Правую руку парализовало — и от идеи управлять самолетом пришлось отказаться.

Будущее, еще недавно манившее множеством возможностей, теперь сузилось до рамок реабилитации, которую Жак-Ив должен был пройти, если хотел снова вернуться в море. И здесь ему впервые пришла на помощь Симона Мельхиор. С этой дочерью адмирала они общались уже несколько месяцев. Кусто не скрывал, что влюблен, и надеялся на взаимность, но авария спутала все планы — захочет ли Симона быть рядом с калекой?

Она захотела. Симона приходила каждый день, и они подолгу гуляли, разговаривая и мечтая. Кусто позднее признавался, что именно тогда размытые мечты о море превратились в цель. В 1937 году они поженились, и Жак-Ив стал работать над своим первым и самым важным изобретением — аквалангом.

Поддержка Симоны

Механика и конструирование тоже входили в число увлечений Кусто. В юности он сам собрал машинку с двигателем, работающим от батарейки. Восстанавливаясь после аварии, Жак-Ив много плавал и погружался в воду, но долго продержаться там не мог — и стал думать, как это исправить. В 1943 году он представил первый прототип современного акваланга. Изобретение занимало все его время и деньги. Но Симона предоставила мужу полную свободу, взяв на себя заботы о доме и двух сыновьях. Когда о Жаке-Иве Кусто заговорили как о изобретателе, он стал искать спонсоров для дальнейших исследований моря.

К концу 40-х Кусто смог увлечь своими идеями ирландского миллионера Томаса Лоела Гиннеса. Тот купил для него бывший британский минный тральщик «Калипсо» и согласился сдавать его в аренду за символическую плату — 1 франк в год. Кусто оставалось лишь нанять команду, переделать корабль в исследовательское судно и выйти в море — но на всё это нужны были деньги. Вновь на помощь пришла Симона. Она продала все свои фамильные драгоценности и не переставала уверять мужа, что он на правильном пути. Когда «Калипсо» был готов к отплытию, Жак-Ив решил, что именно она должна первой ступить на его палубу.

Мировой успех

Всего за три года Кусто оправдал доверие супруги. Первый же фильм, снятый на борту «Калипсо» («В мире безмолвия») получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Одну за другой он выпускал книги и продолжал снимать то, что любил больше всего на свете — подводный мир. Но такая работа требовала постоянных денежных вливаний — на зарплату команде, топливо для корабля, новую современную технику.

Кусто всё меньше времени проводил в океане и всё больше — в поездках к потенциальным спонсорам. Роль неофициального капитана — или, как ее называли матросы, «Пастушки» «Калипсо» — отошла к Симоне. Жак-Ив прилетал ненадолго, снимался в самых кульминационных сценах своей «Одиссеи» и снова улетал. В семье начался разлад.

Стюардесса

Во время очередного перелета Кусто познакомился со стюардессой по имени Франсин. Девушка младше его на 30 лет, но он в прекрасной физической форме и к тому же знаменитость — и роман не заставил себя долго ждать. Симона и дети ничего не знали. У старшего сына Жана-Мишеля отношения с отцом не сложились — тот разочаровал Кусто, выбрав профессию архитектора. Все надежды капитан возлагал на младшего Филиппа, который много времени проводил на борту «Калипсо» и наравне с остальными участвовал в подводных съемках.

В 1979 году Филипп управлял морским бомбардировщиком «Каталина» и не сумел посадить его на воду. Оторвавшийся двигатель пробил кабину пилота — тело Филиппа так и не нашли. Едва оправившись после смерти сына, Симона получила новый удар: Кусто признался в своей связи с Франсин. Разводиться он не собирался: изредка появляясь в обществе в сопровождении любовницы, он представлял ее как свою племянницу.

Симона попросила у мужа только одного: позволить ей и дальше жить на «Калипсо». За долгие годы плавания судно стало ей домом, а его команда — настоящей семьей. Кусто согласился. В год смерти Филиппа Франсин родила ему дочь Диану, а еще через два года на свет появился сын Пьер.

Война наследников

Жак-Ив Кусто и Франсин поженились через несколько месяцев после того, как Симона скончалась от рака в 1991 году. Ему был 81 год, ей 36 — и она изрядно устала от своего подпольного положения. Франсин настояла на том, чтобы запретить старшему сыну Кусто использовать его фамилию в коммерческих целях — и отношения Жана-Мишеля с отцом разладились окончательно.

Печальная судьба постигла и «Калипсо» — в 1996 году ее протаранила баржа, и судно затонуло. «Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала. Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила», — вспоминал главный механик корабля Жан-Мари Франс.

Читайте также  Алисса милано - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Кусто пережил свой корабль ровно на год — он скончался в 1997-м от инфаркта миокарда. Долгие годы после его смерти Франсин то собиралась ремонтировать «Калипсо», то отказывалась от этой нерентабельной идеи. Многие из ближнего окружения Кусто считали, что это своеобразная месть кораблю, который был домом для первой жены капитана.

Жак-Ив Кусто — биография, фото, личная жизнь капитана


Имя: Жак-Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau)

Дата рождения: 11 июня 1910 года

Дата смерти: 25 июня 1997 года

Возраст: 87 лет

Место рождения: Бордо, Франция

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: океанограф, фотограф, режиссёр, изобретатель, писатель

Семейное положение: был женат

Жак-Ив Кусто — биография

Он всегда хотел быть независимым и первым. В науке, исследованиях, любви шел напролом — отсюда и конфликты, и враги, и ошибки. Но сожалений Капитан никогда не испытывал: на склоне лет Жак-Ив Кусто признавался, что повторил бы все — от начала и до конца.

Кусто был настоящим французом — деятельным, увлеченным. «Я все в жизни делал со страстью. Страсть для меня неотделима от самой жизни», — говорил он. Возможно, в этом и кроется разгадка невероятного успеха Капитана, как называли его друзья и единомышленники.

Жак-Ив родился 11 июня 1910 года. Его родной городок Сент-Андре-де-Кюбзак, что в регионе Бордо, рассекала река Дордонь. И Кусто с детства полюбил водную стихию. В США, куда его отец-адвокат, забрав семью, уехал работать, мальчик получил первый опыт подводного плавания. В летнем скаутском лагере он решил продемонстрировать приятелям-американцам свои ловкость и силу. Эта затея едва не кончилась плачевно: Кусто так упорно стремился достичь дна озера, что чуть не утонул. Но каждый раз, передохнув, нырял снова.

Повзрослев, Жак-Ив решил стать военным моряком: окончил Высшую национальную военно-морскую школу, отправился в первый поход. А вернувшись, добился перевода в авиацию: девушки обожали летчиков, а Жак-Ив — девушек. Но вскоре случилась беда: молодой офицер едва не погиб в автокатастрофе. Травмы были тяжелые -смещены позвонки, парализована рука, пробито легкое. Но становиться инвалидом Жак был не намерен — ведь он влюблен! Симона Мельхиор, внучка прославленного адмирала Жана Баэма, отвечала ему взаимностью. Право же, сила характера и поддержка любимой женщины способны творить чудеса: через год Кусто сумел привести свое изувеченное тело в порядок.

Жак-Ив Кусто — биография личной жизни

Молодые люди поженились, появились сыновья -Жан-Мишель и Филипп. Жак-Ив вернулся в армию. Местом его назначения стал Тулон. Службу Кусто проходил под началом Филиппа Тайе — влюбленного в море и подводную охоту поэта. Совершив по его совету первое «взрослое» погружение, Жак-Ив ощутил свое призвание: отныне океан завладел всем его существом. Вскоре в части появилась группа Les Mousquemers («Мушкетеры моря»), члены которой -Тайе, Фредерик Дюма и Кусто — в свободное время устремлялись на глубину.

Снаряжение ныряльщиков тогда было скудным и представляло собой лишь ужасно неудобные очки. Правда, у Жака-Ива имелась еще и старенькая кинокамера. Оставалось придумать способы находиться под водой столько, сколько потребуется, и погружаться на ту глубину, которая необходима. Решением этих задач и занялся Кусто. А вскоре началась война.

Жак-Ив служил канониром на крейсере «Дюплекс», а когда Франция капитулировала, стал гражданским лицом. Правда, в 1941 году ему довелось принять участие в операции по похищению шифров из представительства фашистской Италии в городе Сет (в 1946-м Кусто получил за нее орден Почетного легиона), и, говорят, он передавал французскому Сопротивлению данные о перемещении немецких войск. Но, думается, все это было фоном — Жака-Ива интересовали исключительно подводные съемки.

Монтаж своего первого фильма «18 метров под водой» (его продолжительность ровно 18 минут) Кусто завершил в день окончания Сталинградской битвы, а 10 апреля 1943 года в Национальном театре «Шайо» в Париже состоялась премьера ленты. Естественно, она прошла под контролем фашистского пропагандистского ведомства. Пьер, старший брат Жака-Ива и редактор журнала, сотрудничавшего с немцами, опубликовал хвалебную статью о фильме, а позже помог получить разрешение на съемки в Средиземном море.

Акваланг Кусто

Воодушевленный Кусто организовал компанию по производству фильмов «Ассоциация акул» и на выделенную немцами кинопленку снял еще одну ленту: «Останки затонувших кораблей». В работе над ней впервые в истории человечества был использован акваланг — устройство, изобретенное Кусто в соавторстве с инженером Эмилем Ганьяном.

Испытания акваланга начались в 1943 году, а закончились в 1948-м. Сколько раз Жак-Ив находился на волосок от гибели! Но, чудом оставаясь в живых, вновь устремлялся на глубину, уверенный: океан ему покорится.

Другие изобретения Кусто

В 1950 году Кусто на средства инвесторов приобрел американский минный тральщик. Переоборудовал его, назвал «Калипсо» в честь нимфы, полюбившей скитальца-Одиссея, и организовал первую подводную экспедицию. Своей страстью Жак-Ив заразил всю семью: с ним вместе работали Симона и оба сына (младший, Филипп, разбился на самолете-амфибии «Каталина» во время съемок в 1979 году).

Под водой Кусто первенствовал во всем. Это он изобрел водонепроницаемые осветительные приборы и камеры, подводную телесистему; сделал первую подводную археологическую находку и первые фотографии на глубине более 7 километров. Его ленты — знаменитый сериал «Одиссея команды Кусто», «Мир красной рыбы», «Мир тишины» и многие другие — имели бешеный успех. Они, как и книги, принесли Жаку-Иву колоссальную популярность. Признанием его научных заслуг стало предложение занять пост директора Океанографического музея в Монако.

Но Кусто не остановился на достигнутом. Его эксперименты 1960-х годов с батискафами напоминали научную фантастику: люди жили, ели и спали под водой, спускаясь еще глубже на разработанных командой Жака-Ива «ныряющих блюдцах». Но тут послышались голоса скептиков. Проект «Акванавты» был признан бесполезным и дорогостоящим. Его закрыли. Кусто предложил идею создания сети океанографических — исследовательских и природоохранных — парков, для чего основал некоммерческое «Общество Кусто». Но и этот амбициозный проект провалился. Общество обвинили в растрате средств и недобросовестном ведении дел, его счета в США были арестованы. После этого у Кусто испортились отношения со старшим сыном, Жаном-Мишелем, который решил использовать громкую фамилию для развития личного бизнеса.

Но после всех потерь и ударов Кусто остался упорен и страстен. Он продолжал работать: изобретать странные и необычные исследовательские аппараты, снимать фильмы, принимать участие в связанных с морем проектах в качестве эксперта. И все это под неумолкающий хор критиков: Кусто клеймили за непрофессионализм в подводной археологии, постановочные сцены, о жестоком обращении с животными.

А он — трудился и жил, наслаждаясь каждым днем. Когда его отношения с Симоной превратились из семейных в дружеские, влюбился в стюардессу Франсин Трипле и стал отцом двоих детей. Этот брак Кусто оформил только после смерти Симоны, в возрасте 80 лет.

В одном из последних интервью Жак-Ив с легкой грустью сказал, что прожил красивую жизнь — любил женщин и море, и, хотя настает время уходить, он все еще строит планы на будущее.

Капитан скончался от осложнения, вызванного обычной простудой, в 1997 году. Ходили слухи, что перед смертью он принял ислам. Это неправда: Кусто умер христианином, и отпевали его в католическом храме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: