Вия артмане — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Нелюбимый муж, внебрачная дочь, нищета. Горькая доля Вии Артмане

Ей не повезло родиться в полной семье, играть с отцом, ходить с ним на рыбалку, а вечерами втроем — вместе с мамой — сидеть за круглым столом… Стола не было никакого — его роль выполнял чемодан. А 19-летний папа Алиды-Вии умер за четыре месяца до ее рождения. Несчастный нелепый случай…

Коровы, дороги и чужие углы

Мать скиталась с малышкой на руках, подрабатывая у зажиточных крестьян. А Вию в 10 лет отправила пасти коров. Сказал бы им кто-нибудь тогда, что девочка станет королевой советского экрана — посмеялись бы от души. Как над хорошим анекдотом.

Но смеяться получалось редко. Скорее от безысходности, чем по большой любви, мама снова вышла замуж. И снова беда: человек оказался пьющим, бьющим. И опять — дороги, чужие углы…

Выбраться из этой крестьянской нищеты было чудом. А Вия научилась не только вести себя в обществе, правильно держать вилку и нож — она научилась быть гордой, сильной, держать удары судьбы. Даже когда было невмоготу. И пользовалась своими «университетами» до конца жизни.

Откажет — ролей не увидит

Артур Димитерс был уже звездой, когда в рижский театр пришла Вия. На 14 лет старше, лысый, совсем не в ее вкусе. К тому же женатый, с ребенком. Она не хотела этой связи, этого мужчину. Мечтала играть на сцене. Но оказалось, сцена и мужчина… взаимосвязаны. Артур был настойчив, ревнив и едва не угрожал Вии: откажет ему — ролей не увидит.

Потом уже, когда мужа не будет в живых, Артмане признается, что никогда не было с ней рядом любимого. Был актер, отец… Но не тот, с кем хотелось бы пройти весь путь. Даром что Вия и Артур прожили вместе четверть века. Кроме сына от первой жены-художницы, у Артура появился ребенок вне брака — с тяжелой судьбой… Тем не менее Вия и Артур были коллегами, им нравилось обсуждать роли, спектакли. Но любовь… Это ведь не только совместная работа. Даже если любимая.

В коляске лежал маленький…Матвеев

Любовь — это… когда воздуха не хватает… И надышаться не можешь, как говорила героиня Нины Дорошиной. И когда не надо никому рассказывать про чувства — все написано на лице. Так сыграла Вия Артмане Соню в «Родной крови». Какое лицо! Какие глаза! Режиссер мог бы сделать ее героиню глухонемой — и она сыграла бы без единого слова. Вот какая настоящая любовь!

И все зрители, коллеги и муж Артмане это, конечно, поняли. Хоть и отпиралась она долго и пыталась убедить, что, кроме мужа, никого не знала. А люди заглядывали в коляску с малышкой Кристианой — и видели там маленького Евгения Матвеева.

С этой тайной Вия Францевна жила долгие годы. Пока на склоне лет не открылась сначала снохе, потом сыну. Правдиво сыграть любовь и не влюбиться не удалось ни Артмане, ни Матвееву. Страсть оказалась сильнее супружеского долга. Мучались, конечно, оба. Роман-то, судя по всему, вышел за грани съемочного процесса. Фильм снимался в 1963 году, 8 февраля 1964 года уже состоялась премьера. А Кристиана родилась 11 мая 1965 года… Да, в 1964 году был кинофестиваль в Ленинграде, где Вия получила приз за роль Сони. Возможно, потом они с Матвеевым бывали вместе на встречах со зрителями, ездили по стране…

Вряд ли Артмане придумала эту историю. Ни выгоды. Ни смысла. Да и ее сын Каспарс уверял журналистов: посмотрите на Кристиану — на ее волосы, нос. У нас же все не так. Это — матвеевское…

Оставить семьи ни Артмане, ни Матвеев не смогли. У него тоже было двое детей и почти 20 лет брака за плечами. Артур записал Кристиану на свою фамилию, и больше этот вопрос никогда не поднимался. Кристиана тему не комментирует и отцом считает Димитерса.

Ушла королевой

Элиза в «Пигмалионе», Джульетта, Офелия, Элен Безухова, Настасья Филипповна, Аркадина, королева Елизавета — Артмане упивалась театральными ролями. В кино дважды сыграла Екатерину II. Но по большому счету ее кинематограф — это лишь Соня в «Родной крови», сделавшая актрису звездой, яркий эпизод в нашумевшей картине «Никто не хотел умирать» и Джулия Ламберт в незабвенном «Театре» — роль, которую Рижская киностудия «преподнесла» Артмане к полувековому юбилею. Роль, в которой — случайно ли? — Вия Францевна сыграла по сути саму себя.

А дальше… О том, что было дальше, писали много, отчаянно. И впустую. Даже сын пытался докричаться через газету: «Сколько стоит Вия Артмане?» Изменить было уже ничего нельзя: СССР развалился, и «мать Латвии», как называли когда-то Артмане, превратилась вдруг в «советскую артистку» — с уничижительным оттенком. У нее отобрали квартиру в центре Риги, потому что объявился наследник прежнего хозяина. В театре перестали давать роли. Инфаркт, инсульты, обострение старых болезней, безработица и нищенская пенсия… Все это в одночасье свалилось на звезду экрана, которая когда-то была киносимволом Латвийской ССР, как Волонтир в Молдавии, Банионис в Литве, Кикабидзе в Грузии…

В отличие от некоторых, она не плевала в сторону России, не поносила тех, кто давал работу. Народная артистка любила зрителей, не заглядывая в паспорт. Неудивительно, что, когда ее выгнали из квартиры, в Ригу тут же полетели приглашения переехать в Россию. Отозвался и Евгений Матвеев. Говорят, предлагал жить на его даче. Артмане приняла это за шутку.

Поостыв, власти забросали Вию Францевну высокими наградами — новые-то символы в независимой Латвии еще не родились, а старые все наперечет. Но было уже поздно. Народной артисткой СССР Артмане стала в 39 лет (многих москвичей и питерцев эта награда догоняла только на пенсии). Теперь цацки не значили ничего. Незадолго до ухода дочь польки и немца Вия Артмане приняла православную веру, выбрав при крещении имя Елизавета. Покаялась. Сказала на прощание: «Такова жизнь». И ушла в мир иной. Королевой…

Вия Артмане

Биография

Вия (Алида) Фрицевна Артмане – одна из самых знаменитых советских киноактрис, известная по «Театр», «Родная кровь», «Туманность Андромеды» и «Стрелы Робин Гуда». В 1969 году актриса получила звание народной артистки Советского Союза.

Детство и юность

Вия родилась 21 августа 1929 года в маленьком латышском поселке Кайве Тукумского края. Родители девочки были польско-немецкими крестьянами. Отец Фрицис Артманс трагически погиб незадолго до рождения дочери, поэтому девочку воспитывала мать Анна Заборская.

Актриса Вия Артмане (кадр из фильма «Последняя индульгенция»)

Детство актрисы было сложным и безденежным. Анна вышла повторно замуж, но отчим оказался грубым, много пьющим и весьма жестоким человеком, поэтому Заборской часто доводилось скрываться от него вместе с дочерью, а девочке с 10 лет пришлось зарабатывать на хлеб, и Алида устроилась пастушкой к зажиточным соседям.

Когда Артмане исполнилось 15 лет, девушка переезжает в Ригу и поступает в столичную школу, где одноклассником Вии стал Улдис Жагата – будущий знаменитый балетмейстер. Изначально в планах девушки было стать юристом, чтобы бороться с несправедливостью, но волшебный мир рамп и кулис притягивал гораздо больше, поэтому сразу после войны девушка поступает в студию при Художественном театре имени Райниса. Диплом Вия получила в 1949 году.

Вия Артмане в молодости (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)

Тогда же начинающая актриса меняет свое настоящее имя Алида на более изысканное Вия, а вскоре впервые выходит на сцену. Актриса получала главные роли в пьесах классического репертуара, среди которых были произведения Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Николая Гоголя, Генрика Ибсена, Теннесси Уильямса, Бертольда Брехта. Вия Артмане оставалась в составе столичного театра вплоть до 1998 года, после чего сотрудничала с Новым Рижским театром, а также возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.

В середине 80-х годов занималась политикой и до распада СССР оставалась депутатом Верховного Совета Латвийской республики.

Фильмы

В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма» и фильма о литовском революционном движении «За лебединой стаей облаков».

Вия Артмане (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)

В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Вия Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Через два года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури».

Киноленты получили признание специалистов и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».

На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей. Кинолента была удостоена нескольких премий на ряде кинофестивалей, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.

Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)

Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.

В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работами в приключенческой киноповести «Ракеты не должны взлететь», драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Во второй картине партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис.

Вия Артмане (кадр из фильма «Туманность Андромеды»)

Читайте также  Мария болтнева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», через год – в героической драме «Подвиг Фархада». В это же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Вия Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров («Цирк», «Садко», «Руслан и Людмила»).

В конце 60-х зрители смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», экранизации «Гладиатор», где помимо прибалтийских артистов участие приняла советская актриса Нина Ургант. В шпионским фильме «Тройная проверка» Вия Артмане перевоплотилась в немецкого офицера, в исторической драме «Баллада о Беринге и его друзьях» примерила на себя образ Анны Беринг.

Вия Артмане (кадр из фильма «Мастер»)

Не обошлись без участия актрисы в колхозной драме «Ель во ржи», музыкальной комедии «Подарок одинокой женщине», молодежном фильме «Мастер». В 1978 году Вия Артмане исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.

Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды – Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по всему Союзу.

Вия Артмане в роли Джулии Ламберт (кадр из фильма «Театр»)

По количеству повторов по различным телевизионным каналам может быть приравнена к популярным советским лентам. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат не голос Артмане, так как главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.

В 80-е годы актриса снималась реже, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной Королевы», где актриса примерила на себя образ Госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в киноленте сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов. В экранизации Валерия Тодоровского «Катафалк» актриса предстала в роли пожилой вдовы, желающей поскорее выдать дочь Машу (Ирина Розанова) замуж.

Вия Артмане в роли Екатерины II (кадр из фильма «Золотой век»)

В 2003 году Вия Артмане сыграла последнюю роль в кино – актриса вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век». В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.

Личная жизнь

Мужем Вии Артмане стал знаменитый латвийский актер Артур Димитерс, который был намного старше своей супруги. После смерти мужа актриса неоднократно признавалась, что была не счастлива в личной жизни. Актриса вышла замуж не по любви, и единственное хорошее, что Вии подарила семейная жизнь – это дети.

Евгений Матвеев и Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)

Сын Каспар Димитерс 1957 года рождения стал популярным музыкантом, автором либретто к рок-опере «Парижская Богоматерь». Дочь Кристиана Димитере – художник-иллюстратор и мультипликатор, родилась в 1965 году от внебрачной связи актрисы с актером Евгением Матвеевым. Имя родного отца дочери Вия Артмане открыла сыну Каспару перед смертью.

Вия Артмане в разные годы выпустила три книги-воспоминания: «Vija Artmane», «Сердце на ладони» и «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». Незадолго до смерти актриса приняла православную веру и изменила имя на Елизавета.

Смерть

В 1993 году Вия Артмане в процессе латвийской реституции лишилась квартиры в Риге и была вынуждена доживать последние годы на даче, в маленьком доме в поселке Мурьяни в 40 км от столицы. Нищенское существование подорвало здоровье Вии. Сначала дала о себе знать старая болезнь ног, на которых появлялись трофические язвы, вызывавшие жуткие боли. Позднее актриса перенесла инфаркт и пару инсультов.

Вия Артмане в последние годы (кадр из сериала «Каменская»)

Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года в клинике городка Стренчи на 80-м году жизни. Могила артистки с ее фото на обелиске находится на Покровском кладбище в Риге.

В память о великой актрисе появилось несколько документальных фильмов, наиболее известными из которых являются «Обидеть королеву. Вия Артмане» и «Вия Артмане. Королева в изгнании».

Вия Артмане — биография, информация, личная жизнь

Вия Артмане

Вия (Алида) Фрицевна Артмане (латыш. Vija Artmane). 21 августа 1929 — 11 октября 2008. Советская латвийская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1969).

Вия Артмане (урождённая Алида Артмане (латыш. Alīda Artmane)) родилась 21 августа 1929 года (по другим источникам — 21 июля) в небольшом посёлке Кайве Семской волости Тукумского уезда (ныне — Тукумский край, Латвия) (по другим источникам — в Тукумсе) в крестьянской семье польки Анны Заборской и прибалтийского немца Фрициса Артманса.

Отец погиб за четыре месяца до рождения дочери.

С 10 лет работала пастушкой.

С 15 лет жила в Риге. В школе училась в одном классе с Улдисом Жагатой.

«Мама была простая, бедная крестьянская девочка. Ее мать прислуживала у богатых хозяев. Свои первые роли Вия Артмане играла в крестьянском театре, который располагался в сарае. Потом они переехали в Ригу. Жили в крохотной комнатке, больше похожей на чердак с низким потолком. Вместо письменного стола — чемодан», — рассказывал ее сын Каспар Димитерс.

После войны, в 1946 году поступила во 2-ю студию при Художественном театре, которую окончила в 1949 году. Училась вместе с Э. Павулсом, Х. Лиепиньшем, В. Скулме.

С 1949 года — актриса Художественного театра им. Я. Райниса (ныне Театр «Дайлес»), где работала до 1998 года.

С 1998 года играла в Hовом Рижском театре.

Одна из самых популярных советских киноактрис.

В кино дебютировала в 1956 году в фильме «После шторма». Этапными для актрисы стали роли Сони в фильме «Родная кровь» и Оны в фильме «Никто не хотел умирать».

Вия Артмане в фильме «Родная кровь»

Одной из самых ярких в карьере Артмане стала роль Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр».

Лучшая актриса 1964 года по опросу журнала «Советский экран».

Имела многочисленные награды за работу в кино, в частности: Специальный приз I-го Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актёрам» за роль в фильме «Родная кровь» (Ленинград, 1964); Диплом за лучший актёрский дебют на Кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии в фильме «Эдгар и Кристина» (Кишинёв, 1967); Премия III-го Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актёрскую работу» за исполнение женских ролей в фильмах «Сильные духом» и «Эдгар и Кристина» (Ленинград, 1968); Диплом за лучшую женскую роль Кинофестиваля «Золотой Дюк» в фильме «Катафалк» (Одесса, 1990).

Возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.

Депутат Верховного Совета Латвийской ССР XI созыва (1985—1990). Вступила в КПСС в 1968 году, была кандидатом в члены ЦК Компартии Латвии (1971—1976), членом Советского комитета защиты мира.

В 1993 году в процессе реституции лишилась своей квартиры. Последние годы жизни жила на даче в посёлке Мурьяни в 40 км от Риги, много болела, перенеся два инсульта и инфаркт.

«Сначала ее вышвырнули из квартиры. После реституции объявился прежний хозяин. Мама ходила по инстанциям, но безуспешно. Потом случился инсульт, за ним еще парочка. Я попытался заступиться. Написал статью в газету: «Сколько стоит Вия Артмане?» Меня тут же обозвали попрошайкой, который хочет нажиться на популярности собственной матери. Но квартиру дали. Сгоревшую после пожара. Там нужно было менять пол, потолок. Мы взяли кредит на ремонт. Но на одну пенсию мамы в 450 долларов и мои мизерные гонорары художника протянуть не смогли. Квартиру пришлось продать, чтобы рассчитаться с долгами. Мама научилась экономить. Бриллиантов у нее не было. Перешивала свои старые платья. И всю жизнь стирала руками», — рассказывал сын актрисы.

Незадолго до смерти приняла православие, взяв имя Елизавета.

Отслужив в театре 55 лет, не захотела быть на вторых ролях и ушла по собственной воле. Раньше, чем ее попросили об этом. К тому моменту Вия Артмане перенесла три инсульта.

«Несмотря ни на что мама уходила счастливым человеком! Перед смертью она приняла православие, сменила имя с Вии на Елизавету (в честь королевы) и просила у Бога об одном: дать ей силы перестать ненавидеть собственных врагов», — рассказывл сын Вии Артмане Каспар Димитерс.

Вия Артмане скончалась 11 октября (по другим источникам — 12 октября) 2008 года в психиатрической клинике города Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Был совершён чин отпевания в Христорождественском кафедральном соборе. Совершал чин Митрополит Рижский и всея Латвии Александр.

Похоронена 15 октября 2008 года на Покровском кладбище в Риге.

Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой» (1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).

На кинофестивале «Балтийская жемчужина» учреждён приз имени Вии Артмане.

Вия Артмане. Королева в изгнании

Личная жизнь Вии Артмане:

Муж — Артур Димитерс (1915—1986), актёр театра.

Сын — Каспар Димитерс (р. 1957), музыкант.

Дочь — Кристиана Димитере (р. 1965), художник.

Слухи о романе Вии Артмане с актером Евгением Матвеевым ходили по всему Союзу, когда на экраны вышел фильм «Родная кровь».

Вскоре после съемок у Артмане родилась дочь Кристиана.

Сын актрисы Каспар уже после ее смерти рассказал, что это дочь Матвеева.

«Действительно, у них с Матвеевым получилась не только работа, но и любовь. Грешно, но так случилось. Моей жене Лиге мать призналась в этом еще 25 лет назад. Рассказала, что у них с отцом был договор — он принимает дочь, и они больше никогда никому об этом не говорят. Люди продолжали шептаться. Мама гуляла с коляской по парку, а бабульки с острым языком говорили: «Девочка — вылитый Матвеев!» Потом эта история еще раз всплыла, когда мама принимала православие. Десять лет назад. Она хотела дойти до исповеди без камней за пазухой. Уже в старости, когда отца не стало, мать встретила Матвеева в Москве. И он вроде бы даже предлагал ей переехать в столицу России. Говорил, что она сможет жить у него на даче, если захочет. Она приняла это за шутку. Матвеев всегда относился к ней с уважением. А я благодарен маме за то, что сохранила семью ради детей.

Читайте также  Анна чапман - биография знаменитости, личная жизнь, дети

. Когда в октябре 2008-го у мамы случился сердечный приступ и мы отвезли ее в больницу, она еще была в сознании. Перед реанимацией ее последние слова были адресованы моей жене: «Скажи Кристиане, — попросила она, — что ее отец — православный. » Нам без слов было понятно, о ком речь», — говорил Каспар.

Фильмография Вии Артмане:

1956 — После шторма — Рута
1956 — За лебединой стаей облаков — Даце Страуме
1958 — Чужая в посёлке — Эльза
1960 — На пороге бури — Мара Вилде
1961 — Спасибо за весну (Верба серая цветет) — Велта
1962 — Вступление — соседка
1962 — День без вечера — Кайре
1963 — Родная кровь — Соня
1964 — Ракеты не должны взлететь — Перл
1965 — Никто не хотел умирать — Она
1966 — Эдгар и Кристина — Кристина
1966 — Киевские фрески (не был завершен) — Женщина
1967 — Подвиг Фархада — Вера
1967 — Сильные духом — Лисовская
1967 — Туманность Андромеды — Веда Конг
1968 — Времена землемеров — Лиена
1969 — Тройная проверка — фрау Грета
1969 — Ночь перед рассветом — Карла
1969 — Лучи в стекле — Ирис
1969 — Гладиатор — Анни Тыху
1970 — Баллада о Беринге и его друзьях — Анна Беринг
1971 — Я, следователь — Ванда Линаре
1971 — Танец мотылька — Нино
1972 — Ель во ржи — Дагмара
1973 — Подарок одинокой женщине — Кнёпиене — Гита
1974 — Морские ворота — Кристина
1975 — Стрелы Робин Гуда — Кэт
1976 — Мастер — Айна Петровна
1977 — Обмен — Жилювене
1978 — Театр — Джулия Ламберт
1978 — Емельян Пугачёв — Екатерина II
1978 — Твой сын — Эльза Витрупе
1980 — Государственная граница. Мы наш, мы новый. — Зинаида Кирилловна, мать Володи
1980 — Жаворонки — Гундега
1981 — Следствием установлено — Рута Граудиня
1983 — Чужие страсти — Анна Валдмане
1985 — Последняя индульгенция — Эрна Зале
1985 — Проделки сорванца — комендантша приюта
1986 — Тайна Снежной королевы — госпожа Осень
1987 — Моонзунд — хозяйка книжного салона
1987 — Человек свиты — секретарь директора Аглая Андреевна
1988 — Спасённому — рай — Ивантеева
1990 — Катафалк — Евгения Андреевна
1990 — Только для сумасшедших — Зина
1991 — Любовь — бабушка Марины
1996 — Анна
2000 — Каменская. Игра на чужом поле — Регина Вальтер
2003 — Золотой век — Екатерина II

Театральные работы Вии Артмане:

Латвийский художественный академический театр им. Я. Райниса:

1950 — «Стакан воды» Э. Скриба — Абигайль
1951 — «Пигмалион» Б. Шоу — Элиза
1953 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Джульетта
1955 — «Вей, ветерок!» Я. Райниса — Байба
1956 — «Играл я, плясал я» Я. Райниса — Лельде
1958 — «Сага о Йёсте Берлинге» С. Лагерлёф — Дона
1958 — «Вайделоте» Аспазии — Мирдза
1959 — «Гамлет, принц датский» У. Шекспира — Офелия
1960 — «Война и мир» по роману-эпопее Л. Н. Толстого — Элен
1962 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта — Ева
1962 — «Илья Муромец» Я. Райниса — Латигола
1963 — «Дон Жуан» Л. Украинки — Донна Анна
1965 — «Огонь и ночь» Я. Райниса — Лаймдота
1966 — «Снимается кино» Э. Радзинского — Ирина Кирьянова
1967 — «Мотоцикл» П. Петерсона по произведениям И. Зиедониса — Билетёрша
1969 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому — Настасья Филипповна
1970 — «Индраны» Р. Блауманиса — Иева
1971 — «Индулис и Ария» Я. Райниса — Ария
1973 — «Ночь игуаны» Т. Уильямса — Мэксин Фолк
1974 — «Варвары» М. Горького — Надежда Монахова
1975 — «Святая Сюзанна или Школа мастеров» Энн Ветемаа — Анна-Майя
1975 — «Оле Бинкоп» Э. Штритматтера — Фрида Симсон
1976 — «Чайка» А. П. Чехова — Аркадина
1978 — «Розарий» Э. Ветемаа — Мелюзина
1979 — «Вдовы» А. Кертеса — Анна
1980 — «Елизавета, королева английская» Ф. Брукнера — Королева Елизавета
1983 — «Блудный сын» Р. Блауманиса — Роплайнете
1986 — «Наши дети» П. Путниньша — Янина Галея
1986 — «Женщины, женщины»
1988 — «Женитьба Мюнхгаузена» М. Зивертса — Якобина
1989 — «Грехи Трины» Р. Блауманиса — Трина
1990 — «Ложь разума»
1994 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Няня
1996— «Опасные связи» К. Хэмптона по одноимённому роману Ш. де Лакло — Госпожа де Розмонд
1996 — «Тереза Ракен» по роману Э. Золя — Госпожа Ракен
1997 — «У сердца есть крылья»
«Много шума из ничего» У. Шекспира — Беатриче
«Ричард III» У. Шекспира
«Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого
«Мёртвые души» Н. В. Гоголя
«Пер Гюнт» Г. Ибсена

Латвийский Национальный театр:

1994 — «Большой улов» А. Бригадере — Амалия

Новый Рижский театр:

1998 — «Пиковая дама» по А. С. Пушкину — графиня Анна Федотовна
1999 — «Трактат о любви» Стендаля — Аврора

Библиография Вии Артмане:

1979 — «Vija Artmane»
1990 — «Сердце на ладони»
2004 — «Зимостойкие. Мгновения моей жизни»

«Родная кровь» Вии Артмане: Самая большая тайна латвийской звезды советского кино

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Вия Артмане начала сниматься в кино в 27 лет, уже после того, как состоялась в качестве театральной актрисы. Хотя с первых же работ молодой красавице доверяли главные роли, первый успех пришел к ней только спустя 7 лет, когда она снялась в фильме «Родная кровь». В СССР его посмотрело 35 млн зрителей, по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» Вия Артмане была признана лучшей актрисой года. К ней пришла всесоюзная популярность, а в Латвии она стала национальной гордостью. Этот фильм получил несколько кинопремий, в том числе награду «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.

Партнером Вии Артмане на съемочной площадке стал советский актер Евгений Матвеев. На экранах они играли влюбленную пару и смотрелись настолько гармонично, что им нельзя было не поверить. По сюжету, во время Великой Отечественной войны танкист Владимир Федотов по пути из госпиталя домой на побывку знакомится с паромщицей Соней, матерью троих детей. У них начинается роман, и после демобилизации Федотов приезжает к Соне. Однако их счастье было недолгим – женщина умирает после болезни. Вскоре появляется отец детей Сони, но двое из них решают остаться с Федотовым.

Только годы спустя актриса призналась, что их роман продолжался и за кадром. На тот момент Евгению Матвееву был 41 год, он был уже популярным артистом, у которого было сотни поклонниц. Он был женат, у него росло двое детей. Его дочь Светлана рассказывала, что каждый раз, играя историю любви, ее отец искал в партнерше « зацепку, изюминку, какой-то манок, чтобы возникли уже не совсем актерские чувства ». Но в тот раз Матвеев был обескуражен: « Она холодная, отстраненная… Не знаю, с какого боку подойти. Как я буду сниматься с ней в любовных сценах? » Вие Артмане он поначалу не нравился. « Евгений Семенович произвел на меня впечатление сурового, замкнутого человека, я даже не могла предположить, что в душе этого человека просто горел огонь. Возможно, я долго не могла понять, что чувствует он на самом деле », – рассказывала актриса. Но во время съемок ему все же удалось найти подход к холодной красавице, и их чувства переросли в настоящие.

Вия Артмане тоже была замужем, но этот брак вряд ли можно было назвать счастливым. Ее супруг, актер Артур Димитерс, оказался патологическим ревнивцем. Любовная идиллия продлилась всего несколько недель, а потом муж начал устраивать ей скандалы по любому поводу. После рождения сына Каспара в 1957 г. Вия надеялась, что это спасет их брак, но ничего не изменилось. Когда она уехала на съемки фильма «Родная кровь», муж устраивал ей сцены ревности из-за Евгения Матвеева, но на этот раз его подозрения оказались небезосновательными. После того, как актриса вернулась в Латвию, у нее родилась дочь Кристиана, и только спустя несколько десятилетий Вия призналась в том, что ее отцом не был Артур Димитерс. По словам актрисы, ей было нелегко сделать это, но она больше не могла скрывать правду.

Сама Вия Артмане никогда не говорила прямо о том, что их связывало с Матвеевым. В одном из интервью актриса рассказывала: « Конечно, на съемочной площадке возникают романы, но они недолговечны. Судите сами, как можно не влюбиться, если ты каждый день «играешь» любовь. Действительно, у меня с Евгением Матвеевым был бурный роман… на съемочной площадке. Но только на съемочной площадке. А теплые дружеские отношения мы пронесли через всю жизнь… »

Читайте также  Александр радулов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В последний раз они увиделись на праздновании юбилея актрисы. Вия Артмане вспоминала: «И только в последнюю нашу встречу, а было это в Москве на мое семидесятилетие, я поняла, что Евгений Семенович был очень страстным мужчиной… Я эту встречу запомню на всю жизнь. Огромный зал, много цветов, море поздравлений… И вдруг вижу, что через толпу к сцене, где я стою, подходит Женя. Я обомлела, потому что была уверена, что он не сможет прийти, Евгений Семенович был тяжело болен раком, но он пришел ко мне, пришел поздравить меня, и пришел проститься… ». Только после смерти Евгения Матвеева Вия Артмане призналась: « Это правда – то, о чем говорит народ, что что-то было. Было. Было. Иначе ничего подобного невозможно было бы сыграть ».

Сын Вии Артмане Каспар рассказывал: « У мамы с Матвеевым получилась не только работа, но и любовь. Грешно, но так случилось. Чувства у них вспыхнули серьезные, чуть не привели к распаду семей, но мама была человеком долга. Моей жене Лиге мать призналась в этом еще 25 лет назад. Рассказала, что у них с отцом был договор: он принимает дочь, и они больше никогда никому об этом не говорят. Люди продолжали шептаться. Мама гуляла с коляской по парку, а бабульки с острым языком говорили: «Девочка – вылитый Матвеев!» Когда в 2008 году, в октябре, у мамы случился сердечный приступ и мы отвезли ее в больницу, она еще была в сознании. Перед реанимацией ее последние слова были адресованы моей жене: «Скажи Кристиане, что ее отец – православный». Нам без слов было понятно, о ком идет речь. Впрочем, Кристиана по-прежнему считает своим отцом Димитерса ».

Ради детей Вия Артмане осталась с мужем. Евгений Матвеев тоже всю жизнь прожил с женой и детьми. На склоне лет актриса призналась, что не была счастлива в личной жизни: « Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было ».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Вия Артмане

фотографии >>

биография

Артмане Вия Фрицевна

Vija Alida Artmane

Родилась 21 августа 1929 года в небольшом посёлке Кайве, Семская волость, Тукумсский уезд (сегодняшний Тукумсский край, Латвия), (по другим источникам в Тукумсе), в крестьянской семье польки Анны и прибалтийского немца Фрица.

Заслуженная артистка Латвийской ССР (1956).
Народная артистка Латвийской ССР (1965).
Народная артистка СССР (1969).

Отец в результате несчастного случая скончался за четыре месяца до рождения Вии, тогда ещё Алиды. Он помогал беременной жене Анне поднимать из колодца ведро с водой, когда на него упал сколоченный из тяжёлых досок навес. Парню было всего 19 лет! После смерти Фрица Анна больше не вышла замуж. И полностью посвятила себя дочери. Анна хотела, чтобы профессия Алидочки была солидной, уговаривала идти в юристы. Но Алида уехала в Ригу и поступила в студию при театре имени Яниса Райниса. Здесь она поменяла имя на более звучное — Вия. И начала новую жизнь.

Окончила драматическую студию при Художественном академическом театре имени Яниса Райниса (театр Дайлес) (1949) и была принята в труппу этого театра, которому отдала 50 лет творческой жизни. Артмане сразу же зарекомендовала себя как актриса классического репертуара. Успешно сыграла много ролей. Но ближе ей всегда были образы лиричные, исполненные внутренней чистоты и силы.

Но Вия Артмане хотела играть современниц. Эту возможность дал ей кинематограф. Она дебютировала на экране в 1956 году в фильме «После шторма».
Первая роль в кино не стала удачей актрисы. Помешала драматургическая незавершённость сценарного материала и неопытность актрисы, впервые столкнувшейся с кинематографом.

Но к началу 70-х годов Артмане стала одной из самых популярных актрис советского кино. Этапными для актрисы стали роли Сони в дуэте с Евгением Матвеевым («Родная кровь», 1963, реж. Юрий Егоров) и Оны в фильме «Никто не хотел умирать» (1966) режиссёра Витаутаса Жалакявичуса. Кроме театральной и кинематографической деятельности активно занималась и общественной работой. Она возглавляла Союз театральных деятелей Латвии, была членом Советского комитета защиты мира.

В 1978 году режиссёр Янис Стрейч поставил телевизионный фильм «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Главную роль актрисы, примы театра Джулии Ламберт, мастерски исполнила Вия Армане. Благодаря этой картине актриса вновь оказалась на пике популярности.

С середины 80-х годов реже появлялась на экранах. В 1987 году Вия Артмане психологически точно исполнила главную роль Аглаи Андреевны в фильме «Человек свиты» (реж. Андрис Розенберг, по повести Владимира Маканина), которую сама актриса считала одной из лучших в своей кинобиографии. В начале 1990-х годов выходят два фильма режиссёра Валерия Тодоровского: «Катафалк», где актриса блестяще сыграла главную роль Андреевны и была номинирована на «Нику», а в 1991 году — «Любовь», где Артмане комедийными красками наполнила небольшую по объёму роль бабушки. Однако актриса продолжала активно работать в театре. Одной из её лучших работ за последнее время считается роль мадам Ракен в спектакле «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя.

Вия Артмане в 1998 году ушла из театра Дайлес. Одной из последних ролей великой актрисы стала графиня в экспериментальном спектакле Нового рижского театра «Пиковая дама» (1999, реж. Алвис Херманис).

В 2000 году актриса сыграла одну из главных ролей (Регина Вальтер) в серии «Игра на чужом поле» из детективного сериала Юрия Мороза «Каменская» (продюсер Валерий Тодоровский). Одной из последних ролей выдающейся актрисы в кино стала роль императрицы Екатерины II в фильме «Золотой век» (2003).

Учреждён приз имени Вии Артмане на кинофестивале «Балтийская жемчужина».

В 1979 году в Риге вышла книга «Vija Artmane» в издательстве «Liesma», посвящённая творчеству выдающейся актрисы, в 1990 году в Москве издана книга воспоминаний актрисы «Сердце на ладони» (издательство «Молодая гвардия»), а в 2003 году в Риге изданы мемуары актрисы «Зимостойкие. Мгновения моей жизни».

Последние годы жизни жила на даче в посёлке Мурьяни в 40 км от Риги, много болела, перенеся два инсульта и инфаркт.
Вия Артмане ушла из жизни 11 октября 2008 года в городе Стренчи, Валкский район, Латвия. Похоронена актриса в Риге 15 октября на Покровском кладбище.

Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой» (1980, режиссёр Роланд Калныньш, оператор Юрис Подниекс) и «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007, телеканал РТР), «Вия Артмане. Королева в изгании» (2010, Первый канал).

Сын — Каспар Димитерс, музыкант, автор либретто к рок-опере «Собор Парижской Богоматери».
Дочь — Кристиана Димитере, художник.
Вслед за сыном приняла православие, взяв имя Елизавета.

Латвийский художественный академический театр имени Яниса Райниса (театр Дайлес):
1950 — «Стакан воды» Эжена Скриба — Абигайль
1951 — «Пигмалион» Бернарда Шоу — Элиза
1953 — «Ромео и Джульетта» Шекспира — Джульетта
1955 — «Вей, ветерок!» Яниса Райниса — Байба
1958 — «Сага об Йёсте Берлинге» Сельмы Лагерлёф — Дона
1959 — «Гамлет, принц датский» Уильяма Шекспира — Офелия
1960 — «Война и мир» по роману-эпопее Л.Н. Толстого — Элен
1962 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Бертольта Брехта — Ева
1963 — «Дон Жуан» Леси Украинки — Донна Анна
1965 — «Огонь и ночь» Яниса Райниса — Лаймдота
1966 — «Снимается кино» Эдварда Радзинского — Ирина Кирьянова
1967 — «Мотоцикл» драматическая постановка Петериса Петерсона по произведениям Иманта Зиедониса — Билетёрша
1969 — «Идиот» по Ф.М. Достоевскому — Настасья Филипповна
1970 — «Индраны» Рудольфа Блауманиса — Иева
1973 — «Ночь игуаны» Теннесси Уильямса — Мэксин Фолк
1974 — «Варвары» А.М. Горького — Надежда Монахова
1975 — «Святая Сюзанна или Школа мастеров» Энн Ветемаа — Анна-Майя
1975 — «Оле Бинкоп» Эрвина Штритматтера — Фрида Симсон
1976 — «Чайка» А.П. Чехова — Аркадина
1980 — «Елизавета, королева английская» Фердинанда Брукнера — Королева Елизавета
1983 — «Блудный сын» Рудольфа Блауманиса — Роплайнете
1986 — «Наши дети» Пауля Путниньша — Янина Галея
1989 — «Грехи Трины» Рудольфа Блауманиса — Трина
1994 — «Ромео и Джульетта» Шекспира — Няня
1996 — «Опасные связи» Кристофера Хэмптона по одноимённому роману Шодерло де Лакло — Госпожа де Розмонд
1996 — «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя — Госпожа Ракен.

Латвийский Национальный театр:
В качестве приглашённой актрисы
1994 — «Большой улов» Анны Бригадере — Амалия.

Новый Рижский театр:
1998 — «Пиковая дама» по А.С. Пушкину — графиня Анна Федотовна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: