Сергей прокофьев — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сергей Сергеевич Прокофьев

Фото Все

Видео Все

«Прокофьев наш». Документальный фильм о композиторе Сергее Прокофьеве

Гении. Сергей Прокофьев

С.С.Прокофьев. «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»

Сергей Прокофьев — биография

Сергей Прокофьев – один из самых исполняемых композиторов ХХ века. Его музыкальная сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и Седьмая симфония считаются шедеврами в мире музыки.

Детство

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля по старому стилю) 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (теперь это Донецкая область Украины) Российской империи в семье агронома. Отец научил сына играть в шахматы, а мать привила любовь к музыке. Мария Григорьевна прекрасно играла на фортепиано и с большим упорством добивалась как можно лучшего исполнения разучиваемых пьес. Интересовалась только серьёзной музыкой. В доме звучали Бетховен и Шопен, к лёгкой музыке относились с презрением.

Сергей Прокофьев в детстве

Прокофьев с пяти лет начал сочинять пьесы для фортепиано. «Индийский галоп» зафиксировала его мать, а остальные (рондо, вальсы, и так называемые «песенки») он уже записывал сам.

В 1900 году под впечатлением от услышанных им «Фауста» и «Князя Игоря» Прокофьев сочинил своё первое произведение крупной формы – оперу «Великан», а затем – «На пустынных островах». Довольные успехами сына, родители сменили фортепиано на рояль фирмы Schrӧder и в 1902 году наняли в качестве репетитора Рейнгольда Глиэра. Занятия помогли юному дарованию в создании оперы «Пир во время чумы», первой в его жизни симфонии, двух сонат и ещё нескольких небольших пьес.

Консерватория

В 1903 году Прокофьевы приехали в Петербург с тем, чтобы Сергей поступил в консерваторию. Вступительные экзамены принимал корифей композиторского искусства Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Сергей Прокофьев во время учебы

Первое выступление композитора на публике на традиционном музыкальном вечере Реформаторского училища происходило 18 декабря 1908 года. Он исполнил семь своих пьес. Об этом выступлении даже написали в столичных газетах. Музыкальный язык автора существенно отличался от сочинений его сверстников.

В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию в качестве композитора, а в 1915 году – как дирижёр и пианист. В конкурсе среди пяти лучших выпускников он стал победителем за исполнение своего Первого концерта для фортепиано с оркестром и награждён премией имени Антона Рубинштейна.

Во время обучения Прокофьев сочинил несколько произведений, среди которых новаторскими считаются: «Наваждение», «Токката» (1912 год), цикл фортепианных пьес «Сарказмы» (1914 год).

Шахматы

Сергей Прокофьев часто посещал петербургский шахматный клуб, он преуспевал и в этом занятии. В шахматной биографии композитора случались поединки с ведущими гроссмейстерами мира. С Эммануилом Ласкером, когда тот являлся чемпионом мира, он даже однажды сыграл вничью, что соответствовало бы первому разряду по шахматам. В 1914 году Прокофьеву удалось одержать победу над Хосе Раулем Капабланкой в одной из партий на сеансе одновременной игры.

Сергей Прокофьев играет в шахматы

В историю шахмат вошёл матч Прокофьева с Давидом Ойстрахом в 1937 году в Москве. Известный скрипач тогда выиграл, но с минимальным перевесом (4:3).

Прокофьев считал, что шахматы стимулируют логическое мышление, а это помогает сочинять музыку.

Дореволюционный период

Для упрочения статуса композитора Прокофьев стал заводить знакомства среди дирижёров и издателей. В 1911 году издательством по выпуску нот Петра Юргенсона впервые была напечатана его фортепианная соната.

Дирижер Сергей Прокофьев выступает на гастролях

По окончании консерватории Прокофьев много выступал с концертами, исполняя по большей части свои произведения. Сочинения композитора вызывали неоднозначную реакцию публики. По тем временам его музыка воспринималась как новаторская и дерзкая. После исполнения в 1913 году Второго концерта для фортепиано, музыкальные критики особенно рьяно взялись обсуждать услышанное на колонках газет. Один из рецензентов назвал композитора кубистом и футуристом.

Композитор выступал не только в Петербурге. Он гастролировал за рубежом. Находясь в Лондоне, в 1914 году Прокофьев познакомился с Сергеем Павловичем Дягилевым. Их связало многолетнее сотрудничество, которое завершилось лишь со смертью антрепренёра в 1929 году.

Во время войны композитор стал больше времени уделять сочинительству (как единственный сын он не был призван в армию). В этот период им были написаны оперы «Маддалена» (1913 год) и «Игрок» (1915-1916 год), композиция «Гадкий утёнок» (1914 год), «Скифская сюита» (1914-1915 год), балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915 год) и несколько романсов на стихи Анны Ахматовой (1916 год). По мнению критиков, большинство этих произведений можно было сочинить, только находясь под влиянием музыки Игоря Стравинского.

Эмиграция

Политика мало интересовала композитора, и революция не произвела на него особого впечатления. Для Прокофьева всегда имела значение обустроенность быта и комфорт. В 1918 году, дав прощальный концерт в Москве, он выехал из страны через Владивосток пароходом в Токио, а затем – в США. Находясь в Нью-Йорке, композитор сочинил фортепианный цикл камерных пьес «Сказки старой бабушки», оперу «Любовь к трем апельсинам» по сказке Карло Гоцци (1919 год), которая принесла ему мировую известность. Опера была поставлена в 1921 году в оперном театре Чикаго.

Сергей Прокофьев в США

В 1922 году Прокофьев переехал в Германию, через год – во Францию. В Париже на его музыку «Русский балет» Сергея Дягилева создал балеты «Стальной скок» (1927 год) и «Блудный сын» (1928 год).

В 20-е, 30-е годы Прокофьев много гастролировал по городам Европы и Америки, несколько раз с большим успехом выступил в Советском Союзе. Во время одного из этих приездов он написал музыку к спектаклю «Египетские ночи» в Камерном театре (1934 год).

Творчество в советской России

В 1936 году композитор с семьёй вернулся на родину и обосновался в Москве. Именно здесь он создал свой знаменитый шедевр – трёхактный балет «Ромео и Джульетта» (1936 год) и пополнил своё творчество разножанровыми произведениями: оперой «Обручение в монастыре» (1940 год), кантатами «Александр Невский» (1939 год) и «Здравица» (посвящение Сталину, 1939 год), Шестой сонатой для фортепиано (1940 год). По просьбе руководителя Центрального детского театра, Натальи Сац, в 1936 году Прокофьев сочинил текст и музыку для сказки «Петя и волк», основной задачей которой было продемонстрировать детям звучание инструментов симфонического оркестра.

Композитор Сергей Прокофьев

Летом 1941 года по заказу Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова он написал сказку-балет «Золушка». Вальс из этого произведения стал визитной карточкой композитора.

В годы Великой Отечественной войны Прокофьев завершил свой двенадцатилетний труд над оперой «Война и мир» (1943 год), написал музыку к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (первая серия, 1945 год), Седьмую фортепианную сонату (1942 год) и Пятую симфонию (1944 год).

В послевоенное время, почти не выезжая с подмосковной дачи, композитор создал Шестую (1947 год) и знаменитую Седьмую симфонию (1952 год), Девятую сонату для фортепиано (1947 год), виолончельную Сонату (1949 год) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952 год).

У композитора были ученики, с которыми он проводил занятия в школе при Московской консерватории.

Кроме всего прочего, Прокофьев обладал литературными способностями, о чём могут свидетельствовать написанные им: «Автобиография», «Дневник», несколько рассказов и оперных либретто.

Композитор снискал множество званий и наград. В 1947 году Сергей Прокофьев получил звание Народного артиста РСФСР. Шесть раз он был лауреатом Сталинской премии, награждён орденом Трудового Красного Знамени (1943 год).

В 1957 году за Седьмую симфонию композитора удостоили Ленинской премии, посмертно.

Личная жизнь

Сергей Прокофьев был женат дважды. Первой его супругой была испанская певица, дочь русских эмигрантов Каролина Кодина (Лина). Они познакомились в Германии в 1923 году, поженились, родили двух сыновей – Святослава и Олега, и все вместе в 1936 году переехали в Россию. Великая Отечественная внесла коррективу в личную жизнь Прокофьева и Кодиной. Композитор отправил семью в эвакуацию и больше с Линой никогда не виделся. В 1948 году по обвинению в шпионаже испанка была приговорена к двадцати годам заключения. В 1956 году её реабилитировали. В 1974 году бывшая супруга композитора уехала из Советской России. За рубежом она основала Фонд Прокофьева. Оба их сына эмигрировали из СССР.

Сергей Прокофьев с Каролиной Кодиной

В 1948 году Прокофьев увлёкся студенткой Литературного института Марией-Цецилией Мендельсон (Мира). Он официально женился на Мире без оформления развода. После реабилитации Лина Кодина восстановила свой статус супруги композитора.

Сергей Прокофьев с семьей

Прокофьев очень любил совершать короткие путешествия на автомобиле, причём его не интересовали не природа, не люди, не памятники или музеи. Заложник комфорта, перед поездкой в какой-нибудь город он обычно заранее заказывал номер в лучшей гостинице и ужин в лучшем ресторане. Такие поездки он называл «гастрономическими турами».

Смерть. Память

Последние годы жизни Сергей Прокофьев провёл в московской квартире в Камергерском переулке, где и скончался 5 марта 1953 года от гипертонического криза. Из-за того, что композитор умер в один день с Иосифом Сталиным, родственники столкнулись с рядом трудностей в организации похорон. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

На родине композитора, в селе Красном (ныне Сонцовка) Донецкой области, в 1991 году был организован музей Сергея Прокофьева.

В 2008 году в Камергерском переулке Москвы была открыта музей-квартира Сергея Прокофьева, а в 2016 году рядом с музеем установили его памятник.

Целый ряд учебных музыкальных заведений в России и на Украине названы в честь композитора.

В 2012 году имя Сергея Прокофьева было присвоено донецкому аэропорту.

Этим именем назван один из кратеров на планете Меркурий.

Произведения

Оперы

  • «Маддалена»
  • «Игрок»
  • «Любовь к трём апельсинам»
  • «Огненный ангел»
  • «Семён Котко»
  • «Обручение в монастыре»
  • «Война и мир»
  • «Повесть о настоящем человеке»

Оркестр

  • Симфония № 1
  • Симфония № 2
  • Симфония № 3
  • Симфония № 4
  • Симфония № 5
  • Симфония № 6
  • Симфония № 7
Читайте также  Оксана григорьева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

«Жену он звал Пташкой». История любви Сергея и Лины Прокофьевых

Он блондин, я — брюнетка

Мой дедушка Сергей Прокофьев встретил свою будущую жену Лину в Нью-Йорке в 1918 г., куда он эмигрировал, не приняв революции. Моя бабушка Каролина Кодина была дочерью каталонского певца Хуана Кодины и русской певицы-аристократки Ольги Немысской. Их семья вращалась в русскоговорящих кругах Нью-Йорка и посещала концерты Сергея Прокофьева. Каролина, как выяснилось, заочно была влюблена в него, увидев музыканта при исполнении Первого фортепианного концерта и сразу поняв, что этот композитор — гений. После одного из его выступлений они и познакомились.

Лина была жгучей черноволосой красавицей. Прокофьев сразу увлёкся ею. Пианист Артур Рубинштейн, увидев как-то Прокофьева с Линой, сказал ему: «Где ты нашёл такую красотку?» Бабушка шутила: «Всё дело, видимо, в том, что он был блондин, а я — брюнетка».

Потом они вместе уехали в Европу. Родители бабушки были против их совместной жизни — ведь Прокофьев официально не женился на Лине. Но моя бабушка была настолько влюблена в Сергея, что они стали жить вместе вопреки запретам её семьи. Вместе гастролировали по Швейцарии, Великобритании, Франции, Лина пела под фортепьяно на концертах Сергея. Прокофьев называл любимую Пташкой, считая, что голос у неё звонкий, как у птички.

В Париже Лина и Сергей были очень счастливы, в круг их друзей входила мировая элита тех лет — Сергей Дягилев, Эрнест Хемингуэй, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Игорь Стравинский. Когда Лина забеременела, Прокофьев как честный человек наконец женился на ней в 1923 г. в немецком городке Этталь. В 1924 г. родился мой дядя Святослав, а 1928 г. — мой отец Олег.

А сыновья тосковали

Мой дедушка, конечно, любил своих сыновей, но в их жизни присутствовал мало. Для папы и его брата это было тяжело. Папа, по его рассказам, был достаточно одиноким в детстве. У меня есть рисунок, который он нарисовал, когда ему было лет 5. Старинный поезд с дымом, в котором едут два человечка, и подпись: это поезд, на котором мама с папой приедут домой. За этой картиной стоит очень глубокая детская тоска — Олег постоянно ждал возвращения своих родителей домой с гастролей.

Папа рассказывал о привычке Сергея Прокофьева всегда ходить с записной книжкой. Он отправлялся на длинные прогулки и мог вернуться с какими-то записями — постоянно писал музыку.

Проблемы в семье начались, после того как Прокофьевы в 1936 г. переехали в Москву. Мне понятно желание моего деда вернуться в СССР — ему хотелось найти то место, где его музыку будут ценить, где у него будут заказы. Перед тем как принять решение о переезде, он несколько раз приезжал в Россию. Здесь ему обещали огромные возможности для написания балетов, опер, прекрасную квартиру. К тому же Прокофьев хотел вернуться домой, туда, где он вырос. И действительно, в СССР Прокофьев написал самые значимые свои произведения, здесь были поставлены его балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок», опера «Война и мир».

В первые годы музыку Прокофьева власти принимали очень хорошо, но потом его попросили написать кантату, восхваляющую революцию. Он написал. В ответ услышал: стиль не подходит. От него хотели простоты — той простоты, на которую он не был готов. Началась цензура, проекты Прокофьева постоянно откладывались, например, постановку оперы «Война и мир» откладывали 4 раза. С позиции композитора № 1 в России Сергей Прокофьев был низвергнут, его стали критиковать и травить в прессе. Он почувствовал себя в некоторой ловушке. Именно тогда его жизнь в каком-то смысле закончилась, дух оказался сломлен всем происходящим. К тому же бабушка была напугана арестами, которые постоянно происходили в их доме. Она боялась выходить из дома. В Париже она привыкла к живой светской жизни. А в Москве существовала масса запретов. Лина Прокофьева часто спрашивала, могут ли они вернуться в Европу. В её дневнике есть запись: «Серёжа обещал, если будет совсем плохо, мы вернёмся в Париж». Но во времена сталинских репрессий уехать из страны было не так просто.

А дальше бабушку ждал новый удар. В 1948 г. её осудили за измену родине, почти год держали на Лубянке. Что меня поразило в этой истории — Лина Прокофьева даже не была гражданкой Советского Союза, у неё был испанский паспорт. Но, поскольку в Испании в то время правил диктатор Франко, он не стал защищать гражданку своей страны, которая оказалась в России. Её пытали, а после приговорили к 20 годам лагерей. Она оказалась в ГУЛАГе. Рыла мёрзлую землю, работала на стройке, а по ночам преподавала женщинам в бараке пение.

Мой отец Олег был одним из немногих, кто смог прорваться к ней. Я очень горжусь им — в те годы многие боялись подчёркивать своё родство с «врагами народа». А дед через знакомых посылал бабушке посылки с едой и вещами, что очень её поддерживало.

Огромным шоком для неё стала новость, что Прокофьев женился в 1948 г. на Мире Мендельсон — они с дедушкой тогда не были официально разведены. О смерти своего мужа 5 марта 1953 г. Лина узнала тоже в лагере — ей об этом рассказала одна из заключённых, услышав по радио концерт памяти Прокофьева. Бабушка прорыдала несколько дней. Она продолжала его любить всю жизнь.

Когда в 1956 г. бабушку освободили за отсутствием состава преступления, она почти 20 лет оставалась в Москве и работала над архивами моего деда. В 1970-х гг. ей наконец разрешили выехать за рубеж. В 1983 г. в Лондоне бабушка создала Фонд Прокофьева и всю жизнь до самой смерти в 1989 г. занималась продвижением творчества Прокофьева за границей.

От бабушки знаю, что дед играл по телефону и переписке, сообщая своему оппоненту, какой он делал ход. «Шахматы — это музыка мысли», — говорил он. Все 26 лет он дисциплинированно вёл дневник. Но записи эти очень осторожные — видно, что он боялся и даже в дневнике не открывал всех своих чувств, позволяя эмоциям вырваться наружу, только когда писал о своей Пташке Лине.

Биография Сергея Прокофьева

Прокофьев Сергей Сергеевич (23 апреля 1891 – 5 марта 1953) – величайший русский и советский композитор, пианист, дирижёр. Сочинил 11 опер, 7 симфоний, 8 концертов, 7 балетов, огромное количество инструментальных и вокальных произведений, а также музыку к фильмам и спектаклям. Лауреат Ленинской премии (посмертно), лауреат шести Сталинских премий, Народный артист РСФСР. Более исполняемого композитора не было в 20 веке.

Детство и учёба в консерватории

В конце 19 века была в Российской империи Екатеринославская губерния, а в ней Бахмутский уезд. Вот в этом уезде 23 апреля в 1891 году в селе, или, как тогда было принято называть, имении Сонцовка родился Сергей Прокофьев (ныне его родина больше известна всему миру, как Донбасс).

Его папа Сергей Алексеевич учёный-агроном, на момент рождения сына работал управляющим в имении у помещика. В семье до этого были рождены две девочки, но они умерли в младенческом возрасте. Поэтому мальчик Серёжа был очень долгожданным ребёнком и родители отдали ему всю свою любовь, заботу и внимание. Воспитанием практически полностью занималась мама мальчика Мария Григорьевна. Она из крепостного рода Шереметовых, где детей с раннего возраста обучали музыке и театральному искусству (причём не просто так, а на самом высоком уровне). Мария Григорьевна тоже была пианисткой.

Это и повлияло на то, что маленький Серёжа уже в 5 лет занимался музыкой, и постепенно в нём стал проявляться дар сочинительства. Он придумывал музыку в виде пьес и песенок, рондо и вальсов, а мама писала за ним. Как вспоминал композитор, самым сильным детским впечатлением для него оказалась поездка в Москву с мамой и папой, там они были в театре и слушали «Князя Игоря» А. Бородина, «Фауста» Шарля Гуно. Увидев «Спящую красавицу» П.Чайковского, мальчик вернулся домой просто одержимым скорее написать что-то подобное. Уже в десять лет он пишет два произведения под названиями «Великан» и «На пустынных островах».

Второй московский приезд Серёжи был в начале зимы 1901 года. Его слушал профессор консерватории Танеев С. Опытный педагог заметил талант у ребёнка и порекомендовал заниматься музыкой со всей серьёзностью и систематичностью. Летом в село Сонцовку приехал в будущем известный композитор Рейнгольд Глиэр. Он недавно окончил консерваторию, получил золотую медаль и по рекомендациям Танеева прибыл в имение. Он обучал маленького Прокофьева музыкальным теориям импровизации, гармонии, композиции, стал помощником в написании произведения «Пир во время чумы». Осенью Глиэр вместе с Марией Григорьевной, мамой Серёжи, снова повезли ребёнка в Москву к Танееву.

По поводу талантливого мальчика было принято решение, и Сергей становится учеником Петербургской консерватории. Его учителя – А.Н.Есипова, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, Н.Н. Черепнин. В 1909 году он заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 году как пианист. По окончании консерватории Прокофьев получил золотую медаль. А на выпускных экзаменах комиссия единогласно присудила ему премию им. А. Рубинштейна – рояль «Шредер». Но он не ушёл из консерватории, а продолжил заниматься по классу органа до 1917 года.

С 1908 года солировал, исполнял собственные произведения. После окончания консерватории Прокофьев впервые поехал в Лондон (такой подарок обещала ему мама). Там он знакомится с Дягилевым, который в то время устраивал во французской столице «Русские сезоны». С этого момента молодому музыканту открылась дорога в популярные европейские салоны. Его вечера с фортепиано имели в Неаполе и Риме огромный успех.

Читайте также  Екатерина ильина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

С детства характер Сергея не был простым, это даже нашло отражение в его ранних произведениях. Во время учёбы в консерватории он частенько эпатировал окружающих своим внешним видом, всегда старался захватить лидерство и находиться в центре внимания. Люди, знавшие его в те годы, отмечали, что он всегда выглядел особенно. У Прокофьева был отменный вкус, он очень красиво одевался, позволяя себе при этом яркие цвета и броские сочетания в одежде.

«Казус Прокофьева», или две вдовы великого композитора

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Имя, которое забыли

Каролина Кодина-Любера… Это имя долгое время не вспоминали, его не было ни в одной биографии Прокофьева. А всё потому, что шестикратному обладателю Сталинской премии, одному из самых прославленных композиторов, не пристало иметь супругу-иностранку. Но именно с этой хрупкой испанкой, в жилах которой текла «вражеская» французская, польская и каталонская кровь, Сергей Прокофьев прожил 20 счастливых лет. Но эту женщину безжалостно вычеркнули сначала из жизни композитора, а потом и из воспоминаний о нем. В биографии композитора осталось место только для Миры Мендельсон – «образцовой» по всем показателям. Она была дочерью «старого большевика» Абрама Мендельсона, комсомолкой, выпускницей литературного института и, поговаривали, племянницей Лазаря Кагановича…

Лина и Сергей

Каролина выросла в музыкальной семье. Её отец Хуан Кодина и мать Ольга Немысская – испанец и полька – были певцами. Из Испании они перебрались в Нью-Йорк, а в 1918 году гвоздем музыкальной программы в Карнеги-Холле был как раз Прокофьев. Манера исполнения Прокофьева привела Ольгу Немысскую в восторг, и она буквально силой заставила дочь, которая в то время была начинающей певицей, познакомиться с Прокофьевым после концерта. Самой же Лине не понравилась ни музыка, ни сам 27-летний долговязый русский композитор.

В то время Лине был 21 год, она была удивительно похожа на звезду немого кино Терезу Брукс, прекрасно знала себе цену, а мужчины просто не могли пройти мимо. Она не только прекрасно пела, но и знала пять иностранных языков. И изображать перед Прокофьевым восторженную поклонницу ей совсем не хотелось. Лина надеялась, что останется незамеченной среди других барышень, но Прокофьев сразу заметил в толпе красивую темноволосую девушку и пригласил её войти. Так всё и началось. Позже в своём дневнике он писал: «Лина поразила меня живостью и блеском своих черных глаз и какой-то юной трепетностью. Одним словом, она представляла собой тот тип средиземноморской красоты, которая всегда меня привлекала»

Пташка

Прошло совсем немало времени, и Сергей и Лина были вместе практически постоянно. Прокофьев называл Каролину «Пташкой» и написал для неё цикл песен. они концертировали вместе — русский пианист и композитор Прокофьев и испанская меццо-сопрано Любера (в качестве творческого псевдонима она взяла фамилию бабушки по материнской линии). Каролина быстро выучила русский. Между гастролями пара обвенчалась. Свадьба состоялась 20 сентября 1923 года в баварском городке Этталь. В феврале 1924-го в их семье появился маленький Святослав. А спустя 4 года — второй сын — Олег.

Хрупкая Лина с годами стала только краше. Её считали образцом элегантности в музыкальных салонах Парижа и Лондона, Нью-Йорка и Милана. Её стиль высоко ценили Дягилев, Пикассо и Матисс, Бальмонт посвящал ей стихи, Рахманинов и Стравинский, музыкальные соперники Прокофьева, отдавали ей должное. А ещё Лине удивительным образом удавалось совмещать сразу три, казалось бы, несовместимые роли – светской дамы, певицы и жены композитора.

Каролина заботилась о быте Прокофьева, организовывала гастроли, переезды, вела переговоры, делала переводы на разные языки. И всё у неё получалось элегантно, играючи и красиво. Мужа она поддерживала всегда и во всём. И когда Прокофьев захотел после затянувшихся на 18 лет гастролей вернуться в СССР, Пташка поставила окончательную точку в его метаниях. Ведь в СССР Прокофьеву пообещали возможность писать музыку, тогда как на Западе он вынужден был, как Стравинский и Рахманинов, заниматься исполнительской деятельностью, чтобы прокормиться. Лина обожала мужа и понимала, что для него на первом месте – творчество, а значит — вариантов нет, нужно переезжать.

Переезд в СССР

В 1936 году семья Прокофьева вернулась в Советский Союз. Дети учатся в англо-американской школе. Лина и в Союзе в центре внимания – она блистала на приёмах в многочисленных посольствах. Творить Прокофьеву действительно разрешили, но достаточно быстро уточнили, как на самом деле должен творить советский композитор. Практически параллельно с «Ромео и Джульеттой» он пишет оперу об украинском колхозе — «Семен Котко» и «Ленинскую кантату». Круг друзей Прокофьевых катастрофически редеет – этот пропал без вести, другой арестован, третий расстрелян или объявлен шпионом. Но Лина продолжает писать матери во Францию, бывать в посольствах и общаться со своими иностранными друзьями.

Разрыв

В 1938 году Сергей Прокофьев отдыхал в Кисловодске. Оттуда он буквально в первые дни написал жене: «Здесь за мной увивается очаровательная иудейка, но ты не подумай ничего плохого…» Лина даже не напряглась, а зря. Перед преследованиями Миры Мендельсон Прокофьев не устоял. Мало того – курортный роман перерос в нечто большее. В 1941 году Прокофьев ушёл из семьи. Сердце Каролины разрывалось на части, но она «держала марку» — ни слёз, ни скандалов, ни просьб. Она продолжала любить мужа и была уверена, что их разрыв – временный.

Но когда через несколько лет Прокофьев заговорил о разводе, она встала на дыбы. И остаётся только догадываться, была ли это уязвлённая гордость, любовь или опасения за участь свою и детей. Прокофьеву же знающие люди объяснили, что брак, зарегистрированный в Баварии, в СССР считается недействительным, а значит – он может жениться спокойно. 15 января 1948 года он это и сделал. Не прошло и месяца после этой свадьбы, как Лину Кодину арестовали и приговорили к 20 годам лагерей за шпионаж.

Жизнь после Прокофьева

О смерти мужа Лина Кодина узнала в лагере – одна из заключённых по радио услышала концерт памяти Прокофьева и рассказала ей. Кажется невероятным, но она горько оплакивала человека, бросившего её с сыновьями в тяжёлое время на произвол судьбы, человека, по вине которого она и попала в лагерь. В 1956 году Лина вернулась с Колымы. Как вспоминали современники, буквально через два дня она снова была образцом элегантности. Практически сразу она заявила своих правах на наследие композитора. Вот тут-то и оказалось, что гений оставил после себя сразу двух вдов. Это пикантное обстоятельство вошло в практику юриспруденции под названием «казус Прокофьева».

Сталин умер, брак между Линой и Прокофьевым признали законным, поэтому ей и сыновьям досталось практически всё имущество композитора. Лина стремилась уехать на Запад. Она не раз обращалась к Брежневу, чтобы ей дали возможность увидеть мать. В 1974 году ей выдали 3-месячную визу в Великобританию. В 77 лет она уехала на Запад и не вернулась. Но беженкой советские власти её объявлять не торопились – боялись политического скандала: вдова великого Прокофьева попросила политического убежища на Западе. Поэтому советское посольство в Лондоне без проблем продлевало ей визу.

На Западе Лина Прокофьева делила время между Лондоном и Парижем, куда впоследствии перебрался ее старший сын с семьей. Много времени она проводила в США и Германии. В Лондоне в 1983 году она основала Фонд Сергея Прокофьева, куда передала свой обширный архив, включавший переписку с мужем. Свой последний, 91-ый день рождения, она отпраздновала больнице в Бонне со своими сыновьями. Смертельно больная женщина даже пригубила шампанского. Скончалась она 3 января 1989 года в клинике имени Уинстона Черчилля в Лондоне. Записи с пением сопрано Лины Люберы не сохранились.

В продолжение темы и специально для поклонников музыки 7 интересных фактов о великих русских композиторах .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Три любви Сергея Прокофьева

Его женой была испанка Лина Кодина. Она родила ему двух сыновей, вернулась с ним в Россию и пережила множество испытаний. Но так случилось, что после смерти композитора скорбели сразу две вдовы.

Встреча в Нью-Йорке

Сергей Прокофьев родился 23 (11) апреля 1891 года в селе Красное Красноармейского района Донецкой области. С шести лет он сочинял пьесы для фортепиано, в девять написал детскую оперу, а в тринадцать – поступил в Петербургскую консерваторию. Именно там он потом познакомился с талантливой арфисткой Элеонорой Дамской. Их связывали общие друзья, музыка, юность, любовь. Она писала в воспоминаниях: «Мне не раз говорил Сергей Сергеевич: “Вы прямо как еж, такая колкая”. Я его очень забавляла: девочка-отличница с двумя большими косами». Их объединяла схожесть характеров – оба были очень неуживчивы. Они часто дискутировали на музыкальные темы, часами могли болтать. Прокофьев даже играл Дамской свои сочинения по телефону. Элеонора позволяла себе его критиковать, а композитор, всегда всеми хвалимый, не ожидая таких слов, наутро нередко переписывал части произведения.

В начале 1917 года Прокофьев и Дамская обручились. Когда началась революция, Сергей был с концертами на Кавказе. Никто не предполагал, что это серьезно и надолго. Почта работала с перебоями, и в каком-то из писем композитор взволнованно написал: «Почему молчите? Почему нет вестей?» Потом он уехал за границу, звал Элеонору с собой. А у нее была больная мать на руках и незамужняя сестра в Петрограде.

Но Прокофьев и Дамская продолжали переписываться, рассказывать друг другу почти каждый день своей жизни. Через несколько лет она вышла замуж за Яна Кристаповича Тонтегоде, родила от него дочку Ольгу. А в 1934 году Элеонора и Сергей ненадолго снова встретились в Ленинграде, и на свет появился мальчик Шурик. Сыну Прокофьева дали фамилию мужа Дамской. Сергей знал, что у него есть ребенок, но семья Элеоноры всегда скрывала родство мальчика с композитором, позднее Александр Янович даже сжег часть переписки своей матери и отца – ему казалось, что эти письма могут бросить тень на светлый образ Элеоноры.

Читайте также  Владимир морозов (пловец) - биография знаменитости, личная жизнь, дети

За границей Прокофьев оказался в Нью-Йорке. После концертов к нему за кулисы часто приходили зрители — поблагодарить за доставленное удовольствие, познакомиться с «русским виртуозом». Поэтому 27-летний музыкант не очень удивился, когда однажды к нему явилась группа восторженных поклонниц. Среди них была, как он потом писал, «скромная темноволосая девушка», которая «поразила меня живостью и блеском своих черных глаз и какой-то юной трепетностью. Одним словом, она представляла собой тот тип средиземноморской красоты, которая всегда меня привлекала».

Это была молодая певица Каролина Кодина. Встреча оказалась судьбоносной: через несколько лет девушка станет женой Прокофьева, а потом и матерью двух его сыновей.

Скромная свадьба

Каролина (Лина, как называли ее домашние) родилась в Мадриде, была младше Прокофьева на шесть лет. Отец её был испанец, мать — полька. Дед по материнской линии занимал какой-то важный пост в Польше, входившей тогда в состав России. Родители Лины были солистами в небольшом театре. Когда Кодина была маленькой, ее вывезли из Испании на Кубу, а в 10-летнем возрасте — в Нью-Йорк. Родители внимательно следили за музыкальной жизнью огромного города и, естественно, не могли пропустить выступления Прокофьева. О нем часто говорили в доме — если не с восторгом, то с уважением. Однако Лина, впервые послушав молодого русского композитора, была явно разочарована. Его музыка показалась ей странной и непривычной. Не понравился ей и сам автор. После концерта подруги уговорили Лину пойти за кулисы и познакомиться с русским гостем. Она уступила их настойчивости, и когда девушки вошли в комнату, Лина осталась у дверей, глядя на композитора через их головы. Но Прокофьев сразу заметил ее и пригласил войти – отказаться Лина не посмела. С тех пор они стали встречаться.

Хотя девушка вовсе не была влюблена, ее шокировали несколько грубоватые, на ее взгляд, шутки и манера Прокофьева ухаживать и оказывать знаки внимания (кстати, когда они станут мужем и женой, он не раз будет поражать друзей своей манерой обращения к Лине). Но мать Кодиной обожала Прокофьева, постоянно твердила о его необыкновенных способностях как исполнителя, о композиторском таланте и хотела, чтобы Лина не только виделась, но и дружила с ним. Вот так она вольно или невольно способствовала их сближению.

Незаметно встречи действительно переросли в дружбу, а потом и в любовь. Сергей Сергеевич мечтал, чтобы Лина, которая стала выступать под псевдонимом Любера, исполняла его произведения. Более того, в 1921 году специально для нее он создает цикл из пяти песен на стихи своего друга поэта Константина Бальмонта.

Премьера состоялась в Милане в мае 1922 года. Спустя год они вместе выступят с этим циклом в Москве, а еще через год — в Ленинграде. Именно тогда Лина впервые побывает в России. А между этими поездками русский композитор Сергей Прокофьев и испанская меццо-сопрано Каролина Кодина (Любера) станут мужем и женой.

Это произойдет 20 сентября 1923 года. Очень скромная брачная церемония, на которой присутствовали только самые близкие друзья, состоялась в небольшом баварском городке Этталь, где тогда жил Прокофьев.

Композитор и студентка

Несмотря на разность характеров, Сергей и Лина были по-настоящему счастливы. Их объединяла любовь к музыке. В феврале 1924 года у них родился первенец Святослав, еще через четыре года – сын Олег. Прокофьев много ездил по свету, но в 1936-м композитор с семьей окончательно переехал в Москву. Как всегда, напряженно работал. Верной помощницей ему стала Мария-Сесилия (Мира) Абрамовна Мендельсон. Вместе они пишут либретто опер «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке». В комедии «Обручение в монастыре» звучат ее стихи.

Когда они встретились, Мира была студенткой Литературного института, мечтала стать писателем. В ту пору она была ровно вдвое моложе Прокофьева. Ему – 48 лет, ей – 24. Впоследствии в западноевропейской печати появилось множество публикаций, авторы которых утверждали, что Мира была то ли племянницей Лазаря Кагановича, то ли агентом КГБ, и ее якобы специально свели с Прокофьевым, чтобы разлучить с иностранкой Линой и держать под постоянным контролем. Однако достоверных доказательств, подтверждающих эти версии, нет.

Главное — увлекшись Мирой, Прокофьев вскоре действительно оставил свою семью. С 1941 года они с Мендельсон жили в гражданском браке, правда, особенно не афишируя свои отношения, хотя те ни для кого не были секретом. Весной того же года Прокофьев попросил у Лины развод, чтобы оформить брак с Мирой, но жена отказала. Вполне вероятно, что одной из причин было опасение Лины оказаться в положении разведенной иностранки в Москве, где в те годы царила атмосфера подозрительности и шпиономании. Ведь в Советский Союз на постоянное место жительства Лина приехала как жена известного советского композитора. И этот статус был, пожалуй, единственным, что ее защищало от властей, которым она явно не доверяла и которых боялась. Ведь даже в этом положении у нее была масса ограничений. Лина, например, не могла покидать страну и бывать в Париже, где провела многие годы. На свои неоднократные просьбы выехать во Францию она неизменно получала отказ и превратилась по существу в узницу Москвы.

И все же Прокофьев зарегистрировал брак с Мирой. Поговаривали, будто случилось это не без давления руководства Союза советских композиторов, ратовавшего за моральную чистоту своих рядов и предложившего ему узаконить отношения с фактической женой. Даже выдвигались весомые аргументы: мол, брак Прокофьева с Линой был заключен в Германии по церковному обряду, и в Советском Союзе формально мог считаться недействительным. А связь с иностранкой ни к чему хорошему не приведет.

Арест Лины

А над первой женой, чего она так опасалась, начали сгущаться тучи. К тому же вся эта «брачная история» совпала с начавшейся кампанией критики композитора. По сути — его настоящей травли. И испанская гражданка испытала на себе все тяготы этой трагедии: вскоре после официальной женитьбы Сергея Прокофьева она была арестована по обвинению в шпионаже. Обвинение было настолько абсурдным, что на допросе Лина просто потеряла дар речи. Потом отвергала все, но это, как и следовало ожидать, никоим образом не повлияло на решение суда: она была приговорена к 20 годам лишения свободы.

Находясь в застенках Лубянки, Лина настойчиво просила разрешить ей позвонить домой и сообщить сыновьям, где она и что с ней. Но в просьбе было отказано. Олег и Святослав узнали об аресте матери, когда к ним домой нагрянули с обыском. Мальчики тут же сообщили драматическую новость отцу. Как утверждают очевидцы, Сергей Сергеевич тяжело переживал трагедию с Линой, казнил себя за происшедшее, испытывая чувство собственной вины. Он корил себя за то, что привез ее в Советский Союз и здесь не смог защитить. Он с ужасом отдавал себе отчет в том, что аресту Лины в какой-то мере способствовала его женитьба на Мире Мендельсон.

Но самое страшное заключалось в том, что Сергею Прокофьеву официально так никогда и не сообщили ни об аресте бывшей жены, ни о ее судебном процессе, ни о вынесенном приговоре, ни о том, где она находится. Близкие утверждают, что он пытался ей помочь, но эти попытки были безрезультатны. Бесполезны были его высокие звания (в то время он был трижды лауреатом Сталинской премии) и мировая известность.

Впрочем, положение и самого Прокофьева было незавидным. Лауреатство не спасло его от критики главного идеолога страны Андрея Жданова, обрушившегося на композитора, чье творчество не отвечало требованиям главного направления советского искусства — социалистического реализма. Здоровье Прокофьева резко пошатнулось. К истории с Линой добавилась другая беда. 11 февраля 1948 года, незадолго до ареста Лины, Сергей Прокофьев потерял своего лучшего друга: скончался Сергей Эйзенштейн, выдающийся кинорежиссер, с которым они работали над лентой «Александр Невский».

Что же касается Лины, то Прокофьев никогда больше ее не увидит. Ее переводили в разные лагеря, гоняя по самым суровым местам России. В одном из лагерей в обмен на сокращение срока заключения ей предложили сотрудничать с администрацией. Иными словами, стать негласным осведомителем – она брезгливо отвергла предложение. «О смерти Прокофьева Лина ничего не знала, – вспоминала писательница Евгения Таратута, которая отбывала срок вместе с ней. – Он умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным, и известий о нем нигде не было, и сыновья об этом ей не написали, а может быть, и написали, да письмо не дошло. Однажды, в августе, когда мы везли бочку с помоями, одна женщина подошла к нам и сказала, что по радио передали, что в Аргентине состоялся концерт памяти Прокофьева.

Лина Ивановна горько заплакала, мы ее отпустили в барак, я потом пошла, напоила ее чаем, она долго плакала». В 1956 году Лина вышла на свободу, пыталась уехать за рубеж, но удалось ей это в 70-х. Умерла она в 1998-м, ей был 91 год.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: