Рюноскэ акутагава — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Акутагавы Рюноскэ

Будущий писатель Рюно́скэ Акутага́ва (яп. 芥川 龍之介 Акутагава Рю:носукэ) родился 1 марта 1892 года в Токио в семье небогатого торговца молоком по имени Тосидзо Ниихара в час Дракона дня Дракона года Дракона, и поэтому был назван Рюноскэ (первый иероглиф, 龍, означает «дракон»). Матери исполнилось 33, а отцу было уже 42 года, когда на свет появился маленький Рюноскэ. В согласии со старинным, довольно-таки суеверным обычаем (у японцев рождение ребёнка у тех, кому за тридцать, считается нехорошей приметой), родители мальчика на глазах соседей разыграли сценку о подкидыше. Когда Рюноскэ было десять месяцев его мать в психиатрической больнице покончила жизнь самоубийством (она сошла с ума из-за смерти старшей дочери), после чего он был усыновлён бездетным братом матери Митиаки Акутагавой, чью фамилию впоследствии и принял. Старая интеллигентная семья дяди имела в числе своих предков писателей и учёных, бережно хранила древние культурные традиции. Здесь увлекались средневековой поэзией и старинной живописью, строго соблюдался старинный уклад, построенный на повиновении главе дома.

В 1910 году юноша окончил токийскую муниципальную среднюю школу, был одним из лучших выпускников. Там юноша и выбрал свой путь: решил посвятить жизнь изучению английской литературы. Для этого он поступил на литературное отделение Первого колледжа, которое и окончил в 1913 году.

В 1913 году поступил на отделение английской литературы филологического факультета Токийского университета. Рюноскэ и его друзья, будущие писатели – Кумэ Масао, Кикути Хироси и Ямамото Юдзи, знали все главные течения западной литературы. Они часто вели полемику по поводу того, какие направления больше всего соответствуют запросам их дней. Занятия в университете расстроили начинающего литератора: поначалу лекции казались ему неинтересными, а позже он полностью разочаровался и вовсе прекратил их посещать.

Очень скоро Рюноскэ с друзьями увлеклись выпуском журнала «Синситё» («Новое течение»). Издание придерживалось позиций критики школы натурализма, его представителей называли «антинатуралистами». Они исходили в первую очередь из ценности литературы как искусства, отстаивали право на литературную выдумку и нарочитую сюжетность. Рюноскэ Акутагава и его приятели-литераторы провозгласили то, что затем стало называться неореализмом. В том же журнале «Синситё» опубликован дебютный рассказ «Старик» (1914). Его творчество отмечено ранним успехом.

Литературный старт Акутагавы произошёл в 1915 году. В это время им были написаны два рассказа: «Ворота Расёмон» и «Нос». Они-то и заставили читающую публику заговорить о новом талантливом писателе. (Следует заметить в скобках, что фильм Куросавы Акиры «Расёмон» к упомянутому рассказу отношения не имеет; он основывается на другом рассказе молодого писателя – «В чаще»).

Появление рассказов многие критики относят к тому времени, когда Рюноскэ Акутагава находился в депрессии по причине трагической любовной истории. В университете Рюноскэ сделал предложение руки и сердца Яйои Йошида, но приёмный отец был против этого союза. Автор послушал его. Поэтому он стремился окунуться в древний мир, уйти от реальности.

В молодости испытал сильное влияние таких японских авторов эпохи Мэйдзи, как Нацумэ Сосэки и Мори Огай, а также европейской литературы (Мопассан, Франс, Стриндберг, Достоевский). Акутагава хорошо знал европейскую, в том числе русскую литературу. Рассказ «Бататовая каша» был вдохновлён повестью Гоголя «Шинель», «Нос» — одноимённой повестью Гоголя, а рассказ «Сад» — пьесой Чехова «Вишнёвый сад». В рассказе «Вальдшнеп» (1921) главные герои — русские писатели Лев Толстой и Иван Тургенев.

Своим вдохновителем и наставником в писательстве Акутагава считал Нацумэ Сосэки, с которым познакомился во время учебы в университете. Первые новеллы заинтересовали мастера, а в то время он считался одним из лучших знатоков английской литературы начала 20 века. Отдельные мотивы творчества Нацумэ проросли в произведениях Акутагавы: нравственная позиция героев, вопрос эгоизма как проблема общества в целом, а также «государственный эгоизм Японии».

По окончании университета (декабрь 1916 г.) Рюноскэ устроился на работу в Военно-морскую школу, на должность преподавателя английского языка. Жизнь в эти годы он позднее опишет в новеллах об Ясукити – учителе, человеке честном, но непутевом, попадающем во всякие забавные истории.

В этот период Акутагава писал будущей жене о собственной ненависти к преподаванию. Он писал, что при виде учеников его охватывает сильная тоска, и что с этим он ничего не может поделать. Однако, продолжал Акутагава, меня оживляют перо, бумага и табак. Надо сказать, что годы работы в Военно-морской школе оказались наиболее плодотворными в творчестве писателя: всего за 9 месяцев он создал два десятка статей и рассказов.

В этот период он пишет о внутренней чистоте и радостном мироощущении человека. Также затрагивает тему абсурдности слепой веры, что отражается в истории под названием «Мадонна в чёрном».

В марте 1919 года Рюноскэ и Фуми Цукамото заключили официальный брак. У пары родилось трое сыновей: первый ребенок Хироси появился на свет 30 марта 1920 года, дата рождения второго ребенка Такаши — 8 ноября 1922 год, а третий ребенок Якуси родился 12 июля 1925 года. В будущем Якуси стал композитором, а Хироси – известным актером. Что касается Такаши, он был студентом, но юношу призвали на службу в армию. Парень воевал в Мьянме, где и погиб в 1945 году.

Жена автора скончалась 11 сентября 1968 года из-за инфаркта миокарда.

При помощи друга Акутагава делает попытки получить преподавательское место в университете Кэйо. Однако переговоры отчего-то затягивались. В итоге от места он отказывается, и в 1919 году принимает иное предложение – делается корреспондентом в газете «Осака майнити симбун». В качестве специального корреспондента в 1921 году был отправлен на четыре месяца в Китай. Пребывание в Китае не принесло желаемого улучшения телесного и психического здоровья: писатель вернулся усталым и продолжал страдать бессонницей и нервными расстройствами, что передалось по наследству от матери. Тем не менее именно к этому периоду относится написание лучших его произведений, одним из которых стал новаторский рассказ «В чаще» (1922). По утверждению Аркадия Стругацкого, это «поразительное литературное произведение, совершенно уникальное в истории литературы, поднявшее откровенный алогизм до высочайшего художественного уровня». По сюжету, несколько человек рассказывают о преступлении, причём все версии противоречат друг другу.

После публикации рассказа «В чаще» существенно изменяется творческая манера, в результате чего темой произведений становится повседневное и безыскусное, а сам стиль — лаконичным и ясным («Мандарины», «Вагонетка» и др. рассказы).

Завершают литературную деятельность писателя годы с 1921 по 1927. Всем рассказам этого периода присущи острые социальные тона. Писатель не принимает ни милитаризма, ни капитализма. Особенно ярко это неприятие выражено в повести «В стране водяных». Рюноскэ Акутагава описал японское общество 1920-х годов, общество, склонное к фашизму. В повести описано вымышленное государство, в котором обитают водяные каппа. В 1920-х годах Акутагава также обращается к автобиографической прозе. Характерно название одного рассказа — «О себе в те годы». О периоде преподавания он написал в цикле рассказов о Ясукити («Рыбный рынок», «Сочинение», «А-ба-ба-ба-ба» и другие). «Слова пигмея» (1923-26) — собрание афоризмов и эссе на разные темы. В них Акутагава говорит о себе: «У меня нет совести. У меня есть только нервы». В автобиографичных «Зубчатых колёсах» писатель описывает свои галлюцинации.

Все последние годы жизни Акутагава переживал сильное нервное напряжение. Навязчивыми стали мысли о самоубийстве. Всё это выражено в предсмертных произведениях «Жизнь идиота», «Зубчатые колёса» и «Письмо старому другу». После долгих и мучительных раздумий о способе и месте смерти 24 июля 1927 года он покончил с собой, приняв смертельную дозу веронала.

До этого он, не отрываясь, работал за письменным столом, даже в ночь с 23 на 24 июля в окне кабинета горел свет, а утром следующего дня его нашли мертвым. Смерть автора шокировала друзей и знакомых, однако не стала неожиданностью, поскольку Рюноскэ постоянно говорил о самоубийстве.

Тем не менее, причина этого поступка осталась неизвестна, некоторые говорят об одолевающем писателя «смутном беспокойстве». Возможно, это связано с болезненными воспоминаниями о смерти матери или с художественным и личным темпераментом. Акутагава не раз говорил, что часто видел на улицах своего двойника.

В 1935 году друг автора, писатель и издатель Кикути Кан учредил литературную премию имени Рюноскэ Акутагавы. Раз в год её вручают молодым литературным дарованиям. Больше того, в 2016 году снят аниме-сериал «Великий из бродячих псов», в котором прототипом главного персонажа стал Рюноскэ Акутагава. Фото героя можно увидеть в Интернете.

Читайте также  Анастасия пронина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

С 1960-х годов произведения Акутагавы широко издаются в СССР и в России.

25 сентября 2015 года его именем назван кратер Akutagawa на Меркурии.

  • 1914 – «Старик»
  • 1915 – «Ворота Расёмон»
  • 1916 – «Нос»
  • 1916 – «Бататовая каша»
  • 1916 – «Носовой платок»
  • 1916 – «Табак и дьявол»
  • 1917 – «Вечный жид»
  • 1917 – «Фантастика в изобилии»
  • 1917 – «Счастье»
  • 1917 – «Ограбление»
  • 1918 – «Паутинка»
  • 1918 – «Ад одиночества»
  • 1918 – «Смерть христианина»
  • 1919 – «Собаки и свисток»
  • 1919 – «Житие святого Кирисутохоро»
  • 1919 – «Чудеса магии»
  • 1919 – «Мандарины»
  • 1920 – «Осень»
  • 1920 – «Нанкинский Христос»
  • 1920 – «Бог Агни»
  • 1921 – «В чаще»
  • 1922 – «Генерал»
  • 1922 – «Вагонетка»
  • 1922 – «Рыбный рынок»
  • 1922 – «Барышня Рокуномия»
  • 1923-1927 – «Слова пигмея»
  • 1923 – «Сражение обезьяны с крабом»
  • 1925 – «Половина жизни Дайдодзи Синскэ»
  • 1926 – «Завещание

Рюноскэ Акутагава: биография, карьера и личная жизнь

Содержание статьи

  • Рюноскэ Акутагава: биография, карьера и личная жизнь
  • Курихара Комаки: биография, карьера, личная жизнь
  • Рюноскэ Камики: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Детство и юность

Будущий великий писатель родился в Токио, 1 марта 1892 года, ранним утром — в час Дракона дня Дракона месяца Дракона, потому его и назвали Рюноске (смысловой иероглиф «рю» переводится как «дракон»). Рюноске было всего 9 месяцев, когда его мать сошла с ума и покончила с собой в психиатрической клинике. Младенца отдали на воспитание в бездетную семью старшего брата матери. Это была интеллигентная семья, где тщательно соблюдались старинные культурные традиции, а превыше всего ценилось средневековое искусство, что впоследствии оказало огромное влияние на творчество писателя.

Болезнь и страшная гибель матери на всю жизнь оставалась для Акутагавы незаживающей раной. Больше всего на свете он боялся для себя той же участи.

В 1910 году Акутагава закончил школу в числе лучших учеников и поступил в колледж, на отделение английской литературы. Через три года он уже учился на филологическом факультете Императорского университета в Токио, где вместе с новыми друзьями, будущими писателями Кумэ Масао, Кикути Хироси и Ямамото Юдзи, издавал литературный журнал «Синситё». Именно на страницах этого журнала Акутагава напечатал свои первые рассказы.

Творческая карьера

В 1915 году Акутагава, страдающий от несчастной любви, с головой ушел в чарующий и загадочный мир средневековой Японии, стремясь забыть про реальность. Результатом стали рассказы «Ворота Расемон» и «Муки ада», мгновенно сделавшие молодого литератора популярным. Рассказ «Нос», написанный под влиянием Гоголя, которого Акутагава очень ценил, как и всю русскую классическую литературу в целом, закрепляет успех. Окончив университет, Акутагава заступил на должность преподователя английского языка. Писатель ненавидел эту работу, однако проработал учителем 9 месяцев, в течение которых написал 20 новелл, 20 собраний афоризмов и множество эссе.

В 1919 году Акутагава устроился корреспондентом в газету «Осака майнити симбун», после чего отправляется с заданием в Китай на долгих четыре месяца, ставших для страдающего бессонницей и нервными расстройствами писателя мучительным испытанием. Вернувшись на родину, он опубликовал свой знаменитый шедевр «В чаще», после которого окончательно поменял свой стиль на более лаконичный, простой и ясный. Спустя тридцать лет по мотивам рассказа знаменитый режиссер Акира Куросава снял фильм «Расемон», получивший «Оскар» и вошедший в золотой фонд мирового кино.

Покинув должность корреспондента, Акутагава целиком посвятил себя творчеству. Всего им было написано более 150 рассказов и несколько повестей. Наиболее известна повесть «В стране водяных», в этом ярком и необычном произведении Акутагава сатирически изобразил японское общество тех лет, в котором все больше проявлялись зловещие признаки воинствующего милитаризма.

24 июля 1927 года Акутагава принял смертельную дозу веронала. Причина его самоубийства до сих пор достоверно не известна.

Личная жизнь

Еще во время учебы в университете Акутагава сделал предложение девушке по имени Яйои Йошида, однако ее отец наотрез отказался благославлять этот союз, в результате чего писатель женился на другой девушке. В 1919 году он заключил брак с Фуми Цукамото, которая родила ему троих сыновей. Впоследствии старший сын Хироси стал драматургом и известным актером, а второй, Ясуси, композитором. Младшего сына, Такаши, призвали в армию, и он погиб на войне, в 1945 году.

1 марта родился Акутагава Рюноскэ (1892 — 1927), японский писатель

Автор новелл, поэт и публицист Рюноскэ Акутагава – один из первых японских модернистов, книги которого стали появляться на английском языке. Акутагава не писал крупных произведений, по стилю его можно с уверенностью назвать перфекционистом, он часто прибегал к темам страха и смерти. Несмотря на короткую биографию, Рюноскэ оставил огромный отпечаток в поэзии своего времени.

Детство и юность

Будущий писатель Рюноскэ Акутагава родился 1 марта 1892 года в Токио, имя мальчика обозначает «дракон». Когда Рюноскэ появился на свет, матери было уже немногим за 30, а отцу больше 40 лет. Папа мальчика торговал молоком, у него были собственные пастбища на окраине Токио.

В то время японцы считали, что рождение ребенка у людей, которым уже исполнилось 30 лет, нехорошая примета. Поэтому, следуя старинному обряду, родители сделали вид, будто мальчика подкинули. Всё это подстроили исключительно из-за суеверий.

Когда ребенку исполнилось 9 месяцев, родители отдали его на воспитание в бездетное семейство старшего брата матери – Митиаки Акутагавы, который тогда занимал должность начальника строительного отдела Токийской префектуры. Так мальчик утратил фамилию Ниихара и стал Акутагавой.

Ребенок лишился матери ещё в младенчестве, в возрасте 10 месяцев. Она сошла с ума из-за смерти старшей дочери и покончила жизнь самоубийством в психиатрической больнице. Болезнь и смерть матери на протяжении всей жизни оставались для писателя травмой. Он часто рассуждал о душевных недугах и крайне опасался той же участи.

Предками семьи, в которую попал мальчик, были писатели и ученые, поэтому последователи старались придерживаться древних культурных традиций. Здесь увлекались живописью и средневековой поэзией, досконально соблюдали старинный уклад жизни, основывающийся на безоговорочном повиновении главе дома.

В 1910 году юноша окончил токийскую муниципальную среднюю школу, был одним из лучших выпускников. Рюноскэ выбрал для изучения английскую литературу, поступив в Первый колледж на отделение литературы.

Через 3 года Акутагава окончил колледж и поступил на английское отделение Токийского университета. Рюноскэ и его друзья, будущие писатели – Кумэ Масао, Кикути Хироси и Ямамото Юдзи, знали все главные течения западной литературы. Они часто вели полемику по поводу того, какие направления больше всего соответствуют запросам их дней. Занятия в университете расстроили начинающего литератора: поначалу лекции казались ему неинтересными, а позже он полностью разочаровался и вовсе прекратил их посещать.

Литература

Очень скоро Рюноскэ с друзьями увлеклись выпуском журнала «Синситё». Издание придерживалось позиций критики школы натурализма, его представителей называли «антинатуралистами». Они исходили в первую очередь из ценности литературы как искусства, отстаивали право на литературную выдумку и нарочитую сюжетность.

Больше того, требовали отсутствия монотонности и высоко ценили экспрессию образа, живость языка. Акутагава и его единомышленники творческим методом провозгласили неореализм. В их журнале опубликован дебютный рассказ «Старик» в 1914 году, творчество автора отмечается ранним успехом. Популярность Акутагаве принесли истории из жизни средневековой Японии «Ворота Расёмон», «Нос» и «Муки ада».

В молодости на Рюноскэ сильное влияние оказали японские авторы эпохи Мэйдзи и европейской литературы. Поэт хорошо разбирался в русской литературе. Повесть Николая Гоголя «Шинель» вдохновила Рюноскэ на создание рассказа «Бататовая каша», а пьеса Антона Чехова «Вишнёвый сад» воодушевила на написание рассказа «Сад». Что касается произведения «Вальдшнеп», написанного в 1921 году, главными героями в нём выступили Лев Толстой и Иван Тургенев.

Большинство критиков относят появление этих повествований ко времени, когда Рюноскэ пребывал в депрессии из-за трагичной любви. Он стремился окунуться в нереальный мир, отворачиваясь от действительности.

Своим вдохновителем и наставником в писательстве Акутагава считал Нацумэ Сосэки, с которым познакомился во время учебы в университете. Первые новеллы заинтересовали мастера, а в то время он считался одним из лучших знатоков английской литературы начала 20 века. Отдельные мотивы творчества Нацумэ проросли в произведениях Акутагавы: нравственная позиция героев, вопрос эгоизма как проблема общества в целом, а также «государственный эгоизм Японии».

Читайте также  Алёна двойченкова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

После окончания университета Акутагава получил должность преподавателя английского языка в военно-морском училище. Эти годы Рюноскэ будет писать в новеллах об учителе Ясукити – честном, но рассеянном человеке, который постоянно попадает в курьезные ситуации. За 9 месяцев преподавания создано около 20 собраний афоризмов, цитат и эссе. В них автор говорил о себе:

«У меня нет совести. У меня есть только нервы».

В этот период он пишет о внутренней чистоте и радостном мироощущении человека. Также затрагивает тему абсурдности слепой веры, что отражается в истории под названием «Мадонна в чёрном».

В 1919 году автор начал работать в газете «Осака майнити симбун». Как специального корреспондента Рюноскэ отправили на 4 месяца в Китай. Нахождение там стало для писателя мучительным: он вернулся уставшим, всё также страдающим бессонницей и нервным расстройством.

После публикации рассказа «В чаще» полностью изменилась творческая манера написания автора. Темы произведений стали более повседневными, а стиль – лаконичным и понятным.

Личная жизнь

В университете Рюноскэ сделал предложение руки и сердца Яйои Йошида, но приёмный отец был против этого союза. Автор послушал его, поэтому личная жизнь Акутагавы связана с другой женщиной. В марте 1919 года Рюноскэ и Фуми Цукамото заключили официальный брак.

У пары родилось трое сыновей: первый ребенок Хироси появился на свет 30 марта 1920 года, дата рождения второго ребенка Такаши — 8 ноября 1922 год, а третий ребенок Якуси родился 12 июля 1925 года. В будущем Якуси стал композитором, а Хироси – известным актером. Что касается Такаши, он был студентом, но юношу призвали на службу в армию. Парень воевал в Мьянме, где и погиб в 1945 году.

Жена автора скончалась 11 сентября 1968 года из-за инфаркта миокарда.

Смерть

В автобиографическом произведении «Зубчатые колёса» писатель описал свои галлюцинации. В последние годы жизни у Акутагавы были навязчивые мысли о самоубийстве, нашедшие выражение в произведениях «Жизнь идиота» и «Письмо старому другу». После длительных размышлений относительно способа и места смерти, 24 июля 1927 года Рюноскэ Акутагава покончил с собой, приняв дозу веронала, несовместимую с жизнью.

До этого он, не отрываясь, работал за письменным столом, даже в ночь с 23 на 24 июля в окне кабинета горел свет, а утром следующего дня его нашли мертвым. Смерть автора шокировала друзей и знакомых, однако не стала неожиданностью, поскольку Рюноскэ постоянно говорил о самоубийстве.

Тем не менее, причина этого поступка осталась неизвестна, некоторые говорят об одолевающем писателя «смутном беспокойстве». Возможно, это связано с болезненными воспоминаниями о смерти матери или с художественным и личным темпераментом. Акутагава не раз говорил, что часто видел на улицах своего двойника.

Персонаж мультфильма «Великий из бродячих псов», прототипом которого стал Рюноскэ Акутагава

В 1935 году друг автора, писатель и издатель Кикути Кан учредил литературную премию имени Рюноскэ Акутагавы. Раз в год её вручают молодым литературным дарованиям. Больше того, в 2016 году снят аниме-сериал «Великий из бродячих псов», в котором прототипом главного персонажа стал Рюноскэ Акутагава. Фото героя можно увидеть в Интернете.

Акутагава Рюноскэ — Отец композитора Ясуси Акутагавы и драматурга Хироси Акутагавы..В 1935 году в Японии учреждена литературная Премия имени Рюноскэ Акутагавы.

Рюноскэ Акутагава Биография 1892-1927

Рюноскэ Акутагава
(1892—1927)

Новеллист, поэт, публицист, один из первых японских модернистов, переведенных на английский язык. Акутагава не писал больших романов. Стилистически он был перфекционистом и часто прибегал к темам, связанным со страхом и смертью. Рассказы “В чаще” и “Ворота Расёмон” послужили основой для классической киноленты Акиро Куросава. В 1935 году друг писателя Кикути Кана учредил премию имени Акутагава, которая обычно рассматривается как одна из наиболее почетных японских литературных премий для начинающих писателей.

Акутагава Рюноскэ родился в Токио в семье, поколения которой жили в Токийском районе Хитамачи, знаменитом своими культурными традициями. Вскоре после его рождения мать, Фуку, лишилась рассудка. Его отец, Ниихара Тосидзу, молочник, был не в состоянии заботиться о сыне, и Акутагава был усыновлен своим дядей, Акутагава Досо, чью фамилию он и взял. В 1913 году Акутагава поступил в Токийский императорский университет, где изучал английский язык, и окончил его в 1916 году, защитив работу о Вильяме Моррисе. На протяжении всей жизни Акутагава оставался неутомимым читателем западных романов.
Еще находясь в университете Акутагава начал писать короткие рассказы. Его первой литературной работой в 1914 году стал перевод “Валтасара” Анатоля Франса. Со своими друзьями Кикучи Каном и Куме Масао он основал литературный журнал “Син Сичо”, где опубликовал “Ворота Расёмон” (1915 г.). В рассказе, действие которого происходит в Киото 12 века, описывается разрушенный город, где бывший слуга пытается выжить и должен выбрать между преступлением и добродетелью. Писатель Нацуме Сосеки был впечатлен произведением Акутагава и поддержал его в этом занятии.

После окончания университета Акутагава преподавал в военно-морском училище в городе Йокосука и женился на Цукамото Фумико. Сначала Акутагава хотел целиком посвятить себя литературе и отказался от приглашения преподавать в университетах Токио и Киото. В конце концов, он уволился, чтобы стать штатным сотрудником в газете Осака Майничи. Во время своего самого плодотворно периода в 1921 году Акутагава побывал в Китае в качестве корреспондента, но из-за проблем со здоровьем ему не удалось написать там ни одной статьи.

Почти все свои основные работы Акутагава написал за десять лет до самоубийства. Его ранними короткими произведениями были тщательно продуманные исторические рассказы, но ближе к концу своей короткой жизни он сосредоточился на собственном эмоциональном состоянии и современной эпохе. Первая известность пришла к писателю после рассказа “Нос” (1916 г.), который основывался на “Историях минувших времен”. В этой гоголевской истории буддийского монаха беспокоит его огромный свесившийся нос.

Акутагава был хорошо знаком с европейской и китайской литературой. Он был постоянным покупателем в “Марудзен”, токийском книжном магазине с отделом иностранной литературы, и интересовался такими западными писателями, как Стриндберг, Мериме, Ницше, Достоевский, Бодлер и Толстой, прочитанными им в английском переводе. Хотя он никогда не бывал на Западе, но глубоко понимал западную литературу. В “Зубчатых колесах” он ссылается на двух своих любимых авторов: “На втором этаже книжного магазина “Марудзэн” я увидел на полке “Легенды” Стриндберга и просмотрел две-три страницы. Там говорилось примерно о том же, что пережил я сам. К тому же книга была в желтой обложке. Я поставил “Легенды” обратно на полку и вытащил первую попавшуюся под руку толстую книгу. Но и в этой книге на иллюстрациях были все те же ничем не отличающиеся от нас, людей, зубчатые колеса с носом и глазами. (Это были рисунки душевнобольных, собранные одним немцем.) Я ощутил, как при всей моей тоске во мне подымается дух протеста, и, словно отчаявшийся игрок, стал открывать книгу за книгой. Но почему-то в каждой книге, в тексте или в иллюстрациях, были скрыты иглы. В каждой книге? Даже взяв в руки много раз читанную “Мадам Бовари”, я почувствовал, что в в конце концов я сам просто мосье Бовари среднего класса. ” (перевод с японского Натальи Фельдман).

В своих автобиографических работах Акутагава проявляет интерес и к дискуссии о социализме и общественных классах. Источниками материалов о Японии для его рассказов стали «Конзаку моногатари», работы Токигава, анекдоты начала эпохи Мэйдзи, и христианские предания, например »Кристохоро сёнин-ден» о святом Христофоре.

Точность выражений Акутагава видна в том, как он описывает ощущения («В воздухе, напоенном запахом водорослей, радужно переливалась бабочка. Один лишь миг ощущал он прикосновение ее крыльев к пересохшим губам. Но пыльца крыльев, осевшая на его губах, радужно переливалась еще много лет спустя»), предметов обихода («Стального цвета винная бутылка. Когда-то эта прекрасно запечатлевшася винная бутылка научила его красоте формы») и среды ( «В тридцать лет он обнаружил, что как-то незаметно для себя полюбил один пустырь. Там только и было что множество кирпичных и черепичных обломков, валявшихся во мху. Но в его глазах этот пустырь ничем не отличался от пейзажа Сезанна.») Стиль Акутагава, поэтические интерпретации его впечатлений и почти аристократическое эстетство связывают его с чувствами и взглядами писателей прежних поколений. Однако он не закрывал глаза на борьбу своего поколения и его радикализм, что ясно из его эссе «Что такое пролетарская литература», написанного в 1927 году. Акутагава прогнозировал, что буржуазия рано или поздно уступит свои позиции пролетариату.

Читайте также  Анна лутцева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Акутагава написал около 150 рассказов, некоторые из которых были экранизированы. “Расёмон” вместе с рассказом “В чаще” (“Ябунонака”, об одном преступлении в Киото десятого века), легли в основу знаменитого фильма Акира Куросава, который был неудачно переснят в Голливуде в 1964 году под названием “Гнев” (“Outrage”). Действие во многих из ранних произведений Акутагава происходит в древней Японии, но он привнес в них современнный психологизм. “Осень» (1920), “Сад» (1922) и “Дом Генкаку” (1927) свидетельствуют о его переходе к реализму. Часто он изображал темные глубины сознания и тяготел к мрачным темам . В лихорадочном «Муки ада» Акутагава рассмотривает художественное творчество и задается вопросом, что произойдет, если оно готово разрушить все правила морали, чтобы выполнить собственные задачи, в данном случае — убить. Подобная идея о художнике как орудии страха использовалась Шериданом Ле Фаню и Эдгаром По.

Последние рассказы Акутагава, в которых он рассматривал собственное творчество и место в мире, как художника, не были столь успешными, как его прежние произведения. Акутагава покончил с собой, приняв большую дозу веронала 24 июля 1927 года, в возрасте тридцати пяти лет. Будучи склонным к паранойе и бреду, он страдал от зрительных галлюцинации, например, ему мерещились личинки в пище. В своей предсмертной записке, озаглавленной “Письмо одному старому другу”, автор пишет: “Мир, в котором я сейчас — мир больных нервов, прозрачный, как лед. Такая добровольная смерть должна дать нам мир, если не счастье. Теперь, когда я готов, я нахожу природа красивее, чем когда-либо, как это ни парадоксально звучит. Я видел, любил и понимал больше, чем другие”. Автобиографические произведения Акутагава включают “Ранние годы Дайдодзи Синсукэ” (1925 г.), которая осталась незавершенной, “Жизнь идиота” (1927 г.) и “Зубчатые колеса” (1927 г.). Его последняя значительная работа, “В стране водяных” (англ. «Kappa», 1927 г.), изображающая водяных существ каппа, близка к фольклору. В этой повести, сатирически утрированно рисующей жизнь японского общества, заключенный психиатрической лечебницы рассказывает о своих путешествиях в подземную страну, которую он не желает покидать.

Рюноскэ Акутагава

Рюноскэ Акутагава (1892-1927) – японский писатель, классик новой японской литературы. Автор рассказов и новелл, созданных в жанре модернизма. В Японии учреждена литературная Премия имени Рюноскэ Акутагавы.

В биографии Акутагавы есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Рюноскэ Акутагавы.

Биография Акутагавы

Рюноскэ Акутагава появился на свет 1 марта 1892 года в Токио. Он рос в семье небогатого торговца молоком Тосидзо Ниихара и его супруги Фуку Акутагава. У своих родителей он был третьим ребенком и единственным сыном.

Детство и юность

Когда будущий писатель был еще младенцем, в психбольнице его мать свела счеты с жизнью. После трагедии, он был взят на воспитание родным дядей по материнской линии Митиаки Акутагавой, чью фамилию он потом и взял.

Семья дяди принадлежала к представителям интеллигенции, имея в числе своих предков ученых и литераторов. Здесь серьезно относились к соблюдению древних традиций, выстроенных на уважении и подчинении главе дома.

В семействе уделялось большое внимание культуре, в частности чтению средневековой поэзии и исследованию старинной живописи. Когда Рюноскэ исполнилось 18 лет он окончил школу, являясь одним из лучших выпускников.

После этого Акутагава продолжил получать образование в столичном университете, выбрав отделение английской литературы филологического факультета. К тому моменту биографии литература заняла в его жизни первое место.

Литература

Рюноскэ Акутагава вместе с приятелями знали и обсуждали все главные течения западной литературы. Очень скоро, юноша потерял всякий интерес к занятиям в вузе, которые казались ему скучными и малоинтересными. По этой причине он стал прогуливать лекции.

Вскоре Акутагава начал выпускать вместе с единомышленниками литературный журнал «Новое течение». Любопытно, что это издание критически относилось к направлению натурализма, вследствие чего его авторов стали называть «антинатуралистами».

Рюноскэ и его приятели стремились к устранению монотонности в литературе, стараясь сделать язык более ярким и образным. В результате, молодые издатели стали на сторону неореализма. В 1914 г. в журнале был напечатан 1-й рассказ Акутагавы под названием «Старик».

Особую известность писателю принесли произведения из жизни средневековой Японии, включая «Нос» и «Муки ада». В данный период биографии Рюноскэ увлекался не только японской и китайской классикой, но и европейской литературой.

Акутагава восторженно отзывался о творчестве Мопассана, Достоевского, Гоголя, Франса, Чехова и многих других известных литераторов. Интересен факт, что в его рассказе «Вальдшнеп», ключевыми персонажами выступают Лев Толстой и Иван Тургенев.

Биографы Рюноскэ отмечают, что повести этого времени были написаны тогда, когда японец находился в депрессивном состоянии, вызванном трагичной любовью. Дело в том, что он пытался окунуться в нереальный мир, стараясь не замечать действительности.

Получив диплом Акутагава начал преподавать английский язык в морском училище. В 1919 г. он устроился работать в редакцию газеты «Осака майнити симбун». Через пару лет его отправили в командировку в Китай, пребывание в котором не помогло ему поправить физическое и психическое состояние.

На родину Рюноскэ Акутагава возвратился усталым человеком, которого по-прежнему мучали бессонница и нервные расстройства. Очевидно, он унаследовал проблемы с психикой от матери. И все же, именно в тот период биографии он создал свои лучшие произведения, включая рассказ «В чаще».

По сюжету, несколько героев комментируют преступление, причем все версии противоречат друг другу. В последующие годы Акутагава начал писать новые произведения в более простой, краткой и в каком-то смысле безыскусной манере.

Рюноскэ стал автором серии рассказов о Ясукити – честном, но рассеянном человеке, который вечно попадал в курьезные ситуации. Одновременно с этим он опубликовал несколько автобиографичных повестей. К примеру, в «Зубчатых колесах» он ярко описал собственные галлюцинации.

К тому моменту жизни Акутагава издал примерно 20 собраний афоризмов, цитат и эссе. О себе он отзывался следующим образом: «У меня нет совести. У меня есть только нервы». Тогда же он поднимает тему бессмысленности слепой веры, о чем рассуждает в новелле «Мадонна в черном».

Личная жизнь

Будучи еще студентом Рюноскэ хотел взять в жены девушку по имени Яйои Йошида, но его приемный отец воспротивился этому браку. Юноша прислушался к его мнению, расставшись с возлюбленной.

Весной 1919 г. Акутагава женился на Фуми Цукамото. В этом союзе у пары родилось трое мальчиков: Хироси, Такаши и Якуси. Фуми пережила супруга на 41 год, скончавшись от инфаркта.

Смерть

В последние годы жизни писателя не покидали мысли о суициде. Он часто размышлял над тем, где и каким образом ему лучше всего покинуть этот мир. После продолжительных и мучительных раздумий Рюноскэ Акутагава принял смертельную дозу веронала, умерев 24 июля 1927 года.

На момент смерти писателю было всего 35 лет. Его современники до сих пор не могут прийти к единому мнению в отношении его поступка. Возможно он покончил жизнь самоубийством вследствие бесконечного «смутного беспокойства», а может быть по причине мучительных воспоминаний, связанных со смертью матери. Также мужчина неоднократно говорил будто часто видел на улицах своего двойника.

Фото Акутагавы

Могила Рюноскэ Акутагавы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: