Людмила петрушевская — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Людмила Петрушевская

Биография

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах. Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь живший вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы. Долгое время произведения Людмила Стефановна писала в стол, поскольку они не проходили советскую цензуру. А на пике карьеры женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Детство и юность

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году под зодиакальным знаком Близнеца в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена работала редактором. Во время войны Людмила попала в детский дом в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, участник борьбы с неграмотностью, настаивал на том, чтоб маленькую внучку не учили читать. Ярый сторонник марризма тяжело переживал разгром этой теории Иосифом Сталиным и, по неофициальным сведениям, на нервной почве заработал психическую болезнь.

Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве и не мечтала о карьере литератора, а грезила о сцене и хотела выступать в опере. Писательница занималась в вокальной студии, но стать оперной дивой было не суждено.

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев, с собой семья прихватила только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы. Потом уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она выбрала лингвиста Яковлева.

Когда закончилась война, Людмила вернулась в Москву и поступила в Московский государственный университет имени Ломоносова изучать журналистику. По окончании вуза устроилась корреспондентом в издательство, а затем перешла на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».

В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах вроде «Шаги пятилетки». Но вскоре на Людмилу стали писать жалобы, через год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Литература

Еще на журфаке МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, но о карьере литератора не думала и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» впервые опубликовали коротенький лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Людмилы датируется только второй половиной 1980-х годов.

Зато творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Виктюк на сцене Дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Эфрос похвалил работу, но отметил, что эта пьеса никогда не пройдет советскую цензуру, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные автором. И Эфрос оказался прав: «Уроки» запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театр, созданный студентами местного политеха, поставил «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Людмилы Стефановны появились только в 1980-х годах: сначала московский драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил спектакль «Любовь», затем в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».

Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, но они все еще не публиковались, поскольку отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа Советского Союза.

Нельзя сказать, что она придерживается одного-единственного жанра. Например, «Пуськи бятые» — это подражание неразборчивому детскому лепету, «Истории из моей собственной жизни» — автобиографический роман.

«Время ночь» — жесткий и неприглядный реализм, «Нас украли» — отнюдь не детектив о подмене детей, как кажется на первый взгляд, а своеобразное наблюдение за тем, как кто-то «наверху» придумывает нелепые правила, по которым вынуждены жить «низы». Книга в 2018 году вошла в шорт-лист литературной премии «НОС». «Богиня парка» и вовсе сборник новелл о любви, смешных и мистических рассказов и даже триллеров.

В 1990-е в библиографии Людмилы появились сказки для разных возрастных групп. «Сказка о часах», «Волшебные очки», «Матушка-капуста», «Анна и Мария» — это смесь легенды, анекдота, отсылок к произведениям других авторов, фольклора и пародии. Но что бы она ни писала, источником вдохновения, как сказала Петрушевская в интервью Владимиру Познеру, всегда выступала реальная жизнь.

«Познер» — Гость Людмила Петрушевская

В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Интeресным фактом в биографии Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль использован в изображении знаменитого ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивал другую версию создания героя.

Личная жизнь

В браке с Евгением Харатьяном у писательницы родился сын Кирилл. После трагической смерти мужа Людмила связала личную жизнь с Борисом Павловым, который руководил Галереей на Солянке.

Людмила Петрушевская с детьми / Музей современного искусства

В этой семье появились сын Федор и дочь Наталья. Сыновья стали журналистами, а дочь выбрала музыку. В 2009 году Петрушевская овдовела.

Людмила Петрушевская сейчас

Сейчас писательница создает рисованные анимационные ленты в Студии ручного труда. Из-под пера Петрушевской вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали». Кроме того, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги передает детским домам. В «Кабаре одного автора» она исполняет знаменитые песни ХХ века, читает стихи собственного сочинения и даже записывает сольные альбомы.

Людмила Петрушевская – биография, фото, личная жизнь, новости, сказки, книги 2018

Людмила Петрушевская: биография

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах… Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь она жила вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы.

Писательница Людмила Петрушевская

Долгое время свои произведения Людмила Стефановна писала «в стол», поскольку они не проходили советской цензуры, а на пике карьеры, когда ее пьесы уже ставились в популярных театрах на всем постсоветском пространстве, женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Детство и юность

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена работала редактором. Во время войны Людмила некоторое время находилась в детском доме в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

Людмила Петрушевская в детстве и юности

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, активный участник борьбы с неграмотностью, долгое время настаивал на том, чтоб маленькую внучку Людмилу не учили читать. Ярый сторонник марризма тяжело переживал разгром этой теории Иосифом Виссарионовичем Сталиным, и, по неофициальным сведениям, в связи с этим у ученого развилось психическое заболевание.

Людмила Стефановна хорошо знает историю своего рода. Писательница рассказывает, что Яковлев происходил из семьи Андреевичей-Андреевских, а предки его были декабристами, один из которых скончался в ссылке в психиатрической лечебнице.

Людмила Петрушевская в детстве

Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве никогда не мечтала о карьере литератора, девочка грезила о сцене и хотела выступать в опере. В детстве Петрушевская действительно занималась в оперной студии, но стать оперной дивой ей было не суждено.

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев, с собой семья прихватила только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Читайте также  Кейт мара - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Людмила Петрушевская в молодости

Девочка, еще не умея читать под строгим запретом деда, с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы, а потом уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Людмилы Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она выбрала лингвиста Яковлева.

Когда закончилась война, Людмила вернулась в Москву и поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова изучать журналистику. По окончании девушка устроилась корреспондентом в одно из издательств Москвы, а затем устроилась на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».

Людмила Петрушевская

В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении Гостелерадио СССР, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах вроде «Шаги пятилетки». Но вскоре на Петрушевскую стали писать жалобы, через год девушка уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Литература

Еще студенткой журфака МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, но о карьере литератора не думала и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» впервые опубликовали коротенький лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Петрушевской датируется только второй половиной 1980-х годов.

Людмила Петрушевская на сцене

Зато творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Григорьевич Виктюк на сцене дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973 году. После премьеры режиссер Анатолий Васильевич Эфрос похвалил работу, но отметил, что эта пьеса никогда не пройдет советской цензуры, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные Петрушевской, где она предвидела агонию СССР. И Эфрос оказался, как всегда, прав. Пьесу запретили и даже разогнали театральную труппу.

Людмила Петрушевская и актерский состав спектакля «Читано»

Позднее во Львове театр, созданный студентами Львовского политеха, поставил на сцене пьесу «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Петрушевской появились только в 1980-х годах: сначала московский драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил пьесу «Любовь», немного позднее в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».

Сама Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, но они все еще не публиковались, поскольку отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа Советского Союза.

Олег Ефремов и Людмила Петрушевская

Прозаические произведения Людмилы Стефановна стали логическим продолжением драматургии. Все творчество писательницы складывается в единое жизнеописание жизни с точки зрения женщины. На страницах можно проследить, как юная девушка превращается в зрелую женщину, а затем в умудренную даму.

В 1987 году опубликовали сборник Людмилы Петрушевской «Бессмертная любовь», за который спустя 4 года писательница получила премию имени Пушкина в Германии.

Книги Людмилы Петрушевской

В 1990-е писательница начала писать сказки для разных возрастных групп. По мотивам многих из них позднее созданы мультфильмы. Продолжала писать Петрушевская и в 2000-х годах. Теперь ее произведения спокойно проходили публикацию, а поклонники наслаждались творчеством любимой писательницы.

В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Герой мультфильма «Ежик в тумане» и Людмила Петрушевская

Любопытным фактом в биографии Людмилы Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль стал прототипом знаменитого ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивает другую версию создания своего героя.

Личная жизнь

Утонченная, всю жизнь занятая искусством Людмила вышла замуж за Бориса Павлова, который руководил Галереей на Солянке.

Людмила Петрушевская с детьми

В 2009 году писательница овдовела, но у нее осталось трое детей: Кирилл, Федор и Наталья. Сыновья писательницы стали журналистами, а дочь выбрала музыку.

Людмила Петрушевская сейчас

Одновременно с литературной работой Людмила Стефановна создала «Студию ручного труда», где сама же работает мультипликатором. Из-под «пера» Петрушевской вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали» и другие произведения.

Людмила Петрушевская в 2017 году

В «Кабаре одного автора» Людмила Стефановна в музыкальном сопровождении исполняет знаменитые песни ХХ века, читает стихи собственного сочинения и даже записывает сольные альбомы.

Кроме того, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги передает детским домам. Выставка-аукцион графических работ писательницы прошла в мае 2017 года. Самые щедрые покупатели получили работы Петрушевской с автографом.

Пуськи бятые: жизнь и приключения Людмилы Петрушевской

Личность Людмилы Петрушевской не умещается ни в какие рамки. Она живой классик – вопросы по ее произведениям есть в школьном ЕГЭ; но она слишком живая и настоящая, чтобы оставаться просто страницами из учебника. В восемьдесят лет писательница далека от мудрой невозмутимости глубоководной рыбы – она продолжает сочинять свою жизнь в изобретенном ей жанре социалистического абсурда.

Член семьи врага народа

Петрушевская родилась в 193 году в очень непростой семье. Ее отец изучал марксистско-ленинскую этику и научный атеизм, а дед был лингвистом, который создал письменность для нескольких народов Кавказа. Прадед – легендарный революционер и старый большевик, среди старших родственников писательницы было несколько известных государственных деятелей – понятно, что в тридцатые годы такая семья не могла не попасть под колесо репрессий.

Петрушевская много писала про свое детство в эмиграции в Куйбышеве. Она росла с чувством сгущающейся черноты, холодного ужаса, знакомого, наверное, каждому маленькому члену семьи врага народа.

«Зимой мы могли питаться только из соседского помойного ведра (баба готовила на керосинке суп из селедочных скелетов и картофельной шелухи, тогда ведь сырую картошку чистили как вареную, тонко).

Я колесила по городу, просила милостыню, пела по дворам, караулила хлебный фургон и, когда оттуда выносили поддоны с буханками, подбирала крошки».

Детство писательницы осталось с ней навсегда. Главное, что она вынесла из этих лет – умение справляться. В детстве она сопротивлялась голоду и травле, во взрослой жизни – цензуре, бедности, болезням близких.

Такая девочка

Но это будет потом. А пока что – недавно кончилась война и мама увезла Людмилу в Москву. Она привыкала к нормальной жизни, увлеклась пением. Мечтала о карьере оперной певицы, ходила к замечательному педагогу по вокалу, но у нее, когда-то исполнявшей за еду Шульженко и Утесова во дворах Куйбышева, вдруг начался страх сцены. На репетициях Людмила заливалась соловьем, а когда доходило до концертов, горло сжимал спазм.

После школы Петрушевская поступила на журфак МГУ и уже там начала писать смешные и странные рассказы. Много лет потом она писала в стол, а ее внешняя, не связанная с писательством жизнь выглядела вполне обычной: работала на радио, в журнале «Кругозор», писала на телевидении рецензии на зубодробительные программы вроде «Навстречу пятилетке». Но чем дальше, тем отчетливее становилась несовместимость Людмилы Стефановны с такой работой. В 34 года она плюнула, уволилась и больше уже нигде не служила. Примерно в это же время журнал «Аврора» опубликовал ее маленький и очень нежный рассказ «Через поля», но это не было началом карьеры прозаика – следующий ее рассказ опубликуют только после перестройки.

С карьерой драматурга дело шло не намного веселее: в 1979 году молодой режиссер Роман Виктюк поставил пьесу Петрушевской «Уроки музыки». Это был удивительный опыт, и спектакль похвалил сам Эфрос, но закончилось все предсказуемо – спектакль закрыли, а труппу разогнали.

Читайте также  Мария бутырская - биография знаменитости, личная жизнь, дети

И с этим багажом она была известным писателем! Рассказ «Такая девочка, совесть мира» гулял по всей стране на листочках бумаги, люди перепечатывали его на машинке. Как она написала «Такую девочку»: подружка рассказала свою историю, и Петрушевская поняла: вот он, ее писательский путь! Просто документ, без литературных красивостей.

«Не будешь же говорить подруге: «Слушай, был прекрасный осенний день, так называемое бабье лето. Солнце вдруг пробилось сквозь тучи . » Нет, скажешь: «Не знаю, по-моему, она уже умерла, хотя в нашем доме никого не хоронили».

Так писала, как будто транслирую глас народа, беспощадный, ничему не верящий, все знающий наперед – и как бы никого не щадящий. На самом деле там были рыдания».

Каждый раз, заканчивая рассказ, Петрушевская плакала. Ее рассказы – как лакмусовая бумажка. Добрый человек чувствует эти слезы. Недобрый думает, что читает циничную чернуху.

А вот как она начала придумывать свои знаменитые сказки: сочиняла их детям, новую каждую ночь.

. После перестройки спектакли по пьесам Людмилы Стефановны ставили лучшие российские театры. А ее книги давно стали классикой.

По крайней мере дважды

Писательница дважды выходила замуж: ее первый муж и отец старшего сына Кирилла журналист Евгений Харатьян погиб, а второй муж, руководитель Галереи на Солянке Борис Павлов, отец Федорва и Натальи, умер в 2009 году.

Людмила Стефановна часто тащила семейный воз на себе. У нее есть пронзительное и до боли честное стихотворение об этом:

«семья – это то место
где можно безвозмездно
схлопотать по морде
где тебя оскорбят,
выдав это за правду-матку
но где тебя не выдадут
где постелют
накормят
приласкают
утолят жажду
вылечат
и похоронят
и будут навещать на Пасху
и еще по крайней мере
дважды».

Сейчас писательница помогает своим внукам воспитывать своих правнуков, продолжает работать, выступает по всему миру с концертами, которые называются «Кабаре Людмилы Петрушевской», находит в интернете покупателей для своих акварелей и передает деньги в детский дом, в котором живут ребята с ограниченными возможностями. От ее постов в социальных сетях припекает у сотен тысяч мирных обывателей; она изо всех сил поддерживала сына Федора, когда он открыто рассказал о своей гомосексуальности — Людмила Стефановна всегда вызывала сильные чувства, но сейчас вызывает в основном зависть. Ее яркая личность по-прежнему не умещается ни в какие рамки – такие рамки просто еще не изобрели.

Людмила Петрушевская: биография и личная жизнь

ФИО: Петрушевская Людмила Стефановна
Дата рождения: 26 мая 1938 г. (83 года)
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Близнецы
Деятельность: Поэтесса, прозаик, драматург, сценарист, переводчица

Детство и юность

1938 год, 26 мая, Москва. Здесь у философа Стефана Антоновича Петрушевского и Валентины Николаевны Яковлевой родилась дочка Людмила, которая потом станет известной писательницей. Из-за того, что Людмила родилась незадолго до войны, детство ее было голодным, как и у большинства детей военного времени.

Уфимский детский дом, жизнь в Куйбышеве с родителями мамы, которую девочка увидела только тогда, когда ей исполнилось 9 лет. Самым главным, что Люда поняла в эти тяжелые годы, было умение не пасовать перед трудностями и никогда не сдаваться.

Людмила Петрушевская в детстве

После окончания войны Петрушевская с мамой снова приехала в столицу. Постепенно жизнь налаживалась и у девочки появилась мечта. Она захотела стать оперной певицей, но занимаясь с замечательным педагогом по вокалу, вдруг стала бояться сцены. Поэтому после окончания школы поступила на факультет журналистики в МГУ.

Людмила Петрушевская в молодости

Краткая биография

  1. Получение диплома. 1961 год. Людмила получает диплом МГУ. Теперь она дипломированный журналист и начинает работать московским корреспондентом.
  2. Редактор телевидения. 1972 год. Петрушевская устраивается на новую должность. Теперь она редактор на телевидении.
  3. Первая публикация. Все тот же 1972. Журнал «Аврора» опубликовал первое произведение Петрушевской. Это был написанный ею рассказ «Через поля». После этого прозаические произведения Людмилы не печатались довольно долгое время.
  4. Первая пьеса. 1973 год. У писательницы появляется пьеса «Уроки музыки», где правдиво и ярко рассказывается об обычных людей и об их отношениях с миром, который существует вокруг них. Однако напечатали эту пьесу только через 10 лет.
  5. Запрещенная пьеса. 1979 год, ДК «Москворечье». Здесь состоялся премьерный показ спектакля бесстрашного театрального режиссера Романа Григорьевича Виктюка «Уроки музыки», в основу которого была положена одноименная пьеса Петрушевской. Этот спектакль был запрещен почти сразу после показа, а театральная труппа разогнана.
  6. Первая книга. В 1988 году вышла первая книга Людмилы Стефановны «Бессмертная любовь», в которую вошло несколько, написанных ею рассказов.
  7. Произведение социальной фантастики. В 1989 году появились «Новые Робинзоны», где Петрушевская без прикрас описала проблемы беженцев. Произведение написано в жанре социальной фантастики.
  8. Пушкинская премия. В 1991 году писательница за свои литературные заслуги получила престижную Пушкинскую премию фонда предпринимателя из Германии Альфреда Тепфера.
  9. Самое известное произведение. 1992 год. Самым известным произведением Петрушевской, по мнению большинства критиков, является сборник «Время ночь», написанный в жестком реализме.
  10. Государственная премия. 2002 год. Петрушевской, как автору пьесы «Московский хор», присуждается Государственная премия РФ. Тогда же писательница за высокие достижения, достигнутые ею в области литературы, была отмечена Российской независимой премией «молодежный Триумф» с вручением ей статуэтки «Золотой эльф» и денежной премии.
  11. Книги детям. И снова 2002. Петрушевская вновь возвращается к детскому творчеству и пишет 3 книги о поросенке по имени Петр, которые с восторгом читают не только дети, но и взрослые.
  12. Масштабная пьеса. В 2007 году Санкт-Петербургское издательство «Амфора» выпустило сборник пьес Петрушевской под названием «Московский хор». В их число вошли как неизвестные, так и известные широкому кругу читателей пьесы: «Московский хор», «Бифем», «Сырая нога, или Встреча друзей», «Певец, певица», «Еду в сад», «Чемодан чепухи, или быстро хорошо не бывает», «Два окошка». Наиболее масштабной пьесой этого сборника является пьеса «Московский хор», где повествуется о коротком, но емком периоде жизни обычной московской семьи, живущей в хрущевские времена.
  13. Премия. 2018 год. Роман Петрушевской «Нас украли. История преступлений» был выдвинут на проходящую каждый год премию «НОС». Писательница за свой роман, написанный в детективном жанре, получила статуэтку и денежный приз — 200 000 рублей.
  14. Новые книги. 2020 год. Издательство «Время» выпустило книгу Людмилы Петрушевской «Дочки-матери, или Во что играют большие девочки», а издательство «Эксмо» выпустило ее книгу пьес «Брачная ночь, или 37 мая».
  15. Людмила Петрушевская на современном этапе. 2021 год. На настоящий момент писательница, несмотря на свой немалый возраст, не только возится со своими правнуками, но еще и активно работает. Она дает концерты, названными ею «Кабаре Людмилы Петрушевской» не только в России, но и за рубежом, а еще ищет через интернет людей, которые купят написанные ею акварели. Заработанные деньги она перечисляет в детские дома, где живут дети, имеющие ограниченные возможности.

Личная жизнь

У Людмилы Стефановны было два мужа. Первый раз она вышла замуж за журналиста Евгения Харатьяна. В 1964 году у пары родился сын, названный счастливыми родителями Кириллом. В 32 года нелепая смерть оборвала жизнь Евгения, сделав его жену вдовой.

Вторым мужем Людмилы стал Борис Дмитриевич Павлов, занимавший пост директора знаменитой Галереи на Солянке. В 1976 году Людмила родила сына, которого назвали Федором, а в 1982 году – дочку Наталью.

Павлов в 2009 году умер от обширного инфаркта. Вот такую злую шутку сыграла судьба с личной жизнью писательницы, сделав ее вдовой во второй раз.

Заключение

Людмила Петрушевская вовсе не обычный рядовой писатель. Ведь написанные ею произведения освещают многие проблемы, затрагивающие взрослые и детские души. Она является удивительным человеком, которая никогда не сдавалась, несмотря на жестокие удары судьбы.

Читайте также  Евгений федоров - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сегодня же ее повести, рассказы печатают большинство стран мирового сообщества, а спектакли по пьесам Петрушевской ставят лучшие театры России. Кроме того Людмила Стефановна добилась успехов не только на литературном поприще, но и на музыкальном и внесла, таким образом, немалую лепту в мир литературы и искусства.

Российская писательница Людмила Петрушевская: биография, личная жизнь, творчество

Биография Людмилы Петрушевской приведена в этой статье. Это знаменитая отечественная поэтесса, писатель, сценарист и драматург.

Детство и юность

Узнать биографию Людмилы Петрушевской вы можете из этой статьи. Русская писательница родилась в Москве в 1938 году. Ее отец был служащим. Дедушка был широко известен в научных кругах. Николай Феофанович Яковлев был знаменитым лингвистом-кавказоведом. В настоящее время он считается одним из основателей письменности для ряда народов СССР.

Во время Великой Отечественной войны Петрушевская Людмила Стефановна жила некоторое время у родственников и даже в детском доме, расположенном под Уфой.

Когда война закончилась, поступила на факультет журналистики Московского государственного университета. Параллельно стала работать корреспонденткой в столичных газетах, сотрудничать с издательствами. В 1972 году заняла пост редактора на Центральной студии телевидения.

Творческая карьера

Людмила Стефановна Петрушевская в раннем возрасте начала писать сценарии для студенческих вечеринок, стихи и короткие рассказы. Но при этом совершенно в то время еще не задумывалась о карьере писателя.

В 1972 году было опубликовано ее первое произведение в журнале «Аврора». Им стал рассказ под названием «Через поля». После этого Петрушевская продолжила писать, но рассказы ее перестали публиковать. Трудиться в стол пришлось на протяжении не менее десяти лет. Печатать ее произведения стали только после перестройки.

Помимо прозаических произведений героиня нашей статьи работала в качестве драматурга. Ее постановки шли в самодеятельных театрах. Например, в 1979 году Роман Виктюк в театре-судии дома культуры «Москворечье» поставил ее пьесу «Уроки музыки». Театральный режиссер Вадим Голиков — в театре-студии Ленинградского государственного университета. Правда, практически сразу после премьеры постановка была запрещена. Напечатали пьесу только в 1983 году.

Еще одна знаменитая постановка по ее тексту под названием «Чинзано» была поставлена во Львове, в театре «Гаудеамус». Массово профессиональные театры начали ставить Петрушевскую начиная с 80-х годов. Так, зрители увидели одноактное произведение «Любовь» в театре на Таганке, в «Современнике» вышла «Квартира Коломбины», а во МХАТе — «Московский хор».

Писательница-диссидент

Биография Людмилы Петрушевской содержит немало печальных страниц. Так, на протяжении многих лет ей фактически приходилось писать в стол. Редакции толстых литературных журналов имели негласный запрет не печатать произведения писательницы. Причина этого была в том, что большинство ее повестей и рассказов были посвящены так называемым теневым сторонам жизни советского общества.

При этом Петрушевская не опускала руки. Она продолжала работать, надеясь, что когда-нибудь эти тексты увидят свет и найдут своего читателя. В тот период ею были созданы пьеса-шутка «Анданте», пьесы-диалоги «Изолированный бокс» и «Стакан воды», пьеса-монолог «Песни XX века» (именно она дала название ее более позднему сборнику драматических произведений).

Проза Петрушевской

Прозаическое творчество Людмилы Петрушевской, по сути, продолжает ее драматургию во многих тематических планах. Также в нем используются практически те же художественные приемы.

По сути, ее произведения представляют собой настоящую энциклопедию женской жизни начиная от юности и заканчивая старостью.

Сюда можно отнести следующие романы и повести — «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена», а также многие другие.

В 1992 году она написала одно из своих самых известных произведений — сборник «Время ночь», незадолго до этого вышел еще один сборник «Песни восточных славян».

Интересно, что в ее творчестве много сказок для детской и взрослой аудитории. Среди них стоит отметить «Жил-был будильник», «Маленькая волшебница», «Кукольный роман», сборник «Сказки, рассказанные детям».

На протяжении всей своей творческой карьеры Петрушевская живет и работает в российской столице.

Личная жизнь Людмилы Петрушевской

Петрушевская была замужем за руководителем галереи на Солянке Борисом Павловым. Он скончался в 2009 году.

Всего у героини нашей статьи трое детей. Старший — Кирилл Харатьян родился в 1964 году. Он журналист. Одно время работал заместителем главного редактора издательского дома «Коммерсантъ», затем был одним из руководителей газеты «Московские новости». В настоящее время работает заместителем главного редактора газеты «Ведомости».

Второго сына Петрушевской зовут Федор Павлов-Андреевич. Он родился в 1976 году. Он также журналист, продюсер, телеведущий и художник. Дочь писательницы Наталья Павлова — известный музыкант, один из основателей столичной фанк-группы.

Поросенок Петр

Не все знают, но именно Людмила Петрушевская является автором мема про поросенка Петра, который на красном тракторе бежит из страны.

Все началось с того, что в 2002 году писательница издала сразу три книги под названием «Поросенок Петр и машина», «Поросенок Петр едет в гости», «Поросенок Петр и магазин». Спустя 6 лет был снят одноименный анимационный фильм. Именно после его выхода в свет этот персонаж и превратился в мем.

На всю страну он получил известность после того, как в 2010 году один из пользователей интернета по прозвищу Lein записал музыкальную композицию «Поросенок Петр съе. «. Вскоре после этого другой пользователи Артем Чижиков наложил на текст яркий видеоряд из одноименного мультфильма.

Есть еще один интересный факт о писательнице. По некоторым версиям, профиль Людмилы Петрушевской послужил прототипом для создания заглавного персонажа в мультфильме Юрия Норштейна «Ежик в тумане».

Подтверждением этому служит то, что сама Петрушевская в одном из своих произведений прямо описывает этот эпизод именно так. В то же самое время Юрий Норштейн по-другому описывает появление этого персонажа.

При этом достоверным образом известно, что Петрушевская стала прообразом для режиссера при создании другого мультфильма — «Журавль и цапля».

«Время ночь»

Ключевое произведение в биографии Людмилы Петрушевской — сборник рассказов «Время ночь». В него вошли ее различные повести и рассказы, причем не только новые произведения, но и уже давно известные.

Примечательно, что героями Петрушевской являются обычные среднестатистические люди, с большинством из которых каждый из нас может встретиться каждый день. Они являются нашими коллегами по работе, каждый день встречаются в метро, живут по соседству в одном подъезде.

При этом необходимо задуматься, что каждый из этих людей — это отдельный мир, целая Вселенная, которую автору удается уместить в одно небольшое произведение. Рассказы Людмилы Петрушевской всегда отличались своим драматизмом, тем, что содержали в себе сильный эмоциональный заряд, которому могли бы позавидовать некоторые романы.

Большинство критиков и сегодня отмечают, что Петрушевская остается одним из самых необычных явлений в современной российской словесности. Она умело сочетает в себе архаику и современность, сиюминутное и вечное.

Рассказ «Шопен и Мендельсон»

Рассказ «Шопен и Мендельсон» Людмилы Петрушевской служит ярким примером ее яркого и неповторимого творчества. По нему можно судить о ней как об уникальном отечественном прозаике.

В нем удивительным образом сравниваются два этих композитора, а главной героиней рассказа становится женщина, которая постоянно жалуется, что за стеной у нее каждый вечер играет одна и та же надоедливая музыка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: