Константин воробьев — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Константина Воробьёва

Константин Дмитриевич Воробьёв родился 24 сентября 1919 года в с. Нижний Реутец Медвенского р-на Курской обл. в многодетной крестьянской семье — у Воробьёв было 5 сестер и брат.

Отца своего Воробьёва не знал. В деревне считали его сыном белого офицера. Отчим, вернувшись после Первой мировой войны и германского плена, усыновил Воробьёва. По воспоминаниям жены Воробьёва, писатель всегда вспоминал об отчиме «с чувством любви и благодарности за то, что тот никогда не упрекнул его куском хлеба, никогда не тронул, как говорится, и пальцем». От матери Воробьёв унаследовал резкий, беспокойный, не терпящий несправедливости характер. Детство Воробьёва, несмотря на большую семью, было одиноким и не слишком радостным. «Мне всегда хотелось есть,— вспоминал он,— потому что никогда не приходилось наесться досыта — семья большая, жизнь была трудной, и я не был способен попросить, чувствуя себя лишним ртом, чужаком».

В 1933, после ареста отчима за недостачу в сельмаге, которым тот заведовал, Воробьёв стал работать. Плату за работу грузчиком в магазине он получал хлебом, что позволило семье выжить в голодный год.

Окончив сельскую школу, Воробьёв поступил в Мичуринский сельхозтехникум, но через 3 недели вернулся в село. Окончил курсы киномехаников, полгода ездил с кинопередвижкой по окрестным деревням.

В 1935 Воробьёв стал селькором районной газеты и даже некоторое время работал в ней литературным инструктором. Но вскоре Воробьёва уволили из редакции «за преклонение перед царской армией». Поводом для увольнения стало увлечение Воробьёва историей Отечественной войны 1812.

После увольнения Воробьёв уехал в Москву к сестре. В Москве работал ответственным секретарем редакции фабричной газеты, окончил вечернюю среднюю школу.

В октябре 1938 К. Воробьёв был призван в армию. Служил в частях, расположенных в Западной Белоруссии; в 1939 работал в редакции военной газеты.

В декабре 1940, возвратившись из армии, работал в редакции газеты Военной академии им. Фрунзе. Оттуда его направили на учебу в военное училище им. Верховного Совета РСФСР.

В октябре 1941 в составе роты кремлевских курсантов Воробьёв попал на фронт. В декабре под Клином он оказался в плену. За время плена прошел клинский, ржевский, смоленский, каунасский, саласпилсский лагеря для военнопленных, паневежисскую и шяуляйскую тюрьмы. Дважды бежал, командовал партизанским отрядом, был в подполье.

В 1943 в шяуляйском подполье за 30 дней написал повесть о пережитом в плену. «Повесть эта, — как отметил писатель-фронтовик В. Кондратьев, — не только явление литературы, она — явление силы человеческого духа, потому как. писалась как исполнение священного долга солдата, бойца, обязанного рассказать о том, что знает, что вынес из кошмара плена. ».

В 1946 рукопись повести была отправлена в «Новый мир», но не опубликована. У самого писателя полного экземпляра повести не сохранилось, только в 1985 рукопись обнаружилась в архиве журнала, хранящемся в РГАЛИ, и была напечатана уже после смерти автора под названием «Это мы, Господи. ».

После освобождения Шяуляя Воробьёв был назначен начальником штаба МПВО, организованного на базе партизанской группы. Работая на этой должности, Воробьёв смог помочь многим из бывших пленных. «Он отстоял жизнь и будущее всех, кто был в его отряде и кто обращался потом, после прихода наших войск», — вспоминала его жена.

В 1947 Воробьёв был демобилизован, переехал в Вильнюс, работал в разных снабженческих и торговых организациях, в 1952 даже заведовал магазином.

В эти же годы Воробьёв работал над повестью о литовской послевоенной деревне. В 1948 она была закончена, но напечатана только через 10 лет в журнале «Нева» под названием «Последние хутора».

Первая же публикация Воробьёва — рассказ «Ленька» — состоялась в 1951 в милицейской газете. В следующем году несколько рассказов Воробьёва были напечатаны в республиканской газете «Советская Литва». Рассказы эти, как говорил сам писатель, были «наивно сентиментальны и даже милы своей простодушностью».

В 1956 в Вильнюсе вышел первый сборник рассказов Воробьёва «Подснежник».

В 1958 в Литве был издан второй сборник — «Седой тополь». В это же время Воробьёв начал печататься в России — в журнале «Нева» были опубликованы рассказ «Ермак» и повесть «Последние хутора».

После выхода первого сборника Воробьёв оставил мешавшую творчеству работу в торговле, но быстро выяснилось, что на гонорары прожить трудно. Воробьёв, как он говорил, «пошел служить» — стал заведующим отделом литературы и искусства газеты «Советская Литва». Но и газетная повседневная работа мешала основному делу — писательству.

В 1961 Воробьёв, наконец, получил возможность оставить газетную службу.

В начале 1960-х написал две небольшие повести о войне: «Убиты под Москвой» (1961) и «Крик» (1962). Правда, вторая из них была опубликована раньше первой. «Убиты под Москвой» была напечатана в феврале 1963 в журнале «Новый мир», Воробьёв считал эту повесть своей удачей и гордился ее публикацией именно в «Новом мире». В основу обеих повестей легли личные впечатления и переживания автора во время боев под Москвой. Повести, по замечанию одного из критиков, «художественно восстанавливали «первичную действительность» войны, ее реальное обличье, увиденное в упор».

Именно это «реальное обличье» войны вызвало полное неприятие повестей Воробьёва официальной критикой. Она воспринимала их как «искажение правды о войне». Писателя стали постоянно упрекать «за настроение безысходности, бессмысленности жертв». В конце концов результатом таких критических нападок стало молчание о творчестве Воробьёва.

После выхода в свет военных повестей Воробьёв в 1960-е опубликовал ряд повестей о довоенной деревне, написанных в значительной мере на основе впечатлений собственного детства и юности: «Сказание о моем ровеснике» (1963), «Почем в Ракитном радости» (1964), «Друг мой Момич» (1965). Последнюю из этих повестей Воробьёв задумывал как часть большого романа. Позднее она стала самостоятельным произведением, но полностью опубликовать ее долго не удавалось. Набор сборника, куда она была включена в московском издательстве «Советская Россия», был рассыпан. В Вильнюсе удалось в 1967 напечатать часть повести под названием «Тетка Егориха». Полностью повесть «Друг мой Момич» была издана только после смерти писателя в одноименном сборнике в 1988. Сам Воробьёв считал ее «выполнением своего гражданского долга, изобразив правду о гибели русской деревни».

В 1971 была опубликована в журнале «Наш современник» и вышла в Вильнюсе отдельной книгой повесть Воробьёва «Вот пришел великан. » — книга о несчастливой любви, разрушенной обывательским ханжеством, противостоять которому оказывается не в силах героиня. Об этой повести Воробьёв в одном из писем говорил: «Хотелось провести там мысль, что не стало личности, индивидуальности. »

До 1974 Воробьёв работал над оставшейся неоконченной книгой «. И всему роду твоему». Повесть, по словам жены писателя, задумывалась «как отчет о прошлом и настоящем и раздумья о будущем». Очевидно, что писатель отдал главному герою, Родиону Сыромукову, не только многое из своей биографии, но и свои размышления о мире и жизни в нем, свое беспокойство за будущее, за судьбу детей в этом мире и в этом будущем.

Много раз Воробьёв, начиная работу над очередной повестью, полагал, что пишет часть большого романа. Большой роман он так и не написал, роман в традиционном понимании. Однако повести, объединенные общностью биографий и характеров героев, постепенно составили тот роман, о котором Воробьёв сказал: «Я и в самом деле пишу роман. Сюжет его — просто жизнь, просто любовь и преданность русского человека земле своей, его доблесть, терпение и вера».

Константин Воробьёв умер 2 марта 1975 года в Вильнюсе.

Константин Воробьев

Биография

Константин Воробьёв не из тех актёров, которых узнают на улице и выстраиваются в очередь за автографом. И не потому, что он плохой артист или ему не повезло со звёздными ролями: в фильмографии Константина Владимировича есть такие замечательные картины, как «Остров сокровищ», «Нам не дано предугадать. », «По имени Барон», «Сказ про Федота-стрельца» и «Идиот».

Актер Константин Воробьев

Дело в том, что на съёмочной площадке он перевоплощается в своего героя так, что становится тем, кого играет. А в обыденной жизни артист, как он сам утверждает, «сливается с толпой». Частенько в театре, а Константин Воробьёв является ведущим актёром Молодежного театра на Фонтанке, после спектакля его спрашивают, кого же он играл. Такова сила его мастерства и таланта.

Читайте также  Иван айвазовский - биография знаменитости, личная жизнь, дети

И лишь на даче в Луге, где все друг друга знают, Константин Воробьёв – настоящая звезда. Но это ему вовсе не по нраву, потому что простые вещи – как то сходить в магазин за хлебом – становятся невозможными от назойливого и пристального внимания.

«Идёшь в магазин, как будто голый», — так описывает своё состояние артист и признаётся, что ему это неприятно.

Детство и юность

Родился Константин Воробьёв в Санкт-Петербурге, тогда ещё Ленинграде, в марте 1960 года. О его семье информации мало. Известно лишь то, что родители не были связаны с миром театра и кино.

Константин Воробьев в молодости

После окончания школы Воробьёв не метался в поисках своего пути – он тотчас отнёс документы в Ленинградский институт театрального искусства (сегодня знаменитый ЛГИТМиК) и поступил с первой попытки. Учился на курсе Рубена Агамирзяна.

После окончания вуза был принят в Театр имени В. Комиссаржевской. С 1981 года актёр начал выходить на театральные подмостки. Он сыграл более двух десятков героев различных спектаклей. Его мастерство удостоилось высочайших похвал: Воробьёв продемонстрировал «высший пилотаж» перевоплощения. Играл героев и злодеев. Был органичен в возрастных ролях.

Фильмы

Вскоре он появился на экранах. Кинематографическая биография Константина Воробьёва началась небольшой ролью в 3-серийном приключенческом фильме «Остров сокровищ», где артист появился в образе Дика.

Константин Воробьев в фильме «Остров сокровищ»

После небольшого перерыва зрители увидели его игру в замечательной картине Ольги Наруцкой «Нам не дано предугадать. ». Здесь Воробьёву доверили первую большую роль. Лента вышла на экраны в 1985 году. С этого момента артист снимается регулярно. Каждый год выходит 2-3 новых кинопроекта с его участием.

Уже в первых картинах, которые появились в 1980-х, талант актёра очевиден. «Подсудимый», «Левша», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается» (сыграл молодого констебля Питкина), «Моонзунд», «Муж и дочь Тамары Александровны», «Филипп Траум» — всюду питерский артист превосходен.

Константин Воробьев в фильме «Филипп Траум»

Но по-настоящему популярен он становится в 2000-х. В 2003 году выходит замечательная картина «Сказ про Федота-Стрельца», где артист впервые появляется в главной роли и становится узнаваемым и многими любимым артистом. Его видят в комедии Карена Оганесяна «Пять невест», драме «Похороните меня за плинтусом» и множестве популярных сериалов, среди которых «Разведчицы», «Майор полиции», «Литейный», «Каменская», «Убойная сила».

Чаще всего актёр играет маньяков, на которых, как он с улыбкой утверждает, ему «везёт». Таковы его герои в сериалах «По имени Барон», «Ключи от смерти», «Тайны следствия» и «Агентство золотая пуля». Но, пожалуй, роль Фердыщенко в замечательной экранизации романа Фёдора Достоевского «Идиот» стоит особняком. Это безупречная, блестящая игра. Что называется, точное попадание в образ.

Константин Воробьев в сериале «Идиот»

Примечательно, что отрицательных персонажей Константин Воробьёв играет лишь в кино. Совсем иное дело – театральные подмостки. Здесь выбор героя определяет не внешность, а игра. Поэтому на сцене этого замечательного артиста можно увидеть в роли Моцарта в спектакле «Моцарт и Сальери», Алексея Турбина в «Белой гвардии», Тихона в «Грозе».

За блестящую работу в спектакле «Ла-фюнф ин дер люфт» артист удостоен Премии петербургской критики. Константин Владимирович – ведущий актёр Молодежного театра на Фонтанке.

Константин Воробьев в сериале «Григорий Р.»

В 2014 году зрители с удовольствием наблюдали его игру в историческом сериале-драме «Григорий Р.», где ему досталась роль бывшего уездного пристава Максима Фадеевича Карпова.

В 2016-ом телезрители увидели новый многосерийный детектив «Следователь Тихонов» по мотивам произведений братьев Аркадия и Георгия Вайнеров. Воробьёву достался отрицательный персонаж – Сергей Обольников в сериях «Визит к минотавру». И снова артист продемонстрировал свой талант к тонкой психологической игре, требующей немалых душевных сил и самоотдачи. Все фильмы Константина Воробьёва — это проекты «со знаком качества».

Личная жизнь

У актёра крепкая семья. Жена Константина Воробьёва, Ольга Самошина, заслуженная артистка России. Они вместе уже более 30 лет. Пара вырастила дочь Полину. Полина Воробьёва – тоже актриса. Критики отмечают схожесть её игры с отцовской манерой. Это та же «игра на нервах», что и у папы: на пределе сил и возможностей.

Константин Воробьев с дочерью Полиной Воробьевой и женой Ольгой Самошиной

Личная жизнь Константина Воробьёва и Ольги Самошиной сложилась счастливо. Артист утверждает, что его половинка гораздо лучше него: она очень хороший человек, готовый в любую минуту пожертвовать собой ради других. Они очень разные, но, возможно, в этой «взаимодополняемости» и кроется секрет их счастливой семьи.

Дважды расставались, но сохранили семью на 40 лет: Актеры Константин Воробьёв и Ольга Самошина

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Ольга Самошина сыграла порядка 70 ролей в кино и сериалах, а фильмография Константина Воробьёва насчитывает в два с лишним раза больше работ, но на улицах чаще узнают именно Ольгу. Она снялась в «Противостоянии» и «Жизни Клима Самгина», он сыграл в «Острове сокровищ» и «Механической сюите». А вместе они идут по жизни вот уже больше 40 лет, правда, за это время они дважды расставались. Что же позволило им сохранить семью?

Первая любовь

Они познакомились в ЛГИТМиКе в 1977 году, куда оба поступили на курс Рубена Агамирзяна. Яркая Ольга Самошина, которую называли первой красавицей курса, и скромный Константин Воробьёв, тихий и неприметный. Девушка при первом знакомстве даже подумала о том, что её однокурсник из очень простой семьи.

И была отчасти шокирована, когда выяснилось, что отец Константина – легендарный Владимир Воробьёв, главный режиссёр Ленинградского театра музыкальной комедии. Его называли родоначальником жанра театрального мюзикла в советском театре. Он снял «Свадьбу Кречинского», «Труффальдино из Бергамо» и «Остров сокровищ». Кстати, узнала обо всём Ольга, когда давно встречалась с Костей.

Семья Ольги тоже была творческой. Майя Забулис – известная чтец-декламатор, более полувека проработавшая в филармонии Ленконцерта, Борис Самошин – заслуженный артист РСФСР, ведущий актёр Ленинградского театра имени А. Пушкина. Для Ольги, как и для Константина, поступление в театральный было вполне естественным.

При знакомстве с Константином Ольга как-то сразу поняла: это её родной человек. Подобные чувства до этого момента она испытывала только к родителям, а тут вдруг – застенчивый однокурсник. Но Константин умел удивлять. Завоёвывая сердце девушки, он был готов на романтические поступки. Посадив Ольгу в троллейбус и помахав ей на прощанье рукой, он мог влететь в салон на следующей же остановке. И это при том, что машины у него не было, и парню приходилось бежать за троллейбусом от остановки до остановки.

Им было всего по 18 лет, когда Константин и Ольга решили создать свою семью. Отец жениха был категорически против ранней женитьбы сына, резонно опасаясь того, что ранний брак станет серьёзным препятствием на пути творческой реализации одаренного юноши. Были у Владимира Егоровича определённые опасения и по поводу истинных намерений невесты Константина. Ольге даже пришлось заявить главному режиссёру театра музкомедии: на место в труппе его театра она претендовать не станет в связи с отсутствием слуха.

А вот родители Ольги с огромной теплотой сразу приняли будущего мужа дочери, которого впервые увидели на премьере студенческого спектакля «В списках не значился». Мама, увидев жениха, пришедшего с букетом цветов делать предложение, сразу же полюбила его, как сына. Отец признаний никаких не делал, но Ольга видела, с какой теплотой и любовью он относится к Константину.

Тихое счастье

Поначалу влюблённые собирались отметить своё бракосочетание исключительно в кругу родных, не приглашая однокурсников. Но руководитель курса Рубен Агамирзян, узнав от отца жениха о предстоящей свадьбе, тут же известил об этом весь курс. Пришлось делить гостей на два дня: в первый – родственники, во второй – однокурсники.

Читайте также  Николай алексеев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

И, ломая все стереотипы, Ольга категорически отказалась надевать пышное белое платье. Она появилась на свадьбе в своём сине-зелёном «счастливом» платье, в котором поступала в институт. Зато жених был в торжественном белоснежном костюме.

После бракосочетания молодожёны поселились с родителями Ольги Самошиной, но часто бывали в доме Воробьёвых. Кажется, Ольга была единственным человеком, который спорил с Владимиром Егоровичем, отличавшимся весьма взрывным характером. Если он находился в «ударе», то запросто мог швырнуть об пол не банальную тарелку, а трёхлитровую банку с вареньем.

Ольга Самошина искренне считала, что режиссёр явно несправедлив к сыну. Воробьёв-старший всегда предъявлял к нему очень высокие требования и мог прийти в ярость, если Константин им не соответствовал. Но с тех пор, как в семье проявилась Ольга, она часто вставала на защиту любимого мужа. И, как говорит сам Константин, конфликтовала она с Владимиром Егоровичем на равных.

Спустя десять лет после свадьбы на свет появилась их дочь Полина. Константин Воробьёв оказался удивительным отцом, нежным, любящим и заботливым. Едва увидев дочь, принесённую из роддома, он испытал такой трепет, что даже боялся дышать рядом с малышкой.

Позже он мастерил для неё на даче удивительные игровые зоны с разными зверушками, которых дочь очень любила, не в пример куклам, часто остававшимся скучать на полках. И ради дочери Константин Воробьёв даже согласился (в первый и единственный раз в жизни) сыграть Деда Мороза на школьной ёлке.

За расставаньем будет встреча

Кажется, эту семью никогда не потрясают катаклизмы, а сегодня, спустя 40 лет брака, супруги смотрят друг на друга с нежностью и любовью. Но так было далеко не всегда. В их жизни было два серьёзных расставания «навсегда», которые Ольге Самошиной и Константину Воробьёву удалось пережить, не разрушив самого главного в своей жизни.

Оба их расставания пришлись на 1990-е. При этом, как замечают супруги, не раскрывая никаких подробностей, была целая история. Когда уходил муж, Ольга Борисовна находилась в полной уверенности, что её мир рухнул. Потом она сама едва не разрушила свой брак, но удержало их обоих от рокового шага то самое чувство, которое они испытали в момент первой встречи: они – родные люди.

Даже во время расставаний им удавалось сохранить чувство взаимного уважения и не опуститься до банальных оскорблений или некрасивого выяснения отношений.

Сегодня они оба невероятно счастливы от того, что им удалось сберечь семью. Константин Владимирович считает жену лучше себя и с удивлением говорит: его Ольга реально может полюбить своего врага, и ещё она из тех людей, которые, не задумываясь, пожертвуют собой ради других. Сам же актёр вот уже сорок лет пытается приучить Ольгу Борисовну к каким-то прагматичным вещам. А вместе они составляют прекрасный семейный тандем.

Их дочь Полина пошла по родительским стопам и сегодня выходит на сцену в «Мастерской» Григория Козлова. В 2011 году Полина Воробьёва родила сына Елисея, который сегодня является едва ли не центром большой и дружной семьи.

Константин Владимирович и Ольга Владимировна вместе уже почти 42 года и по-прежнему благодарят судьбу за подаренную им много лет назад встречу.

В актерской среде столь крепкие крепкие и продолжительные браки, как у Константина Воробьёва и Ольги Самошиной, – большая редкость. Слишком часто романтические отношения на съемочной площадке выходят за ее пределы и продолжаются в реальной жизни. У некоторых современных актеров романы начинались так же стремительно, как и заканчивались, ведь представители этой профессии часто слишком эмоциональны и впечатлительны. Поддавшись эмоциям, актёры поспешили в ЗАГС, но уже через несколько месяцев после свадьбы поняли, что совершили ошибку…

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Константин Воробьев и Ольга Самошина. «Ни в парше, ни в парче, а так, вообче»

Они поженились восемнадцатилетними, на втором курсе театрального института. За сорок лет дважды расставались — а снова встретившись, просили друг у друга прощения и прощали. Делали это искренне, поэтому входили в новую старую жизнь без потерь.

— Константин, немногие даже из числа поклонников знают, что вы сын Владимира Воробьева, который считается родоначальником отечественного мюзикла; автора любимых несколькими поколениями фильмов «Остров сокровищ», «Свадьба Кречинского», «Труффальдино из Бергамо». Не думаю, что вы скрываете родство.

— Да нет, конечно! Что вы! Другое дело — не кричу об этом на всех углах. Я очень горжусь отцом, масштаб личности и таланта которого по-настоящему стал мне понятен уже после его ухода.

В каждом папином спектакле: и в «Отражении» о блокадном Ленинграде, и в мюзиклах по трилогии Сухово-Кобылина, и в музыкальной комедии «Мерси, или Старинный водевиль» по повести Окуджавы — да во всех без исключения! — присутствовала пронзительность. Качество, почти не встречающееся в современном театре, тем более музыкальном. Сама жизнь отца была пронзительной — и даже его смерть.

Когда началась война, он был совсем маленьким, но запомнил, как ехал в кузове грузовика через Ладожское озеро, а в небе кружили немецкие бомбардировщики. Чтобы не бояться их гула и взрывов снарядов, дети засыпали — включалась защитная реакция.

Бабушка Настя до конца дней корила себя, что не смогла спасти старшего сына, умершего во вторую блокадную зиму. Она работала на заводе и однажды из-за непрекращающихся обстрелов несколько дней не могла попасть домой. Пятилетний папа трое суток провел в квартире с мертвым братишкой.

По сей день фильмы и спектакли о блокаде меряю отцовским «Отражением», а услышав песню, в которой умирающая девушка рассказывает историю своей любви, всегда плачу. Наверняка видел более высокохудожественные вещи, чем у отца, но ни одна так не трогала.

Талантами бог наградил его сполна. Помимо того что папа имел безусловный режиссерский дар, он прекрасно разбирался в музыке и сам ее сочинял, писал либретто, киносценарии, стихи, играл на десятке инструментов, замечательно рисовал, собирал-клеил макеты парусников и кораблей.

О том, что масштаб личности отца соизмерим с его многочисленными дарованиями, свидетельствуют хотя бы обстоятельства, при которых он оставил руководство театром.

На постановки Владимира Воробьева невозможно было достать билеты, тем не менее не всем в труппе нравилась эстетика мюзикла, которую главный режиссер Театра музкомедии привнес в театр и развивал на протяжении полутора десятилетий. Часть актеров ратовала за оперетту «в чистом виде», и отец, почувствовав, как внутри коллектива тлеет конфликт, предложил: «Давайте устроим голосование. Если будет перевес недовольных хотя бы в один голос, я уйду».

Его ошибкой было разрешить голосовать не только актерскому составу, но и билетерам, гардеробщицам, швеям, боготворившим старых опереточных артистов, которые в большинстве своем и желали возвращения «чистого жанра». Перевес ностальгирующих по прежним временам был мизерный — но в тот же день отец написал заявление. Актеры, которым, несмотря на непростой характер главрежа, нравилось с ним работать, умоляли остаться, но отец был непреклонен: «Нет. Я сам предложил голосование». Согласитесь, это поступок. Кто бы еще пошел на такое? Я подобных примеров не знаю.

Ольга: Конечно, это был драматический момент. Помню, в один из тяжелых дней пришла навестить Владимира Егоровича еще в старую квартиру на Фонтанке. Мама Кости Тамара Ильинична была в отъезде, а хозяин сидел на кухне — в халате, небритый, с орехоколом в руке — за огромным столом, заваленным скорлупками грецких орехов. Владимир Егорович не курил и не пил, потому не мог прибегнуть к привычным для многих творческих людей методам снятия стресса. Сомневаюсь, что колка орехов здорово помогла при сумасшедшей энергетике Владимира Егоровича, беспрерывном фонтанировании идеями, которые теперь оказалось некуда применить. Но он не был потерян, озлоблен — напротив, я видела перед собой красивого и мудрого человека.

Константин Дмитриевич Воробьев

Фото Все

Видео Все

Выпуск программы Россия 1 Константин Воробьев

Дмитрий Быков «Живой КОНСТАНТИН ВОРОБЬЕВ» Советская литература

Громкое чтение «К.Воробьёв «Немец в валенках»

Константин Воробьев — биография

Константин Воробьев — известный советский писатель, самый яркий из всех представителей «лейтенантской прозы». Участвовал в Великой Отечественной войне, имел звание лейтенанта. В 1941 году попал в плен, где пробыл до 1943 года. С 1943-го по 1944-й годы командовал партизанской группой, потом был назначен начальником штаба противовоздушной обороны в городе Шяуляй.

Читайте также  Евгений росс - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Он писал «лейтенантскую прозу». Именно таким емким определением назвали критики произведения Константина Воробьева, известного писателя. Он мечтал написать большой роман, но как-то не сложилось, зато его повести и рассказы настолько глубокомысленные и интересные, что их хочется перечитывать несколько раз, и каждый раз находить в них что-то новое, которое сразу и не заметил.

Детство и юность

Родился Константин Воробьев 24 сентября 1919 года в небольшом селе Нижний Реутец Курской губернии, хотя в других источниках местом его рождения называют деревню Шелковка. Семья будущего писателя была многодетной, кроме него родители растили еще одного сына и пять дочерей. Трудовую биографию начал в четырнадцатилетнем возрасте, заставила нужда. Он устроился в хлебный магазин, зарплату получал в натуральном виде — хлебом. Таким образом подросток буквально спас семью от голодной смерти. После окончания сельской школы стал студентом сельскохозяйственного техникума в Мичуринске. Потом учился на курсах киномехаников, и только после этого вернулся домой, в родную деревню.

В 1935-м его приняли в районную газету в качестве литературного сотрудника. В это время Константин уже делал первую пробу пера, стал автором антисталинского стихотворения под названием «На смерть Куйбышева», но даже и не думал его публиковать. В то время это было равносильно смерти. Молодой человек и так опасался, что станет жертвой доноса, и чтобы не подвергать риску собственную жизнь, Воробьев уехал к одной из сестер, которая жила в Москве. В столице устроился работать в газету «Свердловец», посещал вечернюю школу.

Константин Воробьев в юности

Осенью 1938 года Воробьева призвали в ряды Красной Армии. Он попал в Белорусский военный округ, стал сотрудником армейской газеты «Призыв». Спустя год на страницах этой газеты свет увидели его первые публикации — рассказы «У колодезного журавля» и «Черный кисель», в 1940 году вышел еще один его рассказ — «Часы». Демобилизовался в декабре 1940-го, устроился на работу в газету Академии Красной Армии имени Фрунзе литературным сотрудником. Вскоре получил направление и стал курсантом Московского Краснознаменного пехотного училища им.Верховного Совета РСФСР.

Война, плен

На фронт Воробьев ушел в звании лейтенанта. Его часть вела бои под Москвой. В декабре 1941-го, во время одного из боев под Клином, Константина контузило, и он очнулся уже в плену. Его поместили сразу в Клинский лагерь для военнопленных, потом за три года плена он сменил еще несколько таких лагерей — Ржевский, Смоленский, Каунасский, Саласпилсский, Шяуляйский. Два раза предпринимал попытку побега. Вторая попытка оказалась успешной, Константин бежал 24 сентября 1943 года, прямо в свой день рождения, который стал называть вторым рождением. В 1943 году Воробьев возглавил партизанскую группу, в которую вошли бывшие военнопленные, сумевшие бежать из плена. Его группа входила в состав партизанского отряда, действовавшего близ города Шяуляй (Литва).

После того, как Советская Армия освободила город Шяуляй в 1944 году, Константин Воробьев получил новое назначение — начальник штаба ПВО. Литву писатель всегда считал своей второй родиной, но и там не обошлось без изнуряющих проверок органами НКВД. Только спустя долгих десять лет Воробьеву вручили заслуженную награду — медаль «Партизану Отечественной войны» первой степени.

Творчество

Творческая биография писателя началась в 1943-м, в партизанском отряде. Именно тогда родилась его автобиографическая повесть под названием «Это мы, Господи!», в которой он делится воспоминаниями и плене и концлагерях. В 1946-м писатель отдал свою повесть в редакцию журнала «Новый мир», с надеждой, что ее опубликуют. Однако ее побоялись печатать. Писатель не сохранил свое творение в личном архиве, и поэтому это произведение долгие годы считалось утерянным. Однако в 1986-м рукопись нашлась. Ее обнаружила обычная аспирантка ЛГПИ (Ленинградского государственного педагогического института) И.Соколова. Как выяснилось потом, рукопись и все архивы журнала «Новый мир» попали в Центральный государственный архив литературы и искусства, где она и пролежала долгих сорок лет. В том же, 1986-м, ее напечатал на своих страницах журнал «Наш современник».

Демобилизовался Константин Воробьев в 1947-м, поселился в Вильнюсе. Работал где придется, примерил на себя массу специальностей. Шофер, грузчик, киномеханик, конторщик, заведующий промтоварным магазином. В 1950-м устроился на работу в ежедневную газету «Советская Литва». Вскоре получил должность заведующего отделом литературы и искусства. В том же году русская секция Союза писателей в Литве рекомендовала опубликовать повесть писателя под названием «Одним дыханием» в одном из местных альманахов. Однако публикация так и не состоялась. Спустя год вильнюсский альманах напечатал его рассказ «Ленька». В 1956-м Воробьев выпустил в Вильнюсе свой дебютный сборник рассказов, которому дал название «Подснежник». Спустя два года порадовал читателей новым сборником своих произведений — «Седой тополь», а в 1960-м третьей книгой повестей и рассказов под названием «Гуси-лебеди».

Константин Воробьев в творческом процессе

Достаточно долго длилась переписка Константина Воробьева и Виктора Астафьева. После того, как Астафьев прочел повесть Воробьева «Алексей, сын Алексея», напечатанную журналом «Молодая гвардия», он написал ему письмо, которое послал через редакцию этого издания. На конверте он оставил просьбу, переслать лично Константину Воробьеву и его другу Назиру.

По мнению известного советского критика-сталиниста Лесюческого, повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой» — это клеветническое произведение. С ним согласны далеко не все коллеги-критики и читатели.

В общей сложности Воробьев стал автором свыше трех десятков очерков, рассказов, повестей. Произведения, в которых он рассказывает о реалиях войны, о той жестокости и бесчеловечности, что там творилась, публиковались далеко не сразу, к тому же, в значительно сокращенном виде. Опытом войны, самой кровавой и беспощадной, писатель делится в самой известной своей повести — «Убиты под Москвой». Хоть и написана она была в конце 40-х, читатели смогли впервые познакомиться с ней только в 1963 году, когда Александр Твардовский напечатал ее в журнале «Новый мир».

Еще одно произведение автора увидело свет спустя почти четверть века после его написания. Это повесть под названием «Мой друг Момич», написанная в 1965 году и опубликованная только в 1988-м, уже после смерти писателя. Такая же участь ждала и еще два произведения Воробьева — повести» Ермак» и «Одним дыханием».

Пользовались популярностью и другие повести Константина Воробьева -«Генка, брат мой», «Сказание о моем ровеснике», «Синель», «Вот пришел великан», «Почем в Ракитном радости», «Седой тополь». Прозаика часто называли «русский Хемингуэй», а Дмитрий Быков видел в нем самого американского из всех русских писателей, в котором как-то странно сочетаются Хемингуэй и Капоте. Он считал, что Воробьев — автор «нежнейших и мощнейших текстов в русской послевоенной прозе».

Произведения Константина Воробьева

Произведения Воробьева печатали русские издания в Литве, их могли оценить читатели газеты «Советская Литва» и журнала «Литва литературная». Кроме этого, повести и рассказы известного прозаика публиковали газеты и журналы СССР — «Учительская газета», «Молодая гвардия», «Звезда», «Нева». Повесть под названием «…И всему роду твоему» писатель так и не закончил.

Многие из произведений Воробьева перевели на другие языки. Они выходили на латышском, болгарском, польском и немецком языках. На литовском языке вышел рассказ писателя «Настя», который напечатали в еженедельном издании «Литература ир мянас», и небольшой отрывок из произведения «Это мы, Господи!», опубликованный в ежедневной газете «Теса» в 1988 году. Также вышло несколько сборников на литовском языке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: