Иван бортник — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иван Сергеевич Бортник

Фото Все

Видео Все

Место встречи — Гость студии — Иван Бортник

Иван Бортник. Острова.

Иван Бортник — биография

В советские времена Иван Бортник считался артистом восемнадцатого разряда. Такой же был и у прославленного Смоктуновского, который называл Бортника гением. Актер создавал впечатление замкнутого и неразговорчивого человека, хотя Высоцкий считал его близким другом — таких у прославленного барда было немного.

Слава к Ивану Бортнику пришла после выхода картины «Место встречи изменить нельзя», в которой он сыграл всего лишь эпизодическую роль.

Детство и юность

Родился Иван Бортник 16 апреля 1939 года в семье московских интеллигентов. Мама была сотрудником Института мировой литературы, доктором филологических наук. Отец занимал должность заместителя главреда в Гослитиздате.

В школьные годы Иван совершенно не дружил с точными науками, он был настоящим гуманитарием. Любимыми предметами были русский язык и литература. У мальчика оказался музыкальный слух, поэтому буквально с первого класса он начал заниматься в музыкальной школе, пытаясь осилить игру на виолончели.

Фото: Иван Бортник в молодости

Иван с друзьями много времени проводил во дворе, где все пацаны старались придерживаться дворовых законов. У многих его друзей за плечами уже была не одна отсидка в зоне, некоторые не успевали вдохнуть воздух свободы, и опять попадали за решетку. Именно в такой компании проходило детство Бортника. Он тоже влился в эту компанию, даже однажды принимал участие в ограблении ларька. Правда сам не воровал, его поставили «на шухер». Это единственный криминальный эпизод в биографии актера, больше он в такие авантюры не ввязывался.

Параллельно с дворовой жизнью, Иван был с головой погружен в творчество. Ему очень нравилась поэзия, и вскоре он сам стал автором стихов.

Мальчик начал заниматься в городском Доме пионеров, потом его заинтересовали занятия в самодеятельной киностудии. В это же время пришла и любовь к театру, и он твердо решил стать актером. Родители совершенно не удивились такому выбору сына, и полностью его поддержали.

В 1957-м Иван Бортник успешно сдает экзамены, и становится студентом ГИТИСа. Буквально после первых занятий, ему перехотелось учиться в этом вузе, и он перевелся в Щукинское училище, в мастерскую к Владимиру Этушу. Диплом об окончании вуза Бортник получил в 1961-м.

Театр

После выпуска из училища Бортник поступил на службу в театр им.Гоголя, но его карьера в этом месте так и не сложилась. У актера были постоянные разногласия с руководством театра, и вскоре он покинул эту сцену.

Настоящая театральная карьера Ивана Бортника началась в Театре на Таганке, которым руководил Юрий Любимов. Они были знакомы давно, еще со студенческих лет. В этом театре Бортник сразу вошел в основную труппу, хотя с его характером это было достаточно трудно. Иван был настоящим бунтарем, но подлости в нем не было никогда. Он не стремился получить роль любой ценой, не стоял на пути у своих коллег. Один раз, когда по решению Любимова он должен был сыграть Гамлета, Бортник отказался от роли. Причина была проста – до этого на эту роль был утвержден Владимир Высоцкий, но режиссер почему-то принял решение снять его и поставить Бортника. Естественно, последовал отказ. В 80-е годы в театре сменилось руководство, кресло главного режиссера занял Анатолий Эфрос. Он начал поближе знакомиться с актерами, и тогда услышал, что Бортник – единственный гениальный артист в этой труппе. Такую высокую оценку Иван получил из уст Смоктуновского.

Фильмы

Дебют Ивана Бортника в кино состоялся в 1962-м. Он снялся в картине «Исповедь», в которой перевоплотился в художника Василия – студента-семинариста, отошедшего от веры, в связи с полным разочарованием в ней. Бортнику совершенно не понравилось, как он выглядит на экране, он вызывал только чувство сострадания. После этого артист не снимается на протяжении восьми лет. И только после такого перерыва ему предложили работу в ленте «Впереди день».

В 1974-м Бортник засветился в ленте «Иван да Марья», где его героем стал солдат Иван. После проката этой картины Иван начал получать приглашения от режиссеров, но звали его в основном на второстепенные роли. Актер соглашался, ведь на съемочной площадке он получал бесценный опыт, потому что его партнерами по фильмам были уже известные актеры.

Всесоюзную славу Иван Бортник узнал после проката картины «Место встречи изменить нельзя», где ему досталась роль второго плана – бандит по прозвищу Промокашка. Роль центрального персонажа досталась его другу, Владимиру Высоцкому. И именно Высоцкий просил Говорухина отдать роль Шарапова Бортнику, но режиссер был непреклонен. Так Иван Бортник стал Промокашкой. По сценарию его герой не произносит ни единого слова, но Бортник решил его озвучить, и сам сочинил текст. Артиста еще долго ассоциировали с его героем, он говорит, что устал от этих параллелей, и совершенно перестал смотреть картину, которая сделала его популярным.

После этого фильма карьера Бортника пошла вверх. Он снялся в лентах «Старшина», «Родня», «Привет с фронта», «Поживем – увидим». И хоть его герои по-прежнему были второстепенными, но зритель их запомнил.

В 1986 году вышла лента под названием «Я – вожатый форпоста», в которой Иван Бортник впервые снялся в роли главного героя. В основу фильма легли воспоминания Николая Гудкова – пенсионера-педагога. Роль молодого учителя досталась Василию Мищенко, пожилого педагога сыграл актер Павел Кадочников. Бортник в этом фильме стал партийным работником, придерживающимся строгих принципов.

В 1987-м фильмография артиста пополнилась еще одной значимой ролью. Иван Бортник предстал горным инженером Андреем в фильме «Зеркало для героя», режиссером которого был Владимир Хотиненко. В 1990-м актер появился сразу в двух картинах – «Мир в другом измерении» и «Смерть в кино», где снова сыграл центральных персонажей.

Вскоре Бортник получил еще одну главную роль в детективной истории «Убийство на Ждановской». Он стал следователем. Вторая половина 90-х годов была не такая плодотворная, но артист продолжает появляться в эпизодах. Так, ему предложили роль в лентах «Мусульманин», «Мама, не горюй!», «Затворник».

Поживём-увидим.(1985).TVRip 122

Новый век принес актеру не только новые роли, но и заслуженное звание. В 2000-м он стал Народным артистом РФ. Самыми успешными работами того периода Бортник считает «Антикиллер», «По ту сторону волков». После этого Иван засветился в сериале «Демон полдня», в котором показана роковая любовь. И снова актеру посчастливилось сниматься с известными коллегами, причем не только старшего поколения, но и талантливой молодежью. В 2006-м Бортника позвали на съемки одновременно трех картин – «Око за око», «Жила-была одна баба», «Сонька Золотая Ручка».

Личная жизнь

Иван Бортник считает себя счастливым человеком, потому что ему пришлось познать в жизни большую любовь. Даже две. Его избранницей стала Инна Гулая, коллега по актерскому цеху. Эта любовь была настолько большой, что граничила с безумием. Они были страстно влюблены, но счастья в семейной жизни не получилось. У молодых людей были одинаковые темпераменты и сильные характеры, никто не хотел уступить, и ужиться вдвоем не получилось. Детей у пары не было.

После того, как они расстались, Инна постоянно находилась на грани срыва. Она бесконечно звонила Ивану по ночам, ее мучили какие-то непонятные страхи и видения. Женщина боялась даже своих близких, всем говорила, что ее или зарежут или отравят. Бортник понимал, что Инна мучается из-за невостребованности в профессиональном плане, и что такое положение дел может ее сломать. Так и случилось, однажды Инну нашли мертвой, она наелась таблеток.

Фото: Иван Бортник с женой

Личная жизнь Ивана Бортника изменилась, когда он встретил Татьяну. Она училась в театрально-художественном училище, но актрисой не была. Женщина стала преподавателем в том же училище, которое закончила сама. На долю Татьяны выпало многое. Она уже давно смирилась с тяжелым характером мужа, научилась не обращать внимания на его капризы, предотвращала конфликты, и даже прощала запои любимого.

Супруги уже давно вместе, они справились со всеми проблемами, возникающими на жизненном пути. В 1969-м в семье родился единственный сын Федор. Он не стал творческим человеком, выучился на инженера и нашел себе работу художника по свету.

Иван Бортник сейчас

В настоящее время Ивана Бортника не видно ни на сцене театра, ни на экране. Он не отказывается от общения с журналистами, его зовут в документальные проекты. Актер снялся в документальном кино в память о Владимире Высоцком, который был его другом. В 2014-м Бортник стал участником передачи «Острова», которую транслировал канал «Культура».

Избранная фильмография

  • 1962 — Исповедь
  • 1978 — Старшина
  • 1979 — Место встречи изменить нельзя
  • 1984 — Действуй по обстановке!
  • 1990 — Мир в другом измерении
  • 1992 — Убийство на «Ждановской»
  • 1998 — Мама, не горюй
  • 2003 — Антикиллер 2: Антитеррор
  • 2006 — Сдвиг
  • 2009 — Антикиллер Д. К.
  • 2011 — Жила-была одна баба

Ссылки

  • Полная фильмография
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Иван Бортник: биография, личная жизнь, фильмы с актером

Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд

Полное имя: Иван Сергеевич Бортник
Дата рождения: 16 апреля 1939 г.
Дата смерти: 4 января 2019 г.
Знак зодиака: Овен
Место рождения: г. Москва, Россия
Семейное положение: был женат на Татьяне Борзых
Страница на Wikipedia: перейти

Только авторизированные пользователи могут задавать вопросы.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд

Содержание (быстрый переход)

Маленькая роль в легендарном телесериале «Место встречи изменить нельзя» стала для актера по-настоящему звездной – после нее Иван Сергеевич стал узнаваемым и популярным артистом. Связать свою жизнь с актерской профессией Бортник решил уже в юношеские годы и, повзрослев, воплотил свою мечту в реальность.

Биография артиста

Иван Сергеевич родился в замечательной московской семье интеллигентов – его мама была филологом, доктором наук, сотрудником Института мировой литературы, а Сергей Бортник, отец будущего актера – замглавредом в Гослитиздате.

Начало творческой биографии Ивана Бортника пришлось на школьные годы — свои актерские способности он реализовывал в доме пионеров, а потом записался в самодеятельную киностудию, существовавшую при парке им. Горького.

На фото: Иван Бортник в молодости

Увлечение театром, возможно, спасло его от дурного влияния улицы – среди друзей Ивана в детстве было немало хулиганов, и один раз он даже поучаствовал в ограблении ларька. Многие из той компании отсидели в тюрьме, к счастью, Бортнику удалось избежать той же участи.

Впервые перед публикой Иван Бортник выступил в шестилетнем возрасте, прочитав стихи на работе у Бортника-старшего во время новогоднего утренника. Иван и сам рано начал писать стихи – родители привили ему любовь к чтению и литературе.

После окончания школы вопрос с выбором профессии перед Иваном не стоял – он пошел поступать в ГИТИС и успешно сдал все вступительные экзамены. Позже Бортник перешел в Театральное училище им. Щукина после окончания которого получил приглашения от шести театров, но стал актером театра им. Гоголя.

На фото: в фильме «Исповедь»

Свою судьбу с кино Иван Бортник связал, став уже дипломированным актером, а его первой кинематографической работой стала роль в картине «Исповедь». Шесть лет Иван Сергеевич выходил на сцену театра им. Гоголя, в котором сыграл немало главных ролей, а потом перешел в Театр на Таганке, с которым биография Ивана Бортника была связана до последних дней жизни.

Читайте также  Алексей потехин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Роли в кино

Дебют в кино чуть было не стал финалом кинематографической карьеры Ивана Бортника, настолько не понравилась актеру роль в его первом фильме «Исповедь».

Самое интересное

Он посчитал, что ему не удалось правильно раскрыть образ, и разочарование было настолько серьезным, что целых восемь лет актер вообще не снимался.

В фильме «Впереди день»

Потом он снялся в ленте «Впереди день», а в музыкальной сказке «Иван да Марья» ему уже доверили главную роль, с которой он успешно справился.

На фото: Иван Бортник в фильме «Иван да Марья»

С этого момента кинематографическая биография Ивана Бортника развивалась стремительно – каждый год он снимался в одном, а то и в нескольких фильмах, но настоящим прорывом для него стала совсем маленькая роль Промокашки в телесериале «Место встречи изменить нельзя», сделавшая Бортника узнаваемым популярным артистом.

Бортник в роли Промокашки

В этот образ Иван Сергеевич внес много своего – придумывал текст, а в сцену ареста банды вставил песню в своем исполнении.

Почти все роли в кино, даже второго плана, в исполнении Бортника становились яркими и запоминающимися. Это и Вовчик в «Родне», и инвалид Иван Никанорыч в «Старшине».

На фото: Иван Бортник в фильме «Зеркало для героя»

Немало на счету актера и главных ролей – Андрей Немчинов в «Зеркале для героя», Глеб Ярин в «Убийстве на Ждановской», инвалид Коля в детективе «По ту сторону волков».

Иван Бортник в театре

В театре им. Гоголя Иван Сергеевич был задействован во многих постановках и сыграл немало запоминающихся ролей, однако из-за конфликта с одним из режиссеров принял решение перейти в Театр на Таганке к своему бывшему преподавателю Юрию Любимову.

На фото: артист в спектакле «На дне»

На новом месте карьера Бортника сложилась не менее успешно – актер сыграл множество главных и ролей первого плана, в том числе в постановках «Мать», «Пугачев», «Деревянные кони», «Живой», «Борис Годунов» и других.

Иван Бортник на театральной сцене

Много сил Иван Сергеевич вложил в спектакль «Высоцкий», ставший единственным, с которым актер выходил на сцену в последние годы жизни. Он много выступал на творческих вечерах, посвященных Владимиру Семеновичу, читал его стихи и письма.

Его часто приглашали на различные мероприятия, но Бортник всегда отказывался, как и от интервью, ссылаясь на то, что не умеет красиво рассказывать. Иван Сергеевич всегда был неразговорчивым и замкнутым человеком, таким и оставался до конца жизни.

Дружба с Высоцким

Огромную роль в личной жизни Ивана Бортника сыграла дружба с Владимиром Высоцким, с которым он познакомился, став его коллегой по Театру на Таганке.

«На чем сошлись? Не знаю, наверное, детство одно — послевоенное, любовь к поэзии. А потом, видимо, характер у нас схожий», — рассказывал Иван Бортник.

С первых дней знакомства они сблизились, почувствовав себя на одной волне.

Благодаря Высоцкому Бортнику дали роль Промокашки в популярнейшем телесериале «Место встречи изменить нельзя», в котором Владимир Семенович сыграл одного из главных персонажей.

На фото: Иван Бортник и Владимир Высоцкий

Вместе они провели немало дней и ночей, ездили в Париж, где, по словам Ивана Сергеевича, вели исключительно ночной образ жизни. Высоцкий помогал Бортнику заработать, включая в свои концерты, в программе которых Иван Бортник декламировал стихи на военную тематику.

Смерть Владимира Семеновича выбила Ивана Бортника из колеи, и только роль в фильме «Родня» смогла отвлечь его от тяжелых мыслей.

Личная жизнь

В первый раз сильное чувство вспыхнуло у Ивана Сергеевича еще в школьные годы – он влюбился в Инну Гулая, учившуюся с ним в одной школе. Это было первое безумное чувство в личной жизни Ивана Бортника и Инны. Гулая вслед за ним пошла поступать в театральный вуз, хотя до этого собиралась идти в иняз.

На фото: Инна Гулая

Их роман не увенчался свадьбой – по словам Ивана Сергеевича, если бы это и случилось, жить вместе они бы не смогли, настолько схожи были по темпераменту – оба были взрывными и несдержанными.

«Если бы это случилось, был бы каждодневный мордобой. Мы с ней очень похожи характерами: нервные оба. Дрались постоянно. Я ее ревновал чудовищно: она была очаровательная», — вспоминал Иван Сергеевич.

Свою судьбу актер связал с другой женщиной – Татьяной Борзых.

Иван Бортник с женой

Жена Ивана Бортника не актриса, она училась в театрально-художественном училище, после окончания которого осталась в нем преподавать. С Татьяной Николаевной актер прожил сорок лет — Иван Сергеевич благодарен ей за то, что она всю жизнь терпела его несносный характер, мирилась с его запоями, обижалась и всегда прощала.

В этом браке родился первый и единственный из детей Ивана Бортника – сын Федор, который, повзрослев, стал художником по свету. Иван Сергеевич признавался, что совсем не занимался воспитанием сына, с утра до ночи пропадая в театре, поэтому все заботы о семье легли на плечи жены Ивана Бортника.

На фото: Иван Бортник с женой Татьяной Борзых

Сын, которому в прошлом году исполнилось пятьдесят лет, подарил родителям внука Алешу.

Смерть актера

Иван Сергеевич умер на восьмидесятом году жизни в самом начале этого года. По словам жены Ивана Бортника, у него резко поднялась температура, ему стало плохо и через некоторое время Ивана Сергеевича не стало.

На фото: Иван Бортник в фильме «Родня»

У актера и раньше были проблемы со здоровьем – летом он попал в больницу. Врачи сначала думали, что у него инфаркт, но оказалось, что у это проблемы с желудком. Иван Сергеевич прошел курс лечения и реабилитации, однако прожил после этого всего несколько месяцев.

К тому же у него был перелом шейки бедра, из-за чего он не мог самостоятельно передвигаться. Бортника похоронили на Троекуровском кладбище, а из родного Театра на Таганке проводили под аплодисменты многочисленных коллег и поклонников.

Иван Бортник

фотографии >>

биография

Бортник Иван Сергеевич

16 апреля 1939, Москва — 4 января 2019, Москва

Заслуженный артист РСФСР (30.11.1988).
Народный артист России (26.07.2000).

После окончания школы поступил сначала в ГИТИС на актёрский факультет, затем перешёл в Щукинское училище.
В 1961 году окончил Театральное училище имени Б.Щукина (курс Владимира Этуша).

В 1961-1967 гг. — актёр Театра имени Н.Гоголя.
В 1967-2018 гг. — актёр Театра на Таганке.

последнее обновление информации: 18.08.20

трейлер: «Родня» >>

источники информации

публикации

Сегодня актеру Театра на Таганке исполняется 70 лет

Из 45 лет царствования на Таганке Юрия Любимова Иван Бортник работает с ним в театре уже 42 года.
«Пэрэстаньте курить, вы наше национальное достояние!» — как справедливо на ломанном русском говорит Ивану Сергеевичу жена Юрия Петровича — венгерка Каталин.
Но, кури не кури, у актеров смена биологических ритмов менее заметна: сколько бы им ни исполнялось, возраст будет определяться не паспортными данными, а возрастом их киногероев, по крайней мере, в представлении зрителей. Итак, любимому народом Вовчику из «Родни» и Промокашке из «Места встречи изменить нельзя» — и 70?

Российская газета: Как отмечать юбилей будете? Вы, я знаю, большой противник заздравных речей и театральных торжеств по вашему поводу.

Иван Бортник: Когда предлагают, я отказываюсь: не люблю этого ужасно, зажимаюсь, мне как-то неловко выслушивать слова, потом что-то отвечать. Валерий Золотухин уговаривает на вечер в Доме актера 24 апреля, там что-то происходит, но все это — «без меня меня женили».

РГ: А в Театре на Таганке новых заветных ролей не предлагали? От которых вы бы не смогли отказаться?

Бортник: Нет, прыгать на батуте в новых постановках мне уже поздновато. (В последней премьере Любимова — «Сказках» по произведениям Андерсена, Уайльда и Диккенса — все действие, больше похожее на цирковое представление, на самом деле происходит на батутах. — Прим. ред.). Да и старые спектакли сняты. А потом я никогда не ставил себя в зависимость от какой-то роли. Никогда не было, право слово, я сейчас даже вспомнить не могу, так чтобы думать денно и нощно и жалеть, как время уходит. Покойный Володя Высоцкий в свое время советовал мне переходить во МХАТ. Меня же Олег Ефремов звал к себе. Но я человек стеснительный, мне сложно попадать в новый коллектив — знал я там одного-двух человек. А на Таганке варишься в своем соку, в своем коллективе, и шеф — родной, с которым мы знакомы уже более пятидесяти лет. Я же у Любимова работал и до Таганки — еще в Театральном училище имени Щукина у него играл Незнамова в учебной работе — отрывке из «Без вины виноватые».

РГ: Вот это связи.

Бортник: С тех самых давних пор что давали — я и играл. А так, чтобы лелеять мечты. И у Володи Высоцкого не было цели — вот сыграть бы мне Гамлета. Я думаю, что это с подачи Марины Влади произошло: «А почему бы тебе не поговорить. » Мечты для актера — ведь это очень болезненно.

РГ: Прошло почти тридцать лет после смерти Высоцкого, а вы в отличие от многих не издали о нем своих воспоминаний. А вы ведь были настоящими друзьями.

Бортник: Я письма Володины опубликовал. А насчет воспоминаний — Наташа Крымова однажды упросила меня, она выпускала сборник. В письме мне говорила: сейчас вы едете на гастроли, я знаю, что это такое, там делать нечего, и я прошу вас сесть. Я тогда решился. Взял заглавие «Истратить себя до сердца» — это так Володя говорил обо мне в одном из интервью: Иван работает с невероятной отдачей и готов истратить себя до сердца. Но писать было настоящей мукой. Во-первых, потому что все равно тяжело, сколько бы лет ни прошло, а потом, когда остаешься один на один с чистым листом бумаги, не знаешь, с чего начать, о чем писать. Не набита рука.

РГ: Из-за Высоцкого, я знаю, вы от роли принца Датского отказывались.

Бортник: Я в «Гамлете» поначалу играл могильщика. Однажды Любимов меня вызывает: «Я не могу зависеть от вашего друга Высоцкого, который постоянно ездит то во Францию, то еще куда-то. Хочет — уезжает, хочет — приезжает. Я прошу вас (тут он перешел на «вы», значит, начиналась официальная часть разговора) играть Гамлета. У вас одинаковое качество темперамента, и мне не нужно будет перестраивать спектакль». Разумеется, я про разговор с Любимовым рассказал Володьке. Он в ответ: «Ну играй». И совершенно серьезно. Правда, несколько другими словами. Потом Любимов меня встретил: зачем вы сказали своему другу? Я даже опешил: а как вы думали, Юрий Петрович, он останется в неведении, а я буду где-то тайно репетировать его роль? Провокационная была ситуация, в определенной степени это была проверка.

РГ: А в некритических ситуациях вы с Юрием Петровичем Любимовым на «ты» или на «вы»?

Бортник: Он со мной — на «ты», я с ним, разумеется, на «вы». Каким макаром я с ним могу быть на «ты», когда он мой, скажем так, учитель и родился в 17-м году, а мне только 70. Когда режиссер говорит «вы», это плохо. Уж лучше на «ты». Но последние годы он все чаще со мной на «вы». После того как я отказался от «Шарашки» и «Марата».

Читайте также  Оксана почепа (акула) - биография знаменитости, личная жизнь, дети

РГ: И Эфросу в свое время вы в нескольких спектаклях отказали. Известно, что вы очень требовательно относитесь к материалу.

Бортник: В этом плане я притча во языцех. У Эфроса отказался от пьесы Розовского «Концерт Высоцкого в НИИ» и от «Общества кактусов» Дворецкого. После «На дне» Горького в его же постановке такое играть. Что это за драматургия после классической пьесы из мирового репертуара? Хотя он меня вызывал домой, мы сидели у него на кухне втроем с Наташей Крымовой, и он пытался убедить: «Ваня, поверь мне, я сделаю спектакль». Я верил, приходил на репетицию, начинал репетировать, и мне становилось плохо. Физически плохо от текста, до такой степени он мне не нравился. То же самое произошло и на «Шарашке» Любимова. Из 800 страниц бессюжетной книги Солженицына «В круге первом» сделали инсценировку на 50 машинописных страницах. Там вообще ничего не осталось — одни вырванные из контекста фразы, на которых какой-то образ построить нереально. После трех месяцев споров с Любимовым я ушел.

РГ: А как получилось, что из Театра Гоголя вы в 67-м году перешли к Любимову?

Бортник: У нас никак не складывались отношения с Голубовским. Я пришел к Любимову, Юрий Петрович меня принял, и после того разговора я год на Таганке не появлялся. По лености опять же продолжал сидеть в Театре Гоголя. Но там все приобретало такой размах, что я приходил в театр и не здоровался с режиссером. Однажды я рассказал Этушу, он меня не понял: «Я не могу себе представить, как это я, положим, не здороваюсь с Рубеном Николаевичем Симоновым?» И я решился, пришел снова спустя год к Юрию Петровичу. Он был несколько обижен — мол, мы когда с тобой говорили, а теперь уж давай показывайся.

Я посмотрел «Антимиры», пришел в ужас — мелодекламация под гитару. Что за театр, куда я попал? А потом увидел «10 дней», и они меня действительно потрясли. Это было что-то принципиально новое.

РГ: Коллектив как вас принял?

Бортник: А там же еще мои однокурсники работали. Я шел к своим.

РГ: С Высоцким быстро нашли общий язык?

Бортник: Какое-то время присматривались, притирались. Нам уже за тридцать было, это только школьники быстро друзьями становятся. А потом мы стали ежедневно общаться. Как правило, за разговорами рассвет встречали. Под утро вместе ехали на репетицию. Хорошая жизнь была. Я говорю в прошедшем времени. Как там по Блоку: все миновало, молодость прошла. Последние годы как-то очень быстро летят. К сожалению. Раньше думалось: как же тянется время, когда там будет сорок. Потом боялся цифры 50. Сейчас уже 70 стукнуло.

РГ: О несыгранной роли Шарапова в «Месте встречи» не вспоминаете?

Бортник: Володя Высоцкий очень хотел, чтобы мы вместе играли. Был бы, наверное, другой фильм. Но актеров утверждала Украина. Высоцкого со скрипом разрешили, а если бы и второго актера из Театра на Таганке взяли, это была бы крамола. Конкин был назначен в приказном порядке. Говорухин мне говорил: «Вань, сыграй Промокашку, я тебя прошу».

РГ: Вы же из очень хорошей интеллигентной семьи — отец работал заместителем главного редактора Гослитиздата, мама — доктор филологических наук, занимались XIX веком — Лесковым, Щедриным. Откуда вы набрались таких уголовно-блатных замашек?

Бортник: Я жил на Красносельской, в районе трех вокзалов. Послевоенное время.

РГ: Слова гениального русского актера Алексея Дикого: «Бойтесь непьющего артиста. » К заключению о том, что пьяного нужно играть только трезвым, вы пришли на собственном опыте или теоретически?

Бортник: И опыт был. Абсолютно трезвым играть надо, какие бы сцены ни снимались. Если бы в той же «Родне» я выпил пятьдесят граммов — все, совершенно другой персонаж бы был. Да и любую из ролей взять: ни грамма нельзя принять, если серьезно относишься. Сатина я играл (одна из моих удачных работ у Эфроса) — там с утра до вечера ночлежка пьяная, просыпаются с мыслью, где похмелиться. Загул, карты. Представьте себе, что я бы выпил, а дальше у меня идет монолог о человеке. Дело даже не в том, что язык заплетался бы, я б не знал, как его произнести.

РГ: Славы вам хватало?

Бортник: Никогда у меня их не было.

Бортник: Любил я. Меня любили. Но любви никогда не хватает.

Бортник: Вот чего не было, того не было. В моей профессии нельзя себя щадить.

. Перед самым уходом из дома Ивана Сергеевича Бортника замечаю фотографию на стене: Губенко, Бортник и Любимов. Любимов — в белом костюме, бабочке.

Бортник: А это в Испании мы были на гастролях. Коля Губенко, как в мейерхольдовском «Ревизоре», собрал ночью пять человек в номере и сообщил, что завтра может к нам приехать Любимов. Я всю ночь не спал. Утром видим внизу машину — Коля встречал Любимова в аэропорту. Выходит красивая Катя, супруга Юрия Петровича, он сам в черных очках и в бабочке, я его первый раз таким видел. Стал со всеми здороваться, подходит к одному, второму. Дошел до меня, протянул руку, и здесь голос его дрогнул: «Ванька, седой. » И я вижу, как из-под темных очков по щеке у него катится предательская слеза. Все, у меня истерика. Я бросился в ванную, там отсиделся, в себя пришел. Такие дела.

Иван Бортник: биография, личная жизнь, семья, дети

Народный артист России, актер театра на Таганке скончался вечером 4 января. Ему было 79 лет.

От чего умер актер Иван Бортник

Об этом сообщила супруга актера Татьяна Борзых. Она же назвала вероятную причину смерти Ивана Бортника — оторвался тромб. — Пока я не знаю, когда пройдет прощание. Иван Сергеевич умер ночью. Все случилось в момент, — рассказала нам Татьяна Николаевна. — Просто лег и умер. До этого была слабость, плохо себя чувствовал. Не так давно он сломал шейку бедра. Сделали операцию, но, особо ходить он не мог. К тому же потерял зрение. Актеры – почти все слепые. Они не прячут глаза от света — в кино он очень яркий. Иван почти ничего не видел. В основном был дома. Театр нам помогал. И сейчас сразу же позвонила директор театра Ирина Апексимова.

Биография Ивана Бортника

Иван Бортник родился в Москве 16 апреля 1939 года в интеллигентной семье. Его мама работала в Институте мировой литературы, была доктором филологических наук. Отец служил в Гослитиздате заместителем главного редактора. Неудивительно, что у мальчика еще в школе проявился литературный талант, он сочинял стихи. Обнаружился еще и музыкальный слух, он поступил в музыкальную школу по классу виолончели. И когда объявил родителям, что собирается стать актером, отец и мать выбор сына поддержали.

После школы Иван Бортник поступил в ГИТИС, но перевелся в театральное училище имени Щукина, где познакомился с Юрием Любимовым. Когда тот создал театр на Таганке, Иван Борник вошел в его труппу, в которой прослужил всю жизнь.

Считалось, что у Бортника сложный, взрывной характер. Но в театре он никогда не плел интриг ради роли, не было в нем подлости. Однажды, когда по решению Любимова он должен был сыграть Гамлета, Бортник от роли отказался. Дело в том, что на Гамлета первоначально был утвержден Владимир Высоцкий, но Любимов в воспитательных целях решил снять его и поставить Бортника. Так поступить с другом Бортник не мог. Владимира Высоцкого посвятил ему песню «Письмо к другу».

У Бортника было редкое «психопатическое» амплуа. Иннокентий Смоктуновского называл его гениальным актером. Всесоюзную славу Ивану Сергеевичу принес многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя». Владимир Высоцкий уговаривал Говорухина отдать роль Шарапова Бортнику, но режиссер распорядился иначе. Тем не менее эпизодический персонаж бандит по кличке Промокашка, которого сыграл Бортник, запомнился зрителям не меньше, чем главные герои. Артиста еще долго ассоциировали именно с ним. В интервью он говорит, что ему надоели эти параллели, и он совершенно перестал смотреть картину.

Фильмы

В кино Иван дебютировал в 1962 году, это была роль художника Василия в драме «Исповедь». Герой Бортника – студент духовной семинарии, разочаровавшийся в религии и оставивший церковь. Актер не понравился себе в этой роли, потому что на экране он выглядел страдальцем. После этого в кинокарьере случился 8-летний перерыв. Следующей работой Ивана Бортника стали съемки в драме «Впереди день».

Иван Бортник в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Затем артист появился на экране в сказке «Иван да Марья», снятой в 1974 году. Актер сыграл солдата Ивана. После этой роли режиссеры чаще начали приглашать Бортника в кино, предлагали преимущественно роли второго плана. Иван Бортник сыграл Шуру Бегункова в фильме «Чужие письма», кладовщика ресторана в киноромане «Сентиментальный роман», Бориса Крохина в драме «Вторая попытка Виктора Крохина», рядового Кройкова в мелодраме «Объяснение в любви». Партнерами актера становились:

  • Елена Проклова,
  • Елена Коренева,
  • Станислав Любшин,
  • Людмила Гурченко,
  • Николай Рыбников,
  • Юрий Богатырев.

Всенародная известность пришла после выхода многосерийного фильма «Место встречи изменить нельзя», в котором артист блистательно сыграл бандита по кличке Промокашка. Владимир Высоцкий, с которым дружил Бортник, хотел, чтобы тот сыграл Шарапова, но режиссер Станислав Говорухин предложил актеру Промокашку. В сценарии это была небольшая роль без слов – Иван Бортник придумал текст самостоятельно. Его еще долго называли «Промокашкой». Иван Бортник признается, что уже давно не смотрит этот фильм – устал от сравнений с телевизионным героем.

Иван Бортник в фильме «Поживем – увидим»

Далее последовал ряд запоминающихся ролей – инвалида войны Ивана Никанорыча в военной драме «Старшина», Вовчика – бывшего мужа Марии (Нонна Мордюкова) – в трагикомедии «Родня», пациента госпиталя в военной драме «Привет с фронта», бригадира Ивана Кузьмича в комедии «Поживем – увидим».

Свою первую главную роль актер получил только в 1986 году в экранизации «Я – вожатый форпоста». Сюжет картины был построен на основе воспоминаний о юности вышедшего на пенсию педагога Николая Гудкова. Роль учителя в молодости исполнил Василий Мищенко, а во взрослом возрасте – Павел Кадочников. Ивану Бортнику досталась роль принципиального партийного работника.

Иван Бортник в фильме «Затворник»

Через год последовала следующая значимая работа. Борник сыграл горного инженера Андрея в картине «Зеркало для героя» режиссера Владимира Хотиненко. В 1990 году с участием актера вышли социальная драма «Мир в другом измерении» о детях, живущих в интернатах, и детектив «Смерть в кино». В обоих фильмах артист предстал в главных ролях.

Затем последовали съемки в главной роли в детективе «Убийство на Ждановской», где Иван Бортник примерил образ следователя. Во второй половине 90-х годов на экране Бортник появлялся редко, но работы актера, зачастую эпизодические, не остались незамеченными. Это роль крестного в драме «Мусульманин», роль Гитлера в комедии «Мама, не горюй!», образ доктора Кожина в драме «Затворник».

Иван Бортник в сериале «Сонька Золотая Ручка»

Читайте также  Алисса сазерленд - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 2000 году Ивану Бортнику было присвоено звание Народного артиста России.

Среди работ начала 2000-х годов сам артист выделяет съемки в «Антикиллере» и «По ту сторону волков». Свою лепту актер внес и в сериал «Демон полдня», посвященный теме роковой любви. В фильме, помимо Ивана Бортника, сыграли Лариса Малеванная, Елизавета Боярская, Сергей Чонишвили. Снявшись в 2006 году в трех проектах, в том числе и в сериале «Сонька Золотая Ручка», Иван Борник завершил список фильмографии работами в исторических фильмах «Око за око» и «Жила-была одна баба».

Личная жизнь

У актера было две большие любви в жизни. Первая любовь – актриса Инна Гулая. Иван Бортник вспоминал, что это было какое-то юношеское безумие, нерв, категоричность, страсть. Влюбленные оказались людьми с одинаковыми характерами и темпераментом, поэтому не смогли ужиться. Детей в первом союзе не было.

После разрыва отношений у Инны случались срывы – актриса могла позвонить под утро и попросить Бортника приехать. Девушке казалось, что близкие хотят ее отравить или зарезать. Актер считает, что невостребованность в профессии сломала Инну. В итоге артистка покончила жизнь самоубийством.

Вторая большая любовь актера – выпускница театрально-художественного училища Татьяна. К актерской профессии супруга Бортника отношения не имеет – преподает в родном училище. Татьяна стала единственной женой актера, терпела взрывной характер и капризы Ивана, прощала обиды и конфликты, запои мужа.

Иван Бортник с женой

Личная жизнь Ивана Бортника не претерпевала изменений: с женой он прожил до конца дней. На совместных фото супруги выглядят счастливо, несмотря на многочисленные проблемы, которые пришлось пережить.

В 1969 году в семье Бортника родился сын Федор, который не пошел по стопам отца – стал инженером, сейчас работает художником по свету.

Иван Бортник — биография, информация, личная жизнь

Иван Бортник

Иван Сергеевич Бортник. Родился 16 апреля 1939 года в Москве — умер 4 января 2019 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (2000).

Иван Бортник родился 16 апреля 1939 года в Москве.

Отец — Сергей Бортник, заместитель главного редактора Гослитиздата.

Мать — доктор филологических наук.

По словам актера, в детстве водился со шпаной. «Как сейчас помню: Володя Мужик — в длинном пальто черном, в прохорях, всегда с пистолетом. Периодически появлялся: его то сажали, то выпускали. Толик Фиксатый, Алик Козел, Севка Рыжий — все отсидели. Ну и я потихонечку в их компанию вливался», — вспоминал он. Как-то даже участвовал в ограблении ларька, стоял «на атасе». Правда, заявлял он, это был единственный раз.

С детства любил стихи. Занимался в Московском городском доме пионеров на Кировской. Далее посещал самодеятельную киностудию при Парке Горького, где и определился с выбором будущей профессии.

В 1957 году поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Однако позднее перевелся в в Московское театральное училище имени Б.В. Щукина на курс В.А. Этуша.

В 1961 году закончил училище и был принят в Московский драматический театр им. Н.В. Гоголя.

С 1967 года — актёр Театра на Таганке, участвовал в спектаклях «Пугачёв», «Мать», «На дне», «Живой», «Деревянные кони», «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий».

В Театре на Таганке подружился с Владимиром Высоцким. Известно, что именно Ивану Бортнику Высоцкий посвятил свою знаменитую песню «Письмо другу» («Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу. »). «На чем сошлись? Не знаю, наверное, детство одно — послевоенное, любовь к поэзии. А потом, видимо, характер у нас схожий», — отмечал актер.

Иван Бортник и Владимир Высоцкий

Личность Владимира Семёновича Высоцкого по-прежнему занимает в жизни Ивана Бортника важное место: он часто выступает на различных вечерах, посвящённых выдающемуся певцу и актёру, читает его письма.

В кино дебютировал в 1962 году — в фильме Всеволода Воронина «Исповедь», в котором исполнил роль художника Василия.

Первую главную роль — Ивана-солдата — сыграл в музыкальном фильме-сказке «Иван да Марья».

Иван Бортник в фильме «Иван да Марья»

Широкую известность и любовь зрителей получил после роли бандита «Промокашки» в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя». Известно, что Высоцкий очень хотел, чтобы в этом фильме Иван Бортник сыграл Шарапова. Однако Станислава Говорухина киношное начальство по сути заставило взять на эту роль Владимира Конкина (перед тем сыграл Павку Корчагина и получил премию Ленинского комсомола).

Но даже и небольшая роль сделала Ивана Бортника звездой отечественного экрана. При этом текст своего героя он придумывал сам: «Говорухин мне сказал: «Ну придумай что-нибудь». Вот я и стал придумывать. Да и то много чего вырезали. Жаргон весь убрали. Или сцена ареста банды. Подъезжаем мы с Володей к месту съемки, смотрю: стоит какой-то мрачный матерящийся Славка Говорухин. Подходит ко мне: «Вань, я прошу тебя, я не могу уже больше: они выходят все и: «Руки вверх!» — пистолет в снег, «Руки вверх!» — пистолет в снег. Полное однообразие. Ну придумай что-нибудь». На всю придумку было — пока я надевал брюки, пиджак, пальто, сапоги, шарф, кепку — минут пять, не больше. Как буду реагировать, не знал, но песню «А на черной скамье. «, думаю, запою. Для Володьки моя выходка стала полной неожиданностью. И он потерял серьез — засмеялся».

Иван Бортник в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Запомнился по роли однорукого инвалида войны Ивана Никанорыча, торгующего папиросами, в фильме 1978 года «Старшина».

Еще одна второплановая, но весьма яркая роль актера — Вовчик (Владимир Иванович Коновалов), бывший муж главной героини в фильме Никиты Михалкова «Родня».

Иван Бортник в фильме «Родня»

В 1987 году снялся в главной роли в картине режиссера Владимира Хотиненко в фильме «Зеркало для героя» (фантастическая притча по мотивам одноимённой повести Святослава Рыбаса). Его герой Андрей Немчинов попадает в прошлое — в 1949-й год, где встречает своих молодых родителей.

Иван Бортник в фильме «Зеркало для героя»

Стоит отметить и его работу 1990 года в детективном триллере «Смерть в кино», где он сыграл сторожа, расследующего убийство на съемочной площадке. Затем сыграл главную роль в политическом детективе «Убийство на «Ждановской»».

Снялся в нескольких фильмах в 2000-е. В частности, сыграл главную роль (Коля-инвалид) в детективном триллере «По ту сторону волков».

Среди других заметных работ — участие в проектах «Шукшинские рассказы» (Худяков), «Антикиллер-2» (Петр Колеров — «Клоп»), «Барин» (Аристарх), «Око за око» (председатель трибунала Бадунов).

«Моя главная актерская задача — рассказать историю души русского человека», — так определял свое творческое кредо Иван Бортник.

Иван Бортник умер 4 января 2019 года в Москве в 23:00 вечера. Причиной смерти стал оторвавшийся тромб.

Церемония прощания состоялась в Театре на Таганке. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Иван Бортник (документальный фильм)

Рост Ивана Бортника: 174 сантиметра.

Личная жизнь Ивана Бортника:

Его первой любовью была актриса Инна Гулая. Актер вспоминал: «Инна. Юношеская любовь, безумная совершенно. Мы никогда не могли бы с ней соединиться. Характеры одинаковые: оба нервные, категоричные, чёрти до чего доходило — до мордобитий. А потом у нее Гена Шпаликов появился. Иногда, выпив, я звонил туда. Подходил Гена — и давай на меня: «Пошел ты. » А однажды, уже через много лет, у меня раздался звонок — Инка. Встретились, стали поддерживать отношения. А потом начались мучения. Она могла позвонить в четыре утра: «Ваня, мне скучно, приезжай». Какие-то завихрения у нее в голове начались: ей казалось, что Дашка, дочь ее, хочет то ли отравить, то ли зарезать ее. Я ей говорил: «Инна, ты что, идиотка?!» — «Да что идиотка, — отвечала она, — она мне все время в ванной бритву подкладывает». . Это все невостребованность. Инна же тогда совсем не снималась».

Инна Гулая — первая любовь Ивана Бортника

Жена — Татьяна Борзых, окончила театрально-художественное училище, в котором и преподает.

Как говорил актер, супруге было непросто терпеть многие годы его сложный характер: «я очень взрывной, вспыльчивый чрезвычайно, капризный». «Еще Володя Высоцкий говорил: «Да Таньке при жизни нужно памятник поставить за то, что она с тобой живет». . Я могу наговорить такого! В течение десяти минут — взахлеб. А через пять минут забываю, с чего все началось, и извиняюсь», — признавался он.

В 1969 году у них родился сын Федор, инженер, работал художником по свету.

Иван Бортник с женой Татьяной

Фильмография Ивана Бортника:

1962 — Исповедь — художник Василий
1970 — Впереди день
1974 — Иван да Марья — Иван, солдат
1975 — Чужие письма — Шура Бегунков, брат Зины
1976 — Сентиментальный роман — кладовщик кафе
1977 — Вторая попытка Виктора Крохина
1977 — Объяснение в любви — Кройков (озвучивает Игорь Ефимов)
1978 — Старшина — Иван Никанорыч
1979 — Последняя охота
1979 — Верой и правдой — Костя
1979 — Место встречи изменить нельзя — «Промокашка», член банды «Чёрная кошка»
1981 — Наше призвание — Сыровегин, секретарь парткома
1981 — Родня — Владимир Коновалов (Вовчик), бывший муж Марии Коноваловой, отец Нины
1983 — Привет с фронта — Папаша
1984 — Действуй по обстановке! — Андрей Бабула, старшина
1984 — Три процента риска — Корбут, летчик-испытатель
1986 — Попутчик — Иван
1986 — Скакал казак через долину
1986 — Я — вожатый форпоста — Сыровегин
1987 — Зеркало для героя — Андрей Иванович Немчинов
1989 — А был ли Каротин? — Семён Лисюк
1989 — Ночевала тучка золотая. — Демьян
1990 — Мир в другом измерении — отец Юры
1990 — Смерть в кино
1991 — Затерянный в Сибири — муж Фаины
1992 — Убийство на «Ждановской» — Глеб Сергеевич Ярин
1993 — Потрясение
1995 — Мусульманин — крёстный
1996 — Импотент — Сергей Ладыгин (по прозвищу «Сикилет»)
1996 — Возвращение «Броненосца» — Сыровегин, секретарь окружкома
1997 — В той стране — эпизод
1998 — Мама, не горюй — уголовник по кличке «Гитлер»
1998 — Не послать ли нам. гонца? — Серёга, свояк
1999 — Страстной бульвар — мужчина у костра
2001 — Затворник — Кожин
2002 — Антикиллер — «Петруччо», «Клоп»
2002 — По ту сторону волков — Николай Лукьянович Клопов, инвалид
2002 — Шукшинские рассказы (новелла «Другая жизнь») — Худяков
2003 — Антикиллер 2: Антитеррор — «Клоп»
2004 — Демон полдня
2005 — Мама не горюй 2 — уголовник по кличке «Гитлер»
2006 — Сдвиг — Ваня, дядя Лодыгина
2006 — Барин — Аристарх, приказчик
2007 — Сонька — Золотая Ручка — Горелов, штабс-капитан
2008 — Глубина (не был завершен) — Бармен
2009 — Антикиллер Д. К. — «Клоп»
2010 — Око за око — Бадунов, председатель трибунала
2011 — Жила-была одна баба

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: