Иван айвазовский — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Личные секреты Ивана Айвазовского

* Поехавшая крышей супруга Айвазовского обвиняла его в многоженстве и запрещала видеться с дочками

* Художник овладел итальянской балериной прямо в гондоле

В Москве очередной культурный бум — в Третьяковку выстраиваются длиннющие очереди «на Айвазовского». Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения мастера. Что примечательно, еще до открытия экспозиции было продано больше 45 тысяч билетов (взрослый — 400 рублей, льготные для пенсионеров и Героев Отечества — 150 рублей). Многим из вас наверняка будет интересно «полистать» яркие страницы долгой жизни всемирно известного художника. Будьте уверены: знакомые с детства полотна заиграют новыми красками!

Если бы он не занялся живописью, наверняка стал бы музыкантом. В детстве, работая «мальчиком» в феодосийской кофейне, пацан мигом подхватывал услышанные мелодии и тут же наигрывал их на скрипке. Один из посетителей, расчувствовавшись, подарил шустрому пареньку свой инструмент. С ним Ованес Айвазян, известный всему миру как Иван Айвазовский, не расставался всю жизнь.

…В тот вечер в зале тоже звучала музыка. Возможно, это был Шопен. Или Моцарт. Эти композиторы особенно нравились Ованесу за умение импровизировать — он сам, создавая свои знаменитые марины, часто использовал этот прием. Рисовать с натуры, часами просиживая за мольбертом на берегу моря, — не про него.

«Движения живых струй неуловимы для кисти: писать молнию, порывы ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого художник должен запоминать их», — говорил Айвазовский.

Современники отмечали его фотографическую память: художнику хватало одного взгляда и нескольких штрихов в блокноте, чтобы уже в мастерской облачить впечатления в краски.

Да и пробивался к славе он тоже легко, как по нотам. В первую очередь Айвазовскому везло на людей, которые всячески способствовали его успеху. Губернатор Феодосии отправил юного Ованеса-Ваню учиться в Симферополь. Вскоре его приняли в Академию художеств Санкт-Петербурга. Оттуда талантливого студента послали совершенствовать и развивать навыки в Венецию. Из Италии он вернулся мегапрофи.

«Девятый вал» (1850 г.) включён в список ста самых знаменитых полотен мира

Происки Юлии

…Да-да, несомненно, это были Шопен или Моцарт — на приеме у богатой вдовы в Санкт-Петербурге, где за вошедшего в моду художника наперебой сватали дочек озабоченные мамушки. Там Айвазовский увидел строгую девушку в черном платье и, как сказали бы сегодня, запал. Он не стал тянуть с предложением, и, на счастье, Джулия Грейвс — она служила гувернанткой в богатом доме — ответила «да».

«В две недели все было кончено», — докладывал художник знакомым, сообщая о женитьбе. Спустя девять месяцев на свет появилась их старшая дочь Елена. Всего в браке с Юлией Яковлевной, как на русский манер называли дочь британского медика, лечившего Александра I, у художника родилось четыре девочки.

Долгие годы супруга во всем поддерживала мужа. Путешествовала вместе с ним за границу, принимала многочисленных гостей и даже, как и Иван Константинович, увлеклась раскопками древних курганов близ Феодосии и Керчи. Составляла опись найденных артефактов и отправляла их в Петербург. Казалось, в жизни живописца стоял абсолютный штиль.

Но назревала буря. «Девятый вал», который рано или поздно накрывает каждого из нас, на художника обрушился после 20 лет супружества.

Вкусив удовольствий светской жизни, Юлия Яковлевна заскучала рядом с пропадающим за мольбертом мужем. Все чаще убегала из скромной Феодосии в Одессу и Санкт-Петербург. Начались раздоры. Женщина стала раздражительной, врачи определили у нее нервную болезнь и порекомендовали более мягкий климат. Она окончательно перебралась в Одессу. С собой забрала дочек, заставив их подтвердить, что они не желают оставаться с отцом.

Художник, его первая жена Юлия и дочки Александра, Мария, Елена и Жанна. Фото с сайта noev-kovcheg.ru

«Исчезло спокойствие в моем доме, — пишет художник прошение о разводе в Синод армянской церкви. — Почти двадцать лет жена клеветала на меня, запятнала мою честь и честь моих родных перед нашими детьми и чужими людьми. И это она делает с той целью, чтобы убить меня не физически, а морально, чтобы, незаконно отобрав у меня имение, имущество, оставить без хлеба насущного…»

Вымотавший обоих супругов развод тянулся несколько лет. Айвазовский оставил каждой из дочерей по имению в Крыму. В семейном разладе многие обвиняли Юлию. Называли ее вертихвосткой, мечтающей блистать в свете, упрекали в корысти. Но те, кто знал эту женщину ближе, уверяли: мечтая уехать из Феодосии, она прежде всего хотела дать дочерям лучшее образование и найти им достойную партию. И это ей удалось.

Впрочем, даже после развода, когда в жизни Айвазовского появилась другая женщина, Анна Саркизова, Юлия Яковлевна продолжала жаловаться в инстанции, называя бывшего мужа многоженцем.

В центре картины «Сбор фруктов в Крыму» (1875 г.).

Затворничество Анны

Ему — 65, ей — 25. Она вдова феодосийского купца: Айвазовский увидел красавицу армянку на похоронах ее мужа.

Поженились Иван Константинович и Анна в 1882-м.

Художник ревновал молодую супругу к каждому столбу и отчаянно писал ее портреты. Например, «Сбор винограда в Крыму» — в центре картины его Аннушка: молодая, статная, сама как наливная ягода.

В отличие от Грейвс, Саркизову не тяготила жизнь в Феодосии. Посетив вместе с мужем США в 1882 году, она считала дни, когда снова окажется дома.

«Жена ужасно тоскует, да и я тоже, пока был очень занят — не замечал, но теперь рад вернуться в Россию», — напишет он.

В 1900-м 82-летнего Ивана Константиновича не стало. Анна закрылась в себе. Из дома на берегу Черного моря она практически не выходила.

Потом Первая мировая, Гражданская, две революции… В Великую Отечественную вдова мариниста меняла на рынке чудом уцелевшие вещи на хлеб и крупу. Почти слепую старушку забрал в Симферополь художник Николай Самокиш. Умерла Анна Михайловна 25 июля 1944 года в возрасте 88 лет. Ее похоронили рядом с мужем в ограде армянской церкви Святого Саркиса, где супруги венчались.

. живописец изобразил вторую супругу Анну САРКИЗОВУ

Ландыши Марии

Две законные жены — и ни одной любовной истории вне брака? Непорядок! И вот исследователи уже изучают тайную связь художника с итальянской танцовщицей Марией Тальони. С примой-балериной, соблазнительной, грациозной, обеспеченной.

Мария была старше начинающего живописца на 13 лет — но разве это препятствие для настоящей любви, испепеляющей страсти!

Впервые они столкнулись в Петербурге, причем в буквальном смысле слова: карета, в которой ехала дива, сбила с ног 23-летнего студента. Желая сгладить неловкость, Мария пригласила незнакомца на свой спектакль, а после — в гримерку…

Путешествуя по Италии, художник останавливался в палаццо подруги. Честно звал замуж, но получил отказ. Каждый год в Вербное воскресенье — день, когда Иван и Мария встретились, она неизменно присылала воздыхателю букетик ландышей. После ее смерти, а умерла Тальони в 1889 году, дожив до 88, цветы в Россию отправляла ее дочь.

Помните, у Айвазовского есть картина «Вид Венеции со стороны Лидо» — лодка в умиротворяющем морском пейзаже, а в ней — мужчина и женщина. Биографы установили: это художник и его балерина.

Балерина ТАЛЬОНИ развлекалась с маринистом прямо в гондоле. Фото с сайта noev-kovcheg.ru

Морские пейзажи для военной разведки?

* В юности Айвазовский был замкнут, не любил компаний, с трудом заводил друзей. Многие отмечали его заносчивость и высокомерие. Этим объясняют конфликт с преподавателем Академии живописи Филиппом Таннером, к которому юношу определили в ученики. Таннер запретил 17-летнему Ивану писать самостоятельно, но тот все равно представил пять картин на выставке академии. Разгневанный мэтр пожаловался царю Николаю I, и полотна убрали. Ослушник был помилован спустя полгода, получив нежданный громкий пиар.

* Существуют конспирологические версии о связи художника с военной разведкой. После назначения Айвазовского живописцем Главного морского штаба, ему стали официально заказывать виды приморских городов и российских портов. Картины мастера получались не только высокохудожественными, но и топографически точными.

* В Италии Айвазовский приятельствовал с загадочной и темной личностью — Аугусто Векки, который служил адъютантом Джузеппе Гарибальди. В его компании Иван Константинович должен был ехать на выставку в Париж, но тот внезапно исчез. Зато художник случайно познакомился с австрийской полькой графиней Потоцкой. Опять же чисто случайно он ехал с ней в одном дилижансе. По дороге прелестница щебетала не только о раутах и шпильках, но и о политике. В Милане молодые люди прекрасно проводят время наедине. Но вскоре графиня исчезает, а некий господин Теслецкий хочет вызвать Айвазовского на дуэль, защищая поруганную честь барышни. Появившийся, как черт из табакерки, Векки улаживает конфликт. По мнению исследователей, заманив художника в «медовую ловушку», его безуспешно пытались склонить к работе филёра.

За эту красоту под названием «Вид Константинополя и Босфора» (1856 г.) кто-то выложил аж пять с небольшим миллиона баксов

Миниатюра на сладкое

На 50-летие гения был организован пышный банкет. Ближе к его завершению Айвазовский произнес: «Господа, я приношу вам свои извинения: повар забыл про десерт! Поэтому вам придется отведать блюдо моего приготовления». Гостям подали подносы, на каждом из которых лежал небольшой пейзаж от мастера.

Всем пример!

Во время недавней поездки в Крым премьер-министр Дмитрий Медведев, услышав, что Иван Айвазовский тратил заработанные им суммы на благотворительность и даже подарил землякам несколько источников с пресной водой, обратился к сопровождающим его чиновникам:

— Вы тут все действительные госсоветники 1 класса, что соответствует чину Айвазовского. Вот вы воду куда-нибудь провели, например?

При этих словах министр культуры Владимир Мединский нервно засмеялся.

— Ну, ничего, у вас еще есть время! — добавил премьер.

Родная кровь

Революция и последовавшие за ней события разметали потомков АЙВАЗОВСКОГО по странам и континентам. А трое из девяти его внуков стали профессиональными художниками.

*Михаил Латри — сын старшей дочери Елены — эмигрировал в 1920 году. Умер в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа.

* Его родной брат, Александр Латри, по желанию Айвазовского и с благословения императора Николая II, единственный из внуков получил разрешение носить фамилию великого живописца.

* Алексей Ганзен, сын второй дочери Марии, — художник-маринист, профессор, коллекционер. Умер 19 октября 1937-го в Дубровнике. Похоронен на местном православном кладбище.

* Константин Арцеулов, сын четвертой дочери Жанны, стал летчиком, потом был художником-оформителем журнала «Техника молодежи». Скончался в марте 1980-го в возрасте 88 лет.

Иван Константинович с зятьями и внуками

ТОЛЬКО ЦИФРА

Айвазовский написал за свою жизнь 6 тысяч полотен, организовав свыше 120 персональных выставок.

ТОЛЬКО ФАКТ

Половина картин, выдаваемых на рынке за работы известного русского мариниста, — подделки, пользующиеся неизменным спросом.

КСТАТИ

Увидев виртуозно выписанные морские сцены, посетители выставки Айвазовского в Берлине предположили, что художник — глухонемой: только при недостатке слуха и речи может так остро развиться зрение.

Прикинь!

Самое дорогое полотно Айвазовского — «Вид Константинополя и Босфорского залива». В 2012-м на аукционе «Sotheby’s» картина ушла с молотка за 3,2 миллиона фунтов стерлингов ($5,2 миллиона).

Иван Константинович Айвазовский

Фото Все

Видео Все

Иван Айвазовский (Краткая история)

«Айвазовский. На гребне волны».

Иван Айвазовский. Гении и злодеи.

Иван Айвазовский — биография

Иван Айвазовский – один из величайших художников-маринистов всех времен, коллекционер, меценат, академик. Его приняли в почетные члены Академий художеств в Санкт-Петербурге, Риме, Амстердаме, Париже, Штутгарте, Флоренции.

Читайте также  Максим яковлев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В жизнь Ивана Айвазовского море вошло с детства. Он любил его страстно, самоотверженно, и может быть, поэтому ему нет равных в поэтическом изображении стихии, в отточенном мастерстве его полотен. Ему, простому армянскому мальчишке, рисующему углем на стенах домов, удалось достичь вершин мастерства, стать мастером классического пейзажа, запечатлеть на полотне мощь и красоту морских пейзажей.

Детство

Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Отца звали Геворк Айвазян, он потомок переселившихся в Галицию армян. В Феодосии он записался под фамилией Гайвазовский, переделав ее на польский манер. Мама – Рипсиме Айвазян, из семьи чистокровных армян.

Отец семейства отличался смекалкой и предприимчивостью, отлично владел венгерским, турецким, украинским, польским, русским и цыганским языками. После переезда в Феодосию он, теперь уже Константин Гайвазовский, вел успешную торговлю. Город в те годы стремительно разрастался, постепенно становясь международным портом, дела у предприимчивого купца шли достаточно успешно. Но тут в 1812 году вспыхнула эпидемия чумы, и все усилия пошли насмарку.

Портрет Ивана Айвазовского в детстве

Всего в семье Гайвазовских родилось пятеро детей, старший сын Саргис принял монашеский сан и стал Габриэлом. Семейство терпело большую нужду, мать тоже вносила свою лепту в бюджет. Она была отличной вышивальщицей, старалась как можно выгоднее продать свои работы. С ранних лет у Ивана проявилась мечтательность и смышленость. Он просыпался рано поутру, бежал к морю, и часами заворожено смотрел на большие корабли и небольшие лодочки, восхищался красотой пейзажей. Особенно ему нравилось наблюдать шторм, разбушевавшаяся стихия приводила его в полный восторг.

У мальчика не было возможности купить кисти и краски, поэтому свои первые шедевры он писал на песке. К сожалению, они мгновенно растворялись под нахлынувшими морскими волнами. Спасением становился кусочек самоварного угля, которым он рисовал на покрытых побелкой стенах их домика. Отцу не очень нравилось занятие сына, особенно он расстраивался, глядя на испорченные стены, но ругать мальца не стал. Увиденное навело его на крепкие раздумья. В 10 лет Иван уже нашел себе работу в кофейне, вносил свой вклад в семейный бюджет.

Тяжелый труд не мешал мальчику развивать свои таланты. Иван сам осилил игру на скрипке, и каждую свободную минуту уделял рисованию. Именно в те годы случилась судьбоносная встреча будущего мариниста и местного архитектора Якова Коха, которая резко изменила биографию Айвазовского. Кох пришел в восторг от художественных способностей мальчишки, дарил Ивану краски, карандаши, бумагу, поддерживал юное дарование, как мог, в том числе и уроками рисования. Вскоре на Айвазовского обратил внимание и губернатор города Александр Казначеев, которому понравилась его игра на скрипке. Сам градоначальник очень любил музицировать.

Именно стараниями Казначеева Иван в 1830-м начал обучение в симферопольской гимназии. В Симферополе у талантливого мальчишки появился еще один покровитель – Наталья Нарышкина, супруга губернатора города. Ваня часто гостил у них в доме, он мог свободно пользоваться библиотекой, читать книги об искусстве и живописи. Айвазовский много работал, делал копии известных произведений, писал эскизы и этюды.

Портрет Ивана Айвазовского в юности

Нарышкина попросила художника-портретиста Сальватора Тончи, и через него нашла выход на президента Императорской академии художеств Петербурга Оленина.

Женщина написала письмо высокопоставленному чиновнику, в котором просила устроить Айвазовского в академию на полный пансион. Наталья расписала таланты мальчика, пожаловалась на тяжелые условия жизни юного дарования, и дополнила письмо рисунками. Оленину очень понравились работы Ивана, он показал его рисунки императору Николаю I, который и дал распоряжение зачислить его в Академию художеств.

В тринадцатилетнем возрасте Иван стал учиться у мастера пейзажа Воробьева, и был самым молодым из учеников Академии. Нужно отметить, что Воробьев был опытным педагогом, сумевшим по достоинству оценить всю силу таланта начинающего художника. Именно он дал Айвазовскому классическое образование, научил его теории и практике, сделал из него настоящего живописца-виртуоза.

Иван Айвазовский

Достаточно быстро Айвазовский превзошел Воробьева, и учитель представил своего талантливого ученика Филиппу Таннеру, прибывшему из Франции маринисту. Плодотворного сотрудничества у Ивана с Таннером не вышло. Французский живописец заставлял Айвазовского заниматься всей черновой работой, однако у Ивана находилось время и для создания собственных полотен.

Живопись

Свои первые работы молодой художник представил публике в 1836-м, на выставке картин его учителя Таннера. Одно полотно Айвазовского получило серебряную медаль, о нем написали в столичной газете. А вот картины французского художника нашли слишком манерными. Разгневанный Филипп обратился с жалобой на непокорного ученика к самому императору, он сказал, что Айвазовский не имел права выставлять свои картины без его на то разрешения.

По закону, Таннер был прав, император приказал Айвазовскому убрать его произведения, и выразил ему свое недовольство. Молодой художник оказался в немилости при дворе, хотя и нашел поддержку лучших умов того времени – Жуковского, Крылова, Оленина. Дело приняло совсем новый оборот, когда за Айвазовского замолвил слово Александр Зауервейд, учитель живописи детей императорской семьи.

Иван получил награду от Николая I, и вместе с сыном императора – Константином, отбыл на Балтийский флот. Цесаревичу предстояло заняться изучением морского дела и руководство им, а Иван прошел хорошую художественную практику. Он понимал, что ему просто необходимо ознакомиться с устройством кораблей, чтобы сцены баталий выглядели на полотне реально.

«Штиль»

Именно Зауервейд учил молодого художника батальной живописи, и Айвазовский быстро усвоил новые знания. Спустя некоторое время, в сентябре 1837-го, он был награжден золотой медалью за полотно под названием «Штиль». После этого руководители Академии художеств приняли решение о выпуске Айвазовского из этого учебного заведения, так как он больше ничему не мог научиться у них.

Так в 20 лет Иван покинул стены Академии, хотя по правилам, должен был учиться еще на протяжении трех лет. Он был самым молодым из всех выпускников, когда-либо окончивших это учебное заведение.

Сразу после выпуска Айвазовский отбыл в путешествие. Два года он пробыл в родном Крыму, потом на протяжении шести лет объездил всю Европу. Он побывал в родной Феодосии, много ездил по Крыму, стал участником высадки морского десанта в Черкессии. И продолжал усиленно писать многочисленные полотна с изображением не только мирных морских пейзажей, но и военных сцен.

В 1840-м Айвазовский недолго пожил в Петербурге, потом побывал в Венеции, Риме и Флоренции. Это путешествие сопровождалось массой приятных встреч. Иван навестил старшего брата Габриэла, монаха с острова Святого Лазаря, встретил известного писателя Николая Гоголя. В Италии знакомился с произведениями прославленных мастеров, и сам много работал. В каждом городе он демонстрировал свои полотна, многие из которых покупались мгновенно.

Картина «Хаос» Ивана Айвазовского

Картина под названием «Хаос» очень понравилась Папе Римскому, он выразил намерение ее купить. Когда Айвазовский узнал об этом, он преподнес ее в дар понтифику. Григорий XVI не преминул наградить талантливого художника золотой медалью, и выразить ему свое восхищение. С того самого времени имя Айвазовского стало известно во всем мире. После этого Иван Константинович побывал в Голландии, Швейцарии, Португалии, Англии, Испании. Во время возвращения домой корабль, на борту которого был Айвазовский, попал в страшную бурю. Появились слухи, что он не выжил в этом шторме, но вскоре он вернулся в родной город, живой и невредимый.

Маринист был хорошо знаком и даже дружил с самыми известными людьми того времени. Среди его знакомых оказался Пушкин, Глинка, Кипренский, Николай Раевский, Жуковский, Брюллов. Жаловало его и императорское семейство. Однако не это было главным в его жизни, на первое место живописец всегда ставил семью, любимую работу, общение с простыми людьми.

После того, как к художнику пришли слава и богатство, он старался принести как можно больше пользы родному городу. В Феодосии появилась школа искусств и картинная галерея, художник инициировал создание музея древностей, на его деньги начали строить железную дорогу и водопровод. Причем водопровод был запитан к личному источнику Айвазовского. В зрелом возрасте художник не утратил своей активности, он продолжал идти вперед, побывал в Америке вместе с женой, помогал нуждающимся, благоустраивал родной город, занимался преподавательством и благотворительностью.

Личная жизнь

Биография Айвазовского насыщена множеством памятных событий, не менее активной была и его личная жизнь, в которой присутствовала любовь к трем женщинам. Первый раз художник серьезно влюбился в венецианскую танцовщицу Марию Тальони. Несмотря на то, что он был моложе своей любимой на тринадцать лет, он уехал вместе с ней в Венецию. Однако у этих отношений не было будущего, танцовщица предпочла пылкому юноше карьеру.

Иван Айвазовский с женой Юлией Гревс и детьми

В 1848-м художник женился. Его избранницей стала Юлия Гревс, дочь придворного медика императора Николая I. Пышная свадьба состоялась в родной Ивану Феодосии. Вскоре одну за другой супруга подарила Айвазовскому четырех дочек – Александру, Марию, Елену и Жанну.

Фото тех лет сохранило память о семье, где они выглядят очень счастливыми, хоть это счастье было коротким. После того, как родились дочки, Юлия совершенно изменилась. Она страдала нервным заболеванием, настаивала на переезде в столицу, поближе к балам, званым вечерам и светской жизни. Однако Айвазовский любил родную Феодосию, простое окружение, и не собирался ничего менять. В итоге супруги развелись, что было большой редкостью в те времена. Иван с большим трудом сохранил нормальные отношения с дочками и внуками, так как Юлия всеми силами настраивала детей против него.

Иван Айвазовский и Анна Саркизова

Последняя любовь пришла к живописцу в 65 лет. Он встретил 25-летнюю Анну Саркизову, на которой женился в 1882-м. Именно она скрашивала последние годы известного мариниста. Ее Айвазовский запечатлел на полотне под названием «Портрет жены художника».

Счастье с третьей попытки: Как художник Иван Айвазовский встретил свою любовь… на кладбище

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

История первой любви художника обросла домыслами, и сегодня сложно отделить правду от вымысла. Точно известно то, что это была итальянская балерина Мария Тальони. Однажды 20-летний художник зазевался на улице, и его сбила проезжающая мимо карета. Как оказалось, это был экипаж Марии. Она предложила юноше довезти его до дома и подарила пригласительный билет в театр. С тех пор он стал бывать на всех ее выступлениях.

Мария ответила взаимностью на чувства художника, но ее смущала разница в возрасте – она была старше его на 13 лет. Поначалу их отношения были бурными и счастливыми, но когда он сделал ей предложение, Мария ответила отказом. На тот момент ей было 38 лет, и она не хотела обременять молодого человека обязательствами.

Разрыв отношений Айвазовский переживал очень долго и мучительно. На прощание балерина подарила ему розовую балетную туфельку, которую он бережно хранил до последних дней. Впрочем, об их романе не сохранилось никаких письменных свидетельств, поэтому сложно судить, как все происходило на самом деле. По легенде, Мария Тальони любила Айвазовского до самой смерти и каждый год в Вербное воскресенье посылала ему букет ландышей.

Читайте также  Патрик стюарт - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вокруг Айвазовского всегда было много женщин, желающих обратить на себя внимание известного и богатого художника, но он долгое время после расставания с Тальони не замечал ни одной из них. На тот момент многие знатные дамы считали его завидным женихом для своих дочерей. Одна из них пригласила его давать уроки живописи, рассчитывая на то, что он выберет одну из ее дочерей себе в жены.

Но этот план реализовался только наполовину: Айвазовский действительно влюбился и сделал предложение, но только не одной из дочерей, а их гувернантке Юлии Гревс. Художник писал другу: «…я женился как истинный артист, то есть влюбился, как никогда. В две недели все было кончено. Теперь, после восьми месяцев, говорю Вам, что я так счастлив, что я не воображал половину этого счастья. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так как я женился».

Поначалу этот брак был очень счастливым, у пары родилось четверо дочерей. Но Юлия Гревс мечтала блистать в высшем свете, к тому же в Феодосии – родном городе Айвазовского, куда они переехали после свадьбы – было очень сложно найти для дочерей подходящие партии. Между супругами участились размолвки, во время которых Юлия забирала дочерей и уезжала в Петербург или в Одессу. Через 12 лет совместной жизни она окончательно решила не возвращаться в Феодосию и осталась вместе с детьми в Одессе.

Сохранилась «Памятная записка тайного советника Ивана Константиновича Айвазовского по бракоразводному делу», в которой сообщается: «При болезненно-раздражительном характере, в жене Айвазовского развилось нечто вроде линии – жаловаться, клеветать, позорить своего мужа не только на словах и в частном быту, но и письменно, в многочисленных прошениях и жалобах, которые по своей неосновательности не могли иметь никаких других последствий кроме того, что совместное жительство сделалось далее невозможным, и в последние 20 лет супруги почти не виделись».

Художник снова чувствовал себя брошенным и снова тяжело переживал расставание. Он остался один и уже не рассчитывал обрести свое счастье, но судьба подарила ему любовь на склоне лет. Свою вторую жену и третью любовь он встретил в 65 лет… на кладбище! Он увидел в похоронной процессии молодую женщину, идущую за гробом мужа, и неожиданно для самого себя влюбился. Айвазовский узнал, что она была вдовой феодосийского купца и звали ее Анна Саркизова (в девичестве Бурназян). Выждав время, как того требовали рамки приличия, он сделал ей предложение, и его избранница ответила согласием.

Несмотря на 40-летнюю разницу в возрасте, супруги были очень счастливы и прожили в полном согласии до самой смерти художника. Анна сопровождала мужа во всех поездках, не оспаривала первостепенной значимости для него живописи, не жаловалась на недостаток внимания. Единственное, чем жена была недовольна, – это розовая туфелька Марии Тальони, которую художник хранил в сундучке. После его смерти она ее сожгла. В последующие 25 лет Анна обрекла себя на добровольное затворничество, пережила в одиночестве все ужасы начала ХХ в. и так больше и не вышла замуж. Ее похоронили рядом с мужем, в том самом сквере армянской церкви, где их когда-то повенчали.

Творчество этого замечательного художника до сих пор не оставляет никого равнодушным: тайны 5 мистических полотен Ивана Айвазовского

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Биография Ивана Айвазовского

Жена — Анна Саркисова-Бурназян
Дети — Елена, Мария, Александра, Жанна
Родители — Константин Айвазовский, Рипсиме Айвазовская

Имя Ивана Айвазовского известно всем любителям искусства. Маринист стал первым художником из России, который заслужил показа своих полотен в Лувре. Вклад живописца в искусство позволил ему получить дворянское звание на пожизненный срок. С кем строил семью художник и чем увлекался помимо создания картин, рассказано в статье, посвященной биографии Айвазовского.

  • Родители художника
  • Детство мариниста
  • Карьера живописца
  • Вклад Айвазовского в развитие искусства
  • Личная жизнь
  • Смерть Айвазовского
  • Интересные факты
  • Интересное видео

Родители художника

Великий маринист Иван Айвазовский родился в семье армян. Его мать Рипсиме Айвазян прекрасно вышивала, а отец Геворг Айвазян знал несколько языков и отличался предприимчивым характером.

Помимо Ивана, в семье воспитывалось еще четверо детей. Отцу приходилось применять смекалку, чтобы прокормить большую семью. Благодаря его навыкам и умениям, он смог успешно заниматься торговлей в Феодосии.

В те времена город находился на пике развития, что способствовало, в свою очередь, и продвижению торговли. Глава семейства прекрасно справлялся с работой торговца и приносил крупный доход в семью. Дела купца пошли на спад после того, как в 1812 году вспыхнула эпидемия чумы.

Вложения Константина Айвазовского были не оправданы, поэтому семье приходилось отказывать себе во многом. Мать старалась не только помогать в воспитании потомства, но и вносила вклад в финансовую составляющую семьи. Благодаря рукоделию, она могла обеспечивать детей и супруга продуктами питания.

Детство мариниста

Иван в то время увлекался рисованием. Он жил в Крыму, недалеко от Черного моря, красота которого завораживала его с ранних лет. Мальчик мог часами сидеть на берегу и наблюдать за волнами. Именно водная стихия вдохновляла будущего художника творить.

Бюджет семьи не позволял тратить средства на краски, кисти и холсты. Мальчик поначалу рисовал песком на пляже. Свои работы он не мог представлять родителям, сестрам и братьям, так как морская стихия прятала их под собой сразу же после сотворения. Единственный способ сохранить работы на время – создавать рисунки на стенах дома.

С помощью уголька маринист разрисовывал белые стены и показывал свои старания родителям. Мать видела, что у сына талант к искусству, а отец не разделял ее восторга. В 10 лет Иван понял, что способен помогать маме и папе. Он устроился на работу в местную кофейню, чтобы вносить лепту в семейный бюджет.

Родители понимали, что их сын вырастет самостоятельным и трудолюбивым. Несмотря на плотный рабочий график, Ваня всегда находил время для рисования. В то же время он искусно овладел игрой на скрипке, что сильно повлияло на его жизнь. Первая судьбоносная встреча для будущего художника произошла с известным архитектором Яковом Кохом.

Он настолько был впечатлен работами подростка, что решил вложиться в его талант. Кох регулярно привозил мальчику новые краски, карандаши, листы и прочие принадлежности. Это позволяло мальчику развивать свой талант.

Вторая встреча, внесшая изменения в жизнь Айвазовского, была с губернатором города. Александр Казначеев услышал игру мальчика на скрипке и удивился его умениям. Он решил, что нельзя упускать из виду такое дарование и подарил ему шанс на получение хорошего образования.

С 1830 года Айвазовский являлся учеником симферопольской гимназии. Позднее он познакомился с Натальей Нарышкиной – супругой губернатора крымского города. Подросток часто заходил в гости в эту семью, где пользовался богатой библиотекой и мог получать знания по живописи и искусству.

Наталья понимала, что ее статус позволяет ей помочь талантливому ребенку хорошо устроиться в жизни и стать известным творцом. Она написала письмо своему знакомому – главе академии художеств в Петербурге.

Тот, в свою очередь, связался с императором, что поспособствовало зачислению подростка в императорскую академию. Так в 13 лет Айвазовский стал учеником у мастера Воробьева. Живописец познакомил дарование с Филиппом Танкером, который повлиял на развитие карьеры художника.

Карьера живописца

Первый показ работ художника состоялся в 1836 году. Картины Айвазовского были представлены на выставке его учителя. Одно из полотен живописца было описано в нескольких газетах и получило множество приятных комплиментов, в то время как работы Таннера оценили довольно низко.

Такое поведение публики и критиков вызвало гнев у учителя, поэтому он сорвался на ученике и пожаловался императору. В обращении к Николаю I Филипп Таннер сказал о том, что Иван не имел права показывать свои работы на его выставке без договоренности.

Слова Таннера звучали логично, а поведение Айвазовского было приравнено к преступлению. После разбирательств картины молодого творца убрали с выставки. Иван получил осуждение со стороны многих ценителей искусства, но не был отвергнут Олениным, Жуковским и Крыловым, которые в то время пользовались большим авторитетом у публики.

После того как художник получил награду от императора, благодаря стараниям учителя по изобразительному искусству у детей Николая I, он уехал на Балтику. Время, проведенное на флоте, позволило Ивану получить полезный опыт об устройстве кораблей, что сделало его работы более реалистичными.

В 1837 году Айвазовский получил за свои старания золотую медаль. Награду принесла ему работа «Штиль». В 20 лет он окончил академию и отправился путешествовать. Во время поездок он смог понаблюдать множество вдохновляющих его пейзажей, благодаря чему написал прекрасные полотна, достойные внимания.

Особенной стала картина художника под названием «Хаос». Работа была сделана в мрачных тонах, но это позволило более ярко передать реалистичность погодных условий на море. Полотно настолько получилось успешным, что в его приобретении был заинтересован сам Папа Римский. Айвазовский не стал устраивать аукцион и подарил картину бесплатно. Этот поступок сделал творца известным на весь мир.

Среди знакомых живописца отмечены такие личности, как Раевский, Брюллов, Жуковский, Глинка, Пушкин и Кипренский, и это не включая всю императорскую семью. Несмотря на обильное количество популярных во всем мире друзей, Иван отдавал предпочтение в общении своей семье.

Вклад Айвазовского в развитие искусства

Иван никогда не стремился к славе и богатству, однако не был лишен этого. Большую часть финансов он пустил на создание школы искусств и картинной галереи в родном городе. Благодаря ему, открылся музей древностей, а также были налажены водопровод и железнодорожные пути. Айвазовский активно занимался благотворительностью и старался помогать всем нуждающимся.

Личная жизнь

Личная жизнь художника является такой же насыщенной и яркой, как его работы. Его сердце некогда принадлежало трем дамам, каждая из которых по-своему повлияла на судьбу мариниста.

Первой избранницей художника стала Мария Тальони. С танцовщицей из Венеции он познакомился во время путешествия. Девушка была старше возлюбленного на 13 лет, но это не мешало их роману успешно и стремительно развиваться. Отношения были прерваны из-за того, что у дамы на первом месте была не семья и любовь, а карьера.

Позднее Иван встретил вторую девушку. С Юлией Гревс мужчина вступил в брак в 1848 году. Девушка была дочерью медика, который работал при дворе императора. Жена подарила супругу четырех детей. Сначала родилась дочь Александра, затем Мария, позднее Елена, и самой младшей стала Жанна.

После рождения четырех девочек супруга живописца заболела. Она стала регулярно испытывать нервные срывы и грезила о столичной жизни с ее роскошью и балами. Айвазовский, проживший все годы в Феодосии, не желал покидать Крым, поэтому к желаниям супруги относился с равнодушием.

Непонимание послужило причиной развода. Дочери разозлились на отца и долгое время не могли наладить с ним отношения. Мать всегда настраивала девочек против отца, однако позднее дети приняли решение помириться с папой.

Третьи отношения состоялись у художника в пожилом возрасте. В 65 лет он встретил Анну Саркизову. Девушка обаяла Ивана сразу же, поэтому с предложением руки и сердца он медлить не стал. Ее портрет можно увидеть на полотне «Портрет жены художника».

Читайте также  Михаил барклай-де-толли - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Смерть Айвазовского

Художник умер 2 мая 1900 года. Последние годы он провел в родном городе. Весной того года он работал над картиной «Взрыв корабля», которая так и осталась не доделанной на холсте. Причиной смерти стала остановка сердца. Захоронен Иван Айвазовский в церкви Сурб Саркис.

Интересные факты

  • Художник должен был учиться в академии до 23 лет, но был выпущен из нее тремя годами ранее. Причиной тому послужило то, что учителя посчитали, что не могут дать больше знаний маринисту.
  • При рождении Иван получил имя Ованес.
  • Все работы художника были созданы в его мастерской. Он никогда не рисовал с натуры.
  • Кисти мариниста принадлежит свыше 6000 картин.

Иван Айвазовский обладал разносторонним характером и бесспорным талантом, который позволил ему обрести богатство и известность. Его вклад в искусство и развитие родного города оставили большой след в истории целого государства.

Иван Константинович Айвазовский — биография, творчество и самые известные произведения

Русское изобразительное искусство XIX столетия уходит своими корнями в традиции живописи предыдущего века, хотя и вносит в сюжеты классицизма национальные черты. Считается, что на переходе эпох особых изменений в культуре не произошло.

Наверное, ни один из художников того времени не снискал такую славу, как Иван Айвазовский, биография которого так же ярка, как и картины.

Он закрепил за собой право считаться одним из лучших представителей своего времени.

Детство и юность

В семье феодосийского купца армянского происхождения Константина и его жены Рипсиме родился сын Ованес Айвазян. Имя будущего художника, данное при рождении, является армянским вариантом русского Иван, а фамилию отец писал на польский манер (Гайвазовский). Супруги некоторое время жили в Галиции, после чего переехали в Молдавию, а затем — в Крым. После чумы 1812 года купеческая семья разорилась и стала жить в бедности. В доме на возвышенности у Чёрного моря и родился будущий маринист.

Иван Айвазовский с детства тяготел к искусству. Мальчик самостоятельно освоил игру на скрипке, проявлял отличные способности к рисованию. Внимание на будущий талант обратил феодосийский архитектор Яков Кох, подаривший ему первые карандаши, бумагу и краски. Он же посоветовал показать юношу градоначальнику Феодосии Александру Казначееву.

Окончив уездное училище, Айвазовский по протекции городского главы был зачислен в гимназию в Симферополе. Оттуда он перевелся в петербургскую Императорскую Академию художеств.

Становление художника

Если говорить о биографии Айвазовского кратко и о самом важном, то нельзя не упомянуть о его учёбе в пейзажном классе живописца Максима Воробьёва в Санкт-Петербурге. Его пейзажи 1835 года были отмечены серебряной медалью, после чего юное дарование определили в помощники к маринисту из Франции Филиппу Таннеру. Последний запрещал художнику работать самостоятельно, но тот, вопреки табу, представил пять своих работ на выставке учебного заведения 1836 года. Картины получили позитивные отзывы критиков. Но учитель пожаловался на ученика императору Николаю I, после чего все его работы были сняты с конкурса.

Спустя полгода Айвазовский, получив прощение, был зачислен в класс к профессору батальной живописи Александру Зауервельду.

Всего через несколько месяцев учёбы у мастера — в сентябре 1837 года — работа «Штиль» была удостоена Большой золотой медали на выставке академии.

За годы учёбы Айвазовский создал такие известные картины:

  • «Вид на взморье в окрестностях Петербурга»;
  • «Этюд воздуха над морем»;
  • «Штиль».

В академии заметили талант Айвазовского и отметили его необычным решением. Юноша был выпущен из учебного заведения на два года раньше положенного срока.

Выпускнику было предписано отправиться на два года в Крым, после чего его ждала шестилетняя командировка в Европу.

Работа в Крыму и Европе

С 1838 года художник был на 2 года командирован на Крымский полуостров. Там Айвазовский писал как морские пейзажи, так и батальные работы. В частности, он наблюдал за высадкой десанта в долине реки Шахе. Позже он написал со сделанных им с натуры набросков полотно «Десант отряда в долине Субаши».

В этот период художник создал такие известные картины:

  • «Фрегат под парусом»;
  • «Ялта»;
  • «Десант Н. Н. Раевского»;
  • «Керчь»;
  • «Конец бури на море».

Июль 1840 года ознаменовался для мариниста отъездом в Европу вместе с одноклассником по академии Штернбергом. Побывав на острове Святого Лазаря, художник после долгих лет разлуки встретился со своим братом Гибриэлем, жившим при монастыре. Местным монахам Айвазовский подарил одну из известнейших своих картин «Хаос. Сотворение мира».

До 1844 года (времени своего возвращения в Россию) пейзажист побывал во многих странах:

  • Италии;
  • Англии;
  • Швейцарии;
  • Голландии;
  • Франции;
  • Испании;
  • Португалии.

Находясь в итальянском Сорренто, Айвазовский выработал привычную для себя манеру творчества — он лишь немногое время проводил на открытом воздухе, делая зарисовки.

В мастерской выполнялась основная часть работы над полотном, что оставляло некоторый простор для творческой мысли художника.

Вояж по Старому континенту был для Айвазовского успешным — его работы благосклонно встречали критики, их охотно смотрели и покупали ценители искусства.

Одну из картин мариниста приобрёл Папа Римский Григорий XVI.

Во время плавания на корабле по Бискайскому заливу с художником произошёл курьёзный случай. Судно попало в сильнейший шторм, его пассажирам лишь чудом удалось выжить. После этого парижские газеты сообщили о гибели ставшего уже известным Ивана Айвазовского.

Расцвет творчества

По возвращении на родину Айвазовского назначили живописцем Главного морского штаба. В 1847 году ему было присвоено звание профессора Академии искусств в Петербурге. Известного художника похожими регалиями удостоили академии Парижа, Рима, Флоренции, Штутгарта, Амстердама.

Его творчество значительно расширилось изображением степей Украины, которые ему счастливилось созерцать во время поездок из Крыма в Петербург и обратно. Айвазовский начал писать сцены из истории и на библейскую тематику. Художник не считал себя портретистом, поэтому рисовал лишь знакомых и близких ему людей.

Маэстро много путешествовал, привозя из каждой поездки работы или зарисовки для них. В частности, обширное собрание работ было создано после путешествия Турцию. Из Египта художник вернулся с известнейшей картиной «Великая пирамида в Гизе». Посетив со второй женой, которой стала Анна Никитична Саркисова, США, Айвазовский написал впечатляющий пейзаж Ниагарского водопада.

В 1850 году была написана одна из самых знаменитых и интересных работ мастера — «Девятый вал». Полотно изображает морскую стихию и людей после шторма. Самая большая из волн — девятый вал — готова обрушиться на тех, кто спасается на обломке мачты. Тёплые тона полотна и лучи солнца, несмотря на грозность морской стихии, дают надежду на спасение людей.

Одной из выразительнейших работ этого времени становится красочное полотно «Коктебельская бухта» (1853). В 1857 году специально для выставки в столице Франции мастер создал серию картин «Богатства России». За впечатляющие полотна первым среди художников России Айвазовский был удостоен ордена Почётного легиона. В 1864 году художнику был пожалован титул потомственного дворянина.

В 1873 году Айвазовский начинает написание одной из выдающихся своих работ — «Радуги». Хоть полотно относится к любимому жанру художника, в работе использованы совершенно новые для него цветовые решения.

Последней работой мастера стала картина «Взрыв турецкого корабля», так и оставшаяся незаконченной. 19 апреля 1900 года Иван Айвазовский умер.

Жизнь в Феодосии

Иван Айвазовский сильно любил свою родную Феодосию. Осенью 1845 года художник начал строительство собственного дома на городской набережной, в котором проводил выставки своих работ, встречался с известными деятелями искусства.

В деревне Шейх-Мамай успешный художник приобрёл собственное имение, имел он также дом в Судаке. В последнем он часто любил играть на скрипке под аккомпанемент игры известного композитора Александра Спендиарова.

Айвазовский заботился о культурной жизни родного города. В Феодосии он создал школу живописи и картинную галерею, беспокоился об обустройстве местной библиотеки, был инициатором создания городского концертного зала. В начале 90-х годов XIX столетия, на средства художника был возведён городской фонтан в память о градоначальнике Казначееве, поддержавшем его в юности.

Активно интересуясь археологией, Айвазовский спонсировал и руководил раскопками более 90 крымских курганов. Многие находки крымчанина до сих пор хранятся в Эрмитаже.

Забота о родном городе проявлялась не только в налаживании культурной жизни Феодосии.

Мастер писал много писем чиновникам с просьбой расширить городской порт.

Результатом его обращений стало возведение крупнейшего в Крыму торгового порта. Айвазовский стал инициатором строительства железнодорожной ветки из родного города в Джанкой.

Когда в 1886 году город испытывал нехватку пресной воды, художник подарил ему на постоянной основе 50 тыс. вёдер в сутки из своего источника в Шейх-Мамае. От отдалённого на 25 вёрст деревенского имения к городу был проложен водопровод. Айвазовский сам спроектировал фонтан в парке, из которого местные жители могли бесплатно брать воду.

Он был копией фонтана, который художник видел в Константинополе.

Немудрено, что свой дом и все предметы искусства, которые в нём находились, феодосиец завещал родному городу. Благодаря этому была основана Феодосийская картинная галерея. Иван Айвазовский стал первым человек, удостоившимся звания почётного гражданина Феодосии.

Наследие великого мариниста

Иван Константинович Айвазовский, произведения которого ценились ещё при жизни, и сегодня является одним из самых «продаваемых» авторов. Его работы выставляют на продажу ведущие аукционы мира — «Кристис», «Сотбис», «Коллер». Полотно мариниста «Вид Константинополя и Босфора» ушла с молотка за рекордные 3,2 миллиона фунтов стерлингов.

Картины его часто становятся объектами хищений («Вечер в Каире», «Закат в степи», «Море»). Некоторые из них спустя время появляются на аукционах, но возвращаются по протекции правоохранительных органов настоящим владельцам. Другие полотна ищут до сих пор. Картину под названием «Восход» преступники, забрав под видом реставрационных работ из музея, подделали и вернули дубликат. Подделка была уничтожена, а судьба подлинника неизвестна.

Русский художник армянской национальности прославился как маринист и баталист. Часто исторические события или фигуры были лишь предлогом для описания морских красот. Художник также писал на темы библейских сюжетов и истории. Айвазовский мастерски использовал всю цветовую гамму, обыгрывая морскую тематику. Прекрасное владение игрой тени и света демонстрирует полотно «Ночь на Чёрном море», написанное в 1879 году. Его кисти принадлежат около полдюжины тысяч картин.

Следует отметить тот факт, что некоторые критики обвиняли художника в повторяемости. В частности, Фёдор Достоевский, отмечая, что «Буря под Евпаторией» Айвазовского так же изумительна, как и все его другие бури, сравнивал производительность мастера с писательской скоростью Александра Дюма.

Признанием заслуг Ивана Айвазовского являются многочисленные памятники, установленные в городах по всему миру, чествование мастера в нумизматике и филателии, использование его имени в топонимике. В 1997 в честь маэстро был назван астероид (3787) Aivazovsky.

Биография и картины художника Айвазовского являются примером безграничного трудолюбия, трепетных чувств к родным местам и морю. Вся его жизнь была посвящена тому, чтобы увековечить родину и морскую стихию на века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: