Фаина раневская — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Фаина Раневская

  • Имя: Фаина Георгиевна Раневская
  • Дата рождения: 27 августа 1896 — 19 июля 1984
  • Место рождения: Таганрог, Россия
  • Возраст: умерла в 87 лет
  • Профессия: актриса театра и кино
  • Семейное положение: не замужем
  • Дети: нет

Российская актриса Фаина Раневская — Фильмография

Об этой удивительной женщине сняты десятки документальных фильмов, написано множество биографических книг. Она нашла свое призвание на сцене театра и кино. Актриса родилась в прошлом веке, но до сих пор её имя на слуху у всех россиян, независимо от возраста. Поразительный факт — Раневской практически никогда не давали главных ролей, но второстепенных персонажей она изображала так живо и ярко, что часто затмевала центральных героев своим шармом. Ее острые, насмешливые комментарии стали афоризмами.

Биография и фото

Отец артистки Гирш Фельдман — еврей по национальности, уроженец Минской губернии. Он руководил фабрикой красочной продукции, а также имел в собственности мельницу и корабль. Семья жила в Таганроге до революции. Гирш занимался благотворительностью и управлял синагогой. Доходы от всех предприятий позволяли семье — супруге Милке, самому Гиршу и их пятерым детям Фаине, Якову, Изабелле, Лазарю и Рудольфу — жить безбедно. Они могли позволить себе раз в год путешествовать за рубеж или на крымское побережье.

Отец был строг, редко проявлял чувства к жене и детям. Его изображение отпечаталось в памяти ребенка в виде холодного, чужого мужчины. Зато она всем сердцем прикипела к матери, которая была противоположностью супруга — нежной, легко ранимой женщиной, чуткой к музыке и литературе. Мать передала своей дочери трогательное отношение к искусству. В нем маленькая Фая нашла выход детским эмоциям, и уже в четыре года пародировала знакомых в импровизированном театре. Чуть позже она начала декламировать стихи, устраивала кукольные представления.

Побег из дома

Фаина получила домашнее образование, как и многие девочки в дореволюционной России. Она выучилась французскому языку, музыке, но к точным наукам оказалась не способна. Её часто наказывали за плохую дисциплину. Подростком начала ходить в Таганрогский театр на все спектакли. Больше всего любила Павлу Вульф, которая прославилась на всю Российскую империю ролями Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева, Нины в «Чайке» и Саши в «Иванове» Чехова. Она стала её преподавателем.

Отец не одобрил увлечение дочери. В конце 1915 года она решила сбежать из дома и поступить в актерское училище. Это повлекло за собой полный разрыв с родственниками и одиночество. В столице она сняла комнату недалеко от Кудринской площади. Ей пришлось взять псевдоним — с еврейскими корнями в то время пробиться в свет было очень тяжело. Так Фаина Фельдман превратилась в Фаину Раневскую.

Она не могла похвастаться своей эффектной внешностью, заикалась и вела себя перед зрителями очень скованно. На пробах ей прямо заявили, что шансов нет и не стоит морочить людям голову. Но этот приговор не остановил актрису.

После событий 1917 года Фельдманы переехали в Прагу. Оставшаяся одна в Москве, Фаина записалась на курсы актерского мастерства в студию Ягелло. Там ей подсказали, как можно маскировать дефекты речи. Она стала увереннее держаться перед публикой.

Путешествовала по стране, играя в массовке. Наконец в 1930-х ей удалось пробиться на московские подмостки. Она сменила несколько небольших подмостков, и наконец ее взяли в театр Моссовета — один из лучших в городе. Там она блистала целых 24 года и была одной из прим наравне с Орловой и Марецкой. За ней закрепился негласный авторитет, ей давали определенную свободу и старались не попасть на острый, безжалостный к глупости язык.

Начало карьеры в кино

Когда актрисе было 38 лет, ей поступило предложение от начинающего кинорежиссера Михаила Ромма. Он искал подходящие типажи для дебютной работы «Пышка». Раневская сыграла небольшую комедийную роль госпожи Луазо, жены виноторговца.

Съемки проходили ночью, так как все артисты днем были заняты в театре. Сырое помещение не отапливалось. Фаина даже хотела все бросить и уйти — работать в таких условиях не оставалось сил. Михаил Ильич Ромм убедил остаться — это изменило её дальнейшую жизнь.

Сразу после выхода на экран «Пышки» актрисе позвонил Игорь Савченко, автор «Дума про казака Голоту». На вопрос Раневской о роли режиссер ответил, что персонажа для нее нет, но если она согласится участвовать в картине, он внесет поправки в сценарий. Так появилась героиня попадьи. Текст для нее придумать не успели — пришлось импровизировать. В кадре она была 40 секунд, но её образ стал чуть ли не самым ярким среди ролей второго плана.

Работать с ней было сложно. Это была добрая, широкой души женщина, но очень острая на язык. Её побаивались и старались не вступать в перепалки. Алексей Николаевич Толстой называл её характер терпким, потому что «он впивается, как запах скипидара».

Комедия «Подкидыш» принесла Фаине Раневской славу — благодаря случайно брошенной фразе. Она играла Лялю — властную женщину, которая не дает и шагу ступить супругу-подкаблучнику по прозвищу Муля. Однажды на съемочной площадке, рассердившись на коллегу, она воскликнула: «Муля, не нервируй меня!». Высказывание закрепилось за ней, как прозвище.

Лучшие фильмы с участием Фаины Раневской

Мечта

С Михаилом Роммом актриса сотрудничала неоднократно. Судьба свела их вновь в 1941 — режиссер пригласил ее на роль Розы Скороход в свой новый проект. Сюжет развивается в небольшом городке в 30-х годах, незадолго до присоединения Западной Украины к России. Небогатая деревенская девушка Галка хочет накопить денег на корову и приданое. Она устраивается на работу в санаторий «Мечта» к хозяйке пани Розе.

Эта роль принесла Фаине мировую славу. Президент США Ф.Рузвельт назвал картину самым великим фильмом на планете, а Раневскую — лучшей трагической актрисой в истории кино. Восхищался ею и Чарли Чаплин.

С одной стороны, Скороход — циничная и жадная еврейская мещанка, с другой — несчастная женщина, которую мучает одиночество. Дети ее бросили, но она простила и продолжает любить. Картина вышла в разгар Второй Мировой войны, в 1943 году, а съемки закончились за три часа до объявления нападения Германии.

Весна

В мюзикле Г. Александрова Раневская играла экономку Маргариту. Её фраза «Красота — это страшная сила!» стала крылатой. Любопытно, что персонажа для себя Фаина Георгиевна придумала сама — его не было в первоначальном сценарии. Съемки проходили в Чехии, куда после революции эмигрировали родители Раневской. Так спустя тридцать лет она, хоть и ненадолго, воссоединилась со своей семьей. Не было только отца — он уже скончался. Во время работы над фильмом она сблизилась с Любовью Орловой, исполнительницей главной роли.

Осторожно, бабушка!

Одна из немногих центральных ролей актрисы. Она играла Елену Тимофеевну, которая помогает внучке, руководителю строительной компании, в ведении дел. Она вдохновляет своей энергией и энтузиазмом. Эта работа, как и предыдущие, подарила миру очередную цитату Фаины Георгиевны: «Сентиментальность — признак склероза». Картина вошла в топ рейтингов советских фильмов, а Раневская получила титул народной артистки.

Золушка

В фильме сказке Евгения Шварца «Золушка» актрисе достался образ Мачехи. Режиссер разрешил менять текст, добавлять что-то от себя — ее поправки всегда приходились к месту. Она умела вытянуть даже самый слабый сценарий. Фаина предъявляла к себе высокие требования, старалась сыграть свой эпизод идеально. За съемки ей заплатили большую сумму, но она почти все деньги раздала коллегам.

Легкая жизнь

В сатирической комедии Вениамина Дормана Раневская сыграла спекулянтку Марго, которая зарабатывает на заказах для нелегальной домашней химчистки. Фраза «Здравствуйте! Я ваша тетя. Я буду у вас жить» разлетелась по стране. Это была одна из любимых ролей актрисы — ей нравилось играть преступниц. Ей выделили немного экранного времени, но образ, как всегда, получился харизматичным и колоритным. Она любую эпизодическую роль могла превратить в главную.

Семья, муж и дети Фаины Раневской

Харизматичная актриса, безусловно, привлекала внимание многих мужчин. Но до романа дело не доходило. В дневниках, которые были опубликованы после смерти, женщина говорила про одиночество. Женщина до конца своих дней не смогла найти родственную душу.

Первой любовью девушки стал знаменитый актер Владимир Качалов. Она писала ему открытки с признаниями в чувствах, но никогда не отправляла их. Собирала газетные вырезки, фотографии, не пропускала ни одного выступления в театре. Но великий мастер не ответил наивной и восторженной привязанности поклонницы.

«Уже все ушли, а я все еще живу» — жаловалась Фаина Фельдман. Эта женщина до конца жизни относилась к себе с самоиронией. Жизнь она считала глупой — в ней присутствовали только театр, кино, сигареты и отвращение ко всему, что её окружало. Единственной любовью этой печальной женщины была подобранный дворовый пес, которому она дала кров и свое чуткое доброе сердце. Она назвала его Мальчик. Она умерла от воспаления легких и ишемической болезни сердца в Московской городской клинической больнице №71, за месяц до 88-го дня рождения.

В память об этой многогранной, несомненно талантливой артистке в 1984 — спустя несколько месяцев после ее кончины — появились мемориальные доски. Их установили на стенах театров, где ей довелось играть: театре Моссовета, в Симферополе и Тюмени, Крымском театре. А летом 2019-го в одном из петербургских парков появилась скульптура Ляли — одного из самых известных персонажей актрисы. На ней увековечена знаменитая цитата “Муля, не нервируй меня!”.

Фаина Раневская — биография и личная жизнь актрисы

Раневская — яркая женщина, легендарная актриса театра и кино. Она умела создать из маленького эпизода самый запоминающийся образ в кинематографической картине. Кроме того, актриса была остроумна, умна и невероятно эксцентрична. Поэтому биография и личная жизнь Фаины Раневской до сих пор волнует не только её поклонников, но и критиков.

В родительском доме

Будущая актриса родилась в еврейской зажиточной семье 15 августа 1896 года в Таганроге. Стоит отметить, что настоящая фамилия Фаины Раневской — Фельдман.

Отец, Гирш Хаимович Фельдман, владел фабрикой, где выпускались сухие краски, но также содержал пароход и дома. Мама, Милка Рафаиловна Заговайлова, нигде не работала, что считалось нормой в богатых семьях. Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф, Лазарь) и дочка (Белла).

Обеспеченное детство и молодость не принесли Фаине радости. Ребёнок чувствовал себя одиноким в огромном доме родителей. Во-первых, ровесники и братья Раневской насмехались над ней из-за заикания, которым девочка страдала с самых ранних лет. Девочка яростно ссорилась с ними. Во-вторых, Фаина не была красивой и завидовала привлекательной внешности своей сестры.

Об учёбе в закрытом пансионате Фаина вспоминала с содроганием. Комплексы (заикание, некрасивая внешность) мешали завести друзей. Ей нравилось изучать литературу и иностранный язык, она считала остальные предметы ненужными и неинтересными, поэтому в школе училась плохо. Но девочка умела отстаивать своё мнение и спорить со взрослыми. Когда приезжали родители, умоляла их забрать её из этого «ужасного» заведения. В конце концов, Фаине это удалось, она вернулась домой.

Дома девочке наняли частных учителей и постепенно учёба наладилась, хотя с математикой не удалось подружиться. В этот период Раневская увлекается кино, мир по ту сторону экрана казался волшебным и загадочным. Но переломный момент в сознании произошёл, когда она впервые попала в театр.

В 1913 году семья Фельдман отправляется в Москву, посещает МХАТ, где на сцене давали «Вишнёвый сад». Именно здесь юная Фаина решает, что обязательно станет актрисой. Понимая, что для поступления в театральное училище нужно хотя бы базовое образование, она начинает прилежно учиться и читать книги. Уговаривает родителей записать её в театральную студию. Отец и мать полагали, что это мимолётное увлечение пройдёт, когда девушка выйдет замуж.

Поэтому когда Фаина сказала, что служение театру хочет сделать своей профессией, отец разгневался. Пригрозил оставить её без средств к существованию и выгнать из дома.

Юные годы

В 1915 году, когда Раневской было 17 лет, она уезжает в Москву. Столица встретила провинциалку негостеприимно. Ведь у девушки не было почти никаких средств (папа сдержал своё слово). Единственные деньги дала мама втайне от главы семейства. На эти деньги она снимала маленькую комнату. Но несмотря на такое тяжёлое положение, будущая актриса чувствовала себя свободной и самостоятельной.

В Москве девушка пробует поступать в театральное училище. К сожалению, ей это не удаётся. Все мечты стали таять как сон. Тогда Фаина решает учиться в частной театральной школе. Но денег не хватает, чтобы доучиться.

Затем в биографии Раневской Фаины Георгиевны происходит событие, которое окажется судьбоносным. Она знакомится с известной актрисой Екатериной Гельцер. Именно она заметит талант девушки и пригласит её пожить у себя, видя трудное положение. Здесь, в квартире примы, собиралась высшая московская творческая элита:

  • Маяковский;
  • Мандельштам;
  • Цветаева;
  • Качалов и другие личности.
Читайте также  Криштиану роналду - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Гельцер устраивает Фаину на работу в Малаховский Летний театр, где играли блестящие актёры. Тут она дебютирует на сцене в постановке режиссёра Андреева «Тот, кто получает пощёчины». Юную артистку взяли в массовку, но даже здесь она выделялась на фоне товарищей. Её талант и индивидуальность заметил известный актёр Певцов. После спектакля он сказал, что Раневскую ждёт блестящее театральное будущее. Его слова оказались пророческими.

Но Фаина Георгиевна мечтала о более насыщенной театральной жизни. Когда предложили работу в частной театральной студии Лавровской, она соглашается и уезжает с труппой в Крым. К сожалению, студия не приносила значительной финансовой выгоды, вскоре труппу распустили.

В революционные и военные годы Раневская всё так же плодотворно работает, гастролируя по городам России. С 1913 по 1930 год выступает на сцене:

  • Баку;
  • Ростова;
  • Смоленска;
  • Астрахани.

Затем снова возвращается в Москву.

Служение театру

В Москве (1931) она без труда устраивается на работу в труппу Московского Камерного театра. Здесь дебютирует в роли проститутки Зины в постановке «Патетическая соната». Именно этот образ сделал её знаменитой на всю столицу. Ведь она была очень убедительна и реалистична в роли Зинки.

В 1935 году Фаина Раневская переходит в театр Красной Армии, тут дают ведущие роли, и женщина становится примой театра. Самый запоминающийся образ — роль Вассы Железновой. Через несколько лет актриса начинает работать в Театре Драмы. В годы войны с ним она гастролирует со спектаклем «Молодая гвардия», за который потом награждена медалью «За доблестный труд».

После войны Фаина Раневская переходит в театр Моссовета, где прослужила бо́льшую часть своей жизни и называла его вторым домом. Здесь она блистала, искушённый зритель приходил посмотреть на её удивительную актёрскую работу, хотя главные роли доставались нечасто.

Такое пренебрежение талантом актрисы было связано с её несговорчивым характером. В театре она часто шла наперекор режиссёрам: трактовала постановку по-своему, играла так, как ей казалось правильно. Так, она полностью изменила под себя образ Маньки-спекулянтки из спектакля «Шторм» и её лишили этой роли. Хотя созданный Раневской персонаж зрители приняли «на ура». Такое поведение актрисы нервировало режиссёра Завадского и вызывало его недовольство.

Постоянные выяснения отношений, острые изречения Раневской спустя годы будут цитировать и станут афоризмами анекдотов, баек. Несмотря на постоянные ссоры с режиссёрами, актриса здесь проработает 25 лет и станет узнаваемой. Именно в Моссовете она сыграет самые значимые роли в карьере, которые собирали полный зал и бесконечные овации.

Работы в кино

Рождение новой звезды в кино состоялось в картине «Пышка» (1934) режиссёра Ромма. Ролей в кинематографе у Раневской было мало, но все они запомнились зрителю и прославили актрису. Примечательно, что Фаина Георгиевна не любила кинематограф, но именно он помог ей стать узнаваемой на улицах. Она предпочитала сцену, о работе в кино отзывалась так: «Деньги закончились, а позор остался».

Список популярных картин с участием Раневской:

  • «Человек в футляре»;
  • «Подкидыш»;
  • «Любимая девушка»;
  • «Ошибка инженера Кочина»;
  • «Свадьба»;
  • «Весна»;
  • «Небесный тихоход»;
  • «Осторожно, бабушка».

Удивительно, но фраза «Муля, не нервируй меня» из комедии «Подкидыш» преследовала актрису всю жизнь.

Партнёрами по фильмам были блистательные актёры — Пуговкин, Вульф, Гарин, Марецкая, Орлова, Юматов, Зелёная, Милявский. Стоит отметить, что Павла Вульф была лучшей подругой Раневской.

Самой удачной ролью актриса считала образ колоритной мачехи в картине «Золушка» (1947). Сценарист Щварц разрешил Раневской трактовать роль по своему усмотрению: в фильме часто встречаются колкие слова и высказывания актрисы.

«Сегодня новый аттракцион» — последняя кинолента в фильмографии, где блистала Раневская. Режиссёр также пошёл на уступки и разрешил актрисе исполнять роль так, как она захочет.

Вклад Фаины Раневской в искусство был высоко оценён государством. Так, в 1937 году она стала Заслуженной артисткой РСФСР, в 1961 году — Народной артисткой СССР. В 1976 году награждена орденом Ленина. Но также ей было присвоено 3 Сталинские премии и в честь неё назвали астероид, открытый в 1986 году.

Личная жизнь

К сожалению, личная жизнь Раневской не сложилась, замуж она так и не вышла. В первый раз любовь случилась ещё в Крыму, где она была разочарована отношениями. Возлюбленный предал её и предпочёл другую девушку. Причём молодой человек сделал это грубо и бесцеремонно. С того самого дня актриса ни в кого не влюблялась и избегала контактов с мужчинами. Потенциальных кавалеров она распугивала своим своенравным и бесцеремонным характером.

Возможно, рядом с Фаиной не оказалось сильного человека, который бы смог обуздать её несносный характер и научить мягкости. Сестра Фаины Раневской Изабелла переезжает к ней в 60-х. Но вскоре Белла умирает, а Раневская остаётся совсем одна.

Старость актриса встречает вместе с верным другом — псом по кличке Мальчик. Именно фигурка этой собаки установлена на надгробии великой женщины. В последний раз на сцену Фаина Раневская выйдет в 1980 году, когда ей уже 84 года. В 1984 году оборвётся жизнь яркой актрисы. Она умрёт 20 июля от пневмонии. Её могила находится на Новом Донском кладбище, недалёко от места, где похоронена родная сестра Белла.

Ознакомиться с цитатами и посмотреть фотографии этой удивительной актрисы можно в социальной сети вконтакте.

Фаина Раневская

Фаина Раневская — биография

Фаина Раневская — известная актриса театра и кино. В ее судьбе, творческой биографии так и не случилось главной роли, а в личной жизни — большой взаимной любви. «За талант нужно платить», — любила повторять Фаина Георгиевна. Сама она заплатила за него своим одиночеством.

Гастроли столичной труппы в провинциальном Таганроге — большое событие. Показывали «Вишневый сад» Чехова. После положенных долгих аплодисментов зрители лениво поднялись со своих кресел и двинулись к выходу. И только девочка лет четырнадцати, не шелохнувшись, сидела на своем месте, словно приклеенная. На ее вдохновленном лице застыло выражение безграничного счастья.

«Фаня, Фаня, где ты?!» -недовольно позвала мать. Словно вернувшись из небытия, девочка медленно, как ей казалось, грациозно поднялась с кресла и поплыла на зов матери. Так, как еще несколько минут назад двигалась по сцене главная героиня пьесы Раневская. Фаня чувствовала, что ее жизнь уже не будет прежней: в ней появилось то настоящее, ради чего стоит дышать. Отныне она будет служить Театру. В память об этом душевном потрясении через много лет девочка возьмет псевдоним — Раневская.

Будущая легендарность — Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) была рождена в богатой еврейской семье 27 августа 1896 года.
Ее родителей, Гирша Хаимовича и Милку Рафаиловну Фельдман, в Таганроге знали и уважали. На их дом на Николаевской улице показывали пальцем: «Вот так хоромы!» Через два года после рождения Фанни отец выкупил особняк у купца и заново его отстроил, благо средства позволяли. Кроме фабрики красок, мельницы и магазина стройматериалов, в собственности Фельдманов числился пароход «Святой Николай».

Отец был серьезным и очень занятым человеком, мать — отличной хозяйкой. Вот только на детей времени у нее почти не было: четверо сыновей и обе дочери были на попечении гувернанток. Впечатлительной с детства Фанни Фельдман не хватало материнской ласки.

Страдала она и оттого, что считалась в семье гадким утенком: девочка родилась на редкость некрасивой. Особенно это бросалось в глаза на фоне сестры — красавицы Беллы. Позже, играя в спектакле по пьесе Ибсена, над фразой «Мама, дай мне солнца!» Фаина неожиданно даже для себя разрыдается. Это был девиз ее сытого, но лишенного любви детства.

Театр

Фаина Раневская получила классическое для девушки дореволюционной России домашнее образование. Дополнительно занималась в частной театральной студии. Отец воспринял ее увлечение как блажь: таланта актрисы в младшей дочери он не видел. Робкая и застенчивая, девочка к тому же часто заикалась. Однако любовь к театральным подмосткам заставила 19-летнюю Фаину впервые в жизни проявить твердость и даже непокорность.

Словно чеховская героиня, Фаина бредила столицей, театральным вузом, жизнью московской богемы. Отец пришел от ее идеи в ярость, и тогда на собственные средства Раневская купила билет на поезд — в один конец. На вокзале тайком от отца мать успела сунуть дочери несколько смятых купюр.

Увы, столица в биографии Раневской не ждала Фаину с распростертыми объятиями, а приговор комиссии в театральном вузе был ужасен: «Некрасивая и неспособная». Но отходных путей не было, и девушка устроилась в Малаховский дачный театр.

Фаина сняла комнатку на Большой Никитской, куда частенько заглядывали ее новые знакомые: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Макс Волошин, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский.

Раневская поступила в частную театральную студию и параллельно играла в массовке, колеся с театром по захолустьям. Но деньги быстро закончились, и из студии пришлось уйти. Актриса, занесенная ныне в десятку лучших в мире, так и не получила театрального образования.
Мать тайком от отца посылала Фаине деньги. А потом грянула революция, и вся семья Фельдман на собственном пароходе «Святой Николай» покинула Россию. Навсегда. Больше своих близких Фаина не видела никогда.

Нет средств, нет крыши над головой. Кругом все рушится, бунтует, разваливается. Как выжить в такой обстановке? Раневская смирила гордость и обратилась к старинному другу отца, столичному еврею-ростовщику, за финансовой помощью. Но тот отказал: «Дать дочери Фельдмана мало я не могу, много у меня уже нет. » Униженная, Фаина больше никогда и ни у кого ничего не просила. В этот сложный период руку помощи замерзающей и умирающей от голода девушке протянула ее педагог, актриса Павла Вульф. Актриса долгое время жила в ее квартире, и они стали настоящими подругами.

В быту Фаине существовать всегда было трудно. Она не умела считать деньги и экономить, хотя была непритязательна в своих требованиях: скромно питалась, занашивала платья до дыр и всю жизнь спала на узкой тахте. Говорят, единственной слабостью Раневской были ароматные ванны, отдыхая в которых, она непременно пила чай из любимой фарфоровой чашки.

Раневская еле сводила концы с концами, но была вынуждена нанять помощницу по дому: готовить и убирать она так и не научилась. Домработницы постоянно ее обкрадывали, а Фаина Георгиевна делала вид, что не замечает этого. Она всегда относилась к вещам не по-женски мудро: «Ну вот, пальто украли, я зря купила к нему новые сапоги. »

За всю свою жизнь Фаина Раневская не отложила никакой суммы. Если получала большой гонорар, могла тут же раздать его друзьям, которые просили в долг. Дарить подарки знакомым и даже малознакомым людям было любимым хобби актрисы. Гости, выходившие из ее квартиры, проверяли карманы: хозяйка норовила засунуть в них духи, безделушки, купюры — порой последние.

Но как бы ни было трудно, своему актерскому предназначению Раневская ни разу не изменила. Долгое время она не могла найти «свою» сцену. «Я переспала со многими театрами, но так и не получила удовольствия», -скажет Фаина годы спустя. На смену провинциальным театрам пришли московские: Камерный театр, Центральный театр Красной армии, Театр драмы им. Пушкина, Театр Моссовета. В последнем актриса прослужила почти 30 лет. Несмотря на это у нее часто случались конфликты с главным режиссером Юрием Завадским, ставшие основой для анекдотов.

Фильмы

Дебют Раневской в кино состоялся поздно: в 38 лет. Она сыграла госпожу Луазо в немом фильме Михаила Ромма «Пышка» по новелле Ги де Мопассана. На съемках экономили на всем, в том числе отоплении: в промерзших павильонах актеры еле двигались от холода. После такого дебюта Фаина Георгиевна дала себе слово, что больше никогда не будет сниматься. К счастью для нас, она его не сдержала. Фильмография актрисы удивительно коротка: меньше трех десятков фильмов. Но зрителю запоминается каждый эпизод с участием актрисы.

Однажды уже пожилая Раневская прогуливалась по бульвару со знакомым молодым человеком. Остановилась, чтобы закурить папиросу. Рядом оказалась тумба с афишей нового фильма. Юноша спросил:

— Фаина Георгиевна, вас все любят и уважают. Вы снялись в популярных фильмах. Почему же на афише никогда не печатают ваше имя?

— Отчего же, дорогуша? На каждой афише упоминается обо мне. Вот, видите, написано: «и другие».

В чувстве юмора, порой переходившем в самоиронию, а иногда — в злословие, Фаине Георгиевне отказать было сложно. Многие ее фразы переродились в цитаты и анекдоты и до сих пор живут своей, отдельной жизнью. Знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня!» из фильма «Подкидыш» придумала актриса. Но сама злилась, если ее называли Мулей. Когда Брежнев, вручая ей очередную награду, произнес это имя, Раневская прямо на сцене Кремля погрозила ему пальцем: «Так меня называют только хулиганы!»

Личная жизнь

Фаина Николаевна часто влюблялась — иногда в самых неожиданных персонажей. Так, первым увлечением Раневской стал пожилой таганрогский полицейский, о котором она писала: «В нашем городе очень любила старика, доброго, веселого, толстого грузина-полицмейстера. Дни и ночи мечтала, чтобы полицмейстер, плавая в море, стал тонуть, и чтобы я его вытащила, не дала ему утонуть и за это мне дали медаль, как у нашего таганрогского дворника».

Читайте также  Дмитрий назаров - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Уже живя в Москве, Фаина Георгиевна стала объектом ухаживаний коллеги по театру. Правда, молодой человек обходился без цветов и конфет, ограничиваясь комплиментами. А однажды сам напросился в гости. Раневская волновалась. Накрыла стол, купила бутылку самого дорогого вина. С утра перемыла всю посуду, полы, вытерла пыль раза четыре.

Все-таки в ее девической келье впервые должен был появиться мужчина! Наконец, в назначенный час поклонник явился, но не один. Он пришел с девушкой и с порога бесцеремонно заявил: «Фаина, душечка, погуляйте где-нибудь пару часиков, а? Мы тут у вас пообщаемся. »
Любовью всей жизни Фаины Раневской стал известный актер Василий Качалов. История их знакомства была таковой:

Москва, Столешников переулок. Юная Фаина бесцельно бродила по улицам, как вдруг ее сердце замерло: в стеклянной витрине кондитерской она увидела Его — своего кумира, лучшего актера на свете, статного бородатого красавца Василия Качалова. Раневская хотела подойти и познакомиться, но природная скромность и воспитание не позволяли ей этого сделать. Не кинется же она к нему в объятия, как какая-то влюбленная девчонка! А действовать нужно было быстро — момент может быть упущен. И она не придумала ничего лучше, как упасть ему в ноги — в прямом смысле этого слова.

Раневская переусердствовала: падая, ударилась головой о мостовую. Очнулась уже в кондитерской. Она лежала на полу, а голова ее покоилась на коленях перепуганного кумира. Сама не своя от счастья, Фаина снова лишилась чувств. С такого необычного знакомства и началась их дружба.

Конечно, поначалу влюбленной Раневской было непросто наблюдать за интрижками Качалова: он был женат, но часто позволял себе романы на стороне. Фаина прекрасно осознавала, что в число его красоток-любовниц она никогда не войдет. С годами ей стало легче. Она поняла, что интрижки — это ненадолго, а дружба — навсегда. В своем дневнике Раневская напишет: «В своей жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню. »

В личной жизни женского счастья Раневская так и не обрела. Она никогда не была замужем, не родила детей. С мужчинами всегда предпочитала только дружить. Представители сильного пола либо были чрезвычайно глупы, либо очень умны и понимали, что до уровня Фаины Георгиевны им еще нужно дорасти.

Как-то, в послереволюционные годы, один красноармеец из числа зрителей прислал Раневской записку с приглашением на свидание. Полное орфографических ошибок послание заканчивалось так: «. и попробуй только не прийтить!» Уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шутила, что нужно было сохранить ту записку: «Все-таки не так часто меня приглашали на свидание!»

О личной жизни Раневской практически ничего не известно. Может, потому, что ее на самом деле просто не было, а все время занимала работа. Ходили даже слухи, что актриса ненавидела детей и сделала несколько абортов, что она вообще предпочитала женский пол и ее любовницами были Анна Ахматова и Павла Вульф. Но все эти сплетни ушли в небытие, едва зародившись.

Последние годы и смерть

Фаина Раневская стала лауреатом Сталинских премий, обладала множеством других орденов и наград. Ах, если бы они могли согреть холодными ночами или поддержать разговор бесконечным вечером. «Будь он проклят, этот талант, сделавший меня одинокой», — писала она. Судьба отмерила актрисе долгую жизнь: целых 87 лет. Она пережила всех своих друзей и в последние годы очень страдала от одиночества.

Скончалась Фаина Раневская от инфаркта в 1984 году.

Жизнь и судьба Фаины Раневской

ЗВЁЗДЫ ЛЕГЕНДЫ:Имя:
Фаина Раневская

Дата рождения:
27 августа 1896 г.

Знак Зодиака:
Дева

Место рождения:
г. Таганрог

Дата смерти:
19 июля 1984 г.

Деятельность:
актриса театра и кино:Биография Фаины Раневской
Отец Фаины Раневской Фельдман Гирши Хаймович владел фабрикой сухих красок. У него также было несколько домов, магазин и пароход «Святой Николай». Мама – Фельдман Милка Рафаиловна (в девичестве Заговайлова). У Фаины было два брата и старшая сестра Белла. Когда Фаине было 5 лет, ее младший брат умер.

Фаина Георгиевна говорила, что она не была счастлива в родительском доме. Почему же девочка из состоятельной семьи, имея брата и сестру, и горячо любимую мать, чувствовала себя несчастливой и одинокой? Скорее всего, из-за того, что Фаина была очень ранимой из-за легкого заикания, которым девочка страдала с рождения.

Фаина не общалась со сверстниками, у нее не было подруг. Также девочка не любила учиться. В младших классах Фаина училась в Мариинской женской гимназии, однако потом девочка упросила родителей забрать ее оттуда. Фаина получила домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.

В двенадцать лет Фаина увлеклась кино. Чуть позже она увлеклась театром. В 1913 году Фаина побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра. После этого она влюбилась в сцену и решила стать актрисой. Фаина сдала экстерном экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло. Спустя время Фаина сказала родным, что хочет стать профессиональной актрисой, из-за чего она сильно поругалась с родителями и разорвала с семьей. В 1915 году она уехала в Москву.

Жизнь и судьба Фаины Раневской

Она прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и одиночества, буквально не дожив месяц до 88-летия. Не все знают, что фамилия Раневская на самом деле – псевдоним, который актриса взяла еще в ранней юности из пьесы «Вишневый сад» своего земляка-таганрожца Антона Павловича Чехова, которого боготворила.

В 1915 г. к директору одного из подмосковных театров явилась молодая девица весьма неординарной наружности с рекомендательным письмом. Письмо было подписано близким приятелем директора, московским антрепренером Соколовским. «Дорогой Ванюша, – писал он, – посылаю тебе эту дамочку, чтобы только отвязаться от нее. Ты уж сам как-нибудь деликатно, намеком, в скобках, объясни ей, что делать ей на сцене нечего, что никаких перспектив у нее нет. Мне самому, право же, сделать это неудобно по ряду причин, так что ты, дружок, как-нибудь отговори ее от актерской карьеры – так будет лучше и для нее, и для театра. Это совершенная бездарь, все роли она играет абсолютно одинаково, фамилия ее Раневская…» Неизвестно, как бы сложилась судьба 19-летней Фаины, если бы Ванюшка внял просьбе друга и выгнал начинающую актрису.

В том же 1915 г. Раневская начала свою сценическую деятельность в Малаховском дачном театре под Москвой. Она не училась в театральных институтах, но, оставаясь в определенном смысле непрофессионалом, исколесила пол страны с провинциальными труппами. Ее первые успехи в профессии связаны с исполнением характерных ролей, например Шарлотты в «Вишневом саде», Змеюкиной в чеховской «Свадьбе», Дуньки в «Любови Яровой». С 1931 г. Раневская – актриса московского Камерного театра, затем она работала в Центральном Театре Красной Армии и в Театре им. Моссовета.

На киноэкране Раневская впервые появилась в довольно солидном 38-летнем возрасте, когда ее театральный стаж составлял более двух десятков лет. Вот как актриса сама вспоминает о первых шагах в кино: Однажды на улице ко мне подошел приветливый молодой человек и сказал, что видел меня в спектакле Камерного театра «Патетическая соната», после чего загорелся желанием снимать меня во что бы то ни стало. Я кинулась ему на шею…» Этим молодым человеком оказался начинающий режиссер Михаил Ромм, а фильм «Пышка», куда он пригласил сниматься Раневскую, был его первой самостоятельной режиссерской работой.

Так получилось, что за всю кинокарьеру Фаине Георгиевне посчастливилось сыграть около 25 ролей (в фильмах «Пышка», «Дума про казака Голоту», «Подкидыш», «Человек в футляре», «Ошибка инженера Кочина», «Любимая девушка», «Миргород», «Мечта», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Александр Пархоменко», «Новые похождения Швейка», «Три гвардейца», «Свадьба», «Небесный тихоход», «Слон и веревочка», «Золушка», «Рядовой А. Матросов», «Весна», «Встреча на Эльбе», «У них есть Родина», «Девушка с гитарой», «Осторожно, бабушка», «Драма», «Легкая жизнь», «Первый посетитель», «Сегодня новый аттракцион»), причем всего лишь одну главную – в фильме «Мечта». Можно лишь поражаться тому, что ее великий талант был использован только на малую долю. В Голливуде писались специальные сценарии «под кинозвезд», но советский кинематограф, за редким исключением, не придерживался подобной практики. У Раневской не было мужа-режиссера, как, например, у Любови Орловой или Валентины Серовой, поэтому рассчитывать на главные роли гениальной актрисе не приходилось. Кино в полной мере эксплуатировало комедийный дар Раневской, что спасало слабые фильмы от провала: одно появление Фаины Георгиевны, даже в небольшом эпизоде, делало весьма средний фильм вполне сносным

Не особым киношедевром стал довоенный фильм «Подкидыш» о потерявшейся девочке, которую на протяжении всего действия опекают многочисленные добрые люди. Я полностью уверен в том, что без участия Раневской «Подкидыш» прошел бы незамеченным. Фаина Георгиевна сыграла в этой киноленте небольшую роль Лели – взбалмошной и капризной женщины, вечно помыкающей мужем-недотепой. Коронная фраза из фильма: «Муля, не нервируй меня!» стала настолько популярна в народе, что преследовала актрису до последних дней. Самое интересное, что Мулей называли саму Раневскую, хотя по фильму так звали ее незадачливого супруга. Однажды по улице навстречу актрисе шла группа детского сада во главе с воспитательницей. Ребятишки, увидев знаменитую артистку, стали наперебой кричать: «Муля, Муля!». Фаина Георгиевна не на шутку рассердилась и сказала: «Дети, идите в *опу!». Дети испуганно замолчали, а воспитательница, качая головой, заметила: «Очень педагогично, товарищ Раневская!»

Фаина Георгиевна Раневская прожила длинную и насыщенную жизнь. В кино ее великий дар не был использован в полной мере. Ведь нельзя же считать подобающим использованием подобного таланта 25 киноролей, да и то в основном эпизодических. Театральная карьера сложилась более удачно, хотя, например, с режиссером Театра им. Моссовета Юрием Завадским у Фаины Георгиевны сложились непростые отношения. Один раз в сердцах режиссер выкрикнул актрисе:

На это великая Раневская с не меньшим пафосом ответила:

Вон из искусства!

Все знакомые и друзья Раневской знали о том, что ей лучше не попадаться на язык, так как это «было чревато»: великая актриса не очень-то стеснялась в выражениях, а ее гениальные фразы сразу же становились крылатыми и «улетали» в народ. Самое интересное, что Фаина Георгиевна специально ничего не придумывала – просто афористичность была сутью великой актрисы. Существует огромное количество остроумных высказы- ваний, сказанных или якобы произнесенных Раневской. Вот лишь некоторые эпизоды из этой большой коллекции

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.- Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли жить без мозгов.- Мужики от начала дней до их конца за сиськой тянутся.- Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.- Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?- Я себя чувствую, но плохо.- Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.- Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.- Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть.- Милочка, если хотите похудеть — ешьте голой и перед зеркалом.- Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.- Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.- Однажды Раневскую спросили: Почему красивые женщины пользуются большим успехом, чем умные? «Это же очевидно ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди».- Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность.- Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.- Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!- На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый — не может.- Сегодняшняя молодежь ужасная. Но еще ужаснее то, что мы не принадлежим к ней.- Поклонников миллион, а в аптеку сходить некому.- Я не признаю слова «играть». На сцене нужно жить.- Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.- Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.- Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.- Есть люди в которых живет Бог, есть люди в которых живет дьявол, а есть люди в которых живут только глисты.- Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.- Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.- Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника» — у меня ничего не получается.- Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.- Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт.- Фаина Георгиевна, как ваши дела?- Вы знаете, милочка, что такое говно? Так вот оно по сравнению с моей жизнью — повидло.- Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.- Одиночество — это когда в квартире есть телефон, а звонит только будильник.- Нет болезни мучительнее тоски.- Оптимизм — это недостаток информации.- Если человек тебе сделал зло, ты дай ему конфетку; он тебе зло — ты ему еще конфетку. И так до тех пор, пока у этой сволочи не разовьется сахарный диабет!- Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.- Известно, что Раневская позволяла себе крепкие выражения, и когда ей сделали замечание, что в литературном русском языке нет слова «жопа», она ответила — странно, слова нет, а жопа есть. — У меня хватило ума глупо прожить жизнь.- Очень тяжело быть гением среди козявок.- Я уже давно ничего не читаю. Я перечитываю и всё Пушкина, Пушкина, Пушкина. Мне даже приснилось, что он входит и говорит: «Как ты мне, старая дура, надоела!»- Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!- Раневская приглашает в гости и предупреждает, что звонок не работает:- Как придете, стучите ногами.- Почему ногами, Фаина Георгиевна?- Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!- В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.- Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»./СТАТЬЯ НАПИСАНА МНОЙ И ТЕКСТ ВЗЯТ-ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ГОДОВ-ИЗ МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ- ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА В НАШЕЙ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ/ (С)СКАЗОЧНИК

Читайте также  Winston churchill - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Фаина Раневская: биография

Полное имя: Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская (Фельдман)

Дата рождения: 27.08.1896 (124 года)

Место рождения: г. Таганрог (Россия)

Знак зодиака: Дева

Новости со звездой: 61

Биография

Фаина Раневская — биография

Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская родилась 27 августа (15 августа) 1896 года в Таганроге в семье Гирша (Герш) Хаимовича и Милки (Малка) Рафаиловны Фельдманов. Глава семьи был успешным предпринимателем и домовладельцем, семья жила в достатке, Фаине (Фанни), ее старшей сестре Белле и старшим братьям (один из них умер в детстве) дали прекрасное образование, они закончили гимназию. Однако, как вспоминала актриса, ее детство не было счастливым – застенчивая и страдающая от заикания девочка сторонилась сверстников, свободное время проводила в одиночестве за книгами (на всю жизнь полюбив Пушкина и Чехова), актрисой она себя «почувствовала лет в пять». Жизнь ее изменилась в 12 лет, когда она увлеклась кино. В 14 лет Фаина увидела спектакль «Вишневый сад» А.П. Чехова, который играли гастролировавшие в Таганроге великие актеры МХТ (О.П. Книппер-Чехова, К.С. Станиславский, В.И. Качалов, И.М. Москвин и др.) и поняла, что должна стать актрисой. Она начала посещать занятия в частной театральной студии, упорно работала над своим произношением и пластикой, участвовала в любительских спектаклях. Скандал в семье вызвало ее желание уехать учиться актерству в Москву, но 19-летнюю Фаину было невозможно остановить — в 1915 году она некоторое время училась в одной из частных актерских школ в Москве и взяла себе сценический псевдоним Раневская в честь героини любимого «Вишневого сада».
Вскоре она начала профессиональную карьеру как актриса провинциальных театров (Малаховка, Керчь, Симферополь, Кисловодск, Ростов-на-Дону, Баку, Архангельск, недолго Москва и область, Гомель, Смоленск, Сталинград). Около 15 лет Фаина Раневская упорно добивалась известности, пережила революцию, Гражданскую войну, голод 1920-х, страшную бедность (ее семья эмигрировала в 1917). Она в прямом смысле жила театром, прошла долгий путь от «героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом» до главных ролей в пьесах А.Н. Островского («Без вины виноватые», «На всякого мудреца…», «Гроза»), Н.В. Гоголя («Ревизор», «Женитьба»), Л.Н. Толстого («Живой труп»), М. Горького («На дне») и, конечно А.П. Чехова («Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня») и др. Одной из лучших работ «ранней» Раневской была роль Шарлотты в «Вишневом саде» (Театр актера, Симферополь, реж. П.А. Рудин).
В своих странствиях Раневская из «некрасивой и неталантливой» (ее определение) превратилась в ярчайшую и блистательную острохарактерную и комедийную актрису и феноменально притягательную личность. Среди ее друзей и сотен знакомых – Марина Цветаева, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Макс Волошин, В.И. Качалов, Т. Пельтцер, актриса и наставница в актерском мастерстве Павла Леонидовна Вульф (ближайшая подруга), режиссер Н. Кошеверова, позже М. Влади и В. Высоцкий, Е. Камбурова и мн. др.
С 1931 года Раневская окончательно поселилась в Москве и поступила служить в Камерный театр (ныне Московский драматический театр имени Пушкина), где работала под руководством выдающегося режиссера А.Я. Таирова (1931-1935, вернулась в 1955-1963). Затем она играла на сцене Центрального театра Красной Армии (1935-1939, роли свахи в пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва», Оксаны в пьесе А.Е.Корнейчука «Гибель эскадры» и др.). Первой «звездной» ролью актрисы стала трагедийная роль Вассы Железновой в одноименной постановке 1936 года (вторая редакция пьесы, реж. Е.С. Телешева), актриса считается ее первой исполнительницей, ей было присвоено звание «заслуженной артистки» (1937).
Главная ее сцена — Театр им. Моссовета (1949-1955 и 1963-1984), где Раневская сыграла свои самые известные роли: Агриппина Семеновна Солнцева в одиозной политической драме А. Сурова «Рассвет над Москвой» (реж. Ю.Завадский, Сталинская премия второй степени, 1950), Манька-спекулянтка из драмы «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (реж. Ю. Завадский, 1960), Марья Москалева в пьесе «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского, Глафира Фирсовна в комедии А.Н. Островского «Последняя жертва» (реж. А. Эфрос, 1973), нянька Филицата в комедии А.Н. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» (реж. С. Юрский, 1980). Лучшими ролями Раневской в театре считаются главные роли в постановках Анатолия Эфроса — трагикомедии «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (Этель Сэвидж, первая исполнительница, 1960) и драме «Дальше — тишина» Вины Дельмар (Люси Купер, 1969-1983). Среди заметных ролей актрисы — Антонида Васильевна в постановке «Игрока» Ф. Достоевского (МДТ им. А.С.Пушкина, 1956), Прасковья Алексеевна в спектакле «Мракобесы» по А.Н. Толстому (МДТ им. А.С.Пушкина, 1960).
Актриса блистательно импровизировала и часто своевольно переиначивала тексты ролей «под себя», но режиссеры и авторы пьес ничего не могли с ней поделать: любая роль Раневской становилась центральной ролью спектакля, публика смеялась до слез и громко рыдала, глядя на ее героинь, в театр ходили именно «на Раневскую». Среди ее поклонников – драматург и реформатор театра Бертольд Брехт, вождь советского народа И.В. Сталин, режиссер Соломон Михоэлс, писатель Максим Горький и мн. др. Раневская покинула сцену в 1983 году, в возрасте 86 лет. Увидеть театральную актрису Раневскую можно в фильмах-спектаклях «Драма» (по А.П. Чехову, 1960), «Дальше – тишина» (1978), услышать — в радио-спектакле «Бабуленька» (по «Игроку» Ф.М. Достоевского, 2004).
Первую роль в кино Фаина Георгиевна сыграла в 38 лет, в немом фильме молодого режиссера Михаила Ромма «Пышка» (роль госпожи Луазо, 1934), который получил международную известность, об игре Раневской восторженно отзывался Р. Роллан. С сер. 1930 по конец 1960-х Раневская сыграла всего около 30 ролей (почти все — эпизодические или т.н. «второстепенные»), однако она была и остается одной из самых любимых актрис старшего поколения. «Хитами» стали ее роли в классических советских картинах «Человек в футляре» по А.П. Чехову (реж. И.Анненский, роль жены инспектора, 1939), «Подкидыш» (реж.Т. Лукашевич, роль Ляли –«Муля, не нервируй меня!», 1939), «Любимая девушка» (реж.И. Пырьев, Марья Ивановна, 1940), «Мечта» (реж.М. Ромм, гл. роль Розы Скороход, 1941), «Новые похождения Швейка» (тетушка Адель, 1943), «Родные берега» (гл. роль Софьи Ивановны, 1943), «Свадьба» по А.П. Чехову, (реж.И. Анненский, гл.роль матери невесты, 1944), «Слон и веревочка» (реж.И. Фрэз, роль бабушки, 1945), «Золушка» (реж.Н. Кошеверова и М. Шапиро, роль мачехи, 1947), «Весна» (реж. Г. Александров, роль экономки Маргариты Львовны – «Красота – это страшная сила!», 1947), «Встреча на Эльбе» (реж.Г. Александров, роль миссис Мак-Дермот, 1949), «У них есть Родина» (роль фрау Вурст, 1949), «Девушка с гитарой» (реж.А. Файнциммер, роль Свиристинской, 1958), «Осторожно, бабушка!» (реж.Н. Кошеверова, гл.роль Елены Тимофеевны, 1960), «Легкая жизнь» (реж.В. Дорман, гл. роль спекулянтки Маргариты Ивановны, 1964). Маленький шедевр «поздней» Раневской — роль «домомучительницы» Фрекен Бок в мультфильмах «Малыш и Карлсон» (1968) и «Карлсон вернулся» (1970).
Десятки уцелевших страниц дневниковых записей, набросков автобиографических книг показывают уникальный литературный талант актрисы, ее безграничное чувство юмора и раскованность суждений, неспособность примириться с окружающей действительностью (изданы книги «Раневская Ф. Г. Дневники на клочках», 1999; «Судьба-шлюха», «Старость-невежество Бога», «Философ с папиросой в зубах. Весь ХХ век» — 2012, к 125-летию со дня рождения).
Целый пласт актерского фольклора составляют феноменально точные и едкие афоризмы и высказывания Раневской (и приписываемые ей): «Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия», «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно», «Мне осталось жить всего сорок пять минут. Когда же мне все-таки дадут интересную роль?», «Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»», «Деньги съедены, а позор остался» (о киноролях), «Я — выкидыш Станиславского», «Стареть скучно, но это единственный способ жить долго», «У меня хватило ума прожить жизнь глупо» и мн. др.
Великая актриса, в полном соответствии с шекспировской формулой «Весь мир-театр…», «отыгрывала» и свою жизнь, спектаклем для окружающих становилось все – и отношения с коллегами, и бытовая неустроенность, и неудавшаяся личная жизнь, и одиночество последних лет, болезни и старость. Раневская ушла из жизни 19 июля 1984 года, была похоронена на Новом Донском кладбище в Москве.
В память об актрисе названа улица в г.Ростов-на-Дону, памятник ей открыт в 2008 году в ее родном Таганроге, там же ежегодно проводится Международный театральный фестиваль «Великая Провинция» им. Ф.Г. Раневской, ее имя носит астероид (6821) Ranevskaya.
С конца 1990-х активно издаются книги об актрисе: «Фаина Раневская. Монолог» Д.Щеглова (1998), «Хроники времен Фаины Раневской» Д. Щеглова (2008), «Фаина Раневская. Любовь одинокой насмешницы» А.Шляхова (2010), «Фаина Раневская на сцене и в жизни» Ю. Амелина (2012), «Фаина Раневская. Фуфа Великолепная, или С юмором по жизни» Г. Скороходова (2013), «Великая Фаина Раневская» М. Женило (2013) и др.
В 1990 снят документальный 2-серийный фильм «Вспоминая Раневскую» (реж. О. Дорман и А. Габрилович). Среди десятков ТВ-передач об актрисе — «25 лет в кино. Фаина Раневская» (Главная редакция телепрограмм ЦТ, 1962), «Мой серебряный шар. Фаина Раневская» (автор и ведущий В. Вульф, телеканал «Россия», 2004), «Красота — страшная сила» (Первый канал), «Легенды мирового кино: Фаина Раневская» (реж. А. Истратов, 2008) и др.
Годы жизни: 27.08.1896 — 19.07.1984

Звания

▪ Заслуженная артистка РСФСР (1937)
▪ Народная артистка РСФСР (1947)
▪ Народная артистка СССР (1961)

Награды

▪ Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
▪ Орден «Знак Почёта» (1947)
▪ Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
▪ Сталинская премия второй степени (1949, роль жены Лосева, спектакль «Закон чести», Театр Драмы, Москва)
▪ Орден Трудового Красного Знамени, награждена дважды (1950, 1967)
▪ Сталинская премия второй степени (1951, роль Агриппины Солнцевой, спектакле «Рассвет над Москвой», Театр имени Моссовета)
▪ Сталинская премия третьей степени (1951, роль фрау Вурст, фильм «У них есть Родина»)
▪ Орден Ленина (1976)
▪ Вошла в статью «10 самых выдающихся актрис XX века» энциклопедии «Кто есть кто», Великобритания (1992)
▪ Улица Фаины Раневской, Ростов-на-Дону (с 2010)
▪ Памятник Ф.Г.Раневской, Таганрог (2008, скульптор Д.Р. Бегалов)
▪ Астероид (6821) Ranevskaya (открыт 29.09. 1986)
▪ Кафе «Фрекен Бок», Таганрог (в честь мультперсонажа, озвученного актрисой) и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: