Эраст гарин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Эраст Гарин — биография, фото, личная жизнь актера


Имя: Эраст Гарин (Erast Garin)

Дата рождения: 10 ноября 1902 года

Дата смерти: 4 сентября 1980 года

Возраст: 77 лет

Место рождения: Рязань

Место смерти: Москва

Деятельность: актер, кинорежиссер

Семейное положение: был женат

Эраст Гарин известен, прежде всего, по небольшим, но очень ярким и запоминающимся ролям в кино — Короля из «Золушки», профессора из «Джентльменов удачи». И только самые преданные его поклонники знают, что это -лишь верхушка айсберга.

Будущий артист родился на заре XX века — в эпоху, о которой мы знаем в основном по книгам и фильмам. Учился в рязанской гимназии, участвовал в театральных постановках, в 17 лет пошел служить в Красную армию. Больше о ранней биографии Эраста Павловича, при рождении получившего фамилию Герасимов, не известно ничего. Можно предположить, что его происхождение было не совсем «пролетарским», и ему приходилось скрывать от советских властей какие-то факты своей родословной.

Образование, карьера

Молодая Красная армия заботилась о досуге своих бойцов. По распоряжению командования был создан 1-й самодеятельный театр, в труппу которого попал и Эраст Гарин — как раз в то время он сменил свою слишком обыкновенную фамилию на более звучный псевдоним. Театр с большим успехом гастролировал по городам и весям, выступал и в столице. Там на спектакль пришел сам Всеволод Мейерхольд.

Знаменитый режиссер сразу обратил внимание на высокого худого юношу с выразительными глазами, выдающимся носом и оттопыренными ушами — он как будто был создан для острых комических ролей. После спектакля Мейерхольд подошел к молодому человеку, приставил палец к его груди и строго посмотрел в глаза: «Вам надо учиться. Приходите ко мне в студию». Эраст Павлович позже признавался, что эта фраза изменила всю его жизнь.

В 1922 году Гарин стал студентом Государственных экспериментальных театральных мастерских и актером театра Мейерхольда. Это было голодное и жестокое время, когда на руинах старого искусства новаторы от поэзии, живописи, музыки пытались создать что-то доселе невиданное. Мейерхольд — один из таких новаторов: он основал театр нового типа, где во главу угла ставилась сценическая пластика.

Гарин был любимым учеником мастера. Мейерхольд признавался, что утром с радостью спешит в театр, предвкушая работу с талантливым актером.

Многие спектакли, ставшие визитной карточкой режиссера, не получились бы, если бы не игра Гарина.

Пика популярности в актерской биографии актер достиг в пьесе «Мандат». Его персонаж получился настолько комичным, что зрители в прямом смысле падали с кресел на пол. Один театральный критик не поленился подсчитать: за время спектакля публика смеялась 300 раз, и почти всегда -над героем Гарина.

Сам Станиславский, хохотавший до упаду, зашел в гримерку, чтобы пожать артисту руку, но не смог — тот, будучи не в силах справиться с охватившей его застенчивостью, попросту сбежал. Следующим спектаклем театра Мейерхольда стал «Ревизор», где Эраст играл Хлестакова. И снова — стопроцентное попадание. Пьеса получила шквал восторженных рецензий, а образ, созданный молодым артистом, вошел в хрестоматии театрального искусства.

Ему было всего 25 лет, а его уже считали выдающимся актером, ставили в один ряд со звездами мировой величины. Гарин был не только комиком —
Мейерхольд рискнул сразу после «Ревизора» дать ему лирическую роль Чацкого в «Горе от ума». Режиссер не ошибся. Хоть многие и не верили в успех этой затеи, Чацкий получился неожиданно поэтичным, при этом задорным, как мальчишка, и злым на язык.

Гарин делил свою жизнь на две неравные части: до закрытия театра Мейерхольда и после этого печального события. Первая продлилась всего 14 лет. Однако по концентрации работы, творчества, актерских достижений и открытий она значительно превосходила вторую. В 1936 году актер ушел из театра — захотелось самостоятельности, мечтал попробовать себя в роли режиссера.

Позже он говорил об этом поступке: «Ушел, потому что был дураком». А через два года театр закрыли, Мейерхольда арестовали. После трехнедельных пыток режиссер подписал нужные следствию документы, после чего был приговорен к расстрелу. Гарин оказался одним из немногих, кто до самого конца не отрекся от учителя, как и от других друзей, объявленных «врагами народа».

Первой самостоятельной работойГарина стал фильм-спектакль «Женитьба» — поразительное по форме и содержанию произведение, которое знатоки признали шедевром. Триумф был недолгим, в стране началась борьба с «мейерхольдовщиной», фильм запретили и изъяли из всех кинотеатров. Но этого «борцам» показалось мало: они уничтожили картину физически. Эраст Павлович много лет пытался найти хотя бы одну копию — безрезультатно.

Гарин не мог претендовать на почетные роли положительных советских граждан: ему говорили, что его внешность и манеры для этого не подходят. Приходилось играть подлецов и проходимцев, и, надо сказать, получались они у него замечательно. После фильма «На границе», где актеру досталась роль диверсанта, его на улице арестовал милиционер — у стража порядка возникла уверенность, что перед ним вражеский шпион.

Стихией Гарина вынужденно стала сказка. Играя роли сказочных персонажей или выступая в качестве режиссера волшебной истории, Эраст словно оказывался за рамками реального мира, где ему не нашлось достойного места.

В работе для него не было мелочей: он лично придумывал костюмы, изобретал необычные детали реквизита, добивался, чтобы афиши были красочными и интересными. Поднимался на галерку, смотрел спектакль из ложи и бельэтажа, чтобы убедиться, что каждый зритель увидит все нюансы. Артисты, которым довелось работать с режиссером Гариным, поражались его такту и мягкости. Эраст Павлович никогда не повышал голос — просто не умел этого делать. Тем не менее на репетициях актеры выкладывались полностью: им так хотелось заслужить его похвалу!

Личная жизнь

Жизнь Эраста была непростой, но, как он сам говорил, ему везло на хороших людей. Повезло и с женами. С писательницей Любовью Рудневой (Фейгельман) он познакомился в театре Мейерхольда. У пары родилась дочь Ольга (ныне искусствовед, автор детских книг). Отношения между Гариным и Рудневой были столь близкими и доверительными, что даже после расставания они продолжали общаться.

Хесю Локшину Гарин встретил на Экспериментальных курсах. Они стали не просто супругами, а соратниками и коллегами — вместе работали практически над всеми фильмами и спектаклями Эраста Павловича. Причем жена никогда не претендовала на первенство, считая себя лишь помощницей великого человека. Жили небогато, временами едва хватало на хлеб, но на новую книгу деньги находились всегда.

В 1966 году Гарин попал в аварию. Лишился одного глаза, второй почти не видел. Предложения о съемках, и без того скудные, практически прекратились. Поздние годы его жизни были самыми тяжелыми. Актер мучился от невостребованности, осознавал, что у него еще есть силы, есть талант, но он никому не нужен.

Одной из последних работ Гарина стала озвучка ослика Иа в мультфильме «Винни-Пух». Грустный, обреченный голос главного пессимиста советской мультипликации пробирает до дрожи.

Незадолго до смерти Эраст Павлович перестал разговаривать. Не потому, что не мог — не хотел. Ему больше нечего было сказать этому миру. Актера не стало 4 сентября 1980 года.

Довоенные спектакли, в которых блистательно играл Гарин, не записывались на пленку, и современный зритель не может получить полное представление о его театральном даре. Многие картины с участием актера были запрещены, уничтожены или утеряны. Остались только роли в любимых фильмах -яркие, запоминающиеся и актуальные во все времена.

Эраст Гарин, актер: биография, личная жизнь, фильмография

Эраст Гарин — актер, режиссер и сценарист, с одинаковым успехом работавший как в кино, так и на театральной сцене Советского Союза. На сегодняшний день больше всего известен по роли Короля в картине «Золушка» 1947 года. Биография Эраста Гарина, его творчество и личная жизнь интересуют многих.

Ранние годы

Эраст Павлович Гарин (настоящая фамилия Герасимов), родился 28 октября 1902 года в Рязани (тогда — Российская Империя), в небогатой семье простых рабочих. Учился в Рязанской мужской гимназии. Маленький Эраст не был усидчивым ребенком, но мгновенно усваивал любую информацию, что позволяло ему получать хорошие отметки, не засиживаясь за домашними заданиями. Как и вся семья, Эраст поддерживал и проявлял открытую симпатию новой советской власти, и поэтому, едва окончив школу, в 17 лет он добровольцем пошел в Красную армию. Там и произошло первое столкновение Эраста с театром и творчеством — он выступал на сцене гарнизонного театра, который позже переквалифицировался в Первый самодеятельный театр Красной армии. Товарищи по театру, замечая актерский ажиотаж юноши, говорили, что он «горит» на сцене — отсюда и появился псевдоним начинающего актера «Гарин». Его актерским дебютом стала небольшая роль в постановке комедии Якова Княжнина «Сбитенщик», с которой театр отправился в Москву. На фото ниже Эраст Гарин в 20-х годах.

Несмотря на то что у Эраста была действительно маленькая роль, на московских гастролях его заметил Всеволод Мейерхольд, разглядев в юноше задатки настоящего актера. Он посоветовал Гарину начать учебу по профессии и пригласил в Высшие Государственные режиссерские мастерские, которыми сам и руководил — юноша поступил туда в 1921 году.

Начало профессионального творчества

В 1922 году Эраст Гарин стал актером Государственного театра имени Мейерхольда. Молодой человек быстро заслужил доверие Всеволода Эмильевича, став его любимым актером и учеником. Великий режиссер прислушивался к мнению Гарина, ценя его трезвый, аналитический ум.

Первой большой ролью начинающего актера стали сразу десять персонажей в спектакле «Даешь Европу» (в афишах и репертуаре значился как «Д.Е.»). Среди них было шесть изобретателей, одна изобретательница, фашист, убитый рабочий и поэт из пустыни. В этой работе Гарин продемонстрировал настоящий талант к пародии и перевоплощению, подкрепленный ловкостью и характерностью. Он идеально вписался в гротескную атмосферу постановок Мейерхольда, играя голосом, интонациями, преувеличивая человеческую пластику. В этой постановке зародились все черты будущего «гаринского стиля игры».

Читайте также  Кирилл каганович - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Признание

Слава обрушилась на молодого актера в 1925 году, после исполнения главной роли в постановке пьесы Николая Эрдмана «Мандат». Воплощенный им образ нэпмана Павла Гулячкина стал символом «бичующей сатиры», более трехсот раз (по подсчетам одного из критиков) вызвав взрывной смех зрителей. Гарин в образе Гулячкина на фото ниже.

Не менее успешными стали последующие роли Хлестакова (спектакль «Ревизор» 1926 года) и Чацкого («Горе уму» 1928 года). Вот что писали критики-современники о работе Гарина в спектакле «Горе уму»:

Он был не похож на других, сыгранных до него Чацких, он был непривычным, неожиданным. Э. Гарин оказался не просто актером комедийным, эксцентричным, актером-простаком, каким его видели до Чацкого, он был удивительно лиричен, что стало главной находкой Вс. Мейерхольда в спектакле.

Именно работа в постановках Мейерхольда зародили в Эрасте Гарине склонность к эксцентрике и сатирической буффонаде, которые будут сопровождать его во всех последующих актерских работах.

Вначале 30-х годов Гарин имел успех и в радиоспектаклях. В то время радио только начинало внедряться в повседневный быт советских людей, и выразительный голос Гарина сделал его одним из первых радио-любимцев у простых слушателей.

В 1936 году Эраст Гарин решил покинуть своего друга и наставника Мейерхольда, желая попробовать собственные силы в режиссуре. Он ушел в Ленинградский театр комедии (современный Санкт-Петербургский академический театр комедии), ставя пьесы и одновременно играя в них вплоть до 1950 года. Всеволод Эмильевич не был против творческого развития своего любимца, а потому поддержал его выбор и многолетняя дружба не прервалась. Когда в 1938 году Мейерхольд потерял свой театр и подвергся многочисленным гонениям, только Эраст Гарин остался предан ему — единственный из всей бывшей труппы режиссера. Свой последний вечер перед арестом великий режиссер провел именно с Гариным и его супругой. На фото ниже Эраст Гарин и Всеволод Мейерхольд на репетиции «Ревизора».

Дебют в кино: «Женитьба»

Первым фильмом с Эрастом Гариным стала историческая картина «Поручик Киже» 1934 года, где он исполнил роль адъютанта Каблукова. Кинематограф понравился Гарину, поэтому в 1936 году, покинув театр Мейерхольда и получив больше творческой свободы, он решил снять собственный кинофильм. Выбор пал на экранизацию «Женитьбы» Гоголя, которую Эраст Павлович снимал в авангардном стиле постановок Мейерхольда, умело сочетая откровенную театральность с кинематографическими стандартами. Первая же премьера не оставила равнодушным ни одного критика: отзывы разделились на крайне-восторженные и отрицательно-разгромные. Но в ходе кампании по борьбе с «формализмом» 1937-1938 года «Женитьба» была жестоко раскритикована, все копии изъяты и уничтожены, а исходный негатив смыт с пленок. В настоящее время не найдена ни одна копия этой картины.

«Доктор Калюжный»

Борьба с «мейерхольдовщиной» в СССР набирала обороты, а потому Гарин вновь обратился к театру. В 1938 году режиссерским и актерским успехом Гарина стала постановка пьесы «Сын народа», которую драматург Юрий Герман написал специально для него. Блистательно исполнив на сцене роль доктора Калюжного, самоотверженного и душевно чистого представителя советской интеллигенции, Эраст Павлович заслужил одобрения критиков, и потому решил перенести успешный спектакль в кино. Однако худсовет «Ленфильма» не одобрил режиссера на исполнение главной роли. По их мнению, облик Гарина не подходил для роли «советского положительного героя». В итоге роль досталась Борису Толмазову, который, по просьбе режиссера, не играл, а «копировал» персонажа, уже созданного Эрастом Гариным. На фото ниже сравнение образов Калюжного в исполнении Гарина и Толмазова.

«Золушка»

На огромный гонорар, полученный за кинорежиссуру «Доктора Калюжного», Гарин купил квартиру в Москве, и в 1941 году вместе с женой переехал в столицу. Там он начал сниматься на студиях «Союздетфильм» и «Мосфильм», однако некоторое время его экранные роли не заслуживали такого успеха у публики, как театральные. Все изменилось в 1947 году, когда в прокат вышел сказочный фильм «Золушка». Эраст Гарин исполнил в нем свою самую лучшую кинороль — эксцентричного, рассеянного, но очень доброго Короля, отца Принца. Своей популярности, неугасающей по сей день, картина обязана двум актерским работам — самого Гарина и Фаины Раневской, сыгравшей не менее эксцентричную мачеху Золушки.

Дальнейшее творчество

После «Золушки» Гарин исполнил череду небольших ролей, проявив себя как великого мастера эпизода. Появляясь на экране даже на несколько минут, актер успевал оставить своего персонажа в памяти зрителей. Гарин также не оставлял театрального творчества. В Москве он поставил четыре спектакля на сцене театра Киноактера и один в театре Сатиры. На протяжении кинокарьеры он еще трижды играл разных сказочных Королей в фильмах «Каин Восемнадцатый» (1963-й), «Обыкновенное чудо» (1964-й) и «Полчаса на чудеса» (1968-й). Помимо этого Гарин озвучивал Королей и Царей в мультфильмах «Исполнение желаний» (1957-й), «Краса ненаглядная» (1958-й) и «Храбрый портняжка» (1964-й), в основном повторяя образ, впервые созданный в «Золушке». Кстати, озвучивание мультфильмов занимает достаточно большое место в творчестве актера: с 1947 по 1978 год он подарил свой голос более чем сорока персонажам, самым известным среди которых стал Ослик Иа в мультфильме 1972 года «Винни Пух и день забот».

Последние годы. Кончина

Последней большой актерской, и одновременно последней режиссерской, работой Эраста Гарина стала картина «Веселые расплюевские дни» 1966 года, в которой он исполнил главную роль Кандида Тарелкина. Во время съемок этого фильма Гарин получил травму, в результате которой лишился одного глаза и практически ослеп на другой. Это поставило крест на его режиссерской карьере, исполнять главные роли в кино он тоже больше не мог. Последними яркими эпизодическими ролями Эраста Гарина стали профессор Мальцев в фильме «Джентльмены удачи»(1971-й) и театрального критика в «12 стульев» (1971-й).

Актер скончался 4 сентября 1980 года в своей московской квартире, ему было 77 лет. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Личная жизнь

Эраст Гарин женился в 1922 году на актрисе театра Мейерхольда Хесе Локшиной. Безумно влюбленная в Эраста, она стала не только женой, но и творческой спутницей, оставаясь ею на протяжении всей жизни. Все сценарии, спектакли и фильмы Эраст Павлович создавал в соавторстве с Хесей — они очень тонко понимали друг друга, что помогало в создании совместных проектов. Вначале 1937 года, после запрета фильма «Женитьба», между супругами возникло первое недопонимание, вылившееся в ссоры, и они на время расстались, не оформляя официального развода. В этот период Гарин жил с литератором Любовью Рудневой. Однако в разлуке Эраст Павлович очень быстро понял, что никто и никогда не сможет заменить ему Хесю — не только прекрасную женщину, каких много, но и друга, соратника, творческого единомышленника. Хеся и Эраст вновь начали жить вместе — большое сердце супруги позволило не ревновать Гарина, когда выяснилось, что Любовь Руднева беременна. Он беспрепятственно навещал и поддерживал мать своего будущего ребенка, а когда в 1938 году родилась его дочь Ольга — вновь вернулся к Хесе, теперь уже навсегда. Ольга Эрастовна является единственным ребенком артиста, и Хеся Александровна никогда не препятствовала общению отца с дочерью. На фото ниже супруги Гарины.

После возвращения сплетники часто говорили, что Эраст вернулся к Хесе из жалости, а на самом деле все еще влюблен в Любу. Но воспоминания людей из близкого окружения супругов говорят об обратном. Вот цитата из воспоминаний актера и режиссера Евгения Весника:

Эраст Гарин и Хеся Локшина — святая пара. Друг без друга они жить не могли. Детей у них не было. Она относилась к нему, как к сыну, к брату, а Эраст ее заботы принимал с важной и гордой безропотностью, как само собой разумеющееся. Она часто болела, лежала в больницах, и в эти дни можно было ощутить, кем была Хеся для Эраста. Он сникал, худел, мрачнел, старел, обрастал бородой, делался мятым, неуютным и даже злюкой с глазами, полными тревоги, печали и растерянности.

Когда он ушел из жизни, Хеся Александровна сгорела очень быстро. Без Эраста Павловича она стала потерянной, вскоре ушла к нему. Такие пары не забываются. Голубки!

Хеся Александровна действительно прожила без любимого мужа всего два года, скончавшись в июне 1982-го.

ГАРИН ЭРАСТ ПАВЛОВИЧ

Эра́ст Па́влович Га́рин (настоящая фамилия — Герасимов; 28 октября [10 ноября] 1902, Рязань, Рязанская губерния, Российская империя — 4 сентября 1980, Москва, РСФСР, СССР) — советский актёр, режиссёр театра и кино, сценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Народный артист СССР (1977)

Эраст Герасимов родился в Рязани. Учился в Рязанской гимназии. Окончив её в 1919 году, ушёл добровольцем в Красную Армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани и Первого самодеятельного театра Красной Армии (1919—1921), где участвовал в комедии Я. Княжнина «Сбитеньщик». Там же взял сценический псевдоним «Гарин». С этим театром он попал в Москву, где был замечен Всеволодом Мейерхольдом, который посоветовал ему учиться. В 1921 Гарин поступил в руководимые Мейерхольдом Государственные высшие режиссёрские мастерские (позже переименованные в Государственные высшие театральные мастерские), продолжал вести работу в РКА в создаваемой там «живой газете».

С 1922 года Эраст Гарин работал в театре, руководимом Мейерхольдом, сыграл небольшие роли в спектаклях «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1922) и «Земля дыбом» С. М. Третьякова (1924).

Славу и признание принесла Гарину роль Гулячкина (пьеса «Мандат» Н. Р. Эрдмана, 1925). Критики отмечали хамелеонство Гулячкина, при всей его «мелкотравности» образ «приобрёл у Гарина силу бичующей сатиры». Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина. Хамелеонство отмечалось и в роли Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1926), «но во всех превращениях гаринского Хлестакова неизменно сохранялась нотка холодноватой, зловещей надменности». Гаринский Хлестаков стал самым молодым в истории российской сцены. Его Чацкий в «Горе уму» («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1928) был непохож на других, сыгранных до него Чацких, он был непривычным, неожиданным. Гарин оказался не просто актёром комедийным, эксцентричным, актёром-простаком, каким его видели до Чацкого: он был удивительно лиричен, что стало главной находкой Мейерхольда в спектакле. Первые роли в Театре им. Вс. Мейерхольда оказали большое влияние на всю последующую творческую судьбу актёра и предопределили его склонность к жанру сатиры, близкой к эксцентрике и буффонаде.

Читайте также  Дайан лэйн - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Гарин обладал ярко выраженной комической внешностью — худощавым телосложением (которое подчёркивалось ношением мешковатых костюмов), выразительным лицом с длинным острым носом, оттопыренными ушами и глубоко посаженными глазами (с особым остекленевшим взглядом), выдающейся вперёд нижней губой, а главное — пронзительным скрипучим голосом, манерой гундосить и «проглатывать» слова, при помощи которых он делал своих героев, если это требовалось, отвратительными и невыносимыми. Гарин был неотразим в гротескных комических ролях, в которых он воплощал резко отрицательных персонажей. В 1934 году — актёр Рабочего театра Пролеткульта (худ. руководитель Сергей Эйзенштейн).

В 1936 году Гарин, желая попробовать себя в самостоятельном творчестве, перешёл от Мейерхольда в Ленинградский театр Комедии, где работал актёром и режиссёром до 1950 года, поставив за это время несколько спектаклей — «Простая девушка» В. Шкваркина (1938), «Сын народа» Ю. Германа (роль Калюжного, 1938), «Медведь» А. Чехова (1948). Однако своей дружбы и творческих связей со своим учителем он не прерывал. В 1938 году театр Всеволода Мейерхольда был закрыт, а сам он подвергся гонениям и нападкам. И только Эраст Гарин из всей труппы остался предан Мейерхольду до конца. В 1939 году Всеволод Эмильевич был арестован. Свой последний вечер он провёл с Гариным и его женой Хесей Локшиной, обсуждая их дебют — ленту «Женитьба» (1936). Картина, представляющая собой блестящее сочетание фильма и театрального спектакля, была снята Гариным (он же выступил в роли Подколёсина) в творческой мастерской Сергея Юткевича и вызвала самые разные отклики зрителей и критики, от восторженных до разгромных. В 1937—1938 годах фильм был подвергнут разгрому в ходе кампании борьбы с «формализмом», негатив был смыт, прокатные копии уничтожались, и в настоящее время не найдена ни одна из них. Поиски в фильмотеках других стран, начатые ещё самим Гариным и продолжающиеся до настоящего времени, пока успеха не принесли.

freesmi_by

freesmi_by

В этом году исполняется сороковая годовщина со дня смерти выдающегося советского актера и режиссера Эраста Павловича Гарина. Звезда культовых фильмов «Золушка», «Девушка без адреса», а также «Джентльмены удачи» и многих других обладал яркой комичной внешностью, являлся любимцем публики и был востребован у именитых режиссеров. Однако, судьба вовсе не баловала Народного артиста СССР.

Эраст Павлович уже в пожилом возрасте получил тяжелую травму на съемочной площадке, в результате которой он лишился одного глаза и почти ослеп на второй. После этого ему практически перестали предлагать роли, актер погрузился в депрессию, что негативно сказывалось на его здоровье и самочувствии.

Фото: globalsib.com Эраст Гарин х/ф «Золушка»

Лауреат Сталинской премии дважды был официально женат, вырастил дочь, был обласкан вниманием многочисленных поклонниц. Однако, последние годы его жизни оказались отравлены забвением, депрессией и проблемами со здоровьем. В этой статье мы расскажем вам о том, почему многие говорят, что Гарин умер от одиночества и тоски.

Эраст Гарин: биография, ранние годы

Будущий актер появился на свет в Рязани, в 1902-м году, десятого ноября, в семье лесничего Павла Эрастовича и его супруги Марии. Ребенка назвали в честь деда, а его настоящая фамилия – Герасимов. Мальчик обучался в рязанской гимназии, которую закончил с отличием.

После получения аттестата молодой человек вступил в ряды Красной Армии, однако, вместо постижения военного дела неожиданно началась актерская карьера парня. Впервые на любительскую сцену он поднялся в рязанском гарнизонном театре – первом самодеятельном театре Красной Армии. Тогда же Эраст решил сменить свою фамилию на творческий псевдоним Гарин. Довольно скоро юноша осознал, что его призванием является именно актерство. Удивительно, но никому не известному парнишке вскоре улыбнулась удача.

Фото: 24smi.org Эраст Гарин в детстве

Когда начинающий молодой актер приехал в столицу, его игру увидел знаменитый театральный режиссер и педагог Всеволод Мейерхольд, который по достоинству смог оценить талант юноши. Он, без колебаний, пригласил парнишку в свою творческую мастерскую, и стал фактически наставником Эраста в актерском ремесле. В 1922-м году Мейерхольд взял двадцатилетнего Гарина в свой театр. Спустя годы, в своей автобиографической книге Всеволод Эмильевич называл Эраста любимейшим учеником, а также одним из самых талантливых и уважаемых актёров своей труппы. Кроме того, режиссер-постановщик откровенно признался, что большинство его спектаклей своим громким успехом обязаны именно стараниям Эраста Павловича.

Гарин всегда называл своего наставника Мастером, неизменно прислушивался к его словам и следовал советам, а коллеги с завистью за спиной шептались, что Всеволод Эмильевич все свои постановки создает исключительно под его любимчика. Даже своей супруге режиссер с восхищением рассказывал о талантливом ученике, игра которого его вдохновляет. Примечательно и то, что только Эрасту было позволено безнаказанно спорить и пререкаться с постановщиком. Уже к 25-ти годам перспективный актер обрел немалую популярность, а его театральные работы имели просто неимоверный успех. Более всего зрителям нравились его Хлестаков в «Ревизоре», а также Чацкий в «Горе от ума».

Как-то раз на спектакль с участием Эраста попал сам Станиславский, и был так поражен игрой молодого актера, что сравнил его талант с мастерством культовых мировых «звезд» сцены. Он даже решил лично с ним познакомиться, чтобы выразить свое восхищение, но Эраст, из-за своей застенчивости, попросту сбежал. Несколько позже основатель отечественной театральной школы в своих книгах и учебниках неоднократно приводил в пример блестящее исполнение сложных ролей и глубоких образов Гариным.

Фото: wikipedia.org Гарин и Мейерхольд на репетиции «Ревизора»

Однажды, во время спектакля был проведен своеобразный эксперимент. Так, кто-то из присутствовавших театральных критиков подсчитал, что зрители в зале около трехсот раз разразились смехом во время просмотра постановки, при этом практически всегда это происходило в моменты появления на сцене Гарина. Актер позже с не меньшим успехом выступал на сцене Рабочего театра Пролеткульта, а также Ленинградского театра комедии, и столичного Театра-студии киноактера.

Эраст Гарин: фильмография

А вот кинодебют Эраста Павловича состоялся лишь в 1934-м году, в исторической ленте «Поручик Киже», где он исполнил эпизодическую роль. Актеру на тот момент было уже за тридцать лет. Из-за довольно нестандартной, своеобразной внешности, в кино Гарину зачастую доставались образы хитроватых жуликов или аферистов как в кинокомедии «Свадьба», или приключенческой драме «На границе». Порой актеру доставались роли интеллигентов и профессоров, как в культовой кинокомедии «Джентльмены удачи».

Весьма плодотворным оказалось сотрудничество актера со сценаристом и писателем Евгением Львовичем Шварцем – Эраст Павлович исполнил роль королей в киносказках «Золушка», а также «Обыкновенное чудо». Причем, во второй картине Гарин, вместе со своей супругой Хесей Локшиной также выступил и в качестве режиссера.

Фото: vokrug.tv кадр из х/ф «Джентльмены удачи»

Актером он был поистине многогранным, и в любых образах выглядел невероятно органично. Но лучше всего Эрасту Павловичу удавались комедийные персонажи, а еще он был неотразим в гротескных комичных ролях. Кроме того, весьма своеобразный голос позволял Гарину озвучивать персонажей мультфильмов.

Эраст Гарин: личная жизнь, любимые женщины

Впервые в законный брак актер вступил рано, когда ему было всего двадцать лет. Его избранницей стала девушка по имени Хеся Локшина. Она была настоящей красавицей и на момент их знакомства служила актрисой в Театре Мейерхольда. Позже она весьма успешно попробовала свои силы в режиссуре и написании сценариев. Хеся обожала своего молодого супруга, считала его настоящим гением и делала все, чтобы Эраст в полной мере мог реализовывать свой талант и потенциал.

Супруга стала для актера настоящим единомышленником и главным помощником. Они совместно занимались написанием сценариев к кинофильмам, вместе работали в качестве режиссеров над приключенческой лентой «Принц и нищий», военной драмой «Синегория», мелодрамой «Доктор Калюжный», а также лирической комедией «Обыкновенное чудо» и многими другими картинами.

Многие коллеги и знакомые считали брак Гарина и Локшиной безупречным. Актер Евгений Весник в книге своих мемуаров называл их «святой парой», восхищался их талантами и гармоничностью. А актриса Фаина Раневская в своих письмах к Хесе, нежно называла её «Эрасточка». Поэтому все, кто был знаком с семьей Гарина, не могли поверить, когда появились слухи о его романе с молоденьким театроведом по имени Любовь Руднева. Более того, вскоре стало известно о том, что любовница актера ждет от него ребенка.

Фото: muzh-zhena Эраст Гарин и Хеся Локшина

Локшина, как могла, старалась сохранить брак с любимым мужчиной. Она даже увезла Эраста из Москвы в Ленинград, однако, он все время рвался к Рудневой, писал ей трогательные письма, передавал через знакомых деньги и всячески проявлял заботу о матери своего будущего ребенка. В 1938-м году на свет появилась единственная наследница Гарина – дочка Оля, которую он просто обожал. По некоторым данным, актер женился на Рудневой, но брак через несколько лет распался, а вот другие источники утверждают, что они жили в гражданском браке, и никогда официально свои отношения не регистрировали.

Однако, Гарин, как человек тонкой душевной организации, все время испытывал острое чувство вины перед своей первой супругой. Это не давало ему спокойно жить с Любовью, и, в конце концов, мужчина возвратился к своей бывшей жене. После воссоединения Хеся оставалась с ним до последних дней жизни.

Читайте также  Группа "ассорти" - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Эраст Гарин: несчастный случай, закат карьеры

Актер исполнил десятки ярких ролей на киноэкранах и в театре, продолжая активно сниматься до тех пор, пока в 1966-м году во время съемок комедийной ленты «Веселые расплюевские дни» не произошел трагический несчастный случай. В результате автокатастрофы Гарину полностью удалили один глаз, а на второй он практически ослеп. После длительного больничного актер пытался возвратиться к работе, но режиссеры перестали приглашать его на съемки и практически не давали ролей в театре. Это стало для уже немолодого Эраста Павловича тяжелым потрясением, он никак не мог смириться с происходящим, и погрузился в депрессию.

Фото: vokrug.tv Эраст Гарин

Пожилой актер появился во второстепенной роли в фантастической кинокомедии «Два дня чудес», сыграл одну из ярчайших своих эпизодических ролей в криминальной комедии «Джентльмены удачи», а также появился в кинокомедии «Много шума из ничего» и еще нескольких фильмах, где у него были совсем крошечные эпизоды. Однако, к концу 70-х годов блестящий комик оказался не у дел. Предложения от режиссеров совсем перестали поступать, и мужчина решил сосредоточиться на озвучивании мультфильмов. Он работал на студии «Союзмультфильм», а также активно выступал на радио, воплотил в жизнь ряд собственных радиопостановок, и положил начало жанру, получившему название монодраматический звуковой спектакль. Но, даже несмотря на это, актер невыносимо тосковал по съемочным площадкам и театральной сцене.

Эраст Гарин: последние годы жизни

Эраст Павлович озвучил около четырех десятков анимационных картин. Его мастерство и талант с годами никуда не ушли — достаточно вспомнить хотя бы грустного ослика Иа в культовом мультфильме про Винни-Пуха. Без голоса Гарина данного персонажа попросту невозможно представить.

Впоследствии создатель мультфильма, режиссер и художник Федор Хитрук говорил, что актер полностью соответствовал грустному образу Иа. Он также отмечал, что не был знаком ранее с Эрастом Павловичем, в возможно, лучшие годы его жизни, однако, в начале 70-х годов, когда началась их совместная работа над серией мультфильмов, Гарина никто не считал оптимистом. Он был очень грустным, поникшим и погруженный в себя пожилым мужчиной, который, похоже, уже и не ждал от своей жизни ничего хорошего.

Для некогда востребованного и популярного комика работа над мультфильмами была лишь отголосками от прежней успешной и очень счастливой жизни. У Эраста Павловича развилась глубочайшая депрессия, от которой не спасали ни работа на студии, ни близкие. Пребывая в постоянном состоянии неудовлетворенности и тоски, мужчина начал угасать.

Фото: kulturologia.ru Эраст Гарин в кино

В последние годы он лежал в своей скромной квартире, практически не вставая, не принимал гостей и не хотел, чтобы его видели в таком состоянии. Из-за проблем со зрением, Гарин даже не мог читать свои любимые книги, от чего страдал еще больше. Он мучительно переживал свое забвение, считал, что его все бросили и забыли. Незадолго до смерти пожилой мужчина и вовсе перестал разговаривать. Актер жестами показывал, что ему тяжело общаться, но, по мнению Хеси, он многое хотел бы сказать, однако, предпочел замкнуться в молчании.

В 1980-м году, четвертого сентября культовый актер скончался на 78-м году жизни. К тому времени он уже не поднимался с постели и полностью утратил интерес к жизни и происходящим вокруг событиям. Причиной смерти стала затяжная депрессия, пожилой мужчина попросту умер от тоски, обиды и забвения. Он так и не смог понять, почему его творчество вдруг оказалось никому ненужным. Его последние, самые тяжелые годы, как могла, скрашивала вечно преданная Гарину Хеся Локшина. Она пережила любимого мужчину лишь на полтора года. Единственная дочь актера – Ольга стала искусствоведом и автором детских книг. О том, как складывались её взаимоотношения с отцом, точной информации нет.

Эраст Гарин: Яркие роли, браки и единственная дочь талантливого, но недооцененного актера

Эраст Гарин был талантливым актером и режиссером. Однако до конца раскрыть свой огромный, многогранный потенциал ему так и не удалось.

В одной из любимейших советских экранизаций «Золушка» сказочного короля сыграл Эраст Гарин. Его талантом восхищались многие выдающие деятели искусства. Однако до конца раскрыть свой огромный актерский потенциал ему так и не удалось. В последние годы жизни, Гарин ни с кем не общался, с грустью вспоминая яркие события, и не понимая, почему так быстро стал невостребованным.

Начало пути в искусство и театр

Родные места Эраста Павловича – Рязанская губерния. Именно там, 28 октября 1902 года, он появился на свет в семье работника лесного хозяйства Павла Герасимова. Родители души не чаяли в сыне, наверное, поэтому назвали таким редким именем, что с перевода древнегреческого языка означает «любящий». У Эраста была сестра Татьяна.

Как проходили детские годы актера, неизвестно. С отличием окончив гимназию, записался добровольцем в Красную армию. Юного патриота определили в агитбригаду, а позже предложили служить в только что созданном Рязанском гарнизонном театре.

Через несколько лет решил стать профессиональным актером и поступил в студию В. Э. Мейерхольда. Позже продолжил обучение в Государственной высшей режиссерской мастерской, параллельно выступая на сцене Московского театра им. В.Э. Мейерхольда. Также повышал свой профессиональный уровень в ГЭКТЕМАСе, а с 1934 года влился в коллектив Рабочего театра Пролеткульта. На тот момент им руководил С.М. Эйзенштейн.

Ближе к 40-м годам переехал в Ленинград. Был актером и режиссером Театра комедии. После войны жил в столице, выступал на сцене Театра-студии киноактера. Кроме этого, самостоятельно поставил несколько спектаклей («Обыкновенное чудо», «Мандат», «Флаг адмирала» и др.).

Кинематограф

В 32 года Эраст Павлович дебютировал в сатирической экранизации А. Файнциммера «Поручик Киже». Сыграл главного героя адъютанта, а его партнерами стали Леонид Кмит (переписчик) и Михаил Яншин (Павел I).

Спустя три года Гарин вместе с женой Хесей Локшиной написали сценарий по пьесе Н. Гоголя «Женитьба» и сняли картину. Одну из ведущих ролей (Подколесина) актер оставил за собой, Агафью Тихоновну сыграла Нина Латонина. К сожалению, комедия не сохранилась: оригинал и копии чиновники уничтожили, и все из-за дружбы Гарина с Мейерхольдом. Наставника обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу. В начале февраля 1940 года приговор привели в исполнение…

Первый успех к Эрасту Павловичу пришел после премьеры киноленты «Музыкальная история» (1940). Его утвердили на роль таксиста-мещанина, влюбленного в симпатичную диспетчершу Клаву, которую сыграла Зоя Федорова. В картине также можно увидеть молодого Сергея Лемешева и услышать его великолепный лирический тенор.

Всесоюзная слава и невостребованность

Всесоюзную же славу Гарину принесла роль короля в замечательной экранизации Н. Кошеверовой и М. Шапиро – «Золушка». Всего же в творческой биографии Эраста Павловича около 40 разножанровых картин. Больше всего полюбились зрителям: военная лента «Встреча на Эльбе», комедии «Девушка без адреса» и «Джентльмены удачи», приключения «Каин XVIII», исторический фильм «Оптимистическая трагедия», трагикомедия «Обыкновенное чудо», экранизация «12 стульев».

В 1966-м году Гарин с супругой приступили к съемкам комедии «Веселые расплюевские дни». Через некоторое время актер попал в аварию и повредил глаз. Врачам пришлось сделать операцию, но сохранить сенсорный орган им не удалось. Ко всему прочему зрение у актера стремительно падало, и он не смог заниматься любимым делом – читать.

Режиссеры тоже перестали приглашать на съемки, да и в театре для него не оказалось ролей. Единственное, что спасало, озвучивание мультфильмов. Самой известной работой стал Ослик Иа («Винни Пух и день забот»). Режиссер Ф. Хитрук как-то сказал, что Гарин был очень похож на своего грустного персонажа, такой же ранимый и беззащитный.

Личная жизнь

Эраст Павлович слыл стеснительным человеком, но, когда увидел миловидную Хесе Локшину, преодолел этот комплекс, и через несколько дней знакомства предложил выйти за него замуж. К его удивлению и восторгу она согласилась.

Супругов считали замечательной парой, а их творческий союз – идеальным. И все же, счастливый брак дал трещину, и виной была увлеченность Гариным молоденькой писательницей Любовью Фейгельман. В 1938-м году она рожает от актера дочь Ольгу, и становится его официальной женой.

Хесе Александровна невероятно страдала из-за этого: быстро осунулась и перестала вести активный образ жизни. Узнав об этом, Гарина начала мучить совесть. В 1941-м году он развелся с Любовью Саввишной. Бывшая супруга его приняла, никогда не упрекала за измену и не препятствовала общению с дочерью.

Эраст Гарин

В последние годы супруги жили в Рязани. Из-за невостребованности Эраст Павлович быстро сдал, у него была жесточайшая депрессия. Обида настолько поселилась в его душе, что актер перестал говорить, жестами показывая, что ему нужно на данный момент.

Сердце Народного артиста СССР перестало биться 4 сентября (есть предположение, что это случилось 28 августа) 1980 года. Ему было 77 лет. Хеся Александровна без любимого мужа прожила пару лет. Похоронена на Ваганьковском кладбище, возле могила Эраста Гарина.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: