Алексей саврасов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Алексей Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) – русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, автор знаменитого пейзажа «Грачи прилетели», академик Императорской Академии художеств.

В биографии Саврасова есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Алексея Саврасова.

Биография Саврасова

Алексей Саврасов появился на свет 12 (24) мая 1830 г. в Москве. Он рос и воспитывался в семье купца Кондратия Артемьевича. У него было 3 сестры и один брат Николай.

Еще в ранние годы биографии у Саврасова начали проявляться способности к живописи. В подростковом возрасте он рисовал акварелью и гуашью различные пейзажи. Его рисунки получались настолько выразительными, что их быстро раскупали на улице.

В результате, Алексей твердо решил связать свою жизнь с художественным искусством, чем сильно расстроил отца. Саврасов-старший хотел, чтобы сын продолжил семейное дело, но все его усилия оказались напрасными.

В возрасте 14 лет Алексей благополучно поступил в Московское училище живописи и ваяния. Примерно через 6 лет он стал автором картины «Вид Московского Кремля при луне», за которую удостоился звания неклассного художника.

Живопись

Первая известность к Алексею Саврасову пришла в 1851 г., когда он написал картину «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». Затем из-под его кисти появились полотна «Степь днем» и «Рассвет в степи», которые он создал после путешествий по стране.

К тому времени о Саврасове уже отзывались, как о художнике, чьи работы отличались свежестью и глубокой одушевленностью пейзажа. Накануне выпуска из училища он представил еще 2 полотна – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума».

Данные произведения обрели много похвал от критиков и коллег Алексея. В итоге, за эти картины он получил звание академика. Интересен факт, что в 1858 г. «Вид в окрестностях Ораниенбаума» будет куплен знаменитым коллекционером и знатоком искусства Павлом Третьяковым.

Лосиный остров в Сокольниках

Тогда же Саврасову доверили возглавить пейзажный класс в родном училище. Его воспитанниками были Исаак Левитан, Лев Каменев, Константин Коровин, Сергей Светославский и прочие мастера. Стоит заметить, что наставник позволял ученикам прибегать к «импровизации» и нередко пренебрегал дисциплиной.

Позднее, педагогический метод Алексея Кондратьевича станет одной из причин его увольнения из училища наряду с алкоголизмом. В 1859 г. он создал одно из лучших своих произведений – «Пейзаж с рекой и рыбаком».

В следующем десятилетии живописец участвовал в выставке, организованной Московским обществом любителей художеств, а также побывал в ряде европейских стран. В данный период биографии он посетил множество галерей, где изучал разные шедевры.

Алексей Саврасов продолжал писать картины и за рубежом. Тогда же он совместно с Василием Пукиревым издал учебник по рисованию, на страницах которого были его пейзажи. Наиболее популярными работами того времени оказались «Сельский вид» и «Лосиный остров в Сокольниках».

В 1870-х годах мужчина участвовал в выставках Товарищества передвижников. Стремясь найти новые формы пейзажа, он часто писал картины в разных уголках страны, включая северные территории и Поволжье.

В 1871 г. Алексей представил хрестоматийную работу «Грачи прилетели», которая принесла ему мировое признание. Ее появление было расценено, как – «важный этап в развитии русской пейзажной живописи». Данный шедевр также был приобретен Павлом Третьяковым, сильно полюбившим творчество Саврасова.

Грачи прилетели

После этого мастер представил такие известные полотна, как «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», «Радуга», «Проселок» и «Могила на Волге. Окрестности Ярославля». К тому моменту биографии работы Саврасова нередко участвовали на международных выставках.

В конце 1870-х годов художник уже серьезно злоупотреблял алкоголем, вследствие чего в его творчестве стали преобладать пессимистические мотивы. В 1882 г. руководство училища уволило художника, поскольку больше не могло терпеть его запоев.

Личная жизнь

В возрасте 27 лет Саврасов взял в жены Софью Герц, которая была на 4 года старше его. В этом союзе у пары родились один сын и 4 дочери – двое из дочерей скончались еще в детстве. После 19 лет совместной жизни супруги решили развестись, вследствие чего дети остались жить с матерью.

Затем Алексей пару лет сожительствовал с Верой Киндяковой. С 1893 г. и до самой смерти он жил с Екатериной Моргуновой. Это привело к тому, что у влюбленных родилось 2 внебрачных ребенка – дочь Надежда и сын Алексей, ставший позже известным художником.

Смерть

Последние годы биографии Саврасов провел в нищете, по причине его пристрастия к спиртному. Он часто и много пил, позволяя себе нередко появляться пьяным в стенах мастерской. Его любимый ученик Левитан вспоминал, что последние 20 лет художник уже не участвовал в выставках и был забыт обществом.

Алексей Саврасов умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в возрасте 67 лет. Примечательно, что знаменитый живописец скончался в больнице для нищих.

Фото Саврасова

Просёлок Зима Вид в окрестностях Ораниенбаума

Алексей Саврасов — биография, личная жизнь, картины, творчество

Алексей Саврасов: биография

Алексей Саврасов – хрестоматийная фигура в русской живописи, человек тяжелой судьбы. Его работы настолько поэтичны, что похожи на стихи классиков, выписанные на холсте. Гения обожали ученики, зрители почитали за сказанное им новое слово в искусстве, но распад семьи, алкоголизм и последовавшие за этим материальные трудности привели художника к трагическому концу.

Детство и юность

О ранних годах в биографии Алексея Кондратьевича известно мало. Он коренной москвич. Родился весной 1830 года в купеческой семье, проживавшей на территории Замоскворечья.

Портрет Алексея Саврасова

Отец Кондратий Артемьевич промышлял галантереей и мечтал, что дети унаследуют его коммерческую жилку. Возложенные родителем надежды оправдал младший брат живописца – Николай, унаследовавший семейное дело. Интересный факт – до 50-х годов художник писал свою фамилию как отец – через «о», Соврасов, но впоследствии «отретушировал». Таким образом, с единоутробными сестрами и братом фамилии разнились.

Мальчик рано увлекся изобразительным искусством. Уже в 12 лет он рисовал акварелью и гуашью пейзажи романтической направленности. Работы, сделанные подростком, ценили как настоящие произведения искусства и с удовольствием покупали на улице, что поначалу отца, видевшего в этом перспективы прибыли, радовало. Все переменилось с того момента, как юный Алексей огласил решение выучиться на художника и поступать в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ).

Алексей Саврасов

Соврасов-старший категорически противился выбору сына, который в 1844 году успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом. В ход шли наказания рублем, родительская немилость и даже пленение на чердаке. Отсутствие юноши на занятиях в МУЖВ объяснялось семейными причинами.

Только благодаря живому участию в судьбе талантливого ученика педагогов, однокурсников и содействию обер-полицмейстера Москвы Дмитрия Лужина Алексею удалось вернуться в класс Карла Ивановича Рабуса.

Карл Рабус

Фигура Рабуса в жизни Саврасова – фундаментальная. Выпускник петербургской Академии художеств, талантливый пейзажист, он прославился в первую очередь как педагог. Мастер слова вырастил и вдохновил Каменева, Герца, Аммона, Бочарова и многих других. Под его началом гений студента раскрылся – о Саврасове мгновенно заговорили как о новом явлении в русской живописи.

Живопись

Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:

«Пейзажи г. Саврасова … дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу».

В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.

Картина Алексея Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении»

Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.

«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом.

Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.

В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:

«Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре».

Картина Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»

Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).

В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».

Читайте также  Боярыня морозова (феодосия морозова) - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Картина Алексея Саврасова «Бурлаки на Волге»

70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции. Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге». Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.

Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».

Картина Алексея Саврасова «Зимний пейзаж»

В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» — картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал

« деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в “Грачах”».

Картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пейзаж. Село Волынское»

В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода — «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.

Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.

Личная жизнь

В 1857-м художник сочетался законным браком с Софьей Герц, приходившейся сестрой его другу и университетскому товарищу. В браке родились 5 детей. 2 дочери художника скончались в младенчестве, что стало для него и супруги страшным ударом.

Портрет Алексея Саврасова

В 1876-м пара разошлась. Жена уехала к сестре, забрав детей, а в жизни художника начался период скитаний. Пристрастился к алкоголю, вел нищенское существование, чураясь помощи, которую предлагали друзья «из прошлого», например, Третьяков. Два года сожительствовал с Верой Киндяковой. С 1983-го до кончины жил с Екатериной Моргуновой, которая родила ему дочь Надежду и сына Алексея, ставшего впоследствии видным советским художником.

Смерть

Годы нужды и пагубное пристрастие к алкоголю подточили здоровье художника. Забытый всеми, в 1897 году он умер в больнице для бедных.

Могила Алексея Саврасова

На погребении присутствовали двое: меценат Третьяков и ученик Левитан, описавший мастера так:

«С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Могила находится на Ваганьковском кладбище.

Мемория. Алексей Саврасов

24 мая 1830 года родился художник Алексей Саврасов.

Личное дело

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) родился в Москве, в Гончарной слободе на Швивой горке (она же – Таганский холм). Его отец был мелким торговцем, к концу жизни выбившимся в купцы третьей гильдии. Любовь к рисованию у Алексея проявилась уже в детские годы. В 12 лет он самостоятельно освоил рисование гуашью и акварелью. Нарисованные им картинки с романтическими пейзажами скупали для продажи торговцы на Никольской улице и у Ильинских ворот.

В 1844 году Саврасов поступил в недавно открывшееся Московское училище живописи и ваяния, но вскоре вынужден был прекратить обучение из-за болезни матери и недовольства отца, который желал, чтобы сын «пошел по торговой части». Лишь в 1848 году ему удалось продолжить учебу. Его преподавателем в «пейзажном и перспективном классе» МУЖВ стал Карл Рабус, сыгравший важную роль в становлении Саврасова как художника. Уже на следующий год Саврасов был отмечен в ежегодном отчете училища как «представивший лучшие эскизы». А еще год спустя он, получив меценатскую поддержку, сумел совершить поездку на Украину, из которой вернулся с несколькими картинами, получившими высокую оценку преподавателей.

В 1850 году за картины «Вид Московского кремля при луне» и «Камень в лесу у Разлива. Вид в имении И. Д. Лужина близ станции Влахернская» Саврасову было присвоено звание художника. В 1854 году 24-летний Алексей Саврасов получает звание академика, а в 1857 после смерти Карла Рабуса возглавляет пейзажный класс в МУЖВ, где будет преподавать четверть века.

В том же году Саврасов женился на Софье Герц, сестре своего одноклассника Константина Герца.

В 1862 году Общество любителей художеств отправило Алексея Саврасова на Всемирную выставку в Лондоне.

Саврасов был членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, и на Первой выставке передвижников в 1871 году была представлена его знаменитая картина «Грачи прилетели».

После невероятного успеха этой картины в жизни Алексея Саврасова начался период несчастий. Во младенчестве умерли две его дочери. Началась болезнь глаз, которая прогрессировала год от года, и порой художник, по его словам, «часами не видел форму предметов».

Саврасов начал пить и к середине 1870-х сделался алкоголиком. От него ушла жена с детьми. Из-за пьянства Саврасов пренебрегал своими преподавательскими обязанностями. В 1882 году терпение начальства училища иссякло, и Саврасов был уволен, лишившись из-за этого казенной квартиры. Ему приходилось жить по случайным квартирам и ночлежкам.

Умер Алексей Саврасов в Москве 26 сентября (8 октября) 1897 года в отделении для бедных Второй городской больницы.

Чем знаменит

Саврасов стал родоначальником русской школы лирического пейзажа, или «пейзажа настроения». Левитан писал о нем: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества». Помимо знаменитой картины «Грачи прилетели» к его лучшим работам относят «Лосиный остров в Сокольниках», «Печерский монастырь под Нижним Новгородом», «Проселок», «Волга близ Городца», «Радуга», «Рожь».

Среди учеников Саврасова в Московском училище живописи и ваяния были Исаак Левитан, Константин Коровин, Лев Каменев, Михаил Нестеров и другие художники.

О чем надо знать

Этюды с натуры для картины «Грачи прилетели» Саврасов сделал ранней весной 1871 года в селе Молвитино (ныне Сусанино) в Костромской губернии. Работа над самой картиной велась в Ярославле и в Москве. Летом 1871 года картину в мастерской художника увидел Павел Третьяков и сразу же приобрел ее.

Картина была впервые показана осенью на выставке Московского общества любителей художеств, а в декабре произвела сенсацию в Петербурге на Первой выставке передвижников. Рассказывая в письме о представленных на выставке пейзажах, Иван Крамской сообщал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»».

По специальному заказу императрицы Марии Александровны Саврасов сделал авторское повторение картины. Этот экземпляр экспонировался на Всемирной выставке 1873 года в Вене в числе лучших работ русских художников. Картина из коллекции Третьякова тоже побывала на Всемирной выставке – в 1878 году в Париже.

Прямая речь

«Кроме Куинджи и Шишкина в 70-х и 80-х годах блистали еще несколько художников, которых можно назвать уже прямыми предшественниками Левитана, соединившего в своем лице все их искания и давшего гениальный синтез их частичному, отрывочному творчеству. Саврасов выступил гораздо раньше, еще в 50-х годах, однако вся его деятельность до 1871 года, до появления картины «Грачи прилетели», прошла бледной, жалкой и ненужной. Уже это одно — довольно странный пример в истории искусства, но еще более странно, что, дав эту замечательную и многозначительную картину, он снова ушел в тень, опустился и последние двадцать пять лет прожил в полном бездействии, страдая запоем, еле-еле перебиваясь продажей в московских подворотнях своих очень неважных этюдов.
Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенки) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым, и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла). Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Аммосовых — от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве,— жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам в природе, до него еще никем из русских живописцев не расслышанным.
«Грачи прилетели» — чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна. И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.
Теперь нас до пресыщения закормили всевозможными веснами. На каждой выставке появляется их несколько десятков. Даже некоторые художники избрали себе весну своей специальностью: из года в год они только и пишут разные «распутицы», «последние снега» и т. п. Но в 1871 году картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Может быть, потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, что картина была выше своего времени и его личного таланта, что и для него создание ее было неожиданностью, плодом какой-то игры вдохновения! Зато в конце 80-х годов, когда лучшие силы в русском искусстве взялись за пейзаж, когда вся дорога в техническом отношении — и в смысле красок, и в смысле живописи и света — была пройдена, когда все, что требовалось для свободного и непринужденного творчества, было найдено, тогда картина Саврасова послужила путеводной звездой не одному из художников. Глядя на это простое, бесхитростное произведение, они сами набирались смелости и бодрости и отделывались от последних пут прикрашенной буржуазной условности. »
Александр Бенуа «История русской живописи»

«Алексей Кондратьевич Саврасов был профессором в Школе живописи, ваяния и зодчества в Москве, где я учился. Это был мой профессор, автор картины «Грачи прилетели» и многих других восхитительных картин, которые редко кто видел, так как они были не в галерее, а в частных собраниях. Алексей Кондратьевич был огромного роста и богатырского сложения. Большое лицо его носило следы оспы. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Человек он был совершенно особенной кротости. Никогда не сердился и не спорил. Он жил в каком-то другом мире и говорил застенчиво и робко, как-то не сразу, чмокая, стесняясь.
— Да, да. Уж в Сокольниках фиалки цветут. Да, да. Стволы дубов в Останкине высохли. Весна. Какой мох! Уж распустился дуб. Ступайте в природу, — говорит он нам. — Там — красота неизъяснимая. Весна. Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо.
— А как, Алексей Кондратьевич, нужна в пейзаже даль — деревья большие и воды? — спросил его однажды ученик Мельников.
— Не знаю, — ответил Саврасов. — Не надо, а может быть, и надо. Я не знаю. Можно просто написать, что хочется — хорошо только написать. Нужна романтика. Мотив. Романтика бессмертна. Настроение нужно. Природа вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна. Да, тайна. Прославляйте жизнь. Художник — тот же поэт.
— А как же писать, с чего начинать? — спрашивают его ученики.
— Не знаю, — опустив глаза, говорил Алексей Кондратьевич. — Нужно любить. Форму любить, краски. Понять. Нужно чувство. Без чувства нет произведения. Надо быть влюбленным в природу — тогда можно писать.
— А если я влюблен в музыку, — говорит ученик, — то все же, не умея, не сыграешь на гитаре.
— Да, да, — ответил Саврасов. — Верно. Но если он влюблен в музыку, то выучится и будет музыкант, а если нет, то трудно, ничего не будет.
Мы слушали Алексея Кондратьевича и были в восхищении. Шли в природу и писали с натуры этюды, и говорили друг другу, указывая, — «это не прочувствовано», «мало чувства», «надо чувствовать» — все говорили про чувства.
— Вот, говорят, в Швейцарии настоящий пейзаж? — спросил как-то Саврасова кто-то из учеников.
— Да, в Швейцарии я был, был и в Италии. Прекрасно, — сказал Алексей Кондратьевич. — Но кому что. А мне, конечно, в России нравится. В России природа поет, разнообразие, весна какая, и осень, и зима. Поет, все поет. Только небо прекрасно в Италии. А пейзаж в Швейцарии. А у нас нет разве неба, гор нет? Как быть? Да, плохо, нет озер. Да. А там Женевское озеро. Саврасов опустил голову в раздумье.
Помолчав, Алексей Кондратьевич встал, надел пальто, взял палку и собрался уходить из мастерской.
У дверей он остановился и, подумав, сказал:
— Там, в Италии, было великое время искусства, когда и властители и народ равно понимали художников и восхищались. Да, великая Италия. Теперь во Франции прекрасные художники. И у нас было искусство. Какое! Какие иконы. Новгородские. Прошло. Забыли. Мало, очень мало кто понимает. Жаль. Что делать? Да, бывает время, когда искусство не трогает людей. Музыка тоже. Глохнут люди. Странно, что люди есть, которые понимают и чувствуют искусство, музыку, живопись. Да, а есть глухие, вечно слепые, не слышат и не видят. Есть такие. И их больше. Это совсем другие люди, и думают они как-то иначе. Я заметил это. Как быть.
И Саврасов, повернувшись, ушел в дверь».

Читайте также  Закари куинто - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Из воспоминаний Константина Коровина

Семь фактов об Алексее Саврасове

  • Отец и младший брат Алексея Саврасова предпочитали писать свою фамилию через О – Соврасов.
  • Существует гипотеза, что Алексей Саврасов нарисовал пейзажный фон на картине Василия Перова «Охотники на привале».
  • Первоначальное авторское название знаменитой картины Саврасова – «Вот прилетели грачи», а в каталоге выставки передвижников она называлась «Грачи прилетели!».
  • В 1861 году Алексей Саврасов руководил перевозом картины Иванова «Явление Христа народу» из Петербурга в Москву.
  • Одна из лучших картин Саврасова – «Проселок» (1873) – двадцать лет оставалась неизвестной зрителю. Автор подарил ее своему другу и коллеге по Товариществу передвижных выставок И. Прянишникову, и картина хранилась в его коллекции. Выставлена она была только спустя двадцать лет — в 1893 году.
  • Воскресенская церковь села Молвитино, изображенная на картине «Грачи прилетели», сохранилась до наших дней.
  • Среди картин Саврасова есть «Дом совета в Филях», где изображена та самая изба, в которой в 1812 году было принято решение оставить Москву Наполеону.

Алексей
Кондратьевич Саврасов

Биография и информация

Алексей Кондратьевич Саврасов (12 (24) мая 1830, Москва — 26 сентября (8 октября) 1897, Москва) — русский художник-реалист, один из учредителей Товарищества передвижников, первооткрыватель жанра лирического пейзажа в русской живописи.

Особенности творчества Алексея Саврасова : личное, интимное восприятие природы; виртуозная работа с цветом и светом, позволившая передать уникальные состояния природы, в частности — особую прозрачность, подвижность весеннего воздуха.

Печальным кругом замкнулась жизнь создателя известных каждому школьнику «Грачей», по которым непременно пишут сочинение. Но не обо всем школьники рассказывают в своих «сочинениях-описаниях по картине». Алексей Саврасов, создатель национального русского пейзажа, начинал как выходец из низов, первыми покупателями картин Саврасова были торговцы на Никольском рынке. В 24 года он стал академиком, по приглашению великой княгини Марии Николаевны писал у нее на даче. А в 67 лет умер в больнице для бедных – в нищете, лишенный семьи, опустившийся и спившийся.

Учиться живописи!

Сыну мещанина, торговца Кондратия Соврасова (именно так, через «о») никоим образом не светила карьера художника. Отец готовил Алексея к дельной профессии «по торговой части». А мальчик рисовал на любом попавшем в руки листке. Родители это не одобряли, а бабушка хвалила, хорошо рисовал малец. Однажды Алеша решился показать рисунки торговцам на рынке – их разобрали влёт и попросили принести еще.

Первым окном в настоящий мир живописи стало случайное знакомство с Александром Воробьевым, который посещал Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Как же об этом мечтал юный Алексей! Последовала череда домашних скандалов, и четырнадцати лет Алеша Соврасов поступил в училище. Деньги на обучение зарабатывал сам, всё так же сбывая торговцам на Никольском свои рисунки. Вскоре пришлось бросить учебу из-за болезни матери.

В 1848 году, когда мать уже умерла от чахотки, а отец привел в дом новую жену, совершенно не соответствовавшую классическому образу злой мачехи, Алексей вернулся в училище. Мачеха уговорила отца не противиться, поэтому теперь всё прошло гораздо мягче. С преподавателем Саврасову (так он начал писать свою фамилию в 50-х годах) повезло – он попал в класс Карла Рабуса, который учил своих студентов видеть величие и красоту природы.

Популярность картин художника Алексея Саврасова

Рабус старался отправлять своих учеников в путешествия, для чего помогал им с меценатами отыскать друг друга. Саврасов ездил в Украину, Крым, а оплачивал это коллекционер Лихачев с условием, что написанные в путешествиях картины принадлежат ему.

С 50-х годов в жизни начинающего художника наступает полоса удач: его картины на всех масштабных выставках. Критики величают Саврасова сильнейшим пейзажистом современности. В 1854 году княгиня Мария Николаевна посетила Московское училище живописи. Высочайшая особа внимательно осмотрела заведение и приобрела семь картин, в том числе две работы Саврасова. Из всего училища княгиня пригласила единственного художника провести лето у нее на даче в Сергиевке, между Петергофом и Ораниенбаумом. Совершенно верно, честь такая выпала именно Алексею Саврасову.

Княгиню в Сергиевке он видел редко. Когда в одну из встреч она спросила, как Саврасов представляет себе дальнейшую деятельность, где планирует жить, где работать, он признался, что хочет вернуться в Москву. Образованная, с тонким художественным вкусом, возглавлявшая Академию художеств Мария Николаевна безусловно намерена была покровительствовать ему в Петербурге. Но настаивать не стала. Кто знает, как бы сложилась судьба художника Алексея Саврасова, сделай он иной выбор во время того памятного разговора…

Но пока он все еще в любимчиках фортуны. В 24 года Саврасов становится академиком. Когда умирает Рабус, в 1857 году Саврасова приглашают преподавать в Училище. О его преподавании ходили легенды. Он мог весенним утром распахнуть окно, вдохнуть свежий воздух, окинуть взглядом собравшихся учеников и отправить их в московские парки «промыть глаза» и писать с натуры.

В этом же году Саврасов женился на Софье, сестре своего товарища по училищу Константина Герца. Брак их казался вполне благополучным до поры до времени. Софье исполнился 31 год, что по тем временам считалось немало. Она была старше Саврасова на 4 года. К мужу поначалу относилась с теплотой, хотя и без страсти, заботилась о нем, создавала по мере своих сил уют. Самого Саврасова считали суровым и непреклонным, хотя скорее он был стеснительным и замкнутым.

Семья и живопись в жизни Саврасова

Несмотря на официальный успех, богатым Саврасов даже в расцвете славы не был. Семья успешного художника жила на казенных квартирах, предоставленных училищем. Горечью и неизбывной болью супругов были многочисленные смерти детей. Самый первый ребенок Саврасовых родился в 1858 году и умер. Вторая дочь, Верочка, росла крепкой девочкой. В 1862 году годовалую Веру супруги оставили на родственников жены и уехали за границу на несколько месяцев: Саврасов был командирован для работы и изучения европейской живописи. Эта поездка оказала на него сильное влияние, причем он не примкнул к западным течениям, а напротив, нашел свой уникальный стиль.

Саврасов, по сути, стал первым русским лирическим пейзажистом, первым, кто сумел показать, что у природы нет «парадных» и «чернорабочих» нарядов. Его ученик Левитан называл Саврасова создателем национального русского пейзажа. Он окончательно отошел от академической традиции. В пейзажах Алексея Саврасова более не найти никакой «прилизанности», картины Алексея Саврасова — это не «без 5 минут Италия», как было принято в те годы. Это – Россия, не приукрашенная, такая, как есть, но изображенная с таким лиризмом, что сердце сжимается.

«Манер в живописи много , – говорил Саврасов. – Дело не в манере, а в умении увидеть красоту» . У него такое умение безусловно было. Причем красоту он видел сам и показывал другим там, где до него никому не приходило в голову ее искать. Он любил весну, но его весна – не буйный в своем цветении май, а почти зимний март. Кажущееся однообразие, тающий снег, еще не проснувшаяся природа. Неужто в этом есть красота? Алексей Кондратьевич Саврасов ее показал на своих картинах. Мартовские пейзажи из-под его кисти выходили живыми, сияющими, наполненными особой музыкальностью…

Читайте также  Анатолий кузнецов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Саврасов снова побывал в Париже на Всемирной выставке, принимал участие в издании «Курса рисования», активно участвовал в создании Товарищества передвижников. Безоговорочным показателем успеха стал интерес к картинам художника Павла Третьякова, обладавшего незаурядным вкусом и высоко ценившего картины Саврасова.

Семейная жизнь у Саврасовых текла чинно и благородно. Смущало Софи лишь то, что не могла она особо развернуться – достаток был редким явлением в их доме, да и дома своего как такового не было.
60-70-е годы были временем радости, творчества и трагедий – один за одним умирают трое новорожденных детей. Только в 1867 году родилась вторая выжившая девочка, Женни.

В начале 70-х художник открыл для себя Волгу. Волжские пейзажи и сегодня считаются его «фирменными». В Ярославле написаны самые известные картины Алексея Саврасова, в том числе легендарные «Грачи». Они и стали последним большим успехом Алексея Саврасова, дальше дела только ухудшались. Но пока он об этом не знал. Писал Волгу, часто уходил гулять с любимой дочерью Верочкой. Кстати, Вера унаследовала художественный талант отца, но Саврасов наотрез отказался обучать ее живописи. Он полагал, что ни доходов, ни счастья такое занятие не принесет. В его жизни так и случилось.

Падение Саврасова

Под конец 70-х Саврасов утратил благосклонность публики. Большинство его работ теперь воспринимались негативно, подвергались критике. И самое страшное – его выселили из казенной квартиры. В семье обострились конфликты. Исаак Левитан вспоминал: «Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим» .

И Саврасов начинает пить, все более опускаясь. Параллельно у него возникли проблемы со зрением, иногда он вообще переставал различать окружающий мир. В 1877 году от него окончательно уходит жена с детьми. Некогда любимец публики, воспитавший плеяду известных художников, среди которых Коровин и Левитан, он всё глубже погружается в безысходное отчаянье. Саврасов на время сходится с простой женщиной, гораздо моложе его. Евдокия Моргунова родила ему двоих детей.

Помнившие о его таланте ученики и коллекционеры делают не одну попытку спасти гения, но удается это только на небольшой период – тогда вновь зажигается блеск в глазах и одряхлевший уже художник берет в руки кисть. Поклоннице его таланта Вере Киндяковой удается почти на два года вернуть Саврасова к нормальной жизни. Он живет у нее, снова пишет… Но срывается. В итоге на старости лет академик Алексей Кондратьевич Саврасов, бывший преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества, отмеченный благосклонностью самой княгини Марии Николаевны, пишет за еду и выпивку, сбывает свои рисунки торговцам на рынке – совсем как в детстве… Волшебной истории, «сделавшей всё хорошо», в жизни Саврасова более не произошло. Жизнь пошла под откос, но остались грачи и невыразимо светлые и печальные, а иногда мрачные и тоскливые, но всегда трогающие душу пейзажи Средней России.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • публицистика (2320)
  • идеология (1308)
  • политические деятели (1748)
  • предательство и предатели (1558)
  • «заклятые друзья» (501)
  • лабиринты истории (487)
  • актеры и актрисы голливуда (390)
  • героизм (204)
  • культура (185)
  • революция в россии (123)
  • революционные деятели (33)
  • гражданская война (23)
  • анархизм (9)
  • загадки истории (85)
  • донбасс (74)
  • телевидение (29)
  • сказки (8)
  • в гостях у муслима магомаева (4)
  • великая отечественная (844)
  • герои (173)
  • партизаны и партизанская война (5)
  • великие композиторы (173)
  • великие певцы (78)
  • великие писатели и поэты россии (605)
  • великие художники (515)
  • города и страны (1356)
  • декабристы (45)
  • дети (337)
  • доброта (72)
  • драматурги (19)
  • древняя русь (158)
  • жзл (183)
  • живопись (1353)
  • портреты (236)
  • акварели (113)
  • картины и иллюстрации (94)
  • история картин (89)
  • живопись и поэзия (89)
  • иллюстрации (84)
  • история создания картин (170)
  • картины великих художников (399)
  • животные (564)
  • забытые имена (556)
  • зарубежные актеры кино (189)
  • зарубежные актрисы кино (278)
  • зарубежные писатели и поэты (301)
  • звезды из прошлого (1582)
  • звезды сцены (979)
  • знаменитости (2534)
  • известные личности (2216)
  • интервью (267)
  • интересно (347)
  • интересные истории (1600)
  • интересные факты (10202)
  • искусство (261)
  • истории (1675)
  • истории любви (996)
  • истории создания фильма (43)
  • история монархов (623)
  • история песни (46)
  • история Европы (491)
  • история Крыма (77)
  • история России (2777)
  • либералы и оппозия (533)
  • «творческая интеллигенция» (276)
  • экономика (176)
  • история СССР (1439)
  • катастрофы (130)
  • киноактеры и киноактрисы (582)
  • кинозал (156)
  • композиторы (190)
  • котики и кошечки с котятами (960)
  • котоматрицы (337)
  • кошки в живописи (65)
  • кошки и фото (71)
  • кошки и юмор (291)
  • кумиры (856)
  • звезды голливуда (181)
  • любовь (204)
  • ЛЮДИ И СУДЬБЫ (5724)
  • мир балета (177)
  • история создания балета (6)
  • мир кино (3350)
  • интервью с актерами (65)
  • прототипы героев фильмов (61)
  • история создания фильма (557)
  • музыка из кинофильмов (133)
  • мультфильмы (100)
  • размышления о фильме (258)
  • рецензия на фильм (27)
  • экранизации (80)
  • мир театра (517)
  • мир цирка (33)
  • мифология (125)
  • мои рамочки (19)
  • мудрость (274)
  • музыка (1575)
  • авторы (370)
  • исполнители (338)
  • барды (50)
  • история создания опер (23)
  • джазовая музыка (49)
  • дирижеры (7)
  • история песни (281)
  • история создания (128)
  • классическая музыка (200)
  • поп-музыка (103)
  • ретро-музыка (577)
  • романсы (410)
  • танцевальная музыка (177)
  • образование (117)
  • отечественные актеры кино (860)
  • отечественные актрисы кино (609)
  • певицы (224)
  • певцы (273)
  • певцы и певицы бельканто (36)
  • политика (2452)
  • поэзия (380)
  • праздники (179)
  • притчи. (9)
  • психология (1693)
  • Пушкиниана (245)
  • режиссеры (304)
  • религия (149)
  • русские писатели (141)
  • русские поэты (155)
  • русский язык (94)
  • грамматика (28)
  • садальский (146)
  • сатира (110)
  • сатирики (109)
  • собаки (129)
  • советские писатели (149)
  • советские поэты (144)
  • спорт (55)
  • СССР (65)
  • схемки (83)
  • танцовщицы (91)
  • танцоры (52)
  • танцы. танцевальные номера (54)
  • театр. театральные актеры и актрисы (460)
  • Украина (392)
  • фигурное катание (1)
  • фото (475)
  • художественная литература (445)
  • прототипы героев книг (39)
  • русские писатели (29)
  • русские поэты (38)
  • художники (560)
  • цветы (30)
  • цитаты (392)
  • афоризмы (83)
  • крылатые фразы (102)
  • чтобы помнили (1421)
  • актеры (99)
  • актрисы (69)
  • театральные актеры (47)
  • юбилеи и дни рождения (547)
  • юмор (641)
  • юмор в живописи (9)
  • юмористы (51)

Фотоальбом

Метки

Цитатник

Peter Barker. «У животных есть душа. Я видел это в их глазах.» Махатма Ганди Если душа — э.

С днем всемирным кошек Поздравляю всех У кого есть лапки, хвост И мягкий мех. Inga Izmaylova .

Предательство – один из фильтров Бога, Чтоб от тебя отсеять злых нутром. «Не бойте.

Редкие и очаровательные фотографии молодой Одри Хепберн до того, как она стала знаменитой .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: