Александр сумароков — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Александр Сумароков

Биография

«Язык наш сладок, чист и пышен, и богат, но скудно вносим мы в него хороший склад».

Так писал Александр Сумароков, поэт и драматург, которого величают «отцом русского театра». Благодаря его стараниям были поставлены первые спектакли в театре, а отечественная литература 18 столетия обогатилась классицистскими произведениями.

Детство и юность

Сын прапорщика Александр Сумароков родился 25 ноября 1717 года в семье обедневших дворян. Род Сумароковых был старинным, поэтому ребенку давали воспитание в соответствии с традициями. В детстве он занимался с гувернерами.

Портрет Александра Сумарокова

В 1732 году подросток стал учеником Сухопутного шляхетского корпуса. Учебное заведение ориентировалось на подготовку военных кадров, гражданских и придворных служащих. Сумароков получил превосходное образование, изучая историю, географию, юриспруденцию, иностранные языки и другие науки. В обязательную программу также входили фехтование и танцы.

За 8 лет, что юноша провел в корпусе, он всей душой полюбил литературу и искусство, которым здесь уделяли немалое внимание. Он читал произведения французских авторов и, подражая им, писал стихи и песни. Среди отечественных литераторов в качестве кумира юноша избрал Василия Тредиаковского. Сумароков писал на заказ товарищей оды в честь Анны Иоанновны, правящей в тот период.

Александр Сумароков в молодости

Завершив обучение в 1740 году, он стал офицером. В 23 года Александра зачислили служащим в канцелярию графа Миниха. Судьба благоволила ему. Вскоре Сумароков стал личным секретарем Михаила Головина, а впоследствии Алексея Разумовского. В перспективе была блестящая карьера, но в приоритете оказалась литература. Начинающий поэт зачитывался трудами Михайло Ломоносова.

Литература

Светская публика узнала имя Сумарокова благодаря салонам, где собиралась петербургская аристократия. Его романтическая лирика оказалась чрезвычайно востребованной. Блестящий офицер снискал успех, презентовав пьесу под названием «Хорев». Так началась драматургическая деятельность автора.

Труды Александра Сумарокова

Творческая биография Александра Сумарокова связана с театром и литературой. Он оставил потомкам наследие в виде 9 трагедий, 20 комедий, 3 оперных либретто, стихов, од, басен и произведений другого жанра. Его произведения публиковались на страницах журнала «Ежемесячные сочинения». Поэт выпускал собственное издание под названием «Трудолюбивая пчела».

Среди трагедий пьесы «Гамлет», «Синав и Трувор», «Аристона», «Семира», «Димиза» и другие. «Хорев» издали в 1747 году. Он стал первым опытом, в котором просматривалась формирующаяся манера драматурга. Речь в произведении шла о Древней Руси, князе Кие и его брате Хореве. В центре сюжета трагическая любовь между главным героем и красавицей Оснельдой, а также конфликт личных взглядов с долгом.

Поэт Александр Сумароков

Трагедии «Вышеслав», «Дмитрий Самозванец», «Мстислав» раскрывали социально-политические взгляды автора. Главным героем в них становился правитель, а трагизм был связан с борьбой страстей, чувства долга и тиранией. Особенностью трагедий Сумарокова считалось не действие, а продолжительные речи персонажей, в которых скрывался авторский посыл.

В числе комедий, принадлежавших перу русского поэта, произведения «Тресотиниус», «Пустая ссора», «Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери» и другие. Пьесы памфлетного характера предполагали обличение очевидного порока героя, персонажи были узнаваемыми, а связь с действительностью непререкаемой. Яркий и выразительный язык отличает комические произведения Сумарокова.

Собрание сочинений Александра Сумарокова

Он сыграл значимую роль в литературе 18 века. Яркий представитель классицизма создавал драмы, прозу, стихи, басни и эпиграммы. Отдельного внимания его персона заслуживает в связи с историей русского театра.

Елизавета Петровна назначила Сумарокова первым директором «русского, для представления трагедий и комедий, театра». Пользуясь доверием императрицы, поэт видел в театре кафедру, позволявшую воспитывать дворянские умы. Трагедии автора составили основу репертуара.

Императрица Елизавета Петровна

В течение 5 лет он создавал механизм, которым необходимо было управлять, подыскивая помещение, финансирование и артистов. Драматургу не хватало управленческого опыта, он был конфликтным вспыльчивым человеком, но страстно любил искусство. В 1761 году Сумарокову пришлось оставить любимое дело и перебраться из Петербурга в Москву.

В завершении царствования Елизаветы Петровны и после восшествия на престол Екатерины II поэт оказался в числе оппозиционеров. Он написал трагедии, изобличающие монархов, и настроил против себя дворянство. Настоящая травля разыгралась после его резких высказываний в адрес правительницы, а личная жизнь Сумарокова стала поводом для пересудов.

Личная жизнь

Александр Сумароков оказался первым дворянином, решившим зарабатывать литературной деятельностью. Он сталкивался с финансовыми трудностями из-за непростого выбора, который пришлось сделать в угоду творчеству. Часто, обращаясь в письмах к Екатерине II, Сумароков объяснял бедственное положение любовью к искусству.

Музу он ставил превыше чинов и рангов. На пике карьеры Сумароков имел большой доход. Его произведения печатались за счет казны, государство выплачивало внушительный годовой пенсион, в распоряжении находилось 300 крепостных. Расточительный образ жизни и непредусмотрительность привели к разорению и постоянным долгам.

Александр Домогаров в роли Александра Сумарокова в сериале «Михайло Ломоносов»

Будучи женатым на немке, Александр Сумароков завел любовницу, годившуюся в дочери. Ею оказалась дочь кучера. Увлечение привело к разрушению семьи. После кончины супруги в 1769 году поэт обвенчался с возлюбленной, с которой к тому моменту имел двоих детей. Родственники первой жены добились суда и требовали лишения Сумарокова родительских прав. Поэт выиграл дело, но громкий судебный процесс стал причиной разорения драматурга. Он искал утешение в алкоголе.

Переехав из Петербурга в Москву, потерпев неудачу в театральном деле, Сумароков обрек семью на бедственное положение. В 1777 году вторая супруга автора погибла. Вскоре поэт решил вступить в брак с племянницей почившей жены. На тот момент разница между ним и невестой составляла более 30 лет. Венчание состоялось, а спустя полгода Сумароков умер.

Смерть

Злоупотребление алкоголем, нервное расстройство на почве постоянных стрессов, начинающаяся слепота давали о себе знать. Причиной смерти поэта стала непродолжительная болезнь, осложненная сопутствующими факторами. Он скончался 11 октября 1777 года, не оставив детям наследства. У литератора остались две дочери от первого брака, а также дочь и сын от союза со второй супругой.

Могила Александра Сумарокова

У родственников Александра Сумарокова не нашлось финансов, чтобы оплатить похороны. В последний путь его проводили за счет артистов московского театра. Могила поэта находится на кладбище Донского монастыря. Смерть Сумарокова комментировали многие, нелестно отзываясь о драматурге, но его вклад в развитие литературы и театра сложно недооценить.

Интересные факты

Жизнь Александра Сумарокова была богата на приключения, курьезные случаи и интересные факты.

  • Единственным жанром, в котором автору было сложно работать, стала эпическая поэма. Начав писать «Димитриаду», он так и не завершил произведение.
  • Подписав «Эпистолу к российским ратникам» инициалами А.С., Сумароков сбил с толку читателей. Многие решили, что авторство принадлежит Александру Суворову.
  • Поэт ратовал за отказ от крепостного права.
  • Ориентируясь на творчество знаменитых писателей, он переделал «Гамлета» Уильяма Шекспира в соответствии с канонами классицизма.
  • Могила Сумарокова в скором времени после похорон была забыта и утеряна. Ее отыскали и в 1951 году установили на месте захоронения памятник.

Мемория. Александр Сумароков

25 ноября 1717 года родился поэт и драматург Александр Сумароков.

Личное дело

Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777) родился в финляндском городе Вильманстранд (ныне Лаппеэнранта), где в то время служил его отец, офицер Вологодского драгунского полка. Получил основательное домашнее образование, затем был отправлен на учебу в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Окончив корпус в 1740 году в чине поручика, был зачислен на службу в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем был произведен в капитаны и стал адъютантом графа Алексея Разумовского. В конце 1745 года уже в чине майора Сумароков был назначен заведующим канцелярией Лейб-компании – привилегированной гренадерской роты Преображенского полка, где служили участники дворцового переворота 1741 года, когда к власти пришла Елизавета Петровна. Рота занималась охраной лично императрицы и членов императорской семьи. Вследствие своего особого положения лейб-компанцы отличались «крайней распущенностью и почти полным отсутствием дисциплины». Усилия Сумарокова по укреплению дисциплины приводили к многочисленным конфликтам.

Уже учась в кадетском корпусе, Александр Сумароков начал сочинять стихи. Он прочитал труд Тредьяковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и стал сторонником новой системы русского стихосложения – силлабо-тонической. Перелагал стихами псалмы, писал песни, подражая Тредьяковскому и французским поэтам, к выпуску сочинил от имени учащихся корпуса две поздравительные оды в адрес императрицы Анны Иоанновны. В дальнейшем сочетал активную литературную деятельность со службой.

В 1751 году получает чин полковника, в 1755 – бригадира. С декабря следующего года одновременно с военной службой начинает исполнять должность директора Российского театра в Петербурге, созданного незадолго до этого на основе ярославской труппы Федора Волкова. В 1759 году Сумароков начал издавать первый русский частный журнал «Трудолюбивая пчела». Журнал выходил раз в месяц. Фельетоны и сатирические статьи, публикуемые в «Трудолюбивой пчеле» Сумароковым, вызывали недовольство и в литературной среде, и у вельмож. Надзор за журналом усилился и, выпустив двенадцать номеров, Сумароков прекратил издание.

В 1761 году Сумароков вышел в отставку, чтобы заняться исключительно литературной и театральной деятельностью. В 1769 году переехал в Москву. В Петербург вернулся в августе 1773 года для хлопот по изданию своих сочинений и постановки пьес в придворном театре. Последние годы жизни Сумарокова были омрачены болезнью (он постепенно стал слепнуть) и финансовыми неурядицами. Вполне обеспеченный в начале жизни, он был слишком расточителен и не относился к ведению хозяйства с должным вниманием. Чтобы расплатиться с долгами, ему распродавать библиотеку. В 1774 году кредиторы не позволили ему покинуть Петербург, вернуться в Москву Сумароков смог лишь в январе 1775. 29 сентября 1777 года в Москве с аукциона был продан его дом. Спустя три дня Александр Сумароков умер.

Чем знаменит

Литературное наследие Александра Сумарокова обширно. Помимо множества стихотворений в самых разных жанрах он сочинил девять трагедий, двенадцать комедий, две оперы, переложения всех библейских псалмов (некоторых – в двух вариантах). Свое литературное творчество он воспринимал как просвещение своих читателей – дворян, которые должны были по литературным примерам научиться добрым нравам. Именно просвещенное дворянство он считал основой идеального общества.

Сумароков выступал и как проводник идей европейской культуры в России. Он стремился создать образцы произведений всех жанров, а также познакомить читателей с культурными достижениями Европы. Для решения последней задачи он, в частности, опубликовал сокращенный перевод трактата Буало «Поэтическое искусство» под названием «Епистола о стихотворстве», где в примечаниях рассказал о более чем двадцати классиках мировой поэзии («Шекеспир, аглинский трагик и комик, в котором и очень худого, и чрезвычайно хорошего очень много. Умер 23 дня апреля, в 1616 году, на 53 века своего»). Он переводил на русский язык произведения Вольтера, Корнеля и Расина.

Читайте также  Виктория романенко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Образцовый поэт-классицист, Сумароков уступал в восприятии современников Ломоносову в произведениях высокого стиля, однако ему принадлежит немало удачных открытий в стихах среднего и низкого жанров: песнях, баснях. Опыты Сумарокова в простом слоге, которые были по языку куда ближе к обыденной речи дворян его времени, чем аналогичные произведения Ломоносова и Тредьяковского, были предвестниками стилистической реформы Карамзина и его последователей.

О чем надо знать

Александр Сумароков легко наживал себе врагов. Мало того, что по характеру он был очень самолюбив и вспыльчив, склонен к вспышкам гнева. Также, будучи родовитым дворянином, он презирал людей более низкого происхождения, хотя те, в силу своего чина, и обладали властью. Такие взгляды лишь ухудшали его отношения с цензорами и театральным начальством. Казалось бы, его положение должно было упрочиться после воцарения Екатерины II, которую он воспевал в «Трудовой пчеле» еще до того, как она стала императрицей. Но Екатерине пришлись не по нраву слишком критические для власти сатирические стихи Сумарокова. Позже отношение Екатерины к поэту и вовсе испортилось из-за его отзывов о «Наказе» Екатерины II. Сумароков умудрился рассориться и со своими родными, он даже чуть не был лишен по суду права управлять своим имуществом.

Прямая речь

В далеки в высоте пределы
Я дерзостно мой дух вознес;
Куда влететь не могут стрелы,
Я зрю себя в краях небес.
Я слышу ангелов просящих
И тако к вышнему гласящих:
«Правитель естества! Внемли,
Исторгни скипетр оттомана!
Достойна такового сана
Екатерина на земли».
А. П. Сумароков «Ода государыне императрице Екатерине II на взятие Хотина и покорение Молдавии»

Коль строки с рифмами — стихами то зовут.
Стихи по правилам премудрых муз плывут.
Слог песен должен быть приятен, прост и ясен,
Витийств не надобно; он сам собой прекрасен;
Чтоб ум в нем был сокрыт и говорила страсть;
Не он над ним большой — имеет сердце власть.
Не делай из богинь красавице примера
И в страсти не вспевай: «Прости, моя Венера,
Хоть всех собрать богинь, тебя прекрасней нет»,
Скажи, прощаяся: «Прости теперь, мой свет!
Не будет дня, чтоб я, не зри очей любезных,
Не источал из глаз своих потоков слезных.
Места, свидетели минувших сладких дней,
Их станут вображать на памяти моей.
Уж начали меня терзати мысли люты,
И окончалися приятные минуты.
Прости в последний раз и помни, как любил».
А. П. Сумароков «Эпистола II»

Прости, моя любезная, мой свет, прости,
Мне сказано назавтрее в поход ийти;
Не ведомо мне то, увижусь ли с тобой,
Ин ты хотя в последний раз побудь со мной.

Покинь тоску, иль смертный рок меня унес?
Не плачь о мне, прекрасная, не трать ты слез.
Имей на мысли то к отраде ты себе,
Что я оттоль с победою приду к тебе.

Когда умру, умру я там с ружьем в руках,
Разя и защищаяся, не знав, что страх;
Услышишь ты, что я не робок в поле был,
Дрался с такой горячностью, с какой любил.
Вот трубка, пусть достанется тебе она!
Вот мой стакан, наполненный еще вина;
Для всех своих красот ты выпей из него,
И будь ко мне наследницей лишь ты его.

А если алебарду заслужу я там,
С какой явлюся радостью к твоим глазам!
В подарок принесу я шиты башмаки,
Манжеты, опахало, щегольски чулки.
А. П. Сумароков «Прости, моя любезная…»

Язык мой должен я притворству покорить;
Иное чувствовать, иное говорить,
И быти мерзостным лукавцам я подобен.
Вот поступь, если царь неправеден и злобен.
А. П. Сумароков Фрагмент из трагедии «Дмитрий Самозванец»

Уведомился я, что прислана за подписанием Ломоносова в Государственную Штатс-Контору о удержании моего жалованья промемория, дабы тем возвратить издержанную казну за напечатание моих трагедий; а понеже, хотя я и от Штатс-Конторы жалованье поручаю, однако под ведомством оной Конторы не состою, того ради оная Контора удерживать моего жалованья по Присылке Ломоносова, надеюся, не благоволит. А оный Ломоносов, яко человек, на которого я имею подозрения, по челобитью моему в силу указов, как известный мне злодей, будет от моих дел отрешен. Оный Ломоносов, может быть, принял дерзновение делать таковые на меня нападения оттого, что он часто от пьянства сходит с ума, что всему городу известно, и (как уповательно) то он ту промеморию подписал на меня в обыкновенном своем безумстве; ибо Академия причины не имеет взыскивать с меня деньги таковым порядком, понеже я не только от казенных долгов, но и ни от каких никогда не отпирался. Я Государственную Штатс-Контору нижайше прошу, чтобы она не состоящего под своим ведомством человека, по тому только одному, что он от нее жалованье получает, наказывать не благоволила; ибо ежели бы Академия хотела с меня Деньги взыскивать, оскорбляя так чувствительно и меня, честного человека, то бы должна была она писать не в то место, от которого я жалованье получаю, но где я под ведомством состою; ибо всегда и часто с ума сходящий Ломоносов не может повелением своим ни одной полушки удержать из моего жалованья, хотя бы он и в целом уме был; потому что я свое жалованье получаю по именному Ее Императорского Величества указу и служу от начала службы моей беспорочно. А он, Ломоносов, таковые во пьянстве дерзновения делал неоднократно, за что содержался несколько времени под караулом и отрешен был от присутствия Конференции. А что он не в полном разуме, в том я свидетельствуюсь сочиненною им Риторикою и Грамматикою.
Доношение в Государственную Штатс-Контору от бригадира Александра Сумарокова

Сумароков, вероятно, почитал себя русским Вольтером и по примеру образца своего покушался омногосложить свое дарование. Но если он обманулся в расчетах авторского тщеславия, то не менее того имел он нечто вольтеровское, а именно его раздражительность, несколько его сатирической горячности, которые нимало не назидательны, но часто забавны и увлекательны. Тяжба между им и Ломоносовым давно решена, и, за исключением нескольких остроумных замечаний [со стороны Сумарокова] об языке нашем, нечему научиться из фактов сей забытой тяжбы; но все еще любопытно читать их, потому что личность Сумарокова в них сказывается. То же можно сказать и о войне его с Тредьяковским, прибавив, что здесь тяжба решена забвением, насильственною мировою сделкою, скрепленною потомством, которое отказалось от Сумарокова и от Тредьяковского; но апелляции существуют. Особливо же забавны памфлеты его против подьячих; хотя они также уже чужды нам по содержанию своему, но драгоценны и ныне по истине и силе чувства и по патриотизму, их одушевляющим. Они уже не трепещут интересом минуты, но еще трепет гнева, но авторский жар еще в них сохранились.
П. А. Вяземский

8 фактов о Александре Сумарокове

  • Единственным жанром, который не поддавался Сумарокову, стала эпическая поэма. После его смерти в бумагах Сумарокова был найден черновик поэмы «Димитриада», но поэт остановился, написав всего одну страницу.
  • В 1766 году Сумароков разошелся со своей женой, с которой прожил в браке двадцать лет. Его фактической женой стала Вера Прохорова, дочь его кучера. В 1774 году они обвенчались. У Сумарокова было две дочери от первой жены и дочь и сын от второй. Вера умерла за пять месяцев до смерти Сумарокова, и он, по собственному признанию, «плакал непрестанно двенадцать недель».
  • Сумарокову принадлежит один из вариантов эзоповской басни о вороне и лисице.
  • Сумароков сочинил пьесу «Гамлет» по мотивам Шекспира, переделав его трагедию в пьесу, построенную по канонам классицизма. Он писал: «„Гамлет“ мой, кроме монолога в окончании третьего действия и Клавдиева на колени падения, на Шекеспирову трагедию едва ли походит». Тень отца Гамлета превратилась у Сумарокова в сновидение, Клавдий вместе с Полонием планировали убить Гертруду и насильно выдать Офелию за Клавдия, Гамлет оказался человеком решительной воли и решительных действий, в финале Гертруда постригается в монахини, Полоний совершает самоубийство, а Гамлет становится королем и собирается обручиться с Офелией.
  • «Эпистолу к российским ратникам» Сумароков подписал инициалами А. С., отчего многие читатели заподозрили, что это произведение написал Александр Суворов.
  • По преданию, похороны Сумарокова оплатили московские театральные актеры.
  • Могила Сумарокова на Донском кладбище в Москве была потеряна уже в начале XIX века. Нынешний памятник установили лишь в 1951 году.
  • Пушкин называл главной заслугой Сумарокова то, что «Сумароков требовал уважения к стихотворству» в пору пренебрежительного отношения к литературе.

Материалы об Александре Сумарокове

Сумароков Александр Петрович

Биография Сумарокова Александра Петровича

Сумароков Александр Петрович – русский поэт, драматург, литературный критик и театральный деятель.

Детство и юность

Александр Петрович происходит из дворянского рода Сумароковых. Родился в городе Вильманстранд (Лаппеэнрант) в Финляндии 14 (25 по новому стилю) ноября 1717 года. В Вильманстранде в то время отец Александра Петр Панкратьевич Сумароков находился по долгу службы. Петр Сумароков (1693-1766) был полковником, действительным тайным советником, главным судьей канцелярии конфискации при императрице Елизавете Петровне. Женой Петра была Приклонская Прасковья Ивановна. У супругов было девять детей – сыновья Александр, Василий и Иван и шесть дочерей.

В 1726 году семья Сумароковых обосновалась в Петербурге. По некоторым данным, первым учителем Александра был его отец. Маленький Саша очень рано начал сочинять стихи. Имеются данные о том, что ребенок высказывал интересные мысли, не соответствующие его возрасту, в духе христианского смирения.

В 1732 году Александр Сумароков стал учащимся только что созданного Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. В корпусе почти сразу появились театральный кружок и литературное общество; и Саша был членом обоих образований. Также в учебном заведении была большая библиотека, в которой можно было прочитать не только традиционные на тот момент произведения, но и зарубежные газеты и журналы и новинки европейской литературы.

Сумароков хорошо учился. Он прекрасно овладел французским и немецким языками, немного научился изъясняться и читать на итальянском. Во время учебы Александр увлекался работами немецкого ученого и философа Христиана фон Вольфа.

В 1740 году Александр Сумароков завершил обучение. Он вышел из стен кадетского корпуса в чине поручика.

В 1740 году Александр Сумароков начал служить в военно-походной канцелярии графа Христофора Миниха. Затем стал адъютантом вице-канцлера графа Михаила Головкина. В 1741 году, после дворцового переворота, Сумароков получил чин капитана и стал членом свиты лейб-кампании поручика графа Алексея Разумовского. В 1742 году Александр попросил перевести его в статскую службу, получил чин майора и стал адъютантом обер-егермейстера Разумовского. В 1745 году Сумароков стал заведующим канцелярией лейб-кампании.

Читайте также  Григорий родченков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1751 году Александр Петрович получил чин полковника, в 1755 году – чин бригадира.

В 1756 году Сумароков стал директором Российского театра. За год до этого Александр начал сотрудничать с академическим журналом «Ежемесячные сочинения». Работал с этим изданием до 1758 года, а в 1759 году Сумароков стал издавать собственный журнал – «Трудолюбивая пчела». Это был первый в истории России частный журнал. В издании публиковались фельетоны и сатирические статьи. «Трудолюбивая пчела» просуществовала до конца 1759 года, в свет вышли 12 выпусков.

Летом 1761 года Александр Сумароков был уволен с сохранением жалования. В 1762 году, после восхождения на престол Екатерины II, Сумароков получил чин статского советника. В тот же год из казны были выделены деньги на покрытие долгов Александра. Также писатель получил право публиковать свои новые произведения за счет государственных средств.

В 1767 году Сумароков стал действительным статским советником и получил орден Святой Анны. В то же самое время императрица начала испытывать к Александру неприязнь – он пытался вмешиваться в политические дела и просил баснословные деньги на развитие. Например, он хотел получить 12 тысяч рублей для поездки в Италию, Францию и Голландию с целью знакомства с европейскими театрами. Сумароков заявил, что сумма быстро вернется в казну после того, как он опубликует свои путевые заметки. Но императрица отказала.

Александр Сумароков писал оды, сатиры, песни, эпистолы, эпиграммы и т.д. Он использовал все размеры стихосложения и не боялся экспериментировать с ними. Сумароков считается первым профессиональным литератором из России.

Что касается драматургии, то в этой области Сумароков добился таких успехов, что его начали считать отцом русского театра.

Личная жизнь

В ноябре 1746 года Александр Сумароков взял в жены камер-юнгферу Екатерины II Иоганну Христину Балк (1723-1769 г.ж.). В этом браке, продлившимся 20 лет, у Сумарокова родились две дочери – Екатерины и Прасковья.

В 1766 году Александр Петрович оставил Иоганну и женился на Вере Прохоровой, дочери своего кучера, которая родила ему еще одну дочку и долгожданного сына. Венчание пары произошло только в 1774 году после того, как детей Веры признали законными отпрысками Сумарокова.

В 1766 году умер отец Александра. Начался раздел его имущества, который привел к тому, что Сумароков серьезно разругался со всеми своими родственниками.

В мае 1777 года Вера, вторая жена Александра, умерла. Поэт тяжело переживал потерю супруги. Но законы того времени потребовали от мужчины снова вступить в брак – чтобы не лишить сына и дочку от Веры прав на наследство, Сумароков в срочном порядке обвенчался с Еленой, племянницей своей покойной жены.

В конце сентября 1777 года дом писателя и оставшиеся книги из его личной библиотеки были проданы. А уже через пару дней, 1 октября, Александр Сумароков скончался – в одиночестве, всеми забытый, в доме, который уже не был его.

Похоронили Сумарокова 3 октября на кладбище Донского монастыря. Проститься с Александром Петровичем пришли только несколько московских актеров, за чей счет и была устроена церемония погребения. Важно отметить, что новость о смерти Александра появилась в газетах через три дня после похорон. А некролог и вовсе напечатали год спустя.

Сумароков Александр Петрович — краткая биография

ФИО: Сумароков Александр Петрович
Дата рождения: 25.11.1717
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Стрелец
Деятельность: Поэт, драматург, критик
Дата смерти: 12.10.1777 (59 лет)

Годы детства и учебы

Сумароков Александр Петрович – поэт, сочинитель трагедий и комедий, од и песен середины восемнадцатого столетия.

Появился на свет в финском местечке Вильманстранд в 1717 году, 25 ноября, где семья проживала в связи со службой отца, который был в чине прапорщика. Многодетная семья Сумароковых насчитывала 6 детей, Александр был вторым ребенком.

Корнями род уходит в древнее аристократическое, несколько обедневшее дворянство с богатыми традициями. Отца звали Петр, Петр I был его крестным отцом. Воинскую службу закончил в чине полковника, гражданская служба проходила в различных ведомствах, последнее место – Канцелярия конфискации с 1737 года.

Происхождение матери поэта, Прасковьи Приклонской, тоже благородное. Древний дворянский род был обласкан власть предержащими.

В пятнадцатилетнем возрасте он и его брат Василий были приняты в учебное заведение для высшего дворянства «Сухопутный шляхетский кадетский корпус». В аристократических кругах это учебное заведение именовалось «Рыцарской академией», поскольку оно ставило себе целью воспитывать российских наследников высшего дворянства в соответствии с духом гуманитарной культуры Европы. Там преподавались история, иностранные языки и другие науки. Курсанты занимались также риторикой, декламацией, этикетом, танцами, фехтованием. Они с удовольствием участвовали в литературном обществе, театральном кружке, библиотеке, получающей европейские новинки и зарубежные газеты и журналы.

Учеба легко давалась Александру Петровичу, у него все блестяще получалось, он состоял во многих объединениях и кружках, много читал. По тем временам, он получил отличное образование, знал немецкий и французский языки, немного владел итальянским. Уже в конце учебы в корпусе у него вышла отдельная брошюра с двумя одами, которые были посвящены императрице Анне Иоанновне, их высоко оценила литературная общественность.

Портрет кисти А. Лосенко

Хронология жизненных перипетий

  1. 1740 – окончание кадетского корпуса.
  2. 1742 – назначение помощником фаворита императрицы Елизаветы Петровны, графа А. Разумовского, приближение к сильным мира сего, участие в приемах и светских салонах.
  3. 1744 – теоретический спор с Василием Тредиаковским о стихосложении в союзе с М. В. Ломоносовым.
  4. 1747 – опубликовано произведение, относящееся к трагическому жанру, где речь шла о древней Руси «Хорев», принесшее ему популярность. Вышла «Эпистола о стихотворстве», в ней поэт четко поставил перед собой литературные задачи на будущее, проанализировал состояние российской поэзии и определил, к чему должен стремиться любой пишущий человек.
  5. 1748 – «Гамлет», написанный под впечатлением от одноименного произведения Шекспира.
  6. 1756 – руководитель и автор первого постоянного публичного российского театра. В основе репертуара Русского театра были драматические произведения Сумарокова.
  7. Январь 1759 – начал издавать первый российский частный журнал «Трудолюбивая пчела».
  8. Декабрь 1759 – закрытие издания. В последнем выпуске было напечатано стихотворение поэта «Расставание с музами».
  9. 1761 – покинул театр, так как не смог ужиться с сотрудниками.
  10. 3 октября 1762 – «Речь на день Коронования … Екатерины II».
  11. 1766 – развод и повторная женитьба.
  12. 1769 – переезд в столицу, написание новых произведений.
  13. 1769 – письмо Вольтеру с критикой российских произведений комедийного характера и о делах и проблемах в российских театрах.
  14. 1771 – публикация целого ряда литературных творений: «О благородстве», в данной сатире поэт обличает пороки и недостатки дворянства; «Рогоносец по воображению», комедия нравов; «Вздорщица», «Мать – совместница дочери».
  15. 1777, 11 октября – смерть поэта.

Портрет кисти Ф. Рокотова (1762)

Частная жизнь и взаимоотношения

Александр Петрович был неординарной личностью. На протяжении всей жизни он был окружен слухами и сплетнями. В отношениях с людьми был конфликтным вспыльчивым человеком. 3 раза женился.

Первой супругой была Иоганна Балк, фрейлина в услужении Екатерины II, немка по национальности. Она родила двоих дочерей, которых ее родственники после развода и смерти супруги хотели отобрать, лишив Сумарокова родительских прав. Поэт процесс выиграл, дети остались с ним.

В 1766 году брак распался, Сумароков взял в жены свою любовницу, от которой у него уже были мальчик и девочка, Веру Прохорову, значительно младше его. Детей признали законными 8 лет спустя. Вторая супруга погибла.

Александр сочетался браком в третий раз с ее племянницей Еленой Гавриловной, которая была на 30 лет младше его.

Литературное наследие

Будучи дворянином, Александр Сумароков принимал участие в литературной жизни страны. Политика тоже не была ему чужда. Он задумывался о том, какие реформы следует провести, какие законы принять, чтобы страна стала демократическим государством.

Сумароков внес большой вклад в теорию и практику стихосложения. Он продолжил идеи Ломоносова, но через какое-то время они разошлись во взглядах. Александр Петрович считал, что стихи надо писать просто, как песни, избегая обилия красивостей и эпитетов. Утверждал классицизм на русской почве, как теоретически, так и практически.

Литературные критики считают его выдающимся драматургом и поэтом своего времени, преданным литературному делу. Очень плодовитый и старательный поэт. Поэзию и сочинительство он считал главным делом своей жизни, в отличие от других аристократов, занимающихся поэтическим творчеством.

Издатель первого частного литературного журнала «Трудолюбивая пчела», директор первого русского профессионального театра. Во всех своих разнообразных произведениях он обличает пороки, высмеивает безграмотность, невежество.

Александр Сумароков: биография

Александр Петрович Сумароков – поэт, писатель, драматург, литературный критик, ярчайший представитель классицизма, стяжавший при жизни славу «отца русского театра» и «северного Расина».

  • 1 Детство и отрочество
  • 2 Поэтический триумф
  • 3 Русский театр и «Трудолюбивая пчела»
  • 4 Пора невзгод
  • 5 Последние годы жизни

Детство и отрочество

Александр родился вторым ребёнком в семье поручика драгунского полка Петра Панкратьевича Сумарокова и его жены Прасковьи Ивановны (в девичестве Приклонской). Сие счастливое для супругов событие случилось 14 (25 по н. с.) ноября 1717 г. в Вильманстранде (ныне финский город Лаппеэнранта), где проходил службу Сумароков-старший. Семья считалась весьма состоятельной: отец поэта, крестник Петра Великого, имел в 6 имениях 1670 крепостных душ и успешно продвигался по карьерной лестнице. Кроме Александра у Сумароковых было ещё 8 детей.

Начальное образование Александр получил дома. До 1727 г. ему давал уроки карпатский русин И. А. Зейкен, обучавший в то же самое время наследника престола, будущего императора Петра II. 30 мая 1732 г. старшие мальчики Сумароковы (Александр и Василий) были приняты в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в Петербурге, именуемого также «Рыцарской академией». Согласно задумке учредителей заведения выпускники Корпуса должны были стать элитой дворянского общества Российской империи: мальчиков обучали иностранным языкам, математике, истории, географии, военному делу, этикету, танцам, искусству вести беседу. В свободное от уроков время кадетам надлежало читать историческую литературу, газеты, указы и регламенты. Некоторые ученики развлекались сочинением стишков и песенок. Печатный дебют самого Александра Сумарокова состоялся в конце 1739 г.: к празднованию Нового 1740 года юный поэт опубликовал напыщенный одический диптих, посвящённый «Ее Императорскому Величеству Милостивейшей Государыне Императрице Анне Иоанновне Самодержице Всероссийской».

14 апреля 1740 г. Александр Петрович Сумароков был выпущен из Корпуса в ранге поручика и причислен к военно-походной канцелярии фельдмаршала А. Х. Миниха. В 1741 г. фельдмаршала отстранили от дел, а молодого поручика перевели адъютантом к вице-канцлеру М. Г. Головкину. В июле 1742 г., после ареста и ссылки М. Головкина, Сумароков получил чин капитана и поступил на службу к графу А. Г. Разумовскому, фавориту императрицы Елизаветы.

Читайте также  Илья захаров - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Поэтический триумф

Благодаря новой должности Сумароков часто бывал в императорском дворце, где познакомился со своей будущей супругой, фрейлиной Иоганной Христиной Баллиор (Балк), дочерью мундкоха (повара). 10 ноября 1746 г. молодые обвенчались. Брак этот упрочил положение поэта при дворе. Осенью 1747 г. Александр Петрович обратился к тогдашнему президенту Академии наук К. Г. Разумовскому с просьбой напечатать сочиненную им трагедию «Хорев». Разумовский публикацию пьесы разрешил, а в 1749 г. «Хорев» был впервые сыгран на сцене воспитанниками Шляхетского корпуса. Трагедия имела успех у зрителя, и в 1750 г. кадеты давали представление в Зимнем дворце для самой императрицы Елизаветы Петровны.

Воодушевленный триумфом «Хорева» Александр Петрович пишет пьесу за пьесой: в залах Зимнего дворца ставятся его «Тресотинниус», «Синав и Трувор», «Чудовища», «Пустая ссора», «Семира». Нежась в лучах славы, поэт чувствовал себя по-настоящему счастливым. Карьера тоже шла своим чередом: в 1751 г. Сумароков был произведен в полковники, на Рождество 1755 г. получил чин бригадира.

Русский театр и «Трудолюбивая пчела»

В ноябре 1754 г. секретарь Академии наук Г. Ф. Миллер предложил Сумарокову выпускать ежемесячный академический журнал, и поэт с жаром поддержал эту идею. В издании, носившем название «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (впоследствии название журнала дважды менялось), Александр Петрович печатал стихотворения и переводы, став на период с 1755 г. по 1758 г. одним из самых востребованных авторов. Уже в 1756 г. Сумарокова признали заграницей: по ходатайству Г. Ф. Миллера поэт был избран почетным членом Лейпцигской академии свободных искусств. При этом подписавший диплом немецкий писатель И. Х. Готтшед заметил:
«Мы должны поставить этого русского поэта в пример нашим вечным перелагателям иностранных творений. Почему немецкие поэты не могут найти трагических героев в нашей собственной истории и вывести их на сцену, тогда как русский нашел таковых в своей истории?»

В том же 1756 г. Елизавета Петровна учредила Русский театр на Васильевском острове и назначила его директором бригадира Сумарокова. Отныне все хозяйственные, финансовые и творческие вопросы вновь открывшегося храма Мельпомены ложились на плечи Александра Петровича, и труд этот оказался каторжным. Будучи дворянином по рождению новоиспечённый директор требовал от актёров театра безоговорочного подчинения и уважения, а те в свою очередь потешались над чванливым руководителем и не упускали случая напакостить ему. Положение спасал помощник директора Фёдор Волков, признанный «своим» в театральной среде он умело вел переговоры и сглаживал острые углы. Высшее начальство долго терпело сумасбродство Сумарокова, но в июне 1761 г. Александр Петрович получил отставку с сохранением жалованья и полностью посвятил себя литературе.

Провальным оказался и другой проект поэта. Публикуемый им с 1759 г. журнал сатирико-нравоучительного характера «Трудолюбивая пчела» не просуществовал и года. И вновь причиной неудачи стал неуживчивый нрав поэта. Первого же цензора, профессора астрономии Н. И. Попова Александр Петрович обвинил в пьянстве и предвзятом отношении к своему изданию, пришедшие на смену Попову С. К. Котельников и С. Я. Румовский также не нашли с Сумароковым общего языка. К конфликту подключился М. Ломоносов, и после череды скандалов «Трудолюбивая пчела» прекратила существование.

Ко всем прочим неурядицам добавились и проблемы в семье. В 1758 г. Иоганна Христина, родившая в браке двух дочерей, ушла от Александра Петровича. Биографы поэта объясняют её поступок по-разному. Одни полагают, что причиной разрыва стала супружеская неверность Иоганны Христины, другие утверждают, что Сумароков сам толкнул жену в объятья любовника, закрутив интрижку с Верой Прохоровой, дочерью собственного кучера, третьи считают, что союз распался из-за дурного характера Александра Петровича.

Сумароков и впрямь умел быть весьма неприятным. Желчный, вспыльчивый поэт, отстаивая свою точку зрения, начинал кричать, брызгать слюной, сыпать оскорблениями и размахивать руками, при этом лицо его обезображивал нервный тик. Даже родная мать с трудом выдерживала выходки буйного отпрыска. Особенно доставалось от Александра Петровича Ломоносову и Тредиаковскому, с которыми он на протяжении долгих лет вел «литературную войну». Высокопарные стихи Ломоносова Сумароков пародировал в своих «вздорных одах» и не спускал «академическому мужику» ни единого промаха. Тредиаковского же он и вовсе сделал персонажем «Трессотиниуса», изобразив того глупым педантом. Противники не оставались в долгу и отвечали Сумарокову градом насмешек и едких эпиграмм.

Пора невзгод

Осенью 1862 г. Москва готовилась к коронации Екатерины Алексеевны. По этому случаю устраивался грандиозный маскарад «Торжествующая Минерва», постановкой которого занимались крупнейшие деятели культуры того времени. В частности Сумароков сочинил хоры для каждого действия. Маскарад продолжался 3 дня и по размаху превзошел все ожидания зрителей.

На Екатерину II, пришедшую к власти, Александр Петрович возлагал большие надежды, однако все его попытки играть собственную роль в политике России безмерно раздражали императрицу. Вначале государыня запретила печатать некоторые сочинения поэта, а 1764 г. не дала Сумарокову разрешения на выезд заграницу. К слову сказать, в путешествие по Европе поэт собирался отправиться на казенные деньги, сумма была запрошена немалая – 12000 рублей.

На фоне этих событий в семье самого поэта разразился невиданный скандал. В 1766 г. поэт официально расторг брак с законной супругой и стал в открытую жить с Верой Прохоровой. В это же время при разделе имущества после смерти отца Сумароков рассорился со всеми родственниками и довел старушку-мать до того, что та написала императрице письмо с просьбой усмирить сына. Екатерина вмешалась и, повинуясь её Высочайшему указанию, поэту пришлось извиняться перед родными. Между тем, бесконечные жалобы на отвратительное поведение поэта и многочисленные доносы, поступавшие от него самого, изрядно наскучили императрице. В 1767 г. государыня пожаловала Александру Петровичу орден Святой Анны и чин действительного статского советника, а в 1769 г. выделила 3000 рублей на его переезд в Москву. На этом придворная карьера господина Сумарокова была закончена.

Едва успев появиться в первопрестольной, поэт тут же разругался с московским главнокомандующим П. Салтыковым. Тот в отместку разрешил постановку пьесы Сумарокова «Синав и Трувор» вопреки воле автора. О заговоре знали многие и с удовольствием предвкушали провал. Спектакль состоялся 30 января 1770 г., во время предоставления зрители ходили по залу, громко переговаривались, а затем освистали вышедших на поклон актёров, которых эта ситуация, впрочем, только позабавила (уж очень они устали от придирок поэта). 15 февраля императрица вынесла Александру Петровичу письменный выговор, который разошелся в списках по городу и стал предметом всеобщих насмешек. Уязвленный поэт укрылся в деревне, где «зализывал раны» до поздней осени. Там же, в Подмосковье Сумароков обвенчался с Верой Прохоровой, от которой ещё до брака прижил двоих детей: сына и дочь.

Дела Александра Петровича к тому времени шли из рук вон плохо. Когда-то он получал неплохое жалование и ценные подарки от императрицы, при разделе отцовского наследства ему досталось 300 крепостных душ и более 2000 рублей годового пансиона, но все это богатство непрактичный поэт растранжирил и оказался на грани разорения. Надеясь на литературный успех, в 1773 г. Сумароков отправился в Петербург, где поселился в Аничковом дворце у К. Г. Разумовского и занимался преимущественно переизданием собственных сочинений и постановкой недавно законченных пьес в Придворном театре. Здесь же в 1774 г. Александр Петрович написал последнюю поэму «Мстислав».

Последние годы жизни

Поправить материальное положение в Петербурге поэту не удалось. У читающей публики того времени большим успехом пользовались иностранные романы и волшебные сказки, а произведения российских авторов пылились на полках книжных лавок годами. По этому поводу редактор журнала «Живописец» Н. Новиков писал: «Кто бы во Франции поверил, если бы сказали, что Волшебных сказок разошлося больше сочинений Расиновых? А у нас это сбывается: «Тысяча одной ночи» продано гораздо больше сочинений г. Сумарокова…»

В январе 1775 г. Александр Петрович вернулся в Москву, а в марте Екатерина II одним росчерком пера вынесла Сумарокову окончательный приговор, запретив впредь печатать без цензуры его сочинения. Это был крах. Осмеянный обществом, отвергнутый императрицей, лишенный средств к существованию поэт погряз в долгах, пристрастился к бутылке и совершенно опустился. Чтобы заплатить заимодавцам и выкроить хоть какие-то крохи на жизнь, Александр Петрович начал распродавать свою библиотеку. Со здоровьем тоже не ладилось, сказывались прежние скандалы и беспробудное пьянство: поэт почти ослеп и мучился частыми приступами ипохондрии. Неоднократно Сумароков обращался за помощью к графу Потёмкину, но все его мольбы остались без ответа.

1 мая 1777 г. скончалась вторая супруга поэта Вера Прохорова. Её смерть Александр Петрович переживал очень тяжело и «плакал непрестанно двенадцать недель». Однако, чтобы не лишать родившихся ещё до брака детей права на наследство, Сумароков срочно обвенчался с племянницей покойной жены Еленой Гавриловной, вызвав очередную бурю негодования со стороны родственников. В третьем браке Александр Петрович прожил всего 4 месяца и 1 (12 по н. с.) октября 1777 г. преставился. За два дня до смерти московский дом поэта, его личное имущество и остатки библиотеки были проданы с аукциона за долги.

Хоронить некогда блистательного «северного Расина» пришлось актерам московского театра за свой счёт. Они же несли гроб с телом поэта до кладбища Донского монастыря, поскольку на катафалк собранных денег не хватило. Из родни проститься с Александром Петровичем никто не приехал. Место погребения А. П. Сумарокова было вскоре забыто и утеряно ещё в начале XIX в.. Обнаружили последний приют известного литератора совершенно случайно, когда в 1836 г. в эту же могилу был похоронен профессор Московского университета П. С. Щепкин. Существующий ныне памятник поэту был установлен в 1951 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: