Аль-фараби — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Аль-Фараби

Жена — нет
Дети — нет

Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (872-951) – знаменитый восточный учёный и философ, теоретик музыковедения, математик. Он комментировал труды Аристотеля, откуда получил звание «Второй Учитель».

Рождение и образование

Ввиду того, что проживал великий мудрец слишком давно, достоверных сведений о его жизненном пути очень мало. Многие даты в его биографии приблизительны. Недостаточно также сведений, чтобы установить его точную этническую принадлежность.

В районе Фараба, в месте соединения реки Арысь с Сырдарьей, в 1-ом веке нашей эры располагался городок Васидж (сейчас эта территория принадлежит современному Казахстану). В этом месте в 872 году появился на свет Аль-Фараби. Он принадлежал к привилегированным слоям тюркской народности, об этом можно судить по тому, что в полном прочтении его имени присутствует слово «тархан».

Азы образования Аль-Фараби получил у себя на родине. В разное время он жил в таких среднеазиатских городах, как Ташкент (тогда он назывался Шаш), Самарканд и Бухара, в них юноша обучался и работал. Но ему хотелось видеть и познавать мир, и Аль-Фараби уехал из родных мест.

Жизнь в Багдаде

Он принял решение отправиться в Багдад, который на тот момент в Арабском халифате был столицей и считался культурным центром. Путь его был долгим, за время путешествия он посетил несколько иранских городов – Тегеран (тогда он именовался Рей), Исфахан и Хамадан. Аль-Фараби добрался в Багдад в 910 (912) году, поселился в этом городе и принялся изучать науки, языки и различные отрасли. Наибольшее предпочтение отдавал греческому языку, медицине и логике.

Основная часть его жизненного и творческого пути прошла в Арабском халифате, здесь он также много путешествовал, посетил Харран, Дамаск, Каир и Алеппо. В тот период в Багдаде у власти находился халиф ал-Муктадира, при нём все духовные течения зарождались в столице, а потом распространялись по Арабскому халифату.

Аль-Фараби в своих трудах называл Багдад счастливым и восхитительным городом, который внешне походил на яркие цветастые одежды. Его любил каждый, кто сюда стремился. Люди стекались в Багдад рекой и оседали в нём, тем самым безмерно увеличивая городские размеры. Здесь жили люди различного воспитания и происхождения, они вступали в различные браки и половые связи, в результате чего появлялись на свет различные дети. Если в город приходил иноземец, он быстро сливался с местной толпой и почти не отличался от неё. Также философ писал, что пройдёт время и Багдад станет колыбелью очень достойных людей – поэтов, мудрецов и ораторов. В то же время он называл Багдад невежественным, уж слишком сильно контрастировали в нём добро и зло.

Существуют неточные сведения, что до того, как заняться научной деятельностью, философ работал на должности судьи. Но как-то раз знакомый дал ему на временное сохранение очень много книг. Иногда Аль-Фараби проводил свой досуг за листанием и чтением этих книг, пока не наткнулся среди них на трактаты Аристотеля. Они настолько увлекли его, что он оставил работу. В его судьбе этот случай стал решающим моментом, благодаря которому из Аль-Фараби получился великий учёный.

Интересен факт, что приехав в Багдад, Аль-Фараби владел лишь тюркским языком. Но его тяга к изучению была настолько сильной, что арабский он выучил уже совсем скоро, а в конце жизненного пути знал более 70 языков.

Особенно стекались в Багдад интеллектуалы. В то время там работала школа переводчиков, где занимались переводами текстов Платона, Эвклида, Галена, Аристотеля. Один из знаменитых переводчиков Абу Бишр Матта переводил на арабский язык сочинения античных мыслителей, Аль-Фараби обучался у него и считал самым главным своим наставником.

Учитель комментировал трактаты Аристотеля, а ученик жадно и тщательно всё записывал за ним. У Абу Бишр Матты был прекрасный стиль преподавания, он давал очень тонкие комментарии к логическому наследию великого Аристотеля, умело сочетал простоту изложения с глубиной мысли. Все положительные качества и достоинства от своего наставника Аль-Фараби в точности усвоил и перенял, а спустя время намного превзошёл Абу Бишр Матту.

В Харране в то время проживал христианский мыслитель Йуханна бен-Хаилан. Прослышав об этом, Аль-Фараби отправился в Харран, чтобы просить мыслителя обучить его некоторым особым логическим приёмам.

По возвращении в Багдад Аль-Фараби занялся доскональным изучением трактатов Аристотеля. Один лишь труд «О душе» он перечитывал около двухсот раз. Ему даже задавали вопрос: «У кого больше знаний: у тебя или у Аристотеля?» На что он отвечал: «Живи я в то время и обучайся у Аристотеля, был бы лучшим его учеником».

Аль-Фараби был очень эрудированным, в характере его присутствовало величие, он обладал недюжинной силой мысли. Всё это способствовало тому, что в Арабском халифате он в скором времени занял самое авторитетное место среди видных учёных.

Жизнь в Дамаске

В 941 году он принял решение перебраться в Дамаск, где прожил остаток жизни. Здесь он занялся научной работой и наконец-то закончил «Трактат о добродетельном городе». Сначала на новом месте ему было очень сложно, даже пришлось устроиться на работу садовым сторожем. На деньги, которые зарабатывал в дневное время, он покупал свечи, а ночью занимался наукой при этих свечах.

Но спустя пару лет ему повезло: для Аль-Фараби нашёлся покровитель. Им стал правитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, он уважал передовых мыслителей своего времени, поощрял искусство с наукой, старался всячески помогать придворным учёным и поэтам. Но философ всё равно старался жить уединённо и закрыто, придворная жизнь его мало интересовала, редко он посещал светские мероприятия.

В основном день его проходил в тенистом саду или на краю бассейна, где он писал либо вёл беседы со своими учениками. Человек он был вовсе не притязательный, ежедневно из казны Сайф ад-Даула Али Хамдани выделялось четыре дирхема для философа, этих денег ему было достаточно на жизненные потребности.

В 949 году Аль-Фараби совершил путешествие в Египет, которое продолжалось больше года. В 950 году он вернулся в Дамаск и до конца жизни уже не покидал это место.
Умер философ почти в восемьдесят лет. Точных сведений о том, как это произошло, нет. Есть две версии, по одной из которых уход из жизни был естественным. Вторая гласит о том, что во время поездки в Аскалан он был убит грабителями. Философ скончался в 951 году, его похоронили у Малых Ворот за стенами Дамаска. Сам правитель читал молитву по великому учёному, которая была написана на четырёх папирусах.

Память о мыслителе

В память о великом мыслителе Аль-Фараби названы несколько казахских улиц. Его имя присвоено Педагогическому институту культуры в Шымкенте и Казахскому национальному университету в Алма-Ате, имеются памятники философу в казахских городах Алма-Ата и Туркестан.

В 1972 году с международным размахом был отмечен 1100-летний юбилей со дня рождения учёного, центром мероприятий стали Москва, Багдад и Алма-Ата.

Наследие великого философа

Труд мыслителя продолжили два его самых лучших ученика – Ибрагим ибн Ади в Алеппо и Яхья ибн Ади в Багдаде. Они комментировали труды наставника, а также трактаты философов Древней Греции.

Разносторонние изыскания Аль-Фараби в научной области вылились в «Трактат о классификации наук». Существовавшие на тот период науки он перечислил в строгом порядке и к тому же определил предмет, который исследует каждая из них. Такой трактат был незаменим для тех, кто занимался научной деятельностью, до Аль-Фараби никто ничего подобного не писал.

Аль-Фараби – основоположник мусульманского философского направления, которое называется восточный перипатетизм и опирается на авторитет Аристотеля. В своём изучении бытия Аль-Фараби идейно был близок к системе мышления Аристотеля (аристотелизму) и идеалистическому направлению, которое опиралось на терминологию Платона (неоплатонизму).

Мыслитель сочинил и оставил потомкам множество трудов по философии:

  • слово о субстанции, о смысле разума, о сновидениях;
  • книги о том, что нужно знать для изучения философии, о разуме юных, о законах, о постоянстве движения вселенной, о смысле философии;
  • трактаты о взглядах жителей добродетельного города и о сущности души.

Среди его работ имеются труды, которые составляют всего 2-3 страницы, но есть и многотомные трактаты.

Много трудился философ над изучением общества и его жизни. Он утверждал, что править добродетельными городами должны предводители религиозной общины и одновременно философы. Все проживающие в добродетельных городах люди должны иметь стремление постичь истинное счастье. Зло и несправедливость должны быть осуждены, а добру и справедливости надо дать господствовать. Мыслитель говорил о том, что у добродетельных городов есть противопоставление – города невежественные. Их народ и правители не имели ни малейшего понятия об истинном счастье, у них не было стремления к счастливой жизни, а интересовало лишь богатство, здоровье тела и наслаждение.

Добродетельный город философ сравнивал с совершенным здоровым телом, все органы которого работают слаженно и помогают друг другу. Руководить таким городом должен человек, обладающий всеми добродетелями – здоровье и знания, совесть и проницательный ум. Со своими подданными глава такого города должен обращаться ласково.

Также увлекался мыслитель астрономией, математикой, филологией и естественными науками, комментировал сочинения Птолемея и Евклида. Аль-Фараби принадлежат следующие сочинения в этих областях наук:

«Руководство по геометрическим построениям»

«Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд»

«Об органах человека»

«Книга высоких рассуждений об элементах науки физики»

«Об органах животных»

«Слово о пустоте» (эта работа считается первой в истории о вакууме)

«О необходимости искусства химии»

«Книга о стихах и риторике»

«Книга об искусстве письма»

«Книга о каллиграфии»

«О буквах и произношении»

Значительным считается вклад Аль-Фараби в музыковедение. В этом направлении он создал «Большую книгу о музыке», в которой систематизировал сведения о восточной и древнегреческой музыке. В этом сочинении философ дал понятию музыки развёрнутое определение, раскрыл её категории, а также описал составляющие элементы музыкальных произведений. Также к музыковедению относятся его работы «Книга о классификации ритмов» и «Слово о музыке».

Аль-Фараби: биография, личная жизнь, достижения, фото

Биография аль-Фараби кратко на русском, пересказанная в этой статье, поможет читателю лучше понять этого загадочного мыслителя. В арабской философской традиции он упоминается под величественным прозвищем «Второй Учитель», в то время как Аристотель был известен на Востоке как «Первый Учитель». Аль-Фараби приписывают сохранение оригинальных греческих текстов в Средние века. Он повлиял на многих видных философов, таких как Авиценна и Маймонид. Благодаря своим работам он стал известен как на Востоке, так и на Западе.

Общие сведения

Историки классифицируют аль-Фараби как представителя восточной группы мусульманских философов, на которых повлияли арабские переводы греческих философов несторианскими христианами в Сирии и Багдаде. В течение своей жизни он уделял большое внимание логике и считал, что каждый человеческий индивидуум обладает способностью различать добро и зло, что он считал основой всей морали. Историки приписывают ему сохранение произведений Аристотеля, которые иначе могли быть забыты и впоследствии уничтожены во времена Темных веков. Он получил прозвище Маллим-э-Сани, которое часто переводится как «второй мастер» или «второй учитель» после Аристотеля, которого считали первым мастером.

Читайте также  Оксана григорьева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

К 832 году в Багдаде была группа переводчиков, занятая переводом греческих текстов Платона, Аристотеля, Фемистия, Порфира и Аммониуса на арабский язык. Эти усилия привели к тому, что прародители исламской философии приняли неоплатонический подход к религиозной мысли, и аль-Фараби в этом отношении считается первопроходцем. Под влиянием исламского суфизма и чтения Платона Фараби также исследовал мистику и метафизику, поместив созерцание выше действия. Аль-Фараби попытался обеспечить рациональное объяснение таких метафизических концепций, как Пророчество, Рай, Предопределение и Бог. Он писал об этом в своих интерпретациях исламских религиозных теорий, основанных на чтениях Платона и Аристотеля. Аль-Фараби также считал, что пророки развили свой дар, придерживаясь строго морального образа жизни, а не просто рождаясь с божественным вдохновением. Фараби также считается выдающимся музыкальным теоретиком. Среди его работ по музыкальной теории — Китаб Маусики аль-Кабир (Великая гармоничная музыка), «Стили в музыке» и «О классификации ритмов», в которых он определил и представил подробные описания музыкальных инструментов и изучил акустику. Он также писал серьезные работы по математике, политологии, астрономии и социологии.

Аль-Фараби: биография

Существуют различия в версиях, касающихся происхождения и родословной ученого. Сведения об аль-Фараби свидетельствуют о том, что при жизни он не проявлял интереса к составлению своей официальной биографии или написанию мемуаров, а все факты о его жизни основаны на слухах или догадках (как это происходит с другими современниками великого философа). Мало что известно о его жизни. Ранние источники включают автобиографический отрывок, в котором аль-Фараби прослеживает историю логики и философии вплоть до своего времени, а также краткие упоминания аль-Масуди, ибн аль-Надима и ибн Хакала. Саид аль-Андалуси написал в свое время написал биографию этого незаурядного философа. Но у арабских биографов XII-XIII веков было мало фактов о жизни аль-Фараби, и аль-Андалуси использовал вымышленные истории о его жизни.

Этнические корни

Из различных случайных источников известно, что он провел значительное время в Багдаде с христианскими учеными, включая священнослужителя Юхана ибн Айлана, Яхья ибн Ади и Абу Исхака Ибрагима аль-Багдади. Позже философ жил в Дамаске, Сирии и Египте, прежде чем снова вернуться в Дамаск, где он умер в 950 году.

Его звали Абу Наур Мухаммад Фараби, иногда с фамилией семьи аль-Ṭarḵānī. Его дедушка не был известен среди его современников, но его имя, Awzalaḡ, внезапно появляется позже в трудах ибн Аби Уайбии и его прадеда в ибн Халликане.

Его родиной могло быть любое из многих мест в Средней Азии — многие считают, что это был Хурасан. Название «parab / farab» является персидским термином для региона, который орошается сточными источниками или вытекает из близлежащей реки. Существует много мест, которые носят это название (или его различные формы) в Средней Азии, такие как Фараб на Джаксартесе (Сырдарья) в современном Казахстане, Фараб (современный Туркменабат) в Туркменистане, или даже в Фарябе в Большом Хорасане (современный Афганистан). Более древний и распространенный персидский топоним Pārāb (в Лудуд аль-Алам) или Fāryāb (также Pāryāb) переводится как «земли, орошаемые утечкой речной воды». К XIII веку город Фараб на Джаксарте был известен как Отрар.

Ученые сходятся на том, что этническая принадлежность Фараби на данный момент не может быть установлена. Тем не менее многие биографии аль-Фараби на казахском языке (с переводами) утверждает, что легендарный персидский философ был казахом.

Возможное иранское происхождение

Мухаммад Джавад Машхор утверждает, что Фараби происходил из ираноязычного населения Средней Азии. Биографии аль-Фараби на английском также сходятся на том, что он был персом или туркестанским иранцем.

Теория о тюркском происхождении

Димитрий Гутас, американский арабист греческого происхождения, критикует версию о тюркском происхождении философа. Он утверждает, что отчет Ибн Халликана, в котором она обосновывается, направлен на более ранние исторические рассказы Ибн Аби Уайиби и служит цели «доказать» тюркское происхождение аль-Фараби, например, упоминая дополнительную «нисбу» (фамилию) «аль-турк» (араб. «турок»). На самом деле эта фамилия никогда не была частью имени Фараби. На сегодняшний день тюркское происхождение философа доказывается лишь в биографиях аль-Фараби на казахском языке и на других тюркских языках.

Жизнь и образование

Прославленный философ провел почти всю свою жизнь в Багдаде. В автобиографическом пассаже, хранящемся а архиве ибн Аби Ушайбии, аль-Фараби заявил, что изучал логику, медицину и обществознание вплоть до и Аристотелевской аналитики. Его учитель, бин-Хайлан, был несторианским священнослужителем. Этот период обучения, вероятно, проходил в Багдаде. Фараби был в этом городе, по крайней мере, до конца сентября 942 года, если верить его биографическим запискам. Он закончил свою первую книгу в Дамаске в следующем году, т. е. к сентябрю 943 года. Он также учился в Тетуане, Марокко, некоторое время жил и преподавал в Алеппо. Фараби позже посетил Египет, закончив шесть произведений, вошедших в сборник «Мабаде», который был опубликован в Египте в июле 948 года. После этого он вернулся в Сирию, где ему покровительствовал правитель Хамданид Сайф аль-Даулла. Аль-Масуди, утверждал, что Фараби умер в Дамаске в Раджабе между 14 декабря 950 и 12 января 951 года. Точные годы жизни аль-Фараби, однако, окончательно так и не установлены.

Философия

Будучи философом, он был основателем собственной школы ранней исламской философии, известной как «фарабизм», которая стала предтечей авиценнизма. Эта школа пересекается с философией Платона и Аристотеля и переходит от метафизики к методологии, опережая таким образом то время. На уровне философии аль-Фараби теория впервые в истории объединилась с практикой в политической сфере. Его неоплатоническое богословие также не столько связано с метафизикой, сколько с риторикой. В своей попытке осмыслить природу Первопричины Бытия аль-Фараби обнаруживает пределы человеческого знания.

Он оказывал большое влияние на науку и философию на протяжении нескольких столетий и был признан вторым после Аристотеля по части мудрости (о чем говорит его гордый титул «Второго Учителя»). Его работы, направленные на синтез философии и суфизма, проложили путь для работы ибн Сины (Авиценны).

Влияние Платона и Аристотеля

Аль-Фараби также написал комментарий к работе Аристотеля, и одна из его наиболее заметных работ — Аль-Мадина аль-Фадила (اراء اهل المدينة الفاضلة و مضاداتها) — посвящена поиску идеального государственного устройства вслед за Платоном. Фараби утверждал, что религия передавала истину через символы и убеждения, и, подобно Платону, он считал обязанностью философа давать указания государству. Аль-Фараби использовал платоновский метод, проводя параллель изнутри исламского контекста. Его идеалом было теократическое государство под управлением имамов. Аль-Фараби утверждал, что идеальным государством всех времен является город-государство Медина во времена правления в нем Пророка Мухаммада. Правитель Медины и основатель Ислама, по мнению Фараби, был идеальным государем, поскольку находился в прямом контакте с Аллахом.

Метафизика и космология

Процесс эманации бытия по Фараби начинается (метафизически) с Первопричины, основной деятельностью которой является самосозерцание. И именно эта интеллектуальная деятельность лежит в основе ее роли в создании Вселенной. Первопричина, думая о себе, наполняется собственной эманацией, и из нее исходит бестелесная сущность второго разума. Как и его предшественник, второй разум также думает о себе и тем самым создает свою небесную сферу (в данном случае сферу неподвижных звезд), но помимо этого он также должен размышлять о Первопричине, и это вызывает эманацию следующего вселенского разума. Каскад эманаций продолжается до тех пор, пока не достигнет десятого разума, под которым находится материальный мир. И поскольку каждый разум должен рассматривать как себя, так и все большее число предшественников, каждый последующий уровень существования становится все более сложным. Следует отметить, что этот процесс основан на необходимости, а не воле. Другими словами, у Бога нет выбора, создавать ли вселенную или нет, но в силу Его собственного существования Он исторгает ее из себя. Эта точка зрения также предполагает, что Вселенная вечна, и оба эти пункта были подвергнуты критике аль-Газзали в его нападении на философов. История аль-Фараби и его философии показывает, что интеллектуализм средневековых арабов сильно переоценен в современной историографии и массовой культуре.

Практическая философия (этика и политика)

Практическое применение философии было главной проблемой, выраженной Фараби во многих его работах, и, хотя на большинство его философских работ влияла аристотелевская мысль, его практическая философия была безошибочно основана на Платоне и платонизме как таковом. Подражая великому греку, Фараби всегда подчеркивал, что философия является одновременно теоретической и практической дисциплиной. Он называл философов, которые не применяют свою эрудицию к практическим занятиям, «бесполезными».

По заветам Платона

Идеальное общество, писал он, стремится к осознанию «настоящего счастья» (которое можно понимать как философское просвещение), и как таковой идеальный философ должен оттачивать все необходимые искусства риторики и поэтики для передачи абстрактных истин простых людей, а также добиться самого просветления. Аль-Фараби сравнивал роль философа в отношении общества с ролью врачей по отношению к телу. Долг философа, писал он, состоял в том, чтобы создать «добродетельное» общество, исцеляя души людей, устанавливая справедливость и направляя их к «истинному счастью». Годы жизни и смерти аль-Фараби доказывают, что сам он до последнего следовал собственным идеалам.

Абу Наср Аль-Фараби

Фото Все

Видео Все

«Мудрость веков». Аль-Фараби

АЛЬ — ФАРАБИ — ВЫДАЮЩИЙСЯ МЫСЛИТЕЛЬ ВОСТОКА

Сердце, отданное людям. Аль-Фараби

Аль-Фараби — биография

Аль-Фараби – известный философ, музыкальный теоретик, математик, выдающийся ученый Востока. Комментировал сочинения Аристотеля и Платона, за что получил почетное имя «Второй учитель». Создатель Отрарской библиотеки.

Современный мир свято чтит учения древних арабских ученых. Хотя многое из того, что они говорили, сейчас воспринимается, как устаревшее, но в своей эпохе они были просветителями, несли прогресс и прививали любовь к наукам. Среди них особое место занимает Аль-Фараби, которого современники чтили как второго учителя, подразумевая, что первый – это Аристотель. Аль-Фараби интересовала сама личность человека, его нравственность, интеллектуальный уровень, это все нашло отражение в его книгах, дошедших до наших дней.

Детство

Родной город Аль-Фараби – Весидж, местность Фараб, находился в месте пересечения двух рек – Сырдарьи и Арыси. Сейчас это территория Отрарского района Казахстана. Одни источники утверждают, что он родился в 870-м году, согласно другим, это событие произошло в 872-м. Его отец принадлежал к богатому тюркскому роду, служил военачальником. Знатность происхождения повлияла и на имя мальчика, которое в полной версии звучит как Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Многочисленные споры ходили и вокруг его национальности. Есть мнение, что в его жилах течет не только тюркская, но и персидская кровь.

Читайте также  Георг v - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Его редко называли полным именем, исключительно Аль-Фараби. В те годы непринято было писать биографии выдающихся людей, поэтому сведения о детских и юношеских годах мыслителя не сохранились. Известно, что он был очень скромным, не любил светские приемы, предпочитая проводить время за изучением трудов Аристотеля и Платона. В те годы будущий философ несколько раз менял место жительства – Самарканд, Ташкент, Бухара. С каждым годом уровень его знаний становился все более внушительным, он обладал энциклопедическими знаниями. Больше всего юношу интересовала логика и естествознание, он увлекался изучением иностранных языков и медицины, занимался музыкой. Имя человека, который учил будущего мыслителя всем этим премудростям, история, к сожалению, не сохранила.

Аль-Фараби

Аль-Фараби принял решение перебраться в Багдад и самостоятельно проделал весь путь к городу своей мечты. В те времена Багдад считался самым прогрессивным местом, где процветала наука, культура и искусство. Впоследствии Аль-Фараби назовет этот город самым восхитительным и счастливым среди всех невежественных городов. Именно там трудились и развивались философы, ученые и поэты.

Легенда гласит, что в Багдаде будущий философ трудился на должности судьи, однако вскоре оставил это дело и занялся преподавательской деятельностью. Один из друзей оставил ему на хранение библиотеку, содержавшую научные труды. Будущий мыслитель прочел все книги, и это вдохновило его на научную деятельность. У философа оказалась прекрасная память, кроме этого он обладал редкой целеустремленностью, помогавшей обогащаться новыми знаниями. Современники считали Аль-Фараби очень мудрым и талантливым, последователем идей мыслителя Аристотеля. Когда в 932 году он уезжал из Багдада, то уже тогда считался знаменитым ученым.

Философия

Труды философа можно условно отнести к двум категориям. К первой относятся работы, в которых он изучает законы мироздания, самого человека и его познание мира. По мнению Аль-Фараби, астрономия, математика и геометрия – это такие науки, которые помогают в изучении вышеуказанных областей. Ученый занимался изучением материи и ее свойств, его интересовали такие понятия, как время и пространство.

Вторая категория работ философа – изучение живой природы и законов, согласно которым она существует. Эти труды посвящены основам биологии, химии, медицины, физики и оптики. Аль-Фараби живо интересовался социологией и философией, педагогикой и политикой, диалектикой, этикой и устройством государственной власти. Его рассуждения шли впереди времени, поэтому некоторые работы не теряют актуальности и в наше время. Философ полагал, что все в этом мире находится на шести ступенях, между которыми есть причинно-следственные узы.

Первая ступень – зарождение, вторая – появление, третья содержит активно развивающийся разум. На четвертой, по мнению мыслителя, располагалась душа, пятая содержала форму, а шестая – непосредственно материю. Именно эти шесть ступеней хранили то, что окружает каждого человека.

Бог – цельный и единый, как первопричина всего существующего на земле. Второе место Аль-Фараби отводил планетам и небесным телам, непохожим на земные формы и материи. Теория мыслителя гласила о вечности материи, и о ее тесной связи с формой. Форма же может существовать только вместе с материей, наполнявшей ее. Отдельное место отводил философ космическому разуму, он считал, что тот защищает живую природу.

Бога ученый рассматривал не с точки зрения религии, а чисто в научном формате. Всевышний и материальный мир существовали в его понимании раздельно друг от друга. Мыслитель утверждал, что у каждого человека есть свобода воли. Аль-Фараби был верующим человеком, он не отступал от религиозных законов, просто пытался найти всему научное обоснование.

Личная жизнь

В биографии мыслителя очень много белых пятен, ведь собирать сведения о нем начали только спустя несколько веков после его смерти. Поэтому в основном сведения о Аль-Фараби черпаются из легенд. Личная жизнь философа тоже покрыта тайной. Известно, что у него не было ни жены, ни детей, а вот подробности не сохранились, так как достоверных данных по этому вопросу нет.

Аль-Фараби трудился всю жизнь, причем брался за любую работу, которая давала возможность прокормиться и продолжать учебу. Известно, что в Дамаске он нашел себе работу сторожа в саду, параллельно с этим занимаясь научной деятельностью по ночам, при свете самой дешевой свечи, которую можно было купить.

Вскоре у философа нашлись богатые покровители – Абу Фрас, Сайф ад-Даула Али Хамдани, Ибн Нубата, благодаря которым его материальное положение заметно улучшилось, и появилась возможность все свое время тратить на изучение наук и личности человека, не заботясь о хлебе насущном.

Мудрец много времени изучал проблему формирование нравственности человека, его мировоззрения, развитие интеллекта, чувства свободы и счастья. Прославился Аль-Фараби и как врач. Кроме этого он серьезно увлекался музыкой.

Смерть

Так же, как и жизнь философа, его смерть тоже окутана тайной. По мнению историков, существует две версии этого события. Согласно первой, мыслитель умер просто от старости в Дамаске(на тот момент ему исполнилось 79 лет). Вторая же гласит, что его убили грабители, когда философ путешествовал в Аскалан. На похоронах Аль-Фараби не было ни одного представителя церкви, так как им были неприятны его прогрессивные взгляды и провокационные высказывания. Точной датой смерти мыслителя называют 12 января 951 года. Его похоронили за стенами города, молитву над его могилой пришлось читать государственному правителю.

Философ всегда говорил, что смерть – это не страшно, и бояться ее не нужно. Зато необходимо всеми силами продлевать жизнь, совершая благие дела. После того, как Аль-Фараби не стало, его дело продолжили многочисленные ученики, изучая труды философов Древней Греции. Изображение философа до сих пор публикуется в учебниках, причем самых разных направлений.

Аль-Фараби оставил после себя выдающееся наследие, состоящее из 130 трудов по самым разным отраслям науки и философии.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Аль-Фараби: биография ученого и философия

Аль-Фараби: YouTube / Library System

Именем аль-Фараби в Казахстане названы улицы, университет и библиотека при нем. Но кто такой аль-Фараби и чем заслужил восхищение не одного поколения, знают немногие. Философ, гениальный ученый Средневековья, автор теорий большинства современных наук, он оставил много значимых трудов. А вот о его жизненном пути известно не так много. Что историкам удалось выяснить об аль-Фараби, узнаете далее.

Аль-Фараби: биография ученого

О жизни знаменитого ученого аль-Фараби известно крайне мало. Источники, которые могли бы пролить свет на его биографию, практически не сохранились. Кроме того, сведения, которыми располагают историки, записаны спустя столетия после жизни аль-Фараби. Сложно сказать, насколько они достоверны. Однако исследователям все же удалось по крупицам собрать данные о жизненном пути мыслителя.

Райымбек батыр: биография великого полководца

Изучив те скудные сведения, которые были доступны, историки нашли место, где родился аль-Фараби в 870 году на территории современного Казахстана. Его родиной была местность Фараб (Отрар), а именно Весидж — древний городок, расположенный на пересечении рек Арысь и Сырдарья.

Считается, что аль-Фараби родился в турецкой семье. Хотя некоторые исследователи утверждают, что философ имел персидские корни. Но в чем историки не сомневаются, так это в его аристократическом происхождении. Об этом свидетельствует полное имя аль-Фараби — Абу-Наср Мухаммед Ибн-Мухаммед Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Приставка «тархан» говорит о том, что семья принадлежала к тюркской знати. Так, в некоторых источниках сказано, что его отец был военачальником.

Касым хан: биография и достижения правителя Казахского ханства

За годы жизни аль-Фараби успел побывать в разных городах:

  1. Считается, что до двадцати лет юноша жил в Отраре. В большом торговом городе можно было познакомиться с мудрецами, писателями, учеными и другими интересными путешественниками. Также в Отраре аль-Фараби были доступны многие книги. Вероятно, именно здесь и начался его путь к познанию мира.
  2. Далее юноша некоторое время пребывал в Самарканде, Бухаре и Ташкенте (тогда — Шаше), там учился и работал. Аль-Фараби зачитывался трудами по астрономии, философии, медицине, также увлекался музыкой, изучал языки. Он понял, что хочет исследовать мир, и принял решение уехать из родных мест.
  3. Аль-Фараби отправился в Багдад — столицу и культурный центр Арабского халифата. По пути юноша побывал в иранских городах: Тегеране (тогда — Рей), Исфахане, Хамадане. А когда в 910 году добрался до Багдада, принялся за глубокое изучение медицины, логики и греческого языка. Аль-Фараби с восторгом говорил о Багдаде. Его восхищало его разнообразие: туда съезжались люди из разных стран.

Махмуд Кашгари: труды, философия и биография

Цитата аль-Фараби: Nur.kz

Историки предполагают, что какое-то время аль-Фараби работал судьей. Однако со временем он стал все больше погружаться в науки и бросил профессию. Исследователи рассказывают о судьбоносном случае для аль-Фараби. Однажды приятель поделился с ним большим количеством книг, среди которых были трактаты Аристотеля. Труды настолько впечатлили аль-Фараби, что он оставил карьеру и начал путь ученого.

Также есть сведения, что до прибытия в Багдад мыслитель не знал арабского языка, но быстро его выучил. Всего к концу жизни аль-Фараби знал около семидесяти языков.

На развитие аль-Фараби в науке серьезное влияние оказал знаменитый переводчик Абу Бишр Матта ибн Юнус. Он переводил и комментировал труды античных мыслителей, в том числе Аристотеля, Платона, Эвклида. Аль-Фараби глубоко уважал Абу Бишр Матту и многому у него научился.

Археологи нашли возможное место захоронения Касым Хана

Позже философ обучался у христианского мыслителя Йуханна бен-Хаилана. Узнав, что тот живет в городе Харране, аль-Фараби отправился к нему, чтобы больше узнать о логических приемах.

В 941 году ученый переехал в Дамаск, где жил до конца дней. Он продолжал заниматься наукой, писал собственные труды. Жизнь была тяжелой. Говорят, аль-Фараби пришлось устроиться на работу сторожем. Однако вскоре его заметил правитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, который почитал науку и старался помогать придворной интеллигенции. И хоть аль-Фараби вел закрытый образ жизни и почти не появлялся при дворе, из правительственной казны ему стабильно выделяли небольшую сумму. Денег вполне хватало на скромную жизнь, к тому же философ мог посвящать себя науке.

Сулейман — султан: биография, интересные факты, сражения

Цитата аль-Фараби: Nur.kz

Перед смертью аль-Фараби успел побывать в Египте — путешествие длилось около года. Вернувшись в Дамаск, в возрасте семидесяти девяти лет Абу-Насыр аль-Фараби скончался.

Читайте также  Элизабет беркли - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Точная причина смерти историкам неизвестна. По некоторым данным мыслитель умер естественной смертью. Другая версия гласит, что его убили грабители. Великого ученого похоронили у Малых Ворот города, а молитву над его могилой прочел правитель государства.

Аль-Фараби: философия

Аль-Фараби — гениальный мыслитель, которому одинаково хорошо давались и гуманитарные, и точные науки. Все, что изучал аль-Фараби, нашло отражение в его научных произведениях:

  • по математике;
  • астрономии;
  • медицине, химии и физике;
  • филологии.

Более того, вклад аль-Фараби в средневековую философию ознаменовал начало ее новой эры. Благодаря ему наука отошла от мистицизма и религиозных учений в пользу рацион. Даже Бога он стремился познать рациональным путем.

Керей и Жанибек — основатели Казахского ханства

Цитата аль-Фараби: Nur.kz

Аль-Фараби называют основоположником мусульманского философского направления, основанного на учениях Аристотеля. Философия аль-Фараби стала емким воплощением идей древнегреческого ученого. Вот лишь малая часть его достижений:

  1. В трактате «Слово о классификации наук» аль-Фараби впервые систематизировал науки: перечислил их в строгом порядке, определил предмет их изучения. Этот труд стал первым в своем роде и имел большое значение для всех, кто занимался наукой.
  2. Мыслитель развил систему бытия, согласно которой все сущее находится на шести иерархических ступенях. На первой — Аллах, далее — небесные тела и космический разум, из которых происходит все земное — люди, животные, растения.
  3. Аль-Фараби разделял Бога и материальный мир. Философ считал, что человек наделен свободой воли, он мыслящее существо, пытающееся познать мир и найти счастье.
  4. Одно из главных произведений мыслителя — «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». В нем аль-Фараби описал идеальный общественный строй. Мыслитель считал, что во главе должны стоять философы и мудрецы, которые будут мудро править и заботиться о подданных. Каждый человек должен стремиться к счастью, справедливости и познанию, а зло и невежество должны порицаться. В трактате автор предусмотрел даже планировку, архитектуру и систему налогообложения идеального города.
  5. Труды аль-Фараби имеют огромное значение для становления теории музыки. Его «Большая книга о музыке» дала понимание о категориях и элементах, из которых состоит музыкальное произведение.
  6. Мыслитель составлял комментарии к работам древнегреческих ученых Евклида и Птолемея, тем самым сделал вклад в развитие геометрии и астрономии.

Муса Джалиль: биография, фото, творчество, личная жизнь

В библиографии аль-Фараби есть как короткие работы из пары страниц, так и масштабные трактаты, состоящие из нескольких томов. Исследователи полагают, что в общей сложности мыслитель написал от восьмидесяти до ста тридцати трудов. Идеи ученого во многом опережали время и определили развитие мировой науки.

У аль-Фараби было множество учеников и последователей. Двое из них — Ибрагим ибн Ади и Яхья ибн Ади — продолжили дело своего наставника, комментируя труды аль-Фараби и древнегреческих ученых.

Философ прожил довольно скромную жизнь, не стремясь к богатству, а лишь к знаниям и духовному процветанию. Зато его идеи остаются актуальными даже спустя тысячелетие. Наследие великого мыслителя известно на весь мир и, несомненно, является предметом гордости казахстанцев.

Кабанбай батыр: биография полководца

Аль-Фараби — биография, жизнь и труды ученого

Аль-Фараби — биография

Аль-Фараби – известный философ, музыкальный теоретик, математик, выдающийся ученый Востока. Комментировал сочинения Аристотеля и Платона, за что получил почетное имя «Второй учитель». Создатель Отрарской библиотеки.

Современный мир свято чтит учения древних арабских ученых. Хотя многое из того, что они говорили, сейчас воспринимается, как устаревшее, но в своей эпохе они были просветителями, несли прогресс и прививали любовь к наукам. Среди них особое место занимает Аль-Фараби, которого современники чтили как второго учителя, подразумевая, что первый – это Аристотель. Аль-Фараби интересовала сама личность человека, его нравственность, интеллектуальный уровень, это все нашло отражение в его книгах, дошедших до наших дней.

Детство

Родной город Аль-Фараби – Весидж, местность Фараб, находился в месте пересечения двух рек – Сырдарьи и Арыси. Сейчас это территория Отрарского района Казахстана. Одни источники утверждают, что он родился в 870-м году, согласно другим, это событие произошло в 872-м. Его отец принадлежал к богатому тюркскому роду, служил военачальником. Знатность происхождения повлияла и на имя мальчика, которое в полной версии звучит как Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Многочисленные споры ходили и вокруг его национальности. Есть мнение, что в его жилах течет не только тюркская, но и персидская кровь.

Его редко называли полным именем, исключительно Аль-Фараби. В те годы непринято было писать биографии выдающихся людей, поэтому сведения о детских и юношеских годах мыслителя не сохранились. Известно, что он был очень скромным, не любил светские приемы, предпочитая проводить время за изучением трудов Аристотеля и Платона. В те годы будущий философ несколько раз менял место жительства – Самарканд, Ташкент, Бухара. С каждым годом уровень его знаний становился все более внушительным, он обладал энциклопедическими знаниями. Больше всего юношу интересовала логика и естествознание, он увлекался изучением иностранных языков и медицины, занимался музыкой. Имя человека, который учил будущего мыслителя всем этим премудростям, история, к сожалению, не сохранила.

Аль-Фараби принял решение перебраться в Багдад и самостоятельно проделал весь путь к городу своей мечты. В те времена Багдад считался самым прогрессивным местом, где процветала наука, культура и искусство. Впоследствии Аль-Фараби назовет этот город самым восхитительным и счастливым среди всех невежественных городов. Именно там трудились и развивались философы, ученые и поэты.

Легенда гласит, что в Багдаде будущий философ трудился на должности судьи, однако вскоре оставил это дело и занялся преподавательской деятельностью. Один из друзей оставил ему на хранение библиотеку, содержавшую научные труды. Будущий мыслитель прочел все книги, и это вдохновило его на научную деятельность. У философа оказалась прекрасная память, кроме этого он обладал редкой целеустремленностью, помогавшей обогащаться новыми знаниями. Современники считали Аль-Фараби очень мудрым и талантливым, последователем идей мыслителя Аристотеля. Когда в 932 году он уезжал из Багдада, то уже тогда считался знаменитым ученым.

Философия

Труды философа можно условно отнести к двум категориям. К первой относятся работы, в которых он изучает законы мироздания, самого человека и его познание мира. По мнению Аль-Фараби, астрономия, математика и геометрия – это такие науки, которые помогают в изучении вышеуказанных областей. Ученый занимался изучением материи и ее свойств, его интересовали такие понятия, как время и пространство.

Вторая категория работ философа – изучение живой природы и законов, согласно которым она существует. Эти труды посвящены основам биологии, химии, медицины, физики и оптики. Аль-Фараби живо интересовался социологией и философией, педагогикой и политикой, диалектикой, этикой и устройством государственной власти. Его рассуждения шли впереди времени, поэтому некоторые работы не теряют актуальности и в наше время. Философ полагал, что все в этом мире находится на шести ступенях, между которыми есть причинно-следственные узы.

Первая ступень – зарождение, вторая – появление, третья содержит активно развивающийся разум. На четвертой, по мнению мыслителя, располагалась душа, пятая содержала форму, а шестая – непосредственно материю. Именно эти шесть ступеней хранили то, что окружает каждого человека.

Бог – цельный и единый, как первопричина всего существующего на земле. Второе место Аль-Фараби отводил планетам и небесным телам, непохожим на земные формы и материи. Теория мыслителя гласила о вечности материи, и о ее тесной связи с формой. Форма же может существовать только вместе с материей, наполнявшей ее. Отдельное место отводил философ космическому разуму, он считал, что тот защищает живую природу.

Бога ученый рассматривал не с точки зрения религии, а чисто в научном формате. Всевышний и материальный мир существовали в его понимании раздельно друг от друга. Мыслитель утверждал, что у каждого человека есть свобода воли. Аль-Фараби был верующим человеком, он не отступал от религиозных законов, просто пытался найти всему научное обоснование.

Личная жизнь

В биографии мыслителя очень много белых пятен, ведь собирать сведения о нем начали только спустя несколько веков после его смерти. Поэтому в основном сведения о Аль-Фараби черпаются из легенд. Личная жизнь философа тоже покрыта тайной. Известно, что у него не было ни жены, ни детей, а вот подробности не сохранились, так как достоверных данных по этому вопросу нет.

Аль-Фараби трудился всю жизнь, причем брался за любую работу, которая давала возможность прокормиться и продолжать учебу. Известно, что в Дамаске он нашел себе работу сторожа в саду, параллельно с этим занимаясь научной деятельностью по ночам, при свете самой дешевой свечи, которую можно было купить.

Вскоре у философа нашлись богатые покровители – Абу Фрас, Сайф ад-Даула Али Хамдани, Ибн Нубата, благодаря которым его материальное положение заметно улучшилось, и появилась возможность все свое время тратить на изучение наук и личности человека, не заботясь о хлебе насущном.

Мудрец много времени изучал проблему формирование нравственности человека, его мировоззрения, развитие интеллекта, чувства свободы и счастья. Прославился Аль-Фараби и как врач. Кроме этого он серьезно увлекался музыкой.

Смерть

Так же, как и жизнь философа, его смерть тоже окутана тайной. По мнению историков, существует две версии этого события. Согласно первой, мыслитель умер просто от старости в Дамаске(на тот момент ему исполнилось 79 лет). Вторая же гласит, что его убили грабители, когда философ путешествовал в Аскалан. На похоронах Аль-Фараби не было ни одного представителя церкви, так как им были неприятны его прогрессивные взгляды и провокационные высказывания. Точной датой смерти мыслителя называют 12 января 951 года. Его похоронили за стенами города, молитву над его могилой пришлось читать государственному правителю.

Памятники Аль-Фараби

Философ всегда говорил, что смерть – это не страшно, и бояться ее не нужно. Зато необходимо всеми силами продлевать жизнь, совершая благие дела. После того, как Аль-Фараби не стало, его дело продолжили многочисленные ученики, изучая труды философов Древней Греции. Фотография философа до сих пор публикуется в учебниках, причем самых разных направлений.

Аль-Фараби оставил после себя выдающееся наследие, состоящее из 130 трудов по самым разным отраслям науки и философии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: