Василий кандинский — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Любимые женщины Василия Кандинского

Василий Кандинский и Габриэла Мюнтер.
Василий Кандинский-выдающийся русский живописец,один из основоположников абстракционизма,создатель огромного количества картин, автор нескольких книг об искусстве и неутомимый исследователь-этнограф.С 1921 жил за границей в Веймаре, Дессау, Берлине. В 1928 г. принял немецкое гражданство. После прихода в Германии к власти фашистов переехал во Францию, жил в Париже. Один из крупнейших художников XX в., Кандинский создаёт новое искусство, наиболее полно выражающее современную эпоху, кардинально обновил художественный язык, основанный на синтезе живописи, музыки, танца.

Сегодня мы не будем говорить о его творчестве,а поговорим о его личной жизни.

Первой женой Кандинского была Анна Филипповна Чемякина , двоюродная сестра Василия по линии отца.Поженились они в 1892г.Она была на 6 лет старше его.Многими чертами, да и особенностями характера Анна напоминала Василию его мать. Весь ее облик, манера держаться.
По отношению к Кандинскому Анна проявляла терпимость, готовность к самопожертвованию. Она помогала ему находить внутреннюю гармонию, сглаживать напряжение. И в этом смысле была для него незаменима.Кроме того, она была частью его прошлого, с ней он мог в Германии говорить по-русски, их связывали общие воспоминания.

Даже когда у Василия возникла новая любовь и новые отношения, когда совместная жизнь Кандинских стала очевидно разлаживаться, Анна, в своем благородстве, готова была взять часть вины на себя, уверяя мужа, что в их отчуждении виноваты оба.Поэтому, строя отношения с Мюнтер, он, особенно на первых порах, очень боялся травмировать Анну, всегда был к ней внимателен, навещал ее, переписывался с ней.

Когда молодая Габриэль Мюнтер появилась в художественном классе Кандинского, ей было 25 лет, а ему – 36 . Кандинский изначально привлек Габриэль как интересный учитель. В своих дневниках она писала, что он воспринял ее как личность, имеющую сознательные устремления. Видимо, этим и покорил сердце молодой художницы. Она же покорила его своим спокойствием, уверенностью в себе – теми чертами, которых не хватало самому Кандинскому. Так началась их дружба, доверительное общение родственных душ, которое переросло в любовь.

Их обоих, казалось, не смущал факт, что Кандинский был женат. И уже через год, в 1903, они обручились. Началась скрытная жизнь, то вместе – в путешествиях, то порознь – в Германии. В это время из-под кисти Кандинского рождались постимпрессионистские полотна. В этом стиле он создал два портрета Габриэль Мюнтер – в 1903 и 1905 годах.
На первом изображена девушка у мольберта. Она рисует с натуры, во дворе, усыпанном осенними листьями. Со второго, сделанного два года спустя, на зрителя смотрит серьезным и задумчивым взглядом молодая женщина. Выразительные глаза отражают целое море мыслей и чувств: в них и любовь, и грусть, и немой вопрос к рисующему и зрителям.

Летом 1906 года был Париж, где они сняли дом. Однако Кандинский довольно скоро почувствовал, что этот город ему чужой, и захотел уехать. Но Габриэль воспротивилась отъезду: ей захотелось остаться в Париже. Она записалась на курс рисования кистью. Именно в Париже Мюнтер наконец обрела свой особенный стиль, определилась как художница. Это ее, несомненно, радовало, в отличие от грустных итогов личной жизни: ей было уже 30, она 5 лет провела рядом с Кандинским, а он до сих пор был женат на другой.

Лето 1908 года пара провела вместе – в городке Мурнау в Баварии. Это лето стало переломным в творчестве Кандинского, дав начало новому этапу – этапу абстракционизма. В следующем году Кандинский и Мюнтер купили в Мурнау дом, и стали жить там открыто. Это был активный творческий период для обоих.

Однако, в то же время их союз из любовного постепенно стал превращаться лишь в союз двух единомышленников. Каждый искал себя в искусстве, в деятельности. У Кандинского это был период расцвета, у Мюнтер дела шли неровно.

В 1911 году Кандинский официально развелся с Анной. С началом Первой мировой войны пара едет в Швейцарию. Далее Кандинский оставляет Мюнтер в Цюрихе, а сам отправляется в Москву. Их разрыв уже предопределен, хотя, возможно, об этом и не говорится вслух. Мюнтер все еще надеется узаконить отношения, Кандинского эта ситуация угнетает.

Зимой 1915 года они вновь встречаются, в Стокгольме. У Василия не хватает мужества порвать с Габриэль открыто. Весной 1916 он уезжает, пообещав заняться бумагами для брака. И зимой 1917 года он женится. Но – не на Габриэль, а на Нине Андреевской, с которой познакомился в Москве за полгода до этого. Мюнтер об этой свадьбе он не сообщает… Мюнтер безрезультатно пыталась его найти, писала письма, но они оставались без ответа. Только спустя четыре года, в 1921 году, он вышел на связь – через своего адвоката. Кандинский требовал вернуть ему его личные вещи и картины. Часть предметов она вернула, часть осталась ей в качестве “компенсации морального ущерба”.

После расставания с Кандинским Мюнтер забросила искусство, пытаясь найти себя в чем-то другом. К рисованию она вернулась лишь спустя 10 лет после бегства Кандинского, в 1927. Однако продолжала вести замкнутый образ жизни, мало кого допуская к себе.
В годы фашизма, когда беспредметное «дегенеративное» искусство было объявлено вне закона, архив и работы Кандинского она прятала в подвале собственного дома, серьезно рискуя. В 1957 году Мюнтер передала архив мюнхенской городской галерее. Умерла Габриэль Мюнтер в 1962 году, пережив своего учителя и несостоявшегося мужа почти на 18 лет.

Знакомство с Ниной Андреевской состоялось в 1916 году, по телефону. И позже Кандинский признается Нине, что сначала влюбился в ее голос. Именно в этот день он написал свою акварель Незнакомому голосу.

На момент их встречи Кандинскому было почти 50, Нине – 17. «Меня удивили его потрясающие голубые глаза…» – напишет позже Нина в своем дневнике о первой встрече с Василием. 11 февраля 1917 года пара обвенчалась. На невесте было белое платье по эскизу Кандинского. Несомненно, многие считали, что Нина вышла замуж за знаменитость. Но сама она всегда утверждала обратное, говоря, что это была любовь с первого взгляда. В подтверждение этого, она была ему верной женой почти 28 лет.

В Берлине пара жила замкнуто. Несмотря на то, что там было много русских художников, Василий сознательно отказался от общения с ними. Зато они каждый день ходили в кино – оба просто обожали кинематограф. Вскоре Кандинскому предложили работу в Баухаусе – школе, которая была на тот момент локомотивом современного искусства и дизайна. Семья переехала в Веймар – провинциальный крошечный городок, без каких-либо признаков светской жизни
Через несколько лет школа из Веймара переехала в Дюссау.

Творческая жизнь там кипела, и для Кандинского это был самый плодотворный период. Но все закончилось в 1933 году, когда к власти пришел Гитлер. Он объявил абстрактное искусство «дегенеративным». Баухаус был закрыт, и Кандинские оказались на распутье. Они могли остаться в Германии, ведь их никто не выгонял. Но как жить художнику в такой атмосфере? И Кандинский решает переехать в Париж. Ему на тот момент 67, ей – 35 лет.

Но жить во Франции за счет искусства оказалось непросто. Картины почти не продавались, и на Кандинского это действовало угнетающе. С началом Второй мировой войны пара Кандинских не покинула Парижа. И оккупация города не повлияла на распорядок дня Василия – он гулял и писал каждый день, до июля 1944. А 13 декабря 1944 года Василий Кандинский умер.

Нина очень хорошо сознавала, что цена его картин вскоре вырастет. И поэтому отказывалась сразу продавать полотна. После войны она продолжала жить в Париже, в их доме. Продавала и дарила картины мужа разным музеям, организовывала мемориальные выставки. В 1973 году она опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я».

В начале 70-х годов Кандинская купила шале в Швейцарии и переехала туда. В сентябре 1983 года ее домик в горах подвергся нападению грабителей, унесших все ее украшения. Хозяйку дома убили. Она умерла в ванной, получив удар чем-то тяжелым по голове. Драгоценностей в доме не обнаружили. Преступление так и не было раскрыто. Полиция- установила,что из квартиры ,кроме других ценностей. украдено зеленое бриллиантовое колье от Картье стоимостью 930 тысяч долларов.

Через восемнадцать месяцев дело закрыли,убийцу не нашли,а через три года-то самое колье выставили на аукцион в Париже.

Благодаря женщинам Кандинского его наследие хранится в Америке,Германии и Франции,где прошли основные годы его творческой жизни.Российских музеи, оказались в положении бедных родственников. Один из главных арт-космополитов XX века не слишком заботился о том, чтобы его искусство непременно досталось родине, и то, что мы имеем, составляет хоть и существенную, но вполне дублируемую западными собраниями часть его наследия. В основном это коллекция Музея живописной культуры.Кандинский востребован, является сейчас одним из самых дорогих русских художников. На аукционах его творения оцениваются в десятки миллионов долларов.

Его выставки пользуются неизменным успехом. В 2008-2010 годах в Мюнхене, Париже, Нью-Йорке была показана представительная ретроспектива, включавшая 95 произведений, написанных с 1907 по 1942 годы и отражающих все основные периоды творчества художника.
Экспозиция собрана из немецких, французских и американских галерей, обладающих наиболее крупными собраниями его работ. Прежде всего – это мюнхенская галерея Lenbachhaus, основу коллекции которой составляют работы, переданные в дар Габриэлой Мюнтер Центр Помпиду в Париже обладает крупным собранием произведений последнего периода жизни художника, подаренных вдовой художника Ниной Кандинской. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке обладает самым богатым собранием его картин.

Кандинский считал, что получит истинное признание лишь лет через сто. Но ошибся. Уже сегодня его знают и ценят во всём мире, чтят его имя.
В России в 2007 году учреждена ежегодная премия Кандинского за вклад в современное российское искусство.

Василий Кандинский

В асилий Кандинский выбрал карьеру живописца достаточно поздно — в тридцать лет. Он стал известным авангардистом и одним из основоположников беспредметного искусства. Сегодня полотна Кандинского — в числе самых дорогих картин русских художников.

Волнующий Моне и сказочный Вагнер

Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. Семья его отца была обеспеченной, с богатыми культурными традициями. Когда будущий художник был маленьким, Кандинские много путешествовали по России и Европе. В 1871 году они переехали в Одессу, там глава семейства руководил чайной фабрикой. Василий Кандинский начал получать системное образование: посещать классическую гимназию, брать уроки игры на фортепиано и виолончели, учиться рисованию. Уже в эти годы он начал смелые эксперименты с цветом, сочетая и смешивая все возможные оттенки.

По настоянию родителей Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета — изучал право и экономику. В 1889 году будущий художник прервал учебу, чтобы съездить в этнографическую экспедицию в Вологодскую губернию. Работы северных мастеров — народные игрушки, резные прялки, вышивки и иконы северного письма — будут вдохновлять его потом долгие годы.

Читайте также  Айртон сенна - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1893 году Василий Кандинский получил диплом юриста и устроился на службу. Он стал директором московской типографии «Товарищества И.Н. Кушнерёва и К°».

В 1896 году в Москве проходила выставка французских художников, среди картин были полотна Клода Моне. Василия Кандинского потрясла его работа «Стог сена»: «Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей». Примерно тогда же он услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», которую назвал «осуществлением моей сказочной Москвы». Под двумя этими сильнейшими впечатлениями Кандинский решил оставить работу и стать профессиональным художником. На тот момент ему было 30 лет.

«Синий всадник» и теория абстракционизма

Василий Кандинский начал учиться живописи — сначала в Петербурге, в частной художественной студии Антона Ашбе, а с 1900 года — в Мюнхенской академии художеств. Его наставником стал живописец и скульптор Франц фон Штук, который увлекался новейшими в те годы художественными техниками. Кандинского, любителя чистого цвета, Штук заставлял писать в черно-белой гамме и работать исключительно над формой.

Культурная жизнь Мюнхена казалась Василию Кандинскому удушающе консервативной. Он оставил академию, занялся критикой и поиском единомышленников. Художник мечтал создавать яркие неакадемические работы и устраивать новаторские выставки. В 1901 году Кандинский с Вальдемаром Хеккелем, Рольфом Ницки и Вильгельмом Хьюсгеном создал художественно-творческое объединение «Фаланга». В 1903 году художник написал картину «Синий всадник» — ее считают первой абстрактной картиной Кандинского.

Василий Кандинский много путешествовал: бывал в Италии и Франции, посетил Северную Африку, иногда приезжал в Россию и участвовал здесь в художественных выставках. «Фаланга» распалась, и в 1908–1909 годах живописец жил в Баварских Альпах — в селе Марнау. Характер его полотен изменился: от ранних колоритных импрессионистских картин-этюдов он перешел к пестрым и броским композициям с элементами фольклорной живописи.

В 1911 году Василий Кандинский и его друг экспрессионист Франц Марк организовали творческое объединение «Синий всадник». Позже Кандинский вспоминал: «Название «Синий всадник» мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само». В группу входили художники, танцоры и композиторы. Участники «Синего всадника» интересовались средневековым и примитивным искусством и популярными в Европе течениями — фовизмом и кубизмом. В том же году прошла первая персональная выставка Василия Кандинского.

Вскоре художник опубликовал свою книгу «О духовном в искусстве» — своеобразную теорию абстракционизма. В ней он рассуждал об ассоциациях, которые вызывают у зрителя каждый цвет, линия и геометрическая фигура. Например, теплый красный он сравнивал с ощущением силы и энергии, глубокий зеленый — с предчувствием, а серый называл «безнадежной неподвижностью». В 1913 году вышли мемуары Кандинского и сборник стихов «Звуки» с цветными и черно-белыми литографиями.

Геометрические и биоморфные абстракции

Когда началась Первая мировая война, Василию Кандинскому — гражданину России — пришлось уехать из Германии. В 1914 году он вернулся в Москву. Здесь художник познакомился с Ниной Андреевской, в 1917 году они поженились.

В этот период Кандинский писал импрессионистические пейзажи, романтические фантазии и позже — реалистичные полотна. Его абстрактные картины становились более «геометрическими»: сказывалось влияние русского авангардизма первых советских лет.

После революции Кандинский стал почетным профессором Московского университета. Он занимался музейной реформой и охраной памятников искусства, помогал открывать региональные музеи и преподавал во Вхутемасе. Василий Кандинский старался адаптировать учебные планы под свою теорию живописи. Многие его коллеги выступали против иррациональности в искусстве, и дискуссии о методиках преподавания не утихали.

В 1921 году Кандинский вместе с женой выехал в Берлин, он участвовал в Первой выставке русского искусства. В СССР живописец не вернулся. Он устроился в Баухауз — Веймарскую высшую школу строительства и конструирования. Здесь Кандинский преподавал настенную живопись и теоретические дисциплины. Преподаватели и студенты школы были увлечены идеей «гезамткунстверк» — синтеза искусств в одном произведении.

В эти годы художник — один из лидеров абстракционизма — был известен всему миру.

В 1928 году Кандинский получил немецкое гражданство. Однако вскоре к власти пришли нацисты. Баухауз стал частной школой, художников-авангардистов преследовали за их взгляды, а эмигрантов из СССР — за потенциальную коммунистическую «угрозу».

Василий Кандинский переехал вновь — на этот раз во Францию. Его полотна «французского» периода часто называют биоморфными абстракциями. В них, наряду с геометрическими фигурами, появились сюрреалистичные элементы — они напоминали простейшие биологические организмы. В парижские годы художник написал «Доминирующую кривую», «Голубое небо», «Разнообразные действия».

В 1937 году в Берлине полотна Кандинского попали на печально известную выставку «дегенеративного искусства». Многие картины, оставшиеся в Германии, были уничтожены. После оккупации Парижа немцами Кандинский решил эмигрировать в США и даже провел несколько месяцев в Пиренеях. Однако потом снова вернулся в столицу Франции, где и оставался до конца жизни. В 1944 году художник умер в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен.

Сегодня полотна Василия Кандинского хранятся в крупнейших музеях России и Европы, в частных коллекциях по всему миру. Его картины входят в список самых дорогих работ русских художников.

Василий Кандинский Биография

Юрист, педагог, художник (1866–1944)

Художник русского происхождения Василий Кандинский считается одним из лидеров авангардного искусства, одним из основоположников чистой абстракции в живописи в начале 20-го века.

Синопсис

Родился в Москве в 1866 году. Василий Кандинский всерьез занялся изучением искусства в 30 лет, переехав в Мюнхен для изучения рисунка и живописи. Кандинский, обученный музыкант, подошел к цвету с чувством музыканта. Одержимость Моне побудила его исследовать свои собственные творческие концепции цвета на холсте, которые иногда вызывали споры у его современников и критиков, но Кандинский стал уважаемым лидером движения абстрактного искусства в начале 20-го века.

Ранняя жизнь

Василий Кандинский родился в Москве 4 декабря 1866 года (16 декабря по григорианскому календарю) у родителей-музыкантов Лидии Тичеевой и Василия Сильвестровича Кандинского, торговца чаем. Когда Кандинскому было около 5 лет, его родители развелись,и он переехал в Одессу, чтобы жить с тетей, где он научился играть на фортепиано и виолончели в гимназии, а также учиться рисовать с тренером. Даже будучи мальчиком, он имел глубокий опыт в искусстве; работы его детства раскрывают довольно специфические цветовые сочетания, основанные на его восприятии, что «каждый цвет живет своей таинственной жизнью».

Хотя позже он написал: «Я помню, что этот рисунок и немного позднее картина вывели меня из реальности», он последовал желанию своей семьи вступить в законную силу, поступив в Московский университет. в 1886 г. он закончил с отличием, но его этнография принесла ему полевую стипендию, которая повлекла за собой посещение Вологодской губернии для изучения их традиционной уголовной юриспруденции и религии.Народное искусство там и духовное изучение, казалось, пробудили скрытые желания. Тем не менее, Кандинский женился на своей двоюродной сестре Анне Чимякиной в 1892 году и занял должность на Московском юридическом факультете, занимаясь художественными печатными работами на стороне.

Но два события повлияли на его внезапную смену карьеры. в 1896 году: в прошлом году посетил выставку французских импрессионистов в Москве, особенно стога сена Клода Моне в Живерни, которая была его первым опытом нерепрезентативного искусства; и затем слушание Лоэнгрина Вагнера в Большом театре. Кандинский решил бросить юридическую карьеру и переехать в Мюнхен (в детстве он учил немецкий у бабушки по материнской линии), чтобы посвятить все свое время изучению искусства.

Художественная известность

В МюнхенеКандинский был принят в престижную частную школу живописи, затем перешел в Мюнхенскую академию художеств. Но большая часть его исследования была самостоятельной. Он начал с общепринятых тем и форм искусства, но все время он формировал теории, основанные на преданном духовном изучении и основанные на интенсивных отношениях между музыкой и цветом. Эти теории объединились в течение первого десятилетия 20-го века, что привело его к окончательному статусу отца абстрактного искусства.

Цвет стал скорее выражением эмоций, чем точным описанием природы или предмета. Он сформировал дружеские и артистические группы с другими художниками того времени, такими как Пол Клее. Он часто выставлялся, преподавал художественные классы и публиковал свои идеи по теориям искусства.

В это время он познакомился со студенткой-искусствоведом Габриэле Мюнтер в 1903 году и переехал к ней, прежде чем его развод с женой был завершен в 1911 году. Они много путешествовали, поселившись в Баварии до начала Первой мировой войны.

Он уже сформировал Ассоциацию новых художников в Мюнхене; группа Blue Rider была основана с таким же художником, как Франц Марк, и он был участником движения Баухаус вместе с Кли и композитором Арнольдом Шенбергом.

Первая мировая война привела Кандинского обратно в Россию, где на его художественный взгляд оказало влияние конструктивистское движение, основанное на жестких линиях, точках и геометрии. Там 50-летний Кандинский встретился с младшей на десятилетия Ниной Андреевской, дочерью генерала российской армии, и женился на ней. У них был сын вместе, но мальчик прожил всего три года, и тема детей стала табу. Пара осталась в России после революции, когда Кандинский прикладывал свои неустанные и всесторонние усилия к управлению образовательными и государственными художественными программами, помогая создать Московский институт художественной культуры и Музей изобразительной культуры.

Вернувшись в Германию после теоретического столкновения с другими художниками, он преподавал в школе Баухауза в Берлине и писал пьесы и стихи. В 1933 году, когда нацисты захватили власть, штурмовики закрыли школу Баухауза. Хотя Кандинский получил немецкое гражданство, Вторая мировая война не позволила ему остаться там. В июле 1937 года он и другие художники были представлены на выставке «Вырожденное искусство» в мюнхене. Это было широко посещено,но 57 его работ были конфискованы нацистами.

Смерть и наследие

Кандинский умер от цереброваскулярной болезни в Нейи-сюр-Сен, Франция, 13 декабря 1944 года.

Он и Нина переехали в пригород Парижа в конце 1930-х годов, когда Марсель Дюшан нашел для них небольшую квартиру. Когда немцы вторглись во Францию ​​в 1940 году, Кандинский бежал в Пиренеи, но впоследствии вернулся в Нейи, где прожил довольно уединенную жизнь, подавленный тем, что его картины не продавались. Хотя многие все еще считали его спорным, он заработал выдающихся сторонников, таких как Соломон Гуггенхайм, и продолжал выставляться до своей смерти.

Мало что из произведений Кандинского, созданных в России, сохранилось, хотя многие из картин, которые он создал в Германии, до сих пор сохранились.Нью-йоркские аукционные дома продолжают гордиться им сегодня — в последние годы его работы были проданы более чем за 20 миллионов долларов. Кандинский считал, что каждый период времени накладывает свой неизгладимый отпечаток на художественное выражение; его яркие интерпретации цвета через музыкальные и духовные чувства, безусловно, изменили художественный ландшафт в начале 20-го века, ускоряя современную эпоху.

Читайте также  Jessie j - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Василий
Кандинский

Биография и информация

Василий Кандинский (4 ( 16) декабря 1866, Москва, Россия – 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция ) – российский художник, который считается основоположником абстракционизма. Кандинский получил начальное художественное образование еще в детстве, но потом выбрал карьеру юриста. Окончательное решение стать художником он принял после того, как на одной из выставок увидел картину Клода Моне. Учился живописи, а затем и преподавал в Мюнхене. Стал одним из основателей знаменитой художественной группы «Синий всадник».

Особенности творчества художника Василия Кандинского: начав с фигуративной живописи, художник через импрессионизм постепенно двигался к абстрактному искусству. Первую абстрактную акварель написал в 1911 году. Кандинский вывел собственную теорию об эмоциях, которые выражает каждый цвет, и основных цветовых контрастах.

Корни рода Кандинских

О жизни и творчестве Василия Кандинского можно снять фильм любого жанра: в ней есть все признаки детектива, мистического триллера, мелодрамы и даже комедии. Если не знать, что речь идет об одном человеке, можно подумать, будто в биографии описывается сразу несколько персонажей: исследователь, молодой юрист и доцент, начинающий художник, первооткрыватель в искусстве, чиновник в революционной России, преподаватель в школе Баухауз, французский пенсионер.

Фамилия Кандинского происходит от названия речки Конда в Тобольской губернии, где жил его прадед, который был очень колоритным человеком: грабил караваны на Великом Шелковом пути, а после того как его поймали, в ссылке организовал свое дело и стал купцом первой гильдии.

На характер и мировосприятие художника повлияли разные темпераменты его родителей: мама была прибалтийской немкой, а отец — родом из Восточной Сибири, потомок того самого разбойника. С одной стороны Василий Кандинский был жгучим скифом, с другой — истинным европейцем, который поражал своими манерами окружающих. Он относился к искусству как к религии и всегда в мастерской был одет в изящный костюм с галстуком.

Тяга к творчеству у Василия Кандинского проявилась очень рано. В 1871 году его семья из Москвы перебралась в Одессу, там будущий мастер получил начальное образование. Он учился в гимназии, брал частные уроки игры на виолончели и фортепьяно, занимался живописью и уже тогда педагогов удивляли смелые сочетания цветов в его рисунках, он утверждал, что каждый цвет имеет свой характер.

Во время обучения в Московском университете на юриста, помимо изучения уголовного и римского права, Василий Кандинский тяготел к этнографии и хотел с ее помощью понять «тайники души народной». Для этого отправился в экспедицию по Вологодской области, где исследовал религию зырян-язычников и записал в своем дневнике: «В этих чудесных домах я пережил то, чего с тех пор не испытывал. Они научили меня входить в картину, жить в ней».

Кандинский — замечательный творец легенд. Многих интересовало, почему юрист, доцент с правом преподавания вдруг резко изменил свою жизнь и уехал из России учиться живописи в Германию. У него был заготовлен ответ на этот вопрос: Василия Кандинского до глубины души поразила картина на выставке французских импрессионистов в 1895 году. Он увидел ее без подписи и не сразу понял, что на ней изображено. Она взбудоражила и возмутила его, ему даже пришлось заглянуть в каталог — Клод Моне «Стог сена» (есть две версии относительно того, что за картина это была — эта или эта).

Начало творческого пути Василия Кандинского

Василий Кандинский учился живописи в Мюнхене. Художник отлично вписался в творческое сообщество. Он успешно обучался в известной школе Антона Ашбе, а в 1900 году со второй попытки поступил в Мюнхенскую академию художеств, в класс Франца фон Штука, «первого немецкого рисовальщика». В 1902 году во время преподавания на летних курсах Мюнхенской академии Кандинский знакомится с Габриэль Мюнтер, она становится его подругой, соратницей, спутницей в путешествиях по Европе. Роман с художницей привел к разводу с первой женой Анной Чемякиной, которая вместе с ним приехала из России. Она была очень самоотверженным и преданным человеком, не винила мужа и говорила, что в отчуждении виноваты они оба.

Вместе с Мюнтер Кандинский поселился в Мурнау, у подножья Альп. Работы Кандинского того периода построены на цветовых диссонансах, игра линий и пятен постепенно вытесняет образы реальной действительности. Это заметно в полотнах «Дамы в кринолинах», «Пейзаж с паровозом» . После расставания с художником в 1915 году, Мюнтер на 10 лет прекратила рисовать, вела уединенный образ жизни и многое сделала для сохранения его картин в непростое военное время.

Мысль о беспредметном искусстве витала в воздухе и была отражена в творчестве Василия Кандинского. Однажды вечером в сумерках он увидел потрясающее полотно, прислоненное к стене мастерской. Художник был поражен сочетанием красок и с удивлением понял, что это его работа, стоящая в перевернутом виде. В тот момент его осенило — важно не то, что изображено на картине, а то какие мысли и эмоции она вызывает у зрителя.

Так начался период абстрактного искусства, а Кандинский стал его первооткрывателем. Он написал теоретические труды для любопытных потомков и своих учеников «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости». Его желанием было не только рисовать, но и создавать новые формы искусства, которые объединяли бы в одно целое живопись, танец, поэзию и архитектуру.

С началом первой мировой войны ему пришлось уехать из Германии и вернуться в Россию. Он пошел по чиновничьей стезе, в то же время связанной с искусством: был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии, ученым консультантом и заведующим репродукционной мастерской. Тогда Кандинский мало рисовал – всего 18 работ за три революционных года.

В 1916 году познакомился со своей будущей женой. Студентка Нина Андреевская позвонила ему по просьбе своих друзей, после телефонного разговора с ней он понял, что влюбился. В тот же день была нарисована акварель «Незнакомому голосу». На момент знакомства ей было 17 лет, ему 50. В 1917 они поженились, в том же году у них родился сын Всеволод. В 1920 случилась беда. Лодя, как ласково называли его родители, умер от гастроэнтерита. После этой трагедии тема детей для супругов была закрыта.

В 1921 году Кандинский с женой навсегда покидает Россию. Он едет в Германию — якобы для установления культурных связей. Но на самом деле художник понимал, что не вписывался в новую постреволюционную действительность.

В Германии его ждала работа в колледже Баухауз в городе Веймар. Это было уникальное учебное заведение, в нем преподавали, говоря современным языком, архитектуру и дизайн. Этот период был плодотворным для Кандинского. Он написал много замечательных картин — «Композиция номер восемь», «Вибрация» «Маленькая мечта в красном» — и оформил свою авторскую манеру в узнаваемый и неповторимый стиль.

В 1933 году Кандинские едут во Францию. К власти пришел Гитлер, который считал абстрактное искусство «дегенеративным», и мастера этого направления подверглись гонениям. Поразительно, но история с отъездом и изъятием картин из музеев в жизни художника повторилась дважды — первый раз это было в России, во второй раз в Германии.

Они поселились в пригороде Парижа городе Нёйи-сюр-Сен. В работах этого периода не заметно угасания творческой энергии. Напротив, кажется Кандинский творил с новой силой: использовал яркие краски, иногда добавлял в них песок, что давало неожиданный эффект, появились новые биоморфные элементы.

«Безмолвное», «Пестрый ансамбль», «Небесно-голубое», «Конгломерат» — известные полотна этого времени. Последняя картина Кандинского «Сдержанный порыв» была нарисована в 1944 году, художник творил до июля, а в декабре умер от кровоизлияния в мозг.

Василий Кандинский — мастер абстракции в личной жизни

Ольга Кузьмина

До конца февраля в новой Третьяковке можно посмотреть работы авангардистов, в том числе и знаменитые картины Кандинского. Но мастером абстракции он был и в личной жизни.

С именем Василия Кандинского связана и удивительная история любви, полная абстрактных мечтаний и обещаний.

…Габриэле придвинула шкаф к двери, отошла, посмотрела со стороны — идеально. Теперь никто не догадается, где вход в подвал. А в нем — 90 полотен маслом, 330 работ темперой, а еще акварели, офорты и литографии. Его наследие! Она всегда знала, что этот странный русский, принесший ей столько боли, гениален. Несостоявшийся художник Гитлер называет работы тех, кто на голову выше его, «дегенеративным искусством» и велит их уничтожать, а их хранителей подвергают уголовному преследованию. Но Габриэле сбережет это богатство. И имя того, кого она любила, зазвучит на весь мир! Волшебное имя — Василий Кандинский.

Васе, рожденному на Чистопрудной улице, в Москве не хватало… цвета. Ему было пять, когда родители перебрались в Одессу, где и расстались; тетка Лиза, занимавшаяся мальчиком, брала его на Привоз, где он оживал, радуясь сочным цветам и полутонам. Цвета умели говорить с ним — иногда он слышал их тихие, почти невнятные, голоса и понимал, что небо может быть не только синим, а песок — не только желтым. И свой цвет есть и у мечты, и у грусти, и у счастья, и у каждого мгновения, которое ты проживаешь.

Василий Кандинский в возрасте 5 лет / Фото с официального сайта В.Кандинского/wassilykandinsky.ru

Вернувшись в Москву, Вася поступил в университет. Блистательная юридическая карьера ждала его — спокойного, рассудительного, взвешенного. Правильного. Даже женитьба на двоюродной сестре Анне была правильной: она была старше на шесть лет и играла роль не столько жены, сколько матери, что Васе шло на пользу. В глубине его вечно сомневающейся души жил некий бесенок, и Вася знал, как важно успокаивать его различными правильными поступками.

Только вот беда — бесенок успокаиваться не хотел. И когда Дерптский университет прислал Василию приглашение занять место профессора юриспруденции, он понял, что не способен ни преподавать эту науку, ни корпеть над законами, а смысл его жизни — живопись и ежедневное постижение тайны цвета. Анна даже поплакала. Но не спорить же с Васенькой.

Он приехал в Мюнхен, поучился в частной школе Антона Ажбе, но бесенок требовал иного. В академию художеств его взяли без сопротивления, однако профессор Франц Штук едва не сошел с ума от безумства красок внешне спокойного русского. Год он заставлял Кандинского пользоваться лишь белой и черной красками, внимая лекциям о форме, но душа Васи устала от насилия, и итогом этой усталости стало создание общества скульпторов и художников «Фаланга», а затем открытие при нем школы. В ней Кандинский преподавал сам. Он прохаживался между рядами учеников, и дольше всего он стоял у работ Габриэле Мюнтер — девушки со смелой рукой, явно поцелованной богом на рисование. Необычная немка с кротким взглядом пытливых глаз была ему симпатична.

Читайте также  Александр леньков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Габриэле рисовала с детства, но правила соблюдать не любила, наслаждаясь набросками портретов, которые получались у нее невероятно выразительными. Рано оставшись сиротами, Габриэле с сестрой долго гостили в Америке у тетки, откуда вернулись в Европу эмансипированными молодыми дамами. Кроме массы впечатлений Габи привезла из-за океана альбомы с зарисовками и этюдами и дорогущий фотоаппарат, на который была готова молиться, ведь снимок тоже был искусством. Убедившись, что в отсталой Европе женщин по-прежнему не везде принимают на учебу, она через знакомых узнала о «продвинутой» школе искусств в Мюнхене и после первого же посещения выставки общества «Фаланга» записалась в студентки.

Для нее, 25-летней, 36-летний преподаватель Кандинский был «совсем взрослым». Ей импонировало в нем все — и сдержанность, и внимание, и терпеливое объяснение мелочей. Как-то набросок у Мюнтер не получался, она была расстроена. Он ласково коснулся руки:

— Тебя ничему нельзя научить — у тебя все от природы. Я могу лишь оберегать твой дар, чтобы к нему не пристало ничего неверного.

Его слова были бальзамом… И он расцветал в ее присутствии, изучая ее как свою противоположность: в Габриэле, казалось, не было ни амбиций, ни тщеславия. А как она была уверена в себе! Он же мучился перед каждым подходом к холсту.

Когда летом выехали на пленэр за город, Кандинский рассаживал всех учеников по разным точкам, объезжал их на велосипеде, а потом приезжал к Габриэле. И так и оставался возле нее.

Акварель «Незнакомому голосу » была написана Кандинским под впечатлением от первого разговора с Ниной Андреевской по телефону. Работа хранится в центре Помпиду / Фото с официального сайта В.Кандинского/wassilykandinsky.ru

Василий истерично скомкал письмо Анны и отбросил его. Жена приезжает!

— Элле, ты должна уехать, прошу. Приезжает Анна.

— Ну так и что? — вымолвила она, отчего-то краснея.

Он не ответил, уехал. Габриэле послушно собрала вещи, так ничего и не поняв. А он был не в себе. Как было объяснить ей, что Анна сразу бы поняла, чем занята его голова…

Анна приехала и. ничего не поняла. Она знала, что Василий как заботливый преподаватель пишет своей лучшей ученице. А он писал фройлен Мюнтер часто, иногда оставлял недописанные письма на столе, будто специально для того, чтобы Анна их видела. И Анна выхватывала иногда официальные, но и заботливые строки: «То, что Вы с большим успехом и удовольствием работаете шпахтелем, мне очень и очень приятно». Откуда ей было знать, что по указанному адресу в тот же день муж тайно отправляет и второе письмо — полное иного содержания? Почти интимного, нежного, с жалобами на тоску по «его девочке». И она таяла. Уяснив главное: он не потерпит в ее жизни никого, кроме себя. Двусмысленность переписки была очевидна для обоих. Кандинский страдал: идея измены Анне ему была отвратительна, а идея чистой дружбы с Элле быстро сошла на нет. Их влекло друг к другу. 19 июля 1903 года они вновь встречаются на пленэре в очаровательном Кальмюнце. После первой ночи любви обмениваются кольцами — символами помолвки. Только надевались они редко — лишь там, где никто из знакомых не мог их увидеть… Как он был счастлив тем летом! Элле подарила ему столько нежности, что теперь и расставание с Анной не казалось ему столь бесчеловечным.

Целуя Элле, он немыслимое количество раз клянется стать ее мужем. Пять следующих лет они проведут в бесконечных разъездах, в течение которых обещаниями оформить развод он будет кормить ее ежедневно. А она будет верить и ждать.

Однако стоило им пересечься с Анной в одном городе, как Кандинский просил Габриэле уехать: ему это казалось неприличным! Габриэле плакала, но уезжала. Если они расставались, Кандинский начинал страдать, возвращать ее. Элле не знала, что пытка продлится многие годы: официально Василий разведется в 1911 году.

В 1906 году Мюнтер сняла в Париже этаж жилого дома. Она хотела работать в устроенной там мастерской, но в результате там обосновался Василий, а она все чаще бродила одна по городу, ибо склонный к перепадам настроения Кандинский предпочитал творить в одиночестве. Ей было больно, но она терпела. Когда же Париж ему наскучил, Габриэле впервые отказалась уезжать с ним и осталась. Ей одной для жизни хватило маленькой комнаты, и она принялась наверстывать упущенное за годы с гением: посещала курсы рисовальщиков, с головой ушла в работу. Но он, уехав, вновь атаковал ее письмами. Без Габриэле к нему не приходило вдохновение! Она вернулась к нему еще раз.

Нина Андреевская-Кандинская, 1910 год / Фото с официального сайта В.Кандинского/wassilykandinsky.ru

Окончательный и бесповоротный переход к абстракционизму произошел у Кандинского в 1908 году. Он как будто бы обрел и душевный покой: абстракции позволяли ему отражать внутреннее состояние. Став во главе Нового художественного объединения Мюнхена (НХОМ), Кандинский сам как бы стал его «манифестом». Иллюзия внутреннего баланса была обретена. Элле поверила, что счастье возможно, и купила для них домик в Мурнау под Мюнхеном. Она занималась садом, он — огородом, оба получали от этого удовольствие. В картины Кандинского на выставках в Германии плевали, но он головы не опускал — осенью 1910 года во время визита в Россию он обрел и славу, и успех. Выставка 52 работ Кандинского в Одессе стала сенсацией. Габриэле читала его письма и не узнавала депрессивного Кандинского — теперь свет и позитив били из него ключом! Она радовалась за него, но болезненно ощущала, как из него уходит любовь, что еще бурлила в ее крови.

Но отношения тянулись, убивая Габриэле. Она плакала, скандалила. Успокоение она находила в работе, но от отчаяния это не спасало… Годы ушли, ни детей, ни семьи Элле не обрела. Теперь от нее все время веяло недовольством, он раздражался. Первая мировая вынудила русских покинуть Германию, они пожили в Швейцарии, затем Элле вернулась в Мюнхен, а он — в Россию. Переписка сохранялась, но теперь была холодной, и только со стороны Мюнтер сочилась болью. Наконец он официально предложил ей жить отдельно. Габриэле это просто взорвало. Ты обещал жениться! Обеща-а-ал!

Зачем ей это? Он искренне не понимал. А задуматься о том, как относится общество к женщине, живущей с мужчиной вне брака, ему было недосуг. Он устал.

. Встречу Габриэле назначила в Стокгольме: там она «пробила» выставку его работ. Картин с собой он не привез, дописывал их в мастерской у Мюнтер. Уезжая, пообещал: «Я вернусь, надо подготовить документы для бракосочетания». Ей и в голову не могло прийти, что она больше его не увидит.

Художник и Нина Андреевская в школе Баухаус, 1905 год / Фото с официального сайта В.Кандинского/wassilykandinsky.ru

…Письма приходили редко, а потом прекратились вовсе. Что происходит в России, Габриэле не знала, но любимый явно попал в беду! Она сделала официальный запрос в Москву «о местопребывании пропавшего лица » . Спустя много месяцев ей сообщили, что 11 июня 1918 года Кандинский «собственноручно подтвердил, что находится в живых». О том, что летом 1916 года он влюбится в женщину, поговорив с ней по телефону, и в феврале 1917 года счастливо женится на ней, Габриэле не знала.

В 1921 году Кандинский с супругой Ниной Андреевской прибыл в Германию, и художник потребовал от Мюнтер через адвокатов вернуть его собственность: не только картины и предметы искусства, но и старый велосипед, одежду и другие вещи. Мюнтер написала ему все, что думает, в письме на сорока страницах. Он ответил ей, перейдя на «вы», прося не держать на него зла и обещая возместить моральный ущерб — в основном своими картинами. После четырех лет прений через адвокатов, в 1926 году, через десять лет после последнего свидания в Стокгольме, Габриэле Мюнтер отправила Кандинскому 26 ящиков с его имуществом, получив в ответ нотариусом заверенный документ, по которому художник наделял «госпожу Мюнтер-Кандинскую полным правом владения всеми работами, которые он ей оставил».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

…Через тридцать лет Габриэле Мюнтер передала героически сохраненное ею наследие Кандинского музею Мюнхена — Ленбаххаузу. Умерла она 19 мая 1962 года в доме в Мурнау, в котором они жили с Кандинским. Нина Андреевская 28 лет была Кандинскому верной женой. Супруги жили во Франции, не покидая страну даже во время оккупации. Жилось им трудно — картины почти не продавались. 13 декабря 1944 года 77-летний Василий Кандинский умер в пригороде Парижа Нейи-сюр-Сен, где и похоронен.

1976 год, Мюнхен. Нина Кандинская на выставке работ мужа / Фото с официального сайта В.Кандинского/wassilykandinsky.ru

Нина Андреевская верила, что стоимость картин супруга вырастет, но некоторые полотна продавала, другие дарила музеям, организовывала мемориальные выставки, опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я». В начале 1970-х Нина купила шале «Эсмеральда» в Швейцарии и переехала туда. В сентябре 1980 года она была убита на вилле: по разным сведениям, ее то ли задушили, то ли умертвили ударом по голове. Преступление не было раскрыто. Полиция установила, что из шале были украдены ценности, в том числе бриллиантовое колье от Картье стоимостью 930 тысяч долларов — украшения были страстью Нины. Через три года колье появилось на аукционе в Париже.

Версий об убийстве было множество — от «руки Москвы» до участия международной банды грабителей, вина возлагалась также на Феликса Клее, искусствоведа, с которым Нина была знакома с детства, — его видели накануне в ее шале. Эта версия была шаткой, но после смерти Клее в 1990 году «почила в бозе».

Кандинский предполагал, что слава придет к нему через сто лет. В этом он серьезно ошибся: все случилось намного раньше. Сегодня его творения оцениваются в десятки миллионов долларов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: