Нина гребешкова — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Как живет 90-летняя вдова Леонида Гайдая после его ухода: Единственное призвание Нины Гребешковой

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Студенческий роман, продлившийся 40 лет

В детстве Нина мечтала стать учительницей, но в старших классах школы ее заставил изменить решение отец подруги Марии, поэт Владимир Луговской. Он так интересно рассказывал о театре и кино, что Нина загорелась желанием стать актрисой. Свою первую роль в кино она получила еще в 18 лет, только поступив во ВГИК, где она училась вместе с Николаем Рыбниковым, Аллой Ларионовой, Кларой Румяновой. Гребешкова так активно начала сниматься, что пропустила много занятий, и Сергей Герасимов поставил ей на экзамене «двойку» – мол, или сниматься, или учиться! Нине пришлось перевестись на другой курс, но с Аллой Ларионовой они остались подругами на всю жизнь.

На новом курсе, объединенном с режиссерским, с Ниной учился Леонид Гайдай. Еще в время учебы она снялась в нескольких фильмах и стала довольно известной актрисой, а он был обычным студентом. Но Нина говорила, что сразу разглядела в нем талант, и именно этим он ее и покорил. Однако на свадьбе она отказалась взять его фамилию – ее уже знали как актрису Гребешкову, к тому же по фамилии Гайдай даже нельзя было понять, о мужчине идет речь или о женщине, и супругов могли путать.

Жизнь с ним никогда не была простой – режиссер с головой уходил в работу, постоянно пропадал на съемках, но Нина никогда не предъявляла ему претензий по этому поводу. Она могла бы сделать блестящую актерскую карьеру, но ради семьи пожертвовала собственными амбициями и полностью посвятила себя мужу и дочери Оксане. Нина всегда мечтала о большой семье, но режиссер больше не хотел детей, и ей пришлось с этим смириться. В конце концов, он и сам был для нее большим ребенком, постоянно нуждающимся во внимании и заботе.

Самая главная роль – «жена режиссера»

Ей завидовали многие актрисы – выйти замуж за режиссера означало обеспечить себе востребованность в профессии и возможность выбирать любые роли. Но эта пара была исключением из правил. Гайдай снимал свою жену, но не так часто, как других актрис, и никогда не предлагал ей главных ролей. Больше того, он даже не позволял ей выбрать роль второго плана. В фильме «Бриллиантовая рука» Гребешковой больше всего приглянулся образ управдома, но Гайдай заявил ей, что она его не потянет, и отдал Нонне Мордюковой, а Нине доверил роль жены главного героя.

Благодаря съемкам в фильмах Гайдая многие молодые советские актрисы превратились в настоящих кинозвезд, как, например, Наталья Варлей, Наталья Селезнева и Светлана Светличная, а его собственная жена всегда оставалась в тени. Многих это удивляло, как и то, насколько спокойно Гребешкова относится к тому, что ее муж снимает первых красавиц СССР и проводит с ними много времени на съемках. Но на вопрос о том, не испытывала ли она ревности к супругу и зависти к удачной кинокарьере своих коллег, она отвечала, что всегда думала в первую очередь о том, чтобы у мужа все получалось так, как он хотел.

Когда Гайдай советовался с женой и показывал ей фотографии актрис, претендовавших на ту или иную роль, она советовала ему выбирать самых лучших, тех, в кого бы он сам мог влюбиться. Его творческая реализация и успех для Нины стояли на первом месте, ведь если был доволен он, то была счастлива и она. Актриса ни разу не устраивала ему сцен ревности и возмутилась, когда уже после его ухода Наталья Варлей опубликовала мемуары, где рассказала о том, как режиссер однажды пытался ее поцеловать. Гребешкова говорила: « Изменял ли он мне? Мне это было неинтересно. Хотя он был очень увлекающимся. Любил всех своих героинь – наслаждался эксцентричностью Селезневой, прелестью Варлей. И я не ревновала, а как бы влезала в его шкуру. Я ему все разрешала. Пользовался ли он этим – не знаю ».

У режиссера было много проблем со здоровьем, и жена отправлялась вместе с ним на съемки, чтобы готовить для него диетические блюда. Спустя годы актриса призналась: « Вначале я была в него влюблена. Мне все нравилось, он ходил, как Шурик с книжкой… Потом он заболел, я стала за ним ездить. Он был очень больной человек, но когда он снимал, он был здоровый… А в конце я любила его, как сына – мне надо было, чтоб он был тепло одет, чтоб он выглядел хорошо, чтобы он не болел. Он ведь был совершенно неприспособленным к жизни ».

Перед своим уходом режиссер признался жене, что чувствует перед ней свою вину и хочет попросить прощения. Она переживала, что он начнет ей рассказывать об увлечениях другими актрисами, а он извинился за то, что не снимал ее в главных ролях и не сделал ни одного фильма специально для нее. На это Нина ему ответила: « Слава богу, что ни одной картины тебе не испортила. Во всяком случае, я своими ролями довольна ».

Жизнь после Гайдая

Его не стало в конце 1993 года. С его уходом закончилась целая эпоха советского кинематографа – и самый счастливый период жизни Нины Гребешковой. Он так и остался для нее единственным любимым мужчиной. Спустя годы после его ухода она признавалась: « Я очень скучаю по мужу, мне с ним так повезло. Правда, Леня не снится мне и не зовет меня с собой. Не было ни дня, когда я не вспоминала бы о нем. Знаете, я перематываю в памяти все, что между нами было, и удивляюсь – как он меня терпел, ведь я была такой невыносимой! ».

После того, как не стало мужа, неприятности посыпались на актрису одна за другой: сначала затопило квартиру, потом сгорела дача. Друзья и поклонники помогли Гребешковой заново отстроить загородный дом, а позже программа «Идеальный ремонт» обустроила его так, чтобы там можно было проводить время и летом, и зимой. С тех пор большую часть времени Нина Гребешкова предпочитает проводить именно там. Она ведет тихую размеренную жизнь и не чувствует себя одинокой, потому что до сих пор постоянно ощущает присутствие мужа. « Он все время здесь, он мне все время помогает », – говорит актриса.

Нина Гребешкова не считает свою актерскую карьеру неудавшейся – она сыграла более 65 ролей в кино, и 25 из них – уже после ухода Гайдая. Она до сих пор, несмотря на свой почтенный возраст, остается востребованной актрисой и часто получает новые предложения от режиссеров. Конечно, в последние годы она снимается реже, чем раньше, и это эпизодические роли, но они получаются все такими же яркими. Ее последними киноработами стали небольшие роли в фильмах «Легенда №17», «Экипаж» и втором сезоне сериала «Содержанки». Дочь Гребешковой и Гайдая Оксана не стала продолжать творческую династию – она получила экономическое образование, эту же профессию выбрала и ее дочь Ольга. Обе работают в банковской сфере. Дочь и внучка помогли Нине Гребешковой пережить самый тяжелый период, когда не стало Гайдая, и сегодня стараются окружать ее вниманием и заботой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нина Павловна Гребешкова

Фото Все

Видео Все

Нина Гребешкова. «В гостях у Дмитрия Гордона». 1/3 (2012)

Идеальный ремонт. Нина Гребешкова. Операция «шалаш». Выпуск от 29.07.2017

Нина Гребешкова. Приглашает Борис Ноткин

Нина Гребешкова — биография

Нина Гребешкова никогда не хотела быть актрисой. Ей нравилась школа, в своих детских мечтах девочка видела себя только учительницей, причем в младших классах, потому что очень любила возиться с малышами. В мир искусства она попала благодаря случаю, и именно этот случай подарил миру замечательную актрису, настоящую королеву эпизода – Нину Гребешкову.

Фильмография актрисы насчитывает более семидесяти работ, но всесоюзная слава и любовь пришли к ней после съемок в картинах «Бриллиантовая рука» , «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Детство и юность

Родилась Нина Гребешкова 29 ноября 1930 года в Москве. Родители были простыми рабочими людьми. Папа малярничал на стройке, мама занималась пошивом одежды. Когда грянула Великая Отечественная, Нина была ученицей третьего класса. Отца призвали в действующую армию, а мама с Ниной и двумя ее братьями была эвакуирована в небольшую деревеньку Сурьмино под Пензой.

Нина продолжила обучение в школе, причем делала это с большим удовольствием. Основные предметы в школе вели педагоги из академии им.Фрунзе, поэтому преподавание было на высшем уровне. Нине так нравилась школа, что она решила поступать в педагогический, и выучиться на учителя младших классов. Профессия актрисы была ей совершенно незнакома, да и что такое ВГИК девушка даже не слышала.

Биографию девушки изменил его Величество случай. В выпускном классе подруга пригласила Нину к себе на день рождения, и там на необычную девушку обратил внимание папа именинницы – поэт Владимир Луговской. У них состоялся разговор о будущем, о мечтах и планах на жизнь. Нина рассказала о своей мечте, а Луговской уговаривал ее поступать в театральный, ведь с ее данными это было очень даже возможно.

Читайте также  Виталий мутко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

После получения школьного аттестата Нина Гребешкова и Мария Луговская решили попытать счастья во ВГИКе, и каково же было удивление девушки, когда она нашла себя в списках поступивших. Она попала в мастерскую к Герасимову. В тот год на курсе собрались и уже достаточно взрослые люди, такие как Василий Ордынский и Яков Сегель, и бывшие школьники, которые постоянно хохотали и веселились.

Фильмы

Гребешкова снимается в кино с первого курса, дебютировав в фильме «Смелые люди». Ей досталась эпизодическая роль девочки с куклой. После того, как фильм вышел на экраны, Нина стала настоящей звездой в глазах жителей своего переулка. Это было только началом большой творческой биографии актрисы Нины Гребешковой. В 50-х ей снова предложили сыграть в эпизоде картин «Спортивная честь» и «Сеанс гипноза».

Когда Нина была студенткой третьего курса, ей пришло приглашение из Ленинграда. Девушку позвали в картину «Честь товарища», в которой ей досталась роль Гали Богачевой. А после этого от предложений уже не было отбоя.

Именно в 50-х к Гребешковой пришла любовь многочисленных поклонников. Сразу ее героинями были обычные советские школьницы, потом повзрослевшая Нина перевоплощалась в мамочек и учительниц. На съемки своей картины «Испытание верности», Нину пригласил сам Иван Пырьев, работать с которым считалось большой удачей, причем для начинающей актрисы. В этой ленте можно увидеть Сергея Ромоданова, Марину Ладынину, Василия Топоркова.

В 1956-м Нину позвали на съемки ленты «Беспокойная весна», в которой шла речь о комсомольцах-добровольцах, уехавших покорять казахскую целину. В 1957-м Гребешковой предложили роль в картине «Ботагоз», повествующей о казахской революционерке. Потом она снималась в детской ленте «Звездный мальчик». В 1959-м вышло два фильма, которые высоко оценили зрители – «Девочка ищет отца» и «Муму», в них Гребешкова снова снялась в эпизодических ролях.

В 60-е годы Нина Гребешкова была очень популярна. Ее приглашают сниматься практически во всех жанрах. С участием Гребешковой выходят комедии, драмы, мелодрамы, военные и детские ленты. В общей сложности фильмография актрисы насчитывала более семи десятков картин самых разных жанров. Но настоящую славу актрисе принесли картины режиссера Гайдая, в которых она была очень яркой и запоминающейся.

Первой пробой пера стала картина «Трижды воскресший», в котором Гребешкова стала директором школы Зоей Николаевной. В других ролях режиссер задействовал Аллу Ларионову, Всеволода Санаева, Надежду Румянцеву. Картина не стала очень популярной, но зато режиссер получил хороший урок.

По-настоящему успешной стала следующая картина Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Режиссер позвал Гребешкову сниматься в этом фильме, и она не раздумывая собралась в поездку на Кавказ, где должны были проходить съемки. В этом фильме ей досталась роль медсестры из психиатрической больницы. После ошеломительного успеха этой картины Гребешкова была задействована почти во всех проектах не только Гайдая, но и режиссера Данелии.

Прежде чем начать подбор актрис в свой очередной фильм, Георгий Данелия приходил к Нине, вручал ей сценарий, и предлагал выбрать для себя любую роль. Гребешкова прославилась разными персонажами, но больше всего ей удавались комедийные. У многих фильмов с ее участием оказалась незавидная судьба, и сейчас они просто пылятся на полках в архиве, а некоторые стали настоящими шедеврами киноискусства, их с удовольствием смотрят зрители всех поколений уже много десятков лет. Именно к таким относятся комедии «Бриллиантовая рука» и «Не может быть!». В этих картинах Гребешкова исполнила главные роли. Только в одной комедии Гайдая не снималась Нина Гребешкова – «Иван Васильевич меняет профессию».

В 1982-м вышла еще одна популярная комедия, которая стала самой кассовой картиной того времени – «Спортлото-82», посмотреть которую захотели свыше пятидесяти миллионов зрителей. Нина сыграла тетю главного персонажа Кости, Клавдию Антоновну.

Нину Гребешкову зовут сниматься и сейчас, причем также в эпизодических ролях. Актриса не отказывается, говорит, что привыкла. Тем более, она считает, что центральные персонажи раскрыть легко, а вот показать характер второстепенного героя намного сложнее, ведь зачастую он произносит всего несколько фраз.

В новом веке Нина Гребешкова засветилась в сериале «Каменская-2», в детективных лентах «Виола Тараканова», «Даша Васильева», в мелодраме «Победитель» и музыкальной картине «Первый дома».

Личная жизнь

Личная жизнь актрисы Нины Гребешковой была неразрывно связана с одним мужчиной – режиссером Леонидом Гайдаем, который был ее мужем на протяжении сорока лет. Их знакомство состоялось во ВГИКе, Гайдай сразу влюбился в эту хохотушку-веселушку, но даже не мечтал дождаться от нее взаимности. Тем более, что разница в возрасте в восемь лет казалась очень большой. К тому же Леонид Был бывшим фронтовиком, многое повидавшим, и даже получившим пулевое ранение в ногу. А девушка была молодой, красивой и очень жизнелюбивой.

Фото: Нина Гребешкова с мужем

Но Гайдай все же решился сделать Нине предложение, она сразу сказала, что из-за разницы в возрасте они будут плохо смотреться вдвоем, но все-таки согласилась стать его женой.

Свадьба была очень скромной. Своего жилья у молодоженов не было, поэтому они ютились вместе с родителями и братьями Нины.

Гребешкова не стала переходить на фамилию мужа, у нее к тому времени уже были роли, и любовь зрителей, да и фамилия Гайдай вызывала недоумение – женская она или мужская. Леонид немного пообижался, но выбор жены принял. Нина понимала, что мужа кроме его кино не интересует ничего, поэтому все домашние дела взвалила на себя. Она отказывалась от многих ролей у других режиссеров, в первую очередь она была женой, а потом артисткой. Когда спустя несколько лет они поселились в своей трехкомнатной квартире, то бытовые проблемы полностью легли на плечи жены, вплоть до забивания гвоздей и вкручивания лампочек. Гайдай в быту был совершенно непрактичен.

Уже потом выяснилось, настолько они разные люди. Если Нина любила находиться в обществе, то Леонид больше времени старался проводить в одиночестве. Нина хотела семью из нескольких детишек, Леонид был категорически против детей. Когда узнал о беременности жены, то очень обрадовался, но заявил, что это будет единственный ребенок в семье. Нина немного повозмущалась, но вскоре смирилась, ведь кроме дочери Оксаны у нее был муж – большой ребенок Леонид Гайдай.

Фото: Нина Гребешкова и ее дочь

Дочь Оксана не стала творческим человеком. Она училась в экономическом вузе, вышла замуж в студенческие годы и добилась высоких успехов на профессиональном поприще. У Оксаны тоже родилась дочь, которую назвали Ольга. Девушка также стала экономистом.

Леонид Гайдай слег, когда ему исполнилось 70. Он попал в больницу с отеком легкого, и вскоре умер прямо на руках у жены. Нина до сих пор не смирилась с его смертью, и продолжает считать мужа живым.

Нина Гребешкова сейчас

В 2016-м Гребешкову пригласили сняться в культовой картине «Экипаж», где она стала пожилой пассажиркой самолета. Картина стала лидером просмотров в России, где ее видели свыше пяти миллионов зрителей. Кассовый сбор составил 22 миллиона долларов.

Нина Гребешкова живет на даче под Звенигородом. После того, как умер Гайдай, дом на участке кто-то поджег, и он полностью сгорел. Но с помощью друзей и поклонников постройку удалось восстановить. Актриса занимается садоводством, и проводит время в обществе двух кошек – Масяни и Груши.

В 2015-м стараниями передачи «Идеальный ремонт» дача была полностью отремонтирована, и там можно жить круглый год. В 2017-м с помощью тех же телевизионщиков был наведен порядок на придомовой территории, появилась уютная беседка, в которой так приятно укрыться от летнего зноя.

Избранная фильмография

  • 1950 — Смелые люди
  • 1959 — Муму
  • 1963 — Слепая птица
  • 1966 — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
  • 1968 — Бриллиантовая рука
  • 1971 — 12 стульев
  • 1980 — За спичками
  • 1984 — Неизвестный солдат
  • 1988 — Француз
  • 1993 — Настя
  • 1999 — Поклонник
  • 2002 — Железнодорожный романс
  • 2005 — Звезда эпохи
  • 2008 — Агентство «Мечта»
  • 2016 — Экипаж

Ссылки

  • «Я же без тебя погибну» Статья в газете «Аргументы и Факты»
  • Фильмография на Кинопоиске
  • Страница Нины Гребешковой в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Нина Гребешкова

Имя: Нина Гребешкова (Nina Grebeshkova)

Отчество: Павловна

День рождения: 29 ноября 1930 (90 лет)

Кто родился в этот день: 12 чел.

Место рождения: Москва

Карьера: актриса

  • Детство, юность, семья
  • Начало кинокарьеры
  • Личная жизнь Нины Гребешковой
  • Главная роль – супруга Гайдая
  • Нина Гребешкова сейчас
  • Лучшие фильмы

Биография Нины Гребешковой

Детство, юность, семья

Нина родилась осенью 1930 года в рабочей семье москвичей Павла и Екатерины Гребешковых, которые уже воспитывали двоих мальчиков – Николая и Валентина. Мама работала швеей, а отец специализировался на малярном деле и был хорошим орнаменталистом.

Когда Ниночка пошла в первый класс, она сразу стала представлять себя на месте педагога. Поэтому, когда ей задавали традиционный вопрос: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» она неизменно отвечала, что учительницей.

Читайте также  Serj tankian - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В начале 40-х война внесла коррективы в судьбы людей — весь советский народ встал на борьбу с фашизмом. Ушел на фронт и глава семьи Гребешковых, а мама с тремя детьми отправилась в эвакуацию под Пензу. Семья поселилась в деревеньке Сурьмино, там же пребывал и женский педсостав академии имени Михаила Фрунзе. Женщины преподавали в местной школе, куда Ниночка и пошла в третий класс, еще больше утвердившись в своем решении стать учительницей.

Когда по окончании войны Гребешковы вернулись в Москву, Нина продолжила учебу в школе для девочек. Однажды в выпускном классе ее пригласила к себе на день рождения Маша Луговская, дочка известного поэта Владимира Луговского. Нина веселила компанию, читая стихи и демонстрируя одноклассницам актерское мастерство рассказчика. Папа именинницы спросил, собирается ли она получать высшее образование. Услышав о педагогическом вузе, стал убеждать Нину попробовать свои силы на актерском поприще.

Дочь Луговского, Маша, собиралась поступать во ВГИК, и поэт уговорил Гребешкову составить ей компанию. Девушка не была уверена в собственных силах — конкурс на место насчитывал более сотни претендентов. Но улыбчивая и непосредственная Нина прошла в институт с первой попытки. И даже еще не приступив к учебе, получила свою первую маленькую роль в кино. В 1950 году она сыграла Надю Воронову с куклой в фильме Константина Юдина «Смелые люди». Эта роль далась Нине легко – она была тоненькой и невысокой. Впоследствии Нина тоже не раз играла подростков.

Начало кинокарьеры

Личная жизнь Нины Гребешковой

Гайдай был худощавым фронтовиком на 8 лет старше Нины. Актриса рассказывала в одном из интервью, что их любовь с Леонидом зародилась не сразу. Поначалу она стеснялась этого ироничного и многое пережившего студента и боялась “при нем ляпнуть глупость”. Воспитанная в твердых моральных принципах, она даже никогда не целовалась, помня, что “лучше умереть, чем давать поцелуи без любви”.

Тем не менее, ляпов и комичных ситуаций хватало:

Главная роль – супруга Гайдая

Когда у супругов появился автомобиль, им тоже занималась Нина. Она умела самостоятельно перебирать тормозные колодки, проверять свечи, поменять масло. Гайдай гордился женой, но, в отличие от многих режиссеров, он не давал Нине главных ролей

Однако Нина Гребешкова довольно часто появлялась в фильмах Гайдая. Первой их совместной работой стала картина по сценарию Александра Галича «Трижды воскресший» (1960), в котором Гребешкова сыграла директора школы Зою Николаевну. Несмотря на то, что в съемках приняли участие известные в то время актеры, Алла Ларионова, Наталья Медведева и Всеволод Санаев, картина не снискала особой популярности.

«Гайдай любил „Да бэ че до!“. Семейные тайны Нины Гребешковой

29 ноября вдове легендарного режиссера актрисе Нине Гребешковой исполняется 90 лет. И она до сих пор снимается!

Не так уж важно, что всю жизнь ей достаются в основном эпизоды. Даже муж — легендарный Леонид Гайдай — не баловал Нину Павловну ролями. Они были крошечные. И далеко не в каждом его фильме. К счастью, Гребешкова талантлива сама по себе, а не в связке «режиссер — актриса», как это часто бывает в кинематографических парах.

«Даже ботинок не было — в галошах ходила»

Без работы она не сидела — сниматься начала раньше, чем вышла замуж. Еще на первом курсе ВГИКа. Партнерами были Грибов, Яншин, Арутюн Акопян. Актриса часто ездила по стране, за границу. Дублировала. Кроме того, на ее плечах был дом, воспитание дочки. Да и за Леонидом Иовичем нужно было «присматривать» буквально как за малым дитем. Она не роптала.

— В поведении мамы не было никакой жертвенности, — рассказывала мне дочь Гайдая и Гребешковой Оксана. — Папа ни в чем ее не ограничивал. Она сама хотела делать так, чтобы было хорошо ему, мне, ее братьям, бабушке. Такой человек. Отдающий.

Вообще-то она мечтала стать учительницей начальных классов, собиралась поступать в пединститут. Но отец подруги — поэт Владимир Луговской — рассмотрел в ней артистический талант.

— А мы ведь актрисами тогда могли только восхищаться: Дина Дурбин, Милица Корьюс, — делилась со мной в интервью Нина Павловна. — Куда мне, замухрышке, думала я. У меня даже ботинок не было — в галошах ходила.

Сама Гребешкова считала, что стала актрисой благодаря папе, у которого в трудовой книжке было написано: маляр. На самом деле он работал в артели альфрейщиком — в Елисеевском магазине расписывал колонны, в Академии им. Фрунзе раскрашивал ордена. А дома играл на гармони, читал Нине сказки и. Некрасова:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.

Слушая папу, плакала и девочка. А потом и сама стала декламировать серьезные стихи.

«От осинки не родятся апельсинки»

Несмотря на очевидный талант, из ВГИКа начинающую актрису выгнали — пришлось идти к ректору, восстанавливаться, продолжать учебу на другом курсе. Нина не расстраивалась — «значит, не гожусь». Однако. Имен тех, кто отчислял студентку Гребешкову, история не сохранила, а фамилию Нины Павловны сразу запомнили все кинолюбители. Хоть и добавляли к ней часто: жена Гайдая. Она же просто себя никогда не выпячивала. И даже от участия в фильмах мужа порой отказывалась, боялась испортить. Говорила: «Возьми хорошую актрису».

Нельзя сказать, что совместная жизнь с Гайдаем была безоблачной. И ведь вот что удивительно: в институте из-за нее ребята даже дрались! А она до 23 лет все выбирала, выбирала. И выбрала. Гайдая.

— Да что ты, дочка, он же больной! — всплеснула руками мама. — Какими же у вас дети будут? От осинки не родятся апельсинки.

«На „Мосфильме“ меня все любят, а дома — никто»

Она не была за мужем как за каменной стеной. Скорее наоборот — Гайдай был тем самым Шуриком из своей комедии. А о феноменальных способностях актрисы ходили легенды. Кажется, она могла и успевала все. Научившись управляться со спицами, по рабочей карточке во время войны получала 35 рублей за три связанные кофточки. И потом вязала всю жизнь. До последнего. Пока глаза видели. А еще шила, прибивала, циклевала полы, покупала ему вещи, ухаживала за грядками на даче, придумывала искрометные фразы для комедий Гайдая (иногда он просто воровал их из ее речи), лежала с гаечным ключом под машиной, потому что он не разбирался. Даже пьезозажигалку для плиты сама сделала — из вязальной спицы. Все было на ней. И при этом зарабатывала она больше мужа.

— У него было 350 рублей в месяц, — вспоминала в нашем разговоре актриса. — А у меня 400 рублей — съемочный день, 75 процентов — озвучание.

Гребешкова все время работала и за всю жизнь не взяла у Гайдая ни копейки. Она обладала колоссальным терпением. Не обижалась на фразы вроде: «На „Мосфильме“ меня все любят, а дома — никто. » И была счастлива с ним — необыкновенным, может, в чем-то странным, но очень талантливым человеком. Хотя на вопрос «Лень, ну ты меня хоть любишь?» слышала удивленное: «А об этом надо говорить? Человека судят по поступкам».

— Он ценил все, что я делаю, дорожил семьей и всегда восхищался: «Нинок! Это ты сделала? Как кра-си-во!» Но особенно любил, чтобы я на прощание говорила: «Да бэ че до!» Когда-то, много лет назад, когда Леня был маленьким, мама провожала его словами: «Дай Бог, в час добрый!» Но если это могли услышать чужие, фраза претерпевала сокращение.

«Где теперь хорошее кино?»

На третьем курсе ВГИКа Нина Гребешкова вышла замуж за человека, у которого рукава пиджака были заношены так, что превратились в бахрому. То же самое творилось с брюками. Но она «встретила» его не по одёжке. Гайдай был необычайно талантлив как актер. Никто не думал, что он окажется и великолепным режиссером.

Они прожили вместе четыре десятка лет. И вот уже 17 лет Нина Павловна без любимого Леонида Иовича. Комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» была их последней совместной работой. Гребешковой досталась крошечная роль прохожей — ее фамилию даже в титрах не указали. Однако после этого у Нины Павловны было еще два десятка фильмов, в том числе работа с Данелией, участие в громких картинах «Легенда № 17» и «Экипаж». Случился эпизод и в сериале нынешнего года. Хотя сниматься ей уже неинтересно. «Где теперь хорошее кино?» — вопрошает она риторически.

В браке с гением: изменял ли Гайдай Нине Гребешковой?

Артистка известна эпизодическими ролями в советских комедиях. Но для многих Нина Гребешкова — прежде всего супруга Леонида Гайдая. Уже после смерти драматурга появилась информация о его неверности жене. Что творилось в звездной семье на самом деле?

Небольшие, но яркие и запоминающиеся роли — так можно охарактеризовать карьеру Нины Гребешковой в кинематографе. Она начинала с драм и военных картин, но связав судьбу с Леонидом Гайдаем, стала регулярно появляться в его комедиях. «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Спортлото-82» — фильмография артистки пополнилась культовыми советскими лентами.

Читайте также  Клаудия ким - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Нина Павловна понимала, что муж постоянно находится в окружении красивых девушек. Актриса никогда не ревновала и заботилась о Леониде Иовиче до самой его смерти. Каково же Гребешковой было узнать, что в мемуарах Наталья Варлей обвинила Гайдая в домогательствах? Заявление Варлей показалось вдове драматурга возмутительным, и она с блеском отстояла честь супруга.

29 ноября Нине Гребешковой исполняется 89. Она не скрывает: с уходом мужа в ее жизни образовалась пустота, которую невозможно заполнить. И сегодня актриса продолжает любить супруга. Но действительно ли в ее семье царила идиллия, или же Гребешкова закрывала глаза на увлечения Гайдая другими женщинами?

МОГЛА БЫ СТАТЬ УЧИТЕЛЕМ

Будущая актриса появилась на свет в Москве в 1930-м. Когда началась война, глава семьи ушел на фронт, а его дочь, двое сыновей и жена уехали в эвакуацию в Пензенскую область. Маленькая Нина с головой окунулась в учебу, мечтая в дальнейшем стать преподавателем.

Планы Гребешковой изменил случай: однажды она пришла на день рождения одноклассницы, папа которой, поэт Владимир Луговской, завел с подростками речь о будущем. Узнав, что подруга дочери хочет связать жизнь с педагогикой, Луговской посоветовал ей сначала попробовать поступить в театральный вуз — поэт сразу подметил артистизм девушки. Так, вместе с Машей Луговской Нина подала документы во ВГИК.

«В институт я прошла сразу. И даже еще не поступив, получила приглашение на пробы в картину «Смелые люди» — там я сыграла девочку с куклой. И весь мой Гагаринский переулок сразу начал считать меня звездой», — вспоминала Гребешкова.

На третьем курсе студентка уехала в Ленинград сниматься в картине «Честь товарища», затем последовало приглашение в «Испытание верности» у Ивана Пырьева. По окончании вуза девушка получила роль в комедии «Беспокойная весна», а потом и в драме о революционерке «Ботагоз». Нина Павловна не отказывалась от работы в детских фильмах и появилась в сказке «Звездный мальчик».

Зрители оценили ее образы в ряде драм и военных фильмов, однако широкую известность Гребешкова получила благодаря участию в комедиях Леонида Гайдая. Первым проектом режиссера, в котором засветилась актриса, стал «Трижды воскресший». Картина не обрела всесоюзной популярности, в отличие от «Кавказской пленницы». В ленте Нина Павловна исполнила роль медсестры из психбольницы.

Образы артистки в «Бриллиантовой руке» и «Не может быть!» внесли ее имя в историю кинематографа. Гребешкова сыграла почти во всех знаковых фильмах мужа, кроме «Иван Васильевич меняет профессию». Но почему же актриса неизменно исполняла небольшие роли? Об этом переживал и сам Леонид Иович, отмечая, что не сделал для Нины Павловны ни одной ленты.

«Слава богу, — говорила артистка режиссеру, — что ни одной картины тебе не испортила. Во всяком случае, я своими ролями довольна».

Актриса подчеркивала, что сыграть эпизод зачастую сложнее, ведь в короткий срок нужно успеть «зацепить» зрителя. В 2000-х она продолжала воплощать на экране маленькие роли: в сериалах «Каменская-2», «Виола Тараканова. В мире преступных страстей», фильме-катастрофе «Экипаж». Лишь в последние пару лет Нина Павловна перестала сниматься, к большому сожалению поклонников.

ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ

Главная встреча в жизни Нины Гребешковой произошла в стенах вуза. Студентке было 17, а Леонид Гайдай хоть и учился с ней на одном курсе, но уже успел побывать на фронте и получить тяжелое ранение в ногу, мучившее его до конца дней.

«Такой серьезный, высокий, худой, в очках, — описывала режиссера артистка. — К тому же староста курса, сталинский стипендиат. Доброжелательный и при этом без столичного лоска. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась. Вот репетируем: сижу спиной к двери. Ребята заходят — один, второй. Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай — я чувствую его просто кожей. Вообще, я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь был старше на восемь лет, прошел войну».

Тогда Гребешкова не стремилась выйти замуж. Поклонников у нее было хоть отбавляй: и четверокурсник Владимир Иванов, сыгравший Олега Кошевого в «Молодой гвардии», и взрослый летчик. При этом у артистки оставались твердые моральные принципы — в процессе репетиций спектакля Гайдай узнал, что девушка даже никогда не целовалась. Однажды Нина Павловна разговорилась с режиссером, а тот вызвался проводить ее до дома. С тех пор они гуляли вдвоем до ночи, беседуя обо всем на свете.

«Когда мы прощались, просто чмокались в щеку, — поясняла Гребешкова. — Никаких взрослых поцелуев. И вот в один прекрасный день мой кавалер вдруг заявляет: «Что же это мы все ходим, ходим — давай поженимся».

Предложение однокурсника Нина Павловна восприняла как шутку. Однако на следующий день Гайдай возмутился, что подруга не взяла с собой паспорт — как же роспись? Актриса пожала плечами и пообещала принести документы.

Долгое время большинство знакомых не подозревали, что студенты поженились. Свадьба прошла скромно: праздновали с ближайшими друзьями в коммунальной квартире. Но был ли союз счастливым?

«Леня оказался очень ревнивым. Я это чувствовала. Я говорливая, а он молчун, всегда слушал. И если видел, что у кого-то ко мне явный интерес, то молча переживал. Сам же был очень обязательным человеком, очень порядочным. Изменял ли он мне? Мне это было неинтересно, — уверяла Нина Павловна. — И ему, думаю, тоже. Хотя он был очень увлекающимся. Любил всех своих героинь — наслаждался эксцентричностью Селезневой, прелестью Варлей. И я не ревновала, а как бы влезала в его шкуру. Я ему все разрешала. Пользовался ли он этим — не знаю».

Супруги были очень разными, но прожили вместе 40 лет. Гребешкова гордилась репутацией идеальной заботливой жены: варила избраннику, у которого часто обострялась язва желудка, супы, готовила костюмы, сопровождала его на съемках. В 1957-м у пары появилась на свет дочь Оксана, и, хотя ранее Гайдай уверял, что не хотел детей, в наследнице он души не чаял.

В 70 лет Леонид Иович серьезно заболел: у него диагностировали отек легкого. 9 ноября 1993-го режиссер умер на руках у жены от закупорки артерии. С того момента жизнь Гребешковой разделилась на «до» и «после», и только теплые воспоминания помогали ей двигаться дальше.

ЗАЩИЩАЯ ЧЕСТЬ МУЖА

У жизни с гением существовала обратная сторона — толпы поклонниц и красивые актрисы всегда окружали режиссера. Он любил жену, но хранил ли верность ей? Впрочем, слухи об изменах супруга никогда не трогали актрису. Даже когда Наталья Варлей выпустила автобиографию, где описала, как Гайдай пытался ее поцеловать, Нина Павловна отреагировала спокойно.

«Это, наверное, климакс. Ну что вы во всяком говне копаетесь? Ну, написал человек, я не читала, что она там написала. У меня нет ее книги. К Гайдаю обращайтесь, но он уже помер 25 лет тому назад. Мне это неинтересно», — признавалась Гребешкова в эфире «Говорит Москва».

Позднее и Светлана Светличная отметила, что на съемках «Бриллиантовой руки» внимание Гайдая показалось ей чересчур навязчивым. Но, возможно, режиссер просто был увлечен процессом продумывания роли Светличной. Так или иначе, сплетни о сложном характере и полигамности драматурга Гребешкова предпочитала пропускать мимо ушей. Для нее Леонид Иович навсегда остался лучшим мужчиной и гениальным постановщиком.

«Я очень скучаю по мужу, мне с ним так повезло. Правда, Леня не снится мне и не зовет с собой, — откровенничала Нина Павловна со «СтарХитом». — Не было ни дня, когда я не вспоминала бы о нем. Знаете, я перематываю в памяти все, что между нами было, и удивляюсь — как он меня терпел, ведь я была такой невыносимой!».

Годы никого не щадят, однако Гребешкова не жаловалась на здоровье. Лишь в прошлом декабре актриса заставила поклонников поволноваться: она попала в больницу, и появилась информация, что причиной госпитализации стал инсульт.

«Подвернула я ногу, не подвернула, кто ее знает, — рассказывала Нина Павловна в программе «Ты не поверишь!» на НТВ. — Вот видите, нога нормальная. Думали, что инсульт, а инсульта нет. Я тут, поскольку мои дочка, зять, внучка — они сумасшедшие. Ну, в том плане, что бабушка, 88 лет».

Большую часть времени артистка предпочитает проводить на даче. После участия в программе «Идеальный ремонт» ее загородный домик стал круглогодичным, так что и зимой актриса может приехать туда с родственниками. После ухода из кино Гребешкова ведет тихую размеренную жизнь. «Я сплю столько, сколько мне надо, ем то, что хочу, — делилась Нина Павловна, — делаю только то, что мне нравится».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: