Николай черкасов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Николай Черкасов

фотографии >>

биография

Черкасов Николай Константинович

27 (14 ст.ст.) июля 1903 года (Санкт-Петербург, Российская империя) — 14 сентября 1966 года (Ленинград).

Выдающийся советский актёр театра и кино.
Заслуженный артист РСФСР (1937).
Народный артист РСФСР (11.03.1939).
Народный артист СССР (26.02.1947).

Окончил Институт сценических искусств (1926).
С 1919 года — артист-мимист Петроградского Мариинского театра оперы и балета, Большого драматического театра и других театров.
В 1926-1929 годах — актёр Ленинградского ТЮЗа.
В 1929-1931 годах — артист Ленинградского и Московского мюзик-холлов.
В 1931-1933 годах — артист Ленинградского передвижного театра «Комедия».
В 1933-1965 годах — артист Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина.

Николай Черкасов — единственный актёр, чьё лицо запечатлено на ордене. Сталин лично выбрал и утвердил портрет Черкасова для одной из высших государственных наград — советского ордена Александра Невского.

Депутат Верховного Совета РСФСР 1-2 созывов. Депутат Верховного Совета СССР 3-4 созывов (1950-1958).
Председатель Ленинградского отделения ВТО (с 1948 года).
Член Советского комитета защиты мира (с 1949 года). Член ВКП(б) с 1940 года.

Родился будущий актёр в семье железнодорожного служащего Константина Александровича Черкасова. Мама — Анна Андриановна — в своём первенце души не чаяла, постоянно оберегая его от всяких напастей. В 1912 году мальчик пошёл учиться в гимназию № 10.
Первый спектакль, который Николай увидел в своей жизни, был «Руслан и Людмила» в Мариинском театре. Тогда он ещё учился в начальных классах гимназии. По словам самого Черкасова, впечатление у него осталось волшебное. Летом 1917 года его внезапно захватила музыка. Интерес к ней у мальчика был настолько силён, что он в одиночку посещал концерты графа Шереметева, ходил на утренники в филармонию и даже ездил в Павловск, где обычно выступали известные музыканты. Его кумиром стал Фёдор Иванович Шаляпин.
В 1919 году закончил Петроградскую трудовую школу и подал заявление в Военно-медицинскую академию. Но в душе он сомневался в своём выборе. И Черкасов поступает в студию мимистов, руководимую А. Кларком. Проучившись там всего лишь несколько недель, 16-летний Черкасов был зачислен мимистом в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета.
С 1920 года начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета.
Осенью 1923 года подал заявление в Институт сценических искусств и одновременно с этим в Институт экранного искусства. Талантливого юношу приняли сразу в оба заведения.
В 1925 году, случайно посмотрев в кинотеатре фильм о приключениях комиков Пата и Паташона, Черкасов и его однокурсник Г. Гуревич решили воссоздать этот номер собственными силами. И вскоре этот номер способствовал зачислению Черкасова в Ленинградский театр юных зрителей.
В 1927 году снялся в своём первом фильме. Это была немая картина «Поэт и царь».
В марте 1929 года актёру предложили перейти из ТЮЗа в театр «Мюзик-холл».
Летом 1929 года он познакомился с юной актрисой Ниной Николаевной Вейтбрехт, которая вскоре стала его женой. В октябре 1930 года умер отец Черкасова. В те дни актёр был в Москве (он уже работал в Московском мюзик-холле), но на похороны отца сумел приехать. Мать с женой просили его не уезжать, но он был связан работой и бросать её не собирался. Однако весной 1931 года у него родилась дочка, Черкасов вернулся в Ленинград окончательно и поступил на работу в только что созданный театр «Комедия».
С 1933 года — актер Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина.
Кроме работы в театре, Черкасов довольно активно снимался и в кино. И настоящая слава пришла к актёру благодаря кино.
Летом 1939 года в семье Черкасовых умерла новорождённая дочь. В начале 1941 года на свет появился мальчик, которого назвали Андреем. А затем началась война, которая отняла у них старшую дочь: в 1942 году она погибла в ленинградской блокаде вместе с дедушкой — тестем Черкасова.
В первые месяцы войны Черкасов попал в числе других эвакуированных жителей Ленинграда в Новосибирск. Там он создал концертную бригаду артистов Театра имени А.С. Пушкина и отправился с гастролями на корабли Балтийского флота. В апреле 1943 года актёра вызвали в Алма-Ату для съёмок к фильме «Иван Грозный».
26 февраля 1947 года за исполнение главной роли в фильме Черкасову было присвоено звание Народного артиста СССР.

Весной 1946 года состоялась первая заграничная поездка Черкасова — в составе делегации деятелей советской кинематографии он вылетел в Чехословакию на фестиваль советских фильмов. Через несколько месяцев после этого судьба вновь забросила его в эту страну на съёмки в фильме «Весна» Григория Александрова.
На рубеже 1940-1950-х годов (когда на 16 советских киностудиях снималось всего 10-15 картин в год) Черкасов без дела не сидел. Правда и фильмы, в которых он снимался, были в основном историко-биографические.
В 1950 году за роль Левашова в картине «Счастливого плавания» Черкасову была присуждена пятая по счёту (последняя в его карьере) Сталинская премия.
Загруженность Черкасова в кино в те годы была достаточно высокой. А ещё актёр занимался и общественной деятельностью как член Советского комитета защиты мира. В этом качестве он тогда объездил чуть ли не полмира.
В 1952 году увидела свет книга Черкасова «Записки советского актёра», которая имела большой успех у читателей. Получив гонорар за неё, актёр наконец сумел купить себе сборный щитовой дом и построил дачу на Карельском перешейке в посёлке Комарово.
В марте 1956 года Черкасов снимается в главной роли фильма Григория Козинцева «Дон Кихот». Эта роль многое значила для него, так как он уже пять лет нигде не снимался. За исполнение роли Черкасову была присуждена премия «Лучшему актёру».
Не забывал Черкасов и про театр.
К тому времени здоровье актёра заметно ухудшилось. У него обострилась хроническая эмфизема лёгких, которая преследовала его с 1945 года. Пошаливало сердце. С 1964 года актёр ежегодно вынужден был ложиться в больницу. Этим не преминули воспользоваться недоброжелатели. В июне 1964 года (после того как Черкасову присудили Ленинскую премию за последний фильм) его внезапно уволили из театра. В театр пришло распоряжение сократить актёрские кадры. И тогда директор театра решил «сократить» в первую очередь жен актёров, и Нина Черкасова была в их числе. Черкасов сказал, чтобы сократили его, написал заявление, и его уволили. Для артиста это было сильным ударом. Он вновь слёг.
Несмотря на удары судьбы и ухудшающееся здоровье, актёр не сдавался. В 1965 году он съездил в свою последнюю загранкомандировку — в Лондон. В мае 1966 года нашёл в себе силы провести отчётно-выборную конференцию Ленинградского отделения ВТО. Однако здоровье катастрофически ухудшалось. В августе 1966 года его вновь положили в больницу, из которой он уже не вышел.

14 сентября Николай Константинович скончался на 64-м году жизни.
Когда ушёл из жизни великий актёр, один из его учеников сказал, что он умер не от сердечной недостаточности, а от недостаточной сердечности…
Похоронен актёр в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры, что в Ленинграде.

27 июля 1970 года имя Н.К. Черкасова было присвоено одной из улиц в Ленинграде.

Ленинградский ТЮЗ:
1926 «Похождения Тома Сойера» (инсценировка по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера») — Шериф
1926 «Дон Кихот» (пьеса А. Я. Бруштейн и Б. В. Зона по роману Сервантеса, постановка Б. В. Зона) — Дон Кихот
1927 «Разбойники» Ф. Шиллера. Режиссёр Е. Г. Гаккель — Старик Моор
1927 «Хижина дяди Тома» (инсценировка по роману Г. Бичер-Стоу. Режиссёр Б. В. Зон) — Судья
«Наказанные пройдохи» В. Стратилатова и Е. Воронковой (реж. В.Стратилатов и Е. Воронкова) — Комедиант
«Тиль Уленшпигель» (инсценировка Е. Г. Гаккеля по роману Ш. де Костера) — Инквизитор
«Проделки Скапена» Мольера — Сильвестр
1928 «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Звездинцев
1929 «Ундервуд» — Е. Л. Шварца. Режиссёры А. А. Брянцев и Б. В. Зон — Крошкин

Ленинградский передвижной театр «Комедия»:
«Женитьба Труадека» Ж. Ромена — Мируэт
«Люди и свиньи» А. Б. Мариенгофа — комсомолец Кудряшов
«Миллион Антониев» В. Градова, В. Орлова. Режиссёр Б. М. Дмоховский — Байуотерс, авантюрист
«Театр Клары Газуль» П. Мериме —
1) Монах-инквизитор Антонио — «Женщина-дьявол»
2) Перуанский вице-король — «Карета святых даров»
3) дон Пабло — «Рай и ад»

Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина:
1933 «Дон Кихот» по роману Сервантеса — Дон Кихот
1934 «Чужой ребенок» В. В. Шкваркина — Сенечка Перчаткин
1934 «Вершины счастья» Дж. Р. Дос Пассоса. Режиссёр В. П. Кожич — Айк Ауэрбах
1934 «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Режиссёр Б. М. Сушкевич — Варлаам
1935 «Мольба о жизни» Ж. Деваля. Режиссёр В. П. Кожич — Морис Массруб
1935—1936 «Нора» Г. Ибсена «Кукольный дом» Режиссёр Б. А. Бабочкин — Крогстад
1935—1936 «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр Б. М. Сушкевич — Осип
1935—1936 «Лес» А. Н. Островского. Режиссёр В. П. Кожич — Буланов
1937 «Банкир» А. Е. Корнейчука — Бесштанько (председатель колхоза)
1937 «На берегу Невы» К. А. Тренёва — Буранов
1938 «Петр I» А. Н. Толстого (третья редакция). Режиссёр Б. М. Сушкевич — Петр I
1939 «Ленин» А. Я. Каплера и Т. С. Златогоровой, другое название — «Грозовой год». Режиссёры Л. С. Вивьен и А. Н. Даусон — Горький
1940 «Лгун» К. Гольдони. Режиссёр В. В. Люце — Лелио
1941 «Дон Кихот» М. А. Булгакова. Режиссёры А. Н. Даусон и В. П. Кожич — Дон Кихот
1942 «Накануне» А. Н. Афиногенова — Андрей Завьялов, ученый-агроном
1942 «Фронт» А. Е. Корнейчука — Остапенко (гвардии сержант)
1945 «Великий государь» В. А. Соловьёва. Режиссёр Л. С. Вивьен — Иван Грозный
1946 «Жизнь в цвету» А. П. Довженко. Режиссёр Л. С. Вивьен — Мичурин
1948—1949 «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Режиссёр Л. С. Вивьен — Варлаам
1952—1953 «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр Л. С. Вивьен — Осип
1952—1953 «Гражданин Франции» Д. Я. Храбровицкого — Тери
1954 «Они знали Маяковского» В. А. Катаняна. Режиссёр Б. М. Дмоховский — Маяковский
1957 «Грозовой год» А. Я. Каплера и Т. С. Златогоровой — Максим Горький
1958 «Бег» М. А. Булгакова — Хлудов
1959 «Все остается людям» С. И. Алешина. Режиссёры Л. С. Вивьен и А. Н. Даусон, художник А. Ф. Босулаев — академик Дронов
1962 «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (поставлен без «Пира во время чумы»). Режиссёр Л. С. Вивьен, художник А. Ф. Босулаев — Барон (Филипп) — трагедия «Скупой рыцарь»

Читайте также  Ривер феникс - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Лауреат Ленинской премии (1964, за исполнение роли Фёдора Дронова в фильме «Всё остаётся людям»).
1941 Сталинская премия I степени «Александр Невский»
1946 Сталинская премия I степени «Иван Грозный», 1 серия
1950 Сталинская премия III степени «Счастливого плавания!»
1951 Сталинская премия I степени «Мусоргский»
1951 Сталинская премия II степени «Александр Попов»

Кавалер орденов Трудового Красного знамени (1938, за роль в фильме «Пётр I» и 1963, за большие заслуги в развитии искусства театра и кино и в связи с 60-летием со дня рождения.).
Кавалер орденов Ленина (1939, за исполнение ролей в фильмах «Пётр I», «Александр Невский», «Ленин в 1918 году») и (1950, в связи с 30-летием советского кино).
1958 — Премия лучшему актёру на Международном кинофестивале в Стратфорде за фильм «Дон Кихот».
Лауреат I-го Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актёрам» за роль в фильме «Всё остаётся людям» (Ленинград, 1964 год).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Медаль «В память 250-летия Ленинграда».

Талант, настоянный на водке: трагическая судьба актера Николая Черкасова

Знаменитый исполнитель ролей Александра Невского и Ивана Грозного в фильмах перед каждым выходом на сцену в театре наливал себе изрядную порцию алкоголя.

Переиграл всех знаменитостей

После незначительных ролей в 1935 году актер Николай Черкасов получает свой шанс стать известным. Режиссер Владимир Вайншток приглашает его на роль смешного профессора Жака Паганеля в приключенческую ленту про капитана Гранта.

Фильм имел оглушительный успех, а режиссеры, наконец-то, разглядели в Черкасове актера, способного играть колоритных персонажей. И они пошли один за другим. Роли царевича Алексея в «Петре Первом», Александра Невского, Ивана Грозного, изобретателя радио Александра Попова и даже писателя Максима Горького возвели Черкасова на пьедестал советского кинематографа.

Став одним из самых любимых актеров Сталина, Черкасов щедро получает премии и награды. Был замечен Николай Черкасов и за пределами страны. Например, за роль Дон Кихота в ленте 1957 года советский актер был признан лучшим сразу на двух очень престижных международных кинофестивалях — в Ванкувере и Стратфорде.

Жизнь, как драма без сценария

Николай Черкасов был не мастак рассказывать о себе и своих личных проблемах. Более того, он не любил показывать свою слабость. Поэтому мало кто даже из близких приятелей знал, что параллельно его успешной карьере шла личная драма.

Семейная жизнь кумира публики была полна трагических событий. Например, старшая дочь актера, родившаяся в 1931 году, погибла вместе со своим дедушкой – тестем Николая Черкасова — в блокадном Ленинграде.

Вторая дочь, родившаяся в 1939 году, умерла почти сразу после рождения. И лишь сын Андрей, родившийся в 1941-м, имел более счастливую судьбу, много позже став хранителем творческого наследия своего знаменитого отца.

В последние годы здоровье артиста начало ухудшаться. Сначала обострилась хроническая астма, которая мучила актера еще со времён Великой Отечественной войны. Потом у актера появились серьёзные проблемы с сердцем. При сумасшедшем графике работы это было почти приговором.

Рюмка водки на столе

Были у Черкасова и проблемы совершенно иного толка. Правда, этот сор из избы особо не выносился. По тогдашним временам народный и очень заслуженный артист, которому чуть ли не чаще других доверялись роли значительных исторических персон, в обычной жизни просто не мог быть отрицательным.

Дело в том, что практически всю свою жизнь Черкасов выпивал. Сейчас говорят – снимал стресс. Когда-то актер, пригубив очередную рюмку, старался забыть близких, страшно погибших в лихие военные годы.

Потом глушил обиды на то, что играет в театре мелкие роли. А когда роли стали большим, рюмка оказалась той самой привычкой, без которой обойтись уже было невозможно.

Уже будучи очень известным артистом, Черкасов выпивал ежедневно немалую дозу спиртного, делая это зачастую даже в антрактах во время спектаклей. Но при этом перед зрителем он представал вполне адекватным, и почти никто не замечал, что актер играет слегка (или не слегка) «поддавши».

Да и сам Черкасов как-то признавался, что пара рюмок перед выходом на сцену помогала ему по-настоящему раскрыться.

Но у любого организма есть свой предел. В шестидесятые Черкасов сильно сдал, хотя для своей профессии был еще, в общем-то, не стар. В 1966-м, спустя несколько дней после 63-го дня рождения ему стало плохо. Актера положили в больницу, однако, ему становилось все хуже и хуже. В последние дни он уже никого не узнавал.

14 сентября 1966 года Николай Черкасов, бывший до этого в забытье, вдруг открыл глаза и увидел перед собой жену. Не узнал. Зато профессия до конца оставалась внутри него.

«Слушай меня, Санчо, внимательно и не перебивай…» — произнес Черкасов фразу из своего знаменитого «Дон Кихота». И… умер. Последним пристанищем актера стала Александрово-Невская Лавра в Санкт-Петербурге.

Николай Черкасов и Нина Вейтбрехт: Студенческо-театральный роман, который прошёл испытания войной, славой и временем

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На счету Николая Черкасова множество ярких работ в кино и театре. Он одинаково талантливо мог сыграть Ивана Грозного и Александра Невского, Петра I и Паганеля. Он был невероятно популярен, а многие поклонницы готовы были сутками дежурить у служебного входа в театр, чтобы только увидеть знаменитого актёра. Завладеть его вниманием они даже не пытались. Всем было известно, что Николай Черкасов предан своей супруге Нине Вейтбрехт. Больше 35 лет шли они по жизни рука об руку.

На заре любви

Они познакомились на одной из молодёжных вечеринок. Девушки традиционно накрывали на стол, и подруга спросила Нину, с кем рядом она хотела бы сидеть, с умным или красивым. Нина Вейтбрехт, студентка института истории искусств, предпочла провести вечер в обществе талантливого молодого человека. И оказалась за столом рядом с актёром Ленинградского ТЮЗа Николаем Черкасовым. Но после вечеринки они лишь дежурно раскланивались при встрече, обмениваясь приветствиями.

Нина Вскоре решила сменить профессию. Она бросила институт и поступила в театральный техникум. Она успела выйти замуж, но молодой супруг был категорически против того, чтобы супруга выходила на сцену. Нина же не собиралась изменять своей мечте и оставила мужа.

А вскоре она увидела Николая Черкасова на театральной сцене. Молодой человек покорил её своим талантом. После спектакля Николай отправился провожать Нину. Они долго бродили по улицам, и Нина все отчётливее понимала, насколько ей симпатичен этот талантливый и добрый молодой человек. Он был совершенно не похож на всех, кого она знала до сих пор.

Николай Черкасов был сыном железнодорожника. Отец его был человеком строгим, даже суровым, и молодые люди долго не решались сообщить ему о своём бракосочетании. Константин Александрович до своей смерти так и не узнал, что сын его уже два года женат на Нине.

Они поженились в ноябре 1930-го года, полностью уверившись в том, что чувства между ними – самые настоящие. Им предстояло пройти множество испытаний, пережить самые горькие потери и быть друг для друга поддержкой и опорой в самые сложные времена.

В горе и в радости

После ухода из ТЮЗа и работы в нескольких театрах Ленинграда и Москвы супруги практически одновременно были зачислены в труппу Ленинградского академического театр драмы им. А. С. Пушкина, где и проработали больше 30 лет. Первое время, когда Николай Константинович снимался в кино, Нина Николаевна не решалась сопровождать его на съемках. Но коллеги и знакомые говорили, что отделить их друг от друга было нельзя.

Николай Черкасов очень ценил мнение супруги, всегда интересовался её видением на роль или произведением в целом. Она играла в театре не так много ролей, как могла бы. Но не тяготилась этим, раз и навсегда избрав самую главную роль своей жизни: быть преданной и любящей женой человека огромного таланта и душевной щедрости.

У него было множество поклонниц, но за всю жизнь Нина Николаевна не получила ни одного анонимного письма, уведомляющего её об увлечениях мужа. В их доме ни разу не раздался телефонный звонок, когда бы женских голос сообщил супруге актёра о его связи с другой.

Николай Черкасов был однолюбом и гордился тем, что судьба свела его с удивительной женщиной, ставшей для него не только супругой, но и верным другом и первым советчиком.

В 1931 году родилась их дочь, которая погибнет позже в блокадном Ленинграде. В 1941 году родился сын Андрей. К счастью, супруги смогли выходить его в тяжёлые военные годы. Нина Николаевна была категорически против того, чтобы сын пошёл по стопам родителей, а потому сделала всё, чтобы он выбрал себе другую профессию. Андрей Николаевич после окончания школы поступил в институт и стал физиком, доктором наук.

Две половинки одного целого

Николай Черкасов на сцене и в кино играл людей волевых и принципиальных. В жизни же он видел свою миссию в помощи людям. Во времена сталинских репрессий он не боялся ходатайствовать за невинно осуждённых, спас жизни не одного человека. Они верил в светлые идеалы коммунизма, а аресты и казни людей часто считал ошибкой, которую он был в силах исправить.

Читайте также  Tilda swinton - биография знаменитости, личная жизнь, дети

К нему часто обращались за помощью: устроить в больницу, похлопотать об установке телефона или о предоставлении жилплощади. Николай Константинович никому не отказывал, ходил, просил, добивался.

В быту он был совершенно неприхотлив и за ведение дома, приём гостей и организацию домашних мероприятий отвечала Нина Николаевна. Она была его настоящим ангелом-хранителем. Следила за его внешним видом, неустанно заботясь не только о комфорте, но и внутреннем состоянии супруга, его здоровье и настроении.

В их доме бывали знаменитые артисты и режиссёры того времени, но крепкая, искренняя дружба связывала Николая Черкасова с гениальным дирижёром Евгением Мравинским. Оба любили охоту и рыбалку, оба были бесконечно преданы своему делу.

Когда в 1960-х годах в театре, где трудились супруги, прошло сокращение штата, Нину Вейтбрехт-Черкасову включили в список уволенных. Николай Черкасов, который никогда прежде не просил за жену, пришёл к директору театра и сказал, чтобы уволили его, ибо работать без супруги он не станет. И его заявление на увольнение подписали.

Он тяжело переживал этот поворот судьбы. Несколько дней он не поднимался с постели, глядя в одну точку. Николай Черкасов скончался через год после увольнения из театра, не сумев жить в отрыве от профессии. Нина Николаевна пережила мужа на 14 лет.

В советское время актёров, которым симпатизировали руководители страны, награждали почётными званиями и, самое главное, весьма существенными денежными премиями. Правда, отношение коллег к ним далеко не всегда было добрым. Николай Черкасов был одним из тех, чей талант ценил сам Сталин. Как сложились судьбы других актёров, к которым было благосклонно руководство Страны Советов?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Николай Черкасов — биография актера

ФИО: Черкасов Николай Константинович
Дата рождения: 27.07.1903
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Актер театра и кино
Дата смерти: 14.09.1966 (63 года)

Детство и юность

Николай Черкасов, родившийся в 1903 году в Петербурге, был первенцем в семье служащего железной дороги Константина Александровича Черкасова и его супруги, домохозяйки, Анны Андриановны. Девяти лет Коля поступил учиться в гимназию. Поняв, что у сына отличный слух, Анна Андреевна начала обучать его игре на рояле, отец брал на концерты, спектакли, в оперный театр.

В подростковом возрасте интерес к музыке стал всепоглощающим: Николай совершенствовался в игре на рояле, посещал концерты, выступления известных музыкантов в Павловске, оперные спектакли, восхищался Шаляпиным. В 1919 году окончил обучение в трудовой школе.

Краткая биография

  • 1919 – поступил в студию мимистов и через три недели зачислен в труппу Мариинского театра статистом.
  • Природная пластичность привела Николая на балетную сцену: в 1920-1922 в балетах Петроградской студии молодого балета он исполнял характерные роли: Злого гения в «Лебедином озере» Чайковского, брамина и Дон-Кихота в «Баядерке» и «Дон-Кихоте» Минкуса и другие.
  • Черкасов мечтал о профессии, связанной с серьезной музыкой, но от поступления в консерваторию пришлось отказаться: его мягкий грудной баритон оказался слабым для оперы, а как пианист он был недостаточно подготовлен. В 1923 году Николай поступил в Институт сценических искусств.
  • 1925 – вместе с однокурсниками Г. Гуревичем, которого впоследствии заменил Б. Чирков, и П. Березовым создали комический танец-пародию «Чарли Чаплин, Пат и Паташон». Номер быстро стал популярным, актеров наперебой приглашали выступать на концертах, в кинотеатрах перед началом сеансов.
  • 1926 – поступил в труппу Ленинградского ТЮЗа. Дебют в роли Дон Кихота вызвал восторг зрителей и положительные отклики критики.
  • 1927 – окончил Институт сценических искусств. Дебют в кино: крохотная роль в немом фильме «Поэт и царь».
  • 1929-1931, весна – работал в Ленинградском и Московском мюзик-холлах, выступая большей частью с комическим танцем «Чарли Чаплин, Пат и Паташон», пользовавшимся сумасшедшей популярностью у публики.
  • 1931-1933 – работал в созданном в Ленинграде передвижном театре «Комедия», был занят в четырех спектаклях.
  • 1934 – приглашен в ленинградский Академический театр драмы им. А.С. Пушкина.
  • 1934 – вышла на экраны звуковая комедия «Горячие денечки». Роль Кольки Лошака, одна из центральных, принесла артисту известность, его запомнили.
  • 1936 – снялся в фильме «Дети капитана Гранта» в роли неунывающего профессора Паганеля. После выхода фильма посыпались предложения ролей, причем не только комедийных.
  • 1936 – в фильме «Депутат Балтики» воплотил возрастной персонаж – 75-летнего профессора Полежаева. Роль выявила огромный актерский потенциал Черкасова, стала примером удивительного перевоплощения, вживания в образ.
  • 1937-1938 – сыграл царевича Алексея в фильме «Петр Первый» по роману А.Н. Толстого. Актеру удалось выразить противоречивость характера Алексея, в котором странным образом малодушие и трусость соседствует с душевной силой. Тончайший психологизм разработки образа сделал его подлинно трагическим. Одновременно на театральной сцене Николай Константинович исполнял роль Петра Первого.
  • 1938 – снимался у С. Эйзенштейна в роли Александра Невского. Кинолента, в которой великий полководец предстал в облике славянского былинного богатыря, завоевала народную любовь, стала лидером проката.

В фильме «Александр Невский» (1938)

  • 1941, август – с театром эвакуирован в Новосибирск.
  • 1942, декабрь – вместе с бригадой актеров прилетел в осажденный Ленинград, чтобы выступать с концертами на кораблях Балтийского флота.
  • 1943-1944 – съемки в Казахстане в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный» в главной роли. В киноленте Черкасов стал полноправным соавтором-актером великого режиссера. Черкасову удалось не только выстроить роль по режиссерской версии, основой которой была графическая выразительность, пластическая актерская работа, но и углубить ее. Многообразие и точность пластики актер соединил с глубоким проникновением в психологию персонажа. Роль стала одной из вершин в творчестве Черкасова. Вторая серия фильма, работа над которой была закончена в 1946 году, вызвала недовольство Сталина, была запрещена и вышла на экраны только в 1958.

В фильме «Иван Грозный»

  • 1957 – на экраны вышел фильм Г. Козинцева «Дон Кихот» с Черкасовым в главной роли. Фильм с триумфальным успехом прошел во всем мире. Зрители разных стран, в том числе и на родине Дон Кихота, в Испании, признавали Черкасова величайшим актером, а его Дон Кихота – лучшим, превосходным воплощением героя Сервантеса.
  • 1958 – в театре им. А.С. Пушкина состоялась премьера – первая постановка пьесы М. Булгакова «Бег» в СССР. Сложный и неоднозначный персонаж – генерал Хлудов становился в потрясающем исполнении Черкасова центральной фигурой спектакля.
  • 1964, июнь – увольнение из театра, ставшее для актера тяжелым ударом. Когда руководство театра объявило о сокращении нескольких актеров, в том числе и супруги Черкасова, он тоже написал заявление на увольнение. Удерживать его не стали.
  • 1966 – умер в Ленинграде.

Актер был активным общественным и государственным деятелем. С 1938 по 1958 год избирался депутатом Верховных Советов РСФСР и СССР. Он помог множеству людей, приходивших со своими проблемами, не боялся заступаться за незаконно репрессированных, спасать тех, кому угрожал арест.

Личная жизнь

В 1930 году Николай Константинович женился на актрисе Нине Николаевне Вейтбрехт. В 1931 году в семье родилась дочь Виктория. Девочка была неизлечимо больна. В начале 1942 она погибла в блокадном Ленинграде вместе с дедушкой, отцом Нины Николаевны.

Николай Черкасов и Нина Вейтбрехт

В 1939 второй ребенок, девочка, умерла новорожденной. В 1941 родился сын Андрей. Нина Николаевна, в течение 30 лет вместе с мужем работала актрисой в ленинградском театре им. Пушкина, в основном исполняла небольшие роли. Талантливая актриса, она отказалась от выстраивания собственной карьеры, посвятив жизнь супругу. Умерла в 1980 году.

С сыном Андреем

Андрей Николаевич – ученый, доктор физико-математических наук, работает в Петербурге.

Всемирно известный русский актер

Николай Черкасов – великий русский советский актер театра и кино. На сцене ленинградского Академического театра драмы (бывшей Александринки) воплотил около 30 персонажей. Наиболее яркими из них были Петр I в одноименной пьесе А.Н. Толстого, Лелио в комедии К. Гольдони «Лгун», Дон Кихот в одноименной пьесе М. Булгакова, Осип в гоголевском «Ревизоре», Барон («Скупой рыцарь») в «Маленьких трагедиях» Пушкина и другие.

Гениальное исполнение ролей Ивана Грозного и Дон Кихота в фильмах Эйзенштейна и Козинцева вошло в историю мирового киноискусства.

Николай Черкасов, актер: биография, личная жизнь, фильмы, работа в театре

Николай Черкасов, актер, Народный артист Советского Союза, лауреат Ленинской и Сталинской премий, кумир миллионов почитателей его кинематографического таланта, более половины своей жизни провёл в составе труппы Академического театра им. Пушкина.

Детство и юность великого артиста

Родился Черкасов Николай Константинович 27 июля 1903 года в Северной столице России, в рабочей семье служащих железнодорожной станции Константина Александровича и Анны Андриановны Черкасовых. Вся дальнейшая жизнь Николая Константиновича была связана с городом на Неве. Здесь он вырос, учился, встретил свою первую любовь и впервые ступил на театральные подмостки Мариинского оперного театра.

После пополнения семейства, рождения брата Кости, семья Николая Черкасова в 1909 году переезжает в просторную четырёхкомнатную квартиру по улице Красноармейской. С детских лет Николай был увлечён музыкой. Эту любовь ему передала его мама, которая любила по вечерам музицировать в семейном кругу. Ещё в подростковом возрасте Черкасов Николай Константинович познакомился с творчеством Ф. И. Шаляпина, который произвёл незабываемое впечатление на молодого человека.

Первые творческие шаги

Первый увиденный спектакль в жизни будущего мастера театра и кино — «Руслан и Людмила» в исполнении актёров Мариинского театра, произошло это в 1912 году. Тогда ученик Петербургской гимназии № 10 ещё не задумывался о будущей профессии. Всё произошло летом 1917 года, когда в Павловске выступал Фёдор Иванович Шаляпин. Образ Бориса Годунова в исполнении великого мастера русского оперного искусства сильно запечатлелся в сознании четырнадцатилетнего юноши. С тех пор молодой Черкасов не пропускал ни одной оперной премьеры великого баса России.

Выбор профессии

После окончания трудовой школы в революционном Петрограде Николай Черкасов подаёт документы в местную военно-медицинскую академию, однако в душе молодой человек глубоко сомневается в своём выборе будущей профессии военного врача. В 1919 году Н. К. Черкасов принимает важное в его жизни решение и кардинально меняет своё будущее. Отныне Николай Черкасов – актёр студии мимистов под руководством А. Кларка. Талант молодого актёра был сразу замечен, и после нескольких месяцев работы в студии его приглашают на профессиональную сцену Петроградского академического театра оперы и балета в качестве статиста.

Читайте также  Ксения лаврова-глинка - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Артист балета

Николай Черкасов, актёр Мариинского театра, участвует во всех театральных постановках, одновременно осваивая бальный танец в творческой лаборатории Института искусств. С 1920 года Н. К. Черкасов играет мимические роли в классических балетных постановках театра, что высоко отмечается столичными балетмейстерами. Роли Николая Черкасова:

  • брамин в спектакле «Баядерка»;
  • злой гений в театральной постановке «Лебединое озеро»;
  • Дон Кихот в одноименном балете Людвига Минкуса;
  • в «Фее кукол» актёр исполнил негритянскую пляску.

Однако окончательное признание к талантливому молодому актёру пришло после спектакля «Двенадцатая ночь» по мотивам комедии великого Уильяма Шекспира. Театральные критики оставляют лестные отзывы о таланте Н. К. Черкасова. Его замечает вся творческая элита Петрограда.

Студент театрального вуза

Осенью 1923 года в студенческое братство города на Неве вливается и Николай Черкасов, биография актёра пополняется ещё одним важным событием. Отныне Н. К. Черкасов – студент драматического отделения Петроградского института сценического искусства. «Танцевальное трио» — так назвали студенты свой пародийный номер. Будущие звезды советского кинематографа – Борис Чирков, исполнявший в трио роль комика немого кино Паташона, Николай Черкасов, игравший худого и задумчивого меланхолика Пата из датского комического дуэта Пат и Паташон, а также Пётр Берёзов, которому досталась роль Чарли Чаплина, — имели грандиозный успех у зрителей. Студенческое трио приглашали на различные мероприятия и клубные вечеринки. А вскоре молодые люди «засветились» и на профессиональной эстраде, играя по нескольку раз в день на различных театральных подмостках Петрограда и Москвы.

На одном из таких выступлений на долговязого актёра обратила своё внимание студентка исторического факультета Нина Вейбрехт. Через несколько дней, выступая в городском саду отдыха, Николай Черкасов, актёр «Танцевального трио», знакомится с девушкой. Спустя некоторое время, в 1930 году, молодая пара поженится, а через год в семье родится дочь – Виктория, которой суждено прожить 11 лет.

Поиск творческого амплуа

Ленинградский театр юного зрителя (ТЮЗ), куда после театрального вуза пригласили Николая Константиновича, становится первым испытанием на профессиональную пригодность. Однако молодой актёр это испытание выдержал с честью. Именно во время работы в ТЮЗе Н. К. Черкасов впервые знакомится с кинематографом. Небольшие эпизодические роли, которые получает Николай Черкасов, фильмы, которые значительно обогатили его в творческом плане, позволили актёру сделать новый виток в его творческой карьере. Весной 1929 года актёра-эксцентрика приглашают в столичный театр «Мюзик-холл». Причиной такого решения становится материальная заинтересованность. В театре юного зрителя заработная плата была в два раза меньше, чем в «Мюзик-холле». Однако драматические роли в театре и кино актёра привлекали больше, чем материальная сторона.

Весной 1931 года Николай Константинович переходит в ленинградский драматический театр, где участвует в постановочных пьесах классических и современных авторов. Вскоре актёра приглашают в труппу Академического театра драмы им. Пушкина, где Николай Черкасов прослужит до последних дней своей жизни.

«Дети капитана Гранта» — фильм 1936 года

После незначительных кинематографических ролей в 1935 году режиссер Владимир Вайншток приглашает Николая Черкасова сняться в приключенческом кино по произведению Жюля Верна. Профессор Жак Паганель — это новая работа в кино талантливого актёра. Николай Черкасов с радостью принял предложение именитого режиссера, который до этого снял семь фильмов. В дальнейшем Владимир Петрович Вайншток будет известен как режиссер и сценарист культовых кинолент:

  • «Дети капитана Гранта», фильм 1936 года.
  • «Остров сокровищ», вышедший на экраны в 1937 году.
  • Детективный художественный фильм «Мёртвый сезон» (1968).
  • «Миссия в Кабуле» (1970), «Всадник без головы» (1972), совместные работы с киносценаристом Павлом Финном.

Съёмки кинофильма «Дети капитана Гранта» проходили в различных регионах страны. Чегемское ущелье, теснина Суэазсу, вершины и склоны Тихтингена и Башиля, водопады Твиберского перевала — это те места, который посетил Жак Паганель (Николай Черкасов) и которые заменили Кордильеры Северной и Южной Америки.

Народная популярность

Фильм имел грандиозный успех у зрителей, после чего на Николая Черкасова посыпались предложения от именитых режиссеров. Все предлагали актёру роли в кино, причём одна не походила на другую. Однако выбор артиста пал на историческую киноленту «Пётр Первый», где Николай Константинович сыграл роль царевича Алексея, наследника царского престола. Вслед за историко-биографическим фильмом режиссера В. М. Петрова на экраны страны выходит новая кинолента «Депутат Балтики», в которой Николай Черкасов, будучи 35-летним человеком, сыграл роль пожилого профессора Полежаева, прообраз великого русского учёного Климента Тимирязева. Фильм Александра Зархи был высоко оценен правительством страны и удостоен Сталинской премии. Высокую награду получает не только режиссер картины. Звание Заслуженного артиста России получает и исполнитель главной роли Николай Черкасов.

Фильмы с участием актёра в предвоенной стране вдохновляли советских зрителей на новые трудовые подвиги и воспитывали в них любовь к Родине. Примером станет следующая большая роль любимца публики, это Александр Невский. Одноименный фильм Сергея Эйзенштейна не только получит признание в стране, но и будет высоко оценен в мировой кинематографии, войдя в каталог лучших фильмов всех времен и народов как кино, воспитывающее патриотические чувства к своей стране. За роль Александра Невского и царевича Алексея в фильме «Пётр Первый» Николай Черкасов получает Сталинскую премию и орден Ленина. Примечательно, что профиль на ордене Александра Невского, высшей награде для командного состава Красной Армии, принадлежит главному герою одноименного фильма.

Общественная и политическая деятельность

Популярность любимого актёра у миллионов почитателей его таланта позволила ему неоднократно избираться депутатом Верховного Совета. По свидетельству очевидцев, Николай Черкасов относился к своим депутатским обязанностям не как формалист, а как человек, которому действительно хотелось помочь людям. Спустя много лет Народный артист СССР подсчитал, что принял в своём депутатском кресле более 2500 человек. А Георгий Товстоногов охарактеризовал депутата Н. К. Черкасова следующим образом: «Если собрать всех людей, которым помог Коля Черкасов, то пришлось бы арендовать футбольный стадион».

Военные годы

Весть о начале Великой Отечественной войны застигла Н. К. Черкасова в творческой командировке по Дальнему Востоку. По возвращении в родной Ленинград его и всю труппу академического театра эвакуируют в Новосибирск. Концертная бригада театра, созданная в 1941 году и возглавляемая Н. К. Черкасовым, объездила весь Балтийский флот, вдохновляя своих зрителей на новые подвиги в борьбе с фашистскими захватчиками.

В апреле 1943 года в Алма-Ате (Казахстан) Сергей Эйзенштейн начинает новый кинематографический проект, где главную роль должен сыграть Николай Черкасов. «Иван Грозный» – советский исторический фильм, съёмки которого курировал лично глава государства, Иосиф Сталин. Изначально предполагалось, что кинолента выйдет в трёх сериях. Однако сроки, которые установил Комитет кинематографии, не позволили режиссеру раскрыть полностью весь художественный и исторический смысл картины. 28 октября 1944 года состоялся премьерный показ фильма в Кремле. После просмотра художественного фильма Иосиф Виссарионович остался доволен проделанной работой. Позднее, в 1947 году, за роль Ивана Грозного Н. К. Черкасов получит звание Народного артиста Советского Союза, орден Трудового Красного Знамени и Сталинскую премию.

Фильмография народного артиста Н. К. Черкасова

В послевоенные годы актёр продолжает плодотворно трудиться в театре и кино. В советский кинопрокат одна за другой выходят киноленты, которые стали знаковыми в киноискусстве Советского Союза. Так, в 1947 году появляется картина «Весна», где в главной роли играет несравненная Любовь Орлова, а роль режиссера Аркадия Громова великолепно исполнил Николай Черкасов. В фильме «Академик Иван Павлов», премьерный показ которого состоялся в 1949 году, Николаю Черкасову доверили воплотить образ Максима Горького. В том же году выходит биографический фильм «Александр Попов», где российского физика и изобретателя радио играет Н. К. Черкасов.

Однако самой знаменитой и узнаваемой ролью Николая Константиновича остаётся Дон Кихот. Этот фильм режиссера Г. Козинцева по мотивам одноименного романа Мигеля де Сервантеса советский зритель впервые увидел 23 мая 1957 года, когда состоялся премьерный показ киноленты в СССР. За главную роль в фильме «Дон Кихот» Николай Константинович на международных кинофестивалях в Ванкувере и Стратфорде получает премию как лучший актёр.

Николай Черкасов: личная жизнь народного артиста

Мало кому известно, что успешная карьера в театре и кино Народного артиста шла в ногу с личной драмой семьи Черкасова. Семейная жизнь кумира публики была полна трагических событий. Дети Николая Черкасова, родившиеся в любви и согласии, имели разную судьбу. Так, старшая дочь, родившаяся в 1931 году, погибла вместе со своим дедушкой – тестем Николая Константиновича — в блокадном Ленинграде. Вторая дочь, родившаяся в 1939 году, умерла при рождении. Единственным наследником семьи Черкасовых остался Андрей Николаевич (1941 г. р.), который до сих пор хранит творческое наследие своего отца.

Последние годы Дон Кихота

Самочувствие Николая Константиновича стало ухудшаться в 1964 году, когда обострилась хроническая астма, мучавшая актера со времён Великой Отечественной войны. Кроме того, у Народного артиста появились серьёзные проблемы с сердцем. 14 сентября 1966 года сердце великого артиста остановилось. Александрово-Невская Лавра в городе на Неве стала его последним пристанищем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: