Михаил глинка — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Михаил Иванович Глинка, его жены и дети

Михаил Иванович Глинка – основоположник классической русской музыки, поэтому его биография детально изучена.

Википедия: «Михаил Иванович Глинка (1804-1857) — русский композитор. Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки (1777-1834). Матерью его была троюродная сестра отца — Евгения Андреевна Глинка-Земелька (1783-1851).

В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское. На эти же годы приходятся бурные отношения Глинки с Екатериной Керн, дочерью пушкинской музы Анны Керн. В 1839 г. состоялось их знакомство, которое быстро переросло в любовь. После того, как в конце 1839 года Глинка оставил свою жену М. П. Иванову, отношения с Керн продолжали стремительно развиваться. Но вскоре она тяжело заболела и переехала к матери. Весной 1840 года композитор постоянно навещал Керн и именно тогда написал романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, посвятив его дочери той, кому поэт адресовал эти стихи. В 1841 году Е. Керн забеременела. Начавшийся незадолго до этого бракоразводный процесс Глинки с женой, уличённой в тайном венчании с корнетом Николаем Васильчиковым (1816-1847), племянником крупного сановника Иллариона Васильчикова, давал Екатерине надежду стать женой композитора. Глинка также был уверен, что дело решится быстро и вскоре он сможет жениться на Керн. Но судебный процесс затянулся. Керн постоянно требовала от Глинки решительных действий. Он дал ей значительную сумму на аборт, хотя очень переживал по поводу случившегося. Чтобы сохранить всё в тайне и избежать скандала в обществе, мать увезла дочь в Лубны на Украину «для перемены климата». В 1842 года Керн вернулась в С-Петербург. Глинка, ещё не получивший развода с прежней женой, часто виделся с ней, однако как он признается в своих записках: «…уж не было прежней поэзии и прежнего увлечения». Летом 1844 года Глинка, покидая Санкт-Петербург, заехал к Е. Керн и простился с ней. После этого их отношения практически прекратились. Столь желанный развод Глинка получил лишь в 1846 году, но связывать себя узами брака побоялся и прожил остаток жизни холостяком».

https://24smi.org/celebrity/4000-mikhail-glinka.html: «По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария Петровна Иванова. У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен. Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Еще через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился».

Традиционная история написана следующим образом: отдельные факты биографии лиц правящей династии переносятся на биографии других людей, даты жизни которых коррелируют с ними. В результате сильно искажаются биографии других людей, а биографии лиц правящей династии на основе изучения их разных образов в истории можно точно восстановить. Таким образом, традиционная история не только написана правящей династией, но представляет собой историю правящей династии.

«Глинка М.И. (1804-1857)» реально жил [1810-1857]. Его родителями были [1771-1835] «граф Милорадович М.А. (1771-1825)» и его 2-я жена [1780-1857], старшая сестра человека [1783-1834], известного как «Потемкин Г.А. (1739-1791)».

«Ключом» к личной жизни Глинки М.И. стал Микешин М.О.:
«Михаил Осипович Микешин (1835-1896) — русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи».

Что связывает скульптора с композитором? «Микешин М.О.» [1846-1917] — сын «Глинки М.И.» [1810-1857].
Всех с детства приучают опираться не свое мнение, а на мнение авторитетов. Многие тут же спросят, а где это я прочитал. Я понял это, проанализировав другие образы.

«Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) — французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры».
«Константин Петрович Клейнмихель (1840-1912) – граф, действительный статский советник, почётный гражданин Курска, владелец поместья Ивня».
«Семен Федорович Еллинский (1836-?), поручик лейб-гвардии Саперного батальона; после окончания Инженерной академии служил в Петербурге; принимал участие в пропагандистской деятельности революционных кружков».
Жена Вера Андреевна Еллинская (Гулевич), 1846 г.р. Дети: Андрей Семенович Эллинский, Федор Семенович Эллинский, Варвара Семеновна Маштакова (Эллинская).

По другому образу Веры Андреевны определяем ее даты жизни [1854-1932]:
«Карин Аросениус (швед. Karin Arosenius, 1851-1932) — шведский скульптор. В течение последних лет жизни Аросениус болела и умерла в 1932 году в городе Фолькярна лена Далларна. Была похоронена на Старом кладбище в Уппсале, на её надгробии установлена скульптура в виде спящего мальчика, которую создала она сама. Замужем Карин Аросениус не была, детей не имела».

Образы 1-й жены [1813-1846] и «Глинки М.И.» [1810-1857]

С 1835 по 1846 годы жена «Мария Петровна Иванова (1817 — рубеж 1850 годов)»,
муж «Михаил Иванович Глинка (1804-1857)».

«Надежда Семеновна Еллинская (Пустошкина) (1775 до 1835-1881)»,
муж «Федор Митрофанович Еллинский (1808-1853)».

«Прасковья Петровна Петрова (ум. 1901), дочь тверского помещика Петра Алексеевича Петрова», муж «Аркадий Павлович Голенищев-Кутузов (1812-1859) – граф, сенатор, статс-секретарь по делам Царства Польского».

«Эмилия Карловна Шернвалль, с 1828 года графиня Мусина-Пушкина (1810-1846) — известная красавица, знакомая А. С. Пушкина, адресат мадригала Лермонтова, сестра знаменитой Авроры Демидовой», муж «Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин (1798-1854)».

Судя по датам жизни 1-я жена «Глинки М.И.» умерла при родах сына в 1846 году.
Проанализировав образ «Мусин В.А.», можно понять, кто был отцом жены «Глинки М.И.».

Это был человек [1782-1858], другой его образ «Суворов А.В. (1730-1800)».
Ну, а мать [1778-1847] — старшая сестра «Потемкина Г.А.».

Мать [1778-1847] развелась с ее отцом [1782-1858], т.к. он организовал убийство ее брата [1783-1834].

«Огюст Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года. Его отец Жан-Батист Роден служил в префектуре. Огюст был вторым ребёнком от второго брака Жана-Батиста с уроженкой Лотарингии Мари Шеффер; первым ребёнком была Мари — на два года его старше».

«Шестакова, Людмила Ивановна (1816-1906) — младшая сестра Глинки, связавшая свое имя с бессмертным именем автора «Руслана», памяти которого посвящена ее неутомимая и плодотворная многолетняя деятельность. После кончины своих двух детей и матери с начала 50-х годов заменила последнюю Глинке, с которым в 1854-1857 годах жила вместе».

Еще один образ «Глинки М.И.»:
«Павел Степанович Нахимов (1802-1855) — российский флотоводец, адмирал (1855). Во время Крымской войны, командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов в штормовую погоду обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе, и, умело проведя всю операцию, 18 (30 ноября) разгромил их в Синопском сражении 1853 года. 28 июня (10 июля) 1855 года, во время одного из объездов передовых укреплений, был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане. Скончался 30 июня 1855 года. Похоронен в склепе Владимирского собора в Севастополе».

Во время Крымской войны «Глинка-Нахимов» был тяжело ранен, за ним ухаживала его дочь [1833-1936], а не сестра. Другой ее образ:
«Жюльетта Адам, урождённая Ламбер (1836-1936) — французская писательница. Родилась в семье врача. В 1852 вышла замуж за доктора Мессин. После смерти первого мужа в 1868 году вышла замуж за Антуана Эдмона Адама (1816-1877), префекта полиции и сенатора. Организовала салон, в котором собирались многие известные политические деятели и писатели республиканских взглядов. В 1879 основала журнал Nouvelle Revue. Поддерживала политику реваншизма и ориентацию на союз с Россией, критиковала Бисмарка. Считается одним из авторов скандальной серии книг, выходивших под псевдонимом «Count Paul Vasili»».

После смерти первой жены «Глинка М.И.» женился на ее младшей сестре [1826-1925]:

«Баронесса Ева Аврора Шарлотта Шернваль (с 1836 носила фамилию Демидова, с 1846 — Карамзина; 1808-1902) — светская львица из шведского рода Шернваль из Финляндии, фрейлина и статс-дама русского императорского двора, крупная благотворительница»;
«Софи Адлерспаре (1823-1895) — феминистка, журналистка и пионер движения по защите прав женщин в Швеции»;
«Принцесса Мария Антония Португальская, герцогиня Пармы (1862-1959)».

От второй жены у «Глинки М.И.» родился сын [1854-1916]:
«Граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов (1848-1913) — обер-гофмейстер, поэт, прозаик, публицист».
«Князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1844-1903) — русский этнограф, археолог и социолог, присяжный поверенный, основатель Тенишевского реального училища в Санкт-Петербурге».

На фото слева направо: Микешин, Роден, Микешин, Клейнмихель,
Эллинская (Гулевич), Карин Аросениус, Роза Родена, Шестакова, Жюльетта Адам.

Михаил Глинка

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – русский композитор. Произведения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов: Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского и других. Работал в жанрах оперы, романса, симфонической и камерной музыки.

В биографии Глинки есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Михаила Глинки.

Биография Глинки

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он рос и воспитывался в семье отставного капитана Ивана Николаевича и его жены Евгении Андреевны.

До 6-летнего возраста воспитанием Михаила занималась его бабушка по лини отца, которая полностью отстранила мать от опеки сына. По словам Глинки, он рос нервозным, мнительным и болезненным ребенком-недотрогой.

После смерти бабушки, мальчик вновь оказался под полным влиянием матери, которая делала все возможное, чтобы избавиться от следов прежнего воспитания. С 10 лет он начал обучаться игре на пианино и скрипке. Спустя 3 года родители привезли Михаила в Петербург, где определили в Благородный пансион при Главном пединституте.

Здесь Глинка учился музыке у знаменитых педагогов. Интересен факт, что в данный период биографии юноша близко познакомился с Александром Пушкиным, младший брат которого был его одноклассником. В 1822 г. он благополучно окончил Благородный пансион.

Творчество

В скором времени после выпуска из пансиона, Михаил начал писать свои первые произведения. В начале 1820-х годов он сочинил несколько романсов. Любопытно, что один из них – «Не пой, красавица, при мне», был положен на стихи Пушкина.

После этого Глинка начал писать необычайно много композиций, пробуя свои силы в разных музыкальных жанрах. Стоит заметить, что он стремился выйти за рамки устоявшихся шаблонов бытовой музыки.

В 1823 г. Михаил Глинка побывал на Кавказе, где лечился минеральными водами. Здесь он познакомился с музыкой местных народов, которая произвела на него большое впечатление. Тогда же ему удалось познакомиться с такими видными деятелями, как Василий Жуковский, Адам Мицкевич и Александр Грибоедов.

В 1829 г. Глинка вместе с Николаем Павлищевым опубликовал «Лирический альбом», в который входили несколько произведений Михаила. В следующем году он начал жаловаться на здоровье, в связи с чем решил сменить петербургскую сырость на более благоприятный климат.

Музыкант отправился лечиться в Европу, посетив ряд немецких и итальянских городов. В Италии Глинка исследовал вокальный жанр бельканто и написал немало произведений в «итальянском духе». К тому моменту биографии его композиции уже соответствовали высочайшему классу.

Именно тогда у Михаила сформировался собственный «почерк». Летом 1833 г. он отправился в Германию. Тут он брал уроки у Зигфрида Дена. Спустя год он получил известие о смерти отца, по причине чего был вынужден вернуться домой.

Читайте также  Майк замбидис - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1834 г. Глинка принялся за написание своей первой оперы «Жизнь за царя», которую окончил спустя пару лет. После этого она была поставлена на сцене Петербургского Большого театра. Тогда же он получил должность капельмейстера Придворной певческой капеллы, которую возглавлял 2 года.

В конце 1842 г. композитор представил свою очередную оперу «Руслан и Людмила», которая подверглась жесткой критике. Михаил Глинка был очень огорчен такой реакцией общественности. К тому же, он переживал кризис в личной жизни, что еще больше ухудшило его психическое и физическое здоровье.

В результате, Михаил решил отправиться в очередную долгосрочную поезду по Европе, посетив несколько французских и испанских городов. Со временем к нему вновь вернулось вдохновение, благодаря чему он сочинил ряд произведений, включая «Арагонскую хоту» и «Воспоминание о Кастилии».

Картина «Пушкин и Жуковский у Глинки»

Возвратившись на родину, Глинка начал часто получать приглашения на разные светские мероприятия, которые чрезмерно утомляли его. Это привело к тому, что он решил снова выехать за границу. В 1848 г. мужчина прибыл в Варшаву, пробыв там около 2-х лет.

В данный период биографии композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская». Важно заметить, что в данном произведении автор заложил новый тип симфонической музыки, сумев мастерски воссоединить разные ритмы, настроения и характеры.

Последние 5 лет жизни Глинка провел в разъездах. Во время 2-летнего пребывания в Париже, он работал над симфонией «Тарас Бульба», которую так и не успел закончить. После начала Крымской войны Михаил Иванович возвратился в Россию. Тут мужчина занялся написанием мемуаров – «Записки», которые были изданы уже после его смерти.

Личная жизнь

В ходе путешествий по Европе, Глинка стал героем нескольких любовных романов. Приехав в Россию, он взял в жены свою дальнюю родственницу Марию Иванову. Однако этот брак не принес ему семейного счастья.

Живя с нелюбимой супругой, Михаил начал оказывать знаки внимания Екатерине Керн – дочери музы Пушкина, которой поэт посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Между ними завязался бурный роман, продолжавшийся на протяжении около 10 лет.

Михаил Глинка с женой

В свою очередь, Мария также не хранила верность своему мужу, о чем прекрасно знал Глинка. Спустя 6 лет Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда об этом стало известно композитору, он смог получить развод, но на Керн так и не женился.

В зрелом возрасте Михаил часто общался с Пушкиным, который был старше него всего на 5 лет. Их дружба продолжалась вплоть до гибели гениального поэта. По словам музыкального критика Владимира Стасова, они оба создали новый русский язык – один из них в поэзии, а другой – в музыке.

Смерть

Михаил Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине, в возрасте 52 лет. Причиной его кончины стала простуда, которая привела к обострению хронической болезни печени.

Композитора похоронили на лютеранском кладбище, но через 3 месяца, по настоянию его сестры Людмилы, его перезахоронили на петербургском Тихвинском кладбище.

Фото Глинки

Екатерина Керн

Биография русского композитора Михаила Ивановича Глинки

«Пушкин в музыке» — так искусствоведы называют Михаила Ивановича Глинку. Именно он стал первым русским композитором-классиком мирового значения, внёс в создание отечественного оперного искусства неоценимый вклад. Биография Глинки помогает увидеть, как ему удалось сформировать национальную композиторскую школу, соединив достижения европейского искусства и традиции русской музыки.

  1. Детство и юность
  2. Шаги к творчеству
  3. Становление особого стиля
  4. Первые отечественные оперы
  5. Путешествие по Европе
  6. Личная жизнь композитора

Детство и юность

Михаил родился в имении Новоспасское Смоленской губернии в 1804 году. Родители его поженились вопреки семейным запретам. Отец, Иван Николаевич, был капитаном в отставке. Мама, Евгения Андреевна, первые годы сыном не занималась. Мальчик рос у бабушки, женщины властной, но внуку позволявшей всё. Малыш любил бить в медные тазы, изображая колокольный звон, и это доставляло ему особое удовольствие.

После смерти бабушки образованием Миши занялась мама: француженка-гувернантка учила его грамоте, а знакомый архитектор занимался с Мишей рисованием.

Во время войны с Наполеоном семья перебралась в Орёл, через год вернулась в имение, и на месте разрушенного дома отец построил новый, в гостиной которого поставили фортепиано. Мама заметила интерес Миши к музыке и наняла гувернантку из Петербурга, которая обучала мальчика игре на скрипке и фортепиано.

В тринадцать лет Мишу отправили в петербургский Благородный пансион для детей дворян. Обучение наукам Михаил начал совмещать с уроками музыки. Любимым педагогом подростка стал пианист Карл Майер, который значительно повлиял на развитие музыкального вкуса будущего композитора.

В выходные дни Миша бывал на концертах и в театрах, учил сольфеджио и теорию музыки. Его гувернёром был поэт В. Кюхельбекер, он разрешал будущему композитору музицировать в любое время. В пансионе мальчик познакомился и подружился со Львом, младшим братом Александра Пушкина, а позднее он подружился и с самим будущим поэтом.

Шаги к творчеству

Во время учёбы юноша начал сочинять музыкальные произведения. Один из романсов, «Не пой, красавица, при мне», был написан на стихи А. Пушкина, другой, «Не искушай меня без нужды», — на слова Е. Баратынского.

Восемнадцатилетний Михаил окончил пансион в числе лучших, и в день выпуска ученик Глинка и учитель К. Майер блистательно исполнили фортепианный концерт Гуммеля.

После обучения юноша уехал на Кавказ, получал лечение минеральными водами и изучал музыку кавказских народов, которая позднее отразилась в его творчестве. Южный климат Михаилу не подошёл, он вернулся в Новоспасское и привёз множество впечатлений о поездке. В имении Глинка оставался до апреля 1824 года и продолжал занятия музыкой. Много времени Михаил уделял композиции, совершенствовал свои возможности, искал новые музыкальные жанры.

Позднее он приехал в Петербург и четыре года служил в Министерстве путей сообщения. Это отнимало несколько часов в день, а в остальное время начинающий композитор занимался музыкой или бывал на светских вечерах, где исполнял собственные вариации известных произведений. Молодой человек стал чаще бывать в кругу творческих людей, сблизился с А. Грибоедовым, В. Жуковским, А. Дельвигом и В. Одоевским, который впоследствии стал его другом.

В ночь после восстания декабристов на Сенатской площади композитор был опрошен жандармами, а затем срочно уехал из столицы в Смоленск к родственникам. Именно там Глинка создал музыку для любительского спектакля о коронации Николая I и написал вариации к модному романсу, которые потом доработал и отдал в печать Майер. Это было первое опубликованное произведение Глинки — «Да будет благословенна мать».

В то время композитор сочинял каждый день: написал два романса на стихи В. Жуковского, серенады, квартеты. В 1828 году его произведения вошли в музыкальный сборник «Лирический альбом».

Свободного времени для музицирования Глинке было недостаточно, вернувшись в Петербург, он оставил службу и полностью отдался творчеству, сочиняя новые романсы и пьесы.

Становление особого стиля

Столичный климат плохо влиял на здоровье композитора, и он задумался о лечении за границей. Кроме того, надеялся получить новые музыкальные знания, впечатления и опыт, которых в России для него было недостаточно.

В апреле 1830 года Глинка отправился в Италию, поселился в Милане, но путешествовал и по другим городам. Он познакомился с Г. Доницетти и В. Беллини, изучал оперы, не пропускал театральные премьеры, писал вариации на темы известных музыкальных спектаклей. Много времени молодой человек уделял сочинениям для инструментальных ансамблей, в этом начал проявляться его композиторский стиль.

Через три года Михаил решил переехать в Берлин, чтобы под руководством теоретика музыки З. В. Дена привести в порядок свои знания и мысли о народных корнях в музыке. Занятия пришлось прервать из-за смерти отца, и молодой человек вернулся на родину.

В Петербурге Глинка возобновил светскую жизнь, начал посещать вечера у Василия Жуковского, на которых бывали А. Пушкин, П. Вяземский, Н. Гоголь, В. Одоевский.

Первые отечественные оперы

Ещё в Берлине у композитора зародилась идея создания национальной оперы. В. Жуковский подсказал содержание: историю крестьянина, который привёл вражеский отряд в лес и тем спас жизнь царю.

Работа над произведением шла быстро, к лету 1835 года были готовы почти все темы, а к началу следующего — вся опера «Иван Сусанин». Слухи о ней шли по Петербургу, на одной из репетиций присутствовал Николай I, и композитор решил переименовать оперу, она стала называться «Жизнь за царя». Премьера состоялась в конце 1836 года в Большом театре Петербурга (сейчас Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова), она понравилась царю, и Михаил Иванович получил от него вознаграждение — перстень с драгоценными камнями.

После этого Глинку назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы. Он проводил с артистами занятия, писал для них учебные пьесы, готовил спектакли.

Окрылённый успехом, композитор задумал оперу «Руслан и Людмила» по сюжету поэмы А. Пушкина. Смерть поэта осложнила работу, Глинка писал музыку небольшими отрывками. Премьера состоялась ровно через шесть лет после представления первой оперы, была раскритикована и плохо принята публикой.

Путешествие по Европе

Проблемы в личной жизни, неудачи в творчестве сильно влияли на психическое и физическое состояние композитора, он решил посетить Испанию и Францию.

Знакомство с Г. Берлиозом, сольный концерт, хвалебные статьи во французских журналах помогли Глинке вернуть интерес к жизни. В Испании, созерцая природу и слушая национальные мелодии, он написал увертюру «Арагонская Хота». Музыканты, исполнявшие её, были восхищены чеканным ритмом и тонкими оттенками мелодии. Сам композитор сделал перерыв в сочинительстве и погрузился в изучение испанской музыки.

Вернувшись в Россию, он создал «Ночь в Мадриде». Вскоре, почувствовав себя хуже, отправился в Варшаву, где написал несколько произведений. Среди них — симфоническая фантазия на тему народных песен «Камаринская», в которой Глинка первым из русских композиторов соединил различные ритмы и настроения.

Последние годы жизни композитор провёл в поездках по Европе. В 1851 году умерла его мать, самый близкий человек, и нервное потрясение привело к тому, что у музыканта отнялась правая рука.

Глинка создал большое количество произведений, немало было в творческих планах. Самыми известными и знакомыми для слушателей можно назвать следующие:

  1. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
  2. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
  3. «Камаринская».
  4. «Арагонская Хота».
  5. «Детская полька».

К сожалению, многое осталось незаконченным — жизненные силы покидали автора. В 1854 году Михаил Иванович написал мемуары, изданные через 16 лет под названием «Записки М. И. Глинки».

Личная жизнь композитора

Глинка женился в 1835 году на дальней родственнице. Марья Петровна Иванова оказалась дамой, ищущей приключений вне семьи. Михаил Иванович пытался получить развод, это удалось, когда стало известно о тайном венчании Ивановой с другим мужчиной.

Будучи в браке, Михаил Иванович познакомился с Екатериной Керн. Композитора покорила застенчивость и мягкость девушки, важным для него было их духовное общение. Влюблённые часто виделись и скучали друг без друга, «милой Е. К.» Глинка посвятил проникновенные произведения:

  • вальс-фантазию;
  • романс «Если встречусь с тобой»;
  • романс «Я помню чудное мгновенье».

Последний является шедевром двух гениальных творцов: А. С. Пушкина, который посвятил стихи Анне Керн, и М. И. Глинки, написавшего музыку для её дочери. Это произведение называют «жемчужиной русского романса».

Отношения с Е. Керн длились около десяти лет, девушка ждала, когда возлюбленный расстанется с женой. Узнав, что Екатерина беременна, Михаил Иванович не захотел незаконнорождённого ребёнка. Чтобы избежать скандала, Анна Керн увезла дочь, но даже после развода Глинка отношения с ней не возобновил, хотя позднее сожалел об этом.

Самым преданным другом последних лет была для Михаила Ивановича младшая сестра Людмила. Композитор умер в феврале 1857 года и был похоронен в Берлине, в мае Людмила Ивановна с помощью друзей переправила прах брата в Петербург. Его перезахоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Михаил Иванович Глинка: биография и творчество композитора

  • 26 Декабря, 2019
  • Искусство
  • Борзенкова Валерия
Читайте также  Людовик 14 (xiv) - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Михаил Иванович Глинка известен всему миру как основатель русской национальной оперы. На своем творческом пути композитор перенес немало испытаний. Над его музыкой насмехались, критиковали, но все это лишь помогло композитору занять почетное место в ряду великих композиторов. Для детей начальной школы биография Глинки также будет интересна для изучения. Они должны знать автора известной оперы «Иван Сусанин».

Детские и юношеские годы

Согласно краткой биографии М. И. Глинки, композитор родился в 1804 году в Новоспасском селе, которое находилось в Смоленской губернии. Здесь располагалось имение его отца, в котором ребенок и провел все свое детство. Семья мальчика очень любила. Михаил был любопытным, впечатлительным мальчиком, и в то же время отличался кротостью и мягкостью характера. Важным в биографии Михаила Глинки является то, что ему очень нравилась жизнь простых крестьян и русская природа. С раннего детства у него появилась любовь к народу, которую он пронес через всю свою жизнь.

Для детей в краткой биографии Глинки будет интересен следующий момент: у мальчика проявилась рано любовь к музыке. Особенно горячо он проникся ей, когда слушал крепостной оркестр своего дяди. Музыка настолько увлекла мальчика, что он стал самостоятельно учиться игре на скрипке и флейте.

В возрасте 11 лет Михаил Иванович начинает обучаться игре на фортепиано и скрипке. Вместе с этим, он изучает и гуманитарные науки: историю, иностранные языки, литературу, учится рисовать. Особая любовь была у Михаила к книгам по географии.

Будущий композитор проявлял интерес к дальним странам. Это любопытство и любовь к путешествиям, судя по биографии Глинки, сохранились у него на всю жизнь. Михаил прекрасно преуспевал во всем. В зрелом возрасте, он слыл человеком высокой культуры и обладал знаниями в разных областях, а также свободно владел восемью языками. Это интересный факт из биографии Глинки.

В 1812 году во время Отечественной войны Глинка вместе со своей семьей вынужден был покинуть родные края. После возвращения на родину будущий композитор слышал много рассказов о героизме народа, который встал на защиту родной земли.

20-е годы

Дальше из биографии Глинки следует информация об его обучении. По приезду в Петербург Михаила определили учиться в Благородный пансион. Это было в 1817 году. После завершения обучения в 1822, Глинка поступил на службу чиновником, но вскоре ушел в отставку.

Еще во время обучения в Петербурге композитор брал уроки фортепиано, теории музыки и скрипки у наилучших педагогов города. Вместе с этим, он любил посещать театр, где слушал оперы, исполнял музыку в знакомых семьях, а когда возвращался на родину в родное село Новоспасское, слушал оркестр своего дяди.

Последние годы обучения, что следует из биографии Глинки, связаны с началом композиторской деятельности. В последний год в пансионе Михаил начинает сочинять музыку, хотя знаний для того, чтобы заниматься этим серьезно, у него было все еще не достаточно.

В 1823 году Глинка отправился на минеральные воды на Кавказе. Эта поездка оставила отпечаток в биографии М. И. Глинки. Там он познакомился с музыкой кавказского народа. Эти впечатления впоследствии отразятся в творчестве композитора. Одним из таких произведений станет опера «Руслан и Людмила».

1825-1829 гг

Окончив пансион, Глинка начинает серьезно заниматься музыкой, хотя многим кажется, что он обычный любитель. В свободное время Михаил сочиняет романсы и сам поет их, аккомпанирая себе. Вскоре он начинает относиться к музыке более серьезно: изучает творчество композиторов классиков, пробует писать хоровые, инструментальные и симфонические произведения. Приезжая на родину, он с оркестром разучивает симфонии Моцарта, Бетховена и других знаменитых метров.

Изучая краткую биографию Глинки, становится ясно, что большое влияние на формирование его творчества оказывает общение с известными деятелями того времени. Ими были: Грибоедов, Пушкин, Жуковский.

Одним из первых произведений в творческой биографии Михаила Ивановича Глинки стал романс «Не искушай», написанный в 1825 году. Ощущая свое несовершенство и имея желание обучиться композиторскому мастерству, он решает отправиться за границу и заодно поправить здоровье.

Заграничная деятельность

Из краткой биографии Глинки известно, что за границей он провел 4 года. Композитор побывал в Германии и Италии. За это время он изучил быт стран зарубежья, познакомился с их культурой и традициями. Ему удалось встретиться с Берлиозом, Мендельсоном и другими известными композиторами. Он с удовольствием внимал их музыке, сам занимался пением с наилучшими певцами. Последние несколько месяцев Глинка провел в Германии. Там он совершенствовался в композиторском мастерстве у знаменитого музыкального теоретика Зигфрида Дена.

Произведения заграничного периода

Во время пребывания в Италии Михаил Иванович пишет ряд произведений, получивших положительную оценку. Среди них романсы и фортепианные пьесы, однако были и не очень серьезные сочинения. В скором времени все, что написал Глинка, перестало нравиться ему самому.

В 1832 году у него зреет мысль создать большое национальное произведение. Он уже обдумывал сюжет будущей оперы: по его замыслу она должна быть патриотичной и иметь национальный характер. Долгое время композитор размышлял не только над либретто будущего произведения, но и музыкой.

Одно из его высказываний в то время:

«Нам предстоит задача серьезная. Выработать собственный стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу».

Когда композитор вернулся на родину, он уже был опытным мастером своего дела.

Работа над оперой «Иван Сусанин»

Находясь за границей, Глинка успел сочинить две музыкальные темы для своей будущей оперы, основанные на народных мелодия, так как она должна была передавать русский характер. Жуковский при встрече с Михаилом предложил ему сюжет «Ивана Сусанина».

Автором либретто оперы стал барон Е. Розен. Главной идеей произведения он видел восхваления власти царя.

У самого же композитора был другой план оперы еще до написания либретто. Он хотел назвать оперу «Иван Сусанин. Отечественная героико-трагическая опера». Исходя из названия, можно сделать вывод, что Глинка желал сделать акцент на духовных ценностях крестьян, а также на подвиге представителя русского народа, который погиб, чтобы спасти родину.

В краткой биографии Михаила Глинки упоминается одна интересная версия о том, что музыку для оперы он написал до сочинения либретто. Текст был дописан Розеном гораздо позже.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. Эта дата стал днем рождения русской музыкальной классики.

Известные люди того времени положительно отзывались о новой опере. Например, Одоевский в своей статье об «Иване Сусанине» писал, что с оперой Глинки появляется новая стихия в искусстве, и начинается новый период — эпоха русской музыки.

Другое отношение к опере было у царя Николая I. Он хотел, чтобы опера прославляла самодержавие, поэтому она была переименован в «Жизнь за царя». Не только царь предвзято отнесся к новой опере. Для людей высших сословий было удивительно, что музыка написана в народном жанре, а главный герой — обычный крестьянин. Они прозвали оперу «кучерской», на что Глинка отметил в своих записках: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».

Работа в Придворно-певческой капелле

С 1837 года композитор на протяжении трех лет работает в Придворно-певческой капелле. За это время он внес значительный вклад в развитие хорового искусства в целом и поднял его художественный уровень. В 1838 году Глинка совершает поездку в Украину для набора в капеллу новых учеников. В последствии одним из них станет известный украинский композитор С. С. Гулак-Артемовский. У Глинки он обучался пению.

Работа над оперой «Руслан и Людмила»

После «Ивана Сусанина» Глинка начал работу над следующей оперой — «Руслан и Людмила». Он очень хотел, чтобы либретто написал сам А. С. Пушкин, но сделать этого не удалось из-за гибели поэта. В итоге над либретто стал трудиться сам Глинка.

Композитор более пяти лет работал над оперой. За это время он успел написать еще несколько произведений. Среди них: «Вальс-Фантазия», музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом».

Работа велась достаточно длительное время, так как светское общество все еще недоброжелательно относилась к композитору. Кроме этого, начались слухи и сплетни, так как композитор развелся с супругой. Только общение с близкими друзьями К. Брюлловым и Н. В. Кукольником приносило ему утешение.

27 ноября 1842 года опера была поставлена. Это произошло ровно через 6 лет после «Ивана Сусанина», день в день. Николай I не одобрил новую оперу, так как в ней не было прославления самодержавия, он покинул зал, не дожидаясь окончания спектакля. Это послужило началом травли оперы в аристократических кругах.

Все это не помешало пройти постановке более 40 раз, так как в защиту композитора встали общественные деятели. Одним из выступивших в защиту оперы был Одоевский.

Михаил Иванович очень тяжело переживал неудачу оперы. Забыть об этом ему помогли мысли о будущих произведениях.

1844-1848 гг

В 1844 году Глинка уезжает в Париж. В течение года он знакомится с местной культурой и традициями. Там он снова встретился с Берлиозом, и их дружба стала еще крепче. Большая часть французов не признавала новаторство композитора, но Глинка его новизну высоко оценил. Благодаря Берлиозу в Париже были исполнены некоторые произведения Михаила. Кроме этого, тот напечатал в газете статью о нем. Концерты в Париже прошли успешно. Так русская музыка постепенно начала распространяться за рубежом.

В 1845 году Глинка уезжает в Испанию. Музыкальная культура этой страны очень привлекает композитора. На протяжении двух лет он посещает разные города и записывает мелодии местных танцев и песен.

Эта поездка дала великолепные творческие результаты. Находясь в Мадриде в 1846 году, композитор написал фантазию на народные темы: «Арагонская хота». Это был новый жанр в симфонической музыке. Далее, в 1848 году, была написана еще одна испанская увертюра. В 1851 году она получила название «Ночь в Мадриде».

Заключительный этап жизни и творчества

С 1848-1857 гг композитор бывал то в Париже и Варшаве, то в Испании и Петербурге. Была написана «Камаринская» и начата работа над оперой «Двумужница» и симфонией «Тарас Бульба». В скором времени Глинка оставил написание этих сочинений. Вместо этого композитор переработал старые произведения и написал новые романсы. Также Глинка написал свои воспоминания, которые впоследствии назвали «Записками».

В высшем свете музыку композитора специально исполняли плохо, а иногда и вовсе не исполняли. Из-за возобновившихся интриг и сплетен Глинка был вынужден покинуть Питер.

Творческий кризис

Все эти обстоятельства привели к трудностям в сочинении новых произведений и творческом кризису. Был и еще один повод, который послужил этому. В 40-е годы началось новое веяние в русском искусстве. Стала популярна тема отражения конфликтов как социальных, так и психологических. Обращалось внимание на оскорбленных и униженных людей. Это заставило композитора пересмотреть свое мировоззрение и искать новые пути. К сожалению, в новом стиле ему удалось написать только несколько романсов в конце 40-х годов.

К счастью, Глинку окружали музыканты разных поколений. В этом кругу он нашел поддержку и утешение. Среди таких людей были: композиторы Балакирев и Даргомыжский; критики В. В. Стасов и А. Н. Серов. Балакирев впоследствии стал главой кружка «Могучая кучка». Также поддержку оказывала сестра композитора Л. И. Шестакова.

Читайте также  Виктория сливко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Смерть композитора

В 1856 году Михаил Иванович отправился в Берлин. Там он снова встретился с Деном и начал заниматься развитием многоголосия, соединив мотивы русских народных песен с классической формой полифонии.

В 1857 году у композитора обострилась печеночная болезнь, и он слег в постель. Это случилось из-за сильной простуды. В начале февраля композитор отправился в мир иной. Позднее его прах перевезли и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге, затем на этом месте был воздвигнут памятник композитору.

Завершая краткую биографию Михаила Ивановича Глинки, стоит сказать, что в общественных кругах неравнодушно отнеслись к его смерти. Сильную грусть об утрате такого гения пережил критик Стасов. Позднее он издал большой очерк, посвященный биографии Михаила Ивановича Глинки. После него о композиторе писали Серов и Г. А. Ларош.

Михаил Глинка

РУССКИЙ МАЭСТРО МИХАИЛ ГЛИНКА

Михаил Глинка вошел в историю мировой музыки как основатель русской национальной оперы. Его композиторский талант не всегда одобряли, иногда подвергали критике и насмешкам, но композитор выдержал все испытания с честью и занял заслуженное место в плеяде великих музыкантов.

Польский дворянин

Родиной Михаила Глинки была Смоленская губерния, где в селе Новоспасское жило его семейство со времен прадеда – польского шляхтича, который присягнул на верность царю и продолжил военную службу в России.

Родители Михаила приходились друг другу троюродными братом и сестрой. Поэтому отцу Глинки – Ивану Николаевичу нужно было получить разрешение архиерея на брак с троюродной сестрой. Молодых обвенчали и прожили они много лет в счастье и согласии, вырастив девятерых детей.

Потомственный польский дворянин Михаил Иванович Глинка родился в усадьбе своих родителей 1 июня 1804 года. Отец, который был капитаном в отставке, не жалел денег на благоустройство своего села, за что крестьяне его безмерно любили. За несколько лет поселение буквально преобразилось, в нем появились улицы с мостами, парк в английском стиле, крестьянские дома были выбелены мелом, а сам господский особняк был двухэтажным и имел 27 роскошно обставленных комнат.

Однако никакое богатое убранство дома не помешало Михаилу проникнуться простым сельским бытом, общаться с крестьянами на равных, понимать их проблемы, почитать традиции и тяготеть к простому народному творчеству. По мнению критиков того времени, впечатления детских лет, проведенных в селе, нашли отражение в лучших произведениях Михаила Глинки. Композитор вел автобиографические записки, в которых и сам подтверждал, что услышанные в детстве песни стали причиной его глубокой любви именно к русской музыке. С детства он выучился игре на скрипке и фортепиано, уже тогда пробовал сочинять музыку, замечательно пел и так же хорошо рисовал.

Вскоре после Отечественной войны 1812 года родители отправили Михаила на учебу в Петербург. В столице молодому человеку выпала честь познакомиться со знаменитыми людьми своего времени. В первую очередь, это были Евгений Баратынский, Александр Пушкин и Василий Жуковский. А в институте куратором курса Глинки был друг Пушкина со времен лицея Вильгельм Кюхельбекер. Крепкая дружба завязалась тогда между Михаилом Глинкой и писателем и композитором Владимиром Одоевским.

Искушение музыкой

В те годы Михаил Глинка понял, что тяга к музыке – не простое увлечение. Он стал брать частные уроки у известных педагогов того периода – Джона Филда и Карла Цейнера. Глинка изучал европейскую классическую музыку, музицировал в знатных салонах, начал пробовать свои силы в композиторском искусстве. Вскоре его старания увенчались успехом, у него появились произведения в разных жанрах. Уже тогда в музыкальных кругах знали его романсы на слова Баратынского «Не искушай меня без нужды» и Пушкина «Не пой, красавица, при мне». Но сам композитор был недоволен тем, что у него получалось.

В 1823 году Михаил Иванович отправился на Кавказ, познакомился с музыкой разных народов, потом несколько лет проработал в управлении путей сообщения, а в 26 лет решил окончательно посвятить себя творчеству и поехал в колыбель музыкальной культуры – Милан.

Первая опера

Проникшись итальянским духом, композитор сочиняет пьесы на основе известных опер и пишет музыку для инструментальных ансамблей. В 1833 году он переехал в Германию, где под руководством Зигфрида Дена начал изучать неведомые ему страницы теории музыки. В Германии его застало известие о кончине отца, и Глинка срочно выехал на родину, имея уже в планах создание национальной оперы.

Когда он поделился мыслями и задумкой с Василием Жуковским, тот предложил ему взять за основу сюжет об Иване Сусанине. В это же время Михаил Глинка сделал предложение 17-летней Марье Ивановой (которой посвятил романс «Только узнал я тебя»), в апреле 1835 года они обвенчались и уехали в родную деревню композитора, где он принялся за будущую оперу «Жизнь за царя».

Через год произведение было готово, но поставить его на сцене оказалось делом совсем непростым. Препятствовал этому директор императорских театров Александр Гедеонов. Он передал партитуру на рассмотрение капельмейстера Кавоса, у которого была своя опера на аналогичную тему. Но тот поступил благородно, написал лестный отзыв о произведении Глинки и снял свою оперу с репертуара. Вот только Гедеонов отказался платить гонорар Михаилу Ивановичу за его оперу.

Национальная эпопея Михаила Глинки

Премьера прошла с грандиозным успехом в ноябре 1836 года. Глинка не мог поверить своему счастью. Сам император долго высказывал ему благодарные слова, а критики назвали «Жизнь за царя» национальной героико-патриотической эпопеей.

Не обошлось без интриг и на премьере оперы. Один из зрителей громко выкрикнул, что произведение это достойно лишь кучеров. В ответ на это в своих автобиографических записках Глинка отметил, что согласен с этой оценкой, поскольку кучера дельнее многих господ.

На фоне творческого успеха ухудшились семейные отношения Михаила с Марьей. Он понял, что влюбился в придуманный идеализированный образ и быстро разочаровался в жене, которую больше интересовали балы и наряды, нежели творческие планы супруга. Официальный развод затянулся на целых шесть лет. Марья за это время успела закрутить роман с неким корнетом, а сердце Глинки залечивала от душевных ран Екатерина Керн – дочь музы Пушкина Анны Керн.

Вдохновленный Пушкиным

Благодаря удачной постановке «Жизни за царя» Михаил Глинка стал капельмейстером при дворе, а через два года уехал в Украину отбирать самых талантливых певчих для капеллы. Среди тех, кто отправился назад с композитором, был и Семен Гулак-Артемовский, который впоследствии стал знаменитым композитором и автором первой украинской оперы «Запорожец за Дунаем».

Михаил Иванович задумал новую оперу по сюжету пушкинской «Руслана и Людмилы». Он мечтал поработать с великим поэтом, но скоропостижная смерть Пушкина все перечеркнула. Глинка шесть лет работал над оперой «Руслан и Людмила», постоянно репетировал с артистами, совершенствовал свое творение и в ноябре 1842 года выдал на суд публики. Критики и бомонд были совсем неблагосклонны к произведению Михаила Глинки, а князь Михаил Павлович даже говорил, что отправляет провинившихся солдат слушать оперу Глинки в виде наказания.

Европейское признание Михаила Глинки

В защиту своего друга встал Владимир Одоевский, который назвал оперу роскошным цветком на почве русской музыки. Он же помогал Михаилу Ивановичу в создании декораций, в особенности для сцены Черномора. Глинка долго размышлял над тем, что же должно быть в сказочном саду, пока Одоевский не принес ему книгу одного немецкого натуралиста, в которой микроорганизмы были изображены в сильно увеличенном виде. Эта идея поразила композитора, а зрители были в восторге от увиденных декораций.

Будучи на гастролях в Петербурге в 1843 году, в театр на оперу Глинки «Руслан и Людмила» специально приходил венгерский пианист-виртуоз и композитор Ференц Лист. Он давно проявлял горячий интерес к русской музыке, поэтому пришел проникнуться ею и понять еще глубже. Лист был настолько впечатлен увиденным и услышанным, что переложил для фортепиано «Марш Черномора» и блестяще исполнил его на одном из своих выступлений. Такое признание европейского композитора сыграло значительную роль в карьере Михаила Глинки. Вскоре композиторы познакомились лично и нередко встречались в музыкальных кругах. Ференц часто просил Михаила Ивановича спеть романсы, сам же аккомпанировал или играл свои произведения.

Сестра Глинки просила у Листа разрешения написать ему посвящение при публикации произведений своего брата, на что Ференц отозвался с искренней благодарностью.

Угасшее чудное мгновенье

Жизнь Глинки была наполнена не только творчеством, но и личными трагедиями и переживаниями. Пока шел бракоразводный процесс, он строил отношения с Екатериной Керн. Ей посвятил романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, которые были написаны для ее матери. Девушка ждала, что вот-вот они смогут создать семью. В 1841 году Екатерина забеременела, развод все никак не регистрировали, девушка страдала и требовала от Глинки решительных действий. Тогда композитор не смог позволить ей родить внебрачного ребенка и дал много денег на аборт, о котором позже очень сожалел. Чтобы вся ситуация не стала достоянием общества, девушка уехала почти на год в город Лубны Полтавской губернии. За это время пылкое чувство композитора к Екатерине угасло, и возобновить отношения они так и не смогли, хотя Керн сохранила любовь к Глинке до конца своих дней.

Русский классик

Михаил Иванович впал в отчаяние. Опера «Руслан и Людмила» почти провалилась, отношения с Керн потерпели фиаско, заказов на новые произведения не поступало, казалось, что родина просто отвернулась от своего композитора. Тогда он принял решение снова уехать в Европу. Путешествуя по Франции и Испании, он написал «Арагонскую хоту» и увертюру «Ночь в Мадриде». Тогда же была создана знаменитая оркестровая фантазия «Камаринская», в которой по меткому выражению Петра Чайковского была заключена вся русская симфоническая школа.

В феврале 1857 года его опера «Жизнь за царя» с успехом прошла в Берлине. Выйдя с премьеры на холодный зимний ветер, Михаил Иванович простудился и заболел воспалением легких. Умирал он мучительно, а на родине об этом даже никто не знал. Композитора не стало 15 февраля 1857 года. О его кончине в России узнали только через три месяца и перевезли прах в петербургскую Александро-Невскую лавру.

И только после смерти композитора к нему пришло всеобщее признание. На всех сценах империи стали ставить две его оперы, а Михаила Ивановича Глинку признали классиком русской музыки. Впервые на мировом музыкальном Олимпе появился русский автор, который сформировал композиторскую школу своей страны и стал громким именем в европейской культуре.

ФАКТЫ

На репетициях «Руслана и Людмилы» у исполнительницы партии Гориславы Эмилии Лилеевой никак не получалось воскликнуть «О!» перед фразой «мой Ратмир». Однажды Михаил Иванович тихо подкрался к певице и в нужный момент сильно ущипнул ее за руку, от этого девушка произнесла совсем неподдельное «О!». Глинка попросил ее и впредь так петь.

Михаил Глинка однажды «тайно» аккомпанировал молодому певцу Николаеву. Тот узнал о том, что перед ним сам маэстро только после того, как исполнил почти все его романсы. Узнав, что пел самому автору, он смутился, но услышал от композитора замечательный совет: никогда не петь в обществе дилетантов, ибо они могут избаловать похвалой и засыпать никчемной критикой, а настоящие музыканты могут дать только полезные наставления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: