Мартин лютер — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Мартин Лютер

Фото Все

Видео Все

Лютер / Luther — христианский фильм в высоком качестве

Основатель протестантизма Мартин Лютер

Мартин Лютер (рассказывает историк Наталия Басовская)

Мартин Лютер — биография

Мартин Лютер – богослов, инициировавший Реформацию. Перевел Библию на немецкий язык, его имя носит одно из религиозных направлений – лютеранство. Создал немецкий литературный язык.

Мартин Лютер оказал большое влияние на мировую историю, можно даже сказать, что он изменил вектор ее развития. Он заставил усомниться в мощи католической церкви, и стал создателем новой религии – протестантизма. Хотя всю жизнь не переставал причислять себя к грешникам.

Детство

Родился Мартин Лютер 10 ноября 1483 года в германском городке Айслебен, куда его отец, простой саксонский рудокоп Ганс Лютер переехал в поисках лучшей судьбы. Ганс был очень трудолюбивым, и, несмотря на это, материальное положение семьи оставалось достаточно трудным. Вначале семья жила в деревеньке Мера, отец вел обычный крестьянский образ жизни. После переезда в Айслебен он нашел работу в местных рудниках, где добывалась медь. Когда Мартину исполнилось полгода, семья снова переезжает. На этот раз они осели в Мансфельде, где Ганса уже считали зажиточным бюргером.

С первыми житейскими трудностями Мартин столкнулся в семилетнем возрасте, когда его отправили на учебу в обычную школу. Там он узнал, что такое постоянные наказания и унижения. Обучение в этом заведении было поставлено так, что талантливый ребенок за семь лет пребывания в его стенах, научился только письму, чтению, нескольким молитвам и десятку заповедей.

В 1497-м, когда Мартину исполнилось 14, он стал учеником францисканской школы Магдебурга, а через год начал посещать школу в Эйзенахе. У него абсолютно не было денег даже на самое необходимое. Вместе с друзьями он пытался заработать пением под окнами богатых горожан. Тогда он решает начать самостоятельно работать в руднике по примеру отца, но у судьбы были на него совсем другие планы.

Однажды они пели возле дома зажиточного горожанина, и Мартина заметила его жена Урсула. Женщине стало жаль этого мальчишку, она решила помочь ему, и предложила переехать в их дом на некоторое время. Этот переезд стал для Лютера дорогой в новую жизнь.

В 1501-м школа осталась позади, и Мартин становится студентом философского факультета Эрфуртского университета. Молодого человека отличала прекрасная память, он стремился к новым знаниям, буквально впитывал их во время лекций. Самый сложный материал давался ему легко, и благодаря этому Лютер занял в вузе лидирующие позиции.

В 1503 году Мартин получил степень бакалавра, и приглашение учить студентов философии. Одновременно с этим он изучает юриспруденцию, потому что такова была воля его отца. Развитие Лютера можно назвать разносторонним, однако больше всего его привлекало богословие, он интересовался трудами великих отцов церкви.

Мартин частенько посещал университетскую библиотеку, и в один из дней он взял в руки Библию. Молодой человек прочел ее полностью, а до этого он был знаком только с отрывками Писания. В те времена считалось, что миряне не должны читать ее полностью, это не обязательно и даже очень вредно. Эта книга перевернула внутренний мир впечатлительного Лютера.

После окончания университета Мартин совершил поступок, неожиданный для всех и в первую очередь для его родителей. Он решил отказаться от мирской жизни и посвятить себя служению Богу. Дело в том, что у него умер близкий друг, и Мартин почему-то решил, что он виновен в его смерти, что он грешен и нужно отмаливать у Господа прощение.

Монастырь

В монастыре Мартин брался за любую работу. В его обязанности входило заводить часы на башне, помогать старшим, подметать церковный двор, подменять привратника.

Чтобы помочь Лютеру победить человеческую гордыню, монахи изредка отправляли молодого богослова в город, просить милостыню. Он подчинялся безропотно, в точности соблюдая все их распоряжения. В 1506-м Мартин стал монахом, спустя год – священником. Теперь его звали брат Августин.

Пребывая в статусе священника, Лютер продолжал и дальше учиться и развиваться. В 1508-м он получил рекомендацию от генерального викария и стал преподавателем в Виттенбергском университете. Он преподавал студентам диалектику и физику. Прошло немного времени, Лютер удостоился степени библейского бакалавра, и имел право читать еще богословие. Лютеру позволялось заниматься толкованием библейских писаний, а для этого ему понадобилось знание иностранных языков. Упорный богослов принялся за их изучение.

В 1511-м Мартин побывал в Риме, куда был отправлен представителями священного ордена. Там он впервые открыл противоречивые факты в католицизме. В 1512 году Лютер занял место профессора теологии, выступал с проповедями, был смотрителем одиннадцати монастырей.

Реформации

Несмотря на то, что вся жизнь Мартина Лютера была посвящена служению Богу, он постоянно комплексовал, считал себя грешным и несовершенным в своих деяниях перед лицом Всевышнего. Душевные муки привели богослова к переосмыслению духовного мира и к началу реформаций.

В 1518-м Лютер раскритиковал вышедшую папскую буллу, он полностью разочаровался в католицизме. Мартин пишет свои 95 тезисов, разбивающие в прах учения Римской церкви.

Мартин утверждал, что духовенство не должно влиять на государство, равно как и выступать посредником между Богом и человеком. Лютер протестовал против безбрачия представителей духовенства, которое было принято декретами Папы. С подобными реформаторскими действиями церковь сталкивалась и раньше, но до Лютера никто так категорично и смело не высказывал свою позицию.

Тезисы смелого богослова достаточно быстро стали популярными, о новом учении узнал сам Папа Римский. В 1519 году он позвал Лютера к себе на суд. Мартин проявил упрямство и не поехал в Рим, после чего по указанию понтифика его предали анафеме – отлучили от святых таинств.

В 1520-м Лютер при народе сжег папскую буллу, призвал всех бороться с засильем папских законов, и лишился католического сана. На основании Вормсского эдикта от 26 мая 1521 года, Лютер обвинен в ереси. И только благодаря помощи сторонников лютеранства ему удалось спастись от расправы. Они инсценировали его похищение, а в действительности Мартин пребывал в замке Вартбург, где начал переводить Библию на немецкий.

В 1529-м общество официально приняло протестантизм Лютера, который стал одним из направлений католицизма. Но спустя некоторое время его приверженцы разделились на два лагеря – кальвинизм и лютеранство.

Кальвинизм получил свое название от имени Жана Кальвина, который продолжил реформаторское дело Лютера. Он считал, что судьба человека полностью предопределена Богом.

Отношение к евреям

На протяжении своей жизни Лютер несколько раз менял отношение к евреям. Вначале он осуждал тех, кто преследует людей этой национальности, призывал к терпимости и здравомыслии.

Мартин почему-то был уверен, что после посещения его проповедей, евреи согласятся пройти обряд крещения. Он написал памфлет под названием «О том, что Христос родился евреем», в котором отметил, что Христос тоже еврей, и что он поддерживает сопротивление древнего народа по отношению к папскому произволу.

Потом он понял, что евреи не реагируют на его учения, и его отношение к ним сменилось на враждебное. Под влиянием новых настроений, он пишет книги явно антиеврейского характера – «Застольные беседы», «О евреях и их лжи».

После этого еврейский народ полностью разочаровался в немецком философе, и не принял реформации, предложенные им. Позже в лютеранской церкви черпали свое вдохновение антисемиты, постулаты этой церкви послужили основой пропагандистской кампании против евреев, развернувшейся в Германии.

Личная жизнь

Мартин придерживался мнения, что Бог не запрещает никому жениться с целью продления своего рода. Биография богослова содержит сведения, что он устроил свою личную жизнь с бывшей монашкой, родившей ему шестерых детей.

Портрет Мартина Лютера и его жены

Девушку завали Катарина фон Бора, в монастырь ее отдали родители, обнищавшие дворяне. В возрасте восьми лет она приняла обет безбрачия, строго соблюдала дисциплину, приняла аскезы. Воспитанная церковью, девушка отличалась строгостью и суровостью, и это впоследствии отразилось на ее отношениях с супругом.

Они обвенчались 13 июня 1525 года. Жениху на тот момент исполнилось 42, молодой жене 26. Молодожены поселились в заброшенном монастыре августинцев, жили они просто, без всяких излишеств и богатства. Двери их дома были открыты для всех, кому нужна была любая помощь.

Смерть

Мартин Лютер не переставал трудиться вплоть до самой смерти. Он выступал с лекциями, проповедями, трудился над созданием книг. Богослов отличался невероятной работоспособностью и энергичностью, он мало спал и скудно питался. С возрастом его начали мучить головокружения, частые обмороки без видимых причин. У Лютера обнаружили так называемую каменную болезнь, которая доставляла ему невероятные мучения.

Немалую роль в плохом самочувствии сыграли и внутренние сомнения и противоречия. Лютер рассказывал, что ночами видит Дьявола, который обращается к нему со странными вопросами. Богослов просил у Всевышнего послать ему смерть, так как болезненное состояние длилось долгие годы, доставляя ему невероятные мучения.

Он скончался внезапно 18 февраля 1546 года. Местом упокоения Лютера стала дворцовая церковь, на дверях которой он когда-то прибил свои тезисы.

Памяти Мартина Лютера посвящена автобиографическая картина режиссера Эрика Тилля «Лютер», в которой нашла отражение вся его жизнь.

Труды

  • Берлебургская библия
  • Лекции о Послании к Римлянам
  • 95 тезисов об индульгенциях
  • К христианскому дворянству немецкой нации
  • О вавилонском пленении церкви
  • О свободе христианина
  • О рабстве воли
  • О войне против турок
  • Большой и малый Катехизис
  • Похвала музыке
  • О евреях и их лжи

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Семейная история Мартина Лютера

Мартин Лютер – немецкий реформатор, доктор теологии, фигура, которая во многом перевернула ход истории. Его семейная жизнь долгое время оставалась незамеченной.

Тюрингия: родные пенаты семьи Мартина Лютера

Известно, что уроженец саксонского города Эйслебена Мартин Лютер происходил из тюрингских крестьян. Его семейная история связана с западной частью Тюрингенского леса и окрестностями города Эйзенаха. А именно с селом Мёра, которое известно в источниках ещё с XIV столетия. Место славилось близлежащим болотом, в котором, по легенде, сгинуло много людей и домашнего скота. В селе к концу XV века проживало приблизительно 250 человек. Они платили подати в имперскую казну, от местной знати фактически не зависели. Очень закрытые и упорные люди жили в тех краях. Тюрингские крестьяне сохраняли традиционный уклад в хозяйстве до XVII столетия. Село находилось в трёх днях езды от крупного центра культуры и торговли — города Нюрнберга.

Настоящая фамилия будущего вершителя судеб немецкой нации — Людер. Эта фамилия считалось довольно распространенной в округе Эйзенаха. Собственно, сам реформатор, будучи студентом Эрфуртского университета, был записан как «Мартинус Людер из Мансфельда». Людеры владели пятью дворами в селе Мёра: дед Мартина Гейне Людер был собственником одного из этих дворов. Четверо сыновей: Вейт, Гейнц, Ганс-старший и Ганс-младший проживали с отцом. По старой традиции земля по наследству переходила младшему сыну в семье — Гейнцу. Остальные же оставляли отчий дом в поисках лучшей жизни.

Ганс Людер-старший в 1481 году отправился под венец с жительницей Эйзенаха Маргарет Линдеман. Через два года Ганс с годовалым сыном и супругой на сносях уехал в бедные районы Эйслебена. Глава семьи трудился на рудниках Мансфельдского графства, чтобы кормить беременную жену и ребёнка. 10 ноября 1483 году у пары родился второй сын — Мартин. Летом 1484 года семья Людеров уже жила в Мансфельде. Отец трудился на меднорудных шахтах не покладая рук, и к 1509 году он стал горным мастером — Ганс имел процент прибыли с восьми шахт и трёх плавилен. К 1525 году он скопил приличное наследство: на 1250 гульденов можно было приобрести земельный участок с поместьем, пахотой и лесом. Отец Мартина был довольно трудолюбивым человеком, который выбился в обеспеченные бюргеры.

Читайте также  Евгений литвинкович - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Семья Мартина Лютера: быт и нравы

Семья не голодала и не находилась в постоянном поиске материальных средств. Но Мартин всегда вспоминал детские годы, которые были наполнены воздержанием во всём: в еде, в одежде, в быту. Экономия была везде: мать постоянно ходила в лес собирать хворост чтобы топить очаг, пища была скудной, а одежду носили до последнего. Жили по-прежнему в бедном районе, и помещения дома не отличались хорошим убранством.

Если говорить о личностных характеристиках родителей Мартина Лютера, то следует отметить ряд интересных моментов. Маргарет Линдеман отличалась музыкальными способностями, хорошо пела, была очень благочестивой и впечатлительной особой. Именно она познакомила Мартина с идеями Нового благочестия (возвращение к раннехристианским догмам), которые были так популярны в немецких землях во второй половине XV века. Ганс Людер — рассудительный, твёрдый и упорный человек. Будучи уже по сути бюргером, он всё так же рассуждал на вольные темы как крестьянин. Но ему требуется постоянно переступать через себя: бюргеру следует быть прагматичным. Лютер в своих воспоминаниях это неоднократно отмечал. Пара относилась к типичным верующим Германии XV-XVI столетий, которые уважали наказы апостольского престола, справляли обряды и в какой-то степени были недовольны злоупотреблявшими своим положением церковными иерархами.

К воспитанию детей Ганс и Маргарет относились довольно стандартно, по-библейски. Притчи Соломоновы были очень хорошо восприняты ими: за провинности дети наказывались розгами. За взятую без спроса со стола булку Мартина будет жестоко бить хворостинами прямо-таки до крови его матушка. Как и большинство горняцких детей, Мартин Лютер всё же оставался без должного внимания: родители долго трудились, и после работы у них совершенно не было времени на планомерное общение со своим чадом. Тем более, что мать рожала чуть ли не через год: правда, многие дети ещё в младенчестве умерли.

Но надо отдать должное отцу будущего реформатора: он накопил достаточно денег, чтобы Мартин получил образование сперва в латинской школе Мансфельда, а после учился в Магдебурге. Именно там Мартин попал в общину «братьев общей жизни», и там же началось формирование его собственного взгляда на религиозную жизнь.

Доктор теологии, бывший монах, семейный человек

Лютер был яростным критиком и противником целибата. Он прекрасно понимал: жизнь без семьи и любимого человека — настоящая мука, и только избранным дозволено выдержать испытание одиночеством (например, Франциску Ассизскому). Самое главное — не стать зависимым от похоти. Брак не был в его глазах плодом восторженной любви — это испытание без конца, постоянное смирение и прощение. Особенно после Крестьянской войны 1525 года Лютер начал осознавать всю быстротечность жизни и задумался о браке. Пасторы новой веры уже во всю связывали себя узами с избранницами.

Лютер, в свою очередь, очень помог беглым монахиням из альбертинского монастыря, которым он дал кров в 1523 году. Среди девяти монашек была и его будущая жена — Катарина фон Бора. Позднее она трудилась у самого Лукаса Кранаха, художника и бургомистра Виттенберга. Лютер часто бывал у Кранаха, и Катарина пристально следила за известным богословом. Потом в личной беседе она всё-таки обмолвилась о том, что была бы не прочь стать женой Мартина. Узнав об этом, Лютер переночевал с этой мыслью и на утро сделал Катарине предложение руки и сердца. 13 июня 1525 года состоялась свадьба отца немецкой Реформации. Катарина фон Бора была очень жизнерадостной, ухоженной двадцатисемилетней дамой.

Их интимная жизнь была далека от идеала: оба уже не юны, оба были в оковах монастырского уклада. Изначально это был очень своеобразный союз: вспыльчивый, мнительный и очень увлеченный Лютер и терпеливая, последовательная и компанейская Катарина фон Бора. В их дом в Виттенберге мог попасть любой страждущий: двери всегда были открыты, и хозяева слыли очень гостеприимными. Семья очень любила петь за столом и устраивать званые вечера. У пары родились пять детей: Ганс, Магдалена, Мартина, Павел, Маргарет. В их доме часто проходили лекции, встречи с городскими чиновниками и просто дружеские застолья. Семейство Лютера можно по праву назвать хлебосольным. В Катарине фон Бора он нашел не только будущую любовь всей жизни, но и настоящего единомышленника, единоверца.

Подводя итог, можно смело сказать, что воспитание, гены и семейный уклад немецкого реформатора очень сильно сказались на его карьере и деятельности. Решительные шаги Реформации в Германии в начале XVI столетия были своеобразным отражением характера и воспитания Мартина Лютера. Он не был настоящим проповедником из народа, но он прекрасно понимал его нужды и желания. Лютер был зависим от семейной поддержки, ведь именно она дала ему путёвку в жизнь.

Мартин Лютер – биография, фото, личная жизнь реформатора


Имя: Мартин Лютер (Martin Luther)

Дата рождения: 10 ноября 1483 года

Дата смерти: 18 февраля 1546 года

Возраст: 62 года

Место рождения: Айслебен, Саксония, Германия

Место смерти: Айслебен, Саксония

Деятельность: богослов, политик, переводчик, реформатор

Семейное положение: был женат

Мартин Лютер — биография

Он сумел сокрушить мощь католической церкви и создать новую религию — протестантизм. При этом себя самого считал очень грешным человеком.

Родители будущего реформатора были крестьянами, которые в поисках лучшей жизни перебрались в Айслебен, что в Саксонии. А вскоре после рождения Мартина семья переехала в Мансфельд. Отец устроился работать на медный рудник. Спустя некоторое время он смог приобрести долю в шахтерском бизнесе. Получил и влияние — заседал в городском магистрате.

«Родители мои, — писал позже Лютер, — держали меня сурово, отчего я и сделался робким». Впрочем, он понимал, что это не было следствием черствости их душ: «Побуждения их были прекрасны; но они не умели различать особенностей характера, с которыми всегда должны быть соразмеряемы и наказания».

Отец во что бы то ни стало хотел видеть сына доктором юриспруденции. В 7 лет мальчика записали в школу, где он научился письму, чтению, пению и основным молитвам. Там царили те же представления о воспитании, что и дома, — и в Мартине поселилось ощущение собственной греховности.

Образование

К 14 годам Лютер-младший стал учеником францисканской школы Магдебурга. Увы, и там оказалось не лучше. Позже он сравнит эти годы с чистилищем и адом. Зато школа в Эйзенахе, куда затем отправился Мартин, приятно его удивила: к нему стали относиться по-человечески. Прожитые там 3 года дали ему гораздо больше, чем все предыдущие.

Жившие в бедности ученики часто подрабатывали пением под окнами горожан. И вот однажды Урсула Котт, супруга состоятельного торговца, приметила Мартина и пригласила в дом — сначала отдохнуть и обогреться, а затем и жить. Лютер не просто смог выбраться из щемящей бедности, но и обрел веру в людей. Тогда же пришла любовь к музыке, которую он пронесет через всю жизнь.

А после был Эрфуртский университет — один из лучших в Германии, — который, однако, Лютер будет вспоминать не иначе как «пивную и бордель». К счастью, у усидчивого юноши получилось сосредоточиться на учебе: схоласты и античная классика, дебаты и сочинения, и главное — труды Блаженного Августина. В 1505 году Лютер стал бакалавром свободных искусств и начал изучать юридические науки.

В тот период он впервые полностью прочёл Библию. Трудно поверить, но постоянно находившийся в монашеском окружении Лютер ранее видел только отрывки Писания — считалось, что полностью читать его мирянам не обязательно и даже вредно. Это произвело на него сильное впечатление. Как и случайная реплика одного из товарищей, решившего подбодрить Лютера, когда тот заболел: «Не беспокойся, любезный бакалавр! Ты еще станешь великим мужем!»

А будущий великий муж безмерно страдал от страха перед Богом. Потом он вспомнит, что утерял тогда связь со Спасителем. И все же теология представлялась Лютеру более весомой наукой, чем юриспруденция. И, получив степень магистра, Мартин, к ужасу родителей, стал монахом-августинцем. Говорят, на это его подвигло случайно вырвавшееся во время удара молнии обещание. Но на самом деле Лютера вела к этому его судьба. Отец, который уже строил планы на свадьбу старшего сына, долго не мог простить ему этото выбора.

Теология Лютера

Став доктором наук, Лютер читал лекции в университете Виттенберга. В 1511 году он отправился в Рим по делам ордена. Увиденное там разгульное роскошество папского двора неприятно поразило его.

К 1512 году Мартин был уже профессором теологии и монахом, живущим по уставу. Но старые страхи не оставляли его: «Я снова и снова каялся. Чем больше я пытался излечиться, тем сильнее смятение и беспокойство овладевали мной». Облегчение приходило через пристальное, медитативное изучение Библии.

При сравнении лекций Лютера с промежутком в несколько лёт хорошо видно, насколько углубилось его понимание Писания. Именно тогда в нем окончательно сформировался главный принцип: спасение через веру, а не через обряды. Вскоре Лютер с гордостью заметил, что в стенах университета «его теология» вытесняет Аристотеля и схоластов.

Мартин Лютер — реформация

В это же время развернулась торговля папскими индульгенциями — документами, которые даровали отпущение грехов. Лютер протестовал против такой практики: спасение может быть приобретено только личным покаянием, а не монетой! Он составил (по собственному признанию Лютера, идея пришла к нему в момент посещения уборной) знаменитые 95 тезисов, которые отправил архиепископу Майнца. Историю о том, что он прибил их к церковным дверям, историки долгое время подвергали сомнению. Лишь недавно нашлось ее подтверждение..

Нужно заметить, что в протесте изначально не было противостояния папе. Более того, Лютеру не нравилось, что его считают лидером антипапского движения. Но процесс уже было не остановить — его поддержали влиятельные немецкие князья, стремившиеся освободиться из-под влияния Ватикана. Да и в народе стала расползаться смута. В Риме все строже смотрели на виттенбергского теолога.

Нарастающее давление со стороны церковных иерархов заставляло Лютера защищаться. Он начал искать в Писании основания для сомнений в объеме папской власти. Но главным толчком к радикализации стало знакомство с профессором Иоганном Экком, блестящим полемистом. Именно в спорах с ним Лютер впервые положительно отозвался о Яне Гусе, сожженном еретике. Понимая, что этого папа уже не простит, Мартин начал произносить речи и печатать памфлеты в куда более дерзком тоне.

В 1520 году Лютера отлучили от Церкви — но ему это было уже безразлично. Он прилюдно сжег папскую буллу о его отлучении, вместе с декретами и книгами канонического закона. Над Мартином нависла серьезная угроза. И тогда его покровитель, Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый, организовал ложное похищение — Лютера тайно перевезли в Вартбург, в замок Фридриха.

В замке из-за долгих ночных молитв Лютер испытывал упадок сил и прилив сомнений, его преследовали навязчивые видения. По легенде, он в сердцах бросил чернильницу в дьявола, являвшегося ему в образе свиньи или блуждающих огней, — но лишь испачкал стену. Однако нашел в себе силы собраться с духом и вскоре снова писал памфлеты, сочинял гимны и даже перевел Библию на немецкий язык.

Читайте также  Анита цой - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Между тем в Виттенберге упрощались литургии, перераспределялись церковные доходы, разрушались алтари. Лютер порицал насилие, но остановить смуту -было уже невозможно. Князья стремились приобрести как можно больше власти, что было удобно делать под лозунгами национально-религиозного объединения. А крестьяне поднимали восстания.

Мартин Лютер — биография личной жизни

Все происходящее подрывало веру Лютера в собственное дело. Но он продолжал, его — занимался церковной реформой: «освобождал» монахов, перевел литургию на немецкий, сформировал большой и малый катехизисы для простых людей.

Одна из расстриженных монахинь стала его женой — довольно властной, но горячо любящей. Лютер того периода — счастливый отец семейства, еще не знающий, что через три поколения начнется кровавая Тридцатилетняя война между католиками и протестантами.

Смерть богослова

Умер Мартин Лютер в родном Айслебене в 1546 году, в возрасте 62 лет. С одной стороны, его наследием стали религиозные войны, с другой — традиций грамотности и трудолюбия. А в истории навсегда останется образ сильного и страстного, но добродушного богослова, сумевшего отстоять свои идеалы.

Мартин и Катарина Лютер. История семьи реформации

13 июня 1525 года Мартин Лютер, бывший монах, зачинатель Реформации, навсегда изменивший мир, женился на бывшей монахине Катарине фон Бора. И хотя ему было 42, а ей – 26, они прожили вместе долгую и счастливую жизнь. Позже Лютер писал, что не променял бы Катарину на Францию или Венецию. «Мein Herr Käthe» (уважаемый господин Кете), как называл ее Мартин, навела порядок, сделала дом Лютера образцовым и способным давать приют страждущим. «Я счастливый человек, — писал Лютер друзьям. — Катарина, лучшая и любимейшая из жен, подарила мне сынишку, маленького Ганса Лютера». Всего у Катарины и Мартина было шесть детей — три сына и три дочери.

Катарина родилась в дворянской, но обедневшей семье. В возрасте 9 лет ушла из жизни ее мать, а отец вскоре женился снова. Но не видел места в новом браке для старых детей, поэтому девочку решили отправить в монастырь, где она и жила все это время, пока в начале 1520-х годов, непонятно каким образом сюда стали проникать трактаты Лютера. Затем начали поговаривать о том, что иные монахи и монахини покидают свои обители и становятся последователями этого человека, учившего, что спасение есть дар Бога, а не результат исполнения религиозных обрядов.

И вот Кати и одиннадцать других монахинь тайно отправили Лютеру в Виттенберг письмо, в котором писали, что хотят оставить монашество.

Они просили его о помощи. Осуществить их желание было очень трудно, поскольку монастырь находился на территории, подвластной герцогу Георгу, заклятому врагу Лютера. Георг однажды уже жестоко покарал человека, который помог нескольким монахиням бежать из монастыря. Но Лютер разработал простой и надежный план. В городе Торгау, располагавшемся неподалеку, жил уважаемый гражданин, член городского совета, бывший сборщик податей по имени Леонард Копп

. У него был заключен контракт на поставку копченой сельди в монастырь Нимбшен, в котором и находились двенадцать несчастных монахинь. Сельдь поставлялась в бочках. Каким образом Коппу удалось все осуществить, в точности неизвестно. Однако когда он въезжал в монастырь, он вез в своей крытой брезентом повозке двенадцать бочек с сельдью, а когда выезжал оттуда, то, вроде бы, вывозил обратно под тем же брезентом двенадцать пустых бочек. Но бочки пустыми не были.

Через два дня девять монахинь (три других отправились к родителям) стояли у порога Мартина Лютера, и теперь ему предстояло каким-то образом устроить их работать или же выдать замуж. Найти им работу было сложно. Монахини не разбирались в домашнем хозяйстве. Один историк писал: «Все, что они умели — это молиться и петь». Найти им мужей было не легче. В Германии девушки выходили замуж в пятнадцать-шестнадцать лет, а большинство из этих девяти монахинь были значительно старше. Тем не менее, Мартин Лютер чувствовал, что просто обязан помочь им. «Мне так жаль эту отчаявшуюся маленькую стайку», — писал он другу.

Кто-то выразил такое мнение, что Лютер мог бы частично решить эту проблему, сам женившись на одной из этих монахинь. Мартин ответил, что об этом не может быть и речи. И не потому, что он был бесполым существом из камня или выступал против брака. Просто за это его могли бы вскоре убить как еретика. Хотя к этому времени он уже не считал себя связанным обетом безбрачия. «Мне не чужды желания, испытываемые мужчиной, я не каменный, — честно признавался он. — Но я сознаю, что в любой день могу быть сожжен на костре как еретик».

Постепенно Лютеру удалось найти мужей нескольким монахиням, но одна из них была главной его проблемой. Это была Кати фон Бора, нашедшая временную поденную работу в доме Лукаса Кранаха, соседа Лютера. У Кранаха было большое хозяйство, и он нуждался во множестве помощников.

Не то чтобы никто не проявлял интереса к этой женщине. Ее живой характер привлек внимание молодого человека из знатной нюрембергской семьи, и они полюбили друг друга. Но когда юноша сообщил родителям о том, что собирается жениться на беглой монахине, они наотрез отказались благословить этот брак. Кати очень тяжело переживала происшедшее. Ее сердце было разбито. Но сваха Лютер не оставлял попыток устроить ее жизнь. Твердо решив найти Кати мужа, он вскоре подобрал другую подходящую кандидатуру. Но, к сожалению, этот человек совершенно не понравился Кати, хотя Лютер и полагал, что в ее положении вряд ли стоило быть уж очень привередливой.

Кати написала Лютеру, что она вовсе не против замужества, но за предложенного им человека ни за что не пойдет. Чтобы подчеркнуть, насколько она стремится вступить в брак, Кати даже решила назвать пару кандидатов себе в мужья, хотя всем, кто был знаком с обстоятельствами этого дела, было совершенно очевидно, что она все еще любила того юношу из Нюремберга. В качестве возможного своего будущего супруга она назвала Амсдорфа, бывшего, как и Лютер, профессором в Виттенберге. Вторым же кандидатом Кати назвала самого Мартина. И Амсдорфу, и Лютеру было тогда за сорок.

Это письмо Кати попало к Лютеру в очень благоприятный момент. По Европе уже ходили слухи, что в его доме живут девять монахинь. Враги Лютера уже потирали руки, думая, что Мартин погряз в мерзости. Шуточки по поводу гарема Лютера стали обычным делом. На самом же деле на его попечении оставалась одна только Кати, но разговоры на эту тему становились все многочисленнее и несноснее. Монахиня была одна, а слухов — вдевятеро больше. В апреле 1525 года, вскоре после получения письма, Мартин поехал навестить своих пожилых родителей. Его отец, который всегда был против того, чтобы Мартин стал монахом, был рад тому, что сын ушел из монастыря. Теперь, чтобы окончательно порвать с прошлым, тому оставалось сделать только одно — жениться, вырастить детей и оставить им свое имя.

В течение многих лет Лютер говорил, что брак — это божественное установление. Считать, что безбрачие более возвышенно, — значит противоречить Библии, утверждал он. И вот настало время ему самому осуществить на практике то, о чем он говорил. Для сорокалетнего монаха, это был непростой шаг. Он не советовался ни с кем, кроме своих родителей. Даже его близкие друзья ничего не знали о его внутренней борьбе. Это было время, когда многие друзья оставили его. Общенациональная известность Лютера поблекла, его духовное влияние слабело. Он понимал, что настало время начинать все сначала.

Что могло быть лучше брака?

Мартин полагал, что свадьба «доставила бы удовольствие отцу, взбесила бы папу, заставила бы ангелов смеяться, а чертей рыдать и скрепила бы печатью его свидетельство».

Он также надеялся и на то, что это заставит сплетников умолкнуть. А ведь Кати фактически сделала ему предложение! Чем-то вроде ответа на него стал разговор с нею Лютера, когда он сказал, что его могут сжечь как еретика и что если она выйдет за него замуж, то же самое может ожидать и ее. Но Кати не страшилась гибели.

Ухаживания романтическими назвать было никак нельзя. «Я не влюблен до безумия, но я нежен с нею», — говорил Лютер.

10 июня 1525 года Лютер писал: «Дары Божьи нужно брать не раздумывая». Приняв решение, он даром времени не терял.

Свадьба состоялась 13 июня. Свидетелями были Лукас Кранах и его жена. Поспешность, с которой все происходило, породила еще больше слухов, и даже такие близкие друзья, как Филипп Меланхтон, заподозрили, что дело было нечисто. Но сам Лютер говорил: «Если бы я не женился быстро и втайне, открывшись лишь немногим, все бы приложили усилия к тому, чтобы сбить меня с толку; ибо все мои друзья говорили бы: «Да не на этой женись, вон на той». Многие из них полагали, что Лютеру следовало вступить в брак с более утонченной женщиной, чем Кати.

Один биограф называет Кати «сообразительной саксонкой, которая за словом в карман не лезла». Интересная пара для Лютера — спорщика, который воспламенялся за считанные секунды. Ее нельзя было назвать красавицей, с «ее удлиненной головой, высоким лбом, длинным носом и мощным подбородком». Она привлекала людей своим умом и силой своего характера.

Лютер и сам, пожалуй, подумывал, не ущипнуть ли себя, чтобы убедиться в том, что все это не сон. «Я сам едва в это верю, — шутил он, — но свидетели утверждают, что это случилось». А когда он приглашал на свадьбу Леонарда Коппа, торговца сельдью, то написал ему: «Богу нравится творить чудеса и дурачить этот мир. Вам нужно приехать на эту свадьбу».

Очень скоро Лютер-муж обнаружил, что ему приходится считаться с потребностями, пожеланиями и привычками своей жены. И даже иногда шутливо называл ее не Кати, а Kette (нем. цепь).

«В первый год семейной жизни ко многому надобно привыкнуть. Просыпаешься утром и видишь на подушке пару косичек, которых там раньше не было».

Лютер всегда был очень расточительным хозяином: «Я не могу себе позволить прослыть скрягой». Его пожертвования были настолько щедры, что банкир и по совместительству друг Мартина Лукас Кранах нередко отказывался оплачивать его огромные чеки.

Вести хозяйство такого человека было непростой задачей. Катарине приходилось не только постоянно спасать невеликие семейные сбережения, но и заниматься садом и огородом, ухаживать за животными и птицей, и даже самой забивать скот. Она разводила рыбу в пруду и варила пиво, которым, кстати, наряду с массажем и припарками лечила супруга от его многочисленных болезней.

Прожив в браке год, Лютер говорил своим друзьям: «Моя Кати так любезна и так старается угодить мне, что я не променял бы свою нищету на все богатства Креза».

Затем начали появляться дети. Когда родилась первая дочь, счастливый отец написал ее будущей крестной матери: «Любезная госпожа! Нас с моей женой Кати Господь одарил маленькой язычницей. Выражаем надежду, что вы не откажетесь быть ее духовной матерью и поможете малышке стать христианкой».

Всего в семье монаха и монахини родилось шестеро своих детей и еще четверых осиротевших детей родственников они вырастили и воспитали, как собственных.

Как и у любых супругов, у Лютеров происходили семейные ссоры. После одной из них Мартин написал: «Боже мой, — эта семейная жизнь — одни лишь неприятности! Адам испортил нашу природу. Подумайте только, сколько ссор довелось пережить им с Евой за девятьсот лет семейной жизни! Ева, наверное, вечно попрекала Адама: «Ты ведь яблоко-то съел». — А тот отвечал: «А дала его мне — ты».

Читайте также  Татьяна абрамова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В своих поздних работах, написанных после женитьбы, Мартин Лютер уже не рассматривает брак, как простое спасение от плотского грехопадения, но как серьезную школу характера, тяжелый путь формирования личности.

При всем своем практическом подходе к семье Лютер не исключал из нее и любовь. Во-первых, говорил он, любой истинный христианин обязан любить свою жену. Ведь он обязан любить всякого ближнего, а ближе жены у человека все равно никого нет. Поэтому они с женой должны быть самыми дорогими друг другу людьми.

Все свои письма к Катарине Мартин Лютер заканчивал словами: «Любящий тебя и преданный тебе» (нем. Dir lieb und treu).

В 1546 году, в возрасте шестидесяти двух лет, Мартин умер. Кати умерла несколькими годами позже 20 декабря 1552. Ее последними словами были: «Я проникну ко Христу, словно иголка, которую втыкают в пальто». Мартин Лютер, конечно, был главной фигурой протестантской Реформации. А вот Мартин и Кати вместе — разрушили господствовавшие тогда представления о браке.

Мартин любил повторять: «Пусть жена сделает так, чтобы муж радовался, приходя домой. А муж пусть сделает так, чтобы она грустила, видя как он уходит».

Успех любого брака зависит от двоих людей, которые не боятся изменяться со временем. Такими были Мартин и Кати.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Мартин Лютер – биография, фото, личная жизнь, «95 тезисов» и реформация

Мартин Лютер: биография

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка, теска афроамериканского балтийского проповедника — Мартина Лютера Кинга.

Отец Мартина, Ганс Лютер, отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно. Изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.

Родители Мартина Лютера

В возрасте 7 лет маленькому Мартину пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего обучения здесь Мартин научился только читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет (1497 год) юный Лютер поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе со своими друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

Мартин Лютер в молодости

Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов.

Портрет Мартина Лютера

Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

Жизнь при монастыре

В святом месте молодой богослов занимался различными обязанностями: прислуживал старшим, выполнял работу привратника, заводил башенные часы, подметал двор церкви и прочее.

Желая избавить парня от чувства человеческой гордыни, монахи периодически отправляли Мартина в город – собирать милостыню. Лютер примерно исполнял каждое указание, использовал аскезы в еде, одежде, отдыхе. В 1506 году Мартин Лютер принял монашество, а через год — священство, став братом Августином.

Монах Мартин Лютер

Обед Господу и статус священника не стали для Мартина ограничением в дальнейшем обучении и развитии. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал Лютера в качестве преподавателя Виттенбергского университета. Здесь он обучал молодых ребят диалектике, физике. Вскоре он получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.

В 1511 году Лютер посетил Рим, куда отправили его представители священного ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.

Реформации

Несмотря на визуальную близость к Богу, Мартин Лютер постоянно ощущал некоторые комплексы, считал себя греховным и слабым в своих поступках перед Всевышним. Душевный кризис стал началом переосмысления богослова духовного мира и путем к реформациям.

В 1518 году вышла папская булла, подвергшаяся критике с точки зрения Мартина. Лютер окончательно разочаровался в католических учениях. Философ и богослов сочиняет собственные 95 тезисов, которые в корень опровергают постулаты Римской церкви.

Библия Мартина Лютера

Согласно новаторству Лютера, государство не должно зависеть от духовенства, а последнее не обязано выступать в роли посредника между человеком и Владыкой всего сущего. Мартин не принимал изречений и требований относительно безбрачия духовных представителей, разрушал авторитет декретов Папы. Подобные реформаторские действия наблюдались в истории и ранее, но позиция Лютера оказалась достаточно шокирующей и смелой.

Мартин Лютер в Вормсе: «На сём я стою…»

Тезисы Мартина молниеносно получили популярность в обществе, слух о новом учении дошел и до самого Папы Римского, который немедленно пригласил инакомыслящего к себе на суд (1519 год). Лютер посмел не приехать в Рим, и тогда понтифик решил предать протестанта анафеме (отлучение от святых таинств).

В 1520 году Лютер совершает вызывающий поступок – публично сжигает папскую буллу, призывает народ к борьбе с папским засильем и лишается католического сана. 26 мая 1521 года согласно Вормсскому эдикту Мартин получает обвинение в ереси, но сторонники основных идей лютеранства помогают спастись своему господину, инсценировав его похищение. На самом деле Лютер был помещен в замок Вартбург, где занялся переводом Библии на немецкий язык.

Мартин Лютер сжигает папскую буллу

В 1529 году протестантизм Мартина Лютера получил официальное принятие обществом, считаясь одним из течений католицизма, но через несколько лет в его «лагере» произошел раскол на еще два течение: лютеранство и кальвинизм.

Жан Кальвин стал вторым после Лютера крупным реформатором, основной идеей которого стало абсолютное предопределение судьбы человека Богом.

Мнение о евреях

Отношение Мартина Лютера к евреям менялось на протяжении всей его жизни. Изначально он осуждал преследования представителей данной национальности, рекомендовал относиться к ним с терпимостью.

Мартин искренне верил, что еврей, услышавший его проповеди, обязательно решится на крещение. В своем памфлете «О том, что Христос родился евреем» богослов подчеркнул еврейское происхождение Христа и поддержал древний народ в нежелании следовать «папскому язычеству».

Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха

После реформатор убедился, что евреи не намерены следовать его учениям, и в какой-то момент настроился к ним враждебно. Написанные в таком состоянии книги Лютера имели антиеврейский характер («О евреях и их лжи», «Застольные беседы» и др.).

Так, известный немецкий философ разочаровал еврейский народ, который отвернулся от предложенных Лютером реформаций. Впоследствии лютеранская церковь стала источником вдохновения для антисемитов, а ее позиции послужили созданию пропаганды против евреев в Германии, травли на них.

Личная жизнь

Лютер верил, что Господь не может запрещать всем без исключения людям жить в любви и продлевать свой род. Согласно фактам из биографии Мартина женой смелого богослова стала бывшая монашка, которая родила ему в браке 6-х детей.

Катарина фон Бора была монахиней при монастыре по воле ее родителей – обнищавших дворян. Когда девочке исполнилось 8 лет, она дала обет безбрачия. Церковное воспитание, дисциплина и принятые Катариной аскезы сделали характер жены Лютера суровым и строгим, что ярко проявлялось в отношениях супругов.

Мартин Лютер и его жена Катарина

Венчание Мартина и Кете (так называл девушку Лютер) состоялось 13 июня 1525 года. На тот момент протестанту было 42 года, а его милой спутнице – всего 26 лет. В качестве своего совместного места проживания супруги выбрали заброшенный монастырь августинцев. Любящие сердца прожили в простоте, не нажив никакого имущества. Их дом всегда был открыт для людей, нуждающихся в какой-либо помощи.

Смерть

До самой смерти Мартин Лютер тяжело трудился, читал лекции, проповедовал, писал книги. Энергичный и работоспособный по своей натуре человек, он часто забывал о еде и здоровом сне. С годами это начало проявляться в головокружениях, внезапных обмороках. Лютер стал обладателем, так называемой каменной болезни, доставившей ему немало мучений.

Похороны Мартина Лютера

Плохое самочувствие «подкрепляли» душевные противоречия и сомнения. Мартин при жизни признался, что по ночам к нему часто приходил Дьявол, задавая странные вопросы. Основатель протестантизма молил Бога о смерти, находясь в мучительном болезненном состоянии долгие годы.

Умер Лютер в феврале 1546 года внезапно. Его тело торжественно похоронено во дворе дворцовой церкви, где когда-то им были прибиты знаменитые 95 тезисов.

В 2003 году в память об исторической личности Эриком Тиллем снят биографический фильм-драма под названием «Лютер», показывающий жизнь священного служителя от начала его реформаторской деятельности и до самой смерти.

Цитаты

«Ненависть, как запущенная раковая опухоль, разъедает человеческую личность и отнимает все жизненные силы».

«Если человек не открыл для себя нечто такое, за что он готов умереть, он не способен полноценно жить».

«Без жены так же нельзя жить, как нельзя обходиться без еды и питья. Рожденные и вскормленные женщинами, мы в значительной степени живем их жизнью и не имеем никакой возможности отрешиться от них».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: