Юлий ким — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Юлий Ким – биография, фото, личная жизнь, новости, песни, стихи 2018

Юлий Ким: биография

Любителям бардовской песни имя ее «патриарха» Юлия Кима хорошо знакомо. Оно стоит в одном ряду с Булатом Окуджавой, Александром Городницким и Александром Галичем.

Юлий Ким

Поклонники творчества Кима знают Юлия Черсановича как поэта, драматурга и сценариста. А еще – известного диссидента, который не боялся плыть против течения ни во времена Советского Союза, ни теперь, осмеливаясь говорить о наболевшем в своих песнях и книгах.

Любителям кинематографа творчество Юлия Кима знакомо по песням на его стихи к кинохитам, которые с удовольствием пересматривают и 10, и 20 лет спустя.

Детство и юность

Родился будущий поэт-песенник и драматург в декабре 1936 года в столице в интеллигентной семье корейца и русской. Отец Ким Чер Сан работал журналистом и переводчиком, мама Нина Всесвятская учила детей русскому языку и литературе.

Юлий Ким в детстве

Детство Юлия Кима было трудным. Мальчику не исполнилось и двух лет, когда родители попали в кровавые жернова репрессий. В ноябре 1937-го отца с группой московских корейцев объявили японским шпионом и расстреляли. Вскоре в 8-летнюю ссылку отправилась и жена «изменника родины» Нина Валентиновна Всесвятская.

Детей – полуторагодовалого Юлия и 4-летнюю Алину — определили в дом малютки, но через пару месяцев их разыскал дед и забрал домой, в Наро-Фоминск. Забота о детях легла на плечи дедушки и бабушки по материнской линии, затем воспитанием юных Кимов занялись тетушки, мамины сестры.

Юлий Ким с сестрой, матерью и отцом

Впервые осознанно Юлий Ким увидел маму в 1945 году. После возвращения из «мест не столь отдаленных» Нина Валентиновна не имела права жить в столице. Вместе с детьми она отправилась за 101-й километр. Но жизнь в Малоярославце под Калугой оказалась уж слишком тяжела, и семья перебралась в теплую Туркмению, в город Ташауз, где продукты были сравнительно дешевыми.

В Москву Юлий Ким вернулся в 1954-м. Поступил в столичный пединститут, выбрав факультет истории и филологии. После окончания вуза молодой педагог на 3 года (до 1963-го) отправился на Камчатку, в поселок Анапку. Возвратившись в столицу, Юлий Ким устроился на работу в школу-интернат при университете имени М. В. Ломоносова.

Юлий Ким на репетиции концерта в школе-интернате

Диссидентская и правозащитная деятельность Кима началась в середине 1960-х. Юлий Черсанович ставил подпись под коллективными письмами к властям, требуя соблюдать права человека и прекратить травлю инакомыслящих. В сводках оперативников комитета госбезопасности московский учитель проходил как «Гитарист».

В 1968 году слишком активного Юлия Кима попросили написать заявление об уходе: дирекции не нравились напряженные отношения учителя с властями и популярность, которую получили «диссидентские» сюжеты его песен. На кухнях Москвы с удовольствием пели «Адвокатский вальс» и «Господа и дамы» Кима.

Юлий Ким в молодости

С конца 1960-х началась насыщенная творческая биография Юлия Кима, ставшего после ухода со школы свободным художником. По словам барда, на Лубянке, куда пригласили на беседу, ему позволили зарабатывать на жизнь творчеством – в театре и кино. Но первые ряды диссидентов Юлию Киму пришлось покинуть.

Активист-правозащитник, взяв псевдоним Ю. Михайлов, перекочевал в «тыл», где продолжил разрушать устои тоталитаризма, но с меньшим размахом. Михайловым Ким оставался до середины 1980-х.

Стихи и музыка

Писать песни на свои стихи Юлий Ким начал в студенческие годы, с середины 1950-х. Музыкант исполнял авторские композиции, аккомпанируя на гитаре. Отсюда и прозвище «Гитарист», придуманное певцу на Лубянке.

Юлий Ким с гитарой

После возвращения в столицу Юлий Ким взялся за творчество с новыми силами. На первых концертах барда москвичи побывали в начале 1960-х, а дебют в кино случился в 1963 году, когда на экраны вышла мелодрама Теодора Вульфовича «Улица Ньютона, дом 1».

Через 5 лет Юлий Ким заявил о себе и на театральных подмостках. В 1968 году он сочинил вокальные партии к спектаклю «Как вам это понравится», поставленному по комедии Уильяма Шекспира.

После разговора на Лубянке количество концертов артиста сократилось, но сотрудничество с кинематографом и столичными театрами возросло. Юлий Ким взялся за сочинение пьес, песен для театра и художественных фильмов. До середины 1970-х он написал песни для картин «Бумбараш», «Точка, точка, запятая…», «Засекреченный город», «Северный вариант». В 1974 году Юлия Кима приняли в Московский профком драматургов.

Любители авторской песни называют Кима патриархом и основоположником бардовского движения. Песни Юлия Черсановича «Ходят кони», «Белеет мой парус», «Журавль по небу летит», «Нелепо, смешно, безрассудно, волшебно» любимы многими поколениями слушателей. Музыку к его стихам писали известные советские композиторы Алексей Рыбников, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич.

В 1985 году Юлий Ким сыграл главную роль в постановке «Ной и его сыновья», в основу которой легла его пьеса. Впервые артист появился под настоящим именем. В том же году вышел дебютный диск «Рыба-кит» и был снят негласный запрет на обсуждение в СМИ творчества Кима.

Юлий Ким на сцене

Дискография барда – два десятка виниловых и лазерных дисков, видеокассет, среди которых наиболее известные «19 октября», 3 диска «Театр Юлия Кима». Композиции автора находятся на почетном месте во всех антологиях бардовской песни и во многих антологиях современной русской поэзии.

Юлий Ким известен и литературными наработками, он автор книг «Я – клоун», «Творческий вечер», «Летучий ковер», «Московские кухни», «Однажды Михайлов». А еще Ким написал 3 киносценария, по двум сняты киноленты «После дождичка в четверг» и «Раз, два – горе не беда», в которых прозвучали авторские композиции.

Песни Юлия Кима несомненно украсили кинокартины 1970-х, вошедшие в золотой фонд советского и российского кинематографа. Они прозвучали в лентах «Двенадцать стульев» Марка Захарова, «Про Красную Шапочку» (песня «Отважный охотник»), «Обыкновенное чудо», «Короли и капуста», «Сватовство гусара».

В 1980-х зрители увидели замечательные фильмы «Дульсинея Тобосская», «Пеппи Длинный Чулок», «Формула любви», «Дом, который построил Свифт», «Человек с бульвара Капуцинов», «Собачье сердце» и «Убить дракона». Во всех киношедеврах звучат песни на стихи Юлия Кима. Их поют Валерий Золотухин, Андрей Миронов, Михаил Боярский.

Юлий Ким читает стихи из своей книги

Ким – автор и соавтор более чем десятков пьес и мюзиклов, среди которых «Сказка Арденнского леса», «Московские кухни», «Кто Царевну поцелует?». Благодаря его переводу с французского на русский язык зрители России в 2002 году увидели мюзикл «Нотр-Дам». Постановки по сценариям Юлия Кима с успехом идут в двух десятках российских театров.

С 1998 года Юлий Ким живет на две страны, Россию и Израиль. В марте 2008 года с российскими бардами участвовал в Фестивале «Снова «Под интегралом»». В 2015 году жюри общества поощрения русской поэзии вручило Юлию Киму премию «Поэт».

Личная жизнь

В середине 1960-х бард женился на Ирине Якир, внучке расстрелянного в сталинские времена командарма Ионы Якира. Отец Ирины, Петр Якир, тоже подвергся репрессиям и отбывал срок в лагерях с 14 до 32 лет за антисоветскую деятельность. У Юлия и Ирины появилась дочь, которую назвали Натальей.

Юлий Ким с первой женой и дочерью

В 1998 году Юлий Ким с больной супругой переехал в Израиль, но от российского гражданства не отказался. Спустя год Ирина Петровна скончалась.

После смерти жены Ким женился во второй раз на Лидии Луговой.

Юлий Ким сейчас

В 2016 году поэт, драматург и бард отметил 80-летний юбилей. В том же году Юлию Киму вручили премию Московской хельсинкской группы за защиту прав человека посредством культуры и искусства.

Юлий Ким в 2017 году

В 2016-м автор презентовал книгу «И я там был», в которой художественная проза перемежается воспоминаниями о родных сердцу местах – Москве, Камчатке, Иерусалиме – и близких людях.

Ким Юлий Черсанович

Юлий Черсанович Ким — советский, российский и израильский поэт, композитор, бард, драматург, сценарист

Содержание

  • 1 Юлий Ким / Биография
  • 2 Юлий Ким / Книги
  • 3 Произведения Ю. Ч. Кима в сборниках
  • 4 Юлий Ким / Нотные издания
  • 5 Дискография
  • 6 Сценография
  • 7 Фильмография
  • 8 О жизни и творчестве
  • 9 Премии и награды

Юлий Ким / Биография

Юлий Черсанович Ким, поэт, композитор, драматург, родился 23 декабря 1936 года в Москве. Его отец, кореец Ким Чер Сан, учился в ГИТИСе, параллельно работал переводчиком. Мать, Нина Валентиновна Всесвятская, была учительницей русского языка и литературы. В 1938 году отца арестовали по обвинению в шпионаже в пользу Японии и расстреляли на полигоне «Коммунарка». Нину Валентиновну в том же году арестовали как члена семьи «изменника родины» и отправили в лагерь, где она отбывала срок до 1943 года. С 1943 по 1945 год она находилась на поселении в Казахстане, работала в начальной школе.

О заключении матери Юлий Ким и его старшая сестра Алина не знали. До возвращения матери из ссылки в 1945 году дети жили в семье Всесвятских. Родные матери сыграли большую роль в формировании будущего писателя. Его прадед по материнской линии был священником. Сыновья настоятеля получили светское образование, занимались просвещением народа: открыли бесплатную больницу и училище. Идеалом семьи была активная гражданская позиция в духе Н. А. Некрасова и Н. Г. Чернышевского. Братья и сестры матери обладали хорошим музыкальным слухом, пели на семейных праздниках.

Из-за запрета жить в центральных городах Нина Валентиновна с детьми поселилась в Малоярославце. С 1949 года ей, как бывшей заключенной, запретили работать в школе, и семья осталась без средств к существованию. В 1951 году мать, взяв сына, уехала в Туркменистан, где нашла работу на строительстве Главного Туркменского канала.

В 1954 году Юлий Ким отправился в Москву для поступления в университет. Изначально он хотел подавать документы на факультет журналистики МГУ, но в итоге выбрал историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института. В институте сложилась творческая атмосфера: в это время здесь учились Ю. Визбор, Ю. Коваль, А. Якушева, Ю. Ряшенцев, П. Фоменко. Ким занимался в литературном кружке, писал песни, участвовал в студенческой самодеятельности.

В 1959 году Юлий Ким получил диплом и уехал работать по распределению в отдаленный поселок на Камчатке. С учениками он готовил музыкальные программы и театральные представления. По возвращении в Москву в 1962 году два года работал в школе № 135, после чего на полгода вновь уехал на Камчатку.

В начале 1960-х Ким начал выступать с концертами и быстро завоевал популярность. Благодаря магнитиздату (синоним самиздата в музыке) его заметили такие мэтры кинематографа, как А. Володин и С. Юткевич.

Читайте также  Анна ковальчук - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1963 году Ким получил первый заказ для фильма (песни для фильма «Улица Ньютона, дом 1» — «Гренадеры», «Бычок», «Фантастика-романтика»), в котором появился вместе с Ю. Ковалем. В 1968 году состоялся дебют Кима в театре: он написал песни для спектакля «Одной любовью меньше» (Калининский ТЮЗ, режиссер Р. Виктюк).

В 1965 году Ким работал учителем истории, русского языка и литературы в школе-интернате № 18 при МГУ. С учениками занимался творческой самодеятельностью: ставил спектакли, писал для них песни. В 1966 году женился на Ирине Якир, дочери диссидента Петра Якира.

В 1968 году Юлий Ким был вынужден уволиться из школы и прекратить концертную деятельность (к ней он смог вернуться только в 1976 году). Причиной стало давление властей из-за того, что Ким подписал ряд протестных петиций против реставрации сталинизма, а также исполнял сатирические песни. В 1969 году из-за невозможности публиковаться под собственным именем Ким взял псевдоним Ю. Михайлов, который использовал вплоть до 1985 года.

В 1970–1971 годах Юлий Ким принимал участие в создании «Хроники текущих событий», первого в СССР неподцензурного правозащитного информационного бюллетеня. (Распространялся через самиздат.) Некоторые выпуски «Хроники…» этого периода практически полностью отредактированы Кимом. Затем Ким отошёл от активной правозащитной деятельности. Его основным занятием стало написание музыки и песен для театра и кино (этой деятельности власти не препятствовали).

Юлий Ким является автором песен, звучавших в таких известных фильмах, как «Бумбараш» (1971), «Обыкновенное чудо» (1978), «Пять вечеров» (1978) и др. Также он писал песни для детских и подростковых фильмов: «Про Красную Шапочку» (1977, «Песня Красной Шапочки», «Песня охотника и др.), «Усатый нянь» (1977, «Колобок», «Колыбельная» и др.), «Пеппи Длинныйчулок» (1984, «Песня о родителях», «Песня полицейского» и др.) и др. Ким сотрудничал с такими композиторами, как А. Шнитке, Г. Гладков, В. Дашкевич, А. Рыбников. В общей сложности написал около 500 песен. Для песенного творчества Кима характерна стилизация, пародия, интертекстуальность. В его ролевой лирике присутствуют черты, характерные для водевилей и мюзиклов. Тексты песен Кима часто иронические, скрывающие отсылки к актуальным политическим и социальным проблемам. Среди повторяющихся стилистических приемов стоит особенно выделить аллитерацию, каламбур.

В 1974 году Юлий Ким вступил в Московский профком драматургов и начал писать собственные пьесы. В 1975 году представил для постановки первую пьесу «Иван-солдат». Всего Ким написал более 30 пьес и инсценировок: «Пеппи Длинный Чулок» (1976, Театр Сатиры), «Московский кухни» (1988, театр «3-е направление»), «Сказка Арденского леса» (1991, Театр Комедии) и др. В последние годы создавал либретто для популярных мюзиклов: «Нотр-Дам де Пари» (2002), «Анна Каренина» (2016) и др.

Юлий Ким — один из основоположников отечественной авторской (бардовской) песни. Дискография Кима насчитывает более двадцати наименований виниловых и лазерных дисков, аудио- и видеокассет, среди которых «19 октября» (1994), собрание из трех дисков «Театр Юлия Кима» (1996), собрание сочинений из семи дисков (1997–1998). Песни Юлия Кима вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии.

В 1998 году Юлий Ким получил гражданство Израиля. Продолжал литературную и концертную деятельность: был включен в состав редколлегии «Иерусалимского журнала», стал участником и одним из организаторов музыкального проекта «Иерусалимский альбом», посвященного авторской песне в Израиле. Живет в Москве и Иерусалиме.

Юлий Ким — член Союза писателей (1991), Союза кинематографистов (1987), ПЕН-клуба (1997), обладатель многих поэтических и музыкальных премий, а также премий в области защиты прав человека.

Юлий Ким

23 декабря 1936 года родился Юлий Ким, бард, поэт и драматург

Личное дело

Юлий Черсанович Ким (83 года) родился в Москве в семье переводчика с корейского языка Ким Чер Сана и учительницы русского языка и литературы Нины Валентиновны Всесвятской. Всего через два года после его рождения отец был репрессирован – обвинен в шпионаже в пользу Японии и расстрелян, а мать отправлена в ссылку. Юлий с сестрой после ареста мамы были отправлены к бабушке с дедушкой в Калужскую область. Затем он провел несколько лет у теток в Туркмении — до 1946 года, когда из ссылки вернулась мама. Там заканчивал среднюю школу с 8-го по 10-й класс. Возвратиться в Москву смог только в 1954 году.

Приехав в столицу, Юлий Ким поступил на историко-филологический факультет Московского педагогического института, который окончил в 1959 году. По распределению был направлен на Камчатку, где четыре года преподавал в школе поселка Анапка Карагинского района. Вернувшись в Москву в 1963 году, несколько лет был учителем литературы, истории и обществоведения (в том числе — в школе-интернате номер 18 при МГУ).

С 1965 года Юлий Ким становится активным участником правозащитного движения, В 1966 году женится на Ирине Якир — внучке репрессированного командарма Ионы Якира и дочери известного правозащитника и диссидента Петра Якира.

В 1967—1969 годах Ким неоднократно подписывал коллективные письма с требованиями соблюдения прав человека, адресованные властям. Вместе со своим тестем П. Якиром и с И. Габаем был соавтором обращения «К деятелям науки, культуры и искусства» (январь 1968) о преследованиях инакомыслящих в СССР, участвовал во многих акциях и движениях в защиту прав. К этому же периоду относится и ряд «диссидентских» песен Кима: «Адвокатский вальс», «Господа и дамы» и другие.

В 1968 году из-за правозащитной деятельности Киму пришлось уйти из школы. Его вызвал для беседы сам начальник Пятого управления КГБ Филипп Бобков. Он был правой рукой Андропова, курировал искусство и диссидентов. По воспоминаниям Кима, он ему заявил: «Преподавать в советской школе с такими антигосударственными взглядами вы, конечно, не можете. Воздержитесь и от выступлений с песнями». — «Позвольте, а на хлеб насущный как же зарабатывать?» — «Мне сказали, что у вас есть какие-то договоры с кино, театром. Пожалуйста. Мы препятствовать не собираемся».

С этого момента Юлий Ким стал вести жизнь свободного художника как поэт и композитор.

Ещё будучи студентом пединститута он начал писать песни на собственные стихи и исполнять их под аккомпанемент на семиструнной гитаре с особым «цыганским» строем. Первые концерты Кима, состоявшиеся в Москве в начале 1960-х годов, сразу принесли ему огромную популярность в кругах любителей бардовской песни.

В марте 1968 года Юлий Ким вместе с Александром Галичем и другими бардами участвовал в Фестивале авторской песни, организованном клубом «Под интегралом».

С того же года Ким стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино, продолжая заниматься правозащитной деятельности. В 1970—1971 годах он участвовал в подготовке «Хроники текущих событий» — первого в СССР неподцензурного правозащитного информационного бюллетеня, который распространялся через самиздат. Некоторые выпуски «Хроники» этого периода практически полностью были отредактированы им. Позже, однако, Юлий Ким отошёл от активной правозащитной деятельности.

В 1974 году Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над собственными пьесами. В 1985 году он исполнил главную роль в спектакле по своей пьесе «Ной и его сыновья». Тогда же вышел первый диск с его песнями — «Рыба-кит».

После начала перестройки фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает, наконец, пластинку с песнями Кима (1988); в титрах кинофильмов появляется его фамилия. В 1990 году вышла песенная пьеса-композиция «Московские кухни», ставшая своеобразной вехой в его диссидентском творчестве.

В 2002 году перевёл знаменитый мюзикл «Нотр-Дам де Пари» на русский язык, став автором русской версии сценария этого спектакля и большинства песен для него. Позднее на сцене Театра оперетты в Москве были поставлены мюзиклы «Монте-Кристо», «Граф Орлов» и «Анна Каренина», либретто для которых также написал Ким.

В марте 2008 года Юлий Ким вместе с другими бардами участвовал в Фестивале авторской песни «Снова „Под интегралом“ — 40 лет спустя», посвящённом возрождению клуба «Под интегралом» и сорокалетию фестиваля 1968 года.

Начиная с 1998 года писатель живёт попеременно в Москве и в Иерусалиме, где у него имеется трехкомнатная квартира. Является членом редколлегии «Иерусалимского журнала». Однако своим домом по-прежнему считает именно Москву.

В 2016 году Юлию Киму присуждена премия Московской хельсинкской группы «За защиту прав человека средствами культуры и искусства».

Чем знаменит

Советский и российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард, участник диссидентского движения в СССР. «Русский писатель с гитарой», по меткому определению Станислава Рассадина, Юлий Ким является автором около пятисот песен, трёх десятков пьес и десятка книг. Его песни вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых «Строфы века» (составитель Евгений Евтушенко, 1994).

Большинство песен Юлия Кима написано им на собственную музыку, но многое было создано в соавторстве с такими композиторами, как Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников. Так, в паре с Гладковым он написал песни к популярным советским кинофильмам «Обыкновенное чудо», «Двенадцать стульев», «Дульсинея Тобосская», «Сватовство гусара». Всего же песни Кима звучат в полусотне фильмов, в том числе «Бумбараш», «Формула любви», «Человек с бульвара Капуцинов», «Собачье сердце».

О чем надо знать

Из-за своей активной правозащитной деятельности, Юлий Ким был вынужден многие годы творить под псевдонимом Ю. Михайлов — именно это имя появлялось в титрах кинофильмов и афишах спектаклей с его музыкой и текстами.

Псевдоним он придумал себе сам. При этом «все, кому надо» прекрасно знали, кто под ним скрывается. По словам самого Кима, «это был чистый компромисс: вы не подписываетесь настоящим именем — мы вас не трогаем».

Фильм, в титрах которого появился бы Юлий Ким, могли положить на полку, а спектакль с его именем на афише — закрыть. Поэтому, чувствуя свою ответственность за работу целого коллектива, Ким и подписывался псевдонимом.

Это продолжалось с 1969 по 1985 год, когда Булат Окуджава в посвященном барду очерке «Запоздалый комплимент», опубликованном в «Литературной газете», этот псевдоним «отменил». «Он начал писать обо мне как о Ю. Михайлове, но где-то в середине его прорвало: «Да какой там Ю. Михайлов, когда все мы знаем, что это Юлий Ким!» Это было уже горбачевское время, уже повеяло перестроечным духом. И я вернулся к своей, как говорится, «девичьей фамилии»», «Дульсинея Тобосская» рассказывал бард.

Сам он довольно критически относится к своему диссиденству. «Мое участие в диссидентском движении не стоит преувеличивать. Я не ставлю себя вровень с известными правозащитниками, перед гражданским мужеством которых преклоняюсь. Я был всего лишь соредактором «Хроники текущих событий», двух ее номеров —11-го и 18-го. Стилистически подправил поступивший материал, расположил его по рубрикам — и всё. Я занимался этим, уже отказавшись гласно выражать свое отношение к режиму. Не хотелось еще раз испытывать судьбу», — говорит писатель. По его словам, он был «не на передовой, но скорее в тылу, который делал все для фронта».

Читайте также  Антон лаврентьев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Прямая речь

О зрителе: «Мне всегда было особенно дорого не гражданское понимание моих гражданских сочинений, а филологическое понимание моих филологических сочинений — когда слушатели оценивали всякие стилистические нюансы».

О своей аудитории: «Моя аудитория — это, конечно, интеллигенция. Образованное сословие. И все мои фиги в кармане, имеющие культурное название «эзопов язык», находили отклик именно в образованном сословии. Я понимал, что в ПТУ или воинскую часть с этим приходить не надо».

О любви к Камчатке: «На Камчатку я впервые приехал по окончании Московского педагогического института, по распределению. Два года отработал, уехал обратно, и за это Камчатка наградила меня чудовищной ностальгией. После двух лет успешной педагогической работы в столице я все-таки вернулся на Камчатку, чтобы с этой ностальгией справиться. Через полгода снова, уже окончательно уехал в Москву, острая ностальгия прошла, а тяга к Камчатке осталась. В итоге я был на Камчатке семь раз».

О бардовской песне: «Я думаю, бардовская песня обречена на бессмертие. Тяга к песнетворчеству присуща многим народам, но в российском она имеет просто повальный характер. Стихотворная песенная графомания в самом лучшем смысле слова. В общем, я уверен, что бардовская песня жива и будет жить».

Писатель Алекс Тарн о Юлии Киме: «Его диссидентство было тоже особенным — уникально кимовским — не воинственным, но скорее недоумевающим: мол, как же так можно. зачем. почему? Ведь «людям должно же быть стыдно / таких же людей не понять»… («Адвокатский вальс»). Именно такими — на почве недоумения — представляются его разногласия с советской властью. Не надрыв, не выкрик, не гримаса ненависти (то есть все то, что эта власть, расстрелявшая отца и протащившая по лагерям и ссылкам мать Юлия Черсановича, несомненно, заработала от него с лихвой), а это вот тихое интеллигентное удивление: «Как же так? Должно же быть стыдно…»»

7 фактов о Юлии Киме

  • В оперативных сводках КГБ Юлий Ким фигурировал под кодовым именем «Гитарист»
  • Однажды песню Юлия Кима «Губы окаянные, думы потаенные. » — передали по радио как «русскую народную». На следующий день Ким снимал телефонную трубку исключительно со словами: «Русский народ слушает».
  • Сам себя Юлий Ким не считает «полноправным представителем так называемой авторской песни»: «Я считаю себя литератором. И прежде всего занимаюсь драматургией. Это главное мое занятие. А сочинение песен — попутная стезя. Второе мое дело после написания пьес и либретто».
  • В титрах к картине «Формула любви» указано, что «автор текста — Юлий Ким», однако к знаменитой песне «Уно моменто», прозвучавшей в фильме в исполнении Семена Фарады и Александра Абдулова, Ким отношения не имеет. В фильме звучат его романс и речитатив в самом начале. А «Уно моменто» полностью сочинил Геннадий Гладков.
  • Барду очень нравится каламбур, который он слышит от зрителей каждый раз, где бы ни выступал: «Как Ким ты был, так Ким остался».
  • Является членом Союза кинематографистов (1987), Союза писателей (1991) и Пен-клуба (1997).
  • Юлий Ким — лауреат премии «Золотой Остап» (1998), российской Государственной премии имени Булата Окуджавы (2000), национальной премии «Поэт» (2015) и многих других литературных и музыкальных премий.

Материалы о Юлии Киме

«Все равно мы сюда соберемся». Алекс Тарн к 80-летию Юлия Кима. НГ, 21.12. 2016

Юлий Ким: “Еврей по жене и дочери”

Юлий Ким – советский и российский поэт, драматург, бард, участник диссидентского движения, лауреат литературных и музыкальных премий, один из самых ярких среди шестидесятников, живущий в Иерусалиме и в Москве. В доковидные времена, когда за рубеж еще свободно летали самолеты, а зрители не боялись полностью заполнять наш зал без масок и перчаток, Ким не раз зажигательно выступал в Московском Еврейском Центре, в его легендарном «Амфитеатре», заряжая многочисленных собравшихся доброй, позитивной энергией, согревая своими замечательными, теплыми песнями. Часто на вопрос «не еврей ли вы?» наш герой шутил: «я –еврей по жене и дочери». От наших удивительных встреч и бесед с Юлием осталось немало неизданного, например, этот разговор «докоронавирусной» поры.

– Как полагаете, Юлий Черсанович, в чем феномен нескончаемой популярности бардовской песни, почему она до сих пор актуальна, любима народом, что помогает ей с честью и достоинством переходить из поколения в поколение?

– Бардовский жанр – это песенный фольклор образованной части российского общества, воплощающий её мысли, лирику, романтику, иронию, гнев или горечь, не мотивированный ни деньгами, ни государственной поддержкой. Он объединяет нашу интеллигенцию (научную, техническую, гуманитарную) на многочисленных бард-фестивалях (и за пределами России в том числе), на различного рода клубных или просто кухонных тусовках.

– Вы достаточно часто балуете своих зрителей выступлениями. Не устаете от многочисленных концертов? Что вам дает прямой контакт с залом?

– Да, выступаю охотно, сил пока хватает (тем более что пою обычно сидя). Главное счастье, когда публика чувствует интонацию и улавливает нюансы. Чем лучше чувствует, тем лучше пою.

– Много ли у вас близких друзей из бардовского круга?

– Близких друзей много не бывает, да и этот список с каждым годом сокращается. Из числа бардов дольше, чем с другими, знаком и дружен с А. Городницким, с С. Никитиным, Д. Сухаревым, М. Щербаковым. Всё это наше сообщество, включая многотысячную аудиторию, причём разновозрастную, описывается словом «шестидесятники». Понятие, на первый взгляд, расплывчатое, а при более пристальном рассмотрении – достаточно определённое. Представить наш образ – задача заманчивая, но трудоёмкая, я в рамках интервью просто не успею этого сделать. Замечу только: после 2014-го года, в нашем кругу возникла черта, разделившая нас по отношению к происходящему, и портрет приятелей перестал быть общим.

– Какую музыку сами чаще всего слушаете?

– Регулярно слушать музыку не получается, но за творчеством коллег-бардов слежу внимательно. Предпочитаю дуэты С. Никитина с П. Тодоровским, некоторые вещи в обработке и исполнении Р. Ланкина.

– Чем вам запомнился великий Александр Галич – сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен, столетие которого мы недавно отмечали?

– С Александром Галичем был знаком, хотя и не близко. Это, конечно, истинный классик бардовской песни, поднявший её на высокую ступень русского искусства (вместе с Окуджавой, Высоцким, Н. Матвеевой и М. Щербаковым).

– Свою первую «политическую» песню вы написали весной 1963-го года, своеобразное послание к поколению. Каковы ваши политические взгляды сегодня?

– Моя «политическая песня» – «8 марта 1963г.» – посвящена встрече Н.С. Хрущёва с писателями. Плюсы ставил только Хрущёву: за первую оттепель и Горбачёву – за вторую, у них же наблюдал и целый ряд минусов, у Хрущёва – больше.

– Что для вас является источником вдохновения?

– С 1968-го года сочиняю либретто для музыкальных спектаклей и тексты вокальных номеров (иногда с музыкой), так что главное моё занятие – драматургия. Источником вдохновения в этой области для меня является какая-нибудь важная мысль – это печь, от которой танцуют. Например, в «Сказке о трех Иванах» главной задачей было подвести Кащея к тому, чтобы он сам себя угрохал. А в мюзикле «Клоп» – чтобы Ваня Присыпкин в финале сжёг всё, «чему поклонялся», включая себя самого.

– Ваше коронное заявление о том, что вы «еврей по жене и дочери», заслуживает по шкале юмора наивысшей отметки. Каково на самом деле ваше происхождение?

– Мой отец – кореец, Ким Черсан, мама – русская, Нина Валентиновна Всесвятская. Она познакомилась с папой в Хабаровске и привезла его в Москву. В 1938-м году его расстреляли как японского шпиона, а маму отправили в лагерь до 1945-го года. И только в 1958-м году, занимаясь реабилитацией отца, я познакомился с корейской роднёй, которая тогда жила в Узбекистане. Но до близких родственных отношений дело не дошло, между нами случилось лишь несколько тёплых встреч за 40 лет. То есть всё моё воспитание, становление, образование – исключительно русское, и никем иным себя видеть я не могу. Правда гражданства у меня два – российское и израильское, соответственно – два гражданских самочувствия.

– Бывали ли в Корее, что интересного повидали в стране, с которой родственно связаны?

– В Сеуле основан Русский культурно-образовательный центр – «Пушкинский дом», его представители приглашали нас с женой в 2003 году в гости на десять дней, один день из которых мы знакомились с окрестностями и всякой экзотикой, а в остальное время проводил выступления, встречи, интервью и т.д.

– Как на ваше творчество повлияла израильская культура?

– Влияние израильской, а если еще шире – еврейской культуры на моё сочинительство очевидно: мной создано три либретто на сюжеты из Торы, два очерка, полтора десятка стихов и песен. Также я принимаю участие в работе редколлегии замечательного русскоязычного альманаха «Иерусалимский журнал», главный редактор которого И.А. Бяльский.

– Посещали ли с концертами, к примеру, Германию? Как вас там принимала аудитория?

– Германию навещал несколько раз, местная публика там такая же, как в США, в Канаде, во Франции и в Израиле – те же российские «шестидесятники».

– Если бы вы входили в структуру власти в России или в Израиле, то какие реформы бы предложили, с чего бы начали?

– В России сразу бы отдал пост министра образования, науки и просвещения Диме Быкову и Жене Бунимовичу. А в Израиле, все портфели – Юлию Эдельштейну, он плохих не назначит.

– Поделитесь, пожалуйста, своими планами на ближайшее время.

– О своих замыслах и планах оповещаю публику только после их выполнения, так как достаточно суеверен. Скажу только, работаю сейчас над двумя музыкальными комедиями.

– Правда ли, что вы так пунктуальны, что из-за опоздания можете поссориться даже с близким товарищем?

– Я считался нормальным, послушным учеником, не очень дисциплинированным студентом и абсолютно ответственным преподавателем. Мама была добросовестной учительницей и в смысле пунктуальности стала для меня эталоном. Я из тех, кто просыпается задолго до будильника и является на вокзал за час до отхода поезда. Регулярных «опаздывальщиков» среди моих знакомых немало, таким обычно названиваю перед свиданием на мобильник и, как правило, они не опаздывают. Этот грех легко прощаю, если, конечно, он происходит не от гордыни и эгоизма.

Читайте также  Илья хорошилов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Юлий ким — биография знаменитости, личная жизнь, дети

1.Юлий Черсанович Ким — советский и российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард.

2.Он также участник диссидентского движения в СССР, лауреат литературных и музыкальных премий.

3.Его песни звучали и с экранов кинотеатров, и в концертных залах, и на тесных кухнях.

4. Юлия Кима называют основоположником бардовской песни в СССР. Он действительно стоял у самых истоков этого нового веяния 60-х годов прошлого века. Но настоящее имя автора долгое время было неизвестно широкой публике.

5. Дискография Юлия Кима насчитывает более 20 наименований виниловых и лазерных дисков, аудио- и видеокассет с записями авторских песен.

6. Также Юлий Ким — автор 16 книг песен, стихов, пьес, очерков и мемуаров.

7. Патриарх авторской песни Юлий Ким родился в Москве 23 декабря 1936 года в интернациональной семье. Его отец — Ким Чер Сан, кореец по происхождению был талантливым переводчиком с родного языка на русский. Он работал переводчиком в издательстве «Иностранный рабочий». Мать — Нина Валентиновна Всесвятская, преподавала русский язык и литературу.

8.Они оба попали в жернова сталинского режима. Отца арестовали, когда Юлию было около двух лет. Его расстреляли, а мать 8 лет отсидела в лагерях. Юлий и его сестра могли оказаться в детдоме, но дедушка и бабушка забрали их к себе, в Нарофоминск.

9.Когда в 1945 году мать вернулась из заключения, детям пришлось снова к ней привыкать. Семья уехала сначала в Малоярославец, а затем в Туркменскую ССР и до 1954 года жила в городке Дашогуз.

10.С 1954 года Юлий снова жил в Москве и стал учиться в Московском государственном педагогическом институте. Будучи студентом, Юлий Ким начал писать песни на свои стихи. Он писал стихи, сочинял к ним музыку и сам исполнял их под гитару. Юлий участвовал в студенческих вечеринках, туристических походах, писал весёлые, шуточные песни. Здесь состоялось его знакомство с Юрием Визбором и Адой Якушевой.

ЮЛИЙ КИМ В ДЕТСТВЕ

11.Окончив институт в 1959 году, Юлий по распределению отправился на Камчатку. 5 лет он работал здесь учителем истории и литературы и на всю жизнь влюбился в этот край.

12.В школе в полной мере пригодились творческие способности Юлия. Вместе со своими учениками он активно участвовал в художественной самодеятельности школы. Часто молодой учитель выступал в роли автора, сценариста, режиссёра и исполнителя в школьных спектаклях.

13.Вернувшись в Москву, Ким несколько лет преподавал историю и обществоведение в физико-математическом интернате. Применяя свой педагогический и песенный опыт, полученный на Камчатке, он окунается в творческую жизнь учебного заведения.

14.Именно тогда возникло его увлечение бардовской песней, популярность которой только зарождалась в СССР. Это поветрие в скором времени захватило прогрессивную интеллигенцию тех лет, а для Юлия Кима стало призванием и делом всей жизни.

15. Его первые концерты в Москве состоялись в начале 1960-х годов. Первые же концерты, на которых он под гитару исполнял тексты собственного сочинения, принесли ему популярность и известность среди поклонников авторской песни.

16.Тогда же, в 60-е, Юлий Ким начинает проявлять активный интерес к движению по защите прав человека. С 1965 года Юлий участвует в диссидентском движении, читает и распространяет самиздат. Его подпись появляется в коллективных письмах протеста против гонений, обращениях о защите прав человека в СССР, он принимал участие во множестве акциях против травли инакомыслящих, написал несколько «диссидентских» песен.

17.Вскоре он создал семью с опальной дочерью диссидента Петра Якира, внучкой репрессированного известного командарма Иона Якира. Такой образ жизни не мог пройти незамеченным для властей. В 1968 году под давлением Пятого управления КГБ, Киму пришлось покинуть преподавательскую деятельность в школе.

18.Однако, заниматься творчеством и искусством ему не запретили. Но все же он был вынужден взять творческий псевдоним Ю.Михайлов, подписывая им свои произведения до середины 80-х годов.

19.Так началась его стезя «свободного художника». Юлия приглашали на различные художественные мероприятия, где он активно принимал участия, читал публике свои стихи и демонстрировал ораторские навыки.

20.Блестящий автор и исполнитель быстро вошел в число наиболее популярных бардов. Его песни стали звучать в кинофильмах, а вскоре Юлий Ким на профессиональной основе стал сотрудничать с кино и театром в качестве композитора, автора песен и сценариста.

21. В 1963 году его песни впервые прозвучали на экране в фильме «Улица Ньютона, дом 1».

22.В 1968 Ким дебютировал для театральной сцены, создав вокальные партии к постановке «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира.

23.В последующие годы своей творческой деятельности он создал тексты около 200 песен к 50 кинокартинам. Среди них такие известные и горячо любимые зрителями многих поколений, как «Бумбараш», «Про Красную шапочку», «Собачье сердце», «Двенадцать стульев», «Убить дракона», «После дождичка в четверг», «Человек с бульвара капуцинов», «Сватовство гусара» и многие другие.

24. Большая часть песен написаны Юлием на собственные стихи и музыку, но он много работает и с известными композиторами, такими как Г.Гладков, В.Дашкевич, А.Рыбников и другими. 25.В 1968 он году получил первые предложения написать песни для театральных спектаклей.

25.В 1974 году Юлий Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над собственными пьесами.

26.В песнях для театра, кино и телевидения Ким развивает традиции литературной стилизации. Речитативность, оперность, частушечный говор, романсовые интонации, разговорные аппликации — все это мастерски организуется в песню.

27.В 1985 году Юлий Ким сыграл главного героя в пьесе собственного сочинения. Она называлась «Ной и его сыновья». Этот год ознаменовался еще одной важной вехой в творческой биографии Кима: вышел в свет его альбом «Рыба-кит», который на многие годы становится хитом в бардовской братии. Этот альбом автор уже смог подписать своим настоящим именем.

28.С этого момента вымышленный Ю.Михайлов больше никогда не фигурировал под произведениями Кима. Одновременно был снят фактически существовавший запрет литературной и театральной критике на обсуждение в печати творчества Юлия Кима.

29.Любопытно, что поспособствовал этому ни кто иной, как Булат Окуджава. Он написал небольшое эссе “Запоздалый комплимент”, посвятив его своему талантливому коллеге по бардовской песне. Автор начал повествование о Ю.Михайлове, но где-то в середине рассказа объявил настоящее имя того, кто скрывался за этой подписью.

30.С 1987 года Юлий Ким состоит в Союзе кинематографистов СССР, с 1991 года — в Союзе писателей. Он ауреат многочисленных премий, он написал около 500 песен к спектаклям и кинофильмам, множество пьес и три киносценария. По этим киносценариям сняты фильмы для детей.

31. По двум из них на Студии детских и юношеских фильмов имени М. Горького режиссером М. Юзовским поставлены кинофильмы «После дождичка в четверг» (1985) и «Раз, два — горе не беда» (1989), к которым Ю. Ким написал также тексты песен (на музыку Ген. Гладкова и Р. Гринблата).

32.Юлий Ким — автор и соавтор 20 пьес, мюзиклов, либретто, постановок и композиций. Во многих из них — также автор или соавтор музыки, песен, вокальных номеров, текстов песен.

33.Эти пьесы, постановки, мюзиклы идут в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Тамбова, Вильнюса, Омска, Красноярска, Норильска и других городов России и стран ближнего зарубежья.

34.Также Ким выступал с концертами во многих странах, на радио и в средствах массовой информации.

35.Кроме того, в багаже плодотворного талантливого автора есть песни к 40 спектаклям. И самый значительный среди них — мюзикл Notre-Dame de Paris. Ким не только перевел его на русский, но и написал к нему русскоязычную версию сценария. Также он стал создателем либретто к мюзиклам «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина».

36. В черных списках КГБ он проходил под кодовым именем «Гитарист».

37. Играть на гитаре Юлия научила сестра матери. Сам он не имеет никакого музыкального образования.

38. Написал стихи для песен под музыку П.Чайковского к мультфильму «Гадкий утенок» по сказке Г.Х. Андерсена.

39. Своими самыми любимыми авторами он называет Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого, Александра Галича и Сергея Никитина.

40. Юлий Ким был лауреатом популярного телевизионного фестиваля «Песня года» благодаря своей песне из фильма «Про Красную шапочку».

41. По материнской линии он является потомком духовного сословия Всесвятских.

42. Последним сочинением на диссидентскую тему стала пьеса «Московские кухни», написанная в 1990 году.

43. Песню его авторства «Губы окаянные, думы потаенные…» однажды объявили по радио как «русскую народную».

44. Считает себя, прежде всего, драматургом, а потом уже бардом.

45. Его племянник Марат Ким — известный дизайнер, который работал над фильмами «Одиссея», «Каменская», «Братья Карамазовы», «Волкодав из рода Серых Псов».

46.Самый полный сборник стихов Юлия Кима опубликован в 2006 году издательством «Время».

47.Песни и стихи Юлия Кима вошли во все антологии авторской песни.

48.А также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых «Строфы века» (составитель Е. Евтушенко, 1994 год).

49. С 1998 года Ким живёт в Иерусалиме, являясь одновременно гражданином России.

50.Писатель часто приезжает и подолгу живёт и в Москве, потому что Россия, безусловно, была и остаётся его Родиной.

51.Юлий Ким — лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (2000 год).

52.Он является членом Союза кинематографистов СССР (1987 год), Союза писателей (1991 год), Пен-клуба (1997 год).

53.В 2015 году Юлий Ким стал лауреатом Общенациональной премии «Поэт».

54 В 2021 году Юлию Киму исполнится 85 лет. Пройдя трудный, но творчески плодотворный путь, он живет насыщенной жизнью.

55.И по сей день Юлий Ким посещает художественные выставки, все так же проникновенно исполняет свои песни под гитару и декламирует стихи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: