Георгий товстоногов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Рудольф Фурманов. Товстоноговы. Сцены из жизни

Зная о коротком романе худрука и Милковой, они немедленно сообщили Товстоногову о ребенке. Гога позвонил Марии Васильевне. На фоне нынешних разборок наших звезд со своими женами и подругами, громких ссор история Товстоногова и Милковой потрясает человеческим благородством. Мария Васильевна не говорила Георгию Александровичу, что ждет от него ребенка, а когда сын родился, не предъявляла никаких требований. Товстоногов решил все сам. Было лето, и для малыша сразу сняли дачу, Гога и Натела устроили так, чтобы ребенок не нуждался ни в чем. Почти до тридцати лет младший сын Товстоногова получал от отца и тети постоянную материальную поддержку. Старшие дети — Сандрик и Ника — считали его своим родным братом.

Натела рано заметила увлечение Вадима оперным искусством. Он приходил домой к отцу, ставил пластинки, донимая Додо разговорами о музыке.

Именно Натела настояла, чтобы Вадим занимался оперной режиссурой, считая, что хороший оперный режиссер — это редкость и Вадику будет легче найти свой путь.

Вадим окончил Ленинградскую консерваторию, поставил немало оперных спектаклей, в том числе на сцене Большого театра, где молодого человека взял под свое отеческое крыло однокурсник и друг Гоги Борис Покровский. Много ставил и ставит за рубежом — в Австрии, Венгрии, Германии, Финляндии. Вместе с Георгием Александровичем участвовал в постановке оперы «Дон Карлос» в Хельсинки и был ассистентом отца на знаменитой «Смерти Тарелкина» в БДТ. Совсем недавно у нас в Театре имени Андрея Миронова он был на премьере чеховского «Вишневого сада». Ему, как и Нателе, было приятно, что этот спектакль мы посвятили памяти Георгия Товстоногова.

И не случайно. Ведь Товстоногов всю жизнь мечтал поставить «Вишневый сад». Но несмотря на то, что в труппе была роскошная коллекция таких актрис, как Доронина, Шарко, Макарова, Крючкова, Тенякова, Эмма Попова, он, вздыхая, без конца повторял: «У меня нет Раневской». Всем, особенно критикам, кажется, что они-то знают, какая должна быть героиня «Вишневого сада», а вот Товстоногов сомневался. В нашем спектакле, где Раневской стала Неля Попова, мы постарались очиститься от привычной шелухи восприятия как героини, так и пьесы и посвятили спектакль Товстоногову. Символично, что Чехов в нашем театре начался двенадцать лет назад с постановки «Чайки» Александра Георгиевича Товстоногова.

Сандро. Сандрик. Моя душевная боль, еще одна. Он был замечательным артистом и очень талантливым режиссером. Свою первую роль сыграл в легендарной «Республике ШКИД», и реплики его Князя цитирует уже третье поколение зрителей. Работу над последней — Джабраилова в сериале «Бандитский Петербург-5» — закончил незадолго до смерти. Символично, что этот фильм снимал мой сын Влад. Он и пригласил Сандро. И восхищался им на площадке.

Сандро ставил спектакли на сцене БДТ, в течение пяти лет возглавлял Тбилисский русский драматический театр имени Грибоедова, где блестяще поставил «Сон в летнюю ночь» Шекспира, почти десять лет — Московский драматический театр имени Станиславского. В спектакле «Собачье сердце» Александр Товстоногов открыл замечательного актера Владимира Стеклова, который сыграл Шарикова.

Сандро всю жизнь искал: себя, свой театр, самую большую любовь.

Был женат на замечательной актрисе Светлане Головиной, которая удивительно играла на сцене БДТ в спектаклях «Прошлым летом в Чулимске», «Дачники». После смерти отца Сандро покинул Театр имени Станиславского. Разведясь с Головиной, которая до сих пор успешно работает в Московском театре имени Ермоловой, оставил ей двоих сыновей: Егора, старшего, и Василия, которому сейчас тридцать два года, он работает на телевидении редактором.

Сандро уехал в Югославию и там женился второй раз. Снова развелся и уже в Санкт-Петербурге обзавелся третьей семьей, в которой родился сын Арсений. Когда в конце девяностых Сандро начал репетировать на сцене «Русской антрепризы» чеховскую «Чайку», и он сам, и я, и все занятые в постановке актеры были уверены: Александр Георгиевич Товстоногов нашел свой театр.

Спектакль имел большой успех, он до сих пор идет при полных залах.

В задумках у Сандро был «Золотой осел» Апулея и шекспировский «Гамлет», к которому он сам придумал оформление. Когда в начале 2002 года Сандро сказал, что намерен приступить к работе над шекспировской трагедией, а в роли принца Датского видит Дмитрия Исаева, я на радостях обнял его и расцеловал. В глубине души надеялся: увлекшись масштабным проектом, Сандро «завяжет» с алкоголем, который с каждым годом брал над ним все большую власть. Первые три месяца Александр Георгиевич держался: провел читку, несколько репетиций.

nikutyonok

  • Add to friends
  • RSS

Заметки на полях жизни

Нателла Товстоногова: «Труппе БДТ Гога сразу сказал: «Я несъедобный»»

Георгия Товстоногова, 95-летие которого отметили 28 сентября, называли магом от театра. На спектакли в БДТ невозможно было достать билеты, а его главный режиссёр жил довольно скромно даже по меркам того времени. Лучшим подарком Георгий Александрович считал книгу или блок хороших сигарет, а мечтой всей жизни был «мерседес».

Самым близким человеком для Георгия Товстоногова стала младшая сестра Нателла, которая почти всю жизнь провела рядом со своим великим братом.


«ГОГА ДАЖЕ ЯИЧНИЦУ НЕ МОГ ПРИГОТОВИТЬ»

— Мы с братом дружили с детства, постоянно играли вместе, — вспоминает Нателла Александровна. — Меня в семье звали Додо, а его — Гога. Потом это прозвище перешло в театр. За глаза Георгия Александровича так называли все, а вслух осмеливались немногие. Родился Гога в Петербурге, на Фурштатской. Наша мама училась в консерватории. Когда они поженились с отцом, то жили на этой улице. Но когда началась вся эта заваруха, называемая Октябрьской революцией, мама, грузинка по национальности, решила увезти ребёнка, за которого очень переживала. Семья уехала в Тбилиси -тогда это был Тифлис. Там Гога пошёл в школу, причём мама отвела его в немецкую, сразу в пятый класс — без всякой подготовки. Лишь сказала директору: «Пусть посидит. Если не справится, я его заберу».

— Справился?

— Ещё как! Гога быстро выучил язык — он очень хотел общаться с другими детьми, а все говорили только на немецком. Школу брат закончил в 15 лет, из-за чего получилась путаница с возрастом. В высшее учебное заведение 15-летних не брали, поэтому Гоге прибавили два года, чтобы отец мог взять его в железнодорожный институт, где заведовал кафедрой. Но через год брат уехал в Москву поступать в ГИТИС.


— Как на это отреагировали родители?

— Ругались ужасно! Говорили: «Ты должен сначала окончить нормальный институт, получить профессию, которая позволит заработать на кусок хлеба. А потом делай, что хочешь!» Они очень переживали, что маленький сын уезжает так далеко — на самом-то деле ему было 16 лет! Гога всё равно уехал. Когда он учился на 4-м курсе ГИТИСа, нашего отца арестовали (его объявили японским шпионом) и расстреляли как врага народа. В последний год учёбы в институте брату пришлось особенно трудно, мама мало чем могла помочь ему, сильно волновалась: «Как живёт? Что ест?» Ведь Гога был совсем к жизни не приспособлен. Даже яичницу не мог приготовить: всегда одно яйцо на полу, второе — на сковородке! (Смеётся.) Мама очень ждала писем, а Гога вместо них присылал художественные открытки: с одной стороны напечатана репродукция картины, с другой — краткие сведения о жизни и творчестве живописца. Помню,первая открытка была посвящена Куинджи. Радовалась этим посланиям только я, потому что увлекалась живописью, а у нас в Грузии не было таких музеев, как в Москве.

— Отразилось ли на судьбе Георгия Александровича то, что он был сыном «врага народа»?

— Да, конечно. На 5-м курсе Гогу выгнали из института. Один из ближайших приятелей брата донёс, что нашего отца расстреляли, и руководство тут же приняло меры. К счастью, Гога занимался постановкой какого-то праздника и не успел уехать из Москвы, Тут как раз вышел указ о том, что дети за родителей не отвечают, и брата взяли обратно, поскольку он очень хорошо учился.

«УХОД ДОРОНИНОЙ ОН ПЕРЕЖИЛ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО»

— В то время, когда Георгий Александрович попал в труппу БДТ, этот коллектив имел не самую лучшую репутацию.

— Да, и труппа сложная, и зрителей совсем не было — зал во время спектаклей пустовал. Брат переходил в БДТ с трудом, потому что к тому времени уже много сил вложил в свой предыдущий театр — питерский «Ленком». Первый год работая в «Ленкоме», он даже на улицу не выходил! В этом же здании было общежитие, где он и ночевал. А в БДТ, труппе, которая до него успешно «съела» нескольких главных режиссёров, он сразу сказал: «Ребята, я несъедобный».

— И какими же методами Георгий Александрович укрощал артистов БДТ?

— Свой метод работы он называл «добровольной диктатурой». Гога сам работал на износ, поэтому рядом с ним было
совестно ничего не делать. Он выпускал по пять спектаклей в год. В первой половине дня занимался творческими вопросами, а вторую посвящал организаторской, директорской работе. Директор у него никогда ничего не делал, это была номинальная должность. Вот и получалось, что в театре Гога пропадал сутками.

— Он смог подобрать уникальную актёрскую труппу. Но от него и уходили — например, Иннокентий Смоктуновский.

— На Смоктуновского Георгий Александрович никогда и не делал ставку, понимая, что тот будет много сниматься в кино. Самой тяжёлой потерей для него стала Татьяна Доронина. Она вышла замуж за Эдварда Радзинского и уехала в Москву, хотя в БДТ на ней держался весь репертуар. Правда, через год Таня попросилась обратно, но Гога так тяжело пережил её уход, что отказал. Хотя все мы — завлит театра, я и мой муж (актёр Евгений Лебедев) просто умоляли брата принять Таню. Надо признать, это был единственный такой трудный случай.

— Вы бывали на репетициях?

— На репетициях в театре я бывала редко. Георгий Александрович огорчался, ему хотелось, чтобы я приходила и смотрела свежим глазом. Мне самой было очень интересно, но театр — вещь сложная. Я боялась, что пойдут разговоры о влиянии, что он кого-нибудь снимет с роли и это будет воспринято как моё давление. Отношения мои с театром осложнялись тем, что главный режиссёр был моим братом, а ведущий актёр — мужем.

Читайте также  Sophia loren - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Дома же обсуждали всё и беспрерывно: каждую роль, каждое назначение, не всегда соглашались, спорили. Это происходило до 3-4 часов ночи ежедневно. И мужу, и брату я больше говорила о том, что не нравится. Что нравится — об этом, очевидно, другие скажут, а вот что не нравится — важно. Поначалу Георгий Александрович тяжело воспринимал критику, особенно первые 3-4 спектакля, а потом уже спокойно.

«БРАТ БУДТО ПРЕДЧУВСТВОВАЛ СВОЮ СМЕРТЬ»

— Хватало ли Георгию Александровичу времени на личную жизнь?

— Ещё в Тбилиси Гога женился на известной актрисе Саломее Канчели. Там же в 1944 и 1945 годах родились двое его детей — Сандро и Нико. Тяжёлое было время, в стране голод. Потом — по причине неверности жены — последовал развод, а детей Саломея не взяла.- Я не берусь её судить: годы были трудные, к тому же она жила сценой. Но, по-моему, это единственный случай в Грузии, когда мать оставила двоих малышей. Так дети Гоги оказались у меня. Одному был год, другому — полтора (у Нателлы Александровны чуть позже родился ещё и сын Алексей, -прим. ред.).

— Да вы просто героическая женщина!

— Что вы! Разве я могла отдать в детдом детей любимого брата? Ничего героического в моём поступке нет, просто так сложилась жизнь. У Георгия Александровича были попытки создать семью, но, увы, неудачные.

— Как вы справлялись с семьёй, в которой было трое детей и двое мужчин, с головой поглощённых искусством?

— Довольно весело. Жили мы все вместе, и быт, конечно, был на мне. Гога любил красоту и уют в доме. Ему хотелось, чтобы квартира была хорошо обставлена. Когда умерла актриса Театра драмы им. Пушкина Елизавета Ивановна Тиме, нам позвонила её сестра и сказала, что Тиме хотела, чтобы Георгий Александрович купил обстановку её квартиры. Гоге польстило, что она оставила такое завещание, и он действительно купил все её вещи, хотя стулья были так обгрызены собаками, что пришлось их реставрировать.

— Были ли у Георгия Александровича какие-нибудь слабости?

— Брат любил красиво одеваться и знал толк в хороших элегантных вещах. Понимаете, в нашей с ним жизни очень долго всё было плохо. Продолжительные периоды безденежья (учеба в институте, работа в «Ленкоме») привели к тому, что у Гоги образовался некий комплекс, который он стремился удовлетворить. Всё хорошее, что было в его жизни, пришло к нему слишком поздно. Дачу ему дали за три года до смерти, он и пожить-то на ней не успел. Машина тоже появилась тогда, когда из-за возраста и болезней ему было уже опасно её водить.

— Говорят, «мерседес» Товстоногова знала «в лицо» вся ленинградская интеллигенция.

— Ещё бы! Иномарки вообще были тогда в диковинку, а у Гоги к тому же авто имело необычный самолётный цвет. Подержанную машину Георгий Александрович купил в Германии после того, как поставил там спектакль. Он обожал водить машину и ездил на ней везде. За рулём этого «мерседеса» и умер.

— Как это случилось?

— У него было больное сердце. Требовалось сделать шунтирование. Миллионы людей перенесли эту операцию. Но Гога категорически не умел болеть, и период послеоперационной слабости,который обязательно пришлось бы пережить, невероятно его пугал. Из-за этого он всё время откладывал операцию.

23 мая 1989 года в театре был просмотр спектакля «Визит старой дамы». Гога устал, спектакль ему не нравился. Когда закончился просмотр, брат попрощался со всеми, впервые после зимы сел за руль «мерседеса» и уехал. Все отговаривали его, советовали воспользоваться машиной с водителем, но он не послушался. Если бы я была рядом, не пустила бы его, но, как назло, уехала домой раньше. Гога будто предчувствовал свою смерть и шёл ей навстречу. Его сердце перестало биться на Марсовом поле, возле памятника Суворову. Когда к остановившейся у светофора машине подошли сотрудники ГАИ, Георгий Александрович был уже мёртв.

Таисия Бахарева.
«Телевидение. Радио» ,№41 (2841) от 12 октября 2010 г.

Георгий Товстоногов – биография, фото, личная жизнь, театр

Георгий Товстоногов: биография

Георгий Товстоногов – постановщик и преподаватель, создатель книг по режиссуре. С его именем ассоциируется целая эпоха в жизни советского театра. Георгий Александрович Товстоногов появился на свет 28 сентября 1915 года в грузинском городе Тифлис, который сейчас называется Тбилиси.

Режиссер Георгий Товстоногов

Его отец, инженер-железнодорожник, был на хорошем счету в грузинском Министерстве путей и сообщений. Мать Тамара Папиташвили окончила Петербургскую консерваторию с дипломом вокалистки. Младшая сестра, Натела Товстоногова, став супругой актера Евгения Лебедева, связала жизнь с талантливыми творческими людьми.

Георгий поступил в школу раньше сверстников и в 15 лет завершил обучение. Уже в те годы подростка безудержно увлекал театр. Дядя мальчика работал артистом в драмтеатре Тифлиса и приводил его смотреть спектакли. Отец, видя заинтересованность сына, настаивал на выборе другого жизненного пути. По его наставлению и при содействии знакомого Георгий Товстоногов стал студентом Тбилисского железнодорожного института.

Юный Георгий Товстоногов и его сестра Натела

Сын не смог пойти против натуры в угоду родителю. Отучившись год, в 1931-м он ушел из вуза, став актером и помощником режиссера Николая Яковлевича Маршака. Потенциал Товстоногова был настолько очевидным, что в 1933 году Маршак доверил ему самостоятельную работу. Спектакль по произведению Антона Павловича Чехова назывался «Предложение» и имел успех в городе.

Первая удача вдохновила начинающего режиссера. В 1933 году Товстоногов поступил в ГИТИС. Он был слишком юн для прохождения конкурсного отбора, поэтому в документах увеличил реальный возраст на 2 года. Педагогами студента стали знаменитые постановщики Андрей Михайлович Лобанов и Алексей Дмитриевич Попов.

Георгий Товстоногов

Параллельно с обучением Товстоногов продолжал работать в ТЮЗе. За первым спектаклем последовали «Женитьба», «Музыкантская команда», «Голубое и розовое», «Великий еретик», «Троянский конь» и другие постановки.

1937 год сломал все мечты молодого человека: отец был репрессирован. Георгий автоматически стал сыном врага народа. О получении образования в столичном институте можно было забыть: его отчислили с 4-го курса ГИТИСа. Товстоногов цеплялся за любую возможность вернуться, и случилось непредсказуемое. Невзначай брошенная фраза Иосифа Сталина «Сын за отца не отвечает» позволила восстановиться на курсе и с блеском завершить обучение в 1938 году.

Театр

Товстоногова пригласили на пост режиссера в Тбилисский драматический театр имени А. С. Грибоедова. Там он свел знакомство с народным артистом СССР Акакием Хоравой. Благодаря покровителю Георгий Александрович стал преподавателем актерской группы в театральном институте им. Шота Руставели. С этого момента Товстоногова начали воспринимать именно как профессионального режиссера.

Режиссер Георгий Товстоногов

Первой постановкой в тбилисском драмтеатре стал спектакль «Дети Ванюшина». Вплоть до 1946 года Георгий Александрович работал с артистами в родном городе, выпустив спектакли «Кремлевские куранты», «Парень из нашего городка», «Школа злословия», «Ленушка», «Лисички».

Затем его пригласили в Москву. С 1946 по 1949 годы он руководил Гастрольным реалистическим театром и Центральным детским. Во втором поставил нашумевшие спектакли «Где-то в Сибири» и «Тайна вечной ночи». Товстоногову удавалось совмещать работу над обязательными постановками в этих театрах с режиссурой спектаклей в студии Театра оперетты и Русском драматическом театре в Алма-Ате.

Георгий Товстоногов и Светлана Крючкова

В 1949 году постановщик получил новое назначение и вторым родным городом для него стал Ленинград. В должности главного режиссера театра им. Ленинского комсомола он провел период с 1950 по 1956 годы. Эта сцена стала для него домом.

В 1956 году, в канун 37-го дня рождения, труппе представили нового руководителя. Он оказался 11-м по счету. Театр им. Ленинского комсомола в это время находился в упадке и среди других ленинградских сцен был на позициях аутсайдера. Отсутствовала логика в построении репертуара, режиссеры не работали достаточным образом с актерами, зритель в зале оказывался случайным.

Георгий Товстоногов на репетиции

Тем не менее, труппа собрала звезд. Такие артисты, как Елена Грановская, Ольга Казико, Василий Софронов, Виталий Полицеймако, находились в ожидании человека, способного направить театр по иному курсу.

Перемены, проведенные мастером, были кардинальными. Режиссер обновил труппу, уволив около 30 артистов. Его главным ориентиром стали мастера и молодые актеры. Главной целью оказалось возвращение прежнего зрителя и приглашение нового. Сделать это были призваны три премьеры: «Шестой этаж», «Безымянная звезда» и «Когда цветет акация». Последний в городе стал притчей во языцех.

Евгений Лебедев и Георгий Товстоногов после спектакля «История лошади»

Нетипичная режиссура, интересные мизансцены, работа артистов с пространством и зрителем дали о себе знать. Легкая и веселая постановка подкупала живостью и лиричностью. Зрительный зал театра наполнился публикой. Следующим спектаклем в постановке Товстоногова стал «Лиса и виноград». Он вышел спустя 3 месяца и открыл череду программных постановок, сформировавших новый, актуальный и созвучный времени репертуар.

Георгий Товстоногов реализовался как постановщик и педагог. Тщательно работая с актерами, он направлял их, помогая перевоплощаться и совершенствовать себя в профессии. Постановщик сумел повести за собой труппу и зрителя. Он совершенствовал методы, технику и навыки постановщика.

Георгий Товстоногов в театре

Режиссер жил сценой, репетициями и премьерами, чем завоевал уважение коллег и сотрудников, театрального сообщества и публики. Театр обрел уверенного руководителя и закрепил за собой звание одного из лучших в городе.

Увлеченность артистов и появление собственного зрителя доказали, что метод Товстоногова является самым действенным. Петербуржцы и туристы считали своим долгом посетить премьеры талантливого деятеля. В течение 33 лет Георгий Александрович занимал пост директора театра, название которого теперь звучало по всей стране.

Памятник Георгию Товстоногову

За свою работу он был удостоен Сталинской и Ленинской премий. Аналогов спектаклям Товстоногова не существовало, а режиссеры учились у мастера, перенимая особенности творческой манеры. Постановщик помог дебютировать драматургам Александру Володину и Виктору Розову.

Читайте также  Дарья валитова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Спектакли Товстоногова шли в России, Польше, Финляндии, Болгарии и Германии. Он выпускал телепостановки и работал на радио. С 1957 года состоял в редколлегии журнала «Театр» и с 1964-го был председателем президиума Всероссийского театрального общества.

В 1958 году Георгий Товстоногов начал преподавать в ЛГИТМИКе, а в 1968-м получил статус доктора искусствоведения. С 1970-го заведовал кафедрой режиссуры в институте. Его спектакли, поставленные со студентами, были широко известны в Ленинграде и других городах.

Личная жизнь

Биография Георгия Товстоногова тесно переплетается с театральным делом. Его личная жизнь полна романтических увлечений, связанных с профессией. Режиссер влюблялся, симпатизировал, но для создания настоящей семьи всегда ждал достойной женщины, способной создать атмосферу и уют сродни тем, что царили в доме его родителей.

Саломе Канчели и Инна Кондратьева, жены Георгия Товстоногова

Товстоногов считал, что спутница жизни обязательно должна быть творческой личностью. Его первой женой стала актриса Саломе Канчели. Свадьба состоялась в 1943 году, а спустя 2 года молодожены развелись. В браке появились любимые дети, сыновья Николай и Александр.

В 1958-м Товстоногов женился во второй раз. Избранницей оказалась актриса Инна Кондратьева. Но спустя 4 года и их союз распался.

Георгий Товстоногов-младший, внук Георгия Товстоногова

Дети режиссера и внук пошли по стопам великого родственника. Их также увлекла режиссура. Сыновья имели собственную манеру в творчестве, а Георгий Товстоногов-младший подсознательно шел по пути, который избирал дед. В 2012 году жизнь внука постановщика трагически оборвалась.

Смерть

Товстоногов возглавлял любимый театр до последних дней жизни, не пропуская спектаклей и репетиций, регулярно проводя беседы с коллегами. На 23 мая 1989 года была намечена премьера спектакля. Согласовав дату, постановщик сел в автомобиль, чтобы ехать домой, но так и не добрался до места назначения.

Большой драматический театр имени Георгия Товстоногова

Причиной смерти режиссера стала остановка сердца. Для театрального Петербурга это оказалось трагедией. Не стало человека, вдохновившего несколько поколений. Георгий Товстоногов похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, в Некрополе мастеров искусств. Над захоронением установлен памятник в виде распятия.

После смерти режиссера театру им. Ленинского комсомола присвоили новое название: Большой драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова. Фото режиссера и сегодня украшают вестибюль и холлы здания. Ученики и последователи часто делятся в интервью воспоминаниями о работе и наставлениях мэтра сцены.

Могила Георгия Товстоногова

Творческое наследие Товстоногова составляют книги: «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре», «О профессии режиссера», «Круг мыслей», «Классика и современность», «Зеркало сцены».

В память о Георгии Товстоногове сняты документальные фильмы «Жить, думать, чувствовать, любить…», «Легенды о Гоге», «Отражения».

Георгий Товстоногов (1915-1989), театральный режиссёр: биография, творчество

Георгий Александрович Товстоногов – советский режиссёр театра, Народный артист СССР, Дагестана и Грузии, а также лауреат множества премий, включая Ленинскую и Сталинскую.

Семья

Георгий Товстоногов родился в 1915 году в Грузии, в городе Тифлис. Именно этот город станет настоящим первым толчком для будущего режиссёра. Его отец не имел ничего общего с театром или актёрской игрой, однако работу имел прибыльную в то время и занимал довольно высокую должность. Александр Товстоногов работал инженером-железнодорожником и был уважаемым работником грузинского министерства путей сообщения.

А вот мать, в отличие от отца, была творческим человеком всю свою жизнь. Тамара Папиташвили была настоящей певицей, что официально подтверждалось её дипломом из Санкт-Петербургской консерватории. У Георгия была младшая сестра Натела, которая как в детстве, так и в уже взрослой жизни, будучи женой актёра Евгения Лебедева, очень любила и уважала своего брата и всегда заботилась сначала о нём, а потом в качестве тёти о его сыновьях.

Брачные союзы

Став взрослым, Георгий Товстоногов, личная жизнь которого не отличалась особым изобилием, мечтал создать такую же семью, какая была и у него самого, однако для этого требовалось найти достойную спутницу жизни. Причём с самого начала мужчиной было решено, что жена, как и он сам, обязательно должна была быть творческой личностью. В итоге его первой женой стала воспитанница его же театра Салома Канчели. Брак состоялся в 1943 году, однако счастье семьи длилось недолго, в 1945 году супруги подали на развод. И всё же союз с Канчели сыграл огромную роль в жизни режиссёра: брак подарил ему двух сыновей – Николая и Александра.

В 1958 году Товстоногов Георгий Александрович решил снова жениться. И вновь его выбор пал на актрису. Вместе с Инной Кондратьевой мужчина прожил 4 года и снова не сумел сохранить семью – брак был расторгнут в 1962 году.

Как и у любого театрального деятеля, биография Товстоногова насыщена яркими историями и моментами из его жизни: как личной, так и творческой. И было бы странно, если бы биография великого режиссёра закончилась не имея продолжения в его детях и внуках.

По стопам своего отца и деда пошли Александр Георгиевич Товстоногов и его сын Товстоногов Георгий Александрович младший. Оба связали свою жизнь со сценой и стали известными театральными режиссёрами.

Как уже говорилось, Георгий Товстоногов родился в Тифлисе. Раньше своих одногодок он идёт в школу, и в возрасте 15 лет заканчивает её. Уже тогда совсем юным парнем будущего режиссёра безудержно тянет в театр, в котором тогда работал его дядя. Но семья, а в частности отец, подталкивает сына совсем к другому жизненному пути. Не желая перечить близким, Товстоногов поступает в Тбилисский железнодорожный институт, куда его с радостью пристраивает отец – заведующий одного из факультетов.

Но как можно делать то, что отнимает все силы и не приносит никакого удовольствия? Не продержавшись и года, Товстоногов уходит из института, и уже в 1931 году устраивается актёром и помощником режиссёра в ТЮЗ Тбилиси. Руководитель в лице Н.Я. Маршака сразу отметил похвальные способности юного актёра, а потому в 1933 году Георгию Товстоногову была доверена постановка его самого первого спектакля под названием «Предложение» (по произведению Антона Павловича Чехова).

Учёба в ГИТИСе

После успеха своего спектакля у режиссёра загорается надежда и на дальнейшее везение. В 1933 году он поступает в ГИТИС, однако возраст для вступления в институт ограничен, это заставляет будущего великого актёра подделать собственные документы, приписав себе 2 года. Преподавали в ГИТИСе знаменитые в то время режиссёры и педагоги театра А.М. Лобанов и А.Д. Попов. Поступив в учебное заведение своей мечты, Товстоногов не оставляет и свой первый театр, который поставил его на ноги – ТЮЗ, благодаря этому в театре вновь и вновь показывают новые спектакли.

В 1937 году случилось то, что могло присниться Товстоногову лишь в самых жутких кошмарах – из-за репрессирования его отца Георгий Товстоногов был объявлен сыном врага народа, а потому с 4 курса ГИТИСа парня отчислили. Через некоторое количество бессмысленных попыток вернуться в актёрский строй случилось настоящее чудо. И им стали случайно брошенные слова И. Сталина, вождя народа той эпохи: «Сын за отца не отвечает». В итоге режиссёра восстанавливают, и он с блеском заканчивает ГИТИС.

Начало режиссёрской деятельности

В 1938-1946 гг. Товстоногов работает в Тбилисском Драмтеатре имени А.С. Грибоедова. В те же годы его замечает народный артист СССР А. Хорава, который позволяет Георгию Александровичу взять на себя преподавание одной из актёрских групп. Именно с этого момента в Товстоногове начинают признавать профессионального режиссёра.

В 1946 году режиссёр покидает родную Грузию и устремляется покорять сцены российских театров. Товстоногов приезжает в Москву, где берет на себя руководство сразу несколькими театрами. Рвение и постоянное совершенствование своих методов и программ по работе с актёрами привели к тому, что с 1946 по 1949 годы Товстоногов Георгий Александрович, личная жизнь которого теперь олицетворяла собой различные сцены, одинаково успешно руководил сразу двумя театрами – Центральным Детским и Гастрольным Реалистическим.

Ленинградские театры

С 1949 года режиссёр обосновывается в культурной столице России – Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге. В этом году он становится одним из режиссёров, в 1950 году — главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского Комсомола. В этом театре Товстоногов, наконец, обретает дом: работает над пьесами и спектаклями, помогает актёрам в перевоплощении, совершенствует свои навыки – всё это доставляло Георгию Александровичу неимоверное удовольствие.

За свои лучшие работы Товстоногов удостаивается Сталинской и Ленинской премий, теперь каждый его спектакль востребован не только в одном городе, но и во всей стране.

В начале 1956 года Георгий Товстоногов – режиссёр с большой буквы — приглашается для того, чтобы возглавить Большой Драматический театр (далее БДТ) имени М. Горького. С 1949 по 1956 год в этом театре сменили как минимум четырёх режиссёров. Это означало одно: театр переставал функционировать без руководящего человека.

Большой драматический театр (БДТ) им. Товстоногова

За 6 лет работы в качестве директора Ленинградского театра имени Ленинского комсомола Георгий Товстоногов, личная жизнь которого теперь состояла в постоянных репетициях, завоевал признание не только публики, но и сотрудников других театров России, так что его главенство в одном из самых известных театров страны только усилило уважение к нему людей.

Не сразу согласившись, режиссёр всё же возглавил театр 13 февраля 1956 года. Было ясно, что для возвращения статуса БДТ необходимы были радикальные средства, и Товстоногов использовал их. По его указаниям было уволено более половины всей актёрской труппы и приглашено несколько новых актёров. Жизнь театра снова кипела, как и в былые времена.

В первый театральный сезон было поставлено четыре новых спектакля, каждый из которых был тепло принят публикой. Постепенно режиссёру удавалось вновь влить в актёрский состав, в театр и в его зрителей ту частичку увлечённости, которая была присуща театру всегда. Но на этом режиссёр не остановился.

Пост директора театра Товстоногов занимал почти 33 года – и каждый год он всё больше поднимал его статус в глазах теперь не только России, но и всего мира. В итоге театр, который стал для него родным, присвоил себе его имя: БДТ им. Товстоногова.

Достойный преемник

Продолжать режиссёрское дело рода Товстоногова взялись лишь двое: сын режиссёра и его внук. И, разумеется, любому зрителю приходила в голову мысль сравнить их почерки. Если сын выбрал себе немного несхожий стиль, то внук, полный тёзка Георгия Александровича, не зная того, необыкновенно похоже режиссировал постановки. К сожалению, режиссёрский потенциал внука великого Товстоногова так и не раскрылся. В 2012 году, будучи молодым мужчиной, Георгий Товстоногов младший погиб.

Читайте также  Александр коган - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Последние годы жизни

До самой смерти Георгий Товстоногов возглавлял театр, жил и дышал спектаклями и постановками.

23 мая 1989 года в БДТ должна была пройти премьера нового спектакля. Главный режиссёр назначил дату и, сев в собственный автомобиль, поехал домой… Однако он так и не доехал к родным. На одной из улиц машина остановилась. Георгий Товстоногов, человек, который всю свою жизнь провёл на сцене и за сценой в волнении за других, человек, чей творческий ещё неизрасходованный потенциал вытянул из пропасти забвения великий ныне театр, скончался на месте. И лишь долгая память о нём как об удивительном человеке живёт сейчас и будет жить всегда.

Георгий товстоногов — биография знаменитости, личная жизнь, дети


28 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Георгия Товстоногова – одного из самых мощных театральных режиссёров советского времени, многолетнего руководителя ленинградского Большого драматического театра, ныне носящего его имя.

Георгий Александрович возглавлял БДТ на протяжении 33 лет, разрушив устойчивое представление о том, что театр жив 15–20 лет. Товстоногов – одна из самых сложных и противоречивых фигур своего времени. Он не шёл на конфронтацию с системой, умело руководил театром, лавируя между рифами советской идеологической машины, и сохранил профессиональную и человеческую честь. Товстоногов наводил страх на актёров. Когда его автомобиль приближался к театру, люди начинали заранее трепетать. Он был за диктатуру в театре, слыл деспотом и добивался творческих побед. За глаза его называли Гога. А на премьеры в БДТ специально приезжали из Москвы.

28 сентября в Большом драматическом театре отметят 100-летие со дня рождения Георгия Товстоногова. Весь день будут проходить в его память торжественные мероприятия. В 12 часов на главной лестнице театра откроют бюст Георгия Товстоногова. Планируется ещё масса мероприятий. К дате снят фильм «Легенды о Гоге». Его продюсером стал Василий Товстоногов – внук Георгия Александровича.

Георгия Товстоногова не стало 23 мая 1989 года. Он плохо себя чувствовал в тот день и около 19 часов умер за рулём собственного «мерседеса». Трагедия произошла рядом с Марсовым полем у памятника Суворову. Это любимое место Товстоногова, откуда он любовался небом над Петропавловской крепостью. Татьяна Доронина, работавшая в свои молодые годы в БДТ, сказала, что умер не только Товстоногов, умер БДТ.

Товстоногов прожил драматическую жизнь. В 1975 году, когда БДТ переживал звёздный час и вышли любимые зрителем спектакли «Прошлым летом в Чулимске», «Энергичные люди», «Три мешка сорной пшеницы», «История лошади», у чиновников, руководивших культурой, созрел план смещения неугодного главрежа. Одному из самых преданных Товстоногову актёров – Кириллу Лаврову – предлагалось его свергнуть. Репертуарную политику БДТ чиновники считали порочной, а самого Товстоногова – скрытым диссидентом. Заявление об уходе Георгий Александрович сочинял неоднократно. Впервые – в 1965 году после запрета, наложенного на спектакль «Римская комедия» по пьесе Леонида Зорина.

Родился Товстоногов в Тифлисе в 1915 году. Ещё в школе заболел театром, но поступил в железнодорожный институт, совмещал учёбу с работой в Тбилисском ТЮЗе, где был актёром и ассистентом режиссёра. В 1933 году поставил там свой первый спектакль по чеховскому «Предложению». И только потом отправился в Москву, поступил в ГИТИС на курс легендарных педагогов Алексея Попова и Андрея Лобанова. С тбилисским театром он не расстанется, будет ставить в нём и дальше.

С четвёртого курса ГИТИСа Товстоногова отчислили как сына врага народа. Случилось это в 1937 году. Его отца – инженера-железнодорожника, занимавшего пост в Министерстве путей сообщения, объявили шпионом. Страх не отпускал Товстоногова до конца жизни. При этом сам он наводил ужас на других и любил власть.

Театральный институт он всё-таки окончил. Спустя несколько месяцев после отчисления его восстановили. Потом Товстоногов работал в Тбилисском русском театре им. А. С. Грибоедова, начал там успешно преподавать. В 1946-м переехал в Москву, ставил в Центральном детском и других театрах. Но период взлёта связан у Товстоногова с Ленинградом, куда он перебрался в 1949 году.

Началось всё с работы в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, которому он отдал семь лет жизни. Получил там Сталинскую премию за спектакль о Сталине «Из искры…». А театральная слава пришла в 1955-м с постановкой «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. Ключевой фигурой в его версии стал Вожак анархистов в исполнении Юрия Толубеева, а не женщина-комиссар, как это было прежде.

Спектакль рождал множество ассоциаций, связанных со сталинским режимом. За многое приходилось бороться. Что-то отстоять не удалось. Инсценировку «Донбасса» Горбатова сыграли только дважды. Спектакль закрыли, усмотрев в нём проблемы, связанные с толкованием стахановского движения.

В 1956-м Товстоногову предложили возглавить БДТ. Театр в тот момент находился в плачевном состоянии. Режиссёры то и дело сменялись. Зритель в театр не ходил. На собрании коллектива БДТ Товстоногов услышал от актёра Владислава Стржельчика, который потом станет его опорой, такие слова: «У нас очень страшный театр. Мы тринадцать худруков «съели»». Отреагировал на них резко: «Я несъедобен». И начал революционное преобразование труппы.

Он умел коллекционировать артистов, но никогда не работал на кого-то одного, будь тот даже гением. Главное – создать ансамбль, блюсти интересы театра в целом. В декабре 1957 года в БДТ появился легендарный спектакль «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским в роли князя Мышкина. Уже само появление на сцене Достоевского, которого тогда не особо жаловали, стало событием.

Главную роль до Смоктуновского репетировал другой актёр. Однако Товстоногов продолжал искать особенного человека и актёра, некий идеал. И появился приехавший из провинции Смоктуновский, никому особо не нужный в столицах. Сам тип его героя, казалось, не отвечал запросу эпохи, но его появления подспудно ждали. Зрители по окончании первого спектакля не могли подняться с мест. Смоктуновский привёл их в состояние шока.

Самые суровые критики говорили актёру в лицо: «Вы – гений!». Те же слова произнёс и внук Достоевского Андрей Фёдорович. Он захотел лично познакомиться со Смоктуновским. Публика брала театр штурмом, сметая на своём пути двери и сотрудников театра. Попасть на «Идиота» было невозможно; одна 30-летняя женщина на сутки устроилась в БДТ уборщицей ради того, чтобы увидеть спектакль.

Потом были «Пять вечеров» Александра Володина, «Варвары» Горького с участием только-только пополнивших труппу актёров – совсем молодой Татьяны Дорониной и приехавшего из Киева Павла Луспекаева. «Варвары» у Товстоногова стали трагедией провинциальной русской жизни. Через два года после них он поставит ещё один легендарный спектакль – «Горе от ума» с Сергеем Юрским в роли Чацкого, произносившим монологи прямо в зал, а не в сторону партнёров.

Любая классическая пьеса в руках Товстоногова становилась сиюминутной. Для этого не требовалось наряжать актёров в современный костюм. Но, как напишет крупнейший историк театра Анатолий Смелянский, Товстоногова не прельщали лавры Таганки, скандалов он избегал, занимался работами «глубинного бурения». В 1966-м он поставил «Мещан» Горького, которые продержатся в репертуаре не одно десятилетие. Старика Бессеменова сыграл выдающийся актёр Евгений Лебедев, сумевший рассказать о драме не только отдельной семьи, но всего жизненного уклада России.

Товстоногов был мудрым политиком, но не царедворцем. Не перечил начальству, но и не пресмыкался перед ним. Он мог шарахнуть по системе гоголевским «Ревизором», а потом смягчить удар, поставив грузинский водевиль «Ханума», о котором знала едва ли не вся страна. Неважно, что видели его единицы.

Возглавляя один из самых весомых театров страны, Товстоногов жил весьма скромно. Хотя человеком был колоритным, чему способствовали его грузинский акцент и вальяжность. На руке он носил кольцо, много курил. Вечно горящий огонёк его сигареты светил, как фонарик, из темноты зала во время репетиций. Без него актёрам чего-то не хватало. Однажды Товстоногов даже отказался от работы в пражском театре, где техника безопасности не позволяла курить. Но ради мэтра сделали исключение. К нему приставили пожарных, которые вслед за ним выскакивали с вёдрами песка на сцену во время репетиций.

Актёр Андрей Толубеев, ныне покойный, написал в своё время статью «Памяти Товстоногова» о трагедии этого человека и художника, не знавшего, что делать со своим романом под названием «О БДТ!». От него постоянно требовали жертвы, ждали всё новых и новых свершений без права на ошибку, и он сгорел в этом жертвенном огне. Толубеев написал, что откровенность была непременным условием общения с Товстоноговым. Он знал об актёрах многое, и если снежный ком этой осведомлённости покатился бы с горы, то раздавил бы всё на своем пути.

Критики Товстоногов не терпел, хотя от близких людей требовал откровенности. В своё время в театральных кругах хорошо была известна история с театроведом Ириной Вергасовой, позволившей себе критические слова в адрес мастера. Она была просто уничтожена и зарабатывала на жизнь только тем, что ездила по провинциальным театрам, разбирая спектакли. Зато командировочных пускали в БДТ на приоритетных началах. Надо было только подойти к окошку администратора и предъявить своё командировочное удостоверение. Тебе тут же продавали билет, даже если на спектакль невозможно было попасть. После смерти Товстоногова эта традиция какое-то время ещё существовала. Но, как многое другое в БДТ, она со временем канула в Лету. Пришла эпоха других героев, которым не побороть даже тень великого предшественника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: