Геннадий рождественский — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Геннадий Рождественский

Биография

Дирижер, пианист и композитор Геннадий Рождественский больше 50 лет руководил отечественными и зарубежными коллективами, а также вел активную музыкально-просветительскую и педагогическую деятельность. Маэстро прожил яркую творческую жизнь, несмотря на сложные периоды в биографии.

Детство и юность

Геннадий Николаевич Рождественский появился на свет 4 мая 1931 года. Его отец – знаменитый дирижер Николай Аносов, а мама Наталья Рождественская – солистка Всесоюзного радио. Родители с ранних лет приобщали мальчика к искусству, разучивая с ним ноты.

Геннадий Рождественский

Ярчайшими впечатлениями детства стало объявление о начале войны, эвакуация, а после – возвращение и откапывание пианино, на котором он учился. Хозяйка квартиры, где жила семья до войны, зарыла инструмент в землю, чтобы он не достался немцам. Как оказалось, пианино отлично сохранилось.

После великой Победы Геннадий учился в музыкальной школе имени Гнесиных, у самой Елены Гнесиной. После поступил в Московскую консерваторию к профессору Льву Оборину. В то же время отец помогал Геннадию совершенствовать навыки в дирижерском мастерстве. Николай Петрович научил сына управлять оркестром одними только глазами.

Геннадий Рождественский в молодости

К дирижированию Рождественского привёл случай в музыкальной школе. Идя по коридору, он услышал, как в классе разучивают секстет Чайковского. Зайдя туда, юноша увидел, что у учеников возникли трудности. Он начал дирижировать и вдруг осознал, что помогает. Ощущение этой помощи поглотило будущего маэстро, в тот момент он осознал, что профессия дирижера будет делом жизни.

Музыка

Ещё во времена обучения в консерватории Рождественский возглавлял студенческий оркестр, с которым много выступал на больших сценах. В возрасте 20 лет Геннадий стажировался в Большом театре, где после жесткого отбора он занял пост балетного дирижера. Дебютом стала «Спящая красавица» Чайковского, за 5 лет работы в Большом театре оркестр исполнил 40 опер и балетов. Параллельно Рождественский возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.

Дирижер Геннадий Рождественский

Геннадий Николаевич стал первым дирижером из СССР, который работал в Европе. В 70-х годах его выпустили с гастролями в Стокгольм, после чего маэстро получил приглашение возглавить Королевский филармонический оркестр Швеции.

Изначально Министерство культуры перечеркнуло мечты дирижера, но вскоре после предложения с официальным визитом в Швецию отправился председатель Совмина СССР. На приеме премьер-министр Швеции попросил отпустить Рождественского. По возвращении в Москву было отдано распоряжение выпустить дирижера. Такого никто не ожидал, больше того – случай стал прецедентом.

Геннадий Рождественский во главе оркестра

В 1974 году главный дирижер Большого симфонического оркестра Геннадий Николаевич ушел с должности. Причиной стало крайне негативное отношение к музыкантам еврейской национальности. Когда началась волна эмиграции евреев в Израиль, 3 музыканта из оркестра вернулись на родину. Тогда председатель Гостелерадио Сергей Лапин вызвал Рождественского в кабинет и склонял к тому, чтобы заменить евреев в коллективе на русских музыкантов.

У Лапина даже имелась цифра – 42 человека, которых нужно было уволить за нарушение дисциплины или погрешности в исполнении. Дирижер достойно держался во время аудиенции, а через 2 дня получил анонимку. Её автор говорил, что оркестр Рождественского – не музыкальная команда, а сионистский центр, где он «потакает жидам» и «пренебрегает русскими музыкантами».

Председатель Гостелерадио Сергей Лапин

Дабы не быть участником этих неприятных событий, Рождественский подал заявление на увольнение, которое через 2 недели было подписано Лапиным. Вскоре новое руководство «очистило» оркестр от лиц неугодной национальности.

Намечающиеся перспективы были не радужные, но случайная встреча с режиссером Борисом Покровским стала для маэстро знаменательной. Оказалось, что режиссер в то время занимался подготовкой постановки оперы Шостаковича «Нос». Покровский не отказал дирижеру в присутствии на репетиции, больше того – предложил совместный проект на сцене Театра камерной оперы. Постановка имела успех и резонанс в обществе.

Опера Дмитрий Шостаковича «Нос». Дирижер Геннадий Рождественский

После Рождественский на несколько лет стал оперным дирижером Большого театра, работал приглашенным режиссером в симфоническом оркестре BBC. Также Геннадий возглавлял Венский симфонический оркестр, а позже создал оркестр Минкультуры СССР, руководя им до 1992 года.

За это время зрителям посчастливилось посмотреть уникальные концертные программы, сделаны коллекции записей выдающихся композиторов. Дирижер объехал с выступлениями весь мир, у него был удивительный репертуар из 2000 сочинений. Рождественский стал авторитетным дирижером мира. Под взмахи палочки Геннадия выступали знаменитые коллективы, а наградам, званиям и премиям нет счета.

Дирижер Геннадий Рождественский

Он исполнял только особенную музыку, не боялся осуждения и критики. Рождественский всегда выбирал у композиторов такие произведения, которые не играет никто другой: он доставал сокровища из музыкальных недр.

Именно по этой причине Геннадия Николаевича часто называли музыкальным археологом, ведь он не боялся приобщать зрителей к композиторам XX века: исполнил больше 150 произведений в первый раз. По мнению маэстро, призвание театров — воспитывать публику репертуаром, а не следовать её запросам.

Рождественский выпустил диски с записями симфоний композиторов. За многолетнюю службу маэстро не изменял художественным убеждениям своего сердца — этот критерий считался для Геннадия главным. Статистика творческой жизни дирижера зашкаливает, подобных достижений нет ни у кого. Геннадий — разносторонний человек, поэтому, помимо дирижерской деятельности, он успевал писать книги.

Личная жизнь

Первой женой Геннадия стала Нина Тимофеева, но брак с артисткой балета распался. Тем не менее, любовная история дирижера сложилась спокойно и счастливо с другой женщиной. Рождественский в 1969 году женился на Виктории Постниковой – популярной пианистке. Для женщины это второй брак, первым её мужем был Владимир Спиваков, Виктория ушла от него к Рождественскому.

Геннадий Рождественский и Нина Тимофеева

Дирижер принял и усыновил сына жены, Александра, от первого брака, который впоследствии стал скрипачом. Известное семейство раньше часто радовало зрителей совместными концертами. А сама Виктория не раз говорила о том, что выступление под руководством мужа проходит приятно и легко.

Геннадий Рождественский и Виктория Постникова

Геннадий Рождественский старше супруги на 13 лет, общие дети у них так и не появились. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что личная жизнь дирижера сложилась наилучшим образом, фото счастливой пары есть в Интернете. Семья жила в мире и любви, даже несмотря на пожилой возраст, Виктория и Геннадий с нежностью относились друг к другу. Супруги редко давали интервью относительно взаимоотношений, поэтому подробности их семейной жизни неизвестны.

Смерть

Геннадий Рождественский скончался 16 июня 2018 года. Причиной смерти стала продолжительная болезнь. Отпевание и кремация прошли 19 июня, а урну с прахом захоронили на Введенском кладбище, в могиле матери Рождественского.

Геннадий Рождественский и его личная жизнь

Геннадий Рождественский родился в 1931 году. Сейчас мало кто не знает (или хотя бы не слышал) это громкое имя. Человек, который настолько любит свою работу, встречается очень редко, ведь такая преданность своему делу поражает. Подумать только, более 60 лет он посвятил дирижерству! Как строилась его карьера? Была ли хоть капелька времени у Геннадия Рождественского на личную жизнь? Есть ли у Геннадия жена и дети?

  1. Биографические данные
  2. Начало карьеры
  3. Геннадий Рождественский сейчас

Биографические данные

С самого детства мальчик рос творческим и интеллигентным, ведь с такими родителями иначе быть не могло. Мама – солистка радио и отец-дирижер с младенчества прививали маленького Гене любовь к искусству – учили ноты, пели песенки… Затем война, разруха, эвакуация. «Самое большое впечатление детства», признается Геннадий – «Это то, что хозяйка их съемной квартиры спрятала от фашистов пианино в земле, просто закопала его. По возвращению в город мы его откопали. И Кстати, оно до сих пор в рабочем состоянии».
В 1945 году по собственному желанию Гена пошел в музыкальную школу, затем поступил в консерваторию. Отец, конечно, времени зря не терял и учил сына дирижерскому искусству. Именно благодаря ему Рождественский может управлять многочисленным оркестром абсолютно без помощи рук, одними лишь глазами.

Начало карьеры

Толчком к тому, чтобы посвятить себя дирижерству, стал один случай. В музыкальной школе, идя по коридору, он услышал, что учащимся сложно дается произведение. Он зашел в аудиторию, начал дирижировать и понял, что его помощь нужна им. Это ощущение нужности и значимости захватило Геннадия. Именно в тот момент он понял, что значит слово «призвание» и какое оно в жизни у него.
Еще в консерватории он начал дирижировать, а всего лишь в 20 лет он стал балетным дирижером в Большом театре. Дебютом стал балет «Спящая красавица».

Читайте также  Кирилл лавров - биография знаменитости, личная жизнь, дети


Во времена правления партии Рождественский стал единственным, которому разрешили работать в Европе.
В 1974 году он немного повздорил с руководством, так как на него пришло анонимное письмо с доносом, что он якобы потакает евреям. Геннадий не стал ждать, когда его уволят, и сам написал заявление. Безработная жизнь его совсем не прельщала, но и тут ему улыбнулась удача. На прогулке он встретил режиссера Покровского, который и пригласил его на репетицию одной из известных опер, а после и вовсе предложил сотрудничество в Театре камерной оперы.
На протяжении долгих лет он работал и снова в Большом театре, и в симфонических оркестрах, и даже сам создал свой собственный оркестр.
На его счету более двух тысяч собственных сочинений, он объездил с концертами весь мир, а о премиях, званиях и наградах даже страшно говорить, ведь их просто невозможно сосчитать!
Рождественский особен тем, что исполняет не чужие композиции, делает это не так, как все, а особенно, по-другому. Его даже прозвали «музыкальным археологом» за то, что он любил исполнять не популярные композиции, а неизвестные шедевры и доносить их к публике. Более 150 композиций он исполнил первым в мире.

Геннадий Рождественский сейчас

В настоящее время дирижер не прекращает своей профессиональной деятельности, он развивается и растет. Он выпускает диски с симфониями разным композиторов, проводит авторские циклы, занимается педагогической деятельностью и иногда пишет книги. Личная жизнь Геннадия Рождественского хоть и спокойна, но не менее счастлива – у Геннадия есть жена и ребенок. Жена, Виктория Постникова, также музыкант, она успешная пианистка. У нее огромный репертуар, она с легкостью сыграет все, что душа пожелает.


У пианистки это второй брак (первый муж – Владимир Спиваков). Виктория Постникова и Геннадий Рождественский очень любят друг друга и до сих пор, несмотря на возраст, трепетно относятся к своей второй половинке.
Известная семья иногда радует зрителей совместными выступлениями со своим сыном скрипачом Александром. Виктория признается, что выступать под руководством мужа безумно приятно и легко.
Главным своим достоинством Геннадий считает то, что он ни разу за всю жизнь не изменял своих убеждений в художественной сфере. Это действительно редкость, когда человек не поддается влияниям извне, а слушает только себя и свое сердце.
Рождественский – гениальный человек. Он дирижировал в 37 странах, более 200 городах. На его счету сотни оркестров, неисчислимое количество концертов и выступлений. Ни один из дирижеров не может похвастаться даже половиной из них. Геннадий заслуживает счастья. В своей профессии он состоялся на двести процентов, поэтому остается ему пожелать, чтоб личная жизнь Геннадию Рождественскому приносила уют, взаимопонимание и поддержку.

Геннадий Рождественский

ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ – НА СЛУЖБЕ У МУЗЫКИ

Среди выдающихся дирижеров есть человек, которого называют гордостью мирового исполнительского искусства – это Геннадий Рождественский. Легендарная личность, по виражам жизни которой можно проследить историю культуры XX века, ведь за дирижерским пультом он стоял более 60 лет.

Статистика творческой жизни Геннадия Рождественского зашкаливает: только за последние тридцать лет он дирижировал более 2000 раз на сценах и в студиях; работал с более сотней оркестров; география гастролей насчитывает 37 стран и две сотни городов. Таких достижений нет ни у одного дирижера.

Сын музыкантов

Авторитетный дирижер Европы выступал практически со всеми известными симфоническими оркестрами мира. Имя Геннадия Рождественского символизирует безупречный вкус и твердость музыкальных убеждений. Мэтр гармонично сочетал в себе новаторский подход к музыкальному искусству и одновременно консерватизм. Без сомнений, он – один из образованнейших людей ушедшего и нынешнего веков. Хотя он говорил, что ассоциирует себя с XX веком, но благодарен XXI-му за безграничное ощущение творческой свободы. Только в наше время он мог играть там, где хочет, когда хочет и какую хочет музыку, чего даже представить было невозможно в годы советского режима.

Геннадий Николаевич родился в семье столичной интеллигенции 4 мая 1931 года. Отец – знаменитый дирижер Николай Аносов, а мать – солистка Всесоюзного радио Наталья Рождественская. Родители с раннего детства приобщали сына к искусству, разучивая с ним ноты. Самые яркие впечатления из детства – объявление о начале войны, эвакуация, возвращение и откапывание пианино, на котором он учился. Хозяйка квартиры, в которой жила семья, зарыла его в землю, чтобы инструмент не достался немцам. Оказалось, что пианино сохранилось в земле и до сих пор стоит в той квартире.

Дело случая

В год Победы Геннадий отправился учиться в музыкальную школу имени Гнесиных, где занимался у самой Елены Гнесиной. Затем перешел в музыкальную школу при консерватории, откуда поступил в консерваторию к профессору Льву Оборину. Тем временем отец продолжал совершенствовать навыки сына в дирижерском мастерстве. Николай Павлович научил Геннадия управлять оркестром без помощи рук. Потом дирижировать одними только глазами Рождественский учил студентов Московской консерватории.

Импульсом, который привел его к дирижированию, Геннадий Николаевич считал один случай, который произошел с ним в музыкальной школе. Он шел с занятий по коридору и в одном из кабинетов услышал звуки секстета Чайковского «Воспоминание о Флоренции». Открыв дверь в класс, Рождественский увидел, что ученики испытывают трудности в разучивании этого произведения. Тогда он стал ими дирижировать и понял, что помогает им в исполнении. Ощущение этой помощи захватило будущего маэстро целиком. В тот момент он понял, что профессия дирижера станет делом его жизни.

Геннадий Рождественский – дирижер Большого

Еще в годы учебы в консерватории Геннадий Николаевич возглавил студенческий оркестр, с которым активно начал выступать на больших сценах страны. Уже в 20 лет его взяли на стажировку в Большой театр, где после конкурсного отбора он занял пост балетного дирижера, которым проработал 9 лет.

Дебютировав балетом «Спящая красавица» Чайковского, Геннадий Рождественский продолжил восхождение на вершину дирижерского искусства участием в постановках «Конька-горбунка» и «Кармен-сюиты» Щедрина и Бизе, «Спартака» Хачатуряна, «Щелкунчика» Чайковского и «Войны и мира» Прокофьева.

За пять лет работы дирижером Большого театра оркестр исполнил почти 40 опер и балетов. Параллельно маэстро возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.

Окно в Европу

В эпоху, когда все искусство было под колпаком партии, Рождественскому удавалось пропагандировать произведения авангардистов, которых якобы не замечали «послушные» дирижеры. При этом Геннадий Николаевич стал первым дирижером из СССР, который смог работать в странах Европы. В 1972 году его выпустили на гастроли в Стокгольм, после которых мастер палочки и пульта получил приглашение от Королевского Филармонического оркестра Швеции возглавить его.

Естественно, Министерство культуры перечеркнуло все мечты Геннадия Рождественского о возможности доносить свое творчество до мирового слушателя и зрителя. Но вскоре в Швеции с официальным визитом побывал председатель Совмина СССР Алексей Косыгин. На одном из приемов шведский премьер-министр попросил его отпустить Рождественского на работу в Швецию. Вернувшись в Москву, Косыгин дал министру Фурцевой распоряжение «выпустить» дирижера. Такого поворота событий никто не ожидал. Более того, этот случай стал прецедентом. Теперь советским дирижерам трудно было отказать, если их приглашали к сотрудничеству оркестры с мировым именем.

Сионистский центр Геннадия Рождественского

В 1974 году в музыкальной жизни страны произошло из ряда вон выходящее событие – главный дирижер Большого симфонического оркестра Геннадий Рождественский ушел с занимаемой должности. Причины такого решения следовало искать во властных кабинетах, в частности – председателя Гостелерадио Сергея Лапина. Этот руководитель был одним из самых образованных и эрудированных людей среди чиновников того времени, но отличался крайне неприязненным отношением к людям еврейской национальности.

После начавшейся волны эмиграции евреев в Израиль трое музыкантов оркестра Рождественского уехали на историческую родину. Лапин вызвал к себе Геннадия Николаевича и долго склонял к тому, чтобы избавиться от всех евреев в его коллективе. У него даже была цифра – 42 человека. Их предлагалось уволить за нарушение дисциплины или огрехи в исполнительском мастерстве.

Маэстро достойно держался во время этой аудиенции, а через два дня получил от Лапина письмо с адресованной ему анонимкой на Рождественского. В ней автор доводил до сведения Лапина то, что оркестр – не музыкальный коллектив, а настоящий сионистский центр, где Геннадий Николаевич «потакает жидам» и пренебрегает русскими музыкантами.

Читайте также  Милли бобби браун - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Не желая участвовать в этих низменных играх, Рождественский подал заявление, которое Лапин через две недели подписал. А вскоре оркестр был очищен новым руководителем от лиц неугодной национальности.

В вихре творчества

Перспективы у Геннадия Николаевича намечались не совсем радужные, но тут снова случайность вмешалась в его судьбу. Прогуливаясь по улице, он встретил режиссера Бориса Покровского, который направлялся на репетицию. Оказалось, что он готовил постановку оперы Шостаковича «Нос». Борис Александрович не отказал маэстро в присутствии на репетиции, после которой даже предложил совместную работу на сцене Театра камерной оперы. Постановка имела небывалый успех и мощный резонанс в обществе.

А потом был период, когда Геннадий Николаевич несколько лет снова стал оперным дирижером Большого театра, работал приглашенным режиссером в симфоническом оркестре корпорации «Би-би-си», возглавлял Венский симфонический оркестр, а также создал оркестр Минкульта СССР, которым руководил до 1992 года.

За эти годы зрители увидели уникальные концертные программы, были сделаны целые коллекции записей выдающихся композиторов. Маэстро объездил с выступлениями весь мир и мог гордиться своим удивительным репертуаром из более 2000 сочинений. Рождественский без преувеличения стал в ряд самых авторитетных дирижеров мира.

Берлинский филармонический оркестр, Стокгольмский Королевский оркестр, Королевский оркестр Амстердама, Лондонский Королевский филармонический оркестр, Токийский оркестр «Иомиури», симфонические оркестры Кливленда и Чикаго – это не полный список самых знаменитых коллективов, которые выступали под взмахи волшебной палочки Геннадия Рождественского. Его награды, премии и звания не поддаются счету.

Археолог в музыке

Он всегда исполнял лишь особенную музыку, не боясь осуждения или критики. Рождественский выбирал у композиторов то, что не играет никто другой, доставая для слушателей настоящие сокровища из музыкальных недр. Возможно, именно за это в прессе его часто называют музыкальным археологом, который не побоялся приобщить публику к композиторам ХХ века и играть когда-то запрещенных авторов – Губайдулину, Шнитке и Денисова. Маэстро Рождественский исполнил более 150 произведений впервые в мире.

с женой Викторией

Он считал, что театры должны воспитывать публику репертуаром, а не следовать ее запросам, как это происходит на его родине. К сожалению, там до сих пор прочно держится советский уровень управления и организации работы театров, поэтому на какие-то масштабные изменения рассчитывать не приходится.

В последний раз, когда Геннадий Николаевич работал в Большом театре, он наивно надеялся эту систему изменить. Но пробить в одиночку стену бюрократии и формализма ему было не под силу, поэтому он направил свою энергию на постановку оперы «Игрок» Прокофьева. Но и на этом пути ему выставляли одни препятствия, подключив для травли оголтелых критиканов в прессе. С тех пор Геннадий Николаевич не лестно отзывался о журналистах, считая, что конструктивные отзывы о музыке могут давать лишь те люди, которые знают партитуру лучше, чем маэстро. Как мы понимаем, это просто невозможно.

До последних дней жизни, оборвавшейся 16 июня 2018 года, Геннадий Рождественский продолжал выпускать диски с записями симфоний разных композиторов, проводить авторские циклы, он писал книги и не прекращал педагогическую работу. Кроме этого, иногда радовал зрителей выступлениями со своим сыном – скрипачом Александром Рождественским, который продолжил знаменитую династию, и женой – известной пианисткой Викторией Постниковой.

ФАКТЫ

Геннадий Рождественский говорил, что дирижер обязан быть диктатором, который ласково сможет убедить оркестрантов в правоте своей идеи и заставит поверить в замысел, придерживаясь генеральной линии, заложенной композитором.

Геннадий Николаевич был счастлив, что за такую многолетнюю работу дирижером, вопреки всему, он ни разу не изменил собственным художественным убеждениям. Этот критерий творчества он считал для себя главным.

Геннадий Рождественский. Биография. Фото, интервью

Геннадий Рождественский – один из легендарных представителей мира искусства 20 и 21 веков. Бесконечно преданный музыке и своей работе, он заслуженно неоднократно получал высокие награды, звания и премии. Послужной список Рождественского вызывает изумление его достижениям и уважение к работоспособности и таланту маэстро. Легендарный дирижер провел за пультом около 60 лет и не имеет себе равных в стране. Только во второй половине жизни он выступал на сцене более 2000 раз, гастролировал по 37 странам и 200 городам, дирижировал сотней оркестров.

Введенское кладбище, Москва

Виктория Валентиновна Постникова

дирижёр, пианист, композитор, педагог

Звания и награды

  1. Детство и учеба
  2. Карьера
  3. Работа за «железным занавесом»
  4. «Потакание евреям»
  5. Личная жизнь
  6. Интересные факты

Детство и учеба

Геннадий родился в семье музыкантов, и, казалось, сама судьба распорядилась его будущим. Мать, Наталья Рождественская, солистка Всесоюзного радио. Отец, Николай Аносов, был известным дирижером, педагогом, историком и теоретиком дирижирования.

Мальчик рос в атмосфере искусства, родители учили его нотам, пели песни и знакомили с азами дирижирования. Благодаря огромному участию родителей и раннему приобщению к профессии, Гена овладел редким искусством – он умел управлять оркестром без рук, дирижируя одними глазами, чему он впоследствии учил своих студентов.

Великая Отечественная война прервала планы семьи, как, впрочем, и всех советских людей. В одном из интервью Геннадий Рождественский признавался, что воспоминание об объявлении войны и щемящее чувство безысходности преследовали его всю жизнь.

Война началась, когда Геннадию было 10 лет, поэтому в музыкальную школу он пришел гораздо позже.

В день победы 1945 года мальчик поступил в музыкальную школу, где до 1947 года учился у Е. Гнесиной.

1947 – 1949гг – продолжил обучение в музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

1949 – 1954гг – получал дальнейшее музыкальное образование в Московской консерватории. 1954 – 1957гг – обучение в аспирантуре.

Талантливый выпускник музыкальной школы продолжил обучение в Московской консерватории у лучших педагогов страны.

Всесторонне развитый, с образованием, полученным у мэтров в лучших заведениях страны, Геннадий Рождественский с энтузиазмом приступил к своей карьере.

Карьера

На самом деле, карьера великого музыканта началась еще во время его учебы в консерватории – вместе со студенческим оркестром он появлялся на ведущих концертных площадках страны. А с 20 лет он прошел конкурс на стажировку в Большом театре в качестве балетного дирижера. За время этой работы он участвовал примерно в сорока постановках, в число которых входили знаменитые произведения Чайковского, Щедрина, Бизе, Хачатуряна, Чайковского, Прокофьева.

Рождественский начал работать в Большом театре с 20 лет.

Вся его жизнь была связана с концертной и преподавательской деятельностью. В разные годы жизни он был главным дирижером и худруком всех известных ведущих советских и зарубежных коллективов.

Параллельно музыкально-концертной он занимался просветительской деятельностью и преподавал в консерватории и с 2001 года был заведующим кафедрой. То, что маэстро – прирожденный дирижер и педагог, подтверждает случай из его детства, о котором он рассказывал в своих интервью. Однажды, еще обучаясь в музыкальной школе, совсем юный Гена случайно услышал, что ученики, исполняя один из секстетов Чайковского, не могут справиться с произведением. Мальчик импульсивно начал дирижировать, стараясь им помочь. У него все получилось, и он навсегда запомнил это чувство – он на своем месте.

Талантливый педагог воспитал достойных преемников. Его ученики имеют много наград и известны в мире музыки.

Маэстро воспитал плеяду достойных дирижеров.

Рождественский не только исполнял произведения других композиторов, но и сам писал музыкальные сочинения. А многогранность его таланта подтверждает тот факт, что успешен он был и как писатель – его перу принадлежат книги не только о музыке и дирижировании, но и мемуары «Треугольники».

Работа за «железным занавесом»

Выступать за границей во времена Советского Союза было практически невозможным, и редко кому удавалось заслужить такое доверие партии. Тем более удивительно, что такое позволили Геннадию Рождественскому. Дело в том, что, являясь музыкантом от природы, он не смешивал искусство с политикой и исполнял и те произведения, с которыми другие не решились бы работать, чтобы не навлечь на себя гнев государства. Он ценил не только признанные шедевры и популярные произведения, но и творчество авангардистов и неизвестные композиции.

После гастролей в Стокгольме в 1972 году Геннадия Рождественского узнал и оценил по достоинству зарубежный зритель, и маэстро пригласили возглавить Королевский Филармонический оркестр Швеции. Министерство культуры отказало оркестру с мировым именем. Но после официального визита в эту страну А. Косыгина «лед тронулся», и Фурцева получила от него указание дать музыканту разрешение на выезд. Этот был беспрецедентный случай в истории СССР, но так была проложена «тропинка» в Европу артистам и музыкантам.

Читайте также  Илья маланин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Геннадий был первым советским дирижером, которого выпустили работать в Европе.

«Потакание евреям»

Жить и работать в Советском Союзе и игнорировать политику и правила государства было нереально. Людям приходилось идти на сделку с совестью, подчиняться правилам и не перечить партии. Во время массовой эмиграции евреев в Израиль в 1974 году оркестр покинули 3 человека. Председатель Гостелерадио С. Лапин, несмотря на все свои положительные качества, искренне ненавидел евреев. Он вызвал к себе маэстро и настоятельно рекомендовал «очистить» оркестр от оставшихся 43 человек неугодной национальности, уволив их под благовидным предлогом. Для Рождественского это было неприемлемо, и на него была сфабрикована анонимка, где утверждалось, что Геннадий руководит сионистским центром и ущемляет права русских музыкантов в угоду «жидам». Для тех времен это было серьезно, и, не желая участвовать в грязных играх, маэстро сам написал заявление об увольнении с должности дирижера Большого симфонического оркестра. Это могло бы поставить крест на карьере кого угодно, но у великого таланта, видимо, есть сильные покровители. Судьба благоволила Мастеру и свела его с режиссером Борисом Покровским, который дал ему возможность работать в Театре камерной оперы над постановкой оперы Шостаковича «Нос». С работой они справились блестяще, постановка имела огромный успех, а репутация дирижера была восстановлена.

Карьера дирижера была под угрозой из-за анонимки.

В дальнейшем он поработал и в Большом театре, и в симфоническом оркестре корпорации «Би-би-си» и много где еще, являлся основателем оркестра Минкульта СССР и до последних дней занимался тем, что ему было предназначено с самого рождения.

Сам мастер палочки и пульта говорил в своих интервью, что он всегда был верен своим убеждениям в искусстве и слушал только свое сердце. Действительно, это достоинство выразилось в манере исполнения чужих композиций – не поддаваясь никаким влияниям извне, он делал это по-особенному, как умел он один.

Таланту помогает сама Вселенная – Рождественский всю жизнь занимался любимым делом.

Личная жизнь

Несмотря на то, что Рождественский практически жил своей работой, у него сложилась счастливая семейная жизнь. Естественно, жена была из круга музыкантов – по-другому и быть не могло. Виктория Постникова – талантливая пианистка, а ее сын от первого брака с Владимиром Спиваком – Александр – носит фамилию Рождественского и стал скрипачом. Иногда они выступали вместе под руководством главы семьи. Как признается Виктория, это приносило всем огромную радость и наслаждение. Отношения между всеми членами были очень трепетные и уважительные.

Виктория Постникова – жена и единомышленник Рождественского.

Маэстро ушел из жизни 16 июня 2018 года в возрасте 87 лет и похоронен на Введенском кладбище г. Москвы.

Интересные факты

Несколько любопытных фактов:

  • Одно из воспоминаний детства – пианино, которое во время эвакуации семьи было закопано в землю, чтобы спасти его от немцев. После окончания войны семья вернулась и откопала музыкальный инструмент. Он полностью сохранился, и именно на нем мальчик обучался музыке.
  • Известный дирижер является потомком Николая Добролюбова, о чем свидетельствует генеалогическое дерево в музее Н. Добролюбова в нижнем Новгороде.
  • Маэстро считал, что «дирижер обязан быть диктатором, который ласково сможет убедить оркестрантов в правоте своей идеи и заставит поверить в замысел, придерживаясь генеральной линии, заложенной композитором».
  • В Париже, на доме, где какое-то время жил Рождественский, 4 июня этого года установили памятную доску великому музыканту.

Легенда в мире музыки 20 века.

Геннадий Рождественский

фотографии >>

биография

Рождественский Геннадий Николаевич

Родился в Москве 4 мая 1931 в семье дирижера Николая Аносова (1900-1962) и певицы, солистки Всесоюзного радио, Натальи Рождественской (1900-1997).

Дирижер, педагог, пианист, композитор и музыкально-общественный деятель.

Заслуженный артист РСФСР (15.09.1959).
Народный артист РСФСР (1966).
Народный артист СССР (1976).
Герой Социалистического Труда (18.10.1990).

Окончив Центральную музыкальную школу при консерватории, как пианист, по классу Л. Н. Оборина, поступил в 1950 году к нему же в консерваторию и параллельно занимался в классе дирижирования под руководством отца.

В 1951 году стажировался в Большом театре, в том же году дебютировал с исполнением сочинений Чайковского в Ленинграде; в консерваторские годы руководил студенческим оркестром, выступал с ним на молодежных фестивалях.

Дальнейшая артистическая жизнь Рождественского на протяжении многих лет была связана с Большим театром, где он работал в 1951-1960 и 1978-1983 годах; в 1965-1970 был главным дирижером, а с сентября 2000 по июнь 2001 — генеральным художественным директором Большого театра.

Его репертуар в театре охватывал около сорока опер и балетов. Дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», участвовал в постановке балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок» (1960), балетов «Спартак» Хачатуряна (1968), «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина (1967), «Щелкунчик» Чайковского (1966) и других; впервые на русской сцене поставил оперы «Человеческий голос» Пуленка (1965), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1965), участвовал в постановках ряда оперных спектаклей, среди них «Катерина Измайлова» Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» Прокофьева (1982) и подготовил мировую премьеру оперы «Игрок» Прокофьева в первой авторской редакции.

Одновременно работал музыкальным руководителем и дирижером Московского Камерного музыкального театра (1974-1985), где вместе с режиссером Борисом Покровским возродил к новой жизни оперы «Нос» Д. Д. Шостаковича и «Похождение повесы» И. Ф. Стравинского.

К середине 70-х годов стал одним из самых авторитетных дирижеров Европы. Был приглашенным главным дирижером оркестров Би-Би-Си (1978-1981), Стокгольмской филармонии (1974-1977 и 1992-1995), Венского симфонического (1980-1982).

Кроме того, в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), Исландским симфоническим (с 2011), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда и Токио (был почетным дирижером оркестра «Иомиури»).

В 1961-1974 годах был главным дирижером и художественным руководителем БСО Центрального телевидения и Всесоюзного радио.

С 2011 года — главный приглашённый дирижёр Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.

Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями А. Шёнберга, П. Хиндемита, Б. Бартока, Б. Мартину, О. Мессиана, Д. Мийо, А. Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Р. Щедрина, С. Слонимского, А. Эшпая, Б. Тищенко, Г. Канчели, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова. Значителен и вклад дирижера в освоение наследия С. Прокофьева и Д. Шостаковича. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в России и за рубежом многих произведений Альфреда Шнитке.

В целом, выступая со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 – впервые в мире. Рождественскому посвятили свои произведения Р. Щедрин, А. Шнитке, С. Губайдулина и многие другие композиторы.

В общей сложности Рождественским с разными оркестрами записаны свыше 700 пластинок и компакт-дисков. Дирижер записал на пластинки циклы всех симфоний С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Малера, А. Глазунова, А. Брукнера, многие произведения А. Шнитке. Записи дирижера удостоены наград: Гран-при фирмы Lе Chant Du Mondе, диплом Академии Шарля Кро в Париже (за записи всех симфоний Прокофьева, 1969).

С 1974 г. преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 г. – профессор, с 2001 г. – заведующий кафедрой.
Воспитал целую плеяду талантливых дирижеров, среди которых народные артисты России Валерий Полянский и Владимир Понькин.

Маэстро написаны и выпущены книги «Дирижерская аппликатура», «Мысли о музыке» и «Треугольники»; в книге «Преамбулы» собраны тексты-пояснения, с которыми он выступал в своих концертах, начиная с 1974 года. В 2010 году вышла в свет его новая книга – «Мозаика».

Автор нескольких сочинений, среди которых монументальная оратория «Заповедное слово русскому народу» для чтеца, солистов, хора и оркестра на слова А. Ремизова.

Супруга – Виктория Валентиновна Постникова (р. 1944), пианистка, народная артистка России; сын – Александр Геннадиевич Рождественский, скрипач.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: