Борис эйфман — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Борис эйфман — биография знаменитости, личная жизнь, дети

К сожалению, вы используете слишком старый браузер. Обновите его, либо смените на другой. Это бесплатно!

  • Город
    • новости
    • история Кишинева
    • места
    • горожане
    • Здоровье
  • События
    • фоторепортажи
    • На выходных
  • Арт
    • Стиль
    • арт & дизайн
    • видео
    • кино
    • книги
    • музыка
    • фотография
  • Молдова
    • Moldova
      • news
      • Routes
  • Поехали
    • едем сами
    • местные рекомендуют
  • История
  • Подкаст
  • Гид по Кишинёву
  • Wine like a local
  • Город
    • новости
    • история Кишинева
    • места
    • горожане
    • Здоровье
  • События
    • фоторепортажи
    • На выходных
  • Арт
    • Стиль
    • арт & дизайн
    • видео
    • кино
    • книги
    • музыка
    • фотография
  • Молдова
    • Moldova
      • news
      • Routes
  • Поехали
    • едем сами
    • местные рекомендуют
  • История
  • Подкаст
  • Гид по Кишинёву
  • Wine like a local

Кишинев сыграл особую роль в судьбе и творческой биографии хореографа. В этом городе прошли детство и юность Бориса Эйфмана. Именно в Кишиневе он открыл для себя мир балета, получил начальное хореографическое образование и создал первые работы.

Борис Эйфман родился 22 июля 1946 года в семье мобилизованного перед войной в Алтайский край из Бессарабии на строительство завода танковых двигателей инженера Янкеля Борисовича Эйфмана и врача Клары Марковны Эйфман. В 1951 году семья вернулась в Кишинёв, где Борис Эйфман закончил вечернюю школу и занялся балетом в студии при Дворце пионеров.

«В 13 лет я начал сочинять хореографию и уже тогда знал, что посвящу этому всю свою жизнь. В 16 у меня была своя небольшая труппа, для которой я создавал балеты. Примечательно, что уже в них присутствовало драматургическое содержание. С самого начала я не просто ставил набор движений, а воплощал в танце идеи и эмоции», – рассказывает о том периоде Борис Эйфман. Хореограф не раз отмечал, что с искренней теплотой вспоминает проведенные в Кишиневе годы и своих первых учителей, прививших ему любовь к балетному искусству.

В 1960 году он поступил на впервые организованное в том году хореографическое отделение Кишинёвского музыкального училища по классу Рашель Иосифовны Бромберг, одновременно перенял у Бромберг руководство хореографической студией при Дворце Пионеров (1962—1966), в которой некогда начались и его занятия танцем. Окончил Кишинёвское музучилище в 1964 году, и после безуспешной попытки поступить в Кишинёвский политехнический институт на протяжении следующего года работал артистом балета в Молдавском государственном театре оперы и балета.

Проработав несколько лет в Молдавии, Эйфман отправился в Северную столицу и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова на хореографическое отделение. Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, но еще за два года до того он уже осуществлял свои первые профессиональные постановки на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Это были классические спектакли «Жизни навстречу», «Гаянэ», «Блестящий дивертисмент» и многие другие.

После окончания консерватории хореограф стал постановщиком Ленинградского государственного академического Театра оперы и балета имени С. М. Кирова, где впервые поставил балет «Русская симфония». Параллельно молодой человек преподавал в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Всесоюзная слава пришла к Борису Эйфману после того, как он взялся поставить сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора Игоря Стравинского и успешно реализовал задуманное. С этим балетом хореограф гастролировал не только по Советскому Союзу, но и по другим странам. В частности, он произвел фурор среди японской публики.

В 1977 году Борис Эйфман организовал «Новый балет» (сегодня — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана) — первый в Советском Союзе авторский театр современной хореографии. Коллектив Эйфмана поначалу был совсем небольшим. У театра не было ни своей сцены, ни постоянных помещений для репетиций и хранения реквизита. Однако первая же программа имела у зрителей огромный успех. Среди его постановок были «Только любовь» (музыка Родиона Щедрина), «Вечное движение» (Арама Хачатуряна), «Под покровом ночи» (Белы Бартока).

В СССР в те годы западная музыка была под негласным запретом. А Бориса Эйфмана вдохновляло творчество западных музыкантов. Он создал спектакль «Искушение» на музыку Рика Уэйкмана, участника британской рок-группы Yes, балет «Бумеранг», основанный на творчестве Джона Маклафлина — британского гитариста, играющего джаз-фьюжн. После этой постановки о балетмейстере написала газета «Нью-Йорк Таймс». Публикация называлась «Борис Эйфман — человек, который осмелился».

В конце 80-х годов театр Эйфмана впервые выехал на гастроли — в Нью-Йорк. Позже эти поездки стали ежегодными. Сегодня театр известен в странах Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Эйфман создал более 40 балетных постановок разных жанров. Среди них — спектакли по мотивам русских классиков, сказки, рок-балеты.

Бориса Эйфмана называют хореографом-философом, балетмейстером-психоаналитиком и «театральным волшебником». Персонажей своих спектаклей Эйфман считает «спутниками своей жизни». Он стремится открыть неизвестное в известных героях — и делает это с помощью балетного искусства. Сегодня хореограф преподает в Академии танца, открытой в Санкт-Петербурге по его инициативе в 2013 году и остается художественным руководителем Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

Когда Борис Эйфман был молод, ему приписывали огромное количество романов с самыми знаменитыми женщинами. Самые громкие романтические отношения у хореографа были с актрисой Анастасией Вертинской.

Но женился он гораздо позже и на другой женщине. Его супругой стала балерина Валентина Морозова. Они долгое время работали вместе, да и сейчас Валентина Николаевна оказывает мужу неоценимую помощь, только уже не как танцовщица, а как педагог хореографии. Борис и Валентина были уже в зрелом возрасте, когда решились стать родителями: в 1995 году на свет появился их сын Александр.

3 октября в Кишиневе состоится единственное выступление труппы Бориса Эйфмана. На сцене Национального театра оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу будет показан балет «По ту сторону греха» (спектакль пройдет под альтернативным названием «Братья Карамазовы»). Труппа посетит молдавскую столицу впервые с 1988 года. Историческое возвращение коллектива в молдавскую столицу произойдет в юбилейный для него год: в 2017-м Театр празднует 40-летие.

Борис Эйфман – биография, фото, личная жизнь, новости, танцы 2018

Борис Эйфман: биография

Борис Эйфман — знаменитый советский и российский хореограф, Народный артист России, многогранный постановщик классических и академических спектаклей, а также настоящий новатор в балетном искусстве. Знаменитого балетмейстера даже называют основателем современного русского балета.

Борис родился в Алтайском крае, в поселке Рубцовск, куда во время Великой Отечественной войны был отправлен отец артиста, Янкель Эйфман. Как талантливый профессиональный инженер Янкель Эйфман участвовал в строительстве завода по производству танковых двигателей. Пригодились там и знания матери будущего хореографа, Клары Курис, врача по образованию. Также у Бориса есть родной брат Леонид, который, повзрослев, иммигрировал в Калифорнию.

Хореограф Борис Эйфман

Когда Боре было 5 лет, семья вернулась в родную Бессарабию, точнее в столицу Молдавии, Кишинев. Там мальчик учился в средней школе, позднее начал работать, а старшие классы параллельно оканчивал на вечернем отделении. В подростковом возрасте Эйфман заинтересовался танцами, что и предопределило дальнейшую биографию творческого юноши. Борис стал посещать балетную студию при Дворце пионеров, которой руководила заслуженный педагог Рашель Бромберг.

Затем юноша поступил на впервые организованный факультет хореографии при Кишиневском музыкальном училище и уже в 17 лет получил в детской студии место преподавателя. Проработав в Молдавии, Эйфман отправился в Северную столицу и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова на хореографическое отделение. С тех пор город на Неве стал для Бориса Янкелевича родным.

Балет

Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, но еще за два года до того артист сделал первые профессиональные постановки на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Дебютными постановками стали классические спектакли «Жизни навстречу», «Гаянэ», «Блестящий дивертисмент» и другие.

Борис Эйфман в молодости

После окончания консерватории хореограф стал постановщиком Ленинградского государственного академического Театра оперы и балета имени Кирова, где впервые поставил балет «Русская симфония». Параллельно молодой человек преподавал в Академии русского балета имени Вагановой.

Всесоюзная слава пришла к Борису Эйфману после того, как артист взялся поставить сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора Игоря Стравинского и успешно реализовал задуманное. С этим балетом хореограф гастролировал и по Советскому Союзу, и по другим странам. Спектакль произвел фурор среди японской публики.

Борис Эйфман, Арам Ильич Хачатурян и Александр Дмитриев

Но вряд ли Эйфман стал бы культовой личностью, если бы ограничивался стандартным классическим подходом к балетному искусству. Борис Янкелевич в душе всегда оставался новатором. Артист придумал снимать фильмы-балеты на манер фильмов-спектаклей. Но главное достижение Эйфмана – создание собственного театра «Новый балет» в 1977 году.

Читайте также  Михаил фатеев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Для СССР авторский театр являлся совершенно уникальным явлением. Тем более что хореограф не ограничивался академическими элементами в своих постановках. Собственная сцена открыла артисту путь к еще более экспериментальному подходу в творчестве. Например, Эйфман первым предложил публике «беспуантовый балет», танцевальные рок-спектакли, детские постановки под аккомпанемент современной музыки.

Борис Эйфман на репетиции

Этим театром Народный артист руководит до сих пор. Правда, с 1990 года детище Эйфмана носит иное название — Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана.

Под новым названием артист также продолжал экспериментировать с постановками. Например, в 1998 году Борис Эйфман поставил «Мой Иерусалим», в котором наряду с этно-композициями и религиозной музыкой использует партии на техно-музыку, написанную знаменитыми в этой области коллективами Future Sound of London, Wahnfried и Reload.

Борис Эйфман

В 2015 году у театра появился официальный сайт, где размещена информация о труппе и репертуаре, фотографии и новости театра, а также контактная информация.

Личная жизнь

Когда Борис Эйфман был молод, артисту приписывали огромное количество романов со знаменитыми женщинами. Ничего удивительного в этом нет: артист долгое время вел холостяцкий образ жизни, при этом являясь импозантным, привлекательным и к тому же успешным человеком. Самые громкие романтические отношения у хореографа были с красавицей-актрисой Анастасией Вертинской.

Борис Эйфман и Валентина Морозова

Но женился Борис Эйфман гораздо позже и на другой женщине. Супругой хореографа стала балерина Валентина Морозова. Артисты долгое время работали вместе, да и сегодня Валентина Николаевна оказывает мужу неоценимую помощь, только уже не как танцовщица, а как педагог хореографии. Борис и Валентина были уже в зрелом возрасте, когда решились стать родителями: в 1995 году на свет появился сын Александр.

Борис Эйфман сейчас

22 июля 2016 года Россия отметила юбилей, посвященный 70-летию знаменитого советского и российского хореографа, Народного артиста Бориса Эйфмана. Через пять дней после собственного юбилея Борис Эйфман получил государственную награду Орден Почета с формулировкой «За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

Хореограф Борис Эйфман

Следующий год также оказался для артиста праздничным. В 2017 году 40-летний юбилей отмечало детище артиста — Театр балета Бориса Эйфмана. В течение всего года в театре проводились мероприятия, посвященные этому событию.

Труппа подготовила праздничную программу и гастролировала с этим специальным концертом. Две недели артисты театра Эйфмана выступали на исторической сцене Большого театра, давали концерты в городах России, но этим праздничные гастроли не ограничились. Труппа также дала концерты в Северной Америке и Китае.

Борис Эйфман

Запланированных концертов и мероприятий оказалось так много, что организаторы продолжили радовать зрителей специальной программой и в 2018 году. Финальный спектакль-концерт юбилейной программы «Вчера, сегодня, завтра» Борис Эйфман назначил на 13 февраля 2018 года. Как завершение цикла гастролей местом действия выбран родной Санкт-Петербург, а сцену предоставляет Александринский театр.

Темой этого выступления стала связь времен, поэтому роли в концерте достались актерам труппы разных лет — и нынешним звездам театра, и даже ученикам Академии танца, где преподает Эйфман.

Борис эйфман — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Народный артист России, лауреат Государственных премий России, премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней

Художественный руководитель Санкт‑Петербургского государственного академического театра балета

Борис Эйфман, создатель своего театра, своего стиля, своей балетной вселенной, которого называют «одним из ведущих хореографов мира», «потрясающим театральным волшебником», родился в 1946 году в Сибири. С самого раннего детства ему хотелось выражать свои чувства и размышления в пластических образах, в танце. Сам он скажет позже: «Балет для меня не только профессия. Это способ существования, мое земное предназначение. Его средствами я должен передать то, что дается мне свыше. Я, наверное, просто захлебнулся бы своими эмоциями, если бы не имел возможности реализовать их в творчестве. Хореография для меня – искусство глубоко религиозное в широком понимании этого слова».

Врожденное чувство движения, «инстинкт к сочинению» привели его в Ленинградскую консерваторию, на хореографическое отделение, а затем в Академию русского балета имени Вагановой, где он проработал десять лет как хореограф, сочиняя новые произведения для студенческих спектаклей. И, наконец, в 1977 году он формирует ансамбль балета. С этого момента начинается история Эйфмана, который своим талантом, кровью и потом, энергией, не оставлявшей его все 24 часа в сутки, стал создавать свой театр. Эйфман гениально сочетал авангардные достижения балетного мира с академической школой русской классической хореографии, на которой он вырос сам. «То, что я делаю, можно назвать танцем эмоций, свободным танцем, новым языком, в котором сплелись и классика, и модерн, и экстатические импульсы, и многое другое…» Его артистам, имевшим исключительно академическую базовую подготовку, приходилось осваивать новую пластическую лексику. Это была совершенно другая хореография, первооснова которой рождалась вместе с созданной Эйфманом труппой.

С течением времени его «Ансамбль балета» стал называться «Театром балета» и в этом изменении названия заложена ключевая формула творческого метода Эйфмана. Как художнику, природе которого близка театральность, ему в хореографии интересны не только вариации движений, но и внутреннее сквозное действие, та или иная сверхзадача спектакля. «Я создаю другой балет, где самовыражение становится содержанием, в котором есть драматизм, философия, характеры, идея. И я уверен, что это балет будущего. Поверьте, по тому пути, по которому иду я, пойдут очень многие молодые коллеги. Этот путь направлен к человеку».

Именно в человеке Эйфман видит главный предмет своего искусства, имеющего власть над сердцами людей и способного обращаться к душе. Для него балет – это способ размышления, «возможность через движение не только выразить какую-то форму, линию, но передать поток эмоций, энергию, мысль».

Узнаваемой особенностью, «брендом» хореографии Эйфмана является то, что практически все его постановки сюжетны и часто имеют литературную основу. Это в полной мере отвечает его творческой позиции: «Я не говорю, что меня не волнует сам хореографический текст и его уровень, степень фантазии или совершенной формы… Но если мне необходима литературная основа, то это значит, что я ищу в ней возможность погрузиться в некую область, которая знакома мне и знакома моим зрителям, и вот в этом знакомом пытаюсь найти, открыть неизведанное. »

Проникновение в область неизведанного – и в хореографии, и в сфере идей – пожалуй, самая знаковая черта Эйфмана. Когда он обращается к литературным произведениям, или к историям судеб Мольера, Павла I, Чайковского, Родена, то всегда видит незамеченные никем детали, находит то, что способно удивить, улавливает непонятые прежде смыслы и расставляет свои акценты. В пластических, визуальных метафорах, которые можно сравнить с образным шифром сновидений, где смутные фантазии и влечения обретают зримые формы, Эйфман воплощает то главное, что таит в себе литературный текст или история жизни творца. Театр Эйфмана часто называют психологическим. Его постановки можно назвать пластическим психоанализом, в процессе которого раскрывается психологическая глубина характеров и сюжетов, будь то вымышленных или реальных.

Обращения Эйфмана к творениям писателей и судьбам гениев, перевод литературных произведений и биографий великих исторических личностей на язык балета – погружение через физику в психику, через тело в дух, через слово в мысль. Его уникальная лексика и концептуальные авторские трактовки – это прорыв в ту запредельную область, где воплощается бесконечность внутренних миров.

Текст: Татьяна Боборыкина

Пресса о Борисе Эйфмане:

«Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

(Anna Kisselgoff, The New York Times)

«Теперь нет никаких сомнений в том, что хореограф Борис Эйфман – удивительный театральный волшебник. Пожалуй, единственное, в чем можно еще сомневаться, это является ли он последним ведущим хореографом XX века или первым хореографом века XXI-го».

(Clive Barnes, New York Post)

«Борис Эйфман, вне всякого сомнения, – самый интересный российский хореограф. Ему присущ как личностный магнетизм, так и постоянная тяга к поискам нового».

«Из всех хореографов, ставящих сюжетные спектакли для ведущих театров, российский романтик Борис Эйфман, в сущности, единственный, кто полностью соответствует XXI веку. Эйфман опережает эпоху».

(Lewis Segal, Los Angeles Times)

Читайте также  Станислав ярушин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«Самые сложные жизненные коллизии и философские проблемы Эйфман умеет разрешить с помощью пластики и танца, захватывающей дух динамики и «мертвых» статических пауз».

(Игорь Ступников, «Санкт-Петербургские ведомости»)

«Борис Эйфман – феномен. Это хореограф, которого любят ненавидеть циничные и упрямые балетные критики и которого бесконечно обожает аудитория».

(Paula Citron, The Globe and Mail)

Борис Эйфман

Театр

Дирекция

Для импрессарио

Партнёры

Официально

Вакансии

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана

Санкт-Петербург
ул. Гагаринская, д. 32, литер B

Эйфман Борис Яковлевич

Борис Эйфман родился 22 июля 1946 года в городе Рубцовск, Алтайский край. Когда мальчику исполнилось пять лет семья переехала в Кишинев. Там, парень посещал вечернюю школу и занимался балетом в студии при Дворце пионеров. В 1964 году молодой человек окончил Кишиневское музыкальное училище, где учился на хореографическом отделении. В 1972 году Борис получил диплом балетмейстерского отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Николая Римского-Корсакова. Первой постановкой молодого балетмейстера стал балет «Гаяне» Арама Хачатуряна в Малом театре оперы и балета Санкт-Петербурга, который стал его дипломной работой.

С 1970 года в течении семи лет Эйфман работал хореографом в Академии русского балета имени Агриппины Вагановой. В этот период поставил такие спектакли, как «Жизни навстречу», «Души прекрасные порывы», «Русская симфония», «Прерванная песня». Помимо этого Эйфман создал несколько фильмов-балетов: «Икар», «Вариации на тему рококо», «Блестящий дивертисмент», «Кровавое солнце». В 1975 году на сцене Кировского театра Эйфман поставил балет «Жар-птица» Игоря Стравинского. Данная постановка имела большой успех. Впоследствии показана в Москве и Японии.

В 1977 году Борис Яковлевич создает Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета, в которым становится художественным руководителем. В состав первой программы театра вошел камерный балет «Двухголосие» с участием звезды русской балетной сцены Аллы Осипенко. Эйфман работает в разных жанрах, искусно смешивая классическое балетное искусство с современной музыкой и хореографией.

Талантливый хореограф создал более сорока балетов, самые известные из которых «Автографы», «Метаморфозы», «Двенадцатая ночь», «Интриги любви», «Легенда», «Пиноккио», «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Поединок», «Красная Жизель», «Дон Жуан и Мольер».

Работы Бориса Эйфмана получили признание во всем мире. Заслуженный деятель искусств России, Народный артист России, почетный доктор Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета профсоюзов. Балетмейстер является лауреатом Государственной премии России, театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», премий Союза театральных деятелей Российской Федерации «Золотая маска», премии «Триумф», премии «Benois De La Danse».

В 2012 году стал доверенным лицом кандидата в президенты России Владимира Путина, выставившего свою кандидатуру на третий президентский срок. В июле 2016 года Эйфман отметил семидесятилетний юбилей. Вскоре хореограф получил Орден Почета с формулировкой «За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность». В 2018 году получил Государственную премию Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.

Российские награды

Государственные

2003 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большой вклад в развитие отечественного искусства

2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность

2012 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность

2016 — Орден Почета — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность

Общественные

1998 — орден «Мира и Согласия»

Иностранные награды

1999 — Орден искусств и литературы (Франция)
2003 — Орден Заслуг перед Республикой (Польша)
2016 — Орден Почета (Армения)
2017 — Орден Почета (Молдавия)

Звания

1988 — Заслуженный деятель искусств России
1996 — Народный артист Российской Федерации — за большие заслуги в области искусства
2004 — Почетный доктор СПбГУП
2012 — Заслуженный деятель Казахстана — за выдающиеся заслуги по подготовке творческих кадров для Казахстана, большой вклад в укрепление культурно-гуманитарного сотрудничества Казахстана и России

Премии

1998 — лауреат Государственной премии Российской Федерации
1995, 1996, 1997, 2001, 2005 — театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой Софит»
1996, 1999 — российская театральная премия «Золотая маска»
1996 — премия «Триумф»
2006 — премия «Бенуа танца» в номинации «Лучший хореограф 2005 года»
2006 — премия «Человек года» Федерации еврейских общин России
2011 — Премия правительства РФ в области культуры за балетную трилогию «Иное пространство слова»
2017 — Международная премия «Балтийская звезда»
2018 — Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2017 года

Постановки

1980 — «Поединок» по рассказу А. И. Куприна на музыку А. Хачатуряна
1980 — «Идиот» по мотивам одноименного романа Ф. М. Достоевского на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского
1981 — «Покорение стихии» на музыку Д. Д. Шостаковича
1981 — «Автографы»: «Игры» на музыку Антонио Вивальди, «Про и контра или Контрапункт» на музыку А. Г. Шнитке, «Реквием балерине» на музыку Бетховена
1981 — «Познание» на музыку Томазо Альбинони
1982 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
1982 — «Легенда» на музыку Т. Когана
1982 — «Композиция» на музыку Антона Веберна
1983 — «Художник» на музыку Франца Шуберта
1983 — «Метаморфозы»: «Ария» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, «Прогулка или Рандеву» на музыку О. Николаи, «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя, «Предисловие к Гамлету» на музыку И. Брамса
1983 — «Каприс» на музыку Гектора Берлиоза
1984 — «Двенадцатая ночь, или Что угодно» на музыку Гаетано Доницетти
1986 — «Поединок» по рассказу А. И. Куприна на музыку В. Гаврилина
1986 — «Интриги любви» на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
1987 — «Мастер и Маргарита» на музыку А. Петрова
1989 — «Пиноккио» на музыку Жака Оффенбаха
1990 — «Человеческие страсти» на музыку Х. Сарманто
1991 — «Убийцы» на музыку И. С. Баха, Густава Малера и А. Г. Шнитке
1991 — «Реквием» В. А. Моцарта (поставлен Эйфманом также в Национальном театре оперы и балета в Кишиневе в 2007 году)
1992 — «Иллюзии» на музыку К. Пети, «Бумеранг» по композициям Джона Маклафлина
1993 — «Чайковский» на музыку П. И. Чайковского
1994 — «Дон Кихот, или Фантазии безумца» на музыку Л. Минкуса
1995 — «Карамазовы» по роману Ф. М. Достоевского на музыку С. В. Рахманинова, Рихарда Вагнера и М. П. Мусоргского
1997 — «Красная Жизель» на музыку П. И. Чайковского, Жоржа Бизе и А. Г. Шнитке
1998 — «Мой Иерусалим» на техно-музыку групп: Wanfried, Future Sound of London, Reload (также использована религиозная музыка и этно-музыка)
1999 — «Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой») на музыку Л. Бетховена, Г. Малера
2001 — «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру» на музыку В. А. Моцарта, Г. Берлиоза
200? — «КТО есть КТО» на музыку И. С. Баха и Четвертой симфонии П. И. Чайковского,
2005 — «Мусагет» на музыку И. С. Баха к столетию Джорджа Баланчина
2005 — «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского по роману Л. Н. Толстого
2007 — «Чайка» по пьесе А. П. Чехова на музыку С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина
2009 — «Онегин» на музыку П. И. Чайковского и А.Ситковецкого по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
2011 — «Роден» на музыку Равеля, Сен-Санса, Массне
2013 — «По ту сторону греха» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» на музыку С. В. Рахманинова, Рихарда Вагнера и М. П. Мусоргского. Кардинально новая переработка собственного спектакля «Карамазовы» 1995 года
2015 — «Up and Down» по мотивам романа «Ночь нежна» Ф. С. Фицджеральда на музыку А. Берга, Дж. Гершвина и Ф. Шуберта.
2017 — «Русский Гамлет» (новая постановка спектакля 1999 года) на музыку Л. Бетховена и Г. Малера.
2019 — «Эффект Пигмалиона» на музыку Иоганна Штрауса-сына.

Жизнь как танец: сбывшиеся мечты Бориса Эйфмана

22 июля отмечает юбилей один из самых известных российских хореографов современности Борис Эйфман. В 16 лет он приехал в Ленинград и поклялся, что будет жить и творить в этом городе. И клятву сдержал. Когда-то его хореографию называли порнографией и пытались запрещать, сейчас же каждый спектакль в России и за рубежом неизменно собирает полные залы. Пожалуй, в России нет другого хореографа, чьи спектакли так редко бы шли на родине и были бы так сильно ожидаемы публикой.

Читайте также  Олдос хаксли - биография знаменитости, личная жизнь, дети
От «Родена» к Pink Floyd

Борис Эйфман родился на Алтае, вырос в Молдавии, как хореограф состоялся в Ленинграде и затем снискал всемирную славу. Окончив в 1972 году хореографическое отделение Ленинградской консерватории и поработав несколько лет штатным хореографом Вагановского училища, Эйфман был приглашен в Кировский театр (балетоманы со стажем могут припомнить, например, «Жар-птицу» с Габриэлой Комлевой в заглавной партии), а затем получил собственный коллектив при Ленконцерте. Так в 1977 году появился «Новый балет», известный сегодня как Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана.

Эйфман называет своими учителями Юрия Григоровича и Леонида Якобсона, старших современников. Именно Якобсон в конце жизни сказал Эйфману сакральную фразу, что хореографом невозможно стать, им нужно родиться. Фотографии их встреч до сих пор висят в кабинете Эйфмана, он посвятил балет «Роден» своему учителю Якобсону, создавшему в 1970-е одноименный цикл хореографических миниатюр, оживляющих скульптуры великого творца.

В годы застоя Эйфману удавалось невозможное: трудно представить, чтобы в конце 1970-х молодой хореограф мог поставить балет на музыку Yes или Pink Floyd и показать его на сцене Кремлевского Дворца Съездов. Острый, «неудобный» пластический язык, где пуанты классического балета соседствовали с акробатическими трюками, сложный, не предназначенный для танца музыкальный материал (кроме британских рокеров привлекались Барток, Веберн, симфонические Бетховен и Чайковский), глубокий философский подтекст спектаклей – все это мало ассоциировалось со словом «балет» в его тогдашнем понимании, а потому привлекало молодую публику и далеких от рутины профессионалов. На фоне академических балетных театров Ленинграда и провинции, где нередко царила музейная духота, спектакли «Нового балета» казались освежающей летней грозой.

Видео: Youtube/пользователь: DANCE OPEN, International Ballet Festival

Философия в танце

С годами Эйфман сосредоточился на известных литературных сюжетах («Идиот», «Анна Каренина», «Чайка», «Евгений Онегин») и биографиях великих исторического деятеля («Чайковский», «Русский Гамлет» об императоре Павле I, «Роден»). Единственным исключением стал «Мой Иерусалим»: в этом спектакле нет конкретного сюжета, Иерусалим предстает как метафора, идеальная модель мирного сосуществования людей разных наций и конфессий.

Эйфман не раз говорил, что не видит смысла в бессюжетном балете, танце ради танца. Он называет себя хореографом-философом, а свой театр – продолжателем традиций русского психологического театра ХХI века. Отличительной чертой его постановок является именно глубокий психологизм и акцент на внутреннем мире героев. В середине нулевых Эйфман даже собирался поставить балет об отце-основателе психоанализа Зигмунде Фрейде, но идея так и осталась нереализованной.

За долгую карьеру Эйфман поставил больше полусотни балетов. Уже много лет он строго соблюдает творческий график, выпуская по одной новинке в сезон. Как правило, это мировые премьеры, – однако хореограф охотно возвращается и к своим прежним работам, подновляя и освежая, а иногда полностью переставляя старые балеты. Эйфман убежден: спектакль обязан быть современным и актуальным, соответствовать растущим техническим возможностям артистов, поэтому постановки прежних лет нередко обретают второе дыхание.

С Волочковой и Мадонной

Спектакли Эйфмана украшают репертуар многих театров мира: «Анна Каренина» в Венской и Рижской операх, «Роден» в Буэнос-Айресе и Астане. Несколько лет назад состоялась премьера «Чайковского» в Корейском национальном балете. В 2004-м Нью-Йоркский городской балет доверил Эйфману постановку балета-оммажа к столетию со дня рождения Джорджа Баланчина, выбрав его как ведущего среди хореографов-соотечественников «Мистера Би» – так появился на свет «Мусагет». Эйфман был первым российским хореографом, кто удостоился такой чести.

В труппе Эйфмана долгое время блистал Валерий Михайловский, создатель и художественный руководитель существовавшего с 1992 по 2013 годы единственного в России мужского балета, в котором все партии – и женские, и мужские – исполнялись мужчинами.

Сотрудничать с юбиляром довелось многим балетным знаменитостям: в разное время в постановках Эйфмана участвовали Алла Осипенко, Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе. Скандально известная российская селебрити Анастасия Волочкова в бытность ведущей балериной Большого театра России выходила в главной женской партии, императрицы Екатерины II, в спектакле «Русский Гамлет», перенесенном Эйфманом на сцену главного театра страны. В 2005 году во время гастролей в Аргентине заглавную партию в балете «Русский Гамлет» исполнил всемирно известный танцовщик-виртуоз Хулио Бокка.

В 2009 году звезда популярной музыки певица Мадонна во время визита в Санкт-Петербург в рамках мирового гастрольного тура вместе со всей семьёй побывала на спектакле «Онегин» Бориса Эйфмана в Александринском театре. После представления поп-дива зашла за кулисы и поблагодарила артистов за доставленное удовольствие.

Видео: Youtube/пользователь: Волочкова видео

Формы и содержание

В труппу Эйфмана непросто попасть, хотя мечтают об этом многие выпускники балетных школ. Сегодня в театре работают 14 солистов и 37 артистов кордебалета – по меркам академических театров цифры небольшие. Специфическая хореография, насыщенная поддержками и силовыми движениями, диктует особые требования к исполнителям: минимальный рост мужчин – 183 см, девушек – 172 см; большая физическая выносливость; для юношей – крепкое сложение. При этом – строгая классическая выучка: ежедневный утренний (рабочий день у артистов балета начинается в 11 часов) урок в театре Эйфмана такой же, как и в любом классическом балетном театре мира.

График работы артистов театра Эйфмана отличается от расписания на день артистов других театра жесткой трудовой дисциплиной: С 11 часов – урок, с 12 до 15:30 – репетиции, далее 3,5 часовой перерыв, зачастую во время которого продолжают репетиции солисты и ведущие артисты, и с 19 до 22 – вечерние репетиции.

Театр Эйфмана даже среди балетных считается очень травмоопасным: нечеловеческими нагрузки даются далеко не всем. Не зря у артистов существует присказка: «бывших эйфманцев не бывает». Прежним из театра Эйфмана не уходит никто, а зачастую после окончания карьеры танцовщика эйфманцы не покидают театр, а переходят на другие, нетанцевальные должности.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Эйфман – человек, работающий 24 часа 7 дней в неделю. Будучи художественным руководителем театра, он не только следит за качеством исполнения балетов и создает новые произведения, но принимает непосредственное участие в планировании гастрольных туров, работе со спонсорами. Эйфману далеко не безразлична судьба балета за стенами его театра: он часто выступает на различных научных конференциях, посвященных балету и искусству в целом.

Большую часть театрального сезона труппа проводит на гастролях: спектакли Эйфмана побывали на четырех континентах (труппа не успела побывать только в Африке и на Антарктиде) и везде встречали горячий прием публики. У такой насыщенной гастрольной жизни есть и обратная сторона – театр очень редко выступает в России. Одна из главных причин небольшого количества спектаклей в родной стране – отсутствие своей сцены.

Собственный балетный дом – главная и очень давняя мечта Бориса Эйфмана. Проект под названием «Дворец танца» начал обретать конкретные очертания лишь в середине 2000-х годов, когда для строительства нового здания определили место на Петроградской стороне – на берегу Невы, недалеко от Эрмитажа, Кунсткамеры, Петропавловской крепости.

Видео: Youtube/пользователь: eifmanballetspb

По замыслу Эйфмана Дворец танца будет не просто репертуарным театром, но огромным центром танцевального искусства. Кроме ныне существующего коллектива там будет базироваться труппа, специализирующаяся на классическом репертуаре XIX и XX веков, а также экспериментальный коллектив, для которого будут сочиняться новые балеты – так во Дворце танца смогут получать необходимую сценическую практику молодые российские хореографы.

Другой амбициозный проект юбиляра счастливо претворился в жизнь: в 2013 году в Петербурге открылась Академия танца Бориса Эйфмана. Учебный комплекс оборудован по последнему слову техники и ставит целью воспитание универсальных артистов, способных исполнять не только классический репертуар, но и современные балеты. Предмет «современный танец» в Академии Эйфмана преподают с первого же года обучения – в других балетных учебных заведениях России он вводится лишь в пятом-шестом классах. В следующем сезоне юбилей хореографа плавно перетечет в празднование юбилея труппы – в 2017-м Театру балета Бориса Эйфмана исполнится 40 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: