Александр кальянов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Александр Кальянов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Александр Кальянов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Музыкант Александр Скляр: биография, семья и творчество
  • Александр Алымов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Детство и юность. Выбор профессии

Александр Иванович Кальянов родился летом 1947 года, 26 августа, в небольшом городке Унеча, расположенном в Брянской области. На тот момент железнодорожный узел Унеча был всего четыре года как освобождён от фашистской оккупации, поэтому маленькому Александру довелось испытать многие трудности послевоенной жизни. Саша был вторым ребёнком в семье – у него есть старшая сестра. Родители Кальяновых были известными в городе учителями, работали в средней общеобразовательной школе №2. Отцу будущей знаменитости – Ивану Ефимовичу Кальянову – было даже присвоено звание Заслуженного учителя России. Несколько лет он занимал должность директора школы №2. В этой же школе учился сын Александр.

Саша был одарённым и увлечённым ребёнком: он постоянно что-то мастерил, конструировал, разбирал и собирал всякие радиоприборы. Другим увлечением подростка была музыка, но лишь на любительском уровне – в основном, исполнение песен под гитару. Александру очень хотелось как-то совместить в будущей профессии свой интерес к технике и музыке, но как это сделать, он пока не знал. Блестяще окончив школу с серебряной медалью, Александр Кальянов уехал в Таганрог и поступил в Таганрогский радиотехнический институт (ТРТИ).

Начало звукорежиссёрской деятельности

Получив в ТРТИ высшее образование и квалификацию радиоинженера, Александр Кальянов приехал в Брянск и устроился работать на завод электротехнического оборудования, где производилась сборка радиоаппаратуры. Семь лет Кальянов трудился на этом заводе, совмещая основную работу с изобретением различных музыкальных радиоприборов и музыкальных приспособлений. Так, например, Александр Кальянов и Виталий Косметлиев (тоже инженер, друг и коллега Кальянова) разобрали по деталям несколько привезённых иностранных моделей усилителей, а затем на их основе создали копии. Эти копии оказались настолько качественно сделаны, что Брянский завод запустил их в производство, обеспечив таким образом всю отечественную эстраду профессиональным музыкальным оборудованием.

Другим известным изобретением Александра Кальянова считается микшерный пульт под названием «Электроника». Этот прибор предназначен для певцов, которые поют под фонограмму, но иногда фальшивят или «не дотягивают» верхние звуки. Прибор «Электроника» в нужный момент автоматически включал фонограмму там, где певец не попадал в ноты.

Неудивительно, что талантливого инженера и изобретателя заметили в музыкальных кругах. В 1978 году Кальянова пригласили на работу в Казань, в Элистинскую филармонию – в качестве звукорежиссёра группы «Шестеро молодых». Эта группы была настоящей «кузницей кадров» – в ней начинали свою творческую деятельность Валерий Кипелов, Николай Расторгуев, Александр Розенбаум и другие звёзды отечественного шоу-бизнеса.

Однажды в Казань приехал на гастроли знаменитый Владимир Высоцкий. Он познакомился с участниками группы «Шестеро молодых» и предложил выступать вместе, сделав общую концертную программу. С этой программой музыканты объехали всю страну, давая каждый месяц по несколько концертов с неизменным аншлагом. Во время гастролей Александр Кальянов и Владимир Высоцкий стали не только коллегами, но и добрыми друзьями. В последствии, уже после смерти Высоцкого, Кальянов принял непосредственное участие в юбилейном концерте памяти великого барда в СК «Олимпийский»: записал кавер-версии его песен, которые потом были изданы на диске.

Переезд в Москву

Важной вехой биографии Александра Ивановича Кальянова стал переезд в Москву вместе с несколькими музыкантами группы «Шестеро молодых». Кальянов приехал покорять столицу в одном джинсовом костюме, не имея ни денег, ни связей. Шестеро музыкантов поселились в одном номере гостиницы «Киевская». В номере не было удобств, условия более чем скромные, но дружеская атмосфера и дух авантюризма помогали молодым людям справляться с временными бытовыми неудобствами. Кальянов, будучи человеком лёгким и весёлым, постепенно стал душой московской музыкальной «тусовки», получив при этом прозвище «Кальян Иваныч». Так его и по сей день называют близкие друзья и коллеги.

Постепенно Кальянов освоился в Москве, укрепил своё финансовое положение, что позволило ему снять квартиру на улице Горбунова. Здесь он прожил довольно долго, организовав некий клуб для вечеринок творческой молодёжи. В его квартире постоянно собирался народ, устраивались праздники или просто весёлые посиделки. Благодаря дружескому общению, постепенно расширялся круг знакомств молодого звукорежиссёра. Кроме ансамбля «Шестеро молодых», Кальянов начал сотрудничать с коллективами «Лейся песня», «Феникс», «Красные маки», «Карнавал» Александра Барыкина и другими.

Работа с Аллой Пугачёвой

Ключевым моментом деятельности Александра Кальянова в качестве звукорежиссёра становится работа с Аллой Пугачёвой, которая в начале 1980-х годов пригласила его на работу в свою группу «Рецитал». Сотрудничество оказалось настолько успешным, что в 1984 году примадонна предложила Кальянову создать на своей репетиционной базе в «Олимпийском» частную студию звукозаписи «Тон-сервис», одну из первых в России. Здесь записывались и продолжают записываться ведущие артисты отечественной и зарубежной эстрады: Валерий Леонтьев, Григорий Лепс, Демис Руссос, Кристина Орбакайте, Лайма Вайкуле, Лев Лещенко, Людмила Зыкина, Надежда Бабкина, Наташа Королёва, Николай Басков, Филипп Киркоров и многие другие, а также коллективы «Браво», «Лицей», «На-на», «Наутилус Помпилиус» и др.

Карьера певца

Александр Кальянов никогда не стремился стать певцом, а тем более выступать на сцене – комплексовал, стеснялся. Он часто пел в кругу друзей, и однажды Игорь Николаев изрёк: «Саша, у тебя интересный тембр, давай попробуем тебя записать». С подачи Николаева Кальянов в 1984 году записал свой первый альбом «Свежий запах лип», песни для которого были написаны всё тем же Игорем Николаевым. Эти душевные композиции в стиле шансон пришлись по душе российским меломанам, и альбом разошёлся в пиратских кассетных копиях по всей стране. Так началась карьера певца Александра Кальянова.

А в 1988 году состоялся его дебют на российском телевидении. Алла Пугачёва, которую вместе с Игорем Николаевым Кальянов считает своими «сценическими родителями», предложила ему выступить на своих «Рождественских встречах». Кальянов исполнил песню «Старое кафе», ставшую его главным хитом, «визитной карточкой» и принесшей певцу популярность и любовь слушателей. Позднее на неё был снят видеоклип, в съёмках которого приняла участие примадонна, а также другие звёзды шоубизнеса.

Кальянов начал гастролировать по городам России, СНГ и за рубежом с сольными концертными программами. Неоднократно он выступал перед русскоязычной аудиторией в Америке, Германии, Израиле. Кроме того, им записано свыше десяти альбомов песен собственного исполнения. Среди авторов композиций – Игорь Николаев, Александр Морозов, Игорь Крутой. Несколько песен написано самим Александром Кальяновым. В 2016 году состоялся юбилейный концерт исполнителя «Старое кафе», где прозвучали все его самые известные шлягеры.

Среди хитов исполнителя – «Любка-однолюбка», «Жена, жена…», «Кукушечка», «Таганка», «Ангел» и многие другие. Песни «Возвращайтесь, друзья», «Старое кафе», «Красивая женщина» были удостоены награды «Шансон года» от Радио Шансон. В 2012 году Александр Кальянов получил звание «Легенда русского шансона». А совсем недавно, 20 апреля 2019 года, певец стал лауреатом премии «Шансон года» за шлягер «Позывные друзей».

Личная жизнь

О личной жизни Александра Кальянова известно совсем немного. Он женился ещё в те годы, когда жил и работал в Брянске. Жену его зовут Александра. В те же годы в семье Кальяновых родился сын – и, естественно, его тоже назвали Александром! Когда глава семейства перебрался в Москву, семья осталась жить в Брянске, и лишь через некоторое время переехала к мужу и отцу. Александр Кальянов-младший избрал ту же профессию, что и его отец: он стал звукорежиссёром и работал на студии звукозаписи «Тон».

Кальянов Александр Иванович

Возраст на момент смерти: 73 года

Дата рождения: 26.08.1947

Место рождения: г. Унеча, Брянская область

Дата cмерти: 02.10.2020

Место смерти: г. Асукека-де-Энарес, Кастилия — Ла-Манча, Испания

Род деятельности: Звукорежиссёр, певец, аранжировщик, киноактёр, продюсер

Семейное положение: Женат

Знак зодиака: Дева

Александр Кальянов: биография, интересные факты

Александр Иванович Кальянов – звукорежиссёр, певец, аранжировщик, актёр и продюсер – родился 26 августа 1947 г. в г. Унече (Брянская область). Вместе со своей старшей сестрой он учился в школе № 2, в которой преподавали его родители. Отец Иван Ефимович Кальянов за личные заслуги в преподавательской деятельности был удостоен почётного звания заслуженного учителя. В последние годы своей учительской работы он был директором школы.

Детство и юность

Александр с детства увлекался техникой. Уже в 6 лет он впервые собрал радиоприёмник. Другим его интересом была музыка. Задумываясь о том, кем бы он хотел стать во взрослой жизни, юноша надеялся соединить свои хобби в одну профессию. Окончив школу с серебряной медалью, он поступил в Таганрогский радиотехнический институт. После получения диплома молодой специалист стал радиоинженером на Брянском заводе полупроводниковых приборов.

Здесь он занимался разработкой музыкальных инструментов и оборудования. Творческий дар Александра проявился в создании нескольких изобретений в этой области. Одним из своих важнейших достижений он считал создание прибора, который при выступлении исполнителя автоматически включает фонограмму в тот момент, когда артист не попадает в ноты или срывает голос. Также он усовершенствовал колонки, благодаря чему они стали компактнее, легче, но мощнее в звучании.

Звукорежиссура

Однако работа на заводе наскучила творческому молодому человеку, и он решил заняться звукорежиссурой. В 1978 г. по рекомендации брянских музыкантов Кальянов был принят звукооператором в вокально-инструментальный ансамбль «Шестеро молодых». Работа в этом коллективе стала важной вехой в творчестве многих известных исполнителей: Николая Расторгуева, Валерия Кипелова, Александра Розенбаума, Татьяны Марковой и др.

В конце 1970-х группа сотрудничала с Владимиром Высоцким, давая в месяц по 6 – 7 совместных концертов. Выступления проходили с аншлагами, поэтому конная милиция осуществляла усиленную охрану. Личное знакомство с советским кумиром оказало большое влияние на Кальянова. Позже в 1998 г. он организовал в СК «Олимпийском» концерт к 60-летию барда. Александр бесплатно записал в своей студии кавер-версии песен, прозвучавших на мероприятии и выпущенных на CD-дисках.

Позже звукорежиссёр работал в музыкальных коллективах «Лейся, песня», «Красные маки», «Карнавал», «Феникс». Но за свой труд звукорежиссёр получал немного денег – всего по 5 рублей за концерт. Переехав в Москву, он был вынужден снимать квартиру за 120 рублей в месяц, в то время как его зарплата составляла лишь 80 – 100 рублей. Чтобы дополнительно заработать на жизнь, Александр изготавливал, ремонтировал и продавал музыкальную аппаратуру.

В начале 1980-х звукорежиссёра с выдающимся творческим талантом и потрясающем знанием техники заметила Алла Пугачёва. По приглашению примадонны советской эстрады Александр вступил в её коллектив и посвятил ему 12 лет работы. Сотрудничество с Аллой Борисовной переросло в крепкую дружбу, сохранившуюся на всю жизнь. В 1984 г. на её репетиционной базе в спорткомплексе «Олимпийский» Кальянов одним из первых в Москве создал частную студию звукозаписи «Тон-сервис».

Александр стал саунд-продюсером. Хорошая музыкальная аппаратура в те годы была редкостью, а профессиональные звукорежиссёры ценились на вес золота. Поэтому студия Кальянова пользовалась успехом. У него записывали песни Алла Пугачёва, Андрей Макаревич, Борис Моисеев, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко, Михаил Круг, Лариса Долина, группы «Наутилус Помпилиус», «Моральный кодекс», «На-на», «Непара», «Стрелки» и десятки других музыкантов и коллективов.

В частную студию приходили люди с хорошими деньгами, но Кальянов сотрудничал лишь с одарёнными. Многим начинающим певцам он помог пробиться на сцену. Здесь были впервые записаны песни Вики Цыгановой. Среди открытых им звёзд был и Григорий Лепс, которого Александр встретил поющим в ресторане города Сочи. Позже, когда Кальянов занялся гастролями, ему стало некогда заниматься студией звукозаписи. Он сдал её в аренду, а потом закрыл, оставив лишь студию на своей даче.

Читайте также  Иван паршин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сольная карьера

В процессе совместной работы композитор и певец Игорь Николаев обратил внимание на интересный тембр голоса Александра Кальянова и предложил записать песни в его исполнении. Проблема в том, что у звукорежиссёра было нарушение дикции – он нечётко произносил шипящие и свистящие звуки. Но, благодаря великолепному владению музыкальной аппаратурой, он искусственно дорабатывал произношение. В студийных записях его песен почти невозможно уловить нечёткую дикцию.

В 1984 г. был создан его первый сольный альбом «Свежий запах лип» с композициями, созданными Игорем Николаевым. Песни исполнителя имели успех у слушателей – пластинки быстро разошлись неофициальным тиражом. Затем последовали сборники «Золотая аллея» (1985), «Старое кафе» (1986), «Таганка» (1987) и др. Премьера его первого видеоклипа «Карабас Барабас» состоялась в 1986 г. В 1988 вышли клипы на композиции «Ты танцуешь», «Живём мы недолго» и др.

Особую популярность обрела песня «Старое кафе» малоизвестного автора Вячеслава Горбатова. Хотя сначала друзья-музыканты отговаривали Александра её брать, убеждая, что это будет самая неудачная композиция в его альбоме. Но Кальянову, знающему толк в музыке, она так понравилась, что он не смог от неё отказаться. И не ошибся. Песня, ставшая его визитной карточкой, была хитом 1980-х и 1990-х годов. Она звучала по радио, по телевидению, в ресторанах, её пели за столом.

В 1988 г. Марта Могилевская бесплатно сняла видеоклип на эту песню, в котором вместе с Кальяновым собралась компания друзей: Алла Пугачева, Игорь Николаев, Владимир Пресняков – старший, Владимир Кузьмин и другие. Видео было показано в передаче «Утренняя почта», редактором которой была Могилевская. Это принесло исполнителю известность во всём Советском Союзе, его стали звать на гастроли. Позже композиция «Старое кафе» вошла в репертуар Михаила Шуфутинского.

Несмотря на успех песен, Александр, не мечтавший стать артистом, стеснялся выступать на сцене. Но примадонна настаивала на том, что он должен выйти на публику. Выпустив первый сборник в 1984 г., он лишь в декабре 1988 г. впервые предстал перед зрителями в сборном концерте Аллы Пугачёвой «Рождественские встречи – 89», которая позже до 2012 г. ежегодно выходила в телеэфир в январе в канун религиозного праздника (хотя снималась в декабре). Кальянов был её частым гостем.

Артист записывал песни в собственной студии звукозаписи, но никогда не сочинял их сам. Создателями его композиций были Игорь Николаев, Александр Морозов, Игорь Крутой и др. Олег Газманов написал песню «Путана», которая была впервые исполнена Кальяновым. Позже её пели Михаил Шуфутинский, поп-группа «Отпетые мошенники» и сам Газманов. Также в творческой копилке Александра есть композиции, созданные малоизвестными, но талантливыми авторами.

Имея свою звукозаписывающую студию, певец мог выпускать по 2 – 3 альбома в год и иметь огромную дискографию. Но он никогда не рвался за огромными деньгами, а требовательно подходил к качеству музыкального материала. Он относился к песням, как к своим детям. Александру было комфортно давать лишь по 2 – 3 концерта в месяц, относясь к выступлениям как к хобби, а не работе. Своей основной профессией он считал звукорежиссуру.

Первые его альбомы выходили без имени и фамилии – лишь с названием группы Пугачёвой «Рецитал». Также песни появлялись на кассетах эмигрантской музыки, чему, в частности, послужила композиция «За кордон». С ней в 1991 г. певец стал лауреатом фестиваля «Песня года». К этому времени в СССР ездил на гастроли Михаил Шуфутинский, эмигрировавший в США в 1981 г. В сознании людей схожесть ностальгического творчества и голосов артистов объединила их в один лагерь эмигрантов.

Несмотря на то, что в репертуаре Кальянова нет блатных песен, его имя часто указывалось в таковом разделе, что удивляло самого Александра. Хотя он благосклонно относился к тюремным и хулиганским песням, если они созданы качественно и талантливо. Публика, любящая это направление музыки, уважала композиции певца. Несколько раз он выступал в местах лишения свободы, на банкетах и днях рождения криминальных авторитетов, ощущая благодарное внимание зрителей.

С 1984 по 2008 г. он издал альбомы: «Музей любви» (1989), «Плохая примета» (1993), «Ночной патруль» (1995), «Два по двести» (2002), «Любка-однолюбка» (2004), «Улыбайтесь» (2008) и др. В 1986 – 1999 гг. было создано несколько десятков клипов на его песни «Плохая примета», «Эмигранты», «Блудный сын», «В бокале с вином», «Здорово, старина», «Музей любви» и пр. Артист был на гастролях в России, СНГ, Израиле, Германии, 6 раз выступал в США.

Душевные, ностальгические песни Кальянова прочно вошли в музыкальную сокровищницу лучших образцов жанра. Его творчество неоднократно было удостоено премии «Шансон года» (2010, 2015, 2019 гг.). В 2012 г. исполнитель получил статус легенды русского шансона, приняв участие в одноимённом проекте. Многие его композиции достойно прошли испытание временем, а песня «Старое кафе» стала не просто хитом сезона, а шлягером, пронёсшим популярность сквозь десятилетия.

За свою звукорежиссерскую и сольную практику Александр видел немало людей, которых испортили деньги и знаменитость. Многие из них взлетели высоко, но упали так, что не могут подняться выше пивного бара. Зная это, артист не стремился к славе и богатству. «Звёздная болезнь» его не коснулась. При этом на концертах певца залы всегда были заполнены публикой разного возраста и социального статуса: интеллигентами и бритоголовыми ребятами, пенсионерами и их внуками.

Дискография

  • 1984 — «Свежий запах лип»
  • 1985 — «Золотая аллея»
  • 1986 — «Старое кафе»
  • 1987 — «Таганка»
  • 1989 — «Музей любви»
  • 1991 — «За кордон»
  • 1993 — «Плохая примета»
  • 1995 — «Ночной патруль»
  • 1998 — «Не поговорили»
  • 2001 — «Избранное»
  • 2002 — «Два по двести»
  • 2004 — «Любка-однолюбка»
  • 2008 — «Улыбайтесь»

Участие в кино

Помимо звукорежиссерской и сольной деятельности Кальянов проявил себя в качестве киноактёра. Он сыграл папу Карло в музыкальной комедии Дина Махаматдинова «Новейшие приключения Буратино» (1997). Действие переосмысленного сюжета происходит в конце XХ века. Буратино – гастролирующая певица, которой в борьбе за престижную музыкальную премию противостоят мафиози Дон Карабас, хозяин ночного клуба Дуремар, мелкие бандиты Алиса и Базилио.

Съёмки фильма, состоящего из 7 клипов, проходили на Канарских островах. В проекте участвовали прославленные артисты: Кристина Орбакайте, перевоплотившаяся в певицу Буратино, Наталья Королёва (Мальвина), Игорь Верник (Пиноккио – сводный брат Буратино и американский супермен), Лариса Долина, Сергей Мазаев, Аркадий Укупник, Сосо Павлиашвили и другие звёзды. Кроме этой комедии Кальянов также сыграл роль камео в одном из эпизодов сериала «Братаны – 2» (2010).

Фильмография

  • 1997 — «Новейшие приключения Буратино»
  • 2010 — «Братаны 2»

Личная жизнь и смерть

Александр тщательно оберегал свою семью от общественных пересудов и не посвящал журналистов в подробности своей личной жизни. Известно, что Кальянов женился ещё в те годы, когда работал в Брянске. Его жену, как и его самого, и его мать, зовут Александрой. Поэтому у супругов не возникло сомнений по поводу того, как назвать наследника. Ему дали семейное имя – Александр. Он пошёл по стопам отца и тоже стал звукорежиссёром, работал в студии своего родителя «Тон-сервис».

В последние годы жизни здоровье Кальянова ухудшилось. У него диагностировали онкологическое заболевание 2 степени. Началась химиотерапия. Будучи человеком скрытным, он не афишировал недуг и старался как можно меньше общаться с людьми, ограничившись кругом самых родных и близких. Перед смертью, приближение которой Александр отчётливо ощущал, он планировал завершить последнее дело – записать музыкальный альбом Аллы Пугачёвой к её 70-летию в 2019 г.

3 года артист безуспешно боролся с болезнью, которая оказалась сильнее его. 2 октября 2020 г. Александр в возрасте 73 лет скончался в городе Асукека-де-Энарес (Испания). Церемония прощания состоялась 4 октября 2020 г. в Москве на Хованском кладбище в храме Иоанна Предтечи. Проститься с ним пришли Николай Расторгуев, Игорь Николаев, Диана Гурцкая, Аркадий Укупник с супругой, а также родные, близкие и поклонники, в чьих сердцах навсегда осталось творчество певца.

Алла Пугачёва и Максим Галкин не были на отпевании Александра – они подъехали позже прямо к крематорию. Примадонна сказала: «Я думаю, что Сашина жизнь удалась». Певец и звукорежиссёр внёс масштабный вклад в развитие советской и российской музыки, помог многим артистам найти своего зрителя и оставил неизгладимый след в душах поклонников его душевного творчества. А ныне урна с его прахом покоится в колумбарии на московском Востряковском кладбище.

Александр Кальянов: Биография артиста

Русский шансон невозможно представить без этого талантливого артиста. Александр Кальянов реализовал себя в качестве певца и звукорежиссёра. Его не стало 2 октября 2020 года. О печальной новости сообщила подруга и коллега по сцене Алла Борисовна Пугачёва.

Александр Кальянов: Биография артиста

«Ушёл из жизни Александр Кальянов. Близкий товарищ и помощник, часть моей творческой жизни. Слушайте его композиции и помяните его. Царство ему небесное…», — написала Алла Борисовна.

Детство и юность Александр Кальянов

Александр Кальянов родился 26 августа 1947 года в городе Унеча, Брянской области. Родители будущего артиста не были связаны с творчеством. Всю жизнь мама и папа работали в школе № 2. Кстати, Саша радовал родителей хорошими оценками, и даже окончил школу с серебряной медалью.

Отец Александра, Иван Ефимович, за годы работы дослужился до поста директора школы № 2. Деятельность Кальянова-старшего была отмечена наивысшей наградой — Заслуженный учитель Российской Федерации.

С юности Александра интересовало два занятия — музыка и техника. Он не мог определиться, чем хочет заниматься. Но высшее образование он получил в радиотехническом институте маленького города Таганрог. После окончания института Кальянов 7 лет проработал на заводе, который занимался сборкой радиоаппаратуры.

Александр Кальянов: Биография артиста

Из работы Александр извлекал пользу. Из различных предметов он создавал приспособления для музыкальных исполнителей. У парня был гениальный изобретательный талант. Интересно, что приборами Кальянова пользовались отечественные музыканты, причём они всегда оставались довольны изобретениям мастера.

Кальянов неоднократно говорил о том, что самым полезным изобретением считает микшерный пульт «Электроника» (аппарат для подключения фонограммы во время пения «вживую»). Это оборудование он изготовил, когда хотел стать звукорежиссёром.

«Электроника» была простой в применении. Аппарат позволял дотягивать звуки исполнителя до нужной высоты, если певец был не в голосе или неожиданно заболел. «Электроника» стоила недорого, а с заданными функциями справлялась на 100%.

Ещё одним изобретением Александра Кальянова стали колонки. В отличие от зарубежной техники, аппарат российского звукорежиссёра обладал незначительным весом и компактными габаритами.

Александр Кальянов творческий путь

В конце 1970-х годов про Александра Кальянова говорили, как про молодого, но очень перспективного звукорежиссёра. Вскоре его пригласила к сотрудничеству популярная в советское время группа «Шестеро молодых».

Коллектив существовал на основе Элистинской филармонии. Группе хватило несколько лет, чтобы стать так называемой «альма-матер» для таких звёзд, как Николай Расторгуев, Сергей Сарычев, Александр Розенбаум, Валерий Кипелов, Татьяна Маркова. Коллектив гастролировал по всей стране и нуждался в таком талантливом специалисте, как Кальянов.

Александр Кальянов: Биография артиста

На гастролях в Казани группу «Шестеро молодых» заметил Владимир Высоцкий. Бард предложил музыкантам сотрудничество. Плодотворный союз привёл к тому, что Высоцкий и группа «Шестеро молодых» объявили о гастрольном туре по СССР. Каждый концерт сопровождался бурей эмоций. Артисты обрели статус суперзвёзд. Теперь они не могли ездить по городам без охраны. В этот период времени были крепкие дружеские отношения популярного барда и будущего певца русского шансона.

Читайте также  Константин самоуков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Спустя несколько лет, когда Владимир Высоцкий праздновал юбилей, Александр Кальянов стал специальным гостем. Для мероприятия, которое состоялось в спорткомплексе «Олимпийский», Кальянов на студии создал кавер-версии на шлягеры Высоцкого. Этот диск впоследствии вышел отдельным альбомом, а концерт транслировали по местному российскому телевидению.

Александр Кальянов в начале творческого пути сотрудничал с группами: «Лейся, песня», «Красные маки», «Карнавал», «Феникс». В начале 1980-х годов на талантливого звукорежиссёра обратила внимание Алла Борисовна Пугачёва. Она предложила Александру присоединиться к её творческому коллективу «Рецитал». Он был создан в 1980 году на основе бывшей инструментальной группы «Ритм». Участниками коллектива стали знаменитые авторы-исполнители и продюсеры.

Благодаря поддержке Аллы Борисовны Пугачёвой Александр Кальянов создал собственную звукозаписывающую студию «Тон-студия». Он брал под своё «крылышко» десятки российских звёзд и был их саунд-продюсером.

Сольная карьера Александра Кальянова

По рекомендациям Аллы Борисовны Кальянов начал реализовывать себя как сольный певец. Треками, которые вошли в дебютный альбом «Свежий запах лип», стали музыкальные композиции Игоря Николаева: «Ангел», «Будь здоров, дружок», «Голая богиня». Николаев сочинял песни под вокальные данные Кальянова, поскольку считал, что он обладал уникальным тембром голоса.

Дебютный альбом был тепло встречен поклонниками и музыкальными критиками. С этого времени Кальянов называет Пугачёву и Игоря Николаева своими приёмными родителями. Артисты буквально «открыли ему двери» на большую сцену.

С коллективом «Рецитал» Кальянов записал ещё несколько пластинок. А в 1992 году он окончательно принял решение позиционировать себя как сольный певец. До начала 1990-х годов дискография Александра пополнена такими альбомами, как:

  • «Старое кафе»;
  • «Таганка»;
  • «Музей любви».

Дебютом Александра Кальянова на телевидении стала презентация композиции «Старое кафе» в 1988 году в программе «Рождественские встречи» Пугачёвой. Выступление артиста было настолько успешным, что он проснулся всенародным любимчиком публики.

Многие коллеги по сцене не верили в то, что Кальянов может построить карьеру певца. Мнение посторонних не помешало композициям Александра стать настоящими шлягерами. Песня «Старое кафе» не только входит в список популярных композиций артиста, но и является «ресторанным» треком. Ведь как объяснить то, что её пытаются перепеть певцы и посетители ресторанов стран СНГ.

На вышеупомянутый трек был выпущен видеоклип, в котором снялись Алла Пугачёва, Игорь Николаев, Владимир Пресняков-старший. Этот клип был снят на любительскую видеокамеру музыкальным редактором программы «Утренняя почта» Мартой Могилевской.

Ещё одной визитной карточкой певца стала композиция «Таганка». Её автором является Павел Жагун. На момент написания композиции он работал в коллективе «Рецитал» трубачом. После ухода из коллектива Пугачёвой он поменял род деятельности и стал директором группы «Моральный кодекс».

Музыкальная карьера Александра Кальянова

Все альбомы артист записывал на собственной звукозаписывающей студии. Он никогда не выступал автором собственных песен. Александр тесно сотрудничал с такими композиторами, как Игорь Николаев, Роман Горобец, Владимир Пресняков-старший, Игорь Крутой.

Александр Кальянов работал не только как певец, но и как звукорежиссёр. На звукозаписывающей студии «Тон-студия» он записал альбомы 50 исполнителям и практически такому же количеству групп.

Творческая биография исполнителя в лихие 1990-е начала увеличиваться в геометрической прогрессии. Всему виной — интерес к такому музыкальному жанру, как шансон. Александр Кальянов активно гастролирует и записывает новые композиции. Среди популярных треков этого периода вошли песни: «Блудный сын», «Жена, жена…», «За кордон», «Ночной патруль», «Любка-однолюбка», «Я и Вася».

Кальянов гастролировал не только по территории СССР. Выступления Александра радовали русскую эмиграцию Соединённых Штатов Америки, Израиля и Германии.

Александр успел проявить себя и в кинематографе. Он сыграл одну из главных ролей в фильме «Новейшие приключения Буратино». Кальянов блистательно передал образ папы Карло.

В 2016 году вышла юбилейная программа Александра Кальянова. Речь идёт о программе «Старое кафе», в которую вошли самые популярные композиции певца.

Личная жизнь Александра Кальянова

Александр Кальянов — счастливчик. Он прожил с супругой Александрой более 30 лет в браке. Когда в семье появился ребёнок, то родители назвали его Александром.

Сын Кальянова пошёл по стопам своего талантливого отца. Продолжительное время он работал звукорежиссёром на студии «Тон-студия». Саша — единственный сын знаменитости.

Артист предпочитал не рассказывать о своей личной жизни. В последнее время он практически не выходил на сцену. Александр много времени проводил со своей семьёй, в загородном доме.

Смерть Александра Кальянова

Знаменитого певца и звукорежиссёра Александра Кальянова не стало 2 октября 2020 года. Причиной смерти стало онкологическое заболевание, с которым артист боролся несколько лет.

Кальянов Александр Иванович

Биография Кальянова Александра Ивановича

Кальянов Александр Иванович – эстрадный певец, композитор, аранжировщик, продюсер.

Ранние годы

Родился 26 августа 1947 года в городе Унече Брянской области в учительской семье Кальяновых. Его родители долгие годы преподавали в унечской средней школе № 2. Отец Кальянов Иван Ефимович – заслуженный учитель школы Российской Федерации. В последние годы своей педагогической деятельности он был директором школы № 2. Сам Александр Иванович тоже учился в этой школе, по окончании которой поступил в таганрогский радиотехнический институт.

После института Александр Иванович стал радиоинженером по музыкальным инструментам. На его счету несколько изобретений в этой области. Как он сказал об этом сам: «Пульт «Электроника», который у нас иногда рокеры ругают, он был очень ходовой 25 лет назад. Он был очень дешевенький и довольно-таки качественный. Когда-то я его сделал. Потому что фирменный такого уровня пульт стоил огромных денег, как машина или дороже. А этот стоил копейки. Я тогда работал в Брянске. И так как я много работал звукорежиссером, у меня была мечта сделать аппаратуру, которая была бы очень маленькая, легкая, мощная и качественная. Как правило, акустика огромная, тяжелая. И мне это удалось, по-моему. Я изобрел колонки. Аналогов в мире нет. На выставке стояли огромные здоровенные «гробы», а у меня стояла маленькая кучка аппаратуры, которая звучала лучше этих гробов, а по громкости порой даже и громче. Я бы изобрел что-то еще, но это не так-то просто – придумать новое. Потому что все в жизни уже придумано».

Затем он начинает гастролировать по России, странам СНГ и за рубежом; выступает для русскоязычной публики (шесть раз был в Америке, давал концерты в Израиле, Германии).

О своих выступлениях:

«Я когда пою, то стараюсь, чтобы свет был в зале. Потому что когда его нет, такое ощущение, будто я пою в какой-то темной бочке. И пою для себя. Я себя уважаю, но не очень люблю. Я не нарцисс, как Филипп Киркоров. Я не могу себя слушать на записи. Я его слушаю только, когда пою песню и когда свожу. И когда я наслушаюсь его, меня от себя подташнивает. Я иногда думаю: «Господи, как это может нравиться людям?» Поэтому мне нужно видеть своего слушателя. Я выхватываю какие-то лица и пою для них конкретно. Это может быть человек на первом ряду или на двадцатом, который об этом не подозревает.

У меня музыканты классные, настоящие профессионалы. Саксофонист – Сержа Овчинников. Когда он играет, зал рыдает. К сожалению, группа у меня небольшая, потому что большая невыгодна экономически для устроителей концертов».

С 1986 по 2005 годы вышло десять альбомов Кальянова (нередко «пиратскими» изданиями): «Старое кафе», «Будь здоров, дружок», «Таганка», «За кордон», «Плохая примета», «Ночной патруль», «Не поговорили», «Избранное», «Два по двести», «Любка-однолюбка».

Кальянов о своих песнях:

«Для меня все песни любимые, и очень трудно сказать: «Вот эту надо вставить, а эту – нет». Мне все песни жалко! А особенно жалко те, которые через телевидение и радио не дошли до слушателя. Хотя у меня много «раскрученных» песен, порядка десятка. Клипы были сняты на «Старое кафе», «Блудный сын», «Плохая примета», «Ночной патруль», «За кордон», «Вышей мне рубаху», «Золотая осень», «Возвращался домой». В общем, я отдал материал и студия «Союз» выбрала на свой вкус.

Я противник переписывания песен. Может быть, я спел бы и лучше, и, наверное, были бы посовременнее аранжировки и звуки, но мне эти записи дороги тем, что мой первый слушатель их так услышал. Тогда я был моложе, у меня был другой взгляд на жизнь. Может быть, он не слишком изменился, но этот взгляд был моложе на 15 лет. Для меня это очень ценно.

«Таганка» была написана моим хорошим приятелем Пашей Жагуном. Мы вместе работали у Аллы Пугачевой . Это трубач, потом он продюсировал коллектив Сергея Мазаева » Моральный кодекс «.

«Красивая женщина» – новая песня из моего будущего альбома, который еще не вы-шел. Она написана моим приятелем, его творческий псевдоним – Александр Домничев. Эта песня – о глубинке. Наверное, в Москве сейчас такого места и не встретишь. Я когда ее пою, у меня просто стоит картинка перед глазами – я вижу этот ресторан, и этих людей, и эту девочку, которая поет, и красивую женщину, которая там сидит за столиком. С автором песни мы много общались, очень интересный человек и талантливый парень. Многие песни он писал просто для себя. А сейчас он ушел в церковь. Это – второй мой автор. Первый – Сергей Романов, который мне написал песню «Блудный сын» – тоже ушел в церковь. Он же написал «За кордон» – для меня и конкретно под меня. Как правило, я работаю со своими авторами, рассказывая о том, что хотел бы спеть, а они преподносят это в какой-то стихотворной форме. Иногда я пытаюсь писать сам, но критически к себе отношусь и считаю, что лучше спеть хорошее чужое, чем плохое свое.

«Ночной патруль». Названием все сказано. Она, по-моему, до сих пор актуальна. Саша Щеглов написал. Он для меня написал песен пять. Сейчас он, по-моему, живет в Америке, я давно его не видел.

«Женщина в белом». «Вся, блин, в белом» – тоже Щеглов. Он вообще большой любитель женщин и настоящий мужик, его все эти женские стороны интересуют. Меня тоже, поэтому я и пою об этом.

«Кукушечка». История с этой песней была такая: я приехал на гастроли в Свердловск, ко мне подошел обаятельный парень. Не молодой (такую песню молодой человек не может написать, только проживший половину жизни). И поставил мне ее на кассете. Он ее очень хорошо пел. И вдруг говорит: «Саша, я очень хочу, чтобы ты ее спел. Мне кажется, она у тебя получится лучше, чем у меня». Я взял эту кассету, немного переделал аранжировку и спел.

«Хрустнули огурчиком». Опять Саша Щеглов. Чисто мужицкая песня, о мужской компании. Мужчине не всегда хорошо с женщиной – иногда хочется к друзьям. Очень часто. В чисто мужскую компанию.

«Лебеда». Александр Морозов на стихи известного поэта-песенника Анатолия Поперечного. Это классики советской эстрады, ими очень много хороших песен написано. Когда они предложили мне ее спеть, я спел с удовольствием.

«Плохая примета». В приметы я не верю. Я верю в свои ощущения, предчувствия. А если перебегает кошка, я не крещусь и не сплевываю. У меня дома вообще черная кошка. А у этой песни автор, в общем-то, Игорь Николаев , стихи Павла Жагуна, но я настолько поме-нял мелодию, что Игорь сказал: «Слушай, это – не моя песня». Мне она теперь кажется более гармоничной, а он обижается, дует усы. Но я так и оставил за ним авторство, хотя он говорит: «Я бы так плохо не написал».

Читайте также  Группа «artik & asti» - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«Любовница». У меня достаточное количество песен о женщинах, хотя раньше было очень мало. Песня из моего последнего альбома, написал ее Вадим Байков, который работает сейчас у Алсу. Обаятельный парень. Он сказал: «Меня жена не поймет, если я спою эту песню». Я крутил ее, вертел, показал своей жене. На что она сказала: «Ну, что ж, спой, а я попробую тебе поверить. Если я поверю, значит, и люди поверят». Она не стала большим хитом – по-моему, люди не поверили.

«У опера с Петровки» – довольно-таки ранняя песня, написана Игорем Зубковым (сыном Валерия Зубкова). Игорь работал у меня на студии – проходил практику, делал аранжировки. Я сказал: «Пора тебе начинать песни, в тебе гудят отцовские гены! Так как на других нет смысла, тренируйся на мне». И он написал мне две замечательные песни. Вторая называется «Вышей мне рубаху».

«Здравствуй, Люся». Проходная песня. Я не знаю, почему ее выбрали. Вообще, женщины для меня не могут писать, я уже убедился в этом. Как правило, когда женщины пишут для меня музыку или стихи, это не очень удачно. Мужчины и женщины – совершенно разные люди. Я так думаю.

«Жизнь московская» – песенка про маленький городок, где я родился. Слова Игоря Николаева . Я попросил его, он сделал. Половина мелодии моя, а начало, первые четыре строчки, мой друг сделал брянский, Виталий. Поэтому песня записана на него.

«О друге» – песня Николая Сочинского. Это псевдоним. Николай недавно вернулся из тюрьмы, он почему-то два года сидел в Праге.

«Я грешник». «Я грешник, но я не виноват. » Тут человек себя оправдывает, потому что «ни жена, залитая слезами, ни года, пропущенные мной, – только ты стоишь перед глазами, как звезда стоит перед Землей». Стихи замечательные. «И дымилась страсть из-под ногтей, и взлетал то низко, то высоко треугольник русых журавлей. » Женщины на первых рядах на концерте краснеют, когда я пою эту песню.

«Шальная осень» – музыка и слова Щеглова Саши. О чем в этой песне? На женщину смотреть в любом возрасте не поздно. Когда видишь приятную женскую фигурку где-то в парке или просто проходя по улицам, сердце екает. Я убедился в этом на себе. »

Репертуар певца составляют композиции, написанные другими авторами. Это своего рода официальный русский шансон. Каждая песня тщательно отобрана, выверена, всегда слушается с удовольствием , так как сделана на высоком профессиональном уровне.

Кальянов не стремится писать себе репертуар, все композиции, которые он исполняет, написаны другими авторами.

Его публика – самая разная, разного возраста и разного социального статуса, на концертах можно увидеть интеллигентных очкариков, пенсионеров с внуками и бритоголовых ребят. Одно из требований Александра Кальянова – во время концерта в зале должен быть свет, потому что «иначе ощущение, будто я пою в какой-то темной бочке и я пою только для себя, а я этого не люблю. Уважаю, но не люблю. Мне нужно видеть своего слушателя. Я выхватываю какие-то лица в зале и пою для них. Это может быть человек в первом ряду или двадцатом, который об этом не подозревает».

В 2008 году Александр Кальянов презентовал альбом «Улыбайтесь». В 2002, 2010 и 2011 годах Александр Иванович становился лауреатом премии «Шансон года». Также Кальянов был отмечен премией Общественной национальной академии, получил статус Легенды русского шансона. В 2016 году артист запустил юбилейную программу «Старое кафе», в которую он включил самые популярные из своих песен.

Высказывания

О музыке: «Я устаю от музыки, потому что в голове бубнит много разных мелодий, ведь я много работаю в студии. Я люблю ее разную – джаз, классика, блатная музыка – лишь бы хорошая. Наверно музыку нужно разделять по стилям, но для меня она бывает только двух типов – хорошая и плохая… Я не могу слушать музыку и что-то под нее делать. Если я ее слушаю, то я весь в этой музыке – умудряюсь вслушаться в детали, замечаю то, что талантливо сделано, но другим незаметно».

О родоначальнике русского шансона: «Я думаю, это Александр Вертинский . Он был настоящий шансонье – человек, который поет осмысленные доверительные песни, похожие на маленький роман, маленькое кино».

О вредных привычках: «Курить бросил много лет назад, а вот выпить могу. В разумных пределах. Из спиртного люблю водку и пиво, только не вместе, в самолете могу выпить виски. Я считаю, что человек, который не пьет, либо хворый, либо великая падлюка».

О машинах: «Автомобилей у меня было несколько. Я, как настоящий патриот, долго пытался ездить на отечественных автомобилях. Потом понял – нервы и жизнь дороже и купил Мерседес. Но все равно отношусь к нему как к железяке – ездит и хорошо».

Личная жизнь

Жену Александра зовут… Александрой. У супругов родился сын, которого тоже назвал Сашей. Александр Кальянов-младший пошел по стопам своего отца и стал звукорежиссером.

Александр Кальянов

Биография

Александр Иванович Кальянов родился 26 августа 1947 года. Он стал вторым ребенком в семье, ранее семья Кальяновых обзавелась дочерью. Это были времена после войны, так что семья Кальяновых только оправилась от немецких репрессий. Городом рождения музыканта стало небольшое местечко под названием Унеча. Родители Александра Ивановича работали в школе учителями. Сам музыкант закончил эту же школу с серебряной медалью. Глава семейства Кальяновых изначально трудился в школе в штате простого учителя, но спустя годы стал директором. Его работа и заслуги были отмечены почетным званием Заслуженного учителя РФ.

Взросление Кальянова и выбор будущей жизни

Во времена детства в увлечении Александра Кальянова было замечено 2 направления – это музыкальная стихия и технические науки. В юношестве его тянуло к этим направлениям одинаково, а вот серьёзный выбор пал уже во время выбора профессии. Кальянов решил, что получит техническую специальность, поэтому поступил в институт, который находился в другом городе. После получения высшего образования Александр Иванович отправился в Брянск, где на протяжении семи лет проработал на заводе. В свободное от работы время Кальянов увлекался творчеством и уже постепенно начинал писать песни и музыку к ним.

Помимо творческого потенциала, в руках Кальянова побывало несколько изобретений, в которых он принял активное участие. Оно было напрямую связано с музыкальной аппаратурой. Пульт, который изобрел Александр Иванович, отвечал за подключение фонограммы во время пения в живую. Это стало толчком к его творческой карьере, ведь момент создания пульта пришелся на времена, когда Кальянов работал звукорежиссером.

Творческий путь Александра Кальянова

В конце 1970-х годов мужчину пригласили работать в музыкальную группу «Шестеро молодых». Коллективу требовались грамотные специалисты, поэтому они пригласили к себе Александра Ивановича. Молодые люди часто были в разъездах по стране и имели успех, поэтому Кальянов набрался ценного опыта, работая звукорежиссером. Когда музыкальный коллектив был с концертом в Казани, их заметил Владимир Высоцкий. Он предложил группе совместную программу, на что коллектив сразу дал своё согласие. По несколько концертов в месяц, полные концертные залы и стадионы – всё это было в работе группы, в том числе и Александра Кальянова. Именно в этот период завязалась крепкая дружба между талантливым звукорежиссером и популярным бардом.

Набравшись опыта, Александр Кальянов пробует свои силы и в других музыкальных группах. В начале 1980-х годов звукорежиссера замечает Алла Борисовна Пугачева, и предлагает ему поработать с коллективом «Рецитиал». Кальянов соглашается, и знакомится со многими будущими звездами российской эстрады.

В середине 1980-х годов Александр Кальянов решает открыть собственную студию, где планировал записывать песни и музыку. Его имя начинает обретать уверенность в кругах певцов и музыкантов, и именно на этой почве Кальянов становится продюсером многих звезд. Также в этот период начинается сольная карьера Кальянова. Он пробует выпустить свой первый сольный альбом, который моментально становится популярным. Песни, вошедшие в этот альбом, были посвящены дорогим людям для Кальянова, поэтому они обрели особую душевность и лирику.

В 1992 году Александр Кальянов окончательно перестал сотрудничать с ранее работавшими группами, и решает полностью уйти в сольные работы. Тогда Кальянов выпускает несколько собственных песен, а также выступает с Аллой Пугачевой на «Рождественских встречах». На протяжении 1990-х годов Александр Иванович работал как над сольными проектами, так и сотрудничал со звездами российской эстрады. В 2000-х года Кальянов решил попробовать свои силы в стиле шансона, и не прогадал с этим направлением. В тот же период его песни становятся заметными и Кальянова приглашают на премию «Шансон года». Вплоть до 2011 года Кальянов был приглашен трижды на эту премию, и его заслуги отмечены высшей наградой премии.

С наступлением 2012 года имя Александра Кальянова стало носить статус Легенды русского шансона. Для музыканта это стало приятной новостью, и пришло окончательное понимание того, что он не зря занимается творчеством и музыкой. Через 4 года после этого события состоялся юбилейный концерт музыканта, на котором он выступил не только со старыми хитами, но и представил свою новую песню. На сегодняшний день Александр Кальянов всё также активно занимается творчеством и готовится отметить свой 72-ой день рождения.

Борис Торхин для Blatata.Com

Энциклопедия

КАЛЬЯНОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (р. 26.08.1947 г.) – эстрадный певец, композитор, аранжировщик и продюсер родился в городе Унеча (Брянская область). После окончания средней школы окончил радиотехнический институт в Таганроге, а уже в 1978 году начал работать звукорежиссером во Дворце спорта (Казань) в составе группы «Шестеро молодых». По личному признанию Александра Кальянова большое влияние на него оказало личное знакомство с Владимиром Высоцким, состоявшееся во время концертов Высоцкого в Казани. Кальянов работал звукорежиссером и в других коллективах — «Красные маки», «Феникс», а также у Александра Барыкина, Аллы Пугачевой. В 1984 на репетиционной базе Пугачевой Александр Кальянов организовал первую частную студию звукозаписи в Москве «Тон-сервис». С этого времени работает как саунд-продюсер, как исполнитель дебютировал в 1988 году на «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой с песней «Старое кафе». Затем начинает гастролировать по России, странам СНГ и за рубежом. С 1986 по 1997 вышло шесть альбомов. В 1989 первым записал в своей студии Вику Цыганову. Женат, есть сын (звукорежиссер).
Михаил Дюков

Дискография Александра Кальянова

  • 1984 — Летучий Голландец (как Рецитал)
  • 1985 — Золотая аллея (как Рецитал)
  • 1984 — Свежий запах лип
  • 1986 — Звукорежиссер
  • 1986 — Старое кафе
  • 1987 — Таганка
  • 1989 — Музей моей любви
  • 1991 — Жена, жена.
  • 1991 — За кордон
  • 1993 — Плохая примета
  • 1994 — Будь здоров, дружок
  • 1995 — Ночной патруль
  • 1996 — Лучшие песни
  • 1998 — Не поговорили
  • 2001 — Избранное
  • 2002 — Хмельной альбом. Два по двести
  • 2003 — Собрание сочинений. Дело № 025
  • 2004 — Любка-однолюбка
  • 2008 — Улыбайтесь!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: