Акира куросава — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Акира Куросава

фотографии >>

биография

Акира Куросава

Японский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.

Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в пригороде Токио — Татикаве в семье кадрового офицера, потомственного самурая. Хейго Куросава, брат Акиры, был комментатором немых фильмов (представители этой профессии в Японии пользовались огромной популярностью). Брат часто водил мальчика в кинотеатры. Через несколько лет жизнь Хейго оборвётся трагически — он уйдёт в горы и покончит с собой.

В семнадцать лет Куросава поступил в школу живописи и некоторое время работал художником. В 1936 году, с честью выдержав большой конкурс на место помощника режиссёра, Акира был принят в компанию «PCL», преобразованную вскоре в студию «Тохо».
В 1943 году Куросава снял свой первый фильм «Легенда о дзюдо» («Сугата Сансиро»).

21 мая 1945 года — Акира Купрсава женился на актрисе Його Якути, а 20 декабря в молодой семье родился первенец — Хисао.

После войны на студии «Тохо» большое влияние приобрёл профсоюз, руководимый коммунистами. Куросава, как и многие интеллектуалы тридцатых годов, участвовал в коммунистическом движении. Вместе с другими режиссёрами «Тохо» он выпустил фильм о профсоюзах «Творящие завтрашний день» (1946), после чего пришёл к выводу, что коллективное творчество ему противопоказано.
За мелодраматическую историю о двух влюблённых «Весёлое воскресенье» (1947) Куросава был удостоен звания лучший режиссёр года, но сам режиссёр считал свою работу далекой от идеала.

Переломным в жизни и творчестве Куросавы можно считать 1948 год. В феврале умер его отец, что явилось страшным потрясением для Акиры. и в том же году он встретился с малоизвестным актёром Тосиро Мифунэ.
Первая их совместная работа — «Пьяный ангел» (1948) стала, по признанию Куросавы, первой по-настоящему его независимой картиной.

Творчество Куросавы расцветало, приобретало неповторимое своеобразие.
Свой эпохальный фильм «Расёмон» (1950) он поставил в жанре исторической драмы. Фильм получил главный приз — «Золотого Льва святого Марка»; киноведы всех стран бросились открывать японский кинематограф.
Между тем в самой Японии критики-традиционалисты называли Куросаву западником. космополитом. Припомнили его увлечение русской литературой, немецкой музыкой, американским кино. Но Куросава стал фигурой мирового масштаба и мог не обращать внимания на подобные выпады. Его уважительно называли Мастером. Учителем и даже Императором.
Свою оглушительную славу Куросава поспешил использовать для экранизации романа «Идиот» (1951).

4 ноября 1952 года умерла мать Куросавы Шима. В этом же году он снял один из своих самых печальных фильмов — «Жить». Фильм был отмечен премией «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале 1954 года. И ещё одно важное событие произошло в этом году в жизни режиссёра — 29 апреля у него родилась дочь Казуко.

В апреле 1959 года Куросава основал собственную кинокомпанию «Куросава про». Первой картиной, снятой на личные деньги, стала вольная интерпретация «Гамлета» под названием «Злые остаются живыми» (1960).
Фильмы Куросавы этого периода «Рай и ад» (1963), «Красная борода» (1965) и другие имели скромный прокат. Кинокомпания «Куросава про» оказалась на грани банкротства. Надо было принимать неординарное решение.
В 1966 году он согласился поставить в Голивуде фильм «Поезд-беглец» с американскими актёрами, а в 1967 году — японские эпизоды фильма «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр» — это кодированный радиосигнал о нападении японцев на Перл-Харбор). В результате разногласий с продюсерами компании «XX век — Фокс» в декабре 1968 года Куросава прервал съёмки. Их продолжили другие, причём американцы объявили, что у японского режиссёра нервное расстройство.
Куросава разорвал контракт с компанией и, выплатив неустойку, возвратился в Японию. Год трудов, двадцать восемь вариантов сценария — и всё напрасно.

Приступы горького разочарования для режиссёра едва не закончились трагически. В декабре 1971 года он, запершись в ванной, вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти, но понадобилось время, прежде чем Куросава вновь обрёл себя.

В марте 1973 года он параллельно с советским писателем Юрием Нагибиным начал работу над сценарием фильма «Дерсу Узала».
Натурные съёмки проходили в Уссурийской тайге. Более двух лет длилась работа над фильмом, и только в 1975 году он вышел на экраны. «Дерсу Узала» получил «Золотой приз» Московского международного кинофестиваля, а затем премию «Оскар» как лучший иностранный фильм года.

Вернувшись в Японию, Куросава из-за финансовых проблем был вынужден заниматься рекламой виски в своём загородном доме, причём в нескольких роликах снялся сам. В это же время он опубликовал две книги — «Попытка автобиографии» (1978) и «Кагёмуся» (1979) — сценарий и его собственные рисунки к фильму.
Картину «Кагёмуся» (1980) финансировали Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, «Сезара» и выдвигалась на «Оскара» в двух номинациях.

1 ноября 1983 года в Йокогаме открылась студия «Куросава-фильм». Режиссёр снова возвратился к Шекспиру. На этот раз он пишет сценарий по «Королю Лиру». Фильм был создан под названием «Ран» (1985) и получил четыре номинации на премию «Оскар», в том числе за режиссуру.
Но Куросава был печален. 1 февраля 1984 года в возрасте 63-х лет умерла его жена Його Якути.

В апреле 1993 года компания «Тохо» выпустила 31 фильм Куросавы на видеокассетах и лазерных дисках.
Несмотря на почтенный возраст, режиссёр был полон творческих планов.
В том же 1993 году году Куросава снял свой последний фильм — «Ещё нет». Фильм переносил зрителя во времена второй мировой войны и рассказывал о нравственной ответственности и связи поколений. Сюжет фильма основан на жизни японского академика и писателя Хяккэна Утиды (1889-1971) и завязан на отношениях студентов и бывшего учителя. Учитель отошедший от дел начинает писать книги, но терпит череду неудач, из которых ему помогают выбраться его бывшие студенты, в результате в честь их бывшего учителя все его ученики ввели традицию — каждый год отмечать праздник «Ещё нет» в день рождения старика.
Последней работой Куросавы был сценарий к фильму, снятому его учеником и близким другом Такаси Коидзуми, «После дождя». В этом проекте Акира Куросава выступал и в качестве сопродюсера. Сценарий был основан на одноимённой короткой повести Сюгоро Ямамото.
Акира Куросава скончался 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе Сэтагая.

С 2004 года на Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссёрам за создание картин, «наполненных гуманизмом».
С 20 по 22 июня 2010 года в рамках XXXII Московского международного кинофестиваля была проведена международная научная конференция «Наследие Акиры Куросавы в контексте российской и мировой культуры», посвящённая столетию со дня рождения Акиры Куросавы.

«Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1952, за фильм «Расёмон»).
«Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1975, за фильм «Дерсу Узала»).

Премия «Давид ди Донателло» (1977):
Лучший иностранный режиссер («Дерсу Узала»)

«Золотая пальмовая ветвь» (1980, «Тень воина»).
В марте 1990 года получил почётный «Оскар» за вклад в киноискусство.

Номинация на премию гильдии режиссеров Америки (1952):
Лучший режиссер («Расемон»)

В 1994 году Куросава был удостоен премии Киото.
Указом Президента СССР № УП-1605 от 12 марта 1991 года награждён орденом Дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией».

Акира Куросава

Имя: Акира Куросава (Akira Kurosava)

День рождения: 23 марта 1910

Кто родился в этот день: 9 чел.

Место рождения: Токио, Япония

Дата смерти: 6 сентября 1998 (88 лет)

Причина смерти: узнать инсульт

  • Детство и юность
  • Поиски себя
  • Акира Куросава и кинематограф
  • Личная жизнь Акиры Куросавы
  • Последние годы жизни
  • Лучшие фильмы

Биография Акира Куросавы

Практически каждая его лента становилась событием в мире культуры, получала награды на престижных кинофорумах. Среди них: «Расемон» («Оскар», «Золотой лев»), «Жить» («Серебряный Медведь»), «Семь самураев» («Серебряный лев»), «Трон в крови» («Золотой лев»), «Дерсу Узала» («Оскар»), «Смута» (BAFTA).

Главной заслугой режиссера, названного CNN «Азиатом века», считают то, что он сблизил в своем творчестве культуру Востока и Запада.

Детство и юность

В 6 лет Акира познакомился с кино, которое по тем временам было явлением футуристичным, и магия живущих своей жизнью кадров очаровала его. Также мальчику нравились занятия каллиграфией и рисованием, а также фехтованием Кэндо. Отец поощрял и занятия детей спортом, и любовь к кинематографу: он считал, что фильмы оказывают положительное воздействие на их развитие. Сам Акира мечтал стать художником.

В 1923 году в Токио и окрестностях произошло сильное землетрясение, известное как Канто, ставшее причиной масштабных разрушений и гибели сотен тысяч людей. 13-летний Акира вместе с братом посещал места этой трагедии, видел воочию ее страшные последствия и испытал огромное потрясение. К счастью, семья мальчика не пострадала, но им пришлось на год переехать в префектуру Акита. Здесь он впервые познал красоту природы и твердо решил поступать в художественное училище.

Поиски себя

Акира Куросава и кинематограф

К 1941 году Ямамото был настолько уверен в неустанно прогрессировавшем ученике, что мог спокойно покидать съемочную площадку на долгое время. В вышедшем в это время фильме «Лошадь» фамилия Куросавы стояла на втором месте после Кадзиро, но многие сцены были сняты исключительно под руководством Акиры. Картина имела большой успех, и об Акире Куросаве заговорили как о подающем большие надежды режиссере.

Первый его художественный фильм «Легенда о великом мастере дзюдо», о японских дзюдоистах 1880-х годов, вышел в 1943-м. Затем последовали ленты «Самые красивые», «Идущие за хвостом тигра», «Без сожалений о нашей юности», «Творящие завтрашний день». Фильмы увидели свет в сложные для Японии военные годы, однако Куросава старался избегать милитаристской тематики. А фильм «Самые красивые» и вовсе пронизан духом антимилитаризма – в нем описывались будни молодых работниц фабрики военного завода.

Однако первым «по-настоящему своим» фильмом Куросава называл социальную драму «Пьяный ангел» (1948), где кроме того произошло рождение его многолетнего союза с артистом Тосиро Мифунэ, сумевшим создать идеальный образ самурая – с благородными чертами лица, цепким взглядом, хорошей мускулатурой, прямой осанкой, суровым видом. С его участием Куросава впоследствии снял 16 лент. Распался же их тандем в 1965 году после выхода картины «Красная борода» и разорения его кинокомпании.

Читайте также  Ryan gosling - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Мировая слава мастера режиссуры и его победы на престижных фестивалях начались в выходом ленты «Расемон», поставленной им по рассказав японского классика Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон». Работа, наполненная глубоким смыслом, представила четыре версии одного преступления, рассказанные вдовой самурая, самим самураем, свидетелями и убийцей. В 1951 году эта киноработа была удостоена гран-при Венецианского кинофестиваля, затем завоевала «Оскар».

Интересно, что, начиная с этого фильма, режиссер всегда снимал тремя камерами. В результате игра актеров становилась более естественной, ведь они переставали обращать внимание на взгляд объектива, и при монтаже у Куросавы появлялась возможность выбрать из нескольких наиболее удачный ракурс.

Сюжет «Семи самураев» стал современной классикой. В 1960 году в Голливуде сняли адаптацию киноленты – знаменитый вестерн «Великолепная семерка», а в 2016-м появился его одноименный ремейк (не снискавший большой популярности). Писатель Стивен Кинг вдохновлялся фильмом Куросавы при создании пятой книги из цикла «Темная башня».

В 1957 году состоялась премьера исторической картины «Трон в крови», очередной вольной экранизации Куросавы произведений классиков мировой литературы. На этот раз он адаптировал для кинематографа шекспировского «Макбета». В тот же период он создал ленту «На дне», на основе пьесы Горького, придав ей ироничный оттенок.

Среди культовых лент «императора», как называли режиссера за строжайшую дисциплину, царящую во время съемок его картин, следует упомянуть «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас признавал влияние этой картины на сюжетную линию его знаменитых франшиз.

В 1960 году поклонники таланта режиссера смогли увидеть выпущенную ленту «Плохие спят спокойно», сюжет которой отдаленно напоминал трагедию Шекспира «Гамлет», следом вышел фильм «Телохранитель», созданный на основе детективных историй Дэшила Хэммета. Она повествует о благородном самурае, спасшем город от двух бандитских кланов, столкнув их друг с другом.

В 1963 вышел еще один фильм Куросавы, ставший классикой: драма «Рай и ад». Ее главный герой, преуспевающий бизнесмен, был поставлен перед сложным выбором: выплатить ли выкуп похитителям, которые по ошибке вместо его сына украли сына его шофера.

Два года спустя вышла «Красная борода» – одновременно последний черно-белый фильм Куросавы и последний фильм, в котором режиссер работал с Тосиро Мифунэ. В нем молодой врач попадает «по распределению» в сельскую больницу, где знакомится со старшим и опытным коллегой, суровым и деспотичным. С ходом событий ему предстоит выяснить, что же на самом деле скрывается за маской тирана.

Личная жизнь Акиры Куросавы

В начале 1970-х лидер японского кино, столь популярный на Западе, но не оцененный по достоинству на родине, столкнулся с трудностями в вопросах финансирования и пережил творческий кризис, едва не покончив с собой. Запершись в ванной комнате, он вскрыл себе вены. Однако его удалось спасти.

Любимым режиссером Куросавы был Джон Форд («Тихий человек», «Гроздья гнева», «Как зелена была моя долина», «Осведомитель»), художником – Ван-Гог и Тулуэ-Лотрек.

Акира Куросава – биография, фото, личная жизнь, фильмография, смерть

Акира Куросава: биография

Акира Куросава – культовый японский кинорежиссер, которого называют наиболее влиятельным режиссером в истории кино. Акира Куросава стал классиком как кинематографа Японии, так и мирового кино, причем за пределами родной страны мастер кино получил даже большее признание, чем в родной стране. Парадоксально, но наиболее сильное влияние наработки режиссера оказали на вестерны, специфический для США жанр.

Знаменитый мастер кино снял 30 картин за 57 лет работы, в наиболее плодотворные годы проходили премьеры сразу двух фильмов за год.

Кинорежиссер Акира Куросава

Один из самых влиятельных мировых режиссеров Акира Куросава родился в марте 1910 года в Токио. Акира рос младшим из 8-ми детей школьного директора Исаму Куросавы. Род именитого режиссера по линии отца имел самурайское происхождение. Влияние на воспитание сына имел отец. Он привил детям любовь к литературе и открыл мир кино. Исаму старался, чтобы потомки хорошо знали как японскую, так и другие культуры мира.

Акира Куросава проявлял различные таланты уже в детстве. Акира прекрасно рисовал, одну из удачных картин будущего режиссера даже приняли на престижную выставку «Ника-тэн». На тот момент Куросаве-младшему исполнилось 18 лет. Успех художественного начинания подтолкнул 18-летнего юношу к поступлению в художественный колледж. Но попытка оказалась неудачной. Расстроенный Куросава длительное время искал себя. Когда молодому человеку исполнилось 26 лет, Куросава устроился ассистентом режиссера, работавшего на престижной киностудии.

Фильмы

Творческая биография Акиры Куросавы развивалась неспешно. Куросава присматривался к работе знаменитых японских режиссеров и все больше понимал, что хотел бы оказаться на их месте. Но начал Куросава деятельность в кино не как режиссер, а как сценарист.

Кадр из фильма «Пьяный ангел»

Дебютная картина Акиры Куросавы называлась «Лошадь». Успеха эта картина не имела, зато позволила начинающему режиссеру «набить руку». Фильм «Легенда о великом мастере дзюдо» (или «Гений дзюдо»), вышедший 2 года спустя, оказался более удачным. На молодого мастера обратили внимание критики. Картина о боевых искусствах, показывающая историю дзюдо в конце 19-го века, получила и зрительское признание. Через пару лет режиссер даже снял продолжение этого фильма.

Каждый следующий фильм Акиры оказывался более успешным, чем предыдущий. После окончания войны, в 1948 году, Куросава подарил зрителям драматическую картину «Пьяный ангел». Главного героя – врача, который пытается спасти гангстера от тяжелой болезни, сыграл Тоширо Мифуне. На тот момент Мифуне был малоизвестным актером. Можно сказать, что Куросава открыл эту звезду зрителям. Впоследствии Мифуне снялся в 15-ти лентах знаменитого режиссера и стал самой яркой звездой кинематографа Поднебесной.

Кадр из фильма «Расемон»

Слава обрушилась на Акиру Куросаву в 1950 году. В этом году на экраны вышел первый шедевр режиссера – картина «Расемон». Это экранизация, для которой был подобран действительно хороший исходный материал – рассказ Рюноскэ Акутагавы, живого (на тот момент) классика японской литературы, «В чаще». При этом другой рассказ писателя «Ворота Расемон» в сценарии фильма не используется, но в картине видно атмосферные параллели с этим произведением.

Фильм снят в популярном жанре японского кино «дзидайгэки» — фильм о самураях времен феодальной Японии. Но при таком жанре и стилистике режиссер смог сделать картину интернациональной и возможной для восприятия зрителями и за пределами родной страны режиссера.

Кадр из фильма «Жить»

Этот проект принес Куросаве первую престижную награду – «Золотого льва» на Венецианском фестивале кино. Фильм оказался популярным на западном рынке и принес огромные кассовые сборы.

Влияние отца проявилось в творчестве Акиры Куросавы в 1950-х годах. Еще в детстве режиссера потомок самурая Исаму Куросава привил сыну любовь к шедеврам мировой литературы, часть которых имели российское происхождение. В 1951 году на экраны вышел фильм «Идиот» по одноименному роману российского гения Федора Достоевского. Правда, режиссер изменил сюжетную линию и перенес действие картины на Хоккайдо.

Кадр из фильма «На дне»

В 1952 году Куросава вновь обращается к русской классике и снимает философский драматический фильм под названием «Жить», основанный на повести «Смерть Ивана Ильича» Льва Николаевича Толстого. Действие фильма также перенесено в Японию и фокусируется на токийском бюрократе.

Дуновение российской классики отобразилось на еще одном шедевре Куросавы. В 1957 году режиссер снял фильм «На дне». В основу картины легло одноименное произведение Максима Горького. Правда, Акира Куросава в собственном авторском «прочтении» сделал фильм несколько ироничным.

Кадр из фильма «Семь самураев»

В 1954 году вышел непревзойденный шедевр «Семь самураев». Как и «Расемон», этот фильм показывает сюжет о самураях и относится к жанру «дзидайгэки», но в новой картине мастер кино еще дальше продвинулся по пути слияния восточного и западного кинематографа. Главным достижением Акиры Куросавы, которое и превратило фильм «Семь самураев» в легенду, стало стирание границ использования наработок западной и восточной кинематографических традиций, а также переплетение элементов и архетипов, типичных для высокой и поп-культуры.

70-ые годы оказались крайне сложными в жизни гениального режиссера. Как ни странно, на родине Куросава не мог похвастаться популярностью. Акиру носили на руках на Западе, но в Японии у него начался кризис с финансированием фильмов, принесших славу как режиссеру, так и родной стране Куросавы. По этой причине режиссер едва не покончил жизнь самоубийством.

Кадр из фильма «Дерсу Узала»

Один из шедевров Куросавы увидел свет благодаря российской киностудии «Мосфильм», на базе которой режиссеру позволили снять картину. Картина называлась «Дерсу Узала» и стала первой работой создателя не на японском языке. Фильм удостоился главной награды международного фестиваля в Москве и получил 2 статуэтки «Оскар».

Из последних фильмов мастера, получивших мировое признание, выделяются проекты «Кагемуся: Тень воина» и «Ран». Это две самурайские эпопеи. Под финал творческой жизни Куросава снял две знаменитые драмы — «Августовская рапсодия» и «Еще нет». Последняя картина увидела свет в 1993 году. Названные фильмы были номинированы на «Оскар».

Личная жизнь

С будущей женой великий режиссер встретился на съемках фильма «Самые красивые». Його Ягучи работала актрисой. Картина снималась на фабрике и по замыслу режиссера рассказывала о женщинах, которые работали на этой фабрике. Для вхождения актрис в образ создатель фильма поселил женщин на фабрике. Через какое-то время артистки взбунтовались и послали к Акиро в роли переговорщика Його Ягучи. Разговор актрисы и режиссера плавно перетек в роман.

Акира Куросава и Його Ягучи

Личная жизнь Акиры Куросавы и его второй половинки Його сложилась счастливо. В любви и без скандалов и потрясений пара прожила до самой смерти Куросавы. В этом союзе появилось на свет двое детей: сын Хисао, впоследствии ставший продюсером, и дочь Казуко, выбравшая своей профессией моделирование одежды.

Смерть

В 1995 году, когда Куросава снимал свою последнюю картину, он получил серьезную травму спины, вследствие которой очутился в инвалидном кресле. Он мечтал умереть на своем рабочем месте – на съемочной площадке. Но жизнь распорядилась по-другому. 88-летний Акиро Куросава умер из-за инсульта в больнице. Смерть врачи констатировали 6 сентября 1998 года.

Могила Акиры Куросавы

В 1999 году, чтобы почтить память великого режиссера, Такаси Коидзуми снял фильм «После дождя» франко-японского производства по сценарию самого Куросавы. Так как этот фильм выступил как дань памяти, Такаси Коидзуми озаботился тем, чтобы и съемочная группа имела отношение к мастеру кино. Композитором «После дождя» стал Масару Сато, до этого работавший над картинами Куросавы. Кроме того, одну из ролей получил сын того самого Тосиро Мифуне, получившего популярность как раз благодаря ролям в картинах мастера, актёр Хамагути Мифунэ.

Читайте также  Javier bardem - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Акира Куросава Биография

Режиссер, режиссер (1910–1998)

Японский режиссер Акира Куросава завоевал международное признание благодаря таким фильмам, как «Рашомон» (1950), «Икиру» (1952) и «Ран» (1985).

Синопсис

Акира Куросава родился в Токио в 1910 году и начал свою карьеру в качестве помощника режиссера в годы, предшествовавшие Второй мировой войне. В 1950 году он получил международное признание за историю самураев Рашомона, за которой последовали такие влиятельные фильмы, как «Семь самураев», «Трон крови» и «Йоджимбо». После трудного периода, в течение которого он не смог найти поддержку своим проектам, а также попытался покончить жизнь самоубийством, его влияние на молодое поколение режиссеров привело к воскрешению его карьеры с фильмами «Кагемуша и Ран». Куросава умер в 1998 году, оставив после себя впечатляющий труд, благодаря которому он стал одним из величайших кинематографистов 20-го века.

До войны

Акира Куросава родился в Токио 23 марта 1910 года.Его зажиточная семья может проследить его происхождение еще в 11 веке, и молодого Куросаву рано научили, что он является потомком самурая. Но, несмотря на это уважаемое, явно японское происхождение, отец Куросавы считал, что он и его братья и сестры также должны быть знакомы с западной культурой, поэтому он часто брал их на просмотр фильмов.

Первоначально Куросава оказался увлеченным искусством; после окончания средней школы учился в дошишской школе западной живописи. Однако в 1936 году его заявка на работу в киностудии Photo Chemical Laboratories привлекла внимание Каджир Ямамото, одного из крупнейших в то время режиссеров Японии, который настаивал на найме Куросавы. Работал помощником директора в течение следующих семи лет,Куросава снял около 24 фильмов с Ямамото и другими режиссерами и узнал, в частности, о важности умения написать хороший сценарий.

Восходящее солнце

Поскольку он был помечен как непригодный для военной службы после провала военного раннего периода, когда Япония вступила во Вторую мировую войну, Куросава смог остаться в Токио и продолжать работать. Несмотря на врожденные экономические трудности конфликта, именно в это время Куросава был назначен режиссером и снял свой первый фильм «Санширо Сугата». Картина боевых искусств, созданная в 19 веке в Японии, была выпущена в 1943 году и продемонстрировала таланты Куросавы как писателя и режиссера. В 1944 году Куросава выступил с темой Ичибана Уцукушику, посвященной Второй мировой войне. Это достижение стало еще приятнее, когда он женился на своей звезде, Юко Ягучи,следующий год.

В течение короткого периода после окончания войны подающая надежды карьера Куросавы была приостановлена ​​оккупационными силами США, но он вернулся к кинопроизводству со своей собственной критикой Японии & # x2019 ; довоенный милитаризм «Не жалею о нашей молодежи» в 1946 году. Два года спустя он совершил свой первый значительный прорыв с «Пьяным ангелом», мелодрамой, снятой в послевоенном Токио, которая не только продемонстрировала диапазон Куросавы, но и отметил свое первое сотрудничество с актером Тоширо Мифунэ.

Интернационал

Куросава последовал за своим первым внутренним успехом с тем, что станет его первым международным хитом, Рашомоном (1950), рассказ об убийстве самурая. с точки зрения четырех разных персонажей.В настоящее время он считается мастерски инновационным устройством для рассказывания историй, но в Японии его встретили неоднозначные реакции. Тем не менее, его гениальность не была потеряна на международной арене, и он получил главный приз Венецианского кинофестиваля и премию Оскар за лучший иностранный фильм. Работая по сценарию Куросавы, Мартин Ритт переделал его в «The Western The Outrage» 1964 года. Это стало самым ранним из многих произведений Куросавы, адаптированных к этому жанру.

В настоящее время признанный важным голосом в кино, в течение следующего десятилетия Куросава сделал некоторые из его самых влиятельных и развлекательные фильмы. В 1952 году он выпустил всемирно известный Икиру, а в 1954 году — эпическую Семерку Самураев, дань уважения вестернам, которые позже пройдут полный круг, когда будут переименованы в Великолепную семерку (1960).Еще раз продемонстрировав свой диапазон и талант к адаптации, в 1957 году Куросава выпустил Throne of Blood. Переосмысление Макбета, оно широко считается одной из лучших интерпретаций произведений Шекспира. Следом за ним последовала «Скрытая крепость» 1958 года, история принцессы, ее полководца и двух неуклюжих крестьянских товарищей в поисках дома. Он стал вехой в качестве первого фильма в Японии, который использовал широкоэкранный формат, но, возможно, это еще более важно для влияния, которое он оказал на молодого американского режиссера Джорджа Лукаса, который называет «Скрытую крепость» главным влиянием для «Звездных войн».

Темные облака

Чтобы получить большую свободу творчества в своей работе, в 1960 году Куросава основал собственную производственную компанию. Его первым фильмом из этого нового проекта был Йоджимбо (1961),который следует за безымянным блуждающим самураем, когда он играет в середине между двумя враждующими группировками в маленьком городке. Среди своих самых популярных и доступных фильмов Серхио Леоне переделал его в «Горсть долларов» (1964), а Клинт Иствуд снялся в роли архетипа «Человек без имени»

Однако, несмотря на продолжающиеся успехи Куросавы, негативное влияние телевидения на кинопроизводство и экономическая депрессия в Японии побудили его искать работу в Голливуде. К сожалению, ни один из его проектов не был реализован. Его триллер «Беглый поезд» не смог получить финансовую поддержку, и личные разногласия заставили «Фокса двадцатого века» уволить его из фильма «Перл-Харбор» Тора! Tora! Tora! Разочарование Куросавы стало коммерческим провалом его комедии 1970 года. Удрученный, измотанный и страдавший материально, Куросава попытался покончить жизнь самоубийством в 1971 году. Хотя он в конечном итоге выздоровел, он смирился с тем фактом, что никогда больше не будет руководить.

Воскресение

На грани Уходя в неизвестность, к Куросаве обратилась российская продюсерская компания, чтобы сделать эпический приключенческий фильм Дерсу Узала про отшельника. Снятая на месте в Сибири и премьера в 1975 году, международная аудитория с энтузиазмом получила фильм. Однако производство сказалось на здоровье Куросавы. Хотя ему было все труднее завоевывать поддержку своих проектов, Куросава продолжал прилагать усилия, чтобы донести свое видение до экрана.

Несмотря на то, что Куросава внес вклад в мир кино,уместно, что его глубокое влияние когда-нибудь возместится. В конце 70-х годов поклонник Куросавы Джордж Лукас использовал свой огромный успех в «Звездных войнах», чтобы вывести на борт Фрэнсиса Форда Копполу и Фокса двадцатого века, чтобы создать Кагемушу, средневековую историю самураев с эпическими пропорциями. Выпущенный в 1980 году, он получил Гран-при в Каннах и был номинирован на лучший фильм на иностранных языках на церемонии вручения премии Оскар. Воодушевленный успехом Кагемуша, Куросава продолжил его в 1985 году с Раном, его самурайской адаптацией Короля Лира Шекспира.

Мечты

В 1990 году 80-летний режиссер вернулся с Dreams, экспериментальным предложением, представленным на экран с помощью еще одного его поклонника, Стивена Спилберга. Несмотря на то, что фильм встретил теплый прием, в этом году Награды Академии Спилберг и Лукас подарили Куросаве почетный Оскар в знак признания его работы.

Режиссер произвел умеренно успешную рапсодию в августе 1990 года и Мададайо в 1993 году. В 1995 году он работал в своем следующем проекте, когда он упал и сломал спину. Травмы, которые он получил, привели его к инвалидной коляске на всю оставшуюся жизнь и привели к быстрому ухудшению его здоровья.

Акира Куросава / Akira Kurosawa

Акира Куросава, самый младший из восьми детей в семье Исаму и Шимы Куросавы, родился 23 марта 1910 года в пригороде Токио Татикаве в семье кадрового офицера, потомственного самурая.

Отец, директор военной школы для подростков, старался, чтобы его сыновья узнавали не только японскую, но и западную культуру. Хейго Куросава, брат Акиры, был комментатором немых фильмов (представители этой профессии в Японии пользовались огромной популярностью). Брат часто водил мальчика в кинотеатры. Но через несколько лет жизнь Хейго оборвётся трагически — он уйдёт в горы и покончит с собой.
Уже в раннем детстве Акира обнаружил склонность к занятию искусством. В семнадцать лет Куросава поступил в школу живописи и некоторое время работал художником. Одна из написанных им картин — «Сэйбуцу» — в 1928-м году была принята на выставку «Ника-тэн». Однако поступить в колледж юноша не смог и решил заняться кино.

В 1936 году, с честью выдержав большой конкурс на место ассистента режиссёра, Акира был принят в компанию «PCL» (Photo Chemical Laboratories, впоследствии известной как «Toho Studios). Через семь лет работы ассистентом режиссёра Куросава впервые получил возможность реально поучаствовать в создании фильма — для картины «Гений дзюдо» (1943) он сам написал сценарий. Фильм рассказывал о развитии дзюдо в Японии в конце XIX века. Затем последовали ещё десять успешных фильмов, в том числе «Самые красивые», «Гений дзюдо II», «Не сожалею о своей юности», «Великолепное воскресенье» и другие.
После войны на студии «Тохо» большое влияние приобрёл профсоюз, руководимый коммунистами. Куросава, как и многие интеллектуалы тридцатых годов, участвовал в коммунистическом движении. Вместе с другими режиссёрами «Тохо» он выпустил фильм о профсоюзах — «Творящие завтрашний день» (1946), после чего пришёл к выводу, что коллективное творчество ему противопоказано.
За мелодраматическую историю о двух влюблённых «Весёлое воскресенье» (1947) Куросава был удостоен звания «Лучший режиссёр года», но сам режиссёр считал свою работу далекой от идеала.

Переломным в жизни и творчестве Куросавы считается 1948 год. В феврале этого года умер его отец, что стало страшным потрясением для Акиры и в том же году он встретился с малоизвестным актёром Тосиро Мифунэ. Их первая совместная работа «Пьяный ангел» (1948) стала, по признанию Куросавы, его первой, по-настоящему независимой картиной. Именно с этого фильма и началось многолетнее сотрудничество режиссёра и актёра: Мифунэ снялся во многих фильмах Акиры Куросавы.

Читайте также  Эдуард лимонов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Большая известность и признание пришли к режиссеру в 1950-м году после выхода на экраны фильма «Расёмон», где главные роли сыграли Тосиро Мифунэ и Симура Такаси. Фильм был снят в жанре «дзидайгэки» (фильмы о самураях). Этот фильм, наполненный философским смыслом, переносил зрителя одновременно и в прошлое, и в будущее, рассказывая о насилии и убийстве в феодальной Японии с четырёх абсолютно разных точек зрения. Картина была отмечена критиками всего мира, а о появлении Куросавы на международном экране было заявлено триумфом фильма на кинофестивале в Венеции. «Расёмон» был удостоен главного приза «Золотой лев» (первый в истории фильм не из Европы, получивший этот приз) и специальной премии «Оскар» на церемонии 1952 года за лучший иностранный фильм года.
В 1951 году Куросава снимает второй фильм для японской киностудии Shochiku (первым был фильм «Скандал») — киноадаптацию романа Фёдора Достоевского «Идиот». Акира, с юности полюбивший творчество Достоевского, давно хотел снять эту картину. Оригинальная версия фильма должна была состоять из двух частей и продолжаться 265 минут экранного времени. Фильм полностью снимался в студии (так пожелал режиссёр). Но после съёмок студия сочла фильм слишком длинным и заставила режиссёра перемонтировать и сократить его до 166 минут.

«Из всех фильмов, которые я снимал, чаще всего мне писали об этом… Я хотел сделать «Идиота» задолго до «Расёмона». С раннего возраста я полюбил русскую литературу и я понял, что Достоевский — лучший, я долго думал о том, что из этой книги можно сделать замечательный фильм. Достоевский всё ещё остаётся моим любимым писателем, и он единственный, как я считаю, кто правдиво писал о человеческом существовании«, – Акира Куросава.

4 ноября 1952 года умерла мать Куросавы Шима. После чего он снял один из своих самых печальных фильмов — «Жить», по повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», тепло принятый зрителями. Фильм был отмечен премией «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале 1954 года. И ещё одно важное событие произошло в жизни режиссёра в этом году — 29 апреля у него родилась дочь Казуко.

Легендарными стали и следующие работы режиссера: «Семь самураев» и антивоенная драма «Я живу в страхе». В 1957 году по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Макбет» Куросава снял картину «Трон в крови», затем вышла драма «На дне», по одноименной пьесе Максима Горького, мастер придал ей сатирический оттенок. В это время Куросава также работал над сценарием для фильма «Трое негодяев в скрытой крепости», ремейк которого вышел в Японии в 2008 году.
В апреле 1959 года Куросава создал собственную кинокомпанию «Куросава про». Первой картиной, снятой на личные деньги, стала вольная интерпретация «Гамлета» под названием «Злые остаются живыми». Последующие фильмы Куросавы также стали очень известны: «Телохранитель», «Телохранитель 2: Отважный Сандзюро», «Рай и ад», «Красная борода» и «Под стук трамвайных колес» — первый цветной фильм режиссера.
Но в Японии такие картины Куросавы, как «Рай и ад», «Красная борода» и некоторые другие имели скромный прокат. Куросава, невероятно популярный за рубежом, не мог похвастаться признанием и расположением в родной стране. Кинокомпания «Куросава про» оказалась на грани банкротства. Поэтому режиссер принял неординарное решение.
В 1966 году он согласился поставить в Голивуде фильм «Поезд-беглец» с американскими актёрами, а в 1967 году — японские эпизоды картины «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр» — кодированный радиосигнал о нападении японцев на Пёрл-Харбор). В результате разногласий с продюсерами компании «XX век — Фокс» в декабре 1968 года Куросава прервал съёмки. Причём американцы объявили, что у японского режиссёра случилось нервное расстройство. Куросава разорвал контракт с компанией и, выплатив неустойку, возвратился в Японию. Год невыносимо трудной работы, двадцать восемь вариантов сценария — и всё напрасно.
В декабре 1971 года из-за творческого кризиса режиссер даже пытался покончить с собой: заперевшись в ванной, он вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти, но понадобилось время, прежде чем Куросава вновь обрёл себя.

В марте 1973 года Куросава вместе с советским писателем Юрием Нагибиным начал работу над сценарием фильма «Дерсу Узала», по мотивам произведений Арсеньева. Работа длилась более двух лет. Натурные съёмки проходили в Уссурийской тайге. В 1975 году фильм «Дерсу Узала» вышел на широкие экраны. Он получил «Золотой приз» Московского международного кинофестиваля, а затем премию «Оскар» как лучший иностранный фильм года.

Вернувшись в Японию, Куросава из-за финансовых проблем был вынужден заниматься рекламой виски в своём загородном доме: в нескольких роликах он снялся сам. Также он опубликовал две книги: «Попытка автобиографии» (1978) и «Кагёмуся» (1979) — сценарий и его собственные рисунки к фильму. Картину «Кагёмуся» (1980) профинансировали Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, «Сезара» и выдвигался на «Оскара» в двух номинациях.

В ноябре 1983 года в Йокогаме открылась студия «Куросава-фильм». Режиссёр снова возвратился к Шекспиру. На этот раз он написал сценарий по пьесе Шекспира «Король Лир». Фильм вышел под названием «Ран» (1985) и получил четыре номинации на премию «Оскар», в том числе за режиссуру. Но Куросава не особенно радовался наградам — 1 февраля 1984 года в возрасте 63-х лет умерла его жена Його Якути.

В дальнейшем новые картины Куросавы выходили с существенными перерывами, но всегда получали признание критиков и международных зрителей. Среди проектов последнего периода творчества стоит отметить номинированные на «Оскар» самурайские эпопеи «Кагемуся: Тень воина» и «Ран», а также серию небольших новелл «Сны Акиры Куросавы» и драму «Августовская рапсодия». Последний фильм мастера — драма «Еще нет» (1993) — переносила зрителя во времена второй мировой войны и рассказывала о нравственной ответственности и связи поколений
В апреле 1993 года компания «Тохо» выпустила 31 фильм Куросавы на видеокассетах и лазерных дисках.

Несмотря на почтенный возраст, режиссёр был полон творческих планов: Акира также писал сценарии ко множеству других картин.
Перед своей смертью он работал над лентой «После дождя»: написал сценарий к этому фильму, снятому его учеником и близким другом Такаси Коидзуми. В этом проекте Акира Куросава также выступил и в качестве сопродюсера. Сценарий был основан на одноимённой короткой повести Сюгоро Ямамото.
Культовый режиссер скончался 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе Сэтагая в возрасте 88 лет. Он был похоронен в Камакуре при храме Анъё-ин.

Куросава по праву считается классиком японского кино, чьё творчество оказало огромное влияние не только на национальный, но и на мировой кинематограф. Шесть картин режиссера входят в 250 лучших фильмов по версии IMDb (IMDb Charts Top Rated Movies) . Его фильмами восхищались многие именитые режиссёры, среди них Федерико Феллини, Джордж Лукас, Андрей Тарковский и многие другие.
С 2004 года на Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссёрам за создание картин, «наполненных гуманизмом».

Личная жизнь
21 мая 1945 года Акира Куросава женился на актрисе Його Якути, 20 декабря в семье родился первенец — Хисао.
29 апреля 1952 года родилась дочь Казуко.

Сценарист
Цубаки Сандзюро (2007)
Лишь море знает (2002)
После дождя (2000)
Герой-одиночка(1996)
Еще нет(1993)
Августовская рапсодия (1991)
Сны Акиры Куросавы(1990)
Поезд-беглец(1985)
Ран(1985)
Слава(сериал, 1982–1987)
Кагемуся: Тень воина(1980)
Дерсу Узала(1975)
Nora inu(1973)
Тора! Тора! Тора!(1970)
Под стук трамвайных колес(1970)
Xue cheng(1968)
Гений дзюдо(1965)
Красная борода(1965)
Jakoman to Tetsu(1964)
За пригоршню долларов(1964)
Гнев(1964)
Рай и ад(1963)
Мастер меча(1962)
Телохранитель 2: Отважный Сандзюро (1962)
Телохранитель (1961)
Плохие спят спокойно(1960)
Великолепная семерка(1960)
Пьеса недели(сериал, 1959–1961)
Летопись банды эпохи Сэнгоку(1959)
Трое негодяев в скрытой крепости(1958)
Трон в крови(1957)
На дне(1957)
Триста миль в тылу врага(1957)
Kieta chutai(1955)
Asunaro monogatari(1955)
Sugata Sanshiro(1955)
Я живу в страхе(1955)
Семь самураев(1954)
Дуй, весенний ветерок(1953)
Бродяги Сэнгоку(1952)
Жить(1952)
Араки Матаэмон: Дуэль на перекрестке у лавки ключей(1952)
Kedamono no yado(1951)
Идиот(1951)
Туда, где любовь и ненависть(1951)
Jiruba Tetsu(1950)
Побег на рассвете(1950)
Скандал(1950)
Расёмон(1950)
Jigoku no kifujin(1949)
Тихая дуэль(1949)
Бездомный пес(1949)
Дзякоман и Тэцу(1949)
Пьяный ангел(1948)
Портрет(1948)
Четыре истории любви(1947)
Великолепное воскресенье(1947)
По ту сторону Серебряного хребта(1947)
Не сожалею о своей юности(1946)
Appare Isshin Tasuke(1945)
Легенда о великом мастере дзюдо 2(1945)
Идущие за хвостом тигра(1945)
Dohyô matsuri(1944)
Dohyosai(1944)
Самые красивые(1944)
Легенда о великом мастере дзюдо(1943)
Триумф крыльев(1942)
Seishun no kiryu(1942)
Лошадь(1941)

Еще нет(1993)
Августовская рапсодия (1991)
Сны Акиры Куросавы(1990)
Ран(1985)
Кагемуся: Тень воина (1980)
Дерсу Узала(1975)
Под стук трамвайных колес(1970)
Красная борода(1965)
Рай и ад(1963)
Телохранитель 2: Отважный Сандзюро (1962)
Телохранитель (1961)
Плохие спят спокойно(1960)
Трое негодяев в скрытой крепости(1958)
Трон в крови(1957)
На дне(1957)
Я живу в страхе(1955)
Семь самураев(1954)
Жить(1952)
Идиот(1951)
Скандал(1950)Расёмон(1950)
Тихая дуэль(1949)
Бездомный пес(1949)
Пьяный ангел(1948)
Великолепное воскресенье(1947)
Не сожалею о своей юности(1946)
Творящие завтрашний день(1946)
Легенда о великом мастере дзюдо 2(1945)
Идущие за хвостом тигра(1945)
Самые красивые(1944)
Легенда о великом мастере дзюдо(1943)
Лошадь(1941)

Еще нет(1993)
Августовская рапсодия (1991)
Ран(1985)
Наследство пятисот тысяч(1963)
Телохранитель(1961)
Плохие спят спокойно(1960)
Трое негодяев в скрытой крепости(1958)
На дне(1957)
Asunaro monogatari(1955)
Семь самураев(1954)
Идиот(1951)
Расёмон(1950)
По ту сторону Серебряного хребта(1947)
Не сожалею о своей юности(1946)
Легенда о великом мастере дзюдо 2(1945)
Легенда о великом мастере дзюдо(1943)
Лошадь(1941)

Кагемуся: Тень воина(1980)
Под стук трамвайных колес(1970)
Гений дзюдо(1965)
Рай и ад(1963)
Телохранитель(1961)
Плохие спят спокойно(1960)
Трое негодяев в скрытой крепости(1958)
Трон в крови(1957)
На дне(1957)
Haru no tawamure(1949)
Бездомный пес(1949)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: