Айртон сенна — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Айртон Сенна (Ayrton Senna)

Айртон Сенна — сводная статистическая информация по карьере в Формуле-1. Данные представлены на момент проведения его последнего гран-при в 1994 году.

Айртон Сенна, трёхкратный чемпион мира Формулы-1, трагически погибший в 1994 году на Гран-При Сан-Марино в Имоле.

Айртон родился в Сан-Паулу в богатой бразильской семье землевладельца. Отец всячески способствовал развитию гоночного таланта сына, посадив его в четыре года за руль карта. В 13 лет Айртон начал участвовать в картинговых соревнованиях, где в 1977 году выиграл чемпионат Южной Америки. В 1978 году бразилец побеждает в британском чемпионате Формула-Форд 1600. С 1982 года он начинает выступать под девичьей фамилией матери — Сенна, поскольку его родная фамилия да Силва была слишком популярна в Бразилии. В 1982 году Сенна побеждает в европейском и британском чемпионатах Формулы-Форд 2000. В 1983 году он становится чемпионом британской Формулы-3, в течение этого года он тестирует машины команд Формулы-1 — Тоулман, Уильямс, Макларен, Брэбем, после чего в 1984 году ему находится место в одной из команд Формулы-1 — Toleman. В этой сравнительно небольшой команде он проводит один сезон, после чего в 1985 переходит в более сильную конюшню — Лотус, переход сопровождается трениями с командой Toleman, так как контракт с ней был подписан на два года и Toleman не хотела отпускать сильного пилота. Уже во второй гонке за Лотус он одерживает свою первую (из 41 в карьере) победу и шесть побед в период выступления за Лотус с 1985 по 1987, занимая 4-е и 3-е места в чемпионате. По ходу 1987 года у него установились хорошие отношения с компанией Honda, и когда в конце сезона истек контракт с Лотус, его пригласили в команду Макларен, которая использовала моторы Honda.

В 1988 году напарником Сенны по команде Макларен был Ален Прост, который на тот момент был уже двукратный чемпион мира, с этим человеком у бразильца связано долгое соперничество, которое получило большую огласку в СМИ и переросло во вражду между пилотами. В этом же году Сенна становится чемпионом мира. В 1989 на предпоследнем Гран-При в Японии произошло столкновение между Простом и Сенной, Прост сошёл, а Сенна смог вернуться на трассу и победить в гонке, но был дисквалифицирован маршалами за то, что вернулся на трассу не в месте вылета. Эта дисквалификация решила судьбу титула в пользу Проста. Стоит отметить, что ранее подобные нарушения вообще не наказывались маршалами.


Вылет Сенны и Проста при заходе в правый поворот, бразилец на переднем плане шёл вторым

В 1990 Прост не выдержав конкуренции бразильца переходит в Феррари. В конце сезона история повторилась, ситуация в чемпионате позволяла Сенне стать двукратным чемпионом при сходе Проста. И вот опять, на предпоследнем гран-при в Японии, Сенна стартует с поула, Прост второй, но он находится на чистой траектории, что позволило ему на старте обойти бразильца, который в свою очередь нагнав Проста допустил столкновении, что привело к сходу Проста и очередному титулу Сенны. Конечно данная ситуация вызвала большой резонанс в СМИ, но бразилец наказан не был.


Авария Сенны и Проста на гран-при Японии 1990, француз занимает первую позицию на переднем плане

В 1991 Айртон становится трёхкратным чемпионом мира. В 1992 команда Вильямс существенно прибавила и Макларен оказался лишь на 4 и 5 местах по итогам чемпионата. В 1993 победное шествие Вильямс продолжилось уже во главе с Простом, который завоевал свой четвертый в карьере титул, красиво завершив свою карьеру, Айртон второй. В 1994 году место Проста в Вильямс занимает Сенна, к чему бразилец стремился более двух лет. В первых двух гонках – Гран-при Бразилии и Тихого океана – ему не удалось финишировать, несмотря на одержанные победы в квалификации. Но третий этап в Сан-Марино стал последним в его жизни и завершил историю великолепного гонщика, как и жизнь ещё одного пилота, новичка Ф1 — Роланда Ратценбергера.

Гран При Сан-Марино вошёл в историю Формулы-1 как «Чёрный Уикенд». Гран-При не заладился с самого начала. Во время тестов взлетел в воздух Jordan Рубенса Баррикелло, протеже Сенны. Пилот сломал нос и ребро и оказался в больнице. На следующем фото Сенна наблюдает за аварией Рубенса по монитору.


На следующий день во время квалификации у Simtek Роланда Ратценбергера оторвался кусок антикрыла. В скоростном вираже «Villeneuve» его болид потерял управление, вылетел с трассы и ударился о железный ограничитель. Через час пилот умер.

Многие говорили о том, что гонку следует отложить. И сам Айртон Сенна на пресс-конференции сказал, что будь его воля, он поступил бы именно так: «Здесь трусов нет, все понимают, за что получают деньги. Но одно дело рисковать, а другое — идти на верную смерть. А у меня очень плохое предчувствие». В гонке, состоявшейся 1 мая 1994 года, Айртон Сенна стартовал первым, заработав накануне свой 65-ый поул. В первом же повороте произошла авария с участием Педро Лами (Lotus) и Юрки Ярви Лехто (Benneton). Разлетевшимися обломками болидов было ранено трое зрителей. Один из них, получивший наиболее тяжелые травмы, впал в кому. На трассу выехала машина безопасности, за которой гонщики ехали шесть кругов. На седьмом круге при входе в поворот «Tamburello» Williams FW16 Айртона Сенны сошел с трассы и на скорости 218 км/ч разбился о бетонную стену. Как оказалось, после пятничных тестов Айртон Сенна пожаловался, что руль располагается слишком близко к панели управления и это создает ему некоторые неудобства. Механики увеличили расстояние, вварив тонкостенную трубу. По одной из версий, во время гонки в месте сварки произошел надлом, в результате чего на седьмом круге болид стал не управляем. В момент удара о стену правое переднее колесо вместе с частью подвески оторвалось и ударило пилота по голове, вследствие чего Сенна получил сильнейшую травму. Медики дали следующее заключение: Смерть в следствии большой кровопотери из-за разрыва височной артерии и раздроблением челюсти куском подвески. После аварии, пилота извлекли из болида и вертолетом отправили в госпиталь, где он скончался.




Версия с поломкой рулевой колонки была признана итальянским судом наиболее достоверной, несмотря на то, что экспертам так и не удалось достоверно определить произошла ли поломка непосредственно перед инцидентом или всё же в момент удара. Существует ещё одна версия, которой придерживаются в фильме National Geographic (см. видео внизу). По словам очевидцев, за несколько секунд до той роковой аварии из-под днища машины вылетали искры, что может свидетельствовать о контакте днища с асфальтовым полотном. Если днище машины соприкасается асфальта, то часть веса машины асфальт берёт на себя, при этом прижимная сила сцепления резины резко снижается. Так как до этого резина успела остыть, за время езды за машиной безопасности, то сцепные качества покрышек в тот момент были слишком низкими, что и привело к срыву колес и гибели великого пилота. Расследование инцидента сопровождалось судебными процессами на которых, сотрудники команды Williams обвинялись в непредумышленном убийстве, многие утверждали, что команда намеренно скрыла факты и те несколько недостающих секунд предоставленной ими записи, а журналисты окрестили всё это «Чёрной главой в истории Формулы-1». 16 декабря 1997, судья Антонио Костанцо оправдал подсудимых: владельца команды Фрэнка Уильямса, технического директор Патрика Хэда и бывшего главного конструктора команды Эдриана Ньюи по причине отсутствия доказательств вины.

В болиде Сенны нашли сложенный австрийский флаг, он планировал поднять его после финиша, стоя на подиуме, в память об ушедшем накануне Ратценбергере!

Видео того злополучного «Чёрного Уикенда» с аварией Рубенса и двумя фатальными инцидентами Ратценбергера и Сенны. Ссылка на ролик (обязательно посмотрите).

Ещё одно видео аварии.

Небольшой фильм National Geographic об Айртоне Сенне.

Часть 1 (авария и предыстория)

«Человек дождя» Айртон Сенна – от колыбели до могилы

Айртон Сенна – бразильский гонщик, трехкратный чемпион мира в классе «Формулы 1». Казалось бы, весь мир у ног легендарного спортсмена, но в 1994 году на трассе случилась страшная трагедия, которая унесла жизнь молодого 34-летнего любимца публики «F-1». Поговорим более подробно о том, как Айртон Сенна шел к славе и как трагично погиб.

Рождение легенды

Родился Айртон Сенна да Силва 21 марта 1960 года на юго-востоке Бразилии в городе Сан-Паулу. Его отец был богатым человеком, который владел большим количеством землевладений. Увлекаться ездой Сенна начал в раннем возрасте, а его родитель всегда поддерживал увлечения сына. Отец подарил мальчику игрушечный спорткар, когда маленькому Айртону исполнилось всего 4 года.

Юношество

В 13-летнем возрасте отец, наблюдая за тягой сына к гонкам, нанимает ему тренера Лусио Паскуаля Гаскона, который обучает молодого гонщика мастерству быстрого вождения. Айртон Сенна быстро схватывает материал и подает большие надежды. Уже в 17 лет он становится чемпионом Южной Америки по картингу. Но молодой и целеустремленный Айртон Сенна на этом не останавливается – в 1978 году он побеждает на британском чемпионате в классе Формула-Форд 1600.

Несмотря на то, что карьера стала стремительно расти вверх, отец прекращает спонсировать сына, после чего Айртон вынужден вернуться в родную Бразилию. Своих накоплений у гонщика не было и ему пришлось подчиниться родительской воле. Отец хотел видеть в сыне успешного бизнесмена, а не гонщика. Первые полгода парень помогает ему в бизнесе, но уже весной 1982 года да Силва-старший, уставший смотреть на угрюмое настроение сына, отправляет его обратно в Европу добиваться новых успехов в гонках.

Личная жизнь

Личная жизнь Айртона была достаточно бурной. Но несмотря на большое количество девушек в его жизни, в 1981 году Сенна решает обзавестись семьей. Он делает предложение своей подруге детства Лилиан да Вашконселуш Соуза. Это был единственный брак в жизни гонщика, который продержался около двух лет.

Хотя он и говорил, что гонки занимают всю его жизнь, время на девушек у Айртона всегда находилось. Самым длинным романом стали отношения с пятнадцатилетней Адрианой Ямин, которые продлились 4 года. Вот как он высказывался о прекрасной половине:

«С женщинами всегда проблемы, но и без них мы не можем жить».

Последний роман у Айртона Сенна был с португальской моделью Адрианой Галистеу. Он был в нее настолько влюблен, что стал всерьез задумываться о семье, но трагедия разрушила все их планы.

Увлечения

Помимо гонок, Сенна проявлял интерес к водным лыжам и рыбалке, но самое удивительное хобби – это авиа моделирование. Со слов самого гонщика:

«Если бы в моей жизни не было «Формулы 1», то я бы стал летчиком истребителя».

Человек дождя

Прозвище «Человек дождя» Айртон получил за свое умение показывать высокие результаты на гоночных трассах во время дождя. В такую погоду трасса мокрая, и все гонщики начинают сбавлять скорость, чаще менять резину и осторожничать на поворотах. Но это не про Айртона Сенна. Он показывал высокий результат в непогоду, проходя трассу быстрее своих соперников.

Самым запоминающимся заездом была гонка в 1993 году, когда за все соревнование дождь сменялся солнцем несколько раз. Гонщики только и успевали менять резину, а «человек дождя» затягивал этот процесс, продолжая покорять мокрый трек на слипах. В результате на финише он опередил своего соперника Деймона Хилла на 80 секунд.

Формула 1 или как все начиналось

Карьера Айртона в классе «Формула 1» началась в Toleman, в тот момент, когда гонщику исполнилось 24 года. Но уже в 1985 году он переходит в более сильную команду Lotus. Контракт был заключен на два года, и по истечению этого срока гонщик переходит в знаменитый McLaren.

В этот период Сенна показывает хорошие результаты в сезонах, но внезапно происходит один инцидент, после которого Айртона отстраняют от участия в соревнованиях. В 1989 году на трассе в Судзуке за первое место боролись Сенна и Ален Прост. Айртон совершил трудный обгон, зацепив своего соперника. В результате этого гонщик победил, но после гонки был дисквалифицирован. Ему выписали штраф и отобрали лицензию.

К началу нового сезона Сенна отплатил штраф в размере 100 000 долларов, извинился перед FIA и вернул себе возможность участвовать в гонках.

В 1994 году Сенна переходит в самую сильную на тот момент команду F-1 – Williams, которая становится последней в его жизни.

Айртон Сенна и главный соперник

Главным соперником для Айртона Сенна был Ален Прост. «Битвы» между двумя гонщиками происходили на виду у всех любителей автоспорта в конце 80–х и в начале 90–х годов. Первое знакомство мужчин произошло в 1984 году на вечере, организованном компанией «Мерседес». После корпоратива Прост предложил Сенна его подвести. Спустя много лет Ален вспоминал:

«Он был не очень разговорчив. Мне казалось, что его увлекло то, что я достаточно быстро ехал по автобану. Он тогда сказал мне: «Ну ты и гоняешь».

В этом же году состоялось первое их «знакомство» на трассе в Монако. В тот день шел сильный дождь. Ален Прост лидировал на трассе, а Сенна прилагал все усилия, чтобы догнать соперника. Когда разрыв между ними составлял порядка 15 секунд, Прост призвал остановить гонку в связи с погодными условиями, и судьи это сделали. Так Прост стал первым, а Айртон – вторым. Долгое время Сенна не мог простить Алену такого поступка, потому что верил, что через пару кругов он бы обогнал соперника и пришел к финишу первым.

Настоящее же состязание началось в 1988 году, когда оба гонщика стали напарниками по команде McLaren. Вот что вспоминает Ален Прост по этому поводу:

«У Айртона была цель. Было очевидно, что он пришёл в «Формулу 1» с конкретной целью, и ею был я. Он очень хотел победить, потому что считал меня лучшим гонщиком той эпохи».

Окончательное объявление войны произошло в 1989 году, когда Прост и Сенна договорились не атаковать соперника, если кто-то один из них проиграет старт. Это было Гран-при Сан-Марино, где первым был Прост, но Сенна сделал контратаку и выиграл гонку. Но все же после долгого соперничества им удалось помириться – это произошло незадолго до гибели бразильского гонщика.

Лучшие гонки и достижения

Список побед Айртона впечатляет:

  • 1985 г. команда «Lotus» – 2 первых места, общее 4 место.
  • 1986 г. команда «Lotus» – 2 первых места, общее 4 место.
  • 1987 г. команда «Lotus» – 2 первых места, общее 3 место.
  • 1988 г. команда «McLaren» – 8 первых мест, общее 1 место.
  • 1989 г. команда «McLaren» – 6 первых мест, общее 2 место.
  • 1990 г. команда «McLaren» – 6 первых мест, общее 1 место.
  • 1991 г. команда «McLaren» – 7 первых мест, общее 1 место.
  • 1992 г. команда «McLaren» – 3 первых места, общее 4 место.
  • 1993 г. команда «McLaren» – 5 первых мест, общее 2 место.

Айртон Сенна и страшная авария

В последние два года в команде McLaren Сенна не показывал высоких результатов. В 1994 году он переходит в Williams с целью снова стать первым. Как говорил гонщик, он готов был даже бесплатно выступать за эту команду.

На 3 этапе Гран-при, который состоялся в Сан-Марино, в течение первых трех дней соревнований проходили трагичные события. 29 апреля попадает в аварию Рубенс Баррикелло и ломает себе нос и ребра. 30 апреля трагически погибает австрийский гонщик Роланд Ратценбергер. 1 мая происходит столкновение еще двух болидов. Осколками были ранены даже зрители. Из-за этого происшествия Сенна проезжает 6 кругов за машиной, ограничивающей скорость движения. После того, как дали разрешение на продолжение гонки, на седьмом круге со скоростью 310 км/ч Айртон Сенна вылетает с трассы и врезается в бетонную стену. От полученной черепно-мозговой травмы великий «человек дождя» погибает, не приходя в сознание.

На его родине в Бразилии был объявлен трехдневный траур, а министр иностранных дел предоставил свой самолет для транспортировки тела. Так закончилась история легендарного гонщика.

Айртон Сенна

Полное имя: А́йртон Се́нна да Си́лва

Гражданство: Бразилия

Дата рождения: 21 марта 1960

Дата смерти: 1 мая 1994 (34 года)

Место рождения: Сан-Паулу, Бразилия

Рост: 171 см

Родители: Нилтон Алвес да Силва и Нейде Сенна да Силва

Автомобили: Toleman, Lotus, McLaren, Williams

Toleman, Lotus, McLaren, Williams

Выступления в «Формуле-1»

Дебют: Бразилия 1984

Последний Гран-при: Сан-Марино 1994

Чемпион мира: 3 (1988, 1990, 1991)

Гран-при: 162 (161 старт)

Айртон Сенна (биография)

Легендарный гонщик всех времен и народов

Айртон Сенна, несомненно, является иконой в спорте. Именно в спорте, а не только в Формуле-1. Прошло уже больше двадцати лет с момента его смерти, а его выступления в гонках до сих пор являются классикой в мире автоспорта. При этом Сенна является достаточно противоречивой личностью – о нем спорят, его обсуждают, а также боготворят.

Предлагаем детально разобрать его биографию, чтобы понять причины его феномена.

Ранние гонки

Звездный бразилец родился в марте 1960-го года в крупном городе Сан-Паулу. Впервые участвовал в соревнованиях в гонках по картингу только, когда исполнилось тринадцать лет. Айртон подробно описывал этот эпизод из его жизни в документальной статье. В том соревновании он не смог финишировать, так как после столкновения с другим участником бразилец вылетел с трассы.

1982-й год был успешным для молодого спортсмена – он побеждает в европейском и британском чемпионатах «Формулы-Форд 2000». Но настоящие успехи только впереди!

Так, например, отличным стал сезон 1983-го года, когда Айртон победил в британской Формуле-3 – из двадцати гонок он пришел первым в тринадцати. Но бразилец стремился попасть в «королевские» гонки; ради этой цели он работал тестовым пилотом в разных командах. В итоге он попал в коллектив «Тоулман», в которой и начал свой старт в 1984-м году.

Начало карьеры в «королевских» гонках

Его первый коллектив имел не так много ресурсов, чтобы вкладываться в создание мощной машины, но, тем не менее, инженеры смогли спроектировать болид, на котором Айртон стал набирать очки. Первые баллы бразилец получил в апреле 1984-го года в Гран-при Южной Африки. Далее были три этапа, где новичок набрал еще два очка, но настоящая слава пришла к нему после участия в Монако, когда в дождливую погоду бразилец взял второе место в призах. Но это были не последние успехи в сезоне 1984-го года. В дальнейшем будущая звезда два раза занимала бронзовое место в Англии и Португалии. После окончания турнира Сенна вошел в десятку пилотов Формулы-1.

Бразилец захотел большего в своей карьере, поэтому его переход в «Лотус» выглядел закономерным. Его напарником стал итальянец Элио де Анджелис. В дебютной гонке в Бразилии Айртон сошел с трассы из-за проблем с болидом. Но уже во второй трассе в Эшториле пришел успех – несмотря на дождь, гонщик финишировал первым, начав гонку с поул-позиции. Это была первая победа бразильца! Вторая победа в чемпионате пришла к нему в Бельгии. Но в течение турнира были выступления, которые он не мог закончить из-за технических проблем, поэтому можно полагать, что Сенна реализовал не весь потенциал. В итоге он занял четвертое место при тридцати восьми очках.

Возможно, поэтому у гонщика возник конфликт со своим партнером Элио де Анджелисом, который выступил также достойно в 1985-м году, отстав на пять очков от напарника. Айртон сообщил, что он не хочет работать с итальянцем, поэтому тот покинул команду и перешел в команду Брэбем. Новым напарником в 1986-м году стал британец Джонни Дамфриз, который набрал три очка за турнир и выступил единственный раз в «Формуле-1».

Второй сезон в «Лотусе» у бразильского гонщика также сложился удачно, особенно, если говорить про начало чемпионата. Например, в гонке на своей родине он занял второе место после Нельсона Пике. Была и победа в Испании, после которой Сенна вышел на первое место в общем зачете турнира Формулы-1. Кстати, на этой трассе он тактически переиграл Найджела Мэнселла, который пришел вторым в гонке. Отставание было меньше секунды. К сожалению, потом стали возникать технические проблемы у машины, из-за чего бразилец шесть раз сходил на этапах мирового чемпионата. Ему удалось победить в еще одной гонке – в Детройте, США, а также занимать второе место в призах три раза. В общем рейтинге спортсменов гонщик занял снова четвертое место, набрав пятьдесят пять очков.

Перед новым сезоном 1987-года «Лотус» получила возможность использовать более мощные двигатели от производителя «Хонды». Возможно, благодаря этому Сенна победил в двух гонках подряд – в Монако и Детройте и стал лидером турнира.

Но, к сожалению, он не смог бороться за чемпионство, которое разыграли между собой Пике и Мэнселл. Последний шанс он потерял, когда сошел с трассы в Мексике из-за неисправного сцепления. Бразилец мог бороться и за второе место в рейтинге автогонщиков – он занял вторые места и в Японии и в Гран-при Австралии, чего хватало для серебряного места. Однако после гонки в Аделаиде он был дисквалифицирован из-за нарушения технического регламента. Поэтому он получил только третье место с пятьюдесятью семью очками. Но это уже стабильное выступление, которое в будущем приведет гонщика к трем чемпионствам.

В конце сезона 1987-года у Сенны закончился контракт «Лотусом», и его пригласили в команду «Макларен.

Чемпионские годы в «королевских гонках»

Итак, теперь бразильский гонщик в команде «Макларене», где он соревнуется с партнером Аленом Простом. Вообще сезон 1988-го года был очень успешен, как для команды, так и Айртона. Именитый бразилец выиграл восемь гонок, а Ален – семь. Поэтому Сенна победил в общем зачете гонщиков и впервые стал чемпионом мира. Кстати, в этом сезоне у него был, только, один сход, а это свидетельствует о стабильности управления болидом и надежности самой машины.

Конкуренция между пилотами стала притчей во языцех, — примером может служить гонка в Германии, где партнеры боролись за первое место, сталкиваясь друг с другом. В итоге победил именитый бразилец. Но в 1989-м году победителем стал Прост после гонки в

Гран-при Японии, кстати, где напарники опять столкнулись после того, как Сенна предпринял маневр обгона француза. Это событие вызвало много споров и обсуждений: кто-то осудил бразильского гонщика, а некоторые решили, что неправ был Ален, потому что должен был пропустить партнера. В итоге Айртон был дисквалифицирован, хотя гонку закончил на первом месте. Горячий бразилец заявил, что это несправедливо, чем навлек на себя гнев руководства Формулы-1. Сенна лишился лицензии и получил штраф в сто тысяч долларов. В итоге в чемпионате победил француз.

Напарник бразильца в новом сезоне ушел в «Феррари», но это только обострило конкуренцию между ними. Айртон выиграл шесть гонок в сезоне 1990-го года. Но судьба чемпионства решалась опять в Судзуки при Гран-при Японии. И снова столкновение между ними, после которого гонщики выбыли из соревнования. Но на момент окончания этапа Сенна набрал больше очков, чем французский пилот, это позволило стать ему чемпионом в этом сезоне. После просмотра этого эпизода стало заметно, что бразилец не пытался тормозить перед ударом в болид Проста. Сенну раскритиковали за неспортивное поведение, припомнив ему событие прошлого года в Японии. Кстати, спустя год гонщик подтвердил, что это было намеренное столкновение. И он снова предъявил обвинения руководству гонок, что у него отобрали титул в 1989-м году.

Следующий год прошел под знаком соперничества между бразильцем и Мэнселлом из «Уильямс». Айртон победил в семи гонках сезона, причем в первых четырех гонках чемпионата, но британцу удалось приблизиться к нему так, что все решилось в последних этапах. Но как бы это мистически не казалось, места распределились на этапе в Японии, где соперник Сенны потерял контроль над болидом и выбыл из гонки. Тем самым бразильская звезда досрочно выиграла чемпионат, вдобавок победив в Австралии. Теперь он трехкратный чемпион!

Но в 1992-м году доминировал уже Мэнселл, который победил в девяти гонках, а Айртон выиграл только три трассы. При таких показателях он был только четвертым в общем рейтинге спортсменов Формулы-1.

А в 1993-м году в Формулу вернулся Прост в команду «Уильямс», куда тоже пытался попасть Сенна. Но француз попросил, чтобы бразильцу отказали в этом шаге. В итоге Айртон остался на сезон в Макларене. У его команды были проблемы с силой двигателя, но руководство надеялось, что это будет компенсироваться более лучшими свойствами шасси. Однако гонщик отказался подписывать контракт на весь сезон, и решил заключать соглашение на отдельную гонку. В этом чемпионате он победит в 5 гонках, что принесет ему только второе место в общем зачете чемпионата. Почему только второе? Сенна уже приучил нас к своим победам!

Карьера в «Уильямс» и смерть на трассе

Айртон все-таки добился своего и перешел в «конюшню» «Уильямс», чтобы выиграть свой очередной титул. Теперь Прост закончил выступления в Формуле-1, и бразильцу нужна была новая мотивация и ориентир, чтобы добиваться успеха.

Но начало нового чемпионата стало неудачным для него, так как два раза подряд он сошел с трассы – в родной стране и на этапе в Гран-при Тихого океана, который прошел в Японии. А впереди была трагедия в Имоле в Италии.

Этот этап назвали в истории гонок как «Черный уикенд». Сначала травму в практике получил Рубенс Баррикелло. А затем в квалификации погибает Роланд Ратценбергер – это всего лишь его третья трасса в «королевских гонках».

И вот авария бразильского гонщика на седьмом круге гонки. Болид Айртона при заходе на вираж ударяется в стену трассы с большой скоростью. Еще в первые минуты после остановки гонки становится ясно, что речь идет о смертельном случае. Гонщик ушел из жизни совсем молодым – ему было только тридцать четыре года.

Возможно, именно смерть гонщика и сделала его «иконой» для почитания. Так, многие люди приходят на его могилу, в том числе и гонщики. Ему установлен памятник, а его именем названы улицы во многих городах Бразилии. В сердцах бразильцев он навсегда остался одним из самых молодых героев страны.

Айртона Сенну вспомнил в подвалах Зуффа вместе с Карло Аметрано. Так отмечается 27-я годовщина смерти Айртона Сенны. Легенда Формулы 1 и автомобилестроения в целом погиб 1 мая 1994 года по случаю Гран-при Сан-Марино, который проходил на исторической трассе Энцо и Дино Феррари в Имоле.

10 июня 1990 года, 31 год назад Айртон Сенна заработал 23-ю победу в своей карьере в F1. Эта гонка соответствует пятому туру чемпионата.

Рейтинг в 2021 году был составлен среди гоночных автомобилей XX века. По словам экспертов, цель данного исследования носит исключительно развлекательный характер.

История бразильского автогонщика похожа на сюжет интересного, но грустного кино. Он вошел в историю как трехкратный чемпион мира. На его счету 41 победа.

Американский сервис Netflix приступил к съемкам сериала о жизни и судьбе Айротна Сенна. В картине планируется восемь частей. Это будет третий по счету сезон весьма популярного у зрителей фильма Drive to Survive, повествующего о гонках. В производстве заняты не только профессионалы в лице Фабиану Жуллане (Бразилия).

Обладатель четырех титулов чемпиона «Формулы 1», Ален Прост поделился, что ему весьма не по душе документальный фильм 2010-го «Сенна», который посвящен легендарному пилоту из Бразилии Айртону Сенне.

Обладатель четырех титулов чемпиона «Формулы 1», Ален Прост поделился, что ему весьма не по душе документальный фильм 2010-го «Сенна», который посвящен легендарному пилоту из Бразилии Айртону Сенне.

Пилоту «Рено», Даниэлю Риккардо на одной из передач Top Gear задали вопрос о том, кого он считает лучшими гонщиками «Формулы 1».

Бывший гонщик «Формулы 1», Герхард Бергер в одном из своих интервью рассказал, что он думает о развитии истории соревнований, если бы пилот Айртон Сенна не скончался в результате инцидента во время прохождения трассы «Имола».

Обладатель титула чемпиона «Формулы 1» 1992-го, Найджел Мэнселл решил сравнить успехи Айртона Сенны и достижения Хэмилтона, которому удалось одержать победу на Гран-при в Японии. Тем самым Льюис сравнялся с легендарным бразильцем по показателю выигрышей в гонках.

Айртон Сенна (Ayrton Senna)

Чемпион мира

  • Статистика
  • Биография
  • Карьера
  • Сравнить гонщика
  • Сезонов в Формуле-1: 11
  • Лет в Формуле-1: 11
  • Гран При: 162
  • Победы: 41 (подряд: 4)
  • Подиумы: 80 (подряд: 8)
  • Поул-позиции: 65 (подряд: 8)
  • Первый ряд: 87 (подряд: 24)
  • Быстрые круги: 19 (подряд: 2)
  • Дубли: 29
  • Лидирование старт/финиш: 19
  • Круги: 8 219
  • Круги лидирования: 2 987
  • Километры: 37 934,17
  • КМ лидирования: 13 676,67
  • Хет-трики: 7
  • Большие шлемы: 4
  • Очки: 614
  • Очки за 1 сезон: 96

Биография

Айртон Сенна де Силва – бразильский автогонщик, родился 21 марта 1960 года в Сан-Паулу, Бразилия.

Айртон был средним ребенком бразильского землевладельца Милтона де Сильвы и итальянской эмигрантки Нейды Сенна. У него была старшая сестра Вивиан и младший брат Леонардо.

Отец Айртона как будто зная кем станет его сын сделал ему его первый карт когда ему едва исполнилось четыре года на основе мотора от газонокосилки. Уже в семь лет Сенна умел водить джип. Он практиковался в вождении во владениях своей семьи и наловчился переключать передачи без использования сцепления. Все это весьма удивительно, поскольку до трех лет он страдал от плохой координации движений, но ЭЭГ ничего не выявило.

В 10 лет у Сенны уже был настоящий мощный карт, но до 13 лет официально участвовать в гонках не разрешалось.

Гонки на картингах

Свой первый в жизни чемпионат в 1975 году он начинал с поул-позиции, которая досталась ему путем жеребьевки. Он лидировал на протяжении почти всей гонки, но затем из-за столкновения с одним из соперников его машина съехала с трассы.

Но уже в 1977 году он выиграл чемпионат по картингу, а затем повторил свою победу в 1978 и 1982 годах, в 1979 и 1980 годах он занимал вторую позицию.

В 1980 году ему исполнилось 20 лет, и карьера в гонках на картингах подошла к логическому завершению. Отец решил, что ему надо получить образование и отправил его в колледж. Но уже в следующем году осознал свою ошибку и отправил сына в Европу.

Автогонки

Бразилец попытал своего счастья в Формуле-Форд и удача ему улыбнулась, в 1982 году он выиграл британский и европейский чемпионаты. В этом же году свою довольно распространенную отцовскую фамилию он сменил на фамилию матери. В 1983 году он стал чемпионом британской Формулы-3. На протяжении 1983 года он тестировал автомобили команд Формулы-1. В следующем году он стал пилотом Toleman. С 1985 по 1987 год он ездил в команде Lotus, а в McLaren с 1988 по 1993 год. В 1994 году Сенна перешел в Williams.

Айртон Сенна был блестящим гонщиком и мастером квалификаций (в 40% случаев он занимал поул-позицию). Он был лучшим в гонках в плохих погодных условиях и за это его прозвали «человек дождя». В каждой следующей гонке Сенна старался улучшить свои результаты.

С коллегами гонщиками у него были весьма разные отношения. С одними он открыто конфликтовал, а с другими имел крепкие дружеские отношения. Конфликты возникали в основном из-за ситуаций на трассе, вне неё он был очень религиозным и гуманным человеком.

Сенна был инициатором многих улучшений безопасности на гоночных треках. По иронии судьбы в день, когда он предложил Алену Просту, бывшему товарищу по команде и сопернику, возобновить деятельность Ассоциации пилотов Гран При с целью повышения уровня безопасности в Формуле, его не стало.

В 1994 году гонка Гран При Сан-Марино выдалась очень неудачной, еще в самом начале случались аварии и прочие мелкие неприятности, а во время квалификации погиб австрийский гонщик. У Сенны было плохое предчувствие. На самом старте гонки опять случилась авария, осколки болидов засыпали всю трассу, и пришлось выпустить машину безопасности. Сразу после ухода машины безопасности машина Айртона врезалась в бетонную стену. Он не подавал признаков жизни, но его доставили в больницу, где медики констатировали смерть.

Семья и личная жизнь

Айртон Сенна с 1981 по 1983 год находился в браке с Лилиан Вашконселуш да Соуза. Союз распался, поскольку гонки были для Айртона важнее супружеской жизни. Больше он не женился, хотя был довольно популярным среди женщин.

Сенну очень беспокоил уровень бедности в родной стране, поэтому он часто помогал обездоленным, но никогда не афишировал этого. После его смерти выяснилось, что все свое состояние, а это более чем 400 млн. долларов, он завещал на борьбу с бедностью. Был основан фонд Ayrton Senna Foundation.

В свое свободное время Сенна любил запускать радиоуправляемые модели самолетов, вертолетов и лодок, любил спорт и отдавал предпочтение бегу, катанию на водных лыжах, рыбалке, верховой езде. Ему нравились мотоциклы, а еще он пилотировал собственный вертолет.

Айртон Сенна погиб 1 мая 1994 года в возрасте 34 лет в Болоньи, Италия.

Почему мы помним Айртона?

Влияние Сенны трудно переоценить: для своей родной страны он стал национальным героем, а для всего сообщества автоспорта примером невиданной отваги, чести и самоотверженности. Однако, когда слышишь о человеке такого масштаба, возникают сомнения: неужели кто-то может достичь такой самореализации, таких высот развития тела и духа? Ведь так легко начать думать, что Сенна-гонщик — образ, который люди хотели в нем видеть, а Сенна-человек, безусловно, талантливый и успешный, но не такой, каким кажется большинству.

В этом материале мы приглашаем вас присоединиться к размышлениям о пути Сенны и сделать выводы о значимости и масштабах его личности самостоятельно.

Совпадение или провидение

Существует суждение, что каждый человек появился в этом мире для реализации своего призвания, а таланты и исходные обстоятельства жизни – родители, страна проживания, эпоха, проблемы и случайные события – подспорье для его осуществления. Обычно, эта идея кажется абсурдной и не очень согласовывается с жизнью большинства людей, но когда вы посмотрите на биографию Айртона Сенны, поверить в нее становится немного легче.

Айртон родился в Бразильском городе Сан-Паулу в семье богатого землевладельца Милтона Де Сильвы и его супруги Нейде Сенны. Когда четырехлетний мальчик впервые сел за руль карта, его родители быстро поняли, что в их семье подрастает прирожденный гонщик. Сенна много раз демонстрировал свою глубокую благодарность и любовь испытываемую к родителям, которые дали ему и его сестре с братом, все, что им было нужно, чтобы жить счастливо и ни в чем не нуждаться.

Для того чтобы стать чемпионом в гонках Формулы-1, заниматься автоспортом нужно с раннего возраста, а ключевым фактором успеха в таком трудном деле является психологическая развитость и наличие необходимых навыков. Если бы не возможности и воспитание родителей, то обычный мальчик из Бразилии вряд ли когда-нибудь попал в автоспорт.

В одном из интервью у Айртона спросили:

Журналист: Расскажи, что ты вынес из своей семьи и своего воспитания?

Сенна: Много любви, думаю это очень важно для каждого человека. В детстве я очень много получил от семьи. Она была источником всех моих сил. Моя семья поддерживала меня во всем, за что я брался. Родители очень внимательно следили за тем, что я делал, хотя у меня всегда была свобода выбора. Однако, как только я отклонялся от того, что было полезно и правильно, они были рядом, чтобы показать мне и объяснить, что происходит и к чему это может привести. Они старались предотвратить самые серьезные неприятности, но тем не менее я мог ошибаться и учиться на своих ошибках: иногда это лучший способ. Отец и мать подарили мне самые важные воспоминания, которые у меня есть. Еще у меня есть замечательные брат и сестра, с которыми мы всегда были вместе, как команда, единое целое. Мы всегда были оптимистами и вели здоровую жизнь, у нас всегда было то, что мы хотели.

Журналист: Со стороны кажется, что у тебя очень необычная судьба, а что ты думаешь?

Сенна: Конечно! Во-первых, мало у кого есть возможность заниматься тем, чем он хочет заниматься; профессией, которая была бы и хобби одновременно. Во-вторых, очень приятно быть лучшим в том деле, которое дается очень немногим. Также замечательно иметь то, к чему можно стремиться. Мне крайне повезло иметь хорошую семью в это время, когда так распространены разводы. Думаю, это большая удача.

Человек дождя

Сенна начал свою карьеру в Формуле-1, но никто не ожидал, что уже в пятом заезде молодой гонщик окажется близок к победе. Гран-При Монако в 1984 году проходила в тяжелых условиях: и без того непростую трассу, с узкими улочками и поребриками усложнял проливной дождь, а видимость была очень низкой. Но Айртон за рулем болида команды Toleman проходил круг за кругом с потрясающим мастерством и если бы гонку не сократили, то, возможно, он почувствовал бы вкус победы в Формуле уже в свой первый год.

В 1985, в похожих условиях, на Гран-При Португалии, Сенна уже в черно-золотом комбинезоне команды Lotus стартовал с первой позиции и на ней же финишировал, положив конец трехлетнему периоду, за который команда не одержала ни одной победы.

Дождь дал ему возможность продемонстрировать свое мастерство управлением автомобиля в тяжелых условиях, которое он приобрел на родине еще в самом начале своей карьеры:

“Никогда не забуду свою первую гонку на влажной трассе. Это была просто катастрофа! Я ужасно ездил, мои соперники обгоняли меня со всех сторон, а я ничего не мог с этим сделать, в то время как на сухой дороге я прекрасно водил. В тот день я понял, что ничего не знаю о езде в дождь. С тех пор я тренировался везде, где он шел, благодаря чему научился делать это”.

Он научился так хорошо, что стал признанным специалистом езды по мокрой трассе, за что получил прозвище «Человек Дождя». Одним из лучших подтверждений его мастерства является первый круг Гран-При Европы 1993 года в английском Донингтон Парке.

Мастер

Айртон Сенна всегда отличался своим страстным желанием быть первым и самым быстрым. Нередко он переходил границу где риск превращается в безрассудство. Ради победы он был готов на риск и даже столкновение, если это приближало его к заветной цели.

“Это одно из проявлений моего темперамента, та часть, которую я продолжаю развивать всю жизнь. Иногда это стоило мне гонки или хорошего результата, но это мой характер, моя личность”.

В 1990 году на Гран-При Японии, после старта уже на первом повороте Сенна намеренно не избегал столкновения с главным соперником Аленом Простом, спровоцировав аварию, которая сделала его чемпионом.

Но способность управлять машиной за пределами ее возможности является лишь частью таланта Сенны. Другим фактором было напряженное внимание ко всем мелочам. С самого картинга он искал любые возможности, любые мелочи, которые могли позволить ему улучшить свои результаты. Предела у его жажды познания не было. Он всегда старался как можно лучше понимать каждую деталь автомобиля.

Именно эти качества оказали большое влияние на рекордные показатели Айртона: за свою карьеру он одержад 41 одну победу в Гран-При из них шесть раз был победителем Гран-При Монако, был заслуженным гением квалификации и стартовал с поул-позишн 65 раз

Гран-При Монако 1988 года, в которой ближайший соперник Сенны находился почти в минуте отрыва, один из самых экстраординарных случаев, демонстрирующих глубочайшую концентрацию и мастерство пилота.

Гонщик, а не политик

Бразилец пришел в большой автоспорт из картинга, в котором участвовал почти с самого рождения. Он обожал гонки на картах и сохранял эту любовь всю жизнь. Его всегда беспокоила политика, которая существовала в закулисье Формулы-1: интриги, связи гонщиков и личные интересы руководителей часто мешали заниматься тем, ради чего он был там на самом деле.

“Я вспоминаю 1980 год, когда был пилотом карта. Я приехал в Европу, чтобы впервые представлять Бразилию. Я искренне наслаждался, это было чистое вождение, чистая гонка. Не было никакой политики, никакие деньги не были вовлечены”.

“Я считаю, что самое главное — быть в мире с собой и понимать, что ты делаешь и как. Осознавать, кем ты хочешь быть и какой жизни ты хочешь. Поступать так, как ты считаешь правильным”.

Айртон Сенна отличался не только своей агрессивностью и страстью к победе, но и глубоким сочувствием и состраданием к людям. В 92-м и 93-м году, жертвуя собственными результатами останавливался посреди заездов, чтобы помочь соперникам попавшим в аварию.

Он был религиозным человеком, но его вера в Бога не была неискренней и речь не шла о слепой вере. Слушая его слова, возникает ощущение, что он глубоко понимает, о чем говорит. Однажды ученик школы Лоретто в Шотландии спросил у гонщика, как он сочетает свою религиозность с Формулой-1, на что он ответил:

“Религия очень рискованная тема, об этом сложно говорить. Легко оказаться непонятым. Но вот, что я знаю точно: я всеми силами пытаюсь познать жизнь через Господа. И это означает познавать каждый день, не только когда я дома, но и когда работаю”.

Его главной мотивацией было не желание достичь славы, богатства или признания, в его случае все было тоньше и сложнее:

“Это был, своего рода, выбор судьбы. Я постоянно совершенствуюсь, стремлюсь узнать пределы своих возможностей: своего тела, физических и психологических. Для меня это образ жизни”.

Смерть

1 мая 1994 года Айртона Сенна погиб во время Гран-При Сан-Марино. Это стало глубоким потрясением для мира автоспорта и черным днем для родной ему Бразилии и его поклонников по всему миру. Но мы не будем говорить об этом много. Единственное, хочется отметить, что жизнь этого человека по своей глубине и насыщенности, несмотря на небольшое количество прожитых лет, превосходит тысячи, а может и миллионы вместе взятых судеб других людей, проживших намного больше лет.

Большое влияние

Айртон всегда беспокоился о бедности и трудностях населения Бразилии и осознавал, что жизнь может сложится не так удачно, как это было у него. Он регулярно жертвовал огромные суммы на борьбу с бедностью. После его кончины, все накопленные средства (около 400 млн. долларов) перешли в распоряжение благотворительного организации “Instituto Ayrton Senna”, управляемого его сестрой Вивьен Сенной. Также, за следующие 20 лет не погиб ни один пилот в Формуле-1, ценой его смерти произошел глобальный прорыв в безопасности. К сожалению, только так возможно было добиться перемен, которые предотвратили сотни трагических исходов в будущем.
Заключение

Все мы имеем возможность нести за себя ответственность, но многие отказываются от этого, выбирая комфорт, забывая о призвании и мечтах. Для миллионов людей Айртон Сенна послужил примером того, что упорство, любовь и вера в себя могут сделать счастливым не только одного человека, но и принести много пользы окружающим. Будьте счастливы и тогда счастливы будут ваши близкие!

“Бог дал мне силы. Жизнь — это дар от Него, так что мы должны о ней позаботиться”.

Senna Memorial Race 2018

Первого мая наступило ровно 24 года с трагической гибели великого гонщика Айртона Сенны, в память о котором “Primo-karting” уже второй год подряд организовали “Ayrton Senna Memorial Race”, на этот раз вместе с командой чемпионата “RARR”. Специально для мероприятия был создан эксклюзивный комплект медалей и трофеев.

Понравилась статья?

На нашем сайте в разделе «Новости» вы можете найти множество интересного материала о картинге и автоспорте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: