Василий белов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Василий Белов

Биография

Писателя и сценариста Василия Белова называют родоначальником «деревенской прозы». Он яростно вставал на защиту сел, считал города непригодными для полноценной жизни. Великий художник болел за сохранность национального достояния страны – русского языка.

Портрет Василия Белова

Из-под пера автора выходили увлекательные рассказы, романы и очерки о простом и одновременно сложном быте деревенских жителей. Василий Иванович кропотливо собирал обычаи и творчество обитателей северных глубинок, за что сейчас этнографы бесконечно ему благодарны.

Детство и юность

Будущему писателю-деревенщику была известна вся подноготная жизни маленького поселка. Особенности деревенского уклада, менталитет и обычаи он, как говорится, впитал с молоком матери. Василий Иванович родился в крестьянской семье в деревушке Тимонихе (Вологодская область). Детство выдалось тяжелым – отец погиб в огне Великой Отечественной, маме пришлось в одиночестве поднимать на ноги детей.

Василий Белов в молодости

Вася – старший из пяти ребятишек. Мальчишкой уже пошел работать в колхоз. В мемуарах «Невозвратные годы» писатель вспоминал, что те времена навсегда остались в памяти как самые голодные. Единственное, что скрашивало юношескую жизнь, так это книги – Василий читал запоем все, что попадалось в руки. А еще он научился играть на гармошке, которую мать «за полпуда ржи купила».

В 1949 году Белов окончил сельскую семилетку и уехал из отчего дома в город Сокол. Здесь в заводской школе освоил профессии столяра, моториста и электромонтера. А когда пришло время, отправился в армию. Служба проходила в Ленинграде. Здесь молодой человек начал делать первые шаги в творчестве и поступил в Литературный институт имени А. М. Горького.

Литература

Творческая биография будущего знаменитого писателя стартовала во времена службы в армии. Василий Белов сочинил первые стихи из цикла «На страже Родины», которые опубликовала газета Ленинского военного округа. Дебютной изданной книгой стал поэтический сборник «Деревенька моя лесная», которая увидела свет в 1961 году. Однако поэта из мужчины не вышло, его ждала блестящая судьба прозаика, умеющего правдиво и проникновенно писать о деревне.

Писатель Василий Белов

Начинал писатель с рассказов. Первое произведение в прозе читатели получили в том же 1961 году, была опубликована повесть «Деревня Бердяйка». Вдохновение и бесценный материал черпал с малой родины: Белов поселился в Вологде, а Тимониху превратил в подобие дачи, где проводил много времени.

Спустя пятилетку Василий Иванович уже занимал почетное место в когорте ярких авторов, пишущих на сельскую тематику. Белова даже назвали основателем «деревенской прозы» — из-под пера вышла работа «Привычное дело». Повесть легла в основу мелодрамы «Африканыч» с Николаем Трофимовым в главной роли.

Николай Трофимов в экранизации книги Василия Белова «Привычное дело»

А чуть позднее лавров добавили «Плотницкие рассказы» (1968). Это произведение тоже привлекло внимание представителей кинематографа. В одноименном телеспектакле о жизни колхозного плотника снялись Борис Бабочкин, Петр Константинов, Василий Бочкарев, Екатерина Калинина.

В золотое наследие кино вошла также картина «Целуются зори», снятая по мотивам рассказа вологодского писателя. Режиссер Сергей Никоненко отдал главные партии известным актерам: односельчан, приехавших в город, сыграли Борис Сабуров, Иван Рыжов и Андрей Смоляков.

Часть литературных произведений вошла в программу среднего образования. Например, с рассказом «Весенняя ночь» школьники знакомятся в пятом классе.

Книги Василия Белова

Россыпь повестей составили цикл «Воспитание по доктору Споку». За основу взята идея противостояния деревни и города, конфронтация жизненных укладов и менталитетов. Позиция писателя оказалась бескомпромиссной: мужчина прямо говорил, что жизнь в городе лишена естественности. Василий Иванович старался сохранить чистоту русского языка, активно пользовался диалектными словами, способными лучше передать смысл и эмоции.

Перо Белова было заточено и на произведения, посвященные детям. Василий Иванович – автор «Рассказов о всякой живности», куда вошли забавные истории и сказки о животных, в том числе про злющую собачонку Мальку.

Книга Василия Белова «Рассказы о всякой живности»

Значимым трудом Василия Белова признано собрание этнографических очерков «Лад». В книге объединились произведения о северной деревне. Она представляет собой настоящую поэму, в которой воспет русский человек.

Василий Иванович сплел неповторимую паутину из пословиц, бывальщин, рассказов, собранных на просторах Архангельской, Кировской и Вологодской областях. Рассказал читателю о народных промыслах и традициях. Точку в творчестве Белова поставил сборник этнографических очерков «Повседневная жизнь русского севера» (2000). Эти две работы сегодня – ценнейший материал для российских этнографов.

Личная жизнь

Жена Василия Белова, Ольга Сергеевна, имела дворянские корни, родилась в учительской семье. И сама выбрала путь учителя, преподавала в школе русский язык и литературу. По словам дочери, финансовое положение семьи позволяло не работать, однако Ольга Сергеевна учительствовала для себя, чтобы «не одичать».

Василий Белов с женой и дочерью

На полвека женщина стала музой и главной сподвижницей талантливого мужа. Говорят, Белов слыл человеком со сложным характером, нелегко было терпеть его взрывной нрав. Для родных до сих пор загадка, как под одной крышей уживались две противоположности, уверены, что без большой любви явно не получилось бы совместной жизни.

Василий Иванович стал отцом поздно, только в 40 лет. Дочь Анна — искусствовед, работает экскурсоводом в музеях Московского Кремля. В интервью женщина рассказывает, что писатель не спешил заниматься воспитанием, все время отдавал работе – пропадал в командировках, в том числе часто входил в состав российских делегаций, ездивших за границу. Лишь когда наследница достигла подросткового возраста, взялся за воспитание.

Василий Белов с дочерью Анной

По воспоминаниям Анны, отношения складывались сложные, не обошла стороной проблема отцов и детей, ссорились и спорили по любому поводу. Дочь считает, что всему виной большая разница в возрасте, ведь папа годился Ане в дедушки. Только со временем стали друзьями.

Василий Иванович – человек увлекающийся, искусство любил в любом проявлении. Коллекционировал картины и собирал антиквариат. В бога не верил, только отпраздновав золотой юбилей, обратился к вере, участвовал в восстановлении храма.

Владимир Крупин, Валентин Распутин и Василий Белов

Близкие друзья автора деревенской прозы – люди именитые. Лучшими товарищами были писатели Владимир Крупин и Валентин Распутин, а также Анатолий Заболоцкий, оператор Василия Шукшина.

Смерь

Василий Иванович страдал от неприятной и опасной болезни – склероза сосудов конечностей. Этот недуг стал причиной инсульта. Писатель-деревенщик умер после продолжительной болезни в 2012 году.

Дочь писателя Василия Белова: «Проблема отцов и детей – это наша тема»

Светлана Можаева

Мы встретились с Анной Васильевной в Александровском саду, когда закончился рабочий день. Дочь писателя-деревенщика оказалось симпатичной блондинкой и абсолютной горожанкой, одетой, как говорится, «только что из Парижа». И, как выяснилось, так оно и есть.

– Анна Васильевна, в чем суть воспитания, которое дал вам отец?

– Папа меня не то чтобы воспитывал в классическом понимании. Насколько помню свое детство: он или за границей в поездке с делегациями – часто ездил, или в Тимонихе сидел. Жил он в основном в Вологде, а в деревне писал и отдыхал, как на даче. Всегда был занят и, как правило, я была с мамой и бабушками. Внимания он мне не уделял, хотя всегда меня любил, приезжал ко мне, встречал у себя. Но потом, когда у меня начался подростковый период, вдруг вспомнил, что меня нужно воспитывать. Стал следить за мной.

Препирались мы, естественно, как во многих семьях. Но поскольку наши характеры похожи, я восставала против его авторитета. Отношения у нас были сложные. Проблема отцов и детей – это наша тема. Взгляды на жизнь очень отличались. Он пытался на меня воздействовать своей философией жизни, а у меня она была другая. В этом плане приходилось трудно. Но потом я осознала многое, поняла и его, и себя, и уже примирилась с его претензиями, и он в конце жизни стал по-другому к каким-то вещам относиться. Конечно, во многом причина наших разногласий и в том, что у нас очень большая разница в возрасте. Я ему во внучки годилась. Родилась, когда ему было уже 40 лет.

1989 год. Писатели Василий Белов (первый справа), Валентин Распутин (в центре) и председатель экологической секции московского отделения Союза писателей СССР Владимир Крупин на Байкале / Фото: РИА Новости

– Самые жаркие споры о чем были?

– На почве мировоззрения. Он старался меня воспитывать в традиционной православной культуре. Даже не воспитывал, а потом просто решил, что я должна этим традициям следовать, его взглядам, а этого не было. И он был разочарован. Мне жаль, конечно, что так получилось. Но понимание в каких-то моментах совпадало, а в чем-то мы расходились категорически. Пристрастия у нас были разные в литературе и в музыке. Я росла в эпоху Перестройки, когда к нам хлынула западная культура и музыка, а он их терпеть не мог. Папа так против нее выступал, что после наших споров даже написал статью о том, что молодые, к несчастью, слушают не отечественную, а западную музыку. К творчеству мы относились по-разному.

– Ваш отец – один из самых известных писателей-деревенщиков. Вы живете и работаете в столице. Нет ли в этом противоречия? Как пишет Белов: «К землице не привились?» Вы ведь не привились, не остались в провинции?

– Не осталась. Я уехала в Москву, мои культурные и профессиональные пристрастия были другими, далекими от деревенской жизни. К сожалению, может быть. Сейчас я это осознаю, хотя уже поздно. Несмотря на разногласия с отцом – а мы всю жизнь спорили, всегда общались. Родители приезжали ко мне, и я к ним ездила. Его смерть стала для меня трагедией. Мне до сих пор тяжело…

– Был теплый период в ваших отношениях?

– Конечно, когда он болел, был на грани смерти, когда все вещи переосмысливаются. И у меня тоже с возрастом изменился взгляд на многое. К концу его жизни все сгладилось.

Читайте также  Глеб смолкин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

– Как выбрали профессию?

– Кстати, отец очень поспособствовал тому, что я выбрала именно эту профессию. Потому что с детства какие-то вещи он в меня заложил. И хотя потом мы разошлись в каких-то взглядах, его любовь к искусству и культуре мне передалась. Он всегда собирал картины, антиквариатом увлекался. Наверное, благодаря этому в результате я и стала искусствоведом. Он сам мне посоветовал выучиться на искусствоведа. Я окончила искусствоведческий факультет в Суриковском училище. Там преподавал древнерусское искусство его друг. Я 12 лет здесь работаю. Вожу экскурсии по всему Кремлевскому комплексу: Оружейная палата, три собора, выставки. И еще как научный сотрудник участвую в подготовке экспозиций: это входит в обязанности экскурсоводов.

– Вы понимаете язык произведений Василия Белова? Например, в «Канунах» есть выражения: «тепло и холод пошагали друг дружку». Знаете, что такое «тяпушка», «прапорцы»? Или, как мы, городские читатели, заглядываете в словари?

– Конечно, многое я понимаю, но что-то иногда мне тоже не совсем понятно. Потому что язык у него немножко специфический. От многих его книг я далека, мне стыдно сказать, но деревенская тематика мне не близка – я человек городской, выросла в квартире в Вологде.

1987 год. Писатель Василий Белов (в центре) на литературном празднике, посвященном 200-летию со дня рождения К.Н.Батюшкова / Фото: Сергей Самохин

– Белов ведь самородок, отец погиб, мать одна воспитывала детей, «за полпуда ржи купила гармонь» в голодные годы. Может, творческая личность в нем родилась благодаря гармони, которую он воспел?

– Да, это все правда. Только детство в деревне вообще тяжелое, особенно у него было после войны. Когда я маленькая приезжала туда, увидела крестьянские дома, узнала быт, рано это осознала. Он сочувствовал крестьянам очень сильно и страдал по этому поводу. Потому что деревня у нас оказалась на периферии, а в его годы была в плачевном состоянии. И на меня деревенская действительность производила угнетающее впечатление. Я старалась от всего этого держаться подальше.

А он, наоборот, пытался все постичь, не порвал со своими корнями, помнил, откуда вышел. Я – человек другого склада. Я ведь появилась на свет, когда он уже был известным писателем. Родилась в других условиях. И вникнуть в те обстоятельства мне сложновато было. Трудно сказать, почему он стал писателем. Он сам на той гармони играл… У него была семья не совсем обычная. Его братья и сестры – все неспокойные люди и увлекающиеся натуры. Они не стали знаменитостями, выбрали обычные профессии, но любят литературу, поэзию, пытаются писать, рисовать.

– Как сложилась ваша личная жизнь?

– Моя личная жизнь тоже стала поводом для огорчений отца. Он хотел, чтобы у меня была семья в традиционном понимании, и дети. Но семьи не сложилось по вине мужчины, который у меня был, и по моей. Детей у меня нет. А сейчас я бы сказала, что в моей личной жизни все благополучно. У меня есть близкий человек, он живет во Франции, мы ездим друг к другу.

– Не собираетесь уехать насовсем?

– Не думала об этом.

– Василий Белов в своих статьях и выступлениях рисовал безрадостную картину жизни в деревне, критиковал нравы, строй. Но в конце жизни каялся в том, что приложил руку к уничтожению Советской власти «своими писаниями, своими радикальными призывами. Надо признать. Я помню, как постоянно воевал с ней. И все мои друзья-писатели. И опять мне стыдно за свою деятельность: вроде и прав был в своих словах, но государство-то разрушили. И беда пришла еще большая. Как не стыдиться?»

– Он не говорил со мной на эту тему. Я знала, что он всю жизнь хотел, чтобы люди не уезжали из деревни. Каялся он в том, что изначально был неверующим человеком. А к вере пришел уже поздно, в зрелом возрасте. Уже после моего рождения, лет в 50. Участвовал в восстановлении храма… Он яростно отстаивал свою позицию всегда. Все время боролся с кем-то и с собой тоже. Папа по натуре – бунтарь. В советское время он был многим недоволен. Хотя именно по партийной линии он и выдвинулся, но в душе партию не любил. Не многие люди и решения его устраивали в политике.

Когда началась Перестройка, потом пришел Ельцин, он уже был недоволен новой властью и очень резко выступал против перемен. 1990-е годы для него были сложным периодом. Отец всегда шел против строя. Тем более что у него был всегда взрывной характер. Отец был сплошной взрыв. В последние годы он тяжело болел и не вникал в политические события, но к Путину тем не менее относился с симпатией. Владимир Владимирович как президент его более ли менее устраивал. Отец часто вредил своим характером не только другим, но и себе. Как мама выдерживала?! Я бы, наверное, не смогла. Он ведь всюду яростно отстаивал свою позицию.

1977 год. Советский писатель Василий Белов с матерью Анфисой Ивановной в деревне Тимонихе / Фото: РИА Новрсти

– Ольга Сергеевна учительствовала? Она ведь – словесник…

– Мама работала учителем русского языка и литературы долго. Считала, что это ей нужно для себя, чтобы «не одичать». Ведь в деньгах она не нуждалась. Но когда я окончила школу в 1990 году, и она ушла на пенсию.

– Как жена мирилась с его взрывным характером?

– В чем-то понимала, в чем-то – нет, они люди из разной среды и всегда спорили. Мои родители – полная противоположность, но тем не менее до конца жизни жили вместе, в последние годы не расставались. Жизнь мама посвятила ему, полвека была его сподвижницей. Хотя у нее дворянские корни, бабушка и дедушка – учителя. В общем, смешались деревня и город. Видно, это любовь была. Слава богу, мама – терпеливый человек, мы с ней очень близкие люди.

– Читала, что самым большим интересом в вологодском центре Белова пользуются книги на японском языке. Почему?

– Отец подружился с японским профессором, который увлекался русской литературой, и японцы стали приезжать к нему в гости, деревню увидели и так заинтересовались, что изучали деревенский быт. Сейчас они уже старенькие. Но много лет назад ездили туда довольно часто и жили подолгу. Сейчас в Вологде сделали экскурсионный тур, где показывают деревню Тимониху, тот самый храм, центр Белова, которому мы отдали фотографии, книги, некоторые подарки.

– Писали, что инсульт спровоцировало нападение на храм. Что все-таки произошло?

– Это газетная утка. Инсульт потом случился… Он о краже в храме вообще не знал. У него был склероз сосудов конечностей. Болезнь прогрессировала. Именно она спровоцировала инсульт. Папа все близко к сердцу принимал.

Дочь писателя — Анна Белова

– Когда Белов бросил пить, писали, что «по политическим мотивам». Это как?

– Это шутка. Он однажды решил, что спиртное ему мешает, и последние 15 лет не пил. В эти годы он стал уже стал «очень православным».

– С кем Василий Иванович дружил?

– Самым лучшим другом был оператор Василия Шукшина – Анатолий Заболоцкий, еще его друзьями были писатели Валентин Распутин и Владимир Крупин.

– В Вологде с 21-23 октября пройдут Беловские чтения. А когда появится настоящий музей писателя?

– Еще вопрос не решен, но музей обязательно будет.

Биография Василия Белова

Василий Иванович Белов — русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы» — родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Харовского р-на Вологодской области в крестьянской семье.

Учился в школе ФЗО в г. Соколе Вологодской обл., работал столяром, мотористом, электромонтером; после службы в армии (1952-1955) работал на заводе в Перми, затем был сотрудником районной газеты «Коммунар» (Вологодская обл., 1956); с этого времени начал выступать в печати.

В 1958 был избран секретарем РК комсомола в Грязовецком р-не Вологодской обл.; в 1959-1964 учился в Литературном институте им. М. Горького; в 1963 был принят в СП СССР.

Как и многие писатели советского времени, рождением и воспитанием связанные с русской деревней, с крестьянством, Белов пережил отход от «почвы» (впрочем, недолгий и недалекий) и возвращение к ней. Этот драматичный, но неизбежный эпизод обогатил его опыт и творчество, придал позже «почвенной» позиции Белова большую прочность.

В даровании Белова первой заявила о себе лирическая стихия; найдя поначалу свое выражение в поэзии, она сохраняется и в прозе Белова.

Ранние стихи и поэмы Белова несут на себе следы характерных настроений 1950-х (период «оттепели»): душевная возбужденность в пору общественных перемен, пафос дали, новых пространств, поиски подлинно ценного в мире и в себе, с чем связан повышенный тонус существования, жажда движения, героики. Еще в юности Белов покинул родные места, спеша вырваться из малоподвижного уклада и замедленного темпа сельской жизни к притягательной яркости, ускоренно-разнообразному ритму жизни городской. Шаг этот казался радостным шагом к свободе, к небывалым возможностям; позже в поэме «О чем поет гармонь» Белов скажет о том: «И тогда совсем не горевал я, / Уходя из дому налегке». В «Плотницких рассказах» герой Константин Зорин (наделенный автобиографическими чертами) вспоминает, как он расставался со своей деревней: «. я всей душой возненавидел все это. Поклялся не возвращаться сюда» (Сельские повести. М., 1971. С. 255).

Но очень скоро тяга к «отцовскому краю» становится той господствующей силой, которая определяет судьбу Белова и направление его творчества. Тема «возврата» звучит уже в первом поэтическом сборнике «Деревенька моя лесная» (Вологда, 1961). «Слишком много дедовским местам / Мы с тобою, сердце, задолжали» — эта мысль с той поры не оставляет Белов.

Читайте также  Наталья винокурова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Путь сердца к родине, к «почве», к дому и земле у Белова не путь сентиментальных воспоминаний, созерцательной ностальгии. Это путь интенсивной художественной, языковой работы, в результате которой с 1960-х в книгах Белова воссоздается мир северной русской деревни в ее природных, бытовых, речевых чертах. В сборнике повестей и рассказов «Знойное лето» (Вологда, 1963) картины сельских будней развертываются в том неспешном порядке, который подчинен деревенскому календарю, чреде домашних дел, течению беседы. Наброски знакомых крестьянских типов были уже в стихотворениях «Дед», «Свекровь»; к углубленному осмыслению своих отношений с родной землей Белов впервые обращается в поэме «Белая кровь», над которой писатель работал в 1961. Не случайно отрывок из последней — «На родине» (День поэзии. 1981. М., 1981) — лег в основу написанного впоследствии рассказа «Холмы». Переход от поэзии к прозе у Белова естествен и по-своему неизбежен.

Большая повесть «Привычное дело» (1967) — этапное произведение в творчестве Белова; она стала и заметным литературно-общественным событием. С ее появлением старая тема народа, крестьянства приобрела новую этическую остроту, встали новые вопросы о художественной разработке этой темы.

Чуткость Белова к скрытому трагизму существования героев присутствовала уже в повестях «Деревня Бердяйка» (1961), «За тремя волоками» (1965). В более сложных ракурсах эта тема дана в «Плотницких рассказах» (1968).

Белов ищет возможность гармонической цельности и находит ее в уютном мире «малой родины», где «тихо спят теплые ельники», где от леса веет покоем, тишиной, где так хорошо жить. Однако подобное состояние — редкость и почти недоступно современному человеку. Оно удерживается в немногих вещах Белова — таких, как рассказ «Бобришный угор», и лишь эпизодически возникает в произведениях 1970-80-х.

Обращаясь к городским сюжетам, Белов обыкновенно застает героя в состояниях дисгармоничных. Герой болезненно переживает недостаток сердечности, любви, простоты в людях, и только неиссякшая пока вера в добро да счастливо сложившиеся обстоятельства позволяют ему не падать духом («Воспитание по доктору Споку», 1974).

Мотив «надломленности» самих оснований крестьянской жизни намечен был еще в «Плотницких рассказах». Рядом с Олешей возникает фигура Авенира Козонкова, бывшего колхозного активиста, до старости не расстающегося с «руководящими» замашками.

Трагическая эпоха коллективизации оказывается в центре внимания Белова с начала 1970-х. Писатель выходит к новому для него жанру — роману-хронике, создавая «Кануны» (ч. 1-3, 1972-1984) и продолжение их — «Год великого перелома» (1989-1991) и «Час шестый» (1994-1998). По ходу создания романа границы изображения раздвигаются, одновременно суровей становятся краски, более жесткой — кисть.

Самая оптимистичная, даже праздничная книга Белова — «Лад» (1979). Мир крестьянской общины, семьи, хозяйства, мир работ и досугов, ремесла и художеств, обычаев и языка предстает в идеально «ладном» состоянии, в каком помнит его история и в каком видит его писатель. Лад порождается правильной ритмичностью всего кругооборота земной жизни.

Новую и непростую задачу поставил себе писатель в романе «Все впереди» (1986) — исследовать современную русскую жизнь, «человеческую породу» в условиях городского смешения наций, традиций, стилей, в столкновении разных нравственно-психологических типов.

Затронутые в романе мотивы переходят в публицистику Белова, переплетаясь с основными темами его творчества — темами крестьянства, нравственного самоопределения человека, сохранения природы и национальной культуры. Яркое выражение они нашли в выступлениях Белова в качестве народного депутата СССР (1989-1992) и члена Верховного Совета (1990-1991), а также в ряде статей и книг: «Начать с личного самоограничения» (Сибирь. 1988. № 1), «Из пепла. » (Наш современник. 1991. №4), «Внемли себе» (1993) и др. В своей «почвенной» позиции Белов тяготеет к философским и историческим воззрениям И.А. Ильина, чьи избранные работы он подготовил и издал с собственным предисловием (Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993).

Перу Белова принадлежат рассказы для детей, юмористические миниатюры («Бухтины вологодские завиральные в шести частях»), пьесы («Князь Александр Невский», «Над светлой водой» и др.), киноповесть «Целуются зори. ».

В 1997 за большой личный вклад в развитие отечественной литературы и отражение самобытности традиций Русского Севера Василию Ивановичу присвоено звание Почётного гражданина города Вологды.

Василий Иванович Белов скончался 4 декабря 2012 года после продолжительной болезни. Похоронен на родине в Тимонихе.

Биография В. И. Белова

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БЕЛОВ

(23 октября 1932, д. Тимониха, Вологодская область — 4 декабря 2012, Вологда).

Русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». Член Союза писателей СССР.

Родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Азлецкого сельсовета Харовского района Вологодской области. В семье колхозников: Ивана Федоровича Белова и Анфисы Ивановны Беловой (Коклюшкиной). Василий был вторым ребенком в семье: старший Юрий и младшие Александра, Иван, Лидия.

Во время Великой Отечественной войны отец, Иван Федорович, был призван в действующую армию и в 1943 году при штурме Духоввщинского укрепрайона под Смоленском погиб.

Учился Василий в Сохотской начальной школе, затем в Азлецкой семилетней школе, которую закончил в 1947 году. После окончания семи классов учиться было негде. Ближайшая школа находилась в 45 километрах от деревни.

Василий начал работать в колхозе, и каждый год пытался поступить учиться, но отказало Рижское мореходное училище, Вологодское музыкальное училище, в Велико-Устюгское речное училище опоздал на вступительные экзамены.

В 1949 году закончил школу ФЗО №5 г. Сокол, где получил специальность слесаря 5-го разряда, освоил специальности моториста и электромонтёра. В Соколе начал учиться в вечерней школе, но был отправлен на Монзенское СМУ, строить лесообрабатывающий комбинат. Летом 1951 года уехал в Ярославль и поступил на завод №3 Министерства путей сообщения.

С мая 1952 по декабрь 1955 года проходил службу в г. Красное Село Ленинградской области. К этому времени относятся первые публикации стихов в военной газете «На страже Родины», журнале «Звезда». В декабре 1955 года, мобилизовавшись, уехал в г. Молотов (Пермь) к старшему брату и начал работать столяром на заводе им. Дзержинского.

Летом 1956 года приехал в Вологду. Редактор грязовецкой газеты «Коммунар» оформил Белова литературным сотрудником редакции. Два года работал в районной газете, писал статьи, фельетоны, репортажи. Осенью 1958 года Василий Иванович был избран первым секретарем Грязовецкого РК ВЛКСМ. С 1959 по 1964 год учился в Литературном институте имени А. М. Горького в Москве.

В 1961 году была издана книга стихов Белова «Деревенька моя лесная», а журнал «Наш современник» напечатал его повесть «Деревня Бердяйка». В 1963 году Белов стал членом Союза писателей СССР.

С 1964 года жил в Вологде, постоянно бывая в Москве и Тимонихе.

Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров «деревенской прозы». Эта репутация была упрочнена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).

В 1997 году за большой личный вклад в развитие отечественной литературы и отражение самобытности традиций Русского Севера Василию Ивановичу присвоено звание Почётного гражданина города Вологды.

Скончался 4 декабря 2012 года после продолжительной болезни. Похоронен на родине в Тимонихе рядом с матерью Анфисой Ивановной.

По поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина от 05 ноября 2014 года в Вологде открыт музей-квартира В. И. Белова.

СЕМЬЯ

5 февраля 1958 года был зарегистрирован брак начинающего писателя Василия Белова и студентки педагогического института Ольги Забродиной. Вместе они прожили 54 года. Дочь Анна.

СПИСОК ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ НАГРАД, ПОЧЕТНЫХ ЗВАНИЙ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕМИЙ В. И. БЕЛОВА

Медаль «За трудовое отличие» (1967)

Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина»

Победитель международного конкурса в Габрово, в Болгарии на лучшее юмористическое произведение мировой литературы (1977)

Лауреат Государственной премии СССР 1981 года – за произведения последних лет из книги «Повести и рассказы».

Лауреат премии журнала «Наш современник» 1981 года за очерки «Лад» Орден Трудового Красного Знамени (22.10.1982)

Орден Ленина (16 ноября 1984 года) — за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР).

Орден русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского III степени в 1992 году во внимание к плодотворной деятельности по восстановлению порушенных храмов и провозглашению идеалов гуманности и любви

Лауреат премии писателей России за лучшее литературное произведение (1992)

Лауреат премии имени Л.Н. Толстого в 1992 году за повесть «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы»

Действительный член Петровской Академии наук и искусств (Санкт — Петербург) с 1993 года

Почетный член международной Академии наук Евразии с 1995 года

Лауреат Всероссийской литературной премии имени С.Т. Аксакова в 1996 году за большие заслуги в развитии художественных и духовно-нравственных традиций российской литературы, утверждение в произведениях идеалов любви к родной земле и ее народам

Действительный член Академии Российской словесности (академик словесности) с 1997 году

Юбилейная медаль «Маршал Советского Союза Жуков» в 1997 году.

Почетный знак-медаль «За развитие русской мысли» имени Ивана Александровича Ильина общероссийского общественного движения «Россия православная» в 1998 году

Золотая пушкинская медаль, посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, за вклад и развитие, сохранение и приумножение традиции отечественной культуры, оказание постоянной помощи и поддержки творческой интеллигенции, развитие и становление новых стилей и направлений в искусстве деятелей искусства и культуры, граждан России и представителей зарубежных стран в номинации «Литература и публицистика» в 1999 году.

Лауреат Всероссийской литературной премии имени А.Н. Толстого в 2001 году за выдающийся вклад в развитие русской литературы («Кануны», «Привычное дело», «Плотницкие рассказы», «Лад», «Тяжесть креста»)

Наградной знак-медаль «За жертвенное служение» общероссийского общественного движения «Россия православная» в 2002 году

Орден русской Православной церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени в 2002 году во внимание к трудам по возрождению Православия и патриотического воспитания

Почетный профессор Вологодского государственного педагогического университета с 2002 года.

Читайте также  Ильхам алиев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (17 марта 2003) — за большие заслуги в развитии отечественной литературы

Награжден Почетным дипломом Всероссийского конкурса драматургов «Долг, честь и достоинство» за 2003 год

Орден Преподобного Сергия Радонежского III степени (2003)

Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года за трилогию «Час шестый»

Литературная премия «Ясная поляна» им. Л. Толстого за повесть «Привычное дело» 2006 год.

Орден Почёта (17 ноября 2008) — за большой вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность

Орден святителя Макария, митрополита Московского (2012)

Василий Иванович Белов

Фото Все

Видео Все

«Культура» с Николаем Бурляевым. От 23 октября. Русский писатель Василий Иванович Белов

С любовью к русскому: «Лад» Василия Белова

Василий Белов, русский писатель

Василий Белов — биография

Василий Белов — известный писатель, сценарист, поэт. Считается самым крупным представителем направления «деревенская проза». Был членом Союза писателей СССР.

Василия Белова считают родоначальником такого направления в литературе, как деревенская проза. Он стал автором множества рассказов, нескольких романов и повестей, писал и этнографические очерки. На основе его произведений сняли пять картин. Книги Белова, в которых он воспевает русскую землю до сих пор публикуют не только в России, но и далеко за ее пределами. Говорят, что писатель жив, пока находятся те, кто читает его книги. Если верить в это убеждение, то Белов просто обречен на бессмертие, потому что его проза будет актуальной всегда.

Детство и юность

Родился Василий Белов 23 октября 1932 года в небольшой деревне под названием Тимониха в Вологодской области. Его родители были простыми крестьянами, поэтому он не понаслышке знал, что такое тяжелый физический труд, бедность, голод. Детские годы писателя выдались тяжелыми, не вернулся с войны отец, и мать сама растила пятерых детей.

Василий был самым старшим ребенком в семье. Свою трудовую биографию начал очень рано, трудился в колхозе еще мальчишкой. Впоследствии он напишет мемуары под названием «Невозвратные годы», в которых расскажет о своем голодном детстве. Единственной радостью для подростка стали книги, он читал все, что только мог достать. Еще одной гордостью парня стало умение играть на гармошке, которая досталась матери всего за полпуда ржи.

Василий Белов в молодости

В 1949-м парень получил аттестат об окончании сельской семилетки, и отправился учиться дальше, в город Сокол. Белов поступил в заводскую школу, где получил сразу три профессии — моторист, столяр, электромонтер. В положенное время будущего писателя призвали в армию. Он служил в Ленинграде. После демобилизации Василий не уехал домой, стал студентом Литературного института им.Горького.

Литература

Писать Белов начал еще в армии, стал автором первых стихов, которые вошли в цикл «На страже Родины». Они появились на страницах газеты Ленинского военного округа. В 1961-м Белов издал свою дебютную книгу — сборник поэзий «Деревенька моя лесная». Но поэт из него не получился, зато он сделал прекрасную карьеру прозаика, чьи строки о деревне звучали пронзительно правдиво.

Василий Белов в творческом процессе

Его первыми произведениями были рассказы. Свою первую повесть Белов написал в 1961-м,он дебютировал с произведения под названием «Деревня Бердяйка». Темы для своей прозы Василий брал из реальной жизни на родине. Сам писатель жил в Вологде, а в родное село приезжал, как на дачу. Однако нужно отметить, что бывал он в Тимонихе подолгу.

Прошло всего пять лет с первой публикации, а Белов уже сделал себе имя автора, который посвящает свои произведения сельской тематике. Критики считали, что именно Василий Белов основал такое направление в литературе, как «деревенская проза» после того, как писатель издал свою первую повесть «Привычное дело». Позже по ней написали сценарий и сняли мелодраму «Африканыч», где роль главного героя исполнил талантливый актер Николай Трофимов.

В 1968 году писатель представил на суд читателя «Плотницкие рассказы», повесть, которая пришлась по душе кинематографистам. Она стала основой для одноименного телеспектакля. Это незамысловатое произведение рассказывает о том, как живет простой колхозный плотник. Роли в этом телеспектакле достались Петру Константинову, Борису Бабочкину, Екатерине Калининой, Василию Бочкареву.

Золотым наследием отечественного кинематографа стала лента «Целуются зори», сценарий которой тоже написан по рассказу вологодского прозаика. Ее режиссером стал Сергей Никоненко, и он пригласил на съемки известных актеров -Ивана Рыжова, Бориса Сабурова, Андрея Смолякова.

Часть литературного наследия писателя изучают в средней школе. К примеру, рассказ под названием «Весенняя ночь» читают ученики пятого класса.

Несколько повестей писатель объединил в цикл, получивший название «Воспитание по доктору Споку». В их основе — противостояние двух образов жизни, деревенского и городского, борьба менталитетов и жизненного уклада жителей села и города. Сам писатель занимал бескомпромиссную позицию, он настаивал на том, что для человека естественно жить в деревне, ближе к истокам, к природе. Белов боролся за сохранение чистоты русского языка, активно включал в свою речь диалектные слова, с помощью которых намного лучше передавались эмоции и смысл жизни.

Писал Белов и произведения для детей. К примеру, выпустил книгу «Рассказ о всякой живности», состоящую из сказок и забавных историй о животных. Детишкам полюбилась история о злой собачонке Мальке.

Высокую оценку современников получили и этнографические очерки под общим названием «Лад». Книга состоит из произведений, описывающих быт жителей северной деревни. Она стала одной целой настоящей поэмой, славящей русского человека.

Перу Василия Ивановича принадлежат многочисленные бывальщины, пословицы, рассказы, для сбора которых писателю довелось много путешествовать. Он объездил Кировскую, Архангельскую, Вологодскую области, познакомил читателей с народными традициями и промыслами. Писатель прекратил творческую деятельность в 2000-м году, после выхода сборника с этнографическими очерками «Повседневная жизнь русского севера». Эти два сборника писателя стали невероятно ценным материалом для ученых-этнографов России.

Личная жизнь

Супругу писателя звали Ольга, она выходец из дворянской семьи. Ее родители работали учителями. Она продолжила учительскую династию, работала в обычной школе учителем русского языка и литературы. Дочь Белова говорила, что жили они не бедно, мама могла сидеть дома и не работать, но Ольга не хотела бросить любимое дело, считала, что дома она просто «одичает».

Василий Белов с женой Ольгой

Ольга была рядом с Василием на протяжении пятидесяти лет, причем, не только как жена, но и главный помощник, советчик и муза. Те, кто близко знал Белова, говорили, что у него был сложный, взрывной характер, и выдержать его смог бы не всякий. Родные до сих пор удивляются, как Василию и Ольге, двум таким разным людям удалось ужиться под одной крышей на протяжении стольких лет. Все сходились во мнении, что только большая любовь сделала их личную жизнь по-настоящему счастливой.

Единственная дочь писателя — Анна, родилась достаточно поздно, когда ему отметили сороковой день рождения. Девушка выучилась на искусствоведа, водит экскурсии по Московскому Кремлю. В одной из своих встреч с журналистами она рассказала, что отец мало времени посвящал дочери, был занят своей работой, часто ездил в командировки, причем не только по стране, но и за рубежом. И только когда Аня из маленькой девочки превратилась в подростка, Белов принялся ее воспитывать.

Анна Белова вспоминает, что она часто конфликтовала с отцом, что они тоже столкнулись с проблемой отцов и детей. Их ссоры могли возникнуть из ничего, из-за даже самой незначительной мелочи. Дочка писателя уверена, что виной тому — возраст ее отца, которому больше подошла бы роль деда. Должно было пройти какое-то время, прежде, чем отец с дочерью помирились и подружились.

Кроме написания литературных произведений, Василий Белов имел несколько хобби. Он был страстным коллекционером антиквариата и картин. Его нельзя назвать верующим человеком, к Богу Белов обратился только после празднования золотого юбилея. Писатель стал одним из участников восстановления храма.

Василий Белов дружил с именитыми людьми — писателями Валентином Распутиным и Владимиром Крупиным и оператором режиссера Василия Шукшина Анатолием Заболоцким.

Смерть

Прозаика долго мучила опасная и неприятная болезнь, доктора диагностировали у него склероз сосудов конечностей. Именно это заболевание спровоцировало инсульт. Тогда все федеральные СМИ напечатали информацию, что писатель почувствовал себя плохо, после того, как узнал, что местная церковь была разграблена и осквернена местными жителями. А ведь прозаик восстанавливал ее за счет собственных средств. Но это оказалось выдумкой. На самом деле церковь обворовали, унесли несколько икон, но сделали это приезжие соседние дачники. Да и происшествие датировалось 2006 годом.

Памятник Василию Белову

Белов очень долго пытался победить свою болезнь, но она оказалась сильнее, 4 декабря 2012 года его не стало. Его похоронили в родной деревне Тимонихе.

Избранные произведения

  • Деревенька моя лесная
  • Знойное лето
  • Речные излуки
  • Тиша да Гриша
  • Плотницкие рассказы
  • За тремя волоками
  • Сельские повести
  • День за днём
  • Иду домой
  • Холмы
  • Целуются зори
  • Утром в субботу
  • Кануны
  • Гудят провода
  • Воспитание по доктору Споку
  • Повести и рассказы
  • Каникулы
  • Лад. Очерки о народной эстетике
  • Диалог
  • Длиною в жизнь
  • Раздумья на родине
  • Всё впереди
  • Бобришный угор
  • Бухтины вологодские
  • Кануны
  • За тремя волоками
  • Внемли себе
  • Год великого перелома
  • Час шестый
  • Медовый месяц

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: