Уильям блейк — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Уильям Блейк

Биография

Большое видится на расстоянии. Эти есенинские слова в полной мере характеризуют отношение современников и потомков к Уильяму Блейку. Только в 20 веке художник, поэт и философ удостоился звания выдающегося деятеля английского искусства и литературы. При жизни его считали одержимым дьяволом.

Главным источником творчества Блейка была Библия. Но автор символического «Великого архитектора вселенной», живший в эпоху научного прорыва, не любил ни одну церковь и в итоге создал собственную мифологию – сочетание принципов Просвещения с религиозными догматами.

Детство и юность

Уильям Блейк родился в Лондоне в ноябре 1757 года и всю жизнь прожил в британской столице, не нуждаясь во внешнем влиянии окружения – мастер довольствовался внутренними переживаниями.

Тому, как сложилась его биография, Уильям обязан родителям, не ограничивавшим наследникам свободу. Отец держал лавку в Сохо, где продавал ткани. Мать воспитывала детей, которых родилось 7, но двое умерли младенцами. Семья для того времени была довольно образованной, хотя с некоторыми особенностями. Если речь шла о книгах – то в доме читали труды естествоиспытателя Эммануила Сведенборга и мистика Якоба Бёме. Увлечение Блейка живописью началось с репродукций картин Альбрехта Дюрера, Микеланджело и Рафаэля Санти, которые приобретались специально для сына.

Портрет Уильяма Блейка

В возрасте 10 лет Уильям пошел в художественную школу, затем подрабатывал в граверной мастерской, одновременно изучая способы нанесения рисунка на твердые поверхности. Зарисовки в Вестминстерском аббатстве навсегда поселили в сердце будущего гения любовь к религиозным мотивам и готическому направлению.

В 1778 году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, но учебное заведение не окончил. Причиной стало непринятие молодым художником проповедуемого педагогами эклектичного стиля и желания вогнать учеников в строгие рамки. Юноше ближе оказалась классика Высокого Возрождения. Покинув стены академии, Уильям начал зарабатывать изготовлением гравюр по чужим рисункам. Этому виду искусства Блейк отдал 40 лет жизни.

Портрет Уильяма Блейка

В 1784 году, получив наследство после смерти отца, Уильям, брат Роберт и партнер Джеймс Паркер открыли типографию, выпускавшую книжные иллюстрации.

Живопись

В живописных полотнах Уильяма Блейка, помимо религиозности, прослеживается тяга к мифологии и символизму, граничащим с фантастикой. Художник проводил параллели между Святой Троицей и союзом религии, воображения и искусства: и там, и там части единого целого не существуют порознь.

Чтобы расшифровать скрытые в картинах послания, зрителю потребуются знания о времени, в котором жил творец, и Святого Писания. По легенде Бога Уильям увидел еще в раннем детстве. Став постарше, рассказывал об ангелах, облепивших дерево. Позднее к видениям присоединились голоса. Возможно, это подтолкнуло Блейка к изобретению иллюминированной печати, при которой изображение сопровождалось стихами.

Произведениям известного британца свойственны замкнутость объемов и форм, местами – четкая графичность, нарушение общепринятых законов построения композиции. Тому пример – иллюстрации Откровения Иоанна Богослова.

В писании апостола рассказывалось о числе дьявола 666, 4 всадниках и звере Апокалипсиса, вавилонской блуднице и втором пришествии. Неудивительно, что столь красочное повествование подтолкнуло множество художников на визуальное воплощение героев.

Свое видение представил и Блейк. В 1805 и 1810 годах им написаны 2 варианта «Великого красного дракона и жены, облеченной в солнце». Первая картина хранится в Национальной галерее в Вашингтоне, вторая – в Бруклинском музее. В обеих сразу бросается в глаза тело чудовища, однако главный персонаж, если следовать содержанию «Апокалипсиса», – лежащая в нижней части полотна женщина, олицетворяющая для кого – Церковь, а для кого – Богородицу.

Картина Уильяма Блейка «Великий Архитектор» («Ветхий днями»)

По словам Уильяма, «свет других миров» помогал в создании «Сна Иакова». Центральная фигура картины «Радостный день, или Танец Альбиона» — соединение образа Христа и витрувианского человека. При помощи акварели и чернил в 1805 году Блейк написал удивительно тонкую, почти монохромную работу «Ангелы охраняют Христа в гробнице». «Адам дает имена животным», выставленная в музее Поллока в Глазго, исполнена уже на деревянной доске в технике темпера.

Второе название картины «Великий Архитектор» — «Ветхий днями», так обозначали Бога в мировых религиях. Автор дал ему имя Уризен. Гравюра является иллюстрацией к книге «Европа: Пророчество». В мифологии Блейка Уризен – носитель отрицательной, черной силы, стремящейся сделать человечество единообразным, неспроста ведь он что-то измеряет циркулем.

Психоаналитики, рассматривая полотно «Геката», видят в нем отказ от владения пространством, замешательство, а искусствоведы – очередное нарушение живописных канонов: богиня колдовства изображена в виде 3 отдельных фигур вместо традиционных соединенных спинами. И повсюду тайные знаки: сова, считавшаяся символом мудрости, а позднее – зла, коварный змей, обладающий знаниями, сама Геката, смотрящая искусителю в глаза, но руку она держит на Библии.

Литература

Поэзия и проза Уильяма Блейка, по мнению ряда знатоков, также не вписываются в общепринятые правила, на этот раз – английской филологии. Тем не менее, уже два века ими зачитываются поклонники романтизма, разбирают на цитаты, а особенно красочные строки превратились в афоризмы:

«На любой заданный вопрос есть ответ»

Принято считать, что Уильям в понимании человеческой природы опередил свое время, более того, исследователями творчества Блейка-поэта отмечены черты психоанализа, который получил распространение на сто лет позднее.

Стихотворение Уильяма Блейка «Тигр, тигр. »

Первый стихотворный сборник под названием «Поэтические наброски» увидел свет в 1783 году. Затем вышли оптимистичные «Песни невинности» и омраченные горечью осознания действительности «Песни опыта». Иллюстрации к книгам Уильям оформлял собственноручно, а оба этих труда – еще и в одну книгу, как символ противоположных состояний души. Стихотворению «Дитя-Радость» противопоставлялся образ «Больной розы», «Эхо в зелени» контрастировало с «Деревом яда», «Ягненок» — с «Тигром».

Сочинение «Бракосочетание рая и ада» — своеобразный ответ поэту и мыслителю Джону Мильтону на вопросы, косвенно заданные в поэме об Адаме «Потерянный рай». К ней Уильям выпустил цикл акварельных работ. Высшая способность, присущая человеку, по Блейку – воображение, дается Адом.

Рай олицетворяет рациональность и порядок. Зло становится силой, которая меняет мир, а Добро в традиционном понимании пассивно и реакционно. Но по одиночке они существовать не могут, и только их единство, то самое «бракосочетание» рождает целостную, духовную личность.

Будучи крещенным англиканской церковью, Уильям Блейк сопротивлялся религиозным догмам, высмеивал покорность и покаяние. С другой стороны, стихотворения «О скорби ближнего» и «Божественный образ» — гимн присутствию Бога в судьбе каждого человека, в радостные и печальные моменты.

Личная жизнь

В личной жизни Уильяма Блейка было куда меньше поисков и метаний, чем в творческой. С женой Кэтрин Буше поэт познакомился в то время, когда переживал крах предыдущих отношений – девушка отказалась выходить замуж. Блейк обвенчался с избранницей в 1782 году.

Портрет Кэтрин Буше, жены Уильяма Блейка

В лице супруги Уильям обрел любящего и верного друга, с пониманием относившегося к тому, что у мужа

«есть богатство дум, восторги духа, здравый ум…Но беден казной земною».

Кэтрин, не умевшая даже расписаться в свидетельстве о браке, под присмотром Уильяма научилась читать и писать, выполнять гравюры. Женщина станет вдохновителем Блейка во времена неудач и помощницей в иллюстрировании книг.

Смерть

Уильям Блейк умер в августе 1827 года в бедности. До последних дней художник работал над иллюстрациями к поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери. Этой работе итальянского мыслителя Блейк посвятил в общей сложности 102 рисунка, множество предварительных набросков.

Могила Уильяма Блейка

Как и у Вольфганга Амадея Моцарта, последним пристанищем британского гения стала общая могила на кладбище Bunhill Fields в Лондоне. После Второй мировой войны власти решили разбить на этом месте парк. Поскольку о точном месте захоронения никто не знал, ограничились памятной плитой, на которой написали, что «неподалеку лежат останки» Блейка и его жены.

В 21 веке поклонники творчества Уильяма потратили 2 года на установление конкретного места погребения. На помощь пришли древние церковные книги и знания современного ландшафтного дизайнера Кэрол Гарридо. Исследуя каждый сантиметр, энтузиасты нашли точное место.

Уильям Блейк

Лондонское Общество Блейка объявило сбор пожертвований для памятника поэту, неравнодушные люди перечислили почти $ 40 тыс. И в августе 2018 года ценители романтизма обрели место паломничества. На могиле Уильяма Блейка установлена белая мраморная плита с указанием имени, дат жизни и смерти и надписью: «Поэт. Художник. Пророк». Фото надгробия опубликовало издание The Guardian.

Интересные факты

  • В 1949 году власти Австралии учредили премию имени Уильяма Блейка за вклад в религиозное искусство.
  • Много лет спустя после смерти Блейк гностико-католической церковью причислен к лику святых, несмотря на антирелигиозную позицию.

Набросок портрета Уильяма Блейка

  • В 1931 году на сцене лондонского театра «Олд Вик» был поставлен балет Job: A Masque for Dancing, впервые созданный полностью британским творческим коллективом. Балет основан на Книге Иова из Библии и был вдохновлен иллюстрированным изданием Уильяма Блейка, опубликованным в 1826 году.
  • Строки «Тигр, тигр, жгучий страх, Ты горишь в ночных лесах. Чей бессмертный взор, любя, Создал страшного тебя?» звучат в сериале «Менталист» с Робин Танни и Саймоном Бейкером.

Цитаты

«Гравирование — это ремесло, которому я учился, мне не стоило и пытаться жить иным трудом. Мои небеса — это медь, а земля моя — это железо».

«Мои произведения более известны на небесах, нежели на земле».

«Жизнь — это Действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой».

«Не думай, что ты умнее других, хотя другие и считают, что умнее тебя, — и в этом твое преимущество перед ними».

«Размениваясь на мелочи, рискуете потерять целое».

На небесах и на земле. Почему Уильяма Блейка считали сумасшедшим

Уильям Блейк иллюстрировал Ветхий Завет, «Божественную комедию», «Потерянный рай», писал философские картины и сочинял оригинальную поэзию. Современники считали его безумцем, сегодня же Блейк известен как один из самых великих мастеров английского изобразительного искусства и литературы.

Маленький пророк

Любовь Блейка к мистике не случайна — его родители увлекались учениями популярного в то время теософа Эммануила Сведенборга, который утверждал, что может общаться с душами умерших людей. Одно из пророчеств шведского мистика особенно запало в душу впечатлительному мальчику: тот считал, что в 1757 году свершился Последний Суд, и грядёт новый мир, начиная с которого «все старые религиозные системы распадутся, и на земле наступит эра нового Иерусалима». Блейк родился в «тот самый» год, и ему казалось, что он чувствует обещанные изменения. В возрасте четырёх лет мальчик говорил, что видел, как «Бог приблизил своё чело к одному из окон их дома».

Отец Блейка — обычный лавочник — подстёгивал воображение сына и не торопился отдавать его в школу. Когда же будущему поэту и художнику исполнилось 10 лет, его отправили обучаться к живописцу Генри Парсу, а после он должен был идти в подмастерья к гравёру Уильяму Уэйну Райлендсу, но неожиданно отказался. Увидев будущего наставника, мальчик сказал: «Мне не нравится этот человек — у него лицо висельника». Через несколько лет Райлендса действительно повесили за подделку финансовых документов.

Читайте также  Зои дойч - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Со своим вторым наставником Блейк тоже не сошёлся характерами, за что был отправлен в Вестминстерское аббатство срисовывать памятники, надгробия и колонны. Там юношу также посещали видения: он говорил, что видел Христа и апостолов.

«Пусть сумасшедшим ты меня зовёшь»

В 22 года сын лавочника поступил в Королевскую Академию художеств, но из-за ссоры с её президентом (сэр Джошуа Рейнольдс не терпел отступлений от принятых правил рисунка и композиции, находя работы ученика дилетантскими) вскоре бросил обучение, навсегда возненавидев все «храмы науки». К этому времени юноша уже много рисовал, разработав свой неповторимый стиль, но люди не понимали его странных философских картин.

Чтобы зарабатывать на жизнь, Блейк открыл собственную мастерскую, совмещённую с магазином гравюр и эстампов. А вскоре к нему пришла идея «иллюминированного» метода печати, вот только сам мистик утверждал, что это не его заслуга. По словам Уильяма, метод необычной печати (гравированные листы печати сперва вручную раскрашивались, а затем сшивались) ему подсказал недавно скончавшийся брат Роберт, дух которого продолжал с ним общаться даже после смерти. После такого заявления знакомые ещё больше стали посмеиваться над странным парнем, и только молодая супруга верила в видения Блейка.

Поэт женился на неграмотной дочери садовника Катерине Боучер, чтобы утешить себя после первой несчастной любви, а вскоре искренне привязался к супруге. У пары не было детей, но до конца своих дней Блейк был благодарен Кэтрин за любовь и верность, научил её читать и писать (выходя замуж, та не могла даже поставить роспись в свидетельстве о браке).

Через год после женитьбы у Блейка вышел первый поэтический сборник «Пророческие книги», написанные нерифмованным стихом. 26 лет — поздновато для литературного дебюта, да и тот у современников не имел успеха. Поэзию Уильяма, как и картины, публика не приняла: один из критиков даже назвал автора «несчастным лунатиком», а его работы «сборищем нелепостей, порождённых больным воображением». Но мастер говорил: «Мои произведения больше известны на небесах, нежели на земле», — и продолжал издавать за свой счёт новые книги, сопровождая их собственными гравюрами.

Помимо необычного взгляда на мир, ещё одной причиной непонимания творчества Блейка его современниками можно считать отсутствие у автора классического образования. Даже сегодня видно, насколько тот был далёк от строгих канонов и форм XVIII. При всём этом он был упрямым человеком и не стеснялся в выражениях: «У тех, кому удается сдерживать свои эмоции, они, видно, недостаточно сильны, чтобы их невозможно было сдержать», — утверждал Блейк. А своим критикам отвечал в стихах:

Пусть обо мне ты распускаешь ложь,
Я над тобою не глумлюсь тайком.
Пусть сумасшедшим ты меня зовешь,
Тебя зову я только дураком.

Покой и воля

В 52 года состоялась единственная персональная выставка Блейка, которую он устроил на втором этаже дома, где помещалась лавка его брата-галантерейщика. Центральное место в экспозиции занимали иллюстрации к «Кентерберийским рассказам» Джеффри Чосера, но ни покупателей, ни посетителей не нашлось. В единственной рецензии об этом вернисаже говорилось, что автора следовало «упрятать в жёлтый дом, не будь он столь безобиден в быту».

Принято считать, что судьба Блейка была тяжёлой. Сам же мистик считал, что прожил счастливую жизнь, ведь он занимался любимым делом, а рядом была возлюбленная жена.

Даже смерть не казалась Блейку наказанием. Незадолго до неё 69-летний мистик почувствовал, что умирает и написал одному из друзей: «Я побывал у самых Ворот Смерти и возвратился оттуда дряхлым, немощным стариком, с трудом передвигающим ноги, но дух мой от этого не стал слабее, а воображение — бледнее. Чем немощней моё глупое, бренное тело, тем сильнее мой дух и воображение, коим жить вечно».

За несколько часов до смерти Блейк завершил портрет своей жены, сочинил ещё несколько строк, а потом просто закрыл глаза. «Так умирают святые», — сказала женщина, которая в тот день помогала по дому жене мастера.

Но даже на этом мистическая история Блейка не завершилась. Его жена утверждала, что после смерти муж посещает её в видениях. А если к ней приходили покупать какую-нибудь из его работ, она всегда говорила, что сперва посоветуется с супругом.

Уильям Блейк Биография. Писатель и художник

Уильям Блейк был писателем и художником 19-го века, который считается основополагающей фигурой эпохи романтизма. Его труды оказали влияние на бесчисленное множество писателей и художников на протяжении веков.

Кто такой Уильям Блейк?

Уильям Блейк начал писать в раннем возрасте и утверждал, что впервые увидел дерево, полное ангелов, в возрасте 10 лет. Он изучал гравюру и полюбил готическое искусство, которое включил в свои уникальные произведения. Будучи непонятым поэтом, художником и провидцем на протяжении большей части своей жизни, Блейк нашел поклонников в конце жизни и был чрезвычайно влиятельным после своей смерти в 1827 году.

Ранние годы.

Уильям Блейк родился 28 ноября 1757 года в лондонском районе Сохо. Он лишь недолго посещал школу, в основном обучаясь дома у своей матери. Библия оказала раннее, глубокое влияние на Блейка, и она останется пожизненным источником вдохновения, окрашивая его жизнь и труды интенсивной духовностью.

В раннем возрасте Блейк начал испытывать видения, и его друг и журналист Генри Крабб Робинсон написал, что Блейк видел, как голова Бога появилась в окне, когда Блейку было 4 года. Он также якобы видел пророка Иезекииля под деревом и имел видение «дерева, наполненного ангелами». Видения Блейка оказали неизгладимое влияние на искусство и писания, которые он создавал.

Молодой художник.

Художественные способности Блейка проявились в юности, и к 10 годам он был зачислен в школу рисования Генри Парса, где рисовал человеческую фигуру, копируя гипсовые слепки древних статуй. В 14 лет он стал учеником гравера. Мастер Блейка был гравером в лондонском обществе антикваров, и Блейк был послан в Вестминстерское аббатство, чтобы сделать рисунки гробниц и памятников, где его пожизненная любовь к готическому искусству была зачата.

Примерно в это же время Блейк начал собирать гравюры художников, которые в то время вышли из моды, включая Дюрера, Рафаэля и Микеланджело. В Каталоге для выставки его собственных работ в 1809 году, почти 40 лет спустя, Блейк фактически будет ламбастировать художников, «которые пытаются поднять стиль против Рафаэля, Мих. Анджело и антиквариат». Он также отвергал литературные течения XVIII века, предпочитая вместо них Елизаветинцев (Шекспира, Джонсона и Спенсера) и древние баллады.

Становление художника.

В 1779 году, в возрасте 21 года, Блейк завершил свое семилетнее ученичество и стал подмастерьем гравера-копировальщика, работая над проектами для книжных и печатных издательств. Также готовясь к карьере художника, в том же году он был принят в школу дизайна Королевской академии искусств, где в 1780 году начал выставлять свои собственные работы. В этот момент художественная энергия Блейка разветвилась, и он в частном порядке опубликовал свои поэтические наброски (1783), сборник стихов, которые он написал за предыдущие 14 лет.

В августе 1782 года, Блейк женился на Кэтрин Софии Буше, которая была неграмотной. Блейк научил ее читать, писать, рисовать и раскрашивать (его рисунки и гравюры). Он также помогал ей переживать видения, как и он. Кэтрин искренне верила в видения своего мужа и поддерживала его во всем, что он делал, вплоть до его смерти 45 лет спустя.

Одно из самых трагических событий в жизни Блейка произошло в 1787 году, когда его любимый брат Роберт умер от туберкулеза в возрасте 24 лет. В момент смерти Роберта Блейк якобы видел, как его дух радостно поднимается сквозь потолок. Этот момент, вошедший в душу Блейка, сильно повлиял на его позднюю поэзию. В следующем году Роберт явился Блейку в видении и подарил ему новый метод печати своих произведений, который Блейк назвал «иллюминированной печатью». Этот метод позволил Блейку контролировать каждый аспект производства своего искусства.
В то время как Блейк был известным гравером, вскоре он начал получать заказы на акварельную живопись, и он писал сцены из произведений Мильтона, Данте, Шекспира и Библии.

В 1800 году Блейк принял приглашение поэта Уильяма Хейли переехать в маленькую приморскую деревушку Фелфам и работать в качестве его протеже. В то время как отношения между Хейли и Блейком начали портиться, Блейк столкнулся с неприятностями другого рода: в августе 1803 года Блейк нашел солдата Джона Шофилда на территории поместья и потребовал, чтобы тот уехал. После того, как Шофилд отказался и последовал спор, Блейк удалил его. Шофилд обвинил Блейка в нападении и, что еще хуже, в подстрекательстве к мятежу, утверждая что он проклял короля.
Наказания за подстрекательство к мятежу в Англии того времени (во время Наполеоновских войн) были суровыми. Блейк страдал, не зная своей судьбы. Хейли нанял адвоката от имени Блейка, и он был оправдан в январе 1804 года, когда Блейк и Кэтрин вернулись в Лондон.

Более поздние годы.

В 1804 году Блейк начал писать и иллюстрировать Иерусалим (1804-20), свою самую амбициозную работу на сегодняшний день. Он также начал показывать больше работ на выставках, но эти работы были встречены молчанием, а одна опубликованная рецензия была абсурдно негативной. Рецензент назвал выставку демонстрацией «бессмыслицы, невразумительности и вопиющего тщеславия» и назвал Блейка «несчастным сумасшедшим».»

Блейк был опустошен рецензией и отсутствием внимания к его работам, и впоследствии он все больше и больше отказывался от любых попыток добиться успеха. С 1809 по 1818 год он гравировал несколько пластин (нет никаких записей о том, что Блейк производил какие-либо коммерческие гравюры с 1806 по 1813 год). Он также все глубже погружался в нищету, безвестность и паранойю.

Однако в 1819 году Блейк начал рисовать серию «визионерских голов», утверждая, что исторические и воображаемые фигуры, которые он изображал, действительно появлялись и сидели для него. К 1825 году Блейк набросал более 100 из них, в том числе Соломона и Мерлина-мага, а также те, которые вошли в «человека, который построил пирамиды» и «Гарольда, убитого в битве при Гастингсе»; наряду с самой известной головой визионера, которая вошла в «призрак блохи» Блейка.»

Оставаясь художественно занятым, между 1823 и 1825 годами Блейк выгравировал 21 рисунок для иллюстрированной книги Иова (из Библии) и дантовского ада. В 1824 году он начал серию из 102 акварельных иллюстраций Данте-проект, который был прерван смертью Блейка в 1827 году.

Читайте также  Мария магдалина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Смерть и наследие.

В последние годы своей жизни Блейк страдал от повторяющихся приступов недиагностированной болезни, которую он называл «той болезнью, которой нет названия.» Он умер 12 августа 1827 года, оставив незаконченные акварельные иллюстрации к «путешествию Пилигрима» Беньяна и иллюстрированную рукопись библейской Книги Бытия. В смерти, как и при жизни, Блейк получил короткий отпор от наблюдателей, и некрологи, как правило, подчеркивали его личные особенности в ущерб его художественным достижениям. «Литературная Хроника», например, описывала его как «одного из тех гениальных людей … чьи эксцентричности были еще более примечательны, чем их профессиональные способности.»

Недооцененный в жизни, Блейк с тех пор стал гигантом в литературных и художественных кругах, и его дальновидный подход к искусству и письму не только породил бесчисленные, завораживающие спекуляции о Блейке, они вдохновили огромное количество художников и писателей.

Биография Уильяма Блейка

Уильям Блейк – английский поэт, художник и гравёр – родился 28 ноября 1757 года в Лондоне, в районе Сохо, в семье лавочника Джеймса Блейка. Он был третьим из семи детей, двое из которых умерли ещё в младенчестве.

Уильям посещал школу только до десяти лет, научившись там лишь писать и читать, и получил образование на дому — его учила мать Кэтрин Блейк (в девичестве Райт). Хотя родители были протестантами — диссентерами из Моравской церкви, они крестили Уильяма в англиканской церкви Святого Иакова на Пикадилли. Всю жизнь сильное влияние на мировоззрение Блейка оказывала Библия. На протяжении всей его жизни она будет оставаться для него главным источником вдохновения.

Ещё в детстве Блейк увлёкся копированием греческих сюжетов с рисунков, которые приобретал для него отец. Работы Рафаэля, Микеланджело, Мартена ван Хемскера и Альбрехта Дюрера привили ему любовь к классическим формам. Судя по количеству картин и книг в хорошем переплете, которые родители покупали Уильяму, можно предположить что семья, по крайней мере какое-то время, была зажиточной. Постепенно это занятие переросло в увлечение живописью. Родители, зная горячий темперамент мальчика и сожалея о том, что он не ходил в школу, отдали его на уроки живописи. Правда, в период этих занятий Блейк изучал только то, что было интересно ему. Его ранние работы показывают знакомство с творчеством Бена Джонсона и Эдмунда Спенсера.

4 августа 1772 года Блейк поступил на 7-летнее обучение искусству гравировки к гравёру Джеймсу Бесайеру с Грейт Куин Стрит. К концу этого срока, к тому времени, когда ему исполнится 21 год, он стал профессиональным гравёром. Не имеется никаких сведений о серьёзных размолвках или конфликте между ними, однако биограф Блейка Питер Акройд отмечает, что позже Блейк внесёт имя Бэсайера в список своих соперников в искусстве, но вскоре вычеркнет его. Причиной тому было то, что стиль гравировки Бэсайера уже в то время считался старомодным, и обучение его ученика в таком ключе могло не лучшим образом повлиять на приобретаемые им навыки в этой работе, а также на будущее признание. И Блейк это понимал.

На третьем году обучения Бэсайер направил Блейка в Лондон срисовывать живописные фрески готических церквей (вполне возможно, что это задание было дано Блейку для того, чтобы обострить конфликт между ним и Джеймсом Паркером, другим учеником Бэсайера). Опыт, полученный во время работы в Вестминстерском Аббатстве, способствовал формированию у Блейка его собственного художественного стиля и идей. Долгие вечера Блейк проводил за зарисовками Аббатства.

8 октября 1779 Блейк стал студентом Королевской академии в Олд Сомерсет Хаус неподалёку от Стренда. Хотя платить за обучение не требовалось, на протяжении 6-годового пребывания в академии Блейк должен был покупать себе принадлежности и инструменты. Здесь он бунтует против того, что называет «незавершённым стилем модных художников», таких как Рубенс, столь любимый первым президентом школы Джошуа Рейнольдсом. Прошло время и Блейк возненавидел отношение Рейнольдса к искусству вообще и в особенности к его поиску «единой истины» и «классического понимания красоты». Модным в то время работам маслом кисти Рейнольдса Блейк предпочитал классическую аккуратность и чёткость оказавших влияние на раннее творчество работ Микеланджело и Рафаэля.

На первом году обучения в академии Блейк подружился с Джоном Флаксманом, Томасом Стотардом и Джорджем Камберлендом, с которыми разделял свои радикальные политические взгляды, вызванные большей частью революцией в Америке.

В 1782 Блейк встречает Джона Флэксмена, который станет его патроном, и Кэтрин Буше, которая вскоре станет его женой. В это время Блейк оправляется от отношений, кульминацией которых стал отказ на предложение руки и сердца. Он подробно излагает эту печальную историю Кэтрин и её родителям, после чего спрашивает девушку: «Вам меня жаль?». Когда Кэтрин отвечает утвердительно, он признаётся: «Тогда я люблю Вас». Уильям Блейк и Кэтрин Буше, которая была на 5 лет младше его, обвенчались в Церкви Святой Марии в Баттерси. Будучи неграмотной, Кэтрин вместо росписи поставила в свидетельстве о браке крестик «Х». Позже, кроме обучения Кэтрин чтению и письму, Блейк обучил её ещё и искусству гравюры. На протяжении всей жизни он будет понимать, насколько бесценна для него помощь и поддержка этой женщины. Среди бесчисленных неудач Кэтрин не даст угаснуть пламени вдохновения в душе мужа, а также будет принимать участие в печати его многочисленных иллюстраций.

Публикацию первого сборника стихотворений Блейка, «Поэтические Наброски» (Poetical Sketches), относят к 1783. После смерти отца в 1784 Уильям с бывшим соучеником Джеймсом Паркером открыли типографию и стали работать с издателем-радикалом Джозефом Джонсоном. Дом Джонсона был местом встреч для интеллигенции — некоторых ведущих английских диссидентов того времени. Среди них были: богослов и учёный Джозеф Пристли, философ Ричард Прайс, художник Джон Генри Фусели, феминистка Мери Уолстоункрафт и американский революционер Томас Пейн. Вместе с Уильямом Уордсуортом и Уильямом Годвином, Блейк возлагал большие надежды на Французскую и Американскую революции и носил Фригийский колпак в знак солидарности с Французскими революционерами, но отчаялся с годами расцвета Робеспьера и Правления Террора во Франции. В 1784 Блейк также сочинил, но оставил неоконченной свою рукопись «Остров на луне» (An Island in the Moon).

Блейк иллюстрировал книгу Мери Уолстоункрафт «Подлинные истории из реальной жизни». В вышедших в 1793 «Видениях Дочерей Альбиона» Блейк осуждает жестокий абсурд насильственного, принудительного воздержания, а также замужества без любви, и встаёт на защиту права женщин реализовывать свои способности и возможности.

В 1788, в возрасте 31 года, Блейк начинает экспериментировать в области рельефного офорта, метода, который он будет применять для оформления своих книг памфлетов и стихов, для картин, и именно им будет выполнен шедевр Блейка — иллюстрации к Библии. Блейк использовал такой способ оттиска для иллюстрации большинства своих известных произведений включая «Песни невинности и опыта», «Книгу Тэль», «Бракосочетание рая и ада», «Иерусалим».

Несмотря на то, что Блейк прославился именно благодаря своей технологии рельефного офорта, в собственной работе ему чаще приходилось придерживаться метода инталия, стандартного в XVIII веке метода гравировки, который заключался лишь в нанесении насечек на жестяную пластину.

Блейк также использовал метод интальо в своих работах, в частности для иллюстраций к «Книге Иова», которую завершил перед самой своей смертью.

Брак Блейка и Кэтрин был крепким и счастливым до самой смерти художника. Блейк учил Кэтрин письму, а она помогала ему раскрашивать печатаные книги его стихов. Ребёнок, которого так хотели Уильям и Кэтрин, Тэль, могла бы быть первым ребёнком, но не выжив после рождения, стала последним. Возможно, о ней Блейк пишет в Книге Тель.

В 1800 Блейк переезжает в небольшой дом в Фелфаме, в Сассексе (теперь это Западный Сассекс), получив заказ на иллюстрацию работ молодого поэта Уильяма Хейли. Именно в этом доме Блейк некогда работал над книгой «Мильтон»: Стихотворение (оформление предисловия к книге датировано 1804 годом, но Блейк продолжал работу вплоть до 1808 года). Книга начинается со строк: «На этот горный склон крутой Ступала ль ангела нога?», увековеченных позже в гимне «Иерусалим». Вскоре Блейк вознегодовал на своего нового покровителя, поняв, что Хейли вовсе не интересует занятие искусством, он больше занят «тяжёлой работой по бизнесу». Разочарование Блейка своим патроном Хейли так повлияло на первого, что в поэме «Мильтон» он написал, что «Друзья в материальном мире — духовные враги».

Проблемы Блейка с властью дошли до критической стадии в августе 1803, когда он ввязался в драку с солдатом по имени Джон Скофилд. Блейка обвинили не только в нападении, но и произнесении подстрекательских и мятежных речей против короля. Чичестерская выездная сессия суда присяжных признаёт Блейка невиновным.

Блейк вернулся в Лондон в 1804 и начал работу над написанием и иллюстрацией «Иерусалима» (1804-1820), его самой амбициозной работы.

В 1818 сын Джона Камберленда представил Блейка молодому художнику по имени Джон Линнелл. Через Линнелла Блейк встретил Сэмюеля Палмера, принадлежавшего к группе художников, которые называли себя Шоремские Древние. Они разделяли антипатию Блейка к современным направлениям и его веру в духовное и художественное возрождение. В возрасте 65 лет Блейк занялся иллюстрациями к «Книге Иова». Этими работами позже будут восхищены Раскин, который сравнит Блейка с Рембрандтом, и Ральф Воан-Уильямс, который поставит свой балет «Job: A Masque for Dancing», используя в нём подборку иллюстраций художника.

Позже Блейк станет распродавать огромное количество своих работ, в частности своих иллюстраций к Библии, Томасу Баттсу, патрону Блейка, который воспринимал его, скорее, как друга, нежели как заслуженного художника, чьи работы были удостоены признания. А именно это было типичным мнением о творчестве Блейка на протяжении всей его жизни.

В 1826 Блейк с помощью Линнелла получает заказ на создание серии гравюр к «Божественной комедии» Данте. Но смерть Блейка 12 августа 1827 года не даёт ему реализовать свою смелую задумку, и только считанные работы в акварели и всего 7 пробных оттисков остаются завершёнными. Но даже они были удостоены восхищения.

Иллюстрации Блейка к поэме не сопровождают описываемое буквально, они, скорее, заставляют критически пересмотреть происходящее, порой предоставляя новое видение духовных и моральных сторон произведения. Так как проекту не было суждено завершиться, замысел Блейка остался не совсем ясным.

У. Блейк был причислен к лику святых Ecclesia Gnostica Catholica (отделением организации Орден восточных тамплиеров). В 1949 в Австралии была учреждена Награда имени Уильяма Блейка за вклад в религиозное искусство. А в 1957 в Вестминстерском Аббатстве был сооружён мемориал памяти Блейка и его жены.

Уильям Блейк: биография и произведения

Уильям Блейк – английский писатель, гравер и художник, живший в конце 18-го — начале 19-го века. Сегодня он считается одним из самых значительных творческих персон романтической эпохи. Он был не признан при жизни, зато сегодня его вклад оценен по достоинству, и больше никто не считает его безумцем. О жизни и творчестве этого удивительного человека мы поговорим в этой статье.

Читайте также  Лена перова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Уильям Блейк: биография. Детские годы

Родился будущий художник и поэт 28 ноября 1757 года в лондонском районе Сохо. Его отца звали Джеймсом, он был владельцем лавки. Уильям был в семье третьим ребенком из семи. Образование его было коротким – только до 10 лет мальчик ходил в школу, где научился читать и писать. Дальнейшим образованием сына занималась мать Кэтрин Райт. Уильям был крещен в английской церкви. Вера оказала сильное влияние на мировоззрение будущего писателя, он несколько раз перечитывал Библию и относился к ней с благоговением и трепетом. Эта книга также стала для Блейка основным источником вдохновения.

В детстве отец покупал для сына рисунки с греческими сюжетами, и мальчик быстро увлекся их копированием. Именно работы Микеланджело, Рафаэля, Дюрера познакомили его с классическими формами. Уильям все больше и больше увлекался живописью, и родители решили нанять художника для уроков. Однако на этих занятиях мальчик изучал только то, что ему нравилось, игнорируя все остальное.

Учеба

В 1772 году Уильям Блейк становится учеником Джеймса Бесайера, известного гравера. Закончилось обучение через 7 лет, к этому году начинающему художнику был уже 21 год. Обучение дало ему право считаться профессиональным гравером. За это время он получил бесценный опыт, срисовывая готические фрески лондонских церквей, в том числе и в Вестминстерском аббатстве.

В 1779 году Блей начинает учебу в Королевской академии, расположенной недалеко от Стренда. Обучение было бесплатным, но покупать себе инструменты и принадлежности студенты должны были сами. Здесь Блейк начинает выступать против «незавершенного стиля модных художников» (ярким примером являются работы Рубенса). Сам молодой художник предпочитал классическую четкость и аккуратность раннего творчества Рафаэля и Микеланджело.

Женитьба

В 1780 году, когда начались небезызвестные городские мятежи Лондона, Блейк, по свидетельствам очевидцев, принял в них участие и был среди тех, кто штурмовал Ньюгетскую тюрьму. Хотя некоторые биографы художника утверждают, что к толпе он примкнул случайно.

Через два года после этих событий Блейк знакомится с Кэтрин Буше, которой суждено будет стать его женой. В это время художник пытается оправиться от неудавшихся отношений, финалом которых стал отказ девушки на предложение выйти замуж. Историю своей неразделенной любви Блейк рассказывает Кэтрин, а затем спрашивает, жаль ли его девушке. В ответ он слышит «да» и отвечает – «тогда я вас люблю». Их венчание прошло в церкви Святой Марии (Баттерси). Кэтрин была неграмотной и в свидетельстве о браке поставила вместо росписи крестик. Оригинал этой бумаги до сих пор хранится в церкви. Жена станет поддержкой и опорой для мужа, которая не позволит ему сдаться, несмотря на частые неудачи.

В 1783 году публикует свой первый сборник под названием «Поэтические наброски» Уильям Блейк. Стихи, вошедшие в него, часто включают библейские сюжеты и образы.

Через год после этого умирает отец художника и Уильям на унаследованные деньги открывает типографию и начинает сотрудничество с издателем Дж. Джонсоном. Дом этого человека был местом постоянных встреч интеллигенции, в том числе здесь собирались и диссиденты. Со многими из них Блейк свел знакомство.

Новый метод оттиска

В 1788 начинает экспериментировать с рельефным офортом Уильям Блейк. Художник оттачивает новый метод, который впоследствии будет использовать для оформления своих книг, а также для иллюстрации Библии – главного его шедевра.

По сути, Блейк совершил настоящий переворот в области оттиска, изменив сам процесс его изготовления. Кроме того, изобретенный художником рельефный офорт принес своему создателю коммерческий успех, а также известность.

Но в своей работе Блейк не ограничивался только этим способом гравировки и использовал такие популярные, как инталия.

Проблемы с властями

Уильям Блейк, стихи которого при жизни пользовались меньшей популярностью, чем рисунки, в 1800 году переезжает в Фельфаме (Сассекс) вместе со своей женой. Незадолго до этого у четы родилась девочка, которую назвали Тэль, но ребенок не выжил. Таким образом, у Блейка не было наследников.

В это же время ухудшается отношение художника с властью. В 1803 конфликт достигает кульминации, когда Блейк ввязывается с солдатом Джоном Скофилдом в драку. После этого Уильям был обвинен не только в нападении, но и в произнесении мятежных и подстрекательских речей, которые порочили имя короля. Скофилд подтверждал эти обвинения. Однако суд присяжных признал Блейка невиновным, а газеты назвали дело сфабрикованным.

В 1804 году художник возвращается в Лондон и принимается за иллюстрацию «Иерусалима» – самой амбициозной его работы. В это время он открывает свою выставку, где все желающие могут приобрести его варианты иллюстраций популярных книг. Но эта затея окончилась провалом – не было продано ни одной картины.

В 1818 Блейк начинает работу над иллюстрацией «Книги Иова». Впоследствии именно эти рисунки приведут в восхищение Раскина.

Последние годы и смерть

Книги Уильяма Блейка продаются с переменным успехом и не пользуются особой популярностью среди большого круга читателей, хотя и вызывают восхищения у отдельных художников. Эта ситуации продолжалась на протяжении всей жизни творца.

Последние годы Блейк провел на Фаунтан Коурт, продолжая работать. Даже в день своей смерти он занимался иллюстрациями к Данте. Его жена сидела рядом с ним, проливая слезы. Заметив это, художник попросил женщину замереть и нарисовал ее портрет, сказав, что она навсегда останется для него ангелом. Закончил рисунок, Блейк отложил его и принялся петь стихи и гимны. Умер он в 6 часов вечера, пообещав жене, что останется с ней вечно. Похоронили художника на том же кладбище, где нашли покой его родители. Это было местечко Банхилл Филдс.

После смерти мужа Кэтрин пошла экономкой в дом Тейтэма. Именно этому человеку после ее смерти достались многие рукописи и рисунки Блейка. Часть из них хозяин дома счел еретическими и сжег.

Сегодня точное место захоронения художника неизвестно, так как кладбище выровняли и на его место осталась только лужайка. Тем не менее именно она стала местом паломничества поклонников и почитателей таланта Блейка.

Творчество

Всегда отличался большой склонностью к мифологизированию Уильям Блейк. Творчество его в ранний период апеллировало к библейским образам, но постепенно он начал отходить от них, создавая собственные мифы и символы.

При этом ранние работы поэта и художника буквально дышат мятежом и бунтарством против основных религиозных догматов. Ярким примером этого является «Бракосочетание Рая и Ада», где Сатана предстает главным героем, борющимся с авторитетом Бога. Постепенно в работах Блейка начинают преобладать гуманистические идеи, а также темы искупления, самопожертвования, прощения. Тем не менее сохраняется непринятие авторитарности традиционной религии.

Такие воззрения не могли понравиться его богобоязненным современникам, именно поэтому творчество поэта и художника пользовалось столь малой популярностью.

Произведения

Несмотря на неприятие публики, продолжает работать Уильям Блейк. Произведения его постепенно печатаются. Самым плодовитым в этом отношении является 1793 год, когда выходят сразу 5 его книг: «Врата Рая», «Америка», «Видения дщерей Альбиона», «Европа», «Книга Уризена». Позднее появляется сборник «Песни опыта». На страницах этих книг поэт ведет активный спор со всевышним, отступая от религиозной догматики, но активно обращаясь к библейским символам. Не удивительно, что поклонников ему эти работы не прибавили. Но провал не остановил поэта, и Блейк продолжил писать.

Иллюстрации ко всем своим произведениям он делал сам, используя разработанный метод. Эти гравюры позднее станут не менее популярны, чем стихи поэта, но увидеть это Блейку будет не суждено.

«Комедия» Данте

В 1826 году художник получает крупный заказ на серию гравюр к новому изданию «Божественной комедии». К сожалению, из-за смерти в 1827 году Блейк не смог завершить работу. Всего за год он успел сделать несколько набросков акварелью и 7 оттисков. Однако даже они вызвали восхищение и были названы одним из величайших достижений художника.

Стоит отметить, что эти иллюстрации не являются буквальным изображением происходящего в поэме. Они скорее критически переосмысливают эти события, позволяя увидеть новые моральные и духовные стороны «Комедии».

Из-за того, что проект не был завершен, окончательный замысел Блейка так и остался неизвестным. А по мнению большинства исследователей, какие-то выводы об этом можно сделать, только ознакомившись со всей серией рисунков.

Созданные оттиски и наброски изображают только первую часть «Комедии», посвященную аду. За иллюстрацию чистилища и рая художник не успел взяться. Это обстоятельство вносит еще больше затруднений в понимании смысла всего творения. Тем не менее именно работа над «Божественной комедией» принесла Блейку наибольшую известность и прославила его как художника.

Необычная и удивительная личность

Поэт Уильям Блейк привлекает внимание не только своим необычным творчеством, но и весьма загадочной личностью. Удивительно то, что его нельзя назвать сформировавшимся художником, или поэтом, или философом. Дело в том, что его живопись идет вразрез с общепринятым каноном, поэзия нарушает нормы английского языка, а философия непоследовательна и не всегда логична.

Однако все это в совокупности создало грандиозного и величественного творца. Блейк неустанно пытался постигнуть законы мироздания, а также понять и описать духовность. Его произведения – это совокупность поэзии, философии и рисунка. Такого в человеческом искусстве не встречалось ни разу.

Но именно этот необычный способ самовыражения позволил писателю наиболее четко и ясно выразить свой взгляд на мир, религию и человека. Труды Блейка говорят о том, что он был наделен очень тонким и глубоким внутренним миром. Его восприятие реальности выделяло его на фоне современников. Он тонко ощущал этот мир и пытался передать это ощущение окружающим. К сожалению, то, что сделало его великим творцом, мешало окружающим понять его. Взгляды Блейка были настолько отличны, что его просто не могли понять и принять.

Уильям Блейк: цитаты

Приведем несколько самых известных высказываний писателя:

  • «Презренному нужно презрение, как рыбе вода, как птице воздух».
  • «Веди плуг и телегу по костям мертвецов».
  • «Нагота женщины сотворена Богом».
  • «Кто желает, но не действует — порождает чуму».

По достоинству оценить талант автора смогли лишь потомки. Хотя сам Блейк всегда обращался в своем творчестве к людям, был открыт им и хотел только одного – чтобы его услышали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: