Сергей лемешев — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Любовь и опера: пять жен Сергея Лемешева

До войны в СССР все увлекались оперой. Рабочий на заводе, напевающий оперную арию в те годы вообще никого бы не удивил. И популярность солиста Большого театра Сергея Лемешева была просто фантастической, а когда на экраны страны вышел фильм «Музыкальная история», она и вовсе перестала помещаться в рамки разумного. Говорят, такой зрительской любви не было больше ни у кого за всю историю Большого.

Массовый психоз

Во внешности и тембре голоса Лемешева было что-то, оказывающее мистическое воздействие на некоторых женщин. Один психиатр называл это массовым психозом и говорил, что для поклонниц Сергея в клинике можно открывать целое отделение. Эти несчастные девушки постоянно поджидали певца в магазине «Сыр» неподалеку от его дома, за это их называли «сырихами» или «лемешистками».

Такое внимание не могло не раздражать, и все же Лемешев старался уважать своих поклонниц. И хотя бы словом-двумя, но отвечать на каждое письмо. Он вообще понимал и любил женщин, часто начинал романы, и только официально был женат пять раз. И среди наиболее верных его поклонниц были такие, которые дружили со всеми его женами поочередно.

Полюбил и сегодня женился

В первый раз Лемешев женился на дочери своего консерваторского преподавателя, Наташе Соколовой. Он, красивый талантливый студент из тверской деревни с простыми, но удивительно мягкими манерами и правильной речью, уже тогда останавливал на себе даже самые придирчивые женские взгляды. Это, конечно, не помогало стабильности раннего брака. Прямо в доме своего тестя Лемешев познакомился со второй женой, Алисе Багрин-Каменской.

Алиса всюду ходила в черном в память о погибшем муже. Она была по-настоящему светской женщиной, всегда безупречно держалась, отлично разбиралась в искусстве и литературе, глубоко понимала музыку. Она была на пять лет старше Сергея. Вскоре после знакомства с ней он уже писал матери, что встретил женщину, хорошую во всех отношениях.

С Алисой Лемешев прожил 11 лет. Под ее влиянием он стал другим человеком: от тверской деревни не осталось и следа, теперь все восхищались его тонким вкусом и безупречными манерами. Безумная любовь не мешала певцу то и дело оказываться в эпицентре какой-нибудь любовной истории. Устав ревновать и обижаться, Алиса от него ушла – последней каплей стал роман Лмешева с его поклонницей Любой Варзер.

Лемешев женился на Любе. Но однажды его новая жена ненадолго уехала, а когда вернулась, Серегей уже любил другую женщину: в театр пришла молодая солистка Ирина Масленникова.

По лирическому звучанию

Союз с Ириной был еще и творческим: оба они безумно любили музыку, любили свое дело.

Ирина встретила Лемешева в трудное для него время: шла война, а певец тяжело болел туберкулезом легких. Врачи запретили ему петь, а жить без сцены он просто не хотел. Ирина была рядом, ее любовь вернула Сергею желание жить. И когда врачи отключили пораженное легкое, Лемешев стал петь на здоровом, не слушая их запрета: сначала в одном спектакле в месяц, а потом, несколько лет спустя, уже в трех-четырех.

Дочь Лемешева и Ирины Масленниковой вспоминала об удивительной атмосфере доверия, любви и абсолютной честности у них дома. Там не было места даже самой маленькой лжи. Но все равно через семь лет супруги расстались. Лемешев встретил свою последнюю любовь, Веру Кудрявцеву.

Ищу такую, как вы

Вера была солисткой Малого театра. Когда она пела, Лемешев садился в кулисах и не отрывал от нее пристального взгляда. Вера знала, что певец привык к тому, что женщины быстро в него влюбляются, и поэтому держалась официально, даже холодно. Лемешев это ценил. Но однажды взял Веру за руку и сказал, что приезжает сюда только ради нее

Кудрявцева больше не сомневалась. Она оставила мужа и сына и ушла к Лемешеву.

Главным в Лемешеве был даже не голос, а огромный талант – он и притягивал к нему женщин, как магнит. В 1977 году он в последний раз пел арию Ленского и зрители действительно видели перед собой юного поэта, который переживает свою первую любовь и не знает, какая короткая жизнь назначена ему судьбой. Ему рукоплескали 10 минут, и в публике были бывшие «лемешистки», в эти минуты готовые снова пережить необъяснимое чувство одержимости прекрасным человеком с прекрасным голосом.

Сергей Лемешев и женщины

На фото мама певца Сергея Лемешева с его невестой Аграфеной.

Жены дворянки- целовали его маме руки, они были ей благодарны и хорошо воспитаны.

В то лето оба брата, несмотря на небольшие года, собрались жениться: Алексей присмотрел себе Прасковью

Сергей — Аграфену: ей шел шестнадцатый годок, лицо милое, темноглазое…

Жены дворянки- целовали его маме руки, они были ей благодарны и хорошо воспитаны.

Однажды Сергей с Алексеем поехали в ночное, пасти коней.

Развели костер, стали песни петь, и сырой воздух разносил их голоса далеко-далеко.

Оба сына Акулины — первой певицы в округе, солистки церковного хора — пели хорошо,

но среди крестьян это большим достоинством не считалось.

Поэтому Алексей Лемешев страшно удивился, когда проезжавший мимо инженер

Николай Александрович Квашнин сказал: “Ребята, да вы — тенора! Это же Божий дар, вам учиться надо!

Приходите-ка завтра к моей жене, она вами займется”.

“Это пению-то учиться?”, — засмеялся Алексей.

А Сергей, за три года в Питере успевший узнать много всякого-разного,

в том числе и что пение — то же ремесло, к приглашению инженера отнесся серьезно.

Евгения Николаевна Квашнина, окончившая когда-то Саратовскую консерваторию, определила:

у Алексея голос сильный, настоящий драматический тенор,

а у Сергея — хоть и послабее, но зато своеобразнее, лиричнее, обаятельнее, что ли!

Алексей же во всю эту голосовую механику вникать не захотел и, бросив казавшиеся ненужными занятия,

ушел вместе со своим драматическим тенором обратно в деревню

и вскоре женился-таки на своей Параше.

А вот бедная Грушенька осталась не у дел.

Из сережиного сердца ее очень скоро вытеснила дочь Квашниных Галина.

Голубоглазая, тонкая, с длинной косой, насмешливая и романтичная — настоящая барышня.

Она даже стихи писала!

и через много лет после того, как Серлем ушел от Квашниных сначала в Тверь, потом в Москву,

там женился, развелся, и снова жениться, Галина Квашнина все бегала к нему на тайные свидания,

все посвящала ему стихи.

Лемешев впервые женился уже студентом Московской консерватории.

Его избранница был очень похожа на Галину Квашнину: тоже из дворян, тоже красавица,

и тоже учительская дочь (женский тип, которому Сергей Яковлевич оставался верен долгие годы).

Ее отец — профессор Иван Николаевич Соколов — преподавал Лемешеву в консерватории,

благоволил ему как талантливому студенту, и приглашал домой на свои знаменитые “музыкальные среды”.

“Дорогая мамочка! Я встретил очень милую, хорошую во всех отношениях женщину,

безумно ее полюбил и сегодня на ней женился.

Чувствую себя таким счастливым, каким никогда не был”, — написал Сергей матери,

имея в виду вовсе не Наташу, а Алису Багрин-Каменскую,

с которой познакомился на тех же “средах” в доме тестя.

Считается, что свои безупречные манеры, высокую культуру, тонкий вкус Сергей Яковлевич

перенял именно у своей второй жены.

После того, как в 1940 году на экраны вышел фильм “Музыкальная история”,

на Лемешева обрушилась чудовищная популярность.

Именно тогда появилась армия “лемешисток”, и бремя общения с ними взяла на себя интеллигентная Алиса.

Кончилось тем, что после 11 лет супружества Алиса, не выдержав мужниных измен, ушла.

Он был страстно влюблен в актрису МХАТа Нору Полонскую, но их роман просуществовал недолго:

на очередное свидание Нора пришла не одна, а с подругой Любочкой Варзер, которая, как оказалось,

была горячей поклонницей Лемешева.

Сергей Яковлевич мгновенно вспыхнул новой страстью.

Кстати, именно роман Лемешева с Любочкой Варзер “сломал” долготерпеливую Алису.

Так Любочка стала третьей официальной женой Сергея Яковлевича,

но и ее со временем постигла участь предшественниц: однажды, оставив больного мужа дома

и страшно за него волнуясь, Варзер уехала на гастроли, а, вернувшись,

застала Лемешева не только здоровым, но и влюбленным

в молоденькую солистку Большого театра Ирину Масленникову, женщину все той же “породы”: из дворян,

прекрасно образована и очень красива.

Кстати, Ирина Ивановна — единственная из жен — родила Лемешеву дочь

(Мария Сергеевна Лемешева стала певицей и работает в театре своего отчима Бориса Покровского,

за которого ее мать вышла замуж после развода с Лемешевым).

Порой его упрекали в бессердечии.

Но судите сами: легко ли хранить верность одной единственной молодому мужчине, да еще и пылкого,

артистического склада, да еще и помимо собственной воли так действующему на женщин,

что ни одна не только не может, но и не хочет устоять?

О бесчисленных любовных победах Лемешева можно было бы написать тома.

Сергей Лемешев с женой Ириной Масленниковой и дочкой Машей.

Читайте также  Павел санаев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Все его жены, даром что имели высокое происхождение, изысканные манеры и тонкий вкус,

неизменно ездили с Лемешевым в его деревню, там рыбачили и ходили по грибы.

И, как заправские крестьянки, оказывали свекрови, Акулине Сергеевне, подчеркнутое уважение.

Иного Лемешев не потерпел бы: он был очень хорошим сыном, так же как и очень хорошим братом.

Еще учась в консерватории и едва заработав первые деньги, двадцатидвухлетний Лемешев

построил для родных в Князево хороший дом.

А, едва утвердившись в качестве солиста Большого театра, сразу попытался пристроить туда Алексея.

Да вот только, будучи равным брату по природной одаренности, ни его целеустремленностью,

ни трудолюбием, ни одержимостью искусством Алексей не обладал, и в Большом не прижился —

он тосковал по деревне, много пил, а потом взял и вернулся в Князево,

окончательно употребив свой музыкальный талант на пение под гармошку на завалинке.

Здоровье Сергея Яковлевича было подорвано еще в октябре 1941 года.

Два воспаления легких, плеврит, туберкулез.

Врачи “отключают” правое легкое, в котором открылся активный процесс.

Отныне по всем медицинским законам петь Лемешеву нельзя — ему просто не хватит воздуха!

Но зачем ему, лишенному наслаждения творчеством, было бы жить?

Лемешев упорно тренировал голос, и вскоре врачи разрешили ему давать по концерту в месяц,

потом — по два, а потом и еще чаще.

И вот он уже снова выходит на сцену Большого театра…

…Август 1972 года, Сергею Яковлевичу — 70 лет. В то лето вокруг Москвы горели торфяные болота,

и густой смог висел в воздухе.

Окна квартиры Лемешева были завешены мокрыми простынями, чтобы защитить его больные легкие

хотя бы от дыма — от жары защититься было невозможно.

И вот в один из таких дней Сергей Яковлевич пел (в 501 и в последний раз!) своего Ленского:

как и положено в сцене дуэли, на нем была шуба, бобровая шапка…

И, несмотря на жару, на 70 лет, на больные легкие, на недавно перенесенный инфаркт,

Лемешев превратился на сцене в робкого, юного, пылкого поэта!

Он с молодости не выносил общепринятой оперной фальши, и к своей драматической игре

относился столь же требовательно, как и к пению.

И вот теперь зал 10 минут аплодировал ему стоя. А потом жена еле довезла Лемешева домой.

Вера Николаевна Кудрявцева — дворянка, учительсткая дочь и красавица —

стала пятой и последней его женой.

Они познакомились в 1948 году, в ленинградском Малом оперном театре,

куда Лемешев приезжал петь по разовому контракту.

Ему было сорок шесть, ей — тридцать семь.

Лемешев просил ставить для себя в кулисе стул, и всегда слушал, как она поет.

“Зная, как легко покорялись женские сердца Лемешеву, я не давала повода быть сейчас же завоеванной им.

И он оценил это в моей натуре”, — скажет через много лет Вера Николаевна.

Впрочем, долго сопротивляться Сергею Яковлевичу было делом невозможным.

Однажды он взял ее за руку: “Неужели вы не понимаете, что я приезжаю петь сюда ради вас?

Я давно ищу такую женщину, как вы!”

Вскоре Вера Николаевна, оставив мужа и сына, отправилась за Лемешевым.

Поселились в новой квартире на улице Горького, 25/9.

После раздела имущества с Ириной Масленниковой Лемешев перевез сюда все доставшееся ему:

диван, секретер и ломберный стол. Он снова начинал жизнь с белого листа.

И снова были поездки в деревню к матери, и рыбалка, и грибы.

И снова поклонницы Сергея Яковлевича нашли в его жене союзницу и добрую подругу.

К старости Лемешев стал относиться к своим поклонницам терпимо и даже нежно:

“Я смотрю на них и думаю: Боже мой, как летит время! Вот эту я знаю 30 лет, а эту 20.

И какие они уже все старые, и какой же я-то старый”.

Впрочем, однажды Лемешев пришел домой ошарашенный:

“Сейчас на бульваре мне объяснилась в любви 17-летняя девочка. А ведь мне уже за семьдесят!”

Жена пожала плечами: “Ты обречен покорять женские сердца”…

Сергей Лемешев

С ергей Лемешев — выходец из бедной крестьянской семьи — уже к 30 годам стал известен всей стране. Долгие годы он выступал на сцене Большого театра со своей любимой ролью — партией Ленского из «Евгения Онегина». Тенор исполнил ее более 500 раз.

40 верст пешком, чтобы исполнить арию Ленского

Сергей Лемешев родился в селе Старое Князево Тверской губернии в бедной крестьянской семье. У обоих его родителей — Якова Лемешева и Акулины Шкаликовой — были красивые, звучные голоса. Мать Лемешева пела в церковном хоре и считалась лучшей певицей в деревне.

Сергей рано остался без отца: ему еще не было и 10 лет, когда глава семьи скончался от чахотки. В 1914 году Лемешев окончил 4-й класс церковно-приходской школы и вместе с дядей отправился в Санкт-Петербург — обучаться сапожному делу. Но после начала Октябрьской революции вернулся в родную деревню и поступил вместе с братом Алексеем в местную художественно-ремесленную школу. Однажды ее директор Николай Квашнин услышал, как Сергей Лемешев пел. Он пригласил мальчика в гости и познакомил со своей женой, Евгенией Квашиной. У той было консерваторское образование, и она предложила учить Лемешева певческому мастерству и нотной грамоте. Именно в ремесленной школе Квашнина юный певец выучил арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», которая спустя годы стала его визитной карточкой.

Зимой 1919 года Лемешев пешком отправился в Тверь — за 40 верст. Он хотел выступать в центральном городском клубе самодеятельности. Руководитель клуба Николай Сидельников прослушал весь репертуар молодого певца: русские песни, арии Ленского, Надира и Левко. Сергей Лемешев выступил в клубе в первый же свой вечер в Твери. Его концерт так понравился публике, что молодого певца долго не отпускали со сцены. Однако на работу Лемешева не взяли, и ему пришлось отправиться домой.

Через полгода он вернулся в Тверь, но уже для того, чтобы поступить в кавалерийское училище. Параллельно Сергей Лемешев полтора года учился в музыкальной школе у Сидельникова — за это время они стали близкими друзьями. Частные уроки у Николая Сидельникова певец брал еще долго, даже когда стал знаменит.

Студент Московской консерватории и ученик Станиславского

Через полтора года, в 1921 году, Лемешев поехал поступать в Московскую консерваторию. Молодому певцу удалось стать студентом, хотя конкурс был огромный — на 25 мест подали более 500 заявок. В консерватории Лемешев попал в класс Назария Райского, известного вокального педагога.

Сергей Лемешев не только занимался в классе Райского, который развивал его технику, но брал уроки у других педагогов — супругов Соколовых, Надежды Кардян, Людмилы Звягиной. Своим вторым университетом певец считал Большой театр. Там он услышал выступление Федора Шаляпина и Леонида Собинова, которого особенно любил: «У Леонида Витальевича Собинова была своеобразная, одному ему присущая манера образования звука. И это придавало особое очарование его пению».

Первый сольный концерт Сергея Лемешева прошел в 1924 году на сцене Российского института театрального искусства. За него певец получил внушительный по тому времени гонорар — 175 рублей, на который он построил для матери и брата новую избу.

В этом же году Лемешева приняли в оперную студию Константина Станиславского.

«Артист, озаряющий счастьем»

В 1925 году Лемешев окончил консерваторию. На выпускном экзамене он пел две партии — Водемона из оперы Петра Чайковского «Иоланта» и Ленского. Вскоре певца пригласили в Свердловский оперный театр имени Анатолия Луначарского (сегодня — Екатеринбургский театр оперы и балета). Директор обещал молодому исполнителю главные роли, и Сергей Лемешев согласился. В Свердловске он проработал около года, затем два сезона солировал в Русской опере в Харбине, а в 1929–1931 годах пел в Тифлисском театре оперы и балета. Здесь его услышал оперный певец Александр Пирогов, он посоветовал молодому певцу попробовать свои силы в Большом театре.

В 1931 году Лемешев дебютировал на сцене Большого в роли Царя Берендея в опере «Снегурочка». После этого выступления его зачислили в труппу.

Долгие годы певец был одним из ведущих теноров Большого театра. За это время Лемешев исполнил множество партий: герцога в «Риголетто», Ромео в «Ромео и Джульетте», Фауста, Левко в «Майской ночи». Но коронной ролью певца оставалась партия Ленского в «Евгении Онегине» — за свою жизнь он исполнил ее 501 раз.

В 1939 году певец первый и последний раз снялся в кино. Он сыграл шофера Петю Говоркова в фильме «Музыкальная история». Несмотря на успех фильма, Сергей Лемешев на экране больше не появлялся. О съемках в кино он говорил: «На экране — не в театре, здесь ничего не исправишь».

Концерты с одним легким

С началом Великой Отечественной войны основной состав Большого театра эвакуировали в Куйбышев, однако Лемешев, Сергей Обухов, Елена Катульская и Елена Степанова остались в Москве. Театр работал даже во время войны. Пока на сцене Ленский стрелялся с Онегиным, в небе разворачивалась своя дуэль — между советскими летчиками и немецкими бомбардировщиками. Генерал Иван Журавлев говорил Лемешеву: «Как это хорошо, что вы остались! Сейчас так важно, чтобы Большой театр работал. Ведь это символ нашего города. Символ непобедимости».

В октябре 1941 года Сергей Лемешев сильно простудился, у него началось воспаление легких. Болезнь прогрессировала, поэтому врачам пришлось «отключить» правое легкое. Лемешеву больше нельзя было петь, однако он упорно разрабатывал голос, и со временем врачи разрешили выходить на сцену.

Читайте также  Miranda cosgrove - биография знаменитости, личная жизнь, дети

К 1957 году Лемешев перестал гастролировать, но периодически возвращался на сцену Большого театра — вплоть до 1965 года. Он посвятил себя режиссуре и педагогике: руководил кафедрой оперной подготовки и кафедрой сольного пения в Московской консерватории, а также вел передачи на Всесоюзном радио и был руководителем его вокальной группы.

В 1972 году певец дал юбилейный концерт. Несмотря на жару, больные легкие и недавний инфаркт, Лемешев в последний, 501-й раз исполнил свою любимую роль — партию Ленского. Зал аплодировал ему стоя.

Сергей Лемешев умер 26 июня 1977 года. Похоронили оперного певца на Новодевичьем кладбище.

Оперный певец Лемешев Сергей Яковлевич: биография

Выдающийся русский оперный певец Лемешев Сергей, биография которого наполнена трудом, славой, любовью, прожил интересную, насыщенную жизнь. Его путь – это путь целеустремленного человека. Несмотря на препятствия, он смог развить свой дар и достичь высот. Лирический тенор Лемешев – один из лучших отечественных певцов 20-го века.

Детство и семья

Лемешев Сергей Яковлевич, биография которого началась самым обычным образом, не предвещая ничего выдающегося, родился 27 июня 1902 года (по старому стилю) в селе Старое Князево Тверской губернии. В семье крестьянина Якова Лемешева существовала легенда, что фамилия их произошла от прозвища предка, который нашел в поле железный лемех, что было по тем временам большой удачей, и сильно после этого разбогател. Но на достатке родителей Сергея это не сказалось.

Яков тайно женился на девушке Акулине и поэтому остался без родительского благословения и без наследства. Яков, чтобы прокормить семью, подолгу работал в городе, но он рано скончался, когда Сергею было всего 10 лет. Акулина осталась одна на руках с сыновьями-погодками. Все в семье были очень музыкальными, обладали хорошими голосами, но пение никогда не рассматривалось в деревне как серьезное занятие.

Сергей с детства много работал, чтобы помогать маме, которая работала поломойкой в барском доме. С 7 лет мальчик начал ходить в школу, и учитель часто хвалила его, советуя матери отправить его учиться в город. Когда Сергею исполнилось 12 лет, она последовала совету и отправила сына со своим братом в Петроград. Там Лемешев учился сапожному делу и с восторгом наблюдал столичную жизнь, он побывал в цирке, в театре, но его карьере сапожника помешал переворот 17-го года, после которого юноше пришлось вернуться в Тверскую губернию.

Обретение призвания

Образцом человека, который упорно шел к своему призванию, является Лемешев Сергей Яковлевич. Биография для детей этого певца может стать показательным примером упорного стремления к своей мечте. Тягу к пению он проявил, когда был маленьким, он ходил в лес за дровами, грибами и ягодами и там с удовольствием пел. У матери Лемешева тоже был хороший голос, с необычным тембром, она часто пела народные грустные песни, которые навсегда полюбились Сергею. Однажды они с братом, который тоже имел хороший голос, уже будучи юношами, пасли лошадей в поле и вовсю голосили песни. Мимо проезжал инженер Николай Квашнин, который подъехал к ним и сказал: «Да, вы тенора! Приходите к моей жене учиться». Старший брат Алексей не воспринял эту затею всерьез, а Сергей воспользовался предложением и начал постигать азы вокала. Также в это время он начинает много читать, знакомиться с мировой культурой, благодаря интеллигентному семейству Квашниных.

Годы учебы

Первые уроки давались ему с большим трудом. Лемешев вспоминал, что ему очень трудно давалась вокальная техника, но он твердо решил стать певцом и работал изо всех сил. Позже, учась в ремесленной школе, он изучает нотную грамоту, продолжает учиться владению голосом. Когда ему было 17 лет, будущий певец проделал пешком путь до Твери в 37 верст, чтобы спеть на сцене местного клуба, а на следующий день прошел столько же обратно. В 1920 году он получает направление от комсомола для учебы в консерватории. В 1921 году он поступает в Московскую консерваторию, в класс известного профессора Н. Райского. В этом учебном заведении в те времена преподавали многие знаменитые мастера. Первое же занятие показало, что у Лемешева большие проблемы с постановкой голоса, он очень слабо владел голосом и дыханием. Поэтому учиться ему пришлось очень напряженно. На последнем курсе он параллельно занимается в оперной студии при Большом театре под руководством К. Станиславского. Именно там он в первый раз исполнил арию Ленского из «Евгения Онегина» П. Чайковского. На выпускном экзамене из консерватории Лемешев блестяще исполняет партии Водемона из «Иоланты» и Ленского из «Евгения Онегина».

Профессиональный путь

В 1926 году Лемешев Сергей Яковлевич, биография которого теперь навсегда была связана с оперой, начинает свою профессиональную карьеру. Времена были непростые, но певец с интересом устремился в новую жизнь. Он поступает служить в Свердловский оперный театр, но проработал там всего год. После этого Лемешев едет в Харбин, где выступает солистом Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге. В 1929 году он вновь меняет место жительства, теперь он солист Тифлисской оперы. В этих театрах Лемешев набирается опыта, приобретает некоторую известность.

Большой театр

В 1931 году тенора приглашают на пробные выступления в Большой театр. Для прослушивания он выбрал партию Берендея из «Снегурочки» и Джеральда из «Лакме». Уже исполнение первой арии решило его судьбу, лирический тенор и бесконечное артистическое обаяние открыли ему путь в главный театр страны. Лемешев Сергей Яковлевич, биография которого на долгие годы будет связана с Большим, быстро набирает популярность. У него образуется целая армия поклонниц, которые неотступно следуют за ним повсюду, забрасывают цветами и объясняются в любви. Его вокальный стиль отличал не только голос удивительного тембра, но и глубокая содержательность исполнения. Он был очень проникновенным и обаятельным певцом, что и обеспечивало ему такой успех. В качестве солиста Большого театра Лемешев проработал 25 лет, он исполнил все партии, написанные для его голоса, и оставил яркий след в истории отечественного оперного искусства.

Репертуар и знаменитые партии

В репертуаре Лемешева нашли свое место все лучшие теноровые партии. Он спел более 30 опер, 23 выдающиеся постановки с ним долгие годы были в репертуаре Большого театра. Самой знаменитой, его «фирменной» партией, был Ленский. В ней во всей полноте раскрывалось внутреннее содержание и артистизм певца. Всего Лемешев исполнил эту партию 501 раз, и каждый раз это был головокружительный успех. Также славу его таланта составили такие оперы, как «Снегурочка», «Ромео и Джульетта», «Богема», «Травиата».

Выдающийся тенор Лемешев Сергей Яковлевич, биография которого тесно связана с оперным искусством, также немало исполнял народных песен и романсов. Его исполнение отличала сердечность, которая проникала в душу слушателя и покоряла его навсегда.

Лемешев и Козловский

В Большом театре у Лемешева был серьезный соперник – Иван Козловский. Оба были лирическими тенорами, оба имели огромную славу и популярность, и, естественно, между ними возникло соперничество, которое сильно подогревалось противоборством фан-клубов певцов. Поклонницы постоянно соревновались друг с другом, порой дело доходило даже до столкновений. Оба певца исполняли одни и те же партии и стремились «перепеть» соперника. Особенно это заметно в исполнении партии Ленского. У каждого из певцов получался свой персонаж: более насмешливый и резкий у Козловского, более лиричный и проникновенный – у Лемешева. По количеству и скорости получения наград Козловский явно обгонял Лемешева, зато ему удалось гораздо дольше проработать на сцене Большого театра. Лемешев Сергей Яковлевич, фото которого нередко появлялись в газетах и журналах, имел большее количество поклонниц благодаря тому, что внешность его была более привлекательной для женщин. В 1958 году великие теноры-соперники вышли вместе на сцену на юбилее О. Чеховой-Книппер.

Режиссерская работа

В 1951 году в стране появился еще и оперный режиссер Лемешев Сергей, он дебютировал с постановкой спектакля «Травиата» в Ленинградском малом оперном театре. Уже на закате своей вокальной карьеры на сцене Большого он там же поставил оперу Ж. Массне «Вертер» и сам исполнил заглавную партию. Оперный режиссер Лемешев Сергей, биография которого в большей степени все-таки связана с вокалом, отличался особым умением «раскрыть» красоту голоса солистов и особенного своего собственного. В Вертере ему удалось продемонстрировать всю уникальность своего дарования.

Жизнь вне Большого

Еще работая солистом Большого театра, Лемешев начал заниматься режиссурой и педагогикой. С 1951-го он в течение десяти лет руководил вокальной группой при Московской консерватории, заведовал кафедрой оперной подготовки.

Читайте также  Ольга дибцева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1940 году Лемешев предстал перед зрителями в кинематографе, он снялся в ленте «Музыкальная история» в роли таксиста Пети Говоркова. Он в течение нескольких лет вел музыкальные программы на всесоюзном радио. В начале 60-х годов певец принял участие в создании телевизионных версий оперных спектаклей «Дубровский», «Демон», «Евгений Онегин».

В 1968 году Лемешев выпустил автобиографическую книгу «Путь к искусству», в которой рассказал о том, как непросто ему далась слава и успех. И конечно, на протяжении всей жизни он давал много концертов, исполняя не только оперный репертуар, но и эстрадные песни советских композиторов.

Награды

Сергей Яковлевич за свою жизнь получил немало наград. В 35 лет он стал заслуженным артистом РСФСР, в 48 – народным артистом СССР. Он награжден Сталинской премией за достижения в вокальном искусстве, имел три ордена Ленина, орден «Знак почета», немало медалей, в том числе за работу в агитбригадах в военное время. Но вот звание Героя социалистического труда он так и не получил, в отличие от И. Козловского, о чем в тайне сожалел.

Память

Оперный певец Лемешев Сергей остался в русской культуре во множестве записей, сохранились и видеозаписи его спектаклей, которые сегодня смотрят учащиеся консерваторий и любители оперы. К сожалению, страна мало чтит память своего национального достояния. Так, в честь Лемешева названа лишь музыкальная школа в одном из районов г. Москвы.

Личная жизнь

Лемешев Сергей, личная жизнь которого стала настоящей легендой, очень рано проявил свое магическое действие на женский пол. Уже в 15 лет он встретил Грушеньку, на которой хотел жениться. А уже через год страстно влюбил в себя дочь своих первых благодетелей Квашниных. Галина Квашнина была готова тайно выйти замуж за Сергея, но отец категорически запретил им видеться. Но всю последующую жизнь она любила певца, посвящала ему стихи.

Лемешев Сергей, личная жизнь которого была чрезвычайно бурной, был официально женат пять раз. Первой женой певца стала Наталья Соколова, дочь консерваторского профессора Лемешева, но отношения быстро распались.

Вторая жена Алиса Корнева-Багрин-Каменская была старше певца на несколько лет, он была очень образованна и учила молодого юношу из провинции светским манерам, развивала его эстетический вкус. Но и этот брак не продержался долго, не выдержав множества измен тенора, Алиса ушла от него.

Третьей женой певца стала актриса Любовь Вазер, но однажды вернувшись с гастролей, она нашла Лемешева с новой дамой — так закончился и это брак.

Четвертой женой тенора стала его партнерша по сцене, оперная певица Ирина Масленникова. От этого брака у Лемешева родилась дочь Мария, которая тоже стала певицей.

Только пятый брак Лемешева стал продолжительным. С Верой Николаевной Кудрявцевой, выдающейся оперной певицей, они прожили счастливо 25 лет, и после смерти тенора она немало сделала для сохранения и популяризации его творческого наследия.

Скончался певец 26 июня 1977 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

Лемешев Сергей, факты из жизни которого поражают размахом творческого дарования, известен не только как оперный исполнитель, он исполнил все сто романсов П. Чайковского, из которых сложились пять вокальных программ певца.

Поклонницы тенора стали поводом к появлению нового слова в музыкальной сфере, их называли «сыры». Происхождение слова связано с тем, что караулившие певца возле его дома поклонницы бегали греться в магазин «Сыр». Впоследствии это слово стало обозначать всех поклонников оперных исполнителей.

В 1978 году появился астероид с именем «4561 Лемешев Сергей». Интересные факты из жизни певца часто связаны с его патологической заботой о своем здоровье. Он категорически не желал выходить на улицу в дождь, боясь простудиться. Также он никогда не пел в залах, где уборщицы только что помыли пол, считая, что влажность плохо отразится на его голосе.

Ленский, Фауст и Ромео. История жизни и творческий путь Сергея Лемешева

История Лемешева характерна для XX века – это был классический пример «певца-самородка». Подобно Шаляпину, Сергей Яковлевич был выходцем из крестьян, его не учили с детства академической музыке, не «ставили голос». Он родился 10 июля 1902 года в тверской деревне Старое Князево: трое детей в семье, отец в городе на заработках, мать тянет все одна. Сергей с детства работал – огород, молотьба, ночное. Как признавался много позже уже известный артист, больше всего он любил собирать грибы – в лесу можно было петь: «Петь в деревне при взрослых детям не полагалось».

Пока Сергей не вырос, его пение слышали только березы и осины. Но талант, к счастью, пробил себе дорогу – уже после Первой мировой (прямо перед войной двенадцатилетний подросток успел «сходить в люди» — сапожничал в городе) и революции 1917 года. Первым учителем Лемешева стал руководитель ремесленной школы для сельской молодежи Николай Квашнин – инженер и страстный меломан. По легенде, именно с Квашниным Сергей Яковлевич выучил свою первую арию – Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», впоследствии ставшей его певческой «визитной карточкой».

Не обошлось и без «руки судьбы»: в 17 лет будущий кумир советских меломанов зимой пешком пришел в город чуть ли не за 50 километров дал первый публичный концерт в клубе имени Третьего Интернационала. По легенде, завклубом, а потом и зрители были потрясены крестьянским парнем, который пел арии из известных опер – и как пел!

Овации простодушной рабочей публики стали для молодого Лемешева тем стимулом, который в итоге, в 1921 году привел его на экзамены в Московскую консерваторию. Простого парня с редким по красоте природным голосом взял в свой класс профессор Назарий Райский, друг Танеева. Спустя четыре года Лемешев, которому все-таки пришлось столкнуться с техническими сложностями академического пения – «то упускал дыхание и напрягал мышцы горла, то начинал мешать язык», — успешно сдал экзамены. Перед комиссией пел, конечно, Ленского и партию Водемона из «Иоланты».

После Консерватории была студия Станиславского («в той подлинно творческой атмосфере, которая окружала Константина Сергеевича, вернее, которую он сам создавал, ни у кого не могла родиться мысль о подражании», — писал потом Лемешев), гастроли в Свердловске, Харбине, Тбилиси. Именно там его услышал Александр Пирогов и порекомендовал певцу пробоваться в Большой театр. Дебют Сергея Яковлевича в главном театре страны состоялся весной 1931 года, когда певцу было всего 28 лет – он спел Берендея в «Снегурочке», и руководство Большого зачислило его в труппу. Молодой, красивый, талантливый, прославленный певец тут же стал кумиром армии поклонниц, осаждавших служебный выход театра с цветами, умолявших об автографе – точно как в фильме «Музыкальная история», где Лемешев сыграл главную роль шофера, оперного самородка Пети Говоркова.

Критики в один голос говорили об уникальном тембре лирического тенора Лемешева, о его обаянии и том «внутреннем содержании», которое наполняло его безупречное исполнение. Роли шли одна за другой – к неподражаемому Ленскому прибавились Фауст, Вертер, Альмавива в «Севильском цирюльнике», Герцог в «Риголетто», Альфред в «Травиате», Рудольф в «Богеме», Ромео в «Ромео и Джульетте», Левко в «Майской ночи», Владимир Игоревич в «Князе Игоре» и многие другие.

Но надо признать, что только оперой Лемешев не смог бы снискать себе ту поистине общенародную славу, которая сопровождала его всю певческую карьеру и оставалась громкой и после того, как он сошел со сцены в конце 50-х. Сергей Яковлевич давал концерты, записывал пластинки. Он пел народные песни – «Вдоль по улице метелица метет…» в его исполнении стала эталоном для подражателей, — романсы («Сто романсов Чайковского, которые я спел в цикле из пяти концертов, стали трамплином к моему Ромео — очень сложной партии», — вспоминал певец), современную на тот момент эстрадную музыку.

Лемешев не раз подчеркивал, что он сам выбирает себе репертуар, но нельзя не учитывать, что ни один популярный артист в 30-50-е годы прошлого века не был свободен от конъюнктуры. Этим, вероятно, объясняется присутствие в репертуаре певца произведений, прославлявших Сталина и советско-финскую войну 1940 года – с музыкальной точки зрения прекрасных, с идеологической – характерных для своего времени. Сергей Яковлевич оставил сцену, когда ему было около 60 лет, и в 1959—1962 годах руководил Оперной студией при Московской консерватории. Умер он в 1977 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: