Сергей курехин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Два брака, роман с Гузеевой, смерть от саркомы сердца в 42. «Трагедия в стиле рок» Сергея Курехина

Сложно даже перечислить все сферы деятельности Сергея Курехина: он был клавишником в ряде ленинградских рок-групп, музыкантом-авангардистом, создавшим «Поп-механику», автором саундтреков, актером. А еще артиста знают как бывшего возлюбленного Ларисы Гузеевой, подтолкнувшего ее к карьере в кино.

Сергея Курехина часто называют непонятым музыкантом, ведь не всем импонировали его эксперименты со стилями и жанрами. В последние годы жизни артист эпатировал публику необычными философскими и политическими пристрастиями, чем оттолкнул от себя часть фанатов, да и старых друзей.

Немногие одобряли увлечение Курехина эзотерическими трактатами Алистера Кроули: одни попросту считали учение оккультиста зловредным, другие в принципе осуждали появившуюся у Сергея склонность к мистификации. Есть и теория, что интерес к черной магии привел к семейному проклятью — 9 июля 1996-го артист умер от редкой болезни, а спустя два года скончалась и его 14-летняя дочка… Что же мы знаем о загадочном композиторе, его творчестве и личной жизни?

Пианист

Сергей родился в Мурманске в семье учительницы математики и капитана второго ранга. Из-за профессии отца приходилось часто переезжать: Москва, Крым, наконец, Ленинград. В Северной столице Курехин буквально обрел себя, поступив в институт культуры. Правда, определиться с направлением творчества не получалось — парень разрывался между дирижерским, фортепианным и оркестровым отделениями. Несколько раз его отчисляли из вуза, пока в итоге музыкант сам не забрал оттуда документы.

Одно время юноша жил впроголодь, изредка подрабатывая аккомпаниатором в гимнастической школе. Ситуация начала меняться после знакомства с поэтом Аркадием Драгомощенко, который ввел Курехина в ленинградскую богемную тусовку. Музыкант стал завсегдатаем кафе «Сайгон», где собирались подпольные артисты, и клавишником группы «Пост».

Творческие поиски продолжились: Сергей увлекся фри-джазом, подружился с Борисом Гребенщиковым и поучаствовал в записи нескольких альбомов «Аквариума». Все, кто знал музыканта, отмечали его удивительную технику и беглость пальцев, склонность не играть по нотам, а импровизировать. При этом от роли клавишника Курехин постепенно перешел к созданию концертных проектов.

Пусть будет шоу

Все началось с Crazy Music Orchestra: для каждого выступления Сергей набирал разных музыкантов, вместе с которыми устраивал неповторимые перформансы, что, правда, нередко заканчивалось скандалом. Так, однажды концерт обернулся увольнением директора ДК Ленсовета.

Через знакомых иностранцев артист смог издать свои джазовые композиции за границей, благодаря чему стал популярен на Западе. В середине 80-х в Ленинград даже приехал Ричард Дентон: чтобы снять для ВВС фильм о русском музыканте-авангардисте. Примерно тогда же появился театрализованный проект «Поп-механика», который произвел фурор в творческих кругах.

Артист не боялся дурачиться и экспериментировать, его идеи становились все смелее, а абсурдизм происходящего на сцене порой зашкаливал. В конечном итоге Гребенщиков прервал сотрудничество с Курехиным из-за чересчур радикальных взглядов клавишника. Зато Сергей продолжал шокировать зрителей перформансами «Поп-механики» и начал писать музыку для фильмов: «Господин оформитель», «Трагедия в стиле рок», «Замок», «Три сестры», «Анна Каренина».

Он все глубже проникал на телевидение: выступал на «Музыкальном ринге», появлялся в программе «Пятое колесо», где с серьезным видом нес псевдонаучную чушь, например, о том, что Ленин был грибом… Выдуманные фантастические истории Курехина стали не менее популярны, чем его концерты.

В начале 90-х интересы артиста вновь изменились. Приостановив концерты, он перебрался в Германию, где изучал культурологию, после чего вернулся в Петербург и занялся издательской деятельностью. Не слишком удачно: выпустить удалось всего пару книг.

Затем мужчина загорелся идеей привлечь внимание к проблеме. вымирания птиц и вместе с Мариной Капуро записал «Воробьиную ораторию». Ну а в 1995-м Сергей стал пропагандировать программу партии НБП. Серьезно пианист верил в национал-большевизм или это оказалось вершиной его провокаций — до сих пор вопрос дискуссионный.

Любовь к гению

Курехин был человеком эрудированным, музыкально одаренным и нестандартно мыслящим, так что девушек очаровывал с первого разговора. Не сразу поклонницы осознавали, как тяжело живется с гениями. Так, первая супруга Татьяна Паршина ушла от артиста с тяжелым нравом, несмотря на рождение в семье общей дочки Юли.

Четыре года Курехин прожил с юной Ларисой Гузеевой: каким-то чудом пара познакомилась в Москве, куда Лариса приехала, надеясь получить «стабильную» профессию. Композитор уговорил девушку перебраться с ним в Ленинград и попробовать поступить в театральный институт, тем самым предопределив судьбу актрисы.

«Надо отдать ему, первому моему мужчине, должное: он научил меня читать книги, слушать музыку. Он меня воспитывал. Но как он меня ломал! Не делал скидок ни на мой возраст, ни на то, что я из провинции. В общем, наступил такой период, когда мы с Сергеем уже не могли находиться вместе, иначе он меня просто сломал бы. Я, наверное, что-нибудь с собой сделала бы. Он был ироничный, злой на язык, мог унизить, а я человек ранимый. Мы расстались, так и должно было произойти, потому что оказались абсолютно чужими людьми», — рассказывала Гузеева.

Возлюбленной Курехина была также искусствовед Алина Алонсо: по словам женщины, Сергей называл ее единственной пассией, что могла бы принести ему счастье. 25-летний музыкант и 27-летняя Алина даже отметили помолвку в «Сайгоне», перед тем как съехаться. Расставание вновь произошло из-за сложного характера артиста. «Курехин не был сдержан на язык. Мог поехидничать, зло пошутить. Задевал он и меня, хотя потом на коленях просил прощения, — описание Алонсо до боли напоминало слова Гузеевой. — Мы ссорились. И в итоге уже не помню, из-за чего я тогда обиделась и ушла, вернее, уехала в Москву к Сережиному двоюродному брату Максиму Блоху и его французской жене Жаклин. В Москве легко забыть о ком угодно».

Наконец, в 1982-м музыкант познакомился со студенткой Анастасией, ставшей спустя год его женой. Мнение второй супруги о Курехине в корне отличалось от заявлений предыдущих пассий. «Опасения друзей и родных по поводу «тяжелой доли жены музыканта» были напрасными. Жизнь с Сережей оказалась очень легкой — мы даже не ссорились. Несмотря на то, что к нему рано пришла известность, муж никогда этим не пользовался и не требовал к себе особого отношения. Помню, сам собрал и приколотил к стене кухонный гарнитур. Они вместе с приятелем-режиссером возились целый день, сказали, что никаких мастеров не надо. При этом если у него не было времени на домашнюю работу, я всегда сама решала бытовые вопросы», — уверяла Настя.

Анастасии жизнь с Курехиным казалась сказкой: он устраивал милые сюрпризы, дарил цветы, привозил модную одежду из-за границы и просил не беспокоиться о деньгах, а тратить, покуда ему удается прилично зарабатывать. Очень трогательно мужчина относился к детям: дочка Лиза появилась на свет в 1984-м, а долгожданный сын Федя — спустя еще 10 лет. Чувствовал ли музыкант, что безмятежное счастье скоро закончится.

Болезнь и смерть

В самом начале семейной жизни Курехин бросил Насте странную фразу: мол, мы будем самой счастливой парой на свете, но проживу я еще лет 10. И вот в апреле 1996-го 41-летнему музыканту неожиданно стало плохо. Из-за резкой боли в груди пришлось отменить запланированную поездку в Германию: врачи скорой заявили, что все серьезно и необходимо срочное обследование.

Диагноз поставили не сразу, что не так, не показывало даже МРТ. «Понимали, что проблемы с сердцем, а какие — неизвестно, — поясняла Анастасия. — Что это саркома, стало ясно только в процессе операции. Сережу невозможно было спасти. Все это время я буквально жила вместе с ним в клиниках. Лиза и Федя остались на попечении родных. Сережа шутил и всех подбадривал. «Всех» — это друзей-приятелей, которые толпой приходили каждый день. Он делал вид, что ничего плохого не происходит, жизнь прекрасна и удивительна, а у него лишь больничный «отпуск».

После операции самочувствие Сергея улучшилось, но ненадолго: через три недели после 42-го дня рождения больное сердце музыканта остановилось. Анастасия спасалась бытовыми заботами: Федю нужно было водить в сад, Лизу — в школу, квартира нуждалась в ремонте. А спустя два года на долю вдовы выпало новое горе — 14-летняя дочка скончалась. По словам Насти, это был несчастный случай, однако в ряде источников говорится о самоубийстве.

«Я снова научилась жить. Планы растут как снежный ком. Раньше был только фестиваль, а сейчас существует Центр современного искусства с шестью международными фестивалями, Премия имени Курехина, большой симфонический проект и балет на музыку мужа, — делилась Анастасия несколько лет назад. — Федя взялся за наследие отца. Ведь много всего недоизученного, недопрослушанного, недоделанного, недоизданного. В этом направлении есть над чем работать. Надеюсь, музыка Сергея будет еще долго жить в спектаклях, фильмах, концертах».

Сергей курехин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сергей Курёхин родился 16 июня 1954 года в городе Мурманске в семье военного. Музыкой стал заниматься в раннем детстве ­ с четырех лет. Детство и школьные годы Сергей провел в Москве.

Когда Сергею было 17 лет, он переехал в Ленинград. Рок-музыка была господствующей идеологией поколения семидесятых. Однако Курёхин был не столько хиппи, сколько музыкант. Несмотря на присутствие в числе его музыкальных ориентиров того времени Beatles, Led Zeppelin, Deep Purple, Emerson, Lake and Palmer, Yes и тому подобного, он начал слушать джазовые программы «Голоса Америки» и уже тогда обратил внимание на авангардные опыты Джона Колтрейна и игру его пианиста Маккой Тайнера.

Читайте также  Ксения новикова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В Ленинграде начала 70х барабанщик Николай Корзинин собрал проект, который получил название «Большой Железный Колокол» и который стал первой рок-группой для Сергея.

Основными центрами богемно-андерграундной жизни Ленинграда в те годы были Сайгон и букинистические магазины на Литейном. Именно тогда заложились его бесчисленные дружеские и творческие связи с литераторами, художниками, музыкантами, которые называли себя «Второй культурой» – в противовес первой, официально-унылой советской.

Примерно в 1977 году Курёхин знакомится с профессиональным джазовым саксофонистом Анатолием Вапировым, а так же с Ефимом Барбаном – критиком и идеологом нового джаза, благодаря обширной коллекции новоджазовых пластинок которого началось знакомство с новой музыкой. Тогда же примерно возник и Клуб Современной Музыки во Дворце Культуры им. Ленсовета, который предоставил Курёхину практически неограниченную возможность для музыкального экспериментирования и где закладывались идеи всего его последующего творчества в первую очередь «Поп-механики».

В это же время стало складываться сотрудничество с двумя людьми, особенно повлиявшими на его творчество первой половины 80-х, Владимиром Чекасиным и Борисом Гребенщиковым.

В «Аквариум» он вписался поначалу как сайдмен-профессионал, снисходительно помогающий не очень искушенным в делах музыкальных рокерам. Но постепенно увлёкся и с развитием рок-движения вкладывал все больше и больше своей творческой энергии в дела группы. Немалая часть фактуры «Треугольника», «Табу», «Радио Африка» — плод именно курёхинской фантазии. Его яркие соло остались в записях и других ведущих групп ленинградского рока – «Кино» и «Алиса».

В проектах с Чекасиным отрабатывались идеи синтетических, полистилистических и не признающих никаких эстетических барьеров концертов-спектаклей. Уже тогда в голове у Курёхина была готова идея «тотальных шоу» — с оркестрами, хорами и крупными звездами. В интервью, которое я брал у него осенью 1982 года, он со смехом признавал, что все эти мечтания совершенно нереалистичны – разве что «Фонд Гуггенхайма раскошелится». Никто из нас не мог предполагать, что спустя буквально несколько лет все эти мечты воплотятся в жизнь.

«Популярная Механика» стала не только кульминацией творческого пути Сергея Курёхина, но и расцветом всего ленинградского андеграунда. Рок-клубовская элита – «Аквариум», «Кино», «Странные Игры», «АукцЫон»; изобразительный авангард — «Новые Художники» и некрореалисты; авангардный театр Антона Адасинского; фольклорные эксперименты Виталия Федько; фрик-мода Сергея Чернова; перформанс Владика Мамышева-Монро; барочные полифоничные пассажи компании Ивана Шумилова; камерные оркестры и оперные дивы, даже животные – гуси, лошади и даже змеи. Разумеется, находилось место и для старых друзей по фри-джазу – Вапирова, Чекасина, Гайворонского, Волкова, Летова — все шло в строку, все с удовольствием играли в захватывающую игру, подчиняясь иногда самым диким вывертам неистощимой курёхинской фантазии. Нашлось применение и даже не очень почитаемому им мейнстриму – в пеструю «поп-механическую» ткань легко вписывались саксофонные соло Михаила Костюшкина и Дяди Миши Чернова.

Когда рухнула цензура, и андерграунд вырвался наружу, под обаяние Курёхина попали и традиционные, официально признанные советские звезды – Кола Бельды самозабвенно пел свою «Увезу тебя я в тундру», сочный бас Бориса Штоколова возносился над остинатными роковыми ритмами, а Эдуард Хиль позволил вынести себя на сцену с головы до ног завернутым в фольгу и пел, пока Африка, Тимур и некрореалисты раскручивали его, как рулон обоев. Даже актрису мировой славы Ванессу Редгрейв Курёхин заставил ползать на четвереньках по сцене «Октябрьского».

Дальше были концерты с военными и симфоническими оркестрами, хорами, грузовиками, лошадьми и удавами. Ну и, конечно, «Ленин-Гриб» — первое блестящее воплощение поп-механического принципа в немузыкальном проекте.

Безудержное пост-модернистское буйство «Поп-механики» лучше всего отображало хаотичное и беспорядочное время рубежа 80-х и 90-х – время упоения наступившей свободой, время вседозволенности и эйфории, время настоящей революции – в искусстве, в сознании, в обществе.

«Поп-механика» с большим успехом гастролировала по России, Европе и Японии. Концерты и записи с Джоном Зорном, Биллом Лазвеллом, Генри Кайзером, Дэвидом Моссом ввели его в круг элиты нового джаза. Ошеломленная публика в Германии, Италии, Финляндии, Швеции, США и Британии со смешанным чувством восхищения, ужаса и недоумения взирала на эту смесь авангарда, цирка, театра абсурда, индустриального искусства и зоопарка – ничего подобного на Западе не было ни тогда, не появилось и сейчас. Когда я уезжал жить в Лондон, он поручил мне вести от его имени переговоры о грандиозном представлении «Поп-механики» на сцене лондонского Royal Festival Hall.

Дискография Курёхина огромна – она насчитывает с полсотни дисков и невероятно разнообразна. Сольные фортепианные записи, импровизационные проекты с Джоном Зорном, Дэвидом Моссом, Владимиром Чекасиным и Сергеем Летовым, коллаж «Насекомой культуры», авангардный танцевальный проект с берлинским ди-джеем WestBam, электроника «Популярной науки» с Генри Кайзером, синтетические оркестровые проекты типа «Воробьиной оратории» и конечно же «Популярная механика». Начинала работу по изданию курехинской музыки британская Leo Records, сегодня его пластинки – в каталоге «Мелодии», Rykodics, SoLyd Recods, созданного им незадолго до смерти вместе с Николаем Дмитриевым лейбла «Длинные руки» и придуманного уже Анастасией Курёхиной лейбла «Популярная механика».

Первая же серьезная работа Сергея в кино – музыка к фильму Олега Тепцова «Господин оформитель» — показала, что и здесь он настоящий гений. Созданное им звуковое музыкальное пространство многократно усилило мистическую составляющую таинственной петербургской истории. Затем последовали не менее блистательные «Замок» Алексея Балабанова, «Оно» Сергея Овчарова, «Посвященный» того же Олега Тепцова, и еще многие-многие другие. Уже в 1990 году культовая немецкая художница Ребекка Хорн привлекла его к созданию музыки к ее фильму «Спальня Бастера», основанному на творчестве великого комика Бастера Китона.

А спустя некоторое время Сергей и сам начинает сниматься в кино – свою первую роль он сыграл в картине Аркадия Тигая «Лох – победитель воды», потом были прекрасные фильмы Сергея Дебижева «Комплекс невменяемости» и «Два капитана-2», которые уже и по киноязыку выглядели полноценными курёхинскими работами.

В 1994 году он написал музыку к фильму Сергея Соловьева «Три сестры». Эта работа должна была стать лишь началом очень серьезного сотрудничества. В планах двух Сергеев была оперная трилогия — «Анна Каренина», «Чайка» и «Доктор Живаго». Была достигнута договоренность с Большим театром, даже началась работа…

Смертельная болезнь настигла его на пике творческой формы, и бессмысленно сейчас говорить, как далеко в своих наполеоновских планах зашел бы Сергей Курёхин. Во всем, что он делал, он оставался в первую очередь художником. Он по-прежнему дерзко играл, и в тщательно выстраиваемых конструкциях – музыкальных, театральных, кинематографических и даже политических — упивался в первую очередь красотой и шокирующей неожиданностью замысла.

Память о Сергее Курёхине живет – в фестивале SKIF, с его многочисленными замечательными ответвлениями – «Электро-Механика», «ЭтноМеханика», и в носящем его имя Фонде.

Теперь появилась и Премия Сергея Курехина. Она должна стать премией за дерзость и смелость, за ниспровержение и революционность, за роскошь замысла и мастерство его воплощения.
Она должна стать настоящей Премией Сергея Курехина.

АЛЕКСАНДР КАН О СЕРГЕЕ КУРЁХИНЕ

Что случилось с дочерью Сергея Курехина

90-е имя Сергея Курехина знал, пожалуй, каждый россиянин. Курехин был не только музыкантом и композитором, но и актером, и поэтом, и сценаристом. Он умер в 42 года. Через несколько месяцев скончалась и его 15-летняя дочь Елизавета.

Кто такой Сергей Курехин?

Долгое время он работал с джазовыми коллективами и группой «Аквариум», а в 1984 году создал собственный проект под названием «Поп-механика».

Кроме того он снялся в нескольких фильмах и даже писал стихи и сценарии для кинокартин. Он часто выезжал на гастроли в Европу, был в Японии, сотрудничал с мировыми знаменитостями.

Между тем личная жизнь артиста складывалась не столь удачно, как его карьера. В первый раз он женился в 18 лет. Несмотря на рождение ребенка, брак вскоре распался. Однако в 1982 году в гостях у Бориса Гребенщикова Сергей познакомился с дочерью физика Георгия Фурсея. Анастасия Фурсей стала второй и последней женой музыканта.
7 января 1984 года на свет появилась Елизавета. По воспоминаниям близких четы Курехиных, она была настоящей «папиной дочкой». Всякий раз бывая за границей, музыкант в первую очередь отправлялся на поиски подарков для Елизаветы.

По словам матери, дочь, в свою очередь, доверяла Сергею все свои секреты и советовалась с ним по любому поводу.

Его мнение всегда оказывалось для нее приоритетным.

Елизавета Курехина, как и ее отец, писала стихи и песни, а также делала первые шаги на эстраде. Наталья Пивоварова, солистка группы «Колибри», руководившая одно время молодежным музыкальным проектом «Молочный шейк», в котором участвовала Елизавета, отзывалась о ней самой, ее талантах и «бешеной энергии» с неизменным восторгом.

Девушка успела выступить перед публикой лишь однажды. Она спела всего одну песню. Это произошло на одном из первых вечеров памяти ее отца, которые организовывала после смерти Сергея Курехина его вдова.

В начале мая 1996 года Курехину неожиданно стало плохо. Анастасия вызвала скорую. Врачи диагностировали у Сергея саркому сердца. 9 июля того же года Курехин скончался.
У девочки началась депрессия после смерти отца. Даже творчество перестало ее радовать. Как утверждала мать Елизаветы, дочь тяготилась отсутствием одобрения каких-либо ее начинаний со стороны Сергея. Ей необходимо было знать его мнение, получить совет.

Читайте также  Ивица олич - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Анастасия Курехина рассказывала: «Когда я пришла домой, Лиза сидела у телефона. Спустя два часа раздался звонок. Какие-то знакомые пригласили ее в гости на другой конец города. Время было позднее. Я ее не пустила. В тот день у нее накопилась и куча других неприятностей, а она всегда была девочкой впечатлительной. Лиза закрылась в своей комнате…» Лиза приняла десять таблеток сильнодействующего снотворного, а через некоторое и умерла во сне.
Она закрылась в своей комнате с криками: “Скоро вы начнете меня воспринимать серьезно. »
Десяти таблеток сильнодействующего снотворного хватило, чтобы уснуть навсегда. Лиза Курехина умерла тихо, во сне, как отец. На стене в ее комнате висел календарь с портретом отца, и 24 октября 1998 года почему-то было обведено красной ручкой.

«— Теперь каждое 24 октября я не могу прожить без дрожи. В тот день какой-то злой рок хотел погубить обоих моих детей. Одного ангел-хранитель спас. Днем мой сын с Сергеем Африкой пошли в театр, и, когда переходили улицу, Федя вдруг побежал через дорогу. Водитель еле успел затормозить. Лизу же Бог не уберег. Я слишком поздно заглянула в комнату. »

Сергей Курехин и его дочь Лиза похоронены в Комарове, что под Питером. Рядом — надгробные камни с именем Анны Ахматовой и Сергея Гумилева. Рядом со скромной могилой великого питерского композитора редко кто останавливается. Там нет громоздкого памятника, нет позолоченной ограды — просто приподнятая земля, густо усыпанная грибами. Грибы появились из той самой, выдуманной ради шутки, теории про Ленина. А с краю всегда лежат живые темно-красные розы. Его любимые цветы.
Алсу Фаттахова





Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Два брака, роман с Гузеевой, смерть от саркомы сердца в 42

Сложно даже перечислить все сферы деятельности Сергея Курехина: он был клавишником в ряде ленинградских рок-групп, музыкантом-авангардистом, создавшим «Поп-механику», автором саундтреков, актером. А еще артиста знают как бывшего возлюбленного Ларисы Гузеевой, подтолкнувшего ее к карьере в кино.

Сергея Курехина часто называют непонятым музыкантом, ведь не всем импонировали его эксперименты со стилями и жанрами. В последние годы жизни артист эпатировал публику необычными философскими и политическими пристрастиями, чем оттолкнул от себя часть фанатов, да и старых друзей.

Немногие одобряли увлечение Курехина эзотерическими трактатами Алистера Кроули: одни попросту считали учение оккультиста зловредным, другие в принципе осуждали появившуюся у Сергея склонность к мистификации. Есть и теория, что интерес к черной магии привел к семейному проклятью — 9 июля 1996-го артист умер от редкой болезни, а спустя два года скончалась и его 14-летняя дочка… Что же мы знаем о загадочном композиторе, его творчестве и личной жизни?

Сергей родился в Мурманске в семье учительницы математики и капитана второго ранга. Из-за профессии отца приходилось часто переезжать: Москва, Крым, наконец, Ленинград. В Северной столице Курехин буквально обрел себя, поступив в институт культуры. Правда, определиться с направлением творчества не получалось — парень разрывался между дирижерским, фортепианным и оркестровым отделениями. Несколько раз его отчисляли из вуза, пока в итоге музыкант сам не забрал оттуда документы.

Одно время юноша жил впроголодь, изредка подрабатывая аккомпаниатором в гимнастической школе. Ситуация начала меняться после знакомства с поэтом Аркадием Драгомощенко, который ввел Курехина в ленинградскую богемную тусовку. Музыкант стал завсегдатаем кафе «Сайгон», где собирались подпольные артисты, и клавишником группы «Пост».

Творческие поиски продолжились: Сергей увлекся фри-джазом, подружился с Борисом Гребенщиковым и поучаствовал в записи нескольких альбомов «Аквариума». Все, кто знал музыканта, отмечали его удивительную технику и беглость пальцев, склонность не играть по нотам, а импровизировать. При этом от роли клавишника Курехин постепенно перешел к созданию концертных проектов.


Играть на фортепиано Сергей начал в четыре года, уже тогда поражая преподавателей своими способностями

Пусть будет шоу

Все началось с Crazy Music Orchestra: для каждого выступления Сергей набирал разных музыкантов, вместе с которыми устраивал неповторимые перформансы, что, правда, нередко заканчивалось скандалом. Так, однажды концерт обернулся увольнением директора ДК Ленсовета.

Через знакомых иностранцев артист смог издать свои джазовые композиции за границей, благодаря чему стал популярен на Западе. В середине 80-х в Ленинград даже приехал Ричард Дентон: чтобы снять для ВВС фильм о русском музыканте-авангардисте. Примерно тогда же появился театрализованный проект «Поп-механика», который произвел фурор в творческих кругах.

Артист не боялся дурачиться и экспериментировать, его идеи становились все смелее, а абсурдизм происходящего на сцене порой зашкаливал. В конечном итоге Гребенщиков прервал сотрудничество с Курехиным из-за чересчур радикальных взглядов клавишника. Зато Сергей продолжал шокировать зрителей перформансами «Поп-механики» и начал писать музыку для фильмов: «Господин оформитель», «Трагедия в стиле рок», «Замок», «Три сестры», «Анна Каренина».

Он все глубже проникал на телевидение: выступал на «Музыкальном ринге», появлялся в программе «Пятое колесо», где с серьезным видом нес псевдонаучную чушь, например, о том, что Ленин был грибом… Выдуманные фантастические истории Курехина стали не менее популярны, чем его концерты.

В начале 90-х интересы артиста вновь изменились. Приостановив концерты, он перебрался в Германию, где изучал культурологию, после чего вернулся в Петербург и занялся издательской деятельностью. Не слишком удачно: выпустить удалось всего пару книг.

Затем мужчина загорелся идеей привлечь внимание к проблеме. вымирания птиц и вместе с Мариной Капуро записал «Воробьиную ораторию». Ну а в 1995-м Сергей стал пропагандировать программу партии НБП. Серьезно пианист верил в национал-большевизм или это оказалось вершиной его провокаций — до сих пор вопрос дискуссионный.


Юлия Курехина стала мамой двоих сыновей

Курехин был человеком эрудированным, музыкально одаренным и нестандартно мыслящим, так что девушек очаровывал с первого разговора. Не сразу поклонницы осознавали, как тяжело живется с гениями. Так, первая супруга Татьяна Паршина ушла от артиста с тяжелым нравом, несмотря на рождение в семье общей дочки Юли.

Четыре года Курехин прожил с юной Ларисой Гузеевой: каким-то чудом пара познакомилась в Москве, куда Лариса приехала, надеясь получить «стабильную» профессию. Композитор уговорил девушку перебраться с ним в Ленинград и попробовать поступить в театральный институт, тем самым предопределив судьбу актрисы.


Благодаря совету Курехина вскоре Лариса Гузеева уже прославилась в «Жестоком романсе»

«Надо отдать ему, первому моему мужчине, должное: он научил меня читать книги, слушать музыку. Он меня воспитывал. Но как он меня ломал! Не делал скидок ни на мой возраст, ни на то, что я из провинции. В общем, наступил такой период, когда мы с Сергеем уже не могли находиться вместе, иначе он меня просто сломал бы. Я, наверное, что-нибудь с собой сделала бы. Он был ироничный, злой на язык, мог унизить, а я человек ранимый. Мы расстались, так и должно было произойти, потому что оказались абсолютно чужими людьми», — рассказывала Гузеева.

Возлюбленной Курехина была также искусствовед Алина Алонсо: по словам женщины, Сергей называл ее единственной пассией, что могла бы принести ему счастье. 25-летний музыкант и 27-летняя Алина даже отметили помолвку в «Сайгоне», перед тем как съехаться. Расставание вновь произошло из-за сложного характера артиста. «Курехин не был сдержан на язык. Мог поехидничать, зло пошутить. Задевал он и меня, хотя потом на коленях просил прощения, — описание Алонсо до боли напоминало слова Гузеевой. — Мы ссорились. И в итоге уже не помню, из-за чего я тогда обиделась и ушла, вернее, уехала в Москву к Сережиному двоюродному брату Максиму Блоху и его французской жене Жаклин. В Москве легко забыть о ком угодно».


Дочери Лизе было суждено прожить всего 14 лет

Наконец, в 1982-м музыкант познакомился со студенткой Анастасией, ставшей спустя год его женой. Мнение второй супруги о Курехине в корне отличалось от заявлений предыдущих пассий. «Опасения друзей и родных по поводу «тяжелой доли жены музыканта» были напрасными. Жизнь с Сережей оказалась очень легкой — мы даже не ссорились. Несмотря на то, что к нему рано пришла известность, муж никогда этим не пользовался и не требовал к себе особого отношения. Помню, сам собрал и приколотил к стене кухонный гарнитур. Они вместе с приятелем-режиссером возились целый день, сказали, что никаких мастеров не надо. При этом если у него не было времени на домашнюю работу, я всегда сама решала бытовые вопросы», — уверяла Настя.

Анастасии жизнь с Курехиным казалась сказкой: он устраивал милые сюрпризы, дарил цветы, привозил модную одежду из-за границы и просил не беспокоиться о деньгах, а тратить, покуда ему удается прилично зарабатывать. Очень трогательно мужчина относился к детям: дочка Лиза появилась на свет в 1984-м, а долгожданный сын Федя — спустя еще 10 лет. Чувствовал ли музыкант, что безмятежное счастье скоро закончится.

Болезнь и смерть


Саркома сердца занимает всего 1% среди онкологических заболеваний

Читайте также  Petr čech - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В самом начале семейной жизни Курехин бросил Насте странную фразу: мол, мы будем самой счастливой парой на свете, но проживу я еще лет 10. И вот в апреле 1996-го 41-летнему музыканту неожиданно стало плохо. Из-за резкой боли в груди пришлось отменить запланированную поездку в Германию: врачи скорой заявили, что все серьезно и необходимо срочное обследование.

Диагноз поставили не сразу, что не так, не показывало даже МРТ. «Понимали, что проблемы с сердцем, а какие — неизвестно, — поясняла Анастасия. — Что это саркома, стало ясно только в процессе операции. Сережу невозможно было спасти. Все это время я буквально жила вместе с ним в клиниках. Лиза и Федя остались на попечении родных. Сережа шутил и всех подбадривал. «Всех» — это друзей-приятелей, которые толпой приходили каждый день. Он делал вид, что ничего плохого не происходит, жизнь прекрасна и удивительна, а у него лишь больничный «отпуск».


Вдова Анастасия и ее сын Федор сохраняют наследие артиста

После операции самочувствие Сергея улучшилось, но ненадолго: через три недели после 42-го дня рождения больное сердце музыканта остановилось. Анастасия спасалась бытовыми заботами: Федю нужно было водить в сад, Лизу — в школу, квартира нуждалась в ремонте. А спустя два года на долю вдовы выпало новое горе — 14-летняя дочка скончалась. По словам Насти, это был несчастный случай, однако в ряде источников говорится о самоубийстве.

«Я снова научилась жить. Планы растут как снежный ком. Раньше был только фестиваль, а сейчас существует Центр современного искусства с шестью международными фестивалями, Премия имени Курехина, большой симфонический проект и балет на музыку мужа, — делилась Анастасия несколько лет назад. — Федя взялся за наследие отца. Ведь много всего недоизученного, недопрослушанного, недоделанного, недоизданного. В этом направлении есть над чем работать. Надеюсь, музыка Сергея будет еще долго жить в спектаклях, фильмах, концертах».

Анастасия Курёхина: «Серёжа расстался с Гузеевой не из-за меня»

16 июня ему исполнилось бы 65. Но жизнь талантливого музыканта-авангардиста Сергея Курехина оборвалась ранним июльским утром 1996-го. Было ему всего 42. Полтора месяца Сергей лежал в больнице с саркомой сердца, и близкие понимали, что выкарабкаться вряд ли получится. Но надеялись до последнего. Для жены музыканта то 9 июля навсегда останется черной датой. Однако Анастасия Курехина даже не могла представить, что через два года к ней придет еще одно страшное горе.

— А я отравилась! — выбежав из своей комнаты, кинула матери 14-летняя Лиза Курехина и снова скрылась за дверью, из которой уже больше не вышла. Никогда.

24 октября 1998 года девочка собиралась на дискотеку. Весь день сидела на телефоне, но подруга так и не позвонила. Видимо, что-то важное должно было произойти в тот вечер, поэтому Лиза была очень расстроена, что все планы отменились.

Анастасия была женой музыканта 13 лет

— Уже стемнело, и дочка засобиралась на улицу. Я не пустила. Она расплакалась и закрылась в комнате, — вспоминает с комом в горле Анастасия Курехина. — Врачи сказали, что Лиза наглоталась таблеток. Наверное, хотела нас напугать. Не рассчитала дозу.

У них с отцом была невероятная связь. Обожали друг друга. Когда его не стало, моя маленькая девочка в секунду повзрослела, очень изменилась…

Теперь они вместе, рядом лежат в Комарово.

А ведь в тот день, 24 октября, я могла бы остаться круглой «сиротой». Сергей Африка пошел с сыном Илюшей в цирк. Взял и нашего Федю. Когда они возвращались с представления, мой мальчик вдруг выбежал на дорогу — водитель чудом успел затормозить.

1994 г., Ольгино. Курёхин, Киркоров и Пугачёва беседуют о том, куда скатывается наша эстрада. Фото Вячеслава Гурецкого

Близнецы

— 2019-й мы все называем годом Курехина, делаем разные памятные мероприятия. Все лето в питерском Центре современного искусства будет открыта выставка «По следам поп-механики» — собрали уникальные материалы.

23 года нет моего Сергея, и я рада, что его не только помнят те еще поклонники, но и любит уже следующее поколение.

После внезапного ухода мужа из жизни в моей душе были пустота и растерянность: пустая новая квартира (мы ее только спустя 14 лет брака купили), двое маленьких детей… Я просто не понимала, что мне делать и как жить. А потом наш друг Борис Райскин, виолончелист из Сережиной группы, сделал в Нью-Йорке фестиваль имени Курехина. Привлек меня к следующему. Я с головой ушла в подготовку. Это спасало. Второй фестиваль решили провести в Питере, где у моего мужа столько всего было…

В юности наш герой веселился от души

— Например, жаркий роман с Ларисой Гузеевой… Она не раз подчеркивала, что Курехин сделал ее женщиной, ввел в тусовку и… был единственным мужчиной в ее жизни, который ушел к другой. Это были вы?

— Я застала конец их отношений. Когда мы впервые увидели друг друга, Сережа к Ларисе ровным счетом ничего не испытывал. Наши глаза встретились в клубе «Сайгон». Тем вечером Курехин пришел туда с Гузеевой. Больше я ее рядом с ним не видела. И я не прикладывала руку к их расставанию. Сергей начал за мной ухаживать. Лариса увлеклась другим (актером Сергеем Шакуровым, который и посоветовал взять ее в «Жестокий романс». — Я. Г.). Потом в ее жизни был «Жестокий романс», принесший огромную популярность. А мы с Курехиным поженились, родилась Лизочка.

Лариса Гузеева с авангардистом стала женщиной

— И вы никогда не ревновали мужа к прошлому?

— Понятно, что до меня у Сергея было много романов — он такой красивый и известный мужчина. Но мы с ним начали жить с чистого листа. Ни про одну из своих дам сердца Сергей никогда, как истинный джентльмен, не рассказывал. И о Ларисе он никогда не упоминал. Брак может развиваться двумя путями: или ты даешь повод для ревности, или хочешь спокойствия в семье. Для Сергея очень важно было спокойствие в семье. Он любил меня, детей. И это был наш особый мир, куда мы никого не пускали. С Сережей я всю жизнь чувствовала себя желанной, любимой, единственной!

— Дочке от первого брака Сергей помогал?

— Юля стала общаться с отцом, когда выросла. Про ее маму — Татьяну — я ничего не знаю. У Сергея раз в десять лет дети рождались: в 1974-м — Юля, в 84-м — Лиза, в 94-м — Федя. Одновременно с Федей на свет появился Никита, первый внук Сережи. Мальчикам было чуть больше года, когда Курехина не стало. К сожалению, они его почти не помнят.

— О своем прошлом вы ведь тоже не любите вспоминать…

— А зачем? Если вы про мой первый брак, то это один из неудачных моментов — такие я стараюсь быстро забывать. Хотя благодаря Никите я познакомилась с ребятами из «Аквариума». А благодаря им, Боре Гребенщикову в частности, — с Сережей. Еще один удивительный факт: Никита и Сережа родились в один день и в один год.

БГ любил позировать другу голым

— С известным музыкантом жизнь была сытой, роскошной?

— Сергей любил тратить деньги, заваливал нас подарками. Этакий Дед Мороз. Мне всегда говорил: «Бери сколько нужно» — и даже ругался, когда я не брала. Курехин никогда не заморачивался жильем. Мы снимали. Только в последний год купили квартиру. До этого приобрели дом на Селигере. Но Курехин был равнодушен даже к таким красивым местам. Да и вообще ко всему материальному.

Американка Джоанна Стингрей попробовала яички у всех рок-друзей (на фото Виктор Цой, Сергей Курёхин, Джоанна, Юрий Каспарян и Сергей Африка)

— После Курехина вы больше не выходили замуж?

— Сложно встретить еще раз такого человека, каким был мой Сережа. Курехин для меня — это роман длиною в жизнь. Живу с сыном, у меня много проектов.

— Простите за вольности, но Сергей умер, когда вам было 37. Для женщины это самый расцвет…

— За эти годы не было такого мужчины в моей жизни, с которым бы дальше по жизни захотелось пойти. Знаете, мне до сих пор Сергей иногда снится. Для всех нас была шоком его болезнь. Моментально сгорел. Рак сердца. Сейчас, может быть, его и спасли бы, а тогда…

С Курёхиным иностранка была особенно нежна

Мы все перепробовали, связывались с иностранными клиниками — вариантов не было… О смерти мы никогда не говорили. Было ощущение, даже когда Сережа лежал в больнице, что все лучшее еще впереди.

Фото из семейного архива Курёхиных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: