Серафим саровский (преподобный) — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Человек дня: Серафим Саровский

30 июля 1754 года родился святой Серафим Саровский

Личное дело

Серафим Саровский (при рождении — Прохор Исидорович Мошнин, 1754 -1833) родился в Курске в семье богатого купца Исидора и его жены Агафии Мошниных. Исидор в конце жизни занялся постройкой Сергиево-Казанского собора в Курске, но скончался до завершения работ. Мальчик остался на попечении матери.

Агафья, продолжая дело мужа, занималась достройкой собора и часто брала сына с собой. В возрасте семи лет он, оступившись, упал с колокольни строящегося собора, но чудом остался невредим.

Когда ему было около десяти лет, Прохор тяжело заболел. Во сне мальчик увидел Богородицу, пообещавшую его исцелить. Когда во время крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, мать вынесла его, чтобы он приложился к иконе. После этого Прохор начал поправляться и вскоре выздоровел.

Обладая прекрасной памятью, мальчик вскоре выучился грамоте. Он с детства любил ходить на церковные службы, молиться и читать Святое Евангелие, читал своим сверстникам Священное Писание и Жития святых.

Уже в юности Прохор решил посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Мать не препятствовала этому решению. В 1776 году Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Там он поклонился старице Досифее, подвизавшейся под именем старца-затворника и рясофорного монаха Киево-Печерской лавры Досифея. Старица благословила его и указала ему место, где он должен был принять послушание и постриг — мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии.

В 1778 году Прохор стал послушником у старца Иосифа в в Саровской обители. Проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, исполнял обязанности пономаря, Пробыв восемь лет послушником, принял иноческий постриг (Малая схима) с именем Серафим. Через год был посвящён в иеродиаконы.

В 1789 году иеродиакон Серафим взял попечение над молодой женской общиной, ставшей впоследствии основой Дивеевского монастыря. В 1793 году был рукоположен в иеромонахи.

Серафим ежедневно служил в храме, совершая молитвы и после службы. Согласно житию святого, во время церковных служб у него часто случались благодатные видения, он неоднократно видел ангелов, сослужащих братии. При этом обыкновенно Серафим изменялся в лице, «которое то светлело, то бледнело, то покрывалось румянцем» и «не мог ни сойти с места, ни проговорить слова».

От непрестанного келейного бдения и постоянного стояния в церкви с небольшим отдыхом во время ночи, у Серафима распухли ноги и на них открылись раны.

Спустя год после рукоположения в иеромонахи Серафим с благословения настоятеля ушел жить в пустынную келью в глухом лесу. Эта келья, или так называемая пустынка находилась в дремучем сосновом бору в пяти или шести верстах от монастыря и располагалась на холме на берегу реки Саровки. Она состояла из одной хаты с печкой и имела крылечко с сенями. Вокруг пустынки Серафим устроил себе небольшой огород и пчельник и обнес все это забором.

В обитель он приходил лишь в субботу перед всенощной и возвращался к себе в келью сразу после литургии, за которой причащался Святых Тайн. В начале своего отшельничества питался хлебом, который брал с собой по воскресеньям на целую неделю. Согласно преданию, часть из этой недельной порции хлеба он отдавал животным и птицам, которые посещали место его молитвословий. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук.

Также он употреблял овощи, которые выращивал в своем огороде — свеклу, лук и т.д. Со временем он приучил свое тело к такому воздержанию, что не стал брать и хлеба из обители, а питался только со своего огорода.

Довольно скоро к келье отшельника потянулись за советом и благословением миряне, в том числе и состоятельные. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили его ограбить. Застав монаха в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его, обухом топора проломив ему голову, хотя преподобный не сопротивлялся. Ничего ценного не найдя в его келье, разбойники ушли ни с чем. Серафим же, очнувшись, с трудом добрался до монастыря и лишь чудом выжил. Ему пришлось провести около пяти месяцев в обители, но затем он опять ушел в келью. После этого случая он навсегда остался согбенным, ходил, опираясь на посох или топорик. Позже преступники были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

Через некоторое время Серафим запретил женщинам приходить к нему на гору. Он завалил колодами тропинку к себе, так что в итоге и не только женщинам, но и вообще сторонним людям вход к нему был совершенно закрыт.

В 1807 году Серафим принял обет молчания. В 1810 году старцу стало трудно ходить из пустыни в обитель для участия в богослужении и причащения. Он покинул келью и вернулся в монастырь, но сразу ушёл в затворники на пятнадцать лет — до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, «дар прозорливости и исцеления от болезней». В числе посещавших его был, в том числе, и император Александр I.

Серафим Саровский скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклоненной молитвы. Был похоронен в монастыре близ алтаря Успенского собора. После причисления Серафима к лику святых его останки были признаны святыми мощами и помещены в особо созданную гробницу «для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою».

В 1922 году мощи были изъяты советскими властями и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства, открытый в Донском монастыре, где их следы утерялись. Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. В декабре того же года специально созданная церковная комиссия установила, что найденные останки являются мощами преподобного Серафима Саровского.

1 августа 1991 года при большом стечении народа мощи преподобного Серафима были доставлены в Дивеевский монастырь. В настоящее время они находятся в Троицком соборе монастыря.

Чем знаменит

Серафим Саровский — подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории. С момента его кончины до момента канонизации прошло 70 лет. Однако народное почитание «батюшки Серафима» началось еще при его жизни и задолго до его канонизации. Молва приписывала ему многочисленные подвижнические подвиги, чудеса и исцеления.

Уже через четыре года после кончины отца Серафима, в 1837 году, вышло первое его жизнеописание, составленное иеромонахом Сергием. В дальнейшем жизнеописания становились все подробнее, в них добавлялись все новые чудесные эпизоды из жизни отшельника. Так, утверждалось, что в течение двух с половиной лет аскет питался только травой снытью, что тысячу дней и тысячу ночей он провел в подвиге столпничества на каменном валуне. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой, по словам рассказчика, строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

Весной 1902 года император Николай II потребовал от обер-прокурора Синода Константина Победоносцева канонизации Серафима Саровского.

В январе 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского) произвела эксгумацию и освидетельствование останков Серафима Мошнина. Однако ожидания «нетленности» мощей старца не оправдались – в гробу был обнаружен только скелет. В связи с этим митрополиту Петербургскому Антонию пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям, где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления.

В июле 1903 года Серафим Саровский был прославлен Российской церковью в лике преподобных. Тогда же в Сарове на прославлении Серафима побывала царская чета, почти отчаявшаяся дождаться сына после рождения четырех дочерей. Император и императрица молились о даровании им наследника. В августе 1904 года в семье императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны родился цесаревич Алексей.

Память преподобного Серафима отмечается православными 2 (15) января и 19 июля (1 августа).

О чем надо знать

Никаких письменных сочинений Серафим Саровский после себя не оставил. Сведения о его жизни в дальней пустынке получены частью из рассказов самого подвижника и его наставлений, частью — из повествований других пустынножителей, посещавших его. Основной же письменный источник исторических сведений о старце Серафиме — жизнеописание, составленное саровским иеромонахом Сергием, который с 1818 года собирал и записывал свидетельства о двух саровских подвижниках: Серафиме и схимонахе Марке.

В начале 40-х годов XIX столетия были опубликованы три различных Сказания об отце Серафиме, принадлежащих перу его современников — насельников Саровской пустыни, свидетелей жизни и подвигов старца: иеромонаха Сергия, игумена Георгия и иеромонаха Иоасафа.

Первоначальное Житие Серафима, написанное иеромонахом Сергием в 1837 году, в дальнейшем подверглось неоднократному редактированию. В 1841 году Житие отредактировал митрополит Филарет (Дроздов) с целью сделать его более соответствующим требованиям Цензурного комитета. Следующее издание отредактировал Георгий, настоятель Николо-Борской пустыни (ранее живший при отце Серафиме в качестве гостинника в Саровской пустыне под именем Гурия), он добавил эпизоды, не существовавшие в первом житии: о зверях, приходивших к Серафиму, об умножении после его молитвы еды в житницах, о явлении ему Богородицы и другие.

В 1863 году, по желанию Саровского монастыря, по его архивным документам и рассказам очевидцев, было составлено самое полное изображение жизни и подвигов старца Серафима. Автором этого труда был Н. В. Елагин,

Многие из ныне известных поучений Серафима Саровского почерпнуты из записок помещика Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С. А. Нилусом и изданных им в 1903 году. Аутентичность некоторых фактов, изложенных Мотовиловым, исследователями оспаривается.

Читайте также  Chris colfer - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Прямая речь

О смирении: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

О чтении священных книг: «Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит его дара разумения.

Когда же человек снабдит душу свою словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло.

Чтение слова Божия должно быть производимо в уединении для того, чтобы весь ум читающего углублен был в истины Священного Писания и принимал от Бога в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от них человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова».

Граф Сергей Витте о роли императрицы Александры Феодоровны в канонизации Серафима Саровского: «Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и безусловно укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет — образ святого Серафима».

5 фактов о Серафиме Саровском:

  • Нередко встречается указание, что Серафим Саровский родился в 1759 году, но исследователями это признаётся ошибкой.
  • Серафим Саровский всю жизнь носил на груди распятие, которым мать благословила его на иноческий путь.
  • На половине пути от пустынки Серафима к монастырю жили другие отшельники в уединенных избушках. Эта обстановка немного напоминала Афонскую гору, усеянную лесом, монастырями и кельями пустынножителей, поэтому Серафим прозвал свой пустынный холм Афоном, а другие уединенные места в лесу — именами разных святых мест: Назарет, Иерусалим, Вифлеем, Фавор, Кедрский поток, река Иордан и т. д.
  • Икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до смерти старца.
  • В сентябре 2007 года впервые был совершён молебен преподобному Серафиму как покровителю ядерщиков.

Материалы о Серафиме Саровском:

Преподобный Серафим Саровский

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

С праздником второго обретения мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца!

В славном городе Курске 19 июля 1759 года в благочестивой купеческой семье родился мальчик Прохор, который через 27 лет, в 1786 году примет иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года будет посвящен в сан иеродиакона. А позже прославится в лике великих русских святых.

А до этого момента в жизни будущего святого всей русской земли происходили дивные, чудесные знамения милости Божией. В детстве мальчик Прохор упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Сама Божья Матерь обещала матери исцелить отрока от тяжелой болезни. В третьем кондаке акафиста преподобному Серафиму Саровскому мы читаем, как матушка Прохора вынесла больного сына приложиться к иконе Божий Матери «Знамение», которую несли в это время крестным ходом вблизи их дома, и мальчик был исцелен.

Приняв твердое решение принять монашество, семнадцатилетний юноша получил материнское благословение на этот путь. Медный крест, которым благословила будущего преподобного его мать, оставался при нем до конца жизни.

По благословению старца Киево-Печерской Лавры Досифея Прохор отправился в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников. Время проходило в суровых монастырских трудах и послушаниях. Через два года Прохора посетило тяжелое заболевание, но он отказывался от помощи врачей. И здесь Божьей милостью было явлено дивное исцеление от Самой Владычицы Богородицы, Которая явилась ему вместе с апостолами Петром и Иоанном.

Будучи иеродиаконом Серафим удостоился лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил, как мы читаем в акафисте преподобному. С 1793 года, когда монах Серафим принял сан иеромонаха, им было положено начало подвига пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келлии, на берегу реки Саровки. Монаху приходилось бороться с тяжелыми искушениями дьявола, и чтобы низложить противника преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей провел он стоя на коленях на камне с молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешному». Совершенно обессилев от дивной святости и силы духа преподобного, диавол наслал разбойников на подвижника, которые нанесли ему смертельные раны. И снова Божья Матерь не оставила монаха Серафима и исцелила его.

После выздоровления преподобный Серафим безмолвствовал в течение трех лет. И через 15 лет своего пустынножительства затворился в монастырской келлии. Плодом его духовных подвигов стали прозорливость и чудотворение. А 25 ноября 1825 года Сама Божья Матерь со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор.

С этого момента преподобный стал принимать людей, приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением. Всех он встречал теплым приветствием: «Радость моя, сокровище мое».

Любые советы, назидания и наставления преподобного основывались на Божьем слове, на поучениях святых отцов, примерах их жизни. Многие раскольники оставили свои заблуждения и присоединились к Церкви. Воины, по молитвам преподобного, оставались невредимыми на поле боя.

По указанию Божией Матери преподобным Серафимом была основана отдельная Серафимо-Дивеевская мельничная община для девиц.

Удивительной была и кончина дивного чудотворца Серафима: он тихо отошел ко Господу, когда молился Божией Матери перед её иконой «Умиление», 2 января 1833 года.

Множество чудес и исцелений совершались по молитвам преподобного Серафима. В лике святых он был прославлен 19 июля 1903 года.

«Сегодня, вспоминая заветы преподобного, особо хочется вспомнить о его удивительном, поистине благодатном умении радоваться людям», – говорит нам архимандрит Иоанн Крестьянкин.

«Радость моя!» – этими словами он встречал каждого приходящего.

В наши дни, когда в любом незнакомце люди склонны подозревать врага, соперника, помеху, нам так необходимо вспомнить, что можно и должно иначе относиться к ближним.

Ни один человек не уходил неутешенным из келлии Саровского старца. Надеюсь, ныне он донесет и наши молитвы до Престола Всемилостивого Спаса, тогда наше духовное обновление и выздоровление не замедлит. Дай Бог всем нам стать причастниками «Серафимовой радости.

И верится нам, что если преподобный Серафим при жизни своей согревал любовию приходящих людей, то и теперь с прежней лаской согреет он изболевшие души. Только приди к нему мысленно, обратись к нему в молитве. И услышишь сердцем своим: «Радость моя, гряди, гряди ко мне!»

Трогательное до слез, привязывающее сердце невыразимой властью есть в дивном старце Серафиме. «Он как пудовая свеча, – говорил Воронежский архиепископ Антоний, – всегда горит пред Господом, как прошедшею своею жизнью на земле, так и настоящим своим дерзновением пред Святою Троицею».

И именно в те дни, когда оскудела среди людей любовь, когда стала остывать в народе вера, взошел в блистающем ореоле любви и святости преподобный отец Серафим, Саровский чудотворец.

Возрадуемся же, други мои, что имеем мы среди наших русских святых такого дивного, жившего во славу Божию преподобного старца, память которого сегодня мы собрались молитвенно прославить. И из глубины сердец наших воззовем: «Ублажаем, ублажаем тя, преподобие отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов». Аминь.

Серафим Саровский: биография, икона, в чем помогает

Святые угодники вот уже более 2000 лет помогают людям преодолевать земные невзгоды и утешают в печали. Кто такой Серафим Саровский? Этот святой старец является покровителем православных наравне с Сергием Радонежским. Моей подруге святой Серафим помог благополучно выйти замуж. Она говорит, что как будто кто-то покрыл их союз с мужем защитным покровом от невзгод, конфликтов и безденежья. В чем еще помогает преподобный? Об этом я расскажу вам в статье.

Серафим Саровский: биография

Будущий святой угодник родился в 1759 году в Курской губернии в семье обеспеченных родителей. Отец мальчика рано умер, а мать взяла на свои плечи все тяготы семейной жизни. Встать на путь истины Прохору (так был наречен Серафим) было предначертано свыше. Однажды мальчик забрался на высокую колокольню, строительством которой занималась его семья, и свалился с нее на землю. Но ни одной царапины на его теле не было, как и ушибов.

После этого характер мальчика сильно изменился, она начал интересоваться святым писанием. В 17 лет Прохор принимает решение отречься от мирской жизни и полностью посвятить себя служению Господу. Матушка одобрила это решение. На двадцатом году жизни он стал послушником в Саровской пустыне, где и постригся в монахи. После посвящения в иеромонахи Серафим удалился в глухой лес и построил там скит, в котором жил и молился.

Пресвятая Богородица трижды спасала святого угодника от смертельной болезни.

За долгие годы, проведенные в полном уединении, святой Серафим не раз удостоился богоугодных видений. Когда отшельнику явилась сама Богородица, то велела прекратить жизнь затворника и начать служить людям. С тех пор святой Серафим наставлял, утешал, исцелял всех страждущих. Каждого, кто к нему обращался, он называл ласково «радость моя». Одним своим видом и ласковым голосом этот святой старец мог растопить заледенелое сердце и смягчить заскорузлую душу. После беседы с ним люди открывали сердца Богу, творили покаянную молитву и стремились к добродетели.

Святой старец прославился молитвенным подвигом: он 1000 дней и ночей простоял коленопреклоненным на камне в лесу перед иконой Богородицы.

Откуда столько любви к людям черпал святой старец? Он видел внутренним взором саму суть человека, его божественную природу и то, кем он мог стать при служении Господу. Эта прозорливость вдохновляла его, сподвигала на бескорыстное служение всему человечеству. Проведя долгие годы в тяготах пустынножительства, этот святой человек учил, что главное в христианстве — это стяжание Духа Святого. Не в затворе можно его обрести (хотя это не исключено), а в стремлении к обретению Царства Божия внутри своей души.

Не в долгих молитвенных бдениях заслуга человека перед Богом, но в искренней пламенной молитве сердца. Он учил, что внешняя молитва (произнесение слов) должна непременно сочетаться с внутренней (поиске Бога в душе). Те монахи, которые не умеют соединять внешнее с внутренним, являются монахами формально. Во время богослужений святой Серафим советовал смотреть на икону или свечу, либо закрывать глаза для лучшей концентрации внимания.

«Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи» — так учил и наставлял святой Серафим.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Святой старец прекрасно понимал, что у простого крестьянина нет времени на ежедневное вычитывание утренних и вечерних молитв, поэтому создал молитвенное правило:

  • утром/в обед/вечером чтение Отче наш и Богородице — трижды, Символ веры — один раз;
  • с утра до обеда непрерывно читать про себя Иисусову молитву;
  • с обеда до ужина читать молитву Богородице.
Читайте также  Fan binbin - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Это несложное молитвенное правило может освоить любой самый занятый человек, а творение непрерывной молитвы внутри себя поможет уравновесить эмоции и убережет от греха.

В чем помогает

Преподобный Серафим еще при жизни стал любимым в народе старцем наравне с преподобным Сергием Радонежским. Этот святой старец заповедовал почитать Царицу Небесную, так как она является заступницей рода человеческого. Много сил и времени отдал святой старец устроению Дивеевского женского монастыря, повинуясь побуждению своей покровительницы — Богоматери.

После славной кончины преподобного в его келье осталась особо чтимая икона Богоматери «Умиление». Старец исцелял больных помазанием маслом от лампады, которая день и ночь горела перед иконой. Эту икону Серафим именовал «Всех радостей радость».

Через 70 лет после мирной кончины были вскрыты мощи святого Серафима, которые оказались нетленными. Это событие произошло в день его рождения 19 июля и сопровождалось многочисленными исцелениями больных. Святые мощи были перенесены в специально сделанную гробницу — раку.

Икона «Умиление» и нетленные мощи святого хранятся в Дивеевском монастыре.

Икона святого Серафима «Умиление» почитается не только в православной среде, но и в католической. Этот праведник явил пример подлинной христианской жизни во Христе, а троекратное чудесное явление Богоматери и спасение от смертельных недугов является подтверждением его истинной христианской добродетели.

На поклонение иконе и святым мощам преподобного приезжают верующие не только из России, но и из других стран. В старый новый год верующие посещают Дивеевский монастырь, чтобы пройти с крестным ходом по канавке Богородицы и прочитать 150 раз «Богородице дево, радуйся». Также православные омываются в святом источнике и получают исцеление.

О чем просят святого:

  • о душевном устроении и прекращении душевных страданий;
  • о выборе правильного жизненного пути;
  • о победе над гордыней и отчаянием;
  • об исцелении от тяжких заболеваний;
  • о встрече суженого и благословенном венчании;
  • о продвижении бизнеса и торговли.

Во время душевных мучений человеком легко может овладеть дьявол, поэтому очень важно своевременно обратиться за помощью к преподобному Серафиму Сваровски, чтобы он помог избавиться от печали и уныния. Мир в душе не сможет одолеть дьявол, враг человеческий бессилен против раскаяния и смирения.

Что такое правильный жизненный путь? Это служение Господу. Не обязательно уходить в монастырь, можно служить Господу и в обыденной жизни — молитвой и постом. Серафим Саровский помогает тем, кто оступился и ведет неправедную жизнь.

Отчаяние и гордыня — это два смертных греха, которые приведут душу в ад. Святой старец помогает избавиться от них молитвенной просьбой ко Господу.

Святому старцу молятся и о хорошей работе, приличной зарплате и ведении собственного бизнеса. Тем, кто стремится богоугодными путями обеспечить свою семью всем необходимым, святой Серафим не откажет в помощи.

Исцеление от тяжелого заболевания — одна из главных просьб святому. Он еще при жизни избавлял больных и немощных горячей молитвой к Богородице, которая трижды подняла его самого со смертного одра. Особенная помощь от святого — в избавлении от болезней ног и внутренних органов.

Также святой Серафим помогает и в семейных делах: укрепляет супружеский союз и помогает найти суженого. Поэтому к нему часто обращаются с молитвенной просьбой молодые девушки и венчанные жёны.

На заметку! Дни памяти преподобного Серафима Саровского — 15 января и 1 августа.

В январе вспоминают благословенную кончину преподобного, а в августе почитают день обретения нетленных мощей.

Молитва о замужестве и счастье в браке:

Молитва об исцелении:

Молитва о помощи:

Биография Серафима Саровского

Серафим Саровский при рождении был назван Прохором Исидоровичем Мошниным. Родился 19 июля 1754 года в Курске. Он прославился в качестве иеромонаха Саровского монастыря, также был основателем и покровителем женской Дивеевской обители. Является одним из ликов преподобных по инициативе царя Николая II.

Детство и юность

Появился на свет Прохор в семье богатого купца Исидора Мошнина, по некоторым данным он носил фамилию Машнин. Жену его звали Агафия, именно она занималась воспитанием сына, поскольку отец рано умер. В семь лет будущий иеромонах упал с колокольни Сергиево-Казанского собора, но остался живым. Более того, он даже не повредил себе ничего.

Ещё в раннем возрасте мальчик слёг с тяжёлой болезнью. Позже он сообщал, что видел во сне Богородицу, обещавшую ему чудесное исцеление. Через некоторое время после этого был Крёстный ход, в процессе которого мимо дома Мошниных пронесли икону Знамения. Прохор приложился к иконе, благодаря чему достаточно быстро выздоровел.

Мальчик обладал прекрасной памятью, он любил читать. С детства он посещал церковную службу, читал вслух своим ровесником Священное Писание. Больше всего Прохору нравилось изучать Евангелие в одиночестве. После прочтения большинства церковных книг он принял решение уйти в монастырь. Мать согласилась отпустить сына, благословив его распятием. Всю оставшуюся жизнь юноша носил на груди этот знак.

Саровская пустыня

В 1776 году Прохор совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру. Там была старица Досифея, указавшая юноше место для принятия пострига и послушания. Таким местом стала Саровская пустыня, куда и направился будущий монах. До этого он ненадолго вернулся домой, чтобы попрощаться с родными и близкими.

Добрался до Сарова священнослужитель 20 ноября 1778 года. Там он встретил отца Пахомия, который был настоятелем. Юноше назначили в духовники старца Иосифа, под чутким руководством которого Прохор и получал знания о жизни в монастыре. Он трудился в хлебне и столярне, помогал своему наставнику во всех делах. Парень делал всё с искренним усердием, его вело непреодолимое желание служить Господу. Одновременно с этим он постоянно искал себе занятия, чтобы избежать скуки. Именно её Саровский считал самым страшным злом для новичков.

Старец благословил юношу на походы в лес для молитвы. Там он мог оставаться в полном одиночестве. Через два года после начала службы Прохор серьёзно заболел: всё его тело распухло, каждое движение вызывало невыносимую боль. Настоятель намеревался вызвать врача, но юноша отказался, мотивируя это тем, что отдал душу и тело своему Богу. В этот период у него было новое видение, в котором Пресвятая Дева коснулась его жезлом, мгновенно исцелив.

В обители послушник провёл немногим более восьми лет, после чего он принял постриг, избрав для себя имя Серафим. По его словам, именно это имя отлично выражало его невероятно сильную любовь к Господу и желание всецело посвятить себя служению. Уже через год мужчину посвятили в сан иеродиакона. Он постоянно молился, оставался надолго после службы, неоднократно Саровского посещали различные видения. Второго сентября 1793 года Серафим был назначен иеромонахом.

Служение Господу до конца дней

Двенадцатого июня 1787 года Серафим совместно с отцом Пахомием посещает Дивеево. Там они отпевали основательницу общины ─ Александру Мельгунову. После смерти отца Пахомия 27 августа 1794 года иеромонаха собирались назначить архимандритом, отправив его на строительство Алатырского Троицкого монастыря. Но Серафим отказался от этого предложения, направившись в Дальнюю пустыню. Там он придерживался строжайшего поста, часами молился на камне, постоянно работал. Принял на себя он и другие испытания, в числе которых трёхлетнее молчание. За ним следовало затворничество в течение пяти лет.

В 1823 году Серафим впервые смог исцелить больного помещика Михаила Мантурова. 25 ноября 1825 года Саровский получил очередное видение, во время которого Матерь Божия велела ему выйти из затвора. Она сообщила, что отныне иеромонах обязан принимать у себя в доме всех, кому необходимо лечение и утешение. Серафим щедро делился с людьми своей любовью, наставляя их на путь истинный и исцеляя.

Он чувствовал себя неловко в обществе женщин, но понимал, что не имеет права отказать в помощи нуждающимся. С 1829 по 1833 годы иеромонах всячески помогает расширению Дивеевской женской общины. Также он способствовал обустройству Ардатовской обители и Зеленогорской общины.

Умер Серафим 2 января 1833 года. Известно, что он находился на коленях перед иконой во время своей кончины. Книги и другие вещи в келье начали гореть, но монах был мёртв ещё до этого. Ещё при жизни он говорил, что не будет в его доме пожара до тех пор, пока не наступит время умирать. Похоронили Саровского у алтаря Успенского Собора, на месте, которое он сам указал незадолго до кончины. Гроб также был заранее вырублен из дерева собственноручно иеромонахом.

Житие святого чудотворца Серафима Саровского

Имя Серафима Саровского яркой звездой сияет среди многоликого сонма святых. Посвятив с юных лет себя служению Творцу, он жил только ради единственной цели — спасения души. Светлая память преподобному Отцу Православной Церкви совершается ежегодно 15 января и 1 августа.

Житие Чудотворца Серафима Саровского

Житие преподобного Серафима Саровского заслужило всенародное почитание и любовь православного люда: он всегда близок нашим душам и незримо пребывает с нами в страданиях, горестях, испытаниях.

Поэтому не встретить на Руси храма, где бы на иконостасе не пребывал лик Серафима.

Житие других православных святых:

Младенчество

Младенец Прохор явился на Свет Божий в 1754 году. Его отец служил купцом и занимался возведением зданий. В конце жизни он принял решение построить собор, но не дожил до завершения строительства. Мальчик остался со своей матушкой, она воспитала его и привила ребенку глубокую веру во Христа.

Читайте также  Эллен дедженерес - биография знаменитости, личная жизнь, дети

По кончине супруга, вдова продолжила строительство собора. Однажды она взяла с собой на стройку Прохора. Но он неожиданно оступился и упал с высокой колокольни. Мать бросилась вниз и нашла своего ребенка целым и невредимым. Таким образом Сам Творец сохранил жизнь и здоровье своему будущему светильнику.

Прохор обладал отличной памятью, ему легко давались науки. Подросток любил присутствовать на богослужениях, читал друзьям Жития и Евангелие. Как-то раз мальчик тяжело заболел, врачи не могли найти лекарства для его исцеления. Но в сонном видении Богородица пообещала излечить тяжкий недуг. Вскоре к семейной усадьбе прошел крестный ход с иконой «Знамение».

Мать вынесла болящего и приложила его к Лику Богородицы, после чего мальчик быстро пошел на поправку.

Начало служения Господу

С юных лет Прохор мечтал посвятить жизнь Спасителю и уйти в монастырь. Мать не препятствовала сыновьей воле и благословила на иночество распятием. Этот крест святой носил на груди всю свою жизнь.

Однажды Прохор в составе паломников отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Там он принял решение спасаться в Саровской пустыни. Вернувшись в отчий дом, Прохор навсегда попрощался со своей матушкой и отправился в Саров. Настоятель ласково принял боголюбивого юношу и назначил ему духовника, под чьим руководством будущий святой исполнял послушания.

Юноша был келейником, трудился в хлебопекарне, просфорне, работал столяром, пономарил. Любой вид работ он исполнял с особым усердием.

Через пару лет Прохор заболел водянкой, его тело сильно распухло, ему было очень больно и тяжело. За ним ухаживал как его наставник, так и те монахи, которые любили доброго и трудолюбивого юношу. Недуг одолевал его тело около трех лет, но никто из окружающих не услышал от Прохора ни капли ропота. Старцы хотели вызвать к нему врача. Но Прохор строжайше запретил им это делать, он желал лишь одного — скорейшего Причастия.

Тогда же случилось видение: Пресвятая Богоматерь явилась в Божественном Свете и жезлом прикоснулась к боку больного — тотчас жидкость, находящаяся в избытке в теле Прохора, стала вытекать через образовавшееся отверстие. Юноша быстро выздоровел.

Постриг

Прохор прожил как послушник в монастыре 8 лет, после чего сподобился принять иночество. В постриге ему было дано имя Серафим. Через год, наблюдая пламенную любовь юного инока ко Господу, игумен принял решение о возведении Серафима в сан иеродиакона.

Монах ежедневно служил в храме, а после службы непрестанно молился.

Ревностное служение инока было вознаграждено Всевышним: Серафим сподобился благодатных видений во время богослужений. Он неоднократно созерцал небесных Ангелов, которые сослужили монастырской братии.

А однажды во время службы, когда игумен навел орарь на молитвенников, его осенил золотистый луч. Серафим поднял взгляд и увидел Самого Спасителя, Он шествовал от храмовых дверей в сопровождении Небесных Сил Бесплотных. Преподобный замер от восхищения и восторга, он даже не смог сдвинуться с места.

После чудесного видения Серафим более ревностно стал относиться к служению: днем он что есть сил трудился в монастыре, а на ночь покидал родные стены и уходил в лес для моления.

Подвиг пустынножительства

В возрасте 39 лет преподобный был возведен в сан иеромонаха и был благословлен на проведение божественной литургии. Когда игумен обители отошел ко Господу, Серафим принял на себя подвиг пустынножительства (покойный отец Пахомий перед смертью благословил инока). Получив еще одно благословение у нового игумена, он удалился в глухой лес.

Но окончательно монастырь он не бросил, каждый субботний день к вечеру, перед началом всенощной, он возвращался в обитель и причащался Святых Христовых Таин.

Подвиги Серафима, которые он совершал во Имя Христово, были суровыми:

  • его молитвенное правило совершалось по Уставу древних пустынножителей;
  • он постоянно изучал Святое Евангелие, Новый Завет, усердно изучал богослужебную литературу;
  • инок знал наизусть множество песнопений, а когда работал в лесу, то любил их напевать;
  • он сам для себя добывал пропитание, работал на огороде;
  • держал строгий пост, питался всего раз в сутки, в постные дни недели голодал.

Его скудный пищевой рацион в течение первых трех лет отшельничества составляли травы. Изредка его навещали такие же пустынники.

Слух о уединенном житии батюшки распространился за пределы монастыря и его стали часто навещать монахи и миряне. Каждому человеку требовались мудрые советы, ответы на вопросы и благословение на труды. Вскоре Серафим запретил посещение своей келии женщинам, а затем и всем остальным, потому что в очередном видении инок узрел, что Господу угодно полное безмолвие инока.

Круг общения святого сузился, теперь его могли посещать только дикие звери и птицы. Серафим любил подкармливать хлебом, который ему доставляли из монастырской хлебопекарни, диких медведей.

Искушения диавола

Высокие подвиги монаха вызвали неодобрение диавола. Он вздумал устрашить святого, дабы тот оставил безмолвие. Инок не поддавался нападкам темных сил, но сатана упорно продолжал искушение. Но Серафим, дабы отразить натиск вражий, принял на 1000 дней подвиг столпничества.

Но посрамленный верой преподобного, диавол надумал умертвить святого и наслал к нему грабителей, которые стали требовать от него деньги. Естественно, денег у него не было, за что разбойники жестоко избили инока и проломили ему голову топором. В безжизненном состоянии святой пролежал до утра, а очнувшись, из последних сил добрел до обители. Братия ужаснулась виду израненного подвижника. Восемь дней монастырские врачи вытаскивали Серафима «с того света», ведь полученные раны были несовместимы с жизнью.

Но исцеление было получено не от лекарей. Во сне ему явилась Царица Небесная и, коснувшись израненного чела, даровала здравие. Но спина преподобного осталась сгорбленной, поэтому ему приходилось ходить, опираясь на посох.

Около полугода монах провел в обители, и набравшись сил, вновь вернулся в лесную келью. В безмолвии он провел три года. Серафиму было предложено настоятелем и братией обители: посещать богослужения и причащаться, или вернуться в обитель. Серафим выбрал второе, потому что из-за увечья и преклонных лет ему было тяжело ходить из леса, в котором он совершал подвиг пустынножительства 15 лет, в монастырь.

Окончание земного пути

Вернувшись, к подвигу молчания он прибавил еще и затвор. Из своей келии монах никуда не выходил и никого не принимал.

За свои труды он сподобился от Господа дара чудотворения и был поставлен на служение людям в подвиге старчества. Сама Матерь Божия явилась во сне к Серафиму и повелела выйти из затвора, дабы принимать у себя просителей, молящих о наставлении, утешении, исцелении.

Теперь дверь келии старца была открыта для всех! Чудотворец созерцал человеческие сердца, исцелял прихожан молитвой, утешал ласковым словом.

В последние годы жизни Серафим особенно заботился о Дивеевской обители, которая являлась его детищем. Он был добрым отцом для сестер монастыря, окормлял обитель, а сестры обращались к старцу во всех трудностях.

За год до смерти отец Серафим сильно ослаб и для себя изготовил гроб. Он указал монахам место, где следует похоронить его тело. 1 января 1833 года старец в последний раз принял причастие, после чего благословил братию и каждому иноку раздал добрые пожелания, а на следующий день преставился ко Господу.

Его тело нашли бездыханным пред Ликом Богоматери.

Святые мощи

70 лет после кончины богоносного старца люди приходили к его могиле за утешением в скорбях, помощью и исцелением от болезней. Святой еще не был канонизирован, но в его честь уже готовились престолы, составлялось житие, молитвы, писались иконы. И только в 1903 году старец иеромонах Серафим был причислен к Лику святых.

В день его рождения (19 июля) совершилось открытие его честных мощей. После революции они исчезли.

Второе их обретение совершилось лишь в 1991 году в Санкт-Петербурге, после чего они крестным ходом были препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Чудеса

Множество чудотворений связано с именем великого старца. По молитвам к блаженному Серафиму немые обретали голос, у слепых прозревали очи, калеки избавлялись от хромоты, парализованные могли двигать конечностями.

  • 19-летняя девушка имела сведенные конечности, ее руки были плотно сжаты на груди. После посещения могилки Серафима и купания в источнике, освященном во имя богоносца, больная самостоятельно встала, ее руки и ноги расправились, она стала самостоятельно передвигаться.
  • Крестьянку разбил 6 лет назад паралич. Ее, обездвиженную, привезли к роднику и трижды окунули в нем. Женщина полностью исцелилась.
  • В Крестном ходе участвовали мать и ее глухонемая дочь. Впереди процессии хоругвеносцы несли Лик Богородицы и большую икону Серафима Саровского. Женщина приложила ребенка к образу святого и малышка тут же окликнула своим голоском мать.
  • У могилки чудотворца прозрела молодая женщина, несколько лет назад полностью потерявшая зрение.

Известны случаи, когда люди исцелялись от сумасшествия, паралича, онкологии и прочих серьезных недугов. Все факты исцелений записаны в Летописи монастыря.

О чем молятся

В каждом доме на иконостасе должна стоять икона старца Серафима, он приносит удачу всем верующим во Христа.

Молитвы Серафиму Саровскому:

В чем помогает Чудотворец:

  • исцеляет от болезней;
  • молодым девушкам помогает встретить суженого;
  • восстанавливает веру в Бога;
  • возвращает в Церковь, отпавших от Нее;
  • утихомиривает гордыню;
  • помогает продвижению торговли и бизнеса.

Совет! А если испросить у великого чудотворца Серафима заступничества, то он обязательно поможет и повернет житие просителя к лучшему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: