Роберт льюис стивенсон — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Роберта Льюиса Стивенсона

Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон (Robert Lewis Balfour Stevenson, 13 ноября 1850 – 3 декабря 1894) – известный шотландский писатель и поэт, ставший популярным, благодаря множеству произведений приключенческой направленности. Его считают одним из основателей и видных представителей течения неоромантизма.

Детство

Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября в Эдинбурге в обычной семье, где мать и отец работали инженерами и разрабатывали маяки. Мальчику с детства твердили о том, что, став взрослым, он должен будет открыть собственное дело и производить еще более улучшенные модели маяков, но Роберт всегда относился к этой профессии нейтрально.

Сложно было сказать, что именно его не утраивало. То, что родители, будучи постоянно занятыми, оказывали ему мало внимания, или же сама работа с её многочасовым поиском нужной детали, которая, в случае несовпадения, увеличивала процесс вдвое и втрое.

Но, несмотря на всё это, мальчик с довольно-таки большим интересом наблюдал за работой родителей и даже пытался им помогать.

В возрасте 5-ти лет Роберт переносит своё первое серьезное заболевание – круп. Оно представляет собой сильнейшее воспаление верхних дыхательных путей, из-за которого пациент начинает учащенно и неровно дышать и хрипло кашлять. Круп считается наиболее опасным заболеванием для детей, поскольку их иммунной системе труднее всего справиться с вирусом, что в некоторых случаях приводит к летальному исходу. Однако Стивенсону удалось полностью победить болезнь, но, по утверждению некоторых биографов, проблемы со связками сопровождали его на протяжении всей жизни.

Как только Роберту исполнилось 7 лет, он пошел в школу. С этого момента его интересы и отношение к жизни резко меняются. В учебном заведении он быстро находит новых друзей, и они практически никогда не разлучаются: вместе ходят на занятия, обедают в школьной столовой и гуляют. В это же время у Роберта появляется увлечение приключениями. Родители, решив, что о путешествиях и опасностях мечтают все мальчишки его возраста, не придают этому значения, но Роберт Льюис теперь точно знает, что в его жизни всегда должны быть приключения.

Юность и начало писательской карьеры

После окончания средней школы Стивенсон ненадолго забывает о своих потаенных мечтах и, к огромной радости родителей, поступает в Эдинбургский инженерный университет, где в течение нескольких месяцев обучается изготовлению маяков. Но, спустя некоторое время, юноша понимает, что он никогда не хочет что-либо производить и даже являться участником этого процесса. Именно поэтому он, вопреки угрозам и ссорам с родителями, уходит с факультета и поступает на юридическое отделение, которое с отличием заканчивает в 1875 году.

Хотя Стивенсон в своё время закончил юридический факультет Эдинбургского университета, он ни одного дня не работал в качестве юриста или адвоката. После окончания высшего учебного заведения у него начал проявляться писательский талант. Своё первое произведение он написал в 1875 году, назвав его «Пентландское восстание.

Страница истории, 1666 год». Но после написания молодой человек столкнулся с серьезной проблемой: у него не было денег на публикацию. А поскольку он еще нигде не работал, вывести рукопись в свет было просто невозможно. На помощь ему приходит отец, который издает книгу на свои деньги. С этого самого момента жители Эдинбурга узнают о новом писателе.

Как и мечтал Стивенсон, его жизнь всегда была полна приключений, даже несмотря на болезнь, которая давала о себе знать. Он сплавлялся на байдарках по горным рекам, взбирался на вершины гор и путешествовал по многим городам, что позже было отражено в его втором произведении «Дорога». К слову, подобное название было выбрано Робертом отнюдь не случайно. Оно должно было символизировать всё мужество и отвагу человека, находящегося на стадии развития серьезного заболевания, но абсолютно не обращающего на него внимание.

По окончании путешествия Стивенсон спешит в родной Эдинбург, чтобы быстрее выразить на бумаге все эмоции и опубликовать несколько рукописей. Так, в свет выходят такие его произведения, как «Путешествие внутрь страны» (1878), «Ночлег Франсуа Вийона» (1879), «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Через год Роберт выпускает целый цикл произведений, объединенных названием «Новые тысяча и одна ночь».

Создание «Острова сокровищ»

Изначально биографы неверно утверждали о том, что идея создания романа «Остров сокровищ» имела реальную подоплеку, в которой участвовал сам Стивенсон. Конечно, его жизнь трудно было назвать скучной и однообразной, но здесь биографы, действительно, сильно ошибались.

Дело в том, что идея создания романа пришла к нему, в большей мере, случайно. После создания двух циклов рассказов у Стивенсона начался творческий кризис. Он мог целый день сидеть на одном и том же месте, глядя в единственную точку и не замечая ничего вокруг. Однако спустя несколько дней он неожиданно стал рисовать, чтобы хоть немного отвлечься от гнетущих мыслей. А поскольку все его мечты были связаны с увлекательным и вмеру опасным приключением, Роберт в шутку нарисовал маленькую, но невероятно детальную «карту острова сокровищ». А уже на следующий день он с головой ушел в создание произведения «Судовой повар», которое впоследствии приобрело то же самое название – «Остров сокровищ».

В 1882 году роман был впервые опубликован, но, к сожалению, в редакцию сразу же стали поступать гневные письма от множества читателей, которые заявляли о том, что идея произведения стара, а стиль написания – слишком скучный, чтобы завлекать публику. Тогда главный редактор придумывает оригинальный ход: он иллюстрирует книгу Стивенсона и рассылает её для публикации в еще два журнала, но уже под другими псевдонимами. Так, в 1884 году одна из этих редакций, наконец, закончила публиковать книгу, а Стивенсон стал известен на весь мир.

После «Острова сокровищ» вдохновленный Роберт Льюис Стивенсон публикует еще множество своих повестей, рассказов и романов, таких как «Маркхейм» (1885), «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), «Похищенный» (1887), «Владелец Баллантрэ» (1889), «Вересковый мед» (1890) и многие другие.

Личная жизнь

Первой любовью Роберта Льюиса Стивенсона стала Кэт Драммонт, певица, работавшая в одном из ночных таверн Эдинбурга. Их роман длился несколько месяцев, после которых будущий писатель попытался сделать девушке предложение. Но в его планы вмешался отец, который был категорически против подобного брака, считая, что его сын достоин лучшего.

После неприятной истории Роберт долго не мог встречаться с другими девушками, пока не встретил молодую актрису театра, на которой впоследствии и женился. Супруга была на несколько лет старше него и уже была замужем и даже родила сына. Но Роберт тепло отнесся к пасынку и всю жизнь считал его своим родным ребенком, поскольку он воспитывал его с юных лет.

Роберт Луи Стивенсон Биография

Роберт Луи Стивенсон был шотландским писателем 19-го века, знаменитым такими романами, как Остров сокровищ, Похищенные и Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

Синопсис

Родившийся 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, Шотландия, Роберт Луи Стивенсон часто путешествовал, и его странствия по всему миру хорошо подходили для его выдумки. У Стивенсона появилось желание писать в раннем возрасте, не интересовавшийся семейным бизнесом по проектированию маяков. Он часто был за границей, обычно по состоянию здоровья, и его путешествия привели к некоторым из его ранних литературных произведений. Публикуя свой первый том в возрасте 28 лет, Стивенсон стал литературной знаменитостью в течение своей жизни, когда такие произведения, как «Остров сокровищ», «Похищенные» и «Странное дело» доктора Джекила и мистера Хайда, были выпущены для нетерпеливой аудитории. Он умер в Самоа в 1894 году.

Ранняя жизнь

Роберт Луи Бальфур Стивенсон родился в Эдинбурге, Шотландия, 13 ноября 1850 года у Томаса и Маргарет Стивенсон. Дизайн Маяка был профессией его отца и его семьи, и поэтому в 17 лет он поступил в Эдинбургский университет, чтобы изучать инженерию с целью следовать за своим отцом в семейном бизнесе. Дизайн маяка никогда не привлекал Стивенсона, и он начал изучать право. Его дух приключений действительно начал проявляться на этом этапе, и во время летних каникул он отправился во Францию, чтобы быть рядом с молодыми художниками, как писателями, так и художниками. Он вышел из юридического факультета в 1875 году, но не практиковал, так как к этому моменту он чувствовал, что его призвание — стать писателем.

Писатель появляется

В 1878 году Роберт Луи Стивенсон увидел публикацию своего первого тома «Внутреннее путешествие»; В книге рассказывается о его путешествии из Антверпена в северную Францию, которое он совершил на каноэ по реке Уаз. Сопутствующая работа «Путешествия с ослом в Севеннах» (1879) продолжается в интроспективном ключе Inland Voyage, а также фокусируется на голосе и характере рассказчика, а не просто рассказывает историю.

Также от этим периодом являются юмористические эссе Virginibus Puerisque and Other Papers (1881), которые первоначально были опубликованы с 1876 по 79 в различных журналах, и первая книга короткометражных произведений Стивенсона «Новые арабские ночи» (1882). Эти истории ознаменовали появление Соединенного Королевства в сфере короткого рассказа, в котором ранее доминировали русские, американцы и французы. Эти истории также положили начало приключенческой фантастике Стивенсона, которая станет его визитной карточкой.

Читайте также  Виталина цымбалюк-романовская - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Поворотный момент в личной жизни Стивенсона наступил в этот период, когда он встретил женщину, которая стать его женой Фанни Осборн в сентябре 1876 года. Она была 36-летней американкой, которая была замужем (хотя и была раздельно) и имела двоих детей. Стивенсон и Осборн начали романтически встречаться, пока она оставалась во Франции. В 1878 году она развелась со своим мужем, и Стивенсон отправился на встречу с ней в Калифорнию (отчет о его путешествии позже будет записан в книге «Эмигрант-любитель»). Они поженились в 1880 году и оставались вместе до смерти Стивенсона в 1894 году.

После того, как они поженились, Стивенсон взял трехнедельный медовый месяц на заброшенном серебряном руднике в долине Напа, Калифорния, и он Именно из этой поездки возникли Сильверадо Скваттерс (1883).Также в начале 1880-х годов появились короткие рассказы Стивенсона «Траун Джанет» (1881), «Сокровище франшарда» (1883) и «Маркхейм» (1885), причем последние два имели определенное сходство с Островом сокровищ и доктором Джекиллом. и мистер Хайд (оба из которых будут опубликованы к 1886 году) соответственно.

«Остров сокровищ»

1880-е годы были примечательны ухудшением здоровья обоих Стивенсона (которое никогда не было было хорошо) и его потрясающий литературный выход. Он страдал от кровоизлияния в легкие (вероятно, вызванного недиагностированным туберкулезом), и письмо было одним из немногих занятий, которые он мог выполнять, лежа в постели. Находясь в этом прикованном к постели состоянии, он написал некоторые из своих самых популярных художественных произведений, особенно «Остров сокровищ» (1883), «Похищенные» (1886), «Странный случай доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) и «Черную стрелу» (1888).

Идея Острова Сокровищ была зажжена картой, которую Стивенсон нарисовал для своего 12-летнего пасынка; Стивенсон придумал пиратскую приключенческую историю, чтобы сопровождать рисунок, и он был сериализован в «Парнях»; журнал «Молодые люди» с октября 1881 года по январь 1882 года. Когда «Остров сокровищ» был опубликован в виде книги в 1883 году, Стивенсон впервые почувствовал вкус широко распространенной популярности, и его карьера прибыльного писателя наконец началась. Книга была первым художественным произведением Стивенсона, а также первым из его сочинений, которое будет названо «для детей». К концу 1880-х годов это была одна из самых популярных и читаемых книг периода.

«Странный случай доктора Джекила и мистера Хайда»

. В 1886 году была опубликована еще одна продолжительная работа — «Странное дело доктора Джекила и мистера Хайда», которая принесла немедленный успех и помогла укрепить репутацию Стивенсона. Работа определенно относится к «взрослой» классификации, поскольку в ней представлено резкое и ужасающее исследование различных противоречивых черт, скрывающихся в одном человеке. Книга получила международное признание, вдохновив бесчисленные сценические постановки и более 100 кинофильмов.

Последние года

В июне 1888 года Стивенсон и его семья отправились в плавание из Сан-Франциско, штат Калифорния. путешествовать по островам Тихого океана, останавливаясь на Гавайских островах, где он подружился с королем Калакауа. В 1889 году они прибыли на Самоанские острова, где решили построить дом и поселиться. Окружение острова стимулировало воображение Стивенсона и впоследствии повлияло на его сочинения в это время: некоторые из его более поздних работ посвящены островам Тихого океана, в том числе «Разрушитель» (1892), «Ночи острова»; Развлечения (1893), «Отлив» (1894) и «В южных морях» (1896).

К концу своей жизни сочинения Стивенсона в южных морях включали в себя больше повседневного мира, и оба его научная литература и вымысел стали более могущественными, чем его более ранние работы. Эти более зрелые работы не только принесли Стивенсону прочную известность, они помогли повысить его статус в литературном истеблишменте, когда его работа была переоценена в конце 20-го века, и его способности были восприняты критиками так же, как и его повествование всегда было читатели.

Роберт Луи Стивенсон умер от инсульта 3 декабря 1894 года в своем доме в Вайлима, Самоа. Он был похоронен на вершине горы Vaea, с видом на море.

Роберт Льюис Стивенсон

Фото Все

Видео Все

Роберт Льюис Стивенсон / Robert Louis Stevenson. Гении и злодеи.

Роберт Льюис Стивенсон. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» / «Игра в бисер» с Игор…

Литература. Роберт Льюис Стивенсон. Страницы жизни и творчества (1979)

Роберт Стивенсон — биография

Роберт Стивенсон – известный шотландский писатель, поэт, один из крупнейших представителей неоромантизма. Автор многочисленных повестей и романов, самым известным среди которых был «Остров сокровищ».

Он сам называл себя жителем «одеяльной страны», потому что постоянные проблемы со здоровьем надолго укладывали его в постель. Вместо того, чтобы играть с мальчишками на улице, Роберт Стивенсон боролся с практически неизлечимым в те годы недугом – чахоткой. Может быть, именно благодаря этому испытанию, посланному судьбой, он научился не просто выживать, но и уметь ценить каждое мгновение, каждый прожитый день. Он не мог путешествовать в реальной жизни, но зато буйная фантазия и мечта помогали будущему писателю преодолевать расстояния, бывать в местах, недоступных для него из-за болезни.

Детство

Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в городе Эдинбург. Его отец – Томас Стивенсон, потомственный инженер, специалист по маякам. В 18 лет отказался от Бэлфур (девичья фамилия матери). Роберт рос очень болезненным, много времени проводил в постели, родители берегли сына от осложнений.

В 12 лет доктора обнаружили у него туберкулез легких, заболевание, которое в те годы доктора еще не научились лечить, поэтому оно означало, едва ли, не смертный приговор.

Роберт Стивенсон в детстве

Постоянно ограниченный стенами дома, мальчик не мог развиваться как другие дети. Зато он мог путешествовать сколько угодно, правда, только в своем воображении. Мечты заносили его так далеко, что родители удивлялись, как в голове их сына могли родиться такие фантазии. Развитию творческих способностей способствовала и нянька Роберта, она знала много интересных историй, читала по памяти произведения Роберта Бернса, и каждый вечер перед сном рассказывала ему различные страшилки. Благодаря няне у Стивенсона развивалось чувство слова и литературный вкус.

Творческая биография Роберта стартовала в пятнадцатилетнем возрасте с очерка под названием «Пентландское восстание. Страница истории, 1666 год». Большую поддержку Стивенсону оказал отец, именно на его деньги брошюра вышла из печати в количестве ста экземпляров.

Роберт Стивенсон в юности

Примерно в том же возрасте Роберт отправился в поездку по Шотландии и другим европейским странам. Он записывал свои впечатления и интересные случаи, свидетелем которых стал во время поездок. Позже на основе этих заметок появились очерки, вошедшие в книги «Дороги» и «Путешествие внутрь страны».

Повзрослев, Стивенсон стал студентом Эдинбургской академии, а потом продолжил обучение в Эдинбургском университете. Вначале парень решил продолжить дело отца, и поступил на инженерный факультет. В 1871-м Роберт участвовал в конкурсе, объявленном Шотландской академией, и был награжден серебряной медалью за научный труд «Новый вид проблескового огня для маяков». Однако внезапно передумал получать профессию инженера, перевелся на юридический факультет, диплом об окончании которого получил в 1875-м.

Творчество

Первая известность пришла к писателю после выхода его первого серьезного произведения – рассказа «Ночлег Франсуа Вийона». В 1878 году Стивенсон отправился во Францию, где и закончил работу над циклом рассказов, которых потом издал общей книгой.

«Клуб самоубийц» Роберта Стивенсона

Сборник вышел под названием «Клуб самоубийц», и спустя некоторое время он стал одним из самых читаемых произведений прозаика. Эта книга и цикл рассказов, получивший название «Алмаз раджи» напечатали самые крупные европейские литературные издания. С каждой публикацией росла популярность Роберта Стивенсона.

Но настоящая слава была еще впереди, и буквально накрыла писателя после выхода самого лучшего романа литератора – «Остров сокровищ». Как и множество гениальных произведений, книгу открывали шутливые рассказы, придуманные автором для своего маленького пасынка. Роберт даже решил нарисовать карту вымышленного острова, и ее практически без изменений и дополнений напечатали в предисловии к этой книге.

«Остров сокровищ» первое издание 1883г.

Чем дальше, тем больше из разрозненных до этого историй, начала вырисовываться цельная картинка, полноценное произведение, и писатель решил, что пора садиться за бумагу. Первоначальное название книги – «Корабельный повар», но впоследствии Стивенсон переименовал ее в «Остров сокровищ». Роберт позже скажет, что в этом романе отразились те его детские впечатления, которые он получил от чтения книг Эдгара По и Даниэля Дефо. Первыми готовый роман оценили отец Роберта и его пасынок, но очень скоро у него появилась масса поклонников среди любителей литературы приключенческого жанра.

Читайте также  Деми мур - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Через некоторое время автор написал свою «Черную стрелу», в 1885-м издал «Принца Отто» и культовое произведение под названием «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Спустя год Роберт Льюис выпустил очередной сборник своих рассказов, которые назвал «И еще новые тысяча и одна ночь».

Роберт Стивенсон в творческом процессе

Роберт писал и стихотворения, но считал стихотворное творчество дилетантством, и не стремился предъявлять на суд общественности свои произведения. Но некоторые свои стихотворные произведения он все же систематизировал и решился опубликовать одним сборником. Вскоре вышел сборник стихов Стивенсона, в которых явственно звучала ностальгия об ушедшем детстве. В 1920-м этот сборник опубликовали на русском языке под названием «Детский цветник стихов». Спустя некоторое время этот сборник переиздали еще несколько раз, и каждый раз под новым названием.

Роман «Остров сокровищ» принес благосостояние в семью Стивенсона, они могли ни в чем себе не отказывать. Однако здоровье писателя оставляло желать лучшего, год от года он слабел. Доктора настаивали на том, чтобы Роберт сменил климат, и он решил не игнорировать их советы. Роберт оставил родину и поселился на островах Самоа. Приезжий незнакомец сразу был настороженно встречен местными жителями, но вскоре отношения Стивенсона и аборигенов переросли в дружеские, он часто принимал их в своем деревянном двухэтажном доме в деревне Ваилима. Местные протоптали дорожку к дому писателя, и называли ее «Тропой любящих сердец». Впоследствии в этом доме местные власти организовали свою резиденцию.

Писателя даже стали называть «вождем-сказителем», ведь он не скупился давать полезные советы местным жителям. Однако не все относились к нему доброжелательно. Стивенсон умудрился вызвать недовольство белых колонизаторов, которые считали, что он сеет смуту и вольнолюбивые мысли в головах аборигенов.

Практически во всех произведениях того периода просматривается экзотика островов, которую прозаик стремился перенести на бумагу. Именно на Самоа Стивенсон написал свою «Катриону», ставшую продолжением романа «Похищенный», вышедший несколькими годами ранее. Там же копилка его работ пополнилась рассказами «Вечерние беседы на острове» и «Сент-Ив». Вместе со своим пасынком Стивенсон сочинил «Потерпевших кораблекрушение», «Несусветный багаж» и «Отлив». Последнее сочинение Роберта Стивенсона – роман «Уир Гермистон», над которым он начал работу в 1894 году, и думал, что он станет лучшим из его произведений, так и остался неоконченным.

Личная жизнь

Первый раз Роберт серьезно влюбился в девушку по имени Кэт Драмонд, певицу из ночной таверны. Пылкий юноша, до этого не имевший опыта в любовных отношениях, так увлекся этой дамой, что сообщил отцу о своем решении взять ее в жены. Однако отец сумел погасить пыл влюбленного юноши, он просто не дал разрешения на этот брак, мотивируя тем, что певица из кабаре не слишком подходящая партия на роль супруги.

Роберт Стивенсон с Фрэнсис Осборн

Позже, путешествуя по Франции, писатель познакомился с Фрэнсис Матильдой Осборн, замужней дамой, матерью двоих детей – шестнадцатилетней дочери Изабэль Осборн, которая спустя некоторое время будет записывать произведения отчима под его диктовку, и девятилетнего сына Ллойда Осборна, будущего соавтора Стивенсона. Фрэнсис увлекалась живописью, вращалась в среде художников. Роберт был моложе ее на десять лет, и это казалось непреодолимым препятствием для развития их отношений.

Роберт Стивенсон с семьей

Сразу так и вышло. Роберт покинул Францию один, оставив там свою любимую и частичку своего сердца, горько сетуя на неустроенность своей личной жизни. Фанни (так ласкательно называл женщину Роберт) сумела поучить развод с супругом в 1880-м, и в мае того же года пошла под венец со Стивенсоном. Казалось, что счастливее его не было человека на всем земном шаре. Мечта сбылась, он стал семейным человеком, у него появилась не только жена, но и дети. Совместных детей у супругов не было. Вместе с семьей Роберт отправился из Нью-Йорка в Ливерпуль.

Смерть

Стивенсон очень любил остров Самоа, ему нравилось там все – природа, климат, местные жители. К сожалению, этот остров стал и местом его смерти. Роберт Стивенсон умер 3 декабря 1894 года. Накануне вечером он собирался присоединиться к семье за ужином, как вдруг резко обхватил голову руками, как будто хотел таким образом унять невыносимую боль. Казалось, что писателя внезапно сразил удар неимоверной силы. Спустя несколько часов Роберта не стало, он умер от инсульта.

Похоронили его на острове Самоа. Местные жители очень огорчились преждевременной смертью своего «вождя-сказителя», отдали ему все полагающиеся при захоронении почести. Местом его упокоения стала вершина горы Веа, куда его подняли, укрыв флагом Британии. На могиле аборигены возвели настоящий монумент, двухъярусное бетонное надгробие, с высеченными на нем восьмью строками из «Реквиема» Роберта Стивенсона.

В 1957-м вышла книга советского писателя Леонида Борисова под названием «Под флагом Катрионы», о биографии и личной жизни Роберта Стивенсона.

Произведения

Романы

  • Остров сокровищ
  • Похищенный
  • Принц Отто
  • Чёрная стрела
  • Владетель Баллантрэ
  • Потерпевшие кораблекрушение

Рассказы

  • Берег Фалеза
  • Вилли с мельницы
  • Сатанинская бутылка
  • Остров голосов
  • Маркхейм
  • Ночлег Франсуа Вийона

Повести

  • Дом на дюнах
  • Клуб самоубийц
  • Бриллиант Раджи
  • Динамитчик
  • Странная история доктора Джекила и мистера Хайда

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Роберт Льюис Стивенсон: 11 удивительных фактов о создателе доктора Джекила и мистера Хайда


Автор текста: Мартин Чилтон (Martin Chilton)
Фото: Rex Features

В связи с тем, что канал ITV начал показ новой приключенческой драмы «Джекил и Хайд», в которой главные роли играют Том Бейтман и Ричард Э. Грант, мы представляем вам 11 удивительных фактов о шотландском авторе одноименной истории Роберте Льюисе Стивенсоне, который также написал Остров сокровищ и Похищенный .

1. Стивенсон рано начал сочинять
Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон родился в Эдинбурге 13 ноября 1850 года в семье потомственного инженера, специалиста по маякам. Его дедом по материнской линии был преподобный Льюис Бэлфур. В возрасте шести лет он начал диктовать своей матери, Маргарет, первый рассказ собственного сочинения, который назывался «История Моисея».

2. Его арестовывали за то, что он бросался снежками
В юности он прослыл молодым денди, а его привычка носить вельветовое пальто и широкополую шляпу принесла ему прозвище «Бархатный пиджак». В бытность студентом Эдинбургского университета он проводил время, зависая в баре Резерфорда. Его кузен вспоминал, что как-то наблюдал снежную битву между студентами и местными жителями во дворе университета. Стивенсон «слишком сильно вытянул шею, получая острое удовольствие от происходящего», и «утратил равновесие». Он вывалился из своего укрытия, попал в руки к полицейскому и «бесславно отправился в ближайшее отделение полиции». Стивенсон, кстати, учился на юридическом факультете.

3. Он писал под вымышленным именем
Начав писать «Остров сокровищ», Стивенсон публиковал его отдельными частями под псевдонимом «Капитан Джордж Норт» в детском журнале «Young Folks».


Фото: Rex Features

4. Он изобрел спальный мешок
Если верить данным сайта «Stevenson House», «Р.Л.С. всерьез претендует на титул изобретателя спального мешка, после того как взял с собой в путешествие по Франции большой, утепленный шерстью мешок, чтобы спать в нём, как это было описано в его книге «Путешествия с ослом по Севеннам» (Travels with a Donkey in the Cevennes). Для справки, его шестифутовый квадратный спальный мешок был изготовлен из «зеленого водонепроницаемого сукна с овечьим мехом внутри».

5. Он был неравнодушен к бандажам
Стивенсон коллекционировал бандажи (специальный вид защитного пояса для мужчин) и особенно гордился одним из них, родом с Островов Гилберта, который предназначался для защиты от акульих зубов, летящих копий и европейских ножей и штыков. Этот экземпляр был сделан из кокоса и украшен человеческими волосами. Его Стивенсону подарил Тембинока, Верховный Вождь острова Апемама.

6. У него были деревянные зубы
В 1878 году Стивенсон приехал в Америку вслед за Фанни Осборн – женщиной на 11 лет его старше, которая мучилась в несчастливом браке. Тогда он поселился в китайском квартале Сан-Франциско. Писатель и без того был одинок и слаб здоровьем, а когда жил в отеле Таббс, у него начались большие проблемы с гнилыми зубами и кровотечением во рту. Местный дантист удалил ему все зубы и заменил их деревянными протезами. Вскоре после этого Стивенсон женился на Фанни.


Том Бейтман, Ричард Э. Грант и Натали Гумеде в главных ролях в 10-серийном проекте канала ITV «Джекил и Хайд». Фото: ITV

7. Музыка дарила спокойствие его душе
Стивенсон играл на фортепьяно и флажолете (старинная флейта высокого регистра – прим. перев.). Он написал более 100 оригинальных музыкальных композиций и аранжировок, в том числе соло, дуэты, трио и квартет. Среди его произведений есть 10 песен, написанных на его собственные стихи.

Читайте также  Юрий чайка - биография знаменитости, личная жизнь, дети

8. «Жизнь чудовищна, писательство – рационально»
В эссе «Скромный протест» Стивенсон изложил свою теорию художественной прозы, написав: «Жизнь чудовищна, бесконечна, нелогична, внезапна и мучительна; произведение искусства, напротив, изящно, сдержанно, рационально, мягко и выхолощено. . Наше искусство должно быть занято не столько тем, чтобы делать сюжет доподлинным, сколько типическим; не столько тем, чтобы воспроизводить каждый факт, сколько тем, чтобы все их направить к единой цели для выражения правдивого замысла».

9. Он ненавидел роман Томаса Харди «Тэсс»
Стивенсон восхищался Томасом Харди, но терпеть не мог его роман Тэсс из рода д’Эрбервиллей . В письме другу-писателю Генри Джеймсу Стивенсон выразился так: «Я был смертельно ранен «Тэсс из рода Дарбейфилдов» (в оригинале, по-видимому, намеренно искажено название книги: вместо д’Эрбервиллей упоминаются Дарбейфилды – настоящая фамилия семьи Тэсс, а не та старинная, на которую они претендуют в повествовании – прим. перев.). Возможно, я слишком жесток в своей критике, но скажу, что «Тэсс» является одной из худших, слабейших, и наименее здравых книг, которые я когда-либо читал. Она никак не связана с человеческой жизнью или человеческой природой; будто была написана исключительно, чтобы представить неприятный портрет слабого человека, связанного своим же обетом. Эта книга словно рахитичный школьник, который и рад бы поозорничать, да не знает как. Должен признаться, я так и не смог её закончить». Ой-ой-ой!


Первое издание «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» разошлось тиражом в 40 000 экземпляров

10. Он сжег первый черновик истории о Джекиле и Хайде
Еще в детстве Стивенсону стали сниться странные красочные сны. Джекил и Хайд тоже явились к нему во сне, когда он жил в Борнмуте и работал над «Похищенным». «Отличная страшилка» частично основывалась на истории Дьякона Броди, главы Эдинбургской торговой гильдии, жившего в 18-м веке (Уильям Броди, респектабельный член городского совета, вел двойную жизнь и по ночам становился грабителем и убийцей, незаконно добывая деньги, чтобы утолить страсть к женщинами и азартным играм – прим. перев.). Жена Стивенсона высказала сожаление, что аллегория получилась недостаточно сильной, и рукопись на 30 000 слов отправилась в огонь. Придя в бешенство, писатель слег в постель и за 3 дня написал новую версию при помощи гусиного пера и чернильницы. Позже он будет говорить, что это его худшая вещь, однако Странная история доктора Джекила и мистера Хайда за полгода с начала продаж в 1886 году разошлась в Великобритании тиражом в 40 000 экземпляров.

11. Убил ли его майонез или вино?
Стивенсон умер на Самоа 3 декабря 1894 года. В отчете о смерти было сказано, что причиной кончины послужил «апоплексический удар» из-за жары. Там также говорилось, что это мог быть инсульт и кровоизлияние в мозг, вызванное напряжением при открывании банки с майонезом. Или бутылки вина. В деталях никто не уверен. Писателю было 44 года. Его похоронили с большими почестями. Самоанцы во время торжественной церемонии подняли его тело на вершину горы Веа, а на его могиле написано: «Моряк из морей вернулся домой, охотник с гор вернулся домой, он там, куда шел давно». В день смерти он диктовал текст своего неоконченного романа «Уир Гермистон». После него также остался незавершенный роман Сент-Ив (история французского заключенного, совершившего побег из Эдинбургского замка, молодого дворянина, повесы и дуэлянта).

Роберт Льюис Стивенсон (1850-1894). Биография. Часть 1. Первое знакомство

Слышали ли вы, как завывает ветер за окном? Если вы живете в городе, то скорее всего, нет. Совсем не то, не то! — это слабое подобие воя, на которое только и способен ветер, залетевший в каменные джунгли… Попробуйте себе представить стон или рев, периодически прерываемый мощными порывами, похожими на глухие удары. С детства ненавидел он этот звук, напоминающий ему о бессонных ночах, проведенных в постели в доме дедушки-пастора под Эдинбургом. И о детстве, полном боли и мучений. Возможно, вы уже догадались, что речь пойдет о Роберте Льюисе Стивенсоне, известном шотландском писателе.

Роберт Стивенсон. Биография

Часть первая. Детство в Шотландии

Роберт Льюис Стивенсон родился в Эдинбурге, столице Шотландии, 30 ноября 1850 года. Его отец Томас Стивенсон, был потомственный морской инженер, а мать, Маргарет Бэлфур, из славного, но обедневшего рода, состояла в дальнем родстве с Скоттом и Бернсом.

Сама судьба предназначила Роберту связать свою жизнь с морем, но не практически, как его отец, дед и дядя, а в своем воображении. А как же иначе, если имя Стивенсонов уже было выгравировано на всех рифах и мысах Шотландского побережья, а каждый моряк, рыбак и шкипер знал фамилию Стивенсонов не по наслышке: благодаря их инженерному таланту так ярко горели маяки.

Роберт Льюис Стивенсон был единственным ребенком в семье, болезненным и впечатлительным мальчиком. Детские годы, полные мучительной боли, запечатлелись в его памяти и наполнили его душу «смятением и протестом». С годами он смирился со своей болезнью, которая с тех стала его постоянным мучением.

Долгими ночами мальчик не мог уснуть, его изматывал кашель, и пытаясь уйти от действительности, в своих мечтах он представлял себя то странствующем рыцарем, то морским бродягой. Так, ложась в кровать, он отправлялся в путь.

«Чуть ночь, я на корабль всхожу, шепнув «покойной ночи» всем,
И к неземному рубежу плыву, и тих и нем.
Всю ночь мы вдаль сквозь тьму скользим; но в час зари я узнаю,
Что я — и цел и невредим — у пристани стою.»

(из стихотворения «Моя постель — ладья»)

При этом все его приключения неизменно завершались «героической смертью, иногда и мученической». Он писал в своей автобиографии, что особенно «ценил дни выздоровления, когда мог наслаждаться солнечным светом, щебетом птиц и зеленью листвы».

Воображение у Роберта было потрясающее, ему никогда не было скучно, так как жил он в мире своей фантазии, жил уже какой-то взрослой полной опасностей жизнью.

«Тогда сжимая карабин, лишь я во тьме крадусь один
Тропинкой тесной и глухой между диваном и стеной.
Здесь есть леса и цепи гор, сиянье звезд, пустынь простор —
И львы к ручью на водопой идут рычащей толпой»

(Из стихотворения «Вычитанные страны»)

Став взрослым, Роберт часто сетовал, что дети не умеют играть. Та суетня и беготня, которую затевали дети, бывавшие в его доме, огорчала его: «Трудные времена ожидают Англию! Растёт поколение, не умеющее играть!». Теперь нам можно только горько усмехнуться над этими его словами.

С самого раннего детства Роберт рисовал, стараясь передать бумаге свой богатый внутренний мир. Говорят, однажды он пришел к матери со словами: «Мама, тело я уже нарисовал, нарисовать теперь душу?»

Читать он начал с семи лет. До этого ему вслух читала любимая няня Камми (Алисон Каннингем), которая очень любила мальчика. Жизнерадостная, но набожная женщина иногда она пугала болезненного ребенка своими рассказами о муках Спасителя и грешниках, горящих в аду. Роберт читал духовные книжки и нравоучительные рассказы, читал Шекспира, Александра Дюма, позже Монтеня, Уитмена (его «Листья травы» произвели на него особое влияние), Герберта Спенсора, Марка Аврелия, Водсворта. Таковы были его учителя.

«Объятый тьмой и тишиной я в мире книг, прочтенных мной»

(Из его стихотворения «Вычитанные страны»)

Вскоре Роберт Стивенсон и сам стал писать. Побудил его к литературному занятию его дядя Дэвид Стивенсон, который назначил награду в один фунт стерлингов тому (а соперником Роберту в этом занятии был его двоюродный брат Роберт Аллан Стивенсон, которого звали Боб) — кто напишет лучшее описание жизни Моисея. Кто победил в этом соревновании — история умалчивает.

Он все таки стал писателем. А путешествия по южным морям вдохнуло в его произведения ту силу жизни, которая вместе с силой его фантазии сделала его произведения «прекрасной историко-приключенческой литературой». Он сделал свой выбор, когда предпочел городскому комфорту жизнь на прекрасном острове, где мог наслаждаться шумом морского прибоя и красивыми закатами. Принесла ли эта безмятежность ему здоровье и творческий подъем? Неужели только тяжелые тиски умственного напряжения могут вызвать к жизни великие произведения? Читайте дальше вторую часть биографии Роберта Стивенсона — Роберт Стивенсон и его мистер Хайд.

А пока вот небольшая презентация о творчестве этого шотландского писателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: