Понтий пилат — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Кто такой Понтий Пилат

Существовал ли Понтий Пилат на самом деле?

Понтий Пилат — это действительно существовавший исторический персонаж, и доказательства его существования были найдены в 1961 году. Если раньше в существовании Понтия Пилата не сомневались только христиане, верующие в слова из Священного Писания, то находка итальянских археологов в Палестине развеяла сомнения последних скептиков. Мраморная плита с текстом, где было имя и должность Понтия Пилата не оставила повода для недоверия. Впрочем, и до этого несколько древних историков упоминали Понтия Пилата в своих трудах.

Понтий Пилат

Многие думают, что Понтий — это имя, а Пилат — фамилия. На самом деле, фамилия — это Понтий. Фамилия раньше указывала на принадлежность к определенному роду, в данном случае к древнему клану Понтиев. Понтии были потомками самнитов. После войны с римлянами большинство самнитов погибло, но некоторые из тех, что остались, смогли влиться в римское общество. А Пилат — это не имя, а прозвище, которое означает «метатель копий». Очевидно, Понтий Пилат был связан с военным делом.

Прокуратор Понтий Пилат

Должность Понтия Пилата можно было описать как должность префекта, что и было написано на табличке, найденной итальянскими археологами: «Понтий Пилат — префект Иудеи», если бы не тот факт, что он исполнял еще и обязанности прокуратора, то есть разбирался с гражданскими делами, такими, как дело Иисуса Христа, по крайней мере, в самом начале.

Как Понтий Пилат относился к Иисусу

После того, как синедрион приговорил Иисуса к смерти, Он был заключен в темницу как опасный преступник. К Понтию Пилату Иисуса привели ранним утром, сидя в судейском кресле, Пилат обратился к Иисусу:

— Правда ли, что Ты Царь Иудейский?

— Ты говоришь. — Ответил ему Иисус.

Выслушивая крики собравшихся, Понтий Пилат говорил Иисусу:

— Разве не слышишь, сколько свидетельствуют против тебя?

Но Иисус не стал отвечать.

Тогда к Пилату подошел слуга и передал, что жена умоляет Понтия Пилата сохранить жизнь Иисусу. Она просила «отпусти этого Праведника. Он невиновен». Она увидела сон, в котором было сказано, что Пилат навлечет на себя беду, если не отпустит Узника.

Понтий Пилат прислушивался к жене, к тому же, как язычник, он мог испытывать суеверный страх перед тем, кого многие считают Мессией, поэтому предложил помиловать Христа, наказав его лишь плетками-скорпионами, что само по себе было жестоким наказанием, но синедриону нужна была смерть Христа и ради довольства толпы, требовавшей расправы, он пожертвовал жизнью Христа. Пилат умыл руки перед всеми и объявил, что он не виновен в смерти Иисуса. Так выражение «умывать руки» стало символом преступного бездействия, которое может убивать.

Почему Понтий Пилат не помиловал Христа?

  • Пилат не решился идти против толпы.
  • Иудеи грозили ему жалобой императору, если он помилует того, кто называет себя Царем и, по их мнению, императору угрожает.
  • Понтий Пилат просто не хотел неприятностей для себя.

Что случилось с Пилатом после Распятия Христа?

Несмотря на то, что Понтий Пилат удовлетворил требования толпы, в 36-ом году кто-то все же пожаловался на него за что-то. Это недовольство стало причиной отставки. Понтий Пилат переехал в Рим, о его дальнейшей судьбе ничего неизвестно. Зато его жена Клавдия Прокула крестилась и стала христианкой.

Зачем имя Понтия Пилата упоминается в «Символе Веры»?

Упоминание Понтия Пилата в «Символе Веры» говорят о том, что христиане, основываясь на Писании, верят в достоверность его существования и во все, что было описано в Новом Завете. Задолго до фактических доказательств, христиане утверждали истинность всего, что сказано в Библии.

Образ Понтий Пилата в романе «Мастер и Маргарита»

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата далек от своего реального прототипа. Понтий Пилат по свидетельствам был холодным, жестоким, расчетливым человеком, прославившимся жестокими казнями. Несмотря на попытку освободить Иисуса, он не был добрым и даже немного сентиментальным. Такой образ — это восприятие автора романа.

Понтий Пилат Биография

Понтий Пилат был римским правителем при императоре Тиберии в 1 веке. Он наиболее известен как судья суда над Иисусом.

Синопсиса

Место рождения Понтия Пилата неизвестно. Считается, что он родом из региона Самниум центральной Италии. Понтий Пилат служил префектом Иудеи с 26 по 36 г. н.э. Он осудил Иисуса за измену и объявил, что Иисус считает себя Царем Иудейским, и распял Иисуса. Пилат умер в 39 году нашей эры. Причина его смерти остается загадкой. Артефакт, найденный в 1961 году, доказал его существование.

Префект Иудеи

В 26 году нашей эры римский император Тиберий назначил Понтия Пилата префектом римских провинций Иудеи, Самарии и Идумни, хотя Пилат является самым известным за его руководство Иудеи. В то время как типичный срок полномочий римского префекта составлял 1–3 года, Пилат должен был занимать пост пятого римского прокурора в течение 10 лет. Принимая его положение,Понтий Пилат стал преемником Валерия Грата.

Будучи римским префектом, Понтий Пилат был наделен полномочиями верховного судьи, что означало, что он имел единоличное распоряжение о казни преступника. В его обязанности префекта входили такие мирские задачи, как сбор налогов и управление строительными проектами. Но, возможно, его самая важная обязанность заключалась в поддержании правопорядка. Понтий Пилат пытался сделать это любыми необходимыми средствами. То, о чем он не мог договориться, по его словам, было достигнуто путем грубой силы.

Распятие Иисуса

Будучи губернатором Иудеи, Понтий Пилат столкнулся с конфликтом интересов между Римская Империя и Синедрион Еврейский Собор. Когда Понтий спросил Иисуса, был ли он Царем Иудейским, он сказал, что Иисус принял титул:что он никогда не делал. Это обвинение считалось изменой римским правительством. Согласно некоторым источникам, Понтий Пилат сотрудничал с еврейскими лидерами, которые рассматривали претензию Иисуса на власть как политическую угрозу для преследования Иисуса.

В евангельских рассказах о Суде над Иисусом, Филон и Иосиф описали Понтия Пилата как жестокого и несправедливого. Все четыре Евангелия описывают его как слабо поддающегося еврейским властям ». давление на него, чтобы казнить Иисуса. Евангелия указывают на нерешительность Понтия Пилата, ссылаясь на то, что он признал, что отпустил Иисуса на одном из этапов испытания, но позже отменил предложение.

Из Евангелий только Матфей 27:24 описывает Понтия Пилата как отказ от участия в распятии Иисуса:Поэтому, когда Пилат увидел, что он ничего не получает, а скорее что начался бунт, он взял воду и вымыл руки перед толпой, сказав: «Я невиновен в крови этого человека; позаботьтесь об этом сами». (ESV)

Поскольку в соответствии с правилами Римской империи основание для измены называлось называть себя королем, Понтий Пилат приказал, чтобы инициалы INRI были надписаны на могиле Иисуса после распятия. На латыни INRI расшифровывалось как имя Иисуса и его титул Царя евреев. Некоторые полагают, что этот титул предназначался для насмешки, чтобы высмеять Иисуса за его высокое требование.

Читайте также  Виктория бекхэм - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Таинственная смерть

Обстоятельства, связанные со смертью Понтия Пилата в 39 году нашей эры, являются чем-то вроде тайна и источник раздора. Согласно некоторым традициям,римский император Калигула приказал Понтию Пилату умереть в результате казни или самоубийства. По другим сведениям, Понтий Пилат был отправлен в изгнание и покончил жизнь самоубийством.

Некоторые традиции утверждают, что после самоубийства его тело было брошено в реку Тибр. Третьи считают, что судьба Понтия Пилата заключалась в его обращении в христианство и последующей канонизации. На самом деле Понтий Пилат считается святым Эфиопской Православной Церковью.

Независимо от того, что на самом деле стало с Понтием Пилатом, одна вещь убедилась в том, что Понтий Пилат действительно существовал. Во время раскопок в Кесарии Маритима в 1961 году итальянский археолог д-р Антонио Фрова обнаружил кусок известняка, на котором было написано имя Понтия Пилата на латыни, связав Пилата с императором Тиберием.# x2019; царствование s.

Реальная история Понтия Пилата

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.» Эту цитату из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» знают все. Кроме того, Пилат упоминается в Библии как человек, вынесший смертный приговор Иисусу Христу. Так был ли булгаковский и библейский Понтий Пилат похож на реального Пилата?

Бюст Понтия Пилата

Настоящая дата рождения Понтия Пилата неизвестна. Зато доподлинно известно, что будущий прокуратор Иудеи появился на свет на территории современной области Абруцци (Центральная Италия). Официально должность Пилата называлась префект Иудеи. Прокуратором он стал в сочинениях Тацита. Иосиф Флавий же называл Понтия правителем (игемоном) и наместником. Эти два названия сплелись в романе Булгакова. Но в 1961 г. в Кесарии была найдена табличка с высеченным фрагментом, из которого видно, что Пилат все же был префектом.

В роли Понтия Пилата — Ян Кречмар. Кадр из телефильма Анджея Вайды «Пилат и другие» (ФРГ, 1972 г.)

Итак, в 26 г. н. э. Пилат стал префектом Иудеи. Его правление отличалось репрессивностью (практика массовых казней), усилением налогового гнета, преследованиями и попиранием лично Понтием иудейской веры.

Збигнев Запасевич в роли Понтия Пилата. Кадр из телефильма Мацея Войтышко «Мастер и Маргарита» (Польша, 1989 г.)

Понтий Пилат более известен тем, что он упоминается в сцене суда над Христом в Новом Завете. Если основываться на нем, то в честь праздника Песаха по традиции префект миловал одного из преступников, осужденных на смерть. В тот год преступников было четверо — Дисмас, Гестас, Варрава и Иисус Христос. Сам Пилат хотел помиловать Иисуса, ибо не видел в нем преступника. Однако, синедрион во главе с первосвященником Каифой был против решения префекта. Конфликт интересов должен был решить народ. Пилат выводил Христа к народу два раза. Народ был за освобождение Варравы. В Евангелии от Луки (23:21) сказано:

… Но они кричали: Распни Его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.

В итоге, Иисуса распяли, а Пилат «умыл руки» после народного решения (причем, в буквальном смысле).

Понтий Пилат в исполнении Михаила Ульянова. Кадр из фильма Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994 г.)

Карьера Пилата в качестве префекта Иудеи кончилась в 36 году. Причиной отставки стала жалоба самаритян римскому легату в Сирии Виттелию на кровавую расправу, учиненную Понтием. Виттелий принял решение отправить экс-префекта в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна. Есть легенда о его самоубийстве в 41 году из-за трудных жизненных обстоятельств. Другая легенда гласит, что его тело после самоубийства было выброшено в Тибр. Но в Тибре были такие возмущения воды, что тело достали и утопили в Роне, но там наблюдались аналогичные явления, как на Тибре. В конце концов, тело Пилата бросили в озеро на высоте 1548 м под Люцерной. В наше время там находится верховое болото. Согласно еще одной версии, Пилата казнил Нерон. Но проверить все эти версии не предоставляется возможности. Будем надеяться, что ученые разгадают тайну жизни Пилата, личности довольно интересной в плане изучения.

Кирилл Лавров в образе Понтия Пилата. Кадр из телесериала Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005 г.)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Понтий Пилат – биография, фото, личная жизнь, образ прокуратора Иудеи, «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат: биография

Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, вынесший смертельный приговор Иисусу Христу. Известный по Новому Завету и роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

В биографии Понтия Пилата слишком много белых пятен, поэтому часть жизни до сих пор для исследователей остается загадкой, которую мастера-историки пытаются разгадать. Понтий Пилат происходит из сословия всадников. Такая информация предложена в нескольких источниках.

Римский префект Иудеи Понтий Пилат

Существуют источники, в которых сказано, что Понтий Пилат появился на свет в 10 году. Вотчиной будущего прокуратора стал город Лугдуне в Галлии. В современном мире этот населенный пункт является французским Лионом. Исследователи утверждают, что «Pontius» — это имя, которое дали при рождении мужчине, указывает на римский род Понтиев.

Уже во взрослые годы мужчина оказался на должности прокуратора Иудеи, сменив на этом посту Валерия Грата. Это эпохальное событие произошло в 26 г. н.э.

Прокуратор Иудеи

В литературе Понтий Пилат предстает перед читателями в образе жестокого человека. Современники прокуратора же дают мужчине немного иную характеристику: упрямый, безжалостный, жесткий, грубый, агрессивный «зверь», у которого не было никаких моральных границ и преград.

На должность прокуратора Иудеи Понтий Пилат вступил по велению собственного тестя. Но, будучи жестоким человеком, ненавидящим евреев, первым делом решил показать, кто главный на Святой Земле. Поэтому здесь появились штандарты, на которых размещались изображения императора.

Понтий Пилат и Иисус Христос

Религиозные законы оказались чужды Пилату. Это привело к конфликту, который не завершился после истории со штандартами, а еще больше разгорелся из-за объявления о строительстве акведука в Иерусалиме.

Главным деянием за время работы в должности прокуратура стал суд над Иисусом Христом. Эта ситуация случилась в канун иудейской Пасхи. Ради поиска истины Пилат прибыл в Иерусалим. Арестовали Иисуса в ночь с четверга на пятницу, после чего привели мужчину в синедрион. Старейшины желали уничтожить Спасителя, но последнее слово всегда было за прокуратором Иудеи.

Читайте также  Алексей зубков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Главной целью синедриона было создание образа Христа как человека, который представлял опасность для императора. Первым на судилище выступила Анна, после чего допрос устроили другие члены синедриона. На допросе Иисус приводил аргументы, которые разрушали созданный первосвященником образ. Христос рассказывал о том, что никогда не скрывал собственную жизнь, веру и проповеди.

Понтий Пилат и Иисус Христос

Священники предлагали Понтию Пилату обвинить Иисуса Христа в богохульстве и подстрекательстве к бунту, но требовались доказательства. Тогда на помощь обвинителям пришли лжесвидетельства. Спаситель, как называли иудеи Иисуса, не проронил ни слова в свою защиту. Это вызвало еще большее негодование со стороны синедриона.

Совет приговорил Христа к смерти, но это решение не было окончательным, так как итоговую точку в аналогичных делах мог поставить исключительно прокуратор. И вот появился он – Понтий Пилат, одетый в белоснежный плащ. Это действо получило в будущем название «суд Пилата».

Иисуса привели к прокуратору ранним утром. Теперь судьба Христа полностью зависела от человека в плаще. В Евангелии сказано, что Иисус в ходе суда не раз подвергался истязаниям, в том числе возложению тернового венца, бичеванию. Прокуратор не хотел вмешиваться в это сложное дело, но возможностей избежать судилища не было.

Понтий Пилат показывает толпе Иисуса Христа после избиения плетьми

Собранные доказательства вины Иисуса показались Пилату недостаточными, поэтому трижды прокуратор выносил отказ в смертельной казни. Но синедрион не соглашался с таким решением, поэтому предоставили новый вариант обвинения, связанный с политикой. До Пилата донесли сведения о том, что Христос считает себя Царем Иудейским, а это является опасным преступлением, так как угрожает императору.

Этого оказалось недостаточно, так как в последнем разговоре с Иисусом Понтий понял, что никакой вины за этим человеком нет, а обвинения надуманные. Но в конце беседы Христос объявил о царском происхождении, отмеченным в родословной. Это стало последней каплей для Пилата, поэтому прокуратор отправил Иисуса на бичевание.

Вынесение смертного приговора Иисусу Христу

В это же время к Понтию обратился слуга с посланием от жены, которая увидела вещий сон. По мнению женщины, Пилату не следует выносить Праведнику наказание, иначе он мог бы пострадать сам. Но приговор был исполнен: Христа избивали бичами со свинцовыми шипами, рядили в шутовские наряды, а на голову надевали терновый венок.

Но даже это не остановило людей от негодования. Общественность призывала прокуратора вынести более серьезный приговор. Ослушаться народ Понтий Пилат не мог из-за некоторой доли трусости, поэтому решил казнить Иисуса Христа. После этого «преступления» прокуратор прошел процедуру омовения рук. Это позволило зафиксировать непричастность к совершенному убийству.

Личная жизнь

Исторические справки подтверждают, что Понтий Пилат состоял в браке с Клавдией Прокулой. Супруга известного прокуратора представляла собой незаконнорожденную дочь императора Тиберия, соответственно, внучку правителя Августа Октавиана.

Понтий Пилат и его жена Клавдия Прокула

Спустя многие года Клавдия пришла к христианству. Уже после смерти Прокулу причислили к лику святых. Ежегодно жену Понтия Пилата почитают 9 ноября.

Смерть

Казнь Иисуса Христа не прошла бесследно для Понтия Пилата. Прокуратор вынужден был покинуть Святую Землю и отправиться в Галлию. Это единственные достоверные сведения о последнем этапе жизни мужчины. Историки считают, что совесть не позволила Понтию Пилату продолжать спокойно жить, поэтому прокуратор совершил самоубийство.

Остатки могильного камня Понтия Пилата

В других источниках сказано, что после ссылки в Галлию Нерон подписал указ о необходимости наказания экс-прокуратора. Мужчину должны были казнить. Ни один человек не может противостоять императору. По другим сведениям, Пилат скончался в результате суицида, после чего тело Понтия обнаружили в реке. Это случилось на одном из высокогорных озер Альп.

Образ в культуре

В культуре образ Понтия Пилата используют регулярно. Но самым ярким до сих пор считают произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь Понтий Пилат – главный герой-злодей, который уничтожил Иисуса Христа. Автор рассказывает в одной из частей романа о встрече Иешуа Га-Ноцри, проповедовавшего добро, и прокуратора.

Должность Пилата предполагала то, что от Понтия требуется справедливость по отношению к обвиняемым. Но давление общества не всегда позволяло оставаться таковым. Однажды прокуратор желал наказать Иуду, который предал Иешуа. Но это вызвало бурю эмоций отнюдь не в народе, а в душе Понтия Пилата. Сомнения раздирали прокуратора.

Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата в фильме «Мастер и Маргарита»

Книга «Мастер и Маргарита» уже давно «разобрана» на цитаты, которые появляются в социальных сетях. Автор поднял на поверхность те самые извечные вопросы о добре и зле, справедливости и предательстве.

Роман «Мастер и Маргарита» получил несколько экранизаций. Первый фильм представили общественности в 1972 году. Спустя 17 лет зрители познакомились с новым видением книги Булгакова, представленным режиссером. Большую популярность снискал телесериал, который вышел на российские экраны уже в 2005 году. Понтия Пилата в этом романе на ТВ сыграл известный советский актер Кирилл Лавров.

Понтий Пилат: человек, который мог предотвратить казнь Иисуса

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

Понтий Пилат был единственным, кто реально мог изменить участь Иисуса Христа. И он пытался ее изменить.

Судя по отзывам современников, Пилат, назначенный в 26 году римским наместником (префектом) Иудеи, не отличался ни справедливостью, ни даже простой порядочностью. Иудейский философ Филон Александрийский описывал его как человека жестокого и продажного, виновника многочисленных казней, совершенных без всякого суда. А иудейский царь Ирод Агриппа даже жаловался императору Калигуле на «бесконечную и невыносимую жестокость» Пилата.

Вероятно, для таких характеристик имелись основания, хотя обвинявшие Пилата были небеспристрастны. Дело в том, что у прокуратора с самого начала не сложились отношения с иудеями. Все жители Иудеи очень тяжело переживали утрату государственной самостоятельности (после смерти Ирода Великого в 4 году до н. э.) и даже в непринципиальных вопросах упорно отстаивали национальные обычаи и традиции.

Известен случай, когда Пилат, решив продемонстрировать свою преданность императору, велел внести в Иерусалим знамена с его изображением. Иудеи отреагировали на это крайне болезненно: пять дней они окружали резиденцию префекта (преторию), периодически предпринимая попытки штурма и громко требуя удалить языческие изображения из святого города. Угрозы Пилата перебить всех без разбора не действовали. В конце концов он был вынужден уступить, но мнение об иудеях составил самое неблагоприятное.

Читайте также  Nick offerman - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Не меньше разозлила Пилата другая история, когда он решил построить в Иерусалиме водопровод. Идея была здравая: в городе часто не хватало чистой питьевой воды, особенно в праздники, когда сюда съезжались сотни тысяч паломников из множества стран. Но финансировать предприятие Пилат предлагал за счет храмовой казны, а первосвященник и прочие члены синедриона (высшего государственного органа Иудеи) были категорически против. История с угрозами повторилась, и вновь Пилат пошел на попятную.

Среди иудеев было немало зилотов — ревнителей Моисеева закона, всерьез стремившихся свергнуть римское иго. То тут, то там возникали мятежи (упоминания о повстанцах Варавве, Февде и Иуде Галилеянине мы находим и в книгах Нового Завета), и Пилату нередко приходилось беспокоить императора, прося военной поддержки.

Словом, иудеев с их религиозными обычаями и бесконечными распрями Пилат, мягко говоря, недолюбливал, и те отвечали ему взаимностью.

И, тем не менее, в тот день накануне иудейской Пасхи, когда к нему привели галилеянина Иисуса, римский префект решил проявить принципиальность. Почему?

Возможно, ему хотелось уязвить иудейских вождей, которые вечно устраивали смуты по самым нелепым поводам. Они уже всё решили насчет Иисуса? Что ж, прекрасно, пусть сами и исполняют свое решение. А если им нужна санкция римского чиновника — тогда будет полноценное разбирательство, без всякой спешки. «Уладить небольшую формальность» на скорую руку не выйдет. Иудеи принципиальны в своих национальных обычаях, а римляне — в следовании закону.

На самом деле, конечно, Пилат вряд ли собирался погружаться в суть претензий к Иисусу. Поэтому начал он с самых простых вопросов: справедливо ли Тебя обвиняют? Ты действительно Царь Иудейский? Если Пилат надеялся на такой же простой ответ, то он его не получил. Подсудимый не сказал ни «да», ни «нет», Он ответил как есть: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин 18:36–37). Не желая долго возиться с этим делом, Пилат предпринял еще одну попытку получить короткий и ясный ответ. Итак Ты Царь? — уточнил он. И вновь услышал не то, на что надеялся: Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Меньше всего Пилату хотелось пускаться в философские дискуссии о том, что такое истина, поэтому он решил просто отпустить Иисуса. Если не по причине Его невиновности (выдавал ли Он себя за царя или нет, Пилат так до конца и не разобрался, но опасен Он явно не был), то хотя бы в силу обычая отпускать накануне Пасхи одного из осужденных.

Но тут Пилат столкнулся с уже знакомым ему упорным сопротивлением народа, который первосвященники уже успели обработать. Народ потребовал освободить не Иисуса, называемого Христом, а другого заключенного — мятежника Варавву.

Так бывает: хочется принять легкое, всех устраивающее решение и успокоиться, а обстоятельства вдруг начинают сопротивляться, заставляют докапываться до сути, разбираться и принимать решение по существу, как бы тяжело оно ни далось.

Толпа все настойчивее требовала Христа казнить, а у Пилата появлялось все больше аргументов в пользу Его освобождения.

Во-первых, он уже знал, что первосвященники требуют осуждения Иисуса из зависти. Во-вторых, его собственная жена просила не причинять никакого зла Праведнику, которого прислали иудеи: она во сне много пострадала за Него» (Мф 27:19). А главное, чем дольше Пилат разговаривал с Иисусом, тем больше понимал, что перед ним особенный Человек. Если фарисеи и первосвященники только возмущались, слыша, что Спаситель называет себя Сыном Божиим, то Пилат, узнав об этом, убоялся и искал отпустить Его (Ин 19:8, 12). Видно, была в душе римского префекта задета какая-то живая струнка. А, может быть, он просто боялся: будучи язычником, Пилат вполне мог допустить, что и у иудеев есть свой Бог, и лучше с Ним не враждовать.

Тем более его должны были насторожить слова Иисуса: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе (Ин 19: 11).

Пилат предпринял не менее трех попыток освободить Спасителя. Но кончилось все так же, как и в предыдущие его столкновения с иудейской толпой: ему пришлось отступить. Убедить его, что Иисус виновен, первосвященники так и не смогли и тогда прибегли к откровенному шантажу: Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин 19:12). Этот аргумент подействовал. Пилат символически умыл руки перед толпой и объявил: Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы (Мф 27:24).

Так малодушие Пилата перечеркнуло все его попытки поступить по совести.

Мог ли Пилат настоять на своем?

Наверняка мог. Ни один человек не является слепым орудием Божиего Промысла, не был им и Пилат. Просто ему не хотелось идти на обострение конфликта с иудеями. Те и впрямь могли донести на него императору. Хотя, если разобраться, такой донос вряд ли повредил бы его карьере: освобождение Вараввы, открыто бунтовавшего против римлян, наверняка было бы в глазах Рима более тяжелым проступком, чем освобождение «Царя Иудейского».

В конце концов Пилат все равно был смещен по доносу. На него пожаловались жители Самарии (местности к северу от Иудеи) после того, как он казнил множество их сограждан, собравшихся по какому-то поводу на священной для них горе Гаризим. Церковный историк Евсевий Кесарийский пишет, что Пилата отправили в ссылку, где он покончил жизнь самоубийством.

Так умер человек, который сыграл одну из самых важных ролей в евангельской истории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: