Петр фоменко — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Пётр Фоменко

фотографии >>

биография

Фоменко Пётр Наумович

13 июля 1932, Москва — 9 августа 2012, Москва.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (3.08.1987).
Народный артист России (13.05.1993).
Заслуженный деятель культуры Польши (1979).

Окончил училище М. М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки.
Поступил в Школу-студию МХАТ, где быстро стал для консервативных преподавателей-академиков средоточием всего, что «глубоко противопоказано великой школе русского театра». С одарённым «изгоем», несмотря ни на что, продолжал заниматься Б. И. Вершилов, в прошлом коллега Е. Б. Вахтангова. Тем не менее, Фоменко был отчислен «за хулиганство» с третьего курса в 1953 году.
Поступил в МГПИ имени В. И. Ленина (филологический факультет), который окончил заочно в 1955 году. Здесь Пётр Фоменко сдружился с Ю. И. Визбором, Ю. Ч. Кимом, Ю. И. Ковалем. Режиссировал знаменитые «капустники».
Параллельно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа (курс Н. М. Горчакова; среди педагогов А. А. Гончаров, Н. В. Петров), который окончил в 1961 году. Первый спектакль поставил в 1958 году.
За эстетическую неблагонадёжность официозная театральная критика нарекла режиссёра «осквернителем праха русской классики». В это время Пётр Фоменко жил без постоянной работы, перебиваясь случайными заработками на телевидении, в провинциальных театрах, драмкружках и даже частной практикой филолога. К этому же периоду относится работа в студенческой студии МГУ на Ленинских горах. Не найдя работы в Москве, он уехал в Тбилиси, где два сезона работал в Тбилисском театре им. Грибоедова.

В 1972-1981 годах — режиссер, главный режиссер (с 1977) Ленинградского театра Комедии.
В 1982-1989 годах работал в Московском театре им. Маяковского.
С 1989 года — режиссер в Театре им. Евг. Вахтангова; ставил спектакли в Театре «Сатирикон».
В 1993-2012 годах — художественный руководитель Московского театра «Мастерская Петра Фоменко».

С 1981 года начинает преподавать в ГИТИСе по приглашению своего учителя, Андрея Александровича Гончарова (поначалу как педагог в мастерской О. Я. Ремеза). В 1992 году получает звание профессора РАТИ.
В 2000 году преподавал в Парижской консерватории, затем ставил спектакли в Комеди Франсез (2003), а в 2005 году на чеховском фестивале в Москве был показан спектакль поставленный Фоменко на актёров труппы Comédie-Française «Лес» Островского.
В 2001 году выпустил последний курс студентов. В 2003 году оставил кафедру режиссуры в РАТИ (ГИТИС) и ушёл из официальной театральной педагогики, которой отдал более 20 лет жизни.

Среди учеников Фоменко режиссёры Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Алексей Бураго , Николай Дручек, актёры Галина Тюнина, сёстры Полина и Ксения Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Полина Агуреева, Андрей Казаков, Кирилл Пирогов, Илья Любимов, Евгений Цыганов.
Работал в кино и на Центральном телевидении.
Ставил спектакли в Польше, Австрии, Франции.

Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

Первая жена — художник-постановщик Лали Бадридзе.
Вторая жена (вдова) — заслуженная артистка РСФСР Майя Тупикова (род. 1931).

Московский драматический театр (Театр на Малой Бронной)
1958 — «Беспокойное наследство» К. Я. Финна
1961 — «Один год» по Ю. П. Герману
1968 — «Как вам это понравится» У. Шекспира

Ленинградский театр комедии (1972—1981)
1972 — «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова
1973 — «Троянской войны не будет» Ж. Жироду
1974 — «Старый Новый год» М. М. Рощина
1974 — «Родственники» Э. В. Брагинского и Э. А. Рязанова
1975 — «Мизантроп» Мольера
1975 — «Муза» Г. М. Никитина
1978 — «Лес» А. Н. Островского
1978 — «Пассаж в пассаже» С. В. Михалкова по Ф. М. Достоевскому
1978 — «Опасно для жизни» А. Антохина.
1979 — «Свадьба. Юбилей» по А. П. Чехову
1979 — «Добро, ладно, хорошо» В. И. Белова
1980 — «Измена» Л. Г. Зорина
1980 — «Тёркин-Тёркин» А. Т. Твардовского
1981 — «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима по мотивам пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится»

Московский академический театр имени Владимира Маяковского
1966 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина
1985 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова
1989 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (постановка)
1991 — «Государь ты наш, батюшка» по «Детоубийце» Ф. Горенштейна
1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского
1996 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина
1999 — «Воскрешение, или Чудо святого Антония» М. Метерлинка

Мастерская Петра Фоменко в ГИТИС-РАТИ (1981—1996)
1984 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина
1986 — «Игроки» Н. В. Гоголя (совместно с Р. А. Сиротой)
1988 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина
1992 — «Волки и овцы» А. Н. Островского

Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» (1993—2012)
1996 — «Таня-Таня» О. Мухиной (режиссёр-постановщик)
1996 — «Свадьба» А. П. Чехова
1998 — «Чичиков. Мертвые души, том второй», фантазия на тему позднего Н. В. Гоголя
— «Двенадцатая ночь» Шекспира
2000 — «Одна абсолютно счастливая деревня», по Б. Б. Вахтину
2000 — «Семейное счастие» Л. Н. Толстого (автор композиции и режиссёр-постановщик)
2001 — «Безумная из Шайо» Ж. Жироду
2001 — «Война и мир. Начало романа. Сцены» Л. Н. Толстого (автор инсценировки, постановка)
2002 — «Египетские ночи», по произведениям А. С. Пушкина и В. Я. Брюсова
2004 — «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (мизансцены)
2004 — «Три сестры» А. П. Чехова
2006 — «Прости нас, Жан-Батист» по «Мещанину во дворянстве» Ж.-Б. Мольера («соучастник-оппонент»)
2006 — «Как жаль» по пьесе «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» Г. Гарсиа Маркеса
2008 — «Бесприданница» А. Н. Островского
2008 — «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима по канве пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится»
2009 — «Триптих» А. С. Пушкина по «Графу Нулину», «Каменному гостю» и «Сценам из Фауста»

Постановки в других театрах
1959 — «Иркутская история» А. Н. Арбузова. Театр-студия «Металлург» (Москва)
1960 — «Проводы белых ночей» В. Ф. Пановой. Дипломный спектакль актёрского факультета ГИТИСА
1961 — «Даешь Америку!» по С. Ларионову в Московском театре драмы и комедии (Спектакль не вышел, репетиции спектакля были прекращены из-за несоответствия пьесы репертуарной политике)
1961 — «Проводы белых ночей» В. Ф. Пановой. Ногинский драмтеатр
1962 — «Микрорайон» по повести Л. В. Карелина в Московском театре драмы и комедии
1964 — «Король Матиуш I» по Я. Корчаку в ЦДТ
1965 — «Приключения жёлтого чемоданчика» С. Прокофьевой. Совместно с В. Ованесовым. Центральный детский театр
1967 — «Дознание» П. Вайса в театре на Таганке
1968 — «Человек, похожий на самого себя или вечер Михаила Светлова» З. Паперного. Театр-студия МГУ
1969 — «Татьянин день» Д. Урнова. Театр-студия МГУ
1969 — «Новая Мистерия-Буфф» по В. В. Маяковскому в обработке М. Г. Розовского в Ленинградском театер им. Ленсовета
1970 — «Свой остров» Р. А. Каугвера в Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова
1971 — «Дорога цветов» В. П. Катаева в Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова
1974 — «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова, 2-я редакция спектакля, в «Театре Польском» (Вроцлав)
1976 — «Экзамены никогда не кончаются» Э. де Филиппо в ЦТСА
1977 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва в Малом театре
1990 — «Калигула» А. Камю в Театре им. Моссовета
1994 — «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка в театре «Сатирикон»
«Пиковая дама» А. С. Пушкина со студентами в Парижской консерватории
«Каменный гость» А. С. Пушкина со студентами в Парижской консерватории
2003 — «Лес» А. Н. Островского в Комеди Франсез

Петр Фоменко

Имя: Петр Фоменко (Petr Fomenko)

Отчество: Наумович

День рождения: 13 июля 1932

Кто родился в этот день: 13 чел.

Место рождения: г. Москва

Дата смерти: 9 августа 2012 (80 лет)

Причина смерти: узнать сердечный приступ

Где похоронен: узнать Москва, Ваганьковское кладбище

Карьера: режиссер, педагог

  • Ранние годы, детство и семья Петра Фоменко
  • Карьера Петра Фоменко: режиссер и педагог
  • Личная жизнь Петра Фоменко

Биография Петра Фоменко

Петр Фоменко – это прославленный режиссер и театральный педагог, чей многолетний труд сформировал сам стиль и образ российского театра. Среди его учеников было множество звезд современного искусства.

Среди его театральных постановок – бессчетное множество шедевров. Именно поэтому в настоящее время Петра Фоменко, называют классиком российской сцены. Человеком, который стал образцом для многих десятков последователей.

Ранние годы, детство и семья Петра Фоменко

Пётр Фоменко появился на свет 13 июля 1932 года в городе Москва. В детстве он был самым обычным парнем, а потому, как и многие его сверстники, увлекался спортом.

В разные годы он занимался футболом, теннисом, хоккеем с мячом и традиционным хоккеем с шайбой. Некоторое время спустя в числе его увлечений появились также музыка и театр. Как отмечается в ряде источников, любовь к искусству парню привила мать.

Еще в детском возрасте наш сегодняшний герой окончил музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а затем еще и училище Ипполитова-Иванова (класс скрипки). Некоторое время Петр Фоменко думал о том, что в будущем станет музыкантом, однако впоследствии все-таки поступил в театральный ВУЗ – в Школу-студию МХАТ. Именно поэтому в своих более поздних интервью наш сегодняшний герой неоднократно признавался, что в театр его привела музыка.

Однако поступить в МХАТ, как известно, это еще полдела. И ярким примером тому является сам прославленный режиссер. Будучи ярким, живым и креативным, Петр Фоменко никогда не хотел развиваться в канве скупого и консервативного советского искусства. Его считали «одаренным изгоем», а потому он постоянно пребывал в немилости у местных педагогов.

Читайте также  Зои дойч - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Именно поэтому уже на третьем курсе Петра Фоменко отчислили, подыскав для этого какой-то сомнительный предлог. После этого наш сегодняшний герой поступил на филологический факультет МГПИ имени Ленина, где стал учиться на заочном отделении. В период учебы он сдружился со многими известными деятелями советский неформатной сцены. Он режиссировал «капустники» для Юрия Визбора, ставил некоторые музыкальные спектакли для Юрия Коваля. Некоторое время спустя он едва самостоятельно не поставил пушкинского «Каменного гостя». Однако данный проект так и остался на стадии репетиций.

Карьера Петра Фоменко: режиссер и педагог

После окончания ГИТИСа Петр Фоменко стал работать в театре Маяковского, однако и в этот раз мир «советского партийного искусства» крайне негативно принял молодого режиссера. Его постановка «Смерть Тарелкина» была запрещена после пятидесяти показов.

Его спектакль «Новая Мистерия-Буфф» и вовсе был не допущен к показу. В довершение всего в один прекрасный момент театральные критики Страны советов нарекли режиссера «осквернителем русской классики», после чего Петр Фоменко надолго остался без работы.

После этого наш сегодняшний герой долгое время жил случайными заработками. Он ставил представления в провинциальных театрах, иногда помогал режиссерам на телевидении. Некоторое время Петр Наумович даже работал филологом. Однако впоследствии талантливый «неформатный» режиссер все-таки нашел для себя подходящее место в мире театрального искусства.

Оставив Россию, Петр Фоменко отправился в Грузию, где в течение двух лет проработал в Тбилисском театре Грибоедова. В 1972-м году он вновь вернулся в РСФСР, где стал трудиться в качестве режиссера Ленинградского Театра Комедии. Пять лет спустя наш сегодняшний герой стал главным режиссером данного театра, однако, несмотря на это, уже в 1981-м году вновь-таки был вынужден уйти из-за очередного «идеологического конфликта».

В том же году Петр Фоменко вернулся в Москву, где некоторое время спустя нашел работу в том самом Театре Маяковского. В 1989-м году режиссер перешел в Театр Вахтангова.

Параллельно с этим (начиная с 1981-го года) Петр Наумович преподавал в родном для себя ГИТИСе. Поначалу он работал лишь в качестве одного из педагогов студии Оскара Ремеза. Однако уже в 1992-м году получил звание профессора, а вместе с ним и право набрать свой собственный курс.

С тех пор в качестве преподавателя Петр Фоменко работал около двадцати лет. В разные годы его учениками были Сергей Пускепалис, Полина Агуреева, Миндаугас Карбаускис, Галина Тюнина, Марина Глуховская, и многие другие прославленные деятели театра.

В 2000-м году наш сегодняшний герой также работал педагогом в Парижской консерватории.

Параллельно с педагогической деятельностью, Петр Фоменко продолжал работать в качестве режиссера. С 1993-го года он работал в качестве руководителя Московского театра «Мастерская Петр Фоменко», а также ставил спектакли в других театрах. В разное время режиссером было поставлено порядка шестидесяти спектаклей в Москве, Тбилиси, Париже, Вроцлаве, Санкт-Петербурге и Зальцбурге.

За свой выдающийся вклад в развитие театрального искусства наш сегодняшний герой получил огромное множество различных премий как в России, так и в странах Европы. Так, в частности, в личной коллекции мастера есть «Золотая Маска», «Хрустальный Турандот», премии «Триумф» и «Чайка», французский орден искусств и литературы, а также звание Народного артиста России и Заслуженного деятеля культуры Польши.

Его путь в искусстве был прерван лишь смертью. Великий мастер умер в результате сердечного приступа девятого августа 2012-го года. Ныне могила Петра Наумовича находится на Ваганьковском кладбище.

Личная жизнь Петра Фоменко

В жизни режиссера было три брака. Первой его супругой была грузинка Лали Бадридзе, которая работала художником-постановщиком в тбилисском театре. После этого наш сегодняшний герой долгое время состоял в любовных отношениях с литовской писательницей Аудроне Гирдзияускайте, которая фактически была его гражданской женой. В рамках этого союза на свет появился внебрачный сын Петра Фоменко – Андрис.

Последней супругой режиссера была актриса Майя Тупикова. С ней Петр Наумович прожил до конца своих дней.

Внебрачный сын Петра Фоменко приехал на похороны из Литвы

Ребенка великому режиссеру родила театровед Аудроне Гирдзияускайте

По христианской традиции усопших хоронят на третий день после смерти. Но прощание с гениальным режиссером и педагогом Петром ФОМЕНКО пришлось отложить еще на двое суток. Многие друзья и коллеги 80-летнего мастера, скончавшегося после сердечного приступа, были в отпусках и не успевали вернуться в Москву. Но самое главное, и об этом знали только близкие, из Вильнюса ждали внебрачного сына Петра Наумовича по имени Андрис вместе с мамой — известной в Прибалтике писательницей и театральным критиком Аудроне ГИРДЗИЯУСКАЙТЕ. С законной женой, а теперь вдовой Фоменко, актрисой Майей ТУПИКОВОЙ, литовка впервые встретилась у гроба Петра Наумовича.

Проститься с мастером.

— Петр Наумович никогда не был публичным человеком, — говорит актер его театра-мастерской Карэн Бадалов . — Ни он, ни его близкие не выпячивали личную жизнь, как это многие делают. Фоменко до последнего приходил в театр, просто не мог без него жить. Сетовал, как тяжело и обидно, когда начинает предавать собственное тело. У него уже давно обнаружили страшный диабет. Надо знать Петра Наумовича, который никогда не соблюдал режим питания, волновался, курил, выпивал. Скончался в Бакулевском центре, куда его положили с жуткой аритмией. Он всегда жил не так как положено, а как чувствовал. Раньше шутили, что у нас женский театр. Фоменко всю жизнь любил женщин-актрис и ставил спектакли именно на них. Но благодаря этому у нас собралась и сильная мужская группа. Когда много женщин, то мужчины становятся мужчинами.

. пришли сотни учеников и поклонников

Пригласил на дыню

Со своей супругой — Майей Тупиковой , с которой прожил до конца дней, Фоменко познакомился в 1965 году.

— Судьба свела меня с Петей в курортном поселке Новый Свет, — поделилась вдова режиссера. — Я тогда служила актрисой в Ленинградском театре комедии и летом отправилась отдохнуть в Крым с подружками. Они и представили меня Фоменко. Если честно, его приятель, высокий блондин, поначалу приглянулся мне гораздо больше, чем неказистый и коренастый начинающий режиссер. Парни пригласили нас вечером к себе на дыню. Разговор долго не клеился, наладить беседу не помогло даже вино. Чтобы снять неловкость, Фоменко начал декламировать девятую главу «Евгения Онегина». Все сразу оживились, а я поняла — этот человек мой!

На тот момент и Майя, и Петр имели за плечами неудачные браки. Тупикова развелась с первым мужем, актером Леонидом Леонидовым , от которого воспитывала десятилетнего сына Андрея. А Фоменко расторг брак с художником-постановщиком Лали Бадридзе .

У Лали росла дочка Оля, но девочку та родила не от Петра Наумовича.

— То, что Фоменко мне понравился, видимо, быстро передалось ему, — продолжает Майя Андреевна. — Сначала мы просто общались, гуляли, а потом поняли — любим друг друга. После возвращения с юга, нас разделяли города. Я тогда жила в Ленинграде, Петя — в Москве. Денег на самолет не всегда хватало, но Фоменко все равно умудрялся ко мне прилетать. Доставал свою красную книжечку СТД и с ней нагло шел через все турникеты в аэропорту. Говорил, что следует на вручение знамени, его пускали в самолет — никто не понимал, что происходит. Видно, была какая-то магия, когда он произносил эти слова.

Но даже когда влюбленные стали жить вместе, Фоменко не спешил делать Майе предложение. Десять лет пара прожила в гражданском браке.

Петр Фоменко: биография

Полное имя: Петр Наумович Фоменко

Дата рождения: 13.07.1932

Дата смерти: 09.08.2012 (80 лет)

Место рождения: г. Москва (Россия)

Знак зодиака: Рак

Новости со звездой: 10

Биография

Петр Фоменко — биография

Петр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве, в интеллигентной семье. Он учился в московской школе №9, очень увлекался спортом (занимался футболом, теннисом, хоккеем с мячом и хоккеем с шайбой). Его мама прививала сыну любовь к литературе, музыке и театру.

В школьные годы (1940-е) Петр учился в музыкальной школе имени Гнесиных (занятия не прерывались даже во время войны), затем окончил Музыкальное училище им. М.М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки. В 1950 году он поступил на актерский факультет в Школу-студию МХАТ (один из учителей — засл.артист РСФСР Борис Ильич Вершилов, коллега Евг.Вахтангова).

Однако, он не смог выдерживать строгость академической ремесленной школы и быстро стал «одаренным изгоем», был отчислен с 3-го курса и завершил свое первое высшее образование в 1955 году на филологическом факультете Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. Вместе с Фоменко учились будущие писатели и барды Ю. И. Визбор, Ю. Ч. Ким, писатель Ю. И. Коваль.

Удивительная творческая атмосфера этого вуза сподвигла юношу начать ставить студенческие «капустники», спектакли (в т.ч. «Каменный гость» А.С. Пушкина), после окончания института он поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (руководитель курса Николай Михайловичй Горчаков, мастера курса — актер и режиссер Нар. арт. СССР Николай Павлович Охлопков и выдающийся режиссер, Герой Соцтруда Андрей Александрович Гончаров).

Первые театральные спектакли П. Фоменко — драма «Беспокойное наследство» К. Финна (Московский драматический театр, ныне — Театр на Малой Бронной, 1958), «Иркутская история» А. Н. Арбузова (Театр-студия «Металлург», 1959). Его дипломный спектакль — «Проводы белых ночей» В. Ф. Пановой (ГИТИС, 1960).

Окончив ГИТИС в 1961 году, Фоменко около 10 лет ставил спектакли как приглашенный режиссер — «Один год» (по роману Ю. П. Германа), «Как вам это понравится» У. Шекспира (1961 -1968) в МДТ, Москва; «Микрорайон» по роману Л. В. Карелина (1962) «Дознание» П. Вайса (1967) в Московском театре драмы и комедии (ныне — Театр на Таганке), «Король Матиуш I» по Я. Корчаку (ЦДТ — ныне РАМТ, 1964), «Татьянин день» Д. Урнова в Театре-студии МГУ «Ленинские горы» (1969) и др. Первый большой и весьма скандальный успех пришел к режиссеру со спектаклями «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (Московский академический театр им. Вл. Маяковского, 50 аншлагов, затем закрыт, 1966) и «Новая Мистерия-Буфф» по В. Маяковскому (Театр Ленсовета, не допущен до премьеры, 1969). Эти авангардистские и абсурдистские, яркие постановки, где режиссер недвусмысленно издевался над политическими и общественными реалиями конца хрущевской «оттепели» вызвали его конфликт с чиновниками от искусства, которые закрыли молодому режиссеру карьеру на ведущих сценах столицы. Фоменко работал на телевидении, давал частные уроки как словесник, ставил спектакли в драмкружках, студиях.

Читайте также  Алиса гребенщикова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1970-1971 годах он работал в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова («Свой остров» Р. А. Каугвера, «Дорога цветов» В. П. Катаева).

С 1972 года Петр Фоменко был ведущим режиссером Театра Ленсовета (Ленинград), среди его спектаклей — «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова (1972), «Троянской войны не будет» Ж. Жироду (1973), «Старый Новый год» М. М. Рощина (1974), «Лес» А. Н. Островского (1978), «Свадьба. Юбилей» по А. П. Чехову (1979), «Тёркин-Тёркин» А. Т. Твардовского (1980), «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима по пьесе У. Шекспира «Как вам это понравится» (1981).

По словам Сергея Женовача он «ставил потрясающие, изумительные спектакли, переворачивающие наше представление о театре», он был известен и уважаем коллегами и театральной публикой, но из-за постоянных конфликтов с партийным руководством Ленинграда («нессответствие репертуарной политике») в 1981 году был выдавлен из театра.

Во вт. пол. 1970-х Фоменко поставил успешные спектакли в московских театрах — Центральном театре Советской Армии ( «Экзамены никогда не кончаются» по Э.де Филиппо, 1976) и в Малом театре ( «Любовь Яровая» К. А. Тренёва, 1977). Также он работал в Польше (Театр Польски, Вроцлав, в 1979 присвоено звание засл. деят. культуры Польши).

С нач. 1980-х Петр Фоменко жил и работал в Москве. Он поставил спектакли в Театре Маяковского («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, 1985), в Театре им. Евг. Вахтангова ( «Дело» А. В. Сухово-Кобылина, 1989).

Главным его делом в этот период стала педагогика: с 1981 по 2001 год он преподавал в ГИТИСе (педагог в мастерской О.Я. Ремеза, затем профессор), подготовил три выпуска актеров (1993, 1997, 2001). Среди его учеников — Сергей Пускепалис, Миндаугас Карбаускис, Галина Тюнина, Марина Глуховская. Курс набора 1988 года стал «звездным» курсом ГИТИСа: Петр Наумович и педагоги курса (С.В. Женовач, Е.Б. Каменькович и др.) вырастили из своих студентов уникальное актерское сообщество «фоменок».

Уже студенческие и выпускные спектакли актерской школы «фоменок» стали в нач. 1990-х событиями культурной жизни. «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Владимир III степени» по Н.В. Гоголю, «Приключение» М.И. Цветаевой были признаны не только российской, но и мировой публикой, были участниками и получали награды крупнейших театральных фестивалей. Курс 1993 года почти в полном составе стал новой театральной труппой, молодой театр мгновенно стал культовым театром.

За 20 лет своего существования мастерская, театр-студия, а ныне Московский театр «Мастерская П. Фоменко» стал одним из самых известных и титулованных театров России (Государственные премии РФ, Премии мэра Москвы, все профессиональные премии). Репертуарный театр, в котором играют преимущественно «серьезную» классику с постоянным аншлагом, а его актеры, не особенно часто снимаясь в кино, широко известны: Полина Агуреева, Полина и Ксения Кутеповы, Галина Тюнина, Юрий Степанов, Евгений Цыганов, Ирина Пегова, Илья Любимов, Мария Андреева, Ирина Горбачева,Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Павел Баршак, Никита Зверев, Кирилл Пирогов, Никита Тюнин, Людмила Аринина, Полина Медведева и др. Много играла в спектаклях Фоменко и нар.арт.России Людмила Васильевна Максакова.

Петр Фоменко стал одним из авторитетнейших театральных деятелей новой России.
Спектакли П.Н. Фоменко в 1990-х-2000-х уже вошли в историю отечественного театра как шедевры: «Борис Годунов» (1984), «Пиковая дама» (1988) «Египетские ночи» (2002), «Триптих» по А. С. Пушкину (2009); «Игроки» (1986), «Он был титулярный советник» (2004), «Чичиков. Мертвые души, том второй» по Н.В. Гоголю (1998); «Волки и овцы» (1992) и «Бесприданница» по А. Н. Островскому (2008); «Семейное счастие» (2000) и «Война и мир. Начало романа. Сцены» по Л. Н. Толстому (2001); «Безумная из Шайо» Ж. Жироду, (2001); «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима/У. Шекспира, (2008); «Свадьба» по А. П. Чехову, (1996); «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину, (2000); «Театральный роман (Записки покойника)» по М. А. Булгакову (2012) и др. «Визитной карточкой» театра Фоменко стали спектакли «Три сестры» А. П. Чехова (с 2004) и «Таня-Таня» О. Мухиной (с 1996).

Известными спектаклями Фоменко также были «Калигула» А. Камю (Театр им. Моссовет, 1990), «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка (Театр «Сатирикон», 1994), «Лес» А. Н. Островского (театр Comédie-Française, Париж, 2003). Всего режиссером были поставлены более 60 спектаклей.
В кино Фоменко начал работать с сер. 1970-х, он снял довольно известный мини-сериал , военную драму «На всю оставшуюся жизнь» по повести В.Пановой (1975) и мелодраму «Почти смешная история» (1977). Также он снял выдающиеся авторские экранизации — телепьесы по русской и советской классике — «Детство. Отрочество. Юность» по Л. Н. Толстому (1973), «Любовь Яровая» по К. А. Тренёву (1981), «Этот милый старый дом» по А. Н. Арбузову (1983), «Повести Белкина. Выстрел» (1981), «Повести Белкина. Метель» (1984), «Повести Белкина: Гробовщик» (1990) и «Пиковая дама» (1985) А. С. Пушкина; спектакли «Мастерской П.Фоменко» — «Триптих» по А.С.Пушкину (2012), «Таня-Таня» О.Мухиной (2001).

Как актера Петра Фоменко можно увидеть в картинах «Поездки на старом автомобиле» (реж.П. Фоменко, роль актера Пети, 1987) и «Чёрный монах» (реж.И. Дыховичный, роль Песоцкого, 1988). Фоменко также всегда принимал участие в работе над сценариями фильмов, был соавтором художников-оформителей своих спектаклей и фильмов.

Петр Наумович Фоменко ушел из жизни 9 августа 2012 года, вскоре после своего 80-летия (диабет, осложнения на сердце), в год 20-летия своего театра. Он похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

О режиссере и его театре сняты документальные фильмы и передачи — «Семейное счастье Петра Фоменко» (Первый канал, 2014), «Театральная летопись. Петр Фоменко» (реж. О. Корвяков, 2011), «Силуэты. Петр Фоменко» (канал «Культура», 2013), «Театр Петра Фоменко, репетиции в 40 мгновениях» (текст читает Л. Максакова, 2010) и др.

Годы жизни: 13.07.1932 — 09.08.2012

Звания

▪ Заслуженный деятель культуры Польши (1979)
▪ Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987)
▪ Народный артист РФ (1993)

Награды

▪ Золотая медаль имени А. Д. Попова Центрального театра Советской Армии, Москва (режиссер спектакля «Экзамены никогда не кончаются», 1978)
▪ Премия «Гвоздь сезона» Союза театральных деятелей РФ, в рамках фестиваля «Московские сезоны» (спектакль «Без вины виноватые», сезон 1992—1993)
▪ Премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа режиссера» (спектакль «Великолепный рогоносец», Театр сатиры, 1995)
▪ Первая театральная премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура» (1993 — спектакли «Без вины виноватые», Театр им. Евг. Вахтангова и «Волки и овцы», РАТИ; 1996 — спектакль «Пиковая дама», Театр им. Евг. Вахтангова)
▪ Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007)
▪ Международная Премия Станиславского, Международного театрального фестиваля «Сезон Станиславского», дважды лауреат (спектакль «Пиковая дама», сезон 1995-1996; спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня», сезон 1999—2000)
▪ Трижды лауреат Государственной премии РФ в области театрального искусства (спектакль «Без вины виноватые», 1994; за создание Московского театра «Мастерская П. Фоменко», 1997; как режиссер спектаклей «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Война и мир. Начало романа. Сцены», 2001)
▪ Российская премия поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф» (2001)
▪ Премия им. Г. А. Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», Санкт-Петербург (первый лауреат, 2001)
▪ Театральная премия «Чайка» в почётной номинации «Патриарх» (2002)
▪ Премия председателя Союза театральных деятелей РФ (сезон 2002—2003)

▪ Премия Президента РФ в области литературы и искусства «За выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России» (2003)
▪ Командор Ордена искусств и литературы/Ordre des Arts et des Lettres, Франция (2005)
▪ Премии «Золотая Маска» в номинации «Работа режиссера» (спектакль «Война и мир. Начало романа», 2002; спектакль «Три сестры», 2006)
▪ Зрительские интернет-премии «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссура: Мэтры» (спектакль «Бесприданница», 2009; спектакль «Триптих», 2010)

Семья

Первая супруга — Лали Давидовна Бадридзе, театральная художница, художник-постановщик, сотрудница Театрального музея им. А.А.Бахрушина.
Вторая супруга — Майя Тупикова, театральная актриса (вместе с сер. 1960-х, брак с сер.1970-х)
Пасынок — Андрей Тупиков, театральный режиссер (1955), сын М. Тупиковой и петербургского актера Л.Е. Леонидова, воспитывался в семье Фоменко.
Третья супруга (гражданский брак) — Аудроне Гирдзияускайте, литовский театровед, критик, писательница (вместе в п. пол. 1960-х)
Сын — Андрис (родился в п. пол. 1960-х)
Внучки (дочери Андриса) — Мария (1987), Анна (1989)

Петр Наумович Фоменко — биография

В 1972-1975 годах Петр Фоменко работал в Ленинградском театре комедии (с 1977 главный режиссер), с 1982 — в Московском театре имени Маяковского, с 1989 — в Московском театре имени Евгения Багратионовича Вахтангова.

Читайте также  Матвей ганапольский - биография знаменитости, личная жизнь, дети

За годы преподавания в ГИТИСе Петр Фоменко выпустил четыре курса студентов, среди которых известные режиссёры и актёры: Сергей Васильевич Женовач, Иван Павлович Поповски, Олег Рыбкин, Елена Александровна Невежина, Владимир Георгиевич Епифанцев, Василий Георгиевич Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Витауто Пускепалис, Николай Дручек, Марина Витальевна Глуховская, сестры Ксения Павловна и Полина Павловна Кутеповы, Полина Владимировна Агуреева, Максим Викторович Литовченко, Андрей Игоревич Казаков и другие.

Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). » Льва Николаевича Толстого (1985, Московский театр им. Маяковского), «Калигула» (1990, Театр им. Моссовета), «Без вины виноватые» А. Н. Островского (1993, Московский театр им. Евгения Вахтангова). Основатель (1993) и художественный руководитель московского театра «Мастерская П. Фоменко», созданного на основе выпуска Российской академии театрального искусства (б. ГИТИС). Государственная премия Российской Федерации (1994). В 2000 в своем театре поставил спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» Бориса Борисовича Вахтина, удостоенный Международной премии Константина Сергеевича Станиславского.

Личная жизнь

Первая жена — художник-постановщик Лали Бадридзе;

Вторая жена (вдова) — актриса Майя Тупикова.

У Петра Фоменко остался внебрачный сын Андрюс, рождённый литовской писательницей и театральным критиком Аудроне Гирдзияускайте.

Творчество Петра Наумовича Фоменко

Работы в театре

Ленинградский театр комедии (1972—1981):

  • 1972 — «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова;
  • 1973 — «Троянской войны не будет» Ж. Жироду;
  • 1974 — «Старый Новый год» М. М. Рощина;
  • 1974 — «Родственники» Эмиля Вениаминовича Брагинского и Эльдара Александровича Рязанова;
  • 1975 — «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера;
  • 1975 — «Муза» Г. М. Никитина;
  • 1978 — «Лес» А. Н. Островского;
  • 1978 — «Пассаж в пассаже» Сергея Владимировича Михалкова по Федору Михайловичу Достоевскому;
  • 1978 — «Опасно для жизни» А. Антохина;
  • 1979 — «Свадьба. Юбилей» по Антону Павловичу Чехову;
  • 1979 — «Добро, ладно, хорошо» В. И. Белова;
  • 1980 — «Измена» Л. Г. Зорина;
  • 1980 — «Тёркин-Тёркин» А. Т. Твардовского;
  • 1981 — «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима по мотивам пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится».

Московский драматический театр (Театр на Малой Бронной):

  • 1958 — «Беспокойное наследство» К. Я. Финна;
  • 1961 — «Один год» по Ю. П. Герману;
  • 1968 — «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира.

Московский академический театр имени Владимира Маяковского:

  • 1966 — «Смерть[en] Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина;
  • 1985 — «Плоды просвещения» Льва Николаевича Толстого (постановка).

Мастерская Петра Фоменко в ГИТИС-РАТИ (1981—1996):

  • 1984 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина;
  • 1986 — «Игроки» Н. В. Гоголя (совместно с Р. А. Сиротой);
  • 1988 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина;
  • 1992 — «Волки и овцы» А. Н. Островского (постановка).

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова:

  • 1989 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (постановка);
  • 1991 — «Государь ты наш, батюшка» по «Детоубийце» Ф. Горенштейна;
  • 1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
  • 1996 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина;
  • 1999 — «Воскрешение, или Чудо святого Антония» Мориса Метерлинка.

Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» (1993—2012):

  • 1996 — «Таня-Таня» О. Мухиной (режиссёр-постановщик);
  • 1996 — «Свадьба» А. П. Чехова;
  • 1998 — «Чичиков. Мёртвые души, том второй», фантазия на тему позднего Николая Васильевича Гоголя;
  • 2000 — «Одна абсолютно счастливая деревня», по Б. Б. Вахтину;
  • 2000 — «Семейное счастие» Л. Н. Толстого (автор композиции и режиссёр-постановщик);
  • 2001 — «Безумная из Шайо» Ж. Жироду;
  • 2001 — «Война и мир. Начало романа. Сцены» Л. Н. Толстого (автор инсценировки, постановка);
  • 2002 — «Египетские ночи», по произведениям А. С. Пушкина и Валерия Яковлевича Брюсова (постановка);
  • 2004 — «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (мизансцены);
  • 2004 — «Три сестры» А. П. Чехова;
  • 2006 — «Прости нас, Жан-Батист» по «Мещанину во дворянстве» Жана Батиста Мольера («соучастник-оппонент»);
  • 2006 — «Как жаль» по пьесе «Любовная[en] отповедь сидящему в кресле мужчине» Г. Гарсиа Маркеса;
  • 2008 — «Бесприданница» А. Н. Островского (постановка и режиссура);
  • 2008 — «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима по канве пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится» (постановка);
  • 2009 — «Триптих» А. С. Пушкина по «Графу Нулину», «Каменному гостю» и «Сценам из Фауста» (постановка);
  • 2012 — «Театральный роман (Записки покойника)» Михаила Афанасьевича Булгакова. Совместно с К.А. Пироговым.

Постановки в других театрах:

  • 1959 — «Иркутская история» А. Н. Арбузова. Театр-студия «Металлург» (Москва);
  • 1960 — «Проводы белых ночей» Веры Федоровны Пановой. Дипломный спектакль актёрского факультета ГИТИСА;
  • 1961 — «Даешь Америку[en] !» по С. Ларионову в Московском театре драмы и комедии. (Спектакль не вышел, репетиции спектакля были прекращены из-за несоответствия пьесы репертуарной политике.);
  • 1961 — «Проводы белых ночей» В. Ф. Пановой. Драматический театр, Ногинск;
  • 1962 — «Микрорайон» по повести Л. В. Карелина в Московском театре драмы и комедии;
  • 1964 — «Король Матиуш I» по Я. Корчаку в ЦДТ;
  • 1965 — «Приключения жёлтого чемоданчика» С. Прокофьевой. Совместно с В. Ованесовым. Центральный детский[en] театр;
  • 1967 — «Дознание» П. Вайса в театре на Таганке;
  • 1968 — «Человек, похожий на самого себя или вечер Михаила Светлова» З. Паперного. Театр-студия МГУ «Ленинские горы»;
  • 1969 — «Татьянин день» Д. Урнова. Театр-студия МГУ «Ленинские горы»;
  • 1969 — «Новая Мистерия-Буфф» по В. В. Маяковскому в обработке М. Г. Розовского в Ленинградском театер имени Ленсовета;
  • 1970 — «Свой остров» Р. А. Каугвера в Тбилисском русском драматическом театре им. Александра Сергеевича Грибоедова;
  • 1971 — «Дорога цветов» Валентина Петровича Катаева в Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова; В. П. Катаева
  • 1974 — «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова, 2-я редакция спектакля, в «Театре Польском» (Вроцлав);
  • 1976 — «Экзамены никогда не кончаются» Э. де Филиппо в ЦТСА;
  • 1977 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва в Малом театре;
  • 1990 — «Калигула» Альбера Камю в Театре им. Моссовета;
  • 1994 — «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка в театре «Сатирикон»
  • «Пиковая дама» А. С. Пушкина со студентами в Парижской консерватории;
  • «Каменный гость» А. С. Пушкина со студентами в Парижской консерватории;
  • 2003 — «Лес» А. Н. Островского в Комеди Франсез.

Произведения

Фильмография:

Режиссёр:

  • 1973 — Детство. Отрочество. Юность;
  • 1975 — На всю оставшуюся жизнь (по повести «Спутники» В. Ф. Пановой);
  • 1977 — Почти смешная история (по сценарию Э. Брагинского);
  • 1985 — Поездки на старом автомобиле (по сценарию Э. В. Брагинского).

Сценарист:

  • 1975 — На всю оставшуюся жизнь (в соавторстве с Б. Б. Вахтиным).

Актёр:

  • 1982 — Джентльмены из Конгресса (фильм-спектакль) — (режиссёры Вениамин Смехов, Марина Ишимбаева) — Сол Фицморис, член комиссии по ассигнованиям конгресса США — главная роль и исполнение песен в фильме;
  • 1985 — Поездки на старом автомобиле[en] — Чубуков в постановке Зои Павловны;
  • 1988 — Чёрный монах (режиссёр И. В. Дыховичный) — Песоцкий Егор Семёнович, отец Татьяны;

Работы на центральном телевидении (1967—1991):

  • 1966 — «Новеллы» по Д. Паркер;
  • 1967 — Новеллы о Ходже Насреддине;
  • 1969 — Пиковая дама по А. С. Пушкину;
  • 1969 — «Михаил Кольцов»;
  • 1971 — Семейное счастие по Л. Н. Толстому;
  • 1973 — Детство. Отрочество. Юность по Л. Н. Толстому;
  • 1981 — Любовь Яровая по К. А. Тренёву (совместно с Алиной Казьминой);
  • 1981 — Повести Белкина. Выстрел по А. С. Пушкину (совместно с Лидией Ишимбаевой);
  • 1983 — Этот милый старый дом по А. Н. Арбузову;
  • 1984 — Метель по А. С. Пушкину;
  • 1987 — Пиковая дама по А. С. Пушкину;
  • 1991 — Гробовщик по А. С. Пушкину;
  • 2001 — Таня-Таня по О. Мухиной;
  • 2003 — Одна абсолютно счастливая деревня по Б. Б. Вахтину;
  • 2004 — Волки и овцы по Александру Островскому;
  • 2012 — Триптих по А. С. Пушкину. ( Википедия / Wikipedia )

Петр Наумович Фоменко скончался 9 августа 2012 года в Москве от сердечного приступа.

Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

Подпишитесь на новости:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя.

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: